- Техника
- Cancel
Как починить домашний вентилятор самому или жара нам нипочем
Поленился я написать этот материал летом, но тем не менее он пригодится на следующую «хреновую зиму» )))
Несмотря на то. что лето уж закончилось, но та долгая жара, которая нас допекла во всех смыслах, у многих останется в памяти надолго. Я уже писал несколько рецептов которыми я спасал себя от жары , но самым популярным средством занявшим все топы хит-парадов хозяйственных магазинов и магазинов бытовой техники стал вентилятор и кондиционер. Когда синоптики стали для нас чем-то более близким к богу на пару месяцев, мы все ринулись раскупать вентиляторы и эта масса пластмассовых жужжащих лопастей обдувала наши потные изнемогающие тельца сутками напролет. Кому-то повезло больше и у него был не один, а два вентилятора, что несомненно вызывало дикую зависть у тех кто имел от вентилятора только возможность увидеть ценник на пустом прилавке. Но так или иначе любая механическая техника рано или поздно выходит из строя к коей относится и настольная и напольная «вертелка». Особенно часто вентиляторы ломались у людей в жару когда они молотили без устали 25 часов в сутки. Многие просто тупо выбрасывали своих спасителей на свалку или выставляли в коридоре по простой причине «при включении вентилятора в розетку он не крутится или крутится крайне медленно, издавая гудение и источая запах». Я тоже столкнулся с такой проблемой когда у меня встал вентилятор. Поскольку вентиляторы в магазинах дефицитные, а обдува хочется постоянно, я принялся чинить вентилятор, а заодно решил докопаться до проблемы выхода его из строя.
Несмотря на то, что вентиляторы бывают напольные и настольные, разница в конструкции между ними не больше чем между вилкой и ложкой. Поэтому кто поймет как я разбирал свой напольный вентилятор, наверняка поймут как разобрать настольный .
Итак, придвиньтесь к монитору поближе, дядя Чинилкин начинает инструктаж.
Фото 1. Берем и ставим рядом с собой вентилятор, а также кладем рядом отвертку, плоскогубцы, хлопчатобумажную тряпочку и масленку. Если вы не знаете как пользоваться этими вещами, то пригласите к монитору папу или маму.
Фото 2. Снимаем защитную сетку с вентилятора , открыв три защелки.
Фото 3. Отворачиваем пластмассовую гайку против часовой стрелки. Когда будете ее заворачивать назад, не прикладывайте дюжей силы дабы не сломать ее. Запасную вы нигде не купите!
Фото 4. Теперь легко снимайте крыльчатку с оси двигателя. Опять же, будьте осторожны, поскольку пластмасса из которой сделана крыльчатка со временем рассыхается и крошится. Сломаете место посадки — будете извращаться с изолентой, наматывая в место посадки на валу, чтобы хоть как-то восстановить передачу вращения.
Фото 5. Сняв крыльчатку, отворачивайте пластмассовую гайку-звездочку которая крепит заднюю решетку к корпусу.
Фото 6. Теперь открутите все шурупы с передней части корпуса. Иногда шурупы плохо выходят, но вы не усердствуйте отверткой, иначе расхерачите в пластмассе резьбу.
Фото 7. Вывинтите шуруп с задней стенки корпуса который, собственно, крепит кожух корпуса.
Фото 8. Теперь когда снят кожух, вы видите, что основная часть вашего привода состоит из двух вещей: из самого двигателя, сделанного к счастью из металла и редуктора поворотного механизма, выполненного из пластмассы. Этот редуктор состоит из червячной передачи и звездочки, которая и поворачивает ваш вентилятор влево-вправо при работе. К редуктору прикреплен на маленьком шурупе конденсатор который нужен, чтобы двигатель вентилятора мог запускаться.
Фото 9. Окрутите 3 шурупа (или винта — у кого как), которые крепят фланец редуктора к двигателю и аккуратно снимайте пластмассовую начинку редуктора. На фото вы видите задний хвостовик вала с червяком, с которым происходит зацепление механизма редуктора. Кстати кому интересно, могут отвернуть еще 3 шурупчика редуктора и заглянуть внутрь и обнаружить, что механизм там полностью пластмассовый и смазан густой смазкой.
Фото 10. Теперь пришла очередь открутить 4 винта, которые соединяют две половинки корпуса двигателя со статором. Винтики и шурупчики складывайте в баночку, чтобы потом не пришлось их искать под столом или диваном.
Фото 11. Потихоньку сдергиваем заднюю стенку двигателя, если надо то прокручивая ее вдоль оси двигателя.
Фото 12. Тоже самое проделайте с передней крышкой. обратите внимание, что на валу присутствует еще резиновая прокладочка, которую важно также сохранить. Но пока ее надо стянуть с вала и положить в туже баночку.
Фото 13. Возьмите в руки крышки и сначала удалите тряпочкой всю грязь в подшипниковой узле. Можете намотать тряпку на тонкий стержень, чтобы было удобнее водить через отверстие тряпку. После того, все обезжирьте ацетоном или бензином , снова вытрите насухо и капните из масленки в подшипник (отверстия по центру крышки). Смазку использовать только жидкую! Никакого литола, солидола и т.д.! Консистентная смазка при работе закоксится (образует нагар) на валу за пару суток непрерывной работе в жару и вы снова полезете разбирать свой кулер.
Фото 14. Теперь о самом главном- причине заклинивания двигателя. Главной причиной заклинивания вентиляторов, т.е. основной причины выхода из строя является та самая густая смазка, которая есть в редукторе и на валу заднего хвостовика двигателя. Во время работы смазка увлекается по валу в подшипник и там образуется нагар который с течением времени становится больше и клинит двигатель. Надо обязательно вытереть всю густую смазку с хвостовика вала и в самом редукторе на той детали которая будет зацепляться с этим валом!. Обязательно! Смысла от смазки в пластмассовом редукторе нет до тех пор, пока его не станут делать из металла.
Собирать назад все надо в обратной последовательности как это делали китайцы до вас.
Если картинка мелковата, то кликаем по ней и смотрим крупнее.
Если я помог этим вам сэкономить время и деньги, да еще и чему-то научил, чирканите в коментах ченить приятное. На сим дядя Чинилкин прощается с вами до следующего раза.
Все о ремонте напольного вентилятора своими руками
Содержание
- Возможные неисправности
- Причины поломки
- Способы ремонта
И напольные, и настольные вентиляторы подвержены множеству различных поломок. Если с такими приборами случаются какие-то проблемы, их часто выбрасывают или отвозят в ремонт. Многие неисправности можно легко устранить в домашних условиях, не прибегая к лишним тратам. Сегодня мы узнаем все самое важное о ремонте напольного вентилятора своими руками.
Возможные неисправности
Прежде чем приступать к починке вентилятора, необходимо выяснить причину поломки. Чтобы ее выявить, сперва надо разобраться в самом устройстве и конструкции прибора. Вне зависимости от типа (напольного или настольного) все устройства изготавливаются примерно одинаковыми. Разница заключается только в длине стойки и дизайне.
В напольном устройстве могут выйти из строя электрический двигатель, редуктор, кривошип, переключатели скорости вращения, пропеллер.
Чаще всего напольные модели вентиляторов страдают от следующих неисправностей:
- агрегат перестал включаться, сетевая лампочка не загорается;
- вентилятор не работает, но лампочка при этом горит;
- лопасти кулера вращаются плохо или в обратную сторону;
- устройство не поворачивается в стороны;
- пропеллер, создающий движение воздуха, крутится плохо и гудит.
В разных случаях могут возникать определенные поломки вентилятора напольного типа. Может произойти неполадка в работе двигателя или поломка корпуса блока управления. В каждом конкретном варианте применяют ремонтные работы определенного типа.
Причины поломки
Можно выделить несколько самых главных причин, которые приводят к поломке большинства бытовых вентиляторов напольного типа.
- Если смазка, которой был обработан агрегат, очень старая и сухая, либо ее слишком мало. Это часто приводит к поломке прибора.
- Много проблем может возникнуть из-за высохшего конденсатора.
- Прибор может сломаться по причине перегорания термореле или предохранителя.
- Нередко вентиляторы перестают работать при витковом замыкании обмоток или обычном обрыве проводов.
- Если произошло механическое смещение двигательного вала, прибор тоже перестает работать нормально.
Основная проблема недорогих моделей, на которую мало кто обращает внимание, – это некачественное литье лопастей. Именно из-за этого возникает серьезный дисбаланс. Также происходит деформация подшипников и увеличение зазоров.
Поломка может возникнуть из-за неверного угла атаки лопастей. При этой проблеме они являются деформированными и гоняют поток воздуха по кругу, а не выбрасывают его наружу. Часто дефект подобного типа проявляется со временем, если прибор долго стоял под прямыми солнечными лучами. В такой обстановке крыльчатка устройства сильно нагревается и меняет свою изначальную форму.
Способы ремонта
Ремонт напольного вентилятора можно легко реализовать своими руками. Порядок действий зависит от того, какая именно поломка поразила устройство.
Часто напольные вентиляторы просто перестают включаться. При этом лампочка может загореться или нет. Исходя из этого, алгоритм диагностики поломки будет различаться.
Если лампочка не горит после включения вентилятора, то первым делом надо убедиться в том, что есть напряжение в розетке. Для этого достаточно взять абсолютно любой электроприбор и подключить его к этой розетке. Если тот заработал, значит, неисправность может скрываться в электрической вилке или сетевом шнуре.
Чтобы проверить работу вилки, ее раскручивают, проверяют качество подсоединения всех проводов к клеммам. Чтобы проверить состояние кабеля, его надо отсоединить от колодки аппарата, а затем «прозвонить» специальным тестером. Если проявился обрыв в жилах кабеля, его надо заменить.
Если вентилятор не включается, но лампочка при этом загорается, то причина может заключаться в поломке блока с кнопками управления. Чтобы их проверить, придется полностью разобрать кнопочный блок. Последний обычно располагается на стойке аппарата. Прежде чем приступать к разборке, нужно отключить устройство от сети.
Работа кнопок максимально простая. Предусмотрены положения «вкл» и «выкл». Нужно посредством тестера проверить «выход» и «вход» на каждой из кнопок аппарата.
Если неисправная кнопка была обнаружена, ее не удастся отремонтировать. В таком случае переключатель следует заменить или переделать соединение напрямую. Подобный способ позволит починить устройство.
Сломанные переключатели скорости тоже могут стать главной причиной неисправности. Чтобы проверить работу регулятора, его надо будет поставить в максимальное положение, а затем протестировать «вход» и «выход».
Зачастую напольный вентилятор начинает плохо гонять воздух. В таком случае потребуется разобрать корпусную часть, где установлен мотор. Иногда проблема работы пропеллера возникает из-за недостаточной смазки в подшипнике скольжения. Последний находится в электрическом двигателе устройства.
Разбирать сломанный вентилятор следует в таком порядке.
- Сперва откручивают защитную сетку, а затем снимают ее.
- Далее снимают пропеллер. Он может быть прикреплен к моторному валу гайкой с левой резьбой. Чтобы открутить, ее надо вращать по часовой стрелке.
- Снимают заднюю сетку, откручивая еще одну гайку.
- Следует снять абсолютно весь крепеж кожуха прибора. Иногда в рукоятке вращения корпусной части установлен еще один болт. Если его не откручивать, то кожух мотора снять не удастся.
- Когда двигатель окажется в полностью открытом состоянии, надо капнуть немного машинного масла (лучше всего подойдет веретенное) на втулку. Далее нужно провернуть несколько раз вал в различных направлениях. Благодаря этому смазка сможет попасть внутрь.
- Далее должно произойти возобновление легкого вращения вала. Корпус мотора следует тщательно собрать в обратном порядке.
- Теперь можно включать устройство и проверять силу воздушного потока.
Нередко неисправные устройства начинают гудеть и прекращают нормально вращаться. Если вентилятор не крутится, а мотор при этом издает нехарактерные звуки, то это может говорить о разных проблемах:
- отсутствие или нехватка смазки на подшипниках;
- поломка конденсатора;
- поломка электрического двигателя.
Если вышел из строя конденсатор, то ремонт устройства сведется к проверке емкости конденсатора посредством тестера. Чтобы подобраться к нужным деталям, надо будет разобрать корпусную часть моторчика. Выше было рассказано, как это сделать. Когда кожух будет снят, вы увидите конденсатор, зафиксированный на движке.
Если у прибора конденсаторная емкость составляет 0,85 микрофарад, то на нем надо выставить значение от 2 до 200 нанофарад. В таком случае после подключения конденсатора к устройству можно увидеть, что его емкость составляет 0,841 микрофарад. Если учитывать погрешность в 5%, то емкость детали находится в рамках нормальных показателей, поэтому не является причиной неисправности кулера.
Часто причина поломки скрывается в неисправности движка. Его необходимо «прозвонить», если запланировано отремонтировать устройство своими руками. Если двигатель неисправен, то вентилятор может не включиться и издавать гудящие звуки. Нужно выявить показатели сопротивления на 2-х обмотках статора. Перед этим отсоединяют провода, которые к ним идут. Если причина скрывается в движке, то устройство рекомендуется отремонтировать в специальной мастерской.
В самые жаркие летние дни, единственным спасением от изнывающего зноя, является обычный напольный вентилятор.
Далеко не каждый может позволить себе полноценную сплит систему или хотя бы мобильный кондиционер.
Но к сожалению, и этот недорогой и доступный ветродуй, время от времени ломается. Особенно летят как семечки китайские модели.
А их на нашем рынке подавляющее большинство. Что же делать, если вентилятор перестал вращаться и работать? Какие у него основные болячки и из-за чего он ломается?
Давайте разберемся подробнее.
Почему не работает вентилятор
Почему не работает вентилятор
Всего можно выделить 5 основных причины выхода из строя напольных вентиляторов:
- старая засохшая смазка или ее недостаток
- высохший конденсатор
- перегорание термического реле или предохранителя
- витковое замыкание обмоток или обрыв проводов
- механическое смещение вала двигателя
Главная проблема дешевых моделей, на которую почему-то мало кто обращает внимание — неправильное литье лопастей. Из-за этого происходит дисбаланс, разбиваются подшипники, увеличиваются зазоры.
На это вы повлиять никак не можете, так как уже купили вентилятор с таким изначальным дефектом. Иногда он вроде бы и работает, нормально вращается крыльчатка, но при этом не дует.
То есть, никакого охлаждающего потока воздуха от него нет. Из-за чего это происходит?
Из-за неправильного угла атаки лопастей. Его лепестки деформированы и гоняют воздушный поток по кругу, а не выбрасывают наружу.
Этот эффект может проявиться со временем, после того как вентилятор долго стоял под прямыми лучами солнца и его крыльчатка нагревшись, начала постепенно менять свою форму.
Лечится это только заменой крыльчатки на новую.
Напольный вентилятор не крутится
Напольный вентилятор не крутится
Наиболее часто встречающейся проблемой, является засохшая смазка или ее недостаток. Вентилятор начинает подклинивать, терять обороты и как следствие, увеличивается нагрузка на двигатель. Ветродуй уже не работает в полную силу.
Движок намотанный тоненькой проволокой в 0,2мм начинает греться и постепенно выгорают обмотки.
Как выявляется подобный дефект? В этом случае вентилятор перестает вращаться. Он гудит, но крыльчатка не крутится.
А еще бывает, что он запускается только на 3-й скорости, а на первые две вовсе не реагирует. Ему просто не хватает мощи, чтобы провернуть вал.
Дабы его завести, приходится как на старых самолетах, в наглую раскручивать лопасти.
Кстати, такой же симптом может быть и при повреждении пускового конденсатора. Как же без приборов узнать, какая причина виновата в поломке?
Для этого нужно хотя бы добраться до вала двигателя, сняв защитный кожух и лопасти. Если вал от руки будет вращаться с большим трудом, то вините грязь и засохшую смазку.
А если он крутиться легко и у него есть инерция, то скорее всего накрылся кондер. Симптом — включили вентилятор в розетку, а он не крутится. При этом прокручиваете в наглую мотор и он запускается.
Если рукой при работе придержать лопасти вентилятора, он опять может остановиться. Проверяется конденсатор мультиметром, если у него есть соответствующая шкала замера емкости.
Для замены подбирайте новый кондер по таким же параметрам, какие указаны на корпусе старого.
Кстати, еще не до конца высохший конденсатор, также влияет на обороты. Если вы заметили, что они у вас упали и вентилятор стал крутиться медленнее, это звоночек для его проверки.
Проблема тугого вращения решается новой смазкой подшипников. Здесь используются, так называемые подшипники скольжения. Кто-то называет их втулками.
Применять шарики в таких конструкциях дороговато, да и гремят со временем они будь здоров. Для ремонта вовсе не обязательно разбирать весь двигатель целиком. Достаточно открутить несколько винтиков и брызнуть в нужные места универсальным аэрозолем WD40.
Как разобрать вентилятор — инструкция с фото
Как разобрать вентилятор — инструкция с фото
Как же добраться до втулок, не снимая движок? Для начала, откручиваете центральный винт на задней стенке защитного кожуха.
Еще один саморез прячется в регулировочной кнопке-рычаге для поворота или стопора головы вентилятора.
После этого, задняя крышка легко снимается со своего места. Что находится под ней? Здесь вы можете увидеть редуктор поворотного механизма, который придает вращение всей голове.
Снизу к нему подходит специальная тяга.
Сверху закреплен пусковой конденсатор движка.
Кстати, имейте в виду, что в разных моделях его может там и не быть. В этом случае, ищите его возле кнопок переключения скоростей.
Чтобы получить доступ к подшипнику двигателя, вам потребуется снять редуктор. Крепится он на трех винтиках, а снизу подпирается тягой.
Скручиваете винты и отсоединяете тягу. После этого редуктор снимается с вала и вы получаете доступ к задней втулке.
Больше ничего раскручивать и разбирать не нужно. Остальное за вас сделает вэдэшка.
Одеваете на баллончик WD40 узкую направляющую трубочку и несколько раз пшыкаете в зазор между валом и подшипником.
После разбрызгивания WD40, рукой проворачиваете вал в разные стороны и немного двигаете его вперед-назад.
Лишняя загустевшая смазка, посторонний мусор и пыль будут постепенно выходить наружу. Эти излишки грязи легко удаляются ватными палочками.
Если у вас есть густая смазка по типу циатим или литол, желательно нанести ее на червяк редуктора. После этих чистящих процедур, капаете на подшипник с внешней стороны несколько капель масла для швейных машинок.
Только не нужно наносить ее через чур много. Иначе она в последствие растекается по всем местам и на нее налипает пыль, обратно превращаясь в грязь. В итоге вы опять получите клин и проблему с вращением вентилятора.
Возле втулок в отдельных моделях ставят войлочные шайбы. Они пропитываются маслом и при нагреве, масло стекает на вал, смазывая его.
Собирается все в обратной последовательности. Тяга — три винта редуктора — внешняя крышка.
Кстати, если через чур затянуть центральный саморез на задней крышке, а это именно саморез, а не винт, он может пройти сквозь пластмассу поворотного редуктора и упереться в вал.
У вас опять будут проблемы с оборотами и заклиниванием. Порой причина поломки бывает банальна и непредсказуема.
С задним подшипником разобрались, далее переходите к передней части вентилятора. Здесь по центру стоит защитный колпачок.
Он откручивается, внимание — по часовой стрелке, так как резьба здесь левая.
Скидываете его и снимаете пропеллер с вала. Вы получаете доступ уже к переднему подшипнику скольжения.
Принцип здесь тот же самый. Сначала выдавливаете и размягчаете старую смазку и грязь вэдэшкой, а потом наносите новую.
После этого одеваете пропеллер обратно и закрываете крышечку. Закончив ремонт, включаете вентилятор на повышенных оборотах, и дав ему поработать так несколько минут, переключаете на ту скорость, которая требуется.
Замыкание обмоток или обрыв проводов
Замыкание обмоток или обрыв проводов
Если повреждение более сложное и простая смазка не помогает, придется разобрать вентилятор по детальнее.
Сперва проделываете все махинации по разборке как указано выше. После снятия пропеллера, откручиваете пластиковую переднюю контргайку ,которая располагается сразу за ним, и скидываете всю защитную рамку.
В руках у вас остается сам двигатель и ножка, в которой проходят провода питания и расположен кнопочный механизм.
Разбираете эту ногу выкрутив 6 саморезов.
В первую очередь проверяйте пайку проводов. Вполне возможно один из них, или даже несколько отвалились или отгорели.
Если все цело, как понять какой провод куда идет и за что отвечает? Начинайте проверку с двух проводов от вилки питания.
Один из них, пусть это будет черный (как на фото снизу), через лампочку подсветки идет напрямую к двигателю вентилятора.
Второй провод заходит на нижнюю клемму наборного выключателя (кнопка 0).
Далее, путем нажатия соответствующих кнопок — 1-я скорость, 2-я, 3-я, замыкаются те или иные контакты переключателя, и тем самым изменяется скорость двигателя.
Каждый провод от этих кнопок идет к своему выводу на обмотке, с большим или меньшим числом витков. Подавая на них напряжение, вы заставляете пропеллер крутиться быстрее или медленнее.
Схема подключения напольного ветилятора
Схема подключения напольного ветилятора
Упрощенная схема ветродуя выглядит следующим образом.
Типичные схемы большинства недорогих 3-х скоростных напольных вентиляторов примерно вот такие:
Нажатие каждой кнопки сопровождается замыканием своей контактной группы.
При этом другая контактная группа в этот момент размыкается.
Иногда эти контакты подгорают или не доходят до своей пластины. Тогда у вас пропадает какая-либо из скоростей.
Проверяется это все элементарно китайским мультиметром, в режиме прозвонки цепи.
Если у вас оборвется самый первый проводок или не будет контакта на нем, то мотор вентилятора просто не запустится. Поэтому при полностью неработающем вентиляторе, проверяйте в первую очередь его.
Если конечно перед этим вы убедились, что исправна сама вилка и шнур питания от нее. Это также вызванивается тестером.
Один конец щупов ставите на штырь вилки, а другим прикасаетесь к контактной площадке на кнопке «0». При исправности, должно быть нулевое сопротивление.
Далее можно проверить таким же образом провода на всех скоростях. Контактный щуп на вилку — другой щуп на отходящий провод от соответствующей кнопки скорости к двигателю.
Если везде по нулям, значит переключатель и провода у вас рабочие.
Далее проверяете второй контакт на вилке и тот проводок, который напрямую уходит мимо выключателя на движок. Убедитесь, что здесь шнур у вас тоже целый.
Только после этого можно переходить к проверке обмоток самого двигателя.
Как проверить обмотки вентилятора
Как проверить обмотки вентилятора
На мультиметре выставляете сопротивление в 2000 Ом. Далее, чтобы не выкусывать нигде провода, в месте подключения конденсатора, зачищаете немного изоляцию.
Ищите общую точку цепи, как на схеме внизу.
Найдя ее, вызваниваете сопротивление обмотки. Для этого поочередно касаетесь вторым щупом контактов на переключателе.
Примерные значения сопротивления обмоток вентилятора могут быть следующими:
Конечно у разных моделей они могут немного отличаться, но самое главное, чтобы не было обрыва или КЗ. Замеры могут показать как несколько сотен Ом, так и чуть больше 1кОм.
Все зависит от мощности вентилятора и сечения провода.
Сопротивление между выводами обмоток будут уже поменьше — 100-200 Ом.
Еще проверяется конденсаторная обмотка и суммарное сопротивление всех обмоток вместе взятых.
Вот самое грамотное и полное видео по проверке работоспособности обмоток вентилятора мультиметром.
Если проверка целостности обмоток также не выявила отклонений и дефектов, идете дальше. Для этого полностью разбираете вентилятор, что называется по косточкам.
Разборка и неисправность двигателя
Разборка и неисправность двигателя
Сначала двигатель нужно освободить от всех пластмассовых деталей. Откручиваете 4 винта с лицевой стороны и снимаете крышечку.
На новых моделях кроме винтов, еще имеются защелки. Их нужно отогнуть отверткой.
Чтобы отсоединить ногу, нужно найти еще один винтик, который обычно прячется под заглушкой.
Ослабляете его и вытаскиваете крепежный вал. Для демонтажа проводов, которые проходят сквозь ногу, их потребуется выкусить или выпаять с клеммников на кнопках скоростей.
При этом запишите или зарисуйте, куда какой изначально подключается.
В итоге у вас в руках должен оказаться голый мотор вентилятора без всего лишнего.
Разбираем его. Откручиваете винты, стягивающие заднюю крышку.
При этом перед разборкой, обязательно на всех крышках и железе ставьте отметки того, как все было собрано изначально.
Иначе после неправильной стыковки, у вас пропадет центровка. Возникнут проблемы с подклиниванием вала и вращением лопастей.
Неисправность термопредохранительного реле
Неисправность термопредохранительного реле
Сняв подшипник, вы добираетесь до самих обмоток. Среди пучка проводов питания, идущих от переключателя, ищите специальное термореле.
Очень часто движок перестает работать после его перегорания. Данное реле должно срабатывать и размыкать цепь, при температуре обмоток в 135-145 градусов.
После остывания, реле вновь замыкается и вентилятор запускается. Так вот, иногда оно перегорает полностью и фактически играет роль предохранителя.
Если ваш вентилятор стал часто отключаться и самостоятельно запускаться вновь, виновата именно эта защита. Знайте, что просто так она не срабатывает. Это означает, что у вас либо подклинивает вал, либо приходит конец обмоткам и они перегреваются.
Перегрев обмоток может быть связан с разрушением маленькой крыльчатки, которая стоит на валу внутри самого двигателя. Она призвана обдувать и снижать температуру витков.
В самых дешевых моделях термодатчик-реле не ставят, в них все подключено напрямую. Исходя из этого, если ваш «термопредохранитель» сгорел, его можно конечно зашунтировать и запустить ветродуй. Но при этом вы останетесь без защиты от пожара.
Это реле также проверяется тестером.
Между его лапками должна быть цепь в режиме прозвонки.
Смещение вала и обрыв витков
Смещение вала и обрыв витков
Если все детали и релюшки внутри целые, остается внимательно через увеличительное стекло просмотреть обмотки, вал и ротор. Возможно вы увидите оборванные или покоцанные медные жилки.
Такое случается, когда подшипник выскакивает из своего посадочного места и ротор начинает биться по обмоткам.
У современных китайских напольных вентиляторов, довольно часто ослабевает винтовое соединение между двух половинок двигателя. Не забывайте, что вал с обоих сторон, одевается на самоцентрирующие меднографитовые втулки, которые плотно стопорятся в крышках.
При их сборке и затягивании, можно легонько постукать молоточком по самому трансформаторному железу, чтобы вал крутился легко, с небольшой инерцией. Кто-то пытается поймать центр самостоятельно и мастерит вот такой тихий ужас.
В конечном итоге вал вываливается из подшипника, в результате чего появляется клин. Как следствие, ротор начинает царапать обмотки и свою поверхность.
Также имейте в виду, что если ваш вентилятор упал и после этого перестал работать и вращаться, то и здесь скорее всего произошел перекос втулок. Ничего другого поломаться от такого падения не может.
Конденсатор от этого не испортится, обмотки залитые лаком не оборвутся. Разве что, некоторые кнопки могут отойти. Но в первую очередь проверяйте соосность подшипников. И тогда все будет работать как надо.
К сожалению, с механическим дефектом обмоток или ротора, а также их внутривитковыми замыканиями, вам самостоятельно не справиться. Перематывать движки дешевых ветродуев не рационально, гораздо проще будет купить новую модель.
Ознакомиться с актуальными ценами на них, подобрать себе подходящий вариант (напольный, настольный, настенный, потолочный) + заказать с доставкой на дом можно вот ЗДЕСЬ.
Однако это уже последняя стадия и есть надежда, что вы до нее так и не доберетесь, найдя повреждение где-нибудь в другом месте, методами рассмотренными выше.
Необязательно сразу же отказываться от сломавшейся техники — вполне вероятно, что ее еще можно спасти. Разбираемся, почему не работает напольный вентилятор и как его отремонтировать в домашних условиях.
Мастер по ремонту бытовой техники
Как работает вентилятор
Неисправности
Советы по уходу
Рекомендации эксперта
Нужно запомнить
Как работает вентилятор
Неисправности
Советы по уходу
Рекомендации эксперта
Нужно запомнить
Проблем с вентилятором может быть много. Иногда прибор не включается совсем, иногда не меняет режимы, иногда сильно гудит. Лопасти могут крутиться вхолостую или не вращаться вовсе — это тоже явный признак неисправности. Однако не стоит паниковать и сразу же нести аппарат на помойку. В большинстве случаев установление причины, почему не работает напольный вентилятор, поможет быстро починить его с минимальными потерями для ваших нервов и кошелька.
Как работает напольный вентилятор: устройство и принцип работы
Стандартный напольный вентилятор состоит из шести частей:
-
мотора;
-
лопастей;
-
защитной решетки;
-
стойки;
-
блока управления;
-
шнура и вилки для подключения в розетку.
Мотор находится в центре, именно на его валу располагаются лопасти. Когда мы включаем вентилятор, они начинают вращаться, создавая поток воздуха. Защитная решетка не позволяет случайно прикоснуться к лопастям во время работы. Вся конструкция крепится к стойке. Она цельная или раздвижная (в зависимости от модели), соединена с устойчивой широкой опорой.
Прибор работает от электричества, так что в конструкции есть шнур и вилка для подсоединения в розетку. Включение и смена режима осуществляются при помощи блока управления, он есть у всех моделей: у одних попроще — только с кнопкой включения и выключения; у других чуть сложнее — с функцией изменения скоростей и поворота корпуса. Чаще всего блок управления располагается на верхней части стойки.
Большинство бытовых вентиляторов — лопастные. Но сейчас существуют и безлопастные модели. Они собирают поток воздуха и перегоняют его, усиливая в 15—18 раз.
Причины и способы устранения неисправностей вентилятора
Самые распространенные неисправности связаны с естественным износом: вентилятор может забиться грязью и пылью, иногда у него деформируются лопасти, а смазка на подшипниках высыхает — такие повреждения легко устранить. Иногда проблемы бывают более сложными: например, сломался конденсатор или замкнуло обмотки. Но и с ними можно справиться, если знать как. Разбираемся, как вернуть вентилятору былую работоспособность.
1. Высохла смазка
Когда смазка в подшипниках высыхает, вентилятор работает, но не крутится, только гудит.
Что делать
-
Отключите вентилятор от сети.
-
Снимите защитную решетку и аккуратно отсоедините лопасти — так можно добраться до мотора.
-
Найдите подшипники. Обычно они располагаются в месте соединения вала мотора с лопастями.
-
Уберите старую смазку, грязь и пыль с помощью ватного диска, мягкой ткани или сухой бумажной салфетки.
-
Нанесите свежую смазку. Подойдет только специальная для подшипников, лучше на силиконовой основе, или WD-40. Распределите состав равномерно.
-
Соберите прибор обратно и проверьте, что лопасти свободно вращаются.
-
Включите вентилятор. Если проблема была в смазке, устройство должно работать без проблем.
2. Деформировались лопасти
Это распространенная проблема у бюджетных вентиляторов, в конструкции которых используется тонкий пластик. Если мотор работает, а пропеллер крутится, но не дует, — скорее всего, проблема в том, что лопасти изогнулись. Форма стала неподходящей, и поток по комнате они больше не перемещают, вместо этого воздух движется только внутри самого прибора. Еще лопасти могут деформироваться из-за сильного нагрева: например, если оставить вентилятор надолго под прямыми солнечными лучами или случайно прислонить к горячей батарее.
Решение в такой ситуации только одно — придется менять крыльчатку.
Что делать
-
Отключите вентилятор от сети.
-
Снимите защитную решетку. Обычно она крепится на защелках или винтах.
-
Открутите гайку или фиксатор, удерживающий лопасти.
-
Снимите старую крыльчатку с вала мотора.
-
Установите новую деталь на вал, убедитесь, что она прикреплена в правильном положении.
-
Закрутите гайку или фиксатор.
-
Установите обратно защитную решетку.
-
Включите вентилятор и проверьте, как он работает.
3. Загрязнение деталей вентилятора
Пыль на лопастях и внутри корпуса может снизить эффективность устройства — тогда вентилятор будет «дуть» слабее. Если грязи очень много, аппарат может сломаться совсем: лопасти остановятся, а мотор отключится из-за перегрева.
В таком случае вентилятор нужно основательно почистить.
Что делать
-
Отключите прибор от сети.
-
Снимите защитную решетку — обычно она фиксируется защелками или винтами.
-
Аккуратно открутите фиксатор на валу и уберите лопасти.
-
Протрите их влажной тканью, уберите всю пыль и грязь, высушите.
-
Очистите мотор и вал, используйте сжатый воздух и сухую кисть. Корпус мотора протрите салфеткой.
-
Проверьте, достаточно ли смазки на подшипниках. Если она высохла, обновите ее.
-
Установите обратно сначала лопасти, затем решетку.
-
Включите устройство и проверьте, как оно работает.
4. Высох конденсатор
Конденсатор в вентиляторе помогает запускать двигатель и поддерживать стабильное вращение лопастей. Если он выходит из строя, прибор может не запуститься или работать крайне медленно. Высохший конденсатор теряет способность удерживать электрический заряд, что приводит к снижению его эффективности. Что часто сопровождается характерными «симптомами»: двигатель вентилятора не набирает обороты или лопасти едва вращаются, хотя мотор гудит.
В таком случае придется провести комплексную проверку конденсатора.
Что делать
-
Отключите вентилятор от сети.
-
Разберите корпус: снимите защитную решетку и уберите крышку мотора, чтобы добраться до конденсатора.
-
Найдите нужную деталь. Конденсатор находится рядом с мотором и подключен к проводам. Он похож на небольшую батарею.
-
Осмотрите элемент. Если он вздут, поврежден или видно утечку электролита, его нужно заменить.
-
Проверьте конденсатор с помощью мультиметра. Если прибор показывает низкое сопротивление или вообще не реагирует — значит, элемент неисправен. Починить его не получится, только менять.
-
Подберите аналогичный по емкости и напряжению конденсатор. Отсоедините старый, подключите новый.
-
Соберите вентилятор обратно.
-
Включите и проверьте его работу. Он должен запускаться без задержек и сразу набирать нужные обороты.
5. Замкнуло обмотки
Обмотки двигателя представляют собой проволочные катушки, обернутые вокруг сердечника. Они преобразуют электрическую энергию в механическую, заставляя лопасти вращаться. Если их замкнуло, то вентилятор не будет работать — такая неисправность может сопровождаться запахом гари, искрами и дымом. Мотор сразу перегревается, а предохранитель выходит из строя.
В первую очередь, отключите вентилятор от сети и убедитесь, что он перестал дымиться. Затем можно приступать к проверке обмотки и предохранителя.
Что делать
-
Разберите аппарат, чтобы добраться до мотора.
-
Проверьте обмотки: если они оплавлены, на них видны черные пятна, пахнет гарью, значит, замыкание все же случилось.
-
Замените мотор. Ремонт обмоток обычно нецелесообразен — проще и надежнее поставить новый двигатель.
-
Замените предохранитель. Эта деталь первой страдает при коротком замыкании.
-
Соберите и проверьте вентилятор. Он должен запускаться легко, работать без посторонних шумов.
6. Сломался переключатель
Вентилятор может не вращаться, не менять скорость или не поворачиваться из-за поломки переключателя.
Что делать
-
Отключите прибор от сети.
-
Осмотрите переключатель на предмет видимых повреждений: трещин или следов оплавления.
-
Если есть мультиметр, можно протестировать переключатель с его помощью. Для этого:
-
поставьте мультиметр в режим проверки целостности цепи или измерения сопротивления;
-
подсоедините щупы мультиметра к контактам переключателя;
-
нажмите на переключатель. Если показания меняются, он функционирует и проблема в чем-то другом. Если нет — деталь неисправна.
-
Замените переключатель на новый.
-
Соберите вентилятор, включите и проверьте.
Советы по уходу за напольным вентилятором
Чтобы вентилятор дольше служил и реже ломался, за ним важно правильно ухаживать. Что мы советуем:
-
Регулярно чистите прибор. Протирайте лопасти и решетку от пыли хотя бы раз в месяц. После сезона активной эксплуатации разберите устройство, уберите грязь с мотора и внутренних деталей.
-
Не перегружайте вентилятор. Старайтесь не оставлять его работать сутками напролет: из-за сильного износа может сгореть даже самый надежный мотор.
-
Следите за состоянием смазки. Раз в год разбирайте корпус и смазывайте подшипники, если старая смазка высохла.
-
Ставьте прибор ровно. Так получится избежать смещения вала, лишних вибраций и механических повреждений.
-
Правильно выбирайте место хранения. Не оставляйте устройство возле отопительных приборов и под воздействием прямых солнечных лучей — так меньше риск, что лопасти деформируются.
Рекомендации эксперта
Андрей Исаков, мастер по ремонту бытовой техники со стажем более семи лет, отметил, что к преждевременным поломкам вентилятора нередко приводят ошибки в эксплуатации:
-
Установка на неровной поверхности. Если прибор не слишком устойчив, он может упасть, и охлаждающие винты разлетятся. Поэтому важно выбирать место расположения техники правильно.
-
Некорректное выключение. Чтобы выключить вентилятор, его часто просто выдергивают из розетки, а затем также подключают к сети. Происходит скачок напряжения, а из-за него может случиться короткое замыкание — сгореть обмотка и мотор.
-
Неправильное размещение. Не стоит пользоваться вентилятором в ванной комнате или хранить его зимой на холодном балконе — скорее всего, прибор придет в негодность.
«Все напольные вентиляторы созданы для своего срока службы. Отработали и утилизировали. Если люди сами ничего не делают для того, чтобы вентилятор сломался, он „ходит“ хорошо. Такую бытовую технику чаще всего не ремонтируют, просто покупают новую. Ремонт в этом случае может обойтись даже дороже», — подытожил Андрей Исаков.
Что нужно запомнить о работе напольного вентилятора и его неисправностях
Напольный вентилятор — несложное устройство, но в нем много деталей, которые могут сломаться. Запомните несколько простых правил, чтобы максимально продлить срок жизни аппарата.
-
Если вентилятор гудит, но не крутится, возможно, высохла смазка или в корпус забилась грязь. Придется разобрать прибор, почистить и нанести новую смазку.
-
Если пропеллер крутится, но воздушный поток слабый или его вообще нет, вероятно, проблема в лопастях. Они могут деформироваться из-за того, что пластик слишком тонкий или подвергся влиянию высокой температуры. В таком случае придется менять крыльчатку.
-
Если высох конденсатор, замкнуло обмотки или перегорел предохранитель, то нужен ремонт: поврежденные элементы придется убрать, а на их место установить новые. То же самое касается переключателя скоростей.
-
Чтобы вентилятор работал дольше, а ломался реже, важно раз в месяц чистить его, раз в год проверять и обновлять смазку, не ронять и не хранить на открытом солнце или возле батареи.