Для кого эта статья:
- Учащиеся старших классов, готовящиеся к ЕГЭ по русскому языку
- Родители, заинтересованные в подготовке своих детей к ЕГЭ
- Учителя, которые ведут подготовку к ЕГЭ и ищут полезные советы
Темы сочинения на ЕГЭ по русскому языку в 2025 году
Тем для сочинения много, и только вскрыв конверт с КИМ в день экзамена, ученик узнает, какая именно ему досталась. Но вот список часто встречающихся:
-
человек и искусство;
-
любовь к природе Отечества;
-
патриотизм;
-
детство человека;
-
нравственность и мораль;
-
человеческое благородство;
-
сострадание окружающим;
-
отношение человека к войне;
-
честь и человеческое достоинство;
-
русский язык;
-
роль классической литературы в духовном развитии;
-
одиночество;
-
взаимоотношения отцов и детей.
Используйте их во время подготовки, чтобы заранее подобрать варианты аргументов среди художественных произведений, научных статей, зрительского или жизненного опыта. Вдруг повезёт, и тогда вам будет проще справиться с работой такого формата.
Структура сочинения
Сочинение на ЕГЭ должно быть чётко структурировано, а все его части — связаны логически. Причём составлять план самому не нужно — он унифицирован для такого типа работ. Нужно лишь следовать ему. Итак, в 2025 году сочинение на ЕГЭ по русскому языку должно включать около 150 слов и состоять из 7 абзацев:
-
Введение и обозначение проблемы.
-
Позиция автора.
-
Комментарий №1.
-
Комментарий №2.
-
Связь между комментариями и её анализ.
-
Личное отношение к позиции автора.
-
Заключение.
Что и как писать в сочинении 2025 года, чтобы набрать максимум баллов — рассказываем в этом разделе.
1 абзац. Вступление и проблема
Вступление — самая короткая, но важная часть работы. Оно не должно превышать 2–3 предложений, быть нейтральным по тону и не повторять содержания текста.
Вот несколько способов, как можно написать хорошее вступление:
-
задать риторический вопрос;
-
указать на тему исходного текста;
-
процитировать текст, но так, чтобы подобранный отрывок точно соответствовал теме сочинения;
-
указать на актуальность затронутой темы;
-
дать определение ключевому слову по теме.
Во вступлении пишущий должен плавно подойти мыслью к проблеме текста и чётко обозначить её. Проблема — это главный вопрос, на который отвечает автор. Раньше вычленять её из текста нужно было самостоятельно, но в 2025 году формулировка 27-го задания уже содержит проблему, которую поднимает автор в тексте.
Лучший способ сформулировать проблему — составить вопрос. Чтобы сделать это, используйте вопросительные наречия и местоимения: «как», «почему», «зачем», «каким образом» и т. д.
В таблице ниже — ещё несколько советов, которые помогут сформулировать проблему в сочинении.
Как сформулировать проблему |
|
---|---|
Совет |
Пример |
Если получится найти чётко выраженное мнение рассказчика, добавьте к нему частицу «ли» и переформулируйте в вопрос. |
В тексте: «Свобода человека должна быть ограничена свободой других людей.» Проблема: «Должна ли свобода человека быть ограничена свободой других людей?» |
Если боитесь сбиться на тему вместо проблемы, лучше не ставьте её в родительный падеж. Тема — предмет обсуждения в тексте. Проблема — вопрос, который становится базой для глубоких рассуждений на эту тему. |
Неверно: «ФИО поднимает тему свободы человека.» Верно: «ФИО поднимает тему ограничения свободы одного человека свободой другого.» |
Не задавайте сразу несколько вопросов-проблем. Она должна быть одна. |
Неверно: «Что такое свобода человека? Должна ли свобода человека быть ограничена свободой других людей? И если да, то как не упустить эту грань?» Верно: «Должна ли свобода человека быть ограничена свободой других людей?» |
Лучше не указывайте вид проблемы — с этим легко ошибиться. |
«ФИО поднимает философскую тему: должна ли свобода человека быть ограничена свободой других людей.» |
Пример вступления
Рано или поздно каждый из нас спросит себя: на чём основывается истинная ценность моя или любого другого человека? Передо мной текст М.С. Крюкова, в котором поднимается проблема истинной ценности человека и ответственности за себя и окружающих.
2 абзац. Позиция автора
Авторская позиция — это то, как сам рассказчик отвечает на главный вопрос текста, т. е. его личное отношение к проблеме. Автор может относиться к ней положительно или отрицательно, неоднозначно, скептически и даже иронизировать на эту тему.
Чтобы определить её, советуем читать текст несколько раз. Во время чтения полезно задавать себе такие вопросы:
-
Каково отношение автора к персонажам?
-
Как именно автор оценивает их поступки?
-
Призывает ли он задуматься над чем-либо?
Если ответите на них, считайте, что вы нашли позицию автора. Но если сомневаетесь, вот ещё несколько советов, как определить авторское мнение.
Как выявить авторскую позицию в текстах разных стилей |
|
---|---|
Публицистический |
Художественный |
Авторская позиция выражена четко. |
Авторская позиция скрыта за мнением персонажей. |
На что обратить внимание:
|
На что обратить внимание:
|
Найти позицию автора — это полдела. Её ещё нужно правильно выразить в сочинении. Сделать это можно через пересказ, цитату или указание номера с нужным предложением. Вот ещё пара советов:
-
Формулируйте позицию чётко, используйте простую лексику и конструкции.
-
Если выбрали метод цитаты, внимательно подбирайте предложения: они должны ярко передавать авторское мнение.
-
Не будьте многословны.
Используйте эти клише — они помогут выстроить мысль и выразить авторскую позицию:
-
Автор убеждён, что… .
-
Бесспорно мнение ФИО о том, что … .
-
Цель автора — заставить читателя обратить внимание на… .
-
Резкая категоричность ФИО вызвана тем, что… .
-
Автор с сожалением говорит о том, что… .
-
Автор открыто отстаивает свою точку зрения… .
-
Подобная авторская позиция нова и интересна: ФИО призывает к … .
-
Автор даёт прямые оценки явлениям и событиям:… .
-
Автор обосновывает справедливость своих суждений, используя … .
Пример позиции автора
Позиция автора выражена прямо: он считает, что мужество на войне проявляется в смелых, бесстрашных поступках. Автор уверен, что мужество характерно для людей, готовых отдать свою жизнь ради защиты других людей.
3–4 абзацы. Комментарии к проблеме
Этот этап — самый объёмный. Во-первых, комментария должно быть 2. Во-вторых, каждый из них обязан включать пример-иллюстрацию из текста и ваше пояснение к нему.
Комментарий можно написать через:
-
прямую речь;
-
косвенную речь;
-
ссылку на номер предложения;
-
сочетание двух разных способов.
Примеры-иллюстрации — это то, как проблема проявляется в тексте через поступки его героев. Если действие можно интерпретировать двояко, это плохой пример. Хороший, напротив, должен быть однозначным, ярким и просто объяснимым.
Чтобы подобрать примеры-иллюстрации, обратите внимание на поведение героев в предложенных ситуациях и диалоги между ними. Также полезно замечать изобразительные средства, которые использует автор, чтобы описать персонажей.
Пояснение к примерам-иллюстрациям — это мысли пишущего и то, как он интерпретирует эти примеры. Здесь вам нужно:
-
объяснить, что рассказчик имел в виду;
-
рассказать, что мотивирует героев поступать так, согласно вашему мнению;
-
поделиться вашими эмоциями по поводу этих событий.
Чтобы правильно ввести в сочинение примеры-иллюстрации и сопроводить их пояснениями, используйте клише из таблицы.
Клише для комментариев |
|
---|---|
Примеры-иллюстрации |
Пояснения к примерам-иллюстрациям |
|
|
Пример комментария
Чтобы раскрыть проблему, обратимся к содержанию. Так, автор описывает людей из категории «я лучше, я умнее всех». Эти себялюбцы настолько сильно боятся потерять авторитет, боятся стать заменимыми, что вовсе не думают о том, сколько вреда они наносят другим из-за своего тщеславия. Этим примером автор показывает нам, что такой человек любое дело только погубит и похоронит.
5 абзац. Связь между комментариями и её анализ
При оценивании комментариев также учитывают то, как пишущий построил смысловую связь между ними и проанализировал её. Если этого не сделать, это будет стоить вам 1 балла.
Смысловая связь — это логические отношения между двумя примерами-иллюстрациями. Это может быть:
-
сопоставление;
-
противопоставление;
-
обобщение предыдущей информации;
-
причинно-следственная связь;
-
дополнение информации.
Вид связи зависит от самих примеров-иллюстраций. Полагайтесь на контекст, когда будете описывать её.
Чтобы правильно описать и проанализировать смысловую связь между примерами-иллюстрациями, используйте такие клише:
-
Оба примера, дополняя и раскрывая друг друга, показывают… .
-
Противопоставляя данные примеры, ФИО говорит о том, что… .
-
Рассуждения автора сводятся к выводу о… .
Пример связки между комментариями
Эти примеры, дополняющие друг друга, показывают, что каждому человеку нужно объективно воспринимать свою ценность и значимость. Не стоит «бить себя в грудь» и утверждать, что ты лучше всех, но и не нужно прогибаться и занижать свою самооценку.
6 абзац. Отношение к позиции автора
Следом за позицией рассказчика идёт очередь вашей собственной. В этом абзаце вы можете выразить отношение ко мнению автора как угодно — согласиться или не согласиться с ним. Однако при этом важно придерживаться рамок этой позиции и проблемы, а также быть корректным.
Неверно |
Верно |
---|---|
Я ознакомилась с мнением автора и считаю его откровенно глупым. |
Я уважаю мнение автора, однако вынуждена не согласиться с ним. |
Если хотите верно сформулировать своё мнение относительно авторского, полагайтесь на такие клише:
-
Нельзя не согласиться с автором текста в том, что … .
-
Я разделяю точку зрения автора текста и считаю, что … .
-
Я согласен с автором данного текста в том, что … .
-
Текст писателя произвёл на меня неоднозначное впечатление. С одной стороны, …, но с другой — … .
-
Уважая автора текста, позволю себе не согласиться с его точкой зрения по данной проблеме. Я сомневаюсь в том, что … .
-
В целом доводы ФИО достаточно убедительны, однако я не вполне согласен / согласна с тем, что …
Пример отношения к позиции автора
Я согласна с мнением автора и считаю, что оставаться равнодушным к чужой беде неправильно. Это сродни преступлению. Каждому человеку необходимо помнить о том, что и он однажды может оказаться в тяжёлом положении, и тогда ему придётся надеяться на помощь окружающих. Добро к нему вернётся, если он помогал людям раньше, был к ним сострадательным и милосердным.
Однако просто выразить мнение недостаточно. Пишущий сочинение также должен аргументировать его, чтобы подтвердить свою точку зрения. Если этого не сделать, за К3 поставят 0 баллов.
Аргумент к личному мнению — его опора. Его можно взять из жизненного опыта, читательского или зрительского опыта. При этом он должен состоять из таких частей:
-
Обращение к произведению. Нужно назвать автора и название, но если не знаете последнего, пишите просто «произведение». Это лучше, чем допустить фактическую ошибку.
-
Интерпретацию произведения. Опишите его отрывок, который подтверждает тезис вашего мнения.
-
Микровывод. Подведите итоги аргумента.
В качестве произведений-примеров можно использовать не только художественную литературу, но и научную. Можно даже обратиться к народным сказкам и былинам.
А вот цитировать аниме, мангу, комиксы, фанфики и видеоигры в сочинении на ЕГЭ по русскому языку запрещено — балл за такие примеры не дадут.
Если вы решили опираться на жизненный опыт, будьте аккуратны. При проверке ваш аргумент могут посчитать недостаточным, если не подобрать его как следует. В работе вы можете использовать:
-
исторические факты;
-
значимую информацию, которую обсуждают в обществе;
-
высказывания известных личностей — учёных, художников, писателей и т. д.
-
личные наблюдения.
Советы для написания хорошего аргумента
-
Заранее разберите хорошо знакомые произведения на аргументы к разным темам.
-
Повторите названия произведений, а также ФИО их авторов.
-
Помните, что аргумент — это результат анализа произведения, а не его пересказ. Он должен быть лаконичным и исчерпывающим.
-
Выбирайте только тот аргумент, который будет чётко соответствовать позиции.
-
Не используйте больше 1 аргумента.
Здесь, как и в других абзацах, можно пользоваться клише. Ниже — несколько особо удачных примеров, которые помогут составить качественный аргумент:
-
В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующий литературный пример. Вспомним роман … . В этом произведении … .
-
Об этом не раз говорили в своих произведениях русские писатели-классики.
-
Вспомним рассказ … . В этом произведении … .
-
Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, который, как мне кажется, является аргументом в пользу того, что … .
-
О том, как важно …, говорит в своём рассказе … .
-
У каждого из нас, наверное, есть примеры из жизненного опыта, которые доказывают необходимость … .
Пример аргументации отношения к позиции автора
Мне вспоминается притча о добром самарянине из Евангелия от Луки. Самарянин помог незнакомому человеку, избитому, ограбленному разбойниками: довёз его до гостиницы и, дав денег хозяину, попросил позаботиться о несчастном. Это показывает его готовность помогать бескорыстно и проявлять эмпатию к попавшим в беду людям, даже если вы видитесь первый и последний раз.
7 абзац. Заключение
Последний, но не по важности, абзац — заключение. Ему, как и вступлению, полагается быть коротким. Разница между ними в том, что первое обозначает направление рассуждений, а второе — подводит им черту.
Когда будете писать его, помните, что оно должно соответствовать теме текста и перекликаться со вступлением. Однако распространённый совет повторять его только навредит вам. Чтобы написать хорошее заключение, попробуйте:
-
сделать вывод — опишите, к каким мыслям вы пришли, поработав с текстом;
-
призвать к чему-то — попробуйте склонить читателя на свою сторону, но не используйте глаголов в повелительном наклонении;
-
выразить надежду — расскажите, что надеетесь на нечто позитивное в ключе проблемы.
А вот клише, которые помогут грамотно завершить работу и не потерять баллы на последнем этапе:
-
Подводя итоги сказанному, можно сделать следующие выводы, … .
-
В заключение хотелось бы отметить, что текст ФИО заставил задуматься о … .
-
Этот текст натолкнул меня на мысль о том, что…
Пример заключения
В заключение хотелось бы сказать, что каждый из нас сам выбирает: оставит ли он след в памяти людей или нет. А ещё каждый из нас обязан трезво осознавать собственную ценность. Нужно принимать себя таким, какой ты есть, а не завышать или занижать свою планку в обществе. Вот тогда и найдёшь свое место в жизни.
Критерии оценивания сочинения на ЕГЭ в 2025 году
Готовое сочинение по русскому языку оценивают по 10 критериям. 3 из них относятся к содержанию, 3 — к речевому оформлению текста, 4 — к грамотности. Давайте разберём каждый из этих разделов и заодно посмотрим, когда и за что могут снять баллы.
К1–3. Содержание сочинения
По этим критериям проверяют смысловое наполнение: всё содержимое каждых абзацев, примеры, мнения и аргументы к ним.
I |
Содержание сочинения |
|
---|---|---|
К1 |
Отражение позиции автора по проблеме исходного текста |
|
Ученик верно сформулировал позицию автора |
1 |
|
Все остальные случаи |
0 |
|
К2 |
Комментарий к позиции автора по проблеме исходного текста |
|
Ученик привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из текста, пояснил их, а также указал и проанализировать смысловую связь между ними |
3 |
|
Ученик привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из текста и пояснил их. Смысловая связь между комментариями указана/проанализирована неверно или не указана/не проанализирована вообще |
2 |
|
Ученик привёл 1 пример-иллюстрацию из текста и пояснил его |
1 |
|
Все остальные случаи |
0 |
|
К3 |
Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста |
|
Ученик верно сформулировал и обосновал отношение к позиции автора и привёл пример-аргумент |
2 |
|
Ученик верно сформулировал и обосновал отношение к позиции автора, но не привёл пример-аргумент ИЛИ Ученик привёл пример-аргумент, но собственное мнение выразил лишь формально (например: «Я (не) согласен с автором») |
1 |
|
Все остальные случаи |
0 |
|
Максимум баллов |
6 |
К4–6. Речевое оформление сочинения
Текст сочинения должен быть связным, последовательным, опираться на достоверную информацию. А ещё — не содержать отсылок к запрещённым произведениям, нецензурной брани и идей, идущих вразрез с законодательством РФ.
II |
Речевое оформление сочинения |
|
---|---|---|
К4 |
Фактическая точность речи |
|
Нет ошибок |
1 |
|
Есть 1 ошибка или более |
0 |
|
К5 |
Логичность речи |
|
Нет ошибок |
2 |
|
Есть 1 ошибка |
1 |
|
Есть 2 ошибки или более |
0 |
|
К6 |
Соблюдение этических норм |
|
Нет ошибок |
1 |
|
Есть 1 ошибка или более |
0 |
|
Максимум баллов |
4 |
К7–10. Грамотность
Эти критерии помогают оценивать то, насколько грамотно написано сочинение.
III |
Грамотность |
|
---|---|---|
К7 |
Соблюдение орфографических норм |
|
Нет ошибок |
3 |
|
Есть 1–2 ошибки |
2 |
|
Есть 3–4 ошибки |
1 |
|
Есть 5 и более ошибок |
0 |
|
К8 |
Соблюдение пунктуационных норм |
|
Нет ошибок |
3 |
|
Есть 1–2 ошибки |
2 |
|
Есть 3–4 ошибки |
1 |
|
Есть 5 и более ошибок |
0 |
|
К9 |
Соблюдение грамматических норм |
|
Нет ошибок |
3 |
|
Есть 1–2 ошибки |
2 |
|
Есть 3–4 ошибки |
1 |
|
Есть 5 и более ошибок |
0 |
|
К10 |
Соблюдение речевых норм |
|
Нет ошибок |
3 |
|
Есть 1–2 ошибки |
2 |
|
Есть 3–4 ошибки |
1 |
|
Есть 5 и более ошибок |
0 |
|
Максимум баллов |
12 |
Совет: используй тренажёр по русскому языку для подготовки к ЕГЭ!
Чтобы написать идеальное сочинение, нужно слишком многое. Но не переживайте: готовьтесь усердно, и всё получится! Особенно, если делать это с учителем. На курсе подготовки к ЕГЭ по русскому языку вы узнаете:
-
какие лайфхаки помогут сохранить баллы в 2025 году;
-
как не упустить из виду ни один критерий;
-
как быстро составить крутые введение и заключение;
-
как не ошибиться с аргументом из жизни или литературы и многое другое.
Кроме того, вы сможете отточить навык решения заданий из остальных частей экзамена. И всё это — без минуты зубрёжки и стресса. Первый урок — бесплатно!
Все говорят, что сочинение на ЕГЭ шаблонное и слишком простое, но как его написать правильно? Учитель русского языка Анастасия Ципенко дает самую понятную инструкцию и рассказывает о главных ловушках. А еще мы попросили у Анастасии сочинение ее стобалльницы. Попробуйте повторить!
Анастасия Ципенко
Как писать сочинение на ЕГЭ?
Поскольку сейчас критерии, по которым вас будут оценивать, очень формализованы, главный совет — выучить эти критерии. Они практически все прописаны в задании. Там же, если умеете читать, указана структура. Творческая работа здесь минимальна.
В таком шаблонном тексте, как сочинение на ЕГЭ, очень трудно развернуться и написать что-то интересное. Выигрывает обычно тот, кто пишет максимально гладко, чисто, не очень длинно, полностью выполнив все требования критериев. Писать ясно и четко — это не так просто!
Другой, редчайший вид сочинений на ЕГЭ — работы, где человек решил получить удовольствие и написал крутое литературоведческое эссе. Я лично не могу такие работы оценивать педантично: меня захватывает полет мысли, масштаб обобщений, сила и эффектность примеров, глубина анализа найденных приемов. Не получается придирчиво вычитывать каждый оборот речи, и рука сама ставит «пять».
Боль ЕГЭ в том, что умный, творческий, талантливый ребенок, скорее всего, не получит максимум, потому что развернется на несколько страниц, погрузится в размышления, напишет что-то интересное — и не «вычитает» свою работу, потому что «глаз замыливается», трудно редактировать свой текст. А 100 баллов получит самый дисциплинированный.
Комментарий к проблеме
В комментарии к проблеме, которая заявлена в теме сочинения, должно быть два примера-иллюстрации из прочитанного текста с пояснениями. Это еще два абзаца: пример-пояснение, пример-пояснение.
Объясните, как вы поняли, почему проблема такая и почему такая идея. Каков путь от проблемы до идеи? Здесь привлекаем минимальный литературоведческий анализ: ищем, какими средствами автор подводит нас к идее. Если плохо понимаете смысл текста, можно пойти совсем примитивным путем: читаете текст по абзацу и к каждому абзацу приписываете, что автор чувствует по отношению к героям, к тому, о чем он говорит, и в каких словах это проявляется. И дальше из этого выбираете два самых удачных примера.
В идеале мы называем прием, который там используется, или анализируем образы героев, описанные события. Автор же зачем-то их выбрал. Поясняя, мы и пытаемся ответить на этот вопрос.
Если совсем не знаете, что писать, прочитайте задание 26. Там дается фрагмент рецензии на текст, где составители КИМа уже за вас подумали, какие средства и зачем использует автор. Но это от безысходности. Конечно, эксперт увидит, что вы списываете, но формально здесь очень трудно придраться.
Смысловая связь между примерами-иллюстрациями
Лучше всего здесь выглядят антитеза и причинно-следственная связь. Антитеза идеальна, когда у нас есть два персонажа, которые себя ведут противоположно, или у автора полярное отношение к ним. Сразу понятно: это две точки зрения на проблему, два варианта жизни.
Причинно-следственная связь — когда одно событие становится причиной другого. Или, например, есть посылка, из нее выводится такое-то следствие. Но к антитезе сложнее всего придраться.
Эксперты не любят, когда пишут, что «два примера дополняют друг друга». Потому что это значит, что человек не знает, что писать.
Здесь будет лучше написать, что один пример уточняет первый.
Позиция автора (рассказчика)
Это четвертый-пятый абзац. Надо помнить, что автор и рассказчик не одно и то же. Перед нами герои, события, речь. Спрашивайте себя: зачем автору понадобилось, чтобы эти слова стояли именно в таком порядке? почему герои должны быть именно такие? Часто дети начинают писать про персонажей, а писать надо все время про автора.
Ваше отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста
Можно соглашаться и не соглашаться. Важно только, чтобы ваше обоснование не противоречило нравственным нормам, иначе вам снимут балл за этику, как минимум.
Пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт
Из аргументов безотказно работает литература. Но что часто делают дети? «Такая же история была в такой книжке». И что? Это аргумент? Вы можете использовать любой аргумент (книжный, киношный, анимешный и так далее), но он должен подкреплять вашу позицию и объяснять, почему вы так считаете, а не просто в огороде бузина, в Киеве дядька.
Аргумент можно выбрать из личного опыта. У меня был мальчик, который сочинял истории про слесаря Петрова. «Мой знакомый слесарь Петров…» — и дальше нужная история, которую он с ходу и выдумывал. До ЕГЭ мы успели с ним договориться, чтобы он так не делал. Формально он ничего не нарушил, но эксперт — тоже человек. Не надо давать ему повод придираться ко всему, что он видит.
Заключение
Это единственное, что не указано в задании. Но чтобы текст выглядел завершенным, у него должно быть заключение — финальная точка, которая соберет ваш текст воедино и оставит у читателя ощущение целостности. Может быть, вы просто подытожите все, что написали выше, а может быть, выйдете на новую проблему.
Пример стобалльного сочинения
Авторские орфография и пунктуация сохранены.
Анастасия Сумеди:
Способен ли истинный творец создавать произведения, не опираясь на законы морали? Может ли подлинное творчество быть безнравственным? Именно проблема взаимосвязи таланта и нравственности стала одной из центральных в тексте Василия Ивановича Белова.
Не случайно автор, размышляя над проблемой, упоминает множество философских понятий, образующих ряды однородных членов предложения и связанных с категориями добра и зла («стыд, совесть, целомудрие…», «высокомерие и гордость»). Более того, эти нравственные свойства становятся главными для характеристики понятий гениальности и таланта: «Между величиной таланта, силой художественного образа и уровнем нравственности существует самая прямая зависимость». Благодаря этому высказыванию автор акцентирует наше внимание на том, что истинный художник всегда руководствуется непреложными правилами морали.
Кроме того, В.И. Белов противопоставляет гениального творца и его «духовную и физическую чистоту» «бесстыжему, бессовестному художнику». Эта антитеза доказывает, что «злой человек склонен более к разрушению», он не способен создавать глубокие художественные образы. Другими словами, автор убеждает читателя в том, что человек, не руководствуется законами добра и зла, не может быть гением.
Обращение к нравственной природе творчества и противопоставление «добрых художников» «злым» взаимосвязаны, так как помогают автору выразить мысль о том, что талантливым людям не стоит забывать о нравственных устоях.
Таким образом, авторская позиция состоит в том, что безнравственные произведения не имеют права не существование, ведь истинный художник всегда напоминает людям о существовании добра, чести и совести. Я согласна с этой позицией и уверена, что идейное звучание великого произведения искусства говорит читателю о важности человеческих ценностей, даже если художественный мир этого творения мрачен.
Соотношение «гения и злодейства» — одна из главных проблем в мировой литературе. К ней обращается и А.С. Пушкин в «маленькой трагедии» «Моцарт и Сальери». Сальери, привыкший относиться к творчеству как к ремеслу и утверждающий, что «нет правды на земле, но правды нет и выше», решается на гнусный поступок, потому что завидует молодому гению Моцарту. Сальери никогда не сможет создать выдающихся творений, ведь он не способен не только отличить добро от зла, но и раскаяться в убийстве друга.
В литературе второй половины XX века часто можно встретить иронию по отношению к понятиям нравственности, «переворачивание» сущности добра и зла. Проза В.В. Набокова, к примеру, обычно оценивается с точки зрения эстетических категорий, а не морально-этических, потому что мир его художественных текстов нередко становится миром пошлости и жестокости. В романе «Приглашение на казнь» герой Цинциннат Ц. приговорен к «казни из лучших побуждений», он единственный в безнравственном антиутопичном мире способен видеть красоту вокруг себя (ночная бабочка, которую видит только Цинциннат, становится метафорой творчества). Важно, что в финале романа герой спасается, а пошлый мир разрушается, и тем самым доказывается тезис о необходимости сохранения нравственной чистоты.
Итак, моральные устои должны быть определяющими для творца, ведь именно они позволяют создавать гениальные произведения и через них направлять людей «на путь истинный».
Материал впервые был опубликован в 2024 году.
Фото: pexels.com
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Как правильно написать сочинение
Умение формулировать мысли, излагать их логично и интересно — важное качество не только на ЕГЭ, но и в жизни. Разберемся, как писать сочинение, чтобы покорить экзаменационную комиссию.
0
3 024
Алгоритм написания сочинения
Написание сочинения — это не просто изложение мыслей на бумаге, а настоящее испытание логики, грамотности и умения выражать свои идеи. Если подойти к этому без подготовки, можно заблудиться в хаосе слов и аргументов.
Хаотично набрасывать мысли — не вариант. Чтобы написать грамотное сочинение, нужна стратегия.
Представь, что тебе дали сборный конструктор без инструкции. Деталей много, но что из них соберется — неизвестно. Так и с сочинением: грамотно составленный план — инструкция, чтобы все детальки текста в итоге собрались единую логичную картину. Это база для написания топового сочинения. Но не только план важен.
Разберемся, как написать текст, который не заставит проверяющего страдать, пытаясь разобраться в потоке чужих мыслей, и принесет тебе заветные баллы на ЕГЭ или ОГЭ .
Шаг 1. Внимательно читаем задание
Прежде чем писать, нужно разобраться, что именно от тебя хотят. Внимательно читай формулировку: если пропустить хоть одно требование, баллы могут улететь. Есть критерии оценки, которые влияют на общий балл за задание: если получить по этим критериям 0, то и все задание проверять не будут.
Примеры:
- критерий оценивает, правильно ли выпускник определил проблему сочинения: если проблема не определена или определена неправильно, то сочинение проверять не будут;
- в задании требуется привести два аргумента, выпускник забывает об аргументах или пишет 1 аргумент, итог — потерянные баллы.
Лайфхак: выдели в задании ключевые слова. Например, «проблема», «позиция автора», «собственное мнение». Они помогут не сбиться с пути.
Шаг 2. Определяем проблему текста
Тут главное не паниковать и не путать тему с проблемой. Напомним кратко:
Тема — это то, о чем текст в целом.
Проблема — то, что именно автор хочет обсудить, какой вопрос поднимает.
Пример:
В тексте рассказывается о вреде соцсетей.
- Тема: влияние соцсетей на человека.
- Проблема: делают ли соцсети людей одинокими?
Лайфхак: простой способ найти проблему — задать себе вопрос: «Что хочет обсудить автор текста?»
Шаг 3. Определяем позицию автора
Автор не просто так пишет текст, у него есть мнение. Твоя задача — найти его и перефразировать своими словами.
Как это сделать?
- Ищи оценочные слова («важно», «опасно», «необходимо», «нельзя игнорировать»).
- Обрати внимание на примеры: если автор приводит негативный пример — скорее всего, он против, если положительный — за.
Пример:
Текст о гаджетах, где говорится, что дети стали меньше читать.
- Проблема: технологии негативно влияют на начитанность детей.
- Позиция автора: гаджеты вытесняют книги, и это плохо.
Шаг 4. Своя позиция и аргументы
Тут начинается самое интересное — нужно выразить свое мнение. Но не просто «подписываюсь под каждым словом», а подкрепить его примерами и иллюстрациями.
Какие аргументы подойдут?
- Литература (романы, рассказы, пьесы).
- История (события, личности, факты).
- Личный опыт (можно сослаться на примеры из школьной жизни).
Пример:
Если текст о счастье, можно вспомнить размышления князя Андрея из «Войны и мира».
Шаг 5. Пишем вывод
Вывод — это не просто «все классно, спасибо за внимание». Нужно обобщить все сказанное ранее и показать, как логически приводят все аргументы и примеры к основной мысли.
Как написать хороший вывод?
- перефразировать свою позицию;
- сделать обобщение;
- добавить философскую нотку (но без «мы все люди, давайте жить дружно»).
Пример:
Если твое сочинение про одиночество в соцсетях, можно закончить так:
«Технологии делают общение доступнее, но не заменяют живые эмоции. Именно поэтому важно сохранять баланс между виртуальным и реальным миром.»
Шаг 6. Проверяем текст
Тут включаем режим внимательного редактора. На что смотреть?
- Ошибки в словах и пунктуации (проверяем текст на все возможные опечатки, отсутствие запятых и прочее).
- Логика (аргументы должны быть связаны с проблемой).
- Повторы (не нужно пять раз писать «автор считает»).
Если говорить кратко, вот что нам нужно, чтобы собрать свои мысли в логичный и связный текст:
- Читаем задание внимательно.
- Определяем тему, проблему и позицию автора.
- Аргументируем свое мнение.
- Делаем вывод без «воды».
- Проверяем текст.
Теперь сочинение не похоже на случайный набор мыслей, а выглядит логично и структурированно. А теперь подробнее рассмотрим некоторые моменты, которые нужно учесть при написании сочинения.
Изучение темы
Как ты уже знаешь, прежде чем приступать к написанию, нужно понять, о чем именно идет речь. Представь, что ты хочешь пройти уровень в игре, но даже не знаешь, какие у тебя задания. Вот так же и с сочинением – сначала изучаем тему, определяем ее главную мысль и только потом двигаемся дальше.
Как это сделать?
- Внимательно читаем текст, можно выделять для себя какие-то моменты, которые кажутся важными в процессе.
- Определяем ключевые слова — это как раз те важные слова, которые наводят тебя на мысль, что автор хочет обсудить конкретную тему.
- Попробуй пересказать текст в 1-3 предложения – скорее всего, это и будет тема текста.
Тренируйся, возьми несколько разных текстов и постарайся определить тему каждого из них. Чем больше ты читаешь, тем легче становится воспринимать чужие мысли и выделять главное в тексте.
Работа с материалом
Написать хорошее сочинение без подготовки — это все равно, что готовить ужин без ингредиентов. Представь, что ты хочешь приготовить яичницу, но у тебя нет яиц, — ничего не получится. Так и здесь: если ты не читаешь, не изучаешь литературу, у тебя не будет «ингредиентов» для примеров и иллюстраций своего мнения. Чтобы текст был содержательным, нужно заранее подобрать материал для аргументов.
Где искать информацию?
- Художественная литература.
- Исторические события.
- Личный опыт: здесь нужно подбирать аргументы осторожно, не нужно рассказывать историю своей жизни, используй данный вариант только если твой личный опыт действительно содержит неоспоримую иллюстрацию к проблеме текста.
Пример: если тема связана с милосердием, можно вспомнить Соню Мармеладову из «Преступления и наказания», которая пожертвовала собой ради помощи семье.
План сочинения
Как писать сочинение по литературе, если мысли разбегаются в разные стороны, хочется и об этом сказать, и то упомянуть? Как мы уже упомянули, хороший текст начинается с плана. Без него сочинение превращается в поток мыслей без логики и структуры.
Классический план сочинения:
- Введение — обозначаем тему, определяем проблему, заявляем общую мысль.
- Основная часть — раскрываем проблему, приводим аргументы.
- Заключение — подводим итог, делаем логичный вывод.
Пример:
Тема: «Почему важно сохранять верность?»
Введение: объясняем, что верность – это ключевое качество, без которого невозможно построить крепкие отношения.
Основная часть: приводим примеры – князь Андрей из «Войны и мира», исторический факт про дружбу Жукова и Рокоссовского.
Заключение: рассказываем, как верность делает мир лучше, а отношения крепче.
Словарный состав
Чтобы текст не был скучным и однообразным, важно заранее расширять свой словарный запас и подготовить подходящие слова.
Можно сделать таблицу:
Основное слово | Синонимы |
---|---|
Говорить | рассуждать, заявлять, сообщать |
Дружба | товарищество, братство, единство |
Зло | несправедливость, подлость, предательство |
Так ты избежишь повторов и сделаешь свою речь более выразительной.
Черновое сочинение
Не стоит сразу писать чистовик — ошибки неизбежны. Лучше набросать черновик, а потом его доработать. В чистовике уже ничего не исправишь, а тут у тебя есть шанс сделать свое сочинение лучше.
Плюсы чернового варианта:
- Можно структурировать мысли.
- Увидеть лишние или слабые аргументы.
- Проверить логические связи между частями текста.
Лайфхак: после написания черновика отвлекись на 10 минут. Потом перечитай — ошибки будут видны лучше.
Виды сочинений
Сочинения бывают разными, и подход к их написанию тоже отличается. Основных видов три:
- Сочинение-повествование — рассказ о событиях.
- Сочинение-описание — изображение предмета, явления, человека.
- Сочинение-рассуждение — анализ проблемы и ее обоснование.
Сочинение-повествование
Это история, у которой есть завязка, кульминация и развязка.
План:
- Введение: кратко вводим в курс дела.
- Основная часть: рассказываем о событиях.
- Заключение: подводим события к логичному итогу, делаем вывод.
Пример:
Тема: «Как я помог другу».
Введение: рассказываем, что друг оказался в сложной ситуации.
Основная часть: описываем, что произошло, какие действия предприняли.
Заключение: подводим итог – почему важно помогать близким.
Сочинение-описание
Это сочинение, где мы изображаем объект, передаем его особенности и детали.
План:
- Введение: что будем описывать и зачем.
- Основная часть: внешний вид, характерные черты, ощущения.
- Заключение: личное отношение к объекту.
Пример:
Тема: «Осенний парк».
Введение: рассказываем, почему выбрали этот пейзаж.
Основная часть: описываем деревья, листья, запахи, звуки.
Заключение: делаем вывод — осень вызывает теплые чувства.
Сочинение-рассуждение
Это сочинение, в котором мы анализируем проблему и приводим аргументы.
План:
- Введение: формулируем проблему.
- Основная часть:
- Тезис – высказываем мнение.
- Аргумент 1 – подтверждаем примером.
- Аргумент 2 – еще один пример.
- Заключение – подводим итог.
Пример:
- Тема: «Почему важно быть честным?»
- Введение: объясняем, что честность – ключевое качество.
- Основная часть:
- Тезис: ложь разрушает доверие.
- Аргумент: Образ Герасима из «Муму» — честность ценится выше комфорта.
- Аргумент: Исторический пример – Юлий Цезарь доверял только тем, кто говорил правду.
- Заключение: честность – основа любых отношений.
Итак, теперь не секрет, как правильно писать сочинение. Попробуй учесть в своей подготовке эти шаги:
- Изучаем тему.
- Собираем материал.
- Пишем план.
- Следим за словарным запасом.
- Делаем черновик.
- Проверяем и дополняем.
И не забываем про чистовик, потому что даже самое гениальное сочинение не спасет каракули, которые проверяющий не сможет разобрать!
Сочинение, эссе и изложение: в чём разница?
Если тебе кажется, что все эти термины — просто разные названия одного и того же, спешим развеять этот миф. Разница есть, и она важна!
- Сочинение — это структурированный текст по заданной теме. Тут важны логика, аргументы и грамотность. Обычно есть четкий план: введение, основная часть и заключение.
- Эссе — более свободное размышление. Здесь можно выражать личные эмоции и рассуждать так, как хочется. Главное — донести идею, а не строго следовать структуре.
- Изложение — это пересказ текста, передача его сути. Нельзя просто менять слова на синонимы — нужно передать смысл так, чтобы не потерялись важные детали.
Вывод: сочинение — для аргументов, эссе — для мыслей, изложение — для пересказа.
Подготовка к сочинению на ОГЭ и ЕГЭ
На экзамене важно не просто писать, а писать правильно. Ошибки в логике, аргументации или структуре могут стоить тебе баллов. Поэтому разберемся, на что нужно обратить внимание при подготовке к сочинению на школьных экзаменах.
Различия ОГЭ и ЕГЭ
- ОГЭ: проверяют умение пересказывать, анализировать текст, формулировать свое мнение. Нужно показать, что ты понимаешь смысл прочитанного.
- ЕГЭ: упор на аргументы, логику и грамотность. Требуется привести примеры из литературы, истории, личного опыта, показать умение анализировать проблему.
Пример:
На ОГЭ могут попросить объяснить, как автор показывает дружбу в тексте. На ЕГЭ — привести аргументы о важности дружбы, опираясь на произведения литературы.
Полезные советы для подготовки
Как не провалить сочинение на экзамене? Вот ТОП-5 лайфхаков:
1. Изучай клише
Использование клише поможет тебе не тратить время на формулировки. Вот несколько примеров:
- В тексте автор поднимает проблему…
- Примером тому может служить произведение…
- Таким образом, можно сделать вывод…
В статье мы собрали список клише для итогового сочинения.
2. Пиши хотя бы 1-2 сочинения в неделю
Практика – залог успеха! Попробуй завести тетрадь и тренироваться в написании разных типов сочинений:
- один день — сочинение-повествование;
- другой день — сочинение-рассуждение.
3. Читай примеры хороших работ
Лучший способ научиться писать — анализировать удачные тексты. Посмотри примеры высокобалльных сочинений, разбери их структуру и аргументы.
4. Следи за грамотностью
Грамотность — не только орфография, но и пунктуация, логика, стилистика. Помогут:
- «Тотальный диктант» – проверяет грамотность.
- Чтение хорошей литературы.
- Приложения вроде Gramota.ru или Орфограммки.
5. Консультируйся с учителем или репетитором
Если что-то не получается — не стесняйся спрашивать. Учитель поможет разобрать ошибки и понять, где ты теряешь баллы.
Разбор частых ошибок в сочинении
Ошибка 1: Нет четкого тезиса
❌ «Автор говорит о дружбе. Дружба — это хорошо».
✅ «Автор раскрывает проблему искренней дружбы, показывая, что без нее человек становится одиноким».
Ошибка 2: Примеры «из головы»
❌ «Я знаю, что дружба важна, потому что мой друг когда-то помог мне сделать уроки».
✅ «Пример настоящей дружбы можно найти в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»» — отношения Андрея Болконского и Пьера Безухова основаны на поддержке и честности».
Ошибка 3: Заключение без вывода
❌ «Вот такая вот дружба».
✅ «Таким образом, дружба — важная часть жизни, которая помогает человеку преодолевать трудности и становиться лучше».
Как уложиться во время на экзамене
Проблема: время на сочинение ограничено, а хочется написать идеальный текст.
Решение:
- 5 минут – анализируем тему и составляем план.
- 30-40 минут – пишем черновик.
- 5-10 минут – перечитываем и исправляем ошибки.
- Оставшиеся 5 минут – переписываем в чистовик.
Лайфхак: не трать время на «украшательство» текста. Главное – логика и грамотность!
Чтобы написать хорошее сочинение на ОГЭ или ЕГЭ, нужно:
- Разобраться в теме.
- Научиться приводить аргументы.
- Практиковаться хотя бы раз в неделю.
- Читать удачные примеры.
- Избегать типичных ошибок.
Сочинение — это не просто пытка в школе, а полезный навык на будущее. Главное — практика, хороший словарный запас и план. Тогда любое сочинение превратится в увлекательную историю, а не в мучение! Не бойся, подготовься и следуй четкой структуре.
Теперь ты знаешь, как написать сочинение и не облажаться! Осталось только тренироваться — и на экзамене ты будешь на высоте.
За сочинение ОГЭ можно получить 7 баллов из 37 возможных. Это почти 20% общего результата экзамена.
Рассказываем, как справиться с заданием №13 на максимум. Готовься скринить и копировать, потому что мы начинаем!
Структура сочинения
Начнём с основного, а именно со структуры. В сочинении должно быть четыре абзаца — так ты точно ничего не забудешь и сможешь попасть во все критерии.
Из чего должна состоять работа:
- Вступление.
- Первый пример из текста.
- Второй пример из текста (или из жизни и литературы для темы 13.3).
- Заключение.
Вступление
Вступление — это вводная часть сочинения. А ещё это то самое место, где многие выпускники путаются, впадают в ступор и совсем не знают, с чего начать.
Лучше всего в первом абзаце смотрится определение, которое нужно вывести на основе прочитанного текста и собственных мыслей. Ничего сложного в этом нет. Например, если текст поднимает тему человечности, можно начать сочинение так:
«Человечность — это такое качество…»
А следом — раскрыть, что ты вкладываешь в это понятие, и привести конкретные примеры, как оно может проявляться. В конце вступления обязательно допиши «речевой мостик» — предложение, которое поможет плавно перейти от тезиса к примерам из текста. Например:
«Докажу справедливость своих слов на примерах из текста».
Главное в этом деле — не списывать. Эксперты знают, что ни один девятиклассник не говорит и не мыслит как создатель толкового словаря или великий философ. Заранее заучивать важные определения тоже не стоит: каждая работа проверяется на плагиат, так что маленькая хитрость легко может превратиться в роковую ошибку.
Пиши естественно, как думаешь и понимаешь именно ты. И конечно, не забывай про грамотность. Вот и вся формула успешного вступления.
Как ввести аргументы
Аргументы важны не меньше, а то и больше вступления. Необходимо не просто добавить их в сочинение, но и гармонично вписать в получившееся рассуждение.
Второй абзац — это всегда пример из прочитанного текста. И начать его лучше с одной из классических вводных конструкций. Например:
«В прочитанном фрагменте текста известного публициста (Ф. И. О. автора) говорится о том, что…»
И дальше переходи к описанию какого-либо эпизода, подтверждающего суждение, которое было сформулировано во вступлении.
Помни, что, приводя аргументы, важно не только опираться на предложенный фрагмент текста. В сочинении тебе обязательно нужно выразить собственную позицию.
Часто ребята слишком увлекаются пересказом текста. Этого делать не нужно, ведь задача на экзамене — написать хорошее рассуждение. Используй предложенный фрагмент для аргументации своих мыслей, но помни: эксперты тоже его читали, они знают, о чём там речь.
Где взять пример из жизни
Если в первых двух темах достаточно опоры на предложенный текст, то тем, кто выбирает сочинение 13.3, придётся постараться немного сильнее и привести аргумент из личного опыта. Но что делать, если тебе пятнадцать и кажется, что никакого жизненного опыта ещё нет?
Так вот, поверь, экзаменаторы это прекрасно понимают. И — внимание — ни один из проверяющих не пойдёт проверять, правда ли твой сосед Вася Иванов спас 10 котят из горящего дома.
Для написания действительно хорошего сочинения возьми на заметку, что можно:
- придумать пример из жизни — конечно, не перебарщивая с фантазией;
- рассказать реальную историю, которая произошла с кем-то из знакомых;
- привести пример из литературы или кинематографа.
Как закончить
В последнем абзаце важно сформулировать логичный и грамотный вывод из всего вышесказанного. Например:
«Таким образом, эмпатия — необходимая черта каждого человека, обозначающая способность понять другого, посочувствовать ему, помочь, если это нужно».
или
«Итак, материнская любовь не знает границ: мать любит своё чадо безусловной любовью и, каким бы ни был ребёнок, всегда найдёт силы понять и оправдать его».
Кстати, заключение часто называют «переформулированным вступлением» — так что не старайся придумать какую-то новую мысль и изобрести велосипед. Просто сделай хороший вывод из всего того, о чём было сказано в сочинении.
Вуаля, сочинение на максимум баллов готово! Помни, что краткость — сестра не только таланта, но ещё и грамотности, логики и максимальной оценки на ОГЭ. Правда, меньше 70 слов всё-таки писать не стоит.
Мы верим, что у тебя всё получится! Рассуждай, сочиняй, решай КИМы и готовься к ОГЭ с удовольствием (и гарантией результата) вместе с Умскул:
1 абзац
Указание проблемы исходного текста, которая уже сформулирована в задании.
* В приведённом тексте известного русского писателя (публициста, прозаика и т.д. см., что написано об авторе в конце текста) ФИО ставится проблемный вопрос:… (далее переписать формулировку). ИЛИ записать проблемный вопрос с пояснением: над этим проблемным вопросом заставляет задуматься автор предложенного текста ФИО.
2 абзац
Отражение позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста. 1 балл
В художественном тексте авторская позиция выражена косвенно (не прямо)
* Писатель не выражает прямо свою позицию, но подводит читателя к мысли о том, что…
В публицистическом тексте позиция автора выражена чётко и ясно
* Позиция автора чётко выражена. Он убеждён, что…
3 абзац
Комментарий к авторской позиции данного текста+1-ый пример-иллюстрация с указанием и пояснением. 3 балла
* Раскрывая проблему, ФИО (автора текста) обращает внимание читателя на главного героя (рассказчика, героя-рассказчика) повествования, который (кратко пересказываем сюжет и подводим к примеру-иллюстрации).
* Автор (с грустью, с сожалением… другие чувства) пишет, что (приводим 1-ый пример-иллюстрацию: можно цитату из текста или кратко пересказываем своими словами)… + пояснение
Пояснение к примерам (художественный текст)
* Автор знакомит читателя с героями текста…+ мини-вывод
* Автор неслучайно обращает наше внимание на… + мини-вывод
* Поступок героя показывает, что…+ мини-вывод
* Слова (мысли) героя позволяют увидеть…+ мини-вывод
* Эти события автор описывает, чтобы + мини-вывод
* Автор хочет сказать, что….+ мини-вывод.
В мини-выводе обязательно используем вводные слова (по моему мнению, по-моему, думаю, известно, на мой взгляд). Не забывайте обособлять вводные слова на письме!
Например: по моему мнению, донос на друга – это предательство.
Пояснение к примерам (публицистический текст)
* Писатель хочет сказать, что…
* Этот пример показывает, что…
* Смысл этого высказывания в том, что…
* Эти слова убедительно доказывают, что…
* Я думаю, этим примером автор хотел показать…
* Приведённые слова содержат глубокий смысл…
4 абзац
2-ой пример-иллюстрация с указанием и пояснением.
* Для того чтобы читатель разобрался в чувствах (мыслях, ощущениях и т.п) героя, автор отмечает, что… + пояснение +мини-вывод
* В предложении № … писатель отмечает (замечает и т.д.), что…+ пояснение +мини-вывод… Автор уверен, что…
5 абзац
Указать и проанализировать смысловую связь между примерами.
1. Объяснение
* Оба примера из текста объясняют важную мысль автора: (написать, какую мысль)
* Размышляя над проблемой, автор хочет объяснить…
* С помощью этих примеров автор объясняет, как (зачем, почему и т.д.)
* Приведённые примеры позволяют автору объяснить…
2. Противопоставление
* Автор противопоставляет данные примеры, чтобы показать…
* Противопоставляя эти примеры (поступки героев и т.п.), автор хочет подчеркнуть…
* С помощью противопоставления автор показывает разные стороны…
* Благодаря антитезе мы видим различные точки зрения на…, что делает рассуждение более объективным и убедительным.
* Один пример противопоставлен другому, но оба они иллюстрируют важную мысль автора…
3. Сравнение
* Писатель сравнивает…+ какие качества героев выявляются в сравнении…
* Сравнивая этих героев, мы видим…
* Благодаря сравнению писатель выделяет лучшие стороны…
* Сопоставляя различные точки зрения на интересующий его вопрос, автор показывает…
* Сопоставление этих примеров позволяет автору показать сложность (неоднозначность) ситуации…
4. Причина-следствие
* Почему же герой так поступает? Ответ на этот вопрос мы находим далее.
* Приведённые примеры показывают причины и следствия поступков героя…
* Анализируя эти примеры, мы понимаем причину изображённых событий…
* Таким образом, эти примеры позволяют понять, почему…
5. Определение понятия
* Автор определяет значение слова «…» (раскрыть содержание понятия «…»).
* Приведенные примеры показывают сложность и многогранность понятия «…»
* Эти примеры позволяют лучше понять значение слова « …»
6 абзац
Сформулировать и обосновать своё отношение к позиции автора по проблеме текста. Привести пример-аргумент.
2 балла
* Я полностью согласен с автором и считаю, что… (обоснование).
(Даже соглашаясь с автором, сформулируйте свою позицию иными фразами). В качестве примера-аргумента я могу привести…
1. Источником для примера-аргумента служит читательский, историко-культурный или жизненный опыт.
2. Не принимаются в качестве содержательной основы для примера-аргумента комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.
7 абзац
Заключение (достаточно одного предложения)
* Таким образом…
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Максимальное количество баллов за всю письменную работу – 22.