Как правильно менять масло? Вопрос банальный. Тем не менее дискуссии на эту тему не прекращаются. Мы решили показать грамотную процедуру замены масла на конкретном примере.
1. Менять масло с периодичностью, подходящей конкретному двигателю. И здесь речь не только о регламентных интервалах. Для многих силовых агрегатов цифры, указанные в мануале, — это максимально возможные промежутки между заменами.
Например, автомобиль Skoda Superb с турбированным двигателем объемом 1,4 литра и пробегом 37 000 км обслуживается у дилера, где замена масла идет каждые 15 000 км. ТурбоVAG с непосредственным впрыском – довольно нежный двигатель, и владелец считает, что очень большой интервал, поэтому он меняет масло вдвое чаще: каждые 7 000 – 7 500 км самостоятельно. Потом – по официальному регламенту у дилера. Нам такой подход импонирует, ведь горячий и быстрый двигатель требует идеального масла с точки зрения температурной стойкости и диспергирующих свойств.
2. Менять масло с промывкой. Продолжая тему высоких требований к лубриканту, напомним, что в разных двигателях от 10 до 20% масла не сливается: оно остается в технологических углублениях, тонких каналах, на поверхностях в виде лака и притягивает загрязнения.
Поэтому менять масло следует с предварительной промывкой системы. В линейке LAVR 6 промывок масляной системы: классическая 5-минутка, 7-минутная промывка для двигателей сложной конструкции, промывки для коммерческого транспорта, автомобилей с большим пробегом и для машин, эксплуатируемых в городском цикле, и мягкая промывка двигателя. Мы, создали их, чтобы по максимуму защитить от износа двигатели, работающие в разных условиях. О том, как правильно подобрать средство именно для вашей машины, мы писали здесь.
Не лишним будет напомнить, что применять промывку надо по инструкции: например, не кататься с залитым составом.
3. Подбирать масло с умом. Самый очевидный способ подобрать подходящее масло – пользоваться рекомендациями производителя автомобиля и приобретать его постоянно. Не следует менять марку масла без повода. А поводов может быть, по сути, всего два. Первый – стук гидрокомпенсаторов. Он говорит о том, что масло слишком густое. В такой ситуации следует выбрать техжидкость с меньшей вязкостью того же производителя. Если после этого появится вторая проблема – угар масла, марку действительно стоит менять.
4. Откручивать крышку. Переходим к сугубо прикладным моментам. Перед тем, как выкручивать пробку в поддоне нужно отвинтить крышку маслозаливной горловины. На эту тему много дискуссий, но мы многократно меняли масло на разных автомобилях, в разных условиях и можем твердо заявить: чтобы уменьшить несливаемый остаток, нужно обеспечить доступ воздуха и убрать верхнюю крышку.
5. Правильно менять фильтр. На этой Skoda мы столкнулись с проблемой — ни руками, ни съемником не смогли демонтировать масляный фильтр. В ход пошли подручные средства, хотя предыдущая замена была у дилера.
Напоминаем простые правила. В идеале поверхности нужно обезжирить, потом смазать маслом прокладку фильтра. Далее закрутить фильтр вручную до касания прокладкой посадочной поверхности и довернуть на 3/4 оборота или тот градус, который указан на упаковке. Сейчас производители стали рисовать инструкцию даже на самих корпусах фильтров, потому что перетянутый фильтр – это не только головная боль при снятии, но и риск сорвать резьбу или пережать прокладку с последующей утечкой масла.
А как вы меняете масло в своей машине?
Своевременная замена масла напрямую влияет на ресурс мотора. Периодичность процедуры указана в инструкции по эксплуатации или сервисной книжке — раз в 15 000 километров в большинстве случаев. Однако в том же мануале подчеркивается, что моторное масло быстрее теряет свойства в тяжелых условиях эксплуатации. Поэтому лучше сокращать интервал замены.
Факторы, негативно влияющие на состояние масла:
топливо низкого качества
жаркий или холодный климат
гористая местность
повышенная запыленность
частые короткие поездки
пробки
буксировка прицепа
Как видите, это то, с чем сталкиваются большинство автовладельцев.
Как происходит замена моторного масла
При плановой процедуре обязательно меняют и масляный фильтр.
А также сливную пробку или её уплотнение.
В большинстве автомобилей потребуется обнулить сервис напоминания, погасить значок на панели приборов.
Перед заменой нужно прогреть мотор. Есть два способа, оптимальных для разных авто:
с помощью экстрактора через трубку-направляющую масляного щупа
слив с поддона через специальное отверстие.
Нужно понимать, что полное удаление масла возможно только при полной разборке. Также учитывайте, что в некоторых фильтрах есть антидренажный клапан, который удерживает продукт в каналах системы смазки для быстрого наполнения после запуска мотора. Потому важно демонтировать старый фильтр одновременно со сливом старого вещества: до, а не после закручивания новой пробки.
Есть мнение, что требуется откручивать пробку маслозаливной горловины, чтобы соединить кратер с атмосферой и продукт легче стекал. На самом деле мотор не герметичен: в нем предусмотрена система вентиляции кратерных газов, которая и отвечает за уравнивания давления.
Чем дольше автомобиль стоит с открученной пробкой, тем больше стечёт масла. Даже когда оно перестанет течь и начнет капать, его наберется на целый стакан за несколько часов. Так что не торопитесь.
После нужно закрутить новую пробку (или старую, но с новым уплотнением) и затянуть ее динамометрическим ключом со строго регламентированным усилием.
Особенно это актуально для поддонов из алюминия. Перед установкой нового фильтра нужно смазать его и уплотнительную резинку маслом. Усилие при затягивании должно быть также регламентированным.
Сколько нужно масла для замены в двигателе?
Свежий продукт заливается в меньшем объеме, чем предписано заводом-изготовителем. После запустите мотор и дайте ему поработать несколько минут на оборотах холостого хода. Затем заглушите двигатель, подождите минут пять и проверьте уровень вещества по щупу.
Обычно на щупах есть метки MIN и MAX, обозначающие рабочий диапазон. После процедуры уровень должен находиться на максимальной отметке. Почему? При меньшем объёме масло быстрее нагревается, хуже отдаёт тепло, теряет вязкость. Это влияет на давление в системе смазки и вредно для мотора. Превышение уровня тоже нежелательно: есть риск, что через систему вентиляции масло может попасть во впускной коллектор и затем в цилиндры. В первую очередь это опасно для катализатора.
Где можно сделать замену автомасла?
Для этой операции желательно иметь съёмник фильтров, которые часто не откручиваются. Кроме того, потребуется динамометрический ключ, чтобы впоследствии не потребовалось заменять поддон. Для сброса индикации о необходимости ТО нужно также нужно специальное оборудование.
Часто нужна воронка, без которой продукт сразу из канистры не залить.
Оптимально — обращаться в сертифицированные СТО.
Цена замены масла в двигателе зависит от марки и модели, доступности фильтра, наличия защиты. В среднем стоимость составляет от 500 рублей до 2000 рублей.
При классической конструкции и отсутствии защиты картера операция занимает не больше 15 минут. Но ранее мы уже объяснили, почему спешить не стоит.
Мотор перед заменой должен быть прогрет. Если вы не знаете историю обслуживания автомобиля (что бывает редко), перед поездкой в автосервис залейте так называемую “мягкую промывку”, с которой нужно проехать 100/200 км. Также она пригодится при перепробеге.
Замена масла в двигателе своими руками возможна, особенно при наличии дешевого экстрактора. Но все манипуляции нужно проводить осознанно, а не по советам из интернета. Отсутствие давления в системе смазки быстро выведет из строя мотор, а отвечать за ошибки придется вам же. Так что лучше обратиться в автосервис!
Узнать больше об автомаслах:
Аннушка уже разлила масло.. моторное масло.
Как самостоятельно подобрать масло для автомобиля
Пойдет как по маслу!
Записаться на ТО
Новый способ не нужен молодым моторам и трепетным водителям.
1. Простейшая замена
Способ общеизвестен: слить из поддона старое масло, закрутить сливную пробку, поменять масляный фильтр, залить новое масло.
- Достоинства – простота и быстрота.
- Недостаток: при такой замене в моторе остается до 10% старого масла, которое, смешиваясь с новым, снижает его характеристики.
Остаток зависит от правильности выполнения процедуры. Менять масло надо на прогретом двигателе, тогда текучесть масла выше. И сливать стоит не меньше 10 минут – для более полного удаления. Напомним, что многие автопроизводители требуют замены прокладок пробки сливного отверстия.
Мы советуем менять масло через 7500 км, то есть в два раза чаще, чем рекомендует большинство автопроизводителей.
2. Замена с промывкой-«пятиминуткой»
Способ отличается от простейшего тем, что перед сливом старого масла предварительно добавляем «пятиминутку», после чего гоняем двигатель по инструкции, а уже потом сливаем масло вместе с промывкой.
- Достоинство: промывка должна растворить большее количество отложений по сравнению с классической операцией «слил – залил».
- Главный недостаток: часть промывочного продукта неизбежно останется в несливаемом остатке, смешиваясь со свежим маслом. Кроме того, добавляются затраты на приобретение промывки.
3. Замена с промывкой «последней мили»
Промывочный продукт добавляют в масло приблизительно за несколько сотен километров пробега до предстоящей замены, а не за пять минут, как с «пятиминуткой». В остальном разницы нет.
- Достоинство: то же, что и при предыдущем способе.
- Недостаток: про энергичную езду с таким смазочным материалом лучше забыть.
4. Не добавляем, а заливаем!
Сливаем масло и заливаем вместо него канистру промывочного продукта. После слива промывочного масла меняем фильтр.
В моторе при таком способе остается до 10% промывочного масла, которое совсем не предназначено для высоких нагрузок, но именно на смеси его со свежим маслом можно эксплуатировать машину без ограничений.
5. Двойной удар
Прием рекомендуется при обслуживании сильно загрязненных моторов с неизвестным моторным маслом. Полностью заменяем масло, устанавливаем новый фильтр, проезжаем без особых нагрузок несколько сотен километров, после чего вновь сливаем масло и заливаем то, на котором собираемся ездить дальше.
- Главный минус – двойные затраты на работу и расходники, а еще потеря времени на два заезда в сервис.
6. Замена без слива
Старое масло удаляется откачиванием через тонкую трубку, вставленную вместо мерного щупа.
- Достоинство: полнота удаления старого масла примерно та же, что и при обычной замене, однако при этом не нужно лезть под машину и возиться со сливной пробкой (это особенно важно, когда резьба сильно изношена или когда нужно снимать массивную стальную защиту).
- Минус при самостоятельном использовании – затраты на приобретение приспособления (хотя умельцы обходятся большим шприцем и трубочкой от капельницы).
При обслуживании на СТО проблем быть не должно. Этот способ особенно удобен в тех случаях, когда доступ к масляному фильтру возможен сверху.
Мы не рекомендуем промывку моторов дизельным топливом – ни чистым, ни разбавленным.
7. Замена с пневмоочисткой
Сравнительно новая услуга, которую предлагают некоторые автосервисы. Аппарат для замены масла c функцией пневмоочистки двигателя, разработанный американской компанией BG (БиДжи), предполагает следующие этапы замены:
В такой процедуре нет необходимости, если мотор относительно молод и в нем регулярно меняли масло согласно регламенту. А если автовладелец настолько трепетно относится к своей машине, что меняет масло на половинном (по отношению к регламенту) пробеге, то пневмоочистка вообще не имеет смысла.
- Достоинство: способ позволяет удалить большее количество отработанного масла, чем при традиционной замене. Однако очистить двигатель от старого масла на 100% все равно невозможно.
- Недостатки: их несколько. Такое устройство применимо только для моторов с неразборными масляными фильтрами. При продувке очищаются лишь масляные магистрали. А все углубления, которых много в головке блока, так и останутся с лужицами масла. Мало того, участок магистрали от масляного насоса до фильтра таким способом вообще не осушается. Работа по замене таким способом дороже на 200-500 рублей. Еще хуже другое: теоретически возможно повреждение датчика давления масла.
Подпишитесь на «За рулем» в
Замена масла в двигателе автомобиля
Рассказываем, как заменить масло в двигателе своими руками и как часто это нужно делать
Александр Потапов
Автор Авто Mail
Функции масла
Как часто нужно менять
Как проверить уровень
С чем надо быть осторожным
Цены на замену
Советы автомобилистам
Вопросы и ответы
Функции масла
Как часто нужно менять
Как проверить уровень
С чем надо быть осторожным
Цены на замену
Советы автомобилистам
Вопросы и ответы
Самая простая операция по техническому обслуживанию транспортного средства — это замена масла. Производители легковых машин допускают ее выполнение самими водителями. Мы подготовили подробную инструкцию по выполнению работ.
Функции масла в двигателе автомобиля
Главное назначение моторного масла это, конечно же, смазка всех деталей. Двигатель не может работать без смазывающей жидкости, иначе трение нарастает, и при малейшей нагрузке вся механика работает на износ. Двигатель без масла может заклинить.
При добавлении масла между деталями образуется пленка, препятствующая соприкосновению металлических поверхностей. Благодаря этому в разы увеличивается срок службы мотора. Однако у моторного масла есть и другие функции помимо смазки.
Функции моторного масла | Назначение |
---|---|
Противоизносные | Создание смазывающей пленки между деталями |
Противозадирные | Обеспечивается стабильность смазывающей пленки в точках высокого давления |
Вязкостно-температурные | Обеспечивается стабильность масла для работы в широком диапазоне температур |
Антикоррозионные | Защита металлических деталей от окисления |
Моющие | Удаление нагара и прочих отложений в старых моторах |
Охлаждающие | Отвод избыточного тепла |
Нередко под разные типы силовых агрегатов применяют свои сорта масла, специально разработанные для функционирования в тех или иных уникальных условиях. К примеру, для моторов с высокой степенью сжатия и с непосредственным впрыском изготавливают строго определенные типы смазывающих жидкостей.
Как часто нужно менять масло в двигателе
В технических регламентах по обслуживанию автомобилей производители указывают интервалы замены масла. Обычно это 10−15 тысяч километров пробега. Однако правильнее ориентироваться не на пробег, а на моточасы работы силового агрегата. Минеральное масло ходит примерно 150 моточасов, полусинтетика — 250 моточасов. Для синтетических масел определен срок службы в 300 моточасов.
Для дорогих синтетических масел 300 моточасов сопоставимо с 15 тыс. км пробега, но только при движении с высокими скоростями по междугородним трассам. В рваном городском ритме с частыми дорожными заторами 300 моточасов можно «потратить» за 7 тыс. км пробега.
Дешевые сорта масла ходят еще меньше, многое также зависит от условий эксплуатации.
Как проверить уровень масла в двигателе
Каждый автомобиль имеет щуп, расположенный в верхней части двигателя, рядом с заливной горловиной. На конце щупа есть мерная площадка с обозначениями верхнего и нижнего уровня смазывающей жидкости. Масло оставляет на ней следы, по которым и определяется уровень.
Нельзя допускать, чтобы масло уходило ниже мерной площадки. Также нельзя заливать его больше, чем требуется.
В некоторых автомобилях уровень масла можно посмотреть в меню бортового компьютера. Внутри силового агрегата установлен датчик, фиксирующий точное количество смазывающей жидкости. На других машинах есть датчики, показывающие падение уровня масла более чем на 1 л.
При критическом падении давления масла срабатывает третий датчик, предупреждающий водителя, что продолжать движение нельзя.
Что необходимо для замены масла в двигателе
- Масло. Каждый мотор имеет свой объем картера, куда помещается определенное количество масла. Перед заливкой важно купить именно столько масла, сколько требует инструкция. Чаще всего в малолитражные моторы входит около 4 л. Именно такие канистры чаще предлагают производители. Если объем двигателя и картера больше, то придется докупать дополнительные литровые бутылки.
- Фильтр. Вместе с маслом в обязательном порядке меняется фильтр, который подбирается в соответствие с рекомендациями производителей автомобиля.
- Прокладка пробки. Потребуется поменять и прокладку сливной пробки, а иногда и саму пробку. При контакте с горячим маслом прокладка нередко приходит в негодность, прикипает и рвется при откручивании пробки.
- Ванна для отработки. Необходимо найти резервуар для слива и хранения старого масла. Чаще всего в качестве такового используется старая пластиковая канистра от масла с вырезанной боковиной.
- Ключ для откручивания пробки. Чтобы открутить пробку, потребуется заметное усилие. Поэтому ключ с длинной ручкой лучше припасти заранее.
Как заменить масло в двигателе своими руками: пошаговая инструкция
Операцию по смене масла можно выполнить на эстакаде или в гараже с «ямой». Некоторые умельцы заезжают одним колесом на высокий бордюр и тем самым обеспечивают доступ к картеру. Не рекомендуется менять масло на машине, вывешенной на домкрате из-за риска ее возможного падения с причинением травм мастеру.
1. Охладить двигатель
Перед сменой масла необходимо выключить мотор и дать ему остыть. Масло должно стечь в резервуар картера, на что уходит примерно полчаса, после чего можно приступать к работе.
2. Подготовиться к сливу масла
Подставить под сливное отверстие самодельную ванночку, снять крышку с заливной горловины и открутить сливную пробку на картере. Будьте внимательны, потому как масло польется мощной струей. Пробка при этом улетает в ванночку.
3. Слить масло
Необходимо дать маслу полностью стечь из картера в ванночку. Масло будет стекать тонкой струйкой в течение нескольких минут. Поэтому оставляем машину на время и приступаем к смене фильтра.
4. Снять масляный фильтр
Для демонтажа масляного фильтра необходимо выкрутить его против часовой стрелки. В некоторых автомобилях из-за плохого доступа к фильтру приходится использовать специальные съемники. Но на большинстве популярных моделей фильтр находится в доступном месте и выкручивается рукой без лишних приспособлений.
5. Установить сливную пробку
Установить сливную пробку с новой прокладкой и затянуть ее гаечным ключом. Для этого потребуется подлезть под днище автомобиля.
6. Установить фильтр
Предварительно смажьте прокладку фильтра моторным маслом. Закручивать фильтр нужно по часовой стрелке. Затягивать фильтр нужно прилагая среднее усилие. Если фильтр не дотянуть, то он будет протекать. Если перетянуть, то можно повредить прокладку или даже резьбу, из-за чего опять же начнутся протечки.
7. Залить масло
Залейте масло из канистры в горловину на клапанной крышке двигателя. По мерной линейке на канистре следите за количеством залитой жидкости. Залейте примерно 80% от необходимого количества масла и подождите, пока жидкость соберется внизу. Проверьте уровень с помощью щупа. Затем можно дозированно добавлять масло до нужного уровня.
8. Откачать лишнее масло
Если смазывающей жидкости залито больше, чем нужно, то ее придется откачивать с помощью шприца с шлангом через канал щупа.
9. Завести двигатель
Закройте крышку горловины, запустите мотор и дайте ему поработать несколько минут на холостых оборотах. Масляный насос прокачает жидкость по всем каналам и выдавит воздушные пробки. Ни в коем случае нельзя в эти минуты давать мотору нагрузку.
10. Заглушить мотор.
Проверьте еще раз уровень масла. Он должен находиться между отметками Min и Max.
С чем надо быть осторожным при замене масла
Рассказываем, на что стоит особенное внимание при замене моторного масла в автомобиле.
1. С фильтром
Фильтр содержит масло и при демонтаже может произойти его утечка. Будьте осторожны и не запачкайтесь. Если масло пролито в моторный отсек и попало на резиновые шланги системы охлаждения, то их необходимо тщательно промыть и обезжирить. Масло может разъедать резину, что со временем приводит к прорыву патрубков.
2. Со сливной пробкой
При смене масла пробку картера лучше сбрасывать в ванночку для «отработки», не касаясь ее руками. Если вы постараетесь удержать ее пальцами, то получите обильные брызги масла прямо в лицо.
3. С прокладкой корпуса фильтра
При установке и затягивании фильтра необходимо следить за прокладкой. Она должна быть равномерно смазана. Нельзя допускать сильной затяжки фильтра, вследствие чего прокладка может деформироваться, из-за чего возможны последующие протечки.
Цены на замену масла в двигателе в автосервисе
Замена масла — это самая простая операция, которая выполняется на станциях технического обслуживания. Ее стоимость разнится в зависимости от пафосности места и колеблется от 800 до 3000 рублей.
Мастерская | АвтоТехЦентр Люблино | Эксперт Дизель | Шинсервис | АвтоРусь |
Цена работы по замене масла | От 800 рублей | От 500 рублей | От 0 рублей при покупке масла | От 2000 рублей |
Советы автомобилистам по замене в двигателе автомобиля
Делимся несколькими важными советами, которые помогут избежать ошибок при замене масла в машине.
- Масло может портиться даже без пробега. В течение длительного стояния оно окисляется и выделяет осадок. Поэтому чем чаще заезжаешь на станцию технического обслуживания, тем лучше. Даже без пробега синтетическое масло нужно менять минимум раз в год.
- Если испачканные в масле руки скользят и трудно открутить фильтр, то можно взять кусок абразивной шкурки и воспользоваться ей, как прокладкой. При извлечении фильтра будьте внимательны, потому как внутри находится масло. Не запачкайте себя и машину.
- В продаже есть пробки картера с встроенными магнитами. Они удерживают на своей поверхности металлическую стружку, вымываемую маслом в процессе работы мотора. Такая пробка работает, как дополнительный фильтр. Хотя наличие стружки свидетельствует о низком качестве масла и возможных проблемах с двигателем.
Вопросы и ответы
Отвечаем на самые частые вопросы о замене моторного масла.
Что будет, если не менять масло в двигателе вовремя?
Как и любой продукт масло со временем приходит в негодность. Даже без движения оно окисляется и распадается на фракции.
При работе в двигателе оно контактирует с выхлопными газами, накапливает продукты распада топлива, что при высоких температурах активизируют процессы разложения. В итоге присадки теряют стабильность и выпадают в осадок. Масло теряет свойства. При использовании старого масла износ деталей двигателя увеличивается.
Нужно ли промывать двигатель перед заменой масла?
Если используется аналогичный сорт масла, что и при предыдущей заливке, то промывать двигатель нет необходимости. Однако при покупке масла другого производителя лучше избавиться от старой смазывающей жидкости с помощью специальной промывки.
Что будет, если заменить одно масло на другое?
Производители автомобилей всегда указывают типы масел, которые допущены к использованию на данной модели. При этом разные компании выпускают сорта масла под конкретные требования и с соответствующими допусками. Автопроизводители выдают свои сертификаты маслам разных фирм. Если у масла нет допуска производителя, то использовать его на этом двигателе нельзя.