Как вести воинский учет в организации пошаговая инструкция

Организация воинского учета и его предназначение

Воинский учет — это система приемов и методов, с помощью которой обеспечивается регистрация всех лиц призывного возраста в единой базе данных, отражение в ней основных сведений о каждом таком лице, а также последующая актуализация этой информации. Система воинского учета позволяет компетентным органам следить за тем, насколько своевременно каждый военнообязанный исполняет воинский долг, и отслеживать случаи незаконного уклонения от него.

Основными нормативными актами, которые регламентируют процесс осуществления воинского учета, являются закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ и положение о воинском учете, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719.

Хотите всегда иметь развернутую информацию по данной теме? Тогда воспользуйтесь бесплатно пробным доступом к системе КонсультантПлюс. А если вы захотите пользоваться ею постоянно, здесь можно запросить ее стоимость.

Для чего же конкретно нужен воинский учет, каково его предназначение? Ответ на этот вопрос можно найти в положении № 719, в п. 2 которого цель воинского учета сформулирована примерно следующим образом:

  • в периоды, когда обстановка в стране спокойная, основная задача воинского учета — обеспечить выполнение воинского долга каждым призывником, т. е. своевременно следить за наполняемостью армии и препятствовать незаконному уклонению от службы;
  • если же случается военный конфликт либо возникает реальная угроза безопасности страны, то с помощью механизма воинского учета уполномоченные органы должны своевременно мобилизовать военнообязанных лиц, а также обеспечить потребность госструктур в трудовых ресурсах.

ВАЖНО! Потребность в трудовых ресурсах обеспечивается путем прикрепления военнообязанных граждан, находящихся в запасе, к определенным госструктурам, чтобы при мобилизации они не были отправлены в место боевых действий, а исполняли бы определенные трудовые функции в таких госструктурах.

Чтобы воинский учет отвечал своему предназначению, как было указано выше, государство должно иметь актуальную информацию о каждом призывнике. С этой целью специальные ответственные органы (военные комиссариаты) обязаны обеспечить учет всех потенциальных призывников (мужчин в возрасте 18–27 лет, а с 2024 года 18-30) и военнообязанных (запасников; лиц, которые имеют отсрочку вплоть до достижения ими 27-летнего (с 2024 года 30-летнего) возраста; женщин, получивших военные специальности, а также некоторых других лиц, перечисленных в п. 14 положения № 719).

ВАЖНО! Верхняя граница призывного возраста повышена до 30 лет с 2024 года  (п. 1 ст. 1 закона от 04.08.2023 № 439-ФЗ).

Для этого законодатель обязал всех лиц мужского пола в год, когда им исполняется 17 лет, явиться по повестке в военкомат и пройти процедуру первоначальной постановки на воинский учет, в процессе которой специальная комиссия определит, годен ли призывник к службе в армии и в какой степени (без ограничений или ограниченно годен).

ВНИМАНИЕ! Первоначальная постановка на воинский учет осуществляется в период с 1 января по 31 марта того года, в котором призывнику исполнится 17 лет (п. 1 ст. 9 закона № 53-ФЗ). Это значит, что даже еще не достигшие по факту 17-летнего возраста призывники должны явиться в военкомат в указанные сроки, если они получили повестку.

Подробнее о первоначальной постановке на воинский учет см. в статье «Первоначальная постановка граждан на воинский учет»

За функционирование механизма воинского учета ответственность несут как крупные ведомства (Минобороны, МВД, СВР, ФСБ), так и органы власти субъектов РФ и местного самоуправления, а также организации (п. 5 положения № 719).

Но кто же именно осуществляет воинский учет по каждому военнообязанному? Как было указано выше, это военные комиссариаты (либо, если их нет на определенной территории, органы местного самоуправления). Но не только. Если потенциальный призывник работает в какой-либо организации, то именно она должна вести по нему воинский учет.

Пошаговую инструкцию по ведению военного учета в организации подготовили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ и переходите к Путеводителю по кадровым вопросам.

Что под собой подразумевает воинский учет в организации и для чего он нужен, расскажем далее.

Ведение воинского учета и бронирование в организации: общая информация

Прежде всего стоит заметить, что вести воинский учет следует не только по призывникам, но и по всем военнообязанным, которые трудятся/обучаются в организации. К таковым закон № 53-ФЗ (п. 1 ст. 52) относит всех лиц, пребывающих в запасе:

  • тех, кто был уволен из армии в запас;

    С 01.01.2024 предельный возраст пребывания в запасе подняли. Подробности здесь.

  • лиц, имеющих отсрочку либо по каким-то иным причинам не успевших отслужить до 27, а с 2024 года до 30 лет (в том числе это освобожденные от службы по причине успешного завершения военной кафедры в университете);
  • лиц, отслуживших альтернативно на гражданке;
  • женщин, имеющих военные специальности.

ВНИМАНИЕ! Если в компании трудятся лица, освобожденные от воинской обязанности в силу закона, либо женщины, не имеющие военной специальности, то вести в отношении них воинский учет работодателю не нужно.

Подробнее о том, кто должен вести воинский учет в компании, см. в статье «Что относится к обязательной кадровой документации?».

Должен ли ИП вести воинский учет работников?

Подробнее

Порядок и основные правила, которыми компании должны руководствоваться в данном контексте, установлены в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генштабом ВС РФ 11.07.2017.

Итак, в отношении указанных выше лиц компании должны осуществлять воинский учет. Для этого они так же, как и военкоматы, собирают, систематизируют и поддерживают в актуальном состоянии информацию об исполнении военнообязанными работниками воинского долга. Кроме того, важной целью воинского учета в организации выступает корректный анализ, насколько компания будет обеспечена трудовыми ресурсами, если вдруг возникнет военный конфликт и будет объявлена мобилизация военнообязанной части населения.

Воинский учет в компании должны осуществлять столько специалистов, сколько того требуют нормы п. 12 положения № 719. Так, к примеру, если в компании трудится менее 150 военнообязанных граждан, то учет ведет один специалист, и то по совмещению.

ВАЖНО! При этом если в фирме учет военнообязанных сотрудников должны вести двое и более специалистов, то компании следует создать отдельное структурное подразделение — военно-учетный стол (п. 13 положения № 719).

Для того чтобы документально закрепить ведение воинского учета в компании, следует издать приказ об организации воинского учета, в котором за подписью руководителя указывается, кто именно из сотрудников будет осуществлять воинский учет.

ВНИМАНИЕ! Кандидатуры специалистов, которые будут осуществлять воинский учет, должны быть согласованы с военкоматом, которому подведомственная территория, где располагается фирма. Кроме того, компании должны направлять туда копии приказов о назначении/увольнении специалистов с должности по ведению воинского учета (п. 22 Методических рекомендаций).

Упростите себе работу по воинскому учету, получите бесплатно пробный доступ к системе КонсультантПлюс и переходите в Путеводитель «Воинский учет в организации». Если вы хотите пользоваться системой на постоянной основе, уточните ее стоимость.

Инструкция по ведению воинского учета в организациях

Конкретный перечень функций, которыми наделяются работники, занимающиеся учетом военнообязанных сотрудников в компании, должен быть закреплен в специальной инструкции по ведению воинского учета.

Такая инструкция очерчивает требования к сотруднику, занимающемуся учетом военнообязанных: какие нормы законодательства он должен знать и чем ему следует руководствоваться в своей работе. Кроме того, в этом документе определяются основные должностные обязанности и права работника, осуществляющего воинский учет в фирме, а также прописываются положения в отношении мер ответственности такого специалиста за нарушения, которые он может допустить при ведении учета.

Методические рекомендации по ведению воинского учета в 2025 году

Для корректного ведения воинского учета компания должна составить план соответствующих работ на год (который также должен быть согласован с военкоматом). В таком плане следует указать все сроки мероприятий по учету сотрудников.

Обязательно ли ежегодно утверждать для военкомата план работ по ведению воинского учета и бронированию?

Подробнее

Воинский учет граждан в организациях осуществляется по документам, перечень, формы, порядок хранения и заполнения которых устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации (п. 27 положения № 719). И ведется он на основании следующих документов (п. 25 Методических рекомендаций):

  • приписное свидетельство — для призывников, которые еще не отслужили;
  • военный билет — для военнообязанных лиц в запасе.

Поэтому при приеме на работу в 2024-2025 годах ответственный за учет специалист должен проконтролировать, все ли указанные документы в порядке: нет ли где неточностей, поддельных записей, вырванных листов, все ли необходимые отметки на месте. И если нет — сообщить в военкомат.

С 14.04.2023 вступил в силу Федеральный закон от 14.04.2023 № 127-ФЗ, который сократил сроки подачи сведений работодателем в военкомат.

Итак, в течение года специальный сотрудник в организации должен следить за полнотой и актуальностью информации о работниках, подлежащих воинскому учету. Для этих целей такой сотрудник заводит по каждому военнообязанному работнику личную карточку, в которой отражается вся информация о нём: семейное положение, занимаемая в организации должность, уровень образования, место жительства и т. д. (п. 28 Методических рекомендаций).

Тест по воинскому учету

Пройти тест

Если какому-либо работнику приходит повестка из военкомата, военно-учетный стол фирмы должен оповестить его об этом, а также поспособствовать, чтобы он своевременно явился в военкомат. Если же на работу устраивается женщина, имеющая военную специальность, то фирма должна направить ее в военкомат для первоначальной постановки на учет.

Кроме того, компании следует разъяснять своим сотрудникам, как именно они должны исполнить воинский долг в случае мобилизации, а также какая ответственность наступит, если они этого не сделают.

Важной функцией специалистов, ведущих воинский учет в организации, является бронирование работников, т. е. закрепление необходимых специалистов за организацией на время военного конфликта.

ВНИМАНИЕ! Как правило, инструмент бронирования доступен только для стратегически важных предприятий, т. е. осуществляющих военные или госзаказы, непосредственно влияющих на жизнедеятельность населения и т. д. Узнать, может ли компания бронировать за собой сотрудников в случае введения военного положения, можно в военкомате.

Военно-учетный стол фирмы подотчетен военкомату. Поэтому в военкомат организация должна направлять все сведения, касающиеся:

  • принятия на работу (увольнения) военнообязанных сотрудников;

    Скачайте бланк для уведомления военкомата о приеме и увольнении сотрудников. Узнайте, можно ли подавать сведения в военкомат в электронном виде.

  • изменения актуальной информации о таких работниках.

Кроме того, компания обязана ежегодно извещать военкомат о численности и составе работников в возрасте 15 и 16 лет, а также о тех, кто только что достиг возраста, когда должна быть проведена первоначальная постановка на воинский учет.

Какую отчетность организации обязаны сдавать в военкомат, разъяснила инспектор Государственной инспекции труда в Нижегородской обл. В. И. Неклюдова. Получите пробный доступ к КонсультантПлюс и бесплатно ознакомьтесь с точкой зрения чиновника.

Не реже раза в год сведения военно-учетного стола организации следует сверять с информацией, имеющейся в военкомате. Для этих целей в компании должен быть заведен специальный журнал проверок.

Приказ об организации воинского учета: образец

Как было указано выше, военный учет в фирме организуется с момента издания приказа, подписанного руководителем, об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования сотрудников, пребывающих в запасе.

Форму такого приказа вы можете скачать на нашем сайте по ссылке ниже.

В этом приказе необходимо прописать, кто именно будет осуществлять воинский учет в компании, а также кто будет замещать основного специалиста в период, когда тот будет по каким-либо причинам отсутствовать.

Приказ об организации воинского учета: образец

Скачать приказ об организации воинского учета

Ответственность за нарушение правил ведения воинского учета в компании

Поскольку ведение воинского учета в организации — это ее обязанность, а не право, то соответственно, за неисполнение/некорректное исполнение этой обязанности законодатель предусматривает меры ответственности.

С 05.05.2020 ответственность за нарушения с воинским учетом для должностных лиц организаций, ответственных за военно-учетную работу, усилена. Соответствующие изменения в КоАП РФ внесены законом от 24.04.2020 № 132-ФЗ. Так:

  • за непредставление в установленный срок в военкомат или иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, штраф будет составлять 1000-3000 руб. вместо 300-1000 руб. (ст. 21.1);
  • неоповещение граждан о вызове их по повестке военкомата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке — 1000-3000 руб. вместо 500-1000 руб. (ст. 21.2);
  • несообщение сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, — 1000-5000 руб. вместо 300-1000 руб. (п. 3 ст. 21.4).

С 01.10.2023 ответственность существенно ужесточилась (закон от 31.07.2023 № 404-ФЗ):

  • за необеспечение своевременного оповещении и явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, на сборные пункты или в воинские части либо неоказание содействия в организации таких оповещения и явки, штраф составит:
  • для должностного лица — от 60 тыс. до 80 тыс. руб.;
  • юрлица — от 400 тыс. до 500 тыс. руб.
  • за непредставление в установленный срок в военкомат списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, штраф:
  • для должностных лиц — от 40 тыс. до 50 тыс. руб.;
  • юрлиц — от 350 тыс. до 400 тыс. руб.
  • за неоповещение граждан при поступлении вызова (повестки) либо необеспечение гражданам возможности своевременно явиться по такому вызову (повестке) штраф:
  • для должностных лиц — от 40 тыс. до 50 тыс. руб.;
  • юрлиц — от 350 тыс. до 400 тыс. руб.
  • за непредставление или несвоевременное представление должностными лицами сведений, необходимых для ведения воинского учета (например, о приеме на работу), штраф от 40 тыс. до 50 тыс. руб.

Итоги

Методические рекомендации по ведению воинского учета, а также положение № 719 и закон № 53-ФЗ требуют в 2025 году от всех организаций, где трудятся военнообязанные граждане, вести учет таких работников. Для этого фирма должна выделить специального сотрудника (или нескольких специалистов) и издать соответствующий приказ, закрепляющий его функции. Непосредственно же сам воинский учет в компании выражается в поддержании в актуальном состоянии информации обо всех военнообязанных работниках. С этой целью в фирме создаются специальные личные карточки по каждому сотруднику, информацию в которых следует периодически передавать в военкомат.

Кроме того, если организация имеет стратегически важную значимость, она вправе забронировать себе некоторых сотрудников на период возможного военного конфликта; тогда такие сотрудники не будут призваны в армию, а останутся трудиться в фирме.

Важно также помнить, что за нарушение правил воинского учета в организациях предусмотрены меры ответственности к работодателю. Сейчас штрафы за нарушения при воинском учете существенны.

  • /

3 апреля 2024

Как начать вести воинский учет: пошаговая инструкция

Представляем пошаговую инструкцию ведения воинского учета в организации в формате ответов на часто задаваемые вопросы.

Руководство СберРешений будет одинаково полезно как компаниям, которые только приступают к процедуре постановки на воинский учет, так и тем, кто уже столкнулся с определенными трудностями.

Для начала разберемся, что такое воинский учет (далее -ВУ) и для чего он нужен.
Под воинским учетом понимают регистрацию призывных и мобилизационных людских ресурсов для анализа их количественного и качественного состава. С точки зрения государства, создание системы воинского учета позволяет четко понимать, в какой момент времени, на какой территории, в каком количестве находятся людские ресурсы, и оперативно ими управлять.

Вести воинский учет сотрудников организации обязует Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». За нарушения в области воинского учета работодателю грозит административная ответственность (глава 21 КоАП РФ).

Воинский учет: последовательность действий

Шаг 1. Назначить ответственного

Несмотря на то, что ответственность за организацию и ведение ВУ несет руководитель компании, заниматься ведением ВУ может другой сотрудник организации. Количество лиц , обеспечивающих ведение ВУ в организации, напрямую зависит от количества сотрудников, подпадающих под процедуру.

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719 закреплены следующие нормы:

  • менее 500 граждан — 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству;
  • от 500 до 2000 граждан — 1 освобожденный работник;
  • от 2000 до 4000 граждан — 2 освобожденных работника;
  • на каждые последующие 3000 граждан — 1 освобожденный работник.

При этом руководители организаций обязаны выделить ответственным за ВУ специально оборудованные помещения с железными шкафами, доступ к которым ограничен.

Вопрос: Может ли подписывать документы по воинскому учету уполномоченное генеральным директором организации лицо? Что необходимо для этого?
Ответ: Руководитель организации обязательно подписывает: ежегодный план по ведению ВУ и приказ о назначении ответственного за ведение ВУ. Остальные документы по воинскому учету (изменения сведений, сведения о приеме, увольнении), расписки в журнале учета листков сообщений может подписывать уполномоченное лицо на основании выданной доверенности (раздел III, п. 27, 28, 29, 36 Обязанности работников, осуществляющих ВУ Методических рекомендаций по ведению воинского учета)».

Вопрос: Можно ли в приказе о назначении ответственного за ведение ВУ прописать, что генеральный директор предоставляет право подписи ВУ документов уполномоченному им лицу? Если да, как это правильнее сформулировать?
Ответ: Право подписи можно оформить приказом с выдачей соответствующей доверенности, включающей перечень документов ВУ, которые вправе подписывать уполномоченное лицо. Таким же образом оформляется право подписи на получение документов в соответствующих органах.

Вопрос: Должно ли штатное расписание предусматривать должность для сотрудника, ответственного за ВУ по совместительству? Или достаточно приказом возложить обязанности на сотрудника? Какое должно быть название этой должности?
Ответ: Законодательные требования к наименованию должности лица, ответственного за ведение ВУ, не установлены. Таким образом, данный вопрос остаётся на усмотрение руководителя организации (например, можно внести в штатное расписание должность «специалист по ведению воинского учета»).

Возложить обязанности по ведению ВУ на работника можно:

  1. путём приема по совместительству на созданную штатную единицу;
  2. путём оформления совмещения должностей. При этом стоит учесть порядок и требования ст. 60.2 ТК РФ.

Шаг 2. Определить, какие сотрудники подлежат воинскому учету, а какие – нет.

Граждане мужского пола в возрасте от 15 до 16 лет (до достижения ими возраста 17 лет) подлежат первоначальной постановке на воинский учет.

Подлежат ВУ:

  • Граждане мужского пола призывного возраста от 18 до 30 лет;
  • Граждане, пребывающие в запасе (в том числе граждане женского пола, имеющие военно-учетные специальности).

Не подлежат ВУ:

  • Граждане женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;
  • Граждане, лишенные свободы или имеющие условный срок наказания;
  • Лица, постоянно проживающие за пределами РФ;
  • Лица, проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;
  • Граждане, достигшие предельного возраста пребывания в запасе (при наличии отметки о снятии с учета);
  • Граждане, освобожденные от исполнения воинской обязанности (согласно ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»)
  • Офицеры запаса внешней разведки и ФСБ.

Вопрос: В каких случаях сотрудник-иностранец должен встать на воинский учет и что для этого нужно?
Ответ: Иностранные граждане не подлежат воинскому учету на территории РФ. Воинскому учету подлежат только военнообязанные граждане России (п. 14 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719).

Вопрос: Где можно ознакомиться с перечнем военно-учетных специальностей для женщин?
Ответ: Перечень отражен приложении № 1 к Постановлению Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» и в приложении № 2 к Методическим рекомендациям по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017).

Вопрос: Нужно ли ставить на ВУ студентов, проходящих практику не более месяца?
Ответ: Необходимо вести воинский учет в организации только по работникам, с которыми оформлены трудовые отношения. Студенты, проходящие практику у работодателя, работниками не являются. Следовательно, воинскому учету они не подлежат. Сведения для первоначальной постановки на ВУ по данным гражданам направляет учебное заведение.

Шаг 3. Составить номенклатуру дел

Номенклатура дел – это порядок, регламентирующий распределение документов по папкам, описывающий содержимое каждой папки и каждого дела. Сотруднику, ответственному за ведение ВУ в организации, необходимо сформировать папки и разложить по ним соответствующие документы. В ВУ есть 4 крупных дела:

1. Руководящие и регламентирующие документы ВУ. К ним относятся:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  • Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»;
  • Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. № 719 «Об утверждении Положения о воинском учёте»
  • Федеральный конституционный закон «О военном положении» от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ;
  • Раздел IV Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 N 53-ФЗ (Отсрочки);
  • Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении»;
  • Методические рекомендации по ведению воинского учёта в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017);
  • «Инструкция об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета», утвержденная приказом Министра обороны РФ от 22.11.2021 N 700;
  • Кодекс об административных правонарушениях (выдержки из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (N 195-ФЗ от 30.12.2001): Глава 19 (ст.19.25, 19.38) «Административные правонарушения против порядка управления» и Глава 21 «Административные правонарушения в области воинского учета» (ст. 21.1-21.7);
  • Приказ о назначении ответственного за ведение воинского учета;
  • Приказ об организации воинского учета граждан;
  • План работы по осуществлению воинского учета;
  • Журнал проверок состояния воинского учета в организации;
  • Должностная инструкция работника по воинскому учету или функциональные обязанности ответственного за ведение воинского учета;
  • Проект приказа и акт на передачу бланков специального учета и других документов по ведению воинского учёта.

Дополнительные формы можно получить в территориальном военкомате (ВК).

2. Картотека личных карточек

С 8 января 2022 года воинский учет призывников и военнообязанных в организациях осуществляется посредством ведения карточек гражданина, подлежащего воинскому учету в организации (Приложение № 22 в Приказу Министра обороны РФ от 22.11.2021 N 700 «Об утверждении Инструкции об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета») (далее — карточка по форме №10). Данная форма заменила ранее используемую Личную карточку работника (форма № Т-2).

Обращаем Ваше внимание, что карточки по форме №10 формируются и ведутся как в бумажном, так и в электронном виде. Таким образом, помимо обычной картотеки работодатель должен вести также и электронную.

Правила ведения картотеки едины как для электронной, так и для бумажной версии. Формы 10 необходимо поддерживать в актуальном состоянии и учитывать в них произошедшие изменения.
Формированием и актуализацией карточек по форме № 10 занимается лицо, ответственное за ведение ВУ.

Карточки на принятых на работу граждан, поставленных на воинский учет, помещаются в соответствующие разделы картотеки:

Шаг 4. Составить пакет документов для постановки организации на воинский учёт

Перед началом работы по ведению воинского учета в организации необходимо разработать и утвердить обязанности для ответственного за ВУ сотрудника, издать приказ об организации ВУ, разработать план по осуществлению ВУ, согласовать документы с военным комиссариатом. Типовую должностную инструкцию можно найти в правовых системах. Также за разработкой должностной инструкции можно обратиться к консультантам.

Структура обязанностей сотрудника, ответственного за ВУ:

  • Обязанности по обеспечению постановки граждан на воинский учет по месту работы;
  • Обязанности по сбору, хранению и обработке сведений, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету;
  • Обязанности по поддержанию в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, а также в документах воинского учета военных комиссариатов.

Для постановки организации на воинский учет в военный комиссариат требуется предоставить следующие документы:

  • Приказ об организации ВУ граждан, пребывающих в запасе
  • Приказ о назначении ответственного за ведение воинского учета в организации
  • План работ по осуществлению ВУ
  • Должностная инструкция (функциональные обязанности) ответственного по ведению воинского учета
  • Форма 18
  • Заявление о постановке на ВУ
  • Журнал проверок осуществления воинского учета
  • Заверенные копии регистрационных документов

Обращаем Ваше внимание, что в зависимости от Администрации и военного комиссариата, требования к составу документов и бланку Формы 18 могут отличаться. Рекомендуем уточнить указанные данные перед обращением по постановке организации на воинский учет.

Вопрос: В какой срок необходимо оповестить военный комиссариат о смене ответственного лица за ведение ВУ?
Ответ: Законодательно этот срок не установлен, однако Методические рекомендации (рекомендации — ключевое слово) в п. 22 указывают, что проект приказа о назначении ответственного за ВУ согласовывается с ВК. При этом указано, что кандидатуру целесообразно согласовывать перед назначением на должность. Также перемещение и увольнение таких работников согласовывается с ВК. Обычно военные комиссариаты не занимаются согласованием кандидатур, а работают по уже предоставленным приказам.

Шаг 5. Подать документы в Администрацию(районную управу) и военный комиссариат.

После подачи документов необходимо получить от Администрации (районной управы) и военного комиссариата справку о постановке организации на воинский учет.

Вопрос: Какая именно организация осуществляет постановку на воинский учет — районная управа, военный комиссариат или администрация города?
Ответ: Регистрация организаций, обязанных осуществлять воинский учет в Москве, согласно административно-территориальному делению и законодательству о местном самоуправлении, осуществляется районными управами. В других городах — территориальной администрацией. Эти государственные органы осуществляют функции призывных комиссий. Именно они присваивают номер организации при постановке на воинский учет. После регистрации в этих органах работодатель регистрируется в военном комиссариате.

Вопрос: Головной офис организации находится в Санкт-Петербурге, компания имеет более 10 обособленных подразделений и филиалов. Необходимо ли вставать на учет по месту нахождения филиалов?
Ответ: Как правило воинский учет осуществляется по месту регистрации юридического лица, т.е. по месту нахождения центрального офиса организации. Законодательно не закреплена обязанность постановки на воинский учет обособленных подразделений организации, но в случае, если руководителем организации будет принято решение о постановке на воинский учет обособленных подразделений, то необходимо уточнить информацию в военных комиссариатах на местах о возможности такой постановки. При этом следует учесть, что процедура постановки, ведения ВУ и сверки будет идентична во всех филиалах.

Шаг 6. Направить сведения в военкомат по месту регистрации каждого военнообязанного сотрудника

Вопрос: Случается, что работник не предоставляет временную регистрацию, а по постоянному месту прописки он снят с воинского учета. Каким образом определять, к какому военкомату принадлежит адрес регистрации работника?
Ответ: Чтобы определить, к какому ВК относится адрес регистрации работника, можно предварительно позвонить в ВК для уточнения информации. Распределением подведомственности занимаются районные управы и Министерство обороны РФ. Адреса областных и районных ВК указаны на сайте Министерства обороны. Уточнить подведомственность также можно в районной управе.

Если сотрудник снят с воинского учета по месту регистрации, а информации о том, что работник состоит на воинском учете в другом месте по месту временной регистрации у Вас нет, то необходимо осуществить постановку на воинский учет данного гражданина по месту известной Вам регистрации. Для этого направьте в ВК по месту жительства (регистрации в паспорте) сведения о том, что гражданин обязан состоять, но не состоит на воинском учете, и сопроводительное письмо с просьбой оказать содействие о постановке данного гражданина на воинский учет.

При приеме на работу граждан, подлежащих воинскому учету и не имеющих регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев и не имеющих регистрации по месту пребывания, необходимо выдавать им сведения по установленной форме. Эти сведения работники будут передавать в военкомат для постановки на воинский учет (Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2020 г. № 103 «О внесении изменений в Положение о воинском учете»)

Шаг 7. Регулярная актуализация данных по воинскому учету:

  • Вести номенклатуру дел и обязательные журналы
  • Обновлять картотеку военнообязанных и призывников (при наличии изменений)
  • Проверять у военнообязанных граждан документы и наличие обязанности постановки на воинский учёт
  • Оформлять работникам Листки сообщений и Направления для постановки на воинский учет по месту регистрации
  • Оповещать работников о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов или органов местного самоуправления, разъяснять воинские обязанности
  • Вести и актуализировать базу данных 1С или иной учетной системы
  • Проводить внутренние аудиты ведения воинского учета
  • Сверять данные личных карточек c военкоматом
  • Готовить для военного комиссариата обязательные формы и отчеты

Эту постоянную работу проводит ответственный за ведение ВУ работник или профессиональная команда консультантов, которым вы передали эту функцию.

Вопрос: Военный комиссариат отказывается принимать сведения о принятых и уволенных сезонных сотрудниках. Как быть в этой ситуации?
Ответ: Законодательство РФ об обороне и воинском учете не содержит исключений для организаций по ведению воинского учета сотрудников, принимаемых на работу по срочному трудовому договору.

Если сотрудник, принимаемый на работу не относится к категориям, перечисленным в п.15 Положения (Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719), т.е. к категориям, не подлежащим воинскому учету, организация обязана вести воинский учет таких сотрудников на общих основаниях. Направляйте такие сведения по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения, делайте отметки об отправке в журнале исходящей документации, а не приносите их лично в ВК.

Вопрос: Необходимо ли уведомлять ВК о переводе сотрудника на другую должность?
Ответ: Да, согласно приложению № 2 «Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях» (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017) необходимо направлять сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете.

Вопрос: Необходимо ли проверять, стоит ли в паспорте у сотрудника отметка о приеме на воинский учет по месту прописки?
Ответ: Обязанность проверять отметки в паспорте лежит на работодателе. Эта обязанность закреплена в Методических рекомендациях. О том, что у военнообязанного нет отметки необходимо уведомить ВК и направить туда работника, выдав листок сообщения.

Вопрос: Если сотрудник затягивает свой поход в военкомат, наступает ли в этом случае ответственность организации и/или сотрудника? Если да, то какая?
Ответ: Работодатель обязан направить работников в ВК с листком сообщения и проконтролировать возврат отрывной части с отметкой ВК. Для этого ведется специальный журнал. Работодатель несет ответственность только за нарушение сроков отправки сведений. Так, например, Сведения об изменениях работодатель должен направить в течение 5 календарных дней со дня изменения соответствующих сведений. Для сотрудника с 1 октября 2023 года за нарушения в сфере воинского учета предусмотрены штрафные санкции в размере от 1000 до 30 000 рублей:

Вопрос: Каков порядок постановки на воинский учет в районную управу и в ВК? Ежегодный, разовый?
Ответ: Форма №18 ежегодно сдается в администрацию (районную управу) для подтверждения номера в комиссии по бронированию. Второй экземпляр формы №18 сдается в ВК также ежегодно. Третий — хранится у работодателя.

Вопрос: Какие штрафы предусмотрены за «неведение» воинского учета?
Ответ: Административной ответственности именно за «неведение» воинского учета нет. Есть штрафы, которые вытекают из общих обязанностей по ведению воинского учета. С 1 октября 2023 года на работодателя могут быть наложены штрафные санкции в следующем размере:

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения воинского учета составляет три года.

Вопрос: Предусмотрены ли проверки компаний по ведению ВУ? Есть ли график таких проверок? Кто проверяет?
Ответ: Да. В организациях, где число военнообязанных работников в количестве менее 500 человек — 1 раз в 3 года; в организациях, где на воинском учете состоит более 500 человек, — ежегодно. План проверок нигде не публикуется. Провести проверку может как сам ВК, так и ВК совместно с прокуратурой.

Ведение воинского учета — кропотливая и трудозатратная работа, которую можно передать профессиональным консультантам.

Специалисты СберРешений

  • проверят полноту и корректность данных ваших сотрудников
  • подготовят необходимые документы военно-учетного стола
  • возьмут на себя коммуникации с военными комиссариатами
  • проконсультируют по вопросам ведения воинского учет

Компаниям, которые ранее не вели воинский учет, мы поможем

  • сформировать картотеку военнообязанных и призывников
  • поставить организацию на ВУ в Администрации (районной управе) и военном комиссариате
  • подготовить и передать в ВК документацию по ведению ВУ

Передача воинского учета в СберРешения уменьшит нагрузку на специалистов отдела персонала и позволит избежать административной ответственности за неисполнение федеральных законов и других нормативных актов государственной системы РФ.

!

С 1 ноября 2024 года грядут серьезные изменения в сфере воинского учета — вводится в эксплуатацию Единый реестр Воинского учета, предназначенный для цифрового учета военнообязанных граждан.

Это означает, что у работодателя не будет больше права на ошибку, так как вся информация станет поступать в Реестр из других ведомств — от ФНС, МВД, СФР и пр.

Таким образом, военным комиссариатам станет проще отслеживать тех работодателей, которые не ведут воинский учет, либо ведут его ненадлежащим образом.

Напоминаем, что с октября прошлого года штрафы для юридических лиц за нарушения в сфере ведения воинского учета выросли до 500 000 рублей.

Принимая во внимание требования законодательства, повышенный интерес и контроль со стороны Государства в сфере воинского учета, а также увеличение размера штрафных санкций, если Вы до сих пор не начали вести воинский учет, либо у Вас есть сложности и сомнения в правильности ведения воинского учета, рекомендуем Вам передать данный функционал экспертам СберРешений.

Вести воинский учёт должны организации, вне зависимости от формы собственности, вида предпринимательской деятельности и числа сотрудников (п. 7 ст. 8 Закона № 53-ФЗ от 28 марта 1998).



Справка! Воинский учёт представляет собой систему приёмов и методов, обеспечивающих регистрацию всех лиц призывного возраста в единой базе данных. В ней также отражаются основные сведения о каждом таком лице. Информация периодически актуализируется. С помощью системы воинского учёта компетентные органы могут отслеживать, насколько своевременно каждый военнообязанный исполняет воинский долг, а также случаи незаконного отклонения от него.


Воинский учёт в организациях регламентирует ряд документов:

  • Положение о воинском учёте (ПП РФ № 719 от 27 ноября 2006);
  • Инструкция по воинскому учёту (Приказ Минобороны РФ № 700 от 22 ноября 2021);
  • Методические рекомендации по ведению воинского учёта в организациях (утверждены Генштабом ВС РФ 11 июля 2017).

Законодательство накладывает обязанность по ведению воинского учёта только на юридических лиц. Это прямо указано в нормативных актах (подп. 6 п. 1 ст. 8 Закона № 61-ФЗ, п. 7 ст. 8 Закона № 53-ФЗ, п. 9 Положения ПП РФ от 27 ноября 2006 года № 719). Про обязанности ИП в отношении ведения воинского учёта ничего не говорится. В пользу отсутствия такой обязанности у индивидуальных предпринимателей также говорит постановление Президиума ВАС № 13798/08 от 14.04.2009. Штрафы за непредставленные сведения в военкомат и за остальные нарушения по воинскому учёту КоАП предусматривает для организаций и их должностных лиц, ИП нет в списке нарушителей.

Однако согласно трудовому законодательству ИП должны запрашивать у наёмных сотрудников военные билеты (ч. 4 ст. 20, ч. 1 ст. 65 ТК РФ).

Эксперты по трудовому праву обращают внимание ИП, на практику, когда военкоматы на местах требуют от предпринимателей вести воинский учёт. С этим требованием можно спорить, но не будет ошибкой, если ИП будет вести такой учёт по своей инициативе.

Какие сведения и в какие сроки работодателям необходимо передавать в военкомат:

  • о трудоустройстве (увольнении) сотрудников, подлежащих воинскому учёту — в течение пяти дней со дня устройства или увольнения (форма из приложения № 2 к положению № 719);
  • об изменении данных о сотрудниках: образование, семейное положение, должность, структурное подразделение, место жительства или пребывания, состояние здоровья — в течение пяти дней с даты изменений сведений (форма из приложения № 13 к методическим рекомендациям Генштаба);
  • о выявлении гражданин, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учёте — в течение трёх рабочих дней с даты выявления (форма — из приложения № 10 к методическим рекомендациям Генштаба);
  • сведения о военнообязанных работниках по запросу военкома — в течение двух недель с момента поступления соответствующего запроса из военкомата (форма из приложения № 10 к методическим рекомендациям Генштаба);
  • список граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учёт в следующем году — по запросу военкомата. Такой запрос военкомы направляют до 15 сентября, если у них нет технической возможности получить сведений в электронной форме из государственных информационных систем и информационных ресурсов. При поступлении запроса сведения нужно направить не позднее 1 ноября.

Кому поручить ведение воинского учёта

Ведение воинского учёта в организации следует поручить ответственному специалисту. Работодатель может назначить его из числа сотрудников. Количество таких специалистов будет зависеть от численности сотрудников компании (таблица 1).

Таблица 1. Число работников, осуществляющих воинский учёт в организациях в соответствии с п.12 ПП РФ № 719 от 27.11.2006

Число сотрудников, состоящих на воинском учёте по состоянию на 31 декабря предыдущего года

Число сотрудников, ведущих воинский учёт

Менее 500 граждан

1 работник, выполняющий обязанности по совместительству

От 500 до 2000 граждан

1 освобождённый работник

От 2000 до 4000 граждан

2 освобождённых работника

На каждые последующие 3000 граждан

по одному освобождённому работнику

Если воинский учёт в организации ведут двое и более сотрудников, их следует объединить в военно-учётный стол, предоставить оборудованное помещение и железные шкафы для ведения учётных документов (п. 21 методических рекомендаций).

Сведения воинского учёта в 2025 году организации могут сдавать на бумаге или в электронном виде. Статьёй 4 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ предусмотрена отправка сведений в том числе через порталы государственных и муниципальных услуг, а также через другие государственные информационные системы и информационные ресурсы, которые работают в соответствии с данным законом.

Когда полноценно заработает реестр воинского учёта (постановление Правительства от 19.04.2024 № 506), работодатели будут передавать сведения через него.



Обратите внимание! В 2023 — 2024 годах вступило в силу множество законодательных изменений, касающихся воинской обязанности и воинского учёта граждан. Таблицу с принятыми поправками приводим здесь


Как вести воинский учёт: алгоритм

  1. Издайте приказ об организации воинского учёта. Это нужно сделать перед созданием компании и ежегодно (перед началом нового года) обновлять (п. 39 Методических рекомендаций, утв. Генштабом ВС РФ 11.07.2017). Проект приказа нужно согласовать с территориальным военкоматом, а при его отсутствии — с органом местного самоуправления, на который возложены функции первичного воинского учёта.
  2. Разработайте план работы по воинскому учёту и бронированию граждан, пребывающих в запасе. План разрабатывается в течение года, утверждается у руководителя и согласовывается с военкоматом. Документ следует ежегодно обновлять.
  3. Назначьте ответственного (ответственных) за воинский учёт. Кадровые вопросы, связанные с такими сотрудниками, согласовываются с военкоматом. Специалистов нужно утвердить отдельным распоряжением или общим приказом об организации воинского учёта. Если такую работу будет по совместительству выполнять работник отдела кадров, выполнение дополнительных обязанностей с ним необходимо обязательно согласовать и предусмотреть доплату. Объёмы дополнительной работы и информацию о доплате нужно зафиксировать в дополнительном соглашении к трудовому договору.
  4. Разработайте положение о воинском учёте и должностные инструкции для ответственных сотрудников. Положение можно разработать в произвольной форме, включив в него нормативные акты, согласно которым в организации ведётся воинский учёт, обязанности лиц, ответственных за ведение воинского учёта, виды обязательной информации и т.п.
  5. Определите состав и категории граждан, подлежащих воинскому учёту. Это лишь определённые категории граждан (п. 14 Положения, утв. ПП РФ № 719):
    • мужчины в возрасте от 18 до 30 лет, которые обязаны состоять на воинском учёте и не пребывают в запасе;
    • военнообязанные в запасе (п. 1 ст. 52 Закона № 53-ФЗ).
  6. Вести воинский учёт нужно как на основных работников, так и на сотрудников, работающих по совмещению.

    Согласно п. 16 Положения, воинский учёт может быть общим и специальным. На специальном учёте состоят военнообязанные сотрудники, которые получили от работодателя бронь. Такие сотрудники жизненно необходимы для бесперебойной работы организации. Бронь освобождает от призыва на службу в период мобилизации, военного положения и в военное время. Также на специальном воинском учёте состоят сотрудники, проходящие службу в войсках национальной гвардии, Государственной противопожарной службе, органах внутренних дел, органах принудительного исполнения РФ таможенных органах РФ, органах и организациях прокуратуры РФ, следственных органах и учреждениях Следственного комитета РФ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы РФ на должностях, по которым предусмотрено присвоение специальных званий (классных чинов прокурорских работников). Остальные военнообязанные сотрудники ставятся на общий воинский учёт.

  7. Составьте номенклатуру дел. Формы и перечень документов воинского учёта устанавливает Минобороны (п. 27 Положения, утв. ПП РФ № 719). Документы для воинского учёта в организации приводятся в разделе IV инструкции из приказа № 700 от 22.11.2021.
  8. В организации должны иметься:

    • приказ о воинском учёте;
    • план работы по ведению воинского учёта и бронированию (если оно есть) — ежегодный список дел для специалиста по воинскому учёту, со сроками;
    • картотека личных карточек формы № 10 (раздел IV, приложение 22 инструкции № 700);
    • журнал проверок (раздел VII, приложение 29 Инструкции № 700);
    • расписки в приёме от граждан документов воинского учёта;
    • переписки с военкоматом (в том числе по сдаче отчётности;
    • списки граждан, пребывающих в запасе;
    • справочная информация;
    • прочие документы.

    Номенклатуру дел по воинскому учёту нужно включить в сводную номенклатуру дел организации.

    Хранятся учётные документы в течение сроков, которые определены приказом Росархива № 236 от 20.12.2019.

  9. Поставьте организацию на учёт. Это можно сделать в территориальной комиссии по бронированию граждан в запасе. Обычно такие комиссии располагаются при городских администрациях и районных управах. Для регистрации потребуется заполнить карточку организации по форме 18.
  10. Оформите информационный стенд по воинскому учёту.Специальных правил здесь нет, организация может оформить его по своему усмотрению. Нужно разместить всю необходимую информацию для военнообязанных работников: нормативные документы, правила оформления документов воинского учёта, контакты ответственного специалиста.

Как вести карточки по воинскому учёту

С 8 января 2022 года организации должны вести специальные отдельные карточки по воинскому учёту. Их нужно заводить на военнообязанных работников и работников-призывников.

Карточка ведётся по форме 10 (Приложении № 22 к Инструкции, утв. Приказом Минобороны от 22 ноября 2021 года № 700) на основании удостоверений призывников и военных билетов (или документов, которые заменяют военный билет).

В карточках необходимо указывать:

  • личные данные сотрудников;
  • сведения о воинском учёте;
  • сведения о приёмах и об увольнениях.

Отдельные сведения можно уточнить у самих работников — информацию о семейном положении, образовании, занимаемой должности, месте жительства (или пребывания). Ведутся карточки в электронном и бумажном виде.

Бумажная карточка заполняется разборчиво, без помарок и неустановленных сокращений чернилами (шариковой ручкой) синего, фиолетового или чёрного цвета, либо в электронном виде с обязательной распечаткой.

Записи о семейном положении, адресе, номере телефона вносят карандашом.

В картотеке карточки нужно хранить в алфавитном порядке по следующим разделам:

  1. Офицеры запаса.
  2. Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы запаса.
  3. Военнообязанные запаса женского пола.
  4. Призывники.

Если на воинском учёте в организации состоит более 500 сотрудников, в пятый раздел картотеки нужно поместить карточки сотрудников с мобилизационными предписаниями и отметками об их вручении.

Отдельно (в любом порядке) нужно разместить карточки работников:

  • которые встали на учёт по месту пребывания на срок более трёх месяцев или по месту жительства (пребывания), не подтверждённому регистрацией — можно выделить в отдельные группы и разложить в порядке, удобном для работы с ними;
  • снятых с воинского учёта — можно хранить отдельно от картотеки до очередной сверки с военкоматом или органом местного самоуправления, а потом уничтожить, составив об этом соответствующий акт.

Не реже одного раза в год работник, ведущий воинский учёт в организации, должен сверить сведения о воинском учёте в своей базе с данными военкоматов или органов местного самоуправления.

Административная ответственность

За правонарушения в области воинского учёта предусмотрены административные штрафы (таблица 2).

Таблица 2. Штрафы за правонарушения в области воинского учёта

Правонарушение

Санкция

Норма по КоАП

Непредставление в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учёт, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учёт

  • для должностных лиц — штраф от 40 000 до 50 000 рублей;
  • для юрлиц — штраф от 350 000 до 400 000 рублей.

ст. 21.1 КоАП РФ

Неоповещение граждан о вызове (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учёт, при поступлении, в том числе в электронной форме, таких вызовов (повесток) либо необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учёт

  • для должностных лиц — штраф от 40 000 до 50 000 рублей;
  • для юрлиц — штраф от 350 000 до 400 000 рублей.

ст. 21.2 КоАП РФ

Непредставление или несвоевременное представление должностными лицами государственных органов или организаций в установленном федеральным законом порядке сведений, необходимых для ведения воинского учёта

  • для должностных лиц — штраф от 40 000 до 50 000 рублей.

ст. 21.4 КоАП РФ

Неисполнение обязанности по обеспечению своевременного оповещения и явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, на сборные пункты или в воинские части либо неоказание содействия в организации таких оповещения и явки

  • для должностных лиц — штраф от 60 000 до 80 000 рублей;
  • для юрлиц — штраф от 400 000 до 500 000 рублей.

ст.19.38 КоАП РФ

Как организовать воинский учет

В 2023 году компаниям пришлось всерьёз заняться вопросами учёта военнообязанных граждан. Всё потому, что максимальные штрафы за нарушения в этой области выросли более чем в 100 раз. В этой статье мы расскажем о том, как организовать воинский учёт, чтобы не пришлось платить астрономические суммы.

Содержание 

  • Нормативная база
  • Кто и кого учитывает
  • Организация учёта
    • Назначение ответственного
    • Создание проекта приказа
    • Составление плана мероприятий ВУ
    • Согласование с военкоматом
  • Ведение воинского учёта
    • Проверка документов при приёме на работу
    • Ведение формы № 10
    • Сообщение сведений в военкомат
    • Сверка документов
    • Оповещение о повестке
    • Снятие с учёта
    • Прочие обязанности
  • Что будет, если нарушить правила учёта

Нормативная база

Ведение воинского учёта производится на основе требований, установленных:

  • законом «Об обороне» от 31.05.1996 № 61-ФЗ;
  • законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ;
  • законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» от 26.02.1997 № 31-ФЗ;
  • Положением о воинском учёте из постановления Правительства от 27.11.2006 № 719 (далее Положение 719);
  • Методическими рекомендации Минобороны от 11.07.2017 (далее Рекомендации);
  • Инструкцией из приказа Минобороны от 22.11.2021 № 700 (далее Инструкция 700).

На основании Федерального закона №127-ФЗ от 14.04.2023 с 1 января 2025 года в РФ воинский учёт ведётся в Едином электронном реестре учёта военнослужащих. В нём будет содержаться информация о каждом гражданине РФ призывного возраста, состоящая не менее чем из 25 позиций, в том числе:

  • фамилия, имя, отчество, дата и место рождения;
  • СНИЛС и ИНН;
  • место жительства или место пребывания;
  • наличие иностранного гражданства;
  • данные об учёте в военкомате;
  • сведения об основаниях для отсрочки или освобождения от призыва;
  • сведения о состоянии здоровья и некоторые другие данные. 

Кто и кого учитывает

Воинский учёт (ВУ) ведут все юридические лица любой формы собственности, в том числе коммерческие. Индивидуальные предприниматели формально вести его не обязаны, так как в законодательстве упоминаются только организации.

Важный момент: в нашей статье пойдёт речь об общем воинском учёте. Помимо него есть ещё специальный – это учёт лиц, подлежащих бронированию. Он распространяется на сотрудников определённых ведомств, например, МВД, ФСИН, а иногда и на работников обычных организаций, если у них нужные военно-учётные специальности. Забронированные сотрудники в период мобилизации занимают определённые должности. Их учёт ведётся по специальной инструкции, которая поступит из военкомата.

Кто подлежит воинскому учёту

Призывники – мужчины призывного возраста. В 2023 году такой возраст – с 18 до 27 лет, с 1 января 2024 года – с 18 до 30 лет (ст. 1 закона от 04.08.2023 № 439-ФЗ).

Военнообязанные в запасе:

  • мужчины, пребывающие в запасе;
  • уволенные с военной службы с зачислением в запас вооружённых сил РФ;
  • отучившиеся в военных центрах и на военных кафедрах при государственных учебных заведениях (офицеры, старшины, солдаты, матросы);
  • не служившие в связи с освобождением от призыва;
  • мужчины призывного возраста, не служившие в связи с предоставление отсрочки или по иным причинам;
  • уволенные со службы без постановки на ВУ и в последующем поставленные на него в военных комиссариатах;
  • прошедшие альтернативную гражданскую службу;
  • женщины, имеющие военно-учётные специальности (ВУС) согласно приложению № 1 к Положению 719.

Не подлежат воинскому учёту

  • женщины без ВУС;
  • проходящие воинскую службу;
  • постоянно проживающие за пределами РФ;
  • лишённые свободы по решению суда;
  • освобождённые от воинской обязанности по закону № 53-ФЗ;
  • офицеры запаса ФСБ и СВР.

Обратите внимание: с 1 января 2024 года начинается поэтапное повышение максимального возраста солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков или мичманов, пребывающих в запасе (см. таблицу в конце статьи).

Организация учёта

Ведение воинского учёта начинается с предварительной подготовки. Расскажем, какие этапы предстоит пройти каждой компании.

Назначение ответственного

Если лиц, которых нужно учитывать, до 500 человек, достаточно назначить лишь одного ответственного за ВУ работника, причём он может быть совместителем. Если учёту подлежат от 500 до 2000 человек, для этого понадобится отдельный специалист, а если таких лиц от 2000 до 4000 – два специалиста. Далее на каждые 3000 человек выделяется ещё один работник.

Должность специалиста по воинскому учёту нужно внести в штатное расписание. В его должностной инструкции или договоре с ним необходимо прописать должностные обязанности. Специального образования для ведения воинского учёта не требуется. Однако ответственный должен повышать свою квалификацию не реже одного раза в три года.

Организации, в которых ведением воинского учёта занимаются 2 более специалиста, должны организовать подразделение – военно-учётный стол. Ответственному лицу или подразделению выделяется помещение, оборудованное металлическими шкафами для размещения картотеки лиц, подлежащих учёту.

Создание проекта приказа

Постановка на ВУ начинается с приказа руководителя, однако до утверждения его придётся согласовать в военкомате, поэтому сначала создаётся проект.

Приказ составляется по форме из Приложения № 4 к Рекомендациям. В нём нужно указать:

  • кто должен организовать ведение воинского учёта (обычно руководитель кадровой службы);
  • кто за него отвечает – то самое ответственное лицо или их перечень;
  • кто будет заменять ответственного, если он будет отсутствовать.

Составление плана мероприятий ВУ

Для постановки на воинский учёт понадобится план работы по его ведению. Делается он по форме из Приложения № 17 к Рекомендациям. В дальнейшем такой план переоформляется ежегодно и согласовывается с военкоматом до 31 декабря.

В плане перечисляют все мероприятия ВУ. В таблице предусмотрены две графы для заполнения: в первой указывают ответственного, во второй – дату проведения мероприятия.

Согласование с военкоматом

Приказ о ВУ и план мероприятий согласовывают с военкоматом. Затем их утверждают, а копии направляют в военкомат. В дальнейшем придётся согласовывать увольнении ответственного лица или внесении изменений в план мероприятий.

Этап первичного согласования документов с военкоматом, по сути, и есть момент постановки организации на воинский учёт.

Важно: максимальную сумму штрафа за воинский учёт для организаций подняли с 3 тыс. до 500 тыс. рублей. Подробнее об этом — в Таблице 2 в конце статьи.

Ведение воинского учёта

В течение всего времени, пока военнообязанный или призывник работает в организации, нужно вести воинский учёт в его отношении. А также ставить на учёт вновь принятых на работу граждан. Что именно нужно делать, расписано в плане мероприятий. Рассмотрим основные обязанности работодателей по ведению ВУ.

Проверка документов при приёме на работу

Когда человек поступает в организацию, нужно проверить его документы. В паспорте на странице 13 у военнообязанных стоит соответствующий штамп. Помимо паспорта, гражданин может представить:

  • Военный билет: красный у солдат, сержантов, старшин, прапорщиков, мичманов и зелёный у офицеров запаса. В билете должен быть штамп по постановке на ВУ, воинское звание, информация о его присвоении. Не должно быть пустых граф, исправлений, помарок. Должны стоять подпись и печать. В некоторых случаях вместо военного билета у человека может быть справка по форме № 1/У или временное удостоверение.
  • Персональная электронная карта по форме № 1/К. На ней должен быть действующий QR-код, а на обратной стороне – дата действия.
  • Приписное свидетельство. Оно же удостоверение гражданина, поступающего на военную службу. Выдаётся молодым людям в год исполнения 17 лет, а также женщинам.

Важно: если в документе есть запись о снятии гражданина с ВУ, а о последующей постановке на учёт нет, работодатель обязан сообщить об этом в военкомат в течение трёх дней. То же самое нужно сделать, если документов по воинскому учёту человек вовсе не представил. Отказывать в трудоустройстве ему на этих основаниях нельзя.

Ведение формы № 10

Если гражданин военнообязанный, необходимо поставить его на воинский учёт у работодателя. Для этого заполняется карточка по форме № 10 из Приложения № 22 к Инструкции 700. Её ввели в начале 2022 года, так как личные карточки Т-2 стали необязательными. Подписывает карточку ответственный за учёт.

Ведут форму № 10 в бумажном виде или на компьютере, но после обязательно распечатывают. Во втором случае не вносят информацию, которая можем измениться, например, контактные данные, семейное положение. Такие сведения вносят в форму карандашом. Карточку должен подписать ответственный за ВУ, а также сам военнообязанный.

Обратите внимание: военкоматы больше не сверяют данные сотрудников по карточке Т-2. Поэтому до сверки следует сделать формы № 10 на всех работников, а на новых заводить их сразу.

Хранятся карточки в картотеке – мы упоминали о ней выше (отдельное помещение, металлические шкафы). Их размещают в алфавитном порядке, причём делят всех военнообязанных на 4 раздела – офицеры, солдаты (сержанты, прапорщики и прочие аналогичные звания), женщины с ВУС, призывники.

Иногда в картотеке может быть больше 4 групп. Например, если в компании на ВУ более 500 человек, то нужно выделить в отдельную группу лиц с мобилизационными предписаниями. Также отдельно помещаются карточки лиц, которые стоят на ВУ по месту пребывания.

Сообщение сведений в военкомат

При найме военнообязанного, равно как и при его увольнении, следует уведомлять военкомат по месту жительства (пребывания) человека в течение пяти дней. Подаётся форма из Приложения № 2 к Положению 719.

Также в течение пяти дней нужно сообщить в военкомат об изменении личных данных работника или его состояния здоровья. Заполняется листок сообщения (Приложение № 13 к Рекомендациям) и передаётся работнику – тот должен представить его в военкомат лично. Кроме того, заполняется уведомление об изменении сведений – его должен отправить в военкомат работодатель.

Сверка документов

Ежегодно работодатель должен проводить:

  • сверку данных сотрудника с документами воинского учёта;
  • сверку с данными военкомата. Дату и время сверки назначит сам военкомат.

После проведения сверки с военкоматом делается отметка в карточке по форме № 10.

Иногда военкоматы запрашивают у компаний необходимые им данные. Например, требуют представить список работников в запасе. Отвечать на такие запросы можно в произвольной форме.

Оповещение о повестке

Если в адрес работодателя пришла бумажная или электронная повестка для работника, его необходимо об этом оповестить. Вручить повестку нужно под подпись не позже, чем за три дня до даты явки в военкомат. Отрезную часть бумажной повестки нужно направить обратно.

Если работник отказывается получать повестку, это нужно в ней отразить. В таком случае будет считаться, что повестка вручена в тот же день.

Надо учитывать, что военнообязанный может быть вызван для направления на сборы, на медкомиссию, на мобилизационные мероприятия, на срочную службу и так далее. Вне зависимости от причины, сотрудника необходимо отпустить с работы для явки по повестке.

Снятие с учёта

Когда человек достигает определённого возраста либо признаётся негодным к службе, его нужно снять с учёта. В карточке по форме № 10 ответственный указывает дату, основание (по возрасту, по состоянию здоровья), а также ставит свою подпись.

Важно: возраст снятия с учёта изменился с 01.01.2024 года — его повысили на 5 лет. Но будет переходный период до 2028 года (см. следующую таблицу).

Таблица возрастов граждан, подлежащих снятию с воинского учёта в 2025 году

Таблица возрастов снятия с ВУ с 2024 года

*С 1 января 2024 года по 1 января 2028 вводится переходный период: каждый год предельный возраст нахождения в запасе военнобязанных указанного состава будет повышаться на один год.

Изменений для женщин в законе не предусмотрено: для женщин в офицерском звании предельный возраст нахождения в запасе 50 лет, для прочих воинских званий – 45 лет.

В таблице ниже приведены изменения в возрастах пребывания в запасе.

Возраст снятия с военного учета

Карточки снятых с учёта граждан хранятся до момента сверки с военкоматом, а затем уничтожаются.

Прочие обязанности

Работодатель также должен:

  • Выдавать работникам сведения о постановке на ВУ по месту пребывания.
  • Проводить мероприятия по мобилизационной подготовке в военное время.
  • Проводить прочие мероприятия согласно Плану.
  • Хранить документы по воинскому учёту 5 лет.
  • Разъяснять работника их обязанности в связи с воинским учётом.

Обратите внимание: наказание за нарушения воинского учёта с 1 октября 2023 года стало более жёстким не только для организаций, но и для самих военнообязанных и призывников. Например, за неявку в военкомат по повестке максимальный штраф вырос с 3 до 30 тыс. рублей. За уклонение от медицинского обследования могут оштрафовать на 25 тыс. рублей. Если человек, подлежащий призыву, уедет без предупреждения военкомата на срок более трёх месяцев, его могут оштрафовать на сумму до 20 тыс. рублей.

Что будет, если нарушить правила учёта

Мы уже упоминали про крупные штрафы за воинский учёт для организаций. Они существенно выросли с 1 октября 2023 года. Мы собрали их в следующей таблице.

Состав нарушения Штраф в тыс. рублей Статья КоАП

Не уведомил сотрудника о повестке;

не отпустил его в военкомат

Должностное лицо – 40-50;

организация – 350-400

21.2

Не уведомил сотрудника о повестке на мобилизацию;

не отпустил для явки по ней;

не оказал военкомату содействие в организации оповещения и явки;

не исполнил обязанность по организации или обеспечению поставки техники в соответствии с планами мобилизации

Должностное лицо – 60-80;

организация – 400-500

19.38

Не предоставил в военкомат списки граждан для первоначальной постановки на воинский учёт (такие списки подаются по запросу)

Должностное лицо – 40-50;

организация – 350-400

21.1

Не сообщил или сообщил с опозданием информацию для ведения ВУ

Должностное лицо – 40-50

21.4

Не исполнил военно-транспортные обязанности

Должностное лицо – 40-50;

организация – 350-400

19.25

Итак, мы рассказали про нормативную базу, правила ВУ, основные обязанности работодателей, а также про штрафы за воинский учёт для организаций. Отчёты и формы, которые нужно представлять в военкоматы, будут рассмотрены в отдельных статьях.

Читайте также:

  • Должен ли ИП вести воинский учёт
  • Снятие с воинского учёта по возрасту
  • Карточка воинского учёта организации: образец заполнения формы № 18

Расчёт зарплаты и кадровый учёт

Мы в соцсетях: Телеграм,  ВКонтакте,  Дзен  — анонсы статей, новости по регистрации и ведению бизнеса

Организации, которая никогда не вела воинский учет, нужно обратиться в военкомат — по месту регистрации фирмы.

На учет встает только головной офис, филиалы в отдельных городах не обязаны этого делать. 

Шаг № 1: определить количество военнообязанных сотрудников

Воинскому учету подлежат все мужчины, граждане РФ, которые постоянно проживают в РФ, не освобождены от службы и не проходят ее в данный момент. Также учету подлежат женщины с военно-учетной специальностью.

Ставить на учет нужно:

  • Призывников, не зачисленных в запас, в возрасте от 18 до 30 лет.

  • Тех, кто отслужил и уволился в запас.

  • Мужчин, которые не прошли службу без законных оснований для отсрочки или потому, что были освобождены от призыва.

  • Тех, кто окончил военные кафедры и военные вузы.

  • Тех, кто прошел альтернативную гражданскую службу.

Освобождены от воинского учета:

  • Граждане, которых комиссия признала негодным к службе по состоянию здоровья. 

  • Граждане, которые на постоянной основе проживают за рубежом.

  • Офицеры ФСБ и Службы внешней разведки;

  • Женщины без военно-учетной специальности.

Шаг № 2: запросить у военнообязанных пакет документов

Военнообязанные сотрудники должны предоставить документы воинского учета с отметкой в паспорте на странице №13: «‎Обязан(а) исполнять воинскую обязанность». 

Также в перечне могут быть:

  • военный билет.

  • удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу — для призывников.

  • временное удостоверение или справка, выданные взамен военного билета.

Документы воинского учета являются обязательными для составления трудового договора (ст. 65 ТК).

В случае если у сотрудника нет этих документов, необходимо выдать ему направление для постановки на воинский учет.

Если вы обнаружите в документах воинского учета исправления, неточности и т. д., то сообщите об этом в военкомат в течение 5 дней со дня их выявления.

Шаг № 3: заполнить карточку организации о постановке на учет

Председателю районного военного комиссариата необходимо предоставить карточку по форме № 18.

Важно учитывать, что в разных регионах требования о передаче информации могут отличаться: в некоторых регионах информацию надо передать только в районную комиссию, в других — еще и в военный комиссариат.

Поэтому лучше всего составить карточку сразу в 3 экземплярах: для районной комиссии по бронированию, для военкомата и для самой фирмы.

После постановки на учет компания получает регистрационный номер, который указывают в карточке по форме 18 — в правом верхнем углу. Если в номере указывают индекс Б, то организация должна вести еще и специальный воинский учет, условия которого разъясняют непосредственно в военкомате. 

Как вести воинский учет в организации

После постановки компании на учет она должна регулярно предоставлять информацию о военнообязанных сотрудниках.

Хотите разобраться в воинском учете и вести его без ошибок и штрафов? Проходите курс повышения квалификации «Воинский учет в организации: ведение, заполнение документов и работа в 1С» 

Вы научитесь:

  • вести общий воинский учет работников организации,

  • оформлять и заполнять учетные карточки воинского учета на сотрудников,

  • узнаете, по каким формам и в какие сроки предоставлять отчетность в военкоматы,

  • получите образцы всех документов, пошаговый алгоритм и инструкцию по ведению воинского учета в 1С:ЗУП. 

Курс подойдет

Вас ждет много практического материала, проверочные тесты, куратор при обучении и онлайн-встреча с экспертом. 

Сейчас вы можете купить курс со скидкой 66% за 4 990 рублей!

Купить курс

После прохождения курса вы получите официальное удостоверение о повышении квалификации по почте России. Ваш работодатель увидит его в государственном реестре ФИС ФРДО Рособрнадзора.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
  • Сульфат калия инструкция по применению для растений
  • Кальций адванс инструкция по применению побочные действия взрослым
  • Инструкция по эксплуатации бмд 2
  • Pofung bf 9500 инструкция
  • Дихлоризоцианурат натрия инструкция по применению таблетки