Методика пьерона рузера инструкция

Методика Пьерона — Рузера.

Цель: Определить уровень концентрации внимания.

Материал и оборудование: бланк теста Пьерона-Рузера, карандаш и секундомер.

Инструкция: «Вам предложен тест с изображенными на нем квадратом, треугольником, кругом и ромбом. По сигналу «Начали» расставьте как можно быстрее и без ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат – плюс, в треугольник – минус, в кружок – ничего не ставьте и в ромб – точку. Знаки расставляйте подряд построчно. Время на работу отпущено 60 секунд. По моему сигналу «Стоп!» расставлять знаки прекратите» Экспериментатор в ходе исследования контролирует время с помощью секундомера и подает команды «Начали!» и «Стоп!»

Обработка и анализ результатов:

Результатами данного тестирования являются: количество обработанных испытуемым за 60 с геометрических фигур, считая и кружок, и количество допущенных ошибок.

Уровень концентрации внимания определяют по таблице.

Число обработанных фигур

Ранг

Уровень концентрации внимания

100

1

очень высокий

91-99

2

высокий

80-90 65-79

3-4

средний низкий

64 и меньше

5

очень низкий

За допущенные при выполнении задания ошибки ранг снижается. Если ошибок 1-2. то ранг снижается на единицу, если 3-4 – на два ранга концентрация внимания считается хуже, а если ошибок больше 4, то – на три ранга.

При анализе результатов необходимо установить причины, обусловившие данные результаты. Среди них важное значение имеет установка, готовность испытуемого выполнять инструкцию и обрабатывать фигуры расставляя в них знаки как можно скорее, или же его ориентации на безошибочность заполнения теста. В ряде случаев показатель концентрации внимания может быть ниже возможного из-за слишком большого желания человека показать свои способности, добиться максимального результата (то есть своего рода соревновательности). Причиной снижения концентрации внимания могут быть также состояние утомления, плохое зрение, болезнь.

Испытуемый: ____________ Дата _______

Экспериментатор: _________ Время _______

Образец 1

Таблица 1

Анализ результатов: Фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания.

Оценка: Высокий уровень устойчивости внимания – 100% за 1мин 15 сек без ошибок. Средний уровень устойчивости внимания – 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками. Низкий уровень устойчивости внимания – 50% за 1мин 50 сек с 5 ошибками. Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания – 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками (по М. П. Кононовой).

Образец 2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

)

+

~

(

o

Таблица 2

2

1

4

6

3

5

2

1

3

4

2

1

3

1

2

3

1

2

3

1

4

2

6

3

1

5

3

1

5

4

2

7

4

6

9

2

5

8

6

7

5

4

8

6

9

4

1

3

9

3

2

1

9

1

5

8

7

6

9

4

3

2

6

7

3

5

1

3

2

7

4

6

9

3

7

5

1

8

Методика
Пьерона – Рузера

Цель: исследования уровня сформированности произвольной
регуляции психических функций (программирования собственной деятельности и ее
контроля, удержания инструкции, распределения внимания по ряду
признаков) Оцениваются следующие показатели: 

     возможность
удержания инструкции (программы, алгоритма деятельности); 

     целенаправленность
деятельности; 

     параметры
внимания (устойчивость, распределение и переключение); 

     количество
правильно заполненных фигур по отношению к общему их количеству (индекс
правильности); 

     число
заполненных фигур за каждую минуту, (динамика изменения темпа деятельности); 

     количество
ошибок за регистрируемые отрезки времени (динамика изменения количества
ошибок); 

     распределение
ошибок (и их количества) в разных частях листа. В данном случае анализируются
как характер распределения ошибок в пространстве бланка (в верхней и нижней
части бланка, в правой и левой), так и особенности динамики работоспособности и
ее влияния на количество ошибок; 

     характер
необходимой мотивации деятельности (мотивация достижения, соревновательная,
игровая и т.п.) 

Оборудование: специальный
бланк, содержащий кружки, квадраты, ромбы и треугольники, выстроенные в строчки
и чередующиеся в случайном порядке.

Источник: Семаго Н. Я., Семаго М. М.
Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной
деятельности. Дошкольный
и младший школьный возраст. –– М.: Айрис-пресс, 2005. – (Библиотека психолога
образования).

Ограничения: Методика не
может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная
слепота, выраженная степень слабовидения), с выраженными степенями умственной
отсталости, с тяжелыми двигательными и множественными нарушениями развития, в
ситуации отсутствия коммуникации с окружающими.

Процедура проведения: 

Перед ребенком кладется чистый
бланк, и психолог, заполняя пустые фигурки образца, говорит: «Смотри, вот в
этом квадратике я поставлю точку, в треугольнике — вот такую черточку
(вертикальную), круг оставлю чистым, ничего в нем не нарисую, а в ромбе — вот
такую черточку (горизонтальную). Все остальные фигуры ты заполнишь сам, точно
так же, как я тебе показал» (еще раз повторить, где и что нарисовать, —
устно). 

 После того, как ребенок приступил
к работе, психолог включает секундомер и фиксирует количество знаков,
заполненных ребенком за 1 минуту (всего дается 3 минуты), — отмечает точкой или
чертой прямо на бланке.

 Желательно фиксировать (хотя бы
приблизительно), с какого момента ребенок начинает работать по памяти, то есть
без опоры на образец. В протоколе необходимо отмечать, как ребенок заполняет
фигуры: старательно, аккуратно или небрежно, так как это отражается на темпе
работы.

Образец:

 

Обработка и интерпретация результатов: 

При обработке данных учитывается
общее количество заполненных фигур, их число за каждую минуту, количество
ошибок.

Хорошими результатами считается:

     заполнение
в среднем от 70 до 80 фигур за 3 минуты;

     быстрое
запоминание условных обозначений;

     после
первой заполненной строчки ребенок перестаёт смотреть на образец; ошибки — в незначительном
количестве (1-2 за 3 минуты).

Анализируемые показатели:

        
возможность удержания инструкции (программы, алгоритма
деятельности)

        
целенаправленность деятельности

        
параметры внимания (устойчивость, распределение и переключение)

        
количество правильно заполненных фигур по отношению к общему их
числу (индекс правильности)

        
количество заполненных фигур за каждую минуту (динамика изменения
темпа деятельности)

        
число ошибок за регистрируемые отрезки времени (динамика
изменения количества ошибок)

        
распределение ошибок (и их количества) в разных частях листа — в
данном случае анализируются как характер распределения ошибок в пространстве
бланка (в верхней и нижней части бланка, в правой и левой), так и особенности
динамики работоспособности и ее влияния на количество ошибок

        
характер необходимой мотивации деятельности (мотивация
достижения, соревновательная, игровая и т.п.)

Возрастные нормативы выполнения:

5                   
— 5,5 лет — доступно выполнение методики в полном
варианте предъявления (заполнение 3х фигур) с различными ошибками, в частности
пропусками, и достаточно быстро наступающим пресыщением (ребенка «хватает»
обычно не более чем на 5-6 строк). Темп деятельности, как правило, неравномерен

6                   
— 7 лет — доступно выполнение в полном объеме с
постепенной врабатываемостью (обычно к концу второй строки ребенок перестает
обращаться к образцу) и возможными единичными ошибками. Темп деятельности либо
постепенно нарастает, либо, достигнув определенного уровня, остается
постоянным. Пресыщения не наблюдается при адекватной мотивации

После 7 лет — доступно
безошибочное выполнение методики. Большое значение начинает приобретать
скорость выполнения и количество «возвратов» к образцу. Хорошими результатами
выполнения методики считается: заполнение 100 фигур бланка в среднем за время
до 3 минут, безошибочно или с единичной ошибкой, а скорее с собственным
исправлением ошибки, при ориентации не столько на образец, сколько на
собственные отметки на бланке.

Бланк
методики Пьерона – Рузера

Фамилия,
имя ребенка ____________________________________

Возраст
________________________ Группа __________________

 

Методика Пьерона-Рузера. Тест на концентрацию внимания

В детской психологии сегодня существует немалое количество методик по исследованию психических особенностей и навыков ребенка. Это касается в первую очередь его способности качественно и в нужном объеме усваивать информацию, получаемую в школе. Поэтому в настоящее время закономерным становится дошкольное психологическое обследование либо устранение проблем в начальной школе. Одним из популярных тестов является методика Пьерона-Рузера. Разберемся, в чем ее назначение и особенности.

Основной целью теста является проверка уровня концентрации внимания у ребенка. Уже в дошкольном возрасте важно определить, насколько он способен к обучению, и в случае низких показателей скорректировать и повысить результаты. Методика Пьерона-Рузера также помогает определить параметры внимания: его устойчивость, переключение и распределение — оценить нейродинамические особенности (темп работы, степень утомления и пресыщения). Примечательно, что по времени тест занимает всего несколько минут. При детской неусидчивости он дает максимально точный результат. Простая программа помогает психологу сформировать представление о качестве развития ребенка, элементарных графических навыках, зрительно-моторной координации.

Возрастной диапазон

Применяется методика Пьерона-Рузера для дошкольников и школьников начальных классов. Возрастной диапазон составляет 5-8 лет. Он зависит от степени легкости и доступности теста. Задание относится к категории элементарных и считается первой ступенью в психологическом исследовании параметров внимания у детей.

Инструкция

Тест Пьерона-Рузера не требует специального оборудования. Для проведения его потребуются лишь заранее подготовленный бланк, простой карандаш и секундомер. На бланке должны быть изображены четыре вида геометрических фигур. Они располагаются на одинаковом расстоянии друг от друга в таблице 10 х 10.

Перед началом теста ребенку даются указания: предлагается построчно заполнить фигуры соответствующими значками (плюс, минус, точка). Четвертая фигура остается пустой. На выполнение задания отводится 60 секунд.

Важные моменты

Методика Пьерона-Рузера «Проставь значки» рассчитана на детей разного уровня подготовки. Так, малышам или детям с определенными психологическими нарушениями количество фигур уменьшают на 5-7 строк, а начертание плюса и минуса заменяют горизонтальной и вертикальной чертами. Также к общему бланку прилагается наглядный образец для синхронного развития визуальной и аудиальной памяти.

Секундомер используется психологом не только для определения завершения теста, но и для фиксации количества заполненных фигур за отмеренный временной интервал. Иногда на выполнение теста ребенку требуется больше положенной минуты. Также специалисту необходимо проследить, с какого момента испытуемый начинает заполнять фигуры по памяти, не опираясь на образец.

Методика Пьерона-Рузера рассчитана как на индивидуальное исследование, так и на групповое (5-7 человек). Однако при групповом подходе не удается отследить моменты включения памяти в процесс заполнения фигур. А следовательно, результат нельзя будет назвать абсолютным. Единственным разрешением такой ситуации может быть подключение ассистентов.

Источник

МЕТОДИКА ПЬЕРОНА-РУЗЕРА

Данная методика используется для исследования и оценки таких параметров внимания, как его устойчивость, возможность переключения, распределения, а также особенностей темпа деятельности, врабатываемость в зада­ние, проявление признаков утомления и пресыщения. В своем классическом варианте предъявления методика в полном объеме реализует возможность вы­явления уровня сформированности произвольной регуляции психических функций (программирования собственной деятельности и ее контроля, удержания инструкции, распределения внимания по ряду признаков). Методика также дает представление о скорости и качестве формирования простой программы дея­тельности, усвоения нового способа действий, степени развития элементарных графических навыков, зрительно-моторной координации. Данная ме­тодика может быть отнесена к разряду бланковых методик и в своем классичес­ком виде приведена в Диагностическом Комплекте (рис. 6.1).

Материал.Бланк методики с изображением геометрических фигур (4 типа фигур), расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга в квадратной матрице 10×10. Простой карандаш средней мягкости (ТМ).

Возрастной диапазон применения.Методика может быть использована в ра­боте с детьми 5—8 лет.

Процедура проведения и регистрации результатов

Перед ребенком кладется чистый бланк методики. Психолог, заполняя пустые фигурки образца (в левой верхней части бланка), говорит:

Инструкция. «Смотри, вот в этом квадратике я поставлю точку, в треуголь­нике — вот такую черточку (вертикальную), круг оставлю чистым, ничего в нем не нарисую, а в ромбе — вот такую черточку (горизонтальную). Все остальные фигуры ты заполнишь сам, точно так же, как я тебе показал» (еще раз повто­рить, где и что нарисовать — устно). Иногда имеет смысл добавить, что фигу­ры в бланке надо заполнять все подряд, не выбирая одинаковых.

Образец на листе остается открытым до конца работы ребенка.

В зависимости от возраста ребенка и задач исследования условные обозна­чения (точка, тире, вертикальная линия) могут ставиться в одной, двух или трех фигурах. Четвертая фигура всегда должна оставаться «пустой». Важно, чтобы метки в фигурах не были «гомологичны» форме фигуры. Данная методика мо­жет быть использована и в ситуации групповой диагностики.

Детям до 5,5-6,5-летнего возраста можно уменьшить объем предлагаемого задания, например до 6-7 строк (60—70 фигур). Анализ результатов выполне­ния методики при этом остается прежним.

После того, как ребенок приступил к работе, психолог включает секундо­мер и фиксирует количество фигур бланка, заполняемых ребенком каждые 30 секунд или 1 минуту, например, делая отметки в виде точек или черточек пря­мо на бланке. О подобной регистрации ребенка лучше предупредить заранее.

Желательно отметить, хотя бы приблизительно, с какого момента ребенок начинает работать по памяти, то есть без опоры взглядом на образец.

В протоколе необходимо указать, как ребенок заполняет фигуры: старатель­но, аккуратно или импульсивно; как это отражается на темпе работы; какая мотивация оказалась наиболее действенной для ребенка.

□ возможность удержания инструкции (программы, алгоритма деятельности);

параметры внимания (устойчивость, распределение и переключение); О количество правильно заполненных фигур по отношению к общему их числу (индекс правильности);

□ количество заполненных фигур за каждую минуту (динамика изменения темпа деятельности);

□ число ошибок за регистрируемые отрезки времени (динамика изменения количества ошибок);

□ распределение ошибок (и их количества) в разных частях листа — в данном случае анализируются как характер распределения ошибок в пространстве бланка (в верхней и нижней части бланка, в правой и левой), так и особенности динамики работоспособности и ее влияния на количество ошибок;

□ характер необходимой мотивации деятельности (мотивация достижения, соревновательная, игровая и т. п.).

Возрастные нормативы выполнения

□ К 5—5,5 годамдоступно выполнение методики в полном варианте предъявления (заполнение 3-х фигур) с различными ошибками, в частности пропусками, и достаточно быстро наступающим пресыщением (ребенка «хватает» обычно не более чем на 5—6 строк). Темп деятельности, как правило, неравномерен.

К 6—7 годамдоступно выполнение в полном объеме с постепенной врабатываемостью (обычно к концу второй строки ребенок перестает обра­щаться к образцу) и возможными единичными ошибками. Темп деятель­ности либо постепенно нарастает, либо, достигнув определенного уровня, остается постоянным. Пресыщения не наблюдается при адекватной мо­тивации.

□ После 7 летдоступно безошибочное выполнение методики. Большое значение начинает приобретать скорость выполнения и количество «возвратов» к образцу. Хорошими результатами выполнения методики считается: заполнение 100 фигур бланка в среднем за время до 3 минут, безошибочно или с единичной ошибкой, а скорее с собственным исправлением ошибки, при ориентации не столько на образец, сколько на собственные отметки на бланке.

Данный тип методик в целом аналогичен по своим целям и задачам мето­дике Пьерона—Рузера, но используется для детей, начиная с 7—8-летнего воз­раста. Корректурные пробы также предназначены для исследования устойчи­вости внимания, возможностей его переключения, изучения особенностей темпа деятельности, врабатываемости в задание, проявлений признаков утомления и пресыщения, влияния различных видов мотивации на продуктивность деятельности. Существуют как буквенные, так и графические варианты мето­дики.

При работе с корректурной пробой ребенку предлагается поочередно опоз­навать и определенным образом зачеркивать элементы (конкретные буквы определенного вида или специфическим образом ориентированные графичес­кие объекты и т. п.), число которых варьируется с учетом возраста ребенка и специальных целей исследования. Так, буквенная корректурная проба очень показательна при исследовании детей с оптико-пространственными дисграфиями, в том числе и в динамическом плане — как оценка результативности коррекционных мероприятий. Графические корректурные пробы более адек­ватны в работе с детьми дошкольного возраста.

□ темповые характеристики деятельности (скорость «выполнения» строк, ее изменения);

□ параметры внимания (устойчивость, распределение и переключение);

□ количество ошибок и их характер (ошибки пространственного, оптического типа и т. п.);

□ динамика распределения ошибок в зависимости от этапа работы, его тем­па и пространственного расположения на листе;

□ наличие факторов пресыщения или утомления;

□ ведущий тип мотивации ребенка.

По количеству правильно выделенных элементов можно установить степень устойчивости внимания, его активный объем, возможность распределения внимания (в соответствии с числом необходимых для выделения элементов). Рас­пределение ошибок на корректурном бланке позволяет оценить особенности внимания. Если ошибки заметно нарастают к концу работы, то это может гово­рить об ослаблении внимания в связи с пресыщением или утомлением (сниже­ние работоспособности), если же ошибки распределяются достаточно равномер­но — это свидетельствует скорее о снижении устойчивости внимания, трудностях его произвольной концентрации. Волнообразное появление и исчезновение ошибок чаще всего говорит о флуктуациях или колебаниях внимания. При на­личии случайных или специальных помех во время выполнения задания можно делать выводы о стойкости внимания, помехоустойчивости ребенка. •

Возрастные нормативы выполнения

□ Графические корректурные пробы (два-три выделяемых элемента) в целом доступны для детей 6—7 лет.

Буквенные корректурные пробы полностью доступны для детей, начи­ная с 7—8-летнеговозраста, при условии идентификации букв русского алфавита и сохранном зрении, а также при отсутствии специфических нарушений восприятия (оптико-пространственного типа) и чтения.

Источник

Методика Пьерона-Рузена — онлайн версия

Тест Пьерона-Рузена — разновидность известного теста под названием корректурная проба, используется для измерения возможностей внимания детей.

С помощью методики Пьерона-Рузена вы можете измерить такие вомзожности внимания, как: особенности произвольного внимания, устойчивости внимания, уровни переключения и распределения внимания. Заполнять ячейки необходимо последовательно — слева направо, сначала верхнюю строчку, и только потом строчку ниже. Данная онлайн версия теста может дать приблизительную оценку возможностей вашего внимания, для более точного результата рекомендуется пройти профессиональный тест.

Инструкция к выполнению теста Пьерона-Рузена:

На заполнение 100 фигур соответсвующими им знаками дается ограниченное время от 2 минут для школьников старших классов и взрослых и до 5 минут — для школьников младших классов, в данном случае на выполнение каждого варианта теста дается 3 минуты. Перед собой вы видите 10 рядов по 10 геометрических фигур, в каждой из которых вам дается возможность выделить соответсвующие этим фигурам символы, которые представлены в шаблоне — верхнего ряда заполненных символами фигур. Ваша задача — последовательно слева направо заполнить за отведенное время время как можно больше фигур соответствующими символами, запомните или посмотрите, какой символ должна содержать та или иная фигура и заполняйте её.

    Тест Пьерона-Рузена для дошколят.

Тест Пьерона-Рузена теория:

Исследование проводится с целью проверки концентрации внимания, устойчивости, распределения, переключения внимания, а также работоспособности внимания ребенка от 6 до 10 лет. Расчет производится по двум показателям — скорости обработки, вычисляющеся по формуле: V=N/10, и точности — по формуле: K=(N-A)/N. Где N — количество обработанных знаков, а A — среднее количество ошибок в строке, вычисляющееся из суммы ошибок в строках делённой на количество строк.

Скорости обработки (V) вычисляется по формуле: V=N/c, Где N — количество обработанных знаков, а c — количество строк.

Точность обработки (K) вычисляется по формуле по формуле: K=(N-A)/N, где A — среднее количество ошибок (как неверно подчеркнутых, так и неверно зачеркнутых).

Объем зрительной информации (V) вычисляется по формуле: V=0,5936*N*(3,4 или 5) где 0,5936 — средний объем на один знак (бит) и 3, 4 или 5 — умножающий коэффициент (3 бита информации на знак, четыре бита информации на знак, и 5 бит информации на знак — экспериментальное изменение формулы детского, юношеского и продвинутого варианта теста соответственно) V знаков.

Скорости переработки(Q) вычисляется по формуле: Q=(V-2,807*(P+O))/t где 2,807 — потеря информации на один пропущенный, Q знаков в секунду.

При времени работы 3 минуты норма обработки фигур для детей дошкольного возраста от 50 до 80 фигур при 7 ошибках

Показатели умственной работоспособности дошколят при работе с тестом в течение 5 минут:

Высокие — 50 до 80 фигур (1 — 3 ошибки)

Средние — 30 до 40 фигур (3 ошибки и больше)

Низкие — меньше 30 фигур при 10 ошибках

Таблица скорости обработки для детей от 7 до 14 лет.

Возраст (лет) Q, бит
7 — 8 0,74
9 — 10 0,83
11 — 12 1,02
13 — 14 1,11

Таблица скорости в баллах.

Баллы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Q, бит/с 1,36

Оценка уровня развития внимания.

Балл Уровень развития Q, бит/с
10 Очень высокий 1.0
8 — 9 Высокий 0,75 — 1,00
6 — 7 Средний 0,50 — 0,74
5 — 4 Низкий 0,25 — 0,49
3 — 0 Очень низкий 0,00 — 0,24

Оценка концентрации внимания взрослого человека, фигур за 1 минуту.

Число обработанных фигур: Ранг Уровень концентрации внимания
100 1 Очень высокий
91 — 99 2 Высокий
80 — 90 3 Средний
65 — 79 4 Низкий
64 и меньше 5 Очень низкий

Наличие ошибок в тесте снижает ранг: 1 — 2 ошибки — снижение на один ранг; 3 — 4 ошибки — снижение на 2 ранга; больше 4 ошибок — снижение на 3 ранга.

Источники: Е.Ю. Бруннер «Лучше, чем супервнимание. Методики диагностики и психокоррекции». – Ростов-на-Дону «Феникс», 2006.

Источник

Тест Пьерона-Рузера.

Цель исследования: определить уровень концентрации внимания.

Материал и оборудование: бланк теста Пьерона-Рузера, карандаш и секундомер.

Процедура исследования

Исследование можно проводить с одним испытуемым или с группой из 5-9 человек. Главные условия при работе с группой – удобно разместить испытуемых, обеспечить каждого бланками тестов, карандашами и следить за соблюдением тишины в процессе тестирования.

Инструкция испытуемому: «Вам предложен тест с изображенными на нем квадратом, треугольником, кругом и ромбом. По сигналу «Начали» расставьте как можно быстрее и без ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат – плюс, в треугольник – минус, в кружок – ничего не ставьте и в ромб – точку. Знаки расставляйте подряд построчно. Время на работу отпущено 60 секунд. По моему сигналу «Стоп!» расставлять знаки прекратите».

Бланк с геометрическими фигурами теста Пьерона-Рузера имеет следующий вид:

Испытуемый: ____________ Дата _______

Экспериментатор: _________ Время _______

Тест

Экспериментатор в ходе исследования контролирует время с помощью секундомера и подает команды «Начали!» и «Стоп!»

Надежность результатов исследования достигается повторными тестированиями, которые лучше проводить через значительные интервалы времени.

Обработка и анализ результатов

Результатами данного тестирования являются: количество обработанных испытуемым за 60 с геометрических фигур, считая и кружок, и количество допущенных ошибок.

Уровень концентрации внимания определяют по таблице.

Источник

Исследование концентрации внимания (тест Пьерона-Рузера)

2015-02-18
5473

Материал и оборудование: бланк теста Пьерона-Рузера, карандаш и секундомер.

Процедура исследования.Исследование можно проводить с одним испытуемым или с группой из 5-9 человек. Главные условия при работе с группой – удобно разместить испытуемых, обеспечить каждого бланками тестов, карандашами и следить за соблюдением тишины в процессе тестирования.

Инструкция испытуемому: «Вам предложен тест с изображенными на нем квадратом, треугольником, кругом и ромбом. По сигналу «Начали» расставьте как можно быстрее и без ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат – плюс, в треугольник – минус, в кружок – ничего не ставьте и в ромб – точку. Знаки расставляйте подряд построчно. Время на работу отпущено 60 секунд. По моему сигналу «Стоп!» расставлять знаки прекратите».

Бланк с геометрическими фигурами теста Пьерона-Рузера имеет следующий вид:

Испытуемый: ____________ Дата _______

Экспериментатор: _________ Время _______

Экспериментатор в ходе исследования контролирует время с помощью секундомера и подает команды «Начали!» и «Стоп!» Надежность результатов исследования достигается повторными тестированиями, которые лучше проводить через значительные интервалы времени.

Обработка и анализ результатов.Результатами данного тестирования являются: количество обработанных испытуемым за 60 с геометрических фигур, считая и кружок, и количество допущенных ошибок.

Уровень концентрации внимания определяют по таблице.

Число обработанных фигур Ранг Уровень концентрации внимания
очень высокий
91-99 высокий
80-90 65-79 3 4 средний низкий
64 и меньше очень низкий

За допущенные при выполнении задания ошибки ранг снижается. Если ошибок 1-2. то ранг снижается на единицу, если 3-4 – на два ранга концентрация внимания считается хуже, а если ошибок больше 4, то – на три ранга.

При анализе результатов необходимо установить причины, обусловившие данные результаты. Среди них важное значение имеет установка, готовность испытуемого выполнять инструкцию и обрабатывать фигуры расставляя в них знаки как можно скорее, или же его ориентации на безошибочность заполнения теста. В ряде случаев показатель концентрации внимания может быть ниже возможного из-за слишком большого желания человека показать свои способности, добиться максимального результата. Причиной снижения концентрации внимания могут быть также состояние утомления, плохое зрение, болезнь.

Исследование переключения внимания (таблица Шульте)

Оборудование: секундомер и модифицированная цифровая таблица Шульте. На таблице в 49 квадратах размещены числа черного и красного цвета в случайной комбинации, исключающей возможность запоминания. Размеры ячеек квадратов с цифрами – 5х5 см, а расположены они рядами 7 – по горизонтали и 7 – по вертикали. Линии, делящие рабочее поле на ячейки, черные, тонкие.

Процедура исследования.В тестировании участвуют три человека: экспериментатор, испытуемый и наблюдатель-протоколист. Исследование содержит три серии, которые следуют друг за другом. В первой серии испытуемому предлагают назвать и указать черные цифры в возрастающем порядке, во второй – красные цифры в убывающем порядке и в третьей он должен называть и указывать то черные, то красные цифры попеременно, причем черные, как и в первой серии, должны быть названы в возрастающем порядке, а красные – в убывающем.

Таблица черно-красных цифр выглядит следующим образом:

Испытуемого усаживают удобно за столом и дают небольшую указку. Задача экспериментатора – перед каждой серией исследования инструктировать испытуемого, подавать команду «Начали!» для поиска и называния, следить по секундомеру за временем, потраченным испытуемым на выполнение серии.

Наблюдатель-протоколист помогает экспериментатору определить ошибки, допущенные испытуемым в ходе выполнения задания, ведет протокол исследования.

Испытуемый: ________ Дата: _________

Экспериментатор: ____ Время: _________

1-я серия 2-я серия 1-я + 2-я серии 3-я серия
время ошибки время ошибки время ошибки время ошибки

Таблица предъявляется испытуемому в каждой серии только после инструкции по сигналу «Начали!», для того чтобы испытуемый заранее не искал месторасположение соответствующих цифр.

Инструкция испытуемому в первой серии: «Возьмите указку. Вам будет предъявлена таблица с красными и черными цифрами. Как можно быстрее и без ошибок найдите и укажите все черные цифры в возрастающем порядке от 1 до 25. Цвет называть не надо, только само число. Если все понятно, тогда приготовьтесь. Начали!»

Инструкция испытуемому во второй серии: «На этой же таблице найдите и укажите все красные цифры в убывающем порядке от 24 до 1. Старайтесь работать быстро и без ошибок. Цвет цифры называть не надо, называйте только само число. Приготовьтесь! Начали!»

Перед началом каждой серии делают перерыв в 3-4 минуты для отдыха испытуемого.

Инструкция испытуемому в третьей серии: «На таблице черно-красных цифр как можно быстрее и без ошибок находите, называйте и указывайте то красные, то черные цифры попеременно. Черные должны при этом последовательно возрастать, а красные – убывать. Начинайте с 1-черной и 24-красной цифр. Цвет цифры называть не надо, только само число. Если все понятно и нет вопросов, тогда приготовьтесь. Начали!»

Если испытуемый в процессе выполнения заданий любой из серий ошибается, то он сам должен найти ошибку, в редких самых затруднительных случаях допускается подсказка наблюдателя-протоколиста. Секундомер при этом не выключается.

После проведения всего исследования испытуемый дает самоотчет. По самоотчету определите стратегию поиска цифр и особенности выполнения заданий.

Обработка результатов.В ходе обработки результатов необходимо:

1. Составить график времени, затраченного испытуемым на выполнение трех серий исследования.

2. Установить время переключаемости внимания. Время переключения внимания подсчитывается как разность времени между третьей серией и первой со второй вместе взятых. Показатель времени переключения «Т» подсчитывают по формуле:

Т = Т3 – (T1+T2), где

T1 – время, потраченное испытуемым на выполнение первой серии; Т2 – время, потраченное на выполнение второй серии; Т3 – время, потраченное на выполнение третьей серии.

Источник

Методика Пьерона-Рузера. Тест на концентрацию внимания

В детской психологии сегодня существует немалое количество методик по исследованию психических особенностей и навыков ребенка. Это касается в первую очередь его способности качественно и в нужном объеме усваивать информацию, получаемую в школе. Поэтому в настоящее время закономерным становится дошкольное психологическое обследование либо устранение проблем в начальной школе. Одним из популярных тестов является методика Пьерона-Рузера. Разберемся, в чем ее назначение и особенности.

Основной целью теста является проверка уровня концентрации внимания у ребенка. Уже в дошкольном возрасте важно определить, насколько он способен к обучению, и в случае низких показателей скорректировать и повысить результаты. Методика Пьерона-Рузера также помогает определить параметры внимания: его устойчивость, переключение и распределение — оценить нейродинамические особенности (темп работы, степень утомления и пресыщения). Примечательно, что по времени тест занимает всего несколько минут. При детской неусидчивости он дает максимально точный результат. Простая программа помогает психологу сформировать представление о качестве развития ребенка, элементарных графических навыках, зрительно-моторной координации.

Возрастной диапазон

Применяется методика Пьерона-Рузера для дошкольников и школьников начальных классов. Возрастной диапазон составляет 5-8 лет. Он зависит от степени легкости и доступности теста. Задание относится к категории элементарных и считается первой ступенью в психологическом исследовании параметров внимания у детей.

Инструкция

Тест Пьерона-Рузера не требует специального оборудования. Для проведения его потребуются лишь заранее подготовленный бланк, простой карандаш и секундомер. На бланке должны быть изображены четыре вида геометрических фигур. Они располагаются на одинаковом расстоянии друг от друга в таблице 10 х 10.

Перед началом теста ребенку даются указания: предлагается построчно заполнить фигуры соответствующими значками (плюс, минус, точка). Четвертая фигура остается пустой. На выполнение задания отводится 60 секунд.

Важные моменты

Методика Пьерона-Рузера «Проставь значки» рассчитана на детей разного уровня подготовки. Так, малышам или детям с определенными психологическими нарушениями количество фигур уменьшают на 5-7 строк, а начертание плюса и минуса заменяют горизонтальной и вертикальной чертами. Также к общему бланку прилагается наглядный образец для синхронного развития визуальной и аудиальной памяти.

Секундомер используется психологом не только для определения завершения теста, но и для фиксации количества заполненных фигур за отмеренный временной интервал. Иногда на выполнение теста ребенку требуется больше положенной минуты. Также специалисту необходимо проследить, с какого момента испытуемый начинает заполнять фигуры по памяти, не опираясь на образец.

Методика Пьерона-Рузера рассчитана как на индивидуальное исследование, так и на групповое (5-7 человек). Однако при групповом подходе не удается отследить моменты включения памяти в процесс заполнения фигур. А следовательно, результат нельзя будет назвать абсолютным. Единственным разрешением такой ситуации может быть подключение ассистентов.

Источник

Методика Пьерона-Рузена — онлайн версия

Тест Пьерона-Рузена — разновидность известного теста под названием корректурная проба, используется для измерения возможностей внимания детей.

С помощью методики Пьерона-Рузена вы можете измерить такие вомзожности внимания, как: особенности произвольного внимания, устойчивости внимания, уровни переключения и распределения внимания. Заполнять ячейки необходимо последовательно — слева направо, сначала верхнюю строчку, и только потом строчку ниже. Данная онлайн версия теста может дать приблизительную оценку возможностей вашего внимания, для более точного результата рекомендуется пройти профессиональный тест.

Инструкция к выполнению теста Пьерона-Рузена:

На заполнение 100 фигур соответсвующими им знаками дается ограниченное время от 2 минут для школьников старших классов и взрослых и до 5 минут — для школьников младших классов, в данном случае на выполнение каждого варианта теста дается 3 минуты. Перед собой вы видите 10 рядов по 10 геометрических фигур, в каждой из которых вам дается возможность выделить соответсвующие этим фигурам символы, которые представлены в шаблоне — верхнего ряда заполненных символами фигур. Ваша задача — последовательно слева направо заполнить за отведенное время время как можно больше фигур соответствующими символами, запомните или посмотрите, какой символ должна содержать та или иная фигура и заполняйте её.

    Тест Пьерона-Рузена для дошколят.

Тест Пьерона-Рузена теория:

Исследование проводится с целью проверки концентрации внимания, устойчивости, распределения, переключения внимания, а также работоспособности внимания ребенка от 6 до 10 лет. Расчет производится по двум показателям — скорости обработки, вычисляющеся по формуле: V=N/10, и точности — по формуле: K=(N-A)/N. Где N — количество обработанных знаков, а A — среднее количество ошибок в строке, вычисляющееся из суммы ошибок в строках делённой на количество строк.

Скорости обработки (V) вычисляется по формуле: V=N/c, Где N — количество обработанных знаков, а c — количество строк.

Точность обработки (K) вычисляется по формуле по формуле: K=(N-A)/N, где A — среднее количество ошибок (как неверно подчеркнутых, так и неверно зачеркнутых).

Объем зрительной информации (V) вычисляется по формуле: V=0,5936*N*(3,4 или 5) где 0,5936 — средний объем на один знак (бит) и 3, 4 или 5 — умножающий коэффициент (3 бита информации на знак, четыре бита информации на знак, и 5 бит информации на знак — экспериментальное изменение формулы детского, юношеского и продвинутого варианта теста соответственно) V знаков.

Скорости переработки(Q) вычисляется по формуле: Q=(V-2,807*(P+O))/t где 2,807 — потеря информации на один пропущенный, Q знаков в секунду.

При времени работы 3 минуты норма обработки фигур для детей дошкольного возраста от 50 до 80 фигур при 7 ошибках

Показатели умственной работоспособности дошколят при работе с тестом в течение 5 минут:

Высокие — 50 до 80 фигур (1 — 3 ошибки)

Средние — 30 до 40 фигур (3 ошибки и больше)

Низкие — меньше 30 фигур при 10 ошибках

Таблица скорости обработки для детей от 7 до 14 лет.

Возраст (лет) Q, бит
7 — 8 0,74
9 — 10 0,83
11 — 12 1,02
13 — 14 1,11

Таблица скорости в баллах.

Баллы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Q, бит/с 1,36

Оценка уровня развития внимания.

Балл Уровень развития Q, бит/с
10 Очень высокий 1.0
8 — 9 Высокий 0,75 — 1,00
6 — 7 Средний 0,50 — 0,74
5 — 4 Низкий 0,25 — 0,49
3 — 0 Очень низкий 0,00 — 0,24

Оценка концентрации внимания взрослого человека, фигур за 1 минуту.

Число обработанных фигур: Ранг Уровень концентрации внимания
100 1 Очень высокий
91 — 99 2 Высокий
80 — 90 3 Средний
65 — 79 4 Низкий
64 и меньше 5 Очень низкий

Наличие ошибок в тесте снижает ранг: 1 — 2 ошибки — снижение на один ранг; 3 — 4 ошибки — снижение на 2 ранга; больше 4 ошибок — снижение на 3 ранга.

Источники: Е.Ю. Бруннер «Лучше, чем супервнимание. Методики диагностики и психокоррекции». – Ростов-на-Дону «Феникс», 2006.

Источник

Методика Пьерона – Рузера

1.2. Методика Пьерона – Рузера.

Данная методика используется для исследования таких параметров внимания, как устойчивость, возможность переключения, распределения. Одновременно можно оценить особенности темпа деятельности, врабатываемость в задание, проявление признаков утомления и пресыщения. В своём классическом варианте предъявления методика в полном объёме реализует возможность исследования уровня сформированности произвольной регуляции высших психических функций (программирования собственной деятельности и её контроль, удержания инструкции, распределения внимания по ряду признаков). Методика также даёт представление о скорости и качестве формирования простого навыка, усвоения нового способа действий, сформированности элементарных графических навыков, зрительно-моторной координации.

Область применения: исследование характеристик внимания и работоспособности, разработка общих и индивидуальных рекомендаций по их коррекции.

Описание методики. Перед ребёнком кладётся чистый бланк, и психолог, заполняя пустые фигурки образца (в верхней, левой части бланка) даёт инструкцию. В зависимости от возраста ребёнка и задач исследования различные, условные обозначения (точка, тире, вертикальная линия) могут ставиться в одной, двух или трёх фигурах. Четвёртая фигура всегда должна оставаться «пустой». Образец на листе остаётся открытым до конца работы ребёнка.

Детям до 6,5 – 7 – ми лет можно уменьшить объём предлагаемого задания вдвое, сложив лист бланка пополам (вдоль или поперёк). Анализ результатов выполнения методики остаётся прежним.

После того, как ребёнок приступил к работе, психолог включает секундомер и фиксирует количество знаков, заполненных ребёнком за каждые 30 сек или 1 минуту (отмечает точкой или чёрточкой на бланке. О подобной регистрации ребёнка лучше предупредить заранее).

Желательно фиксировать (хотя бы приблизительно), с какого момента ребёнок начинает работать по памяти, то есть без опоры на образец.

В протоколе необходимо отмечать, как ребёнок заполняет фигуры: старательно, аккуратно или небрежно, так как это отражается на темпе работы.

Коррелирует при использовании батареи тестов: 1.1, 1.3, 1.5, 1.6, 1.7, 1.8, 1.9., 1.10, 1.11, 1.12, 1.13, 1.14, 1.15, 1., 1.20.

«Смотри, вот в этом квадратике я поставлю точку, в треугольнике – вот такую чёрточку (вертикальную), круг оставлю чистым, ничего в нём не нарисую, а в ромбе – вот такую чёрточку (горизонтальную). Все остальные фигуры ты заполнишь сам, точно так же, как я тебе показал» (ещё раз повторить, где что нарисовать – устно).

Обработка и интерпретация данных:

Анализируемые показатели.

* возможность удержания инструкции и целенаправленной деятельности;

* параметры внимания (устойчивость, распределение и переключение);

* общее количество заполненных фигур;

* число заполненных фигур за каждую минуту, (динамика изменения темпа деятельности);

* количество ошибок (общее);

* количество ошибок за регистрируемый отрезок времени (динамика изменения количества ошибок);

* распределение ошибок (и их количества) в разных частях листа. В данном случае анализируются как параметры распределения

ошибок в пространстве бланка (в верхней и нижней части бланка, в правой и левой), так и особенности динамики работоспособности и её влияния на количество ошибок;

* характер необходимой мотивации деятельности (мотивация достижения, соревновательная, игровая и т. п.)

Возрастные нормативы выполнения.

Методика может применяться в работе с детьми, начиная с 5,5 –летнего возраста до 8-9 лет.

* к 5 – 5,5 годам доступно выполнение методики в полном варианте предъявления (заполнение 3 фигур) с единичными ошибками и достаточно быстро наступающим пресыщением (ребёнка «хватает» обычно не более, чем на 3-5 строк). Темп деятельности чаще неравномерен;

* к 6-7 годам доступно полное выполнение с постепенной врабатываемостью (как правило, к концу второй строки ребёнок перестаёт обращаться к образцу), с возможными единичными ошибками. Темп деятельности либо постепенно нарастает, либо, достигнув определённого уровня, остаётся постоянным. Пресыщения не наблюдается при адекватной мотивации;

* после 7-8 лет доступно безошибочное выполнение методики. Большое значение начинает приобретать скорость выполнения и количество «возвратов» к образцу. Хорошими результатами выполнения методики считается:

— быстрое запоминание условных обозначений;

— ситуация, когда после первой заполненной строчки ребёнок перестаёт смотреть на образец;

— заполнение в среднем 70-90 знаков до 3 минут;

— незначительное количество ошибок (1-2 за всю работу);

— ориентация не столько на образец, сколько на собственные отметки на бланке.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
  • Рация apollo 1 инструкция
  • Полидекса спрей для носа инструкция для детей отзывы
  • Мини печь панасоник nt gt1 инструкция
  • Должностная инструкция товароведа скачать образец
  • Обогреватель electrolux air heat 2 инструкция