ОГЭ Рекомендации по написанию сжатого изложения
ЧТО ТАКОЕ «СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ»?
Прежде чем приступить к объяснению понятия «сжатое изложение», выясним, что представляет собой вообще изложение.
Изложение — эта форма работы с текстом, которая предусматривает пересказ (т.е. передачу содержания исходного текста с помощью языковых средств) прослушанного текста подробно, сжато или выборочно.
Наиболее распространенные в школьной практике виды изложений — подробные и сжатые. Подробное изложение предполагает последовательное, как можно более полное воспроизведение исходного текста с сохранением его композиционных и языковых особенностей, а также введенных автором каких-либо компонентов.
Сжатое изложение — это такой пересказ текста, который обязательно основывается на отборе (из данного нам исходного текста) самого необходимого материала на заданную в этом тексте тему и создании на этой основе нового, меньшего по объему, высказывания.
Другими словами, главной задачей сжатого изложения является краткое, сжатое описание представленных в тексте фактов, идей, проблем собственными, самостоятельно подобранными речевыми средствами.
Сжатое изложение должно быть небольшим по объему (оно всегда меньше исходного текста), но не бедным по содержанию! Это и представляет основную сложность для учащихся — уловить и кратко, без лишней «воды», сформулировать основную суть текста.
Помощниками в написании сжатого изложения выступают различные способы и приемы сжатия текста.
СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА
Итак, обратимся к рассмотрению способов сжатия текста.
Основных способов сжатия текста три:
1. Исключение.
2. Обобщение.
3. Замена.
Также в качестве приемов сжатия могут быть использованы сочетания вышеназванных способов: исключение+обобщение, исключение+замена, исключение+обобщение+замена.
- ИСКЛЮЧЕНИЕ.
При исключении необходимо сначала выделить главные, важные с точки зрения основной мысли текста детали, затем исключить несущественные детали и объединить полученное в новый текст.
Исключить можно:
— вводные слова,
— однородные члены предложения,
— повторы,
— риторические вопросы и восклицания,
— однотипные примеры,
— цитаты,
— рассуждения,
— описания,
— детали, не влияющие на ход авторской мысли,
— другие слова, словосочетания, предложения, которые могут быть исключены без ущерба для основной повествовательной линии текста.
!!! Еще раз повторю: исключать эти элементы можно лишь в том случае, если они не несут на себе смысловой нагрузки, необходимой для понимания основной мысли текста.
- ОБОБЩЕНИЕ.
При обобщении необходимо выделить единичные (отдельные) факты, затем объединить, обобщить их, используя подходящие речевые средства.
Обобщению подлежат:
— ряды предложений, связанных одной мыслью;
— части сложного предложения;
— парцелляции (намеренно расчлененные (и разделенные знаком препинания) на несколько самостоятельных отрезков части предложения или целые предложения);
— другие единичные факты, которые можно объединить, обозначив какой-либо обобщающей лексемой (словом, словосочетанием).
Пример обобщения.
До: С правдой-то ходить — не так просто. Кто пробовал, тот знает. Большая она, Правда, тяжелая. Поехать за ней — не поедешь, а на себе нести — далеко ли унесешь?
После обобщения: Ходить с Правдой не так просто: большая она и тяжелая, далеко не унесешь.
- ЗАМЕНА.
Заменить можно:
— однородные члены обобщающим словом,
— сложное предложение простым,
— несколько предложений или частей предложения общим понятием или словосочетанием,
— прямую речь косвенной,
— часть предложения местоимением и т.д.
Часто в текстах встречаются сложные предложения с придаточными определительными и обстоятельственными. Такие придаточные можно заменить соответственно определением и деепричастным оборотом.
Пример:
До: Никогда нельзя забывать тех подвигов, которые совершили наши деды, отцы во имя будущего.
После: Никогда нельзя забывать подвигов наших предков.
До: Когда сомневаешься в выборе, обратись к совести, самому верному советчику.
После: Сомневаясь в выборе, обратись к совести, верному советчику.
Как было сказано выше, сократить исходный текст можно, используя сочетание данных способов. Рассмотрим пример, где показано обобщение и исключение.
До: У природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывается с особенным тщанием и наделяет особенной властью. Таков, вне всякого сомнения, Байкал. Не зря его называют жемчужиной Сибири.
Не будем сейчас говорить о его богатствах, это отдельный разговор. Байкал славен и свят другим — своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многие ныне, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества, духом самородной воли и притягательных испытаний.
После: У природы как единого творца есть любимцы, наделяемые особой властью. Таков Байкал — жемчужина Сибири. Он славен и велик не только природными богатствами, но и чудесной животворящей силой, духом настоящего.
(*Применены исключение лишних деталей (однородных членов, предложений с рассуждениями и описаниями), обобщение нескольких предложений в одно)
Итак, еще раз напомню, что трансформации не подлежат элементы, существенные для понимания основной мысли текста или для развития повествовательной линии.
КАК НАПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ?
СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Несколько советов, как успешно написать сжатое изложение.
1. Подготовьтесь к прослушиванию текста. Приготовьте черновик, на котором будете письменно фиксировать услышанный текст. Обязательно делайте записи! Это поможет вам лучше запомнить текст, т.к. зрительная информация лучше усваивается.
2. Делая записи, не бойтесь оставлять пробелы, если вы что-то не успели записать. При прочтении текста во второй раз вы спокойно сможете зафиксировать то, что пропустили.
3. Сокращайте слова. Потом, во время паузы между прочтениями вы сможете дописать их.
4. Как правило, при чтении текста аудитор делает паузы между абзацами. Зафиксируйте их. Так вам будет проще определить основные микротемы текста (основные мысли абзацев).
5. Текст прочитан. Прочитайте то, что записали, соединитезаписанные предложения в связный текст. Это важно для его последующего сокращения.
6. Определите тему текста (задайте себе вопрос: «О чем этот текст?»). Тема определяется по заглавию, по началу текста, по ключевым эпизодам, по повторам и т.д.
7. Определите основную мысль (суть, идею) текста (Задайте себе вопрос: «Чему учит текст? Что автор хотел доказать нам, написав этот текст?»). Идея либо прямо сформулирована в тексте, либо вытекает из отношения автора к описываемому в тексте, из настроения, которым проникнут текст.
!!! Без понимания темы и основной мысли текста невозможно написать изложение. Внимательно перечитайте текст несколько раз, если это необходимо. Подумайте, какие впечатления вызвал у вас текст, какое настроение доминирует в нем. Так будет проще определить тему и идею.
8. Определите тип и стиль речи, особенности построения текста (много ли прямой речи, цитат, терминов, риторических вопросов, описаний, рассуждений и т.д.). Это необходимо для понимания того, какие приемы сжатия целесообразнее применить.
9. Составьте план текста. Краткий, развернутый — на ваше усмотрение. Главная функция плана — помочь вам логически выстроить свое высказывание. В плане обязательно обозначьте микротемы.
10. В плане отметьте существенные детали (которые важны для повествования, раскрытия идеи текста) и несущественные, которые можно опустить, сократить и т.п.
11. Выберите способ сокращения текста. Будьте внимательны: в зависимости от стиля, типа, идеи текста приемы сжатия могут варьироваться, смешиваться. Возможно, вы сочтете нужным использовать только один способ сжатия текста, либо обратитесь к нескольким. План поможет вам вычленить главное и сформировать его в связный текст.
12. При написании изложения используйте способы и средства связи предложений в тексте:
— лексические (однокоренные слова, синонимы, повторы);
— лексико-грамматические (местоимения, союзы, вводные слова).
Будьте внимательны! Необходимо передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Разделяйте свой текст на абзацы, 1 абзац — 1 микротема.
Объем сжатого изложения — не менее 70 слов и, как правило, не больше 100.
Сосредоточьтесь, не спешите, сначала составьте и отредактируйте текст на черновике, а потом аккуратно перепишите на чистовик.
Памятка
Как слушать текст, чтобы понять его содержание
- Настройтесь на работу, требующую повышенной концентрации внимания.
- Сформулируйте цель аудирования.
- В процессе слушания готовьте рабочие материалы, отражая в них ключевые слова и выражения.
Тема?
Микротема – это частная, небольшая тема, связанная с общей, основной темой текста и представляющая какой-либо её аспект или его часть.
Совокупность микротем = теме текста.
Количество абзацев = количеству микротем.
Сжатое изложение – воспроизведение основного содержания текста при сохранении композиционно – логической структуры, стиля и типа речи исходного текста.
Приёмы сжатия текста
- Исключение (удаление) второстепенной информации, подробностей, деталей.
а) исключение слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений. Например:
Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании — короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, — безнадёжные люди. (По В.И. Курбатову)
б) исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов. Например:
Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотографии учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами.
(По Е. Киселёвой)
в) исключение из текста поясняющих конструкций, например ряда однородных членов при обобщающем слове или ряда простых предложений в составе БСП, поясняющих, раскрывающих содержание первой части.
Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души. (Ю.М. Лотман)
- Обобщение (объединение, замена) единичных явлений и фактов.
а) выявление обобщённого содержания какого-либо фрагмента текста
Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актёры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак. (По Г. Арбузову)
Жизнь семьи Серовых протекала в творческой атмосфере.
б) замена однородных членов их обобщённым наименованием.
Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (=не мешает).(С. Газарян)
- Упрощение синтаксических структур.
а) замена придаточного определительного синонимичным определением;
б) замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом;
в) сокращение количества структурных частей СП.
Принцип работы прибора
Нитрат-тестер Soeks предназначен для первичной
экспресс-оценки содержания нитрат-ионов в свежих плодах и овощах.
Принцип работы нитрат-тестера Soeks основан на
измерении электропроводности среды плодов и овощей. Каждый плод и
овощ содержит в своем составе необходимые для их
жизнедеятельности ионы калия, магния, железа, меди, хлора,
множество органических кислот и других веществ в определенных
концентрациях, необходимых для их нормального развития.
Содержание каждого конкретного вещества (в ионном или
молекулярном виде) определяется биохимией конкретного растения
(имеется базовый уровень содержания ионов), а также составом воды и
почвы, на которой оно растет. Для эффективного роста растений очень
часто используются удобрения, например, в виде солей (нитратные,
фосфатные и другие удобрения). Нитраты или фосфаты, растворяясь в
воде, достигают растения, которое охотно впитывает их в виде солевых
ионов. Распространяясь по растению, солевые ионы (нитраты, фосфаты
и др.) накапливаются в различных частях растения, в том числе и
плодах, что повышает содержание электролитов и соответственно
электропроводность среды плода (овоща). Таким образом, измеряя
нитрат-тестером Soeks электропроводность плодов и овощей и
сравнивая это значение с электропроводностью, обусловленной
базовым уровнем содержания ионов, можно с определенной
вероятностью говорить о наличии в исследуемом продукте
повышенного содержания ионов. Поскольку в России и странах СНГ
широко распространены нитратные удобрения, то с большой степенью
вероятности можно ожидать, что превышение электропроводности над
базовой обусловлено наличием нитрат-ионов.
Нитрат-тестер Soeks откалиброван по содержанию
нитрат-ионов, концентрация которых в плодах и овощах определена
независимым методом анализа (потенциометрическое определение
нитрат-ионов по ГОСТ 29270-95 «Продукты переработки плодов и
овощей. Методы определения нитратов»). По полученным результатам
в прибор (Нитрат-тестер Soeks) заложен ряд зависимостей измеряемой
электропроводности от концентрации нитрат-ионов, определенных для
различных плодов и овощей с учетом их базовых электропроводностей.
Результат экспресс-анализа выдается нитрат-тестером Soeks
в виде концентрации нитрат-ионов и сравнения ее с предельно
допустимой концентрацией для измеряемого продукта.
Необходимо помнить, что полученный результат является
оценочным и не может заменить собой количественный химический
анализ в специализированной химической лаборатории, который не
является бесплатным и требует времени. Однако, наличие такой
лаборатории и квалифицированного химика-аналитика дома или в
кармане при каждой покупке фруктов, овощей или ягод невозможно для
большинства людей, а наличие нитрат-тестера Soeks позволяет
отказаться от покупки подозрительных продуктов и в значительной
степени обезопасить себя и близких, особенно детей. Такой анализ с
помощью нитрат-тестера Soeks происходит в считанные секунды, а
единственное, что необходимо прибору для работы в течение
длительного времени — это замена батареек или подзарядка
аккумуляторов, как у обычного сотового телефона.
Конечно, может возникнуть вопрос, а что если избыточная
электропроводность продукта обусловлена не нитрат-ионами? Такая
ситуация возможна, но станет ли легче покупателю от того, что он
купил продукт с повышенным содержанием фосфатов (или других
ионов), а не нитратов или просто начавший портиться продукт? Ведь
следует помнить, что базовая электропроводность определялась для
каждого отдельного вида свежих плодов и овощей, в то время как при
гниении состав и концентрации органических кислот в них меняются.
Примечания:
* Увеличение количества наблюдений приводит к повышению достоверности показаний.
** Время непрерывной работы изделия указано при использовании заводских настроек изделия и двух элементов питания с емкостью 1350 мАч.
Питание
С тыльной стороны изделия расположена крышка
батарейного отсека. Для питания прибора можно использовать
батарейки или никель-металл-гидридные аккумуляторы типа ААА.
В нижней части батарейного отсека указана торговая марка
производителя «СОЭКС» и модель платы.
На торце прибора расположен порт mini-USB, который
может быть использован для подзарядки аккумуляторов от компьютера
с помощью кабеля USB-mini-USB или от электрической сети. При
подключении к компьютеру или электрической сети прибор может
работать без элементов питания.
Как правильно уставить элементы питания
• При установке элементов строго соблюдайте полярность, чтобы
избежать поломки прибора.
• Следите за тем, чтобы тип элементов питания соответствовал
настройкам параметров в пункте меню “Питание” (стр.18)
• После выключения прибора элементы питания можно не вынимать –
разряда батареек и аккумуляторов не происходит, если прибор
выключен.
• Если Вы планируете не использовать прибор длительное время,
рекомендуется извлечь элементы питания после выключения прибора.
Отображение меню и работа с ним
5. Текущая (выбранная) строка выделяется цветной полосой.
6. При нахождении внутри выбранного пункта меню самая верхняя
строка списка отображает родительский пункт меню.
7. При настройке прибора текущее значение параметра выделяется
галочкой.
Обозначения в режиме «Измерение»
Результаты измерения отображаются на экране со следующими элементами:
8. Результат измерения.
9. Единицы измерения: мг/кг.
10. Информационное сообщение о содержании нитратов, основанное на
нормах СанПиН 2.3.2 1078-01.
— если результат измерения содержания нитратов меньше
установленной нормы ПДК, то появляется сообщение, выделенное
ярко-зеленым цветом «СОДЕРЖАНИЕ НИТРАТОВ В НОРМЕ» .
— если результат измерения содержания нитратов превышает
установленную норму ПДК не более, чем на 25%, то появляется
сообщение, выделенное ярко-желтым цветом «НЕЗНАЧИТЕЛЬНОЕ
ПРЕВЫШЕНИЕ НОРМЫ».
— если результат измерения содержания нитратов превышает
установленную норму ПДК на 25-50%, то появляется сообщение,
выделенное ярко-красным цветом «ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ПРЕВЫШЕНИЕ
НОРМЫ».
— если результат измерения содержания нитратов превышает
установленную норму ПДК более, чем на 50%, то появляется
сообщение, выделенное ярко-красным цветом «ОПАСНАЯ
КОНЦЕНТРАЦИЯ НИТРАТОВ».
11. Цветовой индикатор показаний прибора.
Главное меню
● Язык
В этом разделе можно выбрать язык интерфейса. В данном приборе
доступно 2 языка: английский и русский.
Внимание! В случае удерживания кнопки [НАЗАД] произойдет
возврат в начало меню, которое будет отображаться на выбранном
языке. Если Вы по ошибке выбрали незнакомый язык, то для возврата в
меню выбора языка нажмите следующую последовательность кнопок:
ВНИЗ-ВЫБОР-ВЫБОР. После этого выберите нужный Вам язык.
Настройки
В этом разделе можно задать параметры работы прибора и параметры
интерфейса.
● Изображение
В этом разделе можно задать свойства экрана прибора: яркость, время
работы дисплея, выбор цветовой схемы.
● Яркость
Выберите низкий, средний или высокий уровень яркости экрана.
Для экономии энергии и более длительной работы элементов питания
рекомендуется использовать низкий или средний уровень яркости
экрана.
● Включен,мин.
Задайте время работы подсветки дисплея при отсутствии нажатия
кнопок. Нужное время можно выбрать из списка заданных вариантов от
1 до 15 минут.
● ВключенВсегда
да – отменяет значение параметра «Включен,мин». Подсветка экрана
работает все время, пока включен прибор.
нет – подсветка экрана работает в соответствии с установками
параметра «Включен,мин.»
● Тема
Выберите комбинацию цвета фона и шрифта, которая Вам больше
нравится из 4 предложенных вариантов: зеленая, серая, синяя, белая.
● Питание
В этом разделе можно задать параметры элементов питания,
используемых в приборе.
● Аккумуляторы
Выберите параметр «да», если в приборе установлены аккумуляторы
или «нет», если установлены батарейки. Несоответствие выбора
параметра типу установленных элементов питания приведет к
неправильной индикации заряда элементов питания.
Если выбран параметр «да», то при подключении через разъем
mini-USB к компьютеру или при подключении зарядного устройства
производится подзарядка аккумуляторов.
Внимание! Недопустимо при выбранном параметре «да» подключать
прибор к зарядному устройству или компьютеру, если в нем
установлены батарейки. Это может привести к разогреву элементов
питания, выходу их из строя и к вытеканию электролита, который
может привести к порче внешнего вида и поломке прибора.
● Автовыкл,мин.
Задайте интервал времени, по истечении которого прибор будет
автоматически выключаться.
● Не выключать
да – отменяет значение параметра «Автовыкл,мин». Прибор работает
до тех пор, пока не будет произведено выключение с помощью кнопки
[ОК].
нет – автовыключение прибора происходит в соответствии с
установками параметра «Автовыкл,мин»
Включение/выключение прибора
1. Для включения прибора нажмите и удерживайте кнопку [ОК] до
включения дисплея (появляется подсветка экрана), после этого
отпустите кнопку [ОК].
— При включении прибора появляется анимированная заставка с
логотипом компании. Для пропуска заставки нажмите кнопку
[ВЫБОР].
— После заставки на 3 секунды отображается название прибора.
2. Для выключения прибора нажмите и удерживайте кнопку [ОК] до
появления анимированной заставки с падающими осенними листьями.
После этого отпустите кнопку [ОК].
Нажатие и удерживание кнопки [ОК] приведет к выключению прибора
независимо от того, в каком режиме находится прибор.
3. При подключении прибора к разъему mini-USB прибор
автоматически включается независимо от того, установлены ли
элементы питания. Если прибор включился автоматически при
подключении к разъему mini-USB, то отключение прибора от разъема
mini-USB приведет к выключению прибора.
После выключения прибора элементы питания можно не
вынимать – разряда батареек и аккумуляторов не происходит, если
прибор выключен. Если Вы планируете не использовать прибор
длительное время, рекомендуется извлечь элементы питания после
выключения прибора.
Начало использования
1. Установите элементы питания
2. Включите прибор
Перед проведением измерений рекомендуем провести индивидуальную
настройку прибора
3. Выберите пункт меню “Измерение”.
Проведение измерений в режиме “Нитрат-тестер”
1. Проверяемый продукт должен быть чистым, без грязи на
поверхности. Мыть продукт нужно без использования моющих средств,
только чистой водой. Продукт не должен быть подпорченным гнилью,
на поверхности не должно быть следов от ударов или укусов грызунов.
Продукт не должен быть высохшим, должен иметь здоровый,
аппетитный вид. Можно использовать срезы продуктов, но срез должен
быть сделан не более 15 минут назад.
2. Выберите в меню нужный продукт. Доступные для анализа
содержания нитратов продукты перечислены в таблице на стр.22
3. После выбора продукта на экране появится текст:
«Убедитесь, что зонд не воткнут в проверяемый продукт и нажмите
ОК»
4. Протрите зонд проспиртованным тампоном, а затем
насухо чистой салфеткой.
5. Нажмите кнопку [OK]. При этом начнется подготовка к
измерениям (самокалибровка), сопровождаемое информационным
сообщением “Подождите, идет подготовка к анализу”. Не прикасайтесь
к измерительному зонду до появления новых указаний на экране.
6. Дождитесь появления сообщения: «Воткните зонд в
продукт. Нажмите ОК». Также на экране будет указана норма ПДК для
выбранного Вами продукта.
7. Воткните зонд в проверяемый продукт, удерживая прибор
перпендикулярно плоскости продукта, желательно, в направлении к его
центру. Не двигайте зондом внутри продукта, не давите на продукт.
Глубина ввода зонда может быть от 10 мм до полного погружения в
проверяемый продукт. Заостренный конец зонда не должен выходить
наружу, попадать в зону созревания семени, в район косточки, во
внутренние пустоты, а должен находиться в равномерной мягкой
сочной массе продукта, наиболее часто употребляемой в пищу.
ПРИМЕЧАНИЕ: не используйте повторно отверстие, оставленное в
проверяемом продукте в результате ввода в него измерительного зонда
или других предметов.
8. Нажмите кнопку [ОК]. После этого начнется процесс
измерения.
9. Дождитесь появления результатов измерений. Во время
ожидания на экране будет отображаться информационное сообщение
«Подождите, идет измерение». В это время старайтесь держать прибор
и измеряемый продукт неподвижно.
10. Ознакомьтесь с результатом измерения.
11. Выньте зонд из проверяемого продукта.
12. Нажмите кнопку [НАЗАД] для возврата в меню
Прибор измеряет содержание нитратов на килограмм массы продукта.
Безопасным для взрослого человека является употребление
200-300 мг нитратов в сутки. Токсической дозой является употребление
600-700 мг нитратов в сутки. Следовательно, получив при измерении
арбуза значение 350 мг/кг нужно понимать, что употребив 2 кг арбуза
такого качества, человек рискует получить токсическое отравление.
Напомним, что ПДК для арбуза составляет 60 мг/кг. Помните, что
некоторые продукты, такие как свекла, редис, укроп, листовые салаты
имеют из-за своих особенностей высокие нормы ПДК. Так для свеклы
она составляет 1400 мг/кг. Если вы употребляете такие продукты в
большом количестве, то помните о безопасных нормах приведенных
выше.
Пример: при измерении свеклы прибор показал 1000 мг нитратов на кг.
Это является нормой для продукта, но без вреда для здоровья можно
употребить 200 граммов подобной свеклы.
ПРИМЕЧАНИЕ: Для детей существуют другие нормы, так как детский
организм наиболее подвержен вредному воздействию нитратов. Так для
детей младшего возраста безопасным является употребление до 10 мг в
сутки, для более старших – до 50 мг.
Гарантия изготовителя
Предприятие-изготовитель гарантирует работоспособность изделия
при соблюдении потребителем условий эксплуатации, мер предосторожности,
правил хранения и транспортирования, изложенных в настоящей инструкции.
Гарантийный срок эксплуатации изделия 12 месяцев со дня продажи
через розничную сеть, а при поставках для внерыночного потребления – со дня
получения потребителем. В случае обнаружения неисправностей в изделии
гарантийный срок эксплуатации продлевается на время, в течение которого
изделие находилось на гарантийном ремонте и не могло использоваться
потребителем.
Для Вашего удобства мы рекомендуем Вам перед обращением за
гарантийным обслуживанием внимательно ознакомиться с правилами,
изложенными в настоящей инструкции.
Все претензии по качеству направлять по электронным адресам,
указанным на сайте www.soeks.ru, по телефону +7(495)223-27-27, по почтовому
адресу: 127566, г.Москва, Алтуфьевское шоссе, д.48 к.1, офис 301
Гарантийный ремонт производится на предприятии-изготовителе.
Настоящая гарантия не распространяется на изделие, если:
— серийный номер изделия не соответствует номеру в гарантийном талоне;
— гарантийный талон отсутствует, не может быть идентифицирован из-за
повреждения или имеет исправления, подчистки, помарки;
— были нарушены правила и ограничения условий транспортирования, хранения и
эксплуатации, изложенные в данной инструкции;
— нарушения в работе изделия возникли в результате действия третьих лиц или
непреодолимой силы;
— изделие или его составные части имеют следы ударов или иного механического
воздействия (царапины, трещины, сколы, незакрепленные детали внутри корпуса
изделия, цветные пятна на дисплее и т.д.);
— неисправности возникли в результате попадания внутрь изделия посторонних
предметов, жидкостей, насекомых;
— изделие подвергалось разборке, несанкционированному ремонту или попыткам
к этому.
Купить Нитрат-тестер Soeks
ОГЭ. Задание № 1. Сжатое
изложение.
10 необходимых шагов. Алгоритм написания.
1. Прослушайте текст. Во время первого
прослушивания начинайте сразу делать записи, отмечая микротемы. Обратите
внимание на более длительные паузы – это абзацы! Помните: в тексте – 3 микротемы,
т.е. 3 абзаца.
2. Прослушивая текст второй раз,
записывайте ключевые слова и фразы.
3. Работая над восстановлением текста,
отметьте в нем существенное и подробности в каждой части.
4. Определите способы сокращения текста
(исключение, обобщение, упрощение), которые необходимо применить в каждом
абзаце (один любой способ, но в каждом абзаце!)
5. Напишите сжатое изложение каждой
части, свяжите их между собой, чтобы получился текст. Учитывайте смысловые
связи между эпизодами (логические, временные, пространственные и т.п.).
8. Пересчитайте слова (пусть будет около
90 слов – не менее!)
9. Отредактируйте изложение (проверьте
на наличие ошибок).
10. Перепишите аккуратно в бланк (помните:
все буквы и знаки препинания
должны четкими, не вызывающими
сомнений у проверяющего эксперта)
Помните о
главных условиях:
1. 1. Вы должны
передать содержание и(основную мысль) как каждой микротемы, так и всего
текста в целом.
2. Вы должны применить хотя бы один
способ сжатия в каждом абзаце.
3. Объём изложения – не менее 70 слов.
* Напомним! К приемам
сжатого изложения относятся:
1) сокращение отдельных членов
предложения, некоторых однородных членов,
2) образование сложного предложения путем слияния двух
смежных предложений, повествующих об
одном и том же предмете речи;
3) сокращение сложного
предложения за счет менее существенной части;
4) разбивка сложного предложения на
сокращенные простые;
5) перевод прямой речи в
косвенную;
6) пропуск предложений, содержащих
второстепенные факты;
7) пропуск предложений с описаниями и
рассуждениями.
УДАЧИ!!!
Для кого эта статья:
- учащиеся, готовящиеся к ОГЭ по русскому языку
- родители школьников, желающие понять процесс экзаменации
- учителя, подготовливающие учеников к написанию изложений
Что такое изложение и как оно будет проходить на ОГЭ
Изложение — это учебное задание, которое заключается в письменном пересказе текста близко к содержанию. В ходе такой задачи учащиеся должны передать главную мысль текста, логику повествования, конкретные факты.
На экзамене по русскому языку сочинение и пересказ — это разные задания, не стоит их путать. В рамках изложения ничего от себя добавлять не нужно. Это должен быть лишь точный пересказ, отражающий все 3 микротемы текста.
Микротема — подраздел текста, который занимает один абзац и выражает одну завершенную мысль.
Минимальный объём изложения на ОГЭ — 70 слов. Тексты менее этого значения не засчитываются. Ограничений по максимальному объёму нет, но учителя советуют держаться в пределах 90–100 слов. При подсчёте учитываются все части речи, кроме числительных, написанных цифрами.
Всего за это задание на ОГЭ можно получить 6 баллов, если не считать оценку грамотности и фактической точности речи. Последнее оценивают отдельно, вместе с сочинением.
Как написать изложение на ОГЭ: пошаговая инструкция
На ОГЭ по русскому языку разрешено использовать черновики, причём их количество не ограничено. Поэтому у школьников есть возможность вдумчиво поработать над текстом, вспомнить недостающие детали, проверить орфографию и грамматику. Посмотрим, как правильно работать с черновиком, чтобы писать изложение легко и без стресса.
Шаг №1. Создание черновика
На ОГЭ запись текста включают два раза, оставляя небольшой перерыв между прочтениями. Вот алгоритм, который поможет вам ничего не упустить:
- Во время первого прочтения внимательно слушайте текст, т. е. активно воспринимайте содержание записи, старайтесь сразу понять главную мысль автора, а также определить основную тему и микротемы, идею; соотнести друг с другом смысловые части. Также советуем запомнить ключевые слова.
- В перерыве составьте план текста, дополните его ключевыми словами, а ещё лучше — краткими тезисами для каждой микротемы.
- Во время второго прочтения дополните каждый пункт своего плана так, чтобы сделать его более конкретным. Также убедитесь, что не допустили ошибок в определении темы, микротем и т. д.
Совет
Не гонитесь за тем, чтобы переписать все обороты слово в слово. Во-первых, так вы только зря потратите драгоценное время и сместите внимание на ненужную работу.
Во-вторых, цель изложения — проверить, как вы можете понимать текст и излагать его своими словами. Сделайте именно это, а не учите его.
Шаг №2. Корректировка черновика
Вначале стоит по свежей памяти дополнить свои записи, а затем перечитать их и на этой основе написать связный текст. В нём должно быть 3 абзаца, поскольку на экзамене используются тексты с тремя микротемами. Если пропустить одну микротему или разбить материал на большее количество абзацев, комиссия может снять баллы. При этом важно соблюдать заданную последовательность микротем и не нарушать логику повествования.
Готовый текст необходимо сжать — сократить все маловажные детали. Сделать это можно тремя способами:
-
Замена — для сокращения заменяют несколько однородных членов предложения одним словом или передают прямую речь с помощью косвенной.
- В соседнем доме открылся магазин, Катя ходила туда за молоком, хлебом, овощами и фруктами. — В соседнем доме открылся магазин, Катя ходила туда за продуктами.
- «Послушайте, я прошу вас сделать этот отчёт не позднее четверга», — сказал мне руководитель отдела. — Руководитель отдела попросил меня сделать отчёт до четверга.
-
Исключение — из готового текста исключают лексические повторы, вводные слова и малозначимые детали.
- Внезапно хлынул дождь, и капли зазвенели, застучали, запели, создавая неповторимую симфонию воды и словно заполняя этими звуками всё пространство. — Внезапно хлынул дождь, и звуки капель заполнили пространство.
- К счастью, Коля вышел из дома на час раньше, иначе он ни за что не успел бы на поезд. — Коля вышел из дома на час раньше, чтобы успеть на поезд.
-
Слияние — несколько предложений соединяют в одно более короткое, повествующее о том же самом.
- Без трудолюбия, без упорной ежедневной работы нельзя добиться настоящего успеха. Даже большой талант не сможет развиться сам собой, если человек не прикладывает усилий. — Даже талант не сможет развиться без трудолюбия.
Совет
При сжатии текста важно сохранить его содержание и стиль речи. В план сжатого изложения по-прежнему должны входить 3 микротемы, и каждую из них нужно раскрыть в отдельном абзаце, используя близкие тексту высказывания.
Шаг №3. Работа над чистовиком
Если ошибок в передаче содержания нет и текст читается легко — его можно переписывать на чистовик. Важно также отметить все слова со сложной орфографией и проверить их написание. Помните, что на экзамене по русскому языку можно пользоваться орфографическим словарем.
Завершив редактуру и переписав всё на чистовик, стоит отложить текст и перейти к другим заданиям ОГЭ. Учителя рекомендуют так поступать с изложениями и сочинениями, чтобы спустя время посмотреть на материал свежим взглядом и заметить пропущенные ошибки. Переписать всё на официальный бланк можно в конце экзамена, заложив на это около 30 минут.
Сжатое изложение |
90 минут |
|
---|---|---|
1-ое прослушивание |
Прослушать и осмыслить текст, выделить микротемы и ключевые слова к ним. |
2,5–3 мин |
Перерыв |
Составить план сочинения с микротемами и тезисами к ним на основе ключевых слов. |
3–4 мин |
2-ое прослушивание |
Проверить, правильно ли определены микротемы, позиция автора, тема, основная мысль. Расширить тезисы плана подробностями. |
2,5–3 мин |
Написание |
Составить связный текст на основе тезисов и отредактировать его. |
80 мин |
Разбор задания
Разберём задание №1 из КИМ прошлых лет. В тексте говорят о доброте и о том, как она воздействует на человека. Чтобы выполнить изложение, выделяем 3 микротемы и выписываем для них ключевые слова, обороты, короткие предложения.
Как писать изложение на ОГЭ: пример |
||
---|---|---|
Микротема 1: чтобы оценить доброту, нужно испытать её от других людей. Доброта — это дар, который дают не по обязанности. |
Микротема 2: чужая доброта — это теплота, которая согревает сердце. Человек, хоть раз испытавший её, ответит взаимностью. |
Микротема 3: почувствовать огонь доброты — великое счастье, в этот миг человек находит в себе лучшее. |
Ключевые слова: оценить, испытать, воспринять, почувствовать, овладевает сердцем, дар, не по обязанности, не в силу долга. |
Ключевые слова: чужая доброта, предчувствие большего, теплота, согревает сердце, обязательно ответит. |
Ключевые слова: огонь, дать волю, счастье, забывается «я», чужое стало своим, забыта вражда, ненависть, не остается места. |
Мы сформулировали микротемы в тех выражениях, которые присутствуют в тексте, но можно выбрать и более короткие формулировки. Тренируясь раз за разом, вы вырабатываете свою стратегию запоминания. Самым действенным из них мы также учим ребят на курсе подготовки к ОГЭ по русскому языку.
Критерии оценивания
В этом разделе рассмотрим их все, но ознакомиться с ними в официальном виде также можно на сайте ФИПИ в разделе ОГЭ с документацией: демоверсиями, кодификаторами и спецификациями.
Совет
Перед тем, как написать изложение на чистовик, рекомендуем взглянуть на текст с точки зрения критериев оценивания и доработать его так, чтобы получить максимум баллов.
Оценка содержания
За содержание текста можно получить не более 2 баллов. Основной фактор, влияющий на оценку, — адекватное отражение микротем. В изложении их должно быть ровно столько, сколько в исходном тексте. В ОГЭ по русскому языку 2025 года микротем будет 3.
ИК1 |
Содержание изложения |
|
---|---|---|
Ученик точно передал содержание текста, отразив все его микротемы |
2 |
|
Ученик передал основное содержание текста, но упустил или добавил 1 микротему |
1 |
|
Ученик передал основное содержание текста, но упустил или добавил более 1 микротемы |
0 |
|
Максимум баллов |
2 |
Оценка сжатия
Все приёмы сжатия текста стоит отработать заранее, чтобы в день экзамена не тратить на это время. Как только вы научитесь выделять главную мысль текста, далее сможете тренироваться в его сжатии, чтобы в 9-м классе легко написать изложение.
При оценке работы эксперты учитывают использование компрессии в каждой микротеме. Нужно иметь в виду, что первый абзац текста обычно запоминается лучше остальных, и есть соблазн передать его с максимальной подробностью. При этом последняя микротема часто подвергается сильному сокращению, потому что хуже остаётся в памяти. Но залог хорошей оценки — равномерное сжатие текста.
ИК2 |
Сжатие исходного текста |
|
---|---|---|
Ученик правильно применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всей работы |
2 |
|
Ученик правильно применил 1 или несколько приёмов сжатия текста для работы с 2 микротемами текста |
1 |
|
Остальные случаи |
0 |
|
Максимум баллов |
2 |
Оценка логичности
Готовый текст должен представлять собой логично составленное высказывание, правильно разделённое на абзацы. Также важно не допускать соединения двух разнородных мыслей в одном предложении, а также не нарушать последовательности событий.
ИК3 |
Логичность речи |
|
---|---|---|
Нет логических ошибок |
2 |
|
Есть 1 логическая ошибка |
1 |
|
Есть 2 логические ошибки и более |
0 |
|
Максимум баллов |
2 |
Оценка грамотности
Даже если все правила написания изложения соблюдены, существенно снизить баллы может случайная ошибка или описка. Чтобы этого избежать, стоит вычитать текст несколько раз и все спорные слова проверить по словарю.
Некоторое количество ошибок допускается, но в чём точно нельзя ошибаться, так это в терминологии. Если вы не уверены в значении слова, лучше его заменить.
Помните, что грамотность обоих творческих заданий — и сочинение, и изложение в ОГЭ — оценивают по одним критериям.
Критерии оценки грамотности и фактической точности |
||
---|---|---|
ГК1 |
Соблюдение орфографических норм |
|
Нет ошибок |
3 |
|
Есть 1–2 ошибки |
2 |
|
Есть 3–4 ошибки |
1 |
|
Есть 5 и более ошибок |
0 |
|
ГК2 |
Соблюдение пунктуационных норм |
|
Нет ошибок |
3 |
|
Есть 1–2 ошибки |
2 |
|
Есть 3–4 ошибки |
1 |
|
Есть 5 и более ошибок |
0 |
|
ГК3 |
Соблюдение грамматических норм |
|
Нет ошибок |
3 |
|
Есть 1–2 ошибки |
2 |
|
Есть 3–4 ошибки |
1 |
|
Есть 5 и более ошибок |
0 |
|
ГК4 |
Соблюдение речевых норм |
|
Нет ошибок |
3 |
|
Есть 1–2 ошибки |
2 |
|
Есть 3–4 ошибки |
1 |
|
Есть 5 и более ошибок |
0 |
|
ФК1 |
Фактическая точность речи |
|
Нет ошибок |
1 |
|
Есть 1 ошибка и более |
0 |
|
Максимум баллов |
13 |
Как подготовиться к изложению ОГЭ
Определите ваш канал восприятия информации
Есть три канала восприятия:
- аудиальный;
- визуальный;
- кинестетический.
Как правило, у каждого из нас один канал развит чуть лучше остальных — и та информация, которая по нему поступает, воспринимается и запоминается лучше других.
Типы людей по каналам восприятия информации |
||
---|---|---|
Аудиалы |
Визуалы |
Кинестетики |
Хорошо запоминают звуковые образы, легко воспринимает устную речь. Если нужно вспомнить какой-то факт, вначале им приходит на ум то, что они слышали об этом факте от других людей. |
Лучше всего помнят зрительные образы. Если ученик с визуальным типом восприятия хочет вспомнить, как правильно пишется какое-либо слово, он представляет его на странице учебника или тетради. |
Ориентированы на ощущения и хорошо запоминают все, что может быть передано с их помощью. Если ученику с ведущим кинестетическим каналом нужно вспомнить орфографию слова, ему потребуется написать это слово. |
Понимая главный канал восприятия информации, вам будет проще понять, как лучше писать изложение — сразу отмечать тезисы на черновике или мысленно выделять главные мысли текста. Если вы не уверены, какой канал ведущий, попробуйте все способы, чтобы к моменту экзамена определить лучшую стратегию.
Много практикуйтесь
На сайте ФИПИ есть задания для подготовки к ОГЭ по русскому языку — это набор аудиозаписей, подобных тем, что будут на экзамене. Любое задание можно открыть, прослушать текст и потренироваться в написании изложения.
Для полного погружения в обстановку ОГЭ рекомендуем школьникам:
- слушать текст два раза с перерывом на 4 минуты и больше не обращаться к нему во время работы;
- заранее подготовить листочки для черновиков и ещё один лист в качестве экзаменационного бланка;
- засекать время, необходимое для написания изложения на черновик, чистовик и для переноса текста на бланк.
На экзамене помните о важном
Вот несколько советов, что делать на самом экзамене, чтобы не потерять баллы:
- В изложении важнее передать основную мысль текста, а не использовать точные авторские формулировки. Поэтому, если какая-то микротема запомнилась хуже, напишите её своими словами. Но при этом оставайтесь в рамках авторского стиля.
- Заранее придумайте свою систему сокращений: слова «поэтому» и «следовательно» можно заменить стрелками, вместо «человек» писать «чел». Это пригодится вам для создания черновика во время прослушивания текста.
- В последний день перед ОГЭ постарайтесь не заниматься, в это время организму нужен отдых и восстановление. Накануне экзамена можно сходить на прогулку, разгрузить голову, а главное — хорошо выспаться.
- Если до экзамена ещё полгода или год, не стоит думать, что у вас много времени и откладывать подготовку. О том, как правильно писать изложение на ОГЭ, вы должны знать уже в начале 9-го класса, и начать тренироваться нужно за несколько месяцев до важного события.
А чтобы сразу перейти к практике, начните путь к высокой оценке с бесплатного вводного урока на подготовке к ОГЭ в Skysmart. На занятиях школьники:
- разбирают актуальные задания из будущих экзаменов на примерах из жизни подростков;
- получают поддержку внимательных учителей;
- занимаются по авторской программе, составленной на основе ФГОС;
- учатся самостоятельности, в т. ч. самому контролировать прогресс — для этого есть и обратная связь от преподавателя, и вкладка со статистикой по успехам;
- закладывают основы для высоких баллов на ЕГЭ в будущем.
Кроме того, занятия помогают ребятам найти интерес в школьных предметах. Если раньше некоторые из них давались с тудом или вовсе на нравились, после уроков в Skysmart ученики чувствуют себя комфортнее на уроках в школе и на экзаменах.
До встречи на уроке!
В 9 классе есть два обязательных предмета: русский язык и математика. Когда вас экзаменуют по первому, вам надо подготовить текст для сжатого изложения. Определение «сжатое» является ключевым: надо пересказать и сократить текст так, чтобы сохранить все идеи первоначального материала. Как не потерять баллы на этом задании? И на что обращать внимание при прочтении, чтобы сохранить все микротемы? Рассказываем в этом материале.
Содержание
Бесплатная профориентация
1. Пройдешь тест из 17 вопросов
2. Разберешь профессии с экспертом
3. Определишь экзамены и вузы
4. Получишь конкретный план,
что делать дальше
Советы во время первого и второго прослушивания
Как выглядит написание изложения на ОГЭ? Ученики сидят в кабинете, и им включают запись с текстом. Вы слышите статью, обычно она не больше 150 слов.
Аудиозапись будет проиграна дважды: для ознакомления и для закрепления услышанного. Между воспроизведением аудиозаписи будет около пяти минут для осмысления материала и работы с записями в черновике.
Как эффективно слушать аудиозапись текста? Есть несколько рекомендаций:
- При первом прочтении отметьте ключевую тему и разделите текст на смысловые части
Не надо пытаться зафиксировать всё слово в слово за автором: в этом случае легко потерять идею. В самом начале вам надо ознакомиться с текстом, составить план и выделить три микротемы.
- Во время перерыва между чтениями выделите для себя три микротемы, отметьте их на черновике и сформулируйте главную мысль каждого абзаца
Пять минут между прочтениями — отличное время, чтобы накидать план и написать, что говорит автор в своём тексте. Важно: оставляйте пустые места между микротемами на черновике, в них вы будете записывать текст при втором прочтении.
- Второе прочтение аудиозаписи — время конспектировать
Сокращайте слова, отмечайте все важные детали в пустые места, которые вы оставили между микротемами. Это материал, из которого вы будете писать финальный текст изложения. Боитесь, что не хватит бумаги? Попросите любое количество листов для черновика, никто вам не откажет.
Советы по написанию изложения на ОГЭ
Запись аудио с текстом прослушали, на черновике план с ключевыми словами составили, время писать само изложение. Как это сделать? Есть несколько советов:
Используйте все инструменты сокращения
Минимальный объём готового изложения на ОГЭ — 70 слов. Когда вас экзаменуют, проверяющие ожидают, что вы будете:
- убирать повторы;
- избавляться от однородных членов;
- сокращать причастные и деепричастные обороты;
- заменять сложные конструкции простыми синонимами;
- объединять разные предложения в одно.
Не забывайте про каждый из этих инструментов, и тогда вы не потеряете баллы на критерии “сжатие текста”.
Бесплатная профориентация
Пройди профтест и разбери результаты на консультации с экспертом
Не забывайте про композицию текста
В изложении на ОГЭ по русскому языку у вас должно получиться три абзаца. В каждом из них раскрывается одна микротема.
Перепроверьте стиль написания
Перечитайте готовое изложение. Если получается связный рассказ, у вас качественный материал, такой можно перенести на чистовик и сдать.
Перечитайте текст и убедитесь, что нет орфографических и пунктуационных ошибок
Если какие-то слова вызывают у вас сомнения, просто подчеркните их на черновике, а затем перепроверьте их по орфографическому словарю. На ОГЭ разрешено использовать их.
Интересные нюансы и лайфхаки на изложении по русскому языку
Считается, что по тому, как воспринимают люди информацию, их можно разделить на визуалов и аудиалов. Одним проще видеть текст, вторым — слышать.
В зависимости от того, к какой категории вы относитесь, вам нужно по-разному писать изложение на ОГЭ.
Визуалам будет сложно на слух определить темы и ключевые слова, поэтому таким людям надо записывать всё максимально близко к тексту. И только потом уже делать изложение.
Аудиалы же, наоборот, смогут спокойно разделить статью на абзацы и составить конспект-план. А уже на его основе подготовить изложение.
Поэтому дополнительный лайфхак №1. Определите, к какой категории людей вы относитесь: визуалы или аудиалы.
Не знаете, как это понять? Включите пробное изложение и послушайте. Если после первоначального прочтения вам сложно сформулировать все микротемы и составить план текста, то, скорее всего, вы визуал.
Лайфхак №2. Готовьтесь к изложению по русскому языку вместе с другими. Вы можете собраться с друзьями, написать пробное изложение, а потом поменяться ответами и проверить друг у друга.
А можете прийти на курсы Коалиции и подготовиться вместе с опытными преподавателями. Они покажут, где вы допускаете ошибки, и помогут избежать их.
Как будут оценивать изложение на ОГЭ по русскому в 2023 году
Вы можете получить до 7 баллов за эту часть экзамена. Давайте рассмотрим, из каких критериев складывается эта оценка.
- Содержание изложения
Все ли микротемы вы отобразили? Не забыли ли написать что-то важное? Не слишком ли сильно увлеклись сокращением, что выбросили ключевую идею? Именно на эти вопросы отвечает этот критерий. Максимальное количество — 2 балла.
В изложении должно быть три микротемы, а значит, три абзаца. Если больше или меньше, это повод снизить оценку за содержание.
Бесплатная профориентация
1. Пройдешь тест из 17 вопросов
2. Разберешь профессии с экспертом
3. Определишь экзамены и вузы
4. Получишь конкретный план,
что делать дальше
- Сжатие исходного текста
Готовый текст должен быть немногословным и кратким. Для этого используйте все три приёма сжатия. Тогда вы получите максимальные три балла по этому критерию.
Важно сохранить стиль речи и последовательность изложения. При этом вы можете опускать все вводные слова, сложные конструкции и объединять однородные члены предложения одним общим определением.
- Логика повествования
Ваше изложение — это цельный и связный текст, помните об этом. Ведь если его сложно читать, есть логические ошибки, то вы можете потерять баллы на последнем критерии.
Выводы
Русский язык — это обязательный предмет на ОГЭ, и каждый школьник напишет изложение. Подготовиться к нему можно самостоятельно, важно больше практиковаться и использовать наши рекомендации при написании текста. А если вы хотите быть уверенным, что ОГЭ будет написан максимально хорошо, приглашаем на курсы Коалиции.
Поделиться в социальных сетях