Порядок включения НКО в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций
Дата публикации: 7 Июня 2023 г.
Порядок включения НКО в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, сформированный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2021 г. № 1290 «О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций»
Шаг 1. Некоммерческая организация соответствует критерию включения в реестр, определенным постановлением:
— получила грант Президента Российской Федерации;
— получила финансовую поддержку (субсидию или грант);
— получила имущественную поддержку;
— является поставщиком социальных услуг;
— является исполнителем общественно полезных услуг (ИОПУ);
— является благотворительной организацией, сдавшей отчетность в Минюст России;
— является частной образовательной организациейс соответствующей лицензией.
Шаг 2. Уполномоченный орган власти/организация САМОСТОЯТЕЛЬНО включают НКО в реестр (НКО не подают заявлений на включение в реестр):
Критерий по постановлению № 1290 |
Уполномоченный орган власти/организация, включающий (ая) НКО в реестр |
получатель финансовой/имущественной поддержки (субсидий или грантов) на федеральном уровне |
федеральный орган власти, оказавший поддержку |
получатель финансовой/имущественной поддержки на региональном или муниципальном уровне |
уполномоченный региональный орган власти (доступ в систему имеет только один орган от региона) |
поставщик социальных услуг |
уполномоченный региональный орган власти (доступ в систему имеет только один орган от региона) |
получатель грантов Президента Российской Федерации |
Фонд Президентских грантов, Фонд культурных инициатив |
исполнитель общественно полезных услуг (ИОПУ) |
Минюст России |
благотворительная организация, сдавшая отчетность в Минюст России |
|
частная образовательная организация |
Рособрнадзор |
Шаг 3. В случае, если организация отсутствует в реестре – обратиться в уполномоченный орган власти/организацию.
* Минэкономразвития России не уполномочено включать организации в реестр.
Шаг 1. Некоммерческая организация соответствует критерию включения в реестр, определенным постановлением:
— получила грант Президента Российской Федерации;
— получила финансовую поддержку (субсидию или грант);
— получила имущественную поддержку;
— является поставщиком социальных услуг;
— является исполнителем общественно полезных услуг (ИОПУ);
— является благотворительной организацией, сдавшей отчетность в Минюст России;
— является частной образовательной организацией с соответствующей лицензией.
Шаг 2. Уполномоченный орган власти/организация САМОСТОЯТЕЛЬНО включают НКО в реестр (НКО не подают заявлений на включение в реестр):
Критерий по постановлению № 1290 |
Уполномоченный орган власти/организация, включающий (ая) НКО в реестр |
получатель финансовой/имущественной поддержки (субсидий или грантов) на федеральном уровне |
федеральный орган власти, оказавший поддержку |
получатель финансовой/имущественной поддержки на региональном или муниципальном уровне |
уполномоченный региональный орган власти (доступ в систему имеет только один орган от региона) |
поставщик социальных услуг |
уполномоченный региональный орган власти (доступ в систему имеет только один орган от региона) |
получатель грантов Президента Российской Федерации |
Фонд Президентских грантов, Фонд культурных инициатив |
исполнитель общественно полезных услуг (ИОПУ) |
Минюст России |
благотворительная организация, сдавшая отчетность в Минюст России |
|
частная образовательная организация |
Рособрнадзор |
Шаг 3. В случае, ЕСЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ ОТСУТСТВУЕТ В РЕЕСТРЕ, обратиться в уполномоченный орган власти/организацию на федеральном или региональном уровне (см. таблицу выше).
Уполномоченным органом в Белгородской области является Министерство общественных коммуникаций. Для повышения эффективности взаимодействия НКО, в случае если отсутствует в реестре СОНКО, должно обратиться в администрацию муниципального образования или в профильное министерство Белгородской области.
Проверить наличие своей НКО в реестре СОНКО можно на сайте размещения реестра социально ориентированных некоммерческих организаций
Источник: официальный сайт Министерства экономического развития РФ
РАЗЪЯСНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О ПРИЗНАНИИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫМИ
Деятельность некоммерческих организаций регулируется Федеральным законом «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее – ФЗ № 7).
Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности
и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
В соответствии с частью 2.1. статьи 2 вышеуказанного ФЗ № 7, социально ориентированными некоммерческими организациями (СОНКО) признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества
в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 ФЗ № 7.
Для признания некоммерческой организации социально ориентированной ее вид деятельности должен быть отражен
в учредительных документах (уставе) организации.
При этом следует отметить, что вид деятельности организации рекомендуется указать в соответствии с видами деятельности, перечисленными в пункте 1 статьи 31.1 ФЗ № 7, а именно:
1) социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;
2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф,
к предотвращению несчастных случаев;
3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
4) охрана окружающей среды и защита животных;
5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;
6) оказание юридической помощи на безвозмездной
или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям
и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;
благотворительная деятельность, а также деятельность в области организации и поддержки благотворительности и добровольчества (волонтерства);
9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта
и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;
10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение
и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;
12) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации;
13) проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;
14) участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
15) социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;
16) мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;
17) содействие повышению мобильности трудовых ресурсов;
18) увековечение памяти жертв политических репрессий.
Кроме того, если в уставе организации указан не вид деятельности,
а предмет или задачи, целесообразно внести изменения в устав с учетом вышеперечисленных рекомендаций, при этом организация может указать сразу несколько видов деятельности.
Необходимо обратить внимание, что никаких иных документов (справки, выписки, свидетельства и др.), подтверждающих статус некоммерческих организаций как социально ориентированных, законом не предусмотрено.
Следует отметить, что закон предусматривает следующие формы СОНКО:
· общественные организации (за исключением политических партий) – это добровольные объединения граждан, объединившихся
на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей;
· религиозные объединения – это также добровольные объединения граждан РФ или иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованные в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающие соответствующими этой цели признаками: вероисповедание, совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний. При этом запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели
и деятельность которых противоречат закону;
· фонды – это не имеющие членства некоммерческие организации, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели;
· некоммерческие партнерства – основанные на членстве некоммерческие организации, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении своей деятельности. Следует отметить, что в 2014 году были внесены большие изменения в законодательство о юридических лицах, и Некоммерческие партнерства упразднили как разновидность некоммерческих организаций. Это не значит, что все Некоммерческие партнерства, действующие на тот момент, были ликвидированы в принудительном порядке. Это значит, что теперь нельзя зарегистрировать новое Некоммерческое партнерство. Все действующие Некоммерческие партнерства на момент принятия закона продолжают существовать и дальше, однако теперь к ним применяются нормы об Ассоциациях (Союзах). Учредительные документы Некоммерческого партнерства продолжают действие только в части,
не противоречащей законодательству. Законодательство не устанавливает обязанность немедленно преобразовать Некоммерческое партнерство
в Ассоциацию, но при ближайших изменениях в учредительные документы, необходимо будет провести преобразование Некоммерческого партнерства
в Ассоциацию. При этом необходимо менять не только наименование,
но и регистрировать новую редакцию устава в Министерстве Юстиции. Наименование Ассоциации, создаваемой в процессе преобразования Некоммерческого партнёрства, обязательно должно содержать указание
на организационно-правовую форму (слово «Ассоциация» или «союз»). Для того, чтобы преобразовать Некоммерческое партнерство, необходимо собрать общее собрание членов Некоммерческого партнерства, на котором члены Некоммерческого партнёрства голосуют по вопросам преобразования Некоммерческого партнерства в Ассоциацию или союз[1];
· частные учреждения – это некоммерческие организации, созданные собственником (гражданином или юридическим лицом)
для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера;
· автономные некоммерческие организации – не имеющие членства некоммерческие организации, созданные в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах;
· ассоциации (союзы) – это некоммерческие организации, основанные на членстве, созданные юридическими лицами
и (или) гражданами в целях представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных,
а также иных не противоречащих федеральным законам и имеющих некоммерческий характер целей;
· общины коренных малочисленных народов Российской Федерации – формы самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и объединяемых
по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам, в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения
и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности, промыслов и культуры. Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации № 255 от 23 марта 2000 года;
· казачьи общества – формы самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества. Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ.
[1] Некоммерческое партнерство как организационно-правовая форма НКО отсутствует в Гражданском кодексе Российской Федерации.
Актуально
О порядке включения НКО в реестр СОНКО
04.08.2022
В реестр СОНКО включаются некоммерческие организации (НКО), соответствующие одному из следующих критериев:
получатели грантов Президента Российской Федерации по результатам конкурсов, проведенных Фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества, Президентским фондом культурных инициатив (далее — организации, уполномоченные на предоставление грантов Президента Российской Федерации) один раз и более в течение 3 лет на дату включения в реестр;
получатели субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, один раз и более в течение 3 лет на дату включения в реестр;
исполнители общественно полезных услуг;
поставщики социальных услуг;
частные образовательные организации, осуществляющие на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;
благотворительные организации, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке и представившие в Министерство юстиции Российской Федерации сообщение о продолжении деятельности или отчетность в соответствии со статьей 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» за 2 года, предшествующие дате включения в реестр;
получатели имущественной поддержки, предоставленной федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на срок предоставления такой поддержки, но не более чем на 3 года;
НКО, которые соответствуют критерию, утвержденному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на срок до 3 лет.
Порядок формирования реестра СОНКО осуществляется в соответствии с Положением о порядке ведения реестра социально ориентированных некоммерческих организаций, утвержденным постановлением № 1290 (далее – Положение).
Сведения об организациях, которые включаются в реестр СОНКО с 1 января 2022 г., вносятся в Подсистему сбора и хранения данных Единого хранилища данных Министерства экономического развития Российской Федерации (далее – Подсистема) соответствующим органом власти или организацией, которые уполномочены на предоставление информации о них в соответствии с условиями, определенными пунктами 11-13 Положения.
Так, сведения о СОНКО-получателях субсидий и грантов, получателях имущественной поддержки вносят федеральные и региональные органы исполнительной власти, о СОНКО-победителях конкурсов Фонда-оператора президентских грантов по развитию гражданского общества и Президентского фонда культурных инициатив – указанные организации, о СОНКО-поставщиках социальных услуг – органы государственной власти субъектов Российской Федерации, о СОНКО-исполнителях общественно полезных услуг и о благотворительных организациях – Минюст России, об образовательных НКО – Рособрнадзор, о НКО-соответствующих критерию, утвержденному регионом – уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Обращаем внимание, что организация, соответствующая нескольким критериям, включается в реестр на основании каждого критерия.
Если при реорганизации организация является правопреемником, она имеет право обратиться в орган власти или организацию, включившие ее в реестр СОНКО, для внесения вновь образованной организации и исключения организации, которая ликвидирована.
Соответственно, направление НКО заявлений о включении в реестр СОНКО не предусмотрено.
Подчеркнем, что Минэкономразвития России является органом исполнительной власти, осуществляющим ведение и размещение реестра СОНКО в открытом доступе, а также осуществляющим методическое обеспечение деятельности органов власти и организаций, уполномоченных на предоставление грантов Президента Российской Федерации, по формированию сведений о НКО для включения в реестр СОНКО. Соответственно, Минэкономразвития России не уполномочено включать организации в реестр СОНКО.
Реестр СОНКО обновляется по мере внесения данных федеральными и региональными органами власти, а также организациями, уполномоченными на предоставление грантов Президента Российской Федерации.
Актуальный реестр размещен на официальном сайте Минэкономразвития России по следующей ссылке: https://data.economy.gov.ru/analytics/sonko.
Требования к формату сведений, представляемых о НКО для включения в реестр СОНКО утверждены приказом Минэкономразвития России от 14 января 2022 года № 14.
Как войти в единый реестр СОНКО и воспользоваться мерами господдержки: инструкция к действию
Необходимо соответствовать одному из критериев.
Некоммерческие организации уральской столицы могут войти в единый реестр социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) и получить государственную поддержку.
Напомним, что с 1 января 2022 года в соответствии с постановлением Правительства РФ началось формирование единого реестра, объединившего НКО и СОНКО. Одной из главных задач формирования единого реестра – реализация положений Налогового кодекса РФ и предоставление налоговых преференций организациям, входящим в него.
Для того чтобы войти в указанный перечень необходимо соответствовать одному из следующих критериев:
- быть получателем грантов Президента РФ по результатам конкурсов, проведенных организациями, уполномоченными на предоставление грантов Президента РФ, или получателем субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, один раз и более в течение 3 лет на дату включения в реестр;
- быть исполнители общественно полезных услуг;
- быть поставщиком социальных услуг;
- быть частной образовательной организацией, осуществляющей в качестве основного вида образовательную деятельность на основании лицензии в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;
- быть благотворительной организацией, зарегистрированной в установленном законодательством РФ порядке и представившей в Минюст России сообщение о продолжении деятельности или отчетность за 2 года, предшествующие дате включения в реестр;
- быть получателем имущественной поддержки, предоставленной федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления на срок предоставления такой поддержки, но не более чем на 3 года;
- быть НКО, которые соответствуют критерию, утвержденному органом исполнительной власти субъекта РФ на срок до 3 лет.
Отметим, что организация, соответствующая нескольким критериям, включается в реестр на основании каждого критерия.
Сведения об организациях включаются в реестр соответствующим органом власти или организацией. Так, например, данные о СОНКО-получателях субсидий и грантов, получателях имущественной поддержки вносят федеральные и региональные органы исполнительной власти, а информацию о победителях конкурсов фонда-оператора президентских грантов по развитию гражданского общества и Президентского фонда культурных инициатив включают указанные организации, о поставщиках социальных услуг – органы государственной власти субъектов РФ. Минюст России включает данные об исполнителях общественно полезных услуг и о благотворительных организациях, образовательные НКО находятся в зоне ответственности Рособрнадзора, а НКО, соответствующие критерию, утвержденному регионом – уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ.
Если при реорганизации организация является правопреемником, она имеет право обратиться в орган власти или организацию, включившие ее в реестр СОНКО, для внесения вновь образованной организации и исключения организации, которая ликвидирована.
Информация о порядке включения организаций в реестр размещена на официальном интернет-ресурсе Минэкономразвития России.
Текст подготовила Диана Рыбакова, фото nko.economy.gov.ru
Новости на эту же тему
30 ноября 2023, 16:17