Внезапно севший аккумулятор разрушает все планы — из-за него можно опоздать на работу, пропустить важную встречу или застрять где-то в глуши в ожидании помощи. Чтобы свести к минимуму подобные риски, важно вовремя проводить его ревизию и правильное обслуживание. Рассказываем, что именно нужно делать.
Как понять, что пора зарядить аккумулятор
Аккумулятор выполняет три основные задачи: подает напряжение на стартер для запуска двигателя, обеспечивает работу всех электронных систем при заглушенном двигателе и позволяет проехать несколько километров до места ремонта в случае выхода из строя генератора или других систем электроснабжения.
Медленная работа стартера при запуске автомобиля — самый очевидный признак разряженного аккумулятора. Чтобы не доводить его до такого состояния, рекомендуется проверять уровень заряда минимум два раза в год. Сделать это можно несколькими способами:
- При выключенном зажигании измерить напряжение на выводах аккумулятора с помощью мультиметра. Это самый простой способ, мультиметр есть в каждом доме. Ну или должен быть.
- Измерить напряжение бортовой сети через прикуриватель с помощью автомобильной зарядки со встроенным вольтметром, если у вас такая есть.
- Посмотреть показания на брелоке или в мобильном приложении сигнализации — при ее наличии.
- На некоторых аккумуляторах есть смотровое окошко с цветным индикатором,– можно воспользоваться им. Зеленый цвет означает нормальный уровень заряда, белый или черный — что аккумулятор пора зарядить, красный — критически низкий уровень заряда.
Есть еще несколько способов, но мы остановимся на самых популярных и доступных для любого автомобилиста. По напряжению можно легко понять примерную степень разряда аккумулятора.
По напряжению на выводах аккумулятора можно понять примерную степень его заряда
Мультиметры схожи по своим возможностям и характеристикам. Ими можно измерять силу постоянного и переменного тока, напряжение и сопротивление — этого достаточно для большинства автомобильных и домашних задач. При выборе можно обратить внимание на диапазон измеряемых параметров (чем он шире, тем более универсальным является устройство) и наличие дополнительных функций, таких как автоматическое отключение, защита от перегрузки и индикатор заряда батареи.
Заряжать можно по-разному
При зарядке необходимо учитывать две важные величины: силу зарядного тока и выходное напряжение.
Зарядное устройство с микропроцессором, такое как Hyundai Hy 810, самостоятельно выполнит зарядку
Если не хочется в это погружаться, можно приобрести так называемое интеллектуальное зарядное устройство, которое само определит необходимые параметры и автоматически выключится при достижении нужных показателей.
А если вам интересно получить более глубокий опыт процесса зарядки, присмотритесь к моделям с ручной регулировкой — такими устройствами можно заряжать аккумулятор двумя способами.
Щадящий, но долгий способ. Установите на устройстве минимальную силу тока (1–2 А) и изредка поглядывайте на шкалу встроенного амперметра. Когда значение силы тока упадет практически до нуля — зарядка завершена. Таким образом получится зарядить аккумулятор полностью за 24–48 часов в зависимости от исходного состояния батареи.
Модели с ручной регулировкой позволяют полностью контролировать процесс зарядки
Относительно быстрый способ, требующий регулярного контроля. Необходимо выставить на зарядном устройстве силу тока в 10 раз меньше емкости аккумулятора — например, для батареи емкостью 70 А·ч выбрать силу тока 7 А. После того как напряжение на клеммах аккумулятора достигнет 14,4 В, необходимо снизить величину зарядного тока вдвое — и так несколько раз. Если сила тока и напряжение не меняются в течение 1–2 часов, зарядка завершена. Таким способом получится зарядить аккумулятор полностью за 8–12 часов.
После того как вы отсоедините зарядное устройство, еще раз проверьте напряжение на выводах батареи — оно должно соответствовать нормальным показателям, указанным в таблице выше. Если все в порядке, можно смело отправляться в дорогу.
При выборе зарядника важно обращать внимание на величину выходного напряжения (для автомобильных аккумуляторов — 12 В) и диапазон поддерживаемой силы тока. Иногда вместо диапазона производитель указывает его верхнюю границу. Например, модель Artway CCH05 рассчитана на зарядку батарей с емкостью до 60 А·ч, как у большинства легковушек.
В качестве более универсального подарка можно рассмотреть модель Patriot BCI-10M, которое справится даже с мощными аккумуляторами внедорожников или грузовых автомобилей емкостью до 140 А·ч.
Аккумуляторы теряют заряд от работающих приборов, из-за естественного саморазряда, возраста, неисправностей, перепадов температур. И чем дольше автомобиль стоит без движения, тем сложнее его будет запустить (даже если батарею отключили).
В движении восполнение заряда идёт за счёт генератора. Но при коротких поездках тока может не хватить. Поэтому для восстановления заряда (что равно продление службы) нужно проводить подзарядку АКБ. Но как это сделать правильно? Какие моменты нужно учесть?
Пошаговая инструкция по зарядке аккумулятора
Для зарядки аккумуляторной батареи понадобится зарядное устройство. Оно бывает двух типов: пуско-зарядное, которое позволяет зарядить АКБ и помогает запустить батарею, когда она села, и просто зарядное. Выбирайте любое.
Разберём процесс пошагово:
- наденьте защитные перчатки и очки;
- снимите аккумулятор;
- проведите осмотр: уберите грязь, пыль, убедитесь, что клеммы чистые и не окисленные;
- занесите АКБ в тёплое место и оставьте там на несколько часов;
- подключите и включите зарядное устройство;
- выставите ток 10% от ёмкости АКБ;
- периодически проверяйте процесс зарядки;
- снизьте ток вдвое при достижении предельно допустимого для АКБ;
- подождите, пока заряд дойдёт до 100%;
- снизьте силу тока до 0,5 ампер;
- заряжайте ещё 1 час;
- выключите зарядное устройство;
- отсоедините клеммы;
- дайте АКБ остыть;
- проверьте заряд мультиметром.
Теперь можно возвращать аккумуляторную батарею в автомобиль. Учтите, что полная зарядка в режиме постоянного тока занимаем около 12 часов.
Если применяете автоматическое зарядное устройство, то контроль уровня тока происходит автоматически. Всё, что нужно автовладельцу — выбрать режим: быстрый, оптимальный, медленный. По окончании может звучать сигнал.
Что нужно учесть
Обеспечить безопасность при зарядке аккумуляторной батареи позволяет знание некоторых нюансов:
-
Отключаем клеммы правильно. Как? Читаем в статье.
-
Если на батарее есть подтёки, вздутия, то АКБ нужно заменить. Подобрать модель с нужными параметрами можно в сети «Колёса Даром».
-
Если АКБ занесли с мороза, то ему нужно нагреться до комнатной температуры.
-
Во время зарядки рядом с аккумулятором не должно быть источников открытого огня, отопительных приборов.
-
На обслуживаемых АКБ обязательно выкручиваем пробки. Это позволит сбросить лишнее давление. В необслуживаемых есть специальный клапан.
-
Плюс у зарядного устройства — это красный провод, минус — чёрный. В большинстве случаев.
-
Чем меньше ток зарядки, тем безболезненнее заряжается аккумулятор.
-
Если в процессе зарядки электролит стал булькать, то снижаем ток. Иначе возможно падение уровня электролита и осыпание пластин.
-
Во время зарядки не трогайте провода, клеммы, не трясите АКБ.
Зарядку аккумулятора лучше выполнять в тёплом помещении с постоянным проветриванием. Если решите заряжать в квартире, то учитывайте, что электролит в процессе выделяет токсичные газы.
Зачем нужно заряжать АКБ
Представьте бокал с вином. Если из него постепенно потягивать напиток, то в один момент он опустеет. Так и с аккумулятором — если не восполнять запас, то заряд упадёт до критического уровня, когда не получится завести авто. Автомеханики и различные эксперты советуют проводить подзарядку, когда батарея разрядилась более чем на 85%. А вот как оценить состояние АКБ, можно почитать здесь.
Если при данном показателе надеяться на зарядку от генератора, то можно спровоцировать сульфатацию пластин. Это когда серная кислота вступает в реакцию с пластинами из свинца и образует на их поверхности плёнку. В итоге уменьшается площадь контакта, т. е. ёмкость.
Часто говорят, что сердце автомобиля — это мотор, но с этим утверждением можно поспорить: ведь запустить двигатель не удастся без энергии, которую накапливает аккумулятор. Аккумуляторной батарее может потребоваться зарядка, если, например, машина долго простояла на улице при пониженной температуре воздуха или вообще не эксплуатировалась продолжительное время. «Лента.ру» рассказывает о типах современных зарядных устройств к аккумулятору, а также о том, как правильно зарядить полностью разряженный аккумулятор.
- Почему разряжается аккумулятор
- Типы автомобильных аккумуляторов
- Мониторинг состояния аккумулятора
- Виды зарядных устройств
- Зарядка аккумулятора
- Когда аккумулятор придется заменить
- Как завести мотор при разряженном аккумуляторе
Почему разряжается аккумулятор
Аккумулятор — это источник электричества для стартера автомобиля. Когда вы поворачиваете ключ зажигания или нажимаете кнопку start в более современных авто, на стартер с аккумулятора подается ток заряда, стартер приводит в движение коленвал и поршни для запуска двигателя. Аккумулятор нужен и после остановки мотора, например, он питает сигнализацию и позволяет включить дистанционный обогрев салона.
Фото: Дмитрий Ермаков / «Лента.ру»
В беседе с «Лентой.ру» продакт-менеджер аккумуляторов Delta компании Energon Дмитрий Николаевич рассказал, что причины саморазрядки аккумулятора в автомобиле могут быть вызваны:
- обратными химическими процессами;
- утечками тока;
- перепадами температуры воздуха;
- повреждениями аккумулятора.
«Аккумуляторная кислотная батарея (АКБ) работает на растворе кислоты, что понятно из названия, — рассказывает автоэксперт Денис Можейко. — В результате химических реакций свинцовые пластины незаряженного аккумулятора подвергаются сульфатации. Проще говоря, на электродах плохо или не полностью заряженного аккумулятора оседают кристаллы солей свинца, и проводимость тока заряда существенно падает. Чем дольше работает незаряженный аккумулятор, тем больше наросты на пластинах. В результате снижается емкость батареи — аккумулятор просто не заведет машину».
Фото: Сергей Пятаков / РИА Новости
Из-за этого, по словам Можейко, многим автомобилистам кажется, что батарея вышла из строя, и они спешат приобрести новую АКБ, тем самым поддерживая спрос, особенно зимой. А можно избежать покупки и сберечь деньги. Дело в том, поясняет эксперт, что сульфатация — процесс обратимый. Аккумулятор можно «вылечить» путем подзарядки в течение нескольких часов.
При полной зарядке сульфат свинца распадется и вернется к нормальному состоянию электролита, где будет 35% серной кислоты и 65% дистиллированной воды. Этот показатель, а также напряжение, должны быть постоянными в течение 5 часов
Денис Можейкоавтоэксперт
Типы автомобильных аккумуляторов
В 99 процентах современных автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) установлены стартерные свинцово-кислотные батареи, но есть и другие типы аккумуляторов.
Свинцово-кислотные аккумуляторы
Фото: Somchai_Stock / Shutterstock / Fotodom
«Свинцово-кислотные аккумуляторы (СКА) — недорогие и довольно просто устроены, но их недостатком считается не всегда стабильный химический баланс: в процессе зарядки выделяются водород и кислород, которые могут просто улетучиваться из батареи и даже взорваться при чрезмерно интенсивном заряде, — считает эксперт платформы «Авто.ру» Валерий Арутин. — А избыточная пиковая нагрузка, долгий простой или чрезмерно глубокий разряд могут привести к разрушению анода или катода. Однако это общие характеристики».
В зависимости от производителя, года выпуска и других характеристик батарея может как требовать регулярного обслуживания, так и не нуждаться в нем вовсе
Валерий Арутинавтоэксперт
Автоэксперт Дмитрий Николаевич рассказал, что СКА делятся на обслуживаемые и необслуживаемые модели.
- Обслуживаемые — оснащены свинцовыми пластинами с добавлением сурьмы и мышьяка и требуют регулярного контроля уровня электролита и доливки воды, что делает их эксплуатацию более сложной. Однако такие аккумуляторы устойчивы к глубоким разрядам, и при правильном уходе у них длительный срок службы.
- Необслуживаемые — не требуют вмешательства в течение всего срока эксплуатации. Они отличаются удобством и простотой использования, но их эффективность может снижаться при низких температурах, особенно при полном заряде.
AGM-аккумуляторы
Фото: Toa55 / Shutterstock / Fotodom
Absorbent Glass Mat (дословно «абсорбирующий стекловолоконный мат») — это современный тип свинцово-кислотных батарей с регулируемым клапаном.
«Особенность AGM-аккумуляторов в том, что электролит удерживается стекловолоконным ковриком, что предотвращает утечку, — рассказывает основатель российско-китайской транспортной компании RusTransChina Александр Стрельников. — AGM-аккумуляторы обладают низким внутренним сопротивлением, высоким пусковым током, а также устойчивостью к вибрациям и экстремальным температурам».
Эти аккумуляторы экологичны и долговечны, но относительно дорогие
Александр Стрельниковоснователь транспортной компании
Li-ion-аккумуляторы
Фото: algre / Shutterstock / Fotodom
Литий-ионные аккумуляторы отличаются высокой энергоемкостью, малым весом и долговечностью. В основе их работы лежат процессы перемещения ионов лития между электродами через жидкий или гелевый электролит. Такая конструкция позволяет аккумулировать значительное количество энергии в компактном корпусе.
«Одни из главных преимуществ Li-ion-аккумуляторов — их низкий уровень саморазрядки и высокая эффективность, — считает продакт-менеджер аккумуляторной компании Дмитрий Николаевич.
Идеальный выбор для электротранспорта, гибридных автомобилей и других современных устройств с повышенными требованиями к мощности
Дмитрий Николаевичавтоэксперт
По словам собеседника «Ленты.ру», эти аккумуляторы прекрасно работают в широком температурном диапазоне, хотя их эффективность может снижаться при экстремальных морозах. Кроме того, они требуют минимального обслуживания и отличаются долгим сроком службы, который при правильной эксплуатации может превышать 10 лет. «Литий-ионные аккумуляторы также экологически безопасны, так как не содержат тяжелых металлов и токсичных веществ, что упрощает их переработку», — добавил Николаевич.
Мониторинг состояния аккумулятора
Регулярный мониторинг состояния аккумулятора — это важная мера, позволяющая своевременно выявлять проблемы и поддерживать его в рабочем состоянии. Эксперты «Ленты.ру» назвали основные параметры проверки:
- уровень заряда;
- значение напряжения;
- состояние электролита (для свинцово-кислотных АКБ).
Мониторинг проводится с помощью мультиметров, тестеров или специализированных устройств, которые измеряют уровень напряжения и оценивают способность аккумулятора запускать двигатель.
Фото: Noin90650 / Shutterstock / Fotodom
«Для удобства многие водители используют Bluetooth-мониторы, которые подключаются к аккумулятору и передают данные на смартфон, — пояснил Николаевич. — Это позволяет отслеживать состояние батареи в реальном времени и получать уведомления о необходимости зарядки или замены».
Виды зарядных устройств
В беседе с «Лентой.ру» автоэксперт Дмитрий Николаевич рассказал об особенностях и видах оборудования для зарядки автомобильных батарей:
«Современные зарядные устройства к аккумуляторам подключаются к сети с напряжением 220 вольт и преобразуют переменный ток в постоянный с заданными параметрами. Они различаются по принципу работы и функциональности».
- Простые зарядные устройства подают фиксированное напряжение и силу тока. Такие модели не имеют регуляторов или индикаторов, поэтому процесс зарядки необходимо контролировать, чтобы избежать перезаряда или перегрева аккумулятора.
- Импульсные зарядные устройства используют переменное напряжение и силу тока, что позволяет более эффективно управлять процессом зарядки. Благодаря встроенной электронике такие устройства поддерживают стабильный заряд и снижают риск повреждения батареи.
- Автоматические (интеллектуальные) зарядные устройства обеспечивают максимальный комфорт и безопасность при подзарядке аккумулятора. Они подбирают оптимальные параметры, регулируя напряжение и ток в зависимости от состояния аккумулятора. На зарядных устройствах имеются индикаторы и датчики, а также функция автоматического отключения, что исключает необходимость постоянного контроля. Чтобы зарядить аккумулятор, пользователю нужно подключить аккумулятор к устройству.
Фото: Jr images / Shutterstock / Fotodom
Зарядка аккумулятора
При зарядке аккумулятора необходимо соблюдать технику безопасности. Эксперты «Ленты.ру» дают пошаговую инструкцию по зарядке свинцово-кислотных аккумуляторов.
Подготовка
«Прежде всего, важно грамотно выбрать место, — советует эксперт Авто.ру Валерий Арутин. — Идеальный вариант — помещение с хорошей вентиляцией, ведь при зарядке могут выделяться токсичные пары. Для зарядки аккумулятор обязательно нужно вынуть из машины. Заряжать АКБ в квартире не рекомендуется, но если другого места нет, поместите его в нежилую комнату с открытым окном». Собеседник «Ленты.ру» предупреждает: на процесс влияет и температура. На холоде потребуется больше времени, а в жару возможен перегрев, поэтому заряжать аккумулятор следует при комнатной температуре. Если аккумулятор был на холоде, дайте ему согреться.
Перед зарядкой проверьте, что аккумулятор не вздулся и не подтекает: поврежденное устройство нельзя ни заряжать, ни использовать
Валерий Арутинавтоэксперт
«Если все в порядке, очистите аккумулятор от пыли с помощью содового раствора, который нейтрализует кислоту, — продолжает эксперт. — Проверьте и при необходимости удалите окислы с контактных клемм наждачной бумагой.
Выбор режима зарядки зависит от состояния аккумулятора и его типа. Перед использованием зарядного устройства важно ознакомиться с инструкцией и рекомендациями производителя батареи, чтобы избежать повреждений и продлить срок ее службы. Для большинства аккумуляторов используется режим стандартной зарядки».
Фото: admin_design / Shutterstock / Fotodom
Подключение зарядного устройства
При подключении зарядного устройства важно соблюдать полярность.
Красный провод подключают к плюсовой клемме аккумулятора, а черный — к минусовой клемме или массе автомобиля
«Неправильное подключение зарядного устройства или его неверная настройка, особенно на старых моделях, может привести к перезаряду аккумулятора, — предупреждает Александр Стрельников. — Перезарядка может привести к перегреву, потере электролита, повреждению пластин. Неправильное подключение может вызвать короткое замыкание или повредить электронику автомобиля».
После подсоединения проводов зарядного устройства необходимо убедиться, что соединения надежные и безопасные, и только потом подключить зарядное устройство к сети.
Приводим пошаговую инструкцию дальнейших действий:
- Включите зарядное устройство.
- Выставите ток заряда на 10 процентов от емкости.
- Снизьте силу тока вдвое при достижении предельно допустимого для АКБ.
- Когда заряд дойдет до 100 процентов, снизьте силу тока до 0,5 ампера.
Время зарядки
Время зарядки автомобильных аккумуляторов зависит от оставшейся емкости, типа и технологии.
около
9
часов
в среднем занимает процесс зарядки аккумулятора, однако время может варьироваться и даже достигать суток
Современные необслуживаемые аккумуляторы не позволяют визуально определить степень заряда по кипению электролита, поэтому контроль времени зарядки становится особенно важным.
«Можно ориентироваться на уровень заряда в зависимости от времени года, — советует Дмитрий Николаевич. — Зимой аккумулятор стоит подзаряжать при снижении емкости до 70-75 процентов, чтобы избежать проблем на холоде. Летом достаточно проводить зарядку, когда уровень заряда падает до 50 процентов».
Отключение зарядного устройства
Отключение зарядного устройства должно происходить в строгой последовательности, чтобы избежать повреждения аккумулятора или системы электропитания. Сначала необходимо выключить устройство из сети, чтобы прекратить подачу тока. После этого аккуратно отсоединить провода от клемм аккумулятора.
Первым снимается черный провод, подключенный к минусовой клемме или массе автомобиля, а затем — красный провод, подключенный к плюсовой клемме. Это позволяет избежать опасного искрения
После завершения всех действий рекомендуется проверить состояние аккумулятора и его клемм, чтобы предотвратить возможные повреждения.
Проверка уровня заряда
Фото: Sorapop Udomsri / Shutterstock / Fotodom
После зарядки необходимо проверить уровень заряда, чтобы убедиться, что батарея полностью заряжена. Измерение проводится с помощью вольтметра.
12,6-12,8 В
должно составлять напряжение для полностью заряженного свинцово-кислотного аккумулятора
«Для обслуживаемых моделей дополнительно с помощью ареометра проверяется плотность электролита, которая должна быть в норме в пределах 1,27–1,29 грамма на кубический сантиметр, — говорит эксперт Николаевич. — Аккумуляторы с индикатором заряда отображают состояние цветом: зеленый сигнализирует о полном заряде, черный или красный — о необходимости доработки».
Когда аккумулятор придется заменить
Эксперты «Ленты.ру» назвали основные признаки износа аккумулятора:
- медленный запуск двигателя;
- тусклый свет приборной панели;
- невозможность запуска двигателя;
- повреждения корпуса;
- подтеки;
- регулярное образование льда зимой.
4-5
лет
составляет средний срок службы АКБ
Срок службы аккумулятора сокращают:
- частые короткие поездки;
- стояние в пробках;
- плохие погодные условия;
- интенсивное использование кондиционера и электроники;
- пробег свыше 100 тысяч километров.
«Для диагностики используйте электронный тестер, — советует Дмитрий Николаевич. — При выключенном двигателе напряжение должно быть 12,6-12,7 вольта, а при работающем — 14-14,5 вольта. Низкие показатели указывают на проблемы с батареей, генератором или проводкой. В обслуживаемых АКБ плотность электролита должна быть 1,27, что можно проверить через индикатор или корпус батареи».
Фото: nikkytok / Shutterstock / Fotodom
Как завести мотор при разряженном аккумуляторе
Низкое качество аккумуляторов в советское время привело к тому, что автолюбители придумали массу способов завести мотор даже при полностью разряженном аккумуляторе. В беседе с «Лентой.ру» автоэксперт Денис Можейко напомнил несколько популярных лайфхаков, которые помогут автомобилисту, заглохшему на дороге.
Бустер
Самый современный способ завести мотор без аккумулятора — всегда иметь при себе пуско-зарядное устройство (или карманный бустер). Он работает примерно так же, как power bank для зарядки мобильного телефона.
Достаточно подключить «крокодильчики» бустера к севшему аккумулятору, включить зажигание машины и запустить двигатель
Аккумулятор от шуруповерта
Если в багажнике случайно оказался шуруповерт или любой другой инструмент с батареей напряжением более 12 вольт, то ей можно воспользоваться для запуска двигателя автомобиля по принципу бустера. Правда, понадобятся еще и дополнительные провода, которыми надо соединить клеммы АКБ с клеммами батареи шуруповерта. Сразу завестись не удастся, поскольку батарея шуруповерта не в состоянии обеспечить достаточный пусковой ток. Придется подождать минут двадцать, пока батарея немного пополнит заряд АКБ — и стартер сможет завести мотор.
Прикурить
Испытанный десятилетиями способ завестись — это поймать на дороге донора, который поставит свою машину к бамперу вашей. Но для этого в багажнике у вас или у него должны быть специальные провода с зажимами-«крокодилами».
Фото: Александр Кряжев / РИА Новости
Порядок действий:
- Заглушить машину донора и выключить зажигание.
- Подсоединить один конец красного провода к положительной клемме донора, а второй — к разряженному аккумулятору.
- Один конец черного провода подключить к «массе» своего автомобиля (например, к кузову), а второй — к отрицательной клемме донора.
- Завести машину донора.
- Запустить двигатель вашей машины.
- Отключить провода в обратной последовательности, чтобы избежать короткого замыкания.
Толкнуть или буксировать
Вариант основан на проворачивании двигателя от колес и подходит только для авто с механической коробкой передач.
Порядок действий:
- Соединить тросом две машины.
- Включить зажигание.
- Выжать сцепление.
- Включить третью передачу, не отпуская сцепления.
- Разогнать машину-буксир до 20 километров в час.
- Завести заглохшую машину.
В случае с толканием заглохшего автомобиля людьми действуют примерно те же правила. Но скорость движения при толкании гораздо ниже, поэтому придется заводиться с нескольких попыток.
Теплая вода
Этот несколько экзотический лайфхак все же может помочь, когда у водителя заглохшей машины нет ничего кроме, спичек, тазика и бутылки воды.
Порядок действий:
- Снять аккумулятор и укутать в теплую ткань.
- Разжечь костер из подручных средств.
- Дождаться углей.
- Открыть пластиковую бутылку с водой.
- Поставить в угли — пластик оплавится, но не прорвется.
- Дождаться закипания воды.
- Налить кипяток в тазик.
- Поставить аккумулятор в тазик так, чтобы кипяток доходил до верхней крышки.
- Подождать полчаса.
- Вытерев, вернуть батарею на место.
- Завестись.
Фото: BLKstudio / Shutterstock / Fotodom
Алкоголь
Самый дорогостоящий способ оживить обслуживаемый аккумулятор для застрявших в глухой степи. Главное — иметь при себе бутылку любого алкоголя. Лучше всего подойдет сухое вино с низкой концентрацией сахара и спирта. Крепкий алкоголь, например, водку или коньяк, придется разбавлять примерно в пять раз до 10-12 процентов спирта.
В каждый бак аккумулятора надо залить по 30 миллиграммов спиртосодержащей жидкости, дождаться активизации химической реакции, которая понизит внутреннее сопротивление в аккумуляторе. Напряжение в нем станет выше, и у вас появится шанс завести мотор. Правда, после поездки аккумулятор придется выбросить.
Все автовладельцы от ассов до начинающих рано или поздно сталкиваются с проблемой зарядки севшего аккумулятора. Если не уследить вовремя, это случиться в самом неподходящем месте, когда помощи ждать или долго, или неоткуда.
Почему садиться АКБ, и как решить проблему, рассмотрим в этой статье.
Основные причины недостаточного заряда:
- Любой аккумулятор работает с определённой долей нехватки заряда.
В штатно работающей схеме транспортного средства зарядка АКБ происходит от электрогенератора. Для полного восстановления заряда требуется подавать ток с напряжением 14,5 В, но в действительности так никогда не происходит. Значение специально понижают до 14,1 В (допускается расхождение +/-0,2В), чтобы подавить процесс образования соединений, вредных для здоровья человека (сернистого газа, хлористого водорода и других).
- Износ аккумуляторного блока.
- Неисправность электронных схем или не выключенные электроприборы.
Обратите внимание! Некоторые автолюбители заблуждаются в том, что при отрицательных температурах АКБ теряет заряд. На самом деле в период холодов электролит загустевает и снижается его проводимость. В связи с этим номинальная ёмкость аккумуляторной батареи при температурах около 00С уменьшается на 30–35%, на холоде -10 0С — -15 0С значение окажется на уровне 50%.
Когда факторы накладываются друг на друга, батарея может не завести автомобиль. По этой причине зарядное устройство (ЗУ) должно быть в транспортном средстве наряду с домкратом и баллонным ключом.
Какие аппараты используют для восстановления заряда
Для того чтобы полностью зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством, нужно подобрать правильный зарядник.
Приборы делят на три группы в зависимости от течения процесса:
- В условиях постоянного тока.
- За счёт постоянного напряжения и постепенно снижаемого тока.
- По смешанному типу.
Возможности и эксплуатационные ограничения ЗУ 1 типа
Если принимать во внимание время, необходимое для восстановления заряда, первый вариант оказывается самым быстрым. Величина силы тока устанавливается на уровне 0,1 к номинальной ёмкости (параметр контролируется регулятором). Превышать показатель опасно, поскольку несоблюдение условий может привести к закипанию электролита и, как следствие, короткому замыканию с возможным возгоранием аккумуляторного блока. Время на полное восстановление заряда не должно превышать сутки.
Перед тем как зарядить АКБ зарядным устройством с постоянным током, учитывайте влияние прибора на аккумулятор. В данном случае аппарат не только ускоряет процесс зарядки, но и приводит к более быстрому износу аккумуляторной батареи.
Возможности и эксплуатационные ограничения зарядников 2 типа
Устройства, работающие по технологии с постоянным напряжением, заряжают ощутимо дольше, тем не менее, метод безопаснее первого варианта. В процессе заряда просаженного аккумуляторного блока сила тока понижается. Напряжение на выходах постепенно растёт, приближаясь к значению ЗУ, но не достигает 100%.
Возможности и эксплуатационные ограничения моделей 3 типа
Комбинированные приборы позволяют объединить лучшие характеристики первого и второго вариантов. Одновременно быстрее и безопаснее проводить зарядку аккумулятора автомобиля зарядным устройством 3 типа.
В схемах, объединяющих две технологии, сначала запускается процесс пополнения заряда методом постоянного тока, после чего происходит переключение на способ с постоянным напряжением. Это позволяет исключить риск перегрева электролита.
В гаджетах 3 типа реализован принцип работы на ассиметричном (или пульсирующем токе). Метод позволяет снизить влияние реакции сульфатации пластин, продлевая ресурс и ёмкость батареи.
За работой прибора смешанного типа не нужно наблюдать — после завершения восстановления заряда он автоматически отключается.
По схемотехнике ЗУ делят на 2 группы:
- Трансформаторные.
- Импульсные.
В первом случае в систему включён трансформатор. Аппарат эффективен, но имеет большой вес и размеры при меньшем КПД. Импульсные за счёт элемента с преобразователем напряжения ощутимо меньше и легче, схема работы проще, многие функции автоматизированы, благодаря чему аппараты популярны у автолюбителей.
Как подобрать зарядник — тип АКБ / Емкость
Правильно подобранное ЗУ способно увеличить ресурс АКБ на 20–25%, вернуть заряд к норме, устранить проблемы с обслуживанием.
Прибор выбирается в зависимости от следующих условий:
- Типа батареи, установленной на транспортном средстве.
- Ёмкости.
Для AGM
Подходят системы с автоматическим управлением. Для АКБ на 12В берут аппараты, выдающие до 15В. Верхний параметр нужен для режима быстрого восстановления заряда до 70–90%, при эксплуатации в стандартных условиях достаточно напряжения до 14В.
Для гелевых
Предельное значение выходного напряжения не должно быть выше 14В. Gel–элементы особенно чувствительны к перегреву электролита. Следует выбирать гаджет с функцией снижения силы тока при критических значениях температуры в автоматическом режиме.
Сегодня нет необходимости покупать специфические приборы для разных аккумуляторных батарей. Компактная модель Fubag MICRO 160/12 весом всего 800 г работает с AGM, GEL, и свинцово–кислотными WET на 160 A·ч. Верхняя граница рассчитана на тяжёлую технику. В модели предусмотрен специальный режим работы при низких температурах.
Для Li–ion и LiFePO4
Варианты относятся к самым чувствительным к перегреву. ЗУ для литиевых элементов обеспечивает точные значения силы тока и выходного напряжения. Максимальный показатель должен оставаться в пределах 4,2В. Этой величины достаточно, чтобы зарядка достигала 70% от номинала. В ряде схем реализована технология дозарядки.
Как определить ёмкость
Параметры указаны в инструкции или на шильдике. Число в А·ч показывает, какое количество тока уходит в единицу времен.
Обратите внимание! Зарядник следует подбирать с небольшим запасом (10–15%), чтобы аппарат не работал на пределе возможностей.
Что важно знать перед зарядкой автомобильного аккумулятора
Что такое эффективный ток зарядки
Для корректного восстановления заряда следует подавать ток в определённой пропорции. Превышение или недостаточное количество нарушают течение процесса, приводя к ускоренному износу батареи.
Значение тока должно соответствовать соотношению 1:10 к ёмкости, то есть 6А выставляется для батареи на 60 А·ч.
Как определить время заряда АКБ
Время на восстановление заряда зависит от многих факторов. Значение можно уточнить, если перед тем как зарядить аккумулятор зарядным устройством, рассчитать время на весь процесс.
Для батареи на 50 А·ч при использовании зарядника на 10А потребуется порядка 5 часов на восстановление заряда с нуля. Если использовать этот же самый прибор для пополнения батареи на 100 А·ч, операция займёт около 11 часов.
Для того чтобы определить время (T), следует ёмкость (C) разделить на номинальный ток зарядника (I), добавив 10% к полученному результату.
T=C/Iх1,1
Пример: значение ёмкости 50 А·ч (С) делим на величину тока ЗУ 5А, увеличиваем на 10% (умножаем на 1,1) и получаем 10 часов.
В большинстве случаев на зарядку отправляют не полностью разряженную батарею (остаточный заряд обычно составляет 10%–30%). В таком случае гаджет с 6A восстановит АКБ на 50 А·ч менее чем за 5 часов.
Для чего нужна плавающая регулировка тока
Управление помогает полностью восстановить просаженную АКБ. Выбирая способ, как правильно зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством, следует принимать во внимание основной принцип:
Чем ниже ток, тем больше времени потребуется на процесс подзарядки, при этом батарея лучше восстановится.
Если взять гаджет на 18A для стандартного аккумуляторного элемента на 70 А·ч, то на восстановление уйдёт 3–4 часа, при этом параметр не вернётся к 100%. Для полной зарядки рекомендуется постепенно снижать ток до значения 1A. Так работают аппараты с автоматической функцией плавающей регулировки, избавляя пользователей от необходимости постоянно следить за процессом (а это очень трудно сделать).
Что такое опция десульфатации – чем полезна и когда выполнять
С проблемой ухудшения работы электродов рано или поздно сталкивается каждый автолюбитель. Процесс называется сульфатацией.
В процессе разрядки АКБ образуется сульфат свинца. Белое аморфное соединение осаждается на пластинах, снижая ёмкость аккумулятора, поскольку накапливать энергию могут только свободные от осадка участки электродов.
Первые признаки сульфатации:
- На пластинах виден белый налёт.
- Заметное снижение ёмкости АКБ.
- Аккумулятор заряжается, но быстро теряет заряд.
Если пустить дело на самотёк, батарея очень скоро выйдет из строя, и её придётся менять на новую. Для поддержания нормальной работы АКБ рекомендуется проводить профилактическую десульфатацию с помощью ЗУ, поддерживающих эту функцию (например, Fubag MICRO 80/12).
Как зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством
Перед тем как перейти к алгоритму зарядки, нужно решить вопрос: снимать или не снимать аккумулятор.
Последствия отключения АКБ от электросистемы в зависимости от марки автомобиля могут быть разными от сброса настроек на часах до сбоев в установках контроля климата, акустических программах и т.п. Всё это восстанавливается, но может занять время. Если АКБ не отключать, и в систему пойдёт перенапряжение, бортовая сеть пострадает намного сильнее.
Риск состоит в том, что часть зарядников способна постоянно или кратковременно выдавать до 17 и даже 18В. По этой причине перед тем, как заряжать аккумуляторную батарею на месте без снятия клемм, убедитесь, что работа устройства безопасна для вашего авто.
Электроника автомобиля устойчива к напряжениям до 15,7В, то есть применение ЗУ с безопасными и гарантированными производителем выходными параметрами ей не повредит.
Когда нужно заряжать
Для стандартных аккумуляторных элементов номинальное напряжение равно 12В. В реальных условиях показатель может отличаться в большую или меньшую сторону:
Приблизительная методика оценки:
Значение, В |
Уровень заряда, % |
13,0–12,7 (неработающий двигатель) |
100 |
12,5 |
50 |
12,0–11,6 |
Близко к 0 |
Как правильно зарядить аккумулятор автомобиля с помощью зарядного устройства без снятия АКБ
- Если АКБ решено не снимать, отключаем все бортовые потребители.
- Измеряем напряжение, чтобы понять насколько разряжен аккумуляторный блок (значение поможет определить время зарядки).
- Соединяем АКБ с устройством, подключая + к + и — к -. Чаще всего плюсовые провода красного цвета, а минусовые синие или черные.
- Выставляем значение тока, если на ЗУ предусмотрена регулировка (соотношение 10% к ёмкости батареи).
- Если батарея просажена в ноль, то для возвращения заряда к 100% аккумуляторного блока на 60 А·ч при токе 6А понадобится примерно 6 часов.
Как пользоваться зарядным устройством для аккумулятора: порядок действий со снятой батареей
1. Проверяем плотность электролита (для обслуживаемых элементов)
Содержание серной кислоты определяют ареометром. При температуре +25 0С нормальная плотность лежит в пределах 1,25–1,27 г/см3. Количества должно хватать, чтобы пластины полностью скрывались под слоем раствора. Если жидкости недостаточно, добавляют необходимый объём дистиллированной воды до метки.
2. Готовим батарею к зарядке
С банок нужно снять крышки, после чего подключить ЗУ согласно полярности (+ идёт к +, — к -). Первым соединяются плюсовые контакты, затем подключаются минусовые. После завершения соединения устройство подключается к сети.
3. Выставляем ток
Регулируем значение согласно пропорции 1:10 (1 приходится на долю тока, 10 на ёмкость батареи).
Обратите внимание! В случае полной разрядки АКБ ток снижается до 2 и даже до 1,5A.
4. Следим за температурой
В устройствах без регулировки необходимо контролировать нагрев электролита. Если температура превысила 40 0C, требуется снизить силу тока в два раза.
5. Проверяем показатели
Если значение плотности электролита и величина напряжения батареи в течение двух часов остаются без изменений, АКБ зарядился. Можно оставлять аккумулятор на зарядке на всю ночь (обычно 10 часов оказывается достаточно). Восстановленный заряд батареи должен показывать 12,5–13,0 В, плотность электролита укладываться в интервал 1,25–1.31 г/см3.
После завершения процесса аппарат отсоединяют от питания, скидывают клеммы и возвращают аккумулятор на место.
Получите 10 самых читаемых статей + подарок!
*
Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля
Когда садится аккумулятор, запустить двигатель очень сложно, поэтому важно держать батарею в заряженном состоянии. Рассказываем, как правильно заряжать аккумулятор автомобиля самостоятельно в проекте Авто Mail
Анна Горностаева
Автор Авто Mail
Как работает аккумулятор
Типы аккумуляторов
Как проверить уровень заряда
Пошаговые инструкции
Сколько по времени
Как «прикурить»
Меры предосторожности
Советы экспертов
Вопросы и ответы
Как работает аккумулятор
Типы аккумуляторов
Как проверить уровень заряда
Пошаговые инструкции
Сколько по времени
Как «прикурить»
Меры предосторожности
Советы экспертов
Вопросы и ответы
Как и все узлы автомобиля, аккумулятор требует внимания и регулярного ухода. Чтобы он прослужил максимально долго, важно проверять заряд и вовремя давать ему дополнительную подпитку. Вместе с экспертом объясняем, как правильно заряжать аккумулятор.
Как работает аккумулятор в автомобиле
Главная задача аккумулятора — дать старт двигателю. При повороте ключа зажигания (или при нажатии кнопки «Старт/стоп» в современных моделях) он дает импульс энергии на стартер, тот вращает маховик и поршни мотора начинают двигаться.
В идеале автомобильный аккумулятор заряжается от генератора и вмешательства не требует. Со временем емкость батареи падает. Чтобы понять, почему это происходит и от чего зависит срок службы аккумулятора, давайте заглянем внутрь и вспомним школьные уроки физики.
Из чего состоит аккумулятор:
- Секции электродов: решетки из сплава свинца с сурьмой или кальцием, погруженные в электролит (раствор серной кислоты). На них происходит химическая реакция с выделением тока. Решетки с положительным и отрицательным зарядом расположены поочередно и разделены между собой сепаратором из пористого материала. Сепаратор предотвращает короткое замыкание, но свободно пропускает электролит. В аккумуляторе легкового автомобиля шесть таких секций (также известны как «банки»).
- Токоотводящие борны: свинцовые стержни, выводящие электрический ток с батареи на клеммы;
- Клеммы (выводы): подают ток на стартер при включении зажигания автомобиля;
- Корпус: герметичная емкость из прочного инертного материала, в которую помещены электроды. На крышке корпуса расположены выводные клеммы.
Основной параметр аккумулятора — его емкость, то есть способность накапливать электрический потенциал. Она измеряется в ампер-часах (Ач). Если емкость аккумулятора равна 55−65 Ач, это означает, что он способен отдавать постоянный ток силой 1 ампер в течение 55−65 часов без подзарядки.
Второй важный показатель — пусковой ток. Это способность аккумулятора сгенерировать заряд энергии, достаточный для запуска автомобиля: без него машина просто не заведется. Чем ниже температура за бортом, тем выше должно быть значение пускового тока для старта двигателя. Если летом для запуска легкового автомобиля достаточно пускового тока в 260 ампер, то в −15ºС и ниже эту цифру можно смело умножать на 1,5.
Номинальное значение пускового тока, которое способен выдать аккумулятор, обозначено на корпусе. Нужно понимать, что это показатель для полностью заряженной батареи. Поэтому в холодное время года, особенно в северных районах, всегда нужно поддерживать аккумулятор в заряженном состоянии.
Со временем емкость аккумулятора снижается, и он теряет способность подзаряжаться от генератора. Это происходит под воздействием экстремальных температур (слишком высоких и слишком низких), из-за городского режима эксплуатации (редкие поездки на небольшие расстояния) и в результате неправильной зарядки (об этом позже).
Типы аккумуляторов
С точки зрения автовладельца аккумуляторы делятся на три основных типа: обслуживаемые, малообслуживаемые и необслуживаемые.
Обслуживаемые аккумуляторы
Обслуживаемые аккумуляторы дают автовладельцу доступ внутрь корпуса. При необходимости в них можно заменить отдельную секцию электродов или долить электролит. В обслуживаемых батареях используются электроды предыдущего поколения, из сплава свинца и сурьмы.
- более доступны по цене;
- даже полностью разряженный аккумулятор можно восстановить;
- позволяют самостоятельно проводить мелкий ремонт.
- чувствительны к перезаряду батареи (электролит начинает закипать);
- требуют постоянного контроля со стороны владельца;
- для обслуживания владелец должен обладать определенными техническими навыками.
Необслуживаемые аккумуляторы
Необслуживаемые аккумуляторы абсолютно герметичны: доступ внутрь не предусмотрен. Используют кальциевые электроды.
- увеличенный срок службы;
- не требуют контроля со стороны владельца;
- меньше подвержены коррозии;
- имеют защиту от перезаряда.
- чувствительны к глубокой разрядке;
- требуют стабильной работы электрической системы автомобиля;
- более высокая стоимость.
Хотя электроды необслуживаемых аккумуляторов называют кальциевыми, этого химического элемента в них микроскопически мало: меньше одного процента. Кальций добавляют в свинцовый сплав для противодействия коррозии и продления срока службы аккумулятора.
Малообслуживаемые аккумуляторы
Малообслуживаемые аккумуляторы — переходное звено между обслуживаемыми и необслуживаемыми. Часто в них применяются отрицательные пластины из кальциевого сплава и положительные — из сурьмяного. На сегодняшний день это наиболее распространенный тип аккумуляторов, но необслуживаемые модели их постепенно вытесняют.
- сниженные требования к контролю и регламентным работам по сравнению с обслуживаемыми аккумуляторами;
- низкий саморазряд;
- устойчивость пластин к коррозии;
- хороший баланс цены и качества.
- страдают от необратимой сульфатации (образование кристаллов сернистого свинца на пластинах электродов. Приводит к снижению емкости);
- чувствительность к глубокой разрядке.
Ответ на вопрос, какой тип аккумулятора выбрать, во многом зависит от характеристик вашего автомобиля. При прочих равных я бы отдал предпочтение необслуживаемому, за долговечность и простоту в использовании.
Как проверить уровень заряда аккумулятора автомобиля
Есть несколько способов проверить уровень заряда аккумулятора.
1. Самый простой и удобный: посмотреть на вольтметр на приборной панели. В идеале уровень заряда должен быть не ниже 90% (12,5−12,8 В) при заглушенном двигателе.
2. Измерить напряжение на клеммах, с помощью вольтметра или мультиметра. Для этого нужно:
- отключить все электроприборы в автомобиле;
- ограничить диапазон измерения на вольтметре до 20 В (это позволит получить более точный результат);
- подождать некоторое время, чтобы с аккумулятора ушло поверхностное напряжение;
- подсоединить щупы проводов прибора к клеммам АКБ, соблюдая полярность: плюс к плюсу, минус к минусу.
Значения напряжения АКБ и уровень зарядки
Напряжение, В | Уровень заряда |
---|---|
12,7 | 100% |
12,4 | 80% |
12,2 | 60% |
11,9 | 40% |
11,6 | 20% |
10,5 | полностью разряжен |
Для эффективной и долгой работы аккумулятора рекомендуют его заряжать, когда напряжение падает до 12,4 В. Вас это убережет от неприятностей на дороге, а аккумулятору поможет прослужить подольше.
3. С помощью зарядного устройства. На современных зарядных устройствах есть датчик, позволяющий определить степень зарядки АКБ.
4. По кнопке сигнализации. Некоторые пульты сигнализации оснащены кнопкой, показывающей уровень заряда.
5. С помощью ареометра (прибор, определяющий плотность жидкостей). Метод подходит для обслуживаемых аккумуляторов. Его суть в том, что по мере разрядки аккумулятора серная кислота в электролите осаждается на решетках электрода, образуя сульфат свинца, и плотность раствора снижается.
Примерные значения плотности жидкостей и заряда аккумулятора
Заряд аккумулятора, % | Средняя плотность |
---|---|
100 | 1,265 |
75 | 1,225 |
50 | 1,19 |
25 | 1,155 |
0 | 1,12 |
При измерении плотности ареометром (и вообще при всех манипуляциях с обслуживаемой АКБ) соблюдайте технику безопасности. Электролит – это раствор кислоты, при попадании на кожу он может оставить ожог
Пошаговые инструкции по зарядке аккумулятора автомобиля
Теперь поговорим о различных способах зарядки автомобильного аккумулятора.
С помощью зарядного устройства
Зарядку с помощью специального устройства рекомендуют проводить минимум дважды в год с целью профилактики (весной и осенью), и каждый раз, когда значение заряда АКБ падает ниже рекомендованного.
Для зарядки необслуживаемой АКБ достаточно просто подключить зарядное устройство. Обслуживаемый аккумулятор требует некоторой подготовки.
- Аккумулятор нужно снять с автомобиля, или как минимум отключить от сети. Первым отключается минусовой провод.
- Осмотрите аккумулятор на предмет трещин и протечек электролита. Видимые на поверхности следы электролита смойте водным раствором соды. Сода — это щелочь, она нейтрализует кислоту.
- Очистите клеммы от посторонних загрязнений.
- Ослабьте крышки на секциях электродов или снимите заглушку для стравливания избыточного давления.
- Проверьте уровень электролита в батарее: он должен полностью покрывать свинцовые пластины. При необходимости долейте дистиллированную воду.
- Холодный аккумулятор заряжать нельзя; перенесите его в теплое помещение и подождите, пока согреется.
Аккумуляторы ни в коем случае нельзя заряжать в квартире, особенно если в ней маленькие дети. Идеальное место для зарядки — теплый гараж с вытяжкой.
Для всех типов аккумуляторов существует два основных метода зарядки:
Зарядка постоянным током
Этот метод занимает меньше времени (10−12 часов), но требует постоянного контроля и напряжения.
- Подключите зарядное устройство к аккумулятору. Выставьте силу тока на уровне 10% от штатной емкости АКБ. Если емкость равна 60 Ач, выставляете силу тока 6А, и так далее.
- Следите за напряжением в аккумуляторе: в процессе зарядки оно будет постоянно повышаться. Когда напряжение достигнет предельного уровня для вашего аккумулятора, снизьте силу тока в два раза.
- Продолжайте наблюдение. Когда напряжение снова дойдет до предельной точки, снизьте силу тока еще вдвое.
- Когда напряжение перестанет расти и останется на одинаковом уровне 1−2 часа, аккумулятор полностью заряжен.
Этот метод более агрессивный, чем зарядка постоянным напряжением, приводит к быстрому износу батареи. Рекомендую его использовать, только если батарея нуждается в срочной подзарядке, а времени для зарядки постоянным напряжением у вас нет
Зарядка постоянным напряжением
При этом способе на зарядном устройстве выставляется фиксированное напряжение, а сила тока снижается автоматически:
- подключите ЗУ к аккумулятору. Установите напряжение на уровне 14,5 В;
- контролировать процесс не нужно: сила тока будет постепенно снижаться самостоятельно;
- когда датчик на ЗУ покажет силу тока в 1% от емкости аккумулятора, зарядка завершена.
Это более длительный способ зарядки; он занимает около суток, иногда дольше. Зато он щадит батарею и позволяет продлить срок службы аккумулятора.
На рынке доступны интеллектуальные зарядные устройства: при зарядке постоянным током они автоматически понижают силу тока, а по окончании зарядки отключаются или переходят в режим ожидания. Тем не менее, я не рекомендую оставлять заряжаемый аккумулятор без присмотра надолго
От генератора автомобиля во время поездки
Зарядка аккумулятора от генератора автомобиля — это дефолтный метод. Новый исправный аккумулятор полностью заряжается от генератора во время движения. Однако в городском режиме вождения, при нечастых поездках на небольшие расстояния, времени работы двигателя может не хватать для полной зарядки батареи.
Если индикатор на приборной панели показывает, что аккумулятор начинает разряжаться, рекомендую поездить какое-то время, около часа, не глуша двигатель, чтобы заряд полностью восстановился.
Сколько по времени заряжается аккумулятор
Время зарядки зависит от выбранного способа и степени разряженности батареи. Стандартная зарядка постоянным током занимает 10−15 часов, постоянным напряжением — сутки, иногда двое.
— Если полностью разряженный аккумулятор показывает, что полностью зарядился за короткий срок (например, за пару часов), — это плохой признак. Он означает, что пластины электродов подверглись коррозии и не принимают значительную часть заряда. Такой аккумулятор подлежит замене или как минимум полной диагностике на СТО.
Как «прикурить» автомобиль проводами пошагово
Если аккумулятор внезапно сел вдали от дома, есть способ привести его в чувство за короткое время. Для этого нужен второй автомобиль с работающим двигателем и пара проводов — «прикуривателей». Порядок действий такой.
- Поставьте два автомобиля рядом, так, чтобы провода доставали от одного аккумулятора до другого без натяжения.
- Отключите в исправном автомобиле зажигание и все электрооборудование.
- Соедините плюсовые клеммы обоих аккумуляторов красным проводом.
- Черный провод одним концом подсоедините к минусовой клемме севшего аккумулятора, а другим — к металлической части корпуса исправного автомобиля. Внимание! Не подсоединяйте черный провод к минусовой клемме исправного аккумулятора, так вы его тоже разрядите.
- Включите двигатель исправного автомобиля. Он должен проработать минимум пять минут (в холодную погоду дольше). Выключите двигатель, проверьте зажигание севшего автомобиля. При необходимости повторите предыдущий пункт.
- Когда машина, на которой сел аккумулятор, завелась, можно аккуратно снять провода.
Важно помнить, что заведенный от прикуривания аккумулятор заряжен не полностью. После прикуривания нужно проехать минимум пару часов, не глуша двигатель, чтобы батарея восстановилась от генератора. Возможно, после окончания поездки понадобится зарядить его дополнительно, в домашних условиях.
Меры предосторожности при зарядке аккумулятора автомобиля
Аккумулятор — достаточно опасный прибор. При неправильной эксплуатации он может привести к травмам и даже взорваться. Чтобы этого не произошло, нужно соблюдать технику безопасности:
- заряжайте аккумулятор в хорошо проветриваемом нежилом помещении;
- не курите рядом с заряжаемым аккумулятором;
- сначала подключите зарядное устройство к аккумулятору, потом к сети. Отключение проделывайте в обратном порядке: сначала выключайте ЗУ из сети, потом отсоединяйте от аккумулятора;
- работая с обслуживаемым аккумулятором, держите под рукой 10-процентный водный раствор соды: для протирки корпуса от натеков электролита и для для смывания кислоты, если она попадет на кожу;
- все работы с обслуживаемым аккумулятором лучше проводить в перчатках, маске и защитных очках.
Советы экспертов
Что нужно знать автомобилисту о зарядке аккумулятора, чтобы он прослужил максимально долго? Отвечает эксперт:
— В идеале аккумулятор не нуждается в дополнительной зарядке: энергии двигателя ему должно хватать для полного восстановления между пусками. К сожалению, мы не водим автомобили в идеальном мире. Городское вождение в режиме старт-стоп, длительные простои между поездками и низкие температуры зимой разряжают батарею и не дают ей полностью зарядиться обратно. Постоянный недозаряд снижает общую емкость аккумулятора, и со временем его показатели ухудшаются всё сильнее.
«Самый простой метод профилактики недозаряда — время от времени устраивать автомобилю длительную прогулку, на 1−2 часа в каждую сторону. И не доводите до полной разрядки: если датчик на приборной панели показывает, что аккумулятор разряжается, лучше зарядить его профилактически, чем покупать новую батарею», — советует Сергей Марков.
Вопросы и ответы
Самые частые вопросы о зарядке аккумуляторов.
Можно ли заряжать аккумулятор на морозе?
Если электролит внутри замерз, зарядка запрещена полностью: нужно дождаться, пока растает. В любом случае зарядка на холоде отрицательно влияет на состояние батареи. Оптимальной температурой для зарядки считается диапазон +20…+25 ºС.
Как правильно заряжать кальциевый аккумулятор?
- Проводите зарядку при комнатной температуре (+20…+25 ºС). Если аккумулятор принесли с мороза, рекомендуется перед началом зарядки выдержать его в тепле 6−8 часов.
- Зарядку лучше проводить методом постоянного напряжения.
- Отключенное от сети зарядное устройство подсоединяется к клеммам аккумулятора. На нем выставляется напряжение 14,8 В и сила тока в 10% от емкости аккумулятора.
- Когда сила тока упадет до 1% от емкости аккумулятора, отключаем зарядное устройство от сети и отсоединяем его от батареи.
Как понять, что необслуживаемый аккумулятор заряжен полностью?
При зарядке методом постоянного тока аккумулятор считается полностью заряженным, когда сила тока и напряжение не растут в течение 1−2 часов.
При зарядке методом постоянного напряжения аккумулятор заряжен, когда сила тока снижается до 1% от штатной емкости аккумулятора.