Русский язык 8 класс
Тема урока: Р/Р Инструкция.
Цель урока: закрепить
знания об изученных односоставных предложениях; познакомить с инструкцией как
возможной сферой употребления односоставных предложений.
Задачи урока:
образовательные:
— повторить
сведения о роли односоставных предложений в речи;
— выработать
навык составления инструкции; развивающие:
— развивать
память, логическое мышление; — совершенствовать коммуникативные навыки; воспитательные:
— прививать
чуткое отношение ко всему живому; — формировать чувство прекрасного.
Планируемые результаты Предметные
результаты:
— научиться
создавать инструкции;
— уметь
правильно употреблять односоставные предложения в инструкциях.
Метапредметные
результаты:
— способность
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой
информации, компактдиски учебного назначения, ресурсы Интернета;
— свободно
пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и
на электронных носителях;
— умение
создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с
учётом замысла, адресата и ситуации общения. Личностные результаты::
— достаточный
объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного
выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
— способность
к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Техническое обеспечение урока:
учебник русского языку под ред. Т.А.Ладыженской, ноутбук, проектор,
интерактивная доска, индивидуальный раздаточный материал.
Ход урока
Этап |
Деятельность |
Деятельность обучающихся |
1. Орг.момент |
Приветствие; проверка готовности к |
Готовят рабочее место |
2. Актуализация опорных знаний |
1. Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов 2. Академия, бассейн, неологизм, прогресс, декорация, лотерея, 3. — — — — |
Показывают тетради с д/р, задают вопросы, возникшие при выполнении Участвуют в поставленные вопросы |
4. Учитель раздает 1.Списать Карточка 1.Списать Карточка 1. Необыкновен(нн)ый ж..раф, крепкий(ое) |
||
3. Постановка цели и темы урока. Изучение нового материала |
Ставит перед учащимися проблему. Записать данные на слайде 1.Находясь 2. 3. 4. 5. 6. — — (инструкцию по ПДД) — Инструкция – это свод определенных правил, — Какие цели вы перед собой сегодня Запишите тему сегодняшнего урока. |
Анализируют объясняют, пытаются формулируют |
4. Первичное закрепление |
Организует работу учащихся, консультирует их, осуществляет Самостоятельная работа по учебнику. 1 вариант – упр. 193 стр.93 1. 2. 3. 4. 2 вариант – упр. 196 стр.94 |
Смотрят задание, знаниями. Выполняют |
Работа в группах. 1 2 3 |
||
5. Физкультмину тка |
Организует смену деятельности. Сейчас И Ноги Раз Напоследок Выше |
Выполняют физкультминутку |
6. Первичный контроль |
Организует Прочитайте текст, озаглавьте его. Определите вид 1.Ежедневно нужно проверять температуру воды в 2. 3. 4. 5. Осуществляет контроль по изученному Среди если 1. В односоставном 2.Могут ли 3. 4. 5. |
Выполнят задания самостоятельно, организуют взаимопроверку Обучающиеся делятся на пары и работают с предложенным им материалом, отвечают на вопросы. Выполняют самостоятельную работу, проверяют по ключу:1,0,0,1,0 |
7. Инф-я |
Обеспечивает понимание цели, содержания и |
Записывают |
8. |
Организует ситуацию итоговой рефлексии. Оценивает Рефлексия Попробуйте Вы — -жёлтый — |
Анализируют свою деятельность |
Пожалуйста помогите написать несколько односоставных предложений из инструкции о пользовании какой нибудь бытовой техникой(телевизором, компьютером, мультиваркой и т.
Д. ).
Вы перешли к вопросу Пожалуйста помогите написать несколько односоставных предложений из инструкции о пользовании какой нибудь бытовой техникой(телевизором, компьютером, мультиваркой и т?. Он относится к категории Русский язык,
для 5 — 9 классов. Здесь размещен ответ по заданным параметрам. Если этот
вариант ответа не полностью вас удовлетворяет, то с помощью автоматического
умного поиска можно найти другие вопросы по этой же теме, в категории
Русский язык. В случае если ответы на похожие вопросы не раскрывают в полном
объеме необходимую информацию, то воспользуйтесь кнопкой в верхней части
сайта и сформулируйте свой вопрос иначе. Также на этой странице вы сможете
ознакомиться с вариантами ответов пользователей.
Опишем фото. Тема «Поход в библиотеку».
Запомним!
Ну, почему же ты молчишь?
Ведь я спросила: «Позвонишь?»
Повторим:
Красивее, счастливее, столяр, оптовый, маляр, плодоносить
Повторим односоставные предложения.
Кругом фонари. Издали приметишь одинокий могучий дуб в центре площади. О нём слагали стихи и песни. Подойдёшь поближе, встанешь под его ветви, запорошенные снегом, и будешь ждать дуновения ветерка. И вот долгожданная струя морозного воздуха. Стоишь, затаив дыхание, и любуешься дивным танцем сверкающих снежинок, растревоженных ветром и пустившихся в пляс.. . Красота!
назывное
опр.-личн.
неопр.-личн.
назывное
опр.-личн.
назывное
опр.-личн.
К какому стилю речи относится этот текст?
Официально-деловой стиль
Инструкция
Урок русского языка в 8 классе
Подготовила: Танаева М.А.
Цель урока:
закрепить знания об изученных односоставных предложениях; познакомить с инструкцией как возможной сферой употребления односоставных предложений.
Задачи:
повторить сведения о роли односоставных предложений в речи;
выработать навык составления инструкции;
повторить сведения о научном, официально-деловом стилях речи.
Инструкция — это
документ, содержащий правила, указания или руководства, устанавливающие порядок и способ выполнения или осуществления чего-либо.
Например: инструкция по эксплуатации пылесоса
инструкция к домашнему заданию
Синонимы: руководство, плавила, наставление.
Найдем в инструкции односоставные предложения
Поработаем с учебником.
Упражнение 195
Слова в словарик:
Ремонт — комплекс мероприятий по восстановлению работоспособного или исправного состояния какого-либо объекта.
Рекомендация — благоприятный письменный или устный отзыв о работе и качествах какого-л. лица или о чём-л..
Эксплуатация — этап жизненного цикла системы, на котором реализуется, поддерживается и восстанавливается её качество.
Подведём итоги.
Домашнее задание:
$ 34, упражнение 198
Полезные ссылки.
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3088/start/
Страница 99 из 242
Ответы к странице 109
§34. Инструкция
Упражнение 193. Прочитайте. Определите вид односоставных предложений. В какой форме употреблён глагол, которым выражен главный член? Продолжите перечисление мер предосторожности при эксплуатации телевизора. Какого вида односоставные предложения вы употребите? Спишите, обозначьте окончание глагола − главного члена (в односоставных предложениях).
1. (Не)подвергайте тел..визор воздействию очень высоких и очень ни..ких температур.
2. (Не)прол..вайте на тел..визор какие(либо) жидкости.
3. Если тел..визор был повреждён (не)р..монтируйте его сам..стоятельно.
4. (Во)время грозы отсоедините телевизор от электросети и от анте(н, нн)ого кабеля.
Ответ
1. Не подвергайте (не с глаг.) телевизор (сл. слово) воздействию очень высоких и очень низких (низок) температур.
2. Не проливайте (не с глаг., лить) на телевизор какие−либо жидкости.
3. Если телевизор был повреждён не ремонтируйте (не с глаг.) его самостоятельно.
4. Во время (предлог + сущ.) грозы отсоедините телевизор от электросети и от антенного кабеля.Во избежание поражения электрическим током не пытать разобрать телевизор или устранить неисправность самостоятельно.
Обращайтесь за помощью в сертифицированные специализированные сервисные центры.
При подключении телевизора для соблюдения мер безопасности не используйте розетки устаревшего типа (без заземления).
Все предложения являются неопределенно−личными. Глагол, которым выражен главный член, стоит в форме наст. времени, во 2−м. л., мн. ч. повелит. наклонения.В школьной грамматике -ТЕ называют только окончанием множественного числа повелительного наклонения. Вместе с тем, в научной грамматике эту морфему чаще называют постфиксом и выделяют как суффикс.
Упражнение 194. Найдите в инструкциях по эксплуатации пылесоса (кухонной электроплиты, газовой плиты, мобильного телефона, компьютера и др.), в рекомендациях по использованию термоса (посуды с тефлоновым покрытием, посуды из нержавеющей стали, эмалированной посуды и т. п.) односоставные предложения. Составьте и запишите инструкцию, употребив в ней односоставные предложения. Выделите окончания глаголов, которыми выражен главный член в односоставных предложениях. Определите форму глагола.
Ответ
Инструкциях по эксплуатации пылесоса−робота
− Не прикладывайте излишнее усилие для вставки вилки адаптера в розетку или извлечения из нее.
− Не размещайте зарядную станцию и робота вблизи объектов с открытым пламенем.
− Не касайтесь адаптера влажными руками.
− Перед использованием робота расположите провода и столы таким образом, чтобы не допустить, запутывания проводов и их захват роботом.
− Перед использованием робота уберите мелкие и хрупкие предметы из зоны уборки.
− При извлечении адаптера из розетки держите его за корпус и не касайтесь штырей вилки.
− При зарядке изделия через адаптер убедитесь в том, что адаптер подсоединен к розетке и к роботу надлежащим образом.Все предложения являются неопределенно−личными. Глагол, которым выражен главный член, стоит в форме наст. времени, во 2−м. л., мн. ч. повелит. наклонения.
Упражнение 195. На чём важнее сосредоточить внимание при описании физического опыта − на лице или на действии? Почему в этом тексте так много определённо−личных предложений? Найдите их и подчеркните в них главный член. Расставьте пропущенные запятые.
Возьмём в рот соломинку или стекля(н, нн)ую трубочку и погрузив конец её в воду начнём втягивать в себя воздух. Вода станет подниматься по трубочке.
Будем поднимать в трубке плотно притёртый поршень. Вода начнёт подниматься вслед за поршнем заполняя трубку.
Наполним бутылку водой заткнём её пробкой и опрокинув бутылку в воду горлышком книзу откроем пробку. Вода не будет выливат(?)ся из бутылки. Все эти опыты объясняют(?)ся существованием атмосферного давления.
(По Г. Ландсбергу)
Ответ
Возьмём в рот соломинку или стеклянную трубочку и погрузив конец её в воду, начнём втягивать в себя воздух. Вода станет подниматься по трубочке.
Будем поднимать в трубке плотно притёртый поршень. Вода начнёт подниматься вслед за поршнем, заполняя трубку.
Наполним бутылку водой, заткнём её пробкой и, опрокинув бутылку в воду горлышком книзу, откроем пробку. Вода не будет выливаться из бутылки. (Повеств., невоскл., простое, двусоставное, распр., не осложнено). Все эти опыты объясняются существованием атмосферного давления.Притертый
1.
ИНСТРУКЦИЯ
2.
Инструкция – это тоже
текст-повествование,
в котором говорится
о действиях в том порядке,
в котором их следует выполнять.
Инструкция — свод правил, устанавливающих порядок и
способ осуществления, исполнения чего-нибудь.
3.
Рассмотрим ряд задач:
• распланировать свой день;
• испечь торт;
• как добраться до пункта назначения, если известен маршрут;
• решить задачу на компьютере;
• тронуться с места на автомобиле (велосипеде);
Что важно при решении этих
задач?
Важно – с чего начинать?
Важен порядок выполнения отдельных действий, приводящий к поставленной
цели.
Следовательно, чтобы решить задачу, сначала ее необходимо алгоритмизировать.
4.
Алгоритм – система точных и понятных команд о последовательности
выполнения конечного числа действий, необходимых для решения любой
задачи данного типа.
5.
Инструкция является документом, в котором изложены правила,
регулирующие организационные, научно-технические,
технологические, финансовые и иные специальные стороны
деятельности и отношений учреждений, должностных лиц,
например:
«Инструкция о порядке разработки…»,
«Инструкция о внедрении…»
6.
ТЕКСТ -ПОВЕСТВОВАНИЕ
• Инструкция, кулинарный рецепт
• Зарисовка эпизода (по наблюдению)
• История (рассказ о событии, происшедшем в
жизни)
7.
Примеры текстов-инструкций.
Например: рецепт для изготовления лекарств, который выписывает врач для
фармацевта, инструкция загрузки компьютера, инструкция пользования
электроприбором, рецепт приготовления напитка или блюда.
А где вы еще пользуетесь инструкциями? (Во время игр, изготовление
различных поделок, решения задач, уравнений, подготовке к переводу,
работы над ошибками и т. п)
Вывод. Чтобы правильно выполнить работу, следует придерживаться
последовательности выполнения действий (т.е. инструкции). А если хотим
чему-то научить других, то самим составлять порядок выполнения задания.
8.
Виды инструкций бывают:
• Инструкция по строительству или сборке чего-либо;
• Инструкция по применению чего-либо;
• Медицинская инструкция;
• Инструкция из разряда «Как сделать…»;
• Инструкция по приготовлению пищи (рецепт);
9.
План написания инструкции:
1.
Что необходимо приготовить для работы.
2. Порядок действий
важную роль играют глаголы повелительного
наклонения.
стоят в начале предложения (1,2 место)
употребляются в одной форме
ПРИМЕР: Склей, достань, возьми ….
10.
СОСТАВЛЕНИЕ КУЛИНАРНОГО РЕЦЕПТА
рецепт –текст, состоящий из 2 частей:
I часть – наличие ингредиентов (и их количество)
II часть – пошаговый процесс приготовления
11.
Надо чётко знать и выполнять порядок
действий (1,2,3…)
• Для приготовления борща вам понадобятся следующие продукты:
мясо, свёкла, картофель, капуста, лук.
• 1. Налейте воды в кастрюлю.
• 2. Доведите воду до кипения. Когда вода закипит, положите мясо.
• 3. Пока варите мясо, почистите свёклу, картофель.
• 4. Когда сварите мясо, положите в кастрюлю капусту, лук, свёклу,
картофель.
• 5. Ждите пока сварится суп.
• Порядок действий помогут указать такие слова, как сначала, потом,
затем, после, наконец и т.д. Чтобы речь была красивой, следует
избегать повторов.
12.
13.
СЫРНИКИ ЖАРЕНЫЕ
500 г творога
4 яйца
2/3 стакана сметаны
1/2 стакана сахара
2/3 стакана муки
1/2 стакана изюма без косточек
соль, сливочное масло по вкусу
Слова-помощники: протереть, смешать,
посолить, добавить, перемешать, сформировать,
жарить, поворачивать, подать.
14.
Примерный текст
Творог протереть, смешать с сырыми яйцами,
сметаной, сахаром, мукой и посолить. Добавить
распаренный изюм, перемешать, сформировать из
полученной массы круглые лепёшки и жарить,
переворачивая, на масле 8-10 минут.
Отдельно подать сметану, сгущёное молоко.
ПРИЯТНОГО АППЕТИТА!
15.
Инструкция
Используем глаголы:
ПРИГОТОВЬ
НАРЕЖЬ
СКЛЕЙ
ВСТАВЬ
ПРОДОЛЖАЙ
16.
ПРИМЕР: как склеить красивую ёлочную цепь
Инструкция
• Приготовь цветную бумагу,
клей, ножницы, линейку,
карандаш.
• Нарежь полоски из цветной
бумаги.
• Склей колечко.
• Вставь полоску другого цвета
в кольцо.
• Продолжай, пока не закончатся
цветные полоски.
17.
ТИПЫ ТЕКСТОВ
Объявления. Это определённый тип текстов, которые
строятся по чётким структурным схемам. Они могут быть
письменными и устными. Самое важное выделяется цветом
или шрифтом: ПОТЕРЯН, НАЙДЕН, ПРОДАЁТСЯ,
МЕНЯЮ…
Заметка. Где обычно печатаются заметки? (В газетах,
журналах, в научно-популярных изданиях, в
энциклопедиях). Краткое сообщение в печати.
Рекламный текст мы и без подсказок все знаем. Откуда и
что это такое? Все высказывания можно свести к одной
фразе: «Покажи товар лицом»… Оповещение различными
способами для создания широкой известности, привлечения
потребителей, зрителей. Вот, послушайте, как важна
реклама. Прочитайте стихотворение С. Михалкова «Как
старик корову продавал».
Заявление с просьбой взять вас в следующую экспедицию,
путешествие. Заявление – это официальное сообщение в
устной или письменной форме.
18.
Правила написания статьи-инструкции:
Ведь главная задача инструкции — решить проблему
читателя.
19.
Инструкция должна быть подробной
А выполнить это правило написание статьи можно лишь в одном случае: если вы
когда-нибудь делали то, что описываете. Тогда вы затронете нюансы, дадите советы
и убережете от ошибок.
Отсюда вывод→
3. Инструкция должна быть экспертной
Как измерить удава — задача для эксперта
20.
Инструкция должна быть наглядной
Используйте фотографии, видеоролики, скриншоты,
иллюстрации. Главное, чтобы читателю было
предельно ясно и понятно.
Не забывайте про списки и подзаголовки.
Не будем писать про незнакомые вещи
Как это забыли про картинки?