КЕДР Авто 10-А — автомобильное зарядное устройство российского производства, которое предназначено для зарядки 12-вольтовых аккумуляторных батарей. Время зарядки зависит от емкости батареи и степени ее разряженности.
Устройство обеспечивает автоматический переход в режим подзарядки малым током по окончании зарядки в режиме «АВТОМАТ», а также позволяет осуществлять восстановление аккумуляторной батареи (десульфатацию), для чего предусмотрен режим «ЦИКЛ».
В модели устройства «Кедр-авто-10» предусмотрен режим зарядки аккумулятора повышенным током до 10 А (предпусковой режим) и имеет надежную защиту от перегрузки, неправильного подключения и короткого замыкания зажимов аккумуляторного шнура.
Функциональные особенности
- Обладает высокой степенью защиты от неверного подключения, перегрузки и короткого замыкания зажимов;
- Модель оснащена самыми современными трансформаторами, изготавливаемыми ведущим предприятием Российской Федерации;
- Есть предпусковой режим – режим форсажа (аккумулятор заряжается при силе тока до 10А), после чего автоматически переходит на номинальную зарядку с силой тока в 5А;
- После окончания процесса зарядки батареи током в 4 А система самостоятельно переведет устройство в режим подзарядки при силе тока 0,5 А. Таким образом гарантируется полный заряд аккумулятора и не допускается его перезарядка;
- Есть возможность десульфатации АКБ в циклическом режиме заряда;
- Гарантийный срок службы составляет ровно один год с момента продажи;
- В режиме автоматического заряда номинальный ток составляет 4 А;
- При верной эксплуатации и соблюдении правил хранения срок службы не менее пяти лет;
- Вес устройства не превышает 0,6 килограмма.
- Зарядка аккумуляторной батареи и восстановление ее работоспособности, утраченной в силу образования сульфатов свинца и окисления электродов.
- Может использоваться для «тренировки» АКБ с целью повысить ее технические характеристики и продлить срок службы.
Принципиальная электрическая схема
Устройство зарядное предназначено для заряда и восстановления работоспособности кислотных свинцовых 12-вольтовых батарей, частично утраченной в результате сульфатации и окисления электродов, а также их тренировки проведением циклов заряд-разряд с целью увеличения ресурса, срока службы и сохраняемости.
Перед началом эксплуатации устройства необходимо изучить правила по уходу и эксплуатации аккумуляторных батарей.
Характеристики и описание
Технические характеристики:
- Номинальное напряжение питающей сети, В — 220 ±11;
- Номинальное напряжение заряжаемой батареи, В -12;
- Ток заряда номинальный, А, не менее — 4,0;
- Потребляемая мощность, Вт, не более — 85.
На лицевой панели расположены:
- индикатор тока для контроля тока заряда;
- кнопка включения режима «АВТОМАТ»;
- светодиод, сигнализирующий об окончании цикла заряда;
- кнопка включения режима «ЦИКЛ».
Шнур подачи сетевого напряжения с вилкой и шнуры подсоединения устройства к аккумуляторной батарее с зажимами выводятся с задней стенки устройства.
Рис. 1. Внешний вид устройства зарядного «Кедр-Авто 4А».
Рис. 2. Внешний вид устройства зарядного «Кедр-Авто 12В».
Принципиальная схема
Рис. 3. Принципиальная схема зарядных устройств «Кедр-Авто 4А» и «Кедр-Авто 12В» (предохранители F2 и F3 в приборе «Кедр-Авто 12В» не устанавливаются).
Табл. 1. Перечень элементов к принципиальной схеме прибора «Кедр-4А», «Кедр-12В».
Позиционное обозначение | Наименование элемента и тип | Кол-во | Примечания |
R1, R2, R4 | Резисторы МЛТ-0,125 — 120 Ом ± 10 % | 3 | |
R3, R5, R10 — R12 R14, R17, R18, R20 | МЛТ-0,125 — 30 кОм ± 10 % | 9 | |
R6 | МЛТ-0,125 — 10 кОм ± 10 % | 1 | |
R7, R16, R21 | МЛТ-0,125 — 1,0 кОм ± 10 % | 3 | |
R8 | МЛТ-0,125 — 18 кОм ± 10 % | 1 | |
R9, R19 | СПЗ-38 — 33 кОм | 2 | |
R13 | МЛТ-0,125 — 150 кОм ± 10 % | 1 | |
R22 | МЛТ-0,125 — 120 кОм + 10 % | 1 | |
С1 | Конденсаторы К73-17-630В — 0,1 мкФ | 1 | |
С2, С3, С4 | К73-17-630В — 0,022 мкФ | 3 | |
VD1 — VD5 | Диоды КД103А | 5 | |
VD6 | КС175Ж | 1 | |
VS1, VS2 | КУ202Г -т- М | 2 | |
HL1 | Индикаторы АЛ307БМ | 1 | |
VT1 | Транзисторы КТ361Г | 1 | |
VT2, VD3 | КТ315Г | 2 | |
DD1, DD2 | Микросхемы К176ЛА7 | 2 | |
DD3 | К176ИЕ5 | 1 | |
DD4 | К176ТМ2 | 1 | |
F1 | Предохранители ВП1-1 ІА 250 В | 1 | |
F2, F3 | ВП1-1 5 А 250 В | 2 | «Кедр-4А» |
РА1 | Измерительный механизм М42303 | 1 |
Шаблоны шкалы для амперметра
Рис. 4. Шаблон для восстановления шкалы амперметра зарядного устройства «Кедр-М».
Рис. 5. Шаблон для восстановления шкалы амперметра зарядного устройства «Кедр-Авто 4А».
Рис. 6. Шаблон для восстановления шкалы амперметра устройства зарядного автоматического «Электроника» УЗС-П-12-6,3.
Зарядное устройство КЕДР АВТО (1991 год)
Рис. 7. Принципиальная схема зарядного устройства КЕДР АВТО (1991 год).
Рис. 8. Расположение деталей на печатной плате зарядного устройства КЕДР АВТО.
Рис. 9. Внешний вид печатной платы зарядного устройства КЕДР АВТО.
Рис. 10. Еще одна монтажная плата зарядных устройств «Кедр-Авто 12В» и «Кедр-Авто 4А».
Инструкция пользователя
Общие сведения о зарядных устройствах Кедр-Авто 4А, основные технические характеристики, климатические условия эксплуатации, комплектность поставки, требования по технике безопасности и описание порядка работы с прибором.
Кликните по рисунку для его открытия в новом окне.
Рис. 11. Инструкция пользователя для зарядного устройства Кедр-Авто 4А.
Литература:
- Ходасевич А. Г, Ходасевич Т. И., Зарядные и пуско-зарядные устройства, Выпуск 2.
- Форум «pro-radio.ru/auto/623».
Аккумуляторная батарея (АКБ) — неотъемлемая часть любого автомобиля. От ее состояния напрямую зависит работа мотора и всей электронной начинки современных машин. Поэтому правильный уход и своевременная подзарядка АКБ — залог бесперебойной работы автомобиля.
1. Назначение зарядного устройства «Кедр-Авто 4А»
Зарядное устройство «Кедр-Авто 4А» предназначено для:
- зарядки 12-вольтовых свинцово-кислотных аккумуляторных батарей;
- восстановления АКБ, частично потерявших емкость из-за сульфатации пластин;
- проведения тренировочных циклов заряд-разряд для увеличения ресурса батарей.
Устройство позволяет как полностью заряжать разряженный аккумулятор, так и подзаряжать частично севшую АКБ. При помощи режима «Цикл» можно эффективно восстанавливать старые сульфатированные батареи.
2. Технические характеристики зарядного устройства
Давайте рассмотрим основные технические характеристики «Кедр-Авто 4А»:
- Напряжение питающей сети — 220±11 В;
- Выходное напряжение — 12 В (для зарядки 12 В АКБ);
- Максимальный зарядный ток — 4 А;
- Потребляемая мощность — не более 85 Вт.
На лицевой панели зарядного устройства располагаются кнопки включения различных режимов, светодиод индикации и амперметр для контроля силы зарядного тока. Выводы для подключения к аккумулятору и сети 220 В находятся на задней стенке корпуса.
3. Принцип работы устройства
Проанализируем устройство «Кедр-Авто 4А» по приведенной ниже схеме и разберем принцип его работы.
В основе зарядного устройства лежит схема выпрямителя на диодах VD1-VD5 и фильтрующем конденсаторе C1. Эта часть преобразует переменный ток 220 В в постоянный, необходимый для зарядки АКБ.
Далее следует узел контроля и стабилизации выходного напряжения, куда входят транзистор VT1, стабилитрон VD6 и резисторы R1-R3. Этот каскад не дает напряжению на клеммах АКБ подняться выше допустимого уровня.
Управление режимами зарядки производится микросхемами DD1-DD4. Они отвечают за включение нужного алгоритма зарядки, индикацию состояния на светодиоде, отключение зарядного тока при достижении полного заряда АКБ.
Работает зарядное устройство следующим образом:
- Пользователь подключает прибор к сети 220 В и аккумуляторной батарее, соблюдая полярность;
- Автоматически включается режим зарядки «АВТОМАТ»;
- Ток заряда контролируется амперметром. Максимальный ток — 4 А;
- Когда АКБ зарядится, микросхемы отключают выходное напряжение и зажигают светодиод.
4. Режимы работы зарядного устройства
Рассмотрим подробнее режимы работы прибора «Кедр-Авто 4А»:
- АВТОМАТ — стандартный режим зарядки током до 4 А;
- ЦИКЛ — режим для восстановления сульфатированных АКБ;
- ПРЕДПУСКОВОЙ — быстрая зарядка током до 10 А за 5 минут.
В режиме «ЦИКЛ» рекомендуется подключать внешнюю нагрузку к аккумулятору, например автомобильную лампочку мощностью 6 Вт. Это ускорит процесс десульфатации пластин.
Также имеются регулировочные переменные резисторы R5 и R9 для настройки алгоритма работы прибора и окончания заряда.
5. Инструкция по подготовке зарядного устройства к работе
Для того чтобы правильно подготовить «Кедр-Авто 4А» к зарядке аккумулятора, необходимо выполнить ряд простых действий:
- Вставить вилку шнура питания зарядного устройства в розетку 220В;
- Подсоединить зажимы зарядного устройства к клеммам аккумулятора, соблюдая полярность (красный провод к «+» батареи);
- Проверить показания амперметра — стрелка должна находиться на нуле;
- Включить питание кнопкой «Сеть».
6. Рекомендации по использованию функции «Цикл»
Для обеспечения максимального эффекта при восстановлении сульфатированной АКБ в режиме «Цикл» рекомендуется:
- Подключать дополнительную нагрузку к аккумулятору (автомобильная лампа мощностью 5-7 Вт);
- Проводить процедуру в течение 8-12 часов для сильно сульфатированных батарей;
- Периодически проверять температуру аккумулятора во избежание перегрева.
7. Возможные неисправности зарядного устройства
За время эксплуатации у зарядного устройства могут возникнуть следующие типовые неисправности:
- Отсутствует индикация на амперметре — проверить исправность плавких предохранителей;
- Прибор не реагирует на включение — проверить целостность силового шнура;
- АКБ не заряжается — протестировать выход диодного моста мультиметром.
8. Схема разборки корпуса для ремонта
Прежде чем приступить к ремонту зарядного устройства «Кедр-Авто 4А», необходимо аккуратно разобрать его корпус. Последовательность разборки следующая:
- Открутить винты крепления задней стенки корпуса;
- Снять переднюю и заднюю панель прибора;
- Извлечь основную плату с элементами;
- Осмотреть печатную плату и радиодетали на предмет видимых повреждений.
Теперь можно приступать к поиску и устранению неисправностей устройства.
9. Ресурс работы и срок службы зарядного устройства
При соблюдении всех правил эксплуатации средний ресурс работы зарядного устройства «Кедр-Авто 4А» составляет 2500-3000 циклов зарядки. Это эквивалентно примерно 5-7 годам активного использования.
Для увеличения срока службы рекомендуется:
- Использовать прибор только по назначению — зарядка свинцово-кислотных АКБ;
- Не допускать механических повреждений корпуса и шнуров питания;
- При появлении неисправностей своевременно обращаться в сервисный центр.
10. Регулировка параметров зарядки
В схеме зарядного устройства «Кедр-Авто 4А» установлены два регулировочных резистора R5 и R9. Они позволяют настраивать:
- R5 — порог отключения зарядного тока, т.е. конечное напряжение заряда АКБ;
- R9 — длительность импульсов зарядного тока в режиме «Цикл».
Для получения оптимальных настроек необходимо руководствоваться инструкцией или рекомендациями производителя. Неправильная регулировка может снизить эффективность зарядки или повредить аккумулятор.
Обзор распространённых автомобильных зарядных устройств. Принципиальные схемы. Назначение. Устройство. Возможные неисправности.
Зима. Мороз. Двигатель запускается тяжело. Резко возрастает нагрузка на аккумулятор. А за состоянием аккумулятора нужно следить: проверять и вовремя его заряжать.
Летом АКБ редко когда приходится заряжать, часто хватает зарядки от генератора автомобиля, а зима — это время частого использования автомобильных зарядных устройств.
Рассмотрим некоторые модели зарядных устройств промышленного производства, выпускаемых раньше и наиболее часто используемых автомобилистами.
УСТРОЙСТВО ЗАРЯДНО-ВЫПРЯМИТЕЛЬНОЕ БЫТОВОЕ ТИПА УЗС-П-12-6,3 УХЛ 3.1. «Электроника», «Электроника-М», «Электроника-И»
Устройство зарядно-выпрямительные с плавным регулированием стабилизированного тока зарядки предназначена для зарядки и подзарядки стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей типа 6 СТ (12В.) и 3 СТ (6 В.) ёмкостью до 60 А-ч в автоматическом и ручном режимах.
Разрешается заряжать батареи емкостью более 60 А-ч, но при этом ток зарядки не должен превышать 6,3 А!
12-вольтовая батарея может заряжаться как автоматическом, так и в ручном режимах, а 6-вольтовая батарея заряжается только в ручном режиме. Можно заряжать последовательно соединенные две 6-вольтовые батареи.
С помощью зарядного устройства можно определить полярность аккумуляторных батарей.
Устройство зарядное имеет электронную защиту от короткого замыкания при подключении его к аккумуляторной батарее, а также при ошибочной переполюсовки.
Технические характеристики зарядного устройства
ТИПА УЗС-П-12-6,3 УХЛ 3.1. «Электроника», «Электроника-М», «Электроника-И»
- Питание устройства осуществляется от сети переменного тока напряжением (220±22) В и частотой 50 и 60 Гц.
- Максимальный ток зарядки — 6,3 А.
- Диапазон регулирования стабилизированного тока зарядки от 0,2 до 6,3 А.
- Номинальное напряжение заряжаемой батареи — 12 В.
Устройство
Органы управления и индикации устройства зарядного выведены на лицевую панель:
- в устройстве зарядном «Электроника» стрелочный индикатор предназначен для индикации величины тока зарядки.
- в устройстве зарядном «Электроника–И» величина тока зарядки определяется по маркировке, нанесенной около светодиодного индикатора;
- в устройстве зарядном «Электроника-М» величина тока зарядки определяется по нанесенной на панели маркировке;
- регулятор предназначен для регулирования величины тока зарядки.
- индикаторы предназначены для определения режима работы устройства зарядного.
- кнопка КОНТРОЛЬ предназначена для контроля работоспособности и запуска устройства зарядного при подключении незаряженной емкостной нагрузки, а также слабозаряженной аккумуляторной батареи.
У зарядного устройства «Электроника–И» шаг индикации значения зарядного тока составляет :
- 0,5А – у12 разрядного индикатора тока;
- 1,0А – у 6 разрядного индикатора тока.
Порядок работы
Режим зарядки батарей согласно требованиям «Инструкции по эксплуатации» батарей аккумуляторных.
Устройство зарядное функционирует только с емкостной нагрузкой. Для запуска устройства зарядного, при подключении к устройству слабозаряженной аккумуляторной батареи или незаряженной емкостной нагрузки, необходимо нажимать кнопку КОНТРОЛЬ до включения устройства (до 1/3 секунд), что определяется включением индикатора.
В устройстве зарядном «Электроника – М» величина зарядного тока определяется по маркировке, нанесенной на панели, а также по яркости свечения индикатора. Отклонение величины тока зарядки от маркированного значения при номинальном значении напряжения питания не более ±0,5А. При зарядке аккумуляторной батареи с наличием сульфатации значение зарядного тока может отличаться от указанного.
Работа устройства зарядного при зарядке 12-вольтовой и 6-вольтовой аккумуляторных батарей в ручном режиме.
Установите ручку регулятора в левое крайнее положение, переключатель на режим работы РУЧ.
Подключите к устройству зарядному с помощью кабеля нагрузки аккумуляторную батарею. Зажим со знаком «+» подключите к клемме «+» аккумуляторной батареи, со знаком «-» к клемме «-».
Включите устройство зарядное в сеть: должен включиться (загореться) индикатор, установите регулятором тока необходимую величину тока зарядки, при этом должен включиться (загореться) индикатор, сигнализирующий о протекании зарядного тока. Признаком окончания процесса зарядки является обильное газовыделение, кипение во всех элементах батареи, а также постоянство плотности электролита и напряжения на батарее в течение 2-3 часов.
Порядок работы при зарядке 12-вольтовой аккумуляторной батареи в автоматическом режиме.
- Установите ручку регулятора в левое – крайнее положение. Подключите к устройству зарядному с помощью кабеля нагрузки аккумуляторную батарею. Зажим со знаком «+» подключите к клемме «+» аккумуляторной батареи, со знаком «-» к клемме «-».
- Включите устройство зарядное в сеть, при этом должен включиться индикатор.
- Установите ручкой регулятора необходимую величину зарядного тока, включается индикатор, переключатель на режим работы «АВТ». Стрелочный индикатор в устройстве зарядном «Электроника» показывает величину тока зарядки, далее наступает бестоковая пауза, индикатор отключается, а стрелка индикатора на нулевой отметке. После бестоковой паузы начинается процесс зарядки аккумуляторной батареи: зарядка-пауза-зарядка-пауза. Длительность бестоковой паузы зависит от степени заряженности аккумуляторной батареи.
- Признаками окончания процесса зарядки являются длительные без токовые паузы, обильное газовыделение, а также постоянство плотности электролита и напряжения на аккумуляторной батарее.
- Для окончательной зарядки аккумуляторной батареи рекомендуем в конце процесса зарядки перейти на ручной режим.
ВНИМАНИЕ!
Стабилизация тока зарядки устройства зарядного в режиме «РУЧ» и в режиме «АВТ» не осуществляется при зарядке аккумуляторных батарей с наличием сульфатации электродной массы, с прорастанием сепараторов или их разрушением, с короблением электродов, с наличием вредных примесей в электролите. В большинстве случаев при этом происходит самопроизвольное неуправляемое снижение тока зарядки.
Порядок работы при определении состояния 12-вольтовой аккумуляторной батареи.
- Подключите к устройству зарядному с помощью кабеля нагрузки аккумуляторную батарею. Зажим со знаком «+» подключите к клемме «+» аккумуляторной батареи, со знаком «-» к клемме «-».
- Подключите устройство зарядное к сети. Установите ручкой регулятора необходимую величину тока зарядки, переключатель на режим работы «АВТ».
- Включается индикатор, а стрелочный индикатор в устройстве зарядном «Электроника» показывает величину тока зарядки, далее наступает бестоковая пауза, отключается индикатор, а стрелка индикатора на нулевой отметке. Проконтролируйте по индикаторам бестоковую паузу. Если бестоковая пауза длится (0,5-1) секунд, аккумуляторную батарею необходимо зарядить. Если бестоковая пауза длится (1-2) минуты, аккумуляторная батарея не требует зарядки.
- Описанный временной режим работы устройства может не совпадать при включении аккумуляторной батареи, отработавший свой гарантийный срок, а также при следующих отклонениях в аккумуляторной батарее:
- коррозия токоотводов положительных электродов;
- оплывание активной массы положительного электрода;
- коробление электродов;
- прорастание сепараторов или их разрушение;
- короткое замыкание между электродами различной полярности;
- необратимая сульфатация электродной массы, наличие вредных примесей в электролите.
Определение полярности аккумуляторных батарей при отсутствии на них маркировки.
Подключите зажимы зарядного устройства к клеммам аккумуляторной батареи, ручку регулятора тока установите в крайнее левое положение, переключатель на режим работы «РУЧ». Подключите устройство зарядное к сети. Поверните ручку регулятора тока по часовой стрелке. Если при этом включается индикатор, полярность клемм аккумулятора соответствует маркировке на зажимах кабеля нагрузки. Если индикатор не включается, поменяйте местами зажимы и произведите проверку повторно.
Ещё одна схема зарядного устройства «ЭЛЕКТРОНИКА»
Печатная плата зарядного устройства «ЭЛЕКТРОНИКА»
Схема пуско-зарядного устройства для автомобильного АКБ «ЭЛЕКТРОНИКА ЗП-01»
Другой вариант схемы «Электроника ЗП-01»:
Этот вариант, но перерисованый:
Устройство зарядное с автоматическим отключением УЗ-ПА-6/12-6,3-УХЛЗ.1
Устройство зарядное с автоматическим отключением УЗ-ПА-6/12-6,3-УХЛЗ-1 (в дальнейшем — устройство УЗ-ПА) предназначено для заряда 6 и 12-вольтовых стартерных аккумуляторных батарей, установленных на мотоциклах и автомобилях личного пользования. Перед началом эксплуатации устройства УЗ-ПА необходимо изучить руководство по эксплуатации, а также правила по уходу и эксплуатации аккумуляторной батареи. Устройство УЗ-ПА имеет плавную установку зарядного тока, электронную схему защиты, обеспечивающую сохранность аккумуляторной батареи при перегрузках, коротких замыканиях и неправильной полярности подключения выходных зажимов. При этом защита выполнена таким образом: что на выходе зарядный ток появляется только в случае, если к выходным зажимам подключен источник напряжения (аккумуляторная батарея).
Внимание. Данное устройство производит заряд при наличии напряжения на аккумуляторной батарее не менее 4-х вольт.
В устройстве отсутствует указанный на схеме переключатель SВ1 и кнопка на лицевой панели. Обнуление счетчика таймера происходит автоматически при включении устройства в сеть.
Устройство УЗ-ПА рассчитано на эксплуатацию в условиях умеренного климата при температуре окружающего воздуха от минус 10° С до плюс 40° С и относительной влажности до 98% при 25° С.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Напряжение питающей сети | (220±22) В |
Частота сети | (50 ±0,5) Гц |
Диапазон установки тока заряда | от 0,5 до 6,3 А |
Переменное напряжение для питания переносной автомобильной лампы | (36 ±3) В |
Автоматическое отключение от аккумуляторной батареи | через (10,5±1) ч |
Габаритные размеры, не более | 240x175x85 мм |
Масса, не более | 4,2 кг |
Потребляемая мощность, не более | 145 Вт |
Устройство УЗ-ПА-6/12-6,3 и принцип работы
Устройство УЗ-ПА представляет собой выпрямитель, с плавной установкой тока. С выводов 3,6 сетевого трансформатора TV1 напряжение поступает на 2-х-полупериодный управляемый выпрямитель, выполненный на тиристорах VS1 и VS2. Выпрямленное напряжение подается на аккумуляторную батарею через контакты XI («плюс») и Х2 («минус»).
Для контроля величины тока заряда служит индикатор тока РА1.
Для отключения цепи заряда от аккумулятора через (10,5 ±1) ч, управления работой тиристоров и установки необходимого тока заряда служит схема, собранная на транзисторах VT1, VT4, VТ8, VТ9, VТ10 и интегральной схеме (ДД1).
На транзисторе VТ1 выполнен формирователь импульсов с частотой 50 Гц, на интегральной схеме ДД1 — счетчик с импульсов, на транзисторах VТ8 и VТ10 — делитель частоты на 2, на транзисторе VТ6 — управляемый генератор (стабилизатор) тока.
При этом необходимый ток заряда устанавливается потенциометром RP1.
Генератор управляющих импульсов выполнен на транзисторах VТЗ, VТ7. Транзистор VТ2 является усилителем этих импульсов по мощности.
На диоде VД1 выполнена схема защиты от короткого замыкания и переполюсовки выводов.
Схема на транзисторах VТ4 и VТ5 служит для переключения устройства в режим уменьшенного тока (через 6 — 8 часов ток уменьшится в 1,3 — 2,5 раза).
На диодах VД7 и VД8 собран выпрямитель питания схемы формирователя импульсов и счетчика.
Диоды VД5 и VД6 запрещают подачу импульсов на управляющий электрод тиристора в момент, когда к тиристору приложено обратное напряжение.
Для индикации включения сети и конца заряда служат светодиоды VД2 и VД13.
С выводов 3 и 6 силового трансформатора снимается переменное напряжение 36 В.
Конструктивно устройство состоит из нижнего и верхнего корпуса, лицевой панели, радиатора, печатной платы с радиоэлементами и силового трансформатора.
ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И МЕТОДЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
Устройство зарядное просто и надежно в эксплуатации. Однако, в практике имеются случаи, когда потребители из-за неправильного использования не могут получить необходимый зарядный ток и ошибочно считают это неисправностью зарядного устройства. Некоторые неисправности приведены в таблице ниже.
Перечень возможных неисправностей и методы их устранения | ||||||
Наименование неисправностей, внешнее проявление и дополнительные признаки |
Вероятная причина |
Метод устранения |
Примечание |
|||
1. При подключении зарядного устройства к аккумуляторной батарее отсутствует показание зарядного тока | 1. Ручка недостаточно повернута по часовой стрелке | 1. Вращением ручки установить необходимый ток | ||||
2. Плохой контакт между выходными зажимами «+» и «-» и выводами аккумуляторной батареи | 2. Проверить состояние выводов. При необходимости зачистить их | |||||
3. Перепутана полярность при подключении зарядного устройства к выводам аккумуляторной батареи | 3. Проверить полярность и подключить согласно рис. 4 | |||||
4. Выходные зажимы «+» и «-» замыкаются между собой | 4. Разомкнуть зажимы | |||||
5. Короткое замыкание в аккумуляторной батарее или она чрезмерно разряжена, напряжение на ней менее 4В) | 5. Проверить аккумуляторную батарею, если устройство исправно | Проверить устройство следующим образом: подключить к выходным зажимам соблюдая полярность («+» к «+», «-» к «-») любой источник постоянного напряжения не менее 4 В (заведомо исправную аккумуляторную батарею или батарею из сухих элементов): вращая ручку проверить по амперметру наличие тока. Если ток заряда есть, то устройство исправно, неисправность следует искать в заряжаемой аккумуляторной батарее | ||||
2. При подключении зарядного устройства к аккумуляторной батарее стрелка амперметра зашкаливает | 1. Ручка выведена вправо до конца | 1. Установить ток вращением ручки против часовой стрелки | ||||
3. При включении зарядного устройства в сеть не горит светодиод СЕТЬ | 1. Сгорел предохранитель | 1. Заменить предохранитель |
Другой похожий вариант схемы устройства зарядного автоматического «ЭЛЕКТРОНИКА»
Отличие от предыдущей схемы — добавление транзистора VT11 КТ315Г, ограничивающий максимальный ток устройства.
Устройство зарядно-разрядное УЗР-П-12/6-6,3-УХЛ3,1
На рисунке стрелками обозначены основные узлы схемы.
Назначение
Устройство зарядно-разрядное (УЗР) предназначено для заряда обычным и восстановительным режимом стартерных аккумуляторных батарей всех типов, применяемых в отечественных автомобилях, мотоциклах и мотороллерах, а также для питания низковольтной активной нагрузки.
В режиме восстановительного заряда УЗР обеспечивает восстановление структуры активных масс свинцового аккумулятора путем поляризации его электродов асимметричным током инфранизкой частоты, что позволяет снизить скорость коррозии решеток положительных пластин и увеличить срок службы аккумулятора на 20—40%.
Электронная схема зарядного устройства обеспечивает его защиту при несоответствии полярности подключаемых с аккумуляторной батарее зажимов, коротких замыканиях. А так же есть возможность плавно регулировать ток заряда от 0,1 до 6А, при входном напряжении 220 ±22 В.
Восстановительные заряды рекомендуется проводить:
- один раз в 3—4 месяца при малоинтенсивной эксплуатации аккумулятора;
- ежемесячно при длительной стоянке;
- до и после длительного бездействия;
- при введении в действие сухозаряженных аккумуляторов с просроченным сроком хранения.
Технические характеристики
- Номинальное напряжение питающей сети, В ~ 220;
- Номинальное напряжение заряжаемой аккумуляторной батареи, 6-12;
- Номинальный выпрямительный ток, А — 6,3;
- Максимальная потребляемая мощность, Вт не более — 160.
- Масса, кг, не более — 4,3 кг.
В восстановительном режиме работы:
- время протекания тока в прямом направлении, режим заряда — от 90 до 160 с.;
- время протекания тока в обратном направлении, режим разряда — от 9 до 24 с.
Устройство для автоматической зарядки и разрядки автомобильных аккумуляторов на таймере КР1006ВИ1
Принцип работы зарядно-разрядного устройства
Зарядно-разрядное устройство состоит из собственно зарядного устройства (ЗУ), обозначенного на схеме прямоугольником, и электронного узла управления. Питание узла управления осуществляется от аккумуляторной батареи. В качестве порогового элемента (компаратора), вырабатывающего сигнал при достижении напряжением на аккумуляторе значения свыше 14,2…14,5 В и при снижении до 10,5 В, используется интегральный таймер КР1006ВИ1 (микросхема DA1).
Ток зарядки устанавливают в соответствии с инструкцией по эксплуатации аккумуляторной батареи, т.е. равным 1/10 или 1/20 емкости батареи. Если зарядка идет без контроля оператора, следует обеспечить ограничение колебаний зарядного тока при возможных колебаниях сетевого напряжения.
Самый простой способ стабилизации тока — включение двух-трех параллельно соединенных автомобильных ламп мощностью 40… 50 Вт в разрыв одного из выходных проводов зарядного устройства. Такой же эффект может быть достигнут включением лампы напряжением 220 В и мощностью 200…300 Вт в разрыв одного из входных (сетевых) проводов ЗУ. Сопротивление вольфрамовой нити ламп накаливания возрастает с увеличением температуры, т.е. лампа обладает свойствами стабилизатора тока. Зарядный ток содержит дозированную разрядную составляющую, что благотворно сказывается на протекании электрохимических процессов в батарее. Разрядная составляющая тока протекает через резистор R 19 и транзистор VT3 и равна примерно 0,5 А.
В процессе зарядки напряжение на полюсных выводах аккумулятора плавно увеличивается. Известно, что напряжение полностью заряженной батареи составляет 14,2…14,5 В. Измерение этого напряжения следует производить в отсутствие зарядного тока, поскольку импульсы зарядного тока в зависимости от степени разряженности аккумуляторной батареи увеличивают мгновенное значение напряжения на ее зажимах на 1…3 В по сравнению с режимом, когда ток зарядки не протекает. Для обеспечения такого режима измерения в устройстве использованы элементы U1, R4, VT2. В режиме зарядки транзистор VT2 открыт.
Подробнее о работе этого зарядно-разрядного устройства Вы можете прочитать скоро в следующей статье.
Ещё один вариант автоматического зарядного устройства на двух счётчиках К176ИЕ12 и К176ИЕ8
На транзисторе VT6 КТ503Б собран формирователь импульсов для работы счётчиков (100 Гц).
Запускается зарядное устройство кнопкой «Пуск» после чего счётчики сбрасываются и начинается отчёт времени. По истечении заданного числа импульсов с выв 3 МС К176ИЕ8 логич. 0 сначала закрывается полевой транзистор VT5 (КП103Б), тем самым ограничивая ток зарядки. Затем после появления лог. 0 (сигнала закрытия) с выв.4 МС К176ИЕ8 закрывается VT4 (КП103Б), тем самым отключается зарядка АКБ. Через VT1, VT2, VT3 осуществляется регулировка управления тиристорами.
АВТОМАТИЧЕСКОЕ ЗАРЯДНОЕ УСТРОЙСТВО «КУЛОН»
УСТРОЙСТВО ЗАРЯДНО-ВЫПРЯМИТЕЛЬНОЕ БЫТОВОЕ «КУЛОН». ~220В, 50Hz, 140W
Технические характеристики
Напряжение однофазной питающей сети, В — 220+22
Частота питающей сети, Гц — 50
Зарядный ток, А — 6,3+0,7
Зарядное напряжение, В — 14,4+0,4
Мощность, потребляемая от сети, Вт — 140
Испытательное напряжение изоляции, В — 3750
Габаритные размеры, мм — 88 x 197 x 215 Масса, не более — 3,6 кг.
Устройство обеспечивает: режим заряда с минимальным газовыделением (без бурного «кипения» электролита), что позволяет заряжать необслуживаемые аккумуляторные батареи;
индикацию включения его в сеть, наличия тока заряда и достижения напряжения на АБ 14,4 В.
В устройстве имеется электронная защита от КЗ на выходе и подключения к АБ в неправильной полярности.
Для проведения работы необходимо: подключить, соблюдая полярность, зажимы соединительных проводов к зажимам АБ и включить устройство в сеть, при этом должны засветиться индикаторы «СЕТЬ» и «ЗАРЯД» на лицевой панели.
Ток заряда автоматически поддерживается равным 6,3 А до того момента, когда напряжение на АБ станет равным 14,4 В. Затем ток заряда начнет снижаться и автоматически будет поддерживаться напряжение на зажимах АБ, равное 14,4 В. При этом будут светиться индикаторы «СЕТЬ», «ЗАРЯД», «14,4 V», что свидетельствует о готовности АБ к установке на автомобиль.
Если необходимо зарядить АБ до полной емкости, например, при установке ее на длительное хранение, необходимо продолжить заряд. Степень заряженности АБ определяют по плотности электролита. Заряд заканчивают, когда плотность электролита остается постоянной в течение 2-3 ч.
Зарядное устройство «КЕДР-АВТО»
Ниже приведены несколько схем зарядного устройства семейства «Кедр»
Зарядное устройство AVS Energy BT-6024, Ермак AT3-15P
При заявленном токе в 15А последнее устройство долго не проработает. Уже при 5А сильно нагреваются радиаторы по высокой и низкой части, особенно сильно греется дроссель L1 во вторичной цепи уже при 3А. Для дополнительного охлаждения на задней стенке установлен небольшой куллер. Пришлось делать доработки: установить куллер с компьютерного БП сверху, насверлив по-больше отверстий. Ограничить зарядный ток — увеличить R22 до 10кОм и увеличить чувствительность транзистора при перегреве — уменьшить R25. При пробое транзистора Q1 предохранитель «выдержал», а сгорел резистор R6 0,33 Ома, затем контроллер, Q2 и R7. Для исключения такого в следующий раз, увеличил мощность R6.
При написании статьи использовались руководства по эксплуатации вышеописанных устройств.
А. Зотов, Волгоградская обл.
ПОДЕЛИТЕСЬ СО СВОИМИ ДРУЗЬЯМИ:
Популярность: 204 922 просм.
Устройство зарядное «Кедр-Авто»-4 Plus предназначено для заряда автомобильных 12-вольтовых свинцово-кислотных АКБ емкостью до 120 Ач с зарядкой от нуля, при этом время заряда будет зависеть от емкости батареи и степени ее разряженности.
Купить в интернет магазине
Наведите курсор на фото для увеличения
«Кедр-Авто»-4 Plus решает три основные проблемы автомобилистов:
-
Первый враг вашего аккумулятора – сульфатация, которая существенно сокращает срок службы аккумулятора. «Кедр-Авто»-4 Plus позволяет осуществить восстановление аккумуляторной батареи, для чего предусмотрен циклический режим «ЦИКЛ».
-
Перезарядка – второй враг вашего аккумулятора. «Кедр-Авто»-4 Plus не допустит перезарядки, обеспечит автоматическое отключение при окончании заряда в режиме «АВТОМАТ».
-
Третий враг — короткое замыкание при неправильном подключении зажимов аккумуляторного шнура. «Кедр-Авто»-4 Plus имеет надежную защиту от перегрузки, неправильного подключения и короткого замыкания зажимов аккумуляторного шнура.
Технические характеристики
Наименование параметра | «Кедр-Авто»-10 Turbo |
«Кедр-Авто»-10 Max |
«Кедр-Авто»-4 Plus |
«Кедр-Авто»-6/12 Volt |
---|---|---|---|---|
Напряжение питания | 220 ± 22 В, 50 Гц | |||
Номинальное напряжение заряжаемой батареи | 12 В | 12 В | 12 В | 6 и12 В |
Ключевые особенности устройств | зарядка от «нуля», для устройства «Кедр-Авто»-6/12 Vol НЕТ заряда от «нуля» | |||
Номинальный ток заряда | 4 А | 4 А | 4 А | 4 А |
Предпусковой ток в режиме заряда | не более 10 А | — | ||
Индикация (табло) | цифровая | аналоговая | ||
Номинальная потребляемая мощность | 85 Вт | |||
Потребляемая мощность в предпусковом режиме | не более 250 Вт | |||
Габаритные размеры | 185х130х90 мм | |||
Масса | не более 2,5 кг |
Климатические условия эксплуатации |
|
---|---|
Температура окружающей среды | от минус 10 до +40 °С |
Относительная влажность воздуха при 25°С | не более 98% |
Атмосферное давление | от 84 до 106 кПа |