По охране труда для водителей, выезжающих в командировку (дальние рейсы) или на работу в отрыве от организации
1.Общие требования безопасности.
1.1. В длительные командировки (дальние рейсы) или на работу в отрыве от организации подбираются наиболее дисциплинированные водители, имеющие опыт и стаж работы на данных категориях транспортных средств, своевременно прошедшие медицинское переосвидетельствование, инструктажи по технике безопасности и охране труда, стажировку и проверку знаний требований техники безопасности и охраны труда.
1.2. При направлении в командировку двух и более водителей автотранспортных средств для совместной работы на срок более двух суток — приказом руководителя организации назначается работник, ответственный за охрану труда. Выполнение требований этого работника обязательно для всех водителей этой группы.
1.3. При остановке на отдых или ремонт вне населенных пунктов работник, ответственный за охрану труда, должен контролировать соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности.
1.4. Водитель должен знать, что наиболее опасными факторами, которые могут действовать на него в процессе выполнения работ, является:
- вывешенный автомобиль, или агрегаты;
- горячая вода и пар;
- легковоспламеняющиеся вещества;
- газы и другие токсичные вещества и химикаты;
- этилированный бензин;
- оборудование, инструмент, приспособления;
- падение водителя в результате его неосторожных действий при выходе из автомобиля.
1.5. Каждый водитель должен пройти обучение и уметь оказывать первую доврачебную медицинскую помощь.
1.6. Никто не имеет право принуждать водителя выезжать в рейс если до выезда водитель не имел достаточного времени для отдыха, которое предусмотрено действующими нормативными правовыми актами.
1.7. За невыполнение требований данной инструкции водитель несет ответственность согласно действующему законодательству.
2.Требования безопасности перед началом работ.
2.1 Водитель, выезжающий в командировку, обязан:
- иметь при себе следующие документы: водительское удостоверение, регистрационные документы на транспортное средство, путевой лист, документы на перевозимый груз, кроме этого командировочное предписание, паспорт, доверенность на право получения груза;
- пройти предрейсовый медицинский осмотр, о чем делается запись в журнале предрейсового медицинского осмотра и ставится отметка в путевом листе о его прохождении медосмотра и о допуске водителя в рейс;
- получить инструктаж о маршруте и графике движения, местах отдыха, местах смены водителей (если в рейс отправляется 2 водителя), о чем делается запись в путевом листе;
- получить инструктаж о правилах перевозки груза, людей, о метеорологической обстановке, о дорожных условиях и режимах работы на маршруте;
- получить инструктаж о времени прибытия в пункт назначения и возвращения;
- при выезде из города водитель совместно с ответственным за техническое состояние должен проверить техническое состояние и оборудование транспортных средств, согласно «Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», и обратить особое внимание на отсутствие утечек топлива из системы, состояние шин и колесных дисков, приборов освещения, сигнализации, работу стеклоочистителя и стеклоомывателя, устройств обогрева и обдува стекол, спидометра, наличие аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки, инструментов, противооткатных приспособлении, заправку топливом, маслом, тормозной жидкостью, электролитом в аккумуляторных батареях, а также проверить его плотность.
2.2. Водитель расписывается в путевом листе о принятии автомобиля в технически исправном состоянии.
2.3. В случаях выявленных неисправностях автомобиля выезд в рейс запрещен.
3. Требования безопасности во время работы.
3.1. Во время работы водитель обязан выполнять требования «Правил дорожного движения», следить за техническим состоянием транспортного средства, контролировать размещение, крепление и состояние груза во избежание его падения, создание помех для движения.
3.2 Водителю запрещается:
- управлять транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;
- передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительское удостоверение на право управления транспортным средством данной категории;
- отклоняться, самовольно изменять маршрут, если это не связано с ухудшением дорожных или климатических условий, обо всех отклонениях от маршрута в путевом листе должна быть сделана отметка;
- нарушать режимы труда и отдыха установленные заданием, графиком движения (при суммированном учете рабочего времени продолжительность работы не должна превышать в течений дня 10 ч, в случае, когда при осуществлении междугородней перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего место отдыха, продолжительность ежедневной работы может быть увеличена до 12 часов, продолжительность ежедневного отдыха должна быть не менее 12 часов в сутки, сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя в течении двух дней подряд четырех часов);
- категорически запрещается спать в кабине при работающем двигателе;
- перевозить людей в кузове грузового автомобиля;
- открывать двери транспортного средства, если это создает помехи другим участникам дорожного движения;
- нарушать скоростной режим;
- резко тормозить, если это не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия;
- пересекать организованные (в т. ч. пешие) колоны и занимать место в них;
- проводить разворот на пешеходных переходах, в тоннелях, на мостах путепроводах эстакадах и под ними, на железнодорожных переездах, в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м, в местах расположения остановочных пунктах, на автомагистралях и дорог обозначенных знаком 5,3 (дорога для автомобилей);
- проводить обгон на регулируемых перекрестах с выездом на полосу встречного движения н на нерегулируемых перекрестах при движении по дороге не являющейся главной (за исключением обгона на перекрестках с круговым движением, обгона двухколесного транспортного средства без бокового прицепа, разрешенного обгона справа), на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов, на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними, в конце подъем и др. участков дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения;
- перевозить груз, если он затрудняет управление, нарушает устойчивость транспортного средства, закрывает внешние световые приборы и световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, создают шум, пылит, загрязняют дорогу и окружающую среду. Если состояние и размещение груза не удовлетворяют установленным требованиям, безопасной перевозки, водитель обязан принять меры к устранению перечисленных причин либо прекратить дальнейшее движение;
- выезжать на железнодорожный переезд при закрытом или начинающем закрываться шлагбауме (независимо от сигнала светофора), при запрещающем сигнале светофора (независимо от положения и наличия шлагбаума), при запрещающем сигнале дежурного по переезду, если за переездом образовался затор, если к переезду в пределах видимости приближается поезд (локомотив, дрезина), самовольно открывать шлагбаум, объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства.
3.3 Стоянка с целью длительного отдыха, ночлега вне населенного пункта разрешается только на предусмотренных для этого площадках или за пределами дороги.
3.4. При вынужденной остановке в месте, где остановка запрещена, водитель должен принять все возможные меры для удаления транспортного средства из этого места (если это не возможно — включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановке на расстояние не менее чем за 15 м. в населенном пункте и не менее чем 30 м. вне населенного пункта).
3.5. Запрещается движение транспортных средств при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), не горящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях на дорогах без искусственного освещения в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.
4. Требования безопасности при возникновении аварийной ситуации.
4.1. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему обязан: немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь) на расстоянии обеспечивающем в конкретной обстановке своевременное предупреждение других водителей об опасности. Не перемещать предметы, имеющие отношения к происшествию; принять возможные меры для оказания доврачебной мед. помощи пострадавшим, вызвать «Скорую мед. помощь». А в экстренных случаях отправить пострадавших на попутной автомашине, а если это не возможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства с предъявлением документа, удостоверяющего личность и возвратиться к месту происшествия, освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно.
4.2. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей: положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия; сообщить о случившемся в милицию и в свою организацию.
4.3. При буксировке на гибкой сцепке должно быть обеспечено расстояние между буксируемым транспортными средствами в пределах 4-6 м (причем на гибкой сцепке должны быть предупредительные устройства (не менее двух) флажки или щитки в виде флажков (200 х 200 мм) с нанесенными по диагонали красными и белыми чередующимися полосами), а при буксировке на жесткой сцепке не более 4 м.
4.4. Буксировка запрещается:
- транспортных средств, у которых не действует рулевое управление;
- двух и более транспортных средств;
- транспортных средств с недействующей тормозной системой, если их фактическая масса более половины фактической массы буксирующего транспортного средства.
4.5. При меньшей фактической массе буксировка таких транспортных средств допускается только на жесткой сцепке.
5. Требования безопасности по окончании работ.
5.1. После окончания работы (командировки) водитель обязан:
5.1.1. После постановки автомобиля на ночную или дневную стоянку закрыть расходные вентили (для сжатого газа) или магистральный вентиль (для сжиженного газа), выработать газ из системы питания, после чего выключить зажигание и отключить «массу».
5.1.2. О недостатках, обнаруженных во время работы (командировки), известить руководителя отдела эксплуатации транспорта.
Телефон приёмной:
+7 347 83 5-72-66
Обратная связь:
su10@mintrudrb.ru
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Политика конфиденциальности
Нашли ошибку? Выделите и нажмите
«Ctrl + Enter»
-
Войти
- ИОТ — 58- 2024 / ИНСТРУКЦИЯ по охране труда при следовании к месту служебных командировок и обратно, во время служебных поездок на общественном транспорте, а также при следовании по распоряжению работодателя к месту выполнения работы и обратно, в том чис
Работнику при направлении его в командировку выдается денежный аванс на оплату расходов по проезду и найму жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточные). Примечание 9.
Примечание 9: командировочные расходы (например, расходы по найму жилого помещения и проезду) могут быть оплачены работодателем самостоятельно, в этом случае соответствующих подотчетных сумм работнику не выдается.
К расходам на проезд относятся расходы на оплату передвижения:
- к месту командировки (как на территории РФ, так и на территории иностранных государств) и обратно;
- из одного населенного пункта в другой, если работник командирован в несколько организаций, расположенных в разных населенных пунктах.
Указанные расходы включают оплату проезда транспортом общего пользования к станции, пристани, аэропорту и от станции, пристани, аэропорта, если они находятся за чертой населенного пункта, при наличии документов (билетов), подтверждающих эти затраты; оплату услуг по оформлению проездных документов; оплату услуг по предоставлению в поездах постельных принадлежностей.
Работодатель обязан возместить командированному работнику расходы на наем жилого помещения:
- на территории РФ, за исключением случаев, когда работнику предоставляется бесплатное помещение для проживания, например, при госпитализации в стационар медицинского учреждения;
- на территории иностранных государств.
Работодатель обязан выплатить работнику суточные в счёт возмещения работнику дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства:
- за каждый день пребывания в командировке, включая выходные и нерабочие праздничные дни, а также дни, проведенные в пути, в том числе время вынужденной остановки;
- за весь период нетрудоспособности, наступившей в командировке.
К иным относятся расходы: на оплату услуг связи; на получение визы и других выездных документов; на оформление заграничного паспорта; на оплату обязательных консульских и аэродромных сборов; на оформление обязательной медицинской страховки. Примечание 10.
Сумма, которую необходимо выдать работнику, определяется исходя из продолжительности командировки, стоимости проезда, приблизительных расходов на оплату жилья, величины суточных, установленных в организации для командировок. Примечание 11.
Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам других работодателей определяются коллективным договором или локальным нормативным актом, если иное не установлено ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Примечание 10: при командировках в местность, откуда работник исходя из условий транспортного сообщения и характера выполняемой в командировке работы имеет возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства, суточные не выплачиваются.
Примечание 11: порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений определяются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 12.10.2013 № 916, Постановление Правительства РФ от 04.03.2013 № 180).
Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам, заключившим трудовой договор о работе в государственных органах субъектов Российской Федерации, работникам территориальных фондов обязательного медицинского страхования или государственных учреждений субъектов Российской Федерации, лицам, работающим в органах местного самоуправления, работникам муниципальных учреждений определяются соответственно нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
О порядке оформления командировок рассказал эксперт центра «Мой бизнес».
Порядок оформления командировок регулируется Трудовым кодексом, а также Федеральными законами РФ. Какие нюансы должен учесть работодатель при оформлении деловой поездки сотрудника? Как рассчитать суточные? Как правильно оформить отчетную документацию по итогам командировки? Эти и другие вопросы разобрали в статье вместе с налоговым консультантом и экспертом центра «Мой бизнес» Татьяной Дубровиной.
Что такое командировка: общие положения
Командировка — это поездка сотрудника по делам организации, в ходе которой работник должен выполнить служебное поручение. Командировка проходит в местности отличной от места работы, а её срок закрепляется работодателем в приказе. Не считается командировкой работа, связанная с разъездным характером работы, что следует из Трудового кодекса (ТД).
Организация, которая направляет своих сотрудников в служебные командировки, должна иметь Положение о командировках. В локальном нормативном акте обязательно прописывается размер суточных для командировочных по России и за границей, размер компенсации расходов, лимиты на оплату гостиницы, класс ж/д и авиабилетов, а также дополнительные расходы (например, расходы на деловые ужины, трансфер, такси, страховка, сервисные сборы).
Перед командировкой важно ознакомить сотрудника с положением о командировках, чтобы он точно знал, какие расходы ему возместят, а какие – нет.
Кого нельзя отправить в командировку?
Как отметила Татьяна Дубровина, российским законодательством обозначены категории сотрудников, которые нельзя направлять в командировки.
Категория сотрудников | Исключения | Ссылка на законодательство |
---|---|---|
Беременные | Исключений нет | ст. 259 ТК РФ |
Несовершеннолетние | Можно, если речь идёт о спортсменах и творческих работниках | ст. 268 ТК РФ |
Сотрудники, работающие по ученическому договору | Можно, только если командировка связана с ученичеством | ст. 203 ТК РФ |
Сотрудники с ограниченными физическими возможностями | Можно, если командировка не противоречит индивидуальной программе реабилитации | ст. 23 Федерального закона №181 ФЗ |
Также есть ограничения при направлении в командировку следующих категорий сотрудников:
-
женщины, имеющие детей до 3 лет
-
отцы и матери или опекуны, единолично воспитывающие детей до 14 лет
-
родители детей с ограниченными физическими возможностями
-
родитель ребёнка до 14 лет, если второй родитель работает вахтовым методом
-
многодетные родители (трое и более детей до 18 лет), пока младшему не исполнится 14 лет
-
сотрудники на больничном по уходу за членами семьи
-
кандидаты в депутаты в период выборов
Направить этих сотрудников в служебную поездку можно только с письменного согласия (ст. 259 и 264 ТК РФ, а также ст. 41 №67-ФЗ).
Инструкция по направлению в командировку
1. Согласование командировки
Обычно командировка начинается со служебной записки. Ее пишет либо сам сотрудник, либо руководитель подразделения данного сотрудника. В документе прописывают сроки и цель поездки, ФИО и должность командированного. Также можно приложить документы, подтверждающие цель поездки, например, приглашения или программу мероприятия.
Важно сразу согласовать бюджет поездки. Желательно, чтобы сотрудник в служебной записке указал планируемые расходы: суточные, примерную стоимость проживания, стоимость билетов, такси, дополнительные расходы, которые планируются в командировке.
Если день в пути или в командировке выпадает на выходной или праздничный день, то оплата такого дня оформляется как работа в выходной день и должна быть оплачена в двойном размере или заменена на другой выходной день. Работу в выходной день надо согласовать с сотрудником и получить его письменное согласие.
2. Издание приказа о командировке
После согласования поездки готовится приказ, который сотрудник должен подписать. Документ составляется в свободной форме, принятой в организации, или по унифицированной официальной форме Т-9 или Т-9а (для нескольких командированных). В приказе указывается:
-
кого отправляют в командировку (ФИО сотрудника, должность, подразделение)
-
куда
-
в какие даты и на сколько календарных дней
-
зачем (цель поездки)
-
кто финансирует поездку (работодатель)
3. Составление заявления на выплату аванса и его выплата
Сотрудник должен написать в бухгалтерию организации заявление на перечисление ему денежных средств под авансовый отчет, чтобы он мог купить билеты и забронировать гостиницу. В заявлении нужно указать реквизиты банковского счета, куда ему перечислить денежные средства и в какой срок. Сумма рассчитывается исходя из примерной стоимости аренды жилья и транспортных расходов. Также в авансовый платеж включаются суточные.
4. Бронирование жилья и билетов
В каждой организации бронирование билетов и проживания происходит по-разному: «Где-то билеты и гостиницу бронируют сами сотрудники из перечисленного аванса, а где-то — уполномоченные сотрудники компании, например, сотрудники отдела кадров. Многим организациям удобнее заключить договор с определённым сервисом и покупать билеты с корпоративного счёта, в таком случает сотрудник в заявление на выплату денежных средств под отчет указывает только суточные», – уточнила Татьяна Дубровина.
В некоторых случаях экономически целесообразно будет ехать в командировку на собственном или служебном автомобиле. В этом случае вместо билетов сотрудники оформляют путевой лист. Каждая организация разрабатывает форму путевого листа самостоятельно.
5. Выплата суточных
Суточные перечисляют за несколько дней до командировки. Норма суточных устанавливается каждой организацией в Положении о командировках, но Налоговым кодексом установлены максимальные суммы суточных, которые не облагаются НДФЛ и страховыми взносами: по России – 700 рублей в сутки, за границей – 2500 рублей в сутки.
Если командировка однодневная, то есть сотрудник поехал в другой город и в тот же день вернулся, что подтверждается, например, билетами, то суточные по такой командировке не выплачиваются.
6. Отчёт о командировочных расходах
После поездки сотруднику необходимо отчитаться о потраченных средствах. Для этого он должен предоставить:
-
все отчётные документы, подтверждающие произведенные расходы (договоры, чеки, посадочные талоны, билеты и прочее)
-
заполнить авансовый отчёт
-
если сотрудник потерял оригинал чека, то ему нужно составить служебную записку на возмещение потраченных средств, приложить другие подтверждающие документы (например справку об операции с банковской карты)
-
если утрачен посадочный талон на самолет, билет на поезд, то необходимо запросить справку о совершении поездки у перевозчика
В отчёте сотрудник указывает сколько денег он получил на командировку, сколько израсходовал, есть ли остаток или перерасход.
Если сотрудник получил больше, чем потратил, придётся вернуть лишние средства. По его заявлению эту сумму можно удержать из заработной платы. Если наоборот, расходов было больше, чем выдано денег (и это не противоречит положению о командировках), организация должна перечислить сотруднику эти средства.
Авансовый отчёт вместе с чеками и всеми документами, подтверждающими расходы, сотрудник организации должен предоставить в бухгалтерию в течение 3 дней после окончания командировки. Этот срок указывается в Положении о командировках и может быть другим.
ВАЖНО: если подтверждающих документов нет, либо если они оформлены с нарушениями (чеки без QR-кода, нечитаемые чеки, в квитанциях нет обязательных реквизитов продавца), то такие расходы нельзя принять к учету при расчете налога на прибыль.
Дата начала и окончания командировки определяется по дате и времени на билете. Если на билете стоит дата отправления в командировку 05 мая 00.30 минут, то необходимо учесть, что за 2 часа до отправления самолета сотруднику необходимо прибыть в аэропорт и учесть время его нахождения в пути до аэропорта. На основании таких данных его командировка начнется 04.05.
Особенности оформления командировок за рубеж
При оформлении командировки заграницу при расчете суточных необходимо учесть, что суточные рассчитываются на основании отметки о прохождении таможенного контроля или отметки в посадочном талоне.
День отправления в командировку – пересечение границы – будет считаться как первый день заграницей и оплачиваться по 2500 рублей, а вот день возврата из загранкомандировки будет считаться как командировка по РФ, поэтому сотрудник получит 700 рублей. Если маршрут состоит из движения из РФ заграницу на поезде, то суточные по РФ будут считаться до момента пересечения границы, а далее — как заграницей.
При расчетах за проживание и прочих расходах заграницей сотрудник предоставляет подтверждающие документы с переводом (перевод достаточно сделать самостоятельно). Курс конвертации валюты в рубли по таким расчетам необходимо учесть по справке банка, если сотрудник заранее производил конвертацию денежных средств, или по курсу ЦБ РФ на момент проведения расчетов, если нет никаких других документов, подтверждающих курс конвертации.
Датой признания расходов в налоговом и бухгалтерском учете будет дата утверждения авансового отчета руководителем.
В центре «Мой бизнес» предприниматели и самозанятые могут получить бесплатные консультации по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Подробная информация на сайте центра и по телефону горячей линии +7 (800) 600 3407