ПАМЯТКА
КАК ВЫУЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ.
1. Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.
2. Прочитай стихотворение вслух. Объясни трудные слова.
3. Прочитай стихотворение выразительно. Постарайся прочувствовать настроение, ритм стихотворения.
4. Прочитай стихотворение ещё 2-3 раза. Постарайся его запомнить.
5. Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст.
6. После окончания домашней работы ещё 2-3 раза повтори стихотворение, не заглядывая в текст.
7. Перед сном ещё раз повтори стихотворение.
8. Утром следующего дня ещё раз прочитай стихотворение, потом расскажи его наизусть.
ЕСЛИ СТИХОТВОРЕНИЕ БОЛЬШОЕ И ТРУДНО ЗАПОМИНАЕТСЯ.
1. Раздели стихотворение на четверостишия или смысловые отрывки.
2. Выучи первый отрывок.
3. Выучи второй отрывок.
4. Повтори первый и второй отрывки вместе.
5. Выучи третий отрывок.
6. Расскажи наизусть всё стихотворение.
7. Повтори стихотворение ещё раз перед сном.
8. Утром следующего дня прочитай стихотворение по учебнику, а потом расскажи его наизусть.
Как быстро выучить стих
. Действенные советы даже для тех, у кого плохая память
Обновлено 31 августа 2022, 19:27
Запоминание стихов наизусть — обязательная часть программы каждого российского школьника. Уже в пятом классе ученику нужно выучить около 15 произведений! [1]
Возникает соблазн прибегнуть к давно известной зубрежке — постоянному повторению материала. Метод довольно действенный, но не без изъянов. Заучивание наизусть, по мнению поэта и литературоведа Михаила Гронаса, ведет к пассивному «неподвижному» знанию, а не к активному пониманию информации. [2]
РБК Life собрал способы выучить (и понимать) стихотворение без зубрежки.
Почему бывает сложно выучить стих
В 2013 году журналист The Guardian Стивен Мосс оригинально проверил, а так ли легко выучить стихотворения, которые задают американским школьникам. [3] Стивен выбрал «Прорицания невинности» Уильяма Блейка и начал эксперимент. За два часа он запомнил всего 20 строк из 132. На этом и остановился.
Запомнить стихотворение иногда действительно бывает сложно. И неважно, сколько вам лет. Распространено мнение, что у детей лучше память, так как мозг не загружен информацией. Подтверждений этому нет. Ученые считают, что на память особенно влияет гиппокамп. Эта часть мозга отвечает за кратковременные воспоминания и за перевод их в долговременные. В детстве гиппокамп, как и другие области мозга, стремительно развивается: новые нейронные связи формируются с невероятной скоростью, но так же быстро и разрушаются. Отчасти из-за этого мы не помним некоторые события из детства. [4]
Поскольку мозг у всех разный, можно сделать вывод, что память зависит от генетических особенностей и от того, как вы развиваете способность к запоминанию. Мозг стоит тренировать по тому же принципу, как качают бицепс в спортзале, — регулярно, считает эксперт по развитию памяти Джим Квик. [5]
Бывают и более прозаичные причины, никак не связанные с памятью. Часто дети просто не понимают смысл стихотворения или отдельные слова в нем.
Елизавета Беляева, руководитель направления международной онлайн-школы shkolaonline.com, основатель платформы brainstr.ru:
«Например, в стихотворении «Нивы сжаты, рощи голы» дети часто не понимают значение фразы «нивы сжаты». Если ребенка попросят нарисовать, как он себе представляет эту строчку, он может изобразить машину, объясняя это тем, что у папы есть машина «Нива», а возможно, лист вообще останется пустым, потому что городской ребенок никогда не видел «сжатую ниву».
Фото: Shutterstock
Словосочетание «нивы сжаты» можно объяснить ребенку, как «урожай собрал», «пшеницу скосили»
Попросите ребенка прочитать стихотворение вслух и показать непонятные ему слова. Важно объяснить их, например, с помощью словаря. Составьте несколько предложений с новым словом: так он не просто поймет значение, но и запомнит его и научится правильно применять, советует Елизавета Беляева.
Как быстро выучить стих: 4 способа
Учитель русского языка и литературы, методист «Академической гимназии» Мария Савинова для комфортного усвоения материала рекомендует учить стихотворение за два-три дня. Эти способы подойдут и для взрослых, и для детей.
1. Классический способ
- Начните с прочтения вслух. Это поможет ознакомиться с текстом и понять смысл.
- Разбейте стихотворение на части (по две строки или по четыре строки) и запоминайте их поочередно.
- Повторяйте две строки вместе, потом три, потом четыре.
- Подключайте интонацию, расставляйте акценты в тексте.
- Затем переходите к другой части.
«В тот момент, когда вы смогли повторить стихотворение целиком, необходимо сделать перерыв на несколько часов. Затем мы снова читаем стихотворение целиком, можно про себя, а затем повторяем его полностью вслух, не подглядывая, несколько раз. Снова откладываем заучивание. Теперь уже до следующего дня. Важно каждый раз повторять с интонацией, которыми вы хотите украсить выступление».
Мария Савинова
Учитель русского языка и литературы, методист «Академической гимназии»
2. Добавьте жесты
Дублируйте сложные строчки движениями и жестами. Например, можно показывать на сердце, если речь идет о любви. Это помогает ориентироваться в материале, создает некие мнемоточки.
Часть жестов вы уберете, когда почувствуете, что уверенно помните текст. Возможно, какие-то движения останутся и пригодятся вам, если стихотворение нужно прочитать на публике.
3. Мнемокарточки
Для быстрого запоминания информации подойдет любой способ мнемотехники. Например, мнемокарточки эффективны для тех, кто быстрее запоминает визуальную информацию.
Попробуйте проиллюстрировать стихотворение. Это должны быть простые картинки, отражающие содержание. Туда же желательно вписать союзы и междометия — дети их обычно забывают и выбрасывают из текста, не замечая потери ритма. Для примера возьмем отрывок из стихотворения Эдуарда Асадова «Храбрая мама».
Из гнезда при сильном ветре
Птенчик выпал как-то раз.
И увидел в полуметре
Желтый блеск кошачьих глаз.
На рисунке цифрами обозначен порядок действий. Посмотрите на картинку и попробуйте повторить стих.
Вариант для иллюстрации стихотворения
«Рисовать мнемокарточки также лучше родителям или вместе с ребёнком, если он хочет делать это сам. Взрослому проще выстроить логику построения таких иллюстраций, ребёнок в силу возраста тяжело справляется с подобными задачами».
Мария Савинова
Учитель русского языка и литературы, методист «Академической гимназии»
4. Мини-спектакль
Можно использовать кукол и другие игрушки, но лучше всего нарисовать персонажей, необходимые предметы и декорации, а затем вырезать. Далее действуйте по тому же плану, что описан в первом способе, но параллельно разыгрывая сюжет.
Ребенок быстро запоминает текст в процессе, а потом с удовольствием покажет сценку всем родственникам или выступит с ней в школе.
Мария Савинова
Мини-спектакль — эффективный, но трудозатратный способ
«В такой сценке родитель просто необходим: он и режиссер, и декоратор, и суфлёр. А юному артисту достаются только овации».
Мария Савинова
Учитель русского языка и литературы, методист «Академической гимназии»
Как не забыть стих, который выучили
Воспоминания со временем ослабевают. Даже если вы выучили стих и повторили его несколько раз без ошибок, не спешите радоваться. Через некоторое время вы не вспомните часть информации. Еще в конце XIX века этот эффект немецкий психолог Герман Эббингауз назвал «кривой забывания». Она показывает, как усвоенная информация со временем ускользает из нашей памяти, если не принять меры, чтобы сохранить ее.
Без закрепления материала способность удержать знания резко падает. Если нужно запомнить стихотворение надолго, периодически возвращайтесь к нему.
- Первое повторение — в день запоминания информации.
- Второе повторение — через десять дней.
- Третье повторение — через 30 дней.
- Четвертое повторение — через 60 дней.
Этот же метод можно использовать не только для запоминания стихов, но и при подготовке к экзаменам, защите диплома, докладе.
Рекомендации для тех, кто хочет быстро выучить стих
На изучение информации влияет не только память, но и состояние организма. Вот результаты некоторых научных экспериментов на эту тему:
- Будьте спокойны. То, как вы себя чувствуете, влияет на то, насколько хорошо вы помните информацию. Часто это похоже на порочный круг: некоторые люди испытывают стресс из-за того, что не могут запомнить что-то, а стресс создает препятствие для лучшего восприятия информации. [6]
- Поставьте цель. Организм наградит вас выработкой различных гормонов, связанных с предвкушением «победы». Учтите, что, если стих так и не удастся выучить, вы не получите «обещанного» дофамина. В таком случае возникнет разочарование и небольшое уныние.
- Больше спите и не учите, когда вы хотите спать. Исследования показали, что при нарушениях сна испытуемые воспроизводят на 40% меньше информации, чем те, кто спал хорошо. [7] Хороший сон — основа хорошей долгосрочной памяти.
- Попробуйте переписать стихотворение. Это обязательно нужно делать от руки. Ученые доказали, что те, кто записывает информацию с помощью ручки и бумаги, лучше ее усваивают, чем те, кто печатает на клавиатуре. [8]
- Добавьте эмоцию. Эмоциональные воспоминания ярче и сильнее въедаются в память. Главное — придумать, с какой эмоцией будет ваша связь со стихотворением. Учтите, что страх, неуверенность, печаль и раздражение мешают запоминанию. [9]
Совет для школьников
Если вам нужно выучить стих очень быстро, например, за 10–15 минут (как раз за перемену до урока), попробуйте начитать его, не отвлекаясь ни на какую другую информацию. Ваша цель — рассказать стих хотя бы один раз.
Вспомните о кривой Эббингауза: быстрая зубрежка, одно повторение — и тут же рассказываете стих. В этом случае, скорее всего, вы будете помнить около 90% информации. Может сработать, если у вас достаточно хорошая память. Учтите, что вскоре стихотворение вы забудете.
Как легко выучить стих наизусть
В этой статье мы рассмотрим простые и эффективные способы, которые сделают процесс запоминания стихов наизусть увлекательным и доступным.
Выучить стих наизусть может оказаться проблемой, особенно если у вас не лучшая память. В этой статье мы рассмотрим простые и эффективные способы, которые сделают процесс запоминания стихов наизусть увлекательным и доступным.
Вот несколько шагов, которые помогут вам овладеть этим искусством:
Разбор стихотворения
- Начните с внимательного чтения. Постарайтесь полностью понять смысл стиха. Разберитесь в том, какие образы и идеи хотел выразить автор. Чтение с пониманием поможет вам лучше запомнить текст.
- Определите ключевые моменты в стихотворении. Это могут быть образы, повторяющиеся мотивы, или эмоциональные переломы. Выделение этих элементов поможет вам лучше ориентироваться в тексте.
- Разделите стихотворение на небольшие фрагменты или строфы. Это облегчит процесс запоминания, позволяя вам сосредотачиваться на каждой части по отдельности.
- Воображайте каждую строку стиха как картину, визуальные образы легче запоминаются. Представьте, какие части соединены общей темой, и как они взаимодействуют друг с другом.
- Глубже погрузитесь в смысл каждой строки. Возможно, стих имеет более глубокий контекст или обращение к определенным событиям. Это понимание поможет вам не только выучить текст, но и вжиться в его суть.
- Используйте ассоциации: Связывайте строчки стиха с чем-то знакомым или личным. Ассоциации делают процесс запоминания более естественным, внедряя текст в вашу повседневную жизнь
Методы ассоциаций
1. Связь слов с изображениями или событиями
Превратите каждую строку стиха в своего рода картину в вашем воображении. Ассоциируйте слова с яркими изображениями или конкретными событиями. Например, если стих описывает закат, представьте огненное солнце, окрашивающее небо в теплые оттенки.
2. Создание ассоциативных цепочек
Связывайте строки стиха между собой, создавая ассоциативные цепочки. Если одна строчка олицетворяет осень, а следующая — звучание шелестящих листьев, визуализируйте, как эти образы переходят друг в друга, создавая логическую последовательность.
3. Использование чувственных воспоминаний
Привлекайте свои чувства. Если стих вызывает у вас какие-то чувственные воспоминания, будь то запах, вкус, звук или текстура, используйте их. Ассоциируйте слова стиха с этими воспоминаниями, чтобы усилить эмоциональное воздействие.Эти методы не только делают процесс заучивания более интересным, но и воздействуют на разные типы памяти, что улучшает запоминание.
Работайте над ритмом и мелодией
1. Ритм
Почувствуйте внутренний ритм. Прежде всего, погрузитесь в ритм стиха. Прочувствуйте его внутреннюю музыку. Постарайтесь выделить узнаваемые ритмические схемы и повторяющиеся элементы. Работайте с ними, как с звучащими нотами.
2. Музыкальность слов
Исследуйте музыкальность отдельных слов. Обратите внимание на звуковые повторения, ассонансы и рифмы. Если слова образуют мелодичный паттерн, акцентуируйте их при чтении.
3. Создание своего ритмического рисунка
Представьте, что вы рисуете ритмический рисунок стиха. Подчеркните ударные и безударные слоги, создавая свою визуальную карту ритма. Это поможет вам визуализировать звучание стиха.
4. Музыкальный подход
Попробуйте пропеть стихотворение — песни запоминаются легче. Используйте изменение темпа, интонации и громкости, чтобы передать разнообразие мелодии. Экспериментируйте с ритмом.
5. Включите эмоциональность
Прочитайте стихотворение с такими интонациями, которые отражают эмоциональные оттенки. Это поможет вам не только запомнить текст, но и передать его подлинную суть.
6. Эксперименты с тембром голоса
Иногда изменение тембра голоса может придать дополнительные оттенки стиху. Попробуйте прочитать его с разными тембрами, подчеркивая различные аспекты мелодии.
Использование карточек. Интерактивный способ освоения стихов
1. Записывайте строки на карточки
Разделите стих на небольшие логические блоки. Напишите каждую строку или фразу на отдельной карточке. Это позволит вам работать с небольшими частями и ускорит процесс запоминания.
2. Перемешивайте и расставляйте в правильном порядке
Перемешивайте карточки и раскладывайте их в порядке, необходимом для воссоздания стиха. Это даст вам возможность не только запомнить текст, но и освежить порядок строк в вашей памяти.
3. Практикуйтесь в восстановлении по карточкам
После того как вы привыкнете к расположению карточек, практикуйте в восстановлении стиха, ориентируясь по карточкам. Это создаст ассоциации между визуальным представлением строки и её звучанием, что укрепит ваше восприятие стихотворения.
4. Увеличивайте сложность
Постепенно добавляйте новые карточки, увеличивая объем текста. Этот пошаговый процесс делает практику более управляемой и помогает вам не перегружаться информацией.
5. Интерактивные повторения
Поднимайте карточку, читайте содержащуюся на ней строку и визуализируйте её. Этот процесс укрепляет связь между текстом и вашим восприятием. Практика с карточками – это как игра в раскладывание пазла, где каждая часть – это отдельная строка стиха. Этот метод не только делает процесс запоминания более интересным, но и обеспечивает системный подход.
Повторение — мать ученья
Один из наиболее действенных способов легко выучить стих наизусть – это многократное повторение.
Повторение создает устойчивые связи в вашей памяти. Чем чаще вы повторяете стих, тем сильнее становятся нейронные связи.
Вот как этот метод может сделать процесс запоминания более эффективным:
- Формирование ритуала обучения: Создайте регулярный ритуал для повторения стиха. Это может быть определенное время в течение дня или даже определенное место. Ритуалы обучения помогают мозгу готовиться к усвоению информации.
- Постепенное увеличение объема повторения: Начните с небольших участков стиха и постепенно увеличивайте объем, по которому вы повторяете текст.
- Использование различных методов повторения: Экспериментируйте с различными методами повторения. Попробуйте чтение вслух, тихое повторение, запись стиха на бумаге. Разнообразие подходов может сделать процесс более интересным и эффективным.
- Повторение в различных контекстах: Повторяйте стих в различных ситуациях и контекстах. Это помогает создать ассоциации между текстом и окружающей средой, что может облегчить воспроизведение стиха в различных условиях.
- Использование техники «прокрутки»: Повторяйте стих, не фиксируя взгляд на тексте. Это позволяет развивать слуховую и зрительную память.
Многократное повторение – это как занятие спортом для вашего мозга. Чем чаще вы тренируете свою память, тем легче вам будет воспроизводить стих наизусть.
Используйте аудио
Одним из секретов легкого выучивания стиха наизусть является использование аудиозаписей.
Используйте свой голос для создания аудиозаписей стиха. Чтение текста вслух и запись собственного голоса позволяют вам услышать интонации, акценты и ритм стихотворения, что облегчит запоминание.
- Записывайте свой голос: Используйте свой голос для создания аудиозаписей стиха. Чтение текста вслух и запись собственного голоса позволяют вам услышать интонации, акценты и ритм стихотворения, что облегчит запоминание.
- Попробуйте добавить музыкальность к вашим аудиозаписям. Ритмичное прочтение стиха, похожее на мелодию, создает дополнительные ассоциации и помогает закрепить текст в памяти.
- Создавайте музыкальные ассоциации: Попробуйте добавить музыкальность к вашим аудиозаписям. Ритмичное прочтение стиха, похожее на мелодию, создает дополнительные ассоциации и помогает закрепить текст в памяти.
- Слушайте в различных ситуациях: Переносите аудиозаписи в различные ситуации. Слушайте их в дороге, во время прогулки, при занятиях спортом. Это помогает создать ассоциации между содержанием стиха и окружающей средой.
- Повторяйте в ритме: Используйте ритм стиха для своего удобства. Повторяйте строки, поддерживая ритм, что создает естественный поток для запоминания текста.
- Создавайте паузы для повторения: После каждой строки аудиозаписи делайте паузу, чтобы дать себе время повторить эту строку самостоятельно. Этот метод помогает пошагово углублять запоминание.
- Обратите внимание на интонации: При записи обратите внимание на интонации и выделенные слова. Это поможет вам лучше передать эмоциональное содержание стиха при его воспроизведении.
Выучить стих наизусть — это не просто задача. Надеемся, что наша статья подарила вам несколько ценных инструментов для легкого освоения этого искусства, даже если ранее казалось, что ваша память не вполне справляется. Используйте разнообразные методы, которые мы предложили, находите свои подходы, делитесь стихами с друзьями.
-
Азбука веры
-
Азбука воспитания
-
Дошкольники
-
Делимся опытом
Статьи о православном воспитании детей
Пожертвовать
«Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях…»
10 способов выучить и рассказать стих на пять
- 1. Великолепная восьмерка
- 2. Полное погружение
- 3. Ассоциации
- 4. Рисование стихотворения
- 5. Книжку под подушку
- 6. Диктофон
- 7. Театр
- 8. Разрезанные строчки
- Как с ребёнком учить стихи: простые методики
- Основные правила
- Методы
- Полезные советы
- Другие способы
- В заключение еще несколько советов
- Давайте разберем по этапам, как учить стихотворение с ребенком
Не можете помочь ребенку выучить стих? А все потому, что вы, возможно, нажимаете не на те струны, и нажимаете при этом так, что ребенку становится трудно запоминать даже двустишье. Между тем, все так легко и просто! Читаем советы…
1. Великолепная восьмерка
Иногда ребенка пугает не само стихотворение, а его размер. В этом случае мы делим стихотворение на части, на четверостишия, и заучиваем каждое по порядку. В первый час два четверостишия. Потом следующие два. Именно по два, а не больше!
Так, ребёнок легче освоит стих, поскольку восемь строк – это объём, который запомнить среднестатистическому ученику несложно. Когда, он увидит, что два четверостишия быстро запоминаются, страх выучить весь стих пройдёт.
2. Полное погружение
Ну, а теперь включаем воображение. Оживите текст. Помогите ребёнку представить происходящее, расскажите о деревне, в которой жил маленький мальчик «мужичок с ноготок», о том, как его отцу тяжело было прокормить большую семью, о лютом морозе. Когда вы визуализируете текст, ребёнок легче примет его, он проникнется эмоциями. А то, что вызывает эмоции, запоминается намного легче.
3. Ассоциации
Частенько затруднения возникают с отдельными словами, использованными поэтом и потерявшими актуальность. И, как правило, ребёнок сложно запоминает именно их. Он запинается, когда доходит до слова, например, «полушубок», в который был одет «мужичок с ноготок». Вроде бы всё ясно, что это короткая шуба, но ребёнку тяжело запомнить слово.
Придумайте ассоциацию к этому слову, любую. Спросите у ребёнка, что первое приходит ему в голову при слове «полушубок». Ребёнок вам расскажет. Постараетесь выразить ассоциации в одном слове. И к этому слову, мысленно ваш маленький школьник будет обращаться во время рассказа стиха. А со временем, он и сам научится придумывать ассоциации, ведь они помогают запомнить самые редкие в наше время слова поэтов.
4. Рисование стихотворения
А еще стихотворение можно нарисовать! Четверостишие за четверостишием. И вовсе не обязательно создавать шедевры изобразительного искусства. Достаточно будет схематических рисунков. Лучше если они будут прикольными, конечно в том случае, если содержание произведения это допускает. Сначала рисуем, а потом рассказываем стихотворение по картинкам. В общем, поиграйте в иллюстраторов. Этот метод хорош тем, что к процессу запоминания подключается зрительная память.
5. Книжку под подушку
Самый волшебный способ! Вечером перед сном нужно прочитать стихотворение, спрятать книжку под подушку и лечь спать. А на утро вдруг выяснится, что стихотворение из книжки перекочевало за ночь в голову! Скажу честно, я тоже так делала, когда в школе училась.
Оказывается, этому магическому способу существует вполне научное объяснение. Не буду вдаваться в подробности. Скажу лишь, что мозг человека так устроен, что он очень хорошо запоминает, то, что было написано, прочитано или услышано перед сном.
6. Диктофон
Сейчас в каждом телефоне есть встроенный диктофон. Сделайте аудиозапись стихотворения, прочитанного ребенком. Главное, чтобы оно было прочитано с выражением. А затем, пусть школьник включит запись и прослушает её три раза. Так, вы подключите к процессу слуховую память, и значительно повысите шансы ребенка запомнить те строки, которые никак не поддаются. Кроме того, данный способ дает возможность услышать себя со стороны и в случае необходимости поработать над своей речью, произношением и интонациями.
7. Театр
О, это наш любимый семейный способ запоминания стихов! Каждая строчка произведения не просто читается, а еще и показывается. Либо самим ребенком, либо всеми членами семьи (если действующих лиц много). Уверена, что фразу «Отец, слышишь, рубит…» моя дочь никогда не забудет. Так как наш папа очень живописно ее показал) Смеялись все. Так что заданный на дом стих, может обеспечить вам интересный семейный досуг.
8. Разрезанные строчки
А это способ закрепить выученный стих в памяти, перевести его из памяти кратковременной в долговременную. О том, что такое долговременная память подробно описано здесь. Нужно распечатать стихотворение на листе бумаги или просто написать. Главное чтобы шрифт был крупным. А потом взять и разрезать стих на отдельные строки. Перемешать и предложить ребенку выложить строчки в нужном порядке.
Очень надеюсь, что приведенные выше 10 способов, помогут вам и вашему ребенку убедиться, что заучивание стихов наизусть — процесс творческий, интересный, а иногда еще и очень веселый! Такой же как и подготовка к пересказу.
Как с ребёнком учить стихи: простые методики
Ждать до школы не обязательно, и даже вредно. Начинать учить стихотворения наизусть желательно в возрасте 2 лет. Это возраст, когда ребёнок старается запомнить как можно больше информации. Его мозг работает как губка.
Стоит отметить, что детям рекомендуется с рождения рассказывать сказки. Так, у них формируется навык запоминания. И если ваш ребёнок с трудом запоминает стихи, попробуйте для начала учить с ним рассказы и сказки. Позже перейдёте к стихам.
Основные правила
- Учите стихи небольшими порциями.
- Не начинайте учить второе, пока не выучили первое. При необходимости повторяйте выученное на следующий день.
- Не заставляйте и не наказывайте за неудачи.
Методы
Увеличивать объём постепенно
Этот метод идеальное решение для первых уроков. Возьмите для первого раза стихотворение, строки которого состоят из 3–4 слов. Для начала подойдёт двустишье или четверостишье.
Сначала прочитайте текст целиком. Потом первую строчку повторите несколько раз и попросите малыша повторить. Когда он запомнит первую, переходите ко второй. Повторяйте с ним уже две строчки. И так постепенно добавляйте по строке, пока он не выучит весь стих целиком.
Визуализация
Если ребёнку сложно запомнить стихотворения по строкам, то можно прибавить к нему метод образов. Когда вы прочитаете ему первую строчку, предложите представить это в виде картинки. Практически любое произведение можно представить в виде образов. Если это даётся с трудом, помогите ему. Поговорите с ним вместе то, о чём говориться в сюжете.
Театр
Попробуйте инсценировать стихотворение. Сделать актёров из игрушек или превратить в актёра самого ребёнка. Для большего интереса можно сделать ему костюм и создать импровизированную сцену. Таким образом, будут развиваться и актёрские способности.
Пересказ
Если ребёнку трудно даётся заучивание рифм, переведите стихотворение в прозу. Прочитайте ему произведение целиком и попросите рассказать о чём в нём говориться. Можно помочь, задавая наводящие вопросы. Таким образом, сформируется смысловая последовательность. После такой обработки заучивание стихотворения пройдёт легче и быстрее.
Полезные советы
- Испробуйте с ребёнком все методы. Потом выберите тот, который подходит именно вам. Можно совмещать какие-то методы. Может быть в процессе вы придумаете свой.
- Превращайте процесс изучения стихов в игру. Ребёнку должно быть это интересно. Тогда и результат будет налицо.
- Ни в коем случае не заставляйте, если он не хочет или не в настроении.
- Делайте перерывы для отдыха, чтобы однообразное занятие не наскучило.
Другие способы
Способ №1.
Чтобы малыш легко и хорошо запоминал рифму нужно обязательно знакомить его с «мелодией» стихотворения и начать стоит, как можно раньше. Кроха еще лежит в коляске, а вы уже декламируете ему ритмичные «Идет бычок качается», «Наша Таня громко плачет». Когда чадо подрастет, этот первый, заложенный в подсознании опыт, облегчит ему и сознательный подход к процессу заучивания. И помните, что наиболее благоприятным возрастом для заучивания стихотворений является 4-5 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память малыша. И если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество — что запомнит, то запомнит, то после четырех лет мы уже целеноправлено учим малыша запоминать текст наизусть. Причем учить нужно как можно больше — это самый лучший способ сформировать необходимый для обучения объем памяти.
Способ №2.
Для того, чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту и темпераменту ребенка. Не нужно заставлять четырехлетнюю кроху заучивать на потеху гостей отрывки из «Онегина». Лучше всего учить детскую классику Михалкова, Барто, Чуковского.
Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным — размеренные, плавные. Конечно, в школе с их темпераментом никто считаться не будет, но пока мы только учимся учить стихи, лучше поступить именно так. Ребенку главное понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе». И еще — учить стихотворение нельзя просто так. Это обязательно должно быть подарком для кого-то: мамы, бабушки или, например, к приходу Деда Мороза. Только в семь-восемь лет мы потихоньку будем нацеливать ребенка на то, что знать стихи наизусть нужно и для себя.
Способ №3.
Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, — такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла. Кстати, некоторые воспитатели в детских садах приучают детей к невыразительной манере чтения стихов. Ребятишек в группе много, и коллективное заучивание невольно превращается в монотонное «Та-та, та-та, та-та, та-та…» Это неправильно! Учить стихотворение лучше индивидуально, так что помните об этом и держите ситуацию под контролем. Малыш, не проникшийся красотой стихотворной литературной формы в детстве, став взрослым, вряд ли будет часто обращаться к поэзии.
Способ №4.
Прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком должен сам прочитать его с выражением. Еще лучше, если взрослый будет знать его наизусть. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их. Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты. После повторного прочтения расскажите ребенку, кто написал такое замечательное произведение, о том, как и когда оно написано это стихотворение. Такой подход приучает маленького человека к культуре заучивания и облегчает восприятие поэзии. После покажите ребенку иллюстрации, которые нарисовал художник, вдохновленный красотой стихотворения, а пока чадо будет их рассматривать, прочтите стихотворение еще раз. Таким образом, у малыша формируется образ произведения. И только после такой предварительной работы приступайте непосредственно к заучиванию.
Способ №5.
Мы знаем, что одним из нас лучше запоминаются стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым — напротив нужна абсолютная неподвижность. Эти особенности присущи не только взрослым, но и малышам. Существуют разные методы заучивания стихотворений, которые ориентируются на эти различия. Попробуйте по очереди каждый из них, и вы увидите, как вашему ребенку легче запоминать стихи. Заодно вы сможете сделать вывод о том, какой вид памяти у малыша является ведущим.
Возможно, вы будете пользоваться несколькими методами или сочетать один с другим. Главное — результат: легкий и приносящий радость от общения с поэзией процесс заучивания стихотворений.
Способ №6.
И еще один общий совет для всех. Нарисуйте с ребенком каждое выученное стихотворение. Своеобразную собственную иллюстрацию к нему. Подпишите название и автора. Складывайте эти рисунки в отдельную папочку. Периодически доставайте, рассматривайте вместе с близкими, вспоминайте и читайте наизусть ранее выученные стихотворения. Это замечательный способ и поддерживать объем памяти и литературный поэтический багаж малыша.
Методы заучивания стихов
Визуальный
Этот метод часто путают с простым показом книжных иллюстраций. Однако это не одно и тоже. Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. А картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память.
Итак, после предварительной работы, о которой говорилось выше, после рассмотрения иллюстраций к стихотворению, вы даете малышу установку на запоминание. «Сейчас мы будем учить это стихотворение наизусть. Ты будешь запоминать, а я — тебе помогать». Если вы хорошо рисуете, то можете построчно читать стихотворение и на глазах ребенка изображать то, о чем говорится, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой. Ваши изобразительные способности, в общем-то, не так уж и важны. Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое схематичное изображение содержания, и на продуктивность запоминания ваши каляки-маляки особенно не влияют. Главное — принцип. Затем, по вашему «картинному плану» чадо несколько раз воспроизводит стихотворение. Через некоторое время опора убирается. Можно конечно использовать и готовые картинки. Но довольно трудно подобрать их так, чтобы они построчно соответствовали содержанию.
Этот метод может применяться одновременно с первым методом или без него. В обоих случаях важным является следующее.
Как вариант: просите малыша во время прочтения и повторения каждой строфы закрывать глаза и представлять себе ее смысл в виде образов, как если бы он смотрел мультфильм или картинку. Чтобы эти образы были максимально яркими и конкретными, используйте для этого какие-нибудь реальные рисунки. По мере увеличения количества заучиваемых строк образы должны постепенно выстраиваться в соответствующей сюжету последовательности. Пусть малыш попробует поэкспериментировать с этими образами, например, что-то изменить во внешнем виде главного героя, перевернуть его с ног на голову и т.п. Неизменной, однако, должна оставаться последовательность образов и их основное содержание.
Двигательный
Опять же, после проведения предварительной работы, вы даете ребенку установку на запоминание. Затем предлагаете ему взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за спинку и «наматываем понарошку». Тут основной принцип в том, что ребенку-кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать), мы даем необходимую для запоминания опору — подкрепляем запоминание двигательным актом. Как вариант этого метода вы можете предложить малышу класть в блюдо шарики. Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать пирамидку, бусы, или перебрасывать мяч (на каждый бросок — одна строчка).
Слуховой
Это самый распространенный метод. Его обычно используют в детских садах. Вы говорите ребенку, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. Пусть он включит в головке магнитофончик, который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Сначала он послушает вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе. Потом он один повторит, а за ним снова вы. Здесь обязательно нужно обратить внимание на то, что в данном методе вы опираетесь не на строчку, как в двух предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк объединенных рифмой. Идет слухоречевая опора на рифму. Этот метод является оптимальным для детей с одноименным ведущим типом памяти. Таким ребятам два вышеописанных способа заучивания не только не помогают, но порой даже мешают запоминать стихотворение. Так, разучивается каждый куплет, а потом читается все стихотворение целиком.
Вариант: начинать нужно всегда с прочтения стихотворения от начала и до конца. Затем заучивается первая строка стихотворения. Вы читаете эту строку и просите ребенка ее повторить. Желательно повторить ее несколько раз подряд, затем сделать небольшую паузу и повторить еще раз. При выполнении повторений предложите малышу делать их каждый раз по-новому: с новой интонацией, с акцентом на другом слове, с другим эмоциональным фоном (весело, спокойно, восторженно, грустно и т.д.). Для запоминания это очень важно, поэтому было бы хорошо, если бы вы сами показали малышу, как это делать. Далее вы читаете вторую строку и просите: сделать то же самое. Однако после паузы просите малыша повторить обе строки — первую и вторую. Эти строки также повторяются несколько раз. Затем читается следующая строка и т.д. Лучше всего овладевать этим способом на стихотворениях, состоящих из 4 строк. Тогда ребенок просто «обречен» на успех, ему понравится и запомнится способ запоминания, и он не побоится взяться за более «твердый орешек».
Логический
Не у многих дошколят ведущая — логическая память, но есть и такие. Для них предлагается следующий метод. После предварительной работы, вы читаете первые строки произведения, а потом останавливаетесь и предлагаете малышу своими словами рассказать, что было дальше, как он запомнил. С того места, на котором он остановился, снова читаете строку произведения, а потом снова предлагаете рассказать, что было дальше. Вы побуждаете ребенка опираться на смысловые связи. Во второй раз, после вашего прочтения четверостишия, пусть он вспомнит, как точно автор говорит, какими словами, об этом явлении или событии. Цель такого «пересказа» состоит в том, чтобы ребенок как можно глубже проник в смысл того, о чем говорится в стихотворении, установил различные смысловые связи между элементами текста. Такая смысловая обработка материала тоже значительно облегчает его последующее запоминание.
Как мы учим стихи: личный опыт и рекомендации (опыт одной мамы)
• Далее я прочитала о том, что поэзия это ритм, а к ритму ребенка нужно приучать. Когда пела колыбельные, то похлопывала свою малышку в такт ритма стихотворения или песенки. Потом, когда она подросла, то под ритм стихотворения мы делали движения руками, покачивались, хлопали в ладошки.
• Следующий этап был – рисование иллюстраций к стихотворению, я читала стихотворение, дочка на память прорисовывала его. Иногда стихотворение читала ей по нескольку раз, пока она сидела и рисовала.
• До того момента, как ей исполнилось 4 года, мы учили стихи к праздникам, или в подарок – папе, бабушке, друзьям. Это стало отличной мотивацией. Остальные стихи мы даже не заучивали специально, просто я ей постоянно их читала. А Даша запоминала то, что ей больше всего нравилось. А вот после 4 лет, заучивание стихов стало уже заданием или даже работой. Мы старались учить стихи постоянно, так как, я узнала, что именно заучивание стихов – это наилучший путь, для формирования объема памяти дошкольника.
• Хоть я и написала что, мы стали учить стихи целенаправленно, но не когда не делали это против воли ребенка, если у нее не было настроения или желания. По моим наблюдениям детки иногда отказываются учить стихи, только из-за того, что объем стихотворения не соответствует их возрасту и им действительно тяжело. Сведите ваши требования к тому, на что способен ваш малыш, и не ставьте цель выучить за день Муху-цокотуху, или заставить трехлетнего ребенка учить «Сказку о царе Салтане».
• Один наш знакомый мальчик просто впадал в бешенство, когда ему говорили, а сейчас начнем учить стихи. Он убегал и прятался. Я до 4лет вообще своему ребенку не говорила, давай будем учить стихи. Предлагала ей: повторяй за мной, как веселый попугайчик; или, давай поиграем и расскажем твоему медвежонку стишок; или, какую колыбельную ты своим куклам споешь? Так же и поступила мама Егора, она стала говорить ему: я буду рассказывать, а ты повторяй за мной, но я разрешаю повторять только одну строчку. Для него это стало игрой, и он уже ходил и выпрашивал все новые и новые строчки, но все это конечно произошло не в один день. Мама сама стала очень часто рассказывать стихи, и делать это с удовольствием. Капля по капле и ребенок звезда детского сада, на каждом утреннике у него самый длинное стихотворение.
• Прежде чем начать учить стихотворение, спросите все ли слова ребенку понятны, разъясните значение каждого слова. Можно пойти на обман прочитать несколько стихотворений, и предложить ребенку выбрать то, которое вы будете учить. Ребенку кажется, что это он а не вы руководите процессом, и вы вынуждены учить с ним то, что он выбрал, это повышает его самооценку и прибавляет уверенности.
• Как и во всем: повторение – мать учения! Первую строчку стихотворения повторяем до тех пор, пока малыш не расскажет вам ее без ошибок, потом переходим ко второй строчке, и так учим четверостишие, а из них складываем стихотворение целиком. Но здесь не надо торопиться, один ребенок может выучить стихотворение за час, другому необходима неделя, в течение которой, он будет запоминать по 2-3строчки каждый день
• Не забывайте повторять с ребенком те стихи, которые вы учили в прошлом месяце или в прошлом году, и вам и ему будет полезно развивать и активировать долговременную память.
• Рифма – постоянно играйте с ребенком в рифму, чем бы вы не занимались: Кашу съела Даша, малышка- шалунишка, надо просыпаться пойдем скорее умываться и так далее. Используйте рифмы, когда общаетесь с ребенком. Заметите, что это легко и увлекательно. Вы и не заметите, что ребенок вас поддержит и даже превзойдет в этом деле. В возрасте 4 лет Даша шокировала нас первым своим четверостишием – Тили-бом, тили-бом, убираем какашки за котом!
• Нам уже 6 лет, и Даша может сама прочесть и выучить стихотворение. И опять нас спасает игра, она рассаживает кукол и готовит их к концерту, в котором каждая кукла расскажет на сцене – стуле, свое четверостишие, как вы понимаете, все стихотворение целиком, она сама рассказывает за кукол.
В заключение еще несколько советов
— Желательно обучить ребенка всем трем методам, чтобы в дальнейшем он мог использовать их одновременно. При одновременном применении этих методов лучше соблюдать такую последовательность: сначала читается все стихотворение, потом оно «пересказывается» и только после этого заучивается по строкам с параллельным «переводом» текстовой информации в образную форму.
— Обязательно делайте перерывы для отдыха. Необходимо создать такой режим работы, чтобы она приносила только радость, а не мучения. Ни в коем случае не заставляйте ребенка учить стихотворение, если он этого сейчас не хочет.
— Если вам интересно знать, есть ли какой-то прогресс в развитии памяти вашего ребенка, записывайте каждый раз, сколько ему нужно повторений, чтобы полностью выучить стихотворение из 4-х строк.
Давайте разберем по этапам, как учить стихотворение с ребенком
1 этап. Обязательное чтение стихотворения взрослым. Вы даете образец выразительного и правильного чтения. Помогаете ребенку прочувствовать настроение и характер стихотворения.
Давайте, попробуем выучить маленькое стихотворение В. Орлова«Дятел» и правильно прочитаем его ребенку.
Дятел,
Даже молодой, —
Вежливая птица:
Он всегда
Перед едой
К червячку
Стучится!
2 этап. Выяснить, как ребенок понял смысл стихотворения. Спросить, о чем говорится в стихотворении?
Какой дятел? (Молодой, вежливый)
Почему дятел вежливый? (потому, что стучится)
Зачем он стучится к червячку? (чтобы добраться до червячка, найти его)
3 этап. Уточнить значение трудных слов, спросить все ли понятно. Прочитать с читающим ребенком трудные слова из текста.
4 этап. Прочитать еще раз вместе, если ребенок читает. Или пусть ребенок читает сам 2 раза (вслух и шепотом)
5 этап. Очень хорошо совместить чтение с движениями тела или рук.Здесь можно сделать так:
на первой строчке показать длинный нос – дятел,
На слово «вежливая» птица – небольшой поклон,
На слова «перед едой» — показать как движется ложка ко рту,
«К червячку стучится» — постучать по столу.
Так можно придумать любые движения, чтобы сработаладвигательная память и ребенку легче будет запомнить порядок строк. Только обратите внимание, что движения выполняем, когда читает взрослый или призаучивании.Если читает ребенок, то никакие движения не выполняются.
6 этап. Нарисовать это стихотворение в виде символов или сделать иллюстрацию к тексту. Здесь можно прорисовать не каждую строчку, а смысловую фразу. Это стихотворение можно изобразить в виде 3 картинок-символов: дятел (птичка, длинный клюв), тарелка, червячок.Последовательное расположение картинок поможет ребенку, у которого преобладает зрительная память.
7 этап. Заучивать стихотворение не по строчке, а по фразам.Если фраза длинная, то можно разбить ее на части. Заучивание совмещать с показами картинок и движениями.
Читаем первую фразу « Дятел, даже молодой, — вежливая птица» и ребенок повторяет ее 2-3 раза ( вслух, шепотом, с закрытыми глазами). Затем к первой фразе приклеиваем следующую «он всегда перед едой» и ребенок повторяет сразу 2 фразы 2-3 раза. Затем приклеиваем следующую фразу и повторяем 2 уже заученные и 1 новую « к червячку стучится».Затем повторить все стихотворение вместе 1-2 раза и отложить на время.
Если стихотворение длинное, то надо разбить его на смысловые части и каждую часть учить таким образом, а потом все объединить.
8 этап. Повторить стихотворение вместе через промежуток времени, через полчаса, позже, перед сном, на следующий день.Только не стоит делать это в виде экзамена: «А ну-ка, расскажи, я посмотрю, как ты запомнил». Гораздо эффективнее, если Вы предложите рассказать вместе папе, бабушке, соседке. Если Вы начнете рассказывать, а потом «забудете» и попросите ребенка помочь. Если Вы попросите ребенка послушать, правильно ли Вы запомнили.
Можно попросить малыша, чтобы онвыучил это стихотворение с котенком, с игрушечным мишкой или какой-нибудь игрушкой. Можно рассказать стихотворение на ночь подушке, луне, и т.д.Нам это может быть смешно, а дети все воспринимают за чистую монету, и с удовольствием будут рассказывать и вымышленному домовенку, и луне за окном и дождику.
9 этап. Повторите стихотворение через день,через два, помогая малышу картинками и движениями, если он забудет.
Вот и все. Если вы пройдете эти 8-9 этапов, то Ваш малыш прекрасно выучит стихотворение без напряжения. При таком заучивании мы делаем упор на все системы человека (слуховую,зрительную,образную память включаем, кинестетическую – движения)и все они работают вместе, значительно облегчая работу ребенка, помогая лучше и легче запоминать стихи.
Если вы будете учить стихотворения таким образом и со школьниками, они смогут даже трудные стихи запомнить быстро и хорошо.
Ещё статьи о воспитании
- «Вкусные картины» из овощей и фруктов: съедобно, полезно и увлекательно! Лариса Брегеда
- «Я не хочу больше детей…»
- 10 типичных ошибок, которые совершают родители, обучая ребенка чтению Рогозина В.И.
- 12 спокойных игр перед сном для детей 2-4 лет и 4-6 лет
- 12 способов воспитать ребенка счастливым
Входим…
Куки не обнаружены, не ЛК
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Выучить стихотворение наизусть — типичное школьное задание по литературе. Однако не всем легко дается запомнить и красиво прочесть произведение Пушкина, Есенина или Шекспира. Наша методика может показаться на первый взгляд сложной, требующей многих знаний, но если вы будете следовать ей и совершенствоваться с каждым шагом, то со временем сможете быстро и качественно заучивать самые разные стихотворения.
-
Важно помнить, что любые стихи, рифмованные или нет, восходят к устной традиции и предполагают восприятие на слух.[1]
Поэзия была развлечением и способом рассказать историю задолго до телевидения. В те времена, когда многие были неграмотны, поэзия обрела определенные характеристики, включая рифму и стихотворный метр, которые помогали запомнить стихотворение тем, кто не мог прочитать его с листа.- Прежде чем вы начнете учить стихотворение наизусть, прочтите его вслух несколько раз. Попробуйте его переписать или перепечатать.
- Не проговаривайте слова механически; постарайтесь читать с выражением, как будто рассказываете слушателям историю. Понижайте голос там, где требуется спокойное повествование, и выделяйте интонацией эмоциональные моменты. Помогайте себе жестами, чтобы подчеркнуть самое важное. Призовите на помощь театральное мастерство.
- Очень важно читать стихотворение вслух, а не только про себя. Если вы его услышите, то сможете лучше уловить рифму и ритм, и это поможет его запомнить.
-
Язык поэзии очень богат, и поэты часто используют незнакомые вам слова. Если вам нужно выучить старинное стихотворение, наверняка в нем встретятся устаревшие слова или грамматические обороты, а также незнакомые имена или названия. Для примера возьмем стихотворение А. С. Пушкина «Пророк».[2]
- В этом стихотворении множество архаизмов: «персты» (пальцы), «зеницы» (глаза), «отверзлись» (открылись), «уста» (рот), «горний» (находящийся в вышине), «десница» (правая рука). Незнакомым может показаться и слово «серафим», означающее ангела высшего чина.
- Если пересказать своими словами, к примеру, первые восемь строк, получится: «В пустыне я встретил ангела. Своими легкими пальцами он коснулся моих глаз, и они открылись, как у орлицы».
- Иногда затруднение вызывают не сами значения слов, а метафоры, к которым прибегает поэт. Пройдемся еще раз по тексту «Пророка». Теперь вы нашли значения всех незнакомых слов по отдельности, но, возможно, вам трудно понять суть отдельных фраз или текста в целом.
- «И внял я неба содроганье, / И горний ангелов полет, / И гад морских подводный ход» — когда серафим коснулся ушей пророка, тот обрел дар слышать все, от полета ангелов в небесах до движения рыб в море.
- Мы видим преображение человека: он обретает «жало мудрыя змеи» вместо языка, «угль, пылающий огнем» вместо сердца. С одной стороны, этот текст перекликается с Книгой пророка Исайи и темой очищения, необходимого для служения Богу; с другой — пушкинский пророк воплощает идеал поэта и свободной поэзии. Он все видит, все слышит, говорит правду, и в душе его горит огонь.
- Заключительные строки говорят о предназначении истинного поэта и пророка — «глаголом жги сердца людей»: его слова должны быть такими, чтобы проникать прямо в сердце и не оставлять людей равнодушными.
- Если вам трудно понять стихотворение, найдите, что о нем говорится в учебнике или на сайтах, посвященных изучению литературы.[3]
[4]
[5]
-
Когда вы разберетесь со всеми сложными словами, выражениями и образами, вам нужно уяснить для себя его тему и сюжет. Если вам непонятно, о чем идет речь в стихотворении, вам будет тяжело его выучить, так как очень трудно запомнить слова, за которыми не видишь ни связи, ни смысла. Перед тем как учить текст наизусть, вы должны быть в состоянии рассказать по памяти, о чем оно. На этом этапе не старайтесь воспроизвести стихотворение дословно — только краткое содержание.
- Некоторые стихотворения носят повествовательный характер, то есть от начала к концу в них развивается история. Хорошим примером может послужит «Анчар» А. С. Пушкина.[6]
- В начале стихотворения описана пустыня и зловещее ядовитое дерево. Ни птица, ни зверь не приближаются к нему. Но затем, рассказывает нам поэт, человек посылает за ядом другого человека, своего раба; раб покорно отправляется в путь, наутро приносит царю яд и умирает; царь же пропитывает ядом стрелы, и они несут смерть в соседние владения.
- Некоторые стихотворения носят повествовательный характер, то есть от начала к концу в них развивается история. Хорошим примером может послужит «Анчар» А. С. Пушкина.[6]
-
Не во всех стихах рассказывается подобным образом: вначале случилось то, потом другое. Однако во всех речь идет о чем-то, и в лучших примерах — какие обычно и изучают в школе — происходит развитие от начала к концу даже при отсутствии истории. Если сюжета как такового в стихотворении нет, постарайтесь понять его смысл и связь между строфами или частями. Для примера возьмем «В Рождество все немного волхвы…» Иосифа Бродского.[7]
- Стихотворение начинается со слов «В Рождество все немного волхвы». Тема и время действия, таким образом, обозначены в самой первой строчке.
- Большая часть этого произведения не подчинена строгой хронологии; события библейских времен и современные поэту реалии переплетены, скорее, ассоциативно, нежели в соответствии с формальной логикой.
- Итак, волхвы в стихотворении — самые обычные люди, покупающие еду и подарки к праздникам. Поэт рисует картину хаоса и столпотворения в магазине, и в следующей строке неожиданно говорит о том, что за хаосом не видно дороги в Вифлеем. Но люди несут дары, садятся с ними в транспорт, расходятся по домам и дворам, даже зная, что в пещере никого нет (следует понимать реалии — речь идет об атеистическом Советском Союзе).
- Мысль о пустоте вызывает внезапное ощущение света. Чудо все неизбежнее — и в этом состоит «основной механизм Рождества». Люди чувствуют это и празднуют, даже не веруя, но испытывая потребность верить, и уподобляются пастухам, разжегшим в ночи костры.
- Образ зимней ночи и напряженного ожидания продолжается в следующей строфе: валит снег, дымят трубы, люди не понимают, кто грядет, и боятся не узнать его.
- В заключительной строфе на пороге возникает неясная фигура в платке (мы можем предположить здесь ассоциацию с Богородицей) — и человек ощущает Святой Дух в самом себе. Тогда он смотрит в небо и видит появившуюся звезду.
- Это стихотворение может быть трудно запомнить по порядку, так как строфы не связаны между собой хронологически. Однако постарайтесь выстроить ассоциативный ряд, объединяющий их, и вам будет проще выучить: в Рождество все становятся волхвами → покупки, давка в магазине, и за хаосом не видно тропы в Вифлеем → но «волхвы» возвращаются с дарами, даже зная, что в пещере пока никого нет → мысль о пустоте вызывает мысль о чуде → чудо — это суть Рождества, и люди празднуют его, даже не сознавая этого → зима, валит снег, растет чувство тревожного ожидания → человек приходит к ощущению Бога в себе и видит звезду.
-
Метр — это ритм поэтической строки, ее структура, характеризующаяся количеством слогов и ударений.[8]
Самым употребительным считается ямб. Это двусложный размер — первый слог безударный (слабый), второй ударный (сильный). Ритм звучит как та-ТА, например, «мой ДЯдя САмых ЧЕСТных ПРАвил».[9]
- Другие распространенные в русской поэзии стихотворные метры — это двусложный хорей (ТА-та; «БУря МГЛОю НЕбо КРОоет») и трехсложные дактиль (ТА-та-та; «ТУчки неБЕСные, ВЕЧные СТРАНники»), амфибрахий (та-ТА-та; «не ВЕтер буШУет над БОром») и анапест (та-та-ТА; «ШагаНЭ ты моЯ, ШагаНЭ»).[10]
- Многие стихи на русском языке написаны ямбом, при этом размер может различаться из-за разного количества стоп, то есть повторов сочетания сильных и слабых слогов. Это также важная характеристика стихотворения, на которую следует обратить внимание.
- Стихотворная строка обычно ограничена размером. Например, размер, называемый пятистопным ямбом, означает, что строка имеет схему та-ТА-та-ТА-та-ТА-та-ТА-та-ТА, то есть ямбическая стопа повторяется пять раз. Примером такого размера может служить строка «сравНЮ ли с ЛЕТним ДНЕМ твоИ черТЫ» (18-й сонет Шекспира в переводе С. Я. Маршака).
- Трехстопный ямб означает три ямбических стопы в каждой строке, четырехстопный — четыре, шестистопный — шесть. Крайне редко вам встретится строка длиннее семи стоп.
- Найдите ударные слоги и посчитайте количество стоп в каждой строке, тем самым определив размер стихотворения. Это поможет вам запомнить его ритм.
- Например, вы сразу услышите различие между четырехстопным ямбом «Мороз и солнце; день чудесный!..» А. С. Пушкина и трехстопным анапестом «На заре ты ее не буди…» А. А. Фета.
- Как в самом начале, прочитайте стихотворение вслух несколько раз, но теперь обращайте особое внимание на его музыкальность и ритм. Читайте его, пока мелодия стихотворения, включая его размер, не станет для вас такой же близкой и предсказуемой, как мелодия любимой песни.
- Другие распространенные в русской поэзии стихотворные метры — это двусложный хорей (ТА-та; «БУря МГЛОю НЕбо КРОоет») и трехсложные дактиль (ТА-та-та; «ТУчки неБЕСные, ВЕЧные СТРАНники»), амфибрахий (та-ТА-та; «не ВЕтер буШУет над БОром») и анапест (та-та-ТА; «ШагаНЭ ты моЯ, ШагаНЭ»).[10]
-
Метрическое стихотворение имеет определенный размер, длину строфы и сочетание рифмованных строк.[11]
Теперь вы уже знаете размер, так что нужно разобраться с ритмическим рисунком и количеством строк в каждой строфе. Существуют твердые поэтические формы, подчиняющиеся определенным правилам — например, сонеты, секстины или рондо. Посмотрите, относится ли стихотворение, которое вы учите, к одной из таких форм, или же его структура придумана самим поэтом.- Вы можете почитать в интернете о том, какие бывают твердые поэтические формы и как их отличать.[12]
[13]
[14]
- Запомнив структуру стихотворения, вы скорее сможете вспомнить, что дальше, если при чтении наизусть вдруг споткнетесь.
- Например, если вы читаете наизусть «Белеет парус одинокий» М. Ю. Лермонтова и вдруг собьетесь, вы можете вспомнить, что первая строка каждой строфы рифмуется с третьей, а вторая — с четвертой.[15]
- Например, в последней строфе первая строка оканчивается на «лазури», а вторая на «золотой»; значит, окончание третьей будет рифмоваться с «лазури» («бури»), а четвертой — с «золотой» («покой»).
- Вы также можете опираться на ритм стихотворения, чтобы вспомнить забытую строку. Даже если вам трудно отличить ямб от хорея, запоминайте просто мелодию (как в песне, если напевать ее без слов): «Та-ТА, та-ТА-та, та-та-ТА-та».
- Вы можете почитать в интернете о том, какие бывают твердые поэтические формы и как их отличать.[12]
-
Теперь вы читаете его намного более осознанно, чем поначалу, так как понимаете тему стихотворения, его смысл, ритм, мелодику и структуру.
- Прочтите стихотворение медленно и с выражением. Пользуйтесь всеми новыми познаниями, чтобы улучшить качество чтения. Чем больше понимания и эмоций вы вкладываете в декламацию, тем лучше стихотворение закрепится у вас в памяти.
- Когда строки стихотворения начнут сами всплывать в памяти, читайте все больше наизусть и все меньше смотрите в текст.
- Не бойтесь, однако, подглядывать в книгу, если вам нужно. Опирайтесь на текст столько, сколько вам потребуется.
- Продолжайте читать стихотворение вслух снова и снова, и вы увидите, что все больше и больше строк вспоминаются сами собой.
- Постепенно вы без усилия перейдете от чтения по книге к чтению наизусть.
- Когда вы смогли прочитать наизусть все стихотворение, повторите его не менее пяти-шести раз, чтобы закрепить в памяти и читать без запинки.
Реклама
-
Будьте готовы, что свободный стих запоминается труднее, чем метрический. Свободный стих, или верлибр, стал популярен в начале двадцатого века, когда некоторые поэты-авангардисты (например, Эзра Паунд) объявили, что рифма, стихотворный метр и разделение на строфы, доминировавшие в поэзии на протяжении всей ее истории, придуманы искусственно и не в состоянии отразить истину и реальность.[16]
В результате в поэзии последнего столетия часто отсутствует рифма, заданный ритм или длина строфы, и такие стихи гораздо сложнее запомнить. Следует, впрочем, отметить, что верлибр распространился на Западе намного шире, чем в России, поэтому вряд ли вам придется учить его наизусть, если вы не изучаете углубленно зарубежную литературу.- Даже если вы всегда успешно учили стихи наизусть, не ждите, что свободный стих дастся вам так же легко.
- Будьте готовы приложить больше усилий.
- Если у вас есть выбор, какое стихотворение выучить к уроку, а времени мало, то выберите традиционную форму, а не верлибр.
-
Для начала вам нужно, как и в случае метрических стихов, почувствовать ритм. Хотя у свободных стихов и нет формальных свойств, благодаря которым их было бы легче запоминать, но, как отметил Т. С. Элиот, «автор верлибра свободен во всем, если не считать необходимости создавать хорошие стихи».[17]
. Он имел в виду, что в любом языке, даже в обычном разговорном, можно выявить метрический ритм и схемы, заложенные в него на бессознательном уровне, и хороший поэт сделает строку музыкальной даже без соблюдения жесткой структуры. Согласно ему, нельзя представить строку, которая не зазвучала бы как стих.[18]
- Когда вы читаете стихотворение вслух, постарайтесь уловить интонацию поэта. Использовал ли он множество запятых, которые замедлили темп стихотворения, или позволил словам литься непрерывным потоком?
- Верлибр старается максимально передать естественный ритм речи, так что стихотворение, вероятно, будет напоминать ямбический метр, который ближе всего к естественному звучанию русского, а также английского языка. Относится ли это к стихотворению, которое вы учите?
- Или ритм стихотворения неожиданно отличается от ямба? Например, среди англоязычных поэтов Джеймс Дикки известен строками трехстопного анапеста, разбросанными по его верлибрам.[19]
[20]
Подобное переплетение размеров можно встретить и у А. А. Блока — «оНА приШЛА с моРОза / РаскрасНЕвшаясЯ».[21]
- Читайте стихотворение вслух раз за разом, пока не почувствуете голос поэта и не впитаете музыкальный ритм.
-
Так как свободные стихи — сравнительно молодой жанр поэзии, в них вряд ли попадутся архаизмы. Некоторые поэты, пишущие в этом жанре, специально стремились приблизиться к обычной разговорной речи, а не к изысканной поэтической. По словам Уильяма Водсворта, одного из заметных предшественников свободного стихосложения, поэт — это просто человек, говорящий с людьми.[22]
Однако поэты раздвигают границы языка и потому в художественных целях иногда прибегают к довольно редким словам. Пользуйтесь словарем.- В авангардной и современной поэзии также присутствует множество аллюзий, так что обращайте внимание на непонятные отсылки. Весьма распространены классические отсылки к греческой, римской и египетской мифологии, а также к Библии. Изучите их, чтобы понять глубинное значение строк.
- Например, поэма Т. С. Элиота «Бесплодная земля» настолько полна аллюзий, что без примечаний ее почти невозможно понять[23]
(и даже с примечаниями это трудно!). - И вновь напоминаем: ваша цель состоит в том, чтобы понять стихотворение, прежде чем учить его наизусть. Понятное проще запоминается.
-
Так как ритм или рифма не смогут послужить вам подсказкой, в стихотворении нужно выбрать ключевые точки, на которые вы будете опираться. Найдите такие моменты, которые вам понравились или удивили вас. Пусть их будет несколько на протяжении всего произведения, так что оно окажется разделенным на фрагменты, в каждом из которых у вас будет особая, запоминающаяся строчка или фраза. Даже если стихотворение не разделено на строфы, вы можете выбрать по одному яркому образу или словосочетанию на каждые четыре строки или на каждое предложение, вне зависимости от того, сколько строк оно занимает.
- В качестве примера вернемся к упомянутому выше «Она пришла с мороза…» А. А. Блока.[24]
Перечислим по порядку запоминающиеся образы в этом стихотворении. - Она пришла с мороза; ароматом воздуха и духов; болтовней; толстый том художественного журнала; в моей большой комнате очень мало места; довольно нелепо; она захотела, чтобы я читал ей вслух Макбета; до пузырей земли; внимательно смотрит в окно; большой пестрый кот; целующихся голубей; рассердился; прошли времена Паоло и Франчески.
- Заметьте, как каждое из этих словосочетаний или фраз хорошо запоминается и одновременно указывает точку развития событий в стихотворении.
- Запомнив эти ключевые фразы перед тем, как пытаться заучить все стихотворение наизусть, вы наметите своего рода вехи, которые в будущем помогут вам, если вы собьетесь.
- Запоминайте фразы дословно и именно в том порядке, в каком они появляются в тексте. У вас получится сжатое изложение стихотворения, которое пригодится вам на следующем шаге.
- В качестве примера вернемся к упомянутому выше «Она пришла с мороза…» А. А. Блока.[24]
-
Как и в случае метрического стихотворения, прежде чем пытаться его запомнить, вы должны полностью понять содержание и смысл. Тогда, дойдя при чтении до знакомой фразы, вы должны вспомнить, что следует за ней. Сосредоточьтесь на том, чтобы встроить «вехи» из предыдущего шага в краткое содержание стихотворения: вы должны быть в состоянии пересказать его своими словами, опираясь на них.
- Если стихотворение носит повествовательный характер, попробуйте представить его в виде пьесы, чтобы запомнить последовательность событий. Например, в «Домашних похоронах» Роберта Фроста присутствует настолько четкое повествование, мизансцена и диалоги, что это стихотворение действительно ставили на сцене.[25]
[26]
Правда, в остальном его выучить трудно, хотя оно написано и не верлибром, а белым стихом — нерифмованным пятистопным ямбом.[27]
- Если стихотворение носит повествовательный характер, попробуйте представить его в виде пьесы, чтобы запомнить последовательность событий. Например, в «Домашних похоронах» Роберта Фроста присутствует настолько четкое повествование, мизансцена и диалоги, что это стихотворение действительно ставили на сцене.[25]
-
К этому моменту вы уже должны начать запоминать его благодаря списку ключевых фраз и краткому содержанию. Продолжайте читать стихотворение вслух, и при каждом последующем прочтении старайтесь совершать путь от одной «вехи» до другой, не заглядывая в книгу.
- Не огорчайтесь, если с первого раза ваше прочтение будет неидеальным. Если вы расстроены, расслабьтесь и прервитесь на пять минут, чтобы мозг отдохнул.
- Не забывайте пользоваться своими «вехами» и кратким содержанием, чтобы запомнить все строки стихотворения по порядку.
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 305 863 раза.