Как завязать морской узел на веревке схема пошаговая инструкция

Морские узлы для начинающих яхтсменов — один из первых разделов обучения в парусной школе. Без этого невозможно настроить паруса, пришвартовать лодку или спустить трап. Умение вязать морские узлы — искусство, которое уходит корнями глубоко в прошлое, во времена инков и фараонов.

История морских узлов

Люди научились вязать узлы раньше, чем придумали колесо или научились добывать огонь. В ход могли идти любые подручные средства — волокна, стебли, сухожилия животных, при этом никаких специальных инструментов, кроме пары умелых рук, не требовалось. Все гениальное — просто.

С помощью узлов наши предки скрепляли орудия труда, сажали на привязь домашних животных, плели сети для ловли рыбы, создавали письменность, строили хижины и первые лодки. Морские узлы зарекомендовали себя как самые надежные и оригинальные, а моряки и рыбаки славились своим умением ловко работать с веревками.

Изображения популярных сегодня морских узлов можно увидеть еще на древнеегипетских «Кораблях мертвых» — погребальных моделях лодок, которым больше 5000 лет. Эти корабли должны были доставить душу умершего в Царство Мертвых. Археологи обнаружили беседочный узел и на уцелевших снастях корабля фараона Хеопса, а выбленочный узел — на одной из дверей, ведущей в гробницу фараона Тутанхамона.

Люди с давних времен верили в магические свойства узлов. Завязывая их особым способом, знахари исцеляли пациентов, снимали порчу, защищали от сглаза. До сих пор, например, на знаменитой красной нити, привезенной из Израиля, завязывают шесть узлов, чтобы потом седьмым закрепить на запястье.

Одно из самых древних изобретений человечества продолжает служить нам. И спустя века умение быстро и верно завязать узел по-прежнему может спасти чью-то жизнь.

Классификация морских узлов

Узел для моряков имеет особое значение. Изначально, как только было создано первое парусное судно, все снасти крепились с помощью веревок. Все управление парусами было в прямом смысле завязано на тросах и блоках. И на таких огромных парусных судах, как «Седов» или «Крузенштерн» общая длина всех веревок и снастей измеряется десятками тысяч метров. И во всех разновидностях морских узлов обязан был разбираться любой матрос.

В эпоху расцвета судоходства, когда моря бороздили фрегаты, каравеллы и клиперы, существовало около 4000 видов морских узлов. До наших времен сохранилось примерно 700 способов, как вязать морские узлы. В современных мореходных училищах изучают не больше 40 морских узлов, опытный яхтсмен способен обойтись дюжиной. Но никто не преуменьшает значимость морских узлов как для парусных яхт, так и для моторных. Используя их, нужно пришвартоваться в марине, привязать кранцы, поднять груз или взять кого-то на буксир.

Важная особенность морских узлов — они должны выдерживать многотонную нагрузку, но при необходимости — развязываться без особых усилий. У каждого узла — свои функции, на основе чего выделяют несколько категорий.

  1. Стопорные узлы (knots) — с утолщением на окончании, связывают коренной и ходовой концы. Например, позволяют удержать шкот или фал в стопоре во избежание выскальзывания.
  2. Закрепляющие узлы (hitch) — позволяют прикрепить веревку ходовым концом к другому канату, элементу такелажа или предмету. Например, прикрепить флаг, пришвартоваться в марине.
  3. Cвязывающие узлы (bend) — соединяют между собой даже разные по толщине веревки. Например, когда при постановке на растяжку у берега не хватает длины швартова.

Среди видов морских узлов различают еще затягивающиеся — те, что при нагрузке становятся только крепче, и незатягивающиеся — те, что сохраняют свою форму. Например, завязанные петли можно регулировать по размеру, при натяжении узел остается неподвижным.

Основные морские узлы и их применение

Прежде, чем вставать к штурвалу и работать с парусами, нужно учиться вязать морские узлы. С этого начинается практическое обучение яхтингу. На борту любая мелочь имеет значение. Даже то, как вы складываете моток веревки в бухту и вешаете на просушку.

Есть два основных термина, которые следует запомнить, чтобы вы могли следовать инструкциям.

Коренной конец — это та часть веревки, которая остается неподвижной.

Ходовой конец — часть веревки, которая остается свободной и активно используется в работе.

Необычные морские узлы с названиями «кошачьи лапки», «воровской», «змеиный», «баранья нога», «крабья петля», «мартышкина цепочка», «пьяный», «устричный» вызывают огромное любопытство. Подробнее о них можно почитать, например, в книге Льва Скрябина «Морские узлы». Новичкам парусного спорта для начала достаточно знать, какие основные морские узлы используются чаще всего.

Восьмерка

Классика. Название отражает форму. Этот морской узел можно без усилий завязать, даже если веревка намокла. На парусной яхте узел «восьмерка» обычно используется как стопор и крепление. Используя «восьмерку», можно сделать ручки для ведра или завязки для санок, натянуть струны гитары или сделать собачий поводок более удобным.

Как научиться вязать морские узлы

Как завязать морской узел «восьмёрка»:

  • Создать петлю. Для этого обнести ходовой конец вокруг коренного, а затем вытащить конец сверху.
  • Ходовой конец завести за себя и продеть в петлю.
  • Затянуть.

Прямой узел

Еще древние греки называли его «геркулесовым». Им соединяют два одинаковых по диаметру каната, завязывают чехол от паруса. Прямой узел мгновенно завязывается и развязывается, но не выдерживает большие нагрузки, а при попадании воды может потерять свою форму. Моряки считают его ненадежным и стараются не использовать там, где от него может зависеть безопасность.

Как научиться вязать морские узлы

Как вязать прямой узел:

  1. Скрестите две веревки так, чтобы сформировать полуузел.
  2. Еще раз повторите действие, но обязательно так, чтобы конец, лежащий поверх веревки, снова оказался сверху. Если допустить эту незаметную ошибку — выйдет «бабий» узел.
  3. Затяните.

Простой штык

Один из самых незаменимых незатягивающихся морских узлов. Выдерживает большую нагрузку в несколько тонн и при этом легко развязывается. Наиболее активно используется при швартовках или буксировке. Для надежности штык лучше завершать контрольным узлом.

Обычно достаточно двух-трех штыков, чтобы привязать яхту, например, к причалу с помощью кольца. Нет смысла закладывать больше штыков, так как прочность морского узла от этого не зависит.

Как научиться вязать морские узлы

Как завязать простой штык:

  1. Создать петлю вокруг точки опоры.
  2. Провести ходовой конец под или над веревкой.
  3. Повторить действие в том же направлении, чтобы петли были завязаны одинаково.
  4. Сделать петлю вокруг веревки.
  5. Закрепить.

Выбленочный узел

Этот морской узел понадобится, чтобы привязать кранцы или закрепить веревку на гладкой поверхности, скажем, столбе, бревне или трубе. Используется он там, где нагрузка с обеих сторон примерно одинаковая, иначе узел не выдержит.

Выбленочный узел стал так называться из-за кусков смоляной веревки примерно два сантиметра в диаметре, которые называли выбленками. Их применяли на парусных кораблях матросы, чтобы сконструировать подобие лестницы и перемещаться по вантам. Они и придумали узел, чтобы завязать его даже одной рукой, оставляя другую свободной.

vyblenochniy-1.jpg

Как вязать выбленочный узел:

  1. Обнести ходовой коней вокруг объекта крепления.
  2. Сделать перехлест.
  3. Провести конец через получившуюся петлю.
  4. Крепко затянуть.

Беседочный узел

Без преувеличения, универсальный морской узел, который приходит на выручку чаще всего. Второе название — булинь. Преимущество в том, что им можно надежно соединить два отрезка веревки даже разные по толщине. Подходит для швартовки, обвязывания вокруг опоры и страховки. Беседочный узел легко вяжется не скользит, а шанс, что он развяжется очень низкий.

Как научиться вязать морские узлы

Как завязать беседочный узел:

  • Формируем на конце петлю.
  • Проводим ходовой конец через образовавшуюся петлю.
  • Ходовой конец проносим позади коренного и снова продеваем в петлю с обратной стороны.
  • Аккуратно затягиваем узел.

Доказано, что регулярная практика по вязанию узлов развивает координацию, мелкую моторику и улучшает зрение. Техника вязания морских узлов — обязательная часть программы курсов школы парусного спорта SportFlot. В реальной жизни все выглядит гораздо проще, чем на картинках, так что вы быстро освоите этот полезный навык, который пригодится не только на яхте, но и дома на суше.

19.05.2017

Основные Морские Узлы

Морские узлы – настоящее искусство, уходящее корнями к истокам зарождения мореплавания и до сих пор не утратившее своей актуальности. Навыками мастерства их правильного вязания и уместного использования в конкретных случаях должен обладать каждый, кто выходит на водные просторы на катере, яхте или лодке.

Любой морской узел должен быть завязан крепко и надёжно, ведь от этого
во многом зависит безопасность, и в то же время так, чтобы в любой
момент его при необходимости можно было легко развязать.

Что стоит учесть новичкам перед обучением

Часто
новичкам сложно разобраться в терминологии, которую применяют при
пояснениях азов вязания морских узлов, поэтому изначально стоит усвоить
несколько основных определений:

1) коренной конец – закреплённый неподвижно конец троса;

2) ходовой конец – свободный, т.е. незакреплённый конец, с которого начинают все движения при вязании любого из узлов.

В английской терминологии для морских узлов существует такая классификация:

1) knot – узлы, которые характеризуются как переплетение или связывание ходового конца с коренным;

2) bend — узлы, которые характеризуются как переплетение ходовых концов двух тросов для объединения в один;

3) hitch — узлы, которые характеризуются как прикрепление ходового конца к какому-то предмету.

Новичкам
в морском деле важно освоить основные виды узлов, которые наиболее
часто применяются на практике, и на базе которых уже легко понять
принцип образования иных разновидностей.

Основные морские узлы

 Беседочный узел/булинь
– один из наиболее важных морских узлов, который стоит освоить в первую
очередь каждому моряку. Он содержит в себе элементы различных морских
узлов, что делает его почти универсальным узлом, который используют и
для страховки, и для швартовки, и для крепления троса к гаку. Связывание
двух тросов этим морским узлом считается наиболее надёжным.
Существенный плюс – в возможности его применения для тросов любого
диаметра и из любого материала. Он легко вяжется, не скользит по тросу,
его легко развязать, но при этом сам он никогда не развязывается и особо
надёжен.Из-за такой универсальности беседочный узел нередко называют
королём морских узлов.

Как завязать беседочный узел:

1) создать с верха вниз петлю;

2) протянуть через образовавшуюся петлю ходовой конец;

3)
затем пропустить ходовой конец позади коренного и снова продеть в
петлю, после чего ходовой конец должен оказаться в другой петле;

4) туго затянуть.

Хотя
беседочный узел достаточно прочный, развязать его тоже не составит
проблем, стоит лишь немного сдвинуть петлю ходового конца по отношению к
немного ослабленному при этом коренному концу.


Восьмёрка
типичный классический морской узел, названный так по своей форме. Он
лежит в основе вязания многих узлов и обычно применяется в качестве
узла-стопора и закрепляющего узла. Основное преимущество восьмёрки – в
лёгкости завязывания и развязывания, даже в случаях намокания троса.

Как завязать узел восьмёрка:

1) ходовой конец обнести вокруг коренного, а затем вытянуть поверх него, образовав тем самым петлю;

2) пропустить ходовой конец в образовавшуюся петлю, перед этим заведя его за себя же;

3) крепко затянуть.


Прямой
узел
— один из древнейших морских узлов, который древние греки
именовали геркулесовым. Основное его назначение — связывание двух тросов
одного диаметра. Прямой узел часто используемый, но далеко не самый
надёжный морской узел. Его главный недостаток в сползании по тросу и
сильном затягивании при больших нагрузках или при намокании, поэтому в
таких случаях его лучше не использовать.

Завязывают прямой узел
довольно просто: один ходовой конец в одном направлении, второй – в
другом (если в одном направлении, то получится ненадёжный т.н. «бабский»
узел), а для развязки стоит лишь потянуть ходовой и коренной концы в
разные стороны.


Простой полуштык и его более сложные вариации

 Простой
полуштык
– широко распространённый простой не затягивающийся морской
узел, который лежит в основе более сложных вариаций такого рода. Для его
получения необходимо ходовой конец обвести вокруг предмета, к которому
будет крепиться трос, а затем обвести вокруг коренного конца, и
пропустить через образовавшуюся петлю. Затем ходовой конец прикрепляют к
коренному. Такой узел отличается высокой надёжностью и отлично
выдерживает сильную тягу.


 Простой штык – более сложный вариант
простого полуштыка, который образуется из двух таких одинаковых узлов.
Главное его назначение – закрепление швартовных концов на причалах и
буксировка. Такой узел образуется не больше, чем тремя полуштыками.
Большее количество никак не повлияет на прочность и надёжность узла, о
чём красноречиво свидетельствует английская поговорка, утверждающая, что
трёх полуштыков достаточно даже для королевской яхты.


 Простой
штык со шлагом
– морской узел, аналогичный простому штыку, только с
одним дополнительным шлагом вокруг того предмета, за который крепится
трос. Также используется для швартовки, в особенности при длительных
стоянках, поскольку надёжнее простого.


 Рыбацкий штык/якорный
узел
– один из древнейших и наиболее надёжных узлов, который
используется для крепления троса к якорю, а также при всех работах с
тросами под воздействием сильной тяги. Он во многом похож на простой
штык со шлагом, только первый полуштык проходит внутри шлага,
охватывающего предмет крепления.


Важно выработать настолько
хорошие навыки вязания морских узлов, что даже с закрытыми глазами уметь
легко завязать требуемый в конкретной ситуации узел, и практика в этом
деле – одно из основных условий для успешного освоения этого искусства.

Учитывая обстоятельства, у всех нас в последнее время появилось немного больше времени дома, чем обычно. Команда Click&Boat решила разумно использовать эти моменты и наконец-таки закончить длинный список дел: заняться весенней уборкой, почитать запыленную книгу на полке или выучить новый язык или навык, вот наш план. Идей для получения навыков у нас море и сегодня поделимся одним из них, а именно тем, которым должен обладать не только начинающий яхтсмен, но и любой умелец. Догадались, о чем речь? Именно так: как завязать узел! Поделимся c Вами руководством к вязанию даже не одного, а целых пяти. Давайте начнем наш урок о том, как завязать простой морской узел!

простой морской узел

Вы, возможно, спросите, чем отличаются морские узлы, от тех которые Вы привыкли вязать в повседневной жизни? Всё дело в том, что из-за сильного ветра и натяжения, а также потенциальных экстремальных ситуаций, на яхте важно всегда иметь надежный узел. Таким образом, морские узлы располагают прочностью, устойчивостью к скольжению, а также их просто развязать, если понадобиться. Поэтому, важно знать основные морские узлы если вы собираетесь отправиться в морское путешествие, особенно для управления парусной яхтой.

Мы покажем Вам простое руководство по морским узлам и объяснит, в каких ситуациях эти узлы будут особенно полезны. Так что найдите веревку или просто подарочную ленту, и Вы готовы к уроку!

Прямой узел

Подобно восьмёрке, прямой узел не только популярен у моряков, но и является полезным узлом в повседневной жизни. Он является идеальным выбором для соединения двух одинаковой толщины веревок. Это особенно полезно, если веревка недостаточно длинная или для того, чтобы привязать рифленый парус во время чартера Вашей парусной яхты.

Прямой узел не следует путать с бабьим узлом, который очень похож на прямой, но не так силён. Для практики Вам хватит и одной веревки, просто возьмите два конца и попробуйте соединить их вместе в соответствии с инструкциями. Получилось? Вот еще один простой морской узел в Вашем репертуаре.

прямой узел

Восьмёрка

Восьмёрка, также называемый кормовым узлом или стопорным узлом — это очень простой узел, который Вы, безусловно, уже использовали в повседневной жизни, скорее всего даже бессознательно. Как следует из названия, узел похож на число восемь и используется на яхте в основном для вязания петель и предотвращения скольжения. Данный узел также зачастую используют альпинисты и скалолазы.

Благодаря простоте узла, Вы всегда можете легко ослабить его снова, даже после того, как узел был под сильным натяжением. Это особенно важно на яхте, так как из-за ветра и волн огромная сила воздействует на канаты и, следовательно, на узлы. Вы также можете использовать восьмерку для соединения двух канатов, а также создания петель.

узел восьмёрка

Выбленочный узел

В чартере яхт Вы зачастую будете использовать выбленочный узел или кабестановую петлю, особенно по вечерам, при швартовке яхты в порту. Потому что этот узел особенно популярен для того, чтобы подтягивать Вашу лодку к причалу. Этот простой морской узел всегда завязывается вокруг чего-то, и служит отличным креплением. Особым преимуществом этого узла является то, что его можно не только развязать, но и завязать под давлением.

кабестановая петля

Беседочный узел

Название этого узла звучит немного странно, однако беседочный узел необходим для любого моряка и является наиболее часто используемым узлом в морском судоходстве. В принципе, этот узел-это петля, которая не затягивается под давлением. Такой узел гибок и подходят для использования в любых ситуациях. Заметим, что он прежде всего необходим для швартовки.

В отличие от предыдущих узлов, беседочный узел немного сложнее и, порой доводит новичков парусного спорта до отчаяния. Но не переживайте у нас есть секретная формула, чтобы быстро усвоить этот узел: сформируйте из своей верёвки “пруд”, представьте, что конец веревки — это змея, остальная часть веревки на другой стороне пруда — дерево. Змея вылазит из пруда, один раз проползает вокруг дерева, а затем снова ныряет в пруд. Вуаля! У Вас получился беседочный узел!

инструкция беседочный узел

Простой морской узел для швартовки

Так же, как и беседочный, швартовочный узел особенно важен, если Вы хотите причалить в порту или пришвартовать Вашу яхту. И на катере, и на пристани Вы найдёте причальные утки. Этот узел немного сложнее изучить в домашних условиях, но знайте, что он обязательно Вам понадобиться, во время чартера Вашей яхты без капитана. Попробуйте смастерить зажим самостоятельно и освоить этот узел так же, как и предыдущие.

простой морской узел для швартовки

морской узел

Морские узлы нам известны еще со времен возникновения мореплавания, но их использовали в собственных целях первобытные люди. Считается, что стали вязать веревки еще задолго до того, как был добыт огонь. Крепкие узлы создали моряки, ведь от качества крепления мачты зависела скорость передвижения парусника и безопасность команды.

С помощью замысловатых простых узлов крепили тысячи метров такелажных снастей, мачты, реи и паруса. Насчитывается свыше 500 видов морских узлов, но в современном мореплавании используется около 40 наименований.

Морской узел может спасти жизнь

Однажды в море случилось несчастье. Моряк-подводник по неосторожности упал в ледяную воду. Пока корабль подходил на помощь, человек успел сильно замерзнуть. Попытки кинуть спасательный круг оказались неуспешными.

способы вязки узлов

Было принято решение бросать канат. У тонущего руки обмерзли, он не мог самостоятельно совладать с веревкой. Человек опоясал себя, но затянуть самостоятельно не было сил.

Моряки потянули канат, он затянулся самостоятельно. Конструкция смогла удержать потерпевшего, его вытянули на палубу. Веревочное крепление спасло не одну жизнь, поэтому к нему относятся с уважением.

схема прямого узла

Соединить качественно тросы непросто. Классические узлы, которые применяются в быту для шнурования, для морского дела непригодны. Это универсальная конструкция, которая быстро завязывается и легко развязывается рывком.

Классификация морских узлов

Все названия морских узлов к нам пришли с других языков.

узлы

Термин «якорный узел» обозначался несколькими различными словами в зависимости от конструктивной особенности вязки:

  • «knot» — переплетают, связывая ходовый край с коренным, на конце каната создается утолщение;
  • «hitch» — предназначен для закрепления ходового конца к реям, мачтам, другим снастям и предметам;
  • «bend» — используют для увеличения длины троса посредством связывания двух концов.

Важно!

Коренной участок каната – участок, закрепленный стационарно. Ходовый конец – свободный край, который ни к чему не крепится, с него начинают завязывать веревку.

схема вязки узла

Новичкам рекомендуется освоить технику вязания основных узлов, которые часто используются в мореходстве. Начинать нужно с простых конструкций, постепенно усложняя технику. Вязку одного узла следует доводить до автоматизма, только потом приступать к изучению новой конструкции. Следует помнить, что многие названия узлов пришли из англоязычных наречий. Одно и то же крепление может иметь до 7 названий.

Часто используемые морские узлы

Булинь является универсальным узлом, так как легко завязывается на веревке любой толщины. Его также именуют «беседочным узлом». Самостоятельно он не развяжется, не скользит по тросу, но его без усилий можно распустить, если возникла необходимость. Соединение получается одним из самых крепких. Применяют его для страховки, крепления к кольцу и гауку, швартовки и соединения разнообразных тросов.

прямой и рифовый узлы

Схема вязки:

  1. Создается петля, в которую проводится ходовый участок.
  2. Далее его заводят за коренную часть.
  3. Возвращают назад в петлю.
  4. Маленький кончик должен остаться во второй петле.
  5. Выполняют тугое затягивание.

Восьмерка получила свое название из-за внешнего сходства с одноименной цифрой. Ее применяют как самостоятельный вариант или в качестве элемента для вязки других креплений. Используется за закрепления или стопора. Его особенность в том, что такой якорный узел легко развязывается при намокании каната.

узел петля

Схема вязки:

  1. Ходовый край вытягивают вдоль коренного и обводят вокруг него.
  2. Ходовый конец заводят за себя и вдевают в образовавшуюся петлю.
  3. Плотно затягивают.

Удавка применяется для поднятия груза на высоту, а также крепления веревки к опоре. Ходовую часть обворачивают вокруг предмета, а коренной участок несколько раз обводят вокруг ходового. Наиболее надежен, если в удавке для фиксации применяется контрольная затяжка.

схема вязания простых узлов

При использовании предельной нагрузки на разрыв, после снятия груза, канат легко развязывается. Соединение очень крепкое и не теряет прочности при намокании. Карабиновая удавка широко применяется в альпинизме. Ходовая часть закрепляется на карабине в форме восьмерки, а свободная часть может охватывать опору, например, дерево.

Штык связывают из двух узлов. Он сложен в исполнении, подходит для буксировки и швартовки. В основе применяется простой полуштык. Ходовую часть обводят вокруг предмета, затем несколько раз вокруг коренной части. Штык уместен при длительном стоянии судна в порту.

Морские узлы: назначение, классификация, схема вязания

Существует несколько вариаций вязки. Разновидностью его является якорный узел, который также называют рыбацким штыком. Его применяют в ситуациях, когда задействуется сильная тяга, например, при опускании якоря.

Прямые узлы уместны для скрепления ходовой части двух разных тросов. К недостатку конструкции относят очень сильное затягивание после намокания при чрезмерной нагрузке, поэтому развязать его будет сложно. При интенсивном использовании этот якорный узел может сползать. Схема вязки:

  1. Две коренные части соединяют.
  2. Перемещают ходовые концы по отношению друг к другу и затягивают.
  3. Чтобы конструкция не потеряла симметрию, концы выводят по обе части коренных участков.

Воровской узел считается разновидностью прямого, его применяют для бытовых нужд, например, перевязывают мешки с зерном. Его вяжут подобным образом, направляя концы из конструкции по диагонали по отношению к коренной части канатов. Во время нагрузки соединение может изменить форму, напоминая полуштык.

туристические узлы

Смещение приводит к взаимному развязыванию концов. Чтобы веревка не развязывалась, меняют месторасположение концов. Их прижимают, а коренные части затягивают. Если края спрятаны, соединение внешне можно спутать с прямым креплением.

Самым непрочным является тещин узел. Его именуют также бабьим узлом. В морском деле он не используется из-за ненадежности, но на берегу его успешно применяют для упаковки товаров, вязки мешков. Края ходовой части переплетают и связывают. Несмотря на кажущуюся прочность, существует высокая вероятность соскальзывания и развязывания узла при сильном натяжении.

узел грейпвайн схема

Хуже всего соединяются канаты разного диаметра. При выборе данной конструкции следует оценивать степень опасности, так как соединение развяжется в наиболее неподходящий момент.

Гордиев узел и морской: различия

Гордиев узел развязать невозможно. Легенда рассказывает, что однажды фригийский царь Гордий соорудил очень сложный замысловатое крепление, соединяющий ярмо скота и телегу. Предсказатель упомянул, что умелец, который сможет его распутать, будет править миром.

Гордиев узел

В 334 году н.э. Александр Македонский принял вызов развязать конструкцию и разрубил ее мечом. Это предсказание во многом сбылось. Полководцу удалось завоевать многие страны и создать самую крупную монархию того времени. С тех пор считается, что «разрубить гордиев узел» — это принять быстрое решение в сложном вопросе. Морской аналог обладает крепостью, но его можно развязать без усилий. Достаточно потянуть за свободный конец.

Важно!

Прочность узла не зависит от выбранной техники вязания. Чтобы крепление выполнило свою функцию, нужно правильно его завязать.

Сейчас морской якорный узел используется на парусниках, подводных и наводных кораблях. Канаты и тросы используются на всех суднах. Без них экипаж современного флота не выйдет в рейс. Чаще всего веревочные снасти применяют для крепления груза и швартовки. Моряк завяжет сложное крепление в считанные секунды.

Правильно связанная конструкция должна выдержать четырнадцатикратную нагрузку. Причудливые названия соединений иногда режут слух, но в узле таится мудрость моряков всех стран мира, принадлежащих к предыдущим поколениям. Веревочное крепление сочетает надежность, простоту и здравый смысл. Старые моряки о дружбе говорят, как о связанной морским узлом.

Искусство плетения морских узлов зародилось много веков тому назад, одновременно с возникновением мореплавания. Его актуальность сохранилась и в наше время. Умение вязать морские узлы применимо не только в морском деле, но и в повседневной жизни. Научиться их вязать легко, а применению им нет предела.

Морские узлы предназначены для скрепления оснастки судна, вязание их входит в основу такелажной работы: мастерство связывать концы, шить и чинить паруса, вязать маты, делать сплесны, огоны и т.п. Для морских узлов примечательны: легкость и скорость завязывания, они надежны и не стягиваются при усиленном натяжении, в любом состоянии легко распускаются, даже мокрые. В морской терминологии при связывании канатов различают два конца: Коренной конец, закрепленный неподвижно; Ходовой конец, незакрепленный, с ним все манипуляции при вязании любых связок. Каждый узел специфичен и имеет определенное применение.

Узлы стыковочные, для связывания разъединенных канатов

Прямой / рифовый

 

Прямой соединяет два троса одного диаметра. Недостаток: при намокании и при усиленных натяжениях намертво стягивается. Во избежание чего, в петли вставляют деревянный клин. Прямой двойной соединяет два троса одинакового диаметра, выдерживает высокие нагрузки натяжения. Рифовый закрепляет палубные механизмы, штерты, чехлы для шлюпок, а так же когда нужна надежная, но быстро раздаваемая связка.

Шкотовый и Брамшкотовый узлы

  

Традиционно применяется для связывания двух концов разной толщины, но на практике годится и для одинаковых по толщину тросов. Не рекомендуется использовать на синтетике. Он хорошо держит при применении нагрузки. Брамшкотовый отличается от шкотового только одним дополнительным витком. Брамшкотовый узел размещен на последней картинке галереи.

Узлы швартовочные и буксировочные

Рыбацкий или якорный узел или штык

  

Рыбацкий или якорный узел или штык используют для крепления якоря, при швартовке, применяют всегда, когда нужно закрепить веревку надежно, а затем легко развязать. Простой штык — незатягивающаяся связка для закрепления швартовых концов на причалах и для буксировки.

Простой штык со шлагом связывается, как и простой, отличие: один дополнительный шлаг вокруг предмета, к которому прикрепляют канат. С двумя шлагами вокруг предмета увеличивается надежность во время длительных стоянок.

МОРСКИЕ Узлы специального назначения

Булинь

 

Беседочный узел или булинь называют королевским. Выполняет роль страховочного или спасательного бандажа на теле человека, находящегося на мачте или за бортом; так как представляет собой незатягивающуюся петлю. Двойной беседочный плетется так же как и обычный беседочный, только веревкой, сложенной вдовое.

Стопорный узел восьмерка

 

Восьмерка стопорит снасти, сложенные в кипе. Свободный (ходовой) конец размещают сверху на закрепленный (коренной), заводят под него и снова наверх, заправляют в петлю, образовавшуюся в начале работы. Стягивается при нагрузке.

Выбленочный узел

 

Выбленочный им крепят шкоты за предметы с гладкой поверхностью, используют когда нужен стягивающийся узел.

Задвижной штык

 

Задвижной штык распределяет нагрузку на плечи канатов. Начало плетения: в 2 петли вокруг действующего конца каната. За первым витком делают второй, перекрывая им закрепленный край первого витка. Третий делают с небольшим отступом от первых двух после чего свободный конец пропускают вокруг обвиваемого каната в противоположном направлении так, чтобы третий виток при затягивании сильно зажимался. Рабочие два первых витка, третий их фиксирует. Недостаток задвижного штыка в том, что затягивается при нагрузке каната.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
  • Инструкция midea 60s320 w
  • Фотоаппарат polaroid 636 инструкция
  • Комкор лекарство от давления инструкция
  • Йодинол инструкция по применению для куриц
  • Инструкция стиральная машина lg wd 80150nup