Как создать метафорические карты самому пошаговая инструкция

МАК-карты – это популярный инструмент, помогающий заглянуть в глубины подсознания и лучше понять себя. Раньше их создавали вручную, тратя недели на рисование и оформление. Но теперь, благодаря нейросетям, этот процесс стал в разы быстрее и доступнее! В этой статье я расскажу, как сгенерировала для эксперта колоду МАК-карт, подобрала стиль, создала расшифровки и даже запустила Telegram-бота с картами. В конце статьи – бонус для тех, кто хочет научиться создавать такие карты самостоятельно! 😉

Прежде чем приступить к генерации изображений, мы определили основную идею колоды. Важно, чтобы каждая карта передавала определенное состояние, эмоцию или символику. Для этого я использовала:

  • Метафорические ассоциации
  • Визуальные референсы
  • Описание ключевых образов

Например, одна из карт передает идею творчества и создания, которые будут толчком в новое дело. В её основе – образ девушки, собирающей осколки разбитой вазы и склеивающей их воедино. Этот сюжет стал основой для генерации изображения в нейросети.

Я использовала нейросети для генерации картинок. Чтобы добиться нужного результата, важно правильно составить промт (описание для нейросети).

Вот что получилось! 👇

Чтобы каждая карта работала как инструмент самопознания, я создала к ним небольшое описание – расшифровку. Например, для карты девушки с разбитой вазой:

✨ Создавая заново ✨: Даже разбитые осколки можно собрать во что-то новое и уникальное. Сейчас время творчества, восстановления и перерождения. То, что казалось потерянным, может стать началом чего-то большего. Позволь себе творить, собирать, создавать — этот процесс откроет перед тобой новые горизонты и станет толчком к важным переменам. Всё в твоих руках. 🌿✨🎨

Кстати, нейросети помогают не только с картинками, но и с текстами! Для генерации идей можно использовать ChatGPT. 😊

Чтобы удобно работать с картами, я решила загрузить их в Telegram-бота. Теперь любой человек может нажать кнопку и получить случайную карту с расшифровкой прямо в мессенджере.

Если вам тоже хочется создать свою уникальную колоду, но вы не знаете, с чего начать, у меня для вас отличные новости! Я записала подробный мини-курс, где шаг за шагом объясняю:
✅ Как продумывать сюжеты карт
✅ Как работать с нейросетями для генерации изображений
✅ Как создавать расшифровки
✅ Как запускать Telegram-бота с картами

🎓Подробнее можете изучить на сайте https://metaforcard.ru/

Существуют ли метафорические ассоциативные карты, которые идеально подходят лично Вам? Вряд ли. Все виды МАК на рынке – это универсальные инструменты, в чем, собственно, и состоит их ценность для психолога и коуча. Тем не менее, каждый из нас может просто нарисовать для себя такую уникальную колоду МАК, воспользовавшись методом нейрографики.

При условии соблюдения базового алгоритма нейрографики мы получаем персональную колоду, которая становится наилучшим мостиком к подсознанию, к глубинным слоям психики. Такая колода с большей вероятностью приведёт своего автора к ярким инсайтам, оптимальным решениям и долгожданным ответам на самые животрепещущие вопросы. А психологам позволит разработать наилучшую стратегию и тактику для работы с запросом клиента.

Использовать свою, авторскую колоду нейрографических МАК можно по-разному:

  • Для себя, в режиме самокоучинга. Эта колода окажется наиболее эффективной, поскольку в основе любой композиции лежит нейрографическая линия, нарисованная Вашей рукой, уже проторившая дорогу к Вашему подсознанию.
  • Для клиентов, для диагностики и проработки их психологических проблем, если Вы психолог или коуч. Когда колода Вами нарисована, проработана и прожита, Вы более глубоко понимаете карты. Соответственно, Вам будет понятнее ход мыслей клиента, развитие его ощущений и эмоций при восприятии карт. И дальнейшая работа с ним пойдёт легче, быстрее, в более доверительном ключе.
  • Для досуга, организации групповых игр, индивидуального или совместного творчества.

Такая колода эффективнее сработает в преодолении психологических защит, вне зависимости от глубины их залегания и характера проблем и запросов – своих или клиента. Особенно при наличии психологической травматизации, произошедшей в довербальный период. Бывают и другие причины, когда клиент или мы сами испытываем трудности с прямой вербализацией при работе с тем или иным запросом. Нейрографика – это графический метод в современных психотехниках, где рефлексия важнее слов.

Чтобы создать такую, персонализированную колоду МАК – метафорических ассоциативных карт, нужно овладеть основами нейрографики. Впрочем, самых базовых программ «Пользователь» и «НейроКолор» достаточно.

Если Вы не имеете навыков рисования, лучше оставайтесь в пределах абстрактной живописи и придерживайтесь основ Чистой школы в нейрографике. Используйте метод так, каким его создал автор, Павел Пискарев. Тогда и сама работа по нейрографическим метафорическим картам будет максимально экологичной, и результаты более предсказуемыми.

Однако если Ваше направление в психологии предполагает работу с образами и символами, возможно, Вам больше подойдёт НейроАрт. В этом случае мы выходим за пределы абстрактной живописи, обращаемся к образно-символьному языку, но в целом выполняем рисунок по законам нейрографики.

Я в НейроАрте всегда полностью исполняю базовый алгоритм нейрографики, хотя это в данном случае необязательно. Для меня такой подход работает лучше всего.

Пример НейроАрта Вы можете видеть на фото к этому посту. Думаю, разница с чисто нейрографическим подходом очевидна.

Кстати, представьте, что Вы вытащили эту карту из колоды нейрографических метафорических карт. О чем она говорит Вам сегодня в контексте текущих ментального и психоэмоционального состояний и задач дня? Если это не очень интимно, поделитесь, пожалуйста, в комментарии. И мы в очередной раз увидим эту удивительную особенность метафорических карт: у каждого будет своё восприятие карты и свой ответ.

А можно сделать две колоды: одну – с абстрактными изображениями, а во вторую добавьте предметные, знакомые образы и символы, которые Вам могут быть полезны в психологической и другой актуальной для Вас практике.

В ближайшее время хочу набрать группу нейрографов, психологов и коучей, желающих создать свои колоды нейрографических МАК. Будет два варианта участия.

  • Основы колоды. Разработка концепции своей, авторской колоды МАК, выбор типа карт и определение художественного стиля. Создание нескольких образцов нейрографических ассоциативных карт. Далее автор работает самостоятельно до набора полной колоды – в своем темпе и удобном режиме. Этот вариант больше подходит нейрографам, кто уже обучался ранее на каких-либо курсах Института психологии творчества и хорошо владеет основами нейрографики. Длительность – 1 месяц.
  • Полная колода. Регулярные, еженедельные, групповые онлайн-мастерские. Самокоучинг по каждой из создаваемых карт позволит довести их до совершенства. Мощная прокачка самого себя. Глубокий разбор элементов нейрографических техник и алгоритмов. А поддержка группового эгрегора поможет довести проект до завершения, до полной комплектации своей, авторской колоды нейрографических метафорических карт. Длительность — 6 месяцев.

Если Вам интересно участие в таком проекте – пишите в личку, расскажу подробности.

#метафорическиекарты #метафорическиеассоциативныекарты #мак #ассоциативныекарты #психология #творчество #саморазвитие #коучинг #нейрографика

Психологические науки

УДК 159.98

ОБ АЛГОРИТМЕ СОЗДАНИЯ НОВЫХ КОЛОД МЕТАФОРИЧЕСКИХ АССОЦИАТИВНЫХ КАРТ16

Н.Е. Милорадова, Харьковский национальный университет внутренних дел

(Харьков, Украина).

Г.В. Попова, Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт» (Харьков, Украина).

Аннотация. В статье авторы рассмотрели ориентировочный алгоритм создания колоды метафорических ассоциативных карт, состоящий из нескольких последовательных шагов; подробно остановились на особенностях подбора словесного и зрительного рядов для будущей колоды; описали фрагмент работы над созданием авторской колоды метафорических карт «Лабиринты любви».

Ключевые слова: метафорические ассоциативные карты, алгоритм создания колоды, структура колоды метафорических карт, зрительный ряд, словесный ряд.

THE ALGORITHM OF THE NEW METAPHORIC ASSOCIATIVE CARDS DECK CREATION

N.E. Miloradova, Kharkiv National University of Internal Affairs (Kharkiv, Ukraine). G.V. Popova, The National Technical University Kharkiv Polytechnic Institute

(Kharkiv, Ukraine).

Abstract. The authors considered the approximate algorithm of creation of pack of metaphoric associative cards. The algorithm consisted

16 Статью представила кандидат психологических наук В.П. Чудакова (Киев, Украина). Рецензент: кандидат психологических наук, доцент Л.О. Шевченко (Харьков, Украина).

of several sequential steps. They paid additional attention to the selection of visual and oral rows for the future pack of cards. Also, the authors described the process of creation of the own pack of metaphoric cards «Mazes of love».

Keywords: metaphoric associative cards, algorithm of cards pack, structure of the Metaphoric associative cards pack, visual consequence, verbal consequence.

Актуальность. Обозрев современный рынок Метафорических ассоциативных карт (МАК), мы обратили внимание на то, что в последнее время появляется очень много новых креативных колод, и тенденция по их созданию достаточно стойкая. На данном этапе интеграции МАК в психологическую практику многие психологи предлагают свои авторские колоды. Разные сферы жизнедеятельности человека нашли свое отображение в картинах миниатюрного размера, ненавязчивым образом отражая наши надежды и мечты; переживания и страхи.

Метафорические ассоциативные карты — это, прежде всего, определенная концепция функционирования человека в социуме, которая личност-но воспринята автором и предложена для понимания определенной сферы отношений, технологически воплощенная создателем посредством рисунков, репродукций, фотографий, графических изображений и слов.

Анализ последних исследований и публикаций. В настоящее время во многих странах есть оригинальные разработки карт. В Израиле весьма активно разрабатываются все новые и новые колоды. Сейчас их более 60. Широко известны карты автора Ицика Шмулевича. Это прекрасно зарекомендовавшие себя в психологическом консультировании карты: «Дуэт», «Аниби» (я во мне), «Миби» (кто во мне), «Зверь и ребенок», «Сезам», «Степс», «Призма», «Мерлин — мудрость пути», «Мерлин — путешествие».

С недавнего времени в странах постсоветского пространства появились разработки авторских колод. В России, одними из первых, появились карты У. Халкола, А. Копытина (спектрокарты с фотографиями для работы с чувствами и т.д.), карты издательства «Генезис» (Г. Кац и Е. Мухаматулиной («Окна и двери», «Дороги. Метафора жизненного пути», «Из сундука прошлого. Метафора детских переживаний» и др.), карты К. Крюгер «ОНА».

Среди российских разработок существует также особая область рисуночных черно-белых графических карт: «Графические карты»

О.Н. Никитиной, В.Р. Пешковской. Эти карты предполагают активную деятельность клиента по додумыванию деталей, насыщению карт «жизнью». К подобным рисункам относятся и мета-рисунки украинского психолога Т. Репновой — психолог высшей категории, сертифицирована по методу символдрама (г. Геттинген, Германия) и методу юнгианская песочная терапия (г. С.-Петербург, РФ); обучающий психотерапевт Международного общества кататимного переживания образов (Германия), руководитель секции символдрама Одесского отделения УСП, директор Одесского областного центра практической психологии и социальной работы [5].

В Белоруссии популяризация МАК связана с именем Александра Го-робченко, Людмилы Степановой, Михаила Дыгуна, создателя тематических карт по саморазвитию.

В Украине метафорические ассоциативные карты появились относительно недавно. В 2008 г., а затем в 2010 г. Моритц Эгетмейер вместе с Оф-рой Аялон посетили Киев и провели одни из первых семинаров по МАК. Любовь Мошинская (Израиль), а впоследствии Леонид Тальпис (Россия), Владимир Инжир (Харьков) и другие познакомили множество украинских психологов с этим замечательным инструментом.

В Украине появились свои успешные разработчики ассоциативных карт — Ева Морозовская, Разида Ткач, Елена Гант и многие другие [6].

В ноябре 2014 в Киеве прошел первый фестиваль метафорических карт «Максимальная жизнь», где около 40 психологов (арт-терапевтов, геш-тальтистов, символдрамматистов и др.) показывали свои наработки, мастер-классы по применению МАК, в том числе по мотивам ТАРО. Этот фестиваль стал ежегодным.

Заслуживает внимания еще одна ветвь метафорических карт — карты, основанные на идеях карт ТАРО, которые также вдохновляла Э. Рамана для работы над собственными колодами.

Существует множество вариаций психологических карт, использующих архитипические идеи ТАРО. В основном, это карты, используемые юн-гианцами, сказкотерапевтами, которые опираются на понятие архетипов и их символов. В 1991 году юнгианский аналитик Стрифон Каплан-Уильямс публикует «Карты снов и фантазий», в 2003 году появляются «Архетипиче-ские карты» Кэролин Майсс, а в 2004 году выходят «Карты сновидений» Джулии Паркер. Ни одна из этих методик не опубликована на русском языке,

до сих пор они продолжают оставаться малодоступными для психологов на постсоветстком пространстве.

Что значит создать колоду метафорических ассоциативных карт? Какие шаги обязательно нужно осуществить? На что обязательно обратить внимание и где почерпнуть необходимую для «рождения» колоды информацию?

Таким образом, целью нашей роботы является рассмотрение последовательных этапов создание авторской колоды Метафорических ассоциативных карт.

Изложение основного материала. В помощь психологам -потенциальным авторам МАК мы предлагаем ориентировочный алгоритм создания колоды метафорических ассоциативных карт, который состоит из нескольких последовательных шагов.

Первый шаг — осознание и анализ той сферы психологической реальности, которую создатель желает выразить в своей работе. Формулирование основной идеи в виде названия, слогана, аффирмации, метафоры, афоризма. Этот шаг направлен на вычленение психологической проблематики, выбор метафорической идеи для ее воплощения и возможного названия, очерчивающего сферу действия будущей колоды.

Второй шаг — выбор общей логики в раскрытии выбранной темы. Для этого необходимо вычленение неких закономерностей, связанных с функционированием психики в выбранной сфере. В соответствии с этим и строится тематический каркас колоды МАК, идет разработка структуры колоды с учетом основных идей в рамках конкретной темы. В любой выбранной сфере тем достаточно много, но все они уже в той или иной степени разработаны психологами. Таким образом, при подготовке колоды следует провести научный поиск, анализ литературы в рамках выбранной проблематики, результатом которого может быть перечень тематических блоков для содержательной структуры будущей колоды.

Создание структуры колоды в зависимости от перечисленных тем, символически отвечает на три «волшебных» вопроса «Зачем?», «Что?» и «Как?».

Вопрос 1: «Зачем?» связан с обоснованием и объективацией потребности в новой колоде:

• Зачем нужна колода? Ее содержательная цель, с чем связана?

• Зачем колода специалистам: с каким спектром проблем может работать, в каких сферах и профессиональных действиях, насколько универсально и т.п.?

• Зачем клиенту эта информация (где и как эти знания умения и навыки могут быть использованы в процесс жизнедеятельности клиента)?

Вопрос 2: «Что?» (на вопрос отвечаем только после ответов на предыдущий вопрос) связан с пониманием содержания и тематического раскрытия структуры колоды.

• Что мы хотим дать клиентам, какой конкретной информации можем поделиться в ходе работы с колодой?

• Что мы хотим получить в результате каждого действия при работе с колодой? Что в конце работы с колодой могут понять и узнать участники? Чему возможно научить клиента?

Вопрос 3: «Как?» мы хотим работать с клиентом (на этот вопрос также отвечаем только после ответов на два предыдущих вопроса) связан с описанием методов работы с предполагаемой колодой:

• Как именно мы хотим организовать процесс работы клиента с МАК (форма, стиль и т. д.)?

• Какова последовательность работы с колодой (правила, принципы, алгоритмы, схемы)?

• Какие инструменты и упражнения необходимо использовать для более эффективной работы, почему мы будем использовать именно их?

• Каков может быть результат работы с колодой? Каким образом фиксировать результат?

Следующий этап является кульминационным, т.к. связан с подбором словесного и зрительного рядов для будущей колоды, собственно, с непосредственным рождением колоды.

Для построения зрительного ряда можно использовать фотографии, репродукции картин, графику, схемы, рисунки, кадры из художественных, документальных и мультипликационных фильмов. Проективные карты создаёт психолог в соответствии с той или иной идеей, которую он развивает, и это закладывает структурную основу колоды. Часто психолог находит художника или фотографа, способного создать иллюстрации для каждой задуманной карты. Важно, чтобы у колоды был единый стиль, обеспечивающий целостность восприятия.

Этап подбора слов может быть более или менее алгоритмизированным. В психометрике существуют специальные процедуры валидизации проективных методик, которые могут быть использованы при подборе словесных и зрительных стимулов для колоды [1, 4].

Для подбора слов можно использовать ассоциативный эксперимент, который уместен после выделения ключевых тем колоды. Этот метод является наиболее разработанной техникой семантического анализа. Сущность ассоциативного эксперимента заключается в том, что тестируемому предъявляется слово-стимул и требуется дать первые пришедшие на ум ассоциации. Ассоциативный эксперимент может быть как свободным, при котором исследуемый является свободно предоставлять любые ассоциации, так и направленным, при котором задается грамматический класс (в нашем случае тематические, смысловые блоки будущей колоды), в рамках которого должно быть ограничено ассоциативное движение. Ассоциации подразделяются на парадигматические, которые представляют собой слова-реакции того же грамматического класса, что и слова-стимулы, и синтагматические, которые представляют собой слова-реакции, грамматический класс которых является отличным от грамматического класса слова-стимула [3, с. 61-62].

Так для создания словесного ряда будущей колоды выбираются ключевые слова соответственно содержательным блокам, выделенным на предыдущем этапе работы. Далее можно предложить несколько вариантов:

• работа с экспертами — пригласить несколько участников от 10 до 30 разных возрастов, в зависимости от темы и предложить им высказать свои мысли в виде (глаголов, прилагательных, существительных) относительно предложенной темы. После этого отобрать наиболее часто повторяющиеся слова и взять их за основу словесного ряда; один из вариантов — предложить участникам дать 20 ассоциаций на выбранные понятия.

• работа, связанная с анализом литературы, афоризмов, метафор с целью самостоятельного подбора ключевых слов.

В. Киршке характеризует процесс подбора слов Э. Раманом для колоды ОН, которую планировалось переводить на многие языки следующим образом: «…при первой разработке «рамочных» карт Эли Раман выбирал слова по определенным критериям, таким образом, чтобы

они могли вызвать по возможности более широкий спектр настроений и чувств. Из ряда синонимов, которые он поначалу собрал, он отыскал в каждом случае наиболее убеждающее слово. Раман наметил для переводчиков 6 подсказок:

1. Слово должно быть взято из общего словарного запаса. Следует избегать психологических и социологических понятий, а так же сленга и фразеологических выражений.

2. Выбранное слово — из множества слов данного определенного смысла должно быть наиболее сильным по воздействию. Слово должно быть самым убедительным и вызывать наиболее широкий спектр ассоциаций; оно должно порождать в первую очередь эмоциональную реакцию (такие слова как «любить», «мама», «гомосексуальный»), и в меньшей степени интеллектуальную.

3. Различные грамматические категории (существительное, глагол, прилагательное, единственное число, множественное число и т.д.) должны, благодаря своим смысловым содержаниям, открывать разнообразные возможности к интерпретации и ассоциации.

4. По возможности слово, если это существительное, должно быть субъектом действия, а не пассивным объектом манипуляций, а если это глагол — стоять в активном залоге.

5. Слова должны служить средством самопознания. Они оставляют простор для субъективной игры со значениями и смыслами.

6. Многозначность предпочтительнее точной формулировки понятия, что дает возможность появления широкого многообразия личных интерпретаций» [2].

Колоду может создать не только автор-психолог, но и, например тренинговая группа. Конечно же, в данном случае колода носит «доморощенный» характер и значима, как правило, только для участников. Издательство «OH Verlag» предлагает колоду для саморазвития «Кларо». Это профессионально отпечатанные карты, с яркой залакированной рубашкой и пустой передней стороной. Их можно заполнять самостоятельно — рисунками, цитатами, стихами — чем угодно. А затем покрыть специальным фиксатором. Данная колода предоставляет широкий простор духу изобретательства, фантазии и творчеству — как в создании карт, так и в открытии разнообразнейших вариантов игр. Именно «доморощенные»

колоды могут стать основой для создания профессиональной колоды, т.к. участники группы выступают своеобразными экспертами.

В статье мы приведем фрагмент работы над созданием авторской колоды «Лабиринты любви».

Многолетняя клиентская практика привела нас к созданию этой колоды. При работе над проблемами в сфере отношений в паре, мы столкнулись с тем, что большинство мужчин и женщин в процессе консультирования выходят на вопросы типа: «Почему угасает любовь и куда она уходит?», «Можно ли возродить утраченное чувство?», «Как трансформируются отношения после вступления в брак?», «Можно ли научиться любить партнера?», «Как сохранить трепетность чувств?», «Чем отличается любовь в 25 от любви в 40?», «Что является главным при вступлении в брак?», «Сколько живет любовь?».

Имеющиеся в арсенале психолога-консультанта колоды, разработанные нашими коллегами (Танду, Дуэт и другие), действительно помогают разобраться во многих аспектах межличностных отношений, но, на наш взгляд, выделение любовных отношений в отдельную нишу продиктовано современными веяниями. Во-первых, как говорил Оскар Уайльд: «Любовь, а не немецкая философия служит объяснением этого мира». Во-вторых, представители нынешнего поколения, в большинстве своем, недополучая любовь в своих родительских семьях, лишенные такого опыта, не способны нести ее дальше своим женам, мужьям и детям, что, в свою очередь приводит к неспособности и невозможности молодого поколения быть счастливыми. В-третьих, незнание и непонимание процессов, стадий, форм любви толкает многие пары к разрыву, что зачастую являться большой ошибкой, иногда даже ценою в «ЖИЗНЬ». Поэтому колода «Пути любви» может стать еще одним инструментом в умелых руках специалистов в поиске решений проблем, связанных со взаимоотношениями в диаде Мужчина-Женщина, а для клиентов это источник недостающей информации на пути становления любовных отношений.

При создании данной колодой, отвечая на вопрос «Что?», проанализировав большое количество литературных источников, мы выделили несколько блоков, составляющих фундамент понимания особенностей любовных отношений.

1. Химия встречи и знакомства (внешность, невербалика, запах, условия и особенности знакомства и др.) В этой теме рассматриваются вопросы, связанные с особенностями восприятия друг друга, возможности продолжения отношений, подготовки, узнавания и принятия партнера.

2. Этапы развития отношений (символы, инициатива, подарки, сюрпризы, времяпровождение, возможности общения, кризисы). Этот блок посвящен проработке понимания особенностей каждого этапа отношений: знакомство-свидания-вступления в брак (или разрыв)-свадьба-жизнь в семье.

3. Степень совпадения жизненных ценностей, стереотипов, целей, представлений о совместной жизни, что мы наследуем от наших родителей.

4. Формы отношений: ревность, жалость, доверие, свобода, зависимость, контракт, привычка, необходимость, потребность, дистанция, долг.

5. Энергия отношений. Как достичь баланса энергий? Куда уходит любовь, что с ней происходит? Как сохранить любовь? Как выходить из кризисов? Кто или что может помочь в разрешении конфликтов в паре? Что такое одиночество, в чем его сильные и слабые стороны?

Проработка каждого блока, составляющего фундамент отношений в паре, поможет клиенту:

во-первых, собрать воедино достаточное количество информации для осознания и понимания особенностей своих отношений;

во-вторых, оценить состояние отношений и понять где притаилась проблема, и в чем ее сущность;

в-третьих, взять ответственность на себя за свой «груз» в отношениях;

в-четвертых, наметить, проанализировать и прорисовать пути выхода из создавшейся ситуации.

Основные принципы работы с колодами описаны нами во второй и третьей главе нашей книги, поэтому здесь останавливаться на них не будем.

Исходя из прописанных структурных компонентов, составляющих основу колоды, мы приступаем к созданию словесного и зрительного рядов.

Так для создания словесного ряда нашей колоды, опираясь на анализ литературы, афоризмов, метафор мы подобрали ключевые слова соответственно содержательным блокам, выделенным на предыдущем этапе работы.

Все ключевые слова были объединены нами в три группы, наиболее

полно отражающие особенности любовных отношений.

Основу первой группы составляли слова (глаголы), отражающие процессы и действия, характеризующие отношения МУЖЧИНА-ЖЕНЩИНА.

Во вторую группу вошли слова (существительные), констатирующие события, состояния, переживания присущие клиентам в любовных отношениях.

Третья группа включает в себя слова-характеристики (прилагательные), наполняющие оттенками все этапы отношений. Примеры ключевых слов приведены в таблице 1.

В процессе работы, нами было отобрано по 30 слов для каждой группы, комбинирование которых дает множество вариантов для создания индивидуальной истории ЛЮБВИ каждым клиентом.

Таблица 1. Пример ключевых слов колоды «Лабиринты любви»

Слова-процессы и действия Слова-события, факты, состояния, переживания Слова-характеристики

Превращает Чудо Злые

Выбирает Близость Универсальные

Уважает Встреча Настоящие

Верит Разлука Неразделенная

Играет Ссора Взаимная

Продлевает Печаль Жадно

Ранит Корысть Купленная

Прощает Духовность Единственная

Завоевывает Секс Беззащитный

Жалеет Удовольствие Любящий

Вдохновляет Радость Любимый

Понимает Одиночество Подозрительный

Видит Слабость Семейный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ревнует Доверие Справедливый

Но без зрительного ряда, анализ всех сторон данной проблемы был бы невозможен, поэтому к подбору материала для самих карт мы подошли с особой тщательностью. Перебрав большое количество художественного

материала, мы остановились на работах нескольких художников. Среди них картины польского художника Томаша Алена Копера. Примеры картин приведены на Рис. 1,2,3

Символические картины польского художника Т. Коперы иллюстрируют различные метафоры процессов любви. Томаш Ален Копера (Tomasz Alen Kopera) родился в 1976 году в Польше, закончив Технологический университет Вроцлава, он получил диплом инженера, но, несмотря на техническое образование, стал профессиональным художником.

■m-Kti

щ

ГЧЛ Щ-

Рис. 3 Переживания единства Приведенные картинки выбраны для таких процессов, как встреча

объекта любви Рис.1, установление близости Рис.2, переживания единства Рис 3.

Выводы. Таким образом, создания колоды метафорических карт это достаточно трудоемкий процесс, связанный:

во-первых, с научным поиском, дающим содержательную структуру колоды;

во-вторых с творческой работой по оформлению зрительного ряда и подбора слов и схем, отражающих общую логику в раскрытии выбранной темы, ее структуру и динамику;

в-третьих, с методической разработкой приемов применения колоды.

Литература:

1. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. — Киев: Ника-центр; Вист-С. — 1997. — 128 с.

2. Киршке В. Клубника за окном. Ассоциативные карты для коммуникации и творчества. — ОН Verlag. — 2010. — 240 с.

3. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. — 2-е изд., доп. — СПб.: Питер. — 2005. — 480 с.

4. Соколова Е.Т. Психологическое исследование личности: проективные методики . — М., ТЕИС — 2002. — 150 с.

5. Репнова Т. Фантазии между строк: мета-рисунки в психологическом консультировании. — К.: Изд.дом «Шшьний свЬ>: Изд. Л. Галицына — 2006. -120 с.

6. Ткач Р. Индивидуальное и супружеское консультирование с помощью сказки «Царевна-лягушка». — СПб.: Речь — 2011. — 93 с.

References:

1. Burlachuk L.F. Vvedenie v proektivnuju psihologiju. — Kiev: Nika-centr; Vist-S. — 1997. — 128 s.

2. Kirshke V. Klubnika za oknom. Associativnye karty dlja kommuni-kacii i tvorchestva. — ON Verlag. — 2010. — 240 s.

3. Petrenko V.F. Osnovy psihosemantiki. — 2-e izd., dop. — SPb.: Piter. — 2005. — 480 s.

4. Sokolova E.T. Psihologicheskoe issledovanie lichnosti: proektivnye metodiki . — M., TEIS — 2002. — 150 s.

5. Repnova T. Fantazii mezhdu strok: meta-risunki v psihologicheskom konsul’tirovanii. — K.: Izd.dom «Shkil’nij svit»: Izd. L. Galicyna — 2006. — 120 s.

6. Tkach R. Individual’noe i supruzheskoe konsul’tirovanie s pomo-shh’ju skazki «Carevna-ljagushka». — SPb.: Rech’ — 2011. — 93 s.

Наталья Эдуардовна Милорадова, кандидат психологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии, Харьковский национальный университет внутренних дел (Харьков, Украина).

Галина Викторовна Попова, кандидат психологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии управления социальными системами, Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт» (Харьков, Украина).

— • —

Сведения об авторах

— • —

Ко мне часто обращаются как к эксперту в метафорических картах. Многие художники и психологи задумываются о создании своей авторской уникальной колоды метафорических карт и это не случайно. Ведь область применения этого инструмента очень широка и популярность метафорических карт растет с каждым днем.
Отмечу, что наборы метафорических карт как правило рождаются при коллаборации между художником и психологом.

С какой целью создаются карты?

Итак, в первую очередь следует самому себе ответить на вопрос «С какой целью я создаю эти карты?»
1. Это в большей степени творческий проект и карты, которые лично я собираюсь использовать в своей практике, дарить друзьям и коллегам, скорее всего какое-то количество карт будет раскуплено, но заниматься продажами и вкладывать в реализацию свою энергию я не готов.
2. Это продукт, рассчитанный на узкоспециализированную аудиторию и друзей – знакомых специалистов в конкретной области или, возможно, элемент корпоративной сувенирной продукции.
3. Я нацелена на большие тиражи и помимо приятного творческого аспекта рассчитываю на успешные продажи.
Если ваш вариант – номер 3, то к данному проекту следует относиться как к бизнес проекту, просчитывая себестоимость, эффективность, розничную и оптовую цены продукта. И выбирать четко выбирать ту нишу, в которую вы хотите попасть.

Мой пример

В данный момент совместно с подругой ароматерапевтом я работаю над набором карт (это будут не метафорические, а справочные карточки) по целебным свойствам эфирных масел (с акцентом на те молекулы, которые в них содержатся). В этих картах будет собрано много полезной информации, которую нам преподавали на курсе Французская ароматерапия в школе Aroma Education. Я понимаю, что аудитория у данных карт не очень большая, узкоспециализирована, и изначально не рассматриваю их как серьезный бизнес проект, но лично мне такие карты просто необходимы. Для меня это достаточный стимул, чтобы потратить время, силы и свои экспертные компетенции на их создание и производство.То есть данный проект относится к типу 1 или 2 (если мы их будем реализовывать в рамках школы Aroma Education). И я это изначально понимаю.
Все остальные наборы карт, выпущенный до этого я производила по типу 3, хотя грамотность бизнес подходов у меня оттачивается постепенно.

Быть экспертом

Нужно хорошо разбираться в той теме, которой вы собираетесь посвятить свою колоду карт. Казалось бы, простая рекомендация, но влюбленность предмет и процесс заряжают продукт правильной энергетикой.

Изучить рынок

Изучить какие на рынке существуют наборы карт на подобную тему.
Если похожих по назначению карт уже очень много, то понять в чем будет ваша уникальность.
Если ничего похожего вам найти не удалось, то попробовать задуматься над тем, насколько эта тема актуальна и действительно ли у данного продукта большая целевая аудитория. Если тема актуальная, то смело двигаться вперед. Возможно, вы поймете, что это очень узкоспециализированная тема и в целом у данного набора будет небольшая аудитория. Из этого не следует, что не нужно разрабатывать такие карты, просто осознавать это с самого начала.

продолжение следует…

Вход

Курсы

«Вся правда обо мне» — необычный практикум по самоисследованию. Делаем личную колоду МАК и изучаем свой фольклор

3 августа 2024

Ставим что угодно: это Самая. Необычная. Практика. Самоисследования. Из всех, что вы когда-либо видели. Метафорические карты, созданные самим собой и про себя. Та-дам!

Рецепт такой: берем любимые цитаты из песен и книг, мемы, фразы из детства и дружеских чатов, семейные присказки — все это ваша личная мифология. Анализируем. Раскрываем их тайное значение: для каждого оно свое. Так получается уникальная колода МАК. Ваша — и ничья больше.

Займемся этим на курсе с Лилей Брайнис: создадим такую колоду и научимся с ней работать — задавать вопросы и интерпретировать ответы. Круто? Да, и еще: уметь рисовать не надо. Совсем.

По промокоду BLOG — скидка на курс 30%.

Колода карт, дай мне силу

У каждого из нас бывают ситуации, когда нужна помощь, поддержка и подсказка. В поисках решений и опоры люди обращаются к книгам, психотерапевтам, гуру всех мастей, кто-то — к картам Таро или МАК.

Но что если самая лучшая колода, в которой есть ответы на все вопросы, — это колода про вас самих? Аутентичная. Уникальная. Зеркало вашей — и только — жизни.

К примеру, вы часто говорите: «О! Тепленькая пошла!», имея в виду, что дела налаживаются. А для другого человека значение будет иным (и хотя фраза из известного фильма, оттенки смыслов у каждого свои). Вот такую картотеку привычных выражений вы и будете собирать. Это само по себе приятное занятие: поностальгировать, поболтать с друзьями и родными, погрузиться в бескрайнее внутреннее море в поисках сокровищ.

Таким образом вы изучите личный фольклор — все фразы, связанные с разными ситуациями, вашими выборами и решениями (и реакцией на них).

Затем подберете толкование каждой фразы — свое, личное — и перенесете на карты. А после потренируетесь интерпретировать ответы колоды, которые идут из подсознания (потому что метафоры = проекции).

Вот темы, которые изучим и, само собой, в которых будем практиковаться:

  • Чем отличается личная колода от готовых колод МАК или Таро
  • Личный фольклор как «место» и способ самоисследования
  • Источники вдохновения: кино, книги, шутки, крылатые выражения, мемы
  • В каких ситуациях обращаться к колоде и как строить вопросы
  • Как толковать карты: буквальная, метафорическая и ассоциативная интерпретация
  • Как карты могут подсказать ответы и решения, опираясь на прошлый опыт
  • Реальные примеры личных колод

«Окей, Гугл, ответь на вопрос…» Сейчас принято искать ответы снаружи. Но мы забыли, что все они есть внутри.

Как работают МАК

Что делать с людьми из прошлого, которых не получается выкинуть из головы? Как понять, чем я хочу заниматься? Что делать с синдромом самозванца?

Картам можно задавать любые вопросы. Потому что они работают как проективная методика: помогают соединиться с тем материалом, который уже есть у нас внутри. Потому что там, в бессознательном, информация хранится в образах, а не в словах.

Через метафоры мы получаем доступ к «музею» внутренних образов. Нашему опыту, переживаниям, прожитым историям и событиям.

Метафора — пусковой механизм, который запускает поток размышлений, ассоциаций. Она проливает новый свет на старые тени. Мы получаем то, что нам уже известно, но недоступно на уровне сознания (например, потому что оно оберегает нас — как умеет).

И в этот самый момент рождается ответ, который мы так ищем.

Что еще важного

Колода МАК — на все случаи жизни. Ее даже можно использовать как оракул: загадать вопрос — и вытянуть любую карту. Вы не найдете конкретного ответа, но получите ключ, который поможет открыть ту часть себя, где прячется решение.

Этот курс покажет, что может произойти, когда вами движет любопытство. Те, кто уже сделал свою колоду, признаются, что это классный, необычный опыт. Попробуйте и вы!

После курса у вас будет собственная колода МАК, к которой вы сможете обращаться, когда потребуется. А если захотите, у вас будет 30-минутный созвон с Лилей Брайнис — автором методики. Вы сможете разобрать свою личную колоду, вместе поискать «те самые» вопросы и ответы на них, сделать расклад или попрактиковаться в интерпретации.

Вот что рассказывает сама Лиля:

«Поймала себя на том, что часто произношу: „Кота надо отдать“. Эта фраза из „Своей игры“ для меня про то, что придется отдать вещь или право действовать независимо от моего желания. Но выиграю я или нет — неизвестно.

И таких цитат — из фильмов, личных историй, песен, книг — огромное количество. Иногда бессознательное знает больше того, что может пробиться наружу, и колода на основе личной мифологии — отличный способ обойти сопротивление и узнать нужный ответ».

Зачем нужна такая колода? Чтобы вы восхитились своей уникальностью. Обрели ясность и смелость слушать себя, доверять себе. Собрали собственную мудрость по крупицам из прошлого и настоящего. И получили тонко настроенный инструмент, который станет опорой. В самый нужный момент.

На курсе два тарифа: на обоих будет доступ к чату с учениками и Лилей и гайд по сбору колоды, толкованию карт и типам вопросов. А на «Толкователе» — еще и личная сессия с экспертом, и 18 техник для работы с МАК, и целых 2 курса в подарок, «Самооценка» и «Арт-мастерская: мой счастливый год». Промокод BLOG даст скидку 30%. Подробная программа здесь→

Купить курс

Обложка статьи отсюда.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
  • Takara app 402 smart инструкция скачать
  • Йогуртница clatronic ym 2299 инструкция
  • Капсулы легкодоступное железо джентл айрон инструкция
  • Abom очки с подогревом инструкция
  • Как создать текстовый документ на компьютере пошаговая инструкция