Методика векслера взрослый вариант инструкция

В статье рассказывается:

О чем речь? Тест Векслера – это одна из методик, позволяющих определить интеллект испытуемого. Несмотря на то, что он был придуман в конце 30-х годов ХХ века, тест не потерял своей актуальности и сегодня.

На что обратить внимание? Существует три модификации теста Векслера, которые предназначены для опроса разных возрастных групп: детей от 4 до 6,5 лет, от 6,5 до 16 лет и взрослых. Каждая из них имеет свои особенности.

В статье рассказывается:

  1. Суть теста Векслера
  2. Варианты теста Векслера
  3. Интерпретация результатов теста Векслера
  4. Правила проведения теста Векслера
  5. Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
    айти, дизайн или маркетинг.

    Бесплатно от Geekbrains

Суть теста Векслера

Тест Векслера представляет собой эффективное тестирование, которое предназначено для измерения показателя IQ взрослых и детей. Его в 1939 году изобрел Дэвид Векслер — американский психодиагност. Существует одноименная модель интеллекта, на чем и базируется тест Векслера. В общей сложности рассматриваемое испытание позволяет оценить уровень развития интеллекта испытуемого — вербального и невербального.

Суть теста Векслера

Суть теста Векслера

Данное тестирование включает в себя 11 различных субтестов, они распределены по 2 большим категориям: 6 — для оценки вербального интеллекта, остальные 5 — невербального. В каждом из этих 11 субтестов есть большое количество вопросов (обычно не более 30), идущих от простого к сложному.

В вербальной группе насчитывается 6 субтестов — чтобы пройти тест Векслера, нужно ответить на вопросы для измерения развития кругозора, понятливости, способности воспроизводить озвученные цифровые ряды и пр. В невербальной же группе 5 субтестов — в них человеку предлагается найти отличия между картинками, выстроить несколько изображений в ряд, сложить геометрические фигуры, находить недостающие части картинки и пр.

За выполнение каждого субтеста испытуемый получает предусмотренное количество баллов, которые переводятся на модель Векслера. Последняя представляет собой специальную шкалу, которая позволяет установить связь между количеством баллов и степенью развития интеллекта.

Рассматриваемая модель Векслера позволяет оценить развитие вербального и невербального интеллектов по отдельности, установить различные нарушения исходя из количества выполненных заданий, определить недостаточно развитые интеллектуальные способности и пр.

Варианты теста Векслера

Тест Векслера на сегодня представляет собой один из самых информативных способов определения IQ. Он используется повсеместно, поэтому со временем начали появляться его новые вариации. Широкое распространение получили следующие три модификации:

  • WAIS — тест Векслера для взрослых. Используется для тестирования людей от 16 до 64 лет.
  • WISC — проводится для определения IQ у детей в возрасте от 6,5 до 16 лет.
  • WPPSI — обычно применяют для тестирования детей в возрасте от 4 до 6,5 лет. Однако в нашей стране данная вариация теста Векслера используется крайне редко.

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка

Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием

ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains

Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽

Уже скачали 34309

WAIS

WAIS представляет собой классический вариант теста Векслера, который был разработан еще в середине XX века.

WAIS

WAIS

Далее рассмотрим все субтесты, которые включены в вербальную шкалу (их общее количество — шесть):

  • «Общая осведомленность» — испытуемому предлагается ответить на 29 вопросов. Здесь нет заданий, направленных на проверку узкоспециализированных знаний — практически все вопросы общего характера. За каждый правильный ответ участник получает 1 балл.
  • «Понимание» — есть 14 заданий, которые предполагают проверку правильности понимания участником различных выражений. В зависимости от ответов испытуемый получает от 0 до 2 баллов.
  • «Арифметика» — в данной категории в общей сложности представлено 14 задач из программы начальной школы. Однако решать их нужно только устно: в учет идет не только правильность ответа, но и способность участника оперировать арифметическими действиями в голове, а также количество затраченного времени.
  • «Нахождение сходства» — в категории присутствует 13 заданий, в которых участнику предоставляются несколько объектов. Нужно распределить их по группам в зависимости от наличия схожих признаков. За каждый ответ предоставляется от 0 до 2 баллов.
  • «Запоминание цифр». Сначала слушателю озвучивают числовой ряд (обычно не более 9 чисел), после чего участник должен воспроизвести его точь-в-точь. Следующее задание — прослушать другой числовой ряд (2-8 чисел) и воспроизвести его в обратном порядке.
  • «Словарный запас» — в этой категории проверяется умение участника точно подбирать слова. Чтобы пройти тест Векслера, нужно дать определение 10 обычным терминам из повседневной жизни, затем — 20 менее знакомым словам, после чего потребуется дать определение 12 абстрактным терминам.

Невербальный тест Векслера для взрослых WAIS содержит 5 субтестов. Рассмотрим их подробнее:

  • «Шифровка» — участнику предлагают перенести кодовые символы со специального ключа для шифрования на ряд из 100 чисел. Большое значение имеет скорость выполнения заданий.
  • «Недостающие детали» — испытуемому дают 21 карточку, на каждой из которых есть изображение с какой-то недостающей деталью. Участнику предлагается определить, что именно не хватает. Для каждой карточки дается не более 20 секунд.
  • «Конструирование блоков» — участнику дают несколько изображений с чертежами, выполненными в красном и белом цветах. Также он получает кубики таких же цветов. Задача испытуемого — изучить чертеж и собрать из кубиков требуемую конструкцию. Учитываются не только правильность и последовательность действий участника при сборке объекта, но и затраченное время.
  • «Последовательные картинки» — в этом тесте участнику дают несколько карточек, на каждой из которых есть определенное изображение с сюжетом. Карточки предоставляются в перемешанном виде, а испытуемому нужно расположить их в порядке развития сюжетной линии. Результат теста Векслера позволяет оценить способность человека собирать целую систему из разрозненных компонентов.
  • «Сборка объекта» — требуется собрать какую-то знакомую фигуру из различных частей деталей. Учитывают не только способ сборки, но и затраченное на выполнение задания время.

WISC

Данный вариант теста Векслера используется для проверки интеллектуального развития детей. Также был разработан примерно в середине прошлого века.

Субтесты, которые включены в состав детского теста Векслера WISC, полностью являются аналогами субтестов из WAIS. Отличие лишь заключается в том, что первые более легкие и однотипные, поскольку рассчитаны на детей.

Еще одной особенностью WISC является дополнительный субтест, который представляет собой прохождение лабиринта на время.

Тест Векслера WISC более гибок, чем WAIS. Например, по желанию можно заменить некоторые субтесты (вместо «Лабиринта» назначить «Кодирование»).

Только до 29.05

Скачай подборку материалов, чтобы гарантированно найти работу в IT за 14 дней

Список документов:

ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains

20 профессий 2023 года, с доходом от 150 000 рублей

Чек-лист «Как успешно пройти собеседование»

Чтобы получить файл, укажите e-mail:

Введите e-mail, чтобы получить доступ к документам

Подтвердите, что вы не робот,
указав номер телефона:

Введите телефон, чтобы получить доступ к документам

Уже скачали 52300

WPPSI

Рассматриваемый тест Векслера предназначен для проверки IQ у самых маленьких испытуемых. Был разработан еще в 1967 году. Состоит из 10 основных обязательных субтестов и одного дополнительного.

Обычно рекомендуется проводить вербальные и невербальные тесты по очереди. Вообще, весь процесс тестирования можно разделить на 2 захода — так можно избежать переутомления ребенка.

В тесте Векслера WPPSI имеются несколько новых субтестов. Так, «Геометрические схемы» предполагают копирование чертежей с карточек на бумагу.

В субтесте «Предложения» нужно прослушать какое-нибудь предложение и воспроизвести его в том же виде.

Читайте также!

Как делать конспект: инструкция, приложения и ошибки

Как делать конспект: инструкция, приложения и ошибки

Есть и более сложный субтест — «Дом животного». Ребенку дают несколько карточек с изображенными на них разными животными. Далее необходимо соотнести каждую карточку с наиболее подходящим домиком (например, изображение собаки соотнести с будкой).

Интерпретация результатов теста Векслера

В субтестах задания всегда располагаются в порядке возрастания сложности. В большинстве случаев учитываются не только точность и правильность решения задач, но и затрачиваемое время.

Респондент заносит ответы в специальный бланк. При этом рекомендуется отвечать на вопросы наиболее полно. Это очень полезно, если проверяющий в недостаточной степени владеет методикой оценивания.

Интерпретация результатов теста Векслера

Интерпретация результатов теста Векслера

За выполнение каждого задания в субтесте испытуемый получает определенное количество баллов. Общую сумму можно посчитать в рамках одного субтеста или вообще целого теста — таким образом легко определить уровень развития вербального интеллекта, невербального интеллекта, а также общий показатель IQ.

Далее рассмотрим соотношение количества баллов с общим показателем интеллектуального развития:

  • Очень высокий показатель — выше 130 баллов. Такой результат был у 2,2 % населения.
  • Просто высокий показатель — количество баллов лежит в пределах от 120 до 129. Такой результат показатели 6,9 % испытуемых.
  • Хороший показатель — количество баллов от 110 до 119. Такой результат получают примерно 16,1 % участников.
  • Средний уровень интеллектуального развития — от 90 до 109 баллов. Наблюдается у половины населения.
  • Плохо — от 80 до 89 баллов. Данный результат имеют 16,1 % населения.
  • Пограничная зона — количество баллов от 70 до 79. Наблюдается у 6,7 % населения.
  • Умственный дефект — ниже 69 баллов. Это очень низкий показатель, наблюдается примерно у 2,2 % людей.

Тест Векслера позволяет определить, какой именно интеллект преобладает: вербальный или невербальный. Также можно составить отчеты в разрезе разных субтестов — результат поможет определить, какие способности у человека развиты наиболее сильно (умение оперировать с цифрами, внимательность и пр.), а какие отстают.

Правила проведения теста Векслера

Существуют определенные правила использования данной методики для определения интеллектуального развития участника:

  • Проводить тестирование нужно только в том случае, если испытуемый имеет соответствующее желание на данный момент. В некоторых случаях может потребоваться искусственное повышение настроения.
  • Тестирование нужно начинать незаметно для испытуемого. У последнего не должно быть чувства, что он находится на каком-нибудь экзамене. Например, вы можете представить тест как своеобразную игру.
  • Организатору нужно четко выговаривать вопросы и точно формулировать фразы. Следует полностью исключить возможность двойственной трактовки вопросов.
  • За каждый положительный ответ участник тестирования должен получать баллы, которые будут участвовать в подсчете общего результата.
  • Если появляются такие ситуации, при которых участник не может или затрудняется ответить на конкретный вопрос, то необходимо сгладить и смягчить обстановку. Нельзя допускать, чтобы испытуемый нервничал и раздражался.
  • Если участник не может давать ответы, то можно стимулировать общение. Однако ни в коем случае нельзя искусственно подводить его к даче того или иного ответа. Также запрещается переходить к следующему вопросу без получения ответа на предыдущий.
  • Если участник дал несколько ответов на один и тот же вопрос, то проверяющий должен выбрать наиболее положительный из них (если ответы не противоречат друг другу). Если ответы получаются противоположными, то необходимо задать уточняющий вопрос.
  • Если в течение 15 секунд участник не дает ответа, то можно повторить вопрос. В субтесте «Запоминание цифр» повторение вопроса запрещается.

К подсчету результатов теста Векслера необходимо допускать только опытного специалиста. Это позволяет получить корректный вывод.

Дарим скидку от 60%
на курсы от GeekBrains до 25 мая

Уже через 9 месяцев сможете устроиться на работу с доходом от 150 000 рублей

Забронировать скидку

Результаты детских тестов Векслера могут меняться в зависимости от условий проживания испытуемых, иных факторов.

Напоследок стоит отметить, что высокое количество баллов не является показателем гениальности. В жизни люди со средним IQ могут добиваться успеха, делать полезные открытия, развивать науку и пр., тогда как владельцы высоких IQ — нет.

Объясняется это тем, что успешность человека определяется не только показателем интеллектуального развития. Она также зависит от трудолюбия, умения распоряжаться временем, целеустремленности и пр. Поэтому не стоит судить о каком-то потолке развития человека только по его IQ.

Содержание

  • 1 Описание методики
  • 2 История создания
  • 3 Модификации
    • 3.1 WAIS
      • 3.1.1 Вербальная шкала
      • 3.1.2 Невербальная шкала
      • 3.1.3 Обработка и интерпретация результатов
    • 3.2 WISC
    • 3.3 WPPSI
  • 4 Адаптация
  • 5 Литература
  • 6 См. также

Описание методики

Тест Векслера (или Шкала Векслера) является одним из самых известных тестов для измерения уровня интеллектуального развития и разработана Дэвидом Векслером в 1939 году. Тест основан на иерархической модели интеллекта Д. Векслера и диагностирует общий интеллект и его составляющие — вербальный и невербальный интеллекты.

Тест Векслера состоит из 11 отдельных субтестов, разделенных на 2 группы, — б вербальных и 5 невербальных. Каждый тест включает от 10 до 30 постепенно усложняющихся вопросов и заданий. К вербальным субтестам относятся задания, выявляющие общую осведомленность, общую понятливость, способности, нахождение сходства, воспроизведения цифровых рядов и т. д. К невербальным субтестам относятся следующие: шифровка, нахождение недостающих деталей в картине, определение последовательности картин, сложение фигур. Выполнение каждого субтеста оценивают в баллах с их последующим переводом в унифицированные шкальные оценки, позволяющие анализировать разброс.

Выполнение каждого субтеста оценивают в баллах с их последующим переводом в унифицированные шкальные оценки, позволяющие анализировать разброс. Учитывают общий интеллектуальный коэффициент (IQ), соотношение «вербального и невербального» интеллекта, анализируют выполнение каждого задания. Количественная и качественная оценки выполнения испытуемым заданий дают возможность установить, какие стороны интеллектуальной деятельности сформированы хуже и как они могут компенсироваться. Низкий количественный балл по одному или нескольким субтестам свидетельствует об определенном типе нарушений. Выделяют качественные и количественные признаки, характерные для той или иной формы нервно-психической патологии.

История создания

Несмотря на то, что движение тестирования интеллекта активно развивалось на протяжении десятилетий, до конца 1930-х гг. не существовало хорошо стандартизированного индивидуального теста интеллекта для взрослых. Растущая неудовлетворенность в отношении стандартизации и структуры (уровни умственного возраста) шкалы Стэнфорд-Бине дало Векслеру олчок толчком к созданию в 1939 г. Шкал интеллекта взрослых Векслера-Белльвью — Wechsler-Bellevue Adult Intelligence Scales (W-B).

Изначально Векслер разрабатывал свой тест как «балльную шкалу», а не как шкалу умственного возраста. Он учитывал при создании шкалы интеллекта критику в адрес теста Стенфорд-Бине за её исключительно вербальную направленность и включил в свою методику пропорциональное вербальной шкале количество невербальных заданий. Также при стандартизации использовались достаточно большие выборки взрослого населения. В ходе стандартизации была предпринята попытка контролировать образовательный и профессиональный статус. Окончательная версия нового теста предназначалась для использования в возрастном диапазоне от 10 до 60 лет.

Одними из главных причин, которые повлияли на окончательный отбор субтестов, вошедших в шкалу Векслера, можно выделить следующие:

  • выбранные субтесты имели высокие корреляции с другими батареями интеллектуальных тестов;
  • они достаточно различались по своим функциям, что позволяло предотвратить любые специфические влияния на обследуемых со стороны отдельных способностей и неспособностей;
  • результатыты выполнения этих тестов позволяли делать определенные диагностические заключения.

После двух последовательных редакций теста в 1949 г. Векслер ввел новую и пересмотренную его форму — Шкалу интеллекта взрослых Векслера (Wechsler Adult Intelligence Scale, WAIS). WAIS была стандартизована на 1700 испытуемых (равномерно распределенных по полу и возрастным уровням) в возрасте от 16 до 64 лет. Выборка стандартизации была дополнена выборкой 475 лиц пожилого возраста (от 60 до 75 лет и старше). В этой новой стандартизации были представлены все регионы США, городское и сельское население по каждому возрастному уровню, а также 10% «не6елых» граждан. WAIS была пересмотрена в 1981 г. и получила название WAIS-R.

Модификации

Используются 3 варианта теста Д.Векслера:

  • тест WAIS (Wechsler Adult Intelligence Scale), предназначенный для тестирования взрослых (от 16 до 64 лет);
  • тест WISC (echsler Intelligence Scale for Children) — для тестирования детей и подростков (от 6,5 до 16,5 лет);
  • тест WPPSI (Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence) для детей от 4 до 6,5 лет. В России адаптированы первые два варианта теста, которые мы будем рассматривать в дальнейшем.

WAIS

Тест WAIS опубликован в 1955 году, редакция теста — WAIS-R вышла в 1981 году.

Тест включает в себя 11 субтестов. Из них 6 составляют вербальную шкалу и 5 — невербальную.

Вербальная шкала

В вербальную часть вошли следующие субтесты.

1. Субетест «Общая осведомленность» — включает 29 вопросов. Диагностирует уровень простых знаний. Нет вопросов, требующих специальных и теоретических знаний. Правильный ответ оценивается в 1 балл.
2. Субетест «Понимание»: 14 заданий на понимание смысла выражений. Оценивается способность к суждениям. Оценка в зависимости от правильности ответа: 0, 1, 2 балла.

3. Субетест «Арифметика» — включает 14 задач из курса арифметики начальной школы. Задачи решаются устно. Диагностируется легкость оперирования числовым материалом. Оценивается как правильность, так и затраченное время.
4. Нахождение сходства: 13 заданий. Испытуемый должен подвести 2 предмета под общую категорию, выявить, что между ними сходно. Диагностируется понятийное мышление. Оценка в зависимости от правильности ответа: 0, 1, 2 балла.

5. Субетест «Запоминание цифр» — 1 — ая часть содержит ряды, в которых от 3 до 9 цифр. Испытуемый должен прослушать цифры и устно их воспроизвести. 2 — ая часть включает ряды от 2 до 8 цифр. Испытуемый должен воспроизвести ряд обратным порядком.

6. Субетест «Словарный запас» — 42 понятия. Тест направлен на изучение вербального опыта и умения определять понятия. Испытуемый должен объяснить значение слова. Первые 10 слов — распространенные в обыденой речи, следующие 20 слов — средней сложности, последние 12 слов — абстрактно-теоретические понятия. Оценка от 0 до 2 баллов.

Вербальная шкала тесно коррелирует с общей культурой испытуемого и академической успеваемостью. Результаты сильно зависят от языковой культуры испытуемого (знает ли он или не знает язык, на котором написан текст). Оценки по субтестам «Осведомленность», «Понятливость» и «Словарный запас» характеризуют общую интеллигентность испытуемого, практически не изменяются с возрастом и при старении. Полагают, что они определяются уровнем образования испытуемых. Я же считаю, что связь иная: поскольку успешность выполнения этих субтестов наиболее коррелирует с общим IQ, а также в наибольшей степени определяется генетически (см. главу «Психогенетика способностей»), то скорее всего скорость накопления вербальных знаний определяет успешность и уровень образования.

Особняком стоит субтест «Сходство». Результаты его выполнения говорят о способности к логическому мышлению, обобщению и абстрагированю. Оценки по тесту ухудшаются при старении. Вероятно, успешность его выполнения более определяется «текучим» интеллектом по Кэттелу, нежели успешность выполнения других субтестов вербальной шкалы.

Субтест «Арифметический» диагностирует не только уровень оперирования числовым материалом, но и произвольную концентрацию внимания. Результаты его выполнения зависят от профессии и уровня образования и мало изменяются при старении.

Субтест «Повторение цифр» наиболее слабо коррелирует с общим интеллектом и направлен на определение объема кратковременной памяти и уровня активного внимания. Включение его в шкалу Векслер обосновывал диагностической ценностью: неспособность воспроизвести 4 цифры в прямом порядке свидетельствует о слабоумии. Прямое воспроизведение при старении ухудшается незначительно, обратное — несколько значительней.

Наиболее устойчивы по отношению к воздействию различных факторов (интуиция, общее состояние испытуемого, болезнь и пр.) результаты теста «Словарный запас», поэтому его часто используют в качестве «точки отсчета» при анализе профиля оценок по субтестам шкалы Д.Векслера.

Невербальная шкала

Невербальная шкала, или «шкала действий» состоит из 5 субтестов.

7. Субтест «Шифровка» (или «Цифровые символы») является вариантом теста на кодовые замены. Нужно написать под каждой цифрой (всего 100) соответствующий символ за 1,5 минуты. Приведен ключ: под каждой из 9 цифр соответствующий символ. Диагностируется зрительно — моторная скорость. Оценка определяется числом правильно зашифрованных цифр.

8. «Недостающие детали» (или «Завершение картинок») — 21 карточка, на которых изображены картинки с отсутствующей деталью. Диагностирует зрительную наблюдательность и способность выявлять существенные признаки. Время решения одной задачи — 20 сек. Правильный ответ оценивается 1 баллом.

9. «Конструирование блоков» («Кубики Косса») — 40 заданий. Включает набор карточек с красно-белыми чертежами и набор красно — белых кубиков. Испытуемый должен, глядя на образец, собрать из кубиков чертеж. Диагностируются двигательная координация и визуальный синтез. Оценивается точность и время решения.

10. «Последовательные картинки» — 8 серий картинок. Каждая серия представляет сюжет. Картинки предъявляются в определенной неправильной последовательности. Испытуемый должен их правильно расположить. Диагностируются способности организации целого из частей, понимания ситуации, экстраполяции. Оценка определяется правильностью и временем решения.

11. «Сборка объекта» («Складывание фигур») — 4 задания. Испытуемый должен собрать фигуру хорошо знакомого предмета из отдельных деталей (фигуры «человек», «профиль», «рука», «слон»). Диагностируется способность к синтезу целого из деталей. Оценка зависит от времени и правильности сборки.

В целом, «Невербальная» шкала диагностирует не только знания, но и способность индивида к моторно — перцептивному взаимодействию с объектами окружающего мира, зависящую от опыта деятельности.

Первоначально Д.Векслер полагал, что невербальнй интеллект более зависит от психофизиологических задатков индивида, но данные близнецовых исследований опровергли эту гипотезу.

Наиболее комплексным тестом невербальной шкалы (принадлежность его к этой части теста весьма условна) является «Шифровка», диагностирующая свойства внимания, восприятия, координации. Результаты его выполнения быстро ухудшаются после 40 лет.

Наиболее информативным субтестом невербальной шкалы многие авторы считают «Кубики Косса». Аналогичен по содержанию и тест «Сборка объектов».
Успешность выполнения этих трех тестов зависит от развития сенсомоторной координации, между тем как результаты по тестам «Недостающие детали» и «Последовательные картинки» не зависят от развития моторики, а в большей мере определяются когнитивными способностями.

По мнению Д.Векслера, успешность выполнения этих двух тестов определяется опытом восприятия окружающей среды и приобщенностью к культуре.
Итог проведения теста, несмотря на предписания, сильно зависит от того, какие складываются отношения между психодиагностом и испытуемым.

Тестирование производится по адаптивному алгоритму. Первые задания большинства вербальных субтестов (а также «Кубики Косса») предназначены для лиц, подозреваемых в умственной отсталости. В случае, если испытуемый, не подозреваемый в умственной отсталости, не выполняет задания основной серии, то ему предъявляются первые задания.

Обработка и интерпретация результатов

Обработка и интерпретация результатов может проходить на трех уровнях: 1) подсчет и интерпретация баллов общего интеллекта, вербального и невербального интеллектов, 2) анализ профиля оценок выполнения субтестов испытуемыми на основе подсчета соответствующих коэффициентов, 3) качественная интерпретация индивидуального профиля с привлечением данных наблюдения за поведением испытуемого в ходе обследования и прочей диагностической информации.

Стандартный вариант обработки заключается в подсчете первичных «сырых» оценок по каждому субтесту. Затем «сырые баллы» по соответствующим таблицам переводятся в стандартные и отображаются в виде профиля. Сырые оценки отдельно по вербальной и невербальной части суммируют и определяют по таблицам показатели общего, вербального и невербального IQ.

Классификация IQ-показателей по Векслеру:

  • 130 баллов и выше – очень высокий IQ – у 2,2% населения
  • 120-129 баллов – высокий IQ – у 6,7% населения
  • 110-119 баллов – хорошая норма – у 16,1%
  • 90-109 баллов – средний IQ – у 50% населения
  • 80-89 баллов – плохая норма – у 16,1%
  • 70-79 баллов – пограничная зона – у 6,7% населения
  • 69 баллов и ниже – умственный дефект – у 2,2%

WISC

Шкала интеллекта для детей (WISC) вышла в 1950 г. Вариант WISC-R издан в 1974 году. Шкала предназначена для тестирования детей в возрасте от 6,5 до 16,5 лет. В тест входят 12 субтестов, соответствующих субтестам теста WAIS, но дополненные более легкими однотипными заданиями.

Кроме того, в шкалу действия включен дополнительный субтест «Лабиринты».

Причем при проведении исследования субтест «Понимание» может быть заменен «Запоминанием цифр», а субтест «Лабиринт» субтестом «Кодирование». При диагностике субтесты вербальной и невербальной частей чередуются.

Показатели дополнительных тестов при подсчете IQ не учитываются.

Субтест «Лабиринт» состоит из возрастающих по трудности лабиринтов. Испытуемый должен выполнить его за определенный промежуток времени (найти выход), подсчитываются ошибки и регистрируется время.

WPPSI

В 1967 году опубликована версия теста Д.Векслера для детей WPPSI (возраст 4 — 6,5 лет). Шкала состоит из 11 субтестов (10 основных, 1- дополнительный). 8 субтестов — облегченные и адаптированные варианты WISC. Три субтеста были разработаны заново.

Субтесты сгруппированы в вербальную и невербальную шкалы. При проведении диагностики субтесты WPPSI из вербальной и невербальной частей чередуются друг с другом. Эксперимент проводится как в один, так и в два приема.

В вербальную шкалу входят субтесты «Осведомленность», «Словарный запас», «Арифметика», «Нахождение сходства», «Понимание» и дополнительный субтест «Предложения».

В шкалу действий входят субтесты «Дом животного», «Завершение картинок», «Лабиринты», «Геометрические схемы», «Конструирование блоков» («Кубики Косса»).

Новыми по сравнению с WISC являются субтесты «Предложения», «Дом животного» и «Геометрические схемы». Субтест «Предложения» заменил тест «Запоминание цифр» из WISC, им либо заменяют любой вербальный тест, либо применяют дополнительно.

Субтест «Дом животного» (вместо «Шифровка» из WISC) состоит из карт с изображением собаки, цыпленка, рыбы и кошки. Ребенок должен расставить домики в соответствии с ключом по изображениям животных.

При выполнении субтеста «Геометрические схемы» ребенок должен скопировать 10 чертежей с помощью цветного карандаша.
Полужирное начертание

Адаптация

В нашей стране тест Д.Векслера неоднократно переводился и адаптировался.

Первая адаптация WAIS была проведена в Психоневрологическом научно — исследовательском институте им. В.М.Бехтерева (1956 г.) в Ленинграде.
Последняя по времени адаптация теста WAIS произведена психологами Санкт — Петербургского государстенного университета (1991 г.).

Тест WISC адаптирован А.Ю.Панасюком (1973 г.) и издан Институтом гигиены детей и подростков Минздрава СССР. В варианте А.Ю.Панасюка заменены задания, не соответствующие условиям нашей страны. Изменения коснулись, в первую очередь, вербальной части — субтестов «Понятливость», «Осведомленность», «Словарный» и, в меньшей мере, субтеста «Сходство». Тест был проверен на надежность сопоставлением результатов группы здоровых детей и группы олигофренов (стадия дебильности).

В 1992 году Ю.Филимоненко и В.Тимофеев выпустили «Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д.Векслера». Авторы, исправив некоторые погрешности описания Панасюка, предприняли попытку унифицировать работу экспериментатора с WAIS и WISC. Методика выпущена Государственым предприятием «ИМАТОН» (г.Санкт — Петербург). Тест Д.Векслера для взрослых WAIS также выпускается предприятием «ИМАТОН» и поступает в розничную и оптовую продажу.

Другую русскоязычную адаптацию теста WISC предприняли под руководством Ю.З.Гильбуха сотрудники отдела психодиагностики НИИ психологии Украины (г.Киев) в 1992 году. Руководство «Измерение интеллекта детей» под ред. Гильбуха и прилагаемый к нему тест WISC производится и распространяется научно-практическим центром «Психодиагностика и дифференцированное обучение» (г.Киев).

Литература

  1. Дружинин В. Психология общих способностей. С-Пб., 1999

См. также

Тест Векслера/Детский вариант

Тест Векслера/Взрослый вариант

Тест Векслера (взрослый вариант)

Измерение уровня развития интеллекта

Тест Дэвида Векслера (WAIS) – классическая методика, предназначенная для исследования структуры интеллекта взрослых людей (с 16 лет). Это надёжный инструмент для определения интеллектуальных нарушений и оценки базисных интеллектуальных функций, обеспечивающих успешность поведения и эффективность в различных видах деятельности.

 

Доступен детский  вариант теста Векслера (WISC)

  • Категория методики

    Когнитивный тест

  • Возрастной диапазон

    с 16 лет

  • Время тестирования

    90-100 минут

  • Форма проведения

    Индивидуальная

  • Обработка результатов

    ручная

  • Направление

    интеллектуальные и творческие способности

  • Тестирование

    бланковое

  • Описание
  • Комплектация

Назначение и сфера возможного использования методики

Тест эффективен для решения следующих диагностических задач:

  • определение общего уровня интеллекта взрослого человека;
  • уточнение клинической картины нервно-психических заболеваний;
  • определение преобладающего типа мышления и других особенностей познавательных психических процессов;
  • выявление потенциала обучаемости и одарённости.

 Взрослый вариант теста Векслера используют в работе:

  • клинические психологи для диагностики интеллектуальных нарушений;
  • психологи образования в процессе определения или корректировки дальнейшего образовательного или профессионального маршрута;
  • специалисты по отбору персонала для определения уровня интеллектуальных способностей;
  • психологи-эксперты в комплексной подготовке заключений, включающих характеристику интеллектуального уровня человека (в психиатрической и судебно-медицинской экспертизах).

Преимущества методики:

  • Надёжность результатов.
  • Научная обоснованность и многолетний опыт использования в отечественной школьной и медицинской практике.
  • Все элементы теста выполнены с помощью современных и безопасных технологий производства, а потому долговечны и удобны в использовании как для специалиста, так и для клиента!
  • Высокое качество и эргономичность стимульного материала особенно актуальны при работе с людьми с ОВЗ. Удобные в обращении кубики, карточки, изображения и другие элементы методики помогают испытуемым с различными нарушениями корректно выполнять задания.
  • Удобная коробка с магнитным клапаном обеспечивает компактное, эргономичное и эстетичное хранение. Стимульный материал к каждому субтесту имеет свой отдельный кейс. Бланки ответов и фиксации результатов позволяют быстро и удобно обрабатывать результаты тестирования, хранятся на флеш-накопителе – их можно распечатать в любое время и в любом количестве.
  • Мобильность специалиста. При необходимости тест легко и удобно брать с собой: ничего не потеряется и не помнётся в дороге!
  • Методика прошла добровольную сертификацию качества, основанную на требованиях ГОСТ Р.

Как проходит тестирование?

Методика состоит из 11 субтестов.

  • Вербальная группа заданий позволяет оценить широту и направленность познавательных интересов, словарный запас, способности к логическому мышлению, уровень концентрации произвольного внимания и качество оперативной памяти. Уровень и структура вербального интеллекта тесно связана с полученным образованием и многообразием жизненного опыта.
  • Невербальная группа задач направлена на оценку зрительно-моторной координации, аналитических способностей и пространственного мышления. Результаты по данным субстестам в меньшей степени зависят от имеющихся знаний и общего уровня образования.

Методика включает следующие субтесты:

  1. Осведомлённость: здесь испытуемый должен продемонстрировать объём знаний из различных сфер жизни.
  2. Понятливость: требует от испытуемого понимания некоторых обобщённых закономерностей и правил социального поведения, умения строить умозаключения на основе жизненного опыта с опорой на здравый смыл.
  3. Арифметический: предполагает решение арифметических задач нарастающей сложности.
  4. Сходство: измерение способности к логическому обобщению.
  5. Повторение цифр: исследование качества (объёма) оперативной памяти и внимания.
  6. Словарный: необходимо объяснить смысл ряда слов (дать их определение). Позволяет получить сведения о словарном запасе испытуемого.
  7. Шифровка: исследование концентрации и распределения внимания, а также зрительно-моторной координации.
  8. Недостающие детали: оценка наблюдательности, сосредоточенности и объёма перцептивного внимания. Испытуемому предъявляются схематические картинки, в которых он должен указать существенную недостающую деталь.
  9. Кубики Коса: испытуемый складывает из кубиков заданные графические фигуры. Позволяет выявить аналитико-синтетические способности, интеллектуальные потенции, оценить специфику пространственных представлений.
  10. Последовательные картинки: отражает понимание испытуемым причинно-следственных связей в межличностных взаимодействиях, умение планировать и выстраивать социальное поведение.
  11. Складывание фигур: соотнесение частей в структуре целого, формирование идеального эталона, эвристические компоненты мышления.

Полученные данные диагностики в баллах переводят в унифицированные шкальные оценки, позволяющие анализировать конечные показатели.

Результатами тестирования являются:

  • общий интеллектуальный коэффициент (IQ);
  • соотношение вербального и невербального компонентов интеллекта;
  • возможность качественной оценки результатов отдельных субтестов для определения конкретной формы нервно-психической патологии.

Результаты теста обрабатываются вручную. В подробном методическом руководстве детально описаны все этапы тестирования и интерпретации данных, представлены развёрнутые обоснования и комментарии для каждой ступени работы с методикой.

Комплектация методики

  • Методическое руководство «Тест Векслера. Диагностика уровня развития интеллекта (взрослый вариант)», Ю. И. Филимоненко, В. И. Тимофеев
  • Стимульный материал к субтесту «Недостающие детали»
  • Стимульный материал к субтесту «Последовательные картинки»
  • Стимульный материал к субтесту «Складывание фигур»
  • Демонстрационные поля к субтесту «Складывание фигур»
  • Кубики Коса
  • Демонстрационные поля с заданиями к кубикам Коса
  • Бланки фиксации результатов
  • Бланки ответов к субтесту «Шифровка»
  • Флеш-накопитель с бланками фиксации результатов 
  • Сертификат качества «Иматон»
  • Гарантийная карта «Иматон»
  • Фирменная ручка «Иматон»
  • Коробка-футляр с магнитным клапаном

Доступен детский  вариант теста Векслера (WISC)

Продукция сертифицирована

Методика прошла добровольную сертификацию (соответствует требованиям ГОСТ Р), может использоваться для оборудования кабинета психолога или психиатра, для применения в образовательных, медицинских, социальных учреждениях. Необходимая документация предоставляется по запросу.

Обратите, пожалуйста, внимание!

Участникам семинара «Тест Дэвида Векслера: дифференциальная диагностика структуры интеллекта у детей и взрослых»‎  и одноимённого вебинара (преподаватель Черешнева Г.Б.) предоставляется скидка 10% на Тест Векслера (детский вариант) в период обучения.

Вам также будет интересно:

Популярные товары

    • психолог в школе
    • психолог в дошкольном учреждении
    • психолог в системе здравоохранения
    • психолог в силовых структурах
    • психологическое  консультирование
    • профориентация
    • работа с травмой
    • развивающие методики и пособия
    • особый ребенок
    • литература по воспитанию и развитию
    • развивающая предметно-пространственная среда
    • настольные игры
    • профессиональная диагностика персонала
    • тренинг в организации
    • антикоррупционная диагностика
    • комната психологической разгрузки
    • стресс и конфликты
    • развитие творческого мышления
    • диагностика креативности
    • арт-терапия
    • организация творческих занятий и досуга

Продукция Компании «Иматон» не подлежит обязательной сертификации, подходит для оборудования кабинета психолога или психиатра, для применения
в образовательных, медицинских, социальных учреждениях. По запросу предоставляется необходимая документация.

Подпишитесь на информационную рассылку о новых продуктах, акциях и специальных предложениях Компании «Иматон»

Тест интеллекта Векслера: описание и особенности применения

Тест интеллекта Векслера: описание и особенности применения

HR-Portal.ru, 26 апреля 2010г.

Интеллектуальные тесты широко применяются для определения профессиональной пригодности и прогнозирования успешности трудовой деятельности. Как правило, для этой цели используются короткие опросники (КОТ) или отдельные задания из полноценных тестов. При оценке претендента на руководящую должность, часто возникает необходимость полной и разносторонней оценки уровня интеллектуального развития человека. В этом случае часто используется тест Векслера — Wechsler Adult Intelligence Scale (WAIS).

Описание первой векслеровской шкалы интеллекта было опубликовано в 1939 году. Она была предназначена специально для тестирования интеллекта взрослых людей в возрасте от 16 до 64 лет. До этого интеллектуальные тесты в основном составлялись для детей школьного возраста. С того времени тест WAIS претерпел несколько редакций, но принципиально не изменился. В России методика WAIS была адаптирована в Институте им. В. Бехтерева.

Проведение теста Векслера занимает около 1 часа. Необходимое время для обработки результатов зависит от способа. Вручную понятно дольше. Общее правило при проведении интеллектуального тестирования — не тестировать человека если утомлен или плохо себя чувствует.

Тест Векслера WAIS состоит из двух больших частей — вербальной и невербальной. Вербальная часть состоит из шести субтестов, невербальная из пяти.

Субтесты вербальной части следующие:

1. Субтест общей осведомленности. Исследует запас относительно простых сведений и знаний. Предлагается 29 вопросов, оценка — 1 балл за правильное решение каждого вопроса.

2. Субтест общей понятливости. Оценивает полноту понимания смысла выражений, способность к суждению, понимание общественных норм. Испытуемый должен дать ответ о своих предполагаемых действиях в описанной ситуации. Предлагается 14 вопросов, оценка в зависимости от точности ответа — 0, 1 или 2 балла.

3. Арифметический субтест. Оценивает концентрацию внимания, легкость оперирования числовым материалом. Испытуемый должен устно решить серию арифметических задач. Дается оценка не только точности ответа, но и затраченного на решение времени.

4. Субтест установления сходства. Оценивает способность к формированию понятий, классификации, упорядочиванию, абстрагированию, сравнению. Испытуемый должен установить и охарактеризовать общность между парой понятий. Оценка варьирует от 0 до 2 баллов, в зависимости от достигнутого уровня обобщения: конкретного, функционального, концептуального. В субтесте предлагается 13 пар понятий.

5. Субтест повторения цифровых рядов. Направлен на исследование оперативной памяти и внимания, состоит из двух частей: запоминания и повторения чисел в прямом и обратном порядке.

6. Словарный субтест. Направлен на изучение вербального опыта (понимания и умения определить содержание слов). Предлагается объяснить значение ряда слов. Всего в задании 42 слова: первые 10 — весьма распространенные, повседневного употребления; следующие 20 – средней сложности; третью группу составляют 12 слов высокой степени сложности. Оценка — от 0 до 2 баллов.

Субтесты невербальной части:

1. Субтест шифровки цифр. Изучает степень усвоения зрительно-двигательных навыков. Задача состоит в том, чтобы написать под каждой цифрой в клеточке соответствующий ей символ (набор символов предлагается). Время выполнения лимитировано. Оценка соответствует количеству правильно зашифрованных цифр.

2. Субтест нахождения недостающих деталей. Изучает особенности зрительного восприятия, наблюдательность, способность отличить существенные детали. Испытуемому предъявляют 21 изображение, в каждом из которых необходимо отыскать какую-либо недостающую деталь или какое-то несоответствие. Правильный ответ оценивается одним баллом. Время выполнения — 20 секунд.

3. Субтест кубиков Коса. Направлен на изучение сенсомоторной координации, способности синтеза целого из частей. Испытуемому предлагают последовательно воспроизвести десять образцов рисунков из разноцветных деревянных кубиков. Время ограничивается по каждому заданию. Оценка зависит как от точности, так и от времени исполнения задания.

4. Субтест последовательности картинок. Исследует способность к организации фрагментов в логическое целое, к пониманию ситуации и предвосхищению событий. В задании предлагается восемь серий картинок. В каждой серии картинки объединены сюжетом, в соответствии с которым испытуемый должен расположить их в определенной последовательности. Оценка зависит от правильности и времени решения.

5. Субтест составления фигур. Направлен на изучение способности синтеза целого из частей. Испытуемому предлагают в определенной последовательности детали четырех фигур («человек», «профиль», «рука», «слон») без указания на то, что из этих деталей должно быть составлено. В оценке учитывается время и правильность решения.

Задания в каждом субтесте расположены в порядке возрастания трудности. При выполнении заданий по субтесту «арифметика» и всем невербальным субтестам учитывается как скорость, так и правильность выполнения. По остальным субтестам — только точность выполнения заданий. Уровень выполнения заданий оценивается в соответствии с возрастными нормами.

Все ответы тестируемого заносятся в специальный тестовый бланк. Желательно записывать ответы как можно полнее, особенно если экспериментатор не очень свободно владеет методикой оценки. Это даст возможность позже спокойно обдумать неоднозначные, неясные ответы и правильно оценить их. 

При обработке результатов подсчитываются баллы по каждому субтесту, суммарный показатель вербального интеллекта (VIQ), суммарный показатель невербального интеллекта (PIQ), и показатель общего интеллекта (IQ). На основании рассчитанных баллов можно судить об интеллектуальном уровне человека и сравнивать полученный показатель с распределением IQ в популяции. Вот какая классификация уровней интеллекта была предложена Векслером:

  • 130 баллов и выше — очень высокий IQ — у 2,2% населения;
  • 120–129 баллов — высокий IQ — у 6,7%;
  • 110–119 баллов — хорошая норма — у 16,1% населения;
  • 90–109 баллов — средний IQ — у 50%;
  • 80–89 баллов — плохая норма — у 16,1% населения;
  • 70–79 баллов — пограничная зона — у 6,7%;
  • 69 баллов и ниже — умственный дефект — у 2,2% населения.

Можно, кроме того, сделать выводы о преобладающей сфере интеллекта — вербальная или невербальная Сопоставив уровни выполнения различных субтестов можно оцениить развитие отдельных интеллектуальных способностей (например, образного и логического мышления, внимательности, наблюдательности, памяти и др.).

В настоящее время используются 3 варианта теста Д. Векслера:

  1. тест WAIS (Wechsler Adult Intelligence Scale), предназначенный для тестирования взрослых (от 16 до 64 лет);
  2. тест WISC (Wechsler Intelligence Scale for Children) — для тестирования детей и подростков (от 6,5 до 16,5 лет);
  3. тест WPPSI (Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence) для детей от 4 до 6,5 лет.

В России адаптированы первые два варианта теста. Первая адаптация WAIS была проведена в Психоневрологическом научно-исследовательском институте им. В.М.Бехтерева (1956 г.) в Ленинграде. Последняя по времени адаптация теста WAIS произведена психологами Санкт-Петербургского государственного университета (1991 г.). 

Тест WISC адаптирован А.Ю.Панасюком (1973 г.) и издан Институтом гигиены детей и подростков Минздрава СССР. В варианте А.Ю.Панасюка заменены задания, не соответствующие условиям нашей страны. Изменения коснулись, в первую очередь, вербальной части — субтестов «Понятливость», «Осведомленность», «Словарный» и, в меньшей мере, субтеста «Сходство». Тест был проверен на надежность сопоставлением результатов группы здоровых детей и группы олигофренов (стадия дебильности).

В 1992 году Ю.Филимоненко и В.Тимофеев выпустили «Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д.Векслера». Авторы, исправив некоторые погрешности описания Панасюка, предприняли попытку унифицировать работу экспериментатора с WAIS и WISC. Методика выпущена Государственным предприятием «ИМАТОН» (г. Санкт-Петербург). Тест Д.Векслера для взрослых WAIS также выпускается предприятием «ИМАТОН» и поступает в розничную и оптовую продажу. 

Другую русскоязычную адаптацию теста WISC предприняли под руководством Ю.З.Гильбуха сотрудники отдела психодиагностики НИИ психологии Украины (г. Киев) в 1992 году.

Субтест 5. Повторение цифр

Вначале выполняют повторение цифр в прямом порядке. В каждом наборе по 3, 4 и более цифр и их приводится по два примера. Зачитывается вначале верхний ряд цифр. Если испытуемый не смог верно воспроизвести верхний ряд (например, из 4 цифр), то зачитывается нижний ряд (также из 4 цифр). И если во втором случае испытуемый неправильно воспроизводит ряд цифр, то тест прекращается. Аналогично поступают с чтением в обратную сторону: зачитывается ряд в прямом порядке (верхний), а повторяется в обратном. Если ряд не воспроизводится, то зачитывается нижний ряд из такого же набора цифр.

Задания и оценки

Прямой счет:

Первая серия Вторая серия Оценка
5 8 2 6 9 4 3
6 4 3 9 7 2 8 4 4
4 2 7 3 1 7 5 8 3 6 5
6 1 9 4 7 3 3 9 2 4 8 7 6
5 9 1 7 4 2 8 4 1 7 9 3 8 6 7
5 8 1 9 2 6 4 7 3 8 2 9 5 1 7 4 8
2 7 5 3 6 2 5 8 4 7 1 3 9 4 2 5 6 8 9

Обратный счет:

Первая серия Вторая серия Оценка
2 4 5 8 1
6 2 9 4 1 5 3
3 2 7 9 4 9 6 8 4
1 5 2 8 6 6 1 8 4 3 5
5 3 9 4 1 8 7 2 4 8 5 6 6
8 1 2 9 3 9 5 7 2 8 1 9 6 5 7
9 4 3 7 6 2 5 8 4 7 3 9 1 9 8 2 8

Оценка теста. Если повторен ряд в прямом порядке из 7 цифр, а в обратном из 5, то за первый опыт дается 7 баллов (по числу повторенных цифр) и за второй 5 баллов. Находится общий балл, равный в данном примере 12.

Субтест требует большой концентрации внимания и подвержен как внешним, так и внутренним помехам, особенно эмоционального характера. Нарушение этой помехоустойчивости считается многими авторами признаком внутреннего беспокойства, тревоги, мешающих сосредоточиться больному на задании. Результаты «Повторения» очень чувствительны к церебральной патологии (особенно височной локализации).

Перечень феноменов:

  • ритм повторения — испытуемый повторяет цифры в прямом порядке в таком же ритме, каком произносил экспериментатор. Чтобы избежать этого феномен, экспериментатор должен ровным голосом произносить ряд цифр;
  • просьба повторить ряд — встречается у лиц со слабой концентрацией внимания. Обычно повторяют нижний ряд из группы цифр;
  • неверно повторена первая цифра при прямом повторении — чаще указывает на слабость концентрации внимания у невротиков;
  • замена места — испытуемый меняет цифры местами при повторении, также встречается при неврозе;
  • сравнение повторения цифр в прямом порядке с повторением цифр в обратном. Если разница между ними больше двух, то это является признаком снижения концентрации внимания по психоорганическому типу;
  • невозможность повторения 4 цифр в прямом порядке — грубейшая психоорганика.

Количественный анализ результатов:

  • если оценка «Повторения» значительно ниже «Словарного» – указание на наличие тревоги;
  • если оценка «Повторения» выше «Словарного» — выхолощенность эмоций, особенно у шизоидов;
  • высокие оценки «Повторения» могут встречаться у психопатов и демонстративных личностей с ярко выраженным эгоцентризмом;
  • низкие оценки свидетельствуют об утомляемости, внутреннем дискомфорте, с которым личность свыклась и не желает расставаться;
  • сочетание снижения в субтестах «Повторения», «Сходства» и конструктивных пробах невербального интеллекта — все это говорит о большой вероятности органического поражения головного мозга.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
  • Инструкция по эксплуатации снегохода стелс капитан 150
  • Негринпин инструкция по применению порошок взрослым
  • Жидкий активированный уголь инструкция по применению
  • Энтеросгель инструкция по применению взрослым от чего помогает паста
  • Как черенковать флоксы летом пошаговая инструкция