Загрузить PDF
Загрузить PDF
Замена щеток стеклоочистителей (дворников) является важной и, к счастью, достаточно простой частью ухода за автомобилем. Щетки необходимо менять не реже раза в год. Необходимость замены можно понять по износу резины и ее растрескиванию.[1]
Вы также начнете замечать, что щетки оставляют после себя воду, следы или просто неравномерно протирают стекло. Обычно разумно менять сразу обе щетки, учитывая то, что если износилась одна, то и другая скоро придет в негодность.[2]
Заменить щетки стеклоочистителей можно самостоятельно всего за несколько шагов. Чтобы узнать, как это делается, следуйте нашим рекомендациям.
-
Решите, какую часть механизма стеклоочистителя необходимо заменить. В механизм стеклоочистителя входят рычаг и щетка с резиновой вставкой, закрепляемая на рычаге.
- Если щетка не прижимается к стеклу с достаточной силой или погнулась, вам необходимо заменить щетку целиком.
-
Купите в магазине автозапчастей подходящую для вашей модели автомобиля щетку. Попросите персонал помочь вам выбрать щетки, либо в качестве альтернативы измерьте свои старые щетки и принесите замеры с собой в магазин.
- Помните, что левая и правая щетки могут иметь разную длину.
-
Оттяните рычаг механизма стеклоочистителя и установите в стоячее положение. Поверните щетку перпендикулярно рычагу. Повторите процедуру со вторым рычагом.
- Некоторые механизмы стеклоочистителей отходят от стекла всего на несколько сантиметров. Если это имеет место в вашем случае, то не прилагайте усилий, чтобы оттянуть их дальше от стекла.
- На некоторых автомобилях, возможно, будет проще включить стеклоочистители, а когда они придут в движение, выключить зажигание. Так вы сможете поднять рычаг, и вам будет удобнее снять с него щетку.
Реклама
-
Найдите небольшую защелку с нижней стороны щетки (в месте соединения щетки с рычагом), затем надавите на нее (либо потяните, как требуется в некоторых случаях), чтобы освободить. Потяните щетку вниз — она должна сняться с металлического крючка на рычаге.
- Вам может понадобиться постучать по щетке или потянуть ее сильнее, чтобы снять, если в месте соединения скопилась грязь или следы коррозии.
- Иногда щетка легче снимается, если вдавить ее в рычаг, нажать защелку и затем снять с рычага.
- Теперь рычаги представляют из себя голые куски металла. Если их оставить в стоячем положении, они могут спружинить назад и повредить ветровое стекло. Поэтому ради собственного спокойствия осторожно опустите их на стекло и оставьте так до того момента, когда будете готовы надеть на них новые щетки.
- Для большей надежности подложите под них тряпочки, чтобы рычаги опирались на стекло через них.
-
Если левая и правая щетки имеют разную длину, не перепутайте стороны расположения щеток. Надавите подвижную защелку на новой щетке, чтобы она встала в перпендикулярное положение.
-
Приложите новую щетку к рычагу параллельно ему так, чтобы крючок рычага можно было вставить в отверстие в щетке. Вставьте крючок рычага в отверстие в щетке.
- Крючок должен быть обращен к самой щетке.
-
Осторожно опустите щетку на ветровое стекло в ее нормальное положение.
- Повторите процедуру со второй щеткой.
-
Если рычаг расположен под неправильным углом, стеклоочистители могут стучать. В среднем положении щетки должны находиться под углом в 90°. В расчет берется среднее положение, так как при движении по ветровому стеклу сверху вниз угол будет меняться из-за изогнутой формы стекла.
-
Включите зажигание и сбрызните ветровое стекло жидкостью стеклоомывателя, чтобы проверить правильность установки щеток.
- Если новые щетки оставляют полосы, предварительно попробуйте протереть их спиртовыми салфетками или тряпочкой, смоченной минеральным спиртом. Если и после этого щетки протирают стекло неравномерно, проверьте правильность их установки. Убедитесь в том, что вы установили их на правильные стороны, проверьте ориентацию. Если ничего не помогает, остановитесь у магазина автозапчастей и обратитесь за помощью.
Реклама
-
Начните с того, что найдите фиксаторы на концах щетки — они должны слегка выступать.
- Надавите на фиксаторы, чтобы разобрать щетку. Если вручную надавить на фиксаторы сложно, воспользуйтесь остроносыми плоскогубцами.
- В некоторых моделях нужно полностью снять щетку с рычага, чтобы заменить вставку.
-
После освобождения фиксаторов полностью стяните резиновую вставку с ползунка щетки.
- Щетка осталась без резины, и если ее оставить в стоячем положении, она может спружинить назад, повредив ветровое стекло. Поэтому для безопасности осторожно приложите голую щетку к стеклу, пока не будете готовы закрепить на ней новую резину. Для большей надежности дополнительно подложите под щетку тряпку.
-
Если левый и правый механизм стеклоочистителя имеет разную длину щеток, не перепутайте вставки местами. Вставьте новую резинку в щетку с того же конца, с которого вы вытаскивали старую.
- Когда вставите резинку, не забудьте зажать ее фиксаторами. Проверьте, что она надежно держится ими на месте.
-
Осторожно опустите щетку на ветровое стекло в нормальное положение, а затем повторите процедуру со второй резиновой вставкой.
- Если обновленные щетки оставляют полосы, предварительно попробуйте протереть их спиртовыми салфетками или тряпочкой, смоченной минеральным спиртом. Если и после этого щетки протирают стекло неравномерно, проверьте правильность их установки. Убедитесь в том, что вы установили их на правильные стороны, проверьте ориентацию. Если ничего не помогает, остановитесь у магазина автозапчастей и обратитесь за помощью.
Реклама
Советы
- Перед заменой щеток стеклоочистителей вы можете включить зажигание, запустить дворники и выключить зажигание, когда они будут на полпути вверх. Так вам будет немного легче снять щетки.
- Для получения дополнительной информации по покупке и замене подходящих щеток стеклоочистителей обратитесь к руководству по своему автомобилю.
- Во многих магазинах автозапчастей при покупке новых щеток стеклоочистителей вам их установят бесплатно.[3]
- Для чистки резины стеклоочистителя протирайте ее спиртовой салфеткой или тряпочкой, смоченной минеральным спиртом — так она будет служить дольше. [4]
Реклама
Что вам понадобится
- Новые щетки стеклоочистителей или резиновые вставки для них
- Остроконечные плоскогубцы (необязательно)
- Две тряпки (необязательно)
Об этой статье
Эту страницу просматривали 45 404 раза.
Была ли эта статья полезной?
Самостоятельно заменить дворники может практически каждый автовладелец. Для этого не нужен специальный инструмент или навыки. При этом процесс установки одинаковый для всех марок авто и зависит только от типа дворников.
В статье разберёмся, как часто нужно менять щётки, какие типы дворников существуют. Расскажем, как снять стеклоочистители в зависимости от вида креплений и какие существуют нюансы.
Как часто менять стеклоочистители
Щётки стеклоочистителя относятся к расходным материалам, которые требуют периодической замены:
-
Из-за естественного износа. Частота замены зависит от интенсивности использования и качества товара. Если часто идут дожди, снегопады и дворники работают почти без перерыва, то придётся производить замену каждые 2–3 месяца. Ведь теряется эластичность — образуются трещины, детали становятся жёсткими.
-
В зависимости от времени года. Если не установить зимние щётки, то летние примёрзнут к стеклу, и оторвать их без обогрева не получится.
Если рассматривать средние показатели, то замену проводят примерно через 30 тыс. км пройденного пути или раз в год для всесезонных моделей. И дважды в год — осенью и весной, для летних и зимних. Если же на стекле появились разводы, полосы, тоже лучше произвести замену. При сильном дожде такие щётки не помогут. И накопившаяся грязь на резине может поцарапать покрытие.
Для удобства водителей выпускаются щётки с индикатором износа (покрыты специальной краской). Когда цвет изменился, пора установить новые.
Алгоритм действий по замене
Стеклоочиститель лобового стекла состоит из трёх частей:
-
рычага — он крепится прямо к нижней части стекла;
-
лезвия — направляющий элемент, к которому крепится щётка;
-
щётки — резиновая или силиконовая часть, которая вытирает стекло.
Выходит из строя именно резиновая часть дворников. Её можно заменить на любой модели, но будет немного отличаться алгоритм работ.
Приведём общую инструкцию, которая в зависимости от типа крепления, сезонности и вида дворника может отличаться (нюансы рассмотрим ниже):
-
Поднимите металлический рычаг от стекла. Только аккуратнее. Если щётка отскочит, то может разбить ветровое стекло. Если отогнуть щётку мешает капот, то запустите дворники и остановите их в верхнем положении. На некоторых автомобилях присутствует рычаг MIST для перевода дворников в режим замены.
-
Отсоедините лезвие. В зависимости от типа крепления поворачиваем, тянем или откручиваем. Обычно снимают сначала дворник со стороны водителя, а потом со стороны пассажира.
-
Снимите щётку или резиновую ленту.
При этом учитывайте, что резиновая лента для каждого типа дворников отличается по конфигурации, составу, качеству обработки. Поэтому перед покупкой необходимо либо снять резинку и с ней обращаться в магазин, либо ознакомиться в интернете с типом ленты в зависимости от дворника.
Важно! Резинки правого и левого дворника могут отличаться на пару сантиметров.
Замена резиновой ленты
На каркасных и гибридных дворниках действуем так:
-
После того как сняли щётку, нужно найти металлические усики, которые удерживают резинку. В зависимости от конфигурации их может быть два или один. Аккуратно отгибаем с помощью отвёртки.
-
Тянем резинку на дворниках на себя. Она должна слезть без особых усилий.
-
Сравниваем размеры старой и приобретённой резинок. При необходимости подрезаем новую. Размеры должны чётко совпадать.
-
Вставляем новую в пазы и расправляем.
-
Возвращаем зажимы на прежнее место.
Чтобы было легче вставить резинку в пазы, её рекомендуем смазать мылом или моющим средством.
Для бескаркасных дворников алгоритм немного отличается:
-
Находим пластиковые заглушки, которые установлены на концах щёток стеклоочистителя. Снимаем их с помощью плоской отвёртки.
-
Удаляем резиновую часть. Дворник не сгибаем и не разгибаем.
-
Подбираем резинку, так как у различных моделей отличается профиль. Если длина больше, то просто обрезаем резинку.
-
Устанавливаем резиновую часть, заглушки и крепим дворник на металлический рычаг.
Но если не хотите тратить время, то рекомендуется приобрести резинку с лезвием в сборе. Так замену произвести легче и быстрее.
Замена щёток в сборе
До 2000 года использовали один тип крепления дворника на рычаг — крючок. Но позже производители стали применять индивидуальные разработки.
Рассмотрим, как снимать дворники в зависимости от типа крепления:
-
Крючок (Hook). Универсальное крепление. Маркируется U или J и выпускается в различных размерах. Чтобы произвести замену щёток, необходимо повернуть их так, чтобы получить доступ к креплению. Надавливаем на фиксатор и тянем по направлению к лобовому стеклу. Из-за длительной эксплуатации крепление окисляется, что требует большого усилия. Берём новую щётку, заводим крючок внутрь переходника и двигаем по рычагу до щелчка.
-
Кнопка. Встречается в нескольких разновидностях. Push Button на машине VW, Peugeot, Audi, Skoda. Посадочная ширина — 19 мм. Slim Top на Audi и VW с шириной посадки 16 мм. Снимаются такие дворники просто. Отгибаем боковые крючки и нажимаем на кнопку. Новую щётку вставляем до щелчка и зажимаем фиксаторы.
-
Боковой штырь (Side Pin). Характерен для Opel, BMW, Peugeot, Mercedes-Benz, Volvo и других. Встречается с шириной 22 или 17 мм. Side Mounting для Renault Scenic. Дворник фиксируется с помощью стального или пластикового штыря. Для замены щёток нужно открыть фиксатор и отогнуть зажим. Стальной выдерживает около 30 сгибаний, пластиковый устойчив к перегибам.
-
Боковой зажим (Pinch Tab). Характерен для европейских марок авто. Чтобы заменить дворник, отгибаем боковые фиксаторы, чтобы из пазов появились шипы замка. Затем тянем щётку, чтобы снять её с центрального шипа. Установка производится в обратном порядке.
-
Байонет (Bayonet Arm). Для машин Renault и Saab, которые выпущены после 2004 года, а также грузовиков. Крепление осуществляется винтами или болтами. Чтобы поменять щётку, необходимо открутить болт, который выполняет функцию оси для движения дворника.
Существуют и более редкие крепления, поэтому для удобства водителей производители прилагают инструкцию по установке дворников. Что помогает разобраться с малораспространёнными креплениями.
Если не знаете, какого типа крепление на вашем авто, то приобретайте универсальные модели. Они выпускаются с набором переходников.
Важно! Для сохранности резиновых частей производители могут использовать транспортировочные чехлы. Их удаляют после установки.
Как поменять задние дворники
На большинстве автомобилей установлено универсальное крепление — крючок. При этом алгоритм замены аналогичен, описанному выше. Но встречаются и менее распространённые варианты. Например, на автомобилях японского производства есть замки типа Roc Lock 3. Для замены необходимо снять декоративную заглушку и немного приподнять рычаг (около 30°), чтобы разомкнуть крепление. Немного потянуть — и щётка снимется. Также встречаются неразборные модели, которые предполагают полный демонтаж дворника.
Сомневаетесь, какие дворники подобрать на своё авто? Обращайтесь к специалистам компании «Колёса Даром». Широкий ассортимент и грамотные консультанты помогут подобрать щётки даже для самых редких видов креплений.
«Даже дворники сам заменить не может» — весьма обидная оценка навыков автомобилиста. Но замена щёток стеклоочистителя не так проста, как кажется, и иногда вызывает затруднения даже у опытных водителей. Рассказываем, как выбрать и поменять дворники самостоятельно, не сломав крепления, стекло и пальцы.
Но сперва дворники нужно купить. Выбирая новые щётки стеклоочистителя, нужно учесть три фактора: их длину, тип крепления и конструкцию (сезонность). Начнём с последней.
Конструкция дворников
Конструктивно дворники делятся на три основных типа: каркасные (с разделением на летние и зимние), бескаркасные и гибридные. Каркасную щётку к стеклу прижимает металлический каркас из шарнирных рычагов-коромысел. Гибридный дворник дополнительно оснащён обтекаемым пластиковым кожухом, который снижает шум на высокой скорости и защищает шарниры от грязи и снега. Бескаркасную щётку вместо громоздкого железного каркаса к стеклу прижимает упругая стальная пластина, скрытая внутри — она обеспечивает точное прилегание лезвия к поверхности. Об отличиях, плюсах и минусах разных конструкций дворников мы подробно рассказывали в отдельной статье.
Из конструкции вытекает и сезонность щёток. Классические каркасные дворники являются летними (и наиболее доступными); каркасные щётки, закрытые резиновым чехлом — зимними, хорошо защищёнными от снега и льда (о них мы также писали отдельно); а бескаркасные и гибридные дворники относят к всесезонным или универсальным, которые можно использовать круглогодично.
Длина дворников
Щётки стеклоочистителя отличаются длиной, ведь размеры автомобильных стёкол разные — сравните лобовое стекло Mazda Demio и Toyota Land Cruiser. Но и на отдельно взятой машине левый и правый дворники отличаются: водительский на большинстве современных автомобилей длиннее. То есть вам понадобятся две щётки разного размера.
Чтобы узнать длину дворников, можно просто подойти к машине и измерить их рулеткой, но нет гарантии, что старые дворники были подобраны правильно. Поэтому лучше уточнить длину щёток в каталогах подбора. В шапке раздела с дворниками на сайте Гиперавто есть подборщик, который поможет определить длину щёток по модели автомобиля.
Не отступайте от рекомендованных производителем размеров. Более длинные дворники, которые иногда устанавливают автомобилисты для увеличения площади очистки стекла, будут хуже прижиматься по краям и начнут оставлять на стекле полосы.
Подготовка к замене
К замене щёток нужно кое-что подготовить. Прежде всего, сами дворники — распакуйте их и установите нужные переходники. Большинство щёток являются универсальными, подходящими для машин с разным типом крепления дворников — для этого в комплекте со щёткой лежит несколько переходников. Самый ходовой переходник под классическое крепление «крючок» обычно уже установлен «из коробки» — здорово, если он вам подходит. Но если в вашей машине более редкое крепление, придётся найти среди комплектных переходников подходящий и установить вместо стандартного.
Также не забудьте снять пластиковые транспортировочные чехлы с лезвий щёток — причину самых курьёзных жалоб на «плохие» дворники (в этих чехлах щётки почти не чистят стекло, вызывая недоумение водителей). Пластиковые чехлы есть на не всех дворниках — их наличие зависит от конкретной модели.
Перед заменой щёток нужно проверить, что рычаги (поводки) дворников свободно отгибаются от стекла рукой и фиксируются в вертикальном положении. На некоторых машинах поднять их мешает кромка капота. Чтобы освободить дворники, переведите их в зимний режим (см. статью о зимних дворниках) или «поймайте» их в верхнем положении при работе. Для этого включите зажигание и активируйте стеклоочиститель. Когда щётки сделают взмах, выключите зажигание, чтобы они остались в верхнем положении. Из него дворники уже можно свободно отогнуть от стекла. В современных автомобилях те же действия выполняет специальный сервисный режим стеклоочистителя, который активируется удержанием рычага дворников в положении MIST в течение нескольких секунд.
Сервисный режим дворников на Toyota Camry
После этого приступаем к демонтажу старых дворников. Что именно нужно делать — зависит от типа их крепления.
Крепление J-Hook («крючок»)
«Крючок» (Hook/J-Hook/U-Hook) — старейший и самый распространённый тип крепления дворников. Обозначается латинскими буквами J или U из-за схожей формы наконечника поводка. Встречаются разные варианты размерностей J-Hook, самые популярные: 9×3 мм (стандартный крючок большинства японских машин) и 9×4 мм (широкий крючок — используется, например, на Nissan Juke). Также бывают крючки 8×3 и 12×4 мм.
Чтобы снять старый, предварительно поднятый дворник с крюка, поворачиваем его относительно «поводка» так, чтобы получить доступ к пластиковому язычку внутри крепления. Зажимаем язычок пальцем, открывая фиксатор. Теперь на щётку нужно давить, чтобы она скользила вниз: вдоль рычага дворника по направлению к лобовому стеклу, пока не сойдёт с крюка. Снятие старого дворника часто доставляет проблемы, так как крепление за месяцы эксплуатации закисает — иногда требуется довольно большое усилие. Процесс замены дворника с «крючком» J-Hook подробно показан на видео:
Замена дворника с креплением J-Hook
Eсли новые щётки ещё не готовы к установке и не лежат на капоте, аккуратно опустите рычаг дворника обратно, удерживая его рукой вплоть до касания с лобовым стеклом. Дело в том, что внутри рычага установлена мощная пружина, и если вы случайно заденете его, из вертикального положения он может резко сложиться, ударив крюком по стеклу. Крупный скол в этом случае почти гарантирован.
Установка новых дворников на крепление J-Hook намного проще, чем снятие старых. Вновь поднимите рычаг от стекла, поднесите щётку и заведите крюк внутрь её переходника. Затем двигайте щётку параллельно крюку вверх до характерного щелчка.
Другие типы креплений
DNTL1.1 (Guide Lock)
Крепление DNTL1.1 или Guide Lock применяется с 2013 года на моделях Lexus (например, Lexus NX); также встречается на современных моделях Toyota, Subaru и Mazda. Не путайте это крепление с внешне похожим Push Button.
Установка дворника с креплением DNTL1.1
Push Button
Крепление Push Button («кнопка») часто встречается на машинах Volkswagen, Volvo, Renault, Ford, Citroen. Ширина классической «кнопки» — 19 мм. Также существует широкий вариант крепления (Wide Push Button, 22 мм) и узкая модификация Narrow Push Button (16 мм), более известная под названием Slim Top.
Установка дворника с креплением Push Button
Slim Top
Крепление Slim Top или Narrow Push Button («маленькая кнопка», «узкая кнопка») — компактная версия крепежа Push Button, отличающаяся шириной посадочной части: 16 мм против 19 мм у полноразмерной «кнопки». Применяется на современных автомобилях Volkswagen, Audi, Skoda, Peugeot и других.
Установка дворника с креплением Slim Top (Narrow Push Button)
Side Pin (P&H)
Side Pin или Side Lock («боковой штырь») — прочное крепление с боковым замком, которое также называют Pin-and-Hold или Pin-and-Hook (P&H) во избежание путаницы с обычным боковым штырём Pin Arm без дополнительного зажима. Встречается на европейских автомобилях: BMW, Mercedes-Benz, Volkswagen, Opel, Volvo, Peugeot и других. Ширина стандартной версии крепления — 22 мм, также есть узкий вариант Side Pin на 17 мм.
Установка дворника с креплением Side Pin (Side Lock)
Side Mounting
Крепёж Side Mounting («боковое крепление») встречается на некоторых моделях Renault и на старых американских машинах. Не путайте это крепление с созвучным Side Pin.
Установка дворника с креплением Side Mounting
Bayonet Arm
Крепление Bayonet Arm («штыковой замок» или «штык») часто встречается на автомобилях французских марок (Renault, Citroen). Модификации штыка с отверстиями под винты также используются на грузовом транспорте.
Установка дворника с креплением Bayonet Arm
Top Lock
Редкое крепление Top Lock («верхний замок») встречается на автомобилях BMW 5 и 6 серии, Chevrolet Aveo и некоторых других. Внешне крепление очень похоже на Pinch Tab. Иногда название Top Lock ошибочно относят к креплению Push Button, что вызывает путаницу.
Установка дворника с креплением Top Lock
Pinch Tab
Крепёж Pinch Tab («усики» или «боковой зажим») популярен у европейских автопроизводителей: Mercedes-Benz, BMW, Volvo, Citroen, Peugeot. Среди японских машин Pinch Tab встречается на некоторых модификациях Nissan Qashqai. Внешне это крепление очень похоже на Top Lock, но их установка немного отличается.
Установка дворника с креплением Pinch Tab
Claw
Крепление Claw («клешня» или «коготь») — одно из самых редких креплений дворников. Встречается на некоторых автомобилях Audi и Seat.
Установка дворника с креплением Claw
Pin Lock
Щётки с крепежом Pin Lock («штифт», «штырь», «фиксатор») применяются на некоторых моделях Audi, Mercedes-Benz и Seat.
Установка дворника с креплением Pin Lock
Pin Arm
Крепление Pin Arm (иногда его называют Side Pin или Pin Lock по аналогии с другими креплениями) — это боковой штырь с тонкой центральной частью, которая является осью для фиксатора щётки. Существует две размерности крепления с разным диаметром штыря: Small Pin Arm (4,8 мм) и Large Pin Arm (6,3 мм).
Установка дворника с креплением Pin Arm
MBTL1.1 (Cover Lock)
Крепление MBTL1.1 или Cover Lock — фирменное крепление стеклоочистителей Mercedes-Benz, которое применяется почти на всех автомобилях немецкого концерна с 2013 года.
Установка дворника с креплением MBTL1.1
MG
Крепление MG или GWB071 в спецификации Bosch — редкое крепление щёток стеклоочистителя, которое встречается на некоторых европейских автомобилях.
Установка дворника с креплением MG
Крепления задних дворников
Roc Lock
На многих автомобилях в качестве крепления заднего дворника используется обычный крючок J-Hook — в этом случае задние щётки ничем не отличаются от передних, кроме длины. Но автопроизводители применяют и особые типы креплений задних дворников. Например, на японских автомобилях встречаются крепления Roc Lock 3 (Denso DRA) и Roc Lock 2 (Denso DRB). Каркас таких дворников целиком выполнен из пластика.
Для снятия заднего дворника с креплением Roc Lock 2 (DRB) сперва нужно отогнуть декоративную заглушку, ограничивающую перемещение рычага. Подняв рычаг, отгибаем щётку на небольшой угол (примерно 30°) и тянем наружу — крепление разомкнётся. Процесс наглядно показан на видео. Однако на некоторых автомобилях для замены щётки придётся полностью демонтировать дворник вместе с «поводком», открутив крепёжную гайку.
Замена заднего дворника с креплением Roc Lock 2 (DRB) на Toyota RAV4
Trunnion
Trunnion Rear — ещё одно специфическое крепление заднего дворника, которое используется на автомобилях Audi. Два боковых штырька на адаптере щётки играют роль оси для пластикового зажима крепления.
Установка заднего дворника с креплением Trunnion
V-Notch
V-Notch Rear — специфическое крепление заднего дворника, которое используется на автомобилях Volkswagen. Является зеркальным отражением крепления Roc Lock: фиксирующий зажим перенесён с «поводка» на корпус щётки.
Установка заднего дворника с креплением V-Notch
Как часто менять дворники
Щётки стеклоочистителя являются классическим «расходником», который необходимо достаточно часто менять. На резиновые лезвия щёток негативно воздействует агрессивная жидкость стеклоомывателя, сухое трение по стеклу, ультрафиолет и другие факторы. А мелкий песок, скапливающийся на машине, активно забивается в пазы лезвий щёток на мойках высокого давления, что ухудшает равномерность прижима к стеклу.
Все эти факторы сокращают ресурс дворников в среднем до 1 календарного года (для всесезонных щёток) или двух сезонов (при сезонной смене зимних и летних щёток). Более долгая эксплуатация грозит появлением царапин на лобовом стекле от скопившегося в щётках песка, устранить которые не получится. Поэтому всегда меняйте дворники вовремя — это обеспечит отличную видимость и убережёт стекло от царапин.
Типы креплений стеклоочистителей
обновлено 11.04.2025
Для крепления щеток стеклоочистителя применяются различные типы креплений. Обычно это связано с желанием производителей иметь дополнительный заработок на запчастях, хотя некоторые варианты крепления значительно меньше других, что улучшает аэродинамическое характеристики щеток и улучшает внешний вид. До 1999 года большинство автопроизводителей выпускали автомобили со стандартными креплениями дворников — «крючком». Этот тип крепления и в настоящее время один из самых распространенных. В 1999 Ford оснастил новым «нестандартным» креплением свой Taurus, а потом большинство автопроизводителей стали оснащать свои автомобили различными «хитрыми» креплениями. До недавнего времени азиатские производители воздерживались от таких шагов, хотя есть и исключения — например Nissan Quashqai, Honda Civic и Mazda 3, Lexus NX.
Производители бескаркасных щеток стеклоочистителя пошли разными путями:
Производство комплектов щеток со специфическими креплениями для конкретных моделей автомобилей. Такие комплекты имеют максимальное соответствие оригинальным щеткам, устанавливаемым на конвейере. Плюсами такого подхода является компактность крепления и возможность учитывать кривизну лобовых стекол конкретных моделей автомобилей. К минусам можно отнести очень большой ассортимент щеток, что усложняет подбор и увеличивает стоимость «дворников».
Производство щеток с универсальными адаптерами. Плюсами такого пути развития можно назвать большую универсальность щеток и простоту подбора к автомобилю. Минусы — худшая аэродинамика, по сравнению со специализированными креплениями и сложность установки.
Крепление щеток стеклоочистителя -«Крючок» или «Hook» или «J-hook»
Это самое старое и универсальное крепление. Обычно его обозначают буквой «U». Размеры «крючка» могут различаться, самые распространенные — 9х3 и 9х4. Хотя бывают и другие: например у некоторых моделей Audi встречаются очень маленькие крючки, а у американской Subaru Tribeca B9 на водительской щетке крючок «грузового» класса 12х4. На Honda Civic 4D/5D первых годов выпуска крючок дополнен специальным профилем на поводке, элемент крепления дополнительно закрывается декоративным колпачком.
Купить щетки стеклоочистителя с креплением крючок 9×3 и крючок 9х4.
Подробнее о креплении «Крючок» и видео-инструкции по установке.
Как снять дворники с креплением «крючок»
Замена дворников с креплением «крючок»
Крепление «Боковой штырь» или «Side pin» 22mm
Так же встречаются названия «Pin in Arm». Это крепление встречается на автомобилях с 2005 года выпуска: BMW 3, Volvo S40, VW Jetta и Passat, а так же на некоторых моделях Mercedes-Benz и Peugeot. Данное крепление предназначено для адаптеров шириной 22мм, в 2009 году появилась более узкая версия — Side pin» 17mm.
Купить щетки стеклоочистителя с креплением Side pin (боковой штырь) 22мм.
Подробнее о креплении «Side pin 22mm» и видео-инструкции по установке.
Как снять щетки стеклоочистителя с креплением Side-pin 22мм
Поменять дворники с креплением «боковой штырь» 22мм
Крепление «Боковой штырь» или «Side pin» 17mm
Данное крепление — более узкая версия крепления «Side pin 22mm», имеющая ширину 17мм. Крепление использовано в первый раз в 2009 на автомобилях BMW.
Купить щетки стеклоочистителя с креплением Side pin (боковой штырь) 17мм. Монтаж щеток с узким креплением не отличается от широкого крепления.
Подробнее о креплении «Side pin 17mm» и видео-инструкции по установке.
Как поменять щетки стеклоочистителя с креплением Side-pin 17мм
Замена дворников с креплением «боковой штырь» 17мм
Крепление «Push button» или «Кнопка» 19мм
Данное крепление имеет очень большое распространение и используется в автомобилях Volvo, Renault, Ford, Citroen, VW. Существует более новая версия крепления шириной 16мм (см. ниже).
Купить щетки стеклоочистителя с креплением Push button (кнопка).
Подробнее о креплении «Push button 19мм» и видео-инструкции по установке.
Как снять щетки стеклоочистителя с креплением «Push-button 19mm»
Замена дворников с креплением «Push-button»
Крепление «Narrow push button» или «Узкая кнопка» 16мм
Это новая версия крепления «Push button 19мм», имеющая внутреннюю ширину 16мм. Крепление первый раз появилось на рынке на автомобилях концерна VAG в 2010 году на замену более массивному варианту.
Купить щетки стеклоочистителя с креплением Push button (кнопка).
Подробнее о креплении «Push button 19мм» и видео-инструкции по установке.
Крепление «Narrow push 12mm» или «Узкая кнопка» 12мм
Это новое крепление для автомобилей AUDI с системой стеклоомываетеля, интегрированной в поводки
Купить щетки стеклоочистителя с креплением Push button (кнопка).
Подробнее о креплении «Push button 12мм» и видео-инструкции по установке.
Крепление «Pin lock»
Крепление «Pin lock» используется в автомобилях Audi, Mercedes-Benz и Seat.
Купить щетки стеклоочистителя с креплением Pin lock.
Подробнее о креплении «Pin lock» и видео-инструкции по установке.
Как снять автодворник с креплением Pin lock
Монтаж щеток стеклоочистителя с креплением Pin lock
Крепление «Side mounting» или «Боковое крепление»
Данный тип крепления не очень распространен и используется в ряде автомобилей Renault. Ранее это крепление так же использовалось в автомобилях американского производства.
Купить стеклоочистители с креплением Side mounting (боковое крепление).
Подробнее о креплении «Side mounting» и видео-инструкции по установке.
Замена щетки стеклоочистителя с боковым креплением
Установка автомобильного дворника Side mounting
Крепление «Боковой зажим» или «Pinch tab»
Данный тип крепления очень распространен среди европейских производителей и используется в современных автомобилях Audi, Fiat, Saab, а так же в некоторых моделях Mercedes-Benz и Opel.
Купить щетки стеклоочистителя с креплением Pinch tab (боковой зажим, «усики»).
Подробнее о креплении «Pinch tab» и видео-инструкции по установке.
Как поменять дворники с креплением «боковой зажим»
Крепление «Верхний замок» или «Top lock»
Данный тип крепления не очень распространен и используется в ряде автомобилей BMW 5 и 6 серии. Крепление очень похоже на Pinch Tab, но имеет другой принцип установки. Обычно эти оба крепления устанавливаются на один адаптер.
Купить щетки стеклоочистителя с креплением Top lock.
Подробнее о креплении «Top lock» и видео-инструкции по установке.
Снятие бескаркасной щетки дворника с креплением top-lock
Установка бескаркасной щетки дворника с креплением top-lock
Крепление «Штыковой замок» или «Bayonet arm»
Крепление «штыковой замок» используется, в основном, в автомобилях Renault после 2004 года выпуска и Saab. Бывают модификации данного крепления с двумя отверстиями для крепления винтами, они используются для грузового транспорта.
Купить щетки стеклоочистителя Bayonet arm («штырь»).
Подробнее о креплении «Bayonet arm» и видео-инструкции по установке.
Замена щетки с креплением Bayonet
Установка бескаркасной щетки стеклоочистителя Bayonet
Крепление «Клешня» или «Claw»
Данный тип крепления не очень распространен и используется в автомобилях Audi A6.
Купить щетки с креплением Claw (клешня).
Подробнее о креплении «Claw» и видео-инструкции по установке.
Снятие бескаркасной щетки дворника с креплением claw
Установка бескаркасной щетки дворника с креплением claw
Крепление «MBTL1.1»
Этот тип крепления был представлен в 2013 году. Называется в соответствии с маркировкой Bosch — MBTL1.1 или GWB045, используется в новых моделях Mercedes-Benz.
Купить щетки с креплением MBTL1.1.
Подробнее о креплении «MBTL1.1» и видео-инструкции по установке.
Установка бескаркасной щетки дворника с креплением MBTL1.1
Крепление «DNTL1.1»
Этот тип крепления был представлен в 2013 году. Называется в соответствии с маркировкой Bosch — DNTL1.1 или GWB044. Первый автомобиль с таким креплением — Lexus NX.
Купить щетки с креплением DNTL1.1.
Подробнее о креплении «DNTL1.1» и видео-инструкции по установке.
Установка бескаркасной щетки дворника с креплением DNTL1.1
Крепление «VATL5.1»
Этот тип крепления был представлен в 2016 году. Называется в соответствии с маркировкой Bosch — VATL5.1 или GWB046 Первые автомобили с таким креплением — Dacia/Renault Duster и Kaptur.
Купить щетки с креплением VATL5.1.
Подробнее о креплении «VATL5.1» и видео-инструкции по установке.
Установка бескаркасной щетки дворника с креплением VATL5.1
Крепление «DYTL1.1»
Этот тип крепления был представлен в 2012 году. Первый автомобиль с креплением DYTL1.1 — FORD Ecosport 2013 модельного года.
Купить щетки с креплением DYTL1.1.
Подробнее о креплении «DYTL1.1» и видео-инструкции по установке.
Крепление «AeroClip»
Этот тип крепления был представлен в 2021 году. Первый автомобиль с креплением AeroClip — BMW 1/2 (F40/F44). Также используется в автомобbлях Audi A3, Haval
Купить щетки с креплением AeroClip
Подробнее о креплении «AeroClip» и видео-инструкции по установке.
Крепление «MG» (GWB071)
Крепление щеток стеклоочистителя MG (GWB071) появилось впервые в автомобилях Geely Tugella 2018 и Geely Atlas Pro 2021
Купить щетки с креплением «MG» (GWB071)
Подробнее о креплении «MG» (GWB071) и видео-инструкции по установке.
Содержание статьи
-
Основные конструкции
-
Типы креплений
-
Длина
-
Правила выбора «дворников»
-
Как поменять стеклоочистители своими руками?
-
Как часто меняют «дворники»?
Чистота лобового стекла машины — вопрос не только эстетики, но и безопасности. Рассказываем, как подобрать щетки стеклоочистителя для автомобиля и поменять их своими руками.
Основные конструкции
Каркасные стеклоочистители — классический вариант, актуальный для отечественных авто и бюджетных иномарок. Впрочем, их можно встретить и на премиальных авто, выпущенных более 15–20 лет назад. Основа такой конструкции — качающиеся коромысла, которые хорошо прижимают резинки к лобовому стеклу.
Преимущества: плотный контакт щетки с очищаемой поверхностью.
Недостатки: хрупкость, плохие аэродинамические свойства. Некоторые производители решают проблемы установкой спойлеров и защитных чехлов, но тогда стеклоочистители получаются громоздкими и тяжелыми.
Бескаркасные стеклоочистители используются в большинстве автомобилей среднего класса. У них нет коромысла — резинки удерживаются тонким корпусом из плотной резины или эластичного пластика. Естественное натяжение материала обеспечивает плотный контакт со стеклом.
Преимущества: минимальные размеры, сниженная нагрузка на электроприводы, хорошие аэродинамические свойства.
Недостатки: высокая цена, даже при незначительном повреждении или браке щетки перестают нормально очищать стекло.
Гибридные стеклоочистители выбирают для автомобилей среднего и премиального класса. Они сочетают преимущества двух конструкций. Тонкие коромысла из сверхпрочных материалов спрятаны внутри жесткого пластикового корпуса. Корпус надежно защищает их от ударов и воздействия непогоды.
Преимущества: скромные размеры, небольшой вес, плотный прижим, хорошие аэродинамические свойства.
Недостатки: высокая цена, ограниченный ассортимент.
Типы креплений
- J-образный крючок (J-Hook) — самый распространенный вариант. Используется в большинстве российских, корейских и японских авто. Крючки отличаются по размерам — чаще всего встречаются 9х3, 9х4, 8х3 и 12х4 мм. Замена такого стеклоочистителя требует больших усилий — со временем крепление теряет эластичность и окисляется.
- Боковая кнопка (Push Button) — встречается в автомобилях европейского производства, включая Ford, Citroen, Renault, Skoda и Volkswagen. Кнопки отличаются размером — 16, 19 или 22 мм. Стеклоочиститель снимается легким нажатием, но нужно действовать аккуратно, чтобы не сломать хрупкий механизм.
- Штыковой замок (Bayonet Arm) используется французскими автопроизводителями Citroen, Renault и Peugeot. Он встречается в грузовом транспорте — там щетка дополнительно крепится винтом. Прочный и удобный в использовании механизм.
- Боковой зажим (Pinch Tab) — популярен среди европейских компаний, включая BMW, Mercedes-Benz и Volkswagen. Надежное крепление, которое обеспечивает хороший прижим, но требует точного соблюдения правил установки.
- Штырь (Pin Lock) — используется в некоторых автомобилях Audi, SEAT и Mercedes-Benz. Простой и малогабаритный вариант крепления.
Этим список не ограничивается — есть множество видов креплений, которые используются в конкретных линейках и даже моделях автомобиля. Единого стандарта не существует, поэтому выбирать стеклоочистители по способу установки нужно очень внимательно.
Длина
Чтобы правильно выбрать щетки стеклоочистителя для автомобиля, лучше всего снять старые «дворники» и отправиться с ними в магазин. Если делать это неудобно, просто померяйте их длину рулеткой или большой линейкой. Измеряйте оба стеклоочистителя — у некоторых автомобилей они разные. Еще один способ узнать подходящие размеры — свериться с каталогом запчастей или с сервисной инструкцией к машине.
Желательно выбирать щетки рекомендованного размера. Более длинные модели могут заходить за кромку лобового стекла и отставать, а короткие — оставлять грязные пятна по краям, ухудшая видимость. Если вы хотите купить другие стеклоочистители, сначала проконсультируйтесь со специалистом на СТО или с опытными автолюбителями на форумах.
Правила выбора «дворников»
- Если не уверены насчет названия и формы крепления, выбирайте модель с набором переходников. Она обойдется чуть дороже, но установить ее будет проще.
- Лучше покупать щетки стеклоочистителей известных брендов — Bosch, Delphi и других. Они прослужат до трех сезонов, тогда как бюджетные могут рассыпаться через несколько месяцев.
- Летом устанавливают силиконовые щетки стеклоочистителей, которые лучше справляются с пятнами от насекомых. Зимой — резинки с добавлением графита, удаляющие липкую грязь и снег.
- Для самого сурового климата подойдут «дворники» с подогревом. Но вам придется проложить к ним провода и продумать подключение к бортовой сети — это стоит доверить профессиональному электрику.
- Опасайтесь брака и подделок. Проверяйте деталь при покупке. Корпус и резинка должны быть целыми — без трещин, сколов и заусенцев.
Как поменять стеклоочистители своими руками?
Если машина позволяет менять «дворники» в состоянии покоя, прекрасно — никаких дополнительных действий не требуется. Если они прячутся под капот и откинуть их невозможно, нужно остановить их посреди лобового стекла. Для этого достаточно активировать сервисный режим, следуя инструкции по ремонту автомобиля. Например, у Skoda и Volkswagen нужно включить и выключить зажигание, затем опустить подрулевой рычажок управления стеклоочистителями вниз и задержать на несколько секунд.
Чтобы поменять «дворники», нужно потянуть их рычаги на себя, в сторону капота машины. Приложите немного усилий — они подпружинены и легко падают обратно. Чтобы подстраховаться, накройте стекло плотной тканью, пляжным полотенцем или отражателем солнечного света. Это убережет автомобиль от лишних трещин и царапин.
Достаньте щетки стеклоочистителей из упаковки. Проведите пальцем по резинкам — если на них есть пластиковый чехол, обязательно снимите его. Если в комплекте есть адаптеры для разных креплений, выберите подходящую модель.
Щетки стеклоочистителей устанавливают и снимают по одному принципу — отличается только порядок действий. У каждого крепления есть свои нюансы:
- крючок — надеть и повернуть так, чтобы штырек на рычаге оказался внутри J-образной петли. Потянуть в обратную сторону и прижать до щелчка;
- кнопка — нажать при снятии, сдвинуть вбок. Вставить новую щетку в паз и двигать до щелчка, пока кнопка не поднимется вверх;
- штыковой замок — нажать сверху при снятии, потянуть. Вставить до щелчка, стараясь удерживать новый стеклоочиститель ровно;
- боковой зажим — поставить щетку перпендикулярно, продеть петлю в ушко, повернуть на 90°, потянуть до щелчка;
- штырь — нажать кнопку на стеклоочистителе, потянуть сдвижную часть корпуса на себя, вставить штырек на рычаге в открывшееся отверстие, закрыть и нажать до щелчка.
После аккуратно опускайте «дворники» на стекло. Даже если вы положили защиту, не бросайте их с размаху. Полейте стекло водой и включите очистители на несколько секунд — они должны убрать жидкость с первого–второго взмаха. Если щетки скрипят и стопорятся на влажной поверхности, вы допустили ошибку при установке.
Как часто меняют «дворники»?
Периодичность замены зависит от конкретной модели стеклоочистителей, химического состава резины, типа корпуса, условий эксплуатации автомобиля, погоды, времени года и множества других факторов. Нормой считается промежуток времени от 1 до 3 лет.
Есть признаки, по которым можно понять, что пришло время для замены щеток:
- на стекле остаются разводы после 2–3 взмахов;
- при очистке влажной поверхности слышен сильный скрип;
- «дворники» оставляют грязь полосами;
- проводя пальцем по резинке, вы нащупываете бугорки, впадины, трещины и другие неровности.