Нагрузочная вилка для проверки аккумуляторов инструкция

Как пользоваться нагрузочной вилкой

При эксплуатации аккумулятора может возникнуть необходимость его диагностики. Замер напряжения не дает исчерпывающей информации о состоянии аккумулятора.

Для полноценной оценки необходимо знать, как аккумуляторная батарея ведет себя под нагрузкой. В этом помогает нагрузочная вилка — прибор,совмещающий в себе и вольтметр и заранее откалиброванную нагрузку. В современных реалиях популярность приобретают цифровые нагрузочные вилки, работа с ними сильно облегчает жизнь пользователя — количество расчетов сводится к минимуму и информация предоставляется более наглядно.

Нагрузочная вилка может содержать несколько нагрузочных спиралей для работы с разными нагрузками и типами аккумуляторных батарей.

Нагрузочные вилки НВ-01 и НВ-04 измерительные щупы

Как правило один из контактов для подключения выполнен в виде провода большого сечения с зажимом типа крокодил, а второй в виде контактного штыря, закрепленного на корпусе вилки. Также на корпусе находится индикатор и средства управления, если вилка цифровая. При работе вилка коммутирует большие токи (50-200А), вся мощность рассеивается на измерительных сопротивлениях — спиралях выделяется в виде большого количества тепла. Именно поэтому время использования вилки ограниченно секундами, а корпус вилки оборудован ручкой из теплоизоляционного материала.

Подготовка аккумулятора

Для оценки состоянии батареи аккумулятор необходимо зарядить и подождать несколько часов, чтобы выровнялась температура и плотность электролита. Рекомендуется продержать АКБ в электрическом покое 24 часа. После этого можно приступать к замерам.

Как пользоваться нагрузочной вилкой со стрелочным вольтметром

В качестве примера вилки мы будем использовать Нагрузочную вилку Орион НВ-01. В целом приведенная информация применима для любой нагрузочной вилки с аналоговым вольтметром.

Для начала необходимо произвести замер напряжения на холостом ходу, то есть с отключенными нагрузочными спиралями.
Для этого зажим «крокодил» подключается к минусовой клемме аккумулятора, а измерительный щуп с маркировкой «В» на плюсовую клемму. Сохраняем показания.
Первичная оценка заряженности аккумулятора расчитывается из таблицы:

Показания вольтметра, В >12,7 12,5 12,3 12,1 <11,9
Процент заряженности, % 100 75 50 25 0

Далее необходимо произвести замер под нагрузкой(с подключенными спиралями), для этого нужно подключить (наколоть) шуп вилки с буквой «Н» к плюсовой клемме АКБ. и удерживать около 5 секунд.
Во время измерения через прибор протекает большой ток и выделяется много тепла, не удерживайте вилку более 5-9 секунд. Несоблюдение этой рекомендации может привести к выходу из строя нагрузочной спирали или привести к перегреву и возгоранию.
В конце измерения необходимо снять показания вольтметра.
Для оценки заряженности аккумулятора используется следующая таблица:

Показания вольтметра, В >10,2 9,6 9 8,4 <7,8
Процент заряженности, % 100 75 50 25 0

Выводы о состоянии аккумулятора можно сделать, сопоставив полученные результаты. Если при первом измерении степень заряда аккумулятора определяется ниже нормы, то возможно он не полностью заряжен или возникло короткое замыкание в одной из банок батареи.

В случае, если показания второго измерения сильно отличаются от первого, то вероятно повреждены пластины аккумулятора и он не способен выдавать большие токи, Нужно предпринимать решение о его ремонте или замене.

Нагрузочные вилки НВ-01 и НВ-04 индикация показаний

Как пользоваться цифровой нагрузочной вилкой

Действия, необходимые для оценки состояния аккумулятора с помощью цифровой нагрузочной вилки очень похожи с использованием аналоговой вилки.
Рассмотрим работу нагрузочной вилки Орион НВ-04. Подготовка аккумулятора производится так-же, как и в млучае с обычной вилкой. Для начала необходимо измерить напряжение на холостом ходу, для этого нужно перевести прибор в режим вольтметра и отключить измерительные сопротивления. Клемму с «крокодилом» соединить с минусовой клеммой аккумуляторной батареи а измерительный щуп с плюсовой клеммой. Провести замер.
Для оценки состояния аккумулятора нужно измерить напряжение под нагрузкой, для этого необходимо подключить соответствующую измерительную спираль. И в режиме измерения напряжения подключить измерительный щуп к плюсовой клемме на 5 секунд. Измерение происходит автоматически и после окончания измерения прибор подаст звуковой сигнал. через несколько секунд появится числовое значение. Цифровая нагрузочная вилка может сохранять лог и автоматически расчитывать степень заряда, что довольно удобно — не нужно хранить таблицы и вести запись.

Стоит отметить, что все рекомендации по времени работы нагрузочной вилки в режиме измерений под нагрузкой актуальны абсолютно для всех типов приборов. Не забывайте читать инструкцию к Вашей нагрузочной вилке.

Одним из наиболее эффективных методов диагностики состояния аккумулятора является проверка с помощью нагрузочной вилки.


Состояние автомобильного аккумулятора напрямую влияет на надежность и бесперебойную работу вашего транспортного средства. Непредвиденный выход из строя аккумулятора может привести к неприятным ситуациям, особенно в холодное время года. Одним из наиболее эффективных методов диагностики состояния аккумулятора является проверка с помощью нагрузочной вилки.

Что такое нагрузочная вилка?

Нагрузочная вилка — это специальный прибор, предназначенный для проверки работоспособности аккумуляторных батарей под нагрузкой. Она позволяет имитировать реальные условия эксплуатации, создавая кратковременную нагрузку, и измеряет, как аккумулятор реагирует на нее. Это дает возможность оценить способность батареи поддерживать необходимое напряжение при запуске двигателя и работе электрооборудования.

Почему стоит проверить аккумулятор нагрузочной вилкой?

  • Точная диагностика: Позволяет выявить скрытые проблемы, не заметные при обычном измерении напряжения.
  • Прогнозирование ресурса: Помогает определить остаточный срок службы аккумулятора и избежать внезапных отказов.
  • Экономия времени и средств: Предотвращает дополнительные расходы на ремонт и сервисное обслуживание из-за неожиданного выхода аккумулятора из строя.

Пошаговое руководство по проверке аккумулятора нагрузочной вилкой

Шаг 1: Подготовка

  • Безопасность прежде всего: Наденьте защитные перчатки и очки.
  • Отключите зажигание: Убедитесь, что двигатель выключен, и все электрические приборы отключены.
  • Очистите клеммы: Проверьте, чтобы на клеммах аккумулятора не было окисления или грязи.

Шаг 2: Подключение нагрузочной вилки

  • Подсоедините красный щуп к положительной (+) клемме аккумулятора.
  • Подсоедините черный щуп к отрицательной (-) клемме аккумулятора.

Шаг 3: Проведение теста

  • Измерение напряжения без нагрузки: Перед применением нагрузки проверьте начальное напряжение аккумулятора. Оно должно быть в пределах 12,5–12,7 В.
  • Применение нагрузки: Нажмите кнопку нагрузки на вилке и удерживайте ее в течение 5 секунд.
  • Наблюдение за показаниями: Во время нагрузки напряжение не должно падать ниже 9,5 В.

Шаг 4: Анализ результатов

  • Напряжение выше 9,5 В: Аккумулятор в хорошем состоянии.
  • Напряжение от 9,0 В до 9,5 В: Аккумулятор требует подзарядки или близок к износу.
  • Напряжение ниже 9,0 В: Аккумулятор неисправен и требует замены.

Советы и рекомендации

  • Проводите проверку при температуре окружающей среды не ниже +10°C для получения точных результатов.
  • Регулярность проверок: Рекомендуется проводить диагностику аккумулятора нагрузочной вилкой каждые 3-6 месяцев.
  • Не используйте нагрузочную вилку на замерзшем аккумуляторе: Это может привести к его повреждению.

Заключение

Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой — простой и эффективный способ поддерживать ваш автомобиль в рабочем состоянии и предотвращать неожиданные поломки. Регулярная диагностика поможет вам своевременно выявить и устранить проблемы, связанные с аккумуляторной батареей.

Ищете надежный аккумулятор в Новосибирске?

Обращайтесь в «Аккумуляторную компанию»! Здесь вы найдете широкий ассортимент качественных аккумуляторов для любых марок автомобилей. Профессиональные специалисты помогут вам подобрать оптимальный вариант с учетом всех требований и особенностей вашего транспортного средства.

«Аккумуляторная компания» — ваш надежный партнер в мире аккумуляторов!

В чем преимущества? Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой – легкий способ узнать работоспособность АКБ. Автовладельцы считают, что с помощью устройства получают крайне точную информацию об уровне заряда.

Как действует? Принцип работы нагрузочной вилки – имитация запуска стартера. Благодаря такому действию аккумулятор демонстрирует, как он функционирует в штатном режиме. Важные условия проверки – соответствие типа вилки виду АКБ и соблюдение инструкции по применению.

В этой статье:

  1. Конструкция нагрузочной вилки для проверки аккумулятора
  2. Распространенные виды и типы нагрузочных вилок
  3. Эксплуатация нагрузочной вилки
  4. Этапы проверки аккумулятора нагрузочной вилкой
  5. Как проверять аккумулятор цифровой нагрузочной вилкой
  6. Когда лучше использовать нагрузочную вилку
  7. Общие правила использования нагрузочной вилки при проверке аккумулятора
  8. Часто задаваемые вопросы о проверке аккумулятора нагрузочной вилкой

Способы проверки аккумулятора

Обычно современные модели аккумуляторов могут работать без обслуживания, в частности нет необходимости заливать в него дистиллированную воду. Тем не менее это не означает, что данное устройство вообще не требует никакого ухода. Увеличить срок его эксплуатации позволяет периодическая проверка напряжения на клеммах и своевременная подзарядка.

Способы проверки аккумулятора

Способы проверки аккумулятора

Для проверки аккумулятора дома можно использовать один из следующих приборов:

  1. Мультиметр.
  2. Нагрузочная вилка.
  3. Тестер тока холодной прокрутки.

Наиболее точный инструмент для проверки аккумулятора автомобиля – нагрузочная вилка. Она используется у официальных дилеров и в крупных автомастерских.

Конструкция нагрузочной вилки для проверки аккумулятора

Стандартная вилка нагрузочная рассчитана для проверки аккумуляторов на 12 V. Также существует универсальное оборудование, которое позволяет делать замеры и на АКБ с 24 V.

Купить нагрузочную вилку для проверки аккумулятора не составляет труда – она есть в каждом специализированном автомобильном магазине. Сделанные таким прибором измерения позволяют получить достоверные сведения о состоянии АКБ вашего авто.

Конструкция нагрузочной вилки для проверки аккумулятора

Конструкция нагрузочной вилки для проверки аккумулятора

Нагрузочная вилка конструктивно состоит из мощного резистора, двух щупов, вольтметра и штыря.

Это устройство выглядит следующим образом:

  • снаружи – металлический кожух;
  • внутри корпуса находится вольтметр;
  • присутствуют одна или несколько спиралей (резистор/сопротивление).

К положительному выходу присоединяется кабель с большим сечением, выход вилки с отрицательным зарядом подключается к металлическому штырю, находящемуся позади кожуха.

Товары из категории

Перейти в каталог

На обратной стороне нагрузочной вилки можно найти специальный зажим, используемый для подключения устройства к аккумулятору.

Также на задней панели имеются две гайки, необходимые для подключения спиралей (сопротивлений).

Пользоваться нагрузочной вилкой для проверки аккумулятора очень удобно. Она позволяет точно выяснить степень разряда АКБ и понять, целесообразна ли подзарядка или требуется заменить его полностью.

Входящий в конструкцию устройства вольтметр может быть применен для тестирования любого прибора с электрическим питанием, входящего в бортовую сеть авто.

Распространенные виды и типы нагрузочных вилок

В продаже можно найти нагрузочные вилки разных моделей, которые различаются между собой конструкцией, диапазоном измерений, силой измеримого тока.

Также разные нагрузочные вилки используются для аккумуляторов со щелочной и кислотной конструкцией.

Основное отличие между ними заключается в разной нагрузке, как правило – от 1 до 12 А.

Кроме того, в продаже можно увидеть вилки, которые позволяют тестировать отдельные банки АКБ, если последняя имеет соответствующую конструкцию.

Чаще всего автомобилисты используют для проверки аккумулятора нагрузочной вилкой следующие модели:

НВ-Б

Прибор, который дает возможность измерять напряжение от 0 до 3 В. Предельная сила тока может достигать 100 А. Прибор подходит для тестирования кислотных АКБ с напряжением не более 2 В, щелочных АКБ с напряжением 1,2 В.

Э 107 УХЛ4

Прибор, позволяющий тестировать 12-вольтовые аккумуляторы. Предельное напряжение достигает 20 В. Максимально допустимая сила тока – 100 А.

BH-01

Нагрузочная вилка, которая подходит для тестирования напряжения не более 15 В. Допустимая температура эксплуатации составляет от 1 до 35 градусов по Цельсию. Интервал между несколькими последовательными проверками должен быть не менее 15 секунд.

HB-01

Нагрузочная вилка, обеспечивающая точность измерений с погрешностью не более 2,5 %, диапазон допустимых напряжений оставляет от 0 до 15 В. Максимальная нагрузка – до 200 А. Температура – от 20 до 60 градусов по Цельсию.

НВ-03

Устройство, кото наиболее часто используется рядовыми автомобилистами. Прибор оснащен электронным вольтметром с жидкокристаллическим дисплеем. Также в комплект входит пара нагрузок, способных подключаться к вилке по отдельности. Наибольшая сила тока составляет 200 А. Напряжение – от 0 до 16 В. Таким устройством можно тестировать аккумуляторы с емкостью от 15 до 240 А*ч. Вилка может применяться для проверки АКБ на обычное напряжение 12 В.

При подключении только одной нагрузки предельно допустимая сила тока составит 100 А при емкости АКБ от 15 до 100 А*ч. При использовании обеих нагрузок максимальная величина удваивается и составляет 200 А.

HB-04

Проверка аккумулятора такой нагрузочной вилкой допускается под нагрузкой 12 и 24 В. Также это устройство позволяет тестировать отдельные элементы аккумулятора на 2 В. Погрешность измерений не превышает 0,5 %. Допустимый диапазон напряжений составляет 0-32 В. Допустимая температура использования колеблется от 20 до 60 градусов тепла.

Эксплуатация нагрузочной вилки

Для того чтобы корректно протестировать состояние АКБ, необходимо присоединить клемму устройства к положительному проводу АКБ, а штырь прибора – к отрицательному кабелю.

В принципе, ничего сложного в данной процедуре нет. Тем не менее во избежание проблем рекомендуется перед использованием ознакомиться с устройством по эксплуатации, которое входит в комплект любой модели нагрузочной вилки.

Первое, что нужно принимать во внимание, это то, что температура вилки не должна быть менее 20 градусов по Цельсию, сам аккумулятор также не должен быть холодным. Если пренебречь этим условием, то АКБ может сильно разрядиться. Соответственно, не рекомендуется проводить замеры на морозе, при этом перед проверкой аккумулятор лучше снять. Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой прямо на автомобиле может привести к получению неточных результатов

Если указанные ограничения по температуре АКБ и самого тестера обеспечить невозможно, то лучше провести замеры в другой раз.

Обратите внимание. Как и при эксплуатации любого электроприбора, необходимо строго соблюдать правила безопасности, в противном случае можно получить удар током. Кроме того, при замерах штырь нагрузочной вилки нагревается до высоких температур, поэтому нужно быть осторожным, чтобы не обжечься.

Этапы проверки аккумулятора нагрузочной вилкой

Замеры показаний АКБ нагрузочной вилкой выполняются по следующему алгоритму.

Без нагрузки

Измерения выполняются при выключенной АКБ, что позволяет узнать заряд и иные характеристики аккумулятора.

Последовательность действий такая:

  • АКБ нужно демонтировать из моторного отсека, после чего ею не следует пользоваться примерно 7 часов.
  • Проводится проверка аккумулятора нагрузочной вилкой, при этом для точных показаний с АКБ соединяется только положительная клемма, а минусовой контакт остается незадействованным.
  • Штырь прикладывается к минусовой клемме, проводится замер показаний заряда. На дисплее отображаются одно следующих значений:
    • 6-13 В – максимальный заряд;
    • 3-12.5 В – 75-80 % заряда;
    • 1-12.2 В – 45-55 %;
    • 7-12 В – 20-30 %;
    • менее 11.7 В – аккумулятор разряжен.

Этапы проверки аккумулятора нагрузочной вилкой

Этапы проверки аккумулятора нагрузочной вилкой

Имейте в виду, что если аккумулятор заряжен только частично, то тестирование с нагрузкой не допускается. Замеры можно выполнять только при максимальном заряде.

Нагрузка

Выполняя данную процедуру, нужно соблюдать осторожность и предварительно внимательно изучить руководство по эксплуатации нагрузочной вилки.

Алгоритм действий следующий:

  • На нагрузочной вилке включается нагрузка. Как это сделать на вашем устройстве, можно узнать из руководства пользователя.
  • Плюсовая клемма подключается к аккумулятору.
  • Штырь прикладывается к минусовой клемме не больше чем на 5 секунд.
  • Фиксируются значения на дисплее прибора. Показания имеют следующие значения:
    • Свыше 9 В – АКБ полностью заряжена и готова к использованию.
    • Ниже 9 В – аккумулятор нужно подзарядить, а затем провести замеры под нагрузкой еще раз. Если показания по-прежнему не превышают 9 В, то аккумулятор вышел из строя и его придется заменить на новый.

Имейте в виду, что тестирование при помощи вилки может ухудшить состояние АКБ, так как на нее подается дополнительная нагрузка.

Если при подключении штыря с отрицательным проводом возникает искрение, то переживать не стоит – такое явление считается нормальным и не говорит о неисправности вилки или аккумулятора.

Как проверять аккумулятор цифровой нагрузочной вилкой

Алгоритм, которого нужно придерживаться при тестировании с помощью цифровой нагрузочной вилки, не сильно отличается от действий, выполняемых при использовании аналогового устройства.

Для примера приведем пример работы с нагрузочной вилкой Орион НВ-04. Сначала АКБ нужно подготовить так же, как и для тестирования обычным устройством. В первую очередь проверяется напряжение без нагрузки, а затем прибор устанавливается в режим вольтметра с одновременным отключением измерительных сопротивлений. Контакт с «крокодилом» нужно подключить к отрицательному контакту АКБ, а штырь прикладывается к положительной клемме. Выполняется измерение напряжения.

Для проверки износа АКБ необходимо измерить напряжение под нагрузкой. Для этого присоединяется соответствующая спираль. Далее в режиме замера напряжения подключается щуп к положительному проводу не больше чем на 5 секунд. Когда данные будут зафиксированы, устройство сообщит об этом подачей звукового сигнала. После этого на дисплее отобразятся результаты измерений.

Проверка аккумулятора цифровой нагрузочной вилкой позволяет обойтись без таблиц значений под нагрузкой. Это очень удобно – не нужно расшифровывать вручную показания прибора.

Как проверять аккумулятор цифровой нагрузочной вилкой

Как проверять аккумулятор цифровой нагрузочной вилкой

Обратите внимание, что вышеуказанные советы по времени работы вилки под нагрузкой применимы ко всем моделям устройства. Для более полных рекомендаций внимательно изучайте руководство по использованию вашего тестера.

Когда лучше использовать нагрузочную вилку

Нагрузочная вилка позволяет получить достоверную информацию о состоянии АКБ, степени ее заряда, необходимости замены или подзарядки. Кроме того, этот прибор может использоваться для оценки напряжения при тестировании других электроприборов автомобиля – стартера или генератора.

Применение нагрузочной вилки оправдано в тех случаях, когда замеры мультиметром фиксируют достаточную мощность батареи, однако аккумулятор быстро разряжается.

Общие правила использования нагрузочной вилки при проверке аккумулятора

Выполнить проверку аккумулятора нагрузочной вилкой при покупке нового аккумулятора совсем нетрудно. При наличии этого прибора можно сэкономить время и деньги на посещении автосервиса.

Чтобы результаты измерений были точными, нужно следовать нескольким советам:

  • Изучите таблицы показаний нагрузочной вилки.
  • Подберите нагрузочную вилку с походящими для вашей АКБ характеристиками.
  • Обеспечьте температуру окружающего воздуха не ниже 20 градусов по Цельсию. Некоторые модели устройства допускают выполнение замеров в более широком температурном диапазоне.
  • Не дотрагивайтесь до спирали во время измерений, чтобы не обжечься.
  • Удостоверьтесь, что все клеммы и их крепления не имеют повреждений. Наличие таковых может исказить показания.
  • Используйте только нормальный ток, который возникает в бортовой системе авто при старте мотора.
  • Проводите замеры не более 10 секунд. В противном случае может разрядиться АКБ или выйдет из строя сама нагрузочная вилка.
  • По возможности не проводите тестирование более 5 секунд. Это позволит снизить интенсивность выгорания спирали и увеличит эксплуатационный ресурс прибора.

Часто задаваемые вопросы о проверке аккумулятора нагрузочной вилкой

Можно ли проводить замеры самодельной нагрузочной вилкой?

Своими руками изготовить нагрузочную вилку можно при помощи вольтметра, проволочного резистора и пары зажимов. Задача решаемая, однако стоить иметь в виду, что подобные самоделки не гарантируют точности измерений.

Подходит ли нагрузочная вилка, чтобы выяснить, идет ли зарядка АКБ?

Для тестирования заряда АКБ необходимо подключить загрузочную вилку с учетом полярности. Контакт не должен превышать по времени 5 секунд. На первой секунде показания обычно составляют 12-13,0 В. В конце замера эта величина падает до 10 В. В этом случае АКБ находится полностью в работоспособном состоянии. Если напряжение не превышает 9 В, то аккумулятор будет быстро разряжаться.

Какое напряжение должно быть на АКБ под нагрузочной вилкой?

При измерении нагрузочной вилкой производимый ею ток на АКБ должен составлять 1-1,4 от емкости аккумулятора. Как правило, для АКБ с зарядом 15-100 А*ч применяются вилки на 100 А. Для АКБ на 100-240 А*ч подойдут вилки на 200 А. Большинство моделей нагрузочной вилки рассчитаны на нагрузку 100 А.

акое напряжение должно быть на АКБ под нагрузочной вилкой?

акое напряжение должно быть на АКБ под нагрузочной вилкой?

Выполнить проверку аккумулятора нагрузочной вилкой можно при его покупке в магазине. Также эту процедуру следует выполнять при подготовке авто к зиме. Даже в том случае, когда АКБ не обнаруживает никаких признаков неисправности, тестировать ее необходимо уже после трехлетнего использования. При низком напряжении АКБ ее необходимо заменить.

Нагрузочная вилка НВ-04 предназначена для:

  • Определения степени заряда и исправности 2В элементов аккумуляторной батареи, а также автомобильной аккумуляторной батареи с номинальным напряжением 24В.
  • Проверки исправности генератора и бортовой сети с помощью высокоточного вольтметра.

ОСОБЕННОСТИ
— Имеет 2 спирали и подходит для проверки тяговых и автомобильных аккумуляторов:

  • спираль «2В» используется для проверки одного элемента аккумуляторной батареи, ток нагрузки 100А;
  • спираль «24В» используется для проверки аккумуляторных батареи, ток нагрузки 100 А.

— Легкая коммутация спиралей упрощает использование прибора;
— Цифровой удобный вольтметр;
— Коррозиестойкое покрытие корпуса прибора;

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Номинальное напряжение элемента
Номинальное напряжение АКБ 12, 24В
Емкость тестируемых аккумуляторных батарей 24В 15 — 240А/ч
Емкость тестируемых аккумуляторных батарей 2В 150 — 450А/ч
Диапазон вольтметра 0 — 32В
Точность 0.5%
Номинальное сопротивление: спираль «24В» / «2В» 0,2 Ом / 0,02 Ом
Ток нагрузки 100 А
Рабочий диапазон температур -20 — +60 °С
Время измерения:
спирали подключены:
спирали отключены:
не более 5 сек.
не ограниченно

ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ
Перед использованием прибора необходимо прикрутить прорезиненную рукоятку.
Внимательно ознакомьтесь с инструкцией. Прибор находится в «спящем» режиме. Для вывода прибора из «спящего» режима достаточно нажать на любую кнопку или подать напряжение на щуп прибора.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГРУЗОЧНОЙ ВИЛКИ В КАЧЕСТВЕ ВОЛЬТМЕТРА.
Убедитесь в отсутствии механических повреждений и замыканий витков спирали.
Отключите спирали, открутите обе гайки около щупа.
Подсоедините черный зажим — «крокодил» к минусовой клемме аккумулятора, либо к массе автомобиля.
Измерьте напряжение в нужной точке, смотрите пункт 1. Вольтметр (НАПР), раздел Основные режимы.

ТЕСТИРОВАНИЕ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ.
1. Убедитесь в отсутствии механических повреждений и замыканий витков спирали.
2. Подсоедините черный зажим — «крокодил» к минусовой клемме аккумулятора.
3. Измерьте напряжение аккумулятора на (холостом) ходу. Для этого открутите обе гайки около щупа и наколите щуп на плюсовую клемму аккумулятора. Снимите показания вольтметра, смотрите пункт 1. Вольтметр (НАПРЯЖЕНИЕ), разделе Основные режимы.
4. Подключите спирали:
— закрутите гайку «2В» около щупа, ток нагрузки 100А, используется для проверки одного элемента на аккумуляторах;
— закрутите гайку «24В» около щупа, ток нагрузки 100А, используется для проверки емкости на аккумуляторах с номинальным напряжением 24В.
5. Измерьте напряжение аккумулятора под нагрузкой. Наколите щуп на плюсовую клемму аккумулятора. Измерение начинается
автоматически. В конце измерения раздастся звуковой сигнал.
6. Посмотрите изменение напряжения аккумулятора под нагрузкой, см. пункт 3. Режим «ЛОГ», раздел Основные режимы.
7. Определите степень заряда аккумулятора, см. пункт 6. Емкость аккумулятора (ЗАP), раздел Основные режимы.

ПОРЯДОК РАБОТЫ
Основные действия
(РЕЖИМ)— Переход от названия текущего режима, к названию следующего режима осуществляется по кольцу (см. алгоритмы в инструкции).
— Выход из режимов установок.
(ВЫБОР)— Переход от названия режима к числовым показаниям текущего режима.
— Просмотр числовых значений в режиме.
— Изменение числовых значений в режимах установок.
Переключение режимов
Первое нажатие на кнопку (режим) показывает название текущего режима, каждое последующее производит переключение по дереву
функций по алгоритмам:

1. После выхода прибора из «спящего» режима

 Вольтметр (НАПР)
 Просмотр сохранённых значений (ЛОГ С)
 Установка времени измерений
 (УСТ)
 Калибровка вольтметра (ВОЛЬТ)

2. После проведения измерений.

Вольтметр (НАПР)
Просмотр измеренного напряжения (ЛОГ)
Просмотр сохранённых значений (ЛОГ С)
Ёмкость аккумулятора (ЗАР)
 Установка времени измерений
  (УСТ)
 Калибровка вольтметра (ВОЛЬТ)

Основные режимы
Первое нажатие на кнопку (РЕЖИМ) показывает название текущего режима, каждое последующее производит переключение режимов.
1. ВОЛЬТМЕТР
— нажатием кнопки (РЕЖИМ) выбираем режим «НАПРЯЖЕНИЕ»
На дисплее индицируется название режима. Через секунду прибор покажет числовое значение напряжения.

2. ТЕСТИРОВАНИЕ АККУМУЛЯТОРА
Изменение измерения напряжения аккумулятора под нагрузкой.
1. Проводим измерение напряжения аккумулятора под нагрузкой. Измерение начнется автоматически. При проведении измерений
значение напряжения на клемме аккумулятора индицируется, на экране прибора через каждую секунду (слева значение напряжения, справа время в секундах с начала измерения), по окончании измерения раздастся звуковой сигнал.
2. Посмотрите изменение напряжения — пункт 3. Режим «ЛОГ».
3. Можете сохранить эти значения — пункт 4. Режим «ЛОГ С».
4. Посмотрите степень заряда аккумулятора — пункт 6. Емкость аккумулятора.
5. Время измерения задано в настройках, изменить время измерения — пункт 7. Установка времени измерения.

3. РЕЖИМ «ЛОГ»
Просмотр измеренного напряжения— нажатием кнопки (РЕЖИМ) выбираем режим «ЛОГ’
На дисплее индицируется название режима (ЛОГ). Через несколько секунд появится числовое значение.
Чтобы быстрее перейти к просмотру значений нажмите кнопку (ВЫБОР).
На дисплее индицируется значение напряжения.
Нажимая кнопку (ВЫБОР), можно посмотреть изменение напряжения аккумулятора под нагрузкой в последнем испытании.*
* Примечание: значения сбрасываются при переходе прибора в «спящий» режим.

4. СОХРАНЕНИЕ ЗНАЧЕНИЙ ИЗМЕРЕНИЯ НАПРЯЖЕНИЯ
Для сохранения в памяти прибора значений измерения напряжения — нажимаем кнопку (РЕЖИМ) и выбираем режим «ЛОГ«.
Длительно нажимаем кнопку (РЕЖИМ). На дисплее кратковременно появится значок (———) Значения будут сохранены.

5. РЕЖИМ «ЛОГ С»
Просмотр сохраненных значений измеренного напряжения— нажатием кнопки (РЕЖИМ), выбираем режим «ЛОГ С»
На дисплее индицируется название режима «ЛОГ С». Через несколько секунд появится числовое значение напряжения.
Чтобы быстрее перейти к просмотру значений нажмите кнопку (ВЫБОР). На дисплее индицируется значение напряжения.
Нажатиями кнопки (ВЫБОР) листаем и посматриваем сохраненные значения.

6. ЕМКОСТЬ АККУМУЛЯТОРА
— нажатием кнопки (РЕЖИМ) выбираем режим «ЗАРЯД». На дисплее индицируется название режима.
Через несколько секунд появится числовое значение. Чтобы быстрее перейти к просмотру значений нажмите кнопку (ВЫБОР)
На дисплее отобразится числовое значение заряда батареи в процентах.*
По умолчанию измерения производятся на 5 секунде. Если Вы используете другое время измерений, то оцените степень
заряда по общепринятым методикам, используя значения напряжения отображаемые в режиме «ЛОГ».
*Примечание: значения сбрасываются при переходе прибора в «спящий» режим.

7. УСТАНОВКА ВРЕМЕНИ ИЗМЕРЕНИЙ
Переход к режиму установки времени измерения осуществляется из любого текущего режима, когда на дисплее отображается название режима.
— нажимаем одновременно кнопки (РЕЖИМ) + (ВЫБОР) и переходим к режиму «УСТ». На дисплее индицируется название режима.
Через несколько секунд появится числовое значение. Чтобы быстрее перейти к просмотру значений нажмите кнопку (ВЫБОР).
На дисплее появится значение в секундах, через которое раздастся звуковой сигнал, свидетельствующий об окончании измерений.
Нажимая кнопку (ВЫБОР), устанавливаем необходимое значение продолжительности измерений от 1 до 9 секунд.
Выходим из режима и сохраняем результат нажатием кнопки (РЕЖИМ).

8. КАЛИБРОВКА ВОЛЬТМЕТРА
Откручиваем обе гайки.
Переход к режиму калибровки вольтметра осуществляется из любого текущего режима, когда на дисплее индицируется название режима.
— входим в установку, нажимая и удерживая одновременно две кнопки (РЕЖИМ)+(ВЫБОР) до повторного звукового сигнала и переходим к режиму (ВОЛЬТ). На дисплее индицируется название режима, затем, через секунду появляется мигающее значение напряжения.
Между зажимом «крокодил» и щупом прибора, подключите эталонное напряжение.
Нажимая кнопку (ВЫБОР), устанавливаем значение напряжения на дисплее соответствующее эталонному.
Выходим из режима и сохраняем результат нажатием кнопки (РЕЖИМ).

ЗАМЕНА ЭЛЕМЕНТОВ ПИТАНИЯ
Когда элементы питания разряжены ниже допустимого уровня на дисплее появляется значокнеобходимо заменить элементы питания.
Открутите 4 самореза, удерживающие защитный кожух. Извлеките батарейки из держателя.
Поставьте новые элементы питания, соблюдая полярность. Оденьте защитный кожух. Закрутите саморезы.

КОМПЛЕКТ ПОСТАВКИ
Коробка упаковочная……………………………. 1 шт
Вкладыш в коробку………………………………. 1 шт.

Нагрузочная вилка в сборе……………………. 1 шт.
Элемент питания АА       (установлен в прибор)………………..2 шт.
 Рукоятка резиновая ………………..1 шт.
Коробка упаковочная   …………………1шт.
Вкладыш в коробку…………………1 шт.
Нагрузочная вилка в сборе………..1 шт.

ГАРАНТИЙНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Гарантийный срок эксплуатации прибора — 12 месяцев со дня продажи. Предприятие-изготовитель обязуется в течение гарантийного срока производить безвозмездный ремонт при соблюдении потребителем правил эксплуатации. Без предъявления гарантийного талона, при механических повреждениях и неисправностях, возникших из-за неправильной эксплуатации, гарантийный ремонт не осуществляется.
В случае неисправности, при соблюдении всех требований, обмен прибора производится по месту продажи.

Аккумулятор – автономный источник питания, снабжающий электрической энергией электрооборудование автомобиля. Владелец должен соблюдать условия регламентного технического обслуживания, контролировать характеристики, чтобы устройство функционировало в нормальном режиме в пределах определенного изготовителем ресурса.

image002-min.jpg

Важно понимать, как правильно проверить аккумулятор нагрузочной вилкой, ведь эта процедура входит в число обязательных диагностических манипуляций оборудования, предусмотренных руководством по эксплуатации АКБ.

Особенности, назначение контрольного устройства

Рассматривая условия выполнения контроля, необходимо представлять, что такое нагрузочная вилка. Это устройство, используемое, чтобы проверять уровень заряда автомобильного источника питания с номинальным напряжением 12 вольт. Также выпускают универсальные приборы, применяемые и на 24-вольтных батареях. Это краткое описание дает ответ на вопрос, для чего нужна нагрузочная вилка.

image003-min.jpg

Многие владельцы, которые разобрались, как пользоваться нагрузочной вилкой, положительно отзываются о надежности и удобстве применения этого прибора. Устройство можно найти в продаже в специализированном магазине автомобильных товаров.

Принцип работы прибора основан на использовании нагрузочного резистора большой мощности, с двумя щупами, вольтметром и штырем.

Внешний вид аппарата простой конструкции характеризуется наличием следующих элементов:

  • Металлического кожуха.
  • Встроенного в корпус вольтметра.
  • Одной или нескольких резисторных спиралей.

image006-min.jpg

К положительному контакту подключен проводник большого диаметра, а отрицательная клемма оканчивается металлическим штырем, который находится сзади кожуха.

image007-min.jpg

На обороте корпуса конструкцией предусмотрен зажим для подключения контрольного устройства к автомобильному источнику питания.

К гайкам, размещенным сзади, можно подключать спирали (резисторы).

Когда используют?

Представляя, что такое нагрузочная вилка для проверки аккумуляторов, можно использовать этот аппарат для контроля состояния источника питания. Этим прибором можно определить пригодность батареи к эксплуатации, измерить величину заряда. Но указанным применением назначение устройства не ограничивается.

Тестер применяют для контроля следующих параметров:

  • Уровня заряда батареи.
  • Степени разряженности источника питания.
  • Возможности набора заряда.
  • Контроля состояния прочих энергопотребляющих бортовых устройств.
  • Исправности АКБ.

image009-min.jpg

Конструкция аппарата включает вольтметр, который пригодится для диагностирования другого автомобильного электрооборудования.

Имитировать контрольный прибор подсоединением ламп накаливания или иных сопротивлений довольно сложно, а при манипуляциях с установкой амперметра можно предельно разрядить источник питания.

Поэтому лучше использовать специализированное устройство, предназначенное для контроля характеристик аккумуляторной батареи.

Разновидности приборов

В продаже представлены разные виды диагностических устройств с различными особенностями конструктивного исполнения, диапазонами измеряемых величин, показателями тока, на который рассчитано контрольное оборудование.

Еще одна классификация делит приборы по типу диагностируемых источников питания – со щелочным или кислотным электролитом.

Основная характеристика – нагрузка, на которую рассчитано устройство. Обычно это значение в пределах от 1 до 12 А.

Отдельные разновидности приборов используют для измерения параметров по отдельным банкам батареи, если конструктивное исполнение АКБ это позволяет.

Применяют устройства, отличающиеся по таким особенностям:

  • Виду установленного вольтметра – на устаревших моделях применяли механические приборы. Сейчас актуальны цифровые вольтметры, точность которых выше стрелочных.
  • Измерительным диапазонам – предусмотрены разные пределы измерений, как и значение погрешности.
  • Величине сопротивления по подключенной нагрузке – также допускают разное значение.
  • Возможности использования сменных нагрузочных элементов – конструктивное исполнение модели может предусматривать установку дополнительных резисторов механическим способом или переключением режима на цифровом дисплее.
  • Условиям подключения к контактам батареи – один или два проводника. При использовании одного провода, корпус комплектуют металлическим штырем.

Из наиболее популярных моделей можно упомянуть следующие устройства:

  • НВ-Б – прибор, работающий с напряжением до трех вольт, при предельной токовой нагрузке до 100 А. Применяют для батарей кислотного типа при напряжении до 2 В и щелочного – до 1.2 В.

image011-min.jpg

  • Э 107 УХЛ4 – устройство, используемое для стандартных АКБ на 12 В, устанавливаемых на автомобилях. Может измерять напряжение до 12 В, ограничение по нагрузке аналогичное предыдущей модели в перечне.

image013-min.jpg

  • ВН-01 – ограничение по напряжению составляет до 15 В, можно использовать при температуре воздуха от 1 до 35 градусов. Повторный замер делают, спустя 15 или более секунд после предыдущего измерения.
  • НВ-01 – погрешность показаний составляет до 2.5 процентов, при показателе напряжения до 15 В. Допустимая нагрузка – сто или двести ампер, при широком диапазоне температур от -30 до +60 градусов.

image015-min.jpg

  • НВ-03 – наиболее популярная модель у пользователей. Удобство применения обеспечивает цифровой вольтметр с жидкокристаллическим дисплеем. Аппарат снабжен двумя нагрузками. А предельном варианте ампераж составляет 200 А при диапазоне по напряжению от нуля до 16 В. Эту вилку можно использовать для проверки аккумуляторов емкостью 15 – 240 Ач, выдающих напряжение 12 В. Если подключить одну нагрузку, предельный электроток составит 100 А, с возможностью тестирования батарей емкостью от 15 до 100 Ач. При использовании полной комплектации, аппарат работает на максимальных характеристиках.

image017-min.jpg

  • НВ-04 – профессиональный аппарат большой мощности. Универсальный прибор, работающий с батареями на 12 и 24 В, возможно использование для диагностики отдельных элементов АКБ на 2 В. Небольшая погрешность значения – до половины процента. Допустимые ограничения по температуре воздуха окружающей среды – от -20 до +60 градусов.

image019-min.jpg

К каждому прибору прилагается паспортная документация, где указано, как проверять аккумуляторы соответствующей нагрузочной вилкой, которую необходимо изучить при покупке, чтобы определить целесообразность применения конкретной модели.

Условия проведения контрольной операции

Состояние автомобильных источников питания небольшой емкости контролируют, используя тестеры с одной нагрузочной спиралью. Дополнительный резистор применяют, если требуется измерить характеристики АКБ с большим уровнем заряда.

Рассматривая, как проверить аккумулятор нагрузочной вилкой, понятно, что принцип работы этого контрольного устройства основан на имитации нагрузки на батарею от стартера при запуске мотора, при ограничениях по емкости АКБ от 190 до 240 Ач. Значение нагрузочного электротока при подключении составляет от 100 до 250 А.

Покупая прибор, оценивают функционал, особенности конструкции соответствующей модели. Простыми устройствами можно определить лишь величину заряда. Аппараты сложной конструкции пригодны для контроля силы тока, для чего предусмотрен амперметр.

image021-min.jpg

Эта комплектация обеспечивает исполнение разноплановых задач при измерении параметров вторичной цепи.

Нагрузочная вилка – это важный диагностический прибор, к покупке и проведению измерений, которым подходят ответственно, с учетом следующих условий:

  • Минимальный температурный диапазон эксплуатации должен составлять 1 – 35 градусов выше нуля, но некоторые модели могут работать при температуре от -30 до 60 градусов.
  • Перед покупкой внимательно изучают руководство соответствующей нагрузочной вилки для аккумуляторов, чтобы понять, как пользоваться моделью.
  • Покупают устройство, соответствующее по характеристикам батареи, которую предстоит проверять.
  • Обеспечивают плотность контактов, в противном случае нельзя быть уверенным в достоверности результатов.
  • Значение тока должно соответствовать нагрузке от стартера, подаваемой на батарею при запуске мотора.

При работе резисторная спираль сильно разогревается. Это обстоятельство учитывают, определяя, как нужно проверять АКБ нагрузочной вилкой, чтобы не обжечься.

Проведение контрольной процедуры

Подробнее о том, как пользоваться нагрузочной вилкой для проверки аккумулятора. Порядок использования представляет проблему для многих владельцев автомобилей. Поэтому важно представлять, как правильно проверить заряд аккумулятора автомобиля. Если разобраться в порядке диагностики, контрольная операция не представляет особенных сложностей.

image023-min.jpg

Без нагрузки

Предварительно батарею отключают от бортовой сети, снимая контакты на клеммах. Если владелец выезжал на машине, после этого выдерживают не менее 7 часов. Диагностику проще проводить утром, когда автомобиль простоял ночь.

Вначале проверяют уровень электролита. При нехватке, объем восполняют дистиллированной водой.

Проверка АКБ нагрузочной вилкой не требует демонтажа батареи, ввиду компактности контрольного прибора.

image025-min.jpg

Источник питания не должен быть чрезмерно охлажден. Лучше, если температура составит 20 или более градусов. Если контроль проводят в сильный мороз, батарею лучше предварительно демонтировать, перенеся в отапливаемое помещение.

При проверке нагрузочной вилкой автомобильного аккумулятора банки нужно плотно закрыть, завинтив пробки. Соблюдают такой порядок действий:

  • Подключают плюсовой проводник к положительной клемме источника питания.
  • Стальной штырь подсоединяют к отрицательному контакту.
  • Изучают показания вольтметра, отображаемые прибором.

image028-min.jpg

На соответствующий уровень заряда указывают такие значения напряжения (в вольтах):

  • От 12.6 до 12.9 – источник питания полностью заряжен.
  • От 12.3 до 12.6 – заряд на три четверти полной емкости.
  • От 12.1 до 12.3 – батарея наполовину заряжена.
  • От 11.8 до 12.1 – заряда осталось на одну четверть от полного объема.
  • От 11.5 до 11.5 – АКБ полностью разряжена.

Условия проверки аккумулятора нагрузочной вилкой без подачи нагрузки отображены в таблице:

image030-min.jpg

Если эта контрольная процедура проведена успешно, и прибор показал стопроцентный заряд источника питания, переходят к последующему этапу, чтобы оценить характеристики оборудования под нагрузкой.

Под нагрузкой

Эту операцию можно выполнять, если при предыдущей проверке прибор показал не менее 12.6 В.

Чтобы понять, сколько должен показывать аккумулятор под нагрузкой, необходимо изучить руководство источника питания от изготовителя. Батарею нагружают, придерживаясь указаний инструкции, затем повторяют измерения.

Порядок проверки АКБ нагрузочной вилкой со съемом показаний при подаче нагрузки такой же, как и в отключенном состоянии. Необходимо учесть, что при подсоединении отрицательного контакта могут образоваться искры, ввиду протекания тока в цепи.

В данном случае важно представлять, сколько владелец должен держать аккумулятор под нагрузкой, в отличие от предыдущего контроля, когда продолжительность измерений не имела принципиального значения.

image032-min.jpg

Нельзя держать источник питания подключенным дольше пяти секунд. По истечении этого временного интервала штырь отрицательного контакта отводят, с отключением контрольного прибора.

Аппарат выдает напряжение. Важно понимать, сколько вольт должен выдавать аккумулятор под нагрузкой. Этот показатель определяет исправность источника питания.

Если напряжение аккумулятора под нагрузкой не менее 9 В, можно сделать вывод, что батарея исправна. При меньшем значении, контрольную процедуру повторяют. Если неудовлетворительные результаты повторятся, АКБ лучше заменить.

image033-min.jpg

При частичном заряде проверка нагрузочной вилкой определяет, насколько разряжена батарея (по показаниям в вольтах):

  • Более 10.2 – аккумулятор полностью заряжен.
  • 9.6 – заряд на три четверти.
  • 9 – источник питания заряжен наполовину.
  • 8.4 – заряда осталось на одну четверть.
  • Менее 7.8 – батарея разряжена.

Когда контроль завершен, проводят испытание АКБ. Если напряжение не восстановилось до 12.4 В или выше, вероятны проблемы с одной или несколькими колбами источника питания.

Условия проверки АКБ нагрузочной вилкой при подаче нагрузки отображены в таблице:

image035-min.jpg

Этот вид контрольной операции не следует проводить слишком часто, поскольку поданная нагрузка снижает ресурс источника питания. При контроле запрещено прикосновение к отрицательной клемме тестера, ввиду сильного нагрева от высокого тока.

Каждое последующее измерение выполняют, выдержав перерыв до 5 минут, чтобы штырь остыл.

Как поступить, если АКБ не удерживает нагрузку?

При проведении проверки аккумуляторов нагрузочной вилкой величина напряжения «проседает». Спустя некоторое время характеристики восстанавливаются. В противном случае можно сделать вывод, что батарея не держит нагрузку. Этот источник питания нуждается в замене.

Как изготовить прибор самостоятельно?

Автовладелец может изготовить нагрузочную вилку самостоятельно, используя подручные средства. В этом случае не придется тратиться на покупное устройство.

Самоделка будет уступать по условиям безопасности применения, при большей погрешности показаний. Эти риски важно учитывать при принятии решения.

image037-min.jpg

При любых обстоятельствах не обойтись без покупки вольтметра, поскольку сделать этот прибор самому достаточно сложно. Необходимо провести правильный расчет для определения нужного значения резистора. Элемент сопротивления проще изготовить из нихромовой проволоки. Можно дополнительно укомплектовать деталь металлическими пластинами от электронагревателей.

При значении электротока от 80 до 120 А для стандартной двенадцати вольтовой батареи предусмотрена величина сопротивления 0.1 – 0.15 Ом.

Найти мультиметр, рассчитанный на работу в указанном диапазоне значений сложно. Резистор набирают из нескольких элементов, суммируя сопротивление каждого из них.

Порядок изготовления самодельной нагрузочной вилки для АКБ, следующий:

  • Установив мультиметр на величину тока в пределах 15 А, подбирают одну нихромовую нить нужной длины, выдающую при пропуске значение электротока от 10 до 12 А. При наличии мультиметра высокой точности можно измерять сопротивление в диапазоне от 1 до 1.2 Ома.
  • Параллельно соединяют десять таких нитей или полос, чтобы обеспечить токовую характеристику от 100 до 120 А.
  • Надежно фиксируют контакты при параллельном соединении. Если используют проволоку, концы заплетают, уплотняя скрутку патроном дрели.
  • Подготовленный резистор устанавливают в корпусе, плотно фиксируя. При установке в несколько слоев исключают замыкание витков, дополнительно изолируя элементы.
  • Края сопротивления припаивают к выходным контактам, выводят проводники наружу.
  • К клеммам подключают вольтметр. Лучше использовать цифровой прибор, ввиду большей точности.
  • На концах проводов устанавливают зажимы для подключения самодельного прибора к контактам аккумуляторной батареи.

Вилка нагрузочная для проверки аккумуляторов – важный диагностический прибор, который должен быть у каждого автовладельца. Устройство можно изготовить самостоятельно. Но лучше купить готовый аппарат, подобранный, с учетом условий применения.

image039-min.jpg

После покупки нагрузочной вилки несложно разобраться, как пользоваться устройством, если подробно изучить руководство по эксплуатации от изготовителя.

Но этот контрольный прибор не потребуется, если проводить обслуживание автомобиля в профильном сервисном центре, поручив контроль АКБ профессионалам.

1

ЗАО, Можайское шоссе 159, корпус 9

2

ЮВАО, Остаповский пр-д, д. 9, стр. 2

3

ЮАО, Варшавское шоссе, 170Г

4

ЮЗАО, ул. Намёткина, 8с1

5

ВАО, ул. Большая Почтовая 38, стр. 7

6

СЗАО, ул. Свободы, 31к1

Консультация бесплатно

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
  • Samsung m9g45 инструкция на русском
  • Zanussi built in плита электрическая инструкция
  • Виасил инструкция по применению в таблетках взрослым
  • Левокарнитин инструкция по применению детям
  • Инфинити надо игрушка инструкция