Опосредованное запоминание по леонтьеву инструкция

Методика 3. Опосредованное запоминание (модифицированный вариант методики А.Н. Леонтьева)

Методика предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Цель:

  1. выявить уровень развития опосредованной памяти;

  2. изучить особенности мышления, способности к речевому опосредованию познавательной задачи.

Стимульный материал: а) набор слов: школа, обед, утро, красота, прогулка;

б) набор карточек: портфель, тарелка, яблоко, солнце, лошадь, часы, расческа, петух, детские штанишки, цветок, рыба, собака, лопата, береза, ботинок (см. Приложение 3, рис. 3.1.-3.3.).

Ход исследования

С участием ребенка разложить на столе карточки, уточнить, знакомы ли ему наиболее трудные из них. Затем дать инструкцию:

«Сейчас ты будешь запоминать слова. Я буду говорить тебе слово, а ты, чтобы легче было его запомнить, будешь выбирать какую-нибудь картинку, но такую, которая поможет тебе вспомнить это слово. Я тебе буду говорить слова, а здесь можно найти такую картинку, которая сможет напомнить тебе это слово». Первым предъявляется слово «школа».

Виды помощи

    1. Если ребенок в течение 15 секунд не начинает работу, возможно, не понимая инструкции, она предъявляется повторно в уточненном варианте: «Тебе надо запомнить слово «школа». Посмотри внимательно, какая карточка сможет напомнить тебе про школу».

    2. Если выбор в течение 30 секунд не произведен, экспериментатор еще раз говорит: «Подумай, какая карточка сможет тебе напомнить слово «школа».

    3. Если ребенок не может сделать выбор в течение одной минуты, то ему дается урок на примере слова «школа» – экспериментатор берет карточку с изображением костра и поясняет: «Видишь, здесь нарисован портфель, с ним ученики ходят в школу. Картинка с портфелем и напомнит тебе слово «школа».

Затем последовательно предъявляются следующие слова. На выбор карточки отводится до одной минуты. Если за это время выбор не произведен, то ребенку предъявляются те же виды помощи, что и при слове «школа».

После выбора каждой карточки необходимо спрашивать ребенка объяснение связи: «Как тебе эта карточка напоминает про слово…?».

По окончании выбора карточек к каждому слову экспериментатор просит ребенка рассмотреть карточки и назвать слова, которые он запомнил.

Оценка результатов

За каждое правильно воспроизведенное слово при самостоятельном выборе карточки начисляется по 2 балла. Таким образом, максимальная оценка за выполнение задания – 10 баллов.

Каждый вид помощи уменьшает оценку за воспроизведенное слово на 0,5 балла. Если все предъявленные виды помощи не повлияли на результат выполнения задания, оценка – 0 баллов.

Протокол фиксации результатов исследования по методике

«Опосредованное запоминание»

ФИО ребенка Возраст:

Класс: Дата исследования:

Стимульные слова

Выбранная картинка

Объяснение выбора

Воспроизведенное слово до

предъявления помощи

Виды и количество помощи

Воспроизведенное

слово после

предъявления помощи

Баллы

Школа

Обед

Утро

Красота

Прогулка

Итоговая

оценка

Анализ результатов

Группы детей

Возраст

Баллы

Нормально

развивающиеся дети

Дошкольный

6-10

Младший школьный

8-10

Дети с задержкой

психического развития

Дошкольный

4-6

Младший школьный

6-10

Дети с умственной

отсталостью

Дошкольный

0-2

Младший школьный

4-7

Нормально развивающиеся дети как дошкольного, так и младшего школьного возраста способны к адекватному выбору картинок, опосредующих запоминание слов, к соответствующему объяснению сделанного выбора и к точному воспроизведению слов.

Дети с ЗПР в целом способны к установлению адекватных связей между картинкой и запоминаемым словом, однако у дошкольников с ЗПР наряду с адекватными связями наблюдается и неадекватные – внешне адекватный выбор картинки к запоминаемому слову сопровождается несоответствующим объяснением связи между картинкой и словом. Соответствующие объяснения наблюдаются в случае обоснования связи между картинкой и словом бытового содержания (обед – тарелка, прогулка – ботинок, школа – портфель), абстрактные понятия (утро, красота) обрабатываются труднее. У дошкольников с ЗПР резко падает продуктивность деятельности к концу выполнения задания: первые 2-3 слова воспроизводятся, как правило, точно, а последние – неточно. Дошкольники с ЗПР, в отличие от младших школьников с ЗПР, при налаживании связей между картинкой и словом и обоснованием данной связи не всегда могут использовать эту связь при воспроизведении: наблюдается неправильное или неточное воспроизведение – подбор близкого по смыслу слова (обед – кушать) или изменение формы слова (прогулка – гулять).

Для детей с умственной отсталостью в целом не характерна способность к налаживанию адекватных связей между картинкой и запоминаемым словом. Чаще всего они не способны самостоятельно подобрать соответствующую картинку к слову (выбор приходится делать психологу) и, тем более, обосновать связь картинки и слова. Воспроизведение слов также носит непродуктивный характер: вместо воспроизведения слов дети обычно просто называют картинки, которые были ранее выбраны с помощью психолога.

Исследование опосредованного запоминания  

(по А.Н. Леонтьеву)

В детских садах, педагог-психолог обращает особое внимание на адаптационные и подготовительные группы, так как первые — только пришли и им необходима непосредственная психологическая помощь, а другие -уходят в школу и им нужна определенная психологическая подготовка, которая поможет перейти из игровой деятельности в процесс обучения. Что касается средних и старших групп, то им уделяется меньше внимания. А это влечет за собой накопление трудностей и не решенных вопросов, а также потерю времени, необходимое для помощи каждому конкретному ребенку. И лишь к подготовительной группе, при скрининговом обследовании готовности к школе начинают «всплывать» трудности, зачатки которых можно было бы увидеть в младших группах. Во избежание подобных особенностей, мы предлагаем педагогам-психологам методику, которую можно провести в конце года,  как в средней, так и в старшей группе детского сада, дающую возможность  выявить детей  с трудностями  в интеллектуальной деятельности и начать работу в направлении коррекции. Данная методика является хорошим инструментом для исследования мыслительной деятельности ребенка. Она позволяет исследовать логическое или опосредованное запоминание, его произвольные формы. В свою очередь способность к опосредованному запоминанию, отражая определенный уровень развития высших форм памяти , является существенной характеристикой интеллектуальной деятельности в целом.

Возрастной диапазон применения методики: методика может быть использована для детей от 4,5 -10 лет.

Процедура проведения и регистрации результатов.

Перед ребенком раскладываются карточки (карточки во вложениях к письму), желательно равномерно и в случайном порядке. Прежде нужно уточнить, все ли из них ему знакомы. Если какие-то картинки не знакомы, нужно разъяснить их. Для детей от 4-4,5 лет  до 5-5,5 лет можно использовать не все карточки, а наиболее понятные ребенку: полотенце, стул, велосипед, солнце, обеденный прибор, тарелка, дом – булочная, фабричные трубы, кувшин, забор, собака, детские штанишки (шорты), ботинки, гусь, уличный фонарь, петух , рубашка. Для детей этого возраста,  специалист должен выбрать следующие простые, конкретные слова: дождь, пожар, день, обед, драка, подарок, ответ, праздник, сосед. Соответственно,  для запоминания выбираются наиболее простые и конкретные понятия, а количество карточек должно как минимум в 3 раза (выделено автором ) превышать количество слов для запоминания.

 Инструкция 1: Перед ребенком раскладывают рядами все карточки в любом порядке, но так, чтобы они были ему видны. Затем говорят: «Сейчас ты будешь запоминать слова, но необычным образом.  Я буду говорить тебе слова, а ты, чтобы его легче было запомнить, будешь выбирать карточку, которая  тебе его напомнит, поможет вспомнить это слово. Слова, которые я тебе буду называть, нигде здесь не нарисованы, но к любому слову можно найти такую картинку, которая его напомнит. Потом ты поглядишь на картинку и вспомнишь само слово». Если ребенок сомневается ему нужно объяснить, что нет правильного или не правильного решения (выбора), важно лишь подобрать «подходящую»  картинку и объяснить, как она сможет напомнить конкретное слово. При работе с детьми среднего дошкольного возраста ,целесообразно начинать процедуру исследования со слова «обед», как наиболее конкретное.

После выбора каждой карточки необходимо спрашивать у ребенка объяснение связи:  «Как эта карточка напоминает тебе про слово..?»

В протоколе фиксируются все реакции ребенка и его объяснения.. выбранные ребенком карточки откладываются в сторону изображением вниз для последующего предъявления. Через 20-40 мин (иногда и ранее)  ребенку по очереди предъявляются в случайном порядке выбранные им изображения. Вся процедура  проведения методики  занимает 10-20 мин.

Инструкция 2: «Посмотри на эту картину. Какое слово ты запоминал, когда выбирал ее? Вспомни это слово».

Интерпретация. При анализе результатов обращается внимание на то, насколько легко удается ребенку выполнить задание, способствует ли рисунок более эффективному запоминанию: следует сравнить результаты непосредственного и опосредованного запоминания. Улучшение результатов опосредованного запоминания по сравнению с непосредственным свидетельствует о нарушении памяти при сохранности мыслительных процессов, обратное соотношение указывает на снижение интеллектуальных возможностей.

В возрасте 4,5-5 лет допускается воспроизведение объяснения, а не самого слова.

Подсчет итогов проводится в качестве распределения баллов:

  • 4 – высокий уровень (При наличии 8-9-ти правильно указанных слов или объяснений);
  • 3  – средняя ступень (от 6 до 7  верно названных вариантов);
  • 2 – низкая ступень (от 5 до 3 точных слов или объяснений);
  • 1 – низкая ступень (менее 2-х слов или объяснений).

Умственное развитие в норме, если ребенок проявляется интерес к необычному, понимает смысл данных инструкции. При установлении связи между картинкой и словом проявляется мысленная активность. Если у ребенка возникает трудность в припоминании некоторых слов, то это не значит, что он неадекватный.

Ненормальное умственное развитие, т.е. его отставание или задержка проявляется в том, что ребенка интересуется сугубо картинками, и он не проявляет интерес к самому заданию, т.к. не понимают его смысла. Даже при наличии помощи, ребенок не в силах понять задание. Трудность заключается в том, что картинки препятствуют запоминанию слов. А при показе отобранных изображений ребенок называет то, что видит, а не то слово, что называлось ранее.

Выявив детей, которые имеют низкий уровень результатов, необходимо ознакомить родителей и предложить помощь по направлению их устранения.

Протокол обследования опосредствованного запоминания по А. Н. Леонтьеву

ФИО ребенка_____________________________________________

Дата рождения__________      Возраст   __________

Дата проведения исследования _________________

Слово

Выбираемая карточка

Объяснение связи для запоминания

Воспроизводимое слово

Объяснения связи

обед

дождь

день

пожар

драка

подарок

ответ

праздник

сосед

Методика
«Опосредованное запоминание »  

Источники:

1. Забрамная С. Д. «От диагностики к развитию»:
Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях
и начальных классах школ. — М.: Новая школа, 1998
г. — 144 с.  
2. Альманах психологических тестов. — М.: «КСП, 1996
г. — 400 с.»


основу этого исследования положены методики,
разработанные Л.С. Выготским, Л.В. Занковым, А.Н. Леонтьевым.)

Оборудование
Два рисунка с изображением девяти знакомых предметов и пяти слов (см. ПРИЛОЖЕНИЕ
к методике). Картинки с изображением предметов вырезаются по линиям.

Цели
исследования

Выявление понимания инструкции и сохранения её до конца эксперимента. Умение
пользоваться приемами опосредованного запоминания, точность воспроизведения
слов, предложенных для запоминания, особенностей мышления.

Процедура
проведения

Перед ребенком в ряд раскладывают девять картинок и говорят: «Сейчас я буду
называть слова. Чтобы легче было их чапомнить и вспомнить, подбирай для каждого
слова самую подходящую картинку. Например, к слову «время» подходит
картинка «будильник», потому что он показывает время». Если ребенок
понял инструкцию, исследование продолжается. При этом требуется, чтобы ребенок
объяснял каждую установленную связь между словом и выбранной картинкой. После
того как асе слова названы и к ним отобраны картинки, их убирают и сторону и
дают задания отвлекающего характера. Через 20 30 минут ребенку предъявляют
отобранные картинки и проеме не но мнить слова, которые назывались.

Анализ результатов


Дети с нормальным умственным развитием проявляют интерес к
непривычному для пт шдинию. Им доступен смысл инструкции. Обнаруживаеся
ныняжениая мыслительная активность при установлении сшпи сити с картинкой. При
припоминании слов у некоторых детей могут возникнуть трудности, но не бывает
неадекватнонеадекватного выполнения (называния изображенного на картинке вместо
заданного слова).

Дети
умственно отсталые
проявляют интерес
лишь к картинкам, а не к заданию, так как не понимают его смысла. Даже при
большой мере помощи (экспериментатор сам подбирает к слову картинку, разъясняет
связь между словом и картинкой) ребенок не понимает задания. Картинки мешают
запоминанию слов. При предъявлении отобранных картинок ребенок и не пытается
вспомнить слово, а просто называет, что изображено на картинке.

Дети с
задержкой психического развития
в
указанном возрасте самостоятельно задание не выполняют. Им доступно
установление смысловых связей между словом и картинкой, но они не умеют
использовать картинку как средство для запоминания и последующего
воспроизведения. Требуется специальное обучение этому приему. В ходе работы
необходима постоянная организующая помощь.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Методика
опосредованного запоминания А.Н. Леонтьева

Методика предназначена для диагностики памяти
у подростков.

Нужно подобрать 15 слов, которые будут
предложены для запоминания, а также потребуется набор карточек с картинками.

Слова для запоминания:

дождь

драка

встреча

ответ

пожар

труд

горе

игра

собрание

сила

утро

сосед

театр

отряд

праздник

Набор карточек для
опосредованного запоминания:

умывальник, лошадь, стул, топор, перья, телефон,
тетрадь, лампа, лейка, карандаш, цветок, лопата, шапка, грабли, дерево,
картина, самолет, домик, стакан, зеркало, трамвай, стол, ключ, мяч, картинки.

Слова можно давать довольно отвлеченными друг
от друга.

Называется слово, на выбор карточки отводится
15-20 секунд, многие подростки осуществляют этот выбор раньше. После каждого
выбора расспросить учащегося, почему он сделал именно этот выбор.

Затем следует занять ученика какой-нибудь
другой работой на 15 минут. По истечении этого времени ему демонстрируются
карточки, которые он выбрал для опосредованного запоминания. Количество
правильно названных слов свидетельствует о развитии у ребенка логических связей
в процессе запоминания.

Каждое слово
что-то обозначает

Задание 1. Необходимо быстро запомнить много
слов. Послушай и повтори!

Внимание!

Сыр, платье, книга, колбаса, компот, шарф,
карандаш, костюм, бумага, варенье, брюки, тетрадь, суп, ручка
.

Все слова после одного прочтения запомнить
почти невозможно. Но можно проявить смекалку и найти способ запоминания, своего
рода палочку-выручалочку.

Слово всегда что-то обозначает. Представьте
то, что обозначают эти слова. Они обозначают весьма конкретные предметы:

  • продукты;
  • одежду;
  • школьные принадлежности.

Конкретные предметы довольно легко разместить
по определенным местам:

  • продукты — в холодильник;
  • одежду — в шкаф;
  • школьные принадлежности — в портфель.

Задание 2. Слова зачитываются еще раз.
Необходимо вспомнить, что лежит в холодильнике, в шкафу и в портфеле.

Задание 3. Подсчитайте количество правильно
названных слов.

Игру можно считать успешной, если было
правильно названо 10—11 слов.

Калейдоскоп
явлений

Задание 1. Играющий самостоятельно читает
нижеприведенный набор слов. Необходимо запомнить все, без исключения, слова.

Соревнование, весна, голубика, дружба,
лужи, черника, переживания, судья, спринт, март, свисток, страдания, чувства,
награды, земляника, вишня, листья, победа, травма, поздравления, страсть,
тренировка, праздник, результаты, измена, малина, проигрыш
.

Для того, чтобы запомнить эти слова полностью,
необходимо применить способы запоминания, связанные с ассоциациями.

Сначала ищем ключевые слова: например, весна,
ягоды, спорт, дружба.

Затем ищем связи ключевых слов с остальными
словами.

Итак:

  • весна — лужи, март, листья, поздравления,
    праздник;
  • ягоды — голубика, черника, земляника, вишня,
    малина;
  • спорт — соревнования, судья, спринт,
    свисток, награды, победа, травма, тренировка, результаты, проигрыш;
  • дружба — переживания, страдания, чувства,
    страсть, измена.

Задание 2. Постарайся припомнить все слова,
используя для этого ключевые слова.

Примечание.
Оказывается, что упорядочить можно любую информацию. Главное условие
заключается в том, чтобы найти способ, который будет составлять основу данной
конструкции. Известны два пути поиска опорного пункта при запоминании. В одном
случае, опираемся на то, что дано, ищем опорный пункт в уже данном материале. В
другом случае, придумываем его, привносим от себя, отталкиваемся от своих
знаний, ощущений, пристрастий, интересов. Оба способа имеют право на
существование.

Ассоциации

Задание 1. Я буду называть тебе слова, а ты
отвечай мне на каждое мое слово своим, первым пришедшим тебе в голову.

Внимание!

  1. Родина
  2. Сквер
  3. Геометрия
  4. Фальсификация
  5. Удар
  6. Ошибка
  7. Камин
  8. Контроль
  9. Ножницы
  10. Любовь
  11. Беда
  12. Свидание
  13. Сказка
  14. Необычность
  15. Костер
  16. Записка
  17. Губы
  18. Проблема
  19. Родители
  20. Кризис

Задание 2. Постарайся вспомнить слова, которые
я называл.

Примечание. В данной игре применяется уже
известный прием — ассоциации — установление связей запоминаемого с чем-либо
известным по сходству, подобию, смежности или противоположности.

Мето́дика опосре́дованного запомина́ния (опосредованное запоминание, опосредованное запоминание по Леонтьеву), методика исследования памяти и особенностей ассоциаций больных и детей начиная от 7 лет; может быть использована для характеристики мышления. Задача испытуемого (тестируемого) – припоминание заданных исследователем слов посредством набора изображений предметов. Изображения предметов не соответствуют задаваемым для запоминания словам, однако могут задействовать ассоциативные механизмы памяти.

Методику опосредованного запоминания в 1920-х гг. предложили А. Р. Лурия и Л. С. Выготский. Разработкой методики занимался А. Н. Леонтьев. Первые упоминания о методике и экспериментальных наблюдениях Леонтьева появились весной 1928 г. в публикации «Опосредствованное запоминание у детей с недостаточным и болезненным интеллектом». В публикации представлены 3 первые серии методики. 1-я серия представляла собой непосредственное запоминание, 2-я – опосредованное запоминание, 3-я – также опосредованное с усложнением слов и картинок. В дальнейшем Леонтьев продолжил разрабатывать методику, усложняя задания. На сегодняшний день в психиатрической клинике используются обычно 3-я и 4-я серии из числа апробированных Леонтьевым (Рубинштейн. 1999).

Основополагающим в методике А. Н. Леонтьев считал набор стимульных слов для запоминания. Набор слов для 3-й серии исследования: свет, обед, молоток, одежда, поле, игра, птица, лошадь, урок, ночь, мышь, молоко, стул, дорога. Набор слов для 4-й серии исследования: дождь, собрание, пожар, день, драка, отряд, театр, ошибка, сила, встреча, ответ, горе, праздник, сосед, труд. Менять слова не следует, т. к. методика в авторском варианте была многократно апробирована. В то же время стимульный набор картинок может быть как изготовлен по образцам лаборатории экспериментальной патопсихологии Института психиатрии Министерства здравоохранения РСФСР, так и сделан самостоятельно. Стимульные карточки должны удовлетворять минимальным требованиям в чёткости, их размер должен быть 5 × 5 см каждая.

А. Н. Леонтьев предлагает следующую подборку картинок 3-й серии исследования: диван, гриб, корова, умывальник, стол, ветка земляники, ручка для перьев, самолёт, географическая карта, щётка, лопата, грабли, автомобиль, дерево, лейка, дом, цветок, тетради, телеграфный столб, ключ, хлеб, трамвай, окно, стакан, постель, телега, настольная электрическая лампа, картина в раме, поле, кошка. И список картинок 4-й серии исследования: полотенце, стул, чернильница, велосипед, секундомер, глобус, карандаш, солнце, рюмка, обеденный прибор, расчёска, тарелка, зеркало, перья (2 штуки), поднос, дом-булочная, фабричные трубы, кувшин, забор, собака, детские штанишки, комната, носки и ботинки, перочинный нож, гусь, уличный фонарь, лошадь, петух, чёрная доска (школьная), рубашка (Леонтьев. 1983).

Для проведения исследования необходимо разграфить форму протокола. Форма содержит колонки называемых слов, соответственно выбранных карточек, ассоциирующихся со словом, объяснение связи, использованной для запоминания, успешность воспроизведения, объяснение связи воспроизведения.

Методика проводится следующим образом. Перед исследуемым выкладываются все 30 карточек серии вразброс и таким образом, чтобы они были хорошо видны. После чего исследователь инструктирует и приводит пример: «Вам нужно будет запомнить ряд слов. Для того чтобы легче было запоминать слова, нужно каждый раз, когда я назову слово, выбрать какую-либо одну из карточек, такую, чтоб она помогла вспомнить заданное слово. Вот, например, первое слово, которое нужно запомнить, – «дождь». Здесь дождь нигде не нарисован, но можно выбрать карточку, которая поможет запомнить это слово» (Рубинштейн. 1999. С. 137).

После сделанного выбора картинка откладывается в сторону, а исследователь предлагает пояснить выбор картинки. Выбор и пояснения заносятся в форму протокола опыта. После предъявления всех слов в исследовании наступает пауза продолжительностью 20–30 мин, которую можно занять другими тестами. Вторая часть исследования состоит в произвольном предъявлении отобранных стимульных картинок. Исследователь просит припомнить слова, соответствующие выбранным картинкам, и пояснить, каким образом картинка напомнила слово.

А. Н. Леонтьев предлагает использовать средние значения опосредованного запоминания, основываясь на многочисленных предъявлениях методики. Так, он приводит данные, по которым видно, что у школьников 10–12 лет количество воспроизводимых слов равно 10, у умственно отсталых учеников вспомогательной школы того же возраста – 8,6, а у детей с диагнозом олигофрения в медико-педагогической клинике – 3,8 (Леонтьев. 1928).

А. Н. Леонтьев указывает, что возможности методики опосредованного запоминания шире, чем исследование памяти как простого акта запечатления информации: «Таким образом, мы видим, что в обычных условиях запоминание взрослого человека отнюдь не представляет собой элементарной деятельности», «что оно не есть простой продукт способности удерживать, продукт retentiveness (сохраняемость; перевод наш. – О.С.), говоря термином, который в английском языке издавна употребляется психологами, но что эта операция сложная и изменчивая, для осуществления которой человеческий ум развертывает все свое бесконечное богатство» (Леонтьев. 1928. С. 50)

Впоследствии эта мысль автора получила широкое развитие, уже С. Я. Рубинштейн выделяет список особенностей исполнения методики соответственно психиатрическому расстройству: «Кроме того, слабоумие (врожденное или приобретенное) проявляет себя также в том, что больному недоступен процесс опосредования. При корсаковском синдроме связи могут быть установлены адекватно, но полностью забыты к моменту воспроизведения. В противоположность такому забыванию для некоторых больных характерна резко выраженная непродуктивность ассо­циаций. Так, больная шизофренией в дефектном состоянии, бух­галтер по профессии, не могла ни к одному слову найти под­ходящей карточки» (Рубинштейн. 1999. С. 139). Таким образом выявляется выхолощенность мышления при шизофрении, что выявляет ценность методики как крайне важного инструмента анализа не только памяти, но и мышления. Стигматизация шизофрении ставит диагностов перед необходимостью использовать неявные методы, что делает методику опосредованного запоминания особенно полезным инструментом.

Опубликовано 7 февраля 2023 г. в 15:07 (GMT+3). Последнее обновление 25 января 2024 г. в 13:39 (GMT+3).

Источник: Фатихова Л.Ф. Диагностический комплекс для психолого-педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями / Л.Ф. Фатихова. – Уфа: ИЦ Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова», 2011. – 80 с. 

Цель: диагностика опосредованного запоминания (методика А.Н. Леонтьева в адаптации Л.Ф. Фатиховой для детей с интеллектуальными нарушениями).

Методика предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Цель:

  • выявить уровень развития опосредованной памяти;
  • изучить особенности мышления, способности к речевому опосредованию познавательной задачи.

Стимульный материал: а) набор слов: школа, обед, утро, красота, прогулка;

б) набор карточек: портфель, тарелка, яблоко, солнце, лошадь, часы, расческа, петух, детские штанишки, цветок, рыба, собака, лопата, береза, ботинок 

Ход исследования

С участием ребенка разложить на столе карточки, уточнить, знакомы ли ему наиболее трудные из них. Затем дать инструкцию: «Сейчас ты будешь запоминать слова. Я буду говорить тебе слово, а ты, чтобы легче было его запомнить, будешь выбирать какую-нибудь картинку, но такую, которая поможет тебе вспомнить это слово. Я тебе буду говорить слова, а здесь можно найти такую картинку, которая сможет напомнить тебе это слово». Первым предъявляется слово «школа».

Виды помощи

  1. Если ребенок в течение 15 секунд не начинает работу, возможно, не понимая инструкции, она предъявляется повторно в уточненном варианте: «Тебе надо запомнить слово «школа». Посмотри внимательно, какая карточка сможет напомнить тебе про школу».
  2. Если выбор в течение 30 секунд не произведен, экспериментатор еще раз говорит: «Подумай, какая карточка сможет тебе напомнить слово «школа».
  3. Если ребенок не может сделать выбор в течение одной минуты, то ему дается урок на примере слова «школа» — экспериментатор берет карточку с изображением костра и поясняет: «Видишь, здесь нарисован портфель, с ним ученики ходят в школу. Картинка с портфелем и напомнит тебе слово «школа».

Затем последовательно предъявляются следующие слова. На выбор карточки отводится до одной минуты. Если за это время выбор не произведен, то ребенку предъявляются те же виды помощи, что и при слове «школа».

После выбора каждой карточки необходимо спрашивать ребенка объяснение связи: «Как тебе эта карточка напоминает про слово… ?».

По окончании выбора карточек к каждому слову экспериментатор просит ребенка рассмотреть карточки и назвать слова, которые он запомнил.

Оценка результатов

За каждое правильно воспроизведенное слово при самостоятельном выборе карточки начисляется по 2 балла. Таким образом, максимальная оценка за выполнение задания — 10 баллов.

Каждый вид помощи уменьшает оценку за воспроизведенное слово на 0,5 балла. Если все предъявленные виды помощи не повлияли на результат выполнения задания, оценка — 0 баллов.

Протокол фиксации результатов исследования по методике «Опосредованное запоминание»

ФИО ребенка___________________________ Возраст:____________

Класс:________ Дата исследования:______________

Стимульные

слова

Выбранная

картинка

Объяснение

выбора

Воспроизведенное слово до предъявления помощи

Виды и количество помощи

Воспроизведенное слово после предъявления помощи

Баллы

Школа

Обед

Утро

Красота

Прогулка

Итоговая

оценка

Группы детей

Возраст

Баллы

Нормально развивающиеся дети

Дошкольный

6-10

Младший школьный

8-10

Дети с задержкой психического развития

Дошкольный

4-6

Младший школьный

6-10

Дети с умственной отсталостью

Дошкольный

0-2

Младший школьный

4-7

 Нормально развивающиеся дети как дошкольного, так и младшего школьного возраста способны к адекватному выбору картинок, опосредующих запоминание слов, к соответствующему объяснению сделанного выбора и к точному воспроизведению слов.

Дети с ЗПР в целом способны к установлению адекватных связей между картинкой и запоминаемым словом, однако у дошкольников с ЗПР наряду с адекватными связями наблюдается и неадекватные — внешне адекватный выбор картинки к запоминаемому слову сопровождается несоответствующим объяснением связи между картинкой и словом. Соответствующие объяснения наблюдаются в случае обоснования связи между картинкой и словом бытового содержания (обед — тарелка, прогулка — ботинок, школа — портфель), абстрактные понятия (утро, красота) обрабатываются труднее. У дошкольников с ЗПР резко падает продуктивность деятельности к концу выполнения задания: первые 2-3 слова воспроизводятся, как правило, точно, а последние — неточно. Дошкольники с ЗПР, в отличие от младших школьников с ЗПР, при налаживании связей между картинкой и словом и обоснованием данной связи не всегда могут использовать эту связь при воспроизведении: наблюдается неправильное или неточное воспроизведение — подбор близкого по смыслу слова (обед — кушать) или изменение формы слова (прогулка — гулять).

Для детей с умственной отсталостью в целом не характерна способность к налаживанию адекватных связей между картинкой и запоминаемым словом. Чаще всего они не способны самостоятельно подобрать соответствующую картинку к слову (выбор приходится делать психологу) и, тем более, обосновать связь картинки и слова. Воспроизведение слов также носит непродуктивный характер: вместо воспроизведения слов дети обычно просто называют картинки, которые были ранее выбраны с помощью психолога.



По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней — кликните на третью ссылку.

 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
  • Как продавать на етси из россии пошаговая инструкция
  • Дюфалайт для лошадей инструкция
  • Драже пустырника инструкция по применению взрослым
  • Капли зиртек инструкция по применению ребенку
  • Bose solo 5 инструкция