Все чаще автомобилисты и мотоциклисты сталкиваются с тем, что в базовой комплектации идут батареи AGM. Это усовершенствованная версия классических свинцово-кислотных моделей. Имеет много преимуществ, одно из которых — срок службы от 5–7 до 10 лет. Однако источник питания требовательно относится к подзарядке, а производитель часто дает сокращенную инструкцию. Предлагаем разобраться вместе, как правильно зарядить AGM-аккумулятор, чтобы все обещания стали реальностью.
Правила, которые соблюдать обязательно
Начнем с того, что электролит в батарее АГМ находится в связанном состоянии. Пластины закутываются в стекловолоконные маты, пропитанные раствором серной кислоты. В итоге увеличивается размер пусковых токов, а сама батарея переходит в разряд необслуживаемых. Зато сложнее становится зарядка.
Замерзшую АКБ сначала согревают, потом заряжают
Электролит жидкий, хоть и находится в связанном состоянии. При полном разряде в нем остается практически одна вода. А поскольку ее количество невелико по сравнению с классическими свинцово-кислотными АКБ, заморозка происходит стремительно. В таком состоянии источник питания заряжать нельзя.
Если такое произошло, АКБ нужно снять, оставить согреваться при комнатной температуре. Когда напряжение на клеммах поднимется до 9–10 В, можно начинать зарядку. Для замеров пригодится мультиметр.
Подобрать зарядное устройство
Не все ЗУ, которые рекламируются как подходящие для AGM, являются таковыми. Главное, на что нужно смотреть, — это напряжение, которое зарядник дает на клеммы. Показатель обязан иметь строгие ограничения и контролироваться. Обычно для таких целей достаточно автоматического ЗУ со схемой стабилизации, ограничения напряжения. Оно может стоить недорого и не иметь надписи «специально для AGM».
Использовать правильное напряжение
Безопасные значения определяет температура окружающей среды. Чем она выше, тем меньше должно быть напряжение. При температуре +20–25 градусов показатель зарядного напряжения будет стандартным — 14,5 В. Если показатель, заряд не получится восстановить. Но если превысить норму, произойдет перегрев, изделие раздуется, а емкость — снизится.
Подобрать зарядный ток
Мы уже сказали, что устройство не стоит заряжать повышенными зарядными токами. Производители сами указывают максимальный порог для своей продукции, рекомендуется проводить зарядку небольшими токами в штатном режиме, дабы не перегревать батарею. Современные модели AGM идеально подходят для автомобилей с системой «старт-стоп»
Учитывать погоду
Чем выше температура, тем напряжение меньше. Например, при погодных условиях до +40 градусов по Цельсию показатель зарядного напряжения нужно снизить до 14,2 В. А при нулевой температуре можно повысить до 14,8 В. В мороз заряжать источники питания этого типа нельзя.
Контролировать температуру
Аккумуляторные батареи могут серьезно греться. Поэтому, если изделие разогрелось, отключите его от сети и дайте немного остыть. Проверьте, не слишком ли большое напряжение на клеммах при зарядке.
Заряжать всегда до 100%
Чтобы ненароком не уменьшить емкость, всегда заряжайте батарею полностью. Если игнорировать это правило или упускать из виду, что этого не делает генератор, ресурс довольно быстро сократится.
Пошаговая инструкция пополнения заряда
Зарядка AGM-аккумулятора проводится следующим образом:
1. Отключаем изделие от бортовой сети, извлекаем из автомобиля с соблюдением всех правил безопасности.
2. Подбираем безопасное место для зарядки, где корпус не соприкоснется с химическими веществами, горючими элементами.
3. Подключаем к ЗУ, а через него — к сети.
4. Устанавливаются нужные значения для зарядки по напряжению и силе тока.
5. Когда изделие зарядится, его можно сразу устанавливать в машину.
Наиболее эффективным способом пополнения энергии является трехступенчатая процедура:
1. Изделие заряжается силой тока в 10% от емкости при напряжении 14,2–14,8 В. Компенсирует около 80% заряда от всей емкости.
2. Затем Выставляется минимальная сила тока в 0,3 В. Полного заряда устройство достигает за 3–3,5 часа.
3. Напряжение устройства варьируется от 13,2 до 13,8 В.
Теперь вы знаете, как зарядить АГМ-аккумулятор, и можете сделать это самостоятельно. Главное — помнить о таких особенностях установки, как стойкость к перезарядам, нелюбовь к холоду, правильное ЗУ и учет температуры на термометре.
Ждем Вас за покупками в торговой сети 1AK.RU!
Уровень сложностиПростой
Время на прочтение8 мин
Количество просмотров19K
Привет, Хабр! На многие автомобили сегодня устанавливаются аккумуляторные батареи с впитывающими сепараторами из стекловолокна — AGM. Они известны своей склонностью к перегреву в процессе заряда, поэтому инструкции от производителей предписывают ограничивать зарядные токи и напряжения.
Вторая сложность состоит в том, что обесточивать электрооборудование современных автомобилей крайне нежелательно. Спектр негативных последствий снятия аккумулятора варьируется от потери данных адаптации до полной блокировки транспортного средства, которое придётся везти эвакуатором до уполномоченного сервисного центра, либо вызывать специалиста с особым прибором.
Подзаряд аккумулятора без отключения от бортовой сети имеет свою специфику, о которой я расскажу в данной статье.
Заряжаемая сегодня аккумуляторная батарея установлена на автомобиле Haval Raptor с конвейера и используется в течение одного года.
Это гибридный автомобиль системы PHEV (Plug-in Hybrid Electric Vehicle), что означает возможность заряжать тяговую литиевую батарею не только от двигателя внутреннего сгорания, но и от электросети через обычную бытовую розетку или мощную зарядную станцию.
АКБ произведена под маркой Varta и обозначается как AGM LN3 6-QF-70(720)-L. Номинальная ёмкость 20-часового разряда составляет 70 ампер*часов, а паспортный ток холодной прокрутки (ТХП) — 720 ампер по стандарту EN.
Для проверки реальных характеристик аккумулятора мы сегодня воспользуемся дешёвым прибором KONNWEI BK100, низкая цена которого обусловлена отсутствием экрана и кнопок. Все остальные функции продвинутого аккумуляторного тестера реализованы в полном объёме.
Компактное устройство с «кельвиновскими» крокодилами для измерения напряжения и тока по четырёхпроводной схеме легко разместить под капотом автомобиля. Всё управление тестером и обработка результатов измерений осуществляется со смартфона посредством беспроводного подключения по блютус.
Для начала измерим напряжение разомкнутой цепи (НРЦ) — электродвижущую силу химического источника тока при отсутствии нагрузки на клеммах. Воспользуемся режимом «форма волны», который представляет собой не просто цифровой вольтметр, а логгер, фиксирующий динамику напряжения и отображающий его осциллограмму на экране смартфона.
Такое высокое НРЦ у аккумулятора, не обслуживавшегося в течение года, обусловлено тем, что автомобиль, на котором он установлен, гибридный.
Здесь свинцово-кислотный аккумулятор используется только для питания управляющих схем и в качестве буфера для 12-вольтовой бортовой сети. Это последовательно-параллельный гибрид, где запуск двигателя внутреннего сгорания осуществляется генератором от высоковольтной тяговой батареи и не расходует ресурс свинцовой АКБ.
Тем не менее, последняя, как и аккумуляторы в системах бесперебойного питания и возобновляемой энергетики, подвержена сульфатации и подлежит периодическому десульфатирующему дозаряду до ста процентов ёмкости.
За год использования нового автомобиля сколько-нибудь заметного саморазряда у данного аккумулятора не накопилось. Однако не все автомобильные AGM установлены под капотами гибридов. В большинстве транспортных средств им приходится питать стартер, из-за чего недозаряд прогрессирует гораздо быстрее.
▍ Начнём с разряда
Поэтому в целях демонстрации процесса заряда автомобильного аккумулятора конструкции AGM мы воспользуемся электронной нагрузкой ZKE TECH EBC-A10H для разряда последнего.
Устанавливаем разрядный ток 10 ампер и время разряда 120 минут. Также имеется ограничение минимального напряжения под нагрузкой на уровне 10.5 вольт, но за два часа до этого, конечно же, не дойдёт, если аккумуляторная батарея исправна.
Температура во время проведения данного эксперимента составляет минус один градус по шкале Цельсия. Автомобиль поставлен на стоянку полтора часа назад.
Аккумулятор находится в неотапливаемом отсеке, поэтому его температуру можно оценить в районе плюс одного градуса. Во время движения свинцово-кислотная АКБ подзаряжается от бортовой сети гибридного автомобиля, а на стоянке — нет, если тяговая батарея при этом не заряжается от электросети.
Разряд завершён. Аккумулятор отдал нагрузке ровно 20 ампер*часов. Напряжение разомкнутой цепи составляет 12.29 вольта.
▍ Приступаем к заряду
Воспользуемся зарядным устройством Бережок-V1. Включаем ЗУ в электросеть и коротким нажатием кнопки переводим его в режим бездействия для безыскрового подключения крокодилов к клеммам аккумуляторной батареи.
Встроенный вольтметр показывает напряжение на клеммах 12.3 В. Этот вольтметр работает и при отсутствии внешнего питания от электросети, однако при подсоединении крокодилов незапитанного ЗУ к аккумулятору наблюдается искра, могущая воспламенить водород или пары бензина при их наличии вблизи АКБ.
При заряде аккумулятора без отключения от бортовой сети автомобиля обычно рекомендуется устанавливать напряжение на уровне не выше пятнадцати вольт.
Однако в данном случае представляется целесообразным сделать поправку на минусовую температуру и установить напряжение завершения заряда 15.5 В.
Устанавливаемые значения напряжения и тока отображаются на подсвеченном жидкокристаллическом дисплее ЗУ в виде мигающих цифр, чтобы отличить их от текущих измеренных значений.
Короткое нажатие кнопки запускает автоматический адаптивный режим заряда. AGM аккумуляторы отличаются способностью к восполнению заряда с прекрасной эффективностью, особенно если они не очень сильно разряжены.
Поэтому заряд начинается с хорошей силы тока, составляющей 9.5 ампера, несмотря на низкую температуру.
За 5 часов 39 минут аккумулятор получил 23.6 ампер*часа. Это уже больше, чем затраченные 20.
Заряд продолжается, но необходимо срочно ехать. Поэтому отключаем зарядное устройство.
Наступило утро следующего дня. Всего с момента заряда произошли две получасовые поездки: вечерняя с работы домой и утренняя из дома на работу.
Наблюдаем напряжение разомкнутой цепи 12.91 вольта. Это свидетельствует о том, что неполные 6 часов заряда не только восполнили двухчасовой разряд током 10 ампер, но и привели аккумулятор в более заряженное состояние, чем было перед началом эксперимента.
Однако смысл довести заряд до конца всё же имеется. Это позволит продлить срок безотказной службы аккумулятора.
Температура окружающего воздуха со вчерашнего дня не изменилась. Подключаем зарядное устройство и запускаем заряд.
За два часа сорок одну минуту аккумулятор получил скромные 1.9 А*ч.
Адаптивный алгоритм оценивает текущее состояние аккумуляторной батареи и переходит к этапу «высоковольтного» дозаряда, когда кратковременные подачи тока в 1.5 А чередуются с паузами, разрядными импульсами и зарядом меньшими токами при более низком напряжении.
Вы можете спросить, зачем этот этап аккумулятору системы AGM, электролит которого не свободно плещется в банке, а пропитывает сепараторы — маты из стекловолокна? Однако производители считают, что он необходим даже гелевым аккумуляторам.
▍ Выравнивающий заряд
Инструкция по эксплуатации тяговых гелевых аккумуляторов TNE от фирмы Tianneng предусматривает двухчасовой дозаряд током 1% паспортной ёмкости с ограничением напряжения на уровне 2.67 вольта на ячейку при температуре 20 градусов Цельсия и температурном коэффициенте -3 милливольта на градус Цельсия для каждой ячейки.
В пересчёте на шестибаночную аккумуляторную батарею ёмкостью 70 ампер*часов при нуле градусов получается напряжение 16.38 В и непрерывный постоянный ток силой 700 мА в течение двух часов.
Это обеспечивает выравнивающий заряд, чтобы все активные массы шести ячеек были заряжены как можно полнее. Тогда естественная разбалансировка, приводящая к деградации батареи, будет происходить гораздо медленнее.
Бережок-V1 подаёт на аккумулятор вдвое больший ток, но кратковременно, а не постоянно. После того, как произошла диссоциация труднорастворимых сульфатов «высоковольтным» импульсом тока в 2% ёмкости, заряд «раскупоренных» активных масс продолжается при более низком напряжении.
Этот «высоковольтный» этап дозаряда является необходимым не только для перемешивания свободно плещущегося электролита в стартерных аккумуляторах традиционной конструкции.
Он нужен и для электролитической диссоциации «злокачественных» сульфатов свинца, не образовавшихся на поверхности активных масс непосредственно в результате реакции Гладстона-Трайба при разряде, а кристаллизовавшихся из раствора.
Подробнее об этом можно прочитать в статье про десульфатацию свинцово-кислотных аккумуляторов.
Красный светодиод погас. Заряд завершён. За 3 часа 36 минут аккумулятору сообщено 2.16 ампер*часа.
Зарядное устройство находится в режиме хранения, при котором не держит аккумулятор под буферным напряжением, а периодически подзаряжает импульсами. При этом продолжается десульфатация, которой не было бы в буферном режиме.
Приборная панель автомобиля не показывает никаких ошибок. Как видим, вмешательство зарядного устройства в бортовую сеть транспортного средства не создало проблем.
На большом экране бортового компьютера тоже всё хорошо.
Напряжение на клеммах аккумулятора составляет 12.96 вольта.
Произведём проверку аккумулятора. Тестер показывает ток холодной прокрутки 657 ампер из 720 паспортных при внутреннем сопротивлении 3.68 миллиома, что соответствует состоянию здоровья 91%.
Может показаться, что для годовалого аккумулятора с гибридного автомобиля это совсем не впечатляющий результат. Однако проверка цифровым тестером или нагрузочной вилкой должна производиться при комнатной температуре, а здесь температура аккумулятора чуть выше нуля.
При +25 градусах Цельсия тестер показал бы измеренное значение тока холодной прокрутки выше паспортного. Аккумулятор находится в прекрасном состоянии.
▍ Когда и как заряжать AGM аккумулятор?
Признаком необходимости стационарного заряда 12-вольтовой свинцово-кислотной аккумуляторной батареи является напряжение разомкнутой цепи ниже 12.5 вольта.
Если температура окружающей среды выше +25 градусов Цельсия, то для AGM следует устанавливать напряжение окончания заряда 14.7 вольта.
Следует помнить, что площадь поверхности губчатых активных масс свинцового аккумулятора, определяющая электрическую проводимость, пропорциональна их объёму, то есть третьей степени от размера. Тогда как внешняя площадь охлаждения корпуса пропорциональна квадрату размера, что составляет только вторую степень.
Иными словами, большие аккумуляторы охлаждаются хуже, чем маленькие. Грузовые АКБ более склонны к перегреву в процессе заряда, чем легковые, а легковые — чем небольшие аккумуляторы компьютерных источников бесперебойного питания и электроскутеров.
В аккумуляторах, чьи банки не сообщаются с атмосферой, а закрыты предохранительными клапанами, дополнительно присутствует так называемый цикл рекомбинации кислорода, снижающий эксплуатационный расход воды.
Кислород, выделяющийся при электрохимическом разложении последней, не улетучивается, а окисляет губчатый свинец отрицательных активных масс. Образовавшийся оксид тут же саморазряжается до сульфата с выделением тепла.
Это является причиной повышенного нагрева герметичных аккумуляторов. Наиболее продвинутые из числа последних оснащаются и катализатором для рекомбинации водорода, также экзотермической, подобно работе бензиновых каталитических грелок. Но это не наш случай.
При температуре воздуха от +15 до +25 градусов Цельсия следует устанавливать напряжение завершения заряда 15 вольт, а в диапазоне от -10 до +15 — 15.5 вольт, как в данном примере.
И разумеется, перед присоединением зарядного устройства следует выключить зажигание и все потребители электроэнергии.
▍ Специфика электромобилей и подключаемых гибридов
В режиме стоянки всё остающееся активным электрооборудование автомобиля Haval Raptor питается от свинцово-кислотного аккумулятора.
Если нажать кнопку «Старт» при отпущенной педали тормоза, бортовая электроника «просыпается» и включается преобразователь напряжения высоковольтной батареи в буферное напряжение бортовой сети, подзаряжающее свинцовую АКБ. На экране логгера это выглядит так.
То есть, кислотный аккумулятор электромобиля или подключаемого гибрида подзаряжается не только во время езды и при работающем двигателе, но и всегда, когда электрооборудование находится не в спящем режиме.
После запуска двигателя напряжение бортовой сети практически не изменилось. Переводим электронику в спящий режим. Преобразователь отключается, и напряжение на клеммах свинцовой АКБ постепенно падает вследствие рассасывания поляризации.
При подключении спящего автомобиля к зарядной станции осуществляется заряд не только высоковольтной литиевой, но и 12-вольтовой кислотной батареи.
Тем не менее, зарядного напряжения 14.2–14.3 В недостаточно для устранения неизбежно развивающейся сульфатации, поэтому даже в электромобиле или подключаемом гибриде свинцовому аккумулятору необходим периодический выравнивающий заряд.
Опытные данные предоставлены Аккумуляторщиком Виктором Vector.
- Youtube
- Rutube
- Дзен
- VK видео
© 2025 ООО «МТ ФИНАНС»
Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT 💻
На сегодняшний день по теме – как заряжать AGM аккумуляторы – можно найти немало советов и рекомендаций. Однако в большинстве случаев подобные гайды не содержат важнейших пунктов, касающихся именно этой технологии. Нет ничего о том, из-за чего у многих автолюбителей аккумуляторы этого типа умирают раньше времени. Зато почти везде встречаются советы, мягко говоря, взятые с инструкций по зарядке обычных наливных свинцово-кислотных батарей, которые принципиально не подходят для AGM.
Задача этой статьи – простыми словами рассказать, в первую очередь, про те самые основные особенности технологии, из-за которых заряжать AGM аккумуляторы так же, как обычные – нельзя. И, конечно же, уделено внимание непосредственно правильной зарядке таких АКБ с учетом рассмотренных особенностей.
Несмотря на вышесказанное, не спешите отказываться от покупки аккумулятора, который и стоит вдвое дороже обычного, да еще и заряжать его как-то по-хитрому надо. В целом, можно использовать AGM АКБ, даже не зная всех нюансов и правил, так как они довольно выносливые и не так уж мало способны «терпеть» различного рода издевательства.
Рассмотренные в этой статье правила пригодятся тем, кто хочет, чтобы купленный AGM аккумулятор реально прослужил столько много лет, сколько заявляют производители и продавцы. Даже если последние немного соврали, накинув пару-тройку лет к реальному сроку службы. Все равно – 7 или даже 10 лет для AGM – это не миф. Это реальность. Ну а если за батареей не смотреть и заряжать как попало, то, естественно, такие сроки окажутся недостижимыми.
Важные особенности AGM АКБ
Чтобы понимать, о чем пойдет речь дальше, никак не обойтись без рассмотрения хотя бы в общих чертах типового устройства AGM аккумуляторов. Только так можно будет без удивления воспринимать некоторые правила зарядки, представленные далее. Поэтому, именно с устройства и начнем.
Довольно многое о том, как устроен AGM аккумулятор, говорит само название технологии. Эти три загадочные буквы являются ничем иным, как аббревиатурой от буржуйских слов Absorbent Glass Mat. В переводе на наш сие означает – абсорбирующий стекловолоконный мат. В аккумуляторах эти самые маты со стекловолоконными нитями пропитаны жидким электролитом и находятся между свинцовыми пластинами. Более того, они находятся с ними в очень плотном контакте, что немаловажно.
Для любителей путать грешное с праведным, а AGM с GEL – подчеркнем, что ничего похожего на гель в рассматриваемых здесь аккумуляторах и в помине нет. Электролит в них такой же жидкий, как и в классических АКБ. Разница только в том, что свинцовые пластины не погружены в него, а просто прилегают к матам, пропитанным им.
Уже исходя только из этого, можно сделать несколько важных выводов, которые пригодятся нам для понимания дальше. Во-первых, электролита в AGM аккумуляторах меньше, чем в обычных наливных. Во-вторых, благодаря именно такой конструкции, свинца упихнуть в стандартный корпус можно больше (отсюда и немного увеличенный вес AGM), а их площадь, соответственно, будет получаться большей.
По итогу выделяем следующие, полезные для нас, особенности AGM технологии:
- небольшой запас электролита;
- пониженное внутреннее сопротивление;
- способность принимать (и отдавать) большие токи;
- чувствительность к температурному режиму;
- устойчивость к глубоким разрядам;
- чувствительность к перезарядам;
- эффект памяти.
Откуда в список затесалось пониженное внутреннее сопротивление? Это просто. Мы уже выяснили, что площадь пластин благодаря «экономии» места внутри АКБ (за счет уменьшенного объема электролита) – большая, чем у классических батарей. Отсюда следует, что в каждой ячейке большая поверхность свинца контактирует с электролитом. То есть, условное сечение проводника, по которому проходит ток – увеличено. А чем больше сечение проводника, тем его сопротивляемость электрическому току – меньшая.
Способность принимать и отдавать большие токи следует из вышесказанного. Чем меньшим будет сопротивление, тем больший ток сможет проходить при одинаковом напряжении. Только по этой, и не по какой другой причине AGM аккумуляторы способны безвредно заряжаться сравнительно большими токами. Отдача пусковых токов – это так же одна из особенностей данных АКБ, одновременно являющаяся их преимуществом.
В этом месте, наверное, стоит пару слов сказать о токах. Дело в том, что наличие способности отдавать и принимать большие токи вовсе не означает, что это «полезно» для аккумулятора. Какую бы технологию мы не взяли – свинцовую классику, гель, маты из стекловолокна, литий и прочие – эта закономерность работает везде. А именно – чем меньшими токами «насилуется» аккумулятор, тем он служит дольше.
Любой аккумулятор, в том числе и AGM, заряженный умеренными токами, накопит больше энергии, чем тот, который заряжался в форсированном режиме. С разрядом абсолютно такая же история. Чем больший ток разряда, тем быстрее сдувается АКБ. Причем, происходит это не прямо пропорционально, что важно понимать. То есть, если при токе 6А аккумулятор на 60А*ч сможет проработать 10 часов, то при удвоенном токе (12А) он не сможет продержаться 5 часов. Он сдохнет гораздо раньше.
Теперь про температурный режим, так как AGM является весьма чувствительной к этому вопросу технологией. Что касается режимов разряда, то тут каких-то жестких рамок производители не ставят. Аккумуляторы без проблем работают как в условиях значительных отрицательных температур, так и в жару. Естественно, речь идет об адекватных температурных условиях, а не о Заполярье или Экваторе. То есть, для климата нашей страны – вполне себе пригодные АКБ.
Что же касается режима заряда, то здесь имеются довольно жесткие ограничения. Причем, что называется, в обе стороны. Особенно производители обращают наше внимание на то, что AGM АКБ, мягко говоря, не любят перегрева во время приема заряда. Наверное, это одна из причин, почему на многих автомобилях, с завода оснащаемых аккумуляторами данного типа, последние устанавливаются подальше от моторного отсека – под сиденьями в салоне, в багажнике и так далее.
Означает ли это, что в обычную машину, у которой штатное место для батареи находится под капотом, AGM аккумулятор покупать не стоит? Возможно. Но «вредными» для АКБ этого типа считаются температуры, превышающие 40 градусов по Цельсию. При этом важно понимать, что при таких температурах аккумулятор не в один момент выйдет из строя. Он просто прослужит меньше, чем смог бы проработать при идеальной для него температуре. А поскольку под капотом выше указанной отметки температура бывает далеко не всегда – можно брать.
С морозами картина следующая. Если AGM аккумулятор постоит при отрицательной температуре глубоко разряженным, то у него намного больше шансов замерзнуть, чем у обычной наливной АКБ. Это несложно понять, если помнить о том, что электролита в «банках» совсем немного. Кроме того, заряжается на морозе такая АКБ крайне неэффективно. Намного хуже, чем наливная классика. И это тоже надо учитывать перед тем, как заряжать AGM аккумулятор.
Дальше у нас идет устойчивость к глубоким разрядам. Наверняка многие из вас знают страшилки о кальциевых аккумуляторах, которые легко могут износиться почти в ноль всего после пары-тройки глубоких разрядов. Отчасти это так и есть, хотя и не настолько все критично, как об этом говорят. Как бы там ни было, производители уверяют, что с AGM аккумуляторами таких проблем быть не должно. Глубоких разрядов они не боятся, сульфатации пластин подвержены меньше, а потому могут использоваться более, что ли, смело, чем перепугавшие всех кальциевые технологии.
Следующий пункт – чувствительность к перезарядам. Вот на этот момент надо обратить особое внимание перед тем, как заряжать AGM аккумулятор. Как не допустить перезаряда – рассмотрено ниже. Здесь же пойдем от обратного, объяснив в двух словах, что надо сделать, чтобы батарея перезарядилась, и что из-за этого случится. Все просто – надо дать на клеммы АКБ повышенное напряжение. Обычная наливная батарея в таких условиях просто «закипит», а вот у AGM «кипеть» особо нечему. Соответственно, начинается перегрев и потеря электролита (который долить нельзя), а также деградация свинцовых пластин. Необратимая.
Ну и пару слов об эффекте памяти, упомянутом в списке выше. Суть этого эффекта заключается в следующем. Если AGM аккумулятор несколько раз подряд заряжать не до конца, то есть, не до 100%, то наступит момент, когда сделать это будет уже невозможно. А все из-за так называемого эффекта памяти, который, кстати, не выдуман фантастами или троллями в Интернете, а реально упоминаемый многими производителями батарей данного типа.
Очень важно не воспринимать все вышесказанное слишком категорически, и с порога начинать с опаской смотреть на рассматриваемую технологию. Описанные особенности у AGM аккумуляторов есть. Но это всего лишь особенности. Их наличие отнюдь не означает, что эти батареи плохие.
При правильной эксплуатации (которой, собственно говоря, требуют любые АКБ) они реально могут служить долго, надежно и безотказно, сполна окупая потраченные на их приобретение деньги. Если же вам нужен просто аккумулятор, за которым вы не планируете смотреть, то покупать AGM особого смысла нет. Заявленного срока он, скорее всего, не прослужит…
Краткий список правил зарядки AGM АКБ
Если вы внимательно читали представленный выше материал, то многие правила зарядки AGM аккумуляторов у вас уже должны были вырисоваться. Это хорошо. Проще будет понять то, о чем пойдет речь дальше. А дальше идет краткий перечень из 7-ми простых, но очень важных правил, о которых крайне желательно знать (и выполнять тоже), если вы купили, либо же только планируете купить, аккумулятор этого типа.
Вот эти правила:
- Замерзший AGM аккумулятор не заряжать.
- Подходящее зарядное устройство.
- Правильное напряжение заряда.
- Правильный зарядный ток.
- Температура окружающей среды.
- Контроль температуры АКБ.
- Полноценный заряд.
Как видите, правила эти не взяты с потолка. Абсолютно все они исходят из тех особенностей технологии AGM, которые мы так детально рассмотрели ранее. К сожалению, многое из этого в материалах на тему – как заряжать AGM аккумуляторы – не упоминается. Также часто попадаются противоречия вроде этого: сразу говорят о том, что АКБ могут заряжаться большим током, а позже мы видим информацию о том, что нельзя превышать силу тока в 10% от емкости…
Дабы полностью развеять все мифы и распутать связанную с AGM АКБ путаницу окончательно – далее предлагается более подробное описание всех правил из нашего списка. Подчеркнем, что все сказанное не взято с потолка. Это официальная, и теперь уже понятная и вам информация, которая, к тому же, успешно доказала свою правдивость на практике.
Замерзший AGM аккумулятор не заряжать
Первое правило зарядки AGM аккумуляторов распространяется только на те случаи, когда батарея по тем или иным причина оказалась глубоко разряженной, и несколько часов постояла при отрицательной температуре окружающей среды. Важным этот момент является потому, что электролит, как и в обычной АКБ, здесь жидкий, а при полном разряде в нем остается только вода. К тому же, надо учитывать, что жидкости в AGM аккумуляторе меньше, чем в обычной наливной. Соответственно, замерзают они быстрее.
Начинать зарядку попавшей в такие неблагоприятные условия батарею от стационарного зарядного устройства – нельзя. Во-первых, никакого заряда она принимать не будет. Во-вторых, есть риск безвозвратно укоротить срок службы АКБ из-за того, что при начавшемся заряде не вся вода в стекловолоконных матах успеет растаять, начав смешиваться с отделяющейся от свинца кислоты.
Поэтому, если такое произошло, аккумулятор просто-таки необходимо сначала снять с автомобиля, и поместить его на несколько часов в теплом помещении. Греть его прямо под капотом при помощи строительного, или позаимствованного у жены фена – тоже не стоит. Прогреть его таким образом полностью вы все-равно не сможете, а вот перегреть то, что находится возле стенок корпуса АКБ – это запросто. Не исключены даже необратимые деформации свинцовых пластин.
Как понять, что принесенный с мороза AGM аккумулятор отогрелся, и готов безопасно заряжаться? Первый признак ожившей батареи – это повысившееся напряжение на клеммах. Соответственно, его желательно измерить сразу, и потом периодически проверять при помощи простого мультиметра. Как показывает практика, даже без какой-либо зарядки пробывший достаточно времени в тепле исправный AGM аккумулятор самостоятельно восстанавливается вплоть до напряжения 11-12В. Начинать же заряжать его вполне можно тогда, когда прибор будет показывать хотя бы 9-10В.
Можно пробовать подключать зарядное устройство и раньше, но спешка в данном случае – это минус от ресурса АКБ.
Подходящее зарядное устройство
Следующий пункт важен потому, что практически все поголовно настаивают на специальных зарядных устройствах именно для AGM аккумуляторов. Вполне резонно, что такие зарядки стоят дороже классических, как и любые другие – «специальные». Однако не торопитесь искать и покупать за баснословные деньги именно такое зарядное устройство, в описании которого написано, что оно для AGM.
На самом деле совсем необязательно приобретать для зарядки AGM аккумулятора какую-либо специально рассчитанную для них модель. Во-первых, это дорого. Во-вторых, написать можно что угодно, а в итоге окажется, что внутри приобретенного приборчика нет ничего из того, что нужно для правильной зарядки AGM. Это доказано на практике. Именно поэтому в этой статье в данном пункте правил и написано – подходящее зарядное устройство, а не специальное.
Осталось только разобраться в том, какое же оно – подходящее зарядное устройство для зарядки AGM АКБ. А для этого достаточно знать то, о чем рассказывалось в разделе про особенности батарей этого типа. И самый главный момент здесь – это напряжение. Напряжение, которое зарядное устройство будет подавать на клеммы аккумулятора во время его зарядки.
Каким оно должно быть? Во-первых, оно должно быть каким-либо способом ограничиваться. Жестко ограничиваться. Во-вторых, напряжение необходимо контролировать, так как мы помним, что AGM имеет пониженное внутреннее сопротивление. А что будет с напряжением, если мы пропустим вполне обычный ток через батарею с пониженным сопротивлением? Правильно. Полезет вверх напряжение. Но только тогда, когда оно никак не контролируется, и ничем не ограничивается.
Вот и вся тайна «специальных» зарядных устройств для AGM аккумуляторов. Как правило, они автоматические, и в них реализована схема стабилизации и ограничения зарядного напряжения. Однако зарядным устройством, у которого присутствует ручная регулировка напряжения – тоже вполне безопасно можно зарядить AGM аккумулятор.
Естественно, использовать дешевые зарядные устройства без каких-либо регулировок и предустановок никто вам в здравом уме не посоветует. Как правило, такие зарядки, если позволяет мощность, «жарят» аккумуляторы каким-попало напряжением, которое нередко достигает и 16В, и даже были случаи, когда вольтметр, подключенный отдельно – показывал невменяемые 18-19В. Такое никуда не годится даже для самых обычных аккумуляторов. А о зарядке AGM АКБ с такими жесткими превышениями – вообще не может быть и речи. Для них это быстрая смерть.
Какой итог? Для зарядки AGM аккумулятора вовсе необязательно кровь из носу покупать «специальное» зарядное устройство. Обычные модели из среднего ценового диапазона, «умеющие» стабилизировать и ограничивать на установленных отметках напряжение – подойдут более чем. Вполне справятся с этой задачей даже самодельные зарядники, но при условии, что в них предусмотрена все та же схема стабилизации и регулировки напряжения заряда.
Собрать, кстати, соответствующее этим условиям зарядное устройство своими руками – можно буквально за 10 долларов (это если нет ничего в загашнике). А сколько стоят ваши «специальные» зарядные устройства для AGM? 50 долларов? 100? И это еще далеко не предел, к сожалению…
Правильное напряжение заряда
Теперь от общей информации плавно переходим к более конкретным цифрам. На каких именно отметках должно ограничиваться и стабилизироваться напряжение при зарядке батарей этого типа? Если копнуть поглубже, то можно узнать, что это самое безопасное напряжение из-за особенностей устройства AGM сильно зависит от температуры окружающей среды. Чем она выше – тем напряжение должно быть меньшим.
Если условия для зарядки аккумулятора, сделанного по данной технологии, идеальные – оптимальное напряжение заряда вполне стандартное. А именно в пределах 14,4-14,5В. Идеальными температурными условиями считается температура в районе 20-25 градусов по Цельсию. О неидеальной температуре поговорим позже.
Сейчас же рассмотрим быстренько, что может случиться, если напряжение заряда AGM аккумулятора будет большим или меньшим. Если оно будет меньшим, чем положено, то батарея попросту не будет заряжаться до конца. На этот момент, кстати, очень желательно обратить внимание и в самом автомобиле. Перед установкой AGM АКБ на вашу машину убедитесь, что во время работы двигателя на разных оборотах напряжение на клеммах не заниженное. Если это так – обратитесь к специалисту. Возможно, исправить ситуацию получится банальной заменой недорогого реле-регулятора напряжения или щеток генератора.
Гораздо хуже, если напряжение заряда AGM АКБ будет превышать норму. В таких условиях аккумулятор будет перегреваться, это раз. Также из-за замкнутости конструкции его может необратимо раздуть, и это два. Ну а три, это, пожалуй, деградация элементов аккумулятора, за которой неминуемо последует потеря емкости и снижение пусковых токов. Вплоть до полного выхода батареи из строя. Так делать нельзя.
Посему, также очень важно при эксплуатации аккумулятора данного типа проверять периодически напряжение, которое выдает генератор совместно с реле-регулятором. Если оно превышает 14,4-14,5В – долго AGM не прослужит. Необходимо либо понизить напряжение бортовой сети одним из нескольких известных способов, либо купить менее восприимчивый к повышенному напряжению аккумулятор. Например, тот же кальциевый. А от AGM – откажитесь.
Правильный зарядный ток
Каким током можно заряжать AGM аккумулятор? Мы уже знаем из вышесказанного, что батареи этого типа благодаря особенностям конструкции способны принимать повышенные токи заряда. Насколько повышенные – обычно указывает производитель конкретной линейки АКБ. Как правило, хорошие модели AGM аккумуляторов без особых проблем могут принимать зарядные токи, превышающие 15-20% от номинальной емкости. То есть, если на АКБ этого типа написано, что она имеет емкость 60А*ч, то ее можно заряжать токами 10-15А.
Подчеркнем, что это сильно примерные значения. Современные батареи могут без проблем брать и гораздо больший ток. Именно по этой причине они являются лучшим вариантом для машин, в которых реализована система «старт-стоп». Аккумулятор AGM в данном случае хорош тем, что независимо от частых потерь энергии на работу стартера способен быстренько отданную энергию восстанавливать от генератора.
В обычных же автомобилях, не оснащенных системами типа «старт-стоп», злоупотреблять способностью воспринимать большие зарядные токи нет никакой необходимости. Если есть время, заряжайте ваши AGM небольшими токами, то есть характерными для обычных АКБ. Так и заряд будет более «плотным», и ресурс батареи увеличится.
Естественно, если вы спешите куда-то, а аккумулятор оказался севшим, то в таких случаях, конечно, не грех воспользоваться способностью AGM принимать большие токи и быстро заряжаться. Главное – уточните, какой предел по току допускает производитель конкретной модели АКБ. Это важно. Универсальных цифр для всех случаев тут не бывает.
Кстати, если вы убедились в том, что часто нет никакой необходимости «насиловать» AGM аккумулятор большими токами, вы и на зарядном устройстве сможете нехило так сэкономить. Ведь чтобы иметь возможность заряжать АКБ токами 10-20А, придется рассматривать зарядники, которые в три-четыре раза дороже обычных, выдающих вполне достаточные 5-7А.
Температура окружающей среды
Мы уже выяснили, что идеальные температурные условия для зарядки AGM аккумуляторов – как и для любых других батарей – 20-25 градусов по Цельсию. Именно для такой температуры (плюс минус пара градусов) оптимальным является напряжение 14,4В. Но что же делать, если вы заряжаете AGM аккумулятор не в жилом доме, а в неотапливаемом гараже или вообще на улице зимой?
Принцип здесь очень простой и понятный. Чем выше температура окружающей среды, тем напряжение заряда должно быть меньшим. Так, например, если АКБ заряжается при температуре воздуха около 40 градусов по Цельсию, до 100% он зарядится уже при напряжении 13,8-13,9В. Если при такой жаре дать ему больше – он начнет перезаряжаться со всеми вытекающими и описанными выше последствиями.
Если же температура ниже идеальной – напряжение надо повышать. Так, при близкой к нулю градусов температуре AGM аккумулятор «не будет против» напряжения до 15В. Ну а на морозе эти аккумуляторы, как мы уже выяснили, заряжаются крайне плохо. И абсолютно все производители не рекомендуют делать это при таких условиях.
Если вы с недоверием относитесь к вышесказанному или чего-то не поняли, то есть, в вашем понимании 15В для AGM аккумулятора – это верная смерть при любой температуре – придерживайтесь среднего стандартного значения – 14,4В. Не ошибетесь.
Контроль температуры АКБ
Очень распространенной является страшилка, что во время зарядки AGM аккумуляторы дико греются. Гораздо сильнее, чем обычные, наливные. Если знать устройство батарей этого типа, то этот эффект довольно несложно объяснить, понять и избежать. Так вот. Греться они, действительно, могут довольно значительно. А все потому, что электролита, который поглощает в обычных АКБ очень много тепла, мало. Сюда еще стоит добавить то, что площадь пластин, генерирующих это самое тепло, у AGM АКБ – большая.
Однако, несмотря на все эти особенности, дикий перегрев таких аккумуляторов – это результат явно неправильной зарядки. Происходит такое тогда, когда из-за незнания, несовершенства конструкции зарядного устройства или по другим причинам – превышается нормальное зарядное напряжение. И это единственная причина.
Так что, если во время зарядки AGM аккумулятора вы обнаружили, что его корпус очень разогрелся – прекратите процесс, а после остывания батареи подключите ее обратно к зарядке и убедитесь, что на ее клеммах присутствует не слишком высокое напряжение. При всем при этом, небольшой нагрев аккумулятора – допускается всеми производителями. Небольшим они сами называют такой нагрев, при котором руку на корпусе АКБ можно держать без болевых ощущений.
Полноценный заряд
Последнее, чего никак нельзя пропускать в материале про то, как заряжать AGM аккумуляторы – это про полноценность заряда. Речь здесь идет об упомянутом ранее эффекте памяти, которым действительно грешат батареи данного типа. Так вот, чтобы исключить его проявление, достаточно просто стараться заряжать свой аккумулятор всегда до конца, то есть, до 100%.
Если этого часто не делать, либо же из-за пониженного напряжения в бортовой сети этого систематически не делает генератор, фактическая емкость аккумулятора будет безвозвратно теряться.
Как понять, что вы зарядили AGM аккумулятор до 100%? Если вы потратились на хорошее автоматическое зарядное устройство, то ничего понимать не придется – оно просто отключится, когда все будет готово. Если же зарядное с ручным управлением – ориентироваться нужно на зарядный ток. Когда при указанном выше нормальном напряжении заряда он перестанет уменьшаться, нужно выждать около часа (для обычных батарей до двух часов), после чего можно смело прекращать заряд.
Краткие итоги
В целом, ничего такого особенного и, тем более, страшного в том, как заряжать AGM аккумуляторы – нет. Сами видите, как все элементарно просто и понятно. Всего несколько правил, главным среди которых является строгий контроль напряжения заряда, и ваш аккумулятор без проблем получит все шансы отслужить и 5, и 7, и даже 10 лет.
От исправной работы этой детали зависит чистота окружающей нас среды, нормальное функционирование силового агрегата автомобиля. Поэтому игнорировать проблемы с топливным адсорбером нельзя. Для чего нужен адсорбер в автомобиле На проверку работоспособности устройства уходит немного времени. В случае выхода из строя детали или её компонентов несложно выполнить замену.
Особенности конструктивного устройства
Прежде чем рассматривать, как заряжать AGM батарею, необходимо изучить особенности конструкции этого источника питания. Стабильные характеристики прибора, обеспечивает абсорбированный электролит, которым заправлен аппарат. Это позволяет добиться большей надежности, по сравнению с обычными жидкостными батареями.
Конструктивно АКБ включают положительно и отрицательно заряженные пакеты. Между отдельными пластинами проложены стекловолоконные прокладки, пропитанные электролитом. Такое решение повышает эксплуатационную надежность батарей, повышая устойчивость к вибрационным нагрузкам, продляющим ресурс (покрытие пластин не осыпается в процессе эксплуатации).
Это единственное ключевое отличие AGM VRLA Battery 12V и устройств других марок таких источников питания от стандартных аккумуляторных батарей. Но данное условие влияет на то, как правильно зарядить АГМ аккумулятор.
В зависимости от конфигурации пластин, используют АКБ плоского и спирального типа.
Последствия неправильной зарядки
Автовладельцу необходимо представлять, как нужно заряжать AGM аккумулятор, без неблагоприятных последствий для исправности батареи. Сопротивление прокладок значительно отличается от данной характеристики электролита. Маты затрудняют циркуляцию жидкости в емкости, что приводит к образованию участков локального перегрева.
«Излишки» электротока, не участвующие в зарядке АГМ аккумулятора, активизируют электролитический процесс, а вода вблизи перегретых мест, испаряется. Основной негативный эффект испарения жидкости – ускоренное окисление пластин, вследствие взаимодействие выделяемого кислорода с металлом. Еще один минус – повышенная опасность сочетания Н2 и О2.
Если зарядку AGM аккумуляторов проводить неправильно, своевременно не остановив процедуру, это приведет к перегреву и деформированию пластикового корпуса. Через клапаны источника питания будет выходить парообразный электролит. Это грозит разрушением батареи, возгоранием автомобиля.
Допустив такой перегрев, придется длительное время ожидать, пока АКБ остынет. Но отрицательные пластины продолжат окисляться и по завершении зарядки аккумулятора AGM.
Восстановление поврежденного источника питания недостаточно эффективно и не может полностью устранить возникшие дефекты, существенно продлить срок службы устройства.
Понятие терморазгона, почему его следует избегать?
В вопросах обслуживания аккумуляторов AMG важно понимать значение понятия «терморазгона» – что это такое, какую опасность представляет для батареи. Тепловым разгоном называют критическое повышение температуры при восстановлении заряда источника питания.
Если владелец не знает, как заряжать АГМ, допущенные ошибки при этой процедуре могут привести к таким последствиям:
- Интенсивному разрушению отрицательных пластин вследствие окислительных процессов.
- Сокращению объема жидкого электролитного состава, со снижением сопротивления, возрастанием силы тока заряда.
- Деформации корпуса.
Неправильная зарядка AGM аккумулятора грозит преждевременным выходом из строя батареи, повреждением автомобиля из-за критического возрастания температуры в двигательном отсеке.
Применяемые зарядные устройства
Подбор оборудования для пополнения заряда – основной вопрос, если рассматривать, как заряжать аккумулятор AGM. От вида применяемого устройства зависит эффективность и методика процедуры.
Зарядка AGM аккумулятора обычным зарядником возможна, если емкость батареи упала не ниже 70 процентов. Если источник питания сильно разряжен, используют автоматические устройства, предусматривающие работу в двух режимах – на пополнение заряда и удержание (буферный).
Рассматривая, чем заряжать AGM аккумулятор, используют ЗУ, принцип управления которого подходит для работы с батареями этого типа. Лучше покупать трехступенчатые приборы.
Если ЗУ предполагает ручное управление, контролировать процесс затруднительно и трудоемко, поскольку сложно удержать показатель заряда. Поэтому неопытным пользователям лучше использовать автоматические аппараты.
Краткий перечень наиболее распространенных зарядных устройств для AGM аккумуляторов:
- Вымпел 57 – снижает ток, используя методику постоянной разницы потенциалов. Недостаток в снижении силы электротока до минимума при окончании процедуры, также используют модели этой марки с числовыми индексами 37 и 55.
- Кулон 912 – хорошее зарядное для AGM аккумуляторов, но требует точной настройки, чтобы исключить перегрев электролита.
- Союз ВС-1207А – еще один подходящий вариант.
- Lavita – можно использовать, при условии правильной установки параметров.
- Аврора Сринт и пр.
В торговых точках выложено множество моделей. Но при покупке необходимо уточнять возможность применения зарядного устройства для AGM аккумулятора. Рассматривая, как заряжать AGM аккумуляторы на 12 вольт, лучше покупать импульсные автоматические приборы.
Основные принципы зарядки
Изучая, как заряжать AGM аккумулятор, обычное зарядное устройство – не лучшее решение. Лучше использовать специальное ЗУ. Предварительно нужно открыть банки, убедившись, что стекловолоконные прокладки пропитаны электролитом. Если жидкости недостаточно, состав пополняют дистиллированной водой.
Значение напряжения, подаваемого на AGM батарею, зависит от температуры воздуха в помещении. В жару, когда этот показатель выше 25 градусов, разница потенциалов не должна превышать 14,4 В, можно повысить до 14,7 В, если в помещении прохладнее. Каким напряжением заряжать AGM аккумулятор – не единственное условие. Необходимо выставить значение тока в пределах десятой части номинальных емкостных характеристик источника питания.
Изучая, как зарядить AGM аккумулятор, не стоит забывать о регулярном контроле температуры батареи. В случае чрезмерного нагрева процедуру приостанавливают на время, чтобы заряженный электролит равномерно распределился по объему банок. Чтобы добиться восстановления заряда, может уйти два – три дня, если АКБ сильно разряжена. Излишний перегрев банки с одновременным возрастанием напряжения свидетельствует о вероятности его выхода из строя.
Резкое снижение разницы потенциалов сразу после зарядки AGM указывает на разрушение пластин, что заставляет задуматься о смене источника питания.
Рассматривая, как правильно заряжать AGM аккумулятор, следует обеспечить соблюдение следующих принципов:
- Следить за степенью нагрева батареи.
- Не разряжать до напряжения менее 12.1 В.
- Исключить риски терморазгона при восстановлении заряда, с применением зарядки для AGM аккумулятора.
Выполнение перечисленных условий обеспечит исправность источника питания.
Особенности обслуживания батарей Varta
Не во всех моделях батарей Varta применена технология AGM. Данная группа включает следующие устройства:
- ProMotive – аккумуляторы высокого класса, используемые на транспорте для коммерческих перевозок. Выдерживают значительные нагрузки, рассчитаны на большой ресурс, сохраняют целостность при серьезных вибрациях, что позволяет их устанавливать в задней части шасси.
- Sylver Dynamic – источники питания для легкового автотранспорта. Особенности этих моделей – большой ток, увеличенная емкость, возможность переработки.
- Powersports Active, Powersports, Powersports High Perfomence – производительные мотоциклетные разновидности.
Новую батарею данного производителя нужно сразу зарядить, поскольку с завода АКБ поступает с зарядом не выше 80 процентов. Но не стоит применять экспресс-метод. Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора АГМ должно предусматривать автоматическое отключение. Также необходимо убедиться в возможности применения ЗУ к соответствующей модели батареи.
Рассматривая, как заряжать такой аккумулятор AGM зарядным устройством, необходимо обеспечить выполнение следующих общих правил:
- Модель ЗУ должна предусматривать настройку по току и напряжению. Разница потенциалов на банку допускается не более 2,6 В, при оптимальной величине для разорванной цепи от 2.13 до 2.14.
- Значение электротока не должно превышать десятой части емкости источника питания.
- Набор 0.1 В займет примерно час.
- Нельзя подключать к ЗУ замерзшую или перегретую батарею (при температуре выше 45 градусов).
- В начале процедуры напряжение составляет в пределах 14.8 В, к концу снижаясь до 13.8 В.
Предварительно подключают батарею к положительной и отрицательной клеммам, соблюдая правильную полярность. Зарядное устройство для АКБ AGM включают после того, как аккумулятор будет подсоединен.
По завершении процедуры ЗУ выключают. При чрезмерном нагреве электролита процедуру приостанавливают, пока заряженная жидкость не распределится равномерно по объему.
Работы выполняют в помещении, оборудованном вентиляцией. Напряжение контролируют мультиметром, настроенным в режиме вольтметра.
Безопасная зарядка батарей VRLA
Подробнее об обслуживании AGM VRLA Battery: как заряжать эти источники питания. Зарядную процедуру проводят в четырех режимах – от D1 до D4, с учетом эксплуатационных условий.
Чаще используют первую категорию, прибегая к остальным при сильной разрядке АКБ, либо если нужно быстро восполнить заряд, что не рекомендуют изготовители, поскольку такие методики могут отрицательно повлиять на ресурс батареи.
Особенности перечисленных режимов для аккумуляторов AGM VRLA Battery:
- D1 – особенно актуально для нового оборудования. Вначале подают стабилизированный постоянный ток в пределах от 10 до 20 А, пока показатель напряжения не достигнет отметки в 14.4 В. Далее фиксируют разницу потенциалов на этом уровне, пока ток от ЗУ не снизится на 2 процента ниже емкости батареи. В крайние пару часов значение электротока оставляют на прежнем уровне, не фиксируя напряжение, поскольку источник питания сам возьмет нужный заряд.
- D2 – режим холостого хода. Нельзя применять для критически разряженных АКБ. В течение всей процедуры напряжение устанавливают на отметке 13.8 В, можно комбинировать с методикой D1, используемой раз в месяц.
- D3 – оперативный метод, который не стоит применять слишком часто. Не подходит для восстановления большого процента заряда. В течение часа подают разность потенциалов в половину емкости АКБ (но не выше 15 В).
- D4 – используют, если напряжение на клеммах источника питания опустилось ниже 12.1 В. Технология идентичная D1, разница состоит в длительности второго этапа (стабилизированное напряжение 14.4 В при отсутствии ограничений по току), который занимает двое полных суток.
При каждой из перечисленных методик батарея не должна нагреваться выше 50 градусов. Некоторые изготовители на корпусах маркируют предельные характеристики, которые нельзя превышать. Рассматривая, как правильно зарядить AGM аккумулятор, необходимо предварительно изучить представленные надписи при подготовке к процедуре восстановления заряда.
Также характеристики указывают в руководстве по эксплуатации, размещают на сайтах соответствующих брендов.
Продолжительность зарядной процедуры определяют по формуле:
Тз = (Са/Iз)×1,2, в которой Са – показатель емкости аккумулятора (Ач), I – номинальный ток (А).
Для расчета значения электротока используют такую формулу:
Iз = 0,1×Са.
Особенности одноступенчатой зарядки
Эту ускоренную методику можно применять, если уровень заряда не ниже 75 процентов. При подключении ЗУ устанавливают значение тока в пределах десятой части емкости источника питания, при напряжении не выше 14.4 В.
Изучая, как зарядить АГМ аккумулятор обычной зарядкой, можно применить данный метод, который позволит быстро восполнить заряд. При проведении процедуры не нужно плавно регулировать и настраивать характеристики.
Эта методика не предполагает работы зарядного для АГМ аккумулятора в буферном режиме, с настройкой аппаратуры в оптимальном.
Двухступенчатая процедура
Такой метод рекомендован большей частью изготовителей. Владелец может добиться оптимальных характеристик в разумное время.
Процедура состоит из следующих этапов:
- Заряда – электроток устанавливают в пределах от одного до трех процентов емкости батареи, при разнице потенциалов от 14.2 до 14.4 В.
- Буферного – ток не должен превышать процента от общего заряда, а значение напряжения – от 13.2 до 13.6 В, поскольку увеличение этих характеристик приведет к интенсивному испарению электролита.
Особенности буферного режима в дозаряде, с компенсацией саморазряда источника питания подаваемым от ЗУ электротоком. На втором этапе АКБ можно держать подключенной длительное время. Этот режим благоприятно влияет на старое оборудование. За пару суток можно улучшить и восстановить основные характеристики батареи.
Трехступенчатый метод
Эта технология предполагает деление общей процедуры на три этапа, при использовании следующих стадий:
- Базовой – разница потенциалов от 14.2 до 14.4 В, при повышенном значении электротока в 25 – 35 процентов емкости (согласно паспортным характеристикам АКБ).
- Накопительной – величину напряжения удерживают на отметке в 14.4 В, снижая ток до 1 процента емкости.
- Буферной – значение U уменьшают до 13.8 В, оставляя электроток на прежнем уровне.
Реализовать такую методику можно с применением специальных зарядных устройств для AGM аккумуляторов, снабженных микропроцессорной точной регулировкой параметров.
Изучая, как правильно заряжать АГМ аккумулятор, время на каждую стадию определяют, с учетом содержания руководства по эксплуатации источника питания и ЗУ.
При глубоком разряде старой батареи ток увеличивают вдвое, чтобы ограничить нагрев АКБ на начальном этапе.
Проверка напряжения заряженной батареи
В вопросе, как зарядить аккумулятор AGM, важно контролировать напряжение, подаваемое на батарею. Эту характеристику нельзя поднимать выше значений, предусмотренных для соответствующих методик, чтобы избежать критического нагрева АКБ.
Рассматривая, как проверить AGM аккумулятор, нужно оценить условия температуры воздуха в помещении, где проводят «реанимационные» мероприятия, которая не должна превышать 30 градусов.
Разница потенциалов выше 14.4 В может запустить процесс активного испарения электролита, распадающегося на взрывоопасную смесь водорода и кислорода.
Безопасность при обслуживании АКБ
Изучая, как заряжать АГМ аккумулятор, не стоит забывать о мерах безопасности. Предварительно нужно изучить руководство по эксплуатации зарядного устройства для AGM. Дополнительно требуется выполнение следующих условий:
- Работать в средствах защиты лица и рук. Обеспечить хорошую вентиляцию помещения.
- Проверить целостность проводов, подключающих батарею к ЗУ, убедившись в нормальном состоянии изоляционного покрытия, отсутствии повреждений (переломов, перегибов и пр.).
- Освободить от посторонних предметов вентиляционные отдушины, чтобы обеспечить свободный приток свежего воздуха.
- Не подвергать восстановлению заряда замерзший или поврежденный источник питания.
- Соблюдать полярность клемм при подключении, чтобы подсоединить контакты, с учетом расположения плюса и минуса.
- Перед снятием прижимов отключать зарядное устройство для АГМ аккумуляторов, чтобы исключить искрообразование.
- Если водитель находится в автомобиле в течение процедуры, заземляют отрицательный контакт на корпус, убедившись в отключенном состоянии электрических приборов. При положительном заземлении двигателя, соединяют «плюс» с массой.
- Включают таймер после запуска процесса, плавно повышая ток до нужной отметки (если предусмотрена ручная регулировка).
- Если АКБ сильно нагрелась, снижают показатель электротока или зарядку прекращают, пока батарея не остынет.
Владелец автомобиля обязан соблюдать меры безопасности, приведенные в руководстве по эксплуатации зарядного устройства для аккумулятора AGM и источника питания.
Можно ли заряжать АКБ методом «прикуривания»?
Многие водители, попав зимой в сложную ситуацию на дороге, «реанимируют» батарею, подключая ее к источнику питания другого автомобиля, что помогает частично восполнить заряд и добраться к дому или в сервисный центр.
Применительно к AGM VRLA Battery 12V 7AH или другим аналогичным аккумуляторам такой способ восстановления не работает. Если батарея полностью разрядилась, это может указывать на ее неисправность, вызванную током короткого замыкания. Это следствие вероятно, когда пространство между пластинами заполнено исключительно водой, без серной кислоты, что вызывает КЗ.
Если электролит перемешан неравномерно, показатели сопротивления разные для отдельных прокладок. В некоторых зонах могут возникнуть участки локального перегрева, с испарением жидкости. Затем, после закипания электролита, запускается электролиз, с нежелательными последствиями для состояния источника питания.
Нюансы восполнения заряда мотоциклетных источников питания
На мотоциклах устанавливают аккумуляторные батареи герметизированного типа. На корпусе устройства указывают характеристики напряжения заряда AGM аккумулятора, которые должен соблюдать владелец.
Процедуру можно проводить в двух режимах: постоянном или цикличном. При последнем способе из указанных значение напряжения должно на 1 В превышать этот показатель для обычной методики.
Далее рассмотрен пример обслуживания батареи зарядным устройством для АГМ аккумулятора Вымпел 57 при емкости АКБ 5 Ач.
Выполняют такие действия:
- Включают ЗУ.
- Устанавливают разницу потенциалов, указанную на корпусе АКБ.
- Настраивают значение электротока в пределах от 0.5 до 1 А.
- Подают нагрузку, ожидая завершения процедуры.
Когда батарея возьмет необходимый заряд, выключают и отсоединяют ЗУ. При проведении зарядки необходимо соблюдать условия руководства по эксплуатации зарядного устройства AGM.
Способы восстановления АГМ батарей
Несмотря на то, что эти аккумуляторы относят к категории необслуживаемых, можно восстановить батареи, пришедшие в негодность.
При реанимации также используют электролит, но не в жидкой консистенции. При недостатке уровня электролитического состава, можно впрыснуть шприцом дистиллированную воду. Это обеспечит увлажнение стекловолоконных прокладок между пластинами, что позволит подзарядить АКБ.
Можно «обмануть» зарядное устройство для автомобильного аккумулятора AGM, подключив к нему одновременно с нерабочей исправную батарею. Если последняя начнет принимать заряд, значит, ее можно восстановить.
Через четверть часа исправную АКБ отсоединяют, продолжая подзаряжать разряженную. Этим способом можно временно решить вопрос, но батарея все равно нуждается в замене, поскольку высоки риски газообразования в электролите.
Преимущества и недостатки аккумуляторов AGM
Аккумуляторы данного типа характеризуются такими преимуществами:
- Повышенной устойчивостью к вибрационным нагрузкам, что обеспечивает надежность применения на автомобильном транспорте.
- Возможности эксплуатации в течение предусмотренного изготовителем срока службы, не проводя техническое обслуживание.
- Отсутствием условий для размещения на автомобиле – батарею можно поставить горизонтально или вертикально, в любое удобное место. Единственное ограничение – не стоит переворачивать клеммами вниз, чтобы исключить риски утечки электролита.
- Большим ресурсом, даже при активном использовании машины в сложных дорожных условиях.
- Низким саморазрядом, если сравнивать с аналогичными батареями классического устройства.
- Стабильностью работы в сильный холод, при температуре воздуха до -30 градусов. При более суровых условиях может кристаллизоваться электролит, с опасностью возникновения неисправности источника питания.
- Повышенной скоростью восстановления заряда – в два с половиной раза превышает время зарядки классических АКБ.
- Безопасности применения, при соблюдении владельцем регламентных условий эксплуатации.
- Возможности установки на легковые машины, оснащенные системой Старт-Стоп.
- Батарею можно восстановить при сильной разрядке, с уменьшением неблагоприятного эффекта для неполной зарядки AGM при езде в городе.
- Герметичности конструктивного исполнения банок, что исключает окисление контактов на клеммах.
- Большим пусковым током (от 500 до 900 А), обеспечивающим надежность эксплуатации.
Но не следует забывать о недостатках, которые свойственны всем свинцово-кислотным АКБ:
- Невозможности изменения плотности электролита, вследствие необслуживаемой конструкции батареи.
- Большой массе, ввиду использования свинца для пластин.
- Высокой цене, по сравнению с классическими АКБ.
- Необходимости использования специальных зарядных устройств для AGM аккумуляторов 12V.
- Снижении разницы потенциалов при отрицательной температуре воздуха.
- Токсичности окиси свинца, что связано с рисками для экологии.
- Невозможности продолжительного хранения в разряженном состоянии, значение напряжения не должно быть менее 1.8 В.
- Ограничении количества циклов зарядки-разрядки не более 500.
- Опасности повреждения при превышении регламентного значения напряжения при восстановлении заряда.
При надлежащем выборе зарядного устройства для AGM аккумуляторов, реанимировать такой источник питания просто. Главное – применение правильной методики, с контролем характеристик, в соответствии с условиями руководства по эксплуатации от изготовителя.
1
ЗАО, Можайское шоссе 159, корпус 9
2
ЮВАО, Остаповский пр-д, д. 9, стр. 2
3
ЮАО, Варшавское шоссе, 170Г
4
ЮЗАО, ул. Намёткина, 8с1
5
ВАО, ул. Большая Почтовая 38, стр. 7
6
СЗАО, ул. Свободы, 31к1
Консультация бесплатно
20.04.2024
Зарядка аккумуляторов AGM не сильно отличается от аккумуляторов любой другой технологии, при этом придерживайтесь рекомендаций производителя конкретной марки аккумулятора.
Инструкция
Пошаговая инструкция по зарядке AGM аккумулятора:
- Снимите батарею с автомобиля, отсоедините контакты и открутите крепежные элементы, которые удерживают аккумулятор
- Выберите место для зарядки. Там не должны находиться химические реагенты, горючие вещества, помещение должно хорошо проветриваться
- Подключите зарядное устройство к клеммам аккумулятора. Для автоматического зарядного устройства задайте нужный режим зарядки, выберите напряжение и силу тока. Отключение зарядки произойдёт автоматически при достижении 100 % заряда
- Дождитесь полной зарядки, выключите зарядное устройство и отсоедините от аккумулятора
- Установите аккумулятор обратно в автомобиль
Общие правила зарядки
Заряжать батарею надо в теплом помещении или на улице при плюсовой температуре. Если аккумулятор долго не был включен и на улице морозы, то принесите в теплое помещение и подождите несколько часов перед подключению в зарядному устройству.
При зарядке AGM аккумулятора соблюдайте правила:
- Не рекомендуется использовать импульсные зарядные устройства, так как это может повредить аккумулятора
- При зарядке AGM аккумулятора соблюдайте правильную полярность подключения к зарядному устройству.
- Если аккумулятор не используется долгое время, то проводите поддерживающую зарядку каждые 3–6 месяцев, чтобы предотвратить саморазрядку и сохранить его ёмкость.
- Использовать специальное зарядное устройство. Выбирайте автоматические зарядные, которые будут контролировать напряжение. Также подойдёт зарядное устройство с ручной настройкой параметров.
- Выставляйте правильный ток и напряжение. Зарядный ток должен быть в пределах 10 % от номинальной ёмкости AGM аккумулятора. Напряжение зависит от параметров окружающей среды. При нормальных условиях (+20–25 градусов) AGM батареи следует заряжать напряжением в пределах 14,5–14,8 В.
- Следите за нагревом аккумулятора. Нагрев должен быть умеренным. Если корпус слишком горячий, то нужно немедленно прекратить зарядку.
- Доводите заряд до 100%, чтобы сохранять емкость аккумулятора на максимальном объеме.
- Избегать падения уровня заряда ниже 12,1 В.
- Не используйте устройства с повреждёнными проводами
- Не заряжайте замёрзший аккумулятор или при наличии повреждений на корпусе
- После завершения процесса зарядки сначала отключите устройство от сети
Какое напряжение выбрать
Рекомендуемое напряжение зарядки AGM аккумулятора:
- для 12-вольтовой батареи — 14,4–14,8 вольт
- для 6-вольтовой — от 7,2 до 7,4 вольт
При высокой температуре (например, +40 градусов) уменьшите напряжение на клеммы до 14,1–14,2 вольт
При понижении температуры (например, около 0 градусов) повысьте напряжение на клеммы до 14,8 вольт. На морозе заряжать AGM аккумуляторы не рекомендуется.
Аккумуляторы чувствительны к высоким уровням напряжения, что может привести к чрезмерному выделению тепла, который повредит внутренние компоненты.
Какую силу тока выбрать
Выбор силы тока для зарядки должен быть в диапазоне 7–10 % от ёмкости аккумулятора, например:
- батарее ёмкостью 60 А/ч необходим ток 4–6 ампер
- 75 А/ч — 5–7 ампер
- 100 А/ч — 7–10 ампер
Учитывайте возраст аккумулятора, чем он старше, тем меньшую силу тока выберите на зарядном устройстве.