Замену тормозной жидкости можно поручить специалистам, но в большинстве случаев автовладелец может справиться с этой процедурой своими силами. В этом посте мы вместе с нашим экспертом — механиком Василием Михайловым, финалистом чемпионата «Лучший автомеханик 2022», — рассматриваем принципы и технологию замены тормозной жидкости на легковом автомобиле.
Почему тормозную жидкость нужно менять
Основная функция тормозной жидкости — передавать усилие от тормозной педали на рабочие тормозные механизмы в колесах. Чтобы выполнять эту задачу, жидкость должна оставаться жидкостью — не замерзать и не густеть на морозе и не закипать при нагреве тормозов.
Тормозные жидкости на основе гликоля гигроскопичны: в процессе эксплуатации они поглощают из воздуха водяной пар. Мы подробно рассказывали об этом в одном из наших предыдущих постов.
При насыщении влагой коррозионная активность тормозной жидкости возрастает, одновременно увеличивается ее вязкость при низких температурах и уменьшается температура кипения.
Особенно опасно снижение температуры кипения: после нескольких интенсивных торможений температура тормозных механизмов может подняться настолько, что насыщенная влагой жидкость закипит, в системе возникнет газовая пробка и тормоза откажут.
Чтобы такого не произошло, тормозную жидкость следует менять не реже, чем предписывает производитель автомобиля, то есть по времени эксплуатации или пробегу — в зависимости от того, что наступит раньше. Конкретные сроки и цифры пробега указаны в руководстве по эксплуатации конкретной модели автомобиля.
Обычно жидкость предписывают менять раз в 2 года или через 40 тыс. км пробега.
Замена тормозной жидкости: общие принципы
Напомним принципиальное устройство гидравлических тормозов на большинстве современных автомобилей. Основные части системы:
— главный тормозной цилиндр (ГТЦ), поршень которого приводится в действие педалью тормоза;
— бачок с тормозной жидкостью — обычно установлен непосредственно на ГТЦ;
— рабочие тормозные цилиндры (установлены на колесах);
— регулятор тормозных сил или блок антиблокировочной системы (ABS; если автомобиль оборудован ею, к перечисленным компонентам нужно добавить электронику, которая управляет работой этой системы).
Нас интересует именно гидравлическая часть тормозов, поэтому на электронных устройствах мы останавливаться не будем.
Важно учесть при этом, что современные электронные системы курсовой устойчивости, которые интегрированы в тормозную систему некоторых автомобилей, очень сложны. Некомпетентное вмешательство может нарушить работу датчиков или какие-то важные регулировки.
Считается, что если машина оборудована только ABS, автовладелец может заменить тормозную жидкость своими силами. Если же электроника сложнее, работу по обслуживанию тормозов лучше доверить специализированной СТО, которая располагает диагностическими приборами для проверки работы систем конкретной модели автомобиля.
При замене жидкости важно не допустить попадания воздуха в тормозную систему, чтобы потом не тратить время на прокачку. Поэтому на практике старую жидкость никогда не сливают из тормозной системы полностью — ее поэтапно замещают свежей.
Замена тормозной жидкости пошагово
Для замены ТЖ и прокачки тормозной жидкости можно воспользоваться специальными приспособлениями, которые есть в продаже.
Но можно обойтись старым дедовским методом, при котором тормозную жидкость «прокачивают» по трубопроводам с помощью педали тормоза.
В последнем случае для работы приготовьте:
— свежую тормозную жидкость (подобрать тормозную жидкость можно на нашем сайте);
— одну или несколько прозрачных пластиковых емкостей для сбора старой ТЖ объемом не меньше 0,5 литра каждая;
— тонкие гибкие шланги или трубки того же диаметра, что и выпускной штуцер на рабочем тормозном цилиндре;
— резиновую грушу или шприц с носиком такой длины, чтобы доставал до дна бачка с ТЖ;
— ключ для отворачивания штуцеров (обычно 8 мм), желательно накидной или специальный разрезной.
Установите автомобиль на ровную площадку. Для работы понадобится доступ к рабочим тормозным механизмам всех колес, поэтому удобнее менять ТЖ на эстакаде или смотровой яме. Для работы понадобится помощник, который по вашей команде будет нажимать на педаль тормоза.
Позаботьтесь о технике безопасности:
— используйте средства индивидуальной защиты — подходящую одежду, очки или маску, перчатки;
— машину поставьте на ручной тормоз, заглушите двигатель и дайте ему остыть.
Будьте осторожны с тормозной жидкостью — она может испортить лакокрасочное покрытие автомобиля. Если жидкость попала на кузов, немедленно вытрите ее ветошью.
Порядок действий:
Прокачку начинают с самой длинной ветви тормозной системы — заднего правого колеса, затем последовательно прокачивают остальные колеса: заднее левое, переднее правое и в последнюю очередь переднее левое, если иной порядок не прописан в руководстве по эксплуатации.
1. Отверните пробку бачка на ГТЦ, шприцом или резиновой грушей до дна откачайте из бачка старую жидкость:
2. Очистите штуцеры тормозных цилиндров от грязи, снимите с них колпачки; затем наденьте на штуцер заднего правого колеса прозрачную трубку, второй конец опустите в бутылку для сбора старой ТЖ.
3. Заполните бачок свежей тормозной жидкостью.
4. По вашей команде «Качай!» пусть помощник начинает «качать» — нажимать до упора и сразу же отпускать педаль тормоза.
5. После 5–6 качков скомандуйте помощнику «Держи!», чтобы он нажал на педаль тормоза и держал ее. Вы же в это время отверните штуцер на один оборот и позвольте старой жидкости вытекать в бутылку. Когда жидкость перестанет течь, заверните штуцер. Важно: педаль нельзя отпускать до закрытия штуцера, иначе система завоздушится.
6. Повторяйте цикл «качай-держи» до тех пор, пока из трубки не начнет вытекать чистая прозрачная жидкость. Периодически контролируйте уровень ТЖ в бачке, доливайте по мере необходимости; чтобы в систему не попал воздух, важно своевременно подливать жидкость!
7. Закончив прокачку на одном колесе, затяните штуцер, наденьте на него колпачок и переходите на следующее колесо: после заднего правого на заднее левое, затем на переднее правое и в завершение на переднее левое.
8. Доведите уровень ТЖ в бачке до нормы и закройте его крышку. На этом замена тормозной жидкости завершена.
Учтите, что при таком способе работы в каналах и полостях ABS остается старая жидкость. Чтобы обновить ее полностью, нужно в процессе заполнения тормозной системы свежей жидкостью с помощью автомобильного сканера включить на несколько секунд насос ABS — для выполнения такой процедуры придется обратиться на СТО.
Появились вопросы? Задавайте их в комментариях — постараемся ответить.
Все о тормозной жидкости: как проверять, доливать и менять самому
Тормозная жидкость — невидимый, но невероятно важный элемент вашего автомобиля
Александр Потапов
Автор Авто Mail
Мы редко вспоминаем о ней, пока тормоза работают «как надо». Однако стоит системе дать сбой, и проблема становится не просто неприятной, а опасной. Как проверить, долить или заменить тормозную жидкость самостоятельно? Давайте разберемся.
Что такое тормозная жидкость и зачем она нужна
Тормозная жидкость — это специальный состав, который передает усилие от педали тормоза к тормозным механизмам. Представьте себе велосипед с ручным тормозом: вы нажимаете на рычаг, а трос тянет колодки к ободу колеса. В автомобиле всё сложнее, ведь вместо троса используется жидкость, которая под давлением передает усилие через тормозные трубки.
Важно понимать, что тормозная жидкость работает в экстремальных условиях: температуры, давление, загрязнения. И, как бы ни был надежен ваш автомобиль, жидкость со временем теряет свои свойства.
Почему нужно следить за состоянием тормозной жидкости
Основной враг тормозной жидкости — влага. Она способна проникнуть в систему даже через микроскопические поры. Это опасно, так как при нагреве влага превращается в пар, а это снижает эффективность торможения. Представьте, вы мчитесь по трассе, и в ответственный момент тормоза перестают работать. Жуткая картина, правда?
Кроме того, старая жидкость может загрязниться, что приводит к коррозии деталей тормозной системы. А их ремонт, как вы догадываетесь, стоит немало.
Как проверить тормозную жидкость
Для начала откройте капот и найдите бачок тормозной жидкости. Обычно он расположен на главном тормозном цилиндре, чаще всего ближе к водителю. На крышке может быть написано «Brake Fluid» или указано необходимое соответствие стандарта, например, DOT 3, DOT 4 или DOT 5.1.
- Визуальная проверка: уровень жидкости должен быть между отметками MIN и MAX. Если уровень ниже нормы, это сигнал к действию.
- Цвет жидкости: свежая жидкость обычно светлая, почти прозрачная. Если она потемнела, стала коричневой или мутной — пора менять.
- Тест на содержание влаги: есть специальные тестеры, которые показывают процент содержания воды в жидкости. Если показатель выше 3%, замена обязательна.
Как правильно доливать тормозную жидкость
Если уровень жидкости ниже MIN, доливать ее нужно аккуратно и только соответствующего типа. Ошибиться здесь нельзя, иначе можно повредить всю тормозную систему. Вот пошаговая инструкция:
- Очистите крышку бачка, чтобы грязь не попала внутрь.
- Аккуратно откройте крышку.
- Используя чистую воронку, долейте жидкость до отметки MAX. Главное, не переборщить.
- Закройте крышку и убедитесь, что все плотно прилегает.
Важно: если уровень упал, это может быть признаком утечки. Осмотрите тормозные трубки, шланги и цилиндры на наличие подтеков.
Когда менять тормозную жидкость
Производители автомобилей рекомендуют менять тормозную жидкость каждые 2-3 года или через 40-60 тысяч километров пробега. Но это усредненные показатели. Если вы часто ездите в сложных условиях (горы, пробки, влажный климат), лучше делать это чаще.
Как заменить жидкость самостоятельно
Заменить тормозную жидкость — задача не самая простая, но выполнимая. Вам понадобится:
- Новая тормозная жидкость.
- Прозрачная трубка и емкость для отработки.
- Ключ для прокачки тормозов.
- Помощник (да, это дело вдвоем быстрее и проще).
Шаги:
1. Подготовка: наденьте перчатки, очки и приготовьтесь к аккуратной работе. Тормозная жидкость агрессивна и может повредить лакокрасочное покрытие.
2. Откачка старой жидкости: с помощью шприца уберите жидкость из бачка. Оставьте немного на дне, чтобы не пустить воздух в систему.
3. Заполнение новой жидкостью: долейте свежую жидкость в бачок.
4. Прокачка тормозов:
- Начинайте с самого дальнего от главного цилиндра колеса (обычно заднее правое).
- Подсоедините трубку к штуцеру для прокачки, опустите её в ёмкость.
- Помощник нажимает на педаль тормоза, вы открываете штуцер. Старую жидкость с воздухом выдавливает в емкость.
- Закрывайте штуцер и повторяйте до тех пор, пока из трубки не пойдет свежая жидкость.
5. Повторите для всех колёс: последовательность — задние, затем передние.
6. Проверка: убедитесь, что педаль тормоза «жесткая» и уровень жидкости в норме.
Лайфхаки и полезные советы
- Не мешайте жидкости разных типов: смешивание, например, DOT 4 и DOT 5, приведет к неисправности.
- Не затягивайте с заменой: лучше потратить пару часов на обслуживание, чем потом менять тормозные цилиндры.
- Всегда проверяйте после замены: не поленитесь выехать на пустую дорогу и протестировать тормоза.
Тормозная жидкость — это маленький, но жизненно важный элемент вашего автомобиля. Ее регулярная проверка и замена помогут сохранить ваши нервы, деньги и, что самое главное, безопасность на дороге. Попробуйте провести диагностику самостоятельно — это не так сложно, как кажется. А если не хотите или не можете сделать это сами, просто обратитесь в любой сервис. Главное, чтобы тормоза всегда были исправными, ведь от их работы зависит ваша жизнь и жизни ваших пассажиров.
Как проверить состояние тормозной жидкости?
Проверка состояния тормозной жидкости — это важная процедура, которая помогает убедиться в исправности тормозной системы и предотвратить потенциальные проблемы. Со временем тормозная жидкость теряет свои свойства из-за поглощения влаги, загрязнения и окисления, что может привести к снижению эффективности тормозов и даже их отказу. Рассмотрим, как правильно проверить состояние тормозной жидкости:
1. Визуальный осмотр. Первый и самый простой способ проверки — это визуальный осмотр тормозной жидкости.
- Цвет жидкости. Свежая тормозная жидкость обычно имеет прозрачный или слегка желтоватый цвет. Со временем она темнеет, становясь коричневой или даже черной. Если жидкость сильно потемнела, это признак ее старения и загрязнения.
- Прозрачность. Жидкость должна быть прозрачной. Если вы заметили помутнение или наличие осадка, это указывает на загрязнение или смешивание с другими жидкостями.
- Уровень жидкости. Проверьте уровень тормозной жидкости в бачке. Он должен находиться между отметками «MIN» и «MAX». Если уровень ниже «MIN», это может указывать на утечку в системе или износ тормозных колодок.
2. Проверка на содержание влаги. Тормозная жидкость гигроскопична, то есть поглощает влагу из воздуха. Это снижает ее температуру кипения и ухудшает эффективность тормозов. Проверить содержание влаги можно несколькими способами:
- Использование тестера. Специальный тестер для тормозной жидкости измеряет содержание влаги с помощью электрического сопротивления. Погрузите электроды тестера в жидкость. На экране появится показатель влажности. Норма: менее 1-2%. Если показатель выше, жидкость нужно заменить.
- Капельный тест. Если у вас нет тестера, можно использовать простой метод — нанесите каплю тормозной жидкости на чистую металлическую поверхность (например, на раскаленную сковороду). Если жидкость быстро испаряется с шипением, это указывает на высокое содержание влаги.
3. Проверка температуры кипения. Температура кипения — это ключевой параметр тормозной жидкости. Если она снижается, это может привести к закипанию жидкости и отказу тормозов. Проверить температуру кипения можно только в специализированных сервисных центрах с помощью профессионального оборудования.
4. Проверка на загрязнение. Загрязнение тормозной жидкости может быть вызвано попаданием частиц пыли, грязи или продуктов износа компонентов тормозной системы.
- Визуально осмотрите жидкость на наличие примесей или осадка.
- Если жидкость загрязнена, ее необходимо заменить и проверить состояние тормозной системы.
5. Проверка на совместимость. Если вы подозреваете, что в систему была залита неподходящая тормозная жидкость (например, смешаны DOT 3 и DOT 5), это можно проверить только в лабораторных условиях. Однако визуально такая жидкость может выглядеть неоднородной или иметь странный цвет.
6. Проверка интервалов замены. Даже если жидкость выглядит нормально, ее следует менять в соответствии с рекомендациями производителя автомобиля. Обычно интервал замены составляет:
- Для DOT 3 и DOT 4 — каждые 2-3 года или 40 000–60 000 км пробега.
- Для DOT 5.1 — каждые 2-3 года.
- Для DOT 5 — до 5 лет.
7. Признаки необходимости замены. Обратите внимание на следующие симптомы, которые могут указывать на необходимость замены тормозной жидкости:
- Мягкая или «проваливающаяся» педаль тормоза.
- Увеличение тормозного пути.
- Появление посторонних шумов при торможении.
- Загорание индикатора тормозной системы на приборной панели.
- Видимые утечки тормозной жидкости.
8. Профессиональная диагностика. Если вы сомневаетесь в состоянии тормозной жидкости или не имеете возможности проверить ее самостоятельно, обратитесь в специализированный сервисный центр. Мастера проведут комплексную диагностику, включая:
- Проверку уровня и состояния жидкости.
- Измерение содержания влаги.
- Проверку герметичности тормозной системы.
- Замену жидкости при необходимости.
Регулярная проверка состояния тормозной жидкости — это важная часть технического обслуживания автомобиля. Она помогает поддерживать эффективность тормозной системы и обеспечивает вашу безопасность на дороге. Если вы заметили признаки ухудшения состояния жидкости или просто подошел срок ее замены, не откладывайте эту процедуру. Помните, что тормозная система — это одна из ключевых систем автомобиля, и ее исправность напрямую влияет на вашу безопасность.
Для чего нужна замена тормозной жидкости?
Со временем тормозная жидкость теряет свои свойства из-за:
- Поглощения влаги (гигроскопичность), что снижает температуру кипения.
- Окисления и загрязнения.
- Разложения additives (добавок).
Если не менять жидкость, это может привести к:
- Снижению эффективности тормозов.
- Коррозии компонентов тормозной системы.
- Отказу тормозов в экстренных ситуациях.
Рекомендуется проверять состояние тормозной жидкости каждые 6-12 месяцев и менять ее в соответствии с рекомендациями производителя автомобиля (обычно каждые 2-3 года или 40 000–60 000 км пробега).
Как слить тормозную жидкость?
Перед тем, как поменять тормозную жидкость, необходимо провести слив старого, отработанного состава, лишившегося своих характеристик. Итак, как слить тормозную жидкость:
- Постановка автомобиля на смотровую яму.
- Глушение мотора. Ручной тормоз активировать нельзя, исключить смещения машины можно, подставив специальные упоры.
- Открытие капота, отсоединение электрических проводов от главного тормозного цилиндра, снятие его крышки.
- Постановка автомобиля на домкрат, снятие колес и крепежных болтов.
- Снятие полимерного колпачка с клапана.
- Закрепление на штуцере полимерного гибкого шланга, например, можно взять шланг от капельницы.
- Прокачка тормозной педали. Оптимальная схема – 4 обычных нажатия и пятое с удерживание педали в нижней точке примерно 3-4 секунды.
- Сбор отработанной жидкости в емкости. Качать нужно до тех пор, пока течение полностью не прекратится.
Как заменить тормозную жидкость: инструкция
Слив тормозной жидкости — это важная процедура, которая выполняется при полной замене жидкости или при ремонте тормозной системы (например, замене тормозных цилиндров, шлангов или трубок). Важно выполнять эту операцию аккуратно и с соблюдением всех правил, чтобы не повредить тормозную систему и не допустить попадания воздуха в нее. Ниже приведена пошаговая инструкция по сливу тормозной жидкости.
Для начала необходимо подготовиться к сливу тормозной жидкости:
- Подготовить инструменты и материалы:
- Ключ для откручивания штуцеров (обычно на 8 или 10 мм).
- Прозрачная трубка (подходящая по диаметру к штуцерам).
- Емкость для слива старой жидкости.
- Свежая тормозная жидкость (в соответствии с рекомендациями производителя).
- Чистая ветошь.
- Напарник (для прокачки тормозов).
- Позаботиться о безопасности:
- Работайте в хорошо проветриваемом помещении, так как тормозная жидкость токсична.
- Используйте перчатки и защитные очки, чтобы избежать попадания жидкости на кожу или в глаза.
- Не допускайте попадания жидкости на лакокрасочное покрытие автомобиля — она может его повредить.
- Подготовка автомобиля:
- Установите автомобиль на ровную поверхность и зафиксируйте его ручным тормозом.
- Поднимите автомобиль на домкрате и установите на подставки (если требуется доступ к колесам).
- Снимите колеса (если это необходимо для доступа к тормозным механизмам).
Как правильно слить тормозную жидкость:
- Освободите тормозную систему от давления.
- Откройте капот и найдите бачок с тормозной жидкостью.
- Очистите бачок и крышку от грязи, чтобы предотвратить попадание мусора в систему.
- Откройте крышку бачка.
- Подготовьте штуцеры для слива. Найдите штуцеры для прокачки на каждом тормозном механизме (обычно они расположены на суппортах или тормозных цилиндрах) и очистите их от грязи и ржавчины.
- Начните слив жидкости. Наденьте прозрачную трубку на штуцер первого тормозного механизма (обычно начинают с самого дальнего от бачка — заднего правого колеса), а другой конец трубки опустите в емкость для слива.
- Откройте штуцер.
- Попросите напарника нажать на педаль тормоза и удерживать ее.
- Аккуратно открутите штуцер с помощью ключа. Жидкость начнет вытекать через трубку.
- После того как жидкость перестанет течь, закрутите штуцер и попросите напарника отпустить педаль тормоза.
- Повторите процедуру для всех колес. Последовательно повторите шаги 3-4 для каждого тормозного механизма в следующем порядке (для большинства автомобилей):
- Заднее правое колесо.
- Заднее левое колесо.
- Переднее правое колесо.
- Переднее левое колесо.
- Убедитесь, что система пуста. После слива жидкости из всех колес проверьте уровень в бачке. Если жидкость осталась, удалите ее с помощью шприца или чистой ветоши.
Как заменить тормозную жидкость и прокачать тормозную систему?
Чтобы заправить и прокачать тормозную систему необходимо:
- Залейте новую жидкость. Залейте свежую тормозную жидкость в бачок до отметки «MAX».
- Прокачайте тормозную систему. Прокачка необходима для удаления воздуха из системы. Выполняйте ее в том же порядке, что и слив:
- Попросите напарника нажать на педаль тормоза и удерживать ее.
- Открутите штуцер на первом колесе.
- Когда жидкость начнет вытекать без пузырьков воздуха, закрутите штуцер.
- Повторите для всех колес.
- Проверьте уровень жидкости. После прокачки долейте жидкость в бачок до уровня «MAX».
- Проверьте работу тормозов. Нажмите на педаль тормоза несколько раз, чтобы убедиться, что она стала упругой и не проваливается. Затем проверьте герметичность системы (нет ли утечек).
Важные рекомендации:
- Не допускайте полного опустошения бачка во время слива, чтобы в систему не попал воздух.
- Используйте только ту тормозную жидкость, которая рекомендована производителем автомобиля.
- Не смешивайте разные типы жидкостей (например, DOT 3 и DOT 5).
- Если вы не уверены в своих силах, доверьте эту процедуру профессионалам.
Слив тормозной жидкости — это ответственная процедура, которая требует внимательности и аккуратности. Правильное выполнение этой операции обеспечит эффективную работу тормозной системы и вашу безопасность на дороге. Если вы сомневаетесь в своих навыках, лучше обратиться в специализированный сервисный центр.
На что нужно обратить внимание при выборе тормозной жидкости?
Как выбрать тормозную жидкость:
- Следуйте рекомендациям производителя. В руководстве по эксплуатации автомобиля указан тип жидкости (например, DOT 4).
- Учитывайте условия эксплуатации. Для спортивных автомобилей или тяжелых условий лучше выбирать жидкости с более высокой температурой кипения (DOT 5.1).
- Проверяйте совместимость. Не смешивайте разные типы жидкостей (например, DOT 3 и DOT 5), если это не указано в инструкции.
Заключение
Тормозная жидкость — это важнейший компонент тормозной системы, обеспечивающий безопасность и эффективность торможения. Она должна обладать высокой температурой кипения, низкой температурой замерзания и быть совместимой с материалами системы. Регулярная замена тормозной жидкости — это необходимость, которая помогает избежать серьезных проблем с тормозами и сохранить вашу безопасность на дороге. Профессионально проверить тормозную систему и сделать необходимые технические работы можно в официальном сервисе Avilon (записаться можно онлайн).
Читайте также
Как заменить тормозную жидкость
Зачем нужно менять тормозную жидкость?
Тормозная жидкость передает усилие от педали тормоза к колесам. От её состояния зависит интенсивность и надежность торможения. Тормозная жидкость не должна существенно менять свои параметры в огромном диапазоне температур, от — 40°С до более чем 200°С. То есть до температуры разогрева тормозных цилиндров при частом и длительном торможении, например в городе или в горной местности. Помимо температур, тормозная жидкость должна иметь совершенно определенную вязкость, антикоррозионные и смазывающие свойства и сохранять их в течение длительного времени.
Современные тормозные жидкости.
Развитие технологий торможения привело к тому, что современные тормозные жидкости делаются не на спиртовой или масляной основах, а на основе полностью синтетических полигликолевых жидкостей. У такого состава есть как очевидные достоинства, так и менее заметные недостатки, такие как гигроскопичность, то есть поглощение влаги из атмосферы и, как следствие, ухудшение высокотемпературных показателей и антикоррозионной защиты. Это обуславливает ограниченный срок службы тормозной жидкости и её регламентную замену. Причем не только накопление воды сокращает срок службы, но и накопление продуктов износа тормозных манжет, цилиндров и других подвижных деталей, особенно в блоке ABS. Кстати, именно этим объясняется короткий срок работы тормозной жидкости на современных автомобилях с антиблокировочными и антипробуксовочными системами.
Проверка состояния тормозной жидкости:
Производится при каждом техническом обслуживании, но не реже, чем раз в год. Критерии для замены: вышел срок работы жидкости (см. инструкцию на автомобиль), резкое изменение цвета жидкости (пр.: потемнение и помутнение), падение температуры кипения жидкости менее 165 ˚С.
Самый простой и легкий способ контроля состояния тормозной жидкости по электропроводности. В продаже встречаются недорогие специальные тестеры, такими же пользуются на сервисах. Если при погружении электродов в тормозную жидкость в бачок, горит зеленый светодиод, то все в порядке, тормозная жидкость свежая. Если желтый, то содержание влаги в пределах 1% и дальнейшая эксплуатация возможна. Если горит красный, то содержание влаги около 3% или более, дальнейшая эксплуатация крайне нежелательна. Красный светодиод индикатора предписывает немедленную замену жидкости.
Процедура замены тормозной жидкости.
Необходимо убрать максимальное количество тормозной жидкости из бачка при помощи шприца, спринцовки или вакуумным прибором. На место старой жидкости заливается свежая. Поочередно вывешиваются колеса автомобиля, начиная с задней оси, с колеса, имеющего самую длинную тормозную магистраль. То есть на «леворульных» автомобилях в первую очередь вывешивается и снимается заднее правое колесо, на «праворульных» — заднее левое колесо.
На машинах, на которых еще установлены механические регуляторы тормозных сил надо дополнительно поддомкратить заднюю ось, чтобы регулятор не перекрывал подачу тормозной жидкости к задним тормозным механизмам. После снятия колеса действуем исходя из имеющегося оборудования. Шприц, спринцовка или вакуумный аппарат помогут высосать необходимое количество тормозной жидкости без дополнительных действий. Если вообще ничего нет, то надеваем трубочку на прокачной штуцер, помещаем свободный конец трубочки в чистую емкость, а помощник с места водителя нажимает на педаль и нагнетает жидкость в систему. Как только в системе создается давление, необходимо открутить прокачной штуцер на полоборота, слить некоторое количество жидкости в емкость и тут же закрыть штуцер.
Повторять эту процедуру нужно до тех пор, пока не потечет чистая свежая жидкость. Так последовательно прокачиваются магистрали всех колес, при этом крайне желательно, чтобы двигатель, а с ним и усилитель тормозов работал. При работе двигателя ход тормозной педали и объем вытесняемой жидкости максимален.
Важно: следить за падением уровня жидкости в бачке и постоянно доливать свежую, чтобы не захватить воздух.
Иначе процедуру придется долго повторять, а в случае наличия на автомобиле ABS, то и обратиться в сервис для подключения сканера, переводящего блок ABS в сервисный режим.
Выбор тормозной жидкости.
Все современные синтетические тормозные жидкости, кроме DOT 5, совместимы, смешиваются и, в определенной степени, взаимозаменяемы. Кроме случаев наличия специальных требований. DOT 5 – чисто силиконовая жидкость встречается крайне редко и мы его не станем рассматривать.
Большинство современных автомобилей требует жидкость DOT 4. Есть требования и по применению более простого стандарта DOT3 (в основном на корейских машинах), который без проблем может быть заменен на более доступный (и лучший) DOT 4. Современные европейские автомобили требуют маловязкую версию DOT4 – класс 6 (+). А вот японцы, в основном Toyota, рекомендуют использовать DOT 5.1 (не путать с просто DOT 5!), сочетающий в себе как лучшие высокотемпературные свойства, так и низкую вязкость, необходимую для работы всевозможных систем безопасности торможения. Это тенденции, а вот точно определить, какая жидкость льется в тот или иной автомобиль можно только по инструкции по эксплуатации.
Ничего сложного в самостоятельной замене тормозной жидкости нет.
Можно обойтись без специального инструмента, да и свежей тормозной жидкости на легковой автомобиль потребуется в среднем всего литр.
Как заменить тормозную жидкость? Чаще всего автолюбители производят замену самостоятельно либо при помощи напарника. Альтернатива – обратиться на СТО для замены.
На что обратить внимание? Однако есть и третий вариант – совместить первые два и заменить тормозную жидкость самостоятельно, используя оборудование для сервиса. Такие устройства сократят время на процедуру и исключат завоздушивание системы.
В этой статье:
- Задачи тормозной жидкости
- Частота замены тормозной жидкости
- Выбор тормозной жидкости для замены
- Как заменить тормозную жидкость
- Замена тормозной жидкости в одиночку
- Устройства для замены тормозной жидкости
- Часто задаваемые вопросы о замене тормозной жидкости
Задачи тормозной жидкости
Так как эта жидкость составляет основу работы тормозной системы, ее качество напрямую влияет на результат торможения. Механизм действия здесь прост: эта субстанция служит посредником между нажимающей на соответствующую педаль ногой водителя и тормозными цилиндрами колес автомобиля.
Задачи тормозной жидкости
Химический состав жидкости со временем менялся. Так, ранние образцы представляли собой смесь бутилового спирта и касторового масла в соотношении 50/50. Современные составы представляют собой силиконовую, гликолевую или минеральную основу, насыщенную различными присадками, объем которых может колебаться в пределах 2-7 % от общего.
Несмотря на возросшее со временем качество, ТЖ все так же нуждается в периодической замене. Информацию о том, как заменить тормозную жидкость и с какой периодичностью это следует делать, содержит сервисная книжка.
Скорость выработки зависит от нескольких факторов, главный из них – частота использования тормозной системы. При стандартной езде жидкость разогревается в среднем до +145 °С. Вождение в экстремальных условиях поднимает это значение еще на 30-40 °С.
Поэтому основной рабочий параметр здесь – точка кипения. Чем она выше, тем эффективнее работа всей тормозной системы. Ряд брендов указывает точку кипения своих жидкостей в диапазоне 200-265 °С.
При закипании тормозная жидкость загазовывается, это приводит к потере продуктивности всей системы. Дело в том, что образующиеся пузырьки выдавливают часть жидкости в резервный бачок.
Точка кипения изношенной жидкости снижается, и передаваемое на цилиндры суппортов воздействие также падает. Понять, что давление в тормозной системе стало меньше, довольно просто – педаль тормоза в таком случае начинает проваливаться.
Товары из категории
Перейти в каталог
Кроме того, при эксплуатации меняется и химический состав. ТЖ в процессе поглощает воду. Даже 2 % воды в составе резко снижают точку кипения – она падает в среднем до 140-160 °С. В этом случае жидкость требует незамедлительной замены.
Задачи тормозной жидкости
Частота замены тормозной жидкости
Чтобы понимать, как правильно заменить тормозную жидкость, нужно учитывать следующие факторы:
- модель авто (изготовители, как правило, дают информацию о фактическом пробеге либо прямую периодичность замены);
- качество ТЖ (чем оно выше и чем современнее класс жидкости, тем дольше она способна служить без замены);
- особенности использования (низкая герметичность системы или экстремальный стиль вождения повышают частоту замен).
Рекомендованная периодичность замен обычно такова:
- пробег 50 тысяч километров либо продолжительность эксплуатации свыше 2-3 лет;
- неиспользование авто в течение 2 лет и более;
- разгерметизация тормозных систем в результате ремонта;
- снижение качества жидкости (увлажненность свыше 2-3 % от объема или сильное загрязнение).
Для диагностики состояния ТЖ и ее влажности созданы специальные приборы. Однако приобретать их стоит разве что в случае регулярных проверок (к примеру, на СТО), поскольку стоимость такого оборудования весьма высока.
Выбор тормозной жидкости для замены
При подборе тормозной жидкости следует обратить особое внимание на степень ее вязкости. Сейчас активно применяются составы DOT 3, DOT 4, DOT 5 и DOT 5.1. Чтобы понять, какая из жидкостей оптимальна, следует прислушаться к рекомендации вашего автопроизводителя.
Учитывайте также год выпуска автомобиля. Современные составы тормозных жидкостей не подходят для систем автомобилей старше 2000-х гг.
Кроме того, разбираясь, как заменить тормозную жидкость одному, обязательно следует иметь в виду антикоррозионные свойства продукта, предел стабильности, смазывающие качества и влияние на резиновые компоненты системы. Качественная жидкость не должна приводить к их разбуханию. И конечно же, вязкость.
Оптимальна для ТЖ такая вязкость, которая сохраняет стабильность в диапазоне -50 … +120 °С. При большей вязкости система будет сбоить в холодный период, при меньшей – течь во время жары.
Чтобы избежать ржавления системы, производители применяют ряд присадок.
Степень смазывания можно выяснить на тестовых стендах, воссоздающих работу тормозных цилиндров в предельно экстремальной среде.
Выбор тормозной жидкости для замены
Как заменить тормозную жидкость
Приобретаем требуемый продукт
Узнать, какая жидкость требуется, можно на маркировке бачка тормозной жидкости либо на прикрепленном к его горловине ярлычке желтого цвета. Кроме того, эта информация обязательно содержится в «Руководстве по ремонту» для вашего автомобиля. Оно незаменимо в случае, если вы хотите заниматься ремонтом самостоятельно, не прибегая к услугам сервисов.
В целом одного литра должно хватить. Впрочем, меняя жидкость впервые, можно приобрести 2 литра. В крайнем случае останется про запас.
Открываем бачок для ТЖ, применяем воронку для удобства дозирования
Здесь нужно быть предельно аккуратным. Состав чрезвычайно токсичен и способен даже повреждать старый красочный слой. Однако еще важнее следить за тем, чтобы уровень жидкости не упал до самого дна. В противном случае воздух попадет в систему, что вызовет завоздушивание. Если это случится, процедуру прокачки придется начинать сначала. Поэтому просто следите за уровнем жидкости, при необходимости доливая.
Используем прозрачный шланг сечением 2-4 мм
Подойдет резиновый, но лучше взять силиконовый.
Шланг подойдет любой: можно купить, благо, стоят они дешево и всегда в наличии в магазинах автозапчастей; либо найти подходящий дома – сгодится даже шланг от систем стеклоомывателя. Просто имейте в виду, что силикон выдерживает воздействие ТЖ лучше резины и менее набухает. Также приготовьте емкость для слива. Подойдет и обычная бутылка, но лучше мерный стаканчик со шкалой. Так вы всегда будете видеть, сколько жидкости слито.
Поднимаем автомобиль домкратом, демонтируем колесо
Традиционно колеса снимают, ориентируясь на бачок, от дальних к ближним. Таким образом, первым следует снимать заднее правое, последним – переднее левое. В общем-то, эта последовательность важна только при полном завоздушивании системы, в остальных случаях она непринципиальна.
Далее ищем прокачные штуцеры. Они есть на каждом из тормозных суппортов. Присоединяем трубку, которую опускаем в выбранную емкость так, чтобы та касалась дна. За руль сажаем помощника, который будет нажимать на тормозную педаль. Откручиваем штуцер соответствующим ключом до тех пор, пока не пойдут первые капли жидкости. Как правило, достаточно пол-оборота. К слову, машину заводить не нужно, система работает автономно.
Прокачиваем
При нажатии на педаль жидкость начнет стекать в емкость. Объем слива указан в инструкции, но, если хотите достигнуть максимальной чистоты жидкости, можно в сумме пропустить через каждый из штуцеров два заводских объема контура. То есть если наш объем равен 1 литру, то с каждого переднего колеса сливаем по 200 мл, а с каждого заднего – по 300. Задние колеса требуют большего объема прокачки, так как магистрали от них до бачка более протяженные.
Если не знаете, как правильно заменить тормозную жидкость, ориентируйтесь на ее цвет: когда сливаемый по трубочке состав станет прозрачным, штуцер можно закручивать и переходить к следующему колесу. Как видите, ничего сложного. Главное здесь – следить за тем, чтобы объем жидкости в бачке не снижался ниже критической отметки. В идеале держите его примерно на середине от общего количества.
Как заменить тормозную жидкость
Замена тормозной жидкости в одиночку
В этом процессе можно также обойтись без помощника, так как правильно заменить тормозную жидкостьв автомобиле помогут простые приспособления. В частности, это малый автомобильный компрессор. Он создает достаточное давление в системе, а запитывается от прикуривателя автомобиля.
Главное здесь – герметично надеть шланг компрессора на расширительный бачок. Сделать это нужно так:
- Приобретите воздушный вентиль с золотником для колесного диска и крышку, соответствующую крышке тормозной емкости. Все это есть в любом автомагазине.
- Проделайте в центре крышки отверстие, вставьте в него воздушный вентиль.
- Извлеките старую жидкость из расширительного резервуара. Сделать это можно, например, шприцем. Долейте новую жидкость.
- Вместо родной пробки бачка поставьте сделанную вами, подключите к ней шланг компрессора.
- Включите насос и сразу же выключите, так как давление в системе не должно превышать 1 бара. Проверьте герметичность соединения всех деталей и приступайте к замене расходника.
Вот и весь секрет того, как заменить тормозную жидкость одному. Как и в обычной ситуации, вы будете регулировать штуцеры и следить за сливом жидкости. Роль ассистента достанется компрессору. Просто не забывайте своевременно подкачивать воздух в систему и не превышайте давление в 1 бар. Иначе порчи бачка не избежать.
По завершении процедуры обязательно следует убедиться, что в системе не осталось воздуха. Для этого сделайте контрольный прогон автомобиля. Если педаль проваливается, где-то сохранилась пробка, и всю проделанную ранее процедуру следует повторить. Сквозь прозрачную трубку хорошо видно, идут ли еще пузырьки или уже нет.
Переборите жадность и избавьтесь от завоздушенной жидкости. Она все равно будет очень быстро вбирать в себя влагу. Кроме того, риск рецидива воздушной пробки при использовании такой жидкости вырастает в десятки раз.
Замена тормозной жидкости в одиночку
Устройства для замены тормозной жидкости
Если забивать себе голову вопросом, как заменить тормозную жидкость, вы не хотите, а финансы позволяют, – можно приобрести специализированное оборудование. Такая покупка решит все проблемы для машин с ABS, начиная от уровня эффективности, заканчивая необходимостью обращаться в СТО. Функционал таких аппаратов довольно прост и подробно расписан в прилагающейся инструкции.
Технология здесь несложная: установка сама прокачивает тормозную жидкость по системе, заменяя на новую. От вас нужно только подключить агрегат и залить в него расходник. Впрочем, некоторые из моделей имеют свои преимущества. Рассмотрим такие аппараты подробнее.
SL-052
Этот аппарат не привязан к конкретным моделям машин и позволяет заменять ТЖ в подавляющем большинстве тормозных систем легковых автомобилей, включая ABS. Трудозатраты с вашей стороны при этом минимальны, а качество замены превосходное.
Агрегат SL-052 предполагает работу с любыми тормозными системами легковых машин, включая АБС, без помощников. Таким образом, это оптимальное решение проблемы, как заменить тормозную жидкость одному человеку.
Максимально удобным сделан также способ подключения к машине: его обеспечивают универсальные адаптеры, которые легко подсоединяются к любому бачку тормозной системы.
SL-052 разработан для автоматической замены тормозной жидкости в любой стандартной тормозной системе, а также системе с АБС. Единственное ограничение – используемые расходники. Этот аппарат работает только со стандартными жидкостями.
SL-052
Trommelberg UZM05
Этот аппарат основан на принципах автоматизации и пневматики. Постоянная подкачка не требуется: достаточно присоединить его к насосу на некоторое время. После того как должный уровень компрессии будет достигнут, устройство можно отсоединять и подключать к машине. Ломать голову, как правильно заменить тормозную жидкость, тоже не нужно: с функциями замены и прокачки тормозной жидкости аппарат справится самостоятельно.
Отличительные черты:
- Компактность и подвижность.
- Подходит не только легковым автомобилям, но и малотоннажным грузовикам. Обслуживает системы с любыми двигателями, включая ABS.
- Имеет два контейнера, разделенные эластичной мембраной. Благодаря этому появление эмульсии и завоздушивание тормозной системы невозможно.
- Также замечательно подходит для замены жидкостей в системе сцепления.
- Исключено повреждение бачка с ТЖ, поскольку в комплект входит манометр, проверяющий давление в системе.
Trommelberg UZM05
E&T TA-AC006
Установка ТА-АС006 хорошо зарекомендовала себя в работе как с отечественными машинами, так и с иномарками. Предназначена не только для замены ТЖ, но и для удаления имеющихся в тормозной системе воздушных пробок.
Конфигурация аппарата достаточно универсальна и интуитивно понятна: она также позволяет избежать трудностей в том, как заменить тормозную жидкость одному. В этом устройстве предусмотрено все, начиная от защиты от завоздушивания системы в результате работы, заканчивая автокомпрессией, создающей необходимый в очищении гидравлики и сцепления вакуум. Контроль давления возложен на встроенный манометр.
EA&T TA-AC006
WiederKraft WDK-65217
Этот пневматический аппарат можно использовать в большинстве систем – как оснащенных АБС, так и нет. Главное его достоинство – скорость работы, что существенно экономит время прокачки рабочих жидкостей. Это касается как тормозной системы, так и гидравлики.
Заменить тормозную жидкость при помощи этого аппарата не составит труда. Принцип действия устройства прост и автоматизирован, главная емкость подключается к компрессору, который откачивает из емкости воздух. Благодаря этому жидкость из системы сдаивается через штуцер прокачки. Прозрачный шланг дает возможность контролировать цвет состава и степень его загазованности. При этом жидкость не возвращается в систему, скапливаясь в специальном резервуаре.
WiederKraft WDK-65217
«Станкоимпорт KA-6545»
Эта установка имеет рабочий объем 5 л, что позволяет ей легко работать с практически любыми объемами тормозных систем. Кроме того, обращают на себя внимание следующие факторы:
- защиту от протечек гарантирует специальная прокладка;
- обладающий антикоррозионными свойствами алюминиевый вакуумный пистолет;
- возможность следить за качеством сменяемой жидкости.
«Станкоимпорт KA-6545»
Часто задаваемые вопросы о замене тормозной жидкости
Подходит ли жидкость для вторичного применения в системе?
Однозначно нет. Отработанная жидкость практически без исключений будет иметь в своем составе загрязнения, недопустимые примеси или воздух. Более того, менять типы жидкости с одного на другой также не рекомендуется.
Есть ли правила, регламентирующие, как заменить тормозную жидкость в автомобиле?
Такие правила есть. Как было сказано выше, жидкости такого типа весьма ядовиты, поэтому при работе с ними следует соблюдать предельную аккуратность. Емкости с ней должны быть закрыты и находиться в удаленных местах. И, разумеется, отсасывать ее через шланг ртом категорически недопустимо.
Есть ли какие-нибудь специфические нюансы, как правильно заменить тормозную жидкость?
Следует абсолютно исключить любой контакт тормозной жидкости с маслами минерального происхождения. Дело в том, что даже микроскопическое количество последних в составе ТЖ приводит к резкому снижению ее эффективности и даже к поломке всей системы.
Подводя итоги, можно отметить, что замена тормозной жидкости в целом не составляет серьезной проблемы. Хотя система торможения в автомобиле – одна из критически важных, бережный уход за транспортным средством и своевременная замена жидкости обеспечат безопасность езды. Поэтому не затягивайте с профилактикой, особенно теперь, когда вам во всех подробностях известно, как заменить тормозную жидкость в автомобиле.