Официальная демоверсия проверочной работы по математике для 4 класса.
ВПР в 2024 году будут проводиться по образцам и описаниям контрольных измерительных материалов 2023 года.
Всего в работе 12 заданий. Время выполнения — 45 минут.
При выполнении работы нельзя пользоваться учебниками, рабочими тетрадями, справочниками, калькулятором.
→ Демоверсия: vpr_ma-4_demo_2023.pdf
→ Описание работы: vpr_ma-4_opisanie_2023.pdf
Цитата: Система оценивания
Каждое верно выполненное задание 1, 2, 4, 5 (пункт 1), 5 (пункт 2), 6 (пункт 1), 6 (пункт 2), 7, 9 (пункт 1), 9 (пункт 2) оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ученик дал верный ответ: записал правильное число, правильную величину, изобразил правильный рисунок.
Выполнение каждого из заданий 3, 8, 10–12 оценивается от 0 до 2 баллов.
Максимальный первичный балл за выполнение работы — 20.
Перевод баллов в оценку:
«2»: 0–5
«3»: 6–9
«4»: 10–14
«5»: 15–20
Описание ВПР по математике
В заданиях 1, 2, 7 проверяется умение выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями. В частности, задание 1 проверяет умение выполнять сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1). Задание 2 проверяет умение вычислять значение числового выражения, соблюдая при этом порядок действий. Заданием 7 контролируется умение выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000).
Выполнение заданий 3 и 8 предполагает использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, для оценки количественных и пространственных отношений предметов, процессов, явлений. Так, задания 3 и 8 поверяют умение решать арифметическим способом (в одно-два действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью.
Задание 4 выявляет умение читать, записывать и сравнивать величины (время), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними.
Умение решать текстовые задачи в три-четыре действия проверяется заданием 8. При этом в задании 8 необходимо выполнить действия, связанные с использованием основных единиц измерения величин (длина, вес).
Умение исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры проверяется заданием 5. Пункт 1 задания предполагает вычисление периметра прямоугольника и квадрата, площади прямоугольника и квадрата. Пункт 2 задания связан с построением геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника.
В задании 6 проверяется умение работать с таблицами, схемами, графиками, диаграммами, анализировать и интерпретировать данные. Задание предполагает чтение и анализ несложных готовых таблиц. Овладение основами логического и алгоритмического мышления контролируется заданиями 9 и 12. Задание 9 связано с интерпретацией информации (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы). Задание 12 требует умения решать текстовые задачи в три-четыре действия.
Задание 10 проверяет умение извлекать и интерпретировать информацию, представленную в виде текста, строить связи между объектами.
Овладение основами пространственного воображения выявляется заданием 11. Оно предполагает описание взаимного расположения предметов в пространстве и на плоскости.
Успешное выполнение обучающимися заданий 10–12 в совокупности с высокими результатами по остальным заданиям говорит о целесообразности построения для них индивидуальных образовательных траекторий в целях развития их математических способностей.
Национальное
исследование качества образования НИКО 2015
Спецификация контрольных
измерительных материалов для проведения в 2015 году диагностической работы по
МАТЕМАТИКЕ
4
класс
Подготовлена
Негосударственным образовательным учреждением
«Московский центр непрерывного
математического образования» (МЦНМО)
Спецификация контрольных
измерительных материалов для проведения в 2015 году диагностической работы по
МАТЕМАТИКЕ
4 класс
1. Назначение КИМ
В соответствии с Планом действий по модернизации общего
образования на 2011–2015 гг., утвержденным распоряжением Правительства РФ от 7
сентября 2010 г. № 1507-р, в Российской Федерации реализуется поэтапное
введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)
начального общего образования во всех общеобразовательных организациях
Российской Федерации. В рамках этого процесса начиная с 2011 г. первоклассники
во всех школах России обучаются в соответствии с новым образовательным
стандартом. Таким образом, в 2015 г. уже второй год подряд начальную школу
заканчивают выпускники, которые обучались в соответствии с ФГОС с первого
класса.
Национальное исследование качества начального образования
(НИКО) проводится, прежде всего, в целях осуществления мониторинга результатов
перехода на ФГОС и направлено на выявление общего уровня подготовки школьников,
а также системных тенденций, связанных с реализацией перехода на ФГОС. Кроме
того, в рамках исследований предусмотрен сбор научных данных в целях
совершенствования содержания образовательных программ начального общего
образования, методов и средств обучения в начальной школе.
Назначение КИМ для проведения диагностической работы по
математике в рамках национального исследования качества начального образования
– оценить уровень общеобразовательной подготовки по математике обучающихся 4
класса в соответствии с требованиями ФГОС. Таким образом, КИМ предназначены для
диагностики достижения предметных и метапредметных результатов, а также
сформированности универсальных учебных действий.
Результаты исследований могут быть использованы
образовательными организациями для совершенствования методики преподавания
математики в начальной школе, муниципальными и региональными органами
исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере
образования, для анализа текущего состояния муниципальных и региональных систем
образования и формирования программ их развития.
Не предусмотрено использование результатов указанных
исследований для оценки деятельности образовательных организаций, учителей,
муниципальных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих
государственное управление в сфере образования.
2. Документы,
определяющие содержание КИМ
Содержание диагностической работы
соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту
начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №
373).
3. Подходы к
отбору содержания, разработке структуры КИМ
Диагностические работы, проводимые в рамках проектов
программы НИКО, основаны на системно-деятельностном и компетентностном
подходах.
В рамках исследования наряду с предметными результатами
обучения выпускников начальной школы по каждому из трех предметов: математика,
русский язык и окружающий мир – оцениваются также метапредметные результаты и уровень
сформированности универсальных учебных действий (УУД).
Предусмотрена оценка сформированности
следующих УУД.
Личностные действия: знание
моральных норм и норм этикета, умение выделить нравственный аспект поведения,
ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные действия:
целеполагание, планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.
Общеучебные универсальные учебные
действия: поиск и выделение необходимой информации; структурирование
знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и
письменной формах; выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия,
контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как
осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение
необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение
основной и второстепенной информации; моделирование, преобразование модели.
Логические универсальные действия:
анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе
самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор
оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие, выведение
следствий; установление причинноследственных связей; построение логической цепи
рассуждений; доказательство.
Коммуникативные действия: умение
с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической
формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного
языка.
Ключевыми особенностями НИКО в начальной
школе являются:
—
соответствие ФГОС;
—
соответствие отечественным традициям преподавания учебных
предметов в начальной школе;
—
учет национально-культурной и
языковой специфики многонационального российского общества;
—
отбор для контроля наиболее значимых аспектов подготовки как с
точки зрения использования результатов обучения в повседневной жизни, так и с
точки зрения продолжения образования в основной школе.
Тексты заданий в контрольных измерительных материалах (КИМ)
в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, включенных в
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки
РФ к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего образования.
4. Структура КИМ
Диагностическая работа по математике состоит из двух
частей, содержащих 13 заданий (таблица 1).
Часть 1 содержит 8 заданий, часть 2 – 5
заданий.
Задание считается выполненным, если верный ответ или верное
решение и ответ записаны в листе с заданиями в той форме, которая предусмотрена
инструкцией по выполнению задания.
В заданиях 11 и 13 требуется записать решение и ответ в
специально отведенном для этого поле.
В заданиях 8 (п. 2) и 12 требуется
нарисовать чертеж.
Таблица 1. Распределение заданий по частям работы
№ |
Тип заданий |
Количество |
Максимальный |
Процент максимального |
1 |
С |
5/7[1] |
5 |
23 |
2 |
С |
2 |
4 |
18 |
3 |
С |
1 |
2 |
9 |
4 |
С |
3/5 |
11[2] |
50 |
Итого |
13 |
22 |
100 |
5.
Распределение заданий КИМ по проверяемым умениям и видам
деятельности
В диагностическую работу включены задания на проверку
математических умений и навыков, необходимых любому человеку в современном
обществе, а также для дальнейшего обучения по программам основного общего
образования. В работе проверяется:
1)
умение использовать начальные математические знания для описания
иобъяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их
количественных и пространственных отношений;
2)
овладение основами логического и алгоритмического
мышления,пространственного воображения и математической речи, измерения,
пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов;
3)
приобретение начального опыта применения математических знанийдля
решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
4)
умение выполнять арифметические действия с числами и
числовымивыражениями; решать текстовые задачи; действовать в соответствии с
алгоритмом и строить простейшие алгоритмы; исследовать, распознавать и изображать
геометрические фигуры; работать с таблицами и диаграммами; представлять,
анализировать и интерпретировать данные.
Обобщенный план варианта представлен в
Приложении.
6. Распределение
заданий КИМ по уровням сложности
Все задания диагностической работы, кроме последнего, имеют
базовый уровень сложности. Задание 13 имеет повышенный уровень сложности.
7.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и
диагностическойработы в целом
Максимальный балл за выполнение диагностической работы по
математике равен 22.
Каждое правильно выполненное задание 1–5 оценивается 1
баллом. Задание считается выполненным верно, если ученик записал правильное
число, правильное значение (в том числе с единицами измерения).
Правильное выполнение каждого из заданий 6 и 7 оценивается
2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ученик записал правильную
последовательность цифр. Полный правильный ответ оценивается 2 баллами; если
допущена одна ошибка, выставляется 1 балл; если допущены две и более ошибки – 0
баллов.
Правильное выполнение каждого из заданий 8 и 9 оценивается
2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ученик правильно ответил
на все вопросы. Полный правильный ответ оценивается 2 баллами; если допущена
одна ошибка, выставляется 1 балл; если допущены две и более ошибки – 0 баллов.
В заданиях 11 и 13 должно быть дано верное решение, в
котором проведены все необходимые преобразования и/или рассуждения, приводящие
к ответу, получен верный ответ.
В задании 12 должен быть представлен верный
рисунок.
Таблица 2. Перевод баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка
по пятибалльной шкале «2» «3» «4» «5»
Первичные
баллы 0–5 6–12 13–18 19–22
8. Продолжительность
диагностической работы
На выполнение работы по математике дается
60 минут.
На выполнение заданий части 1 отводится
30 минут, в конце этого времени ответы на задания части 1 сдаются. На
выполнение заданий части 2 также отводится 30 минут. Между выполнением заданий
частей 1 и 2 предусмотрен перерыв 10 минут.
9.
Дополнительные материалы и оборудование
При выполнении заданий разрешается
пользоваться линейкой.
Приложение Обобщенный
план варианта диагностической работы по МАТЕМАТИКЕ (базовый уровень)
№ Проверяемые
требования Уровень Максималь- Примерное
(умения) в соответствии с ФГОС сложности ный
балл время выпол-
за выполне- нения зада-
ние задания ния обучаю-
щимся
(в минутах)
Часть 1
Умение выполнять
арифметические действия с числами
1
Б3 1 2
и числовыми выражениями
Умение выполнять
арифметические действия с числами
2
Б 1 3
и числовыми выражениями
Умение применять
математические знания для решения
3
Б 1 4
учебно-практических задач
Умение выполнять
арифметические действия с числами
4
Б 1 3
и числовыми выражениями
Умение использовать
начальные математические
знания для описания
окружающих предметов, а также
5
Б 1 3
для оценки их
количественных и пространственных
отношений
Умение работать с
таблицами и диаграммами,
6
представлять,
анализировать и интерпретировать Б 2 5
данные
Овладение основами
логического и алгоритмического
7
Б 2 5
мышления
Умение исследовать,
распознавать и изображать
8
Б 2 5
геометрические фигуры
Часть 2
Умение использовать
начальные математические
знания для описания
окружающих предметов, а также
9
Б 2 3
для оценки их
количественных и пространственных
отношений
Умение работать с
таблицами и диаграммами,
10
представлять,
анализировать и интерпретировать Б 3 6
данные
Умение применять
математические знания для решения
11
учебно-познавательных
и учебно-практических задач, Б 2 7
решать текстовые задачи
Умение исследовать,
распознавать и изображать
12
Б 2 6
геометрические фигуры
Умение применять
математические знания для решения
13
учебно-познавательных
и учебно-практических задач, П4 2 8
решать текстовые задачи
Всего 13 заданий.
Максимальный балл – 22.
Время выполнения
диагностической работы – 60 минут.
Успешного ребенка может воспитать только тот учитель, который сам переживает радость успехов.
Успех в учении – это единственный источник внутренних сил, рождающих энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
В.А.Сухомлинский
1. Определить алгоритм подготовки к ВПР:
а) выписать перечень планируемых результатов по предмету (математика) из
Примерной ООО НОО.
б) подобрать несколько заданий для проверки того, насколько усвоен каждый из этих предметов.
в) провести повторение по разделам учебной предметной программы.
г) выполнить несколько проверочных работ на все разделы программы, вместе обсуждать возможные стратегии выполнения работы, особенности формулировок заданий и т.д.
д) вести учёт выявленных пробелов для адресной помощи в ликвидации слабых сторон обучающихся
2. При отборе заданий важно выдерживать такие принципы:
а) задания должны быть разнообразными, чтобы, с одной стороны, не формировать стереотипов о том, что тот или иной планируемый результат проверяется всегда одинаково одним и тем же типом задания, с другой стороны, для того, чтобы совершенствовать знания и умения, поскольку одна из целей обучения – научить применять знания в разных ситуациях, а выполнение разных по типу заданий как раз этому и способствует;
б) заданий на оценивание достижения каждого планируемого результата должно быть достаточно для того, чтобы сделать вывод о достижении этого планируемого результата, по 1-2 заданиям такой вывод вряд ли будет объективным;
в) задания должны быть разноуровневыми: большая часть заданий должна позволять проверить достижение планируемого результата на базовом уровне, но как минимум одно задание должно позволять проверить достижение планируемого результата на повышенном уровне.
3. Проводить дополнительные групповые и индивидуальные занятия с обучающимися по подготовке к ВПР с использованием заданий, размещенных на сайте https://vpr.statgrad.org/.
4. Целесообразно использовать «Рабочую тетрадь. Готовимся к Всероссийской проверочной работе», учебник, дополнительные учебные пособия к нему. Дополнить число заданий в учебнике на этапе повторения и закрепления дополнительными материалами.
Пособие составлено с учётом результатов Всероссийских проверочных работ и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. В тетрадь включены тренировочные задания и проверочные мини-работы по каждому разделу программы, итоговые проверочные работы. Ко всем тренировочным заданиям и проверочным работам приведены ответы. Для каждой мини-работы в конце тетради дана карточка самопроверки с образцом оформления решений. Работа в тетради будет способствовать обобщению знаний ученика по предмету, развитию умения самостоятельно справляться с заданиями базового и повышенного уровней сложности, осуществлять самоконтроль и самооценку. Подробные рекомендации по работе с тетрадью даны в пособии для учителей «Готовимся к Всероссийской проверочной работе. Методические рекомендации. 4 класс». Пособие предназначено для обучающихся общеобразовательных организаций и может быть использовано при работе с любым учебником «Математика» для 4 класса, входящим в Федеральный перечень.
5. Учителям, работающим в 4 классах, на уроках математики обратить внимание на:
- вычисление периметра прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
- чтение несложных готовых таблиц (сравнение и обобщение информации, представленной в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм);
- читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (час — минута, минута — секунда);
- решение задач в 3–4 действия;
- для решения проблем с овладением основами пространственного воображения, которое предполагает описание взаимного расположения предметов в пространстве и на плоскости, логического и алгоритмического мышления (умение решать текстовые задачи в три-четыре действия), решать арифметическим способом (в 1-2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;
Необходимо наладить систематическую работу по этим темам на уроках математики и дополнительных занятиях.
Можно для себя составить график. В понедельник, например, на минутке устного счёта находить S фигур, во вторник – логические задачки, в среду – Р…
6. Обратить внимание на правильное использование учащимися математической терминологии, засорению математического языка бытовизмами и упрощёнными схемами, неумению пользоваться изученными алгоритмами, схемами, приёмами и способами действий, умению читать диаграммы, пользоваться её данными, учить пользоваться таблицами.
7. Для предупреждения и устранения трудностей в решении текстовых задач формировать следующие устойчивые умения у четвероклассников:
- умение понять математический смысл ситуации,
- выделить и применить все условия задачи,
- записать объяснение и ответ.
8. При организации коррекционной работы этапом в предупреждении трудности могут служить задания на выбор числовой записи к текстовой, пространственной ориентировки, различение фигур на плоскости и в пространстве, умение чертить заданную фигуру без погрешностей в измерениях, понимание арифметической сути практической ситуации.
Подготовка к ВПР требует индивидуального подхода к каждому ученику. Например, случается, что дети отлично выполняют задания повышенного уровня сложности, но не справляются с задачами, основанными на базовых знаниях. Есть ученики, которые обладают большим потенциалом, но не могут раскрыть его без помощи учителя. Педагогическое творчество в работе с ВПР заключается в том, чтобы подстроить планомерную подготовку под особенности своих учеников. Мало натренировать четвероклассников решать известные типы задач. Дети должны не воспроизводить знания, а владеть ими. Для этого ребенку необходим опыт решения одних и тех же заданий, но разными способами.
ВПР по математике
На выполнение работы отводится 45 минут. Работа содержит 12 заданий.
— Рассмотрим некоторые задания из пробных работ ВПР текущего учебного года, окунемся в образовательную среду четвероклассников.
Для того, чтобы получить максимальное количество баллов, нужно постараться не только верно решить как можно больше заданий, но и аккуратно, чётко и правильно оформить работу. Поэтому при выполнении ВПР обязательно пользуйся черновиком.
Задание 1. Необходимо выполнить сложение или вычитание двузначных чисел с переходом через десяток.
— Перед вами – самые простые задания из работы – задания, направленные на проверку вычислительных навыков. Данные приемы вычислений отрабатываются на каждом уроке. Давайте проверим ваши математические способности.
Важно: На бланк работы надо записать ТОЛЬКО ОТВЕТ.
Подсказка: Вычисления выполни на черновике, желательно выполнить проверку обратным действием.
Упражнения: Вычисли:
- 43 — 27,
- 54 — 29,
- 83 — 55,
- 71 — 32,
- 65 — 46.
Задание 2. Требуется определить порядок действий и найти значение выражения.
Важно: На бланк работы надо записать ТОЛЬКО ОТВЕТ.
Подсказка: Вычисления выполни на черновике. Сначала определи порядок действий. Первыми выполняются действия в скобках. Умножение и деление выполняются сначала, сложение и вычитание — позже.
Упражнения: Вычисли:
- 8 + 2 ∙ (7 + 13);
- 6 + 4 ∙ (8 + 11);
- 5 + 5 ∙ (13 + 7).
Задание 3. Необходимо решить задачу.
Все мы с вами систематически ходим в магазин, но иногда приходится отправлять за покупками и детей. ФГОС ориентирует на решение жизненных бытовых задач, которые помогут детям быть самостоятельными в принятии решений.
Или текст задачи может звучать так:
Папа с дочкой пришли в парк с аттракционами и купили два билета на карусель: взрослый и детский, а также детский билет в комнату смеха. Цены на билеты показаны на рисунке. Сколько рублей они заплатили за все билеты? Запиши решение и ответ.
Если ты записываешь задание решение по действиям — ко всем действиям, кроме последнего, нужны наименования и пояснения (к последнему действию пояснение не пишется). Если решение записано выражением — достаточно только наименования. Ответ может быть кратким (число или наименование) или полным (ответ с опорой на поставленный вопрос)
Подсказка: Составь на черновике краткую запись. Выполни решение. Перечитай еще раз текст задачи и вопрос. Подумай, соответствует ли твой ответ вопросу.
Упражнения:
1) Определи стоимость покупки, состоящей из 3 плиток шоколада и 4 упаковок йогурта.
2) Вычисли стоимость покупки, состоящей из 2 пачек масла и 3 батонов.
3) Купили 2 бублика, 2 плитки шоколада и 4 пакета молока. Сколько заплатили за всю покупку?
Задание 4. Задание на определение времени начала или конца события.
Важно: в этом задании нужно записать только ответ, оформить запись можно любым из способов. Например, время 15 часов 20 минут можно записать так: 15:20, 15 ч. 20 мин., 15-20, 15.20, 15 часов 20 минут.
Подсказка: Решение таких задач удобно выполнять с помощью схематического рисунка. Например:
Занятия на курсах подготовке к школе длятся 30 минут каждое. Между занятиями есть перемены по 10 минут. Во сколько закончится третье занятие, если первое начинается в 16.00?
Ответ: 17 ч. 50 мин.
Или вот такое условие
Необходимо выполнить действия с именованными числами.
На рисунке показан календарь на январь 2009 года. Каким днём недели в 2009 году было 7 февраля?
В этом задании требуется написать только ответ: суббота. Для того, чтобы ответить на вопрос задания, ребёнку достаточно быть знакомым с устройством календарей.
Если же ребёнок по каким-то причинам не знает этого устройства, то он может поработать с предложенным изображением, как с таблицей, выстраивая на основе её и на основе порядка следования месяцев в году и дней в неделе примерно такие рассуждения: так как последний день января — суббота, то следующий день — первый день февраля, воскресенье, тогда второе число — понедельник, третье — вторник, четвёртое — среда, пятое — четверг, шестое — пятница, и, наконец, седьмое — суббота.
Важно: На бланк работы надо записать ТОЛЬКО ОТВЕТ. Это должно быть именованное число или день недели.
Задание 5. Геометрическое задание. Требуется разделить фигуру на части указанной формы и вычислить периметр или площадь прямоугольника.
Подсказка: Вычисления выполни на черновике. Если необходимо найти площадь, можно не выполнять вычисление, а просто пересчитать, из скольких маленьких квадратов состоит фигура.
На клетчатой бумаге нарисована фигура. Сторона клетки равна 1 см.
1) Найди площадь этой фигуры. Ответ дай в кв. см.
Здесь надо записать только ответ. Понятно, что можно просто подсчитать число клеточек со стороной один сантиметр внутри фигуры, и ответ будет найден. Процесс подсчёта затрудняется тем, что часть клеток разрезана, но поскольку все разрезанные клетки разрезаны пополам, то это можно сделать, подсчитывая количество целых клеток и количество половинок клеток. Целых клеток — 16, половинок — 8, то есть ещё 4 целые клетки, и всего получается — 20 клеток, то есть площадь определена: 20 кв. см.
Если же преобразовать эту фигуру в прямоугольник (отрезать треугольник справа и приклеить его слева), то площадь можно найти и при помощи формулы для площади прямоугольника: 5·4=20
5·4=20 кв. см.
Преобразование заданной фигуры в прямоугольник
2) Нарисуй по клеточкам прямоугольник, площадь которого равна площади изображённой фигуры.
Задание 6. Необходимо найти ответ на вопрос по таблице.
Важно: в этом задании не требуется выполнить никаких вычислений. Нужно найти готовый ответ в таблице и выписать его. В таблице по месяцам указано количество дождливых дней.
Подсказка: Обрати внимание в таблице много лишних (избыточных данных). Читай задание не спеша, по порядку. Перед тем, как записывать ответ на бланке, прочитай вопрос еще раз и проверь, что твой ответ соответствует вопросу.
Упражнения:
Определи, в каком месяце 2012 года было наименьшее количество дождливых дней?
С помощью таблицы определи, в каком месяце 2014 года было наибольшее количество дождливых дней.
Укажи, какое количество дождливых дней было в октябре 2013 года.
Задание 7. .Вычисления с многозначными числами.
Важно: в этом задании нужно вычислить значение выражения, в котором несколько действий. На бланке нужно написать только ОТВЕТ.
Подсказка: Выпиши выражение на черновик. Определи порядок действий. Выполни вычисления в столбик. Желательно проверить вычисления обратным действием. Только после этого запиши ответ на бланке.
Упражнения:
- 14222 : 2 + 120 ∙ 4 =
- 13692 : 3 — 102 ∙ 2 =
Задание 8. Задача.
Важно: необходимо записать решение по действиям или выражением и ответ. Важно правильно оформить запись, не забыть о наименованиях и пояснениях.
Подсказка: Удобно сделать на черновике краткую запись и продумать решение. Перед тем, как переписывать задачу на бланк, перечитай вопрос и ответь и проверь, что они соответствуют друг другу.
При работе с задачами, я предлагаю детям пользоваться памяткой.
Памятка работы над задачей.
1. Формулирую задачу (выделяю условие и вопрос).
2. Работаю с текстом задачи:
— представлю жизненную ситуацию (нарисую мысленную картину);
— разобью на смысловые части и поработаю с каждой частью (подчеркну главное);
— переформулирую задачу, если нужно.
3. Строю модель задачи.
4. Осуществляю поиск плана решения задачи и составляю план ее решения.
5. Записываю решение задачи.
6. Проверяю, правильно ли решил задачу.
Попробуем с помощью памятки решить следующие задачи.
Работать будем дифференцированно. Все задачи разного уровня сложности. Каждая группа получит карточку с задачей, эту же задачу вы увидите на слайде (раздаю карточки с задачами).
Вверху над каждой задачей записан тот приём интерпретации текста, который вы должны применять при решении задачи.
Задача для 1 группы
- Выделение главных слов и свёртывание текста.
Задача для 2 группы
- Разбиение длинных предложений на более короткие по принципу «Одно предложение – одна мысль».
Задача для 3 группы
- Перестановка предложений для создания текста с трёхчастной формой.
Задача для 4 группы
- Синонимическая замена отдельных слов текста.
Упражнения: Большая упаковка пастилы стоит 200 рублей, маленькая стоит меньше. Марина купила две большие упаковки, четыре маленькие, отдала продавцу 1000 рублей и получила 80 рублей сдачи. Сколько рублей стоит маленькая упаковка пастилы?
Запиши решение и ответ.
Задания 9–11. Логические задачи.
Важно: решение этих задач не требует вычислений. Надо быть очень внимательным и постараться представить то, о чем говорится в задаче. Воображение помогает найти верный ответ.
Задание 10 проверяет умение извлекать и интерпретировать информацию, представленную в виде текста, строить связи между объектами.
Задача 10. Приводится детское сочинение. Извлекая информацию из текста надо решить задачу.
Рассмотри план дачного кооператива и, пользуясь описанием, которое дал Юра, обозначь цифрами на плане шесть участков.
1. Участок Ольги Александровны.
2. Участок Юлии Петровны.
3. Участок Ивана Львовича.
4. Участок Михаила Сергеевича.
5. Участок Людмилы Петровны.
6. Участок дяди Лёши.
Овладение основами пространственного воображения выявляется заданием 11. Оно предполагает описание взаимного расположения предметов в пространстве и на плоскости.
Подсказка: Даже если ты не решишь эти задания, но справишься без ошибок, в заданиями 1-9, набранных баллов будет достаточно, чтобы получить » 5″.
Задание 12. Задача.
Важно: задачи такого вида имеют несколько способов решения. Можно использовать любой, главное — записать его решение так, чтобы была понятна логика рассуждений.
Лена вырезала из бумаги несколько пятиугольников и семиугольников. Всего у вырезанных фигурок 39 вершин. Сколько пятиугольников вырезала Лена?
Запиши решение и ответ.
Решение.
Предположим, что семиугольник только один. Тогда количество вершин у пятиугольников равно 39 − 7 = 32. Этого не может быть, потому что число 32 на 5 не делится.
Если семиугольников два, то количество вершин у пятиугольников равно 39 − 14 = 25. Значит, может быть 5 пятиугольников.
Если семиугольников три, то количество вершин у пятиугольников равно 39 − 21 = 18, чего быть не может.
Если семиугольников четыре, то количество вершин у пятиугольников равно 39 − 28 = 11, чего быть не может.
Больше четырёх семиугольников быть не может.
Допускается другая последовательность действий и рассуждений, обоснованно приводящая к верному ответу.
Ответ: 5.
Успешное выполнение обучающимися заданий 10–12 в совокупности с высокими результатами по остальным заданиям говорит о целесообразности построения для них индивидуальных образовательных траекторий в целях развития их математических способностей. Необходимо у учащихся развивать основы логического и алгоритмического мышления, посредством решения задач с нестандартной формулировкой.
Задача педагогов и родителей – научить ребенка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты можешь это сделать».
Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверена, что ты все сделаешь хорошо», «Ты делаешь это хорошо».
Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:
— опираться на сильные стороны ребенка;
— помнить о его прошлых успехах и возвращаться к ним, а не к ошибкам;
— избегать подчеркивания промахов ребенка, не напоминать о прошлых неудачах;
— помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей.
Педагогам необходимо правильно и грамотно объяснять родителям, что такое Всероссийские проверочные работы, с какой целью они проводятся. А чтобы это сделать, необходимо самим обстоятельно изучить все материалы по ВПР. Доступ к этим материалам открыт. Можно дать родителям адреса, где в свободном доступе они могут самостоятельно ознакомиться со всеми материалами по подготовке к ВПР.
Важно понимать, что подготовка к ВПР – это не «натаскивание» обучающихся к выполнению тех или иных заданий, а целенаправленный труд педагога и родителей по освоению обучающимися предметных и метапредметных результатов образования в период всего обучения в начальной школе.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили: «Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.Желаю вам, чтоб дети, в вашем классе,
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов.
Спасибо за внимание.
Используемые источники информации
- Волкова Е.В. Математика: Всероссийская проверочная работа за курс начальной школы: типовые задания. ФГОС. – М.: Издательство «Экзамен», 2018.
- Т.А.Каясова, С.В. Самыкина. 50 шагов к успеху. Математика. 4 класс: Рабочая тетрадь. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2018.
- https://vpr.statgrad.org/
- О.А.Рыдзе, К.А.Краснянская Готовимся к Всероссийской проверочной работе. Математика. М: Просвещение, 2018.
МАТЕМАТИКА−4
2024—2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
Демонстрационная версия ВПР по математике 4 класс 2025 года с решениями.
2023—2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Демонстрационная версия ВПР по математике 4 класс 2024 года с решениями.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 1.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 2.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 3.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 4.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 5.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 6.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 7.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 8.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 9.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 10.
2022—2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Демонстрационная версия ВПР по математике 4 класс 2023 года с решениями.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 1.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 2.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 3.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 4.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 5.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 6.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 7.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 8.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 9.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 10.
2021—2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
Демонстрационная версия ВПР по математике 4 класс 2022 года с решениями.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 1.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 2.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 3.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 4.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 5.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 6.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 7.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 8.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 9.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 10.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 11.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 12.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 13.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 14.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 15.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 16.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 17.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 18.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 19.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 20.
2020—2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Демонстрационная версия ВПР по математике 4 класс 2021 года с решениями.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 1.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 2.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 3.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 4.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 5.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 6.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 7.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 8.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 9.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 10.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 11.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 12.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 13.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 14.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 15.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 16.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 17.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 18.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 19.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 20.
2019—2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Демонстрационная версия ВПР по математике 4 класс 2020 года с решениями.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 1.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 2.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 3.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 4.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 5.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 6.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 7.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 8.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 9.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 10.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 11.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 12.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 13.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 14.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 15.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 16.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 17.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 18.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 19.
ВПР по математике для 4 класса. Вариант 20.
2018—2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Демонстрационная версия ВПР по математике 4 класс 2019 года с решениями.
ВПР по математике для 4 класса 22.04.2019. Вариант 1.
ВПР по математике для 4 класса 22.04.2019. Вариант 2.
ВПР по математике для 4 класса 22.04.2019. Вариант 3.
ВПР по математике для 4 класса 22.04.2019. Вариант 4.
ВПР по математике для 4 класса 22.04.2019. Вариант 5.
ВПР по математике для 4 класса 22.04.2019. Вариант 6.
ВПР по математике для 4 класса 22.04.2019. Вариант 7.
ВПР по математике для 4 класса 22.04.2019. Вариант 8.
ВПР по математике для 4 класса 22.04.2019. Вариант 9.
ВПР по математике для 4 класса 22.04.2019. Вариант 10.
ВПР по математике для 4 класса 22.04.2019. Вариант 11.
ВПР по математике для 4 класса 22.04.2019. Вариант 12.
ВПР по математике для 4 класса 22.04.2019. Вариант 13.
ВПР по математике для 4 класса 22.04.2019. Вариант 14.
ВПР по математике для 4 класса 22.04.2019. Вариант 15.
ВПР по математике для 4 класса 22.04.2019. Вариант 16.
ВПР по математике для 4 класса 22.04.2019. Вариант 17.
ВПР по математике для 4 класса 22.04.2019. Вариант 18.
ВПР по математике для 4 класса 22.04.2019. Вариант 19.
ВПР по математике для 4 класса 22.04.2019. Вариант 20.
ВПР по математике для 4 класса 22.04.2019. Вариант 21.
ВПР по математике для 4 класса 22.04.2019. Вариант 22.
ВПР по математике для 4 класса 22.04.2019. Вариант 23.
ВПР по математике для 4 класса 22.04.2019. Вариант 24.
ВПР по математике для 4 класса 22.04.2019. Вариант 25.
ВПР по математике для 4 класса 22.04.2019. Вариант 26.
2017—2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
Демонстрационная версия ВПР по математике 4 класс 2018 года с решениями.
ВПР по математике для 4 класса 24.04.2018. Вариант 1.
ВПР по математике для 4 класса 24.04.2018. Вариант 2.
ВПР по математике для 4 класса 24.04.2018. Вариант 3.
ВПР по математике для 4 класса 24.04.2018. Вариант 4.
ВПР по математике для 4 класса 24.04.2018. Вариант 5.
ВПР по математике для 4 класса 24.04.2018. Вариант 6.
ВПР по математике для 4 класса 24.04.2018. Вариант 7.
ВПР по математике для 4 класса 24.04.2018. Вариант 8.
ВПР по математике для 4 класса 24.04.2018. Вариант 9.
ВПР по математике для 4 класса 24.04.2018. Вариант 10.
ВПР по математике для 4 класса 24.04.2018. Вариант 11.
ВПР по математике для 4 класса 24.04.2018. Вариант 12.
ВПР по математике для 4 класса 24.04.2018. Вариант 13.
ВПР по математике для 4 класса 24.04.2018. Вариант 14.
ВПР по математике для 4 класса 24.04.2018. Вариант 15.
ВПР по математике для 4 класса 24.04.2018. Вариант 16.
ВПР по математике для 4 класса 24.04.2018. Вариант 17.
ВПР по математике для 4 класса 24.04.2018. Вариант 18.
ВПР по математике для 4 класса 24.04.2018. Вариант 19.
ВПР по математике для 4 класса 24.04.2018. Вариант 20.
2016—2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Демонстрационная версия ВПР по математике 4 класс 2017 года с решениями.
ВПР по математике для 4 класса 25.04.2017. Вариант 9.
ВПР по математике для 4 класса 25.04.2017. Вариант 11.
2015—2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
ВПР по математике для 4 класса 2016. Вариант 22.
ВПР по математике для 4 класса 2016. Вариант 24.
ВПР по математике для 4 класса 2016. Вариант 26.
ВПР по математике для 4 класса 2016. Вариант 28.
ВПР по математике для 4 класса 2016. Вариант 29.
ВПР по математике для 4 класса 2016. Вариант 31.
Официальная демоверсия ВПР 2024 по математике для 4 класса опубликована на сайте Федерального института оценки качества образования (ФИОКО).
При проведении ВПР 2024 для образцов будут использованы демонстрационные варианты 2023 года.
ВПР 2024 (2023) по математике 4 класс
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по математике даётся 45 минут.
Работа содержит 12 заданий.
В заданиях, после которых есть поле со словом «Ответ», запиши ответ в указанном месте.
В заданиях 5 (пункт 2) и 11 нужно сделать чертёж или рисунок.
В задании 10 нужно записать ответ, заполнив приведённую форму. В заданиях, после которых есть поле со словами «Решение» и «Ответ», запиши решение и ответ в указанном месте. Если ты хочешь изменить ответ, то зачеркни его и запиши рядом новый.
При выполнении работы нельзя пользоваться учебниками, рабочими тетрадями, справочниками, калькулятором.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны.
Для экономии времени пропускай задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходи к следующему.
Постарайся выполнить как можно больше заданий.
Смотрите также: