Как научить ребенка выполнять инструкции

Разберём на примере.

Вы хотите, чтобы ребёнок поставил стакан на стол.

Первый этап: произносим инструкцию. Вы находитесь на кухне, встаёте напротив ребёнка и говорите ему: «Поставь стакан». Но выполнить инструкцию не получилось.

Второй этап: помогаем ребёнку. Попробуйте снова сказать ту же фразу, но более медленно и эмоционально. Если это не помогло, покажите пальцем на стакан и на стол и попросите снова. Если не получилось и в этот раз, снова произнесите инструкцию. Возьмите ручки ребёнка в свои и поставьте стакан на стол двумя парами ладошек.

Третий этап: хвалим ребёнка. Можно эмоционально порадоваться за ребёнка или угостить его. Можно поощрить ребёнка, связав это с инструкцией. Он поставил стакан на стол на кухне — пришло время пить сок, лимонад, чай или что угодно, что любит ребёнок.

Четвёртый этап: немного меняем инструкцию. Продолжим ставить стакан, однако в этот раз в раковину. Алгоритм такой же, как и ранее.

Пятый этап: тренируемся в другой ситуации (нам нужна генерализация навыка, то есть умение действовать правильно в любой обстановке). Когда ребёнок полностью освоился с выполнением инструкции дома, можно попробовать выполнить её в иных обстоятельствах: гости, кафе, детский сад. Привлеките других близких ребёнка: второго родителя, бабушек и дедушек, братьев и сестёр, друзей. Это поможет освоить навык в самых разных ситуациях.

Чтобы ребенок выполнял инструкции, он должен сначала их понять! Поэтому важно, чтобы они были адаптированы к его уровню понимания. Чем младше малыш, тем более простыми, короткими и конкретными должны быть инструкции.  

Инструкции, понятные ребенку

 
от 1 до 2 лет

В этом возрасте ребенок понимает:
простые инструкции типа: «Садись», «Иди сюда», «Дай мне свою куклу», «Покажи мне свой грузовик». В начале (в возрасте от 12 до 16 месяцев) обычно необходим объяснительный жест, например, указание на землю, когда ему нужно сесть, или указание на предмет, который нужно дать (книгу, мяч и т. д.). 

В этом возрасте ребенок понимает:
простые инструкции, состоящие из двух взаимосвязанных элементов, например: «Возьми ложку и тарелку»;
инструкции, включающие простые термины пространственной ориентации, такие как: «Поставь машинки в коробку» и «Подбрось мячик вверх»;
постепенно более длинные инструкции, например: «Надевай шапку и варежки и приходи ко мне». 

Прежде чем думать, что ваш ребенок вас не слушает, убедитесь, что он смотрит на вас в момент получения инструкций. Затем проверьте, правильно ли он их понял.

Многие игры позволяют вам давать инструкции и могут помочь вашему ребенку лучше понять их. 

Вот несколько примеров игр или занятий, которые вы можете выполнять.

  • По очереди издавайте разные звуки. Например, помяукайте как кошки, а затем предложите малышу издать другие звуки, например:  собаки» или звук машины скорой помощи.
  • Попросите малыша показать вам разные части своего тела, например: «Покажи мне свой нос», «Покажи мне свои волосы». Вы можете поменяться ролями: ваш ребенок называет части тела, а вы показываете их.
  • Посмотрите на книгу и попросите ребенка показать картинки или разыграть действия персонажей.
  • Прячьте предметы или игрушки в доме и давайте малышу подсказки, чтобы найти их, например: «Посмотри под стол».   
  • Во дворе или в парке придумайте ход и назовите действия, которые должен совершить ваш ребенок, например: «Быстро беги и иди, касаясь забора». 

Остерегайтесь слишком сложных для детей инструкций

Инструкции, относящиеся ко времени, трудно понять, например: «Прежде чем сделать это, сделайте то. Запросы, содержащие условие, также сложны для понимания, например: «Если ты поел, можешь идти играть». Если ваш ребенок не следует таким инструкциям, это может быть не потому, что он хочет ослушаться, а потому, что он не понимает, о чем вы его просите.

 Подведем итоги

  1. Для того, чтобы ваш ребенок следовал инструкции, вы должны сначала убедиться, что он хорошо ее понимает.
  2. В возрасте от 1 до 2 лет ваш малыш понимает простые и короткие инструкции. Сначала вы можете сопровождать их жестом.
  3. Для детей от 2 до 3 лет список уже включает в себя более длинные инструкции и те, которые представляют собой простые слова для ориентации в пространстве, такие как «вверх», «вниз» или «внутрь».

Формирование умения следовать полученной инструкции

В процессе закрепления знаний и обучения формируются навыки и умения. Жизненное значение навыков и умений трудно переоценить. Они облегчают физические и умственные усилия в труде, учении, вносят в жизнь каждого человека определенный ритм, устойчивость, создавая условия для творчества.

Социальная адаптация к познавательной деятельности, формирование дидактических навыков и дидактической дисциплины (одно из направлений моей работы) являются важнейшей ступенью к овладению других навыков и умений.

Сформированность дидактических навыков позволяет дошкольникам мягко «войти» в учебный процесс. Без умения дошкольников не только внимательно слушать, но и слышать, а также  четко следовать полученной инструкции — невозможно представить эффективный учебный процесс, как невозможно и личностное развитие ребенка. Умение следовать полученной инструкции – это и важный этап в развитии ребенка, в проявлении  его волевого поведения, и очень важный учебный навык. Именно поэтому не механическое, а смысловое восприятие информации является основополагающим. Отмечу, что инструктирование — один из видов устного изложения материала, предполагающий постановку и четкое достижение задач в ходе обучения, используемый для организации деятельности учащихся в процессе занятия. От умения педагога доступно и кратко изложить суть задания зависит успех маленького ученика. Сформированность дидактических навыков не ограничивается сферой обучения, ведь это те навыки, которые необходимы для дальнейшей жизни.

Умение следовать полученной инструкции позволяет структурировать этапы деятельности и минимизировать собственные  недочеты и ошибки, рационально использовать время жизненного пространства и способствует повышению профессиональной компетенции.

          В работе с дошкольниками 4-6 лет довольно успешно  стараюсь сформировать навык умения следовать полученной инструкции. Хотя  он проявляется у всех детей по-разному, даже если это дети одного возраста или воспитывались в одной семье. Содержание навыка заключается в том, чтобы ребенок правильно понял то, что ему сказали. Важно и умение высказать вслух свое отношение к услышанному: будет ли он это делать.

Практика показывает, что не все дети адекватно оценивают свои возможности. Одни стремятся выполнить задание, которое  даже не дослушали до конца, торопятся сделать его так, как им представляется, а это приводит к многочисленным ошибкам или  полностью не соответствует заданной инструкции. Это часто происходит на начальных этапах работы с детьми, когда навык еще не сформирован. Постепенно (у кого быстрее, кого позже) навык становится более устойчивым и позволяет ребятам быть более собранными, организованными, готовыми к самостоятельной деятельности. Очень редко, но  встречаются дети 4-6 лет, которые в целом владеют этим навыком (как правило, это дети с высоким уровнем произвольного внимания), однако для выполнения инструкции они должны следовать пошаговым алгоритмам, предлагаемым педагогом.

Какими путями может быть сформирован навык?

а) через простой показ;

б) через объяснение;

в) через сочетание показа и объяснения.

В зависимости от психологических особенностей детей, от модели их познавательной деятельности можно использовать различные способы.

Данный навык формируется поэтапно и, как уже говорилось, тесно связан и с сформированностью других навыков:

Каковы же этапы формирования навыка умения следовать полученной инструкции?

1.Внимательно выслушать инструкцию;

 Данный этап предполагает и сформированность навыка умения слушать и слышать, но главное – понять смысл сказанного. А это уже другой навык – сформированность смысловой реакции. С формированием этого навыка приходится работать в совокупности с другими навыками. Это позволяет ребятам достичь лучших результатов за достаточно короткое время.

2. Уточнить, что непонятно;

Важнейший этап: прежде, чем выполнять, нужно понять, причем понять в полном объеме. Часто на начальных этапах работы, услышав часть инструкции, ребята быстро  приступают к выполнению, не понимая всего объема задания. Нужно поддерживать инициативу детей задавать вопросы по поводу заданий. Это позволяет развивать и самостоятельность мышления, и самодостаточность. Тем более, что без понимания данной инструкции выполнить задание невозможно.

3.По просьбе повторить инструкцию или проговорить ее себе;

Важно, чтобы повторение было не механическим, а смысловым. Если ребенок в состоянии повторить инструкцию своими словами или оценить правильность- неправильность выполнения инструкции соседом, это свидетельствует  о высоком уровне восприятия инструкции, что позволяет с высокой степенью вероятности утверждать: задание будет выполнено верно.

4.Следование инструкции;

На данном этапе нередко происходит разрыв между хотя и правильным  пониманием того, что и как нужно сделать, и невозможностью выполнить полученную инструкцию по субъективным или объективным причинам. Например, понимая, что за зеленым овалом должен следовать синий квадрат, а дальше — желтый треугольник, ребенок в силу слабой моторики  рук выполнить это задание  хорошо не может, потому что не умеет рисовать овалы, а  треугольники у него похожи на кружки. Это чаще происходит, когда занятия по формированию навыка только начинаются. Однако впоследствии проблем в выполнении заданий не возникает, при условии — если все предыдущие этапы пройдены успешны.

Навык умения следовать полученной инструкции не может быть сформирован изолированно от других учебных умений и навыков. Важна комплексная работа, развивающая и произвольность внимания, и формирование смысловой реакции, и  умения слушать и слышать, и умения воспроизвести при необходимости услышанное на бумаге, записать или озвучить.

Методика формирования данного навыка должна опираться на ряд принципов:

Во-первых, на первых занятиях инструкции должны быть простые. Например, задания, включающие не более двух признаков: нарисуйте желтый квадрат (цвет и форма). На этом этапе легче ввести правила для выполнения и других инструкций. Нужно учитывать и то, что в этих условиях слабые дети охотнее подключаются к выполнению, поскольку чаще испытывают успех. Простые инструкции являются подготовительным этапом к заданиям с более высокой степенью сложности. Например, нарисуйте желтый квадрат в середине строки. А это уже использование трех  понятий (цвет, форма, середина строки). Нарастающая постепенно степень сложности (нарисуйте желтый квадрат в середине строки выше красного треугольника) позволит достичь самостоятельного успеха.

          Во-вторых, использование «челночной» методики, позволяющей и закреплять материал, возвращаясь к нему на другой ступени уровня сложности, и преподносить новый, — во многом определяет закрепление навыка.

В-третьих, очень важно, чтобы формирование данного умения опиралось на материал, соответствующий зоне ближайшего развития ребенка. Зона ближайшего развития ребенка предполагает такой уровень, который позволит не дублировать уже известное и не предлагать то, что заведомо недоступно для выполнения. Если ребенок, оценивая выполненную инструкцию, на вопросы отвечает, что было хоть и трудно, но интересно, то для меня это важный критерий. Значит, зона ближайшего развития определена в результате диагностики психолога верно. В противном случае  все попытки взрослых могут оказаться тщетны.

Именно поэтому особенно хотелось бы отметить роль взрослых: родителей, педагогов. От их умения доступно сформулировать инструкцию, убедиться, что она понята адекватно; на первых этапах проконтролировать, предложить при необходимости пошаговый алгоритм зависит успех в формировании этого умения.

В- четвертых, важное значение в сознательном овладении навыками и умениями имеет знание результата, а значит, детям необходима визуализация успеха. В  связи с этим можно предложить не только устное озвучивание типа «молодец», «умница», но и плюсы, разного цвета фишки, наклейки с изображениями животных, насекомых, машинок, цветов и т.д. Это способствует формированию мотивации.

Во всех случаях необходимо осознать и четко представлять схему действий и место в нем каждой операции. К условиям, обеспечивающим успешное формирование навыков, относится количество упражнений, их темп и расчленение во времени.

Навыки и умения, приобретенные человеком, влияют на формирование новых навыков и умений. Педагогу важно об этом помнить и самому постоянно повышать профессиональную компетенцию, а также быть доброжелательным и терпимым к своим чудесным подопечным, которые обязательно порадуют своими успехами.

Список подобных инструкций можно продолжать. Например, чтобы найти и надеть 2 вещи, которые лежат в разных комнатах, например, свитер и куртку, надо ходить и помнить, что надеть, более длительное время, чем найти только свитер. 

На тренинге вы узнаете как научить ребенка выполнять подобные инструкции и не забывать, что сделать. 

Научится следовать инструкциям с переходом из одной комнаты в другую, третью и т.д.

Не будет забывать, куда идти, кого позвать, что сделать 

Прервать ребенка на полпути, но он все равно не забудет, что ему надо сделать 

Сделать вашего ребенка гораздо более самостоятельным 

Для специалистов в Прикладном анализе поведения

Для логопедов и дефектологов 

Для родителя ребёнка, который умеет выполнять инструкции за столом, но забывает что сделать, если выходит из-за стола

Подробно разберем, какие стратегии существуют, чтобы научить ребенка выполнять инструкции вне стола и не забывать, что сделать  

Подробно разберем алгоритм обучения инструкциям с переходом из одного местa в другое 

Рассмотрим логику усложнения иснтрукций: от одного слова в инструкции, к двум и трем (возьми ложку, стакан и яблоко) 

Рассмотрим векторы комбинации слов в иснтрукциях, или по каким параметрам можно систематизировать обучение инструкциям на 2 слова, чтобы адресовать максимальное количество комбинаций

Разберем на что надо обратить внимание, когда переходим от короткой к более длинной инструкции: нам надо, чтобы ребенок продолжал нас понимать 

Доступ к тренингу на 12 месяцев. Если вы VIP,  то доступ к тренингу сохраняется, пока у вас есть подписка

Слайды презентации доступны в личных кабинетах участников 

Выдается CEU сетификат на 1 час для специалистов  в АВА или учащихся курсов АВА

Магистр прикладного анализа поведения и сертифицированный поведенческий аналитик (Northeastern University, BCBA)

Магистр психологии (МГУ, клиническая психология)

Более 20 лет практической работы

Ссылка на это место страницы:

#form

чтобы увидеть все доступные предложения.

После регистрации вы получите подтверждающий емейл с паролем для входа в ваш кабинет МелеШколы. Если вы не получили письмо, проверьте папки спам, соц. сети, реклама и не забудьте добавить нашу почту olgamelesh@school.aba-class.com в белый список.

Вступите в VIP клуб в МелеШколе и прямо сейчас получите доступ к этому тренингу бесплатно!

В VIP клубе вы получаете следующие возможности:

  1. онлайн встречи с ведущими мировыми специалистами в сфере работы с детьми с аутизмом и другими диагнозами (синхронный перевод);
  2. протоколы и методики, которые вы сможете сразу внедрить в свою работу и значительно улучшить результаты у детей, с которыми работаете;
  3. новаторские разработки в сфере работы с неговорящими детьми и с детьми с задержками развития — более 20 встреч с Ольгой Мелешкевич в течение года;
  4. все ранее состоявшиеся VIP события в записи;
  5. сертификаты об участии в вебинарах и более 20 CEU в год (часов повышения квалификации для поведенческих специалистов любого уровня).

Olga Meleshkevich
ABA Consulting, Inc
olgamelesh@gmail.com

Как правильно научить ребенка выполнять инструкцию?

Екатерина (34 года)

Здравствуйте. Можете ли Вы подсказать мне, как правильно научить ребенка выполнять инструкцию. Девочка, 2 года 10 месяцев, ЗЗР и ЗПР под вопросом.Повели к логопеду,но нам сказали что она не готова к занятиям с логопедом и сначала нужно научить выполнять инструкции и сидеть. Любит рисовать но только когда самой хочется. На просьбы «дай мне мяч» и прочие не реагирует.Сама может сортировать по цвету фигурки,но когда прошу «дай мне желтый квадрат» занимается своим делом. Если физически пытаюсь удержать чтобы сидела и выполняла задание, истерит, вырывается. Подскажите, пожалуйста, как можно привлечь внимание на себя и сделать так чтобы ребенок мня слушал? Спасибо.

Этим занимаются специалисты по прикладному анализу поведения. Обратитесь за консультацией, вам все покажут, расскажут и скажут какие книги почитать.

Если вы будете достаточно последовтаельны в общении с ребенком, то прогресс пойдет очень быстро.

Здравствуйте,Екатерина.Быстрее всего,если Вы своего ребенка уже воспитывали со второго года ,следуя по правилам поведения,точности, порядка и чистоты,то Ваш ребенок очень предвзято будет относиться к любой новой инструкции.Так как,доверие к маме подорвано уже в прошлые годы,и ребенок протестует против Ваших нормативных вторжений.Пока это гипотеза.И она-наиболее первичная причина Вашей проблем с ребенком.Что бы установить детали проблемы,важно Вам обратиться,например,к психоаналитику,что бы проанализировать Ваши отношения с ребенком за все предыдущие годы и месяцы.И,если гипотеза подтвердится,то вначале важно будет восстановить между Вами доверие(доверие ребенка к маме),после этого ребенок начнет реагировать на Ваши сигналы.Восстановление доверия процесс длительный,и может занять от полугода до года новой детско родительской среды.

Нужно «много терпения» — чтобы «выдерживать детские истерики и не срываться». Но — проблема решается именно «терпеливой поддержкой ребёнка», «положительным подкреплением» (погуглите).

У вас всё получится, вы хорошая и терпеливая мама!

Удачи вам!

Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Очные консультации/психотерапия в Москве — индивидуально и в группе, а также по Skype.

Логопед, мягко говоря, повел себя не очень профессионально. Заявления подобного рода — признак того, что «специалист» не знает, что и/или как делать?!… Что касается схемы решения вопроса, то начинать надо с невролога и детского психиатра. Это люди, которые смогут ответить на вопрос о том, более ребенок или нет. И только после этого станет понятно, как поступать дальше?!

С уважением, Ирина, психоаналитик

Читайте также

Как правильно объяснить ребенку?

Как правильно объяснить ребенку (11 лет): Почему не хватает денег? И все игры, которые хочется…

2908
2 ответа

Как правильно отучить ребенка от груди?

Здравствуйте. Ребенку уже 1,7. Как правельно отучить его от кормления грудью. Грудь даю днем перед…

3836
2 ответа

Я запуталась в жизни. От меня все отвернулись

Здравствуйте, хочу начать с того , что я не знаю как это вышло , но я запуталась в жизни , это такое…

9642
6 ответов

Нервозность и усталость

Здравствуйте.Постоянное состояние возбуждения,тревоги , то приступы гнева, то не то что бы страха, а…

434
1 ответ

Все советы психологов

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
  • Какие средства нужны для макияжа лица пошаговая инструкция
  • Лазолван рино спрей для носа инструкция по применению взрослым
  • Акридерм мазь в гинекологии инструкция по применению
  • Утюжок для волос браун инструкция
  • Битоксибациллин инструкция по применению для комнатных растений