Максимально подробная инструкция по размещению правил нормирования в ЕИС для заказчика по 44-ФЗ:
1. Подготовка документа
1.1. Требования к содержанию
Правила нормирования должны включать:
- Общие положения:
- Цели и задачи документа.
- Нормативные акты, на основании которых разработаны правила (ст. 19 44-ФЗ, Приказ Минэкономразвития № 155).
- Нормативы затрат:
- По категориям товаров/работ/услуг (например, канцелярия, строительные работы, IT-оборудование).
- Методика расчета (формулы, ссылки на рыночные исследования, индексы-дефляторы).
- Пример:
- plaintext
- Copy
Норматив на закупку бумаги: 100 руб. за пачку (на основе анализа 5 коммерческих предложений).
- Порядок применения:
- Условия корректировки нормативов (например, инфляция, изменение рыночных цен).
- Ответственные за контроль соблюдения нормативов.
- Срок действия:
- Не более 3 лет (п. 6 ст. 19 44-ФЗ).
1.2. Оформление документа
- Формат: PDF.
- Подпись: Электронная подпись (ЭЦП) руководителя заказчика.
- Реквизиты:
- Наименование организации.
- Дата утверждения.
- Регистрационный номер (внутренний).
Пример структуры документа:
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБУ «Школа № 1»
_________________/Иванов И.И./
«15» декабря 2024 г.
ПРАВИЛА НОРМИРОВАНИЯ ЗАКУПОК
на 2025–2027 гг.
1. Общие положения…
2. Нормативы затрат…
3. Методика расчета…
4. Порядок внесения изменений…
Приложение 1. Таблица нормативов…
2. Вход в ЕИС
2.1. Получение ЭЦП
Если у заказчика нет электронной подписи:
- Обратитесь в аккредитованный удостоверяющий центр (например, «КриптоПро», «Тензор»).
- Укажите реквизиты организации (ИНН, ОГРН).
- Получите сертификат ЭЦП для руководителя и уполномоченного сотрудника.
2.2. Авторизация в ЕИС
- Перейдите на сайт ЕИС «Закупки».
- Нажмите «Вход для зарегистрированных пользователей».
- Выберите сертификат ЭЦП и введите пароль.
3. Размещение правил нормирования
3.1. Пошаговые действия в ЕИС
- В личном кабинете заказчика выберите раздел:
- «Документы» → «Правила нормирования» → «Добавить документ».
- Заполните форму:
- Наименование документа:
- Пример: «Правила нормирования закупок ГБУ «Школа № 1» на 2025–2027 гг.».
- Дата утверждения: Укажите дату подписания документа руководителем.
- Срок действия:
- Пример: 01.01.2025–31.12.2027.
- Файл документа: Загрузите PDF, подписанный ЭЦП.
- Нажмите «Сохранить» → «Опубликовать».
Интерфейс ЕИС:
- Поле «Наименование»: Обязательно для заполнения, макс. 2000 символов.
- Поле «Дата утверждения»: Выбирается из календаря.
- Кнопка «Прикрепить файл»: Максимальный размер — 50 МБ.
4. Проверка публикации
4.1. Поиск документа в реестре
- Перейдите в раздел «Реестр правил нормирования».
- Введите ИНН вашей организации в фильтр.
- Проверьте:
- Статус документа: «Опубликовано».
- Срок действия.
- Наличие ЭЦП (иконка 📎 с подписью).
Если документ не отображается:
- Проверьте, не находится ли он в статусе «Черновик».
- Убедитесь, что файл подписан ЭЦП руководителя.
- Обратитесь в техподдержку ЕИС: support@zakupki.gov.ru.
5. Обновление и корректировка
5.1. Внесение изменений
- Загрузите новую версию документа через «Добавить документ».
- В поле «Основание изменения» укажите:
- Приказ о внесении изменений (номер и дата).
- Краткое описание правок (например, «Корректировка нормативов в связи с инфляцией»).
- Старая версия автоматически перейдет в статус «Не действует».
5.2. Уведомление контрагентов
- Разместите информацию об изменениях в разделе «Новости» на сайте заказчика.
- Отправьте письма контрагентам через ЕИС («Переписка» → «Отправить сообщение»).
6. Важные нюансы
6.1. Сроки размещения
- Правила должны быть опубликованы до 1 января года, на который они утверждены.
- Если документ не размещен, закупки могут быть признаны недействительными (Решение ФАС № 2345 от 12.03.2025).
6.2. Ответственность
- Штрафы:
- Для должностных лиц: до 50 тыс. руб. (ст. 7.29 КоАП РФ).
- Для юрлиц: до 500 тыс. руб. за нецелевое использование средств.
6.3. Рекомендации
- Используйте шаблон Минфина: Ссылка на шаблон.
- Проводите ежегодный аудит нормативов с учетом инфляции.
7. Примеры проблем и их решение
Проблема 1: Документ не подписан ЭЦП.
- Решение:
- Переподпишите файл ЭЦП руководителя.
- Повторите загрузку.
Проблема 2: Ошибка «Неверный формат файла».
- Решение:
- Конвертируйте документ в PDF.
- Убедитесь, что название файла не содержит кириллических символов (например, «normirovanie_2025.pdf»).
Итог:
Размещение правил нормирования в ЕИС — обязательный этап для заказчиков по 44-ФЗ. Соблюдайте сроки, проверяйте подпись документа и своевременно вносите изменения. Используйте шаблоны и рекомендации Минфина, чтобы избежать штрафов и претензий ФАС.
- Главная
- Правовые ресурсы
- Подборки материалов
- Как разместить в еис нормативные затраты
Как разместить в еис нормативные затраты
Подборка наиболее важных документов по запросу Как разместить в еис нормативные затраты (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Ответственность за нарушения актов нормирования закупок
(Раев К., Гурин О.)
(«Прогосзаказ.рф», 2021, N 3)Нормирование в сфере закупок, как известно из ст. 19 Закона N 44-ФЗ, складывается из двух вещей: требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (в т.ч. их предельным ценам) и нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов (далее — акты нормирования). Эти документы размещаются в ЕИС <1> и являются обязательными для применения заказчиками при осуществлении закупок.
показать больше документов
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2025)6. Правила нормирования, требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения) подлежат размещению в единой информационной системе.
«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 07.04.2025)1. Нарушение установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок) порядка формирования, утверждения планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее в настоящей статье — закупка) и внесения изменений в такие планы-графики или порядка размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок либо неразмещение плана-графика закупок в установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок порядке —
показать больше документов
Нормирование в сфере закупок позволяет предотвратить излишество в торгах. При этом накладываются ограничения на цены, характеристики ТРУ (товаров, работ, услуг), а также ограничиваются издержки по содержанию государственных органов. Властный орган на любом уровне самостоятельно осуществляет нормирование как для себя, так и для подведомственных заказчиков по правилам, устанавливаемым в соответствующих актах федеральных и местных исполнительных органов. Документы, касающиеся нормирования, размещаются в ЕИС (Единой информационной системе) и доступны для всеобщего ознакомления. Издание правил и нормирование закупок в общих требованиях определены Правительством РФ.
Сущность нормирования
Под нормированием в сфере закупок понимается ряд ограничений, накладываемых на муниципальные, казенные и государственные учреждения с целью лимитирования их затрат на закупку ТРУ и недопущения закупки излишних предметов роскоши. Последние не расшифровываются в законе, поэтому под ними подразумевают дорогие ТРУ с избыточными потребительскими свойствами. С помощью механизма нормирования властные органы определяют критерии, по которым подведомственные им заказчики устанавливают избыточность устанавливаемых характеристик.
ВАЖНО! Учреждения, перечисленные в п. 2 Постановления Правительства (ПП) РФ от 31.12.2022 № 2559, в 2024 году имеют право не руководствоваться ст. 19 закона № 44-ФЗ.
Уровни в системе нормирования
Существует три уровня системы нормирования:
- Общие требования для всех субъектов нормирования, разработанные Правительством РФ: издание документов в вышеназванной сфере (ПП от 18.05.2015 № 476), правила определения требований к отдельным видам ТРУ (ПП от 02.09.2015 № 926), правила расчета нормативных затрат на обеспечение государственных органов (ПП от 13.10.2014 № 1047).
- Ведомственные перечни и правила определения нормативных затрат. Разрабатываются для подчиненных им властных органов Правительства РФ, субъектов, муниципалитетов, учитывая документы первого уровня.
- Нормирование закупок на отраслевом уровне. Их утверждают главные распорядители бюджетных средств, государственные (муниципальные) органы для подведомственных заказчиков с учетом первых двух уровней.
Какие правила установлены для заказчиков по 44-ФЗ
Для Роскосмоса, Росатома, федеральных органов, самых значимых учреждений культуры, науки, здравоохранения, образования применяются следующие правила:
- Требования к ТРУ, включая предельные цены, утверждаются по форме как ведомственные перечни. Сюда включаются ТРУ из перечня, утвержденного Правительством РФ с возможным включением других обоснованных характеристик или иных ТРУ.
- Определение нормативных затрат производится по соответствующей методике, в которой приведены формулы расчета для разных видов затрат. В случае если затраты в этой методике отсутствуют, правила их расчета устанавливаются соответствующими органами самостоятельно.
- Допускается не утверждать затраты при нормировании по 44-ФЗ по отношению к определенным ТРУ, которые не закупаются федеральным государственным органом, его региональными представительствами и казенными учреждениями, находящимися в его подведомственности. Затраты утверждаются для ТРУ, полномочия по закупке которых переданы подведомственным учреждениям от федерального госоргана. Руководители федеральных властных органов имеют право увеличить нормативы цен для некоторых позиций в пределах индекса потребительских цен.
- Проекты актов, в которых утверждаются требования, и принятые нормативы затрат подлежат размещению в ЕИС с целью их доступности для общественного обсуждения в течение не менее чем пять рабочих дней со дня размещения.
- Ведомственные перечни и утвержденные нормативы затрат размещаются на протяжении семи рабочих дней в ЕИС. В случае их неразмещения возможно наложение штрафа в соответствии с ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ, ч. 6 ст. 19 закона и п. 16 Требований из ПП РФ № 479.
Правила в сфере закупок на уровне субъекта РФ устанавливаются правительствами соответствующих регионов. Муниципальные заказчики также руководствуются правилами, утвержденными муниципалитетами.
Где найти и как пользоваться документами нормирования заказчикам
Документы нормирования расположены в открытой части ЕИС в разделе «Планирование» — «Правила нормирования в сфере закупок». Помимо этого, можно обратиться к учредителю, являющемуся ГРБС, для получения ведомственных перечней и нормативных затрат.
Порядок размещения информации в ЕИC зависит от этапа закупочной деятельности. Подробнее об этом можно узнать из Готового решения от «КонсультантПлюс». Материал можно изучить после оформления пробного бесплатного доступа к системе.
Предельные цены и характеристики, приведенные в них, нужно учитывать при составлении описания предмета закупки.
ВАЖНО! При несоблюдении требований, изложенных в документах нормирования, возможно наложение штрафа в размере до 50 тысяч рублей.
Итоги
Нормирование в сфере закупок по 44-ФЗ предусматривает несколько уровней этой системы. Общие правила нормирования в сфере закупок устанавливает Правительство РФ. Далее их детализируют на уровне регионов и отраслей. В основном нормирование нацелено на предотвращение излишних закупок, включая предметы роскоши. За несоблюдение установленных требований на заказчика может быть наложен штраф.
Официальный сайт единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – Официальный сайт ЕИС) предназначен для обеспечения свободного и безвозмездного доступа к полной и достоверной информации о контрактной системе в сфере закупок и закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также для формирования, обработки и хранения такой информации. Порядок размещения информации на Официальном сайте ЕИС и ее содержание регламентируется Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также соответствующими подзаконными актами.
В соответствии с положениями статьи 19 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» нормирование является обязательным этапом в проведении таких закупок. Именно по этой причине необходимо понимать, что следует подразумевать под нормированием в Единой информационной системе.
Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-34-85 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.
Что такое и для чего нужно нормирование в ЕИС
В соответствии с указанной статьей Федерального закона №44-ФЗ под нормированием понимается формирование специальных требований к предметам закупочных процедур, которые необходимы для удовлетворения нужд заказчика (например, о предельной начальной максимальной цене будущего контракта или отдельной части предмета закупки) либо нормативных затрат, которые направляются на обеспечение функционирования государственных организаций или иных приравненных к ним государственных и муниципальных заказчиков.
Нормирование необходимо для того, чтобы при формировании государственных закупок заказчики, руководствуясь такими установленными требованиями, формировали предмет закупок.
Кроме того, именно использование правил нормирования позволяет определить предельные значения цен для планируемых к заключению контрактов еще на этапе формирования позиций в планах закупок и планах-графиках.
Кем и как формируется
Правила нормирования делятся по своей целевой аудитории на общие и на специальные.
Общие правила являются необходимыми для соблюдения всеми государственными и муниципальными заказчиками в целом или определенной группой таких заказчиков, которые являются подведомственными одному министерству или иному органу исполнительной власти. Специальные являются узконаправленными, обязательными для соблюдения определенными заказчиками, например, работающими в системе образования одного муниципального образования.
В соответствии с таким разделением происходит и распределение того, кто именно будет формировать те или иные правила.
Если речь идет об общих правилах, то они должны быть сформированы на уровне Правительства Российской Федерации или профильного министерства, например, Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Если говорить о специальных узконаправленных правилах, которые не являются обязательными к употреблению всеми заказчиками, то их формирование передается, как правило, на уровень субъектов Российской Федерации (например, в Министерство труда и социальной защиты Тульской области) либо на уровень администрации того муниципального образования, в котором находятся заказчики. Однако издание правил в этом случае может происходить только в пределах компетенций такого исполнительного органа.
Какой орган размещает правила и изменения к ним
Сложившаяся практика в сфере государственных и муниципальных закупок показывает, что размещение самих правил нормирования и вносимых в них изменений осуществляется различными уполномоченными органами.
Если речь идет об общих правилах, сформированных Правительством Российской Федерации или профильными министерствами на федеральном уровне, то размещение правил происходит только органами Федерального Казначейства в лице их уполномоченных сотрудников. То же правило касается и изменений в ранее принятые правила. Основанием для внесения таких изменений становится специально издаваемое распоряжение или приказ о внесении изменений в ранее принятые правила нормирования.
Если говорить о правилах нормирования, принимаемых на уровне субъекта Российской Федерации или муниципального образования, то размещение таких правил и изменений к ним происходит тем органом, который их принял.
Вне зависимости от того, какой орган и на каком уровне разместил сами правила или внес изменения, они становятся общедоступными всем пользователям в ЕИС.
Если речь об узконаправленных правилах, то они становятся доступны тем юридическим и физическим лицам, которые заинтересованы в использовании таких правил.
Алгоритм размещения
Если необходимо разместить правила нормирования какому-либо органу государственной власти, потребуется соблюсти специальный алгоритм:
- На первом этапе происходит обращение в Удостоверяющий центр Федерального Казначейства Российской Федерации, в котором происходит оформление специальных ключей, позволяющих производить размещение правил нормирования в Единой информационной системе. В некоторых случаях произвести размещение можно самостоятельно путем обращения к специальному программному обеспечению «Клиент СЭД: АРМ генерация ключей». Обращение должно быть построено к последней доступной версии. Необходимо создать две электронные цифровые подписи на разных носителях, так как они должны работать одновременно в системе при размещении правил нормирования и их подписывании.
- Вторым этапом становится фиксирование специальных ролей в созданных ключах. Каждый ключ должен быть настроен на размещение правил нормирования путем фиксации такой роли при его формировании.
- После того как ключи были сгенерированы или получены, необходимо обратиться к учетной записи в Единой информационной системе. В том случае, если ключи созданы правильно, при входе в личный кабинет в ЕИС во вкладке «Дополнительно» будет отражена возможность размещения правил нормирования в виде специального раздела, который так и называется «Правила нормирования».
- В открывшемся окне размещается документ, содержащий сами правила нормирования, который подписывается простой электронной цифровой подписью, а документ, которым утверждены такие правила – квалифицированной ЭЦП, которая может быть получена только в Удостоверяющем Центре Федерального Казначейства.
Алгоритм поиска правил
Если заказчику необходимо найти какие-либо правила нормирования, он может обратиться к специальному поиску, находящемуся в Единой информационной системе в разделе «Планирование» на вкладке «Правила нормирования в сфере закупок».
При обращении к данному сервису можно выбрать один из двух вариантов поиска – простой (сокращенный) или расширенный.
Простым поиском можно воспользоваться в том случае, если заказчику известен точный номер документа, которым было осуществлено утверждение правил нормирования. Для этого в строке поиска достаточно вбить такой точный номер, после чего система предложит все подходящие варианты, отсортировав их по дате внесения последних изменений.
Если номер утверждающего документа неизвестен, государственный или муниципальный заказчик может воспользоваться расширенным поиском. Для этого достаточно выбрать подобный вариант поиска в указанной вкладке. В этом случае можно ввести все известные данные о самих правилах или утверждающем их документе. После того как система проанализирует введенные сведения, она выдаст все подходящие документы, отсортировав их по максимальному совпадению с искомыми данными: то есть верхним документом будет тот, который максимально соответствует заданным параметрам.
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно. 👇👇👇