Как самостоятельно поменять колесо на автомобиле
Что делать, если в дороге пробило колесо? Рассказываем подробно, как самостоятельно поменять колесо на автомобиле
Александр Потапов
Автор Авто Mail
Поменять колесо — это, казалось бы, рутинная задача для большинства автомобилистов. Однако на деле возникают ситуации, когда водители сталкивается в этом вопросе со сложностями. Кто-то сомневается в правильности алгоритма действий, а кто-то не обзавелся необходимым оборудованием, другие боятся испачкать одежду или повредить автомобиль. Поменять колесо на автомобиле самостоятельно довольно просто, если следовать простым правилам.
Какие инструменты понадобятся для замены колеса
Для замены колеса понадобятся вещи, которые обычно находятся у водителя в багажнике.
Запаска или «докатка» (аварийное малоразмерное колесо) |
Домкрат |
Противооткатные упоры |
Ключ-балонник |
Ключ или переходник для секреток (если они есть) |
Фонарик |
Насос |
Перчатки |
Тряпки и средства для мытья рук |
Колесо можно пробить в том числе и в самый неподходящий момент — например, когда вы едете в костюме на деловую встречу. Коврик из салона автомобиля можно использовать во всех случаях в качестве подстилки, на которую можно опереться коленями.
Пошаговая инструкция для новичков как самостоятельно поменять колесо на автомобиле
Вне зависимости от того, на какой скорости произошел прокол или разрыв покрышки, главное — не паниковать. Плавно замедляемся, включаем аварийную сигнализацию и направляемся в сторону обочины.
Выберите безопасное место для остановки
Остановитесь на обочине дороги и включите аварийку. По возможности выберите хорошо просматриваемое место.
Зафиксируйте автомобиль, чтобы он не скатывался
Убедившись, что машина припаркована в безопасном месте, переведите рычаг коробки передач в положение P («Паркинг»), если у вас автомобиль с автоматизированной трансмиссией, или включите первую или заднюю передачу на автомобилях с «механикой». Заглушите мотор и затяните «ручник». Для максимально надежной фиксации автомобиля желательно использовать противооткатные упоры. На худой конец подойдут камни, кирпичи, бруски или доски. Закладываем их, в первую очередь, под колесо, которое находится по диагонали от поврежденной покрышки.
Ослабьте крепеж
Для этого вам потребуются инструменты, которые должны быть у каждого автомобилиста. Зафиксировав машину, подготовьте колесо. Если используются штампованные диски с декоративными колпаками, снимаем эти колпаки. В случае с литыми дисками, чтобы добраться до крепежа, в ряде случаев приходится снимать декоративные колпачки с гаек или откреплять накладки ступицы. В обоих случаях трудно обойтись без отвертки.
Получив доступ к крепежу, ослабляем гайки или болты на колесе. Достаточно провернуть их буквально на пол-оборота баллонным ключом. Если крепеж не поддается, можно нажать ногой, но плавно, избегая ударных усилий. Если же соединения закисли, поможет жидкий ключ или «вездесущая» смазка WD-40. Стронув болты или гайки, устанавливаем домкрат на твердой поверхности, приподнимаем автомобиль на 10−15 см и подкладываем запасное колесо под днище автомобиля. Так будет спокойнее. Ведь если автомобиль сорвется с домкрата, он упадет не на ступицу и не на тормозной диск, а ляжет порогом на «запаску».
Установите домкрат
Убедитесь, что домкрат стоит на твердой и ровной поверхности. Если вы ни разу не меняли колесо, первым делом загляните в автомобильный мануал, чтобы выяснить, под какие именно точки под днищем следует устанавливать домкрат.
В инструкции по эксплуатации наглядно (с иллюстрациями) показано, где находятся такие проушины для домкрата, а также как пользоваться этим приспособлением. В разных моделях такой функционал реализован по-разному. В большинстве случаев под упор выделены усиленные части порогов. Их можно определить по специальным выемкам, отверстий или «домиков». Также такие технологические площадки могут быть спрятаны под пластмассовыми накладками. Если же ставить домкрат просто под днище, велик риск замять как само днище, так и пороги.
Поднимите колесо
Поднимите колесо домкратом.
Открутите гайки
Действуйте осторожно, чтобы не сорвать резьбу
Замените колесо
Снимите пробитое колесо и установите на его место запаску или докатку.
Проверьте крепеж
Осмотрите визуально все крепления, чтобы убедиться, что они плотно затянуты.
Опустите машину с домкрата
Не торопитесь. Автомобиль надо опускать медленно и аккуратно, чтобы не повредить его.
Если движение по каким-то причинам оказывается невозможным (например, резина полностью разрушена, а колесный диск расколот), останавливаемся в своей полосе движения, надеваем светоотражающий жилет и как можно скорее выставляем за автомобилем знак аварийной остановки.
Если добрались до обочины, ищем максимально ровный и твердый (не рыхлый) участок дороги и также выставляем за автомобилем знак аварийной остановки. В населенных пунктах этот красный треугольник необходимо разместить в 15 метрах от «кормы» вашей машины, на загородной трассе — в 30 метрах.
Не останавливайтесь в местах с ограниченной видимостью, например, в «слепых» поворотах или сразу после подъема, это опасно.
Вопросы и ответы
Во время самостоятельной замены колеса могут возникнуть и другие вопросы. Отвечаем на самые частые из них.
Как проверить колесо после самостоятельной замены?
После самостоятельной замены колеса необходимо провести визуальный осмотр и убедиться, что крепеж установлен надежно. Кроме того, необходимо проверить давление в шинах − они не должны быть накачаны слишком сильно или слабо. Как контролировать давление в шинах? Об этом мы подробно рассказали в этом материале.
Рекомендуем также осмотреть установленную шину на предмет потертостей и других повреждений.
На что обратить особое внимание при самостоятельной замене колеса?
Перед использованием домкрата убедитесь, что он не имеет повреждений и серьезных следов износа. Если же во время подъема домкрат начал двигаться неравномерно, трещать, вибрировать или смещаться, как можно быстрее опустите кузов и выясните причину проблемы. Нередко она состоит в том, что площадка под домкрат неровная или зыбкая. В этом случае сделайте корректировки в позиции домкрата, чтобы он стоял ровно.
Нередко выйти из ситуации помогает доска, которую подкладывают под основание домкрата. Подняв машину, немного покачайте ее, чтобы убедиться в надежности опоры. Чтобы минимизировать риски, можно использовать специальные подпорки. Речь идет о специальных регулируемых стойках.
Какие бывают домкраты для «легковушек»?
Большинство домкратов относятся к трем основным категориям — механические, гидравлические и пневматические. По конструкции выделяют винтовые, реечные, бутылочные, подкатные и надувные домкраты. Винтовые и реечные подъемники являются чисто механическими устройствами, в бутылочных и подкатных используется гидравлика, надувные действуют на основе подкачиваемых подушек.
При этом львиная доля «легковушек» комплектуется удобными, легкими и компактными ромбическими домкратами (разновидность винтовых). Такое устройство состоит из четырех рычагов и винта, соединяющего боковые вершины ромба. При вращении винта верх и низ домкрата расходятся, и происходит поднятие кузова. К сожалению, ромбические домкраты имеют ограничения по весу. Как правило, они способны поднимать кузов массой 1−1,5 тонны. К минусам относят также низкую устойчивость на неровных поверхностях и небольшую опорную пяту.
В чем может быть опасность при самостоятельной замене колеса?
Имеет смысл заранее проверить давление в запаске и при необходимости подкачать колесо. Сделав это, прижимаем новое колесо к креплению так, чтобы совпали технологические отверстия. Это будет сделать проще на моделях, где на ступице имеются направляющие.
Если же колесо надевается просто на штыри с резьбой, следует действовать аккуратно, чтобы не сорвать резьбовую нарезку. Гайки или болты затем нужно закрутить сначала от руки по диагонали или крест накрест, чтобы колесо не перекосило. Теперь подтяните крепления ключом с небольшим усилием, чтобы машина не слетела с домкрата. Опустите автомобиль на землю ручкой домкрата, и только теперь окончательно закрепите болты максимально крепко.
Какие особенности при замене колеса стоит учитывать зимой?
Безопасность при замене колеса – это важный аспект, который необходимо учитывать при любом обслуживании и ремонте автомобиля.
1. Используйте светоотражающий жилет. При проведении работ на дороге или рядом с ней, особенно в условиях недостаточной видимости зимой, наденьте светоотражающий жилет. Это поможет водителям заметить вас и избежать наезда.
2. Когда автомобиль находится в поднятом состоянии, не просовывайте руки в арки. Домкрат, установленной на скользкой поверхности может соскочить и травмировать.
3. Не ложитесь под автомобиль, который стоит на домкрате. При подъеме автомобиля на домкрате, не пытайтесь залезть или лечь под него. В любой момент он может сорваться, что может привести к опасным последствиям.
4. Не раскачивайте поддомкраченный автомобиль. Если вы подняли автомобиль на домкрате не пытайтесь раскачивать его или прыгать на нем. Это может нарушить устойчивость домкрата и вызвать падение автомобиля.
5. Крепежные элементы ни в коем случае нельзя смазывать маслом, солидолом или другими смазками. Нанесение неподходящей смазки на резьбу может привести к недостаточной затяжке или, наоборот, перетяжке болтов или гаек. Это может привести к разрушению резьбы и дополнительным расходам на замену крепежных элементов или даже ступицы.
6. Если на резьбе присутствует какая-либо смазка, необходимо ее удалить, перед тем как приступить к затяжке. Это поможет избежать проблем в будущем и обеспечить надежную фиксацию колесных креплений.
Особенности установки и использования «докатки»
«Докаткой» называют аварийное запасное колесо с размерами диска и шины, отличающимися от таковых у штатных колес. Такое малоразмерное колесо рекомендуют устанавливать исключительно на заднюю ось. Причем, в некоторых случаях такая операция становится возможной только при двойной перестановке колес. Если не следовать инструкции, то, например, зимой с «докаткой», установленной спереди, можно столкнуться с целым рядом проблем — от ухудшения управляемости до невозможности «взять» скользкий и крутой подъем.
В любом случае, если вместо запасного колеса пришлось поставить «докатку», необходимо соблюдать рекомендации, указанные в ПДД и автомобильных мануалах. В последнем случае, не рекомендуется ехать на скорости больше 50−80 км/ч (в зависимости от модели), а дистанция не должна превышать 80−100 км.
Как следует менять колесо на больших SUV?
Если у вас автомобиль повышенной проходимости, например, рамный внедорожник с неразрезными мостами, иногда проблематично поставить домкрат под соответствующую площадку у порога. В ряде случаев может не хватить либо высоты домкрата, либо вы просто не сможете вывесить колесо из-за больших ходов подвесок. Поэтому при замене колеса, к примеру, на проселке, у крупных внедорожников домкрат ставится либо под чулок моста, либо под нижний рычаг подвески. Причем для таких целей используется не легковой ромбический домкрат, а более мощный и надежный стоечно-винтовой. В таком случае домкрат ставят как можно ближе к внутренней части колеса. Не стоит ставить домкрат под картер редуктора моста. В таком случае может подняться вся передняя ось, то есть сразу два колеса.
Музыканты шутят, что играть на пианино совсем не сложно — надо просто нажимать клавиши в нужное время. То же самое можно сказать о замене колеса в автомобиле. Мы посетили мастер-класс в шоуруме Ситилинка и подготовили инструкцию.
В идеальных условиях, когда в багажнике лежат все необходимые инструменты и подкатной домкрат, замена колеса занимает около 15 минут. Хотя в жизни так бывает не всегда, общие принципы замены колеса универсальны. Вот порядок действий и правила безопасности — читайте, чтобы быстро сориентироваться в экстренной ситуации.
Пол в шоуруме Ситилинка — это идеальная поверхность, на практике для замены колеса достаточно любой относительно ровной площадки без уклона и ям
Выберите ровную безопасную площадку
При проколе первым делом надо найти безопасное место для замены колеса и выставить знак аварийной остановки. Если неприятность случилась на автомагистрали, лучше медленно проехать несколько километров до специального кармана, чем остановиться на обочине и рисковать.
Постарайтесь поставить машину так, чтобы она оказалась на ровной поверхности. Это необходимо, чтобы избежать проблем при подъеме автомобиля, иначе перекошенный домкрат может заклинить или машина с него упадет.
Под колеса можно подложить камни, причем они должны быть крупнее тех, что на фото
Надежно зафиксируйте автомобиль
Затяните ручник или нажмите на кнопку стояночного тормоза, если он электромеханический. На автомобилях с автоматической трансмиссией убедитесь, что селектор стоит в положении P (парковка), а на машине с механической КПП включите первую передачу.
Дополнительную безопасность обеспечит установка под колеса противооткатных башмаков (упоров) или кусков кирпича и крупных камней, если упоров не оказалось с собой. Важно: упоры ставятся на противоположную колесную ось. То есть при замене переднего колеса упоры должны находиться на задних колесах с обеих сторон, и наоборот.
Ослаблять и затягивать гайки нужно, когда автомобиль стоит на земле, а полностью откручивать — когда колесо висит в воздухе
Ослабьте болты до того, как поднимете автомобиль на домкрате
Достаньте домкрат и баллонный ключ из багажника — они должны быть в каждом автомобиле. Обычно их хранят в органайзере с запасным колесом или в специальной нише на боковине багажника. Убедитесь, что вы о них не забыли, до поездки, а заодно пройдитесь по списку необходимых в багажнике вещей.
«Сорвите» болты (или гайки) — ослабьте их, пока автомобиль всеми колесами стоит на земле. Для этого проверните болты на пол-оборота, но полностью не откручивайте. «Срывать» болты, когда колесо висит в воздухе, так же неудобно, как пилить доски на весу, удерживая в одной руке пилу, а в другой деревяшку. Вдобавок есть риск, что от приложенных усилий автомобиль начнет раскачиваться и упадет с домкрата.
Подкатной домкрат позволяет поднять автомобиль, не запачкав руки, с другими домкратами лучше надеть перчатки
Приподнимите автомобиль домкратом
Заведите домкрат под автомобиль, уперев его в специальную площадку под днищем автомобиля. Расположение площадок указано в инструкции, но можно поступить проще — нагнуться и заглянуть под автомобиль. Обычно их сразу видно. Подъем автомобиля за порог, если только это не сделанный из металлической трубы силовой порог внедорожника, скорее всего повредит деталь и приведет к дорогому кузовному ремонту. Колесо должно находиться на расстоянии 3–5 см от земли. Не спешите с подъемом, следите, чтобы домкрат стоял строго вертикально и не кренился.
В идеальной ситуации под рукой должен быть подкатной домкрат, как на фото. С таким поднимать автомобиль легко и даже приятно — закатил на колесиках под машину, качаешь ручку туда-сюда и смотришь, как авто поднимается над землей. Однако есть и минусы: он занимает много места в багажнике (не меньше 50 см в длину и 20 см в ширину) и весит минимум 10–12 кг.
На мастер-классе девушки меняли колеса наравне с мужчинами
Замените колесо
Когда колесо повисло в воздухе, можно полностью открутить болты и снять его. Аккуратно сложите болты рядом и проследите, чтобы они не оказались в грязи или пыли. Достаньте запасное колесо из багажника. Если оно не под полом багажника, то находится под днищем снаружи. В этом случае вытащить его несколько сложнее: надо найти болт на дне багажника, который опускает запаску. Открутите его баллонником, поднимите колесо и совместите отверстия на диске с отверстиями на ступице — месте, где колесо крепится к машине. Придерживая колесо, насадите в отверстия болты.
Закручивайте болты по диагонали через один болт, чтобы избежать перекосов. Не прилагайте слишком много усилий — вы сможете закрепить их прочнее, когда автомобиль будет уже на земле.
Электрогайковерт со встроенным фонариком — хорошее подспорье при замене колеса в темноте
Опустите автомобиль и затяните болты
Плавно опустите автомобиль на землю и крепко затяните болты. Если делаете это обычным баллонным ключом, не прилагайте сверхусилий — возможно, колесо еще придется откручивать. Если пользуетесь электрическим гайковертом, закручивайте до характерного звука. Если есть специальный динамометрический ключ, заранее выставьте момент затяжки. Нужное значение можно посмотреть в инструкции к автомобилю.
Если часто за рулем, возите с собой автомобильный компрессор. Места занимает мало и может понадобиться гораздо чаще, чем домкрат
Проверьте давление, соберите инструменты
В запасном колесе обязательно проверьте давление и подкачайте до нужного значения при необходимости компрессором. Если вместо полноценного запасного колеса пришлось поставить узкую докатку, то есть аварийное запасное колесо меньшего размера, соблюдайте указанные на нем ограничения. Докатка поможет не спеша добраться до шиномонтажа, при этом нельзя разгоняться больше 50–80 км/ч, а проезжать можно максимум 80–100 км.
Описанный порядок действий универсален для любого авто и поможет не растеряться тем, кто впервые столкнулся с необходимостью поменять колесо на дороге. Советы также пригодятся при сезонной смене шин, если у вас есть второй комплект дисков и вы решите самостоятельно менять летнюю резину на зимнюю или наоборот.
У нас ещё много всего интересного
Оставьте почту и получайте подборку лучших материалов от главного редактора
раз в две недели.
Содержание
- Подготовка к работе
- Начало работы – поднять и открутить
- Завершение – навесить и закрепить
- Перестановка и сезонная замена колес
- Необходимый комплект инструмента для замены колес
- Заключение
Однажды это произойдет и придется менять колесо. Зачем мы обычно что-то меняем? Причины разные:
- захотелось попрактиковаться
- заменить колеса к новому сезону
- износились, нужна перестановка
- пробито в пути.
Первые три случая наступают постепенно и ожидаемо, четвертый – внезапно и срочно требует принимать меры. Невозможно выбрать место, время и погоду, когда случится прокол колеса, и спросить у Гугла далеко не всегда предоставится шанс. Предлагаем прочитать статью здесь и сейчас, чтобы подготовить все необходимое к моменту, который однажды придет. Узнайте, как поменять колесо автомобиля.
Подготовка к работе
Замена колеса занимает четверть часа, если все под рукой. Что именно нужно – приготовить инструмент и обеспечить безопасность работы.
- Подобрать удобную площадку для использования домкрата: нужна твердая ровная поверхность типа асфальта, спокойное место поодаль от интенсивного дорожного трафика. Если никак нельзя отъехать несколько десятков метров, нужно постепенно снизить скорость и остановиться у обочины.
- Установить аварийный дорожный знак в 20м сзади от автомобиля, если вы в границах населенного пункта или 40м сзади, если на трассе. Одеть сигнальный жилет, включить мигающий сигнал фар.
- В багажнике нужно иметь:
- рабочую одежду, дождевик на случай непогоды, защитные перчатки, очищающие салфетки для рук;
- запасное колесо (докатку);
- домкрат, балонный ключ, замки для откручивания болтов, стопы под колеса, манометр и тд.
Перед началом работы все инструменты и запасное колесо вынуть и разложить рядом с автомобилем, на небольшом расстоянии.
Автомобиль нужно надежно остановить – в МКПП поставить на первую передачу, при АКПП установить рычаг на Стоянка или Р (Паркинг), и на ручной тормоз. Важно поставить стопы под остальные колеса, желательно с двух сторон, и забить их довольно плотно, для упора.
ВНИМАНИЕ. Упоры надо ставить на противоположную ось колес.
Начало работы – поднять и открутить
На этом этапе основная ответственность лежит на домкрате. Если поверхность площадки твердая и ровная, без ям и трещин, он должен стоять ровно, работать без перекосов. Места установки домкрата определены и отмечены выемкой или треугольником на пороге машины, могут быть спрятаны под пластмассовыми накладками. Если указатели отсутствуют, домкрат нужно крепить ко днищу машины в специально усиленных местах между передним и задним колесами. Следует предварительно понять принцип работы домкрата, некоторые модели в процессе меняют положение относительно кузова. Ваше тело должно находиться полностью сбоку, чтобы ни одна часть не оказалась под периметром автомобиля.
Читайте также: Лучшие всесезонные шины
Для начала нужно снять колпачки и накладку с диска, слегка ослабить болты/гайки на колесе. Для этого делают один поворот каждого болта (гайки) балонным ключом или воротком с нужным размером. Делать это нужно с осторожным усилием. Можно нажать ногой с силой собственного веса, даже осторожно ударить, контролируя, чтобы не сорвать гайки с резьбы. Если соединения закисли, может помочь жидкий ключ. Далее домкратом приподнять автомобиль на 9-12см, чтобы снять колесо.
Снимать колесо в такой ситуации непросто, приходится применять силу молотка или кувалды, и всячески «приплясывать» (делать все возможное) до достижения цели.
РЕКОМЕНДАЦИЯ. Сложности откручивания связаны с закисшей резьбой, но все же мастера не рекомендуют смазывать гайки/болты, чтобы не пережать впоследствии соединение. Бывает, что нужны серьезные усилия. В таком случае важно проверить надежность домкрата, чтобы машина не упала на подвеску. Под кузов можно подложить снятое колесо. После снятия болтов/гаек их нужно очистить и сложить в чистом месте. Если болтов много, они могут комплектоваться переходными кольцами, которые также будут нужны при закручивании. Аккуратно очистить от ржавчины нужно и ступицу.
Завершение – навесить и закрепить
Навесьте запасное колесо, следите, чтобы отверстия для крепежей в диске и ступице совпадали. Насадите болты. Начните закреплять с верхнего болта и двигайтесь по диагонали, а не последовательно по кругу, чтобы не допустить перекоса. Завинчивать нужно равномерно, но не полностью, возможно, будет нужно корректировать.
Когда автомобиль будет снят с домкрата, окончательно закрепите болты максимально крепко. При этом действуйте осторожно, чтобы не сорвать резьбу слишком большим усилием. Проверьте давление в установленном запасном колесе и при необходимости докачайте до нужного показателя.
Соберите инструменты, разложите по местам в багажнике. Убедитесь, что все на местах и еще раз проверьте местность рядом с автомобилем, чтобы ничего не забыть. В салоне автомобиля отключите аварийный сигнал фар.
Опустили цены ниже нижнего
Получите дополнительную скидку 3%
по промокоду «блог3» и покупайте шины и диски по самому низу
Начинайте осторожно отъезжать, проверяя работу колеса в разных положениях. Двигайтесь с небольшой скоростью 15-20 км, затем сделайте остановку для проверки крепления колеса. Если вместо запасного колеса пришлось поставить докатку (аварийное запасное колесо меньшего размера), соблюдайте указанные в ПДД ограничения: ехать на скорости не больше 50–80 км/ч, расстояние должно составлять максимум 80–100 км.
Перестановка и сезонная замена колес
Экономные водители для равномерного износа резины практикуют ротацию шин: время от времени меняют колеса по осям. Как известно, износ передних колес всегда больше задних. При смене места навешивания шины важно обратить внимание на рисунок протектора – направленный рисунок позволяет менять местами только передние и задние шины. В переднеприводных моделях с симметричным протектором перестановку шин делают диагонально, а в заднеприводных и с полным приводом в любом направлении. В ротации можно задействовать запасное колесо, выравнивая его износ параллельно с рабочими.
от 3 000 до 5 000 руб.
27.13%
от 5 000 до 8 000 руб.
24.39%
от 8 000 до 13 000 руб.
17.56%
от 13 000 до 20 000 руб.
8.64%
Проголосовало: 12642
Если в вашем регионе ездить на всесезонках нерационально, то перед сменой сезона также нужно делать замену колес. Меньше хлопот, если у каждого сезонного комплекта свои диски, а если нет – сезонная замена происходит так же, как обычная перестановка колеса.
Комплект шин уходящего сезона необходимо очистить от загрязнений, камешков, застрявших в протекторе, проверить техническое состояние, степень износа. Опытные водители и мастера рекомендуют делать маркировку покрышек, чтобы в начале следующего сезона не путаться, куда какую шину ставить: ПП – правая передняя, ПЗ – правая задняя и так далее.
Необходимый комплект инструмента для замены колес
К замене или перестановке колес автомобиль и водитель должны быть подготовлены всегда. В минимально необходимый комплект для замены шины входят:
- домкрат, желательно подкатной;
- колесный ключ с удлиненной ручкой (трубкой);
- ключ контргайки;
- упорные колодки для закрепления положения автомобиля;
- запасное колесо или докатка;
- насос или компрессор для подкачки;
- молоток, кувалда;
- манометр;
- справочник;
- светоотражающая куртка или жилет;
- перчатки и влажные салфетки.
Комплект инструмента водитель подбирает соответственно умению с ним обращаться. Опытный мастер использует проверенный в деле минимум, новички предпочитают современные автоматизированные инструменты, цифровые приборы. В любом варианте инструменты должны находиться в исправности для выполнения работы в полном объеме.
Собрать необходимый дорожный комплект для автомобиля непросто, хотя в продаже бесчисленное количество комплектов разных производителей по составу и стоимости. Покупая инструмент для обслуживания автомобиля в пути, выбирайте функциональность и надежность. В работе важны только эти качества.
Заключение
Замена и перестановка колес является обычной рабочей операцией в ходе эксплуатации автомобиля. Выполняется любым водителем независимо от стажа, самостоятельно, в течение 15 минут, при укомплектованном автомобиле.
РЕКОМЕНДАЦИЯ. Для обстоятельств, когда нет возможности или недостаточно умения самостоятельно делать замену колеса, работают сервисы обслуживания автомобилей. Мастера СТО выедут на вызов по указанному вами адресу остановки и помогут все сделать. Вам будет нужно только одно – спокойно, без паники набрать номер ближайшего автосервиса и дождаться помощи.
Какую модель домкрата лучше всего использовать для смены колеса на машине?
Лучше всего использовать домкрат, который рекомендован производителем автомобиля. Если такой не имеется, то следует выбирать домкрат, способный выдерживать вес вашего автомобиля.
Какую резину выбрать при покупке запасного колеса для машины?
При выборе запасного колеса для машины, следует ориентироваться на размеры шин, указанные в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля. Не рекомендуется устанавливать шины с другими размерами или другого типа, чем установленные производителем.
Какие инструменты необходимы для смены колеса на машине?
Для смены колеса на машине необходимы следующие инструменты: запасное колесо, домкрат, ключ для откручивания колесных болтов, крестовидный ключ для откручивания болтов, и шина соответствующего размера.
Как правильно приподнять машину с помощью домкрата?
Для правильной установки домкрата, следует определить точку, где он будет поднимать машину. Это может быть указано в руководстве по эксплуатации автомобиля. Далее следует медленно поднимать автомобиль, пока не будет достигнута необходимая высота.
Как проверить, что домкрат правильно установлен и машина стоит на нем устойчиво?
После установки домкрата, следует проверить, что он установлен правильно и машина стоит на нем устойчиво. Это можно сделать, потрясив машину немного и убедившись, что домкрат не сдвигается. Также стоит убедиться, что домкрат установлен на ровной и твердой поверхности.
Какие шаги следует выполнить после поднятия машины с помощью домкрата?
После того, как машина была поднята с помощью домкрата, следует открутить колесные болты, снять колесо и установить запасное колесо. Затем следует затянуть колесные болты и опустить автомобиль.
Какие причины могут вызвать проблемы при смене колеса на машине?
Проблемы при смене колеса на машине могут возникнуть из-за неправильного выбора домкрата, неправильного установления его под машиной, использования неправильного инструмента или недостаточной внимательности при выполнении операций.
Как часто следует проверять давление в шинах машины?
Рекомендуется проверять давление в шинах машины хотя бы раз в месяц и перед дальней поездкой. Необходимо убедиться, что давление соответствует рекомендациям производителя автомобиля.
Какие ошибки можно допустить при смене колеса на машине?
При смене колеса на машине можно допустить такие ошибки, как неправильный выбор домкрата, неправильная установка домкрата под машиной, откручивание колесных болтов в неправильной последовательности, или недостаточная затяжка болтов. Эти ошибки могут привести к серьезным последствиям, поэтому необходимо соблюдать все инструкции и меры безопасности при смене колеса на машине.
Какие меры безопасности нужно соблюдать при смене колеса на машине?
При смене колеса на машине необходимо соблюдать следующие меры безопасности: выбрать безопасное место для остановки, поставить автомобиль на стояночный тормоз, использовать соответствующий домкрат и инструмент, не ставиться под автомобиль, убедиться в правильном затяжке колесных болтов и т.д.
30 Августа 2023
Как поменять колесо в автомобиле самостоятельно?
В путешествии водителя, к сожалению, поджидает масса неприятностей. Некоторые из них довольно серьезны, требуют вызова эвакуатора или буксировки автомобиля в сервисный центр, другие же – могут быть устранены собственными силами. Именно ко второй категории относится прокол шины. Справиться с ним удастся буквально за 15 минут, главное – знать, как поменять колесо на машине, держать в багажнике необходимый инструмент, уметь использовать его правильно, исключить ошибки.
Содержание:
- Проколота шина: что делать?
- Что потребуется для замены?
- Инструкция по замене колеса в автомобиле
- Полезные советы
Что делать, если проколота шина в автомобиле?
Сразу нужно сказать, что наиболее надежный вариант – поменять колесо авто, так что запаска обязательно должна лежать в багажнике, в особенности, если водитель регулярно совершает протяженные междугородние поездки, где расстояние до ближайшего пункта шиномонтажа измеряется десятками, а то и сотнями километров.
Да, существуют специальные герметики и заплатки, производители которых обещают уверенное восстановление герметичности покрышки, но использовать их в пути или непросто, или эффект оказывается кратковременным. Диагностировать прокол довольно легко по изменению поведения транспортного средства, оно теряет стабильность даже при прямолинейном движении, его уводит в сторону, на руле ощущаются вибрации.
Первичные действия должны быть следующими:
- Включение аварийной сигнализации.
- Сброс скорости до значений в 30-40 километров в час.
- Поиск подходящего места для остановки, съезд на обочину или второстепенную дорогу с минимальной плотностью транспортного потока.
- Фиксация автомобиля, перевод рычага КПП в соответствующее положение, активация ручника.
- Выставление знака аварийной остановки согласно ПДД, начало ремонта.
Что потребуется для замены?
Перед тем, как поменять колесо на автомобиле, нужно приготовить следующее:
- Баллонный ключ. Как правило, он предусмотрен в штатной комплектации, идеально подходит для “родных” колес. Нужно учитывать, что при смене дисков порой требуется и покупка более крупного инструмента. Специализированный ключ потребуется и в том случае, если водитель использует защищенный крепеж, гайки-секретки.
- Домкрат. Опять же, в комплекте должен быть простой механический домкрат. Для большего комфорта и удобства можно приобрести гидравлический аналог, он компактнее и требует куда меньших усилий при подъеме. Перед тем, как поменять колесо на машине с домкратом, нужно убедиться, что он обладает соответствующей грузоподъемностью, выдержит массу техники.
- Запасные крепежные элементы, гайки, соответствующие конфигурации диска, его габаритам и другим особенностям.
- Опоры, предотвращающие случайный откат автомобиля. Поставить их необходимо под все колеса, чтобы обеспечить безопасность работы, исключить даже минимальное смещение. При отсутствии специальных откатов, можно воспользоваться “подручными” средствами, найти несколько кирпичей или камней покрупнее.
- Насос с манометром. С его помощью удастся накачать колесо до оптимальных безопасных значений.
- Запаска. У внедорожников она часто зафиксирована на задней двери, у седанов или универсалов – лежит в багажном отделении или под днищем.
Инструкция по замене колеса в автомобиле
Итак, машина находится на безопасной ровной площадке, теперь можно разобрать, как правильно поменять колесо на автомобиле:
- Ослабление крепежных элементов. Раскручивать гайки и болты нужно еще до подъема на домкрате, это важное требование безопасности. Если гайки прикипели, то перед откручиванием нужно обработать их жидкостью типа WD-40, она растворит загрязнения, ржавчину и упрости процесс. Крутить с большим усилием нельзя, возникает риск срыва резьбы, из-за чего гайки придется спиливать.
- Установка домкрата. Место, где должен находиться подъемный механизм, расположено на пороге, в прямой близости от колеса, обнаружить его можно, изучив эксплуатационную инструкцию или осмотрев кузов. Иное размещение домкрата недопустимо, можно повредить технику.
- Подъем. Алгоритм зависит от типа домкрата, предполагает вращение рукояти или ее перемещение вверх-вниз.
- Полное снятие крепежных элементов.
- Установка нового колеса и его фиксация. Нужно следить, чтобы диск находился в максимально плотном контакте со ступицей, следует исключить любые люфты и зазоры, они увеличивают выраженность нагрузок, снижают точность управления и общий комфорт поездки.
- Спуск машины, удаление упоров, препятствующих ее откату под собственным весом.
Полезные советы
Процесс, как поменять колесо на машине пошагово, довольно прост, справиться с ним может даже новичок, не имеющий опыта автомобильного ремонта. Основная рекомендация – строгое следование правилам безопасности, использование домкратов с необходимой грузоподъемностью, остановка исключительно на ровных площадках с асфальтовым покрытием или, как минимум, плотным грунтом.
Вернуться к списку предложений
Спущенные шины, как налоги и смерть, являются неизбежной частью нашей жизни. Поэтому, вместо того, чтобы думать, что же делать при спущенной шине, пора научиться менять колесо! Поймите: Рано или поздно Вы почувствуете, что машину начинает жутко вести в сторону, или услышите, как порванная резина шлепает по дороге.
Перед тем как отправиться в путь, нужно проверить шины для того, чтобы сократить вероятность проведения ремонта в дороге, но лучше, на всякий случай, уметь поменять колесо самостоятельно. Замена спустившего колеса только на первый взгляд кажется сложной, но производители автомобилей сделали все возможное, чтобы упростить эту процедуру.
Обратите внимание, что умение поменять колесо поможет Вам сэкономить деньги и время. Что касается замены колеса в мастерской, то скорость замены зависит от того, насколько быстро приедет эвакуатор, а если Вы торопитесь на важную встречу (колесо спускает, как обычно, в самый неподходящий момент), то именно от Вас зависит, успеете ли Вы на нее или нет.
Также просто самим приятно знать, что Вы можете справиться с проблемой, применив навыки обслуживания автомобиля, и продолжить свой путь. По степени сложности, замена колеса сравнима с проверкой уровня масла и давления в шине. Мы рекомендуем освоить эту процедуру, даже если она Вам никогда и не пригодится.
Далее мы расскажем о том, как не просто поменять колесо, а сделать это правильно.
Инструменты для замены колеса
Замена колеса представляет собой довольно простую процедуру, при этом большинство автомобилей имеет комплект необходимых инструментов для обслуживания и ремонта. В руководстве по эксплуатации автомобиля должно быть указано, где находятся инструменты и как правильно проводить замену. Обычно для замены колеса требуются:
- Домкрат
- Балонный ключ с головкой на одном конце и рычагом на другом
- Запаска
В зависимости от производителя, модели и года выпуска автомобиля, Вам также могут понадобиться дополнительные инструменты:
- Секретка
- Торцевой ключ со сменными головками для того, чтобы опустить запасное колесо
- Регулировочные шпильки
Домкраты бывают разных видов: ножничные, реечные, винтовые и даже бамперные. Ножничный домкрат является наиболее распространенным типом. В нем используется ножничный механизм для подъема автомобиля. Винтовой домкрат более мощный, но при этом менее компактный. Для подъема машины в нем используется гидравлический механизм.
Обод колеса прижимается к ступице зажимными гайками, которые крепятся к колесным шпилькам. Перед установкой нового колеса, нужно снять старый обод и шину. Для этого необходимо ослабить зажимные гайки при помощи балонного ключа. По сути, балонный ключ — это большой торцевой ключ, у которого одна головка имеет размер зажимной гайки колеса. Длинная рукоятка имеет свои преимущества — чем длиннее рукоятка, тем больше силы можно приложить к гайке. Рычаг с обратной стороны используется для снятия колпака ступицы, а также иногда для того, чтобы поддеть обод, если он заржавел или на нем налипло много грязи.
Теперь поговорим о запаске. Запаски бывают полноразмерными или малогабаритными (часто называют «докатками»). Полноразмерное запасное колесо имеет свои преимущества, особенно в вопросах безопасности, однако, его неудобно хранить, особенно в маленьких машинах. Помимо этого, оно тяжелое, что затрудняет его установку. Докатку удобнее хранить и проще надевать. Однако, докатки считаются менее безопасными, при их использовании не рекомендуется превышать скорость в 80 км/ч и ехать на расстояние более 100 км. Качественное обслуживание автомобиля также включает регулярную проверку давления в запасном колесе. Проверка давления занимает считанные минуты, но она может сэкономить Вам часы в случае ремонта в дороге.
Перечисленные выше дополнительные инструменты могут понадобиться в редких случаях в зависимости от модели автомобиля. Секретка представляет собой зажимную гайку с особой формой головки, что предотвращает кражу колес. Обычно секретки теряются или их просто не ставят до тех пор, пока не становится уже поздно. Если Вы используете секретки, то приклейте ключ скотчем к домкрату или положите в бардачок, чтобы не потерять.
В некоторых автомобилях запаски хранятся под днищем. Для того, чтобы ее опустить, необходимо повернуть специальный болт, который опускает колесо на лебедке. Болт поворачивается при помощи торцевого ключа со сменными головками, который также может пригодиться для того, чтобы достать колесо из-под машины. Зачастую, автовладельцы забывают проверять этот механизм. Время от времени, а также перед длительными поездками, убедитесь, что запаска нормально опускается, и механизм не заржавел.
Во многих европейских автомобилях вместо колесных шпилек используются колесные болты. Колесные шпильки остаются на ступице и служат для установки запаски. Колесные болты вкручиваются в ступицу и снимаются вместе с колесом. При этом, для установки колеса необходимо суметь правильно расположить колесо и попасть болтом в отверстие ступицы. Такой способ крепления представляет сложности, даже если менять колесо в гараже, не говоря уже о замене в дороге. Со шпильками все гораздо проще, т.к. они не снимаются со ступицы, нужно просто повесить на них колесо и затянуть гайки.
Подготовка автомобиля к замене колеса
Когда в дороге спускает колесо водитель не располагает временем, чтобы найти безопасное место для остановки и подготовки к замене. В идеале, требуется ровная устойчивая поверхность, например, стоянка. Часто бывает так, что качество обслуживания автомобиля зависит не от имеющихся инструментов, а от навыков водителя. Нужно научиться быстро находить подходящее место для ремонта, осматривая местность. Найти подходящее место значит найти поверхность без слабого грунта и возвышенностей.
Следующее, что необходимо сделать — это припарковаться как можно дальше от движения. Вы явно не захотите менять колесо рядом с потоком движущегося транспорта. В этом случае Вы рискуете быть сбитым невнимательным водителем.
Теперь, когда Вы выбрали подходящее место, включите аварийный сигнал. Проверка работоспособности «аварийки» должна быть частью периодического обслуживания Вашего автомобиля.
Включив аварийный сигнал, убедитесь, что машина не скатится с домкрата. Поставьте автомобиль на парковочный тормоз и переключите рычаг коробки передач в положение «Парковка» или включите заднюю передачу, если у Вас механическая коробка передач. Теперь выходите из машины и подоприте колеса. В качестве упоров можно использовать как обычные булыжники, которые можно найти на обочине, так и специальные противооткатные колодки. Подойдет все, что будет препятствовать откату автомобиля. Положите упоры перед передними колесами, если Вы меняете заднее колесо, и сзади задних колес, если Вы меняете переднее колесо.
Надеемся, что Вы регулярно проверяли состояние запасного колеса и инструментов. Если нет, то сейчас узнаем, насколько Вам повезло (или не повезло). Достаньте домкрат, балонный ключ и запаску.
Опять же, необходимо регулярно проверять надлежащее состояние инструментов и колеса. Если Вы об этом забыли, и что-то пришло в негодность, то пора вызывать эвакуатор. Но если все в порядке, то мы расскажем о том, что делать дальше.
Снимаем старое колесо
Приподнять автомобиль, который весит больше тонны, довольно трудно, но это возможно.Прежде всего, во время ремонта автомобиля, необходимо позаботиться о безопасности. Все пассажиры должны выйти и отойти от машины и проезжей части минимум на 3 метра, даже если на улице жуткий мороз, проливной дождь или невыносимая жара. Никогда не лезьте под машину, которая стоит только на домкрате! Домкрат не обеспечит надежной стабильности, т.к. достаточно всего одного удара, чтобы автомобиль упал. Если автомобиль на домкрате начинает двигаться, уберите помехи и подождите, пока он не упадет. Не пытайтесь удержать машину! Машину легко починить, а вот человека уже сложнее.
В руководстве пользователя должно быть указано место установки домкрата. У безрамных автомобилей это обычно металлический шов, проходящий по нижней части кузова между передними и задними колесами. На некоторых автомобилях этот шов имеет пластиковое покрытие. Однако в местах приложения домкрата пластиковое покрытие отсутствует. Установка домкрата в этих местах позволит избежать повреждений пластика при подъеме автомобиля. У рамных автомобилей также обычно имеются специальные точки для установки домкрата. Чаще всего они отмечены треугольным вырезом в раме, обычно перед задним колесом и немного сзади переднего колеса.
Установите домкрат так, чтобы он подпирал, но не поднимал автомобиль. Домкрат должен надежно упираться в точке подъема автомобиля и на уровне земли. Убедитесь, что Вы правильно установили домкрат.
Снимите колпак ступицы и ослабьте зажимные гайки, повернув их против часовой стрелки, но не снимайте их. Достаточно немного ослабить их. Вы можете использовать балонный ключ, который шел с Вашим автомобилем, но также подойдет и обычный крестовой ключ. На разных концах Вашего ключа могут быть зева разного размера. Убедитесь, что Вы выбрали зев нужного размера для ослабления зажимной гайки. Если ключ легко надевается на гайку и не соскакивает при повороте, то Вы подобрали нужный размер.
Колесо должно стоять на земле, т.к. это гарантирует, что все прилагаемое усилие будет направлено на гайку. Если колесо будет поднято, то Вы скорее прокрутите его, а не гайку.
Запомните: Вам может понадобиться много усилий, чтобы сорвать гайку. Если у Вас не получается открутить гайку, используйте вес своего тела, можете даже наступить на рукоятку ключа. Главное, убедитесь, что Вы крутите в правильном направлении. У некоторых водителей есть длинная труба, которая надевается на рукоятку ключа для облегчения усилия.
После того, как Вы ослабили все гайки, поднимите спущенное колесо при помощи домкрата. Поднимайте домкрат так, чтобы Вам было удобно снять старое колесо и надеть новое. Поднимайте автомобиль медленно, проверяя его стабильность.
Если Вы заметили, что машина неустойчива, лучше опустить домкрат и устранить проблему прежде, чем вы полностью поднимите автомобиль. Если Вы заметили, что домкрат поднимается под углом или кренится, опустите его и поправьте.
Подняв автомобиль на нужную высоту, аккуратно снимите гайки и старое колесо.
Устанавливаем новое колесо
После того, как Вы сняли старое колесо, положите его на землю и задвиньте под автомобиль, оставив, конечно, место для работы. Теперь, если автомобиль упадет с домкрата, дополнительная высота колеса ослабит повреждения. Однако, если Вы поставили домкрат на ровной твердой поверхности и соблюдали все меры предосторожности, то проблем возникнуть не должно.
Теперь поставьте новое колесо на ступицу. Тыльная сторона колеса должна быть направлена к автомобилю. Аккуратно совместите диск колеса с болтами. После этого затяните зажимные гайки. Некоторые зажимные гайки открыты с обеих сторон. В этом случае коническая сторона гайки должна быть направлена к диску, данная форма гайки позволяет лучше отцентровать и закрепить колесо. При плохом обслуживании, болты могут быть сильно покрыты ржавчиной для затяжки вручную, поэтому наживите гайки вручную, убедитесь, что они идут по резьбе, затем затяните их при помощи балонного ключа, но не слишком сильно.
Для обеспечения надежной затяжки и равномерного распределения давления по колесу, сначала затяните одну гайку, затем противоположную ей. Для ступиц с пятью шпильками, затягивайте гайки, описывая форму звезды. Для ступиц с четырьмя или шестью шпильками, затягивайте противолежащие гайки, затем сдвигайтесь на одну шпильку вправо или влево и затягивайте следующую пару.
Не прикладывайте слишком большое усилие, т.к. колесо находится на весу. Нужно затянуть гайки не слишком сильно, но чтобы колесо не соскочило под весом автомобиля, когда Вы поставите его на землю.
Уберите старое колесо из-под машины и опускайте ее до тех пор, пока колесо не коснется земли, однако не опускайте до конца. Теперь затяните гайки до конца в той же последовательности, что и до этого. Затем полностью опустите автомобиль и уберите домкрат. Еще раз затяните гайки максимально сильно, но не повредите шпильки.
Уберите домкрат и инструменты на место (помните, что это часть ухода за автомобилем) и положите старое колесо в багажник или на заднее сидение. Теперь Вам нужно позаботиться о ремонте или замене спущенного колеса профессионалом.