Инструкция
для пробного собеседования по русскому языку в 9 классе
(
для экзаменатора-собеседника)
№ п/п |
Действия |
Действия |
Время |
|
Время, |
15 |
|||
Приветствие *Здравствуйте! Присаживайтесь. Поставьте |
Приветствие экзаменатора-собеседника. |
|||
Короткий *Вам выдаётся инструкция по процедуре Устная Задание В В (Экзаменатор-собеседник В Желаем |
Выдаётся По ходу чтения Обучающийся |
|||
|
||||
— |
Называет свою фамилию, |
|||
1. |
||||
1.1. |
— |
|||
*За несколько секунд напомнить о — Время заканчивается! |
Подготовка |
2 |
||
1.2. |
Слушание текста. Задание 1. — Прочитайте |
Чтение |
2 |
|
2. |
||||
2.1. |
— |
Подготовка к пересказу |
1 |
|
2.2. |
Задание 2. — Перескажите |
Пересказывают |
3 |
|
3. |
Монолог |
|||
3.1 |
Подготовьтесь к |
Подготовка |
1 |
|
3.2 |
Задание 3. — Слушаем Вас! |
Ответ |
3 |
|
4. |
||||
4.1. |
Задание 4. — Ответьте на Задать все 3 вопроса, |
Отвечает |
3 |
|
— Спасибо! Ответ принят. (Экзаменатор записывает время окончания |
||||
Инструкция по выполнению заданий
Устное собеседование по русскому языку состоит из четырёх заданий.
Задание 1 – чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку –
2 минуты.
В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив
его высказыванием. Время на подготовку – 1 минута.
В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных
вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе
жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем. Время на подготовку – 1 минута.
В задании 4 Вам предстоит поучаствовать в беседе по теме
предыдущего задания.
Общее время Вашего ответа (включая время на подготовку) – 15 минут. Всё время ответа ведётся аудио- и видеозапись.
Постарайтесь полностью выполнить поставленные задачи, старайтесь говорить ясно и чётко, не отходить от темы и следовать предложенному плану ответа. Так Вы сможете набрать наибольшее количество баллов.
ПАМЯТКА №1 (Задание 1)
- Темп чтения средний (не слишком быстро).
- Читайте осмысленно. В зависимости от смысла текст может читаться в разном темпе, с разным настроением.
- Знаки препинания – это паузы: запятые – небольшая пауза, точка, двоеточие, тире – пауза дольше.
- Между микротемами (абзацами) пауза.
- Интонацией передаются вопросительные и восклицательные предложения.
- Основная информация (главные слова) выделяются голосом.
- Дома читайте любые тексты вслух!!!
ПАМЯТКА №2
- Пересказ текста – это передача главной информации, основного содержания. Не нужно стараться запомнить дословно текст, важно показать, что вы его поняли и можете отделить главное от второстепенного.
- Постарайтесь запомнить ключевые слова, из которых можно составить свои предложения.
- При пересказе используются те же приемы сжатия текста, что и при изложении (исключение, обобщение, замена)
- Количество микротем (абзацев) не должно сократиться. Нельзя исключить целый абзац.
- При пересказе не допускается нарушать последовательность микротем, то есть излагать их в другом порядке.
Включение цитаты в текст.
- Цитата может быть в начале, в середине или в конце пересказа.
- Место определяем по смыслу и роли высказывания.
- Цитату нужно связать с текстом при помощи дополнительного предложения.
ПАМЯТКА №3
Тема 1 – описание: необходимо раскрыть основные признаки изображаемых предметов или явлений (имена существительные и прилагательные). Композиция: общее впечатление от предмета или явления, описание признаков, обобщение по описанию.
Тема 2 – повествование: необходимо передать последовательность действий (глаголы).Композиция: завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
Тема 3 – рассуждение: необходимо поразмышлять над предложенным вопросом (глаголы мысли-речи, вводные слова). Композиция: тезис (утверждение), аргументы (доказательства 2-3), вывод.
Во время беседы с экзаменатором нужно давать полные ответы на вопросы!
этапы
Учитель (экзаменатор)
Ученик 9 класса
приветствие
«Здравствуйте, проходите, пожалуйста, присаживайтесь»
Входит в аудиторию: «Здравствуйте».
Садится
Оформление документов
«Назовите вашу фамилию, имя, отчество»
«Ф.И.О. ………….»
«Назовите номер варианта»
«Вариант №……….»
«Для оформления Ведомости учёта мне нужен Ваш паспорт» (берёт у учащегося паспорт).
Передаёт экзаменатору паспорт
инструктаж
«Вы участвуете в итоговом собеседовании.
Вам предстоит прочитать вслух небольшой текст, пересказать его, дополнив высказыванием, выбрать одну из трёх предложенных тем беседы, а также принять участие в беседе по теме предыдущего задания.
Перед тем, как начинать отвечать, Вам необходимо называть номер задания. ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!»
слушает
Задание 1
«ЗАДАНИЕ ПЕРВОЕ. ЧТЕНИЕ ТЕКСТА (читает формулировку из КИМа).
Предлагаю Вам в течение 2-х минут ознакомиться с текстом для чтения. Вы будете работать с этим текстом, выполняя задания первое и второе. Время пошло…»
2 минуты
Заполняет «Ведомость учёта»
Читает про себя текст на карточке
«Ваше время на подготовку истекло.
Перед тем, как начать читать текст, назовите номер задания.
По окончании чтения, не забудьте сказать фразу: «Ответ окончен».
Итак, пожалуйста, прочитайте предложенный текст.»
Останавливается, слушает
Без учёта времени
Слушает, эмоционально реагируя на чтение учащегося
«Задание 1»
Читает вслух текст на карточке
«Ответ окончен»
Задание 2
«ЗАДАНИЕ ВТОРОЕ. ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА.
Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ высказывание………………………………… (читает формулировку из второго задания, даёт ученику карточку с цитатой)
Помните, что на подготовку к пересказу у Вас есть 2 минуты. Вы можете использовать «ПОЛЕ для заметок», размещённое на странице КИМ с заданием №2.
Время пошло»
Берёт карточку с цитатой у экзаменатора
2 минуты
Готовится к пересказу молча (можно делать записи на полях для заметок)
«Ваше время на подготовку к пересказу истекло.
Сдайте мне, пожалуйста, текст, пересказ которого Вы будете сейчас делать.
Перед тем, как начать пересказывать текст, назовите номер задания. По окончании пересказа, не забудьте сказать фразу: «Ответ окончен»
Вы можете начать пересказывать текст»
Сдаёт текст экзаменатору, оставляя себе только карточку с цитатой
Без учёта времени (не останавливать ученика, не делает никаких замечаний, поправок)
«Задание 2»
Пересказывает текст с данной на карточке цитатой
«Ответ на 2-ое задание завершён»
Задание 3
«ЗАДАНИЕ ТРЕТЬЕ И ЧЕТВЁРТОЕ не связаны с заданиями первым и вторым, поэтому ранее полученные вами материалы, пожалуйста, сдайте мне.
Задание № 3. МОНОЛОГИЧЕСКОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ.
Выберите одну из предложенных тем беседы.
Тема первая …………………………../ на основе описания фотографии.
Тема вторая……………………………/ повествование на основе жизненного опыта.
Тема третья……………………../ рассуждение по поставленному вопросу.
(зачитывает учащемуся темы из КИМ)
Какую тему для монологического высказывания Вы выбираете?»
(передаёт учащемуся карточку с заданием по выбранной теме)
Слушает
«Я выбираю тему…………………………»
«У Вас есть одна минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более трёх минут. Время пошло.»
слушает
1 минута
Молча готовится
«Ваше время на подготовку истекло. Не забудьте назвать номер задания. Слушаю Вас внимательно»
Слушает, делает пометки по монологическому высказыванию на черновике, чтобы задать вопросы к заданию 4
«Задание 3»
Монологическое высказывание по выбранной теме/варианту
«Ответ на 3-ье задание завершён»
Задание 4
«ЗАДАНИЕ ЧЕТВЁРТОЕ. ДИАЛОГ.
Во время беседы я буду задавать Вам вопросы по выбранной теме. Пожалуймта, дайте полные ответы на вопросы…………….»
Задаёт вопросы ученику (НЕ МЕНЕЕ 2-Х), опираясь на примерные вопросы на специальной карточке для экзаменатора в соответствии с темой/вариантом, выбранной учеником.
ПРИМЕЧАНИЕ: если ученик уходит от ответов на поставленные вопросы или отвечает односложно (да/нет), экзаменатор должен «разговорить» ученика, наводящие вопросы в рамках темы диалога.
Отвечает на вопросы
«Благодарю за ответ. Устное собеседование по русскому языку завершено. Распишитесь, пожалуйста, в ведомости…»
Расписывается в «Ведомости учёта…»
«До свидания»
Прощается, уходит из аудитории
Как пройти итоговое собеседование по русскому языку
Месяцы подготовки, чтобы 15 минут попотеть перед диктофоном и листом с заданиями? Или итоговое собеседование по русскому языку все же легче, чем кажется? Отправляемся на поиски ответа.
1
2 485
Из чего состоит итоговое собеседование
Все просто: так называемый «допуск к ОГЭ» включает в себя 4 задания, на выполнение которых девятикласснику отводится 15 минут. Ага, и это с учетом подготовки.
За отведенное время выпускнику нужно:
- Прочитать предложенный текст вслух,
- Пересказать тот же текст по памяти,
- Составить монологическое высказывание,
- Ответить на вопросы собеседника.
За выполнение всей работы можно получить максимум 20 баллов, но на самом деле для получения «зачета» будет достаточно и половины из них.
Задание 1. Чтение текста
Если быть точнее, это задание предполагает чтение вслух текста научно-публицистического стиля объемом 160-200 слов. Скорее всего, предложенное повествование будет посвящено выдающемуся представителю науки, культуры, спорта или другой сферы деятельности человека.
На подготовку к прочтению текста дается 2 минуты. И вот на что лучше всего потратить это время:
- Прочитать текст про себя,
- Выделить главные мысли и слова в каждом предложении, чтобы правильно расставить смысловые ударения и интонации,
- Обратить внимание на сложные термины или названия, а также на формы числительных,
- Запомнить важные факты об известном человеке, которые помогут в пересказе текста.
За несколько секунд до окончания отведенного времени экзаменатор объявит о начале выполнения задания. На чтение текста выпускнику также дадут 2 минуты, а по истечении этого времени нужно будет перейти к следующему вопросу.
За первое задание тестирования можно получить максимум 2 балла. При этом ответ будет оцениваться по двум критериям: 1) интонация и 2) темп речи. То есть, текст нужно читать спокойно и выразительно, с пониманием смысла, а также не допускать ошибок.
Задание 2. Пересказ текста
Следующий раздел собеседования-допуска включает в себя подробный пересказ текста с привлечением дополнительной информации. Под «дополнительной информацией» имеется в виду цитата, которую необходимо вставить в повествование так, чтобы она звучала логично и уместно.
На подготовку к ответу можно потратить 2 минуты. Так как текст остается все тем же, можно не перечитывать его, а лишь пробежаться глазами, вспомнив важные факты, выделив основные микротемы и подумав о том, как дополнить текст цитатой.
Кстати, во время подготовки к заданию школьникам разрешается делать заметки, которыми они смогут пользоваться во время ответа.
Второй раздел экзамена оценивается максимум в 5 баллов. Вот что именно влияет на результат:
- Сохранение всех микротем текста,
- Соблюдение фактологической точности,
- Уместность включения высказывания в пересказ,
- Наличие или отсутствие ошибок в цитировании.
Задание 3. Монолог
Третье задание — тематическое монологическое высказывание. Ученикам предоставляется выбор из трех тем:
- Описание фотографии или картинки,
- Повествование на основе жизненного опыта,
- Рассуждение по поставленному вопросу.
На подготовку к монологу у выпускника есть всего 1 минута, а для опоры в карточке с темой будут даны несколько вспомогательных вопросов.
Готовый ответ должен включать в себя не менее 10 полных предложений и длиться не более 3 минут. Более того, монолог должен представлять собой не просто набор фраз, а цельный связный текст, в котором есть введение, основная часть и заключение — если хотя бы одна из составляющих будет отсутствовать, есть шанс потерять баллы.
За этот раздел ученик может получить максимум 3 балла, которые даются за выполнение 3 критериев:
- Наличие связного ответа на вопрос, состоящего из 10 законченных фраз и исключающего фактические ошибки,
- Использование разнообразной лексики и речевых конструкций,
- Смысловая цельность и последовательность повествования.
Задание 4. Диалог
После завершения монолога начинается последний этап собеседования — участие в диалоге. Время на подготовку здесь не предусмотрено: экзаменуемый получает вопрос от собеседника и сразу же дает ответ. Все вопросы будут связаны с темой, выбранной школьником в предыдущем задании.
За ответы на все вопросы ученик может получить максимум 2 балла. Для этого нужно: 1) ответить четко, логично и связно, 2) использовать разнообразную лексику.
Рекомендации, которые помогут справиться с диалогом:
- Отвечайте на все вопросы, избегайте молчания и продолжительных пауз,
- Старайтесь давать развернутые ответы, хотя бы на 2-3 предложения,
- Четко обозначайте свою точку зрения, не пытаясь найти правильный ответ,
- Обосновывайте и аргументируйте высказанные мысли,
- Внимательно слушайте вопросы собеседника, особенно дополнительные.
Соответственно, за первые два задания в сумме выпускник может получить до 11 баллов, а за вторые два — максимум 9.
При выполнении заданий варианта оценивается также правильность речи. При отсутствии искажений слов, грамматических, орфоэпических или речевых ошибок, за оценку речи можно получить 8 баллов, 4 из которых даются за первые два раздела, а оставшиеся — за третий и четвертый.
Важно: если ученик сам себя исправляет по ходу речи, его ошибка не засчитывается и не влияет на итоговый балл за задание.
Порядок проведения экзамена
В этом году итоговое собеседование по русскому языку пройдет в самый романтичный день — 14 февраля. А у учеников, получивших «незачет» в основную дату, будет возможность пройти тестирование еще раз в дополнительные дни: 13 марта и 15 апреля.
Вся коммуникация на протяжении собеседования ОГЭ проходит с экзаменатором — скорее всего, это будет не учитель, преподающий русский язык в вашем классе. Этот же экзаменатор будет выступать в роли собеседника в четвертом задании. Все ответы экзаменуемого записываются на диктофон, а затем запись проверяет эксперт по русскому языку.
Некоторые задания устного экзамена — и даже сам формат его проведения — заставляют учеников сильно переживать за результаты. Но на самом деле у нас есть как минимум 3 причины быть уверенными в отличном исходе:
- Русский — наш родной язык. Мы изучаем его с первого класса и говорим на нем с первых лет жизни. Так ли сложно прочитать на нем текст или ответить на несколько вопросов?
- Чтобы получить «зачет», достаточно набрать всего 10 баллов — это планка, с которой способен справиться каждый ученик.
- Нет ничего невозможного! Даже если какие-то задания сейчас вызывают сложности, у вас есть целых полгода, чтобы попрактиковаться и забрать максимум баллов на итоговом собеседовании.
А онлайн-школа Сотка поможет тебе подготовиться ко всем экзаменам и почувствовать уверенность в собственных знаниях! Записывайся на бесплатный вводный урок, чтобы познакомиться с форматом обучения и узнать, как проходят занятия.