Ключевое хозяйство в музее инструкция

Ключевое хозяйство в музеях

Цель разработки настоящего Руководства (Методических рекомендаций) – содействие руководителям и иным должностным лицам музеев в решении задач и соблюдении процедур при выполнении обязательных требований «Единых правил организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций» (утв. приказом Министерства культуры Российской Федерации от 27 июля 2020 года № 827).

Руководство (Методические рекомендации) подготовлено с учетом современной музейной практики, касающейся вопросов обеспечения доступа в помещения музея и организации ключевого хозяйства, и носит рекомендательный характер. За невыполнение Руководства (Методических рекомендаций) меры административного воздействия не применяются.

Ознакомиться и скачать Руководства (Методические рекомендации) можно по ссылке: https://drive.google.com/file/d/1jZA8BIKt57yVkVRTKIO44MWcVWOB2pTG/view?usp=drive_link

Разработано по решению:
Экспертно-технического совета при Межведомственной рабочей группе по выработке предложений, связанных с обеспечением охраны музейных предметов и безопасности в музеях Российской Федерации.

При участии:
— Российского комитета Международного совета музеев (ИКОМ России);
— ФГБУК «Государственный Эрмитаж»;
— ГБУК г. Москвы «Мосразвитие»;
— Департамента культуры города Москвы;
— Комитета по безопасности объектов культуры и культурного наследия Ассоциации «Безопасность туризма».

  • Personalization

    Transform your documents into captivating experiences

  • Integrations

    Connect Calaméo to your favorite applications

  • Studio

    Make publications that look like you

  • Conversion

    Generate valuable leads from your publications

  • Multiaccounts

    Manage multiple accounts with the Multiaccounts option

  • Share

    Disseminate your content everywhere, instantly

  • Statistics

    Analyze your audience’s behavior

  • Subscribers

    Share exclusive content with your subscribers

  • All features

    Discover all our features

Обновление раздела «Полезная литература»

23.11.2023

С 2021 года по 2023 год члены Совета по безопасности при ИКОМ России, сотрудники Государственного Эрмитажа и представители Ассоциации «Безопасность туризма» при содействии Союза музеев России разрабатывали Руководства (Методические рекомендации) по Пожарной безопасности музеев и фондохранилищ, Антитеррористической защите музеев и объектов культуры, а также Видеонаблюдению и Ключевому хозяйству в музеях.

Презентация методических пособий прошла в рамках семинара-практикума «Дни охраны музейных предметов и безопасности музеев» 22-23 июня 2023 года. 

Сегодня предлагаем ознакомиться с методическими рекомендациями «Ключевое хозяйство в музеях. Определение порядка организации и эффективной эксплуатации». Текст руководства размещён в подразделе «Справочники, энциклопедии, словари» раздела «Полезная литература» на портале «Музеи Рязанской области».

Цель разработки настоящего Руководства (Методических рекомендаций) – содействие руководителям и иным должностным лицам музеев в решении задач и соблюдении процедур при выполнении обязательных требований «Единых правил организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций» (утв. приказом Министерства культуры Российской Федерации от 27 июля 2020 года № 827).

Руководство (Методические рекомендации) подготовлено с учетом современной музейной практики, касающейся вопросов обеспечения доступа в помещения музея и организации ключевого хозяйства, и носит рекомендательный характер. За невыполнение Руководства (Методических рекомендаций) меры административного воздействия не применяются.

Разработано по решению: Экспертно-технического совета при Межведомственной рабочей группе по выработке предложений, связанных с обеспечением охраны музейных предметов и безопасности в музеях Российской Федерации, при участии Российского комитета Международного совета музеев (ИКОМ России); ФГБУК «Государственный Эрмитаж»; ГБУК г. Москвы «Мосразвитие»; Департамента культуры города Москвы; Комитета по безопасности объектов культуры и культурного наследия Ассоциации «Безопасность туризма».

По материалам сайта ИКОМ России

Инструкция По Ведению Ключевого Хозяйства Average ratng: 7,8/10 2002 votes

  • Инструкция По Ведению Ключевого Хозяйства
  • Инструкция По Ведению Ключевого Хозяйства В Музее

Билеты на посещение дворцов и домов культуры, музеев, парков культуры и отдыха, городских садов, зоопарков, зоосадов, планетариев, выставок, галерей, путевки в дома отдыха, абонементы на посещение школ танцев, катков, лыжных баз, квитанции на оплату за пользование спортивным и др. Инвентарем и т.п. Печатаются только по образцам, утвержденным для культурно-просветительных учреждений и учреждений изобразительных искусств республиканского и местного подчинения — министерствами культуры республик по согласованию с соответствующими с министерствами финансов.

А) серии обозначаются двумя буквами, например, АБ, АВ, АД и т.д., и устанавливаются для каждой цены билета в отдельности, за исключением билетов, изготавливаемых специально в билетных книжках с количеством билетов, равным числу мест в зрительном зале дворца, дома культуры. При изготовлении таких билетов серия устанавливается для тиража комплектов на определенный вид зрелища (спектакль, концерт, лекция и т.д.). Присвоение серии и определение общего количества билетов, путевок, абонементов квитанций в каждой серии производится самостоятельно учреждением культуры. Б) порядковая нумерация билетов, путевок, абонементов, квитанций обозначается пяти-, шестизначными цифрами и начинается в каждой серии с N 00001 и т.д. При изготовлении билетов для дворцов, домов культуры, проводящих работу в залах с определенным количеством мест, на обложке комплекта и на каждом билете проставляется номер, присвоенный данному комплекту.

Порядковые номера на путевках в дома отдыха, абонементах на посещение катков, школ танцев и т.п. Устанавливаются с N 00001 и до N.

Инструкция По Ведению Ключевого Хозяйства

в пределах общего количества путевок, абонементов определенного вида, изготавливаемых для данного учреждения, исходя из его потребности. Материально-ответственное лицо, принимающее билеты, путевки, абонементы, квитанции на хранение, ведет учет их поступления и движения по номинальной стоимости в специальной книге, которая должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена печатью и подписями руководителя и главного (старшего) бухгалтера. Бланки билетов различных купюр должны учитываться на складе (в кладовой) в книге складского учета раздельно на отдельных листах по видам зрелищ: дома культуры, музеи, парки и т.д. (приложение N 2).

СОЮЗ МУЗЕЕВ РОССИИ официальный сайт. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И.

Записи в книге по приходу и расходу бланков билетов должны производиться материально-ответственным лицом в момент приема и выдачи билетов, абонементов, путевок, квитанций. По окончании месяца по забалансовым счетам, на которых учитываются билеты, абонементы, путевки, бухгалтерией организации составляются оборотные ведомости по следующей форме: остаток на начало месяца (количество билетов, стоимость по номиналу), приход и расход за отчетный месяц, остаток на конец месяца (количество билетов, абонементов, путевок, их стоимость по номиналу). Оборотные ведомости сверяются с оборотным балансом и данными учета на складе (в кладовой).

Такие же оборотные ведомости ведутся кассирами и другими материально-ответственными лицами, занимающимися реализацией билетов, абонементов, путевок. Оборотные ведомости сверяются с балансом и с данными складского учета в книге учета билетов (приложение N 2). Не реже одного раза в квартал специально назначенной комиссией при обязательном участии в ней руководителя учреждения, главного (старшего) бухгалтера, материально-ответственного лица, представителя группы народного контроля производится уничтожение погашенных билетов из комплектных книжек и билетов, не могущих быть использованными из-за их порчи, выбытия аттракциона, игрального аппарата, сноса помещения для проведения мероприятий и т.п. Уничтожение билетов оформляется актом (приложение N 11). Контроль за выполнением настоящей инструкции возлагается на органы Министерства культуры Российской Федерации. ПЕРЕЧЕНЬ ФОРМ ПЕРВИЧНОГО УЧЕТА ПО ВЕДЕНИЮ БИЛЕТНОГО ХОЗЯЙСТВА В КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ┌──────┬────────────────────────────────────────────────────────┐ │ NN │ Наименование форм │ ├──────┼────────────────────────────────────────────────────────┤ │ 1. │ Акт проверки билетов, абонементов, путевок.

│ Книга учета билетов (абонементов, путевок) на складе, │ │ │ в кладовой, на базе. │ Требование-доверенность на отпуск билетов, путевок, │ │ │ абонементов. │ Приходный (приходно-расходный) ордер. │ Обязательство о материальной ответственности. │ Журнал регистрации билетов, абонементов, путевок в │ │ │ дома отдыха, выданных кассирам для реализации. │ Лицевой счет кассира.

Инструкция По Ведению Ключевого Хозяйства В Музее

│ Кассовый отчет. │ Реестр на передачу в бухгалтерию отчетов о продаже и │ │ │ движении билетов. │ Лицевой счет по учету отпуска билетов. │ Акт об уничтожении билетов.

Инструкция

│ Образцы билетов, абонементов, путевок, квитанций в │ │ │ культурно-просветительные учреждения и учреждения │ │ │ изобразительных искусств. │ └──────┴────────────────────────────────────────────────────────┘. Приложение N 1 АКТ N 19 г. Проверки билетов На основании приказа (распоряжения) N от ’19 г. Произведена проверка наличия билетов: а) прибывших ‘ 19 г.

По приходно-расходному ордеру (счету) N от ‘ 19 г. Со станции назначения по жел.

Дорожной накладной N от ’19 г. Приложение N 2 КНИГА УЧЕТА БИЛЕТОВ, АБОНЕМЕНТОВ, ПУТЕВОК НА СКЛАДЕ, В КЛАДОВОЙ ИЛИ НА БАЗЕ (наименование учреждения) вид билета руб. Приложение N 3 Штамп организации ‘ 19 г. Приложение N 4 ПРИХОДНО-РАСХОДНЫЙ ОРДЕР N Принято билетов — отпущено (ненужное зачеркнуть) Билеты отправлены станция назначения Почтовой посылкой N с объявленной ценностью руб.

Или выданы тов. по требованию-доверенности N ’19 г. ┌───────────┬──────────┬────────────────┬───────┬───────────┐ │Обозначение│NN билетов│Кол-во билетов │ Цена │ Сумма по │ │или номера ├────┬─────┼───────┬────────┤билетов│номинальной│ │комплектных│от N│до N │ в │ в │ │ стоимости │ │ книжек │ │ │рулонах│ книжках│ │ │ ├───────────┼────┼─────┼───────┼────────┼───────┼───────────┤ │АБ │ │ │ │ │ │ │ ├───────────┼────┼─────┼───────┼────────┼───────┼───────────┤ │БВ │ │ │ │ │ │ │ ├───────────┼────┼─────┼───────┼────────┼───────┼───────────┤ │ВС │ │ │ │ │ │ │ ├───────────┼────┼─────┼───────┼────────┼───────┼───────────┤ │и т.д. │ │ │ │ │ │ │ ├───────────┴────┴─────┴───────┴────────┴───────┴───────────┤ │ │ │Итого │ └───────────────────────────────────────────────────────────┘ Всего на сумму по номиналу (прописью) Заготовительная стоимость билетов: а) рулонов шт.

Б) книжек шт. В) упаковочные расходы руб. Г) транспортные (почтовые) расходы руб.

Всего стоимость билетов с расходами по упаковке и транспортировке руб. Сумма прописью руб. Руководитель Принял Бухгалтер Отпустил. Приложение N 5 ОБЯЗАТЕЛЬСТВО Гор.’ ‘ 19 г. Я, нижеподписавшийсядолжность, фамилия, имя, отчество принимаю на себя материальную ответственность за все порученные мне полное наименование организации, учреждения бланки строгой отчетности — билеты, абонементы, путевки и другие бланки и денежные суммы от их продажи.

В случае, если я по моей халатности, небрежности или неосторожности причиню материальный ущерб, наименование организации, учреждения я обязан возместить его в полном размере по номинальной стоимости. Я обязуюсь точно выполнять установленные правила ведения билетного хозяйства и кассовых операций и несу полную ответственность за их нарушения.

Приложение N 6 ЖУРНАЛ регистрации билетов, выданных кассирамдля реализации наименование учреждений ┌──────┬──┬───────────┬─────────────┬───────┬───────┬────┬────────┬──────────┐ │ Дата │NN│Кому выдано│Наименование,│Номера │Кол-во │Цена│На сумму│Расписка в│ │выдачи│пп│(фамилия и │литер серии │билетов│билетов│ │ │получении │ │ │ │инициалы) │ │от и до│ │ │ │ │ ├──────┼──┼───────────┼─────────────┼───────┼───────┼────┼────────┼──────────┤ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ └──────┴──┴───────────┴─────────────┴───────┴───────┴────┴────────┴──────────┘. Приложение N 8 Утверждаю Директор наименование учреждения, организации КАССОВЫЙ ОТЧЕТ N о продаже билетов, путевок, абонементов за ‘ 19 г. Приложение N 11 Штамп учреждения АКТ об уничтожении билетов от ‘ 19 г. Комиссия в составе:(председатель комиссии)фамилии, инициалы, должности членов комиссии в присутствии материально-ответственного лица тов. (фамилия, инициалы) уничтожила путем сжигания билеты, не могущие быть использованными, а также остаток непроданных билетов из комплектных книжек за время с ‘ 19 г.

По ‘ 19 г. В следующем количестве: ┌────────────┬───────────┬───────────┬──────┬──────────┬───────────┬───────────┐ │Наименование│Номинальная│ Серии │Билеты│Количество│ Сумма │ Причина │ │ билетов │ цена │ билетов ├──┬───┤ билетов │номинальной│уничтожения│ │ │ │ или NN │от│до │ │ стоимости │ │ │ │ │комплектных│ │ │ │ │ │ │ │ │ книжек │ │ │ │ │ │ ├────────────┼───────────┼───────────┼──┼───┼──────────┼───────────┼───────────┤ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ └────────────┴───────────┴───────────┴──┴───┴──────────┴───────────┴───────────┘.

Приложение N 12 ОБРАЗЦЫ БИЛЕТОВ НА ПОСЕЩЕНИЕ МУЗЕЕВ, ВЫСТАВОК, ПОЛЬЗОВАНИЕ АТТРАКЦИОНАМИ, НА ВХОД В ПАРК, ЗООПАРК, САД, НА ТАНЦЕВАЛЬНУЮ ВЕРАНДУ, НА СПЕКТАКЛЬ (КОНЦЕРТ) В КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ┌──────────────────────────────────┬───┐ │ Управление культуры │ │ │ администрации Вологодской области│ К │ │ ВОЛОГОДСКИЙ │ О │ │ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ │ Н │ │ │ Т │ │ ВХОДНОЙ БИЛЕТ │ Р │ │ │ О │ │ Цена 00 коп. │ Л │ │ │ Ь │ │ Серия ВВ N 000000 │ │ └──────────────────────────────────┴───┘ ┌─────────────────────────────┬───┐ │ Министерство культуры │ │ │ Республики Карелия │ К │ │ │ О │ │ БИЛЕТ НА ПОСЕЩЕНИЕ │ Н │ │ АТТРАКЦИОНА │ Т │ │ │ Р │ │ Цена 00 коп. │ О │ │ │ Л │ │ Серия ВА N 000000 │ Ь │ └─────────────────────────────┴───┘ (размеры билетов с контролем: 76 мм х 50 мм, в т.ч. Контроль: 12 мм х 50 мм). ┌──────────────────────────────────────────────────────┬───┐ │Управление культуры администрации Вологодской области │ │ │ │ │ │ БИЛЕТ │ К │ │ НА СПЕКТАКЛЬ (КОНЦЕРТ) │ О │ │ В ДОМЕ КУЛЬТУРЫ ИЛИ КЛУБЕ │ Н │ │ │ Т │ │ рядместо │ Р │ │ категория места │ О │ │ │ Л │ │ Серия МК N 000000 │ Ь │ │ │ │ │ Цена 00 коп.

│ │ └──────────────────────────────────────────────────────┴───┘ (размеры билета с контролем: 118 мм х 50 мм, в том числе контроль: 12 мм х 50 мм) ОБРАЗЕЦ ЭКСКУРСИОННОЙ ПУТЕВКИ В МУЗЕЯ И НА ВЫСТАВКУ Министерство культуры Российской Федерации Штамп музея ЭКСКУРСИОННАЯ ПУТЕВКА Серия ВР N 000000 Цена 00 коп. Тема экскурсии Фамилия экскурсовода Организация Состав группы Число участников группы Дата экскурсии ’19 г. Начало экскурсии час мин.

ВХОДНАЯ ПЛАТА ВНОСИТСЯ ОТДЕЛЬНО ВХОДНАЯ ПЛАТА ВКЛЮЧЕНА В СТОИМОСТЬ ПУТЕВКИ (ненужное вычеркнуть) ───────────────────────────────────────────── Отметки при оплате по безналичному расчету Платежное поручение N от19 г. (размеры: 86 мм х 128 мм) Печатается в 3-х экземплярах: путевка, талон путевки, корешок путевки, для заполнения под копирку. ОБРАЗЦЫ АБОНЕМЕНТОВ НА ПОСЕЩЕНИЕ ШКОЛ ТАНЦЕВ, ФИГУРНОГО КАТАНИЯ И Т.П.

И КВИТАНЦИИ НА ПРОКАТ ЛОДОК И ДР.

Организация ключевого хозяйства

40.1. Главной задачей при организации ключевого хозяйства является установление строго контроля за пользованием ключами или карточками доступа к электронным замкам (далее – карточки доступа), а также исключение возможности несанкционированного проникновения посторонних лиц в экспозиционные залы, хранилища, реставрационные и иные помещения музея.

Возложение ответственности за организацию ключевого хозяйства на должностных лиц музея определяется внутримузейной инструкцией. Как правило, эти функции осуществляют главный хранитель или заместитель директора по безопасности.

40.2. Каждый ключ или карточка доступа должны быть зарегистрированы в специальном журнале, порядковый номер по которому является номером ключа или карточки доступа.

Ключ снабжается биркой с названием номера зала, хранилища, шкафа, витрины и прочих мест хранения ценностей.

Первые экземпляры ключей и карточек доступа должны храниться в специальных пеналах, которые выдаются ответственным хранителям, опечатываются их личной печатью.

Выдача ключей и карточек доступа производится только лицам, указанным в ежегодно обновляемом приказе директора музея, экземпляр которого должен быть на посту охраны.

Выдача и возврат пеналов с ключами и карточками доступа фиксируется в специальном журнале, который хранится на посту охраны (приложение № 63).

Вынос пломбиров, пеналов с ключами и карточками доступа за пределы музея категорически запрещается.

40.3. Ключи от хранительского оборудования (шкафы, витрины, сейфы) хранятся в помещении хранилища в металлическом шкафу или сейфе.

40.4. Дубликаты всех ключей и карточек доступа хранятся в сейфе у директора или главного хранителя музея. Использование дубликатов фиксируется в специальном журнале.

40.5. Хранилища музеев в рабочее время должны быть закрыты.

В отсутствие ответственного хранителя доступ в них запрещен.

В случае необходимости доступа в хранилище в отсутствие ответственного хранителя вскрытие помещения производится по распоряжению главного хранителя комиссией в составе не менее 3 человек.

Список лиц, имеющих право доступа в хранилище, обновляется по мере необходимости и должен находиться на посту охраны.

Все другие сотрудники музея допускаются в хранилище только в сопровождении ответственного хранителя или заведующего отделом хранения.

Допуск посторонних лиц, в том числе, исследователей, а также вынос музейных предметов и прочих материальных ценностей осуществляется по письменному разрешению директора музея на основании пропуска, который подписывается главным хранителем и регистрируется в специальном журнале (приложение № 64).

Обеспечение сохранности музейных предметов

При их экспонировании

41.1. Устройство и оборудование экспозиционных залов должны предусматривать создание оптимальных условий для показа и сохранности экспонатов.

41.2. Экспозиционное оборудование (стенды, шкафы, витрины, подставки и т.п.) снабжается внутренними замками и специальными приспособлениями для наложения пломб и печатей.

Оборудование изготавливается с учетом габаритов и веса экспонатов и должно быть прочным и устойчивым (особенно подставки для скульптур, макетов и моделей). Для обеспечения необходимой устойчивости его прикрепляют к полу специальными металлическими угольниками, приделанными к ножкам или к основанию.

41.4. Все малоустойчивые предметы, выставленные на различных полках и подставках, должны обязательно прикрепляться к полке, стене шкафа или к подставке.

41.5. В открытой экспозиции около особо ценных или хрупких экспонатов устанавливаются специальные ограждения.

41.6. В случае необходимости отдельные экспонаты закрываются стеклянными колпаками. Колпаки должны быть плотно пригнаны к подставкам.

41.7. Витрины и шкафы всех типов должны надежно защищать музейные предметы от пыли.

41.8. Экспозиционное оборудование располагается по отношению к окнам таким образом, чтобы экспонаты не подвергались действию прямых солнечных лучей.

41.9. При развеске экспонатов на щитах или внутри шкафов предметы должны закрепляться неподвижно.

На стенах, стендах и щитах для подвески экспонатов укрепляются металлические штанги. Подвеска картин осуществляется на металлических полосах, тросах или шнурах. Для подвески большемерных и очень тяжелых экспонатов используются металлические полосы или тросы.

Кольца для подвески картин укрепляются на тыльной стороне рамы. Запрещается ввертывание колец в подрамник картины. В рамах, подготовленных для экспозиций, глубина паза для картины должна соответствовать толщине подрамника. Для монтировки картин в рамы разрешается пользоваться только специальными металлическими или деревянными зажимами и вертушками. Железные зажимы должны быть предварительно покрыты антикоррозионным защитным слоем. Тыльную сторону монтированной в раму картины можно защитить фанерой, плотной тканью или дерматином.

41.10. При развеске произведений живописи на дереве без окантовок и рам (например, икон) следует крепить их при помощи специальных металлических держателей, обернутых тканью. При значительной тяжести произведения необходимо обеспечить дополнительные упоры под нижний торец экспоната или рамы.

В экспозиции произведения живописи желательно хранить под стеклом, особенно картины, висящие в нижнем ряду. Для того чтобы стекло не прикасалось к живописи, по краям делают деревянные, картонные или пробковые прокладки толщиной 2-5 мм.

41.11. Произведения графики могут экспонироваться в витринах в рамах или в одной окантовке, но обязательно под стеклом и в двойном паспарту из бумаги, не содержащей лигнина. Для изготовления паспарту используется чертежная бумага типа ватман, полуватман и белый картон.

41.12. Использование фанеры и досок без бумажных прокладок для окантовки графики запрещается.

41.13. Срок экспонирования всех видов бумажных материалов зависит от характера освещения залов и использованных средств защиты самих произведений. В зависимости от условий общая продолжительность экспонирования должна быть не более 6 месяцев в году.

41.15. При экспонировании одежды предпочтительно использовать манекены. Если одежда хранится или экспонируется на плечиках, то на последние необходимо сделать мягкие подкладки.

41.16. Срок экспонирования не дублированных тканей в висячем положении не должен превышать трех лет.

41.17. Не дублированные археологические и ветхие ткани, а также тонкие ткани с тяжелым золотым, серебряным и иным шитьем можно экспонировать только в горизонтальном положении.

41.18. Для подвески тканей к верхней кромке с тыльной стороны пришивается карман из вспомогательной материи для продевания планки, за которую и осуществляется подвеска.

41.19. Древние, хорошо сохранившиеся ткани можно экспонировать в вертикальном положении прикрепленными по периметру к холсту, натянутому на подрамник. Такую подготовку тканей может выполнять только квалифицированный реставратор.

41.20. Ковры и гобелены при их экспонировании могут прикрепляться за нашитые полосы другой ткани к обтянутому холстом подрамнику соответствующего размера.

Категорически запрещается прибивать ткани, ковры, гобелены гвоздями или прикалывать булавками.

41.21. При монтаже экспозиции картины устанавливаются на полу вдоль стен, на специальных подушках или подставках. Расписную или золоченую скульптуру из дерева, резьбу, резные или золоченые рамы при монтаже экспозиции нельзя ставить прямо на пол или прислонять к стене; необходимо пользоваться мягкими прокладками из поролона или подушек с ватой и ветошью между полом, стеной и предметом. Экспонаты удобнее ставить к стене тыльной стороной.

41.22. При экспонировании мебели желательно помещать ее на подиумы, по площади несколько больше экспоната и не менее 10 см высоты.

Не допускается использование музейных предметов мебели в качестве подставок для витрин или подиумов под скульптуру.

Если экспозиционно-художественным решением предусмотрена установка на мебель каких-либо других экспонатов (вазы, часы, настольные украшения, фотография в рамке и т.д.), нижнюю часть устанавливаемого предмета должна быть изолирована от поверхности мебели прокладкой из мягкой ткани, например, байки.

41.23. Двусторонние предметы экспонируются на специальных подставках или в витринах, допускающих обозрение с разных сторон.

41.25. Выставленную в экспозиции скульптуру необходимо крепить к постаменту с учетом специфики материала памятника, используя в этих целях гипс, мастики и другие обратимые легко удаляемые материалы.

41.26. Запрещается использование пластилина и необратимых клеев в качестве крепления для всех без исключения предметов.

41.27. Коллекции насекомых экспонируются наколотыми на специальные булавки в застекленных ящиках или коробках с торфяным дном, оклеенным внутри белой бумагой.

Не допускается экспонирование ботанических материалов без герметизации более одного месяца.

41.28. Категорически запрещается размещение экспонатов вблизи отопительных приборов и вентиляционных установок.

Предметы из органических материалов (дерево, бумага, фотографии, кожа, кость, ткани, масляная и темперная живопись, воск, ботанические и зоологические объекты и т.д.), должны располагаться не менее чем на 1,5-2 метра от отопительных приборов и источников света, обладающих тепловым воздействием (лампы накаливания).

41.29. Для защиты музейных помещений от пыли, мух и попадания музейных вредителей открываемые окна и вентиляционные отверстия должны быть снабжены фильтрами в виде специальных рам, обтянутых марлей, капроновой или частой металлической сеткой с ячейками не более 1 мм.

Потоки воздуха в зоне экспоната не должны превышать 0,1 м/с. Опасны даже очень слабые воздушные потоки, так как они оказывают давление на всю структуру материала и влияют на его термоденамическое равновесие с окружающей средой.

41.30. Оборудование временных выставок должно отвечать всем основным требованиям, предъявляемым к экспозиционному оборудованию. Кроме того, оно должно легко монтироваться и демонтироваться и быть удобным при перемещениях. Предпочтительны модульные конструкции с внутренней оснасткой, позволяющей многоразовое и многоплановое использование.

Оборудование временных выставок (шкафы, витрины, подиумы) может быть нейтрально по форме и рассчитано на многоразовое использование для различных категорий экспонатов. Предпочтительны модульные конструкции с внутренней оснасткой, позволяющей многоплановое использование.

42. Основные требования к обеспечению сохранности музейных предметов в условиях размещения их в хранилище

42.1. Музейные фонды размещаются в специально оборудованных хранилищах, которые могут быть комплексными или раздельными.

В комплексных хранилищах организуется хранение разных групп музейных предметов.

В раздельных хранилищах организуется хранение одной группы или сходных по требованиям к условиям хранения музейных предметов.

Под хранилища отводятся просторные, светлые помещения с регулируемыми системами вентиляции и отопления, обеспечивающие необходимые условия для правильного хранения, а также изучения музейных предметов в целях всестороннего их использования.

Хранилища должны удовлетворять требованиям максимальной противопожарной безопасности, иметь запасные выходы и соответствующее противопожарное оборудование.

Помещение хранилища должно быть проверено органами технического надзора для определения допустимой нагрузки на пол.

42.2. При хранилищах должны быть оборудованы:

рабочие помещения для ответственных хранителей;

помещение для новых поступлений, где они распаковываются, разбираются, проходят первичный осмотр, изолятор и камеры для дезинфекции и дезинсекции;

помещение для хранения экспонатов временных выставок, оборудованное с расчетом на хранение экспонатов разного профиля;

специальная кладовая для хранения хозяйственного инвентаря для перемещения предметов (носилки, лямки, тележки, лестницы, веревки и т.д.), для уборки помещения (мехи, пылесосы), упаковочного материала и запаса материалов консервационного характера;

помещение для хранения запасных витрин, стендов, рам, стекла;

помещение для работы посетителей и т.п.

42.3. Музейное оборудование в хранилищах расставляют таким образом, чтобы дверные и оконные проемы оставались свободными. Шкафы и стеллажи в хранилищах следует расставлять вдоль стен или перпендикулярно продольным стенам, оставляя центральный проход не менее 2,5, а проходы между ними не менее 0,9 м, в зависимости от глубины помещения и размеров предметов хранения.

Стены можно оборудовать штангами и иным оборудованием для подвески экспонатов.

Оборудование для хранения делается из металла или сухого дерева, обработанного антисептическим и огнезащитными составами. Деревянное оборудование периодически осматривается для своевременного обнаружения вредителей древесины и для подтверждения огнезащитных свойств.

42.4. Хранение музейных предметов и музейных коллекций в хранилищах может быть организовано по следующим видам:

основное (закрытое) хранение, при котором музейные предметы размещаются в хранительском оборудовании, не предназначенном для обзорного осмотра: в шкафах, комодах, а при хранении на стеллажах – в чехлах, коробках, паках и т.п.

Доступ в такое хранилище сторонних посетителей – специалистов-исследователей осуществляется по специальным разрешениям директора и главного хранителя музея в сопровождении ответственного хранителя. Доступ представителей контрольно-надзорных органов при исполнении ими контрольных функций регулируется положениями об этих органах;

открытое хранение, при котором часть музейных предметов доступна обзору благодаря размещению в остекленных шкафах, витринах, на откатных рамах, выдвижных кассетах, не зашторенных стеллажах и т.п.

Открытое хранение фондов может использоваться для проведения эпизодического или периодического показа музейных предметов в форме тематической экскурсии как для исследователей, так и более широкого круга посетителей, которую проводит ответственный хранитель по специальному плану и на основании разрешения директора и главного хранителя музея;

фондовое хранение режимного типа («особые» или «золотые» кладовые, хранилище оружия), при котором доступ в хранилище, кроме ответственных хранителей, представителей учредителя и соответствующих ведомств, строго ограничен.

42.5. На все места хранения (шкафы, стеллажи, комоды, папки и т.д.) составляются топографические описи, содержащие наименование предмета, все его учетные обозначения, а также отметки о перемещениях предмета, выдаче и возврате и т.д.

Топографические описи датируются и подписываются ответственным хранителем (приложение № 65)

В каждом хранилище необходимо вести журнал учета посетителей, который должен быть прошнурован, пронумерован, заверен подписями директора и (или) главного хранителя и (приложение № 66).

Источник

Инструкция по ведению ключевого хозяйства

Инструкция по ведению ключевого хозяйства

приказом от _________ № ____

по ведению ключевого хозяйства

Лицом ответственным за организацию хранения и выдачи первых экземпляров ключей в __________________________________ является начальник отдела обеспечения режима (службы безопасности) _____________________.

Все двери хранилищ, экспозиционных залов, а также шкафы и витрины должны иметь свой порядковый номер, петли для пломб и надежные внутренние замки, каждый с двумя ключами. Каждый ключ должен иметь бирку с порядковым номером, названием комнаты, шкафа, витрины и т. п.

Первые экземпляры всех ключей от помещений хранилищ и экспозиционных залов хранятся в специальном запирающемся сейфе на номерной доске. Ключ от сейфа хранится у ответственного дежурного.

Ключ от сейфа хранится у охранников и выдается дежурному сотруднику музея, согласно ежемесячному графику дежурств, подписанному главным хранителем и утвержденному директором.

Сейф с ключами опечатывается печатью дежурного сотрудника.

Выдача ключей производится только лицам, указанным в специальном распоряжении дирекции музея. Записи о выдаче и возвращении ключей делаются в специальном журнале, который хранится у дежурного внутренней охраны. Вторые экземпляры ключей находятся у главного хранителя (или директора музея).

Устанавливаемый в музее режим охраны должен предусматривать порядок опломбирования и опечатывания хранилищ и экспозиционных помещений, исключающий возможность проникновения в них посторонних лиц и обеспечивающий сохранность музейных предметов, находящихся на материальной ответственности отдельных хранителей.

Вынос пломбиров и печатей (кроме личных) и ключей из здания музея категорически воспрещается.

Ключи от шкафов и витрин хранятся в помещении хранилища в специальном шкафу (или сейфе). Ответственность за них несет хранитель.

Дубликаты всех ключей (карточек доступа) находятся в опечатанном пенале в сейфе у главного хранителя (или директора музея).

Главным хранителем ведется журнал использования дубликатов ключей, в котором указываются:

    время приема и сдачи ключей; причина использования дубликата ключей; лица, использовавшие ключи.

Открытие, закрытие и опечатывание хранилищ осуществляется хранителем ________________________.

Ключи от помещения хранилища драгоценных металлов и камней или сейфов хранятся в металлической коробке, опечатанной хранителем особой кладовой в этом виде они передаются на хранение директору музея или лицу, назначенному приказом директора. При этом указываются время приема и сдачи ключей и лица, в этом участвующие.

В особой кладовой (или сейфе) имеется специальный журнал, в котором за подписью хранителя отмечается каждое вскрытие хранилища с указанием цели вскрытия.

Источник

40. Организация ключевого хозяйства

40.1. Главной задачей при организации ключевого хозяйства является установление строго контроля за пользованием ключами или карточками доступа к электронным замкам (далее – карточки доступа), а также исключение возможности несанкционированного проникновения посторонних лиц в экспозиционные залы, хранилища, реставрационные и иные помещения музея.

Возложение ответственности за организацию ключевого хозяйства на должностных лиц музея определяется внутримузейной инструкцией. Как правило, эти функции осуществляют главный хранитель или заместитель директора по безопасности.

40.2. Каждый ключ или карточка доступа должны быть зарегистрированы в специальном журнале, порядковый номер по которому является номером ключа или карточки доступа.

Ключ снабжается биркой с названием номера зала, хранилища, шкафа, витрины и прочих мест хранения ценностей.

Первые экземпляры ключей и карточек доступа должны храниться в специальных пеналах, которые выдаются ответственным хранителям, опечатываются их личной печатью.

Выдача ключей и карточек доступа производится только лицам, указанным в ежегодно обновляемом приказе директора музея, экземпляр которого должен быть на посту охраны.

Выдача и возврат пеналов с ключами и карточками доступа фиксируется в специальном журнале, который хранится на посту охраны (приложение № 63).

Вынос пломбиров, пеналов с ключами и карточками доступа за пределы музея категорически запрещается.

40.3. Ключи от хранительского оборудования (шкафы, витрины, сейфы) хранятся в помещении хранилища в металлическом шкафу или сейфе.

40.4. Дубликаты всех ключей и карточек доступа хранятся в сейфе у директора или главного хранителя музея. Использование дубликатов фиксируется в специальном журнале.

40.5. Хранилища музеев в рабочее время должны быть закрыты.

В отсутствие ответственного хранителя доступ в них запрещен.

В случае необходимости доступа в хранилище в отсутствие ответственного хранителя вскрытие помещения производится по распоряжению главного хранителя комиссией в составе не менее 3 человек.

Список лиц, имеющих право доступа в хранилище, обновляется по мере необходимости и должен находиться на посту охраны.

Все другие сотрудники музея допускаются в хранилище только в сопровождении ответственного хранителя или заведующего отделом хранения.

Допуск посторонних лиц, в том числе, исследователей, а также вынос музейных предметов и прочих материальных ценностей осуществляется по письменному разрешению директора музея на основании пропуска, который подписывается главным хранителем и регистрируется в специальном журнале (приложение № 64).

41. Обеспечение сохранности музейных предметов при их экспонировании

41.1. Устройство и оборудование экспозиционных залов должны предусматривать создание оптимальных условий для показа и сохранности экспонатов.

41.2. Экспозиционное оборудование (стенды, шкафы, витрины, подставки и т.п.) снабжается внутренними замками и специальными приспособлениями для наложения пломб и печатей.

Оборудование изготавливается с учетом габаритов и веса экспонатов и должно быть прочным и устойчивым (особенно подставки для скульптур, макетов и моделей). Для обеспечения необходимой устойчивости его прикрепляют к полу специальными металлическими угольниками, приделанными к ножкам или к основанию.

41.4. Все малоустойчивые предметы, выставленные на различных полках и подставках, должны обязательно прикрепляться к полке, стене шкафа или к подставке.

41.5. В открытой экспозиции около особо ценных или хрупких экспонатов устанавливаются специальные ограждения.

41.6. В случае необходимости отдельные экспонаты закрываются стеклянными колпаками. Колпаки должны быть плотно пригнаны к подставкам.

41.7. Витрины и шкафы всех типов должны надежно защищать музейные предметы от пыли.

41.8. Экспозиционное оборудование располагается по отношению к окнам таким образом, чтобы экспонаты не подвергались действию прямых солнечных лучей.

41.9. При развеске экспонатов на щитах или внутри шкафов предметы должны закрепляться неподвижно.

На стенах, стендах и щитах для подвески экспонатов укрепляются металлические штанги. Подвеска картин осуществляется на металлических полосах, тросах или шнурах. Для подвески большемерных и очень тяжелых экспонатов используются металлические полосы или тросы.

Кольца для подвески картин укрепляются на тыльной стороне рамы. Запрещается ввертывание колец в подрамник картины. В рамах, подготовленных для экспозиций, глубина паза для картины должна соответствовать толщине подрамника. Для монтировки картин в рамы разрешается пользоваться только специальными металлическими или деревянными зажимами и вертушками. Железные зажимы должны быть предварительно покрыты антикоррозионным защитным слоем. Тыльную сторону монтированной в раму картины можно защитить фанерой, плотной тканью или дерматином.

41.10. При развеске произведений живописи на дереве без окантовок и рам (например, икон) следует крепить их при помощи специальных металлических держателей, обернутых тканью. При значительной тяжести произведения необходимо обеспечить дополнительные упоры под нижний торец экспоната или рамы.

В экспозиции произведения живописи желательно хранить под стеклом, особенно картины, висящие в нижнем ряду. Для того чтобы стекло не прикасалось к живописи, по краям делают деревянные, картонные или пробковые прокладки толщиной 2-5 мм.

41.11. Произведения графики могут экспонироваться в витринах в рамах или в одной окантовке, но обязательно под стеклом и в двойном паспарту из бумаги, не содержащей лигнина. Для изготовления паспарту используется чертежная бумага типа ватман, полуватман и белый картон.

41.12. Использование фанеры и досок без бумажных прокладок для окантовки графики запрещается.

41.13. Срок экспонирования всех видов бумажных материалов зависит от характера освещения залов и использованных средств защиты самих произведений. В зависимости от условий общая продолжительность экспонирования должна быть не более 6 месяцев в году.

41.15. При экспонировании одежды предпочтительно использовать манекены. Если одежда хранится или экспонируется на плечиках, то на последние необходимо сделать мягкие подкладки.

41.16. Срок экспонирования не дублированных тканей в висячем положении не должен превышать трех лет.

41.17. Не дублированные археологические и ветхие ткани, а также тонкие ткани с тяжелым золотым, серебряным и иным шитьем можно экспонировать только в горизонтальном положении.

41.18. Для подвески тканей к верхней кромке с тыльной стороны пришивается карман из вспомогательной материи для продевания планки, за которую и осуществляется подвеска.

41.19. Древние, хорошо сохранившиеся ткани можно экспонировать в вертикальном положении прикрепленными по периметру к холсту, натянутому на подрамник. Такую подготовку тканей может выполнять только квалифицированный реставратор.

41.20. Ковры и гобелены при их экспонировании могут прикрепляться за нашитые полосы другой ткани к обтянутому холстом подрамнику соответствующего размера.

Категорически запрещается прибивать ткани, ковры, гобелены гвоздями или прикалывать булавками.

41.21. При монтаже экспозиции картины устанавливаются на полу вдоль стен, на специальных подушках или подставках. Расписную или золоченую скульптуру из дерева, резьбу, резные или золоченые рамы при монтаже экспозиции нельзя ставить прямо на пол или прислонять к стене; необходимо пользоваться мягкими прокладками из поролона или подушек с ватой и ветошью между полом, стеной и предметом. Экспонаты удобнее ставить к стене тыльной стороной.

41.22. При экспонировании мебели желательно помещать ее на подиумы, по площади несколько больше экспоната и не менее 10 см высоты.

Не допускается использование музейных предметов мебели в качестве подставок для витрин или подиумов под скульптуру.

Если экспозиционно-художественным решением предусмотрена установка на мебель каких-либо других экспонатов (вазы, часы, настольные украшения, фотография в рамке и т.д.), нижнюю часть устанавливаемого предмета должна быть изолирована от поверхности мебели прокладкой из мягкой ткани, например, байки.

41.23. Двусторонние предметы экспонируются на специальных подставках или в витринах, допускающих обозрение с разных сторон.

41.25. Выставленную в экспозиции скульптуру необходимо крепить к постаменту с учетом специфики материала памятника, используя в этих целях гипс, мастики и другие обратимые легко удаляемые материалы.

41.26. Запрещается использование пластилина и необратимых клеев в качестве крепления для всех без исключения предметов.

41.27. Коллекции насекомых экспонируются наколотыми на специальные булавки в застекленных ящиках или коробках с торфяным дном, оклеенным внутри белой бумагой.

Не допускается экспонирование ботанических материалов без герметизации более одного месяца.

41.28. Категорически запрещается размещение экспонатов вблизи отопительных приборов и вентиляционных установок.

Предметы из органических материалов (дерево, бумага, фотографии, кожа, кость, ткани, масляная и темперная живопись, воск, ботанические и зоологические объекты и т.д.), должны располагаться не менее чем на 1,5-2 метра от отопительных приборов и источников света, обладающих тепловым воздействием (лампы накаливания).

41.29. Для защиты музейных помещений от пыли, мух и попадания музейных вредителей открываемые окна и вентиляционные отверстия должны быть снабжены фильтрами в виде специальных рам, обтянутых марлей, капроновой или частой металлической сеткой с ячейками не более 1 мм.

Потоки воздуха в зоне экспоната не должны превышать 0,1 м/с. Опасны даже очень слабые воздушные потоки, так как они оказывают давление на всю структуру материала и влияют на его термоденамическое равновесие с окружающей средой.

41.30. Оборудование временных выставок должно отвечать всем основным требованиям, предъявляемым к экспозиционному оборудованию. Кроме того, оно должно легко монтироваться и демонтироваться и быть удобным при перемещениях. Предпочтительны модульные конструкции с внутренней оснасткой, позволяющей многоразовое и многоплановое использование.

Оборудование временных выставок (шкафы, витрины, подиумы) может быть нейтрально по форме и рассчитано на многоразовое использование для различных категорий экспонатов. Предпочтительны модульные конструкции с внутренней оснасткой, позволяющей многоплановое использование.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
  • Инструкция эхолот garmin striker plus 4cv
  • Рин гларг инсулин инструкция по применению
  • Мильбемакс для щенков инструкция по применению для маленьких щенков
  • Ozempic инструкция по применению на русском языке
  • Глицерин форте таблетки инструкция по применению