Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу
(введена Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
1. Изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией. При изменении типа государственного или муниципального учреждения в его учредительные документы вносятся соответствующие изменения.
2. Изменение типа бюджетного учреждения в целях создания казенного учреждения, а также изменение типа казенного учреждения в целях создания бюджетного учреждения осуществляются в порядке, устанавливаемом:
1) Правительством Российской Федерации — в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений;
1.1) органом публичной власти федеральной территории — в отношении бюджетных или казенных учреждений, подведомственных органам публичной власти федеральной территории;
(пп. 1.1 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 351-ФЗ)
2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации — в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта Российской Федерации;
3) местной администрацией муниципального образования — в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.
3. Изменение типа существующего бюджетного или казенного учреждения в целях создания автономного учреждения, а также изменение типа существующего автономного учреждения в целях создания бюджетного или казенного учреждения осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».
4. Государственное или муниципальное учреждение при изменении типа вправе осуществлять предусмотренные его уставом виды деятельности на основании лицензий, свидетельства о государственной аккредитации и иных разрешительных документов, выданных этому учреждению до изменения его типа, до окончания срока действия таких документов. При этом не требуются переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий, в соответствии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности и переоформление иных разрешительных документов.
(п. 4 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 239-ФЗ)
В Российской Федерации государственные и муниципальные учреждения подразделяются на казенные, бюджетные и автономные, и это деление основано на их правовом статусе.
В данной статье мы рассмотрим, как произвести смену типа учреждения с казенного на бюджетное.
- Основные типы государственных учреждений
- В чем заключаются отличия государственных учреждений
- На основании чего производится смена типа учреждения
- Порядок действий при смене типа учреждения
Основные типы государственных учреждений
Существуют три основных типа государственных учреждений: казенные, бюджетные и автономные.
- Информация о типе учрежденияхранится в настройках организации. Эта настройка критически важна для корректной работы с Планом счетов, проведения операций, формирования отчетности, контроля документов и других ключевых процессов учреждения. Отсутствие указанного типа приведет к тому, что создаваемые документы не будут учтены в системе.
- Бюджетное учреждение – это некоммерческая организация, созданная государством (Российской Федерацией, регионом или муниципалитетом) для предоставления услуг или выполнения работ в таких областях, как наука, образование, здравоохранение, культура, социальная защита и спорт. Цель этих учреждений – реализация государственных или муниципальных задач, предусмотренных законом.
- Казенное учреждение – это организация, созданная государством или муниципалитетом для достижения определенных целей, таких как предоставление услуг населению, выполнение работ для государственных нужд или реализация государственных функций. Его деятельность полностью финансируется из бюджета соответствующего уровня на основе утвержденной сметы расходов.
- Автономное учреждение – это некоммерческая организация, созданная государством (федеральным, региональным или муниципальным) для предоставления услуг или выполнения работ в таких областях, как наука, образование, здравоохранение, культура, социальная защита и другие, в соответствии с государственными полномочиями.
В чем заключаются отличия государственных учреждений
Казенное учреждение, согласно БК РФ (ст. 6), является организацией, созданной для оказания государственных или муниципальных услуг и финансируемой напрямую из бюджета на основе сметы.
Бюджетные и автономные учреждения, в свою очередь, представляют собой некоммерческие организации, оказывающие широкий спектр услуг в таких областях, как образование, здравоохранение и культура. Их финансирование осуществляется посредством субсидий, рассчитываемых на основе нормативных затрат. Важным отличием бюджетного учреждения является его меньшая финансовая независимость и, как следствие, меньшая экономическая мобильность по сравнению с автономным учреждением.
Также ключевое различие между казенными, бюджетными и автономными учреждениями заключается в объеме прав на распоряжение имуществом. Казенные учреждения лишены права отчуждать имущество, закрепленное за ними на праве оперативного управления.
Ответственность по обязательствам казенного учреждения ограничена имеющимися в его распоряжении денежными средствами; при их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник имущества.
Бюджетные и автономные учреждения, в свою очередь, несут ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом, за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за ними собственником или приобретенного за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества.
На основании чего производится смена типа учреждения с казенного на бюджетное
В соответствии с пунктом 1 статьи 17.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ, изменение типа существующего учреждения не квалифицируется как реорганизация. Данное изменение влечет за собой внесение соответствующих корректировок в учредительные документы учреждения.
Преобразование казенных учреждений в бюджетные осуществляется на разных уровнях власти: на федеральном уровне — Правительством РФ, на региональном — высшими органами исполнительной власти субъектов РФ, а на муниципальном — местными администрациями. Непосредственное распоряжение о смене типа учреждения издается органом власти, выполняющим функции главного распорядителя бюджетных средств или учредителя.
Решение о переходе от казенной к бюджетной форме организации принимается индивидуально, исходя из специфики региона и целей деятельности учреждения. При этом, приоритетом является сохранение казенного статуса за организациями, непосредственно реализующими властные полномочия государства.
К ним относятся, в частности, военные, правоохранительные органы (ФСИН, МВД, ФТС, ФМС, МЧС) и специализированные медицинские учреждения (например, психиатрические стационары).
Преобразование в бюджетные организации допустимо для тех казенных учреждений, которые оказывают государственные услуги населению в таких областях, как здравоохранение, образование, культура и социальная сфера.
В отличие от казенных учреждений, бюджетные организации имеют иные правила управления имуществом, использования доходов от платных услуг, нумерации счетов бухгалтерского учета и налогообложения. Хотя некоторые элементы учетной политики, такие как методы оценки активов, порядок инвентаризации и формирования резервов, могут быть сохранены, учетную политику в целом необходимо пересмотреть, обновить и утвердить в новой редакции.
Организация определяет свою учетную политику, выбирая конкретные методы бухгалтерского учета. При реорганизации из казенного в бюджетное учреждение, наиболее существенные изменения происходят в финансово-экономической деятельности.
Финансирование меняется: вместо прямого бюджетного финансирования, основанного на бюджетной смете, учреждение получает субсидии на выполнение государственного задания, капитальные вложения и прочие цели.
Порядок действий при смене типа учреждения
Процесс изменения типа учреждения с казенного на бюджетное включает в себя ряд последовательных шагов.
- Принятие решения о преобразовании. Официальное решение о смене типа учреждения.
- Анализ деятельности. Тщательная оценка всех направлений работы учреждения. Необходимо выявить функции, которые не могут быть профинансированы через субсидии и, возможно, передать их другой организации. Также следует оценить возможности учреждения для расширения деятельности, учитывая имеющиеся ресурсы (помещения, оборудование, персонал).
- Внесение изменений в Устав. Утверждение новой редакции Устава, отражающей изменения, и регистрация этих изменений в налоговой инспекции. Устав должен содержать новое наименование учреждения, обновленные положения об управлении имуществом, использовании доходов, видах деятельности и ответственности.
- Открытие счетов. Открытие лицевых счетов в территориальном органе Федерального казначейства.
- Кадровые изменения. Внесение необходимых изменений в трудовые книжки (или электронные сведения) сотрудников и трудовой договор с руководителем.
- Инвентаризация и отчетность. Проведение полной инвентаризации активов и обязательств и подготовка заключительной финансовой отчетности.
- Уведомление контрагентов. Информирование всех партнеров и контрагентов об изменении типа учреждения и подготовка дополнительных соглашений к действующим договорам.
- Разработка методики расчета затрат. Разработка и утверждение методики расчета нормативных затрат на предоставляемые услуги и выполняемые работы.
- Формирование госзадания и соглашений о субсидиях. Разработка и утверждение государственного задания, и формирование соглашений о предоставлении субсидий.
- Определение имущества, требующего согласования. Составление списка недвижимого и особо ценного движимого имущества, распоряжение которым требует согласования с учредителем.
- Планирование финансово-хозяйственной деятельности. Разработка и утверждение плана финансово-хозяйственной деятельности и, при необходимости, корректировка плана-графика закупок.
Смена типа казенного учреждения влечет за собой утрату статуса участника бюджетного процесса. Порядок отражения этой операции в учете регламентирован Министерством финансов в методических рекомендациях «Порядок действий при смене типа учреждения» (письмо от 25.04.2011 № 02-06-07/1546).
В результате смены типа, неиспользованные лимиты бюджетных обязательств и бюджетные ассигнования подлежат отзыву, а ГРБС или финансовый орган обязаны скорректировать сводную бюджетную роспись.
В случае реорганизации учреждения, связанной со сменой типа учреждения, необходимо выполнить следующие процедуры.
- Перерегистрация обязательств. Сумма неоплаченных бюджетных обязательств, зафиксированная в соглашении о субсидии, должна быть переведена на новые коды финансового обеспечения (КФО), соответствующие новому типу учреждения.
- Смена лицевых счетов. В территориальном органе Федерального казначейства закрываются лицевые счета с номерами 04-09, которые были доступны только учреждениям типа УБП (участника бюджетного процесса). Вместо них открываются лицевые счета, предназначенные для бюджетных учреждений, включая счета для учета средств, поступающих во временное распоряжение, а также доходов от приносящей доход деятельности.
- Перенос остатков в учете. В бухгалтерском учете необходимо перенести остатки по счетам. Если изменение типа учреждения происходит по состоянию на начало финансового года, используется счет 401.30, а датой документа переноса остатков указывается 31 декабря. Если изменение происходит в течение финансового года, используется счет 304.06, а дата документа переноса остатков должна отличаться от 31 декабря.
Остались вопросы?
Наш специалист по бюджетному учету готов ответить на них.
Получить консультацию
Автор: Орлова О. Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Реорганизация государственных и муниципальных учреждений – довольно распространенная практика. Формы реорганизации АУ установлены ГК РФ, Федеральным Законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ, а в отношении федеральных автономных учреждений – еще и Порядком № 539, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 539. Рассмотрим эти формы.
Согласно ч. 2 ст. 18 Закона № 174-ФЗ реорганизация автономного учреждения может быть осуществлена в форме:
1) слияния двух или нескольких АУ;
2) присоединения к АУ одного учреждения или нескольких учреждений соответствующей формы собственности;
3) разделения АУ на два учреждения или несколько учреждений соответствующей формы собственности;
4) выделения из АУ одного учреждения или нескольких учреждений соответствующей формы собственности.
Автономные учреждения могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если они созданы на базе имущества одного и того же собственника (ч. 3 ст. 18 Закона № 174-ФЗ). Отметим, что преобразование как форма реорганизации не предусмотрено в отношении АУ.
Существуют два вида правопреемства при реорганизации: универсальное и сингулярное. В первом случае от реорганизуемого учреждения к правопреемнику переходят все права и обязанности в их совокупности. Во втором случае переходит только часть прав и обязанностей в соответствии с передаточным актом.
Формы реорганизации автономного учреждения
Форма реорганизации |
Описание правопреемства |
Вид правопреемства |
Слияние |
При слиянии учреждений права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему учреждению |
Универсальное |
Присоединение |
При присоединении учреждения к другому учреждению к последнему переходят права и обязанности присоединенного учреждения |
|
Разделение |
При разделении учреждения его права и обязанности переходят к вновь возникшим учреждениям на основании передаточного акта* |
Сингулярное |
Выделение |
При выделении из состава учреждения одного или нескольких учреждений к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного учреждения на основании передаточного акта |
* Передаточный акт – документ, содержащий положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты составления передаточного акта (ст. 59 ГК РФ).
Пункты 9 и 10 Порядка № 539 предусматривают участие в реорганизации учреждений разного типа. В частности, формами реорганизации выступают разделение, выделение, слияние, если возникшее при этом юридическое лицо является федеральным казенным учреждением, и присоединение федерального бюджетного или автономного учреждения к казенному.
Практика реорганизации учреждений разного типа существует также на региональном и местном уровнях. Приведем несколько примеров:
-
Постановлением Правительства Еврейской автономной области от 10.06.2016 № 166-пп утверждена реорганизация путем слияния областного государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр» и областного государственного автономного учреждения «Детский оздоровительный центр «Солнечный»;
-
Постановлением Администрации г. Вологды от 13.10.2017 № 1185 утверждена реорганизация муниципального бюджетного учреждения «Физкультурно-спортивный центр города Вологды» путем присоединения к нему муниципального автономного учреждения «Центр спортивной подготовки»;
-
Распоряжением Правительства Саратовской области от 20.05.2016 № 74-Пр государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Марксовский электротехнический колледж» реорганизовано путем присоединения к нему государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Саратовской области «Марксовский агротехнический лицей».
Есть и случаи реорганизации с участием юридических лиц другой формы собственности. Например, муниципальное автономное учреждение «Служба заказчика, строительства и жилищно-коммунального хозяйства» было присоединено к межмуниципальному унитарному предприятию «Водоканал» (город Курган). При этом реорганизация АУ в хозяйственное общество действующим законодательством не предусмотрена (см. Постановление ФАС СКО от 27.12.2011 по делу № А22-578/2011).
По решению учредителя автономного учреждения посредством изменения его типа может быть создано бюджетное или казенное учреждение (ч. 5 ст. 18 Закона № 174-ФЗ). Изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией (ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Изменение типа существующего бюджетного или казенного учреждения в целях создания автономного учреждения, а также существующего АУ в целях создания бюджетного или казенного учреждения осуществляется в порядке, установленном Законом № 174-ФЗ. При этом не требуется переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий, в соответствии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности и переоформление иных разрешительных документов.
* * *
Таким образом, в отношении АУ возможны четыре формы реорганизации – слияние, присоединение, разделение и выделение. Не относится к реорганизации изменение типа учреждения с автономного на бюджетное или казенное.
- Работа юристу
- Москва
- Краснодар
- Нижний Новгород
- Омск
- Самара
- Москва
- Санкт-Петербург
- ВОЙТИ
- Регистрация
- |
- 8 800 301-63-12
Документы для реорганизации бюджетного учреждения в автономное: перечень и требования
-
Главная
/
-
Задать вопрос
/
- # 2419374
Какие документы мне необходимо предоставить для реорганизации бюджетного учреждения в автономное и какой перечень этих документов?
|
Гость, Москва
2022-12-06
61
1
Ответы юристов (1)
-
Лихачёв Василий
Ответов: 7923 Рейтинг: 9.64
Для реорганизации бюджетного учреждения в автономное необходимо подготовить следующие документы: проект устава автономного учреждения, решение учредителя о реорганизации бюджетного учреждения, бухгалтерскую отчетность и баланс бюджетного учреждения на дату реорганизации, заключение общественной организации по проекту устава, а также иные необходимые документы в соответствии с законодательством РФ.
#1574002 2022-12-06 22:32:57
Ответов: 7923 Рейтинг: 9.64
Для реорганизации бюджетного учреждения в автономное необходимо собрать следующие документы:
-
Решение учредителя о создании автономного учреждения.
-
Устав автономного учреждения.
-
Заявление на регистрацию в налоговой инспекции.
-
Протокол о создании автономного учреждения.
-
Свидетельство о государственной регистрации.
-
Реестр имущества бюджетного учреждения.
-
Положение о порядке передачи имущества при реорганизации бюджетного учреждения в автономное.
-
Согласие работников бюджетного учреждения на работу в автономном учреждении.
-
Перечень документов, необходимых для проведения государственной регистрации автономного учреждения.
-
Документы, подтверждающие уплату государственной пошлины за государственную регистрацию.
Необходимо помнить, что для реорганизации бюджетного учреждения в автономное требуется также выполнить ряд юридических процедур, таких как проведение оценки имущества, заключение договоров и др.
#1672889 2022-12-06 22:32:57
Ответов: 7923 Рейтинг: 9.64
Для решения вопроса о перечне необходимых документов для реорганизации бюджетного учреждения в автономное необходимо рассмотреть следующие статьи закона:
— Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О правовом положении государственных (муниципальных) учреждений» в части, касающейся порядка реорганизации государственных учреждений;
— Гражданский кодекс Российской Федерации, в частности, положения об автономных учреждениях;
— Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и другие нормативные акты, регулирующие порядок регистрации юридических лиц, в том числе автономных учреждений.
#1768822 2022-12-06 22:32:57
Горячая линия
Консультируйтесь с юристом онлайн
Задайте вопрос прямо сейчас, и его увидят сотни профессионалов со всей России. Первый ответ вы получите уже через 15 минут! Юридическая помощь предоставляется на бесплатной и платной основе.
Услуги юристов
Услуга может дать:
- возможность найти основания для законной выписки из квартиры;
- помощь в досудебной процедуре;
- поддержку в судебном решении спора.
Помогает, если страховики:
- отказываются компенсировать ущерб;
- выплачивают компенсацию не регулярно;
- уменьшают сумму выплат и т.п.
Услуга поможет, если:
- правильно составить жалобу;
- собрать нужные документы для аргументации её справедливости;
- направить документы, не нарушая сроки и форму подачи.
Похожие вопросы
Екатерина, Город: Нижний Тагил
Категории права
Вы в двух кликах от решения вашей проблемы
Услуги
- Вопросы
- — Платные консультации
- — Бесплатные консультации
- — Категории права
- — Темы права
- — Юридические услуги
- — Объясняем
Юристы
- Все юристы
- — Юристы Краснодара
- — Юристы Нижнего Новгорода
- — Юристы Омска
- — Юристы Самары
- — Юристы Санкт-Петербурга
- Публикации
- Образцы документов
- Полезные инструменты
- Кодексы и законы РФ
- Справочник организаций