Основной контент книги Менторинг: инструкция по применению. Искусство развивать себя, сотрудников, компании
Менторинг: инструкция по применению. Искусство развивать себя, сотрудников, компании
4,0
3 оценки
Подарите скидку 10%
Посоветуйте эту книгу и получите 38,01 ₽ с покупки её другом.
О книге
Перед вами руководство с ответами на самые важные вопросы менторинга. Что это такое и зачем? Как проходит практика менторинга? Какие навыки нужны ментору? Как внедрять менторинг в компании? Чем это может быть полезно для самих менторов?
В книге вы познакомитесь с кейсами менторинга в российских компаниях, с принципами работы профессиональных ментор-сообществ и моими личными историями как тренера и создателя международных программ обучения коучингу и менторингу.
Жанры и теги
Войдите, чтобы оценить книгу и оставить отзыв
• путешествие – это удовольствие от процесса: когда мы ощущаем энергетический подъём просто от того, что следуем по этому пути к намеченной цели, что приняли правила игры, что ввязались в подобную авантюру.
отхода от этих принципов и вернуться к путешествию в менторинг. Очень полезно записывать свои размышления после каждой сессии менторинга, чем я могу помочь менти. Важно, чтобы заметки делали
Менторинг: инструкция по применению Искусство развивать себя, сотрудников, компании Александра Прицкер
работы, обратной связи. В настоящее время внедряются принципы производственной системы. От руководителей всё больше требуются компетенции вдохновляющего лидера. У нас появляются плоские проектные структуры, в которых любой участник команды может быть ситуативным лидером. И навык менторинга станет при этом одним из ресурсов, помогающих выстраивать эффективные командные отношения
Книга Александры Прицкер «Менторинг: инструкция по применению. Искусство развивать себя, сотрудников, компании» — скачать в fb2, txt, epub, pdf или читать онлайн. Оставляйте комментарии и отзывы, голосуйте за понравившиеся.
Возрастное ограничение:
16+
Дата выхода на Литрес:
17 марта 2021
Объем:
222 стр. 21 иллюстрация
© Александра Прицкер, 2022
ISBN 978-5-0053-4450-2
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Менторинг: инструкция по применению
Менторинг состоит не в том, чтобы изменить кого-то
или заставить его что-то делать
по-другому, а в том,
чтобы побудить человека
действительно быть собой.
Джули Старр,
коуч, ментор, автор книг о менторинге
Для кого и зачем эта книга
Первое российское пошаговое руководство по менторингу предназначено:
✓ для тех, кто хотел бы воспользоваться опытом успешных людей для своего личностного роста;
✓ для тех, кто ищет эффективные способы достижения результатов в различных областях: бизнес, семейная жизнь, межличностные взаимоотношения, государственное управление, общественная и политическая деятельность;
✓ для тех, кто заинтересован в повышении производительности труда сотрудников;
✓ для тех, кто готов применить собственные знания и навыки в качестве базы для развития других людей.
В профессиональном плане эта книга станет ресурсом:
✓ для коучей и бизнес-тренеров, желающих освоить одну из самых современных методик развивающих отношений;
✓ для сотрудников HR-агентств и HR-специалистов компаний, стремящихся усилить конкурентоспособность путём развития персонала;
✓ для руководителей государственных учреждений и бизнес-структур, политиков, активистов общественных организаций, педагогов.
Александра Прицкер – директор Международного университета Global Coaching, обладающего правом выдавать сертификаты Международной федерации коучинга (ICF) по итогам базовых программ обучения и курсов повышения квалификации коучей и менторов.
Александра – третья в России, кто получил высший уровень квалификации в Международной федерации коучинга (ICF) – Master Certified Coach (MCC) ICF. Executive-коуч, президент ассоциации менторов и коучей «Национальная федерация профессиональных менторов и коучей», член совета директоров ICF Russia Chapter, международное направление (2016—2017 гг.) и президент ICF Russia Chapter (2018—2019 гг.). Автор проектов ICF «Звёздный ментор», конференции UK ICF – Россия ICF Chapter «Практика коучинга и менторинга в Великобритании».
Александра является автором международных программ обучения коучингу уровня ACTP (ICF), ACSTH (ICF), ССЕ (ICF). Первая в России аккредитовала программы уровня CCE и ACTP на международном уровне: «Недирективный коучинг: активация потенциала» ACTP ICF, «Коучинг в бизнесе» ASCTH ICF (в соавторстве), «Менторинг» ССЕ ICF, «Супервизия» CCE (ICF) – London (UK) – Moscow (Russia).
Александра имеет более 4500 часов ведения коуч-сессий в России, Германии, Великобритании; практикует менторинг с 2010 года, участвует в менторских сессиях в России и Великобритании.
В этом разделе принято публиковать имена, фамилии и должности тех, кто помог автору воплотить в жизнь свою мечту об издании книги. Я решила немного отойти от общепринятых схем, не писать имена, поскольку перечисление людей, кого я от души благодарю, займёт не одну страницу. Я благодарна людям в моей жизни не только за эту книгу, но и за важную роль в моём профессиональном и личностном развитии.
Дорогие друзья, коллеги, учителя, студенты, родные, знакомые! Спасибо вам за то, что вы есть в моей жизни! Спасибо за то, что благодаря вам я стала тем, кем являюсь сейчас. Спасибо вам за смелость мысли, позволившую мне попасть в новое пространство возможностей. Вы делились со мной своими знаниями, опытом, мудростью. Вы показывали мне пути развития там, где я сама их не замечала. Вы открыли передо мной незнакомый мир и помогли выйти за пределы обыденности. Вы верили в меня, а вера окрыляет. Ваша жизненная философия, ваши идеи, духовные устремления, нравственные ценности, ваша увлечённость служат для меня мощным источником энергии.
Для меня очень важно видеть рядом с собой людей, которые являются ориентиром благодаря иному масштабу мировосприятия. Глядя на них, чувствуешь, что мир становится шире, горизонт раздвигается. Внутри как будто что-то щёлкает, и ты меняешься на клеточном уровне, переходишь на следующий виток развития возможностей. Мозг начинает работать иначе, жизнь видится под другим углом. Благодаря вам я допустила в свою жизнь больше «могу». По сути, вы стали для меня настоящими менторами, даже если между нами не был заключён формальный менторский контракт, ведь ментор – это тот, кто вкладывает душу в развитие другого человека, открывает перед ним двери в неизведанное, кто верит и вдохновляет. Спасибо вам!
Слово «менторинг» становится всё более популярным в русскоязычном пространстве. Его употребляют профессионалы HR и бизнес-тренеры, владельцы компаний и юные стартаперы, представители органов власти и работники образовательных учреждений, лидеры социальных проектов. Уточним два момента. Первый – терминология. «Наставничество» – это перевод на русский язык английского слова mentoring, поэтому в специальной литературе и в речи профессионалов данной сферы можно встретить употребление слов «менторинг» и «наставничество» в качестве синонимов.
Второй момент – это толкование терминов. Исследовательский альянс университетов Шотландии (SULSA1) в докладе о значении менторинга в науках о жизни2 пишет о двух видах наставничества – патронаж (другими словами, спонсорство) и развитие.
Первая модель (спонсорский менторинг) тяготеет к директивности. Наставник обычно намного опытней и старше своего подопечного, в роли наставника может выступать непосредственный руководитель сотрудника. Отношения в рамках этой модели иерархичны: наставник говорит, как нужно делать, а подопечный следует его советам и перенимает опыт. По мнению SULSA, данному подходу не хватает разнообразия инструментов, потому что ситуация спонсорства делает наставляемого зависимым от своего наставника.
Современная идея менторинга связана с развитием ученика – вторая модель. Она ориентирована на людей, которые управляют карьерой и готовы брать на себя ответственность за собственный рост. В отношениях, которые транслирует развивающее наставничество, нет авторитарности и иерархичности, в них обучаются оба участника, в них последнее слово остаётся за учеником (mentee). А непосредственный руководитель не может быть наставником для своего подчинённого.
«Если наставников можно рассматривать как карьерных разработчиков, то спонсоров можно считать ускорителями карьеры», – пишет The Guardian3.
В советское время на предприятиях широко практиковалась именно спонсорская модель менторинга с директивным уклоном, она и вошла в лексикон россиян под термином наставничество. В этой книге мы будем говорить о европейской модели менторинга, о развивающем наставничестве. И термины «менторинг» и «наставничество» будем употреблять как синонимы и как обозначение недирективной модели отношений между наставником и учеником.
Менторинг наряду с консультированием, коучингом, психотерапией относится к помогающим методикам работы. Будет некорректно выделять из них лучшее направление, потому что все они хороши для решения определённого круга задач. Почему же объектом рассмотрения данной книги является менторинг?
В России широко практикуется только наставничество в его спонсорской модели. Менторинг, в отличие от патронажа, отвечает современному запросу развития руководителей и талантов. Наставничество помогает новичку, у которого мало или совсем нет знаний и опыта, который хочет поддержки. Наставник говорит подопечному, как и что делать, при этом от последнего ожидается, что он будет выполнять все указания.
Цель менторинга – поддержка и развитие человека, его мышления, креативности, самостоятельности. Эта форма помощи хороша для людей с критическим мышлением, для тех, кому важно расти в партнёрских отношениях. Традиционное наставничество, например, не до конца подходит руководителям, потому что иногда сотруднику важно услышать не только «как делать», но и «давай вместе посмотрим, как сделать», важно увидеть нескольких вариантов. Думаю, в ближайшем будущем должности и социальные роли будут развиваться в этом ключе.
Как коуч с длительной и разнообразной практикой я замечаю, что иногда полезно предложить менти варианты решения, чтобы он продвинулся в своём вопросе. Предпринимателям, руководителям, талантливым людям требуется поддержка в виде мнения или решения со стороны, от того, кто прожил этот путь и кто по факту своей жизни успешен в обсуждаемой теме.
Я вижу свою цель в том, чтобы рассказать о возможностях нового для нашей страны направления и дать конкретные рекомендации по его применению. Уверена, что менторинг пригодится не только руководителям организаций, HR-специалистам, коучам и педагогам, но и всем, кто ставит перед собой амбициозные цели, стремится реализовать лидерский потенциал. Компетенции ментора – это навыки лидера, который хочет помогать людям расти, становиться более зрелыми и способными.
Менторское движение в России осложняется тем, что практически отсутствуют отечественные методические материалы. Поэтому в данном руководстве я попробую восполнить этот пробел.
Какие ещё есть сложности? Затруднён в российском бизнесе и переход от традиционной формы наставничества к более перспективным методам. Директивная модель привычна и даёт локальные результаты, но стремление сохранить традицию мешает посмотреть на плюсы менторинга. Это отдаляет компании от преимуществ, которые создаёт именно развивающий формат.
И, пожалуй, самая частотная проблема менторинга в России, которую я вижу как консультант, провайдер и создатель программ обучения менторингу, – компании внедряют менторинг, не разобравшись, что это такое, и не обучив персонал. Из-за этого уже на старте проекта организации получают фрустрированных участников: у них нет понимания, как будут происходить ментор-сессии, как строить отношения с менти/ментором. Что делать, когда менти не появляется месяц, принимать за него какие-либо решения или нет? Что обсуждать на пятой-шестой сессии? Есть проблемы в отношениях с менти – выносить их на обсуждение или нет? Как завершать отношения корректно, чтобы сохранить хорошие результаты? Что делать, когда менти на сессии очень много говорит – слушать его или следить за дедлайном? И другие.
Больше половины часто задаваемых вопросов о внедрении менторинга решаются обучением менторов и менти. На первом тренинге по менторингу я объясняю участникам структуры взаимоотношений в рамках методики, и люди после окончания встречи говорят, что структуры им «жизненно необходимы». Профессиональное освоение методики проясняет, кто и за что ответствен и как создать такой процесс, где всё понятно заранее. Обучение делает реализацию программы менторинга в компаниях на 70% легче и интереснее для участников.
«Обучение менторингу дало мощное понимание того, как структурировать встречи, какие инструменты применять, как себя вести с партнёром, как его расположить к себе, дало понимание кодекса этики и умение создавать безопасное пространство для менти, – объясняет Константин Белкин, советник председателя правления, генерального директора ООО „Сибур“. – Тем, кто вступает на путь менторинга, следует осознать – чтобы быть эффективным ментором, учиться придётся постоянно. Границ и пределов в профессиональном развитии ментора я не вижу: читайте книги, посещайте семинары, участвуйте в онлайн-чатах – менторинг всегда будет держать ваше мышление в тонусе».
О ценности обучения менторов и менти перед запуском программы менторинга рассказывает Ольга Лунёва, старший HR Бизнес-партнер компании KPMG:
«В идеале организации, которая планирует внедрять менторинг, стоит провести тренинг для менторов и, что не менее важно, для менти. Это позволит создать единые стандарты и единое понимание целей, процессов, результатов. В этом случае не будет неоправданных ожиданий. Если нет возможности обучить сотрудников, имеет смысл определить тайминг, структуру программы, организовать установочные встречи с менторами и менти, чтобы обсудить основные принципы, цели, задачи и понять, что ожидания от программы совпадают. Даже если у ментора есть большой опыт, желание делиться и развивать другого человека, всё равно в ходе партнёрства возникают вопросы об уровне ответственности и инициативы, степени откровенности между ментором и менти. А можно ли критиковать? А надо ли настаивать на чём-то, если менти не согласен? Надо ли брать обратную связь? Как избежать обид и выяснения отношений, если обратная связь не такая, как ожидалось? Что делать, если менти не идёт на контакт или недостаточно откровенен?»
Пару слов о профессионализме. Почему происходит ситуация, когда компания сначала внедряет менторинг, а потом пытается научить сотрудников, как это делать правильно?
Когда организация назначает менторов из числа сотрудников, то ответственные за проект лица опираются на знания, умения и опыт кандидатов и считают это ведущим фактором успешных отношений. Ментор пытается передать свой опыт менти, но оказывается некомпетентен в форме его передачи, как следствие, менти не может этот опыт усвоить.
Например, ментор, до конца не вникнув в ситуацию, решил за менти, что тому нужно, и выдал большой объём информации на другую тему, – в результате встреча не соответствует ожиданиям менти. Или другой пример: ментор ведёт себя высокомерно, из-за чего менти не воспринимает информацию на сессии, а после встречи восстанавливает свою самооценку. Поэтому мне импонирует зарубежная практика: если специалист решил заниматься наставлениями других людей, то он обязательно идёт учиться, чтобы стать максимально полезным для подопечных, чтобы быть в своей роли профессионалом.
В мире работают несколько профессиональных менторских сообществ, которые устанавливают стандарты для навыков менторов и предлагают соискателям сдать экзамен на соответствие этим стандартам. Одной из профессиональных менторских ассоциаций является EMCС4. Это объединение предлагает различные программы обучения для менторов, а также программы аккредитации для организаций, которые проектируют, реализуют и оценивают программы менторинга и коучинга.
В России обучением менторов по стандартам занимается Международный университет Global Coaching, а аккредитацией организаций – Национальная федерация профессиональных менторов и коучей.
Я опиралась на труды своих учителей – ведущих британских специалистов по менторингу: коуча и консультанта, сооснователя компании Starr Consulting, партнёра Международного университета Global Coaching, автора книги «Учебник по менторингу: ваше пошаговое руководство, чтобы стать лучшим ментором»5 Джули Старр и руководителя глобальной сети экспертов и инструкторов по наставничеству «Coaching and Mentoring International», профессора университетов Sheffield Hallam и Oxford Brookes, автора 70+ книг по коучингу и менторингу Дэвида Клаттербака.
О путешествии в менторинг
Вы держите в руках не просто инструкцию, а путеводитель в мир менторинга. И раз вы нашли смелость пройти со мной по этому пути, позвольте мне небольшую ремарку о том, почему идея путешествия так близка методике менторинга:
• путешествие нас меняет: мы раздвигаем границы своего мышления, получая новый эмоциональный опыт, это возможность разобраться в себе, осуществить переоценку ценностей;
• у путешествия есть цель: оно имеет начало и конечный пункт, маршруты следования к которому мы можем выбирать сами и корректировать;
• путешествие несёт страх неизвестности: когда мы хотим пройти по незнакомому пути, нам иногда приходится двигаться «вслепую», мы не знаем об опасностях и находках, которые нас ждут;
• путешествие – это шанс постичь новое: найти собственные смыслы и близких по духу попутчиков;
• путешествие – это наши усилия: желание отправиться в путь может так и остаться мечтой, если не начать действовать;
• путешествие – это удовольствие от процесса: когда мы ощущаем энергетический подъём просто от того, что следуем по этому пути к намеченной цели, что приняли правила игры, что ввязались в подобную авантюру.
Менторинг обладает этими свойствами, но только с одной поправкой – маршруты его ведут в глубину внутренних человеческих ресурсов, помогая ученику обнаружить и усилить свой потенциал. Итак, в путь!
© Александра Прицкер, 2022
ISBN 978-5-0053-4450-2
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Менторинг: инструкция по применению
Менторинг состоит не в том, чтобы изменить кого-то
или заставить его что-то делать
по-другому, а в том,
чтобы побудить человека
действительно быть собой.
коуч, ментор, автор книг о менторинге
Для кого и зачем эта книга
Первое российское пошаговое руководство по менторингу предназначено:
✓ для тех, кто хотел бы воспользоваться опытом успешных людей для своего личностного роста;
✓ для тех, кто ищет эффективные способы достижения результатов в различных областях: бизнес, семейная жизнь, межличностные взаимоотношения, государственное управление, общественная и политическая деятельность;
✓ для тех, кто заинтересован в повышении производительности труда сотрудников;
✓ для тех, кто готов применить собственные знания и навыки в качестве базы для развития других людей.
В профессиональном плане эта книга станет ресурсом:
✓ для коучей и бизнес-тренеров, желающих освоить одну из самых современных методик развивающих отношений;
✓ для сотрудников HR-агентств и HR-специалистов компаний, стремящихся усилить конкурентоспособность путём развития персонала;
✓ для руководителей государственных учреждений и бизнес-структур, политиков, активистов общественных организаций, педагогов.
Об авторе
Александра Прицкер — директор Международного университета Global Coaching, обладающего правом выдавать сертификаты Международной федерации коучинга (ICF) по итогам базовых программ обучения и курсов повышения квалификации коучей и менторов.
Александра — третья в России, кто получил высший уровень квалификации в Международной федерации коучинга (ICF) — Master Certified Coach (MCC) ICF. Executive-коуч, президент ассоциации менторов и коучей «Национальная федерация профессиональных менторов и коучей», член совета директоров ICF Russia Chapter, международное направление (2016—2017 гг.) и президент ICF Russia Chapter (2018—2019 гг.). Автор проектов ICF «Звёздный ментор», конференции UK ICF — Россия ICF Chapter «Практика коучинга и менторинга в Великобритании».
Александра является автором международных программ обучения коучингу уровня ACTP (ICF), ACSTH (ICF), ССЕ (ICF). Первая в России аккредитовала программы уровня CCE и ACTP на международном уровне: «Недирективный коучинг: активация потенциала» ACTP ICF, «Коучинг в бизнесе» ASCTH ICF (в соавторстве), «Менторинг» ССЕ ICF, «Супервизия» CCE (ICF) — London (UK) — Moscow (Russia).
Александра имеет более 4500 часов ведения коуч-сессий в России, Германии, Великобритании; практикует менторинг с 2010 года, участвует в менторских сессиях в России и Великобритании.
Благодарности
В этом разделе принято публиковать имена, фамилии и должности тех, кто помог автору воплотить в жизнь свою мечту об издании книги. Я решила немного отойти от общепринятых схем, не писать имена, поскольку перечисление людей, кого я от души благодарю, займёт не одну страницу. Я благодарна людям в моей жизни не только за эту книгу, но и за важную роль в моём профессиональном и личностном развитии.
Дорогие друзья, коллеги, учителя, студенты, родные, знакомые! Спасибо вам за то, что вы есть в моей жизни! Спасибо за то, что благодаря вам я стала тем, кем являюсь сейчас. Спасибо вам за смелость мысли, позволившую мне попасть в новое пространство возможностей. Вы делились со мной своими знаниями, опытом, мудростью. Вы показывали мне пути развития там, где я сама их не замечала. Вы открыли передо мной незнакомый мир и помогли выйти за пределы обыденности. Вы верили в меня, а вера окрыляет. Ваша жизненная философия, ваши идеи, духовные устремления, нравственные ценности, ваша увлечённость служат для меня мощным источником энергии.
Для меня очень важно видеть рядом с собой людей, которые являются ориентиром благодаря иному масштабу мировосприятия. Глядя на них, чувствуешь, что мир становится шире, горизонт раздвигается. Внутри как будто что-то щёлкает, и ты меняешься на клеточном уровне, переходишь на следующий виток развития возможностей. Мозг начинает работать иначе, жизнь видится под другим углом. Благодаря вам я допустила в свою жизнь больше «могу». По сути, вы стали для меня настоящими менторами, даже если между нами не был заключён формальный менторский контракт, ведь ментор — это тот, кто вкладывает душу в развитие другого человека, открывает перед ним двери в неизведанное, кто верит и вдохновляет. Спасибо вам!
Вместо предисловия
Слово «менторинг» становится всё более популярным в русскоязычном пространстве. Его употребляют профессионалы HR и бизнес-тренеры, владельцы компаний и юные стартаперы, представители органов власти и работники образовательных учреждений, лидеры социальных проектов. Уточним два момента. Первый — терминология. «Наставничество» — это перевод на русский язык английского слова mentoring, поэтому в специальной литературе и в речи профессионалов данной сферы можно встретить употребление слов «менторинг» и «наставничество» в качестве синонимов.
Второй момент — это толкование терминов. Исследовательский альянс университетов Шотландии (SULSA1) в докладе о значении менторинга в науках о жизни2 пишет о двух видах наставничества — патронаж (другими словами, спонсорство) и развитие.
Первая модель (спонсорский менторинг) тяготеет к директивности. Наставник обычно намного опытней и старше своего подопечного, в роли наставника может выступать непосредственный руководитель сотрудника. Отношения в рамках этой модели иерархичны: наставник говорит, как нужно делать, а подопечный следует его советам и перенимает опыт. По мнению SULSA, данному подходу не хватает разнообразия инструментов, потому что ситуация спонсорства делает наставляемого зависимым от своего наставника.
Современная идея менторинга связана с развитием ученика — вторая модель. Она ориентирована на людей, которые управляют карьерой и готовы брать на себя ответственность за собственный рост. В отношениях, которые транслирует развивающее наставничество, нет авторитарности и иерархичности, в них обучаются оба участника, в них последнее слово остаётся за учеником (mentee). А непосредственный руководитель не может быть наставником для своего подчинённого.
«Если наставников можно рассматривать как карьерных разработчиков, то спонсоров можно считать ускорителями карьеры», — пишет The Guardian3.
В советское время на предприятиях широко практиковалась именно спонсорская модель менторинга с директивным уклоном, она и вошла в лексикон россиян под термином наставничество. В этой книге мы будем говорить о европейской модели менторинга, о развивающем наставничестве. И термины «менторинг» и «наставничество» будем употреблять как синонимы и как обозначение недирективной модели отношений между наставником и учеником.
Менторинг наряду с консультированием, коучингом, психотерапией относится к помогающим методикам работы. Будет некорректно выделять из них лучшее направление, потому что все они хороши для решения определённого круга задач. Почему же объектом рассмотрения данной книги является менторинг?
В России широко практикуется только наставничество в его спонсорской модели. Менторинг, в отличие от патронажа, отвечает современному запросу развития руководителей и талантов. Наставничество помогает новичку, у которого мало или совсем нет знаний и опыта, который хочет поддержки. Наставник говорит подопечному, как и что делать, при этом от последнего ожидается, что он будет выполнять все указания.
Цель менторинга — поддержка и развитие человека, его мышления, креативности, самостоятельности. Эта форма помощи хороша для людей с критическим мышлением, для тех, кому важно расти в партнёрских отношениях. Традиционное наставничество, например, не до конца подходит руководителям, потому что иногда сотруднику важно услышать не только «как делать», но и «давай вместе посмотрим, как сделать», важно увидеть нескольких вариантов. Думаю, в ближайшем будущем должности и социальные роли будут развиваться в этом ключе.
Как коуч с длительной и разнообразной практикой я замечаю, что иногда полезно предложить менти варианты решения, чтобы он продвинулся в своём вопросе. Предпринимателям, руководителям, талантливым людям требуется поддержка в виде мнения или решения со стороны, от того, кто прожил этот путь и кто по факту своей жизни успешен в обсуждаемой теме.
Я вижу свою цель в том, чтобы рассказать о возможностях нового для нашей страны направления и дать конкретные рекомендации по его применению. Уверена, что менторинг пригодится не только руководителям организаций, HR-специалистам, коучам и педагогам, но и всем, кто ставит перед собой амбициозные цели, стремится реализовать лидерский потенциал. Компетенции ментора — это навыки лидера, который хочет помогать людям расти, становиться более зрелыми и способными.
Менторское движение в России осложняется тем, что практически отсутствуют отечественные методические материалы. Поэтому в данном руководстве я попробую восполнить этот пробел.
Какие ещё есть сложности? Затруднён в российском бизнесе и переход от традиционной формы наставничества к более перспективным методам. Директивная модель привычна и даёт локальные результаты, но стремление сохранить традицию мешает посмотреть на плюсы менторинга. Это отдаляет компании от преимуществ, которые создаёт именно развивающий формат.
И, пожалуй, самая частотная проблема менторинга в России, которую я вижу как консультант, провайдер и создатель программ обучения менторингу, — компании внедряют менторинг, не разобравшись, что это такое, и не обучив персонал. Из-за этого уже на старте проекта организации получают фрустрированных участников: у них нет понимания, как будут происходить ментор-сессии, как строить отношения с менти/ментором. Что делать, когда менти не появляется месяц, принимать за него какие-либо решения или нет? Что обсуждать на пятой-шестой сессии? Есть проблемы в отношениях с менти — выносить их на обсуждение или нет? Как завершать отношения корректно, чтобы сохранить хорошие результаты? Что делать, когда менти на сессии очень много говорит — слушать его или следить за дедлайном? И другие.
Больше половины часто задаваемых вопросов о внедрении менторинга решаются обучением менторов и менти. На первом тренинге по менторингу я объясняю участникам структуры взаимоотношений в рамках методики, и люди после окончания встречи говорят, что структуры им «жизненно необходимы». Профессиональное освоение методики проясняет, кто и за что ответствен и как создать такой процесс, где всё понятно заранее. Обучение делает реализацию программы менторинга в компаниях на 70% легче и интереснее для участников.
«Обучение менторингу дало мощное понимание того, как структурировать встречи, какие инструменты применять, как себя вести с партнёром, как его расположить к себе, дало понимание кодекса этики и умение создавать безопасное пространство для менти, — объясняет Константин Белкин, советник председателя правления, генерального директора ООО „Сибур“. — Тем, кто вступает на путь менторинга, следует осознать — чтобы быть эффективным ментором, учиться придётся постоянно. Границ и пределов в профессиональном развитии ментора я не вижу: читайте книги, посещайте семинары, участвуйте в онлайн-чатах — менторинг всегда будет держать ваше мышление в тонусе».
О ценности обучения менторов и менти перед запуском программы менторинга рассказывает Ольга Лунёва, старший HR Бизнес-партнер компании KPMG:
«В идеале организации, которая планирует внедрять менторинг, стоит провести тренинг для менторов и, что не менее важно, для менти. Это позволит создать единые стандарты и единое понимание целей, процессов, результатов. В этом случае не будет неоправданных ожиданий. Если нет возможности обучить сотрудников, имеет смысл определить тайминг, структуру программы, организовать установочные встречи с менторами и менти, чтобы обсудить основные принципы, цели, задачи и понять, что ожидания от программы совпадают. Даже если у ментора есть большой опыт, желание делиться и развивать другого человека, всё равно в ходе партнёрства возникают вопросы об уровне ответственности и инициативы, степени откровенности между ментором и менти. А можно ли критиковать? А надо ли настаивать на чём-то, если менти не согласен? Надо ли брать обратную связь? Как избежать обид и выяснения отношений, если обратная связь не такая, как ожидалось? Что делать, если менти не идёт на контакт или недостаточно откровенен?»
Пару слов о профессионализме. Почему происходит ситуация, когда компания сначала внедряет менторинг, а потом пытается научить сотрудников, как это делать правильно?
Когда организация назначает менторов из числа сотрудников, то ответственные за проект лица опираются на знания, умения и опыт кандидатов и считают это ведущим фактором успешных отношений. Ментор пытается передать свой опыт менти, но оказывается некомпетентен в форме его передачи, как следствие, менти не может этот опыт усвоить.
Например, ментор, до конца не вникнув в ситуацию, решил за менти, что тому нужно, и выдал большой объём информации на другую тему, — в результате встреча не соответствует ожиданиям менти. Или другой пример: ментор ведёт себя высокомерно, из-за чего менти не воспринимает информацию на сессии, а после встречи восстанавливает свою самооценку. Поэтому мне импонирует зарубежная практика: если специалист решил заниматься наставлениями других людей, то он обязательно идёт учиться, чтобы стать максимально полезным для подопечных, чтобы быть в своей роли профессионалом.
В мире работают несколько профессиональных менторских сообществ, которые устанавливают стандарты для навыков менторов и предлагают соискателям сдать экзамен на соответствие этим стандартам. Одной из профессиональных менторских ассоциаций является EMCС4. Это объединение предлагает различные программы обучения для менторов, а также программы аккредитации для организаций, которые проектируют, реализуют и оценивают программы менторинга и коучинга.
В России обучением менторов по стандартам занимается Международный университет Global Coaching, а аккредитацией организаций — Национальная федерация профессиональных менторов и коучей.
Я опиралась на труды своих учителей — ведущих британских специалистов по менторингу: коуча и консультанта, сооснователя компании Starr Consulting, партнёра Международного университета Global Coaching, автора книги «Учебник по менторингу: ваше пошаговое руководство, чтобы стать лучшим ментором»5 Джули Старр и руководителя глобальной сети экспертов и инструкторов по наставничеству «Coaching and Mentoring International», профессора университетов Sheffield Hallam и Oxford Brookes, автора 70+ книг по коучингу и менторингу Дэвида Клаттербака.
О путешествии в менторинг
Вы держите в руках не просто инструкцию, а путеводитель в мир менторинга. И раз вы нашли смелость пройти со мной по этому пути, позвольте мне небольшую ремарку о том, почему идея путешествия так близка методике менторинга:
• путешествие нас меняет: мы раздвигаем границы своего мышления, получая новый эмоциональный опыт, это возможность разобраться в себе, осуществить переоценку ценностей;
• у путешествия есть цель: оно имеет начало и конечный пункт, маршруты следования к которому мы можем выбирать сами и корректировать;
• путешествие несёт страх неизвестности: когда мы хотим пройти по незнакомому пути, нам иногда приходится двигаться «вслепую», мы не знаем об опасностях и находках, которые нас ждут;
• путешествие — это шанс постичь новое: найти собственные смыслы и близких по духу попутчиков;
• путешествие — это наши усилия: желание отправиться в путь может так и остаться мечтой, если не начать действовать;
• путешествие — это удовольствие от процесса: когда мы ощущаем энергетический подъём просто от того, что следуем по этому пути к намеченной цели, что приняли правила игры, что ввязались в подобную авантюру.
Менторинг обладает этими свойствами, но только с одной поправкой — маршруты его ведут в глубину внутренних человеческих ресурсов, помогая ученику обнаружить и усилить свой потенциал. Итак, в путь!
В кино у каждого супергероя есть мудрый наставник. Вспомните Люка Скайуокера — без магистра Йоды он бы и световой меч неправильно держал! Без Дамблдора приключения Гарри Поттера могли бы закончиться в первом же фильме. Даже гений и миллиардер Тони Старк опирался на советы Джарвиса или Пеппер. В общем, у героя всегда есть тот, кто вовремя подскажет, как победить злодея или решить неразрешимую задачу. В реальной жизни все немного сложнее, но принцип тот же: иногда для достижения успеха нужна помощь ментора — за которой, к примеру, обращались Стив Джобс и Ричард Брэнсон.
Чтобы почувствовать, каково быть магистром Йодой наставником, предлагаем ознакомиться с книгой Александры Прицкер «Менторинг: инструкция по применению». Книга – прекрасное пошаговое руководство по менторингу и, по совместительству, исчерпывающий источник знаний об этом методе. Да, мы продолжаем справедливо считать психоаналитический коучинг королем методов, но, между тем, полагаем полезным узнать о том, чем менторство отличается от коучинга и консультирования, каким оно бывает, как работает и какие задачи решает. Автор по полочкам раскладывает все подробности, четко описывает структуру менторских сессий, рассказывает, что требуется как от ментора, так и от менти — и дает важные советы по тому, как внедрять эту практику в компании. Причем с массой практических примеров из реальной работы с российскими клиентами. То есть пользу в книге найдут все: коучи и тренеры, желающие освоить современные методы, HR-специалисты, руководители организаций и просто те, кто хочет эффективнее достигать результатов и применить опыт успешных людей для своего собственного роста.
Александра Прицкер — профессиональный сертифицированный коуч (PCC, ICF) с международным уровнем квалификации более 3500 часов коуч-сессий в России, Германии и Великобритании.
«Менторинг — это всегда путь, который нужно пройти вместе ментору и менти, чтобы достичь желаемого результата. По дороге из пункта старта к непременному успеху возможны трудности, преодоление которых сделает путешественников сильнее».
«В ходе менторского путешествия между ментором и менти складываются особые отношения людей, находящихся «в одной лодке», стремящихся к общим целям. Такие отношения строятся с позиции «взрослый-взрослый» и включают взаимоуважение, доверие, искренность, эмпатию. При этом считаются недопустимыми проявления директивного стиля и стремления решить проблему вместо менти».
«Врождённое умение слушать и слышать встречается крайне редко, но каждый человек при желании может его натренировать, как спортсмены тренируют мышцы. Никто не обещает, что это будет легко, процесс накачивания слушательских навыков порой требует и терпения, и большой энергии. Но регулярная практика обязательно приносит достойные плоды. Умение приводить блуждания собственного ума в осознанное русло заметно увеличит ваши способности к концентрации, что полезно как для менторинга, так и для повседневной жизни. И это компетенция, над развитием которой ментору не стоит экономить время и усилия».
Подать заявку на обучение
Современное общество просто помешано на сохранении молодости. Ученые всего мира занимаются антивозрастными разработками, косметологи и пластические хирурги творят чудеса… Но старение неотвратимо, и чем больше мы отказываемся говорить и думать о нем, тем больнее окажется столкновение с реальностью.
Известный психолог Пилар Сордо утверждает, что бояться старения не стоит. В зрелом возрасте жизнь продолжается и, более того, нам открывается множество новых возможностей. Но как подготовиться к тем изменениям, что ждут впереди? Как правильно реагировать на смену социального статуса, круга общения и сюрпризы, которые начинает преподносить здоровье? Пилар Сордо рассматривает и такие непростые темы, как изменение отношений с родными, уход друзей, сложности с использованием новых технологий.
В книге есть много примеров и добрых советов о том, как достойно встречать вызовы, которые бросает время, справляться с проблемами, с которыми раньше сталкиваться не приходилось, и как жить полноценно и позитивно в зрелом возрасте.
579 ₽
— 12%
Маркс? Набивший оскомину за советское время заплесневелый «основатель марксизма-ленинизма?» Вы удивитесь! Такого Маркса никогда не существовало. Как и марксизма-ленинизма. Либо марксизм, либо ленинизм — на оставшихся 200 страницах.
-
Материал
Стекло
625 ₽
Как правильно знакомиться? Как правильно выбрать партнера? Зачем нужна совместная жэизнь с мужчиной? Как создать гармоничную и счастливую семью? Что такое «идеальная жена»? Как вести семейный бюджет? Роза Сябитова отвечает на эти и другие вопросы.
-
Серия
Дело не во мне
Живем правильно
-
Издательство
АСТ
Вече
НеПарта
ИД Семь Дней
Весь
Семь Дней
533 ₽
Как правильно знакомиться? Как правильно выбрать партнера? Зачем нужна совместная жэизнь с мужчиной? Как создать гармоничную и счастливую семью? Что такое «идеальная жена»? Как вести семейный бюджет? Роза Сябитова отвечает на эти и другие вопросы.
-
Серия
Одна книга на всю жизнь
Книги, которые все ждали
Эксклюзивная классика (Лучшее)
Детям о праве
Книги, о которых говорят
-
Издатель
АСТ
Вече
Моркнига
ИГ Весь
АСТ-Аудиокнига
КомКнига
Транзиткнига
Corpus (АСТ)
Аудиокнига
Семь Дней
Знак
-
Тип носителя
Шаманов Алексей
533 ₽
Современное общество просто помешано на сохранении молодости. Ученые всего мира занимаются антивозрастными разработками, косметологи и пластические хирурги творят чудеса… Но старение неотвратимо, и чем больше мы отказываемся говорить и думать о нем, тем больнее окажется столкновение с реальностью.Известный психолог Пилар Сордо утверждает, что бояться старения не стоит. В зрелом возрасте жизнь продолжается и, более того, нам открывается множество новых возможностей. Но как подготовиться к тем изменениям, что ждут впереди? Как правильно реагировать на смену социального статуса, круга общения и сюрпризы, которые начинает преподносить здоровье? Пилар Сордо рассматривает и такие непростые темы, как изменение отношений с родными, уход друзей, сложности с использованием новых технологий.В книге есть много примеров и добрых советов о том, как достойно встречать вызовы, которые бросает время, справляться с проблемами, с которыми раньше сталкиваться не приходилось, и как жить полноценно и позитивно в зрелом возрасте.
579 ₽
Маркс? Набивший оскомину за советское время заплесневелый «основатель марксизма-ленинизма?» Вы удивитесь! Такого Маркса никогда не существовало. Как и марксизма-ленинизма. Либо марксизм, либо ленинизм — на оставшихся 200 страницах.
625 ₽
Практичный подход, чувственное содержание, захватывающее повествование! О нет, вас ждет не сухая инструкция, а экстракт впечатлений, жизненного опыта, природной мудрости и научной объективности. Ведь речь в этой книге идет не о мультиварке, а о мужчинах — существах загадочных, сложных, непредсказуемых и многогранных.
.
.Книга Лизы Питеркиной станет подробным руководством к безошибочному действию для всех женщин, которые ищут счастья в любви, сексе, семье и жизни вообще. Короткий и приятный путь длиной в триста страниц приведет вас в тот момент жизни, где вы сможете найти своего избранника, стать его единственной, научитесь вдохновлять его на успех и вместе с ним пожинать духовные и финансовые плоды своего сакрального труда.
.
.Эта книга прольет бальзам на душу и многим мужчинам, раскрыв некоторые женские тайны и тактично намекнув на секрет настоящего успеха у прекрасной половины человечества.
.
.Для широкого круга читателей с традиционной сексуальной ориентацией.
.
188 ₽
Книга представляет собой навигацию по важным и злободневным темам не только растущего ребёнка, но и растущего рядом с ним каждый день взрослого. Отношение между физическими, психологическими, нейро-психическими, интеллектуальными и эмоциональными качествами-свойствами каждого малыша, будущего взрослого, рождает определённый конституционный тип. Автор предлагает основные подсказки в определении и дальнейшем понимании конституции своего ребёнка, делится краткими, но смыслоёмкими шпаргалками и здоровыми привычками, рецептами, через лирические отступления и зарисовки из собственной жизни с присутствующим в каждой фразе добрым юмором и самоиронией размышляет вслух о таких понятиях, как Любовь, Вера, Счастье…
Выводом в конце книги «Счастье есть» автор освещает путь каждой мамы и папы в «командной игре» – родительстве и воспитании себя.
-
Издательство
АСТ
505 ₽
С одной стороны, «Осторожно дети» — сборник очень смешных анекдотических историй, а с другой — ценное пособие для родителей. Маша Трауб — прозаик и журналист, не нуждающийся в представлении. Ее книги давно и прочно заняли лидирующую позицию в мире популярной литературы, снискав при этом благосклонность критики. Сама автор книги — мама троих детей. Эта работа представляет сочетание литературного таланта, родительского опыта теоретических знаний. Тематический охват книги широк — безопасность ребенка, психологические проблемы, трудности взаимопонимания родителей и детей, проблемы детского здоровья.
Остроумная, информативная, практичная книга Маши Трауб — копилка ценнейших советов и стимулятор отличного настроения.
Близко по духу: Юрий Трифонов, Юлия Гиппенрейтер, Алла Баркан.
«Я очень люблю постановочные фотографии — где все красивые и улыбаются. Дочка — нежная красавица, сын — серьезный, умный мальчик. Я — такая ласковая мама с добрыми глазами. И только мне известно, что происходит за кадром. Как нежная красавица может заупрямиться, и ее с места не сдвинешь. Как сын начнет пробовать себя в риторике, стараясь довести меня до белого каления своими ироничными аргументами. И я — суматошная мать с безумным взором, которая не знает, как воспитывать детей. Эта книга для таких же мам, как я, а также пап, бабушек и дедушек, которые не знают, что делать с детьми». — Маша Трауб
-
Серия
Люди Льда
Эксклюзивная классика (Лучшее)
С-П
Книга, о которой говорят
Тебе, юность
Роман-газета (журнал)
Тот, кто не предаст. Люди и их питомцы
Это личное
Mainstream.Лучшее
Я люблю
Кинохиты России. Триллер, детектив, история, комедия
Неформат
Чак Паланик и его бойцовский клуб(м)
Там, где сердце
Книга, покорившая мир
Тем, кто любит С. Ахерн: романы Сары Райнер
Все, что я знаю о
Акунин Приключения магистра(м)
Книги хорошего настроения
Есть, молиться, любить
Имена
Для тех, кто умеет читать
Суперпроза
Книги для умных
Из книг
Высокая проза
Не только о любви
Лучшее от Пауло Коэльо (М)
Книги Михаила Веллера(м)
Люди, которые всегда со мной
Новая проза
Обет молчания (м)
Проза
-
Издатель
АСТ
Детская литература
Лань
КДУ
Либроком
Добрая книга
Мир книги
Знание
Известия
Весь Мир
Мир
Человек
Мой Мир, ГмбХ & Ко. КГ
Сова
Юстицинформ
Литература
Книга
Транзиткнига
Мир
Книга
Новая книга
Все для вас
Corpus (АСТ)
ОГИ
МАИ
ПрозаиК
ВЗОИ
Зерна
Аудиокнига
Книма
ИР
Сова
РусИнформ
Кром
Популярная литература
Центркнига
Полиграфкнига
АСК
Новая литература
АСТРА
ИнфА
Астра
-
Тип носителя
Лоутон Фрэнк
-
Автор
Джонсон Дороти
Зернова Руфь Александровна
-
Подборки в книгах
Топ-100 книг по саморазвитию
-
Направления художественной литературы
Метцгер Вольфганг
Кинг Колин
321 ₽
С одной стороны, «Осторожно дети» — сборник очень смешных анекдотических историй, а с другой — ценное пособие для родителей. Маша Трауб — прозаик и журналист, не нуждающийся в представлении. Ее книги давно и прочно заняли лидирующую позицию в мире популярной литературы, снискав при этом благосклонность критики. Сама автор книги — мама троих детей. Эта работа представляет сочетание литературного таланта, родительского опыта теоретических знаний. Тематический охват книги широк — безопасность ребенка, психологические проблемы, трудности взаимопонимания родителей и детей, проблемы детского здоровья. Остроумная, информативная, практичная книга Маши Трауб — копилка ценнейших советов и стимулятор отличного настроения. Близко по духу: Юрий Трифонов, Юлия Гиппенрейтер, Алла Баркан. «Я очень люблю постановочные фотографии — где все красивые и улыбаются. Дочка — нежная красавица, сын — серьезный, умный мальчик. Я — такая ласковая мама с добрыми глазами. И только мне известно, что происходит за кадром. Как нежная красавица может заупрямиться, и ее с места не сдвинешь. Как сын начнет пробовать себя в риторике, стараясь довести меня до белого каления своими ироничными аргументами. И я — суматошная мать с безумным взором, которая не знает, как воспитывать детей. Эта книга для таких же мам, как я, а также пап, бабушек и дедушек, которые не знают, что делать с детьми». — Маша Трауб
206 ₽