Тетрадь для самостоятельной работы к уроку окружающий мир входит в УМК «Перспективная начальная школа», а значит, если у вас эта программа и вы учитесь в третьем классе, вам пригодится наше ГДЗ, то есть готовое домашнее задание. На этой страничке для вас ответы ко второй части тетради окружающий мир за 3 класс, авторы тетради Федотова, Трафимова, Трафимов.
Содержание тетради:
Горные породы. Разрушение горных пород с. 2 — 3
Что такое минералы? с. 4
Полезные ископаемые с. 5
Свойства полезных ископаемых с. 6 — 7
Почему надо беречь полезные ископаемые с. 8 — 9
Как образуется почва с. 10 — 11
Почва и её состав с. 12 — 14
Зачем и как люди заботятся о почве с. 15
Лес и его обитатели с. 16 — 17
Луг и его обитатели с. 18
Поле и его обитатели с. 19
Пресный водоём и его обитатели с. 20 — 22
Болото и его обитатели с. 23 — 24
Значение лесов с.25 — 26
Выбирайте нужную страницу тетради из списка и смотрите правильные ответы.
Подробный разбор ответов к тетради №2:
Ответы к стр. 2 — 3
1. Прочитай названия горных пород: базальт, торф, известняк, гранит, каменный уголь.
Подчеркни волнистой линией те, которые есть в вашей школьной коллекции (подчеркиваем те, которые вам показывал учитель). Раздели перечисленные горные породы на две группы.
1. базальт, гранит.
2. торф, известняк, каменный уголь.
2. Рассмотри на с.3 рисунок обломочных (осадочных) горных пород в русле горной реки. Изучи таблицу 1.
Впиши в кружки номера тех обломочных пород, которые видны возле горной реки: валун (1), галька (2), гравий (3), песок (4), глина (5).
Ответы к стр. 4
3. Прочитай и дополни высказывания.
1. В граните можно увидеть зёрна таких минералов, как кварц, полевой шпат, слюда.
2. Кварцевый песок состоит из кварца.
3. Известняк состоит из кальцита.
4. Алмаз — один из самых твёрдых минералов. А графит из которого сделан грифель карандаша, можно сломать руками.
4. Это рисунки изделий из минералов. Какого цвета они могут быть? Раскрась из цветными карандашами.
Раскрашиваем.
3. Прочитай названия некоторых полезных ископаемых и рассмотри их условные обозначения. Найди в учебнике на с. 17 условные знаки нефти и каменного угля и дополни список полезных ископаемых. Используя текст в учебнике на с. 16-21, приведи другие примеры полезных ископаемых, которые ты знаешь.
Примеры:
Торф
Песок
Гранит
Алмаз
Минеральная вода
Глина
Мрамор
Раздели полезные ископаемые на группы, используя их условные обозначения.
Делим ископаемые на:
Твёрдые Жидкие Газообразные
Ответы к стр. 6 — 7
6. Изучи свойства таких полезных ископаемых, как известняк, мрамор, песок и глина. Запиши результаты опытов и наблюдений, следуя инструкциям учебника (с. 22-25), и оформи их своими иллюстрациями.
Известняк
1. Состоит из мелких частичек, скреплённых между собой.
2. Белого или светло-серого цвета.
3. Тонет в воде — тяжелее воды.
4. Твёрдый и плотный.
5. Растворяется под действием уксусной кислоты.
Мрамор
1. Камень.
2. Различной окраски.
3. Матовый, хорошо полируется.
4. Очень твёрдый и плотный.
5. Состоит из отдельных блестящих зёрнышек.
Песок
1. Состоит из отдельных крупинок разной величины.
2. Жёлтый.
3. Сыпучее вещество.
4. Твёрже стекла.
5. Не растворяется в воде, не имеет запаха.
Глина
1. Состоит из мелких частичек, похожих на чешуйки.
2. Коричневый.
3. Пластична.
4. Мягче стекла.
5. Имеет особый запах.
7. Какими полезными ископаемыми богат ваш край? Перечисли их.
Известняк, глина, песок, каменный уголь, кобальт, молибден, олово, цинк, свинец, золото, нефть, асбест, природный газ, калийные соли, никель, вольфрам, платина, графит, слюда, торф, железные руды, марганец, титановые руды, хром, алюминий, медь, уран, серебро.
Ответы к стр. 8 — 9
8. Обсуди с соседом по парте, что обозначают знаки «Береги полезные ископаемые», придуманные членами клуба «Мы и окружающий мир».
1. «Экономь добываемую руду!» Надо собирать металлолом.
2. «Экономь электричество!» Надо следить, чтобы без особой надобности не горели электрические приборы.
9. Нарисуй свои знаки. Покажи их соседу по парте. Понял ли он, что означают твои знаки?
10. Познакомься с названиями книг о горных породах и минералах, которые Маша нашла в школьной библиотеке.
1. Гуллер Ю. Полезные ископаемые. — М.: АиФ, 2004.
2. Зельвельдер М. Камни и ракушки. — М.: Астрель, 2000.
Выпиши названия книг на эти темы, которые есть в вашей школьной библиотеке.
1. Рид С. Минералы. (Серия «Природа в деталях»). — М.: РОСМЭН, 2017.
2. Шуман В. Мир камня. В 2-х т. Т. 1. Горные породы и минералы: М.: Мир, 1986.
Выпиши названия статей по этой теме, которые ты прочитал(а) в хрестоматии «Окружающий мир». Подчеркни, которые тебе понравились.
1. Какие богатства прячутся под землёй?
2. Откуда взялся уголь?
3. Каменный уголь — очень полезное ископаемое.
4. Как образовалась нефть?
Ответы к стр. 10 — 11
11. Рассмотри рисунок слоёв земли. Обрати внимание на слой почвы. В нём на разной глубине находятся корни растений.
Закрась коричневым цветом слой почвы, голубым — подземные воды, а жёлтым — слой горных пород.
12. Можно ли отнести почву только к живой или только к неживой природе?
Нет, потому что почва — это песок, глина, мелкие камешки, остатки растений и животных, микроорганизмы.
13. Рассмотри шкалу проникновения животных в почву на разную глубину. Обрати внимание, насколько глубоко в неё проникают дождевые черви. Напиши, какую пользу приносят природе животные почвы.
Животные измельчают, перерабатывают отмершие растительные остатки и заносят их в почву, а прорывая в ней норы и ходы, удобряют её своими экскрементами, а после смерти — своими телами.
Ответы к стр. 12 — 14
14. Изучи состав почвы, следуя инструкциям проведения опытов (с. 35-38 учебника). Запиши результаты опытов и наблюдений. Оформи их своими иллюстрациями.
1. Есть остатки корешков, листьев растений, части тел насекомых и других мелких животных.
Цвет почвы — серый, чёрный.
2. Из почвы через воду идут пузырьки воздуха. В почве есть воздух.
3. После испарения воды на стекле остаётся тонкий белый налёт. Это минеральные соли.
4. На стекле появились капельки воды, значит, в почве есть вода.
5. Появляется дым, значит, в почве что-то горит.
(Это корешки, листочки растений, остатки животных.) То есть в почве есть перегной.
Прокалённая почва серая. Значит, перегной придаёт почве тёмный цвет.
6. На дно стакана осел песок, а поверх песка — глина.
15. Как ты теперь ответишь на вопрос, что такое почва?
Почва — это верхний плодородный слой земли.
16. Проверь свои знания.
1. Какие горные породы входят в состав почвы? Глина, песок.
А что ещё входит в состав почвы? Минеральные соли, вода, воздух, перегной.
2. Как называется смесь газов, находящихся в почве? Воздух.
3. Из чего образуется перегной? Из остатков растений, частиц животных.
4. Какие нерастворимые минеральные вещества содержатся в почве? Песок, глина.
5. Какие растворимые минеральные вещества содержатся в почве? Минеральные соли.
6. Составь 2-3 цепи питания, которые формируются в почве. Корень одуванчика → личинка → крот. Растения → насекомые → животные почвы. Растения → корова → человек.
Ответы к стр. 15 второй части рабочей тетради
17. Ниже перечислены природные явления, а также виды деятельности людей, которые разрушают почву или, наоборот, защищают её от разрушения.
Бытовой мусор (1);
обрушение крупных обломков горных пород при выветривании (2);
снегозадержание (3);
ливневые дожди (4);
засуха (5);
неправильная распашка холмов (6);
образование оврагов (7);
постоянные ветры (8);
посадка лесных полос (9);
использование тяжёлой сельскохозяйственной техники при обработке влажной почвы (10);
извержение вулканов (11);
разработка карьеров при добыче полезных ископаемых (12);
посев трав и посадка кустарников на склонах оврагов (13).
Впиши в таблицу 2 номера соответствующих явлений.
Разрушения почвы 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12
Защита почвы 3, 9, 11, 13
Ответы к стр. 16 — 17
18. Рассмотри рисунок леса в учебнике на с. 46. Сравни его с незаконченным рисунком в твоей тетради на с. 17 Дорисуй животных, живущих на разных ярусах леса.
19. Миша решил проверить Машу и, составляя цепи питания, специально пропустил в каждой из них по одному звену.
Дополни цепи питания недостающими звеньями.
Цветок ⇒ цветочная муха ⇒ серая мухоловка ⇒ ястреб.
Пшеница ⇒ лесная мышь ⇒ сова.
Ответы к стр. 18
20. Рассмотри в учебнике на с. 51. рисунок ярусного расположения растений луга. Сколько ярусов ты насчитал(а)? напиши названия растений каждого яруса.
Растения 1-го яруса: василёк, колокольчик, тимофеевка, тысячелистник.
Растения 2-го яруса: клевер, мятник.
Растения 3-го яруса: мхи.
21. Можно ли сказать, что корова, лошадь и коза, пасущиеся на лугу, — животные этого природного сообщества? Поясни свой ответ.
Все обитатели луга тесно связаны между собой и зависят друг от друга.
А что ты можешь сказать о бабочках? Действительно ли они необходимы для жизни такого природного сообщества, как луг?
Бабочки необходимы лугу. Бабочки перелетают с одного цветка на другой, потому что они питаются сладким нектаром. В процессе питания насекомые переносят пыльцу, которая налипает на их туловище, с цветка одного растения на цветок другого. Так происходит опыление. Всё это необходимо для того, чтобы начали образовываться семена у растений.
Ответы к стр. 19
22. Прочитай названия растений. Подчеркни волнистой линией те, которые выращивают на полях. Дополни список своими примерами.
картофель, рожь, пшеница, кукуруза, лён, хлопок, капуста.
~~~~~~~~~ ~~~~
23. Прочитай названия животных. Подчеркни волнистой линией те, которые обитают на полях. Дополни список своими примерами.
Колорадский жук, серая куропатка, мышь-малютка, крот, мышь-полёвка, ёж.
~~~~~~~~~~~~~~ ~~~~~~~~~~~~~~ ~~~~~~~~~~~~
24. Составь 2-3 цепи питания, которые сложились в поле.
Зерно ⇒ мыши ⇒ ежи ⇒ совы.
Картофель ⇒ колорадский жук ⇒ куропатка ⇒ хищные птицы.
Остальные ответы смотрите на сканах выше.
14. Изучи состав почвы, следуя инструкциям проведения опытов (с. 35-38 учебника). Запиши результаты опытов и наблюдений. Оформи их своими иллюстрациями.
1. Есть остатки корешков, листьев растений, части тел насекомых и других мелких животных.
Цвет почвы — серый, чёрный.
2. Из почвы через воду идут пузырьки воздуха. В почве есть воздух.
3. После испарения воды на стекле остаётся тонкий белый налёт. Это минеральные соли.
4. На стекле появились капельки воды, значит, в почве есть вода.
5. Появляется дым, значит, в почве что-то горит.
(Это корешки, листочки растений, остатки животных.) То есть в почве есть перегной.
Прокалённая почва серая. Значит, перегной придаёт почве тёмный цвет.
6. На дно стакана осел песок, а поверх песка — глина.
15. Как ты теперь ответишь на вопрос, что такое почва?
Почва — это верхний плодородный слой земли.
16. Проверь свои знания.
1. Какие горные породы входят в состав почвы? Глина, песок.
А что ещё входит в состав почвы? Минеральные соли, вода, воздух, перегной.
2. Как называется смесь газов, находящихся в почве? Воздух.
3. Из чего образуется перегной? Из остатков растений, частиц животных.
4. Какие нерастворимые минеральные вещества содержатся в почве? Песок, глина.
5. Какие растворимые минеральные вещества содержатся в почве? Минеральные соли.
6. Составь 2-3 цепи питания, которые формируются в почве. Корень одуванчика → личинка → крот. Растения → насекомые → животные почвы. Растения → корова → человек.
Ответы к заданиям. Окружающий мир. Тетрадь для самостоятельной работы № 2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.Н.
Окружающий мир. 3 класс. Федотова О.Н.
Если вы видите это сообщение, значит, произошла проблема с загрузкой файлов в стилей (CSS) нашего сайта. Попробуйте сбросить кэш браузера (Ctrl+F5).
Если это не поможет, а вы находитесь в регионе, где возможны ограничения интернет-трафика с российских серверов — воспользуйтесь VPN.
Окружающий мир 3 класс 3. Практическая работа «Исследуем состав почвы». Цель работы: определить, что входит в состав почвы. Оборудование. У учащихся: сухая почва, два лабораторных стакана с водой, ложка или стеклянная палочка. У учителя: свежая почва, штатив, спиртовка, тарелка (чашка) для нагревания почвы, стекло, держатель, лабораторный стакан, фильтр, пипетка. Таблица состав почвы, по образцу Что делаем/Вывод Исследуем состав почвы с помощью простых опытов.
Вывод: в почве содержится воздух и органические вещества — перегной. Она состоит из песка и глины. Глина хуже всего пропускает воду. Результаты записываем в таблицу: автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Odess 7 лет назад Для исследования свойств почвы потребуется и сама почва и некоторые другие материалы. В пяти опытах мы проверяем наличие в почве воздуха, воды, пробуем разделить почву на песок и глину. Обнаруживаем, что почва содержит перегной — гниющие остатки органики, а также определим какое вещество лучше проводит воду — глина, песок или почва. Результаты опытов следует записать в таблице и сделать вывод. Знаете ответ? |
Практическая работа по окружающему миру 3 класс «Исследуем состав почвы».
По заданиям учебника заполнить таблицу (описать наблюдения при опытах и выводы):
Опыт 1. Бросаем комок почвы в воду.
Опыт 2. Немного почвы поставили на огонь. Над почвой подержим холодное стекло.
Опыт 3. Продолжаем нагревать почву.
Опыт 4. Серую почву насыпаем в стакан с водой и перемешиваем.
Опыт 5. Фильтруем воду, в которой была почва.
Сделать вывод
Ирина
Окружающий мир
Что делаем |
Вывод |
Опыт 1. Бросаем комок почвы в воду. В результате из почвы выходят пузырьки. |
В почве имеется воздух. |
Опыт 2. Немного почвы поставили на огонь. Над почвой подержим холодное стекло. Как результат – появление на стекле конденсата. |
Подтверждено наличие в почве воды. |
Опыт 3. Продолжаем нагревать почву. Появляется дым, сопровождающийся неприятным запахом. |
В почве имеется перегной, придающий ей темный цвет. |
Опыт 4. Серую почву насыпаем в стакан с водой и перемешиваем. |
На дне стакана происходит оседание песка, а выше располагается глина. Вывод: в серой почве имеются песок и глина. |
Опыт 5. Фильтруем воду, в которой была почва. Далее на стекле размещаем капли и держим его над огнем. Возникает налет белого цвета. |
В почве присутствуют минеральные соли. |
Вывод: перечисленные опыты позволили установить, что составными частями почвы являются воздух, вода, перегной, глина, песок и минеральные соли. Глина, кстати, плохо пропускает воду, по сравнению с песком.
Опубликовано
Последние вопросы
Состав почвы можно исследовать с помощью опытов.
Обнаружение воздуха
Опусти в стакан с водой небольшой комок почвы. К поверхности воды начнут подниматься маленькие пузырьки. Это выделяется воздух.
Пузырьки в воде
Слегка нагрей почву и подержи над ней сухое стёклышко. Стекло через некоторое время запотеет, а потом на нём появятся капельки воды.
Капельки на стекле
Обнаружение перегноя
Нагрей почву сильно. Через некоторое время начнёт идти дым и появится неприятный запах. Это горит перегной, состоящий из остатков живых организмов. Когда дым перестанет выделяться, останется серая почва.
Дым и неприятный запах при нагревании
Обнаружение песка и глины
В стаканчик с почвой налей воды и перемешай стеклянной палочкой. Оставь смесь на некоторое время и понаблюдай. На дне постепенно оседает слой песка, а над ним — слой глины.
Разделение почвы
Обнаружение минеральных солей
Размешай почву с водой и оставь на некоторое время. Когда смесь отстоится, помести несколько капель жидкости на стекло и выпари. На стекле останется белое пятнышко — это минеральные соли.
Соли на стекле при выпаривании
Так можно установить, входят ли в состав почвы воздух, вода, песок, глина, растворённые соли, перегной.