Инструкция по выполнению заданий
Устное собеседование по русскому языку состоит из четырёх заданий.
Задание 1 – чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку –
2 минуты.
В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив
его высказыванием. Время на подготовку – 1 минута.
В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных
вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе
жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем. Время на подготовку – 1 минута.
В задании 4 Вам предстоит поучаствовать в беседе по теме
предыдущего задания.
Общее время Вашего ответа (включая время на подготовку) – 15 минут. Всё время ответа ведётся аудио- и видеозапись.
Постарайтесь полностью выполнить поставленные задачи, старайтесь говорить ясно и чётко, не отходить от темы и следовать предложенному плану ответа. Так Вы сможете набрать наибольшее количество баллов.
ПАМЯТКА №1 (Задание 1)
- Темп чтения средний (не слишком быстро).
- Читайте осмысленно. В зависимости от смысла текст может читаться в разном темпе, с разным настроением.
- Знаки препинания – это паузы: запятые – небольшая пауза, точка, двоеточие, тире – пауза дольше.
- Между микротемами (абзацами) пауза.
- Интонацией передаются вопросительные и восклицательные предложения.
- Основная информация (главные слова) выделяются голосом.
- Дома читайте любые тексты вслух!!!
ПАМЯТКА №2
- Пересказ текста – это передача главной информации, основного содержания. Не нужно стараться запомнить дословно текст, важно показать, что вы его поняли и можете отделить главное от второстепенного.
- Постарайтесь запомнить ключевые слова, из которых можно составить свои предложения.
- При пересказе используются те же приемы сжатия текста, что и при изложении (исключение, обобщение, замена)
- Количество микротем (абзацев) не должно сократиться. Нельзя исключить целый абзац.
- При пересказе не допускается нарушать последовательность микротем, то есть излагать их в другом порядке.
Включение цитаты в текст.
- Цитата может быть в начале, в середине или в конце пересказа.
- Место определяем по смыслу и роли высказывания.
- Цитату нужно связать с текстом при помощи дополнительного предложения.
ПАМЯТКА №3
Тема 1 – описание: необходимо раскрыть основные признаки изображаемых предметов или явлений (имена существительные и прилагательные). Композиция: общее впечатление от предмета или явления, описание признаков, обобщение по описанию.
Тема 2 – повествование: необходимо передать последовательность действий (глаголы).Композиция: завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
Тема 3 – рассуждение: необходимо поразмышлять над предложенным вопросом (глаголы мысли-речи, вводные слова). Композиция: тезис (утверждение), аргументы (доказательства 2-3), вывод.
Во время беседы с экзаменатором нужно давать полные ответы на вопросы!
Инструкция
для пробного собеседования по русскому языку в 9 классе
(
для экзаменатора-собеседника)
№ п/п |
Действия |
Действия |
Время |
|
Время, |
15 |
|||
Приветствие *Здравствуйте! Присаживайтесь. Поставьте |
Приветствие экзаменатора-собеседника. |
|||
Короткий *Вам выдаётся инструкция по процедуре Устная Задание В В (Экзаменатор-собеседник В Желаем |
Выдаётся По ходу чтения Обучающийся |
|||
|
||||
— |
Называет свою фамилию, |
|||
1. |
||||
1.1. |
— |
|||
*За несколько секунд напомнить о — Время заканчивается! |
Подготовка |
2 |
||
1.2. |
Слушание текста. Задание 1. — Прочитайте |
Чтение |
2 |
|
2. |
||||
2.1. |
— |
Подготовка к пересказу |
1 |
|
2.2. |
Задание 2. — Перескажите |
Пересказывают |
3 |
|
3. |
Монолог |
|||
3.1 |
Подготовьтесь к |
Подготовка |
1 |
|
3.2 |
Задание 3. — Слушаем Вас! |
Ответ |
3 |
|
4. |
||||
4.1. |
Задание 4. — Ответьте на Задать все 3 вопроса, |
Отвечает |
3 |
|
— Спасибо! Ответ принят. (Экзаменатор записывает время окончания |
||||
Совсем скоро девятиклассникам предстоит сдать экзамен-допуск — итоговое собеседование. Этот экзамен отличается тем, что проходит в устной форме. Поэтому очень важно правильно к нему подготовиться. В этой статье мы подскажем, как сдать итоговое собеседование по русскому языку так, чтобы получить зачёт и допуск к основным экзаменам.
Итоговое собеседование в 2024 году проходит 12 февраля. Если не получится сдать в этот день, можно воспользоваться двумя резервными:12 марта и 21 апреля.
Экзамен будет проходить в школе и продлится 15–16 минут. Во время экзамена будет вестись аудиозапись. Необходимо говорить чётко, громко и ясно. Экзамен проверяет спонтанную речь, поэтому не стоит переживать, если во время ответа возникнут короткие паузы. Это естественно для устной речи.
Максимально за итоговое собеседование в 2024 году можно получить 20 баллов. Для зачёта, то есть допуска к ОГЭ, достаточно 10 баллов. В этой статье мы собрали критерии оценки за каждое задание, чтобы вы поняли принцип оценки и получили допуск к ОГЭ.
Чтение вслух
На подготовку к первому заданию на итоговом собеседовании у вас будет 2 минуты. Во время подготовки к чтению на экзамене рекомендуем обратить внимание на слова, над которыми расставлены знаки ударения. Эти слова точно надо правильно произнести. Перед чтением также стоит внимательно проговорить про себя имена числительные, а перед экзаменом повторить правила их склонения.
Важно также прорепетировать скорость речи. Не стоит читать быстро или чересчур медленно: стараемся выдержать нормальный темп чтения. На экзамене никто не проверяет технику чтения на скорость. Задача во время чтения — не искажать слова, соблюдать интонацию.
Пересказ
На подготовку к пересказу тоже будет 2 минуты. В это время можно делать записи. Стоит записать все даты, факты, ключевые слова, которые помогут при пересказе.
Отдельно стоит подготовиться к цитированию, в том числе выбрать, куда именно вставить цитату во время пересказа. Важно не забыть назвать автора цитаты и использовать её по правилам цитирования. Цитату можно ввести в текст пересказа так: «по словам (автора цитаты)…», «справедливы слова (автора цитаты)…».
Правила речи
Чтение вслух и пересказ оценивают ещё и по критериям правил речи, максимально на 4 балла. То есть суммарно за первые два задания можно набрать не 7, а 11 баллов.
Максимальный балл в итоговом собеседовании получится, если:
-
соблюдать структуры языковых единиц и нормы словообразования;
-
правильно произносить слова;
-
избегать тавтологии (повторения однокоренных слов в одном предложении, например: «следует сказать следующее, «в рассказе рассказывается», «растения растут»);
-
избегать плеоназмов (лишних слов: «в конечном итоге» — итог всегда конечен, «впервые дебютировал» — дебютировать второй раз невозможно);
-
корректно использовать фразеологизмы (нельзя сказать «сыграл большое значение»: со словом «сыграть» по нормам используют не «значение», а «роль»).
Монолог
На подготовку к этой части собеседования перед ОГЭ-2024 будет всего минута. По рекомендациям ФИПИ, монолог должен состоять не меньше чем из 10 предложений и длиться до трёх минут.
На собеседовании вам предложат три темы, из них необходимо выбрать одну. При выборе важно учесть, что по этой же теме будет и следующее задание — монолог. То есть, по сути, выбрать нужно тему не одного, а сразу двух заданий. Темы отличаются по типу речи: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта и рассуждение. Давайте вспомним особенности каждого типа для монолога, чтобы на собеседовании было проще выбрать тему.
Описание фотографии
Важно понять, что описание фото — это не описание статичной картины. Фотография динамична. При описании пригодятся такие фразы: «в центре внимания фотографа», «фотограф акцентирует внимание», «фотограф сумел поймать момент, когда…». При этом нет смысла описывать фотографию детально. Лучше сделать упор на самом важном: в этом помогут подсказки после фотографии.
Повествование
Выбрать повествование — значит рассказать краткую, но интересную историю, не отходя от темы. Главное, чтобы монолог на повествовательную тему звучал логично. Хорошая идея — потренироваться рассказывать историю так, чтобы в ней были обязательные элементы: начало (завязка), кульминация и окончание (развязка).
Рассуждение
При подготовке к рассуждению тоже стоит отрепетировать форму. При составлении монолога хорошим приёмом станет его построение в вопросно-ответной форме: нужно проговорить вопрос и ответить на него.
Для максимального балла за это задание стоит построить рассуждение по форме из тезиса, фактов и вывода.
Диалог
На подготовку к диалогу времени не выделяют, отвечать нужно будет сразу. Максимальный балл за задание поставят, если ответы будут полными и содержательными.
Не стоит отвечать лаконично или отрицательно. Например, экзаменатор может спросить: «Кем ты хочешь стать по профессии?» или «Любишь ли ты играть в футбол?». Даже если вы пока не определились с профессией или не любите играть в футбол, это не повод ответить «Не знаю», «Нет» и замолчать. Можно рассказать про одну или две возможных профессии. А в ответе на вопрос про футбол можно вспомнить истории, когда вас приглашали поиграть или посмотреть на игру, или описать эмоции от чемпионата мира по футболу, который проходил в России в 2018 году. Таким образом получится дать полный ответ.
Но это не итоговый балл. Максимально за монолог и диалог можно получить не 5, а 9 баллов, потому что учитывается ещё и правильности речи. Избежать ошибок помогут те же подсказки, что и к заданиям 1–2.
В этой статье мы собрали 5 подсказок, которые помогут сдать итоговое собеседование перед ОГЭ-2024. Пятёрка — волшебная цифра. Она поможет получить зачёт, сдав экзамен на 20 из 20 баллов. А внимательная команда наших методистов и учителей поможет подготовиться к грядущим ОГЭ.
Подготовка к ОГЭ/ЕГЭ с любого уровня на нужный балл
При покупке от двух предметов, скидка до 62%
Подробнее
Консультация
Для кого эта статья:
- учащиеся 9 класса, готовящиеся к итоговому собеседованию
- родители, интересующиеся подготовкой детей к экзаменам
- учителя, желающие получить информацию о формате и изменениях в собеседовании
Главное об итоговом собеседовании в 9 классе
Итоговое собеседование
Итоговое собеседование — это проверка на умение понимать информацию и грамотно выражать свои мысли. В нём предусмотрено 4 задания. Ученик должен выполнить их примерно за 15–16 минут.
При этом ребята проходят собеседование по очереди. А значит, можно не переживать, что ошибетесь из-за стеснения перед сверстниками. Кроме ученика в аудитории будут ещё двое: собеседник и проверяющий. Беседовать нужно будет с первым, задача второго — только оценивать ответы.
Что будет, если завалить итоговое собеседование?м
Если не получится пройти его феврале, будет возможность сделать это в дополнительные сроки весной — вторую рабочую среду марта или третий понедельник апреля. Неудача и там грозит недопуском к ЕГЭ.
Как изменится итоговое собеседование в 2025 году
Структурно и содержательно экзамен в этом году не изменится. Но в него внесли несколько исправлений:
- Круг вопросов, на которые нужно будет ответить в ходе монолога, привели к единообразному представлению.
- За диалог теперь можно получить максимум 3 балла.
- Исключили критерий «Богатство речи».
- Критерий «Соблюдение фактологической точности» теперь переименовали в «Фактическую точность речи».
Как выполнять задания на итоговом собеседовании
На экзамене вас будут ждать 4 задания, каждое из которых проверит отдельный навык. Все они относятся к базовому уровню сложности и делятся на 2 части. Разберём их по очереди.
Задание №1. Чтение текста вслух
В этом задании предложат текст на 160–200 слов. Все тексты будут связаны с известными личностями: учёными, литераторами, художниками и т. д.. Перед выполнением у каждого ученика будет 2 минуты на подготовку. Ниже — пример задания из демоверсии 2025 года.
Советы, которые помогут вам получить максимум баллов за чтение:
- Читайте спокойно и уверенно, не торопитесь. Здесь оценивают не количество слов в минуту, а вашу речь.
- Учитывайте знаки препинания. Выделяйте интонацией вопросительные и восклицательные предложения. Делайте паузу на запятых, тире и двоеточиях.
- При подготовке обращайте внимание на ключевые слова: имена, названия и даты.
- Учитывайте ударения — их проставляют на сложных словах, где можно запутаться.
Задание №2. Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания
Это задание связано с предыдущим: в нём вам нужно будет пересказать только что прочитанный текст. Причём его предложат дополнить высказыванием, которое будет приведено в условии. Здесь вам тоже дадут 2 минуты, чтобы подготовиться к ответу.
Советы, которые помогут вам получить максимум баллов за пересказ:
- Помните о правилах пересказа: главное — учесть каждую микротему, а не вызубрить все детали. Не пытайтесь зачитывать текст наизусть.
- Пользуйтесь полем для заметок, которое будет дано в задании.
- Если не запомнили дату в точности, представьте её в обобщённом виде. Например, 1914 год можно назвать началом ХХ века. Лучше так, чем ошибиться и потерять балл из-за фактической ошибки.
- Не читайте предложенную цитату, а используйте один из способов цитирования.
Задание №3. Монологическое высказывание
Это первое задание 2 части экзамена. В нём вам предложат выбрать одну из тем и, как следствие, тип речи, который нужно будет использовать. На выбор будут:
- монолог-описание по фотографии;
- монолог-повествование на основе жизненного опыта;
- монолог-рассуждение на поставленную тему.
После того, как вы выберите карточку, у вас будет 1 минута, чтобы подготовить ответ. При этом он сам не должен занимать более трёх минут.
Советы, которые помогут вам получить максимум баллов за монолог:
- Потренируйтесь на всех типах заданий заранее. На экзамене выбирайте тот, что легче остальных давался вам во время подготовки.
- Помните, что будут оценивать количество фраз. Их посчитают по числу грамматических основ в вашем ответе.
- Если выбрали описание, начните с общего введения, затем опишите передний и задний планы. Можно подключить воображение и рассказать предысторию фото.
- Если выбрали повествование, изложите завязку и перечислите действующие лица, само событие, его последствия и выводы из этого случая.
- Если выбрали рассуждение, выдвигайте тезис, а после приводите аргументы, чтобы подтвердить или опровергнуть его. Не забудьте про вывод в заключении!
- Опирайтесь на вопросы, которые даны в задании.
Это важно!
Монолог-рассуждение обычно даётся ученикам труднее всего. Выбирайте его только тогда, когда вам действительно близка тема и вы уверены, что сможете подобрать логичные аргументы к тезису.
Задание №4. Участие в диалоге
В этом задании нужно будет ответить на 3 вопроса, которые задаст эксперт. Они будут связаны с темой, которую вы выбрали в предыдущем задании.
Советы, которые помогут вам получить максимум баллов за диалог:
- Отвечайте развёрнуто. Односложные ответы не принесут вам баллов.
- Не переживайте, что можете ответить неправильно. В диалоге оценивают не ваши знания по теме, а умение выразить свою позицию.
- Внимательно слушайте вопросы и не перебивайте собеседника.
- Улыбка и спокойная жестикуляция во время беседы только пойдут вам в плюс.
Как будут оценивать итоговое собеседование
За итоговое собеседование не ставят оценок — только «зачёт» или «незачёт». Однако баллы будут — ими эксперт оценивает каждое задание в отдельности. Всего за экзамен можно получить 20 баллов. Для зачёта нужно набрать минимум 10.
Критерии оценивания чтения вслух (Ч) | Баллы |
---|---|
Ч1 | Интонация |
Ученик использовал верную интонацию, которая соответствует знакам препинания в тексте. | 1 |
Интонация не соответствует знакам препинания в тексте. | 0 |
Ч2 | Темп чтения |
Темп чтения соответствует коммуникативной задаче. | 1 |
Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче. | 0 |
Ч3 | Искажения слов |
Ученик не исказил ни одного слова. | 1 |
Ученик исказил 1 или более слов. | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Критерии оценивания подробного пересказа текста с включением приведённого высказывания (П) | Баллы |
---|---|
П1 | Сохранение при пересказе микротем текста |
Ученик сохранил все основные микротемы. | 2 |
Ученик упустил или добавил 1 микротему. | 1 |
Ученик упустил или добавил 2 микротемы и более. | 0 |
П2 | Работа с высказыванием |
Ученик логично и уместно включил в пересказ приведённое высказывание. | 1 |
Ученик включил приведённое высказывание в пересказ нелогично или неуместно. ИЛИ Ученик не использовал приведённое высказывание в ответе. |
0 |
П3 | Способы цитирования |
Ученик не допустил ошибок при цитировании. | 0 |
Ученик допустил 1 или более ошибок при цитировании. | 1 |
Максимальный балл | 4 |
Критерии оценивания монологического высказывания (М) | Баллы |
---|---|
М1 | Выполнение коммуникативной задачи в монологическом высказывании |
Ученик справился с коммуникативной задачей: привёл не менее 10 фраз по теме высказывания. | 2 |
Ученик частично справился с коммуникативной задачей: привёл 5–9 фраз по теме высказывания. | 1 |
Ученик не справился с коммуникативной задачей: привёл мене 5 фраз по теме высказывания. | 0 |
М2 | Логичность монологического высказывания |
Логических ошибок нет. | 1 |
Есть 1 или более логических ошибок. | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Критерии оценивания диалога (Д) | Баллы |
---|---|
Д1 | Выполнение коммуникативной задачи в диалоге |
Ученик справился с коммуникативной задачей: развёрнуто ответил на 3 вопроса в диалоге. | 3 |
Ученик частично справился с коммуникативной задачей: развёрнуто ответил на 2 вопроса в диалоге. | 2 |
Ученик частично справился с коммуникативной задачей: развёрнуто ответил на 1 вопрос в диалоге. | 1 |
Ученик не справился с коммуникативной задачей: ответил на вопросы односложно или не ответил вообще. | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Итоговое собеседование также будут оценивать и по отдельной системе критериев — грамотности и фактической точности речи. Они распространяются на каждое из 4 заданий, которые мы разобрали выше.
Критерии оценивания грамотности и фактической точности речи (Р) | Баллы |
---|---|
Р1 | Соблюдение орфоэпических норм |
Орфоэпических ошибок нет. | 2 |
Ученик допустил не более 2-х орфоэпических ошибок. | 1 |
Ученик допустил не более 3 или более орфоэпических ошибок. | 0 |
Р2 | Соблюдение грамматических норм |
Грамматических ошибок нет. | 2 |
Ученик допустил не более 2-х грамматических ошибок. | 1 |
Ученик допустил не более 3 или более грамматических ошибок. | 0 |
Р3 | Соблюдение речевых норм |
Ученик допустил не более 2-х речевых ошибок. | 2 |
Ученик допустил 3–4 речевые ошибки. | 1 |
Ученик допустил 5 и более речевых ошибок. | 0 |
Р4 | Фактическая точность речи |
Фактических ошибок нет. | 1 |
Ученик допустил 1 и более речевых ошибок. | 0 |
Максимальный балл | 7 |
5 советов, чтобы хорошо подготовиться к итоговому собеседованию
Совет №1. Научитесь бороться с волнением
Потерять баллы, потому что переволновался, — распространённое явление на экзаменах. На собеседовании тревога может сыграть сразу несколько злых шуток. Например, вы можете начать «глотать» окончания слов, оговориться, неверно поставить ударение или забыть, о чём был текст.
Чтобы не допустить этого, учитесь не допускать волнения. Для этого попробуйте:
-
включить прогулки на свежем воздухе в своё расписание за несколько дней до экзамена, а лучше вообще сделать их привычкой;
-
хорошо выспаться накануне, а в день экзамена не пропускать приёмы пищи;
-
надеть удобную одежду, которая не будет стеснять движений;
-
не вовлекаться в цепную панику, как это обычно бывает среди ребят перед экзаменами;
-
выполнять дыхательные упражнения.
И самое главное — качественно готовьтесь к экзамену, чтобы быть уверенным в своих силах.
Совет №2. Повторите все важные для собеседования темы
Вам пригодятся такие знания:
-
как правильно изменять по падежам имена числительные;
-
чем отличаются типы речи: описание, повествование, рассуждение;
-
какие бывают способы цитирования и как ими пользоваться;
-
что такое грамматическая основа и как её определить;
-
как правильно готовить пересказ текста;
-
какой структуры нужно придерживаться во время монолога.
Не стоит повторять всё это лишь вечером накануне экзамена. Советуем составить план подготовки, который позволит охватить все темы и закрепить их.
Совет №3. Практикуйтесь
Только на практике вы сможете проверить свои силы и отточить необходимые навыки. В этом вам помогут задания из демоверсий итогового собеседования за этот и прошлые годы. Также в сети можно найти сборники типовых заданий.
Во время подготовки:
-
оттачивайте выполнение каждого задания по очереди;
-
делайте упор на те, которые даются труднее всего;
-
устраивайте собственный пробный экзамен: инсценируйте итоговое сочинение дома со всеми условиями: заданиями обеих частей, временем на подготовку и собеседником.
Совет №4. Узнайте всё о собеседовании заранее
Как и для других экзаменов, ФИПИ публикуют официальные документы со сведениями о том, как всё будет происходить. Уже сейчас есть проект собеседования 2025 года, он состоит из:
- спецификации — документа, где указаны проверяемые навыки, длительность экзамена, распределение баллов, условия проведения и т. д.;
- демоверсии — пробного варианта, где есть примеры всех заданий, указания к их выполнению и критерии, по которым их будут оценивать.
- теория — разбираем сами задания и темы по русскому языку, которые могут пригодиться для ответов;
- практика — учимся выполнять тренировочные задания всех форматов экзамена;
- разбор ошибок — причём как собственных, так и учеников прошлых лет;
- знакомство с собеседованием — превращаем непонятные условия и критерии экзамена в простые и ясные.
Это поможет ещё и психологически. Когда что-то становится известным и понятным, оно уже не кажется таким страшным.
Совет №5. Готовьтесь вместе с учителем
Этим вы снимете со своих плечей львиную долю забот — где брать задания для подготовки, как разобраться в особенностях экзамена, по какому плану готовиться. И тогда можно будет без лишних тревог заниматься практикой.
В Skysmart ребята готовятся к итоговому собеседованию в рамках курсов ОГЭ по русскому языку. В них мы посвятили ему целые блоки, в которые входят:
Уроки проходят как в групповом, так и индивидуальном формате. Первый дешевле и подойдёт тем, кто уже уверенно себя чувствует и хочет лишь укрепить шансы. Второй — для учеников, которые серьёзно настроены идеально пройти собеседование и хотят персонального подхода.
Начните с бесплатного вводного урока! Там методист ответит на все вопросы и поможет определить уровень знаний.
этапы
Учитель (экзаменатор)
Ученик 9 класса
приветствие
«Здравствуйте, проходите, пожалуйста, присаживайтесь»
Входит в аудиторию: «Здравствуйте».
Садится
Оформление документов
«Назовите вашу фамилию, имя, отчество»
«Ф.И.О. ………….»
«Назовите номер варианта»
«Вариант №……….»
«Для оформления Ведомости учёта мне нужен Ваш паспорт» (берёт у учащегося паспорт).
Передаёт экзаменатору паспорт
инструктаж
«Вы участвуете в итоговом собеседовании.
Вам предстоит прочитать вслух небольшой текст, пересказать его, дополнив высказыванием, выбрать одну из трёх предложенных тем беседы, а также принять участие в беседе по теме предыдущего задания.
Перед тем, как начинать отвечать, Вам необходимо называть номер задания. ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!»
слушает
Задание 1
«ЗАДАНИЕ ПЕРВОЕ. ЧТЕНИЕ ТЕКСТА (читает формулировку из КИМа).
Предлагаю Вам в течение 2-х минут ознакомиться с текстом для чтения. Вы будете работать с этим текстом, выполняя задания первое и второе. Время пошло…»
2 минуты
Заполняет «Ведомость учёта»
Читает про себя текст на карточке
«Ваше время на подготовку истекло.
Перед тем, как начать читать текст, назовите номер задания.
По окончании чтения, не забудьте сказать фразу: «Ответ окончен».
Итак, пожалуйста, прочитайте предложенный текст.»
Останавливается, слушает
Без учёта времени
Слушает, эмоционально реагируя на чтение учащегося
«Задание 1»
Читает вслух текст на карточке
«Ответ окончен»
Задание 2
«ЗАДАНИЕ ВТОРОЕ. ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА.
Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ высказывание………………………………… (читает формулировку из второго задания, даёт ученику карточку с цитатой)
Помните, что на подготовку к пересказу у Вас есть 2 минуты. Вы можете использовать «ПОЛЕ для заметок», размещённое на странице КИМ с заданием №2.
Время пошло»
Берёт карточку с цитатой у экзаменатора
2 минуты
Готовится к пересказу молча (можно делать записи на полях для заметок)
«Ваше время на подготовку к пересказу истекло.
Сдайте мне, пожалуйста, текст, пересказ которого Вы будете сейчас делать.
Перед тем, как начать пересказывать текст, назовите номер задания. По окончании пересказа, не забудьте сказать фразу: «Ответ окончен»
Вы можете начать пересказывать текст»
Сдаёт текст экзаменатору, оставляя себе только карточку с цитатой
Без учёта времени (не останавливать ученика, не делает никаких замечаний, поправок)
«Задание 2»
Пересказывает текст с данной на карточке цитатой
«Ответ на 2-ое задание завершён»
Задание 3
«ЗАДАНИЕ ТРЕТЬЕ И ЧЕТВЁРТОЕ не связаны с заданиями первым и вторым, поэтому ранее полученные вами материалы, пожалуйста, сдайте мне.
Задание № 3. МОНОЛОГИЧЕСКОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ.
Выберите одну из предложенных тем беседы.
Тема первая …………………………../ на основе описания фотографии.
Тема вторая……………………………/ повествование на основе жизненного опыта.
Тема третья……………………../ рассуждение по поставленному вопросу.
(зачитывает учащемуся темы из КИМ)
Какую тему для монологического высказывания Вы выбираете?»
(передаёт учащемуся карточку с заданием по выбранной теме)
Слушает
«Я выбираю тему…………………………»
«У Вас есть одна минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более трёх минут. Время пошло.»
слушает
1 минута
Молча готовится
«Ваше время на подготовку истекло. Не забудьте назвать номер задания. Слушаю Вас внимательно»
Слушает, делает пометки по монологическому высказыванию на черновике, чтобы задать вопросы к заданию 4
«Задание 3»
Монологическое высказывание по выбранной теме/варианту
«Ответ на 3-ье задание завершён»
Задание 4
«ЗАДАНИЕ ЧЕТВЁРТОЕ. ДИАЛОГ.
Во время беседы я буду задавать Вам вопросы по выбранной теме. Пожалуймта, дайте полные ответы на вопросы…………….»
Задаёт вопросы ученику (НЕ МЕНЕЕ 2-Х), опираясь на примерные вопросы на специальной карточке для экзаменатора в соответствии с темой/вариантом, выбранной учеником.
ПРИМЕЧАНИЕ: если ученик уходит от ответов на поставленные вопросы или отвечает односложно (да/нет), экзаменатор должен «разговорить» ученика, наводящие вопросы в рамках темы диалога.
Отвечает на вопросы
«Благодарю за ответ. Устное собеседование по русскому языку завершено. Распишитесь, пожалуйста, в ведомости…»
Расписывается в «Ведомости учёта…»
«До свидания»
Прощается, уходит из аудитории