Время на прочтение8 мин
Количество просмотров235K
Osmand — программа для Android, которая позволяет работать с офлайн картами OpenStreetMap и не только, использовать голосовую навигацию, запись, отображение и навигацией GPX треков, а также ряд возможностей по редактированию OSM. Судя по предыдущему топику , среди хабровчан достаточно большое число пользователей данной программы, которые бы хотели узнать тонкости работы данной программы.
Конечно, написание руководств для пользователей в последнее время считается плохим тоном, так как пользовательский интерфейс должен быть абсолютно понятен всем и в любой ситуации, но реальность, к сожалению, говорит об обратном. Особенно это критично, когда пользователи не понимают базовых понятий приложения или руководствуются заниженной или завышенной оценкой к его возможностям.
Osmand, как и большинство Linux приложений, предназначен, для всех, поэтому конкретную целевую аудиторию даже сложно назвать. Это является и плюсом и минусом приложения. В принципе все open source развиваются по этому сценарию, потому как сообщество постоянно добавляет маленькие и нужные патчи и редко добавляет большие и нужные. Так и получаются приложения с кучей настроек, кучей перекрывающихся функций и тысячами сценариев использования.
Кратко темы, раскрытые ниже:
- Карта — векторные и растровые карты, различные настройки
- Экран Карты — индикаторы на главном экране приложения и контекстное меню
- Настройки приложения — профили настроек и обзор базовых настроек
- Фоновый сервис — работа приложения с выключенным экраном и с заданным периодом включения
- Мониторинг — запись GPX треков
- Навигация — онлайн и офлайн навигация
- Поиск — поиск POI, транспорта, адреса
- OSM редактирование — POI и Osm bugs
Прежде всего следует отметить, что документация на русском все же существует, пусть и немного устаревшая Чаво
Карта
Существует 2 вида карт: векторные и растровые. Растровые карты — это карты, которые представлены картинками (тайлами), векторные карты — это бинарный набор данных, по которым еще предстоит нарисовать тайлы для отображения. В общем принципиальное различие в том, что растровые карты рисуются очень быстро и занимают очень много места для детализированных областей. Для примера Google Maps/Yandex maps — растровые карты, Garmin/Navitel — векторные. При первой загрузке Osmand использует растровые карты, причем подгружает их из интернета на SD карточку, потом эти карты используются. Векторные карты нужно загрузить в специальном диалоге — Настройки → Индексы → Загрузить индексы. Для того, чтобы переключаться между картами, используйте меню → Слои → Карта источник…
Растровые карты
Растровые карты достаточно удобны, если вам критична скорость отображения и вы не хотите засорять SD карточку, имея под рукой интернет. По умолчанию, создается 2 источника растровых карт, но вы можете загрузить другие через «Установить..». В момент установки источника, создается папка на SD карточке (/sdcard/osmand/tiles/<имя источника>), куда и будут загружаться все тайлы. Удалив эту папку, программа будет считать, что источника нету. Это достаточно удобный способ составлять список источников по своему усмотрению.
Так же, существует способ для того, чтобы создать свой источник тайлов (Собственный рендеринг, WMS). Если зайти /sdcard/osmand/tiles/<имя источника>, то можно найти файл .metainfo, который и содержит всю необходимую информацию о загрузке тайлов. Более простой способ и лучший использовать OsmandMapCreator. При помощи этой программы можно выделить и загрузить интересуемую (большую) область, а затем скопировать ее на SD карточку. Загрузить большую область можно и используя Wifi на телефоне: контекстное меню → Загрузить карту. Главное преимущество использования PC для подготовки карты в том, что можно тайлы поместить в один файл (Create sqlite database), после этого скопировать файл в osmand/tiles/. Это очень важно для Flash Карт, так как большое количество файлов чрезмерно ухудшает работу файловой системы. SQlite файл так же будет догружать тайлы из интернета.
Существуют настройки для тех, кто следит за интернет трафиком (Настройки — Карта/Общие): можно отключить интернет вообще для загрузки тайлов и можно указать уровень детализации (zoom level), начиная с которого не надо грузить тайлы. Например, для автомобильной навигации вполне достаточно 14-15, так как Osmand может увеличивать тайлы в 2-4 раза соответственнов 16-17, экономия трафика очевидна
Векторные карты
Для отображения векторных карт необходимо загрузить эти самые карты. На экране отобразится огромный список загрузок с фильтром, список загрузок совпадает с Downloads. Рекомендуется загрузить помимо своего региона 1) Голосовые данные и 2) Basemap (Карту мира 1-7 зум 3 Mb). Преимущество векторных карт то, что они умеют поворачиваться и поддерживают разные стили рендеринга. Стили рендеринга зависят от текущего Профиля (описано ниже), но их можно указать вручную. Можно даже создать свой стиль и поместить его в (osmand/rendering), некоторые даже создают карты с профилем высот. Так же векторные карты меняют свой стиль в зависимости от дня и ночи (можно найти в настройках) и могут транслитерировать названия в английские.
Векторные карты могут быть достаточно медленны на маленькой детализации, поэтому существует опция, перехода в растровые карты при зуме <= N. Достаточно эффективная комбинация расхода памяти и времени рендеринга.
Карты подложки и покрытия
В приложении имеется возможность использовать любую карту в качестве подложки или покрытия с необходимым уровнем прозрачности. Естественно это замедляет процесс рендеринга + тратит очень драгоценную для приложения память (может падать).
Экран карты
На экране карты отображаются в зависимости от ситуации индикатор скорости, индикатор времени прибытия (при нажатии индикатор оставшегося времени), индикатор детализации (зум), индикатор расстояния от центра карты до точки назначения (при нажатии переходит в точку назначения), стрелка — кнопка вернуться в текущее положение, компас (при нажатии вращает карту по компасу или отключает вращение), профиль настроек (при нажатии можно выбрать).
Точка назначения отображается на карте красной точкой с флажком, когда она не видна, то появляется красная стрелка, которая указывает направление + на экране всегда видно расстояние до нее, что является достаточно удобным при пешей навигации. Точку назначения можно выбрать через любой поиск (Идти к), иногда надо использовать долгое нажатие, или через контекстное меню карты. При прокладке маршрута точка назначения должна быть выбранной. Ее можно убрать через Меню → Снять отметку.
Контекстное меню карты — это меню, действия которого привязано к выбранной точке на карте. Можно выбрать 3 способами: нажатие трекпоинта, долгое нажатие на карте + нажатие на появившейся областе (долго нажатие скрывает область), через меню. В этом меню выбранная точка 1) может быть выбрана как точка назначения 2) может использоваться как отправная точка маршрута (только для просмотра) 3) будет отправной для поиска POI, транспорта 4) может быть отправлена другу через SMS, email 5)…
Общие настройки и профили настроек
В приложение существуют общие настройки и настройки профиля. Общие настройки:
— ориентация экрана — можно установить, чтобы карта не сбивалась, когда несешь телефон в руке
— директория приложения — можно поменять /sdcard/osmand.
— локализация, единицы измерения расстояния, использование трекпоинта…
В приложении существует 4 профиля: по умолчания (обзор карты), авто, велосипед и пешеход. Все настройки выбранные в каждом профиле хранятся в нем. К примеру, для пешехода было выбрано всегда отоброжать дневной рендеринг, соответственно при смене на авто — эта настройка будет сброшена и будет установлена другая как автомасштабирование. При навигации профиль настроек меняется автоматически. Существуют настройки по умолчанию для каждого профиля, но все их можно менять и настраивать.
На данный момент карты и слои, хотя и отображаются в настройках, являются отдельными настройками приложения и не меняются по профилям.
Поиск
Искать можно по координатам, по адресу, избранные, POI, транспорт и в истории поиска. Для адреса, POI, транспорта необходимы векторные данные. Можно визуализировать поиск на карте, включив необходимые слои (Меню → Слои), слой POI фильтра, слой избранных или слой транспортных остановок. Для всех поисков активны 2 кнопки, «показать на карте» и «идти к», для избранных, истории опция «идти к» появляется при долгом нажатии. Попасть в поиск можно нажав кнопку поиск на устройстве. На поиск влияет опция «показать английские имена».
Адрес
Все довольно просто: выбираете регион (название векторных карт), город, улицу и т.д. Так же существует опция искать через Osm Nominatim, использует интернет и рекомендуется тем, кто знает как надо формировать запросы.
POI
Для поиска POI применяются фильтры. Редактируемые и созданные пользователем, отображаются звездочкой, стандартные OSM — папкой. Для редактирования необходимо долго нажатие на фильтре или выбрать новый фильтр, далее через меню фильтр можно «сохранить как» или «удалить». При выборе фильтра появляются 2 опции: искать рядом с собой (потребуется время пока приложение найдет спутники) или искать вокруг последнего выбранного участка карты. Существует способ отфильтровать найденные POI по имени — кнопка меню → фильтр.
Избранные
Добавить в избранные можно через контекстное меню на карте. Существует также отдельная опция «заменить», для динамических избранных, таких как машина, отель, место последней встречи в лесу Избранные точки можно экспортировать и импортировать (файл GPX), важно при удалении приложения и установке заново. Не рекомендуется импортировать большое количество избранных точек, лучше для этого использовать слой «GPX файл».
Транспорт
Поиск транспорта можно назвать также как прокладка маршрута вручную. При поиске необходима начальная точка (конечная по усмотрению), поэтому поиск транспорта доступен из контекстного меню карты. Надпись искать транспорт до цели кликабельна, в одном случае цель учитывается, в другом нет. При поиске транспорта — результаты сортируются по наименьшей сумме от старта до маршрута + от маршрута до назначения. При выборе некоторого маршрута, предлагается выбрать остановку, на которой выходить. После этого поиск будет повторен, но начальной точкой будет уже точка остановки предыдущего маршрута (Искать после). Таким образом можно построить маршрут с пересадками, но остановки пересадок придется выбирать вручную.
Фоновый сервис
Фоновый сервис может быть полезен, если вы хотите отключить экран и не использовать GPS непрерывно. Фоновый сервис запускает позиционирование GPS через определенные промежутки времени и выполняет 2 функции: запись GPX трека и навигация (включая голосовую). Включить фоновый сервис можно в настройках.
Навигация и прокладка маршрута
Для того, чтобы проложить маршрут, необходимо выбрать точку следования, а затем Меню — маршрут. Существует 2 режима для построения маршрута: следовать (навигация) и просмотр маршрута. Посмотреть информацию о проложенном маршруте можно Меню — Маршрут — О маршруте. При выборе режима следовать — автоматически меняется профиль и маршрут прокладывается от текущего местоположения, при этом включается голосовая навигация.
Существует 3 источника построения маршрутов: онлайн источник (Cloudmade, Yours), офлайн навигация по векторным данным (нестабильная) и навигация по GPX треку. Наиболее оптимальным является Cloudmade, но требует подключения к интернету. Навигация по векторным данным находится в стадии разработки и может использоваться только на короткие расстояния и еще пока не определяет съезды на трассы/круги движения и другое. Навигироваться можно и по GPX треку, построенному, например, maps.cloudmade.com (Карта — Меню — Навигация по GPX).
Мониторинг и GPX файлы
Мониторинг и запись GPX файлов в /sdcard/osmand/tracks включена по умолчанию для некоторых профилей (авто, велосипед), поэтому история ваших движений хранится в GPX файлах по дням. Эти настройки можно отключить и включить для других профилей, выбрав желаемый интервал слежения.
В приложении можно просмотреть записанные треки, а также созданные другими пользователями. Для этого необходимо, чтобы GPX файлы находились в /sdcard/osmand/tracks. Включить можно через Слои — GPX, при этом все сегменты будут отображены линиями на карте, а все точки в треке будут отображены как избранные. Они также будут доступны в списке избранных, пока включен слой.
В любой момент в записываемый GPX файл можно добавить точку с описанием, сделать это можно через контекстное меню карты. Это бывает полезно для записи некоторых POI при отсутствии интернета.
Другое
- В приложении есть функции для редактирования и комментирования OSM карт: слой Osm bugs, создание/редактирование POI (через контекстное меню), создание Osm bugs. Для редактирования POI необходимо указать свой логин в настройках.
- Не забывайте просматривать полезные советы (иконка вопросик): там публикуются последние изменения в приложении.
- Можно создавать собственные векторные карты, например, для отображения geocaching как POI. Для этого необходимо сконвертировать исходные данные в Osm формат и проиндексировать его используя OsmAndMapCreator.
P.S. Если я что-то упустил, какие-то интересные и маленькие моменты, буду добавлять в «другое».
Спасибо за внимание
Отличный пост! Спасибо!
Попробовал Osmand. Действительно, проблема с загрузками карт. Заплатил 359р за Osmandplus и еще сотню за плагин высот.
Нашел вот какую недоработку. По руслам рек непонятна их реальная ширина и глубина, а мне это, как любителю-рыболову абсолютно необходимо)
Мне гораздо полезнее спутниковая карта. Я её готовил в SASPlanet в разных масштабах, сохранял, загружал на тел. и использовал в старой версии яндекс.карт. Объём таких спутниковых оффлайн карт по нашей области у меня занимает около 32 гб.
Готовить их конечно тяжко…
Подскажи, когда включаешь плагин онлайн-карт в Osmand+ и включаешь слой спутниковых карт, он их сохраняет где-то в кэш, пока дома интернет доступен? Ведь потом, когда за город уедешь, инета не будет, а они ой как необходимы!
Ведь именно на спутниковых картах видны последние тропки, где машины проезжали, и даже отмели рек, куда можно в сапогах поглубже зайти…
По рекам замечание резонное. Может какой-то вид карты имеет эти данные? Плагин онлайн карт не испытывал, но должны по адекватной логике держаться в кеше. Можно проверить через режим телефона «в самолёте».
h2010orion
Отличный пост! Спасибо!
Попробовал Osmand. Действительно, проблема с загрузками карт. Заплатил 359р за Osmandplus и еще сотню за плагин высот.
Нашел вот какую недоработку. По руслам рек непонятна их реальная ширина и глубина, а мне это, как любителю-рыболову абсолютно необходимо)
Мне гораздо полезнее спутниковая карта. Я её готовил в SASPlanet в разных масштабах, сохранял, загружал на тел. и использовал в старой версии яндекс.карт. Объём таких спутниковых оффлайн карт по нашей области у меня занимает около 32 гб.
Готовить их конечно тяжко…
Подскажи, когда включаешь плагин онлайн-карт в Osmand+ и включаешь слой спутниковых карт, он их сохраняет где-то в кэш, пока дома интернет доступен? Ведь потом, когда за город уедешь, инета не будет, а они ой как необходимы!
Ведь именно на спутниковых картах видны последние тропки, где машины проезжали, и даже отмели рек, куда можно в сапогах поглубже зайти…
Да, онлайн это растровые, они грузятся отдельно для каждого масштаба, кэшируются в папке османда, , ииспользуются потом офлайн. Типов спутниковых там много, не просто снимок типа гуглземля, а они еще отличаются бывает по времени года, по облачности и тому подобное, есть из чего выбрать
Спасибо большое очень полезное видео!
В своё время хотел подробную карту города сделать в OSM, со всеми тропиками, дорожками и прочее. В итоге, однажды захожу и вижу, что вся моя многомесячная работа испорчена, кто-то взял, половину переудалял и растаскал не понятно как векторы. Плюнул и забил на это дело. Использую для навигации по дорогам общего пользования Навител, для бездорожья старые добрые Генштабки через OziExplorer, а так же яндексовские космоснимки с гибридным слоем Викимапии на SAS4Android. Ну и если надо что-то онлайн выцепить, если есть сеть, то стандартную карту гугла или Яндекс карты.
пользуюсь османдом 1.7.5+, лучше османда действительно ничего нет))
opentopomap иногда, в основном векторные. UniRS рендеринг, также Hillshade.+ корректор высоты, и СРТМ, линии высот ес-сно,
Тоже с османдом живу, правда вид карты оставляю его (можно будет попробовать пощелкать, посмотреть). Ну и версия у меня бесплатная, пока хватает ее функционала, про платную не задумывалась)
В стандартном виде не показаны пешеходные тропы, если ничего не путаю
Хороший рассказ. Сам думал сделать ликбез по навигации, но как то все не до того было. Растровые можно подгружать еще в османд, можно как слой. Но для этого мне SAS4Andriod больше нравится. И осм карты которые в основном использует османд не покрывают многих мест, к примеру у нас в Карелии.
Всегда пользую Locus, лучше пока не нашел для себя.
Как говаривал один мой препод: «У каждого психа своя программа» ))
Мапс легче и меньше гемора. + сас и ози.
Дело привычки скорее, мне османд больше нравится, чем мапс ми))) Сас и ози вообще как-то не пошли
Поддерживаю! Мне тоже ОСМ понравился, я даже купить не поскупился после поездки в Грузии. Но у МапсМи с лесными/горными тропами лучше, надо признать.
Я пока не сталкивалась с таким случаем, чтобы мне не хватало османда. Но да, иногда на местности дорог оказывается больше, чем в навигаторе, это есть) Надо попробовать включать пешеходные тропы, я редко их просматриваю
Ну это когда включаешь рядом МапсМи становится понятно, чего нет в ОСМе. Тоже надо глянуть пешеходные, возможно у меня отключены и в этом проблема.
Предлагаем познакомиться с первой частью учебного пособия, предназначенного для последовательного самостоятельного изучения спутниковой навигации начинающими незрячими пользователями.
Предлагаем познакомиться с первой частью учебного пособия, предназначенного для последовательного самостоятельного изучения спутниковой навигации начинающими незрячими пользователями.
Автор пособия: Николай Павлович Парахин, сотрудник республиканской специальной библиотеки им. Л.Н. Толстого (г. Чебоксары).
Пособие представлено в качестве итоговой работы по курсу «Тифлоинформационные технологии в социальной интеграции инвалидов по зрению», который проходил в системе электронного обучения Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского.
Работа также было представлено на конкурс практик НКО по информационному обеспечению инвалидов по зрению и стала одним из победителей конкурса.
Конкурс был организован в 2017 году Нижегородским областным центром реабилитации инвалидов по зрению «Камерата» в партнерстве с Тифлоинформационным центром Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского и компанией «Элита Групп» в рамках программы «Повышение эффективности работы НКО по информационному обеспечению инвалидов по зрению» при поддержке министерства экономического развития Российской Федерации.
Введение
В настоящее время активно разрабатываются обучающие информационные программы для ведения учебных курсов для людей с инвалидностью по зрению.
На современном этапе незрячие люди, стремящиеся к полноценной жизни, просто обязаны в совершенстве владеть информационными технологиями.
Знание компьютера позволяет быть на равных и в учёбе, и в трудовой деятельности. Умение взаимодействовать с сенсорными устройствами делает незрячего человека мобильным, как в информационном пространстве, так и в пространстве окружающего мира.
Так, например, сенсорные устройства, оснащённые навигационными приложениями, могут в различной степени помочь незрячему человеку сориентироваться в любом, даже незнакомом месте. Спланировать маршрут и благодаря этому, самостоятельно добраться до нужного объекта.
В качестве сенсорного устройства для навигации можно использовать смартфоны, работающие на операционной системе Android, а в качестве навигационного приложения — «OsmAnd access». Основной особенностью которого является навигация в режиме «off line», то есть предварительно загруженные векторные карты позволяют осуществлять навигацию без подключения к Интернет.
Считается, что работа с приложением «Osmand» сложна из-за её многофункциональности, т.е. перегруженности программы различными навигационными инструментами. С одной стороны это так, но с другой — умение грамотно построить маршрут, используя при этом минимум функций и правильно завершить работу навигатора. Всё это в конечном результате приведёт к корректной работе приложения «Osmand».
Использование и применение материала данного пособия позволит повысить эффективность обучения и усвоения учебного курса.
Данное пособие состоит из двух частей:
- «Подготовительная». Эта часть посвящена первому запуску приложения «Osmand», включению и настройке плагина «Специальные возможности». Подробно описана загрузка карт и компонентов, необходимых для работы приложения и охватывает способы настроек: «Основные», «Навигация», «Настройка экрана» и «Настройка карты».
- «Навигация». В этой части рассказывается о трёх навигационных инструментах: «Создание пользовательской точки», режим «Осмотреться вокруг» и «Поиск», благодаря которым можно осуществлять навигацию, как по точке привязке, так и по спланированным маршрутам. Запись «GPX-трека» и грамотная работа на маршруте завершает вторую часть пособия.
Пособие основано на знаниях, полученных в процессе обучения в учебном центре Культурно-спортивного реабилитационного комплекса Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени общества слепых (КСРК ВОС, г. Москва).
Данное пособие разработано для формирования знаний, умений и навыков у начинающих пользователей навигационного приложения «Osmand» и уже активно используется в работе компьютерного центра информационных технологий Чувашской республиканской специальной библиотеки имени Л.Н. Толстого.
Пособие имеет практическую значимость для преподавателей информационных технологий различных регионов России и ближайшего зарубежья, а также может быть использовано для последовательного самостоятельного изучения спутниковой навигации незрячими пользователями.
Материалы для скачивания
- Учебное пособие «Osmand — первые шаги». ч. 1
- Сайт Чувашской республиканской специальной библиотеки имени Л.Н. Толстого
Главная > Софтинки > Начальный обзор навигации Osmand (для Андроид) — Osmand/Osmand+
20.01.2013
- Android-приложение Osmand/Osmand+, версия: Постоянно обновляемая, цена: 0/199.99 руб.
Название: Osmand/Osmand+.
Назначение: поисково-навигационное приложение.
Система: новые версии гарантированно работают на АНД 2.1
и выше.
Средняя оценка в маркете: 4+.
Статус: бесплатно/199 р.
Перемещение программы на карту памяти: +.
Доступность карт: множество стран, включая РФ, Украину,
СНГ, Европу. Карты разделены по регионам.
Подробность карт: до уровня отображения номеров домов в
поселках городского типа и больших селах.
ON/OFF line карты: +/+.
Размер карт: от 10 до 100 МБ.
Размер установочного файла: около 15 МБ.
Потребление RAM: в свернутом неактивном состоянии — от
17 МБ, в режиме активной навигации — до 30 МБ.
Итак, OSMAND — это, прежде всего, карты + возможность
навигации. Именно «возможность». Если карты в этой
программе, действительно, на высоком уровне, то
навигация исполняет лишь простые задачи. Впрочем, у
навигации (при ее урезанных навигационных функциях) есть
несколько неоспоримых преимуществ. Но обо всем по
порядку.
Данная программа имеет две версии. Бесплатную и платную.
Сразу обращаем внимание на то, что в бесплатной версии
вы не платите ни за что и никогда, а в платной версии
вы платите только один раз.
Бесплатная версия ограничена 10-ю загрузками. Что это
значит? Посчитаем. Две карты мира + минимум один голос
качаем обязательно. И остается еще 7 загрузок. Это может
быть карта региона, карта какой-нибудь небольшой страны
или дополнительный голос. Видимо, для тех, кто постоянно
пересекает такую страну, как РФ, вдоль и поперек, этого
будет недостаточно. Ограничение на количество загрузок
снимается за 200 р. Повторюсь, плата не за месяц или за
год. Платите один раз. Согласитесь, 200 р. — копейки, в
сравнении со стоимостью лицензии на другие программы.
Я бы не советовала качать взломанную версию. По той
простой причине, что хороших людей, которые и так уже
сделали не урезанную по функционалу или по времени
бесплатную версию с чудесными подробными картами, нужно
благодарить. Кстати, ограничение в 10 загрузок не
распространяется на обновление уже загруженного региона.
То есть если Москва уже закачана, то ее можно
обновлять без ограничений.
Второе ограничение — это отсутствие в бесплатной версии
информации от Викки. Впрочем, не следует рассматривать
такое дополнение как нечто сильно важное. Скорей, это
все же баловство.
Карты
Карты — это сильная сторона данного приложения. Они,
конечно, не 3-мерные, но зато подробные, точные,
полноцветные, бесплатные, быстрообновляемые, легкие и
офлайновые. Конечно, можно использовать и онлайн-карты.
Которых на самом деле пара десятков, если не больше. И
Гугл, и Яндекс, и ОпенМАПС, и каких таких там только нет.
Переключение между оф- и онлайн-картами не сбрасывает
местоположение. Это значит, что если данных на
офлайн-карте вам не хватает и вы переключаетесь на любую карту
онлайн, то на экране вы видите ту же самую местность в
том же самом масштабе. Это очень удобно, например, при
глобальном изменении местности. Также присутствует
возможность накладывать данные из онлайн-карт на данные
офлайн-карты. Однако пользоваться этой функцией надо
умеючи. Поначалу можно и запутаться, с какой карты
показан тот или иной объект. Кроме того, онлайн-данные
могут просто прорисовываться там, где нет
офлайн-данных. Дополнять их. Однако за мой личный опыт
использования Османда, я лишь несколько раз включала
онлайн-режим. Просто чтобы сравнить актуальность и
точность. Могу сказать, что сообщество, которое создает
эти карты (а это именно свободное сообщество, и вы тоже
можете внести свой вклад в создание карт), использует
для создания любые открытые данные. Включая и данные
онлайн-карт. Поэтому особых отличий в данных оф- и
онлайн я не наблюдала.
Онлайн-карты. Это отдельная песня, их качество
отличается, конечно, от производителя. В целом хочу
выделить Гугл, Яндекс, ну и карты «только дороги».
Про офлайн-карты…
Красота карт.
Они не 3-мерны (говорила уже), но они имеют четкую
раздельную цветовую гамму. Жилые кварталы, промышленные,
школы и так далее. Имеется дневной и ночной режим.
Отсутствуют разные темы, разделение на летний и зимний
режим и тому подобные вещи. По-моему, они больше
напоминают бумажные карты, нежели электронный навигатор
2012 года. Но с другой стороны, учитывайте небольшой вес
карт и мизерную нагрузку на оперативку самой программы.
Если по параметру «красота» Османд уступает платным
аналогам, то по параметрам «подробность» и «точность»
несколько превосходит их. Судите сами.
Я взяла для примера свой регион, но с другими регионами
и странами дело обстоит так же.
Обратите внимание на малые поселки или села. Они,
конечно, показаны не 100% подробно, но основные улицы на
них указаны…
Что уж там говорить про региональные центры или
города-спутники… Кстати, дороги четко различаются по цвету и
ширине в зависимости от их значимости, и обозначены
названия микрорайонов. А еще обратите внимание, как
обозначены строящиеся объекты…
Хорошим дополнением к точности и информативности служат
«точки POI».
Это метки на карте. Которые ставят пользователи карты. В
том числе, можете ставить и вы. Их можно ставить только
для себя или отправлять в общую базу. Метки эти могут
нести несколько значений.
Во-первых, они служат источником информации об
объекте…
Однако эти точки — это любительский уровень. На грани
кратких отзывов о каких-либо местах/объектах. Для
получения справочной информации или поиска организаций
Османд категорически не подходит. Но с другой стороны,
они очень помогают в личном использовании. К сожалению,
я не смогла удостовериться в возможности синхронизации
ПОИпов между двумя устройствами с Османд. Говорят, что
это возможно. Но у меня не получилось.
Во-вторых, могут сообщать об ошибках. Причем красные
точки — это неисправленные ошибки, а зеленые — это те, по
которым на карту уже внесены изменения.
Повторюсь, все эти точки можете размещать и вы. И
исправления вносятся довольно оперативно. Я сама много
раз находила ошибки, и они были исправлены. Правда,
некоторые не исправляют…
В-третьих, они могут сообщать о ситуациях. Например, об
авариях или перекопах. Но опять же на очень непрофессиональном
уровне. Яндекс-пробки в этом плане смотрятся гораздо
информативнее и надежнее.
Если вам нужно быстро кому-то объяснить, где вы
находитесь, то можно воспользоваться функцией
«Поделиться местоположением». В этом случае, ваш адресат
получит сообщение с указанием координат и ссылкой. Эту
ссылку можно открыть программой Османд или любым
браузером и увидеть участок карты и ваше положение.
Впрочем, можно не только ваше местоположение отправлять,
но и местонахождение любого объекта…
Обновление карт происходит довольно часто (пару раз в
месяц и чаще), и наблюдается быстрая реакция на
значительные изменения. Не самая быстрая, скажем прямо.
Но и не месяцы.
К примеру, в Нижнем Новгороде в ноябре 2012 года
построили крупную развязку в районе Московского
вокзала…
И существенно переработали площадь Лядова…
Османд отреагировал на эти изменения в течение 2-6 дней.
Карты возможно загрузить прямо из программы. Здесь все
четко и просто. Выбираем страну и регион, нажимаем
«загрузить». Учитывая сравнительно небольшой размер карт и
возможность фоновой загрузки, вполне реально загрузить
карты даже при скорости ЕДЖЕ.
Автоматического обновления карт не предусмотрено. Это,
пожалуй, один из недостатков. Однако ручное обновление
не вызывает трудностей. Если карта не требует
обновления, то она выделена зеленым, а если требует, то
синим цветом.
В маркете отзывы разделились. Кто-то считает, что
невозможность загрузить сразу «всю Россию/Украину» или
хотя бы «по макрорегионам» — это недостаток. Кто-то
считает наоборот. Я здесь высказываться не буду. Просто
скажу, что карты загрузить можно только по регионам.
Можно поставить галочки хоть на все страны и все регионы
сразу, но загрузка не пойдет одним файлом.
Навигация
Как я уже писала, Османд позволяет пользоваться
начальными функциями современных навигационных
программ.
* Он может прокладывать маршрут из точки в точку и
добавлять промежуточные.
Но делает это только при включенном GPS и при найденных
спутниках. Если спутники не найдены или GPS отключен, то
маршрут проложен не будет. Это накладывает некоторые
неудобства при планировке маршрута заранее. Есть оф- и
онлайн-сервисы для прокладки маршрута. Честно говоря,
онлайн-сервисы не понравились. Там их три. Какой-то
работает с глюками. Какой-то напрочь отказывает
проводить маршрут, а какой-то делает это очеееень
медленно. Поэтому использую именно офлайн-маршрутизацию.
Проблема при прокладке маршрута через офлайн не
возникает в пределах своего региона. Но когда я попыталась
провести маршрут к поселку в соседнем регионе, то
офлайн-сервис делал это очееень долго. Ну примерно минут
15-20. Это бред, я считаю. Так не должно быть. Старый
Навител просчитал маршрут от Нижнего до Сочи за минуты
4.
Маршрут может быть быстрым и коротким. Короткий маршрут,
насколько я понимаю, это когда программа рассчитывает
географически самый короткий путь через любой асфальт,
который называется дорогой. Если добавить учет
грунтовок, то и по грунтовкам рассчитает. Проверено.
Быстрый маршрут — это когда программа ищет короткий
маршрут, но предпочтение отдается основным магистралям.
Можно еще поставить галочку — «рассчитать неоптимальный
маршрут». Видимо, речь здесь идет о выключении учета
пробок в быстром маршруте. Но информация не проверена.
Примечательно, что программа чутко реагирует на причуды
гаишников. Перед Новым годом они любят почему-то
ставить запреты там, где их весь год нет. Причем
знаки, запрещающие левый поворот, они, как правило,
размещают в не очень видимых местах. Один раз реально
чуть не повернула, перед этим наругав программу «за
глюки». Всегда тут маршрут проводился. А теперь
какой-то объезд. Оказалось, теперь поворот налево
запрещен. А вон за тем джипом стоят красавчики и ждут
меня. Хорошо, хоть передо мной другая машина повернула и
ее остановили. А я что-то замешкалась.
Кому интересно, это выезд от ТЦ Гагаринский (вернее, от
магазина запчастей) налево на пр. Гагарина к остановке
Лебедева. Нижний Новгород, конечно.
* Он может вести по маршруту, сообщать голосовые
подсказки и визуально оповещать. Насчет голосовых
подсказок претензий нет. Они своевременны. Но не
достают. Краткие и лаконичные. И даже местами логичнее,
чем у некоторых аналогов. Хотя встречаются, конечно,
баги. Например, на одной из улиц я всегда еду прямо
несколько километров. И программа строит маршрут
именно так, как мне нужно. Но примерно в середине этой
улицы голос предлагает почему-то «держаться левее»,
потом, через метров 500, предлагает «держаться правее» и
«двигаться прямо». Никаких изгибов дороги нет. Может,
аномалия какая? Впрочем, баги настолько
незначительные, что претензии не уместны. Другая программа
меня просто бесила тем, что перед Т-образным
перекрестком, она говорила «держаться правее», а перед
поворотом дороги (без перекрестка) она говорила:
«Поверните направо».
Голосов имеем два русских — М и Ж, и один украинский. Не
считая, конечно, английский и так далее. Возможности
загружать как-то откуда-то другие голоса я не
обнаружила. Визуальное оповещение заключается в синей
полоске маршрута, указателях ближайших поворотов (от 1
до 3) и картинке выбора полос движения. Кроме того,
имеем: скорость движения, примерное время прибытия,
высоту, направление взгляда, компас, где я, сама карта
может вращаться/или не вращаться в различных режимах.
В Османд можно отключить постоянное соединение со
спутниками. Программа будет лишь периодически
активировать GPS-модуль и сверять ваше движение. Полезно
для дальних поездок. Существенно экономит батарею.
Многие в маркете жалуются (и я в том числе) на
пропадание сигнала GPS. Именно при использовании
Османда. Сигнал, при отсутствии внешних причин, типа
погоды или туннеля, периодически теряется. Правда,
быстро находится. Но думается, мне, что это негативно
влияет на остаток заряда. Разработчики давно обещают это
исправить. Но проблема переходит из версии в версию.
* В Османд есть режим пешеходной навигации.
Причем работает прекрасно. Даже лучше, чем
автомобильная. А в большинстве других — нет. Учитывает
именно тротуары, пешеходные дорожки, парковые аллеи и так
далее. Даже тропинки. При этом старается, насколько я
поняла, кроме быстроты маршрута учесть еще и
безопасность движения. Чтобы было меньше переходов дорог.
Кстати, о переходах. Османд не пошлет вас переходить
дорогу посереди проспекта. Обязательно сначала доведет
до зебры, а потом уже разрешит перейти. Точность здесь
тоже на высоте. Если, допустим, у нас есть пешеходная
дорожка в 30 метрах от проспекта, то Османд проложит
путь по ней. А если мы перейдем на проспект и пойдем по
его обочине, то Османд нас отругает и предложит
вернуться. Хотя прикольные баги и в этом режиме есть.
Иду по улице. Иду, допустим, справа. Мне нужно прямо.
Османд приглашает свернуть на левую часть улицы. Ладно,
свернула. Прошла метров 100. Теперь Османд предложил
свернуть на правую часть улицы. Хм… Там как бы никаких
перекопов, ничего не было. Все, иду прямо. Что это
было — не понятно. Видимо, программа настолько суровая,
что видит аномальные зоны во всех режимах.
В знакомом месте, пешеходная навигация — скорей забава.
Для туристов, автостопперов или если окажешься в
малознакомом месте, это будет хорошей помощью.
* Режим велосипедной навигации. Не тестировала. Но
думается, что отличий от пешеходной — мало. Только если
есть по пути именно велосипедная дорожка, то Османд
отдаст предпочтение ей, а не пешеходной.
Режим поиска, настройки и другое
Тоже мнения разделились, но мне лично кажется удобным.
Четко все. Выбираем страну, регион, город, улицу, дом
(или пересечение с другой улицей). Если вдруг какого
адреса (например, в маленьком поселке) не находим, то
можно поискать через интернет.
Поиск по ПОИпам работает понятно и просто. Но опять же.
ПОИпов мало. Например, сейчас якобы ближайшая ко мне
заправка аж в 60-ти км. Хотя вот они в пределах 5 км 10
заправок. Поиск транспорта. Я так и не поняла, как это
работает и работает ли вовсе. На сайте разработчиков
целая инструкция, как это делается, но у меня не
срабатывает. Нет. Автобусы — не тема для Османд.
С настройками Османда придется разобраться. Их мало, но
они расположены не логично. Похожие настройки могут
находиться в разных разделах. А некоторые настройки могут
находиться в «неправильных» разделах. Не сразу становится
ясен и смысл некоторых настроек. Что же, придется новым
пользователям привыкать к не совсем рациональному меню
Османда.
С другой стороны, программа не поражает своей гибкостью.
Вот именно, что настроек мало. Они учитывают далеко не
все потребности или случаи. Нельзя, например, настроить
расстояние до объекта и интервал, через который будет
срабатывать голос. Нельзя установить напоминалку, чтобы,
когда подъезжаете к какому-то объекту, программа напоминала,
что вам этот объект интересен. Многое нельзя.
Итоги
Османд прекрасно или хорошо выполняет свое основное
предназначение. Те недоработки, которые есть, меня не
отпугивают. Пользуюсь сама и довольна больше, чем
другими программами. Значительную роль для меня играют
бесплатность программы и замечательные карты. От
навигации особо много не требую. Недостатки приходится
лечить использованием других программ. Это не удобно. Но
я мирюсь с этим.
Итак, кратко о главном:
Плюсы:
лучших. Быстрая реакция на обнаруженные ошибки;
задачей;
Это довольно редко встречается;
Прогороде, где при листании карты постоянно выскакивает
какое-то меню.
Минусы:
система управления. Отсутствие справки в программе;
ситуации;
все же есть.
Остальное решайте сами. Дополнения, отзывы и вопросы по
данному обзору и программе принимаются и приветствуются
☺.
Мальвина
Используемые автором устройства: LG L3, LG L5
Уже не первый год для навигации в телефоне я использую программу OsmAnd. Главное её достоинство — толковое, информативное отображение карты OpenStreetMap в векторном виде. Однако в ней есть не всегда очевидные нюансы настройки, которые поднимают удобство использования навигации на новую высоту. В этой статье я поделюсь рядом идей на эту тему.
Краткое содержание статьи: карту в OsmAnd возможно привести к виду как на скриншотах ниже, так ей пользоваться для пеших прогулок и езды на велосипеде гораздо удобнее.
Векторная карта
Хоть OsmAnd и умеет работать с онлайн-картами, полностью его возможности раскрываются только на векторной карте.
Настройки → Управление файлами карт → вкладка Загрузки → отметьте нужную карту и нажмите внизу «Загрузить».
Если карта не отобразилась, на главном экране слева-сверху нажмите кнопку «Слои» (далее в тексте — просто кнопка «Слои») → пункт «Источник карты» → выберите «Локальные векторные карты».
Стиль отображения карты
В варианте по-умолчанию стиль отрисовки карты довольно блеклый. Грунтовки и тропинки отображаются недостаточно ярко, и разглядеть их на экране телефона под ярким солнцем сложно.
Нажмите кнопку «Слои» (она же «настройка карты») → выберите режим, для которого вносите настройки: авто, вело или пешеход → прокрутите вниз до раздела «Отображение карты».
Для режима «велосипед» у меня настройки стоят следующие:
Стиль карты → Touring view
Дневной/ночной режим → Дневной
Транспорт → ничего
Подробности → отмечены «более подробно», «отображать тип покрытия», «отображать качество дорог», «отображать ограничения доступа»
Маршруты → отмечены «отображать веломаршруты», «пеший горный туризм по шкале SAC».
В стиле «Touring view» длина штриха показывает качество дороги или тропы. Длинный шрих — дорога хорошая, короткий — плохая (параметр tracktype:grade1..grade5 в OSM)
Галочка «отображать тип покрытия» рисует под дорогами толстый пунктир определённого цвета, цвет обозначает тип покрытия. Серый — асфальт, фиолетовый — гравий, светло-синий — бетон, желтый — песок, зелёный — трава и т.д.
Галочка «пеший горный туризм по шкале SAC» раскрашивает дороги и тропы в определённые цвета, если для них задана сложность преодоления. В горах эта информация мегаактуальна. Цветовая маркировка соответствует официальной таблице SAC OSM.
T1 → специальным цветом не выделяется
T2 → красный сплошной
T3 → красный пунктирный
T4 → синий сплошной
T5 → синий пунктирный
По опыту, уровень сложности T1 на велосипеде проезжаем. T2 — непрост, но обычно проезжаем. T3 — со значительными сложностями и только вниз, T4 и выше — шансов проехать на велосипеде практически нет.
Естественно, помимо обозначения уровня сложности нужно смотреть на уклон. Там, где тропа пересекает горизонтали слишком часто, на велосипеде делать нечего.
Горизонтали и оттенение рельефа
Настройки → Управление файлами карт → вкладка Загрузки → наверху нажмите там где «полные карты», выберите «Карты с затемнённым рельефом» и «Карты SRTM», выберите нужные районы и нажмите внизу «Загрузить».
Нажмите кнопку «Слои» и отметьте пункт «Слой рельефа местности».
Карта приобрела достойный вид, по ней наконец-то можно прочитать горный рельеф.
Вот как выглядит карта горной местности с вышеперечисленными настройками:
Обратите внимание на тропинки, прорисованные синим и красным на скриншоте слева (SAC scale) и на отображение покрытия дорог на скриншоте справа. Длина штриха показывает проходимость дороги/тропы.
Тепловые карты треков
В Страве есть очень крутая штука под названием тепловая карта треков. По ней сразу всё наглядно видно, где люди ходят и ездят на велосипедах.
К примеру, на скриншоте справа отчётливо видна популярная у велосипедистом тропа, отсутствующая на карте OpenStreetMap.
Чтобы подключить в OsmAnd слой тепловой карты, воспользуемся функцией «Карта покрытия». Для его работы будет требоваться мобильный интернет, но в наши дни это не проблема.
Сперва нужно зарегистрировать тепловую карту как источник карт в OsmAnd.
Нажмите кнопку «Слои» → «Источник карты» → последний пункт «Задать/отредактировать» → заполняем данные формы. Название — Strava, URL — http://globalheat.strava.com/tiles/cycling/color3/{0}/{1}/{2}.png, остальное по-умолчанию. Можно варьировать тип активности (cycling/running) и набор цветов (color1..color7).
Переключите «Источник карты» обратно на векторную карту.
Нажмите кнопку «Слои» → «Карта покрытия» → выберите «Strava».
В качестве слоя покрытия может выступать не только Strava. Есть и ряд других не менее интересных вариантов.
Тепловая карта с bikemap.net, URL http://tile03.maptoolkit.net/bikemap/{0}/{1}/{2}.png
Карта треков с openstreetmap.org, URL http://b.gps-tile.openstreetmap.org/lines/{0}/{1}/{2}.png
Слой оттенения рельефа, URL http://c.tiles.wmflabs.org/hillshading/{0}/{1}/{2}.png
Своя растровая карта
OsmAnd прекрасно понимает карты в формате sqlite. Простейший способ создать такую карту — сформировать её в программе SAS.Планета из какого-либо online-источника. Для этого надо выделить интересующий регион (меню Операции → Операции с выделенной областью), в открывшемся окне выбрать вкладку Экспорт, выбрать формат RMaps (Sqlite) и отметить нужные масштабы. Получившийся файл положить в папку OsmAnd/tiles.
Вот пример подключения современной карты ГосГисЦентра с наложенным поверх (средствами OsmAnd) слоем оттенения рельефа:
Способ с использованием растровой карты может быть удобен для получения доступа к заранее выкачанным космоснимкам в местности, где мобильный интернет отсутствует или неадекватно дорогой.
Слой аудиозаписей
Категорически рекомендую встроенный в OsmAnd модуль для создания аудиозаметок. Его можно использовать в качестве бортового журнала поездки или похода, а также для оперативного и очень удобного внесения информации для последующей отрисовки карты OpenStreetMap. Заметка представляет собой маркер на карте, по клику на который записанное сообщение можно воспроизвести.
Для активации зайти в Настройки → Диспетчер плагинов → активировать Аудио-Видео заметки.