Jbl speakershop с инструкцией на русском

Программное обеспечение для расчета сабвуферов и акустических систем.

JBL Speakershop: Параметры динамика

JBL Speakershop включает в себя две независимые программы: Enclosure Module и Crossover Module.

Enclosure Module предназначен для определения необходимого объема и размеров корпусов низкочастотных громкоговорителей. Качество звучания конструкции оценивается в режиме нормального уровня прослушивания (анализ на малых сигналах, включающий групповую задержку, фазовую и амплитудно-частотную характеристику, величину сопротивления звуковой катушки) и при максимальной громкости (анализ на больших сигналах, учитывающий индекс термальной акустической мощности на средних частотах и максимальную мощность при различных отклонениях).

Утилита Enclosure Module позволяет самостоятельно выбирать два направления конструирования корпусов: с учетом конкретных динамиков или путем подбора подходящих динамиков для уже имеющегося корпуса (ограниченного пространства). Рассматриваемый модуль программы предлагает моделирование корпусов с фазоинвертором пользовательской, оптимальной и рассчитанной на уникальную полосу частот конструкций, корпусов с пассивным излучателем, а также закрытых систем оптимального или пользовательского типа. Одновременная демонстрация конструкции всех типов облегчает их сравнительный анализ. В программе описывается строение и основные параметры корпусов каждого типа, присутствуют списки их достоинств и недостатков. Для начинающих есть файл помощи, облегчающий работу, а также прилагаются примеры с соответствующими примечаниями и инструкциями.

JBL Speakershop: Рабочее окно Crossover Module

Набор минимальных параметров, необходимых для конструирования корпуса, включает в себя название фирмы-производителя и номер модели, а также значение резонансной частоты динамика, объем воздуха с упругостью равной упругости подвеса динамика и добротность устройства с учетом всех потерь. Полный же список параметров включает в себя длинный ряд механических, электрических и комбинированных значений проектируемого девайса. Помимо прочего JBL Speakershop Enclosure Module строит графики максимальной звуковой мощности, амплитудно-частотной характеристики (нормированной и при подаче тестового сигнала 2,83 В), сопротивления звуковой катушки, групповой и фазовой задержек.

Вторая часть программы JBL Speakershop – Crossover Module – предназначена для определения параметров фильтров-кроссоверов, разделяющих сигнал на низкие и высокие частоты. Утилита проводит расчет двух- и трехполосных пассивных разделительных систем первого, второго, третьего и четвертого порядков с применением целого ряда типовых фильтров: Чебышева, Бесселя, Баттерворта, Гаусса, Лежандра, Линквица-Райли и некоторых других. Результатом работы является построение подробной электрической принципиальной схемы уникальной кроссоверной системы с подробным описанием каждого элемента.

JBL Speakershop: Рабочее окно Enclosure Module

В России программа JBL Speakershop получила широчайшее распространение среди радиолюбителей, занимающихся разработкой собственных автомобильных акустических систем. Однако рассчитанные и построенные в данной утилите амплитудно-частотные характеристики звуковоспроизводящей автомобильной системы весьма неточны и сильно зависят от особенностей конструкции конкретной машины. Для правильной работы в программу необходимо вводить дополнительные данные, например передаточную функцию салона автомобиля.

Программа JBL Speakershop была создана в 1995 году специалистами американской компании JBL. Компания входит в объединение «Harman International Industries», специализирующейся на производстве акустических систем высокого класса и сопутствующей им электроники. Продукция JBL стала основой для разработки стандарта THX, а динамические головки компании используется в автомобилях ведущих мировых производителей.

Язык интерфейса JBL Speakershop только английский. Однако в Интернете существует подробнейшее описание работы на русском языке.

Системные требования к утилите минимальные. JBL Speakershop работает в операционной системе Microsoft Windows, включая ее последние версии: Vista и 7. Единственное исключение – отсутствие поддержки 64-разрядных операционных систем.

Распространение программы: бесплатная

Скачать JBL Speakershop

Обсуждение программы на форуме

Статья: Оформим! JBL Speakershop

JBL Speakershop — софт, в некоторой степени известный российским мастерам-инсталляторам.

Speakershop состоит из двух независимых и взаимодополняющих частей: Enclosure Module — для расчета акустического оформления и Crossover Module — для расчета параметров разделительных фильтров. Так и начнем по порядку. состоит из двух независимых и взаимодополняющих частей: Enclosure Module — для расчета акустического оформления и Crossover Module — для расчета параметров разделительных фильтров. Так и начнем по порядку.

Enclosure Module

Это программное обеспечение помогает определить объем и размеры корпуса и оценить качество звучания. Конструкция анализируется в два этапа. Прежде всего определяется, как она будет работать при нормальных уровнях прослушивания. Эта процедура называется анализом на малых сигналах и включает в себя расчет амплитудной (частотной) характеристики, характеристики сопротивления звуковой катушки, фазовой характеристики и групповой задержки. Во вторую очередь для конструкции моделируется режим максимальной громкости. Этот этап называется анализом на больших сигналах и включает в себя нормы термальной акустической мощности в диапазоне средних частот и характеристику максимальной мощности при различных отклонениях.

Рассчитываться будут два динамика, которые у меня в наличии. Когда вы поймёте как работает программа сможете легко «играться» и рассчитывать коробы под разные требования

Проблем с установкой не возникает, на Win7 64bit запускается через XP Mode

Ссылка №1: Дистр программы

Ссылка №2: Установленная программа в архиве

Фото в бортжурнале Lada 21083

Фото в бортжурнале Lada 21083

1. Передаточная функция салона

Салон каждого автомобиля по-своему формирует АЧХ на всех частотах, и чтобы программа выдавала адекватную информацию, ей нужно сообщить, как именно салон влияет на АЧХ.
Нас сейчас интересует низкочастотная область, и те, кто пока не в теме, могут узнать, что это за зверь, из статьи в журнале «Автозвук».

Фото в бортжурнале Lada 21083

Итак, нужно ввести в программу «передаточную функцию» салона. . Дальше делаем так:
– помещаем этот файл в папку Acoustic вашей программы и распаковываем его из архивного формата
– загружаем программу
– выбираем команду Edit->Interior Acoustic
– щёлкаем на кнопке Load Acoustic File, находим и выбираем этот файл двойным щелчком
– выполняем двойной щелчок в окошке с частотой 125 Гц
– дважды отвечаем Да и щёлкаем на кнопке Accept

Готовый Acoustic file

Фото в бортжурнале Lada 21083

2. Вводим параметры динамика

Чем больше информации о динамике мы сообщим программе, тем более точные данные получим на выходе. Если у нас имеется полный набор параметров Тиля-Смолла мы можем ввести эти значения и сохранить их в базе данных, которую ведёт Speakershop. Это может пригодиться в дальнейшем. Ну, а если имеется совсем мало данных о динамике, их можно ввести в режиме минимума значений.

Фото в бортжурнале Lada 21083

Краткая расшифровка обозначений параметров.

Механические параметры

Fs — Собственная резонансная частота динамика (Гц).

Qms — Добротность динамика на частоте Fs, когда в расчет принимаются его механические (не электромагнитные) потери или затухание.

Vas — Объем воздуха, имеющий упругость, эквивалентную упругости подвеса динамика (кубические футы или дюймы, а также литры).

Cms — Коэффициент механической податливости подвеса (дюймы на фунт или миллиметры на ньютон).

Mms — Механическая масса диффузора с учетом аэродинамической нагрузки (унции или граммы).

Rms — Механическое сопротивление в подвеске динамика (фунты в секунду или килограммы в секунду).

Xmas — Максимальная или пиковая линейная амплитуда колебаний звуковой катушки динамика (дюймы, сантиметры или миллиметры). Обычно определяется как расстояние, которое может пройти катушка в одном направлении при сохранении способности поддержания постоянного числа колебаний в зазоре магнита. Этот параметр определяет максимальную амплитуду колебаний, при которой не появляются искажения.

Sd — «Площадь поршня/диффузора» динамика (квадратные дюймы или квадратные сантиметры). Представляет собой значение площади подвижной части динамика.

Dia — «Диаметр поршня» (дюймы или сантиметры).

Комбинированные параметры

Qts — Добротность динамика для значения частоты Fs с учетом всех электромагнитных и механических потерь.

hо — Номинальная эффективность динамика при акустической нагрузке в половину объема (отражатель расположен с отдалением в бесконечность). Эффективность вводится в процентах.

SPL — Номинальная чувствительность динамика при акустической нагрузке в половину объема (отражатель расположен с отдалением в бесконечность). Вводится в децибелах. Чувствительность принимается, как измеренная по оси на расстоянии 1 метр при подаче на динамик электрической мощности 1 Вт. Так как многие производители проверяют свои динамики при фиксированном напряжении 2,83 В, вместо 1 Вт, в окне Full Loudspeaker Parameters имеется опция 2,83 V.

Электрические параметры

Qes — Q динамика для значения частоты Fs. Допускает только электромагнитные (не механические) потери или затухание колебаний.

Re — Сопротивление звуковой катушки по постоянному току (Ом).

Le — Индуктивность звуковой катушки (миллигенри).

Z — Номинальное электромагнитное сопротивление динамика (обычно 8 или 4 Ом).

BL — Мощность электропривода динамика (ньютон/ампер, метр/тесла, фунт/ампер или фут/тесла).

Pe — Термически ограниченная максимальная электрическая мощность (Вт), с которой может оперировать динамик. Обычно представляет максимальную электрическую мощность, еще не приводящую к перегоранию звуковой катушки.

2.1. Режим минимума значений
– выбираем команду Loudspeaker->Parameters—minimum
– в появившейся панели вводим нужные значения
– нажимаем Accept, чтобы использовать эти данные для проектирования

2.2 Режим полных данных
– выбираем команду Loudspeaker->Parameters—full
– в появившейся панели вводим имеющиеся значения; если каких-то не хватает, можно нажать кнопку Calculate Unknowns, и программа вычислит недостающие
– нажимаем Add to Database, чтобы занести динамик в базу данных
– нажимаем Accept

Фото в бортжурнале Lada 21083. Запчасти на фото: 162181

Запчасти на фото: 162181

3. С какими графиками будем работать

В данной программе вы можете получить доступ к шести графикам различных характеристик. Это графики: нормализованной амплитудно-частотной характеристики (часто называемой частотной или амплитудной характеристикой), амплитудной характеристики при подаче на вход сигнала 2,83 В, максимальной звуковой мощности, характеристики сопротивления звуковой катушки, фазовой и групповой задержек.

Чтобы JBL Speakershop отображал на экране 4 окна.
Options->Window Size -> Large (1024*768)

Фото в бортжурнале Lada 21083

Фото в бортжурнале Lada 21083

Поначалу нас более всего интересуют графики АЧХ и группового времени задержки (ГВЗ).
Первый из них даёт представление, насколько равномерным по «громкости» будет звук в зависимости от частоты.
Второй – насколько «размазанным» будет бас. Иногда этой кривой пренебрегают, а зря. При повседневном прослушивании очень скоро «затянуто-размазанный» бас надоедает, и хочется чего-то более похожего на приличный звук.
Беда в том, что почти всегда, выигрывая в давлении, мы проигрываем в качестве, и наоборот. И всё это из-за увеличения группового времени задержки выше допустимого.

Если хотим видеть АЧХ в салоне, нужно включить флажок «Acoustic» – так мы зададим наложение передаточной функции салона на этот график.

4. Метрическая система расчёта

Для расчёта в привычных для нас см и мм

Options-> Units -> Metric

5. Значения по умолчанию

Как только мы задали параметры динамика, программа тут же предлагает свои варианты оформления для ЗЯ и ФИ, и называет их Optimum.
Уж не знаю, по каким критериям она считает этот оптимум (скорее всего, для домашней акустики), но принимать к исполнению эти варианты, даже если маловато опыта в проектировании ящиков, я бы не спешил. Построение басовой системы в автомобиле требует подхода товарища Сухова: «Лучше, конечно, помучиться».
А optimum никуда от нас не убежит, он всегда на экране, если что.

Фото в бортжурнале Lada 21083

Фото в бортжурнале Lada 21083

6. Выбор корпуса по параметрам динамика

Тип необходимого акустического оформления напрямую связан с характеристиками динамической головки, и прежде всего с ее полной добротностью Qts. Низкой считается полная добротность головки меньше 0,3–0,35; высокой – больше 0,5–0,6. Зная полную добротность динамика, можно сделать вывод о необходимом для него акустическом оформлении.

Для работы в закрытом корпусе пригодны головки с добротностью не более 0,8, для работы в фазоинверторе – головки с добротностью менее 0,5. Головки с полной добротностью более 1 предназначены для работы исключительно в открытом оформлении, включая лабиринт.

Оценить пригодность головки для работы в качестве автомобильного сабвуфера (с учетом передаточной характеристики салона) можно по эмпирическим значениям энергетической полосы Fs/Qts. Естественно, резонансная частота должна быть намного ниже 50 Гц, иначе это уже не сабвуфер. Если это отношение составляет 50 или меньше, излучатель предназначен для работы в закрытом корпусе, если 100 и больше – в фазоинверторе. Если же значение находится в промежутке между 50 и 100, то тут нужно внимательно смотреть на другие параметры – к какому типу акустического оформления динамик тяготеет.

Лучше всего для решения этого вопроса использовать специальные компьютерные программы, способные смоделировать в графическом виде акустическую отдачу такого динамика в разном акустическом оформлении с учетом передаточной характеристики салона.

Программа рекомендует выбор корпуса

Loudspeaker -> Load from database

Фото в бортжурнале Lada 21083. Запчасти на фото: 254824

Запчасти на фото: 254824

7. Расчёт короба

Достаточно большой выбор формы короба предлагает программа — на любой вкус

Box->Dimensions

Фото в бортжурнале Lada 21083. Запчасти на фото: 6101353

Запчасти на фото: 6101353

  • Главная
    /

  • Программы и литература
    /

  • Программы для расчета акустики
    /

  • JBL Speakershop с русской инструкцией

Описание:

Самая популярная программа для звукостроителей. От расчета акустического оформления и снятия параметров Тилля-Смоля для динамиков до расчета фильтров

Добавлено:
21 Oct 2012
Размер:
2,601.44 Kb
Скачиваний:
2238
Добавлено:
21 Oct 2012
Рейтинг:

Всего голосов:0

Оставьте первый комментарий и проголосуйте за файл (необходима регистрация)!

Параметры Т-С являются основными по значимости параметрами динамической головки, определяющими ее работу в поршневом режиме. Даже если вы приобрели головку с известными параметрами, не поленитесь измерить их самостоятельно, так как реальные параметры в большинстве случаев отличаются от заявленных и далеко не в лучшую сторону (табл.).

Для измерения параметров нам понадобятся следующие элементы:
-генератор синусоидальных сигналов. Можно использовать компьютер;
-частотомер. При использовании генератора с цифровым управлением или компьютера частотомер можно исключить;
-усилитель мощности с ровной

АЧХ в диапазоне 10-500 Гц;
-резистор с сопротивлением 1 кОм. Рекомендуется резистор мощностью не ниже 2 Вт;
-вольтметр, позволяющий измерять низкое переменное напряжение (менее 0,1 В), или осциллограф.
В качестве осциллографа можно применить компьютер с качественной звуковой картой и специальное ПО, имитирующее измерительные приборы;
-омметр. Подойдет любой цифровой мультиметр;
-держатель головки.
Существует мнение, что при испытании головка должна быть подвешена в свободном пространстве, а лучше вообще находиться в невесомости. При этом движение диффузора будет вызывать движение корпуса динамика, что неизбежно внесет ошибку, в результаты измерения. Чтобы этого не происходило, я рекомендую ! закрепить головку на щите, надежно зафиксированном на каком-нибудь массивном основании. В таком случае мы будем измерять параметры именно подвижной системы динамика, а не системы «диффузор + корзина»;
-измерительный ящик. Используется для определения эквивалентного объема динамической головки. Для обеспечения наиболее достоверных результатов рекомендуются объемы ящиков в зависимости от диаметра диффузора, представленные в табл.
Рекомендованные объемы измерительных ящиковДиаметр диффузора,
см Объем ящика, л
13 3,5
20 15
25 30
30 60
38 120
46 170

Если все готово, открывайте программу и заходите в меню Test => => Loudspeaker.

Шаг 1. Введите название производителя динамика в поле Manufacturer.

Шаг 2. Введите модель динамика в поле Model Name.

Шаг 3. Введите серийный номер динамика (если он есть) в поле Serial Number.

Шаг 4. Поместите динамик в свободное пространство, измерьте сопротивление резистора омметром и введите полученное значение в поле Resistor.
Шаг 5. Измерьте диаметр диффузора, включая 1/2 ширины подвеса, и введите это значение в поле Diameter (Dia).

Шаг б. Измерьте сопротивление звуковой катушки динамика омметром и введите это значение в поле Voice Coil (Re).

Шаг 7. Соберите схему, показанную на рис, установите частоту генератора в 500 Гц и, регулируя громкость усилителя, добейтесь напряжения на резисторе в районе 10-20 В. Вы должны быть уверены, что усилитель не начал ограничивать сигнал. Введите значение напряжения в поле Voltage (V1). После этого регулировать громкость в ходе испытания нельзя, иначе результаты окажутся неверными. Если на каком-то из этапов теста оказалось, что уровень напряжения слишком высок или очень низок, вам придется отрегулировать напряжение и начать весь тест заново.

Шаг 8. Подключите вольтметр (или осциллограф) к клеммам динамика и, плавно уменьшая частоту генератора от 500 до 10 Гц, найдите частоту, при которой напряжение на вольтметре будет максимальным. ; Таким образом вы определите резонансную частоту головки. Введите найденную частоту в поле Frequency (Fs).

Шаг 9. Не изменяя частоты, введите полученное напряжение в поле Voltage (V2). Таким образом вы укажете напряжение на динамике при резонансной частоте.

Шаг 10. Уменьшая частоту генератора, определите частоту, при которой напряжение на вольтметре окажется равным указанному программой (рис. 3.55). Обратите внимание, что это значение автоматически подсчитывается исходя из предыдущих параметров. Введите значение частоты в поле Frequency (F1).

Шаг 11. Увеличивая частоту генератора, определите частоту, при j которой напряжение на вольтметре снова окажется равным указанно- ! му программой. Эта частота будет выше резонансной. Введите значе- I ние частоты в поле Frequency (F2).

Шаг 12. Закрепите динамик в испытательном ящике. Введите его объем в поле Volume (Vb). Заметьте, что динамику все равно, с какой стороны находится объем, поэтому целесообразно его закрепить снаружи ящика — будет удобнее подключать провода, да и герметичность повысится. Дальнейшие действия аналогичны шагам 8—11, однако из-за наличия дополнительной нагрузки на динамик значения параметров в свободном пространстве и в ящике будут отличаться. По разнице этих параметров будет определено значение эквивалентного объема.
Шаг 13. Определите резонансную частоту головки в ящике по пику ее импеданса (см. шаг 8).

Шаг 14. Определите напряжение на динамике при резонансной частоте (см. шаг 9).

Шаг 15. Определите частоту ниже резонансной, при которой напряжение на динамике соответствовало бы указанной программой (см. шаг 10).

Шаг 16. Определите частоту выше резонансной, при которой напряжение на динамике соответствовало бы указанной программой (см. шаг 11).

После выполнения всех шагов программа выведет полученные характеристики.

———- Сообщение добавлено 14.02.2012 в 01:29 ———-так, нужен резистор 1000 ом


Полезные темы:

  • Измерение параметров Тиля-Смолла
  • Измерение параметров Тилля-Смола
  • ОФОРМИМ! JBL SPEAKERSHOP
  • Vibe FLI 12″ — параметры т/с
  • Speaker Workshop и измерение параметров тиля-смола.. Кто нибудь делал?

  • Назад
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • Далее
  • Страница 1 из 17

Рекомендуемые сообщения

  • Популярный пост

  • Популярный пост
    • Ссылка на тему
    • Поделиться

Всех вновь прибывающих настоятельно прошу изучить эту тему и начинать проектировать акустическое оформление самостоятельно, и только после этого задавать вопросы.

Когда человек голоден, можно дать ему рыбу. Но лучше научить ловить её.

Давайте освоим «рыбную ловлю».

Речь пойдёт о программе JBL Speakershop. Она достаточно проста для освоения, и на мой взгляд, очень удобна в работе.

Здесь мы рассмотрим, как правильно спроектировать акустическое оформление типа «закрытый ящик» и «фазоинвертор». После их освоения вам нетрудно будет самостоятельно изучить варианты «пассивный излучатель» и «бандпасс».

Тут сразу возникает вопрос: а что лучше, ЗЯ или ФИ?

Однозначного ответа нет. Принимать решение об акустическом оформлении вам придётся самостоятельно. А программа поможет в этом.

У каждого варианта – ЗЯ и ФИ – есть свои достоинства и недостатки, и соответственно, разный результат на выходе.

Закрытый ящик

Достоинства:

– простота проектирования и изготовления

– относительно небольшой объём

– лёгкость получения ровной амплитудно-частотной характеристики (АЧХ) в салоне, а значит, и глубокого баса, вплоть до 20 Гц и ниже

– бас «музыкальный», «собранный», басовые инструменты звучат естественнее; это оформление для ценителей качества музыки

– динамик всегда хорошо демпфирован объёмом ящика, скорее уж можно сжечь звуковую катушку, чем «выплюнуть» диффузор

Недостатки:

– очень малые возможности для настройки: варьировать можно только объём

– не годится для СПЛных консрукций, т.к. проигрывает фазоинвертору по звуковому давлению

Фазоинвертор

Достоинства:

– более высокое звуковое давление в сравнении с ЗЯ

– достаточно широкие возможности для получения максимума СПЛ

– хорошие возможности для получения нужной «неровной» АЧХ

– звуковую катушку труднее сжечь, чем в ЗЯ

Недостатки:

– более сложен в изготовлении

– как правило, требует большего объёма ящика по сравнению с ЗЯ

– очень непросто получить ровную АЧХ в салоне

– как правило, ниже частоты настройки начинается спад звукового давления

– бас менее «музыкальный»

– динамик раздемпфирован ниже частоты настройки, и если не принять меры, там легко можно повредить его подвижную систему

Продолжение следует.


Изменено пользователем Yauhen

Ссылка на комментарий

  • Ответов
    251
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

  • 68

  • 10

  • 12

Изображения в теме

  • Автор
    • Ссылка на пост
    • Ссылка на тему
    • Поделиться

1. Передаточная функция салона

Салон каждого автомобиля по-своему формирует АЧХ на всех частотах, и чтобы программа выдавала адекватную информацию, ей нужно сообщить, как именно салон влияет на АЧХ.

Нас сейчас интересует низкочастотная область, и те, кто пока не в теме, могут узнать, что это за зверь, из статьи в журнале «Автозвук».

Итак, нужно ввести в программу «передаточную функцию» салона. Вот она, в файле-вложении. Дальше делаем так:

– помещаем этот файл в папку Acoustic вашей программы и распаковываем его из архивного формата

– загружаем программу

– выбираем команду Edit->Interior Acoustic

– щёлкаем на кнопке Load Acoustic File, находим и выбираем этот файл двойным щелчком

– выполняем двойной щелчок в окошке с частотой 125 Гц

– дважды отвечаем Да и щёлкаем на кнопке Accept

Всё, кривую передаточной функции мы загрузили.

AZ.ZIP


Изменено пользователем Yauhen

Ссылка на комментарий

  • Автор
    • Ссылка на пост
    • Ссылка на тему
    • Поделиться

2. Вводим параметры динамика

Чем больше информации о динамике мы сообщим программе, тем более точные данные получим на выходе. Если у нас имеется полный набор параметров Тиля-Смолла, измеренных, например, с помощью LspLAB или другой подобной программы, мы можем ввести эти значения и сохранить их в базе данных, которую ведёт Speakershop. Это может пригодиться в дальнейшем. Ну, а если имеется совсем мало данных о динамике, их можно ввести в режиме минимума значений.

В любом случае, главными параметрами Тиля-Смолла являются:

Fs – частота основного резонанса подвижной системы динамика вне ящика

Vas – эквивалентный объём

Qts – полная добротность

2.1. Режим минимума значений (рис. 1 во вложении)

– выбираем команду Loudspeaker->Parameters—minimum

– в появившейся панели вводим нужные значения

– нажимаем Accept, чтобы использовать эти данные для проектирования

2.2 Режим полных данных (рис. 2)

– выбираем команду Loudspeaker->Parameters—full

– в появившейся панели вводим имеющиеся значения; если каких-то не хватает, можно нажать кнопку Calculate Unknowns, и программа вычислит недостающие

– нажимаем Add to Database, чтобы занести динамик в базу данных

– нажимаем Accept

Теперь можно приступать к проектированию ящика.

Ссылка на комментарий

  • Автор
    • Ссылка на пост
    • Ссылка на тему
    • Поделиться

3. С какими графиками будем работать

Поначалу нас более всего интересуют графики АЧХ и группового времени задержки (ГВЗ).

Первый из них даёт представление, насколько равномерным по «громкости» будет звук в зависимости от частоты.

Второй – насколько «размазанным» будет бас. Иногда этой кривой пренебрегают, а зря. При повседневном прослушивании очень скоро «затянуто-размазанный» бас надоедает, и хочется чего-то более похожего на приличный звук.

Беда в том, что почти всегда, выигрывая в давлении, мы проигрываем в качестве, и наоборот. И всё это из-за увеличения группового времени задержки выше допустимого.

А сколько допустимо?

Для разных частот это разные значения. Уже не вспомню источника, откуда взяты данные, но есть у меня вот такая табличка (см. рис. 1), которой и стараюсь придерживаться при проектировании ящиков. Иногда это удаётся, иногда – нет, но по крайней мере, видно, на что идёшь, и на сколько отклоняешься от ориентира.

JBL Speakershop отображает на экране только одно окно.

Это маленькое неудобство, и для того, чтобы переключиться на просмотр графика ГВЗ, нужно выбрать команду Graph->Group Delay.

Чтобы вернуться к просмотру АЧХ, используем команду Graph->Amplitude SPL @ 2.83V

Если хотим (а мы точно хотим!) видеть АЧХ в салоне, нужно включить флажок «автомобильчик» (он в правом верхнем углу графика АЧХ, см. рис. 2) – так мы зададим наложение передаточной функции салона на этот график.

Вот пока и всё.

Можно, конечно, рассмотреть графики фазы, импеданса, и прочие вкусности, но на начальном этапе в этом нет нужды.


Изменено пользователем Yauhen

Ссылка на комментарий

  • Автор
    • Ссылка на пост
    • Ссылка на тему
    • Поделиться

4. Значения по умолчанию

Как только мы задали параметры динамика, программа тут же предлагает свои варианты оформления для ЗЯ и ФИ, и называет их Optimum.

Уж не знаю, по каким критериям она считает этот оптимум (скорее всего, для домашней акустики), но принимать к исполнению эти варианты, даже если маловато опыта в проектировании ящиков, я бы не спешил. Построение басовой системы в автомобиле требует подхода товарища Сухова: «Лучше, конечно, помучиться».

А optimum никуда от нас не убежит, он всегда на экране, если что.

Ссылка на комментарий

  • Автор
    • Ссылка на пост
    • Ссылка на тему
    • Поделиться

5. Разрабатываем закрытый ящик

Проектирование ящика всегда является поиском компромисса, наилучшего решения.

Поскольку закрытый ящик в большинстве случаев даёт приемлемое ГВЗ (если не перебрать с объёмом), то основное внимание будем уделять формированию АЧХ.

В данном случае мы можем играть туда-сюда только величиной объёма ящика.

Для примера возьмём параметры моего старенького 30ГД-2Б и посмотрим, что можно от него получить в закрытом ящике:

– находим панель CLOSED BOX

– смотрим вариант Optimum и щёлкаем на кнопочке Plot под ним; видим жёлтую кривую – пусть будет для сравнения

– щёлкаем на кнопке Custom; поскольку жёлтая АЧХ нас не устраивает, зададим объём побольше литров на десять и щёлкаем на кнопочке Plot здесь же

– видим, что типа «нормально» (средняя кривая на рис. 1), но попробуем добавить объёма и снова не забываем щёлкнуть Plot

– нижнего баса добавилось (верхняя кривая, рис. 1), а область 70…120 Гц немного провалена.

Ради интереса посмотрим, как ведёт себя ГВЗ (рис.2). Вполне удовлетворительно при любом раскладе.

Самая хорошая с точки зрения качества звука – верхняя кривая (объём 51л). Но этот провал на 70-120 Гц…

Возможны два выхода:

– если усилитель слабоват, а багажник позволяет, плюём на неравномерность 70-120 Гц, и выбираем объём ящика 50л: так получаем лишний 1 дБ давления

– если равномерность АЧХ для нас превыше всего, выбираем среднюю кривую и объём около 30л.

Дальнейшее увеличение объёма приведёт к ухудшению демпфирования, увеличению неравномерности АЧХ, повышенному ходу диффузора с области суббаса и возрастанию ГВЗ, и этим путём мы не пойдём. Уменьшение объёма снижает отдачу на нижнем басе, и этот вариант нам тоже не подходит.

Бывает, некоторые динамики при любом раскладе не дают ровную АЧХ, а «проваливают» область 40…100 Гц. Такие головки однозначно не годятся для закрытого ящика.


Изменено пользователем Yauhen

Ссылка на комментарий

  • Автор
    • Ссылка на пост
    • Ссылка на тему
    • Поделиться

6. Разрабатываем фазоинверотр

Мой старенький 30ГД-2Б (он же 75ГДН-1-4), если верить программе JBL Speakershop, одинаково хорошо годится и для ЗЯ, и для ФИ – об этом свидетельствует красная чёрточка-индикатор на рис. 1. Вверху индикатора — фазоинвертор (Vented), внизу — закрытый ящик (Closed).

Этот рисунок мы видим, когда загружаем динамик из базы данных командой Loudspeaker->Load from Database.

Проверим, не врёт ли индикатор:

– найдём панель VENTED BOX и щёлкнем на кнопке Custom в ней

– введём объём Vb=50 л, настройку порта Fb=43 Гц и нажимаем Accept

– щёлкаем на кнопке Plot и видим что-то похожее на горб верблюда в районе 48-50 Гц (рис. 2).

Для СПЛ оно, возможно, и хорошо. Проверим, как обстоят дела с ГВЗ (рис. 3).

Мда… с точки зрения качества звука лучше бы этому верблюду не родиться. Бас в районе 45 Гц будет прилично затянут.

Если нужно качество, попробуем другой вариант: уменьшим объём ящика и снизим настройку порта. Введём объём Vb=38 л, а настройку порта Fb=30 Гц.

Кривая ГВЗ стала заметно более ровной (рис.5) и ближе к значениям из таблицы (см. выше).

А что у нас с АЧХ? Для первого раза – очень даже неплохо получается (рис. 4). Ровную АЧХ от фазика получить непросто, да и не обязательно – на верхнем басе помогут мидбасовые динамики, а нижний бас здесь также проработан неплохо: имеем 20 Гц по уровню -4,5дБ относительно максимума давления.

На этом можно и остановиться.

А можно, если есть время, поиграть объёмом и настройкой, наблюдая изменение АЧХ и ГВЗ, и в конце концов выбрать подходящий вариант.

Не будем забывать, что программа программой, а реальный результат всегда будет отличаться от расчётного. Но лучше иметь в руках инструмент с ограниченной точностью, чем вообще никакого. А практика показывает довольно хорошее совпадение результатов с расчётами.

Пробуйте, коллеги.

Проектируйте, осуществляйте, получайте кайф от процесса и результата!

Ссылка на комментарий

  • Автор
    • Ссылка на пост
    • Ссылка на тему
    • Поделиться

Пожалуйста!

Буду рад, если эта темма сможет кому-то помочь.

Да, чуть не забыл: кривую передаточной функции нужно загружать при каждом запуске программы, иначе Speakershop испольхзует свою встроенную кривую.

Та, что из «Автозвука», ближе к реальности.

Ссылка на комментарий

    • Ссылка на пост
    • Ссылка на тему
    • Поделиться

Пожалуйста!

Буду рад, если эта темма сможет кому-то помочь.

Да, чуть не забыл: кривую передаточной функции нужно загружать при каждом запуске программы, иначе Speakershop испольхзует свою встроенную кривую.

Та, что из «Автозвука», ближе к реальности.

с ней горбики гораздо больше получаються чем без нее на примере р-ки по крайней мере в фи

PS спасибо, отлично все расписано

DC Audio. 150+ седан. 30hz

Ссылка на комментарий

    • Ссылка на пост
    • Ссылка на тему
    • Поделиться

плохо что не на руском.(да и здесь нет походу тово что мне нада-рощета короба рупорного)


Изменено пользователем kokc

Ссылка на комментарий

    • Ссылка на пост
    • Ссылка на тему
    • Поделиться

Yauhen, а Хмах указывается в параметрах в одну сторону или обе ?

DC Resistance (RE) в омах и Nom.Impedance(Z) тоже в омах, что где указывать ? если например катушки 2*2 Ом и будет ли зависеть от подключения(параллель или последовательно)

и Inductance(LE) — это что ? при нажатии Calculate Unknowns, ничего там не появляется….

я самый добрый в мире человек )))

и если найдецца кто-то еще добрее, убью его и стану опять самым добрым))

Ссылка на комментарий

  • Автор
    • Ссылка на пост
    • Ссылка на тему
    • Поделиться

Xmax здесь указывается в одну сторону..

DC Resistance (RE) — сопротивление постоянному току, то, что покажет тестер.

Nom.Impedance(Z) — номинальное сопротивление, применяется для расчётов. Оно несколько больше, чем RE. Например,если Z=4 Ом, то Re этого динамика обычно не превышает 3.2 Ом.

Обе эти величины будут напрямую зависеть от способа соединения катушек, если их две.

Inductance(LE) — индуктивность звуковой катушки. Ёё значение берём из паспорта или замеряем.

Ссылка на комментарий

  • Назад
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • Далее
  • Страница 1 из 17

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
  • Капли распутница инструкция по применению женский
  • Покрытие паркета лаком своими руками пошаговая инструкция
  • Нистатин глазные капли инструкция
  • Бетулин что это инструкция по применению
  • Инструкция для рефрактометра атс на русском языке