для начинающих и опытных писателей
- свобода жанров и форматов
- заработок на творчестве
- литературные конкурсы
- дружное комьюнити
- услуги для авторов
- полезные материалы
Найдите своего читателя из 30 миллионов на Литрес!
- /
- /
- /
- /
Как написать хороший детектив:
пошаговая инструкция и полезные советы, которые помогут создать хороший детектив
Как написать хороший детектив: инструкции и идеи
Как написать детектив, когда все самые изощренные загадки, уже, казалось бы, придуманы и разгаданы — модными авторами, голливудскими сценаристами, реальной криминальной хроникой? Эту тайну нам и предстоит раскрыть.
Главные элементы детектива
Криминальная история складывается из нескольких основных элементов:
-
Присутствует в книгах и других жанров, но только в детективах сюжет целиком завязан на не, а иногда — на нескольких интригах разом.
-
Профессионал из криминального отдела, случайный свидетель, продавщица из «Пятерочки», обожающая детективные сериалы… Протагонистом может быть кто угодно — главное, чтобы у него был повод начать расследование.
-
Одно или целая серия: однотипных, разноплановых, но главное — запоминающихся. Убийства, исчезновения, ограбления, похищения и прочие осквернения уголовного кодекса. Преступления могут казаться банальными, на первый взгляд, но вдруг оборачиваться чем-то большим. А могут сразу шокировать своей изощренностью.
-
Соседская бабушка с плохим алиби, безутешный жених, обнаруживший труп невесты первым, родственник, только что отмотавший срок за вооруженное ограбление… Чаще всего оказываются не при чем и сразу списываются со счетов. Хотя бывает всякое.
-
Больше, чем подозреваемый. Это личный враг, омрачающий существование главного героя. Причем конфликт между ними, скорее всего, случился еще давно. Антагонист может быть наделен любыми чертами характера и репутацией, но на момент преступления у него есть крепкое алиби, в которое герой упорно не верит.
Криминальный жанр определенно не стоял на месте со времен По и Чейза. Сегодня он подразделяется на такие виды:
-
Закрытый. Также известен как классический. Узкий круг персонажей, преступление совершается в ограниченных условиях или пространстве, следовательно подозреваются все.
Пример: Агата Кристи «10 негритят»
-
Исторический. Сюжет разворачивается в прошлом, известные исторические события и обстоятельства влияют на расследование прямо или косвенно.
Пример: Умберто Эко «Имя розы»
-
Психологический. Обстоятельства и последствия преступления настолько запутаны, что грозят свести с ума чуть ли не всех персонажей. Морок захватывает и самого читателя.
Пример: А. Дж. Финн «Женщина в окне»
-
Иронический. Может быть прямой сатирой, высмеивающей стереотипы жанра, а может — и вполне серьезной криминальной историей, просто написанной с обилием юмора.
Пример: Иоанна Хмелевская «Что сказал покойник»
-
Фантастический. Преступление совершается в мире будущего, вымышленной вселенной, на другой планете.
Пример: Станислав Лем «Расследование»
-
Полицейский. Сюжет фокусируется на работе профессиональных полицейских и их ежедневной рутине.
Пример: Александра Маринина «Настя Каменская» (серия книг)
-
Шпионский/конспирологический. Ведет по следу шпионов, разведчиков, «спящих агентов». Действие может происходить и в военное, и в мирное время.
Пример: Борис Акунин* «Турецкий гамбит»
*Признан иноагентом на территории РФ -
Политический. Убит президент, похищена британская герцогиня — каким бы ни было преступление, оно должно влиять на политику. Чаще всего мировую.
Пример: Фредерик Форсайт «День Шакала»
Персонажи и прочие жертвы
Персонажей можно и нужно делать неидеальными. Очаровашки и святоши редко вызывают интерес. Герой может наступать на одни и те же грабли и даже плясать на этих граблях; размышлять быстро или быть тугодумом; быть неисправимым крохобором — и все равно оставаться чем-то симпатичным. Разумеется, страницы детективов полны циничных подонков, женщин с сомнительной репутацией, двуличных стариков, жертв обстоятельств и других маргиналов.
Вернемся к жизненно важным для жанра персонажам и чуть расширим список. Нам потребуются:
-
Пострадавший. Мертвый или живой, находящийся в заложниках или невинно попавший за решетку. Пусть не главный герой, но один из центральных персонажей, ведь вокруг него крутится интрига книги.
-
Главный герой. Иногда «звезда» произведения. А иногда автор делает его «ненадежным рассказчиком», усиливая напряжение и сомнение в происходящем.
-
Преступник. Может быть как «мелкой» личностью, так и злым гением.
-
Ложный подозреваемый. Все указывает на него. Разумеется, он не при чем.
-
Персонажи второго плана. О них не стоит забывать, ведь второстепенные герои тоже вызывают читательский отклик.
Чтобы избежать плоских, картонных персонажей, прорабатывайте их по одному. Создавая нового героя, найдите ответы на несколько вопросов:
- Чем он выделяется из толпы?
- Как принимает решения, на что полагается?
- Готов ли идти на риск?
- Каковы его амбиции?
- Как он общается с другими людьми?
- Как его внутренние монологи отличаются от произнесенного вслух?
- Чем он увлекается в свободное время?
- Как он смотрит на мир, через призму каких убеждений?
Неважно, какой тип повествования вы выберете: классический линейный или запутанный, обманчиво-хаотичный. В любом случае вам понадобятся план и внутренняя структура.
Прежде чем оформлять первый черновик, составьте план. Мысленно разбейте свою историю на три акта:
-
Первый акт: суть преступления/тайны, знакомство с главным героем и второстепенными персонажами, появление первых подозреваемых и первых трудностей в расследовании. Сюда же можно ввести вторую линию сюжета (чаще всего, детали личной жизни протагониста).
-
Второй акт: новые детали расследования, снятие некоторых подозрений, усугубление ситуации. Вторую сюжетную линию можно развивать дальше.
-
Третий акт: доказательство невиновности подозреваемых в основном преступлении (это не значит, что они без греха, о чем также стоит написать), ложный финал, новый ход со стороны настоящего преступника, настоящее завершение расследования. Вторую линию тоже следует подвести к логическому итогу.
Разумеется, по ходу проработки сюжета вы сможете менять детали по своему желанию. Или даже следовать собственному новаторскому подходу. Подобный план все равно послужит хорошей отправной точкой.
-
Не забывайте про время и место действия. Эпоха, страна, менталитет и прочие детали сеттинга должны оказывать специфическое влияние на преступление и расследование. В богемном европейском пригороде, румынской деревеньке или вымышленной галактике события воспринимаются по-своему.
Еще один совет: посвятите главной тайне отдельный черновик. Составьте несколько её версий: с точки зрения преступника, жертвы, главного героя, второстепенных персонажей.
Лучший источник идей — реальная жизнь. За основу сюжета вполне можно взять настоящее нераскрытое преступление и представить «а что, если…».
Автору хорошей криминальной истории не обойтись без знаний, подкрепленных грамотными исследованиями. Перед тем как написать детектив, ознакомьтесь со спецификой профессий, местностей, эпох — всего, что вы хотите упомянуть.
Изучите литературу и документальные фильмы по судебной психиатрии, криминалистике, юриспруденции — любой нужной для сюжета области. Малейшая неточность может оттолкнуть читателей-знатоков. Даже если вы уже неплохо разбираетесь в теме, подготовка не повредит.
Одно правило детективного жанра не менялось никогда: главный герой должен быть ярким. Не обязательно гением с синдромом Аспергера, но и не бледной молью. Второстепенные действующие лица тоже не должны быть картонными, пусть им и нельзя затмевать центрального героя.
Постройте героя из трех главных компонентов:
-
Физика. Внешние данные, национальность, здоровье и т. п.
-
Социология. Социальное положение героя, общественная позиция, политические и религиозные взгляды.
-
Психология. Степень общительности, чувство юмора, воображение, психологические травмы, фобии, предубеждения, фантазии.
Главный герой детектива должен работать не просто в полную силу, а на пределе личных возможностей, раз уж он стал нашей надеждой и опорой в этой истории. Но не превращайте его в супермена: позволяйте ошибаться и набивать шишки. Например, если в драке один человек в легкую справится с десятью противниками, это вызовет ухмылку.
Следите, чтобы в ваш детектив не пробрались распространенные ошибки. Не забывайте:
- Любовная линия не порок, но перебарщивать с ней не стоит.
- Не раскрывайте интригу с помощью потусторонних сил. Пусть даже ваша книга относится к мистическому поджанру, «оттуда» могут приходить намеки, но никак не прямые ответы.
- Лучше, если преступников будет не больше двух. Зловещий культ или мафиозный синдикат могут присутствовать в сюжете, но не отвечать целиком за главную тайну.
- Мотивация преступника должна быть личной. В отличие, кстати, от мотивации протагониста. Не всегда он занимается расследованием по личному желанию — по крайней мере, сначала.
- Чистосердечное признание украсило только «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. Но его не отнесешь к детективному жанру.
Как написать детектив, который захочется прочесть до конца, — избегать штампов и клише.
Ходы, которые лучше исключить, чтобы никого не разочаровать:
-
«Убийца-дворецкий» — завистливый или мстительный наемный работник жертвы.
-
Главный герой — полицейский, которого отстраняет от дела придирчивое начальство. Или же главный герой — частный детектив, у которого давняя и стереотипная вражда с полицией.
-
Герою позвонили или написали, чтобы сообщить нечто важное при личной встрече, до которой информатор внезапно не доживает.
-
Проникновение на объект через систему вентиляции, замки, открываемые шпилькой, погони и перестрелки со взрывами, хакеры, взламывающие систему с полпинка.
-
Нелюбимый спутник жизни. Например, жена полицейского, то и дело причитающая: «У тебя совсем нет на меня времени!».
Исследователи детективного жанра иногда называют его еще одним видом спортивной игры. Писатель придумывает интересный ход, привлекает читателя… Звучит свисток рефери, и игра начинается. Но даже такие игры со временем трансформируются, требования к ним меняются, а ловкий игрок всегда сможет заставить их работать на себя. Помните об этом, если хотите создать гениальный детектив.
Была ли данная статья полезна для Вас?
Другие статьи в нашем блоге
Спамить не будем: отправим рассказ о сервисах и подборку новых статей.
Ежедневно делимся полезным контентом в соцсетях.
Как написать детектив: особенности жанра и пошаговая инструкция для автора
Детективная история предполагает наличие таинственного преступления и героя, ведущего расследование. Но достаточно ли двух этих факторов для захватывающего детектива? Что еще надо знать писателю, чтобы «испечь» историю, от которой невозможно оторваться?
Изучаем все слои детективного пирога. Рассказываем, как сочинять произведения с захватывающим сюжетом. Обсуждаем правила создания детектива: идеи для сюжета, план написания, проработка героев.
Детектив – это история, в которой расследуется преступление-головоломка, а в финале обязательно обнаруживается виновник. Первооткрывателем жанра считается Эдгар Аллан По с изданным в 1841 году рассказом «Убийство на улице Морг».
И хоть сейчас придумать интересный детектив становится все сложнее, но одно главное правило действует по сей день.
Как любая хорошая загадка, ключ к детективной истории – несокрушимая логика.
Подпишись и получи бесплатный мини-учебник редактора Афиши «Всё ясно. Как писать коротко, просто и увлекательно»
Как написать детектив: пошаговая подготовка
Прежде чем создавать документ с названием вашего романа, проведите разведку на местности. Начинать детективное произведение следует с предварительной подготовки.
-
Поговорите с собой
Ответьте на вопрос, что именно привлекает вас в этой истории? Именно это, как правило, и цепляет читателя. Интерес автора к теме всегда виден между строк. Поэтому не бойтесь включить свою писательскую страсть на полную мощь.
-
Пошагово распишите план сюжета
Детектив не прощает огрехов и нелогичности в сюжете, поэтому пропишите и заранее спланируйте все сюжетные линии. Продумайте, где именно они пересекаются. В противном случае появляется риск к середине романа заново перекраивать свою историю.
-
Проверяйте и перепроверяйте факты
Убедитесь в реальности того, что задумано по сюжету. Отсутствие фундамента и фактчекинга снижает уровень текста и портит доверие читателя. Палец действительно можно пришить после того, как он полежит в холодильнике? А руку? А сколько палец может там храниться? А при какой температуре? Проверяйте факты снова и снова.
-
Консультируйтесь с реальными специалистами
Если интернета и книг недостаточно, обращайтесь за советом к живым людям. Пусть это будет садовник или уборщица, а тем более криминалист или следователь полиции. Даже если большая часть информации не войдёт в книгу. Но это облегчит написание хорошей истории, углубит ваш роман.
-
Продумайте несколько вариантов преступления
Представьте себя на месте антагониста. Он умен? Жесток? На что он способен? Как он планирует уйти от закона? Так и вы – качественно заметайте следы. Помните, первая мысль не всегда самая удачная.
Пусть это будет игра! Напишите десять версий своего преступления. Они вам пригодятся, когда преступнику приспичит заметать следы.
-
Решите, с каким жанром будет соединён ваш детектив
Чистых жанров не бывает и от того, с каким будет соединена ваша история, зависит многое, от развития сюжета до настроения.
Наиболее популярные поджанры детективной истории
True crime
За основу истории берется реальная преступная загадка. Решение которой вам и предстоит сочинить.
Вспомним первооткрывателя жанра Трумен Капоте и его «Хладнокровное убийство»
Исторический детектив
Преступление происходит в недавнем или далеком прошлом. Здесь вдвойне важно качественно работать с деталями и особенностями конкретной эпохи, особенно если персонажами выступают реальные исторические прототипы.
Детективы Бориса Акунина об Эрасте Фандорине
Авантюрный детектив
Если герой с первой страницы по чистой случайности оказывается втянут в бурное приключение, и все его попытки выпутаться порождают всё большие трудности.
История Патриции Хайсмит «Талантливый мистер Рипли»
Мистический или фантастический
В истории могут присутствовать элементы мистики, или герои и вовсе живут на другой планете или в параллельной вселенной. Но разгадка всё равно должна выстраиваться правилами железной логики.
Серия детективов Надежды Поповой об инквизиторе Курте Гессе
Психологический детектив
Это направление стоит выбрать, если хотите сосредоточиться на преступнике и ходе его мыслей.
В шкуру волка прекрасно влез Майк Омер в книге «Внутри убийцы»
На курсе Band
«Острый сюжет»
вы сможете погрузиться в создание интригующей детективной истории. А наши редакторы подскажут вам, как усилить текст.
Основные составляющие хорошего детектива
Чтобы сочинить детектив, представьте, что это конструктор. Каждая деталь должна быть на своем месте и подходить к другим частям. Без чего не обойтись вашему детективу?
-
Преступление идеальное или не очень
Продумайте заранее детали вашего преступления. Сначала постарайтесь сочинить максимально безупречное преступление, и уже позже создайте ахиллесову пяту.
Для удобства сделайте отдельные карточки или таблицы с уликами и возможными вариантами их введения в сюжет.
-
Антагонист
Фигура преступника в детективной истории остается в тени, лишь по его следам, как по крошкам, делаются выводы о том, какой же он на самом деле.
Помните, что преступник неразрывно связан с собственным преступлением. Злодейство, которое совершил антагонист – это полное отражение его личности. Остерегайтесь в погоне за удивлением читателя разрушить связь преступника и преступления.
Подумайте, что любит ваш преступник. Да, он злодей, но где-то в нем должен быть намек на человечность. Может быть он любит свою собачку? Или покупает молоко соседской бабушке?
Если всю книгу преступления совершаются огромным мясницким топором, то преступником очевидно не может стать хрупкая блондинка из соседнего дома.
-
Сыщик или детектив – тот, кто ведет следствие
Вспомните своего самого любимого детектива. Кто это? Шерлок Холмс, Корморан Страйк, Эраст Фандорин? Объединяет их именно то, что они люди до мозга костей. Помните, сыщик – это не просто робот, который отгадывает любые задачи по щелчку. Чем больше он будет человеком со своими страстями и чувствами, тем сильнее за ним захочется следить.
Как правильно создавать сыщика? Кто вам нужен?
Есть несколько типовых портретов сыщика в детективном сюжете. У каждого типа есть исходный набор важных следствию качеств. Какие важны для вашей истории?
Новичок или любитель – слегка наивен, может делать ошибки по незнанию, но искренне и страстно рвется к раскрытию преступления. Про таких говорят «как слон в посудной лавке».
Все тот же Эраст Фандорин в первой книге «Азазель» всего лишь коллежский регистратор в московской полиции, он еще юн и неопытен. Отсюда много ошибок, но огромное рвение. (Борис Акунин)
Работники органов правопорядка – как правило, уже имеют опыт в раскрытии преступлений. Сыщик — часть системы власти, а это значит, что вы должны знать всё об устройстве этой системы. В этом ваш герой несвободен, и крайне важно об этом не забывать.
Что еще почитать по этой теме:
Так старший инспектор Гамаш имеет целую команду для раскрытия преступлений. Но его опыт порождает множество зависти и подковёрных интриг среди коллег. (Луиза Пенни)
Адвокат – может бодаться с властью, может защитить невинно осужденного, но рискует довериться преступнику. Вынужден постоянно сверять внутренние часы: а того ли я защищаю? Он тот, за кого себя выдает?
Адвокат Морган Дейл постоянно сомневается, достоин ли клиент её защиты. Иногда ошибается, получив кулаком в лицо прямо в зале суда. (Мелинда Ли)
Частный детектив – свободен от начальства, своеволен, дерзок, ищет обходные пути решения.
Корморан Страйк в книгах Гэлбрейта ради дела частенько нарушает закон, несмотря на боли в ноге и протез. (Роберт Гэлбрейт)
Шпионы и разведчики – скрытные, многоликие, таинственные. Описывая такого персонажа, спрашивайте себя «А кто он такой на самом деле?».
Штирлиц даже себе не может признаться, что он шпион, иначе это выдаст его. (Юлиан Семенов)
Только вам решать, каким будет герой вашего романа. Главное, он должен интриговать вас самих. Ведь вы будете вместе не одну сотню часов.
Что еще важно учитывать, чтобы написать детективную историю
-
Шерлок Холмс и доктор Ватсон, Анна Солари и Леон Аграновский, Корморан Страйк и Робин Эллакот. Градус драматизма и правдоподобия повышается, когда рядом с сыщиком есть верный помощник. Постарайтесь сразу решить и придумать, на какой ноте будут выстраиваться отношения сыщика с его напарником. Они друзья? Влюблены? Или до зубной боли ненавидят друг друга. Правильно соблюдайте баланс между сухой логикой и человеческими отношениями. Читатель любит загадки, но еще больше он любит страсти и перипетии взаимоотношений. У каждого должен быть свой собственный Ватсон.
-
Познакомьте читателя с ними сразу, в первых главах романа. Они как «дано» в условии задачи, никаких вбросов после оглашения всего списка возможных действующих лиц.
-
Четкое представление о том, в каком именно мире происходит история, не только увеличит интерес читателя, но и поможет глубже видеть возможные сюжетные ходы. Включите воображение. Особенное внимание уделите месту преступления. Пусть большая часть обстановки останется лишь в ваших черновиках. Но этот клей будет крепко держать историю.
-
Распишите для себя, от какого количества героев будет идти повествование? Что делает сейчас герой, которого нет в данной главе? Помните, если персонаж не появлялся в истории уже несколько глав, то он не стоял на паузе. Он продолжал жить, и вы, как демиург мира, точно должны знать, чем он поливал свои блинчики на завтрак.
-
Мозгодробительная интрига
Детектив — это всегда гигантская головоломка. Дайте пищу разуму читателя. Напишите такую интригу, чтобы он мучился в ночи без сна от вопросов. Кто? Как? Почему? Здесь можно и списывать. Подсматривайте идеи у жизни. Покопайтесь чуть глубже в Википедии, может даже стоит почитать старые криминальные хроники.
-
Сопереживание пострадавшему
Покажите читателю, как высоки были ставки и как много он потерял. Вам самому понятна боль жертвы?
-
Преступление должно быть логично связано с преступником. Для этого пропишите глубокую и интересную мотивацию преступнику.
-
Преступление задаёт сверхзадачу, идею (философский подтекст). О чем вы пишете детектив в глобальном смысле? О вере? О дружбе? Любви? Живут ли в мире ваших героев только подонки или же обычные люди.
Детективная клюква – как не надо делать!
-
Сыщик супермен. Читателю быстро наскучит всесильный и всемогущий главный герой. Помните, изъяны делают героя живым, настоящим, похожим на нас. И мы любим их (героев) именно за недостатки.
-
Появление чудесных улик без объяснений. В детективе нет места чуду. Логика, логика и еще раз логика.
-
Злодей слишком злодей. Он смеётся зловещим смехом и дьявольски вездесущ. Супергеройство и здесь не принесет ничего хорошего. Покажите читателю изъяны, слабости, может быть даже человечность?
-
Череда совпадений, которая двигает сюжет. У любых неожиданных улик или чудесных совпадений в финале должны быть очевидные причины. Избегайте deus ex machina.
-
Тыкать убийцей в нос или слишком заметать следы и усложнять. По сути своей, это две стороны одной медали, и от того, и от другого читатель заскучает и закроет книгу. Держите баланс.
Придумайте три варианта реалистичного преступления с предметами, указанными ниже.
Курица, спица, кусочек метеорита
Кто бы мог его расследовать? Каким было бы место преступления?
Написать хороший детектив не простая задача. Разделите её на мелкие кусочки и решайте по частям. А главное, ничего не бойтесь!
Мечтаете стать писателем?
Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов и других.
В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.
Загрузить PDF
Загрузить PDF
В хорошем детективе будут обаятельные герои, захватывающая интрига и головоломка, которая не позволит вам оторваться от чтения. Но написать действительно стоящий детектив, особенно если раньше вы этого не делали, может быть сложно. При помощи правильной подготовки, метода «мозговой атаки», планирования и редактирования, а также проработки персонажей вы сможете написать детективный рассказ, которым будут зачитываться.
-
Детективы всегда начинаются с убийства. Главный вопрос в детективном рассказе или романе – кто совершил преступление. Триллеры обычно начинаются ситуацией, которая ведет к главной катастрофе, такой как, например, террористический акт, ограбление банка, ядерный взрыв и прочее. Основной вопрос в триллере – это сумеет ли главный герой предотвратить катастрофу.[1]
- В детективах читатель не знает, кто совершил убийство, до конца романа. Детективы построены на логических цепочках поиска целей преступления или на головоломке.
- Детективы пишут от первого лица, в то время как триллеры обычно написаны от третьего лица, и в них освещается несколько точек зрения. В детективах течение времени обычно более размеренное, так как главный герой/детектив старается расследовать преступление. Кроме того, в детективах обычно меньше последовательности действий, чем в триллерах.
- Из-за того, что течение времени в детективах медленнее, герои обычно получаются более глубоко прописанными и разносторонними в детективе, чем в триллере.
-
Существует множество отличных детективных рассказов и романов, из которых вы можете почерпнуть то, как написать детектив с хорошим сюжетом и проработанными героями.[2]
- Женщина в белом Уилки Коллинз. Детективный роман 19 века был написан в нескольких частях, поэтому история разворачивается очень размеренно. Многое из того, что стало стандартом в жанре детектива, было описано Коллинз в этом романе, поэтому данный роман будет захватывающим и поучительным знакомством с жанром.
-
Глубокий сон Реймонда Чендлера. Чендлер – один из наиболее выдающихся писателей этого жанра. Он создал увлекательные истории о расследованиях и мытарствах частного детектива Филипа Марлоу. Марлоу – жесткий и циничный, но честный частный детектив, который обнаруживает себя впутанным в историю с генералом, его дочерью и фотографом-шантажистом. Работа Чендлера известна отточенными диалогами, отличным темпом и приковывающим внимание героем Марлоу.[3]
-
Приключения Шерлока Холмса сэра Артура Конан Дойля. Один из наиболее известных детективов вместе со своим партнером-сыщиком Ватсоном, разгадывает серию детективных историй и преступлений в этом сборнике рассказов. Холмс и Ватсон привносят свои уникальные черты характера в рассказы повсеместно.[4]
- «Нэнси Дрю» Кэролин Кин. История происходит в Соединенных Штатах. Нэнси Дрю – детектив. Ее близкие друзья Хелен Корнин, Бесс Марвин и Джордрж Фэйн появляются в некоторых детективных историях. Нэнси – дочка Карсон Дрю. Карсон Дрю – самый знаменитый юрист в Ривер Хайтс, где они живут.
- Братья Харди Франклина У. Диксона. Эта книга похожа на «Нэнси Дрю». Это история о двух братьях – Фрэнке и Джо Харди, талантливых детективах. Они – сыновья известного детектива и иногда помогают ему в делах.
-
Убийство по соседству Сюзанны Берне. Действия этого недавнего детективного романа происходят в 1970-х в пригороде Вашингтона. Главное событие романа – это убийство молодого парня. Берне рассказывает историю загадочной смерти молодого парня в скучном и ни чем не примечательном пригороде, но создает историю, далекую от скуки и пресности.[5]
-
Подумайте о том, как автор вводит главного героя и как он его описывает.
- Например, в Глубоком сне рассказчик от первого лица раскрывает себя сам через описание своей одежды в самом начале повествования: “Я был одет в зеленовато-голубой костюм, темно-синюю рубашку, галстук, у меня также был платочек, черные туфли, черные шерстяные носки с изображением темно-синих часов на них. Я был одет аккуратно, чисто, гладко выбрит и рассудителен, и мне было все равно, кто был об этом осведомлен. Я был таким, каким должен был быть хорошо одетый частный детектив”.[6]
- При помощи этих первых предложение Чендлер определяет повествователя, который описывает себя, свою одежду и сферу занятости (частный детектив).
- Например, в Глубоком сне рассказчик от первого лица раскрывает себя сам через описание своей одежды в самом начале повествования: “Я был одет в зеленовато-голубой костюм, темно-синюю рубашку, галстук, у меня также был платочек, черные туфли, черные шерстяные носки с изображением темно-синих часов на них. Я был одет аккуратно, чисто, гладко выбрит и рассудителен, и мне было все равно, кто был об этом осведомлен. Я был таким, каким должен был быть хорошо одетый частный детектив”.[6]
-
Подумайте о том, как автор показывает место и время истории.
- Например, во втором абзаце первой страницы Глубокого сна Марлоу помещает читателя в место и временной отрывок повествования: “Главный зал Стернвудов имел два этажа”.
- Читатель понимает, что Марлоу находится перед домом Стернвудов, и это большой дом, скорее всего, богатый.
-
Продумайте преступление или головоломку, которую предстоит решить главному герою. С каким преступлением или с какой головоломкой предстоит иметь дело главному герою? Это может быть убийство, пропажа человека или подозрительное самоубийство.
- В Глубоком сне Генерал Стернвуд нанимает Марлоу, чтобы “позаботиться” о фотографе, который шантажирует генерала скандальными фотографиями его дочери.
-
Определите препятствия и проблемы, которые могут появиться у главного героя. Хороший детектив захватит читателя теми сложностями, с которыми столкнется главный герой, выполняя свою миссию (раскрытие преступления).
- В Большом сне Чендлер усложняет преследование фотографа сыщиком Марлоу убийством этого фотографа в ранних главах, а также подозрительным самоубийством шофера генерала. Поэтому Чендлер вводит в повествование два убийства, которые должен раскрыть Марлоу.
-
Подумайте о том, как раскрывается преступление в конце детектива. Раскрытие преступления не должно быть слишком очевидным или надуманным, но также оно не должно быть неправдоподобным или непонятно откуда взявшимся.
- Раскрытие преступления должно удивлять читателя, не запутывая его. Одним из плюсов детективного жанра является то, что вы можете построить темп вашего рассказа так, что раскрытие приходит постепенно, а не в поспешной манере.
Реклама
-
Вашим главным героем также может быть и частное лицо, обыкновенный гражданин или свидетель преступления, который оказывается впутанным в расследование преступления. Продумайте особенности вашего главного героя, включая:[7]
[8]
- Телосложение, цвет волос и глаз и другие физические характеристики. Например, вашим главным героем может быть невысокая женщина с темными волосами, зелеными глазами и в очках. Или вы можете воспользоваться чертами более типичного детективного персонажа: высокий, с зачесанными назад волосами мужчина, с легкой щетиной на лице.
- Одежда. Одежда вашего героя не только поможет сделать его образ более детальным, но она также покажет, в какую эпоху происходит повествование. Например, если ваш герой одет в тяжелую амуницию и шлем с гребнем, то читатель поймет, что время действия вашей истории – Средневековье. Если ваш герой одет в толстовку с капюшоном, джинсы и носит рюкзак, это станет подсказкой читателю, что история происходит в современности.
- Что делает вашего главного героя уникальным. Важно создать такого главного героя, который будет выделяться среди других в своем жанре, и который будет достаточно обаятельным, чтобы хотелось следить за ним и событиями на протяжении многих страниц повествования. Продумайте, что нравится, а что не нравится вашему герою. Возможно, ваша женщина-детектив застенчива и чувствует себя не в своей тарелке на вечеринках, а также тайно увлекается рептилиями. Или, возможно, ваш детектив – полный простак и не считает себя ни сильным, ни умным. Сфокусируйтесь на деталях, которые поспособствуют созданию уникального образа главного героя, и не бойтесь использовать особенности своей собственной жизни или свои личные пристрастия и вкусы.[9]
-
Поместите все происходящее в то место, которое вы хорошо знаете, например, пусть события развиваются в вашем родном городе или школе. Или изучите место, с которым вы не очень знакомы, например, Калифорнию 70-х или Британию 40-х. Если вы используете место, которое сами не знаете, просмотрите особенности этого места, к примеру, загородные дома в Калифорнии 70-х или пансионы Британии 40-х.
- Если вы решите, что ваша история будет развиваться в том месте и в то время, с которыми вы не очень знакомы, проведите небольшое исследование и найдите информацию об этом месте и времени в местной библиотеке, в Интернете или при помощи интервью с экспертами по данным вопросам. Обращайте внимание на детали во время интервью и при поиске информации, чтобы правильно и четко обозначить все нюансы времени и места событий вашего повествования.
-
Не во всех детективах обязательно должно быть убийство или другое тяжкое преступление. Но, чем больше преступление, тем больше ожидание от рассказа или романа. Высокие ожидания важны, так как они заставляют вашего читателя продолжать чтение. Возможные источники загадки могут быть следующими:[10]
- У вашего главного героя или у его близкого друга что-то украли.
- Человек, который был близок вашему главному герою, исчезает.
- Главный герой получает записки с угрозами.
- Главный герой становится свидетелем преступления.
- Главного героя просят помочь раскрыть преступление.
- Главный герой натыкается на загадку.
- Вы также можете скомбинировать несколько вышеперечисленных сценариев, чтобы создать несколько линий повествования. Например, у вашего главного героя может быть украдена какая-то вещь, близкий ему человек исчезает, затем главный герой становится свидетелем преступления, которое потом его просят помочь раскрыть.
-
Прибавьте истории напряжения, делая трудным для вашего героя решение головоломки или загадки. Вы можете использовать такие преграды, как, например, другие люди, подозреваемые, ложные ориентиры и улики или еще одно преступление.[11]
- Создайте список возможных подозреваемых, с которыми может столкнуться ваш герой на протяжении хода событий. Вы можете ввести нескольких подозреваемых, чтобы повести вашего герои и/или читателя в неправильном направлении для создания атмосферы тревожного ожидания и удивления.[12]
- Напишите список улик. Фальшивки – это улики, которые сбивают с правильного пути. Ваш сюжет станет более захватывающим, если вы введете несколько фальшивых улик в свое повествование. Например, ваш главный герой может найти улику, которая указывает на одного подозреваемого, но позже выяснится, что эта улика связана с другим человеком. Или ваш герой может найти улику и не понять, что она является ключевой для разгадки всей тайны.[13]
- Создайте список возможных подозреваемых, с которыми может столкнуться ваш герой на протяжении хода событий. Вы можете ввести нескольких подозреваемых, чтобы повести вашего герои и/или читателя в неправильном направлении для создания атмосферы тревожного ожидания и удивления.[12]
-
Используйте события с трудно предсказуемым исходом, чтобы сделать вашу историю захватывающей. События с трудно предсказуемым исходом – это моменты, обычно в конце эпизода, когда главный герой попадает в ситуацию-ловушку и находится в опасности. События с трудно предсказуемым исходом важны в детективах, так как они захватывают читателя и стимулируют повествование к продвижению вперед. Возможные события с трудно предсказуемым исходом:[14]
- Главный герой в одиночку расследует возможную зацепку и наталкивается на преступника или убийцу.
- Главный герой начинает сомневаться в своих способностях, ослабляет расследование, что позволяет убийце снова совершить преступление.
- Никто не верит главному герою, и он начинает расследовать преступление в одиночку, из-за чего его похищают.
- Главный герой ранен и находится в опасном месте.
- Главный герой может потерять важную улику, если не сможет найти выход из определенного места или ситуации.
-
Завершите историю развязкой головоломки. В конце большинства детективов у главного героя появляется положительный сдвиг в его исканиях. Возможные концовки:[15]
- Главный герой спасает близкого или просто невинного человека, который оказался впутанным историю.
- Главный герой спасается сам и меняется под влиянием своей смелости и находчивости.
- Главный герой раскрывает деятельность плохого человека или организации.
- Главный герой изобличает убийцу или преступника.
-
Теперь, когда вы продумали все аспекты вашего повествования, сделайте четкий план сюжета. Важно спланировать то, как именно будет развиваться детектив, прежде чем вы сядете за написание самого детектива. Так вы сможете убедиться, что в рассказе нет недоработок. Ваш план должен совпадать с порядком событий в самом детективе. Он должен включать:[16]
- Введение главного героя и обстановки.
- Инцидент или преступление.
- Призы к действию: главный герой ввязывается в расследование преступления.
- Испытания: главный герой находит улики, сталкивается с потенциальными подозреваемыми, а также старается выжить в погоне за правдой. Близких людей могут похищать в качестве угрозы.
- Запутывание: главному герою кажется, что он нашел ключевую улику, которая приведет его к подозреваемому, и верит, что он раскрыл преступление. Это неправдивое заключение, а также это отличный способ удивить читателя, когда выяснится, что главный герой ошибся.
- Главная неудача: все кажется напрасным для главного героя. Он нашел не того подозреваемого или не ту улику, кому-то еще причинили вред или кто-то еще убит, а все единомышленники отказались от главного героя. Главная неудача усилит напряжение повествования и заставит читателя продолжать строить свои догадки.
- Раскрытие: главный герой собирает всех, показывает улики, объясняет путаницы и изобличает того, кто является убийцей или виновным в преступлении.
Реклама
-
Одним из наилучших способов описать место или атмосферу произведения будет прибегнуть к помощи 5 органов чувств: зрению, слуху, запаху, тактильным ощущениям и вкусу. Описание сенсорных ощущений также может помочь создать предысторию вашего героя. Например, вместо того, чтобы прямо писать читателю о том, что ваш герой завтракал овсянкой, вы можете описать вкусовые ощущения от остатков овсянки на языке вашего героя. Или он может почувствовать запах овсянки, которая капнула на руку.[17]
- Продумайте, что ваш герой может увидеть в определенной обстановке. Например, если ваш герой живет в доме, похожем на ваш собственный, в небольшом городе, вы можете описать его спальню или дорогу в школу. Если вы помещаете события в специфическое историческое место, например, Калифорнию 70-х, вы можете начать описание героя с того, что он стоит на перекрестке и смотрит на уникальную архитектуру и проезжающие мимо машины.
- Продумайте, что ваш герой может услышать в определенной обстановке. Ваш герой может слышать звуки поющих птиц и поливочной машины по дороге в школу. Или до вашего детектива могут доноситься звуки машин и разбивающихся о берег волн океана.
- Опишите, какие запахи может услышать ваш герой в определенной обстановке. Ваш герой может проснуться от запаха кофе, который варится в кухне родителями. Или вашего героя могут неприятно впечатлить запахи города: гнилой мусор и запах немытого тела.
- Опишите, что может почувствовать герой. Это может быть легкий бриз, резкая боль, внезапный удар или холодок по спине. Сфокусируйтесь на реакции тела вашего героя на конкретное ощущение.
- Подумайте, что может быть почувствовано на вкус вашим героем. Во рту у вашего героя все еще может оставаться вкус овсянки, которую он ел на завтрак, или вкус напитка, который он пил предыдущим вечером.
-
Пропустите длинные абзацы описания обстановки или главного героя, особенно на начальных страницах. Вам стоит зацепить читателя, начав сразу с действия, с того, куда двигается и что думает ваш герой.[18]
- Используйте точные описания и четкие формулировки. Большинство читателей продолжают читать детектив, так как они потратили время на знакомство с главным героем и хотят увидеть его успех. Коротко, но конкретно описывайте главного героя и его видение мира.
- Например, роман Чендлера Глубокий сонначинается с того, что читатель помещается в обстановку и узнает видение мира главным героем. “Было около 11 утра, середина октября, солнце не светило, а над верхними хребтами гор навис тяжелый дождь. Я был одет в свой зеленовато-голубой костюм, темно-синюю рубашку, галстук, и у меня был платочек, черные туфли, черные шерстяные носки с темно-синими часами на них. Я был аккуратно и чисто одет, гладко выбрит и спокоен, и мне было все равно, кто знал об этом. Я был именно таким, каким должен быть хорошо одетый частный детектив. Я шел с визитом к четырем миллионам долларов”.[19]
- Как видно с этого начала, история начинается с действия с конкретным временем, датой и описанием обстановки. Оно также дает читателю физическое описание героя и его род занятий. Отрывок заканчивается мотивацией героя: четыре миллиона долларов. В три строчки Чендлер уместил многие существенные аспекты главного героя, обстановки и истории.
-
Если вы указываете читателю “это был первоклассный детектив”, читателю придется поверить вам на слово. Но если вы покажете читателю, что детектив был первоклассным при помощи описания его одежды и того, как он зашел в комнату, читатель сам увидит, насколько превосходен это герой. То эффект, который оказывает на читателей демонстрация конкретных деталей, гораздо больше, чем если вы просто напишете об этом напрямую.[20]
- Подумайте, как бы вы реагировали на ситуацию, будь вы напуганы или рассержены. Пусть ваш герой реагирует так, будто он напуган или разозлен, но не раскрывайте напрямую читателю эмоции главного героя. Например, вместо того, чтобы писать “Стефани была зла”, вы могли бы написать: “Стефани поставила свой стакан с водой на стол так резко, что ее тарелка задрожала. Она бросила на него тяжелый взгляд и начала рвать тонкую белую салфетку на небольшие кусочки”.
- Метод “показывать, а не рассказывать” также отлично работает при описании обстановки. Например, в Глубоком сне вместо того, чтобы напрямую заявить читателю, что Стернвуды были богатыми, Чендлер описывает роскошные детали их особняка: “В задней части зала была французская дверь, за которой скрывалась полоса изумрудной травы, ведущей к белому гаражу, перед которым худощавый молодой шофер в блестящих черных брюках протирал бордовый «паккард» с откидным верхом. За гаражом было несколько декоративных деревьев, аккуратно подстриженных как пудели. За ними виднелась большая оранжерея с куполообразной крышей. Дальше снова видны были какие-то деревья, а позади всего этого массивные бесформенные очертания предгорий.”.
-
Создавая детектив, важно помнить, что развязка не должна быть слишком внезапной и простой. Всегда будьте честны и ставьте себе за цель удивлять читателя, а не сбивать его с толку. Улики, вводимые в историю, должны вести к раскрытию логично, несмотря на любые фальшивки и неправдивые ориентиры. Вашему читателю понравится концовка, если вы заставите его думать: “Это же так очевидно! Я должен был догадаться!”[21]
-
Когда вы создадите черновик своего детектива, пройдитесь по рассказу, стараясь просмотреть ключевые аспекты, такие как:[22]
- Сюжет. Убедитесь, что ваш рассказ идет по плану и имеет четкие начало, средину и конец. Вы также должны отметить изменения в вашем главном герое в конце истории.
- Герои. Ваши герои, включая главного, уникальные и яркие? Все ваши герои ведут себя похожим образом или они разные? Ваши герои оригинальны и обаятельны?
- Темп истории. Темп истории – это то, как быстро или медленно разворачиваются события в вашей истории. Хороший темп будет незаметен читателю. Если кажется, что все развивается слишком быстро, уделите больше внимания ощущениям, чтобы выделить эмоции героев. Если кажется, что вы погрязли в деталях, сократите сцены до самой существенной информации. Хорошее правило – это всегда заканчивать эпизод раньше, чем вам кажется, что стоит это сделать. Это поможет сохранить напряжение от эпизода к эпизоду, позволяя истории развиваться в нужном темпе.
- Поворот. Поворот может или разрушить, или сделать весь детектив. Это остается на усмотрение писателя, но множество хороших детективов имеют в конце поворот. Убедитесь, что ваш поворот не слишком дешевый. Чем более уникальным будет поворот, тем проще будет его описать. Когда вы пишете заезженный поворот, типа «и здесь они проснулись», вы должны быть отличнейшим писателем, чтобы этот поворот сработал. Хороший поворот сможет оставить в дураках не только читателя, но и самого героя. Намекайте на поворот на протяжении сцен эпизодов, чтобы, когда читателя начнет припоминать предыдущие части истории, он был удивлен тем, как он мог это пропустить. Правда, старайтесь не сделать поворот явным слишком рано.
Реклама
Что вам понадобится
- Бумага и ручка и/или компьютер с текстовым редактором (к примеру, Word)
- Детективные рассказы или романы
- Идея для сюжета истории
- Справочник
Об этой статье
Эту страницу просматривали 69 249 раз.
Была ли эта статья полезной?
Почему люди читают детективы? Возможно, что это одна из форм ухода от реальной жизни, очередное доказательство нашего справедливого мира. Это, своего рода, азарт спортивных болельщиков – читатель болеет за своего героя-сыщика.
Это довольно приятное ощущение проникновения в главного героя и отождествления себя с ним, появление смелости, силы, справедливости. Кроме того, это неплохая зарядка для ума, ведь каждому нравится разгадывать загадки и шарады.
Основные элементы детектива
В четыре основы детектива входят:
- Загадка
В процессе чтения, вместе с героем книги, пытаешься ответить на важные вопросы: Что произошло? Кто это совершил? И, конечно же – Поймают или нет?
- Напряжение
Для того чтобы серьезно увлечь читателя, нужно поставить на кон что-то очень важное. Поэтому сюжеты детективов чаще всего затрагивают такие неоспоримые критерии, как жизнь, богатство и свобода. Динамика развития и сюжета, затрагиваемые человеческие ценности и высокие ставки держат читателя в напряжении до самой развязки.
- Конфликт
История появления детективного жанра уходит далеко в древность, к существовавшим тогда легендам о храбром воине, воюющем со Злом. Раскрытие серьезных преступлений, таких как убийства – это и есть победа над Смертью. Поэтому в детективных сюжетах белое четко отделено от черного, а Добро и Зло являются вечными непримиримыми врагами и соперниками.
- Сюрприз
По теории, в процессе чтения можно самому раскрыть преступление, ведь в сюжетной линии прослеживаются все необходимые подсказки и ключи. Но читатель будет глубоко разочарован, если после прочтения первых глав, он уже будет точно знать, кто именно является убийцей, а кто украл все драгоценности из шкатулки.
Мир литературного детектива значительно отличается от реального. Здесь не бывает разного рода случайностей и странных совпадений, все логично и продуманно. Каждый персонаж выполняет строго назначенные ему обязанности: сыщик раскрывает дело, свидетели добавляют фактов и улик, преступник в розыске. При всем этом сюжет обязан быть максимально правдоподобным.
Персонажи детектива
Сыщик – специалист по ведению расследований. Сыщики бывают разных типов:
- сотрудник правоохранительных органов;
- адвокат;
- шпион;
- частный детектив;
- сыщик-любитель.
План построения детектива
Как правило, детектив создается по определенной схеме:
1. Сыщик начинает расследование. Обычно этому предшествует пролог с описанием самого преступления для создания соответствующей атмосферы. Если главным героем является профессионал, нет нужды пояснять мотивы его действий – работа такая. Любитель или частный деятель требует предисловия, объяснения, с чего вдруг он решил расследовать это дело. Это можно создать с помощью флэш-бэка.
2. Расследование началось, и с первых шагов герою улыбается удача. Мифология трактует это, как инициацию – главный герой бросает привычную обыденность и попадает в царство криминала. Процесс расследования обычно проводится следующими способами:
- охота – этому предшествует появление важной улики, которая помогает раскрыть преступление;
- собирательство – кропотливый сбор улик, доказательств, фактов, составляющих картину преступления;
3. В процессе расследования героя преследует серьезный кризис, перевернувший все его взгляды на жизнь, но он собирается с духом и продолжает расследование в другом направлении.
4. Сыщик идет практически по горячим следам. Появляются недостающие факты, которые дают ответы на все существующие вопросы.
5. Преступник пойман и получит по заслугам.
6. Рассказывается, как происшедшее изменило жизнь героев.
Что должно привлечь внимание при написании детектива
В первую очередь всегда определяется мотив для совершения преступления и способ, доступность оружия, физические возможности преступника.
Придумывая подробности детективного сюжета, нужно начинать именно с мотива. Почему человек задушил другого? Далее нужно продумать, каким способом проще это сделать: голыми руками, шнурками от ботинок или проводом от лампы. И не нужно сложностей – вода всегда уходит вниз, преступники поступают как проще.
В сюжете должны присутствовать две линии: одна подлинная, вторая ложная. Сначала сыщик идет по ложному пути, но она настолько попадает в факты, улики, что главный герой нисколько не сомневается в ее правильности. И уже ближе к развязке начинается появление правды, которая ставит все с ног на голову. В этот момент читатель ощущает катарсис.
Неплохо где-то в середине происходящего остановиться и спросить читателя: догадывается ли он о чем-то? Кто же убийца по его мнению? И несколько прогнозов должны быть неверными.
Чтобы не было возможности сразу узнать убийцу, все подозреваемые имеют одинаковые достоинства и недостатки. Это нужно для концентрации внимания читателей на сыщике. Если самым интересным героем станет убийца, тут же будет все понятно.
То же самое случится, если будет подчеркнуто, что человек не имел мотива и возможности убить другого. Отведенное подозрение наоборот, концентрирует еще большее внимание. Эта система часто используется для создания ложных ключей, но чтобы они правильно сработали, необходимо идеальное их вписание в версию следствия.
Качественный детектив похож на квест – чтобы дойти до цели, нужно собрать все предметы, необходимые игроку. В детективе их роль играют улики.
Мастерство писателя проявляется в том, насколько искусно они запрятаны. Причем хорошо спрятанные улики обычно находятся у всех на виду, но абсолютно не привлекают внимания. Во время кульминации остается только удивляться – как же сразу не смог догадаться, ведь было же все понятно.
Как умело запрятать улику? Американская писательница Шеннон Окорк советовала так: «Большую улику покажите маленькой. Чтобы потерялась, положите у всех на виду. Красивую улику сломайте, опасная должна не вызывать страха».
Серьезное внимание нужно уделить кульминации. Существует несколько видов:
- сыщик собирает всех персонажей в одном месте и сообщает, кто убийца;
- преступник захватывает заложников, тем самым приблизив свой конец;
- сыщик расставляет ловушку для убийцы, в которую тот попадает;
- преступник празднует победу, но вдруг появляется свидетель, которого никто не ждал;
- схватка сыщика и преступника, например, погоня;
- псевдо-кульминация. Преступник задержан, все счастливы, но вдруг оказывается, что поймали не того;
Сыщик расследует преступление, опираясь на собственный ум, никаких гаданий на кофейной гуще, прочих знахарок, тайных символов и талисманов. Читатель будет жестоко разочарован, если в конце выяснится, что преступления не было, произошел несчастный случай или самоубийство. То же самое случится, если преступник сам сдастся правосудию.
Множество неожиданных сюрпризов, различные повороты в сюжете – это прекрасно. Но не стоит их делать очень много, читатель может путаться. В идеале замечательно появление трех сюрпризов большого размера и пары маленьких. Ни один из героев не должен совершать явных глупостей. Иначе такая борьба будет неинтересна.
Удача может улыбаться преступнику, пока его не вычислят. Преступника обязательно должны поймёт, наказание неминуемо.
Желаем успехов в написании детектива. И потом приходите к нам, мы с удовольствием подготовим материал и напечатаем вашу книгу.
Интересное по теме:
- 9 советов для писателей, планирующих первую книгу
- Как писать стихи: 10 советов начинающим авторам
- Где брать вдохновение для написания книги
- Несколько полезных советов желающим написать книгу
- Первые шаги на литературном поприще: учимся писать рассказы правильно
Как написать детектив, который увлечет читателей
by Дэвид Харрис // апреля 10
Написание детектива требует четкой постановки проблемы и захватывающего сюжета, который держит читателей в напряжении. Главный вопрос: как написать захватывающий детектив? Ответ заключается в разработке захватывающего повествования, создание интригующих персонажейи мастерски переплетая подсказки, заставляющие вашу аудиторию гадать.
Содержание
Пошаговое руководство по написанию детектива
- Начните с основной тайны
- Создайте своих персонажей
- Установить сцену
- Опишите свой сюжет
- Включайте подсказки и отвлекающие маневры
- Напишите свой первый черновик
- Пересматривайте, редактируйте и получайте отзывы
1. Начните с основной тайны
Основа любой тайны — это основная проблема, требующая решения. Это может быть преступление, исчезновение или даже загадочное событие. Стремитесь к ситуации, которая зацепит вашего читателя с самого начала.
Пример: Если вы пишете роман, представьте себе сценарий, в котором любимая драгоценность пропадает из местного музея. Подумайте о последствиях этой кражи для общества. Кому она нужна? Кому выгодно ее отсутствие?
Наконечник: Используйте заголовок новости как вдохновение. Реальные тайны часто содержат элементы интриги, которые могут обогатить вашу литературу.
2. Создайте своих персонажей
Каждому хорошему детективу нужен детектив, и обычно есть группа подозреваемых. Убедитесь, что у ваших персонажей есть разные мотивы, предыстория и личности.
Пример: Ваш детектив может оказаться опытным полицейским с проблемным прошлым, а подозреваемый — местным историком, увлеченным музеем, возможно, даже слишком увлеченным.
Наконечник: Составьте профили персонажей, описывающие их взаимоотношения друг с другом, и определите, какой вклад каждый из них вносит в разгадку тайны.
3. Установите сцену
Обстановка может стать важным персонажем в вашей тайне. Выберите обстановку, которая усиливает атмосферу, которую вы хотите создать.
Плюсы:
- Тщательно продуманная обстановка усиливает напряжение и настроение.
- Он может предоставить подсказки или дополнительные тайны, основанные на его истории.
Минусы:
- Излишне подробные описания могут замедлить темп.
- Общее местоположение лишено конкретики, которая могла бы привлечь читателей.
Пример: Если ваша история разворачивается в небольшом прибрежном городке, подумайте о влиянии океана на сюжет. Возможно, штормы сеют хаос, скрывая улики или вызывая новые катастрофы.
Наконечник: Используйте сенсорные детали. Как виды, звуки и запахи места создают атмосферу, которая дополняет вашу историю?
4. Опишите свой сюжет
План служит вашей дорожной картой, подробно описывающей основные моменты вашей истории. Подумайте о том, чтобы составить план вашей тайны в классической структуре: начало, которое представляет тайну, середина, наполненная расследованием и поворотами, и финал, где раскрывается правда.
Пример: Ваш план может включать:
- Акт первый: Представьте кражу и раскройте ключевых участников.
- Акт второй: Углубитесь в расследование, вызовите свидетелей и раскройте секреты.
- Акт третий: Выявите истинного виновника и объясните его мотивы, что приведет к неожиданному повороту событий.
Наконечник: Используйте наглядные пособия, например карточки, чтобы отслеживать сюжетные моменты и при необходимости легко изменять их порядок.
5. Включайте подсказки и отвлекающие маневры
Подсказки имеют решающее значение для удержания интереса ваших читателей. Они должны вести к окончательному решению, но также открывать возможности для неверного направления. Ложные следы могут создать сложную головоломку.
Пример: Вначале пусть персонаж скажет, что видел кого-то возле музея, но позже представьте доказательства, которые противоречат его показаниям.
Наконечник: Используйте повседневные предметы в качестве подсказок. Казалось бы, невинная чашка кофе может привести к откровенным разговорам или прозрениям.
Лучшая практика: Каждая подсказка должна служить своей цели. Если она не продвигает сюжет или не создает интригу, пересмотрите ее включение.
6. Напишите свой первый черновик
Вложите время в написание своего первого черновика. Не беспокойтесь о совершенстве; сосредоточьтесь на том, чтобы донести историю.
Действенный совет: Установите ежедневные цели по количеству слов, чтобы не сбиться с пути. Даже скромные 500 слов в день могут дать готовый черновик за несколько недель.
7. Пересматривайте, редактируйте и получайте отзывы
Закончив черновик, сделайте перерыв, чтобы отвлечься от работы, прежде чем приступать к ее редактированию.
Ловушки, которых следует избегать:
- Слишком частое редактирование первого черновика может подавить творческий потенциал.
- Игнорирование последовательности символов может запутать читателей.
Лучшие практики:
- При повторении проверяйте свой темп. Нарастает ли напряжение должным образом?
- Подумайте о присоединении к писательской группе для получения отзывов, которые могут дать представление о том, что работает, а что не работает.
Советы по созданию интриги
Создание саспенса необходимо для успешного детектива. Вовлекайте свою аудиторию и поддерживайте ее интерес с помощью таких приемов, как:
- Клиффхэнгеры: Используйте разрывы глав, чтобы читатели хотели узнать больше.
Пример: Детектив должен найти улику как раз в тот момент, когда он получает таинственный телефонный звонок, обещающий опасность.
- Темп: Изменение ритма повествования может поддерживать высокое напряжение. Замедляйтесь в сценах расследования, затем ускоряйтесь в моменты конфронтации.
Управление развитием характера
Тайна процветает благодаря всесторонним персонажам, особенно вашему главному герою. Рассмотрите следующие советы:
- Недостатки персонажей: У реалистичных персонажей есть недостатки, которые могут помешать их успеху.
Пример: Вашему детективу может быть сложно поверить не тем подозреваемым из-за прошлых предубеждений.
- Относимость: Наделите своих персонажей узнаваемыми чертами, чтобы читателям было легче идентифицировать себя с ними.
Изучение тем в области детектива
Загадки часто исследуют более глубокие темы, выходящие за рамки самого сюжета. Подумайте, какие основные темы вы хотите затронуть в своей истории:
- Правда и обман: Классическая тема, позволяющая исследовать человеческую природу.
- Справедливость против несправедливости: Персонажи могут бороться с моралью своих действий и эффективностью правовой системы.
Заключение
Написание детектива — это смесь искусства и стратегии. Каждый элемент, от вашей первоначальной идеи до финального раскрытия, должен работать в гармонии, чтобы удовлетворить ваших читателей. Придерживайтесь организованного метода, изложенного в пошаговом руководстве, включайте действенные советы и применяйте рекомендуемые лучшие практики, чтобы ваш детектив удерживал читателей в напряжении, жаждал разрешения и просветления.
Устранение распространенных проблем при написании детектива
- Дыры в сюжете: Представьте, что вы создали запутанный сюжет с поворотами и изгибами, и на полпути понимаете, что ключевой элемент не складывается. Чтобы исправить это, сделайте шаг назад и набросайте свою историю. Используйте доску или блокнот, чтобы составить схему каждой главы и действий персонажей. Ищите причинно-следственные связи. Если у персонажа есть алиби, убедитесь, что оно соответствует хронологии событий. Если нет, рассмотрите возможность корректировки хронологии или самого алиби, чтобы сохранить последовательность тайны.
- Недоразвитые персонажи: Ваш детектив может быть острым, но ему не хватает глубины, из-за чего с ним будет трудно установить связь. Чтобы улучшить развитие персонажа, создайте подробный профиль персонажа. Включите его предысторию, мотивы и причуды. Если ваш детектив любит кофе, какой кофе он предпочитает? Это может раскрыть его черты характера и сделать его более понятным. Постепенно включайте его предысторию на протяжении всего сюжета, позволяя читателям узнать, кто он, и в то же время усиливая напряжение.
- Слишком много улик: Вы можете чувствовать себя обязанным бросить несколько подсказок, чтобы заставить читателей гадать, но это может привести к путанице. Вместо этого сосредоточьтесь на размещении нескольких ключевых подсказок, которые имеют значение. Например, если у значимого персонажа есть уникальные часы, упомяните их в нескольких местах. Используйте их как предмет, который связывает с тайной — как указатель времени смерти. Это не только удерживает внимание читателей, но и позволяет получить удовлетворительное раскрытие, не перегружая их.
- Проблемы со скоростью: Ваша история может начаться сильно, но к середине напряжение спадает. Чтобы решить проблему темпа, оцените подъем и спад действия вашего сюжета. Определите разделы, которые затягиваются или становятся повторяющимися. Добавьте мини-кульминации, которые усиливают напряжение. Например, если ваш главный герой находится в погоне за чем-то, представьте внезапные препятствия, которые заставят его переосмыслить свой подход. Это держит читателей в напряжении и сохраняет срочность тайны.
- Неубедительный диалог: Разговор, который кажется натянутым или неестественным, может отвлечь от подлинности вашей истории. Чтобы улучшить диалог, прочитайте его вслух. Похоже ли это на то, что сказали бы реальные люди? Кроме того, примите во внимание личности ваших персонажей. Опытный детектив будет говорить иначе, чем новичок. Убедитесь, что диалог отражает их прошлое, динамику отношений и мотивы.
- Предсказуемые повороты: Если ваши читатели могут угадать разгадку до того, как она произойдет, возможно, пришло время переосмыслить повороты сюжета. Проанализируйте распространенные тропы в детективном письме, такие как «это сделал дворецкий». Ищите возможности разрушить эти клише. Включите дезориентацию, сосредоточившись на второстепенном персонаже, который кажется безобидным, но медленно раскрывает себя как критически важный для тайны. При тщательном планировании вы можете удивить читателей, при этом все еще имея смысл в своей сюжетной линии.
- Отсутствие саспенса: Если ваши читатели не грызут ногти в предвкушении, фактора саспенса может не хватать. Создайте саспенс, включив в свою историю ограничения по времени. Возможно, у детектива есть ограниченное окно, чтобы раскрыть дело, прежде чем исчезнет важная улика. Ограничьте ресурсы персонажа, повысив его чувство срочности. Это может создать напряжение, которое затянет читателей от начала до конца.
Решая эти общие проблемы с помощью конкретных стратегий, вы сможете улучшить качество написания детектива и удержать интерес аудитории.
Часто задаваемые вопросы (FAQ) о том, как написать детектив
В. Каков первый шаг в написании детектива?
A. Начните с прочной идеи или предпосылки, например, преступления или необъяснимого события, требующего решения. Постройте свой сюжет вокруг этой центральной тайны.
В. Насколько важно развитие персонажей в детективе?
A. Крайне важно. Вашим персонажам, особенно детективу и подозреваемому, нужна глубина и сложность, чтобы увлечь читателей и заставить их гадать.
В. Стоит ли раскрывать подсказки постепенно или все сразу?
A. Постепенно. Раскрывая подсказки на протяжении всей истории, мы удерживаем внимание читателей и позволяем им самим сложить кусочки тайны.
Вопрос. Как мне создать убедительный антагонист?
A. Сделайте своего антагониста понятным и правдоподобным. Его мотивы должны быть ясны, чтобы читателям было легче понять его действия, даже если они с ними не согласны.
В. Имеет ли место обстановка в детективе решающее значение?
A. Да! Место действия может усилить настроение и добавить напряжения. Будь то уютный маленький городок или темный переулок, оно должно дополнять тон истории.
В. Как мне сохранить интригу в своем произведении?
A. Используйте интригующие моменты в конце глав, заставляйте читателей гадать о мотивах и вводите отвлекающие маневры, чтобы ввести их в заблуждение, пока они не докопаются до истины.
В. Стоит ли мне написать неожиданный финал?
A. Неожиданный финал может быть эффективным, но он должен быть заслуженным. Убедитесь, что на любой поворот сюжета намекают на протяжении всей истории, чтобы читатели чувствовали себя удовлетворенными, а не обманутыми.
В. Как мне выбрать правильную точку зрения для моей тайны?
A. Подумайте, кто больше всего знает о тайне и кто может лучше всего создать напряжение. Первое лицо может дать интимные детали, в то время как третье лицо позволяет более широкую перспективу.
В. Какую роль играют диалоги в детективе?
А. Диалог может раскрыть скрытые мотивы, дать подсказки и развивать взаимоотношения персонажей. Это отличный инструмент для создания напряжения и драматизма без длительных описаний.
В. Как я узнаю, что моя тайна завершена?
A. Когда все ваши свободные концы связаны, тайна раскрыта, и персонажи выросли или изменились значимым образом. Удовлетворение читателя — это конечный тест.
Заключение
Написание детектива может стать захватывающим путешествием, полным поворотов и неожиданностей. Разрабатывая сложных персонажей, создавая интригу и вплетая хитроумные подсказки, вы можете создать историю, которая будет держать читателя в напряжении до последней страницы. Не забудьте обрисовать сюжет, отточить темп и не уклоняться от ложных следов. С практикой и терпением ваша детективная история не только увлечет вашу аудиторию, но и удовлетворит ее вкус к интриге. Теперь вперед и создайте этот захватывающий детектив!
Дэвид Харрис — контент-райтер в Adazing с 20-летним опытом навигации в постоянно меняющихся мирах издательского дела и технологий. В равной степени редактор, энтузиаст технологий и ценитель кофеина, он провел десятилетия, превращая большие идеи в отточенную прозу. Как бывший технический писатель в облачной издательской компании и автор-призрак более 60 книг, Дэвид обладает экспертными знаниями в области технической точности и креативного повествования. В Adazing он привносит в каждый проект умение ясности и любовь к написанному слову, при этом все еще ища сочетание клавиш, которое подливает ему кофе.