Ликвидация организации: пошаговая инструкция
Ликвидация организации 2022 – это многоэтапный процесс, в основе которого лежит:
- Принятие решения о ликвидации и распределение последующей деятельности (вопросом закрытия предприятия может заниматься учредитель компании или ликвидатор/ликвидационная комиссия).
- Уведомление налоговой службы и кредиторов о прекращении деятельности.
- Внесение данных в Федресурс.
- Составление промежуточного ликвидационного баланса.
- Выполнение долговых обязательств перед кредиторами.
- Формирование окончательного ликвидационного баланса.
- Регистрация ликвидации предприятия.
Решение должно быть принято
Решение о ликвидации предприятия принимается на собрании учредителей. На данном этапе определяется порядок прекращения деятельности организации, а также устанавливаются сроки этого процесса. Если владелец один, в данном случае достаточно выразить принятое решение в письменном виде (но в зависимости от устава может потребоваться нотариальное удостоверение).
Решение обязательно фиксируется и подписывается, вне зависимости от количества участников. Протокол заседания подлежит нотариальному заверению (не всегда, но в большинстве случаев).
Важно! До момента появления записи о ликвидации предприятия в ЕГРЮЛ, общество имеет право отменить принятое ранее решение.
Закройте фирму с помощью портала Консалтинг онлайн. Ликвидация организации в максимально быстрые сроки без отказов и штрафов от налоговой.
Кто закрывает организацию
Этим вопросом можно заняться самостоятельно. Или же при помощи ликвидатора/ликвидационной комиссии. Выбор в пользу того или иного варианта делает само предприятие. Возможности ограничены только в том случае, если участником компании является РФ, субъект РФ или муниципальное образование. Закрыть предприятие может только комиссия. В остальных случаях, можно выбрать подходящий для себя вариант.
Что на практике? Вне зависимости от наличия/отсутствия ограничений, ликвидация организации чаще проводится специальной комиссией. Особенно, если на счету компании есть задолженность, численность сотрудников немалая, а также в праве собственности находятся имущественные объекты.
Если по каким-то причинам ликвидатор не подошел, его всегда можно сменить. Для этого составляется соответствующий протокол с указанием решения. Однако утвердить нового ликвидатора нужно не позднее, чем в течение семи дней после отстранения предыдущего. И не нужно забывать об уведомлении.
Насколько процесс долгий
Ликвидация организации в 2022 году, как и ранее в любом случае не может длиться менее трех месяцев. Согласно законодательству, процесс ликвидации занимает около года. При возникновении определенных обстоятельств, этот срок можно продлить на шесть месяцев. В случае нарушения сроков, к процессу подключается суд и назначается арбитражный управляющий. Поэтому пренебрегать установленным периодом ликвидации – не рекомендуется.
Важно! Если по определенным причинам, компания не успевает провести все ликвидационные мероприятия, не нужно ждать окончания срока. Рекомендуется сразу отправить запрос на продление.
Уведомление всех причастных
О ликвидации предприятия должны знать все причастные, т.е. кредиторы и налоговая служба. В ФНС сразу направляется форма № 15016. Кредиторы узнают о ликвидации из сообщения в «Вестнике государственной регистрации».
После того как решение о прекращении деятельности предприятия будет принято, в течение трех дней нужно направить данные в Федресурс. Просрочили? Придется заплатить штраф в размере 50 тысяч рублей. А виновные лица могут получить дисквалификацию сроком до трех лет.
Промежуточный баланс
Формирование промежуточного ликвидационного баланса осуществляется по истечению двухмесячного срока с момента публикации в Вестнике. Главная особенность отчета заключается в отсутствие какой-либо установленной формы. Можно использовать упрощенную форму бухгалтерского баланса.
Вне зависимости от «внешнего» вида, промежуточный баланс должен содержать обязательные данные:
- имущество предприятия;
- требования кредиторов с включением результатов их рассмотрения;
- информацию о кредиторах, которые не направили иск в суд или самому ликвидатору.
Последний пункт не является обязательным, но в случае развития спорной ситуации, станет доказательством добросовестности предприятия.
После составления отчетности необходимо убедиться в том, что активов предприятия достаточно для выполнения долговых обязательств.
Выполнение долговых обязательств
Рассчитаться с долгами необходимо денежными средствами. При недостатке активов, рекомендуется реализовать имущество предприятия, и продолжить погашение.
Долговые обязательства нужно выполнять в определенной последовательности:
- Закрытие нужд частных лиц, которые получают от предприятия компенсацию за причинение вреда жизни или здоровью.
- Закрытие нужд частных лиц в виде заработной платы, выходных пособий и т. д.
- Выплата обязательных платежей в бюджет.
- Удовлетворение иных требований.
Одновременно выполнить долговые обязательства можно, но только в установленной последовательности. К последующей категории можно переходить после 100% погашения текущей.
Окончательный промежуточный баланс
Когда долговые обязательства будут выполнены, необходимо сформировать окончательный промежуточный баланс. Он одобряется общим собранием учредителей. Особой формы ликвидационного баланса нет, можно использовать стандартные форматы. Главный уклон – на содержание.
В ликвидационном балансе отражается информация об отсутствии активов и пассивов, или данные о том, что осталось непогашенным.
Регистрация ликвидации
Регистрация осуществляется при наличии полного пакета документов, а также после уплаты государственной пошлины. К заявлению о регистрационных действиях прилагается ликвидационный баланс. Если вопросом ликвидации занимается представитель, обязательно наличие доверенности или нотариальной копии.
Пакет документов вместе с заявлением можно подать в регистрационный центр удобным способом:
- лично, в налоговой службе;
- через МФЦ;
- через нотариуса
- через учетную запись на Госуслугах;
- через личный кабинет на сайте налоговой службы;
- через мобильное приложение.
Закройте компанию под ключ через Консалтинг онлайн. Ликвидация организации: пошаговая инструкция – для получения расширенного комплекса услуг достаточно предоставить нам пакет документов. Все остальное мы сделаем самостоятельно.
В компетенцию специалистов входит:
- Разработка решения в течение трех дней.
- Полное сопровождение при вступлении в процедуру ликвидации.
- Формирование решения о ликвидации под руководством консультанта налоговой службы.
Переходите на сайт, чтобы оставить заявку на бесплатную консультацию со специалистом по ликвидации!
Онлайн ликвидация организации под ключ
Бесплатная консультация.
25 дек. 2020
Ликвидируем бюджетную организацию
Из готового решения узнаем о том, как и при каких условиях можно ликвидировать бюджетное учреждение.
Сначала нужно принять решение о ликвидации. Такое решение принимает госорган или орган местного самоуправления, осуществляющий функции учредителя.
В трехдневный срок о принятом решении уведомляется налоговый орган и вносятся сведения в ЕФРСФДЮЛ.
Объявление о ликвидации нужно разместить в СМИ.
Затем составляется промежуточный ликвидационный баланс, о котором тоже уведомляется налоговая. После этого учреждение может удовлетворить требования кредиторов. При этом должна соблюдаться очередность погашения.
Если после выплат кредиторам осталось имущество, то его нужно вернуть в казну.
Для завершения ликвидации в налоговую направляется заявление, ликвидационный баланс и документ об оплате госпошлины.
Полный текст документа в КонсультантПлюс:
Готовое решение: Каков порядок ликвидации бюджетного учреждения (КонсультантПлюс, 2020) {КонсультантПлюс}
Муниципальные унитарные предприятия, которые были созданы до 8 января 2020 года и работают на конкурентных рынках, придется реорганизовать или ликвидировать. Срок — до 1 января 2025 года. До этой даты деятельность унитарных предприятий на конкурентных рынках допускается, но с ограничением. Доход от такой деятельности не должен превышать 10 процентов совокупной выручки МУПа за последний календарный год.
Решение о судьбе МУПа должен принять его учредитель. Если он этого не сделает до конца 2024 года, предприятие могут ликвидировать в судебном порядке по иску судебного органа (п. 6 ст. 23 Закона № 135-ФЗ). Чтобы этого не допустить, проанализируйте деятельность ваших МУПов и решите, как поступить с каждым из них. Статья поможет сделать оптимальный выбор.
В какие организационно-правовые формы можно реорганизовать МУПы
Документ: Новации, о которых идет речь в этой статье, предусмотрены Федеральным законом от 27.12.2019 № 485-ФЗ. Он внес изменения в федеральные законы от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
Муниципальное унитарное предприятие можно реорганизовать в другое МУП — то, которому можно будет продолжить работу после 1 января 2025 года. Законодатель разрешил муниципальным образованиям сохранить унитарные предприятия, которые:
— осуществляют деятельность в сфере естественных монополий;
— работают в сферах культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;
— обеспечивают жизнедеятельность населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Этот вариант подойдет только для МУПов, которые функционируют в смежных отраслях. Остальные предприятия вы можете реорганизовать:
— в муниципальные бюджетные учреждения;
— акционерные общества;
— общества с ограниченной ответственностью.
Реорганизация затронет прежде всего ресурсоснабжающие и другие социально значимые предприятия.
На заметку: Какую пользу принесет муниципалитетам реорганизация и ликвидация МУПов
По данным ФАС, на 1 апреля 2019 года в России было более 12,2 тыс. унитарных предприятий муниципального уровня. Значительная их часть работает в сферах с развитой конкуренцией: теплоснабжении, водоснабжении, управлении жилым фондом, торговле, строительстве и предоставлении услуг. Нередко заказчики уклоняются от применения конкурсных процедур, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ, и передают бюджетные средства в форме субсидий подведомственным унитарным предприятиям. Результат — неэффективные закупки.
Часто МУПы имеют в хозяйственном ведении значительное количество разнородных, не связанных объектов. Сдают эти объекты в аренду и при этом не осуществляют какой-либо профильной деятельности.
По замыслу инициаторов реформы, она поможет уменьшить расходы местных бюджетов на содержание убыточных предприятий. Муниципальные образования избавятся от МУПов, деятельность которых не соответствует изначальным целям. Вместо них могут возникнуть частные предприятия, что будет способствовать росту конкуренции.
Как сделать выбор между АО, ООО и бюджетным учреждением
АО и ООО — хозяйственные общества. Уставный капитал акционерного общества разделен на акции, общества с ограниченной ответственностью — на доли. В обоих случаях реорганизация МУПа произойдет путем приватизации.
Реорганизация МУПа в ООО возможна, если его показатели соответствуют требованиям статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ:
— cуммарный трехлетний доход — не более 800 млн руб.;
— среднесписочная численность персонала за три года — не более 100 человек в год.
Если хотя бы одно из этих требований не выполняется, МУП лучше преобразовать в публичное акционерное общество или муниципальное учреждение. Акционерному обществу проще привлечь инвестиции через дополнительную эмиссию ценных бумаг для их продажи новым акционерам. Акционеру не обязательно быть предпринимателем или участвовать в собраниях. К тому же многие инвесторы расценивают покупку акций как одну из форм вложения капитала. Для общества с ограниченной ответственностью процедура более трудоемкая и дорогостоящая: придется подписать кредитный или инвестиционный договор. Другие различия между АО и ООО посмотрите в таблице 1.
Таблица 1. Сравнительная характеристика ООО и АО+
Ключевые показатели и параметры | ООО | АО | |
---|---|---|---|
публичное |
непубличное |
||
Количество участников |
Не более 50 |
Не ограничено |
Не более 50 |
Размер уставного капитала |
От 10 тыс. руб. |
От 100 тыс. руб. |
От 10 тыс. руб. |
Увеличение уставного капитала |
Стандартные процедуры с внесением денежных средств и их регистрацией в уставе и госорганах |
Стандартные процедуры + дополнительный выпуск акций |
|
Влияние органов управления |
Могут предоставлять дополнительные права отдельным участникам |
Права акционеров заранее определены и не подлежат изменению |
|
Принятие решений |
В ходе голосования решающее слово — за владельцем наибольшей доли в уставном капитале |
В ходе голосования решающее слово — за владельцем контрольного пакета акций |
|
Распределение прибыли |
Прибыль распределяют с учетом веса доли или так, как предписано уставом общества |
Прибыль распределяют с учетом количества акций, которые принадлежат акционерам |
|
Доступность информации об акционерах/участниках |
Сведения о фамилиях владельцев и их долях находятся в открытом доступе |
Данные об акционерах закрыты для третьих лиц |
|
Продажа долей/акций |
Продажа долей происходит через нотариуса с внесением изменений в регистрирующем органе |
Продажа акций ведется с внесением данных в реестр акционеров |
|
Возможность зафиксировать цену доли или акции в уставе |
Есть |
Нет |
|
Наследование долей и акций |
Уставом может быть предусмотрена необходимость согласия участников на передачу доли умершего по наследству третьему лицу |
Нет ограничений на наследование акций |
|
Имущественные вклады |
Можно вносить без увеличения уставного капитала |
Внести в общество без изменения уставного капитала невозможно |
|
Надзорный орган |
Можно не создавать ревизионную комиссию |
Создание ревизионной комиссии обязательно |
|
Резервные фонды |
Создавать ли резервные фонды, решают учредители |
Обязательны |
|
Распределение имущества |
Общество может лишиться своего имущества при выходе участника из его состава |
Только при ликвидации АО имущество будет распределено среди акционеров |
|
Публикация отчетности |
Не обязательна |
Обязательна, вне зависимости от количества акционеров |
Обязательна при количестве акционеров более 50 человек |
Выход из состава общества |
Возможен в любой момент без обязательной продажи своей доли |
Закон предписывает продавать акции при выходе из АО |
|
Исключение участника/акционера |
По решению суда участник, препятствующий успешному функционированию общества, может быть исключен из его рядов |
Акционера невозможно исключить из АО, пока он владеет хотя бы одной акцией |
Если нужен более тщательный контроль финансовых потоков, то МУП лучше преобразовать в муниципальное бюджетное учреждение. При этом может потребоваться дополнительное финансирование из местного бюджета. Также возникает риск субсидиарной ответственности собственника муниципального имущества по обязательствам учреждения, которому это имущество передали на праве оперативного управления. Характеристики МБУ — в таблице 2.
Таблица 2. Характеристики муниципального бюджетного учреждения
Ключевые показатели и параметры | ООО |
---|---|
Признак |
Что разрешает закон |
Учредитель |
Муниципальное образование |
Сфера деятельности |
Услуги в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры,социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта и в иных сферах |
Имущество учреждения |
Закрепляется на праве оперативного управления |
Распоряжение имуществом |
Вправе распоряжаться имуществом, за исключением недвижимого и ценного движимогоимущества, распоряжение которым осуществляется с согласия собственника |
Заключение крупных сделок |
С согласия органа, наделенного функциями и полномочиями учредителя |
Ответственность по обязательствам |
Отвечает имуществом (кроме недвижимого и особо ценного), собственник неотвечает по обязательствам учреждения |
Органы управления |
Руководитель, назначенный учредителем |
Финансовое обеспечение |
Субсидии из бюджета муниципального образования |
Основные средства |
Категории:
|
Финансовые вложения |
Не вправе размещать денежные средства на депозитахв кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами,если иное не предусмотрено федеральными законами |
Оказание платных услуг |
Вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку,поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано.Приносящая доход деятельность должна соответствовать этим целям и бытьуказана в учредительных документах данного учреждения. Доходы, полученные от такой деятельности, иприобретенное за счет этих доходов имущество поступают в распоряжение учреждения |
Какие МУПы лучше ликвидировать
Возможно, часть МУПов в вашем муниципальном образовании несет убытки и не соответствует требованиям, установленным для реорганизации в ООО или АО. Такие унитарные предприятия рекомендуем ликвидировать. Первые кандидаты на ликвидацию — МУПы, которые не осуществляют какой-либо профильной деятельности кроме сдачи разнородного имущества в аренду.
На заметку: Минфин прогнозирует, что к 1 января 2025 года в стране останется менее тысячи унитарных предприятий — федеральных, региональных и муниципальных
После ликвидации МУПа его имущество поступит в казну муниципального образования. Придется нести издержки на его содержание. Если это слишком накладно, имущество можно приватизировать. Другой вариант — предоставить его бизнесменам в рамках программы развития малого и среднего предпринимательства. Объекты можно передать в аренду, в том числе на долгосрочной основе с преимущественным правом выкупа, по льготным ставкам.
Кто оплатит реорганизацию и ликвидацию
На реорганизацию и ликвидацию МУПов, а также постановку на кадастровый учет земельных участков после ликвидации предприятий регионы получат деньги из федерального бюджета. Порядок распределения этих межбюджетных трансфертов примет Правительство. Каждый регион распределит финансирование между муниципальными образованиями в соответствии со своим законом.
В соответствии с частью 2 статьи 13, пунктом 3 части 2 статьи 15, частью 5 статьи 18, пунктом 3 частью 1 статьи 19.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», статьей 19 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», постановления администрации Куканского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 06.10.2011 № 21 «Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений Куканского сельского поселения, а также утверждения Устава муниципального учреждения и внесение в них изменений» администрация Куканского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Ликвидировать Муниципальное казенное учреждение культуры «Централизованное культурно-досуговое объединение администрации Куканского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края» (далее – муниципальное учреждение).
2. Администрации Куканского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, как орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в течение трех рабочих дней после даты издания настоящего постановления уведомить о принятии решения о ликвидации муниципального учреждения:
— Межрайонную ИФНС России №3 по Хабаровскому краю;
— Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Хабаровске;
— Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования РФ.
3. Создать Ликвидационную комиссию по ликвидации муниципального учреждения и утвердить её состав (приложение №1 к настоящему постановлению).
4.Утвердить Регламент работы Ликвидационной комиссии по ликвидации муниципального учреждения (приложение №2 к настоящему постановлению).
5.Ликвидационной комиссии осуществлять полномочия по управлению делами муниципального учреждения в течение периода его ликвидации.
6.Ликвидационной комиссии:
6.1.В течение недели после даты издания настоящего постановления разместить в Информационном бюллетене и на сайте администрации Куканского сельского поселения информацию о ликвидации муниципального учреждения и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами.
6.2. По истечении двух месяцев после опубликования сообщения, указанного в пункте 6.1 настоящего постановления, составить промежуточный ликвидационный баланс и утвердить его.
6.3. В течение трех рабочих дней после утверждения промежуточного ликвидационного баланса сообщить в ИФНС России № 3 по Хабаровскому краю о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
6.4. После завершения расчетов с кредиторами составить ликвидационный баланс муниципального учреждения, представить его на утверждение руководителю администрации Куканского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, после утверждения направить в ИФНС России №3 по Хабаровскому краю.
6.5. Не ранее, чем за два месяца с момента помещения в органе печати публикации о ликвидации муниципального учреждения направить в ИФНС России №3 по Хабаровскому краю сообщение о завершении процесса ликвидации.
6.6. После завершения процесса ликвидации муниципального учреждения подать в ИФНС России №3 по Хабаровскому краю документы, предусмотренные ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
6.7.Обеспечить иные мероприятия, предусмотренные гражданским и трудовым законодательством.
7. Муниципальное казенное учреждение культуры «Централизованное культурно-досуговое объединение администрации Куканского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края» не менее, чем за два месяца до увольнения, предупредить работников о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией муниципального учреждения с сохранением льгот, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
8.Администрации Куканского сельского поселения внести изменения в Реестр объектов муниципальной собственности в течении 3 дней со дня внесения в Единый реестр государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации муниципального учреждения.
9. Настоящее постановление вступает в силу с момента его опубликования.
10. Опубликовать настоящее постановление в Информационном бюллетене и на официальном сайте Куканского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
Глава сельского поселения И.С. Кузнецов