Отличие правил от инструкции

Вопрос

На одном из этапов разработки инструкции по делопроизводству у нас в компании возник вопрос: «А в чем разница между регламентом, положением, инструкцией и правилами в части цели и содержания каждого из документов?»

Мы перестроили порядок по информационно-справочной документации (раньше все делалось только через служебные записки), но встал вопрос по организационно-правовым документам.

Будем признательны за помощь!

профессиональный управляющий документами,
документовед, приглашенный лектор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Разница – в цели создания и функциональном назначении видов документов. Вид документа – обобщенное название совокупности документов, принадлежащих к определенной системе документации и связанных между собой по признакам содержания и целевого назначения.

В процессе разработки инструкции по делопроизводству регламентируют прежде всего работу с документами, принадлежащими к системе организационно-распорядительной документации, в которой есть следующие подсистемы:

  • организационная документация (документы этой подсистемы являются правовыми актами);
  • распорядительная документация (документы этой подсистемы – также правовые акты);
  • справочно-информационные документы;
  • документы по личному составу;
  • договорная документация.

Положение, правила, инструкция, а также устав, штатное расписание, структура и штатная численность являются документами подсистемы организационной документации. К организационным документам относятся и новые виды создаваемых в настоящее время документов – концепция, стратегия, политика.

На общепонятийном уровне определения видов организационных документов закрепляются словарями – энциклопедическими, русского языка и специальными отраслевыми.

В профессиональной сфере делопроизводства и архивного дела названия видов документов должны, конечно же, употребляться в терминологическом значении. Рекомендуем проанализировать цели создания и функциональное назначение организационных документов, которые закреплены в определениях их видов, зафиксированных в Единой государственной системе делопроизводства (М., 1974):

  • «положение – правовой акт, определяющий порядок образования, права, обязанности и организацию работы учреждения, структурного подразделения»;
  • «инструкция – правовой акт, издаваемый органом государственного управления (или утверждаемый его руководителем) в целях установления правил, регулирующих организационные, научно-технические, технологические, финансовые и иные специальные стороны деятельности учреждений, организаций, предприятий (их подразделений и служб), должностных лиц и граждан».

Такую же юридическую природу имеют регламент и правила, определения и функциональное назначение которых были зафиксированы отраслевым словарем – Кратким словарем видов и разновидностей документов (М., 1974):

  • «регламент – свод правил, определяющих порядок работы учреждения, предприятия»;
  • «правила – свод обязательных для выполнения требований, норм».

В словарях фиксируется актуальное употребление того или иного слова в конкретном значении. В настоящее время новый словарь видов и разновидностей управленческих документов готовит ВНИИДАД, обобщая современную практику. Регламент как свод правил (название вида известно с 18 века, с петровских времен), правила и положение как свод правил, регулирующих определенную отрасль или направление деятельности, одинаково допустимы для наименования видов издаваемых организационных документов.

Опыт «лучших практик» показывает, что в настоящее время организации самостоятельно устанавливают видовой состав издаваемых организационных документов, разрабатывая и утверждая на высшем уровне принятия решений (совет директоров, правление) соответствующий стандарт или классификатор видов и разновидностей документов, которые подлежат обязательному применению в данной организации (конечно же, с учетом классификатора бизнес-процессов, классификатора функций или вопросов и участков деятельности организации). При разработке подобного стандарта учитываются требования действующего законодательства, указания вышестоящих и контролирующих организаций, «лучшие практики» и обычаи делового оборота, практика государственных органов и органов местного самоуправления. Определяются подробно цель создания, функция и даже структура текста (в общем виде) применяемого организационного документа.

Пример

В организации могут издаваться административные регламенты (по функциям и услугам, если брать пример с государственных органов) и технические регламенты (преимущественно по производственным процессам, по процессам контроля и поверки приборов и оборудования; обратите внимание, что на федеральном уровне утверждаются технические регламенты на продукцию, имеющие силу федерального закона).

Исходя из требований законодательства в государственных органах разрабатываются и утверждаются положения о подразделениях и служебные должностные регламенты.

Должностные инструкции, положения о должностях руководителей (например, положение о должности генерального директора, положение о должности члена совета директоров и т.п.) и положения о структурных подразделениях разрабатываются в организациях на основе требований подзаконных нормативных правовых актов.

Производственный процесс в целом может регламентироваться инструкцией, а одна из его составных частей (один из процессов) возможно регламентировать правилами его реализации, схемой или блок-схемой.

Регламентация видового состава документов в процессе разработки и регламентации процедуры, бизнес-процесса, функции и услуги (государственной, муниципальной, оказываемой клиентам организации и т.п.) способствует управляемости организации, повышает качество управления, позволяет оценивать его по показателям эффективности и обеспечивать реальный переход на электронный документооборот.

Правила (стандарты) по охране труда: чем они отличаются от инструкций по охране труда?

С 1 января 2023 года вступил в силу приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 772н «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем» (далее – Приказ № 772н). С этой даты Приказом № 772н работодателю в очередной раз предоставлено право устанавливать дополнительные требования безопасности своими локальными нормативными актами (далее – ЛНА). Сегодня на повестке дня – правила (стандарты) и инструкции по охране труда (далее – ОТ), разрабатываемые в организации, а точнее основные требования к ним. Рассмотрим, чем же они отличаются.

Итак, работодатель:

  • определяет перечень правил (стандартов) и инструкций по ОТ в соответствии со спецификой своей деятельности;

  • организует разработку и утверждение правил и инструкций по ОТ;

  • обеспечивает их актуализацию. Они должны соответствовать производственным процессам работодателя, а также организационным и структурным изменениям.

Уточним: дополнительные требования безопасности устанавливаются работодателем не только в зависимости от специфики его деятельности, но и исходя из оценки уровней профессиональных рисков (далее – ОПР). И конечно, они не должны противоречить государственным нормативным требованиям ОТ. Но если все-таки они противоречат (другими словами, если нормы ЛНА, ухудшают положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права), тогда они не подлежат применению (статья 8 Трудового кодекса Российской Федерации, далее – ТК РФ). Также не подлежат применению ЛНА, принятые без соблюдения установленного статьей 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников. Поэтому нужно помнить, что утверждение правил (стандартов) и инструкций по ОТ для работников производится работодателем с учетом мнения профсоюза (если он есть).

Правила по ОТ, разрабатываемые в организации

Новые требования позволяют работодателю разрабатывать правила по ОТ как стандарт организации. Они должны разрабатываться на основе:

  • правил по ОТ, утвержденных Минтрудом России; федеральных законов, а также иных НПА, содержащих нормы трудового права;

  • анализа состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

  • результатов специальной оценки условий труда (далее – СОУТ), на основании которых определяются требования по ОТ в соответствии с теми или иными вредными и опасными производственными факторами (далее – ВиОПФ);

  • оценки профессиональных рисков. Чем детальнее и качественнее проведена ОПР, тем более детально будут разрабатываться правила по ОТ.

Правила по ОТ, разрабатываемые организацией, включают следующую информацию. В самом начале в отдельной главе «Общие требования» определяем сферу действия правил (так называемую область распространения документа, являющуюся отправной точкой). Далее описываем характерные для сферы действия правил ВиОПФ и ОПР. Следует отметить, что в инструкции по ОТ также приводятся перечни этих факторов и опасностей, но уже конкретно те, которые могут воздействовать на данного работника в процессе работы. Таким образом, по нашему мнению, будет недостаточно сделать отсылку на карту оценки уровня профессиональных рисков определенной профессии, необходимо перечислить профессиональные риски и опасности, характерные для работ, выполняемых работниками соответствующей должности, профессии.

Следующая глава правил включает требования ОТ работников при организации и проведении работ. В нее необходимо включать наравне с требованиями, предъявляемыми к работникам, также меры по их защите. Кроме этого, нужно указать меры, исключающие контакт работников с различными деталями, оказывающими на них опасное или вредное воздействие, так называемая «защита расстоянием» (здесь указываем опасности и связанные с ними профессиональные риски). Конечно, должны найти отражения в правилах и способы контроля и управления, обеспечивающие защиту работников, отключение или блокировку оборудования. Нужно указать перечень конкретных мер, направленных на защиту работников от определенных опасностей, включая те, реализация которых необходима при возникновении аварийных ситуаций. А также другие требования, в том числе связанные с организацией работ по наряду-допуску.

Далее в правилах следует глава, включающая в себя требования, предъявляемые как к производственным помещениям, так и к производственным площадкам (где процессы выполняются вне производственных помещений) в целях обеспечения ОТ работников. В главу включаютя положения, связанные с их соответствием безопасному выполнению работ. В ней определяются требования к наличию действующей общеобменной и местной вентиляции, освещения, к содержанию переходов, лестниц, площадок, территории предприятия, а также запрет на загромождения проходов и проездов как внутри производственных помещений, так и на территории предприятия. Учитываются другие требования, по усмотрению работодателя, необходимые для безопасного выполнения работ и предусмотренные государственными нормативными требованиями ОТ.

Отдельной главой в правилах отражаются требования, предъявляемые к оборудованию и его размещению: как, где и какое оборудование должно располагаться на предприятии, как следует организовать рабочие места (указываются требования к наличию ограждений, сигнальных устройств и предупреждающих и предписывающих плакатов или знаков), требования к СИЗ работников, какие методы и средства коллективной защиты применимы в том или ином случае. Все это подробно освещает данная глава правил. Особое внимание, конечно, должно уделяться мероприятиям по организации безопасной работы на опасном технологическом оборудовании.

При выполнении соответствующего вида деятельности в разрабатываемые правила по ОТ работодателю следует включать главу о требованиях, предъявляемых к хранению и транспортировке исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства. Что отражается в данной главе? Все особенности имеющихся на предприятии исходных материалов, готовой продукции и пр., допустимые способы их хранения, требования, предъявляемые к механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ, и, конечно же, меры по удалению из рабочей зоны опасных и вредных веществ и материалов. Следует уделить особое внимание мерам по удалению и обезвреживанию отходов производства, являющихся источниками ВиОПФ.

Безусловно, работодатель может включить в правила по ОТ требования или ссылку на требования стандартов безопасности труда, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, устанавливающих требования к факторам рабочей среды и трудового процесса, правил и норм безопасности. Но не будем забывать, что стандарты не всегда являются обязательными, то есть носят добровольный характер их выполнения. Но включение требований этих стандартов в правила по ОТ организации сразу переводят их отдельные требования в разряд обязательных для исполнения работниками организации. То есть работодатель берет из стандартов только то, что нужно для данного производства или процесса, что в свою очередь помогает компенсировать моменты, связанные с обеспечением безопасности и реализацией каких-либо процессов, для которых государственные требования по ОТ не установлены.

Инструкции по ОТ

Здесь следует напомнить, что основной для разработки инструкций по ОТ ранее служили типовые инструкции. Теперь термин «типовая инструкция» остался в прошлом. Значительное количество типовых инструкций по ОТ, используемых организациями для разработки собственных документов, «отрубила» «Регуляторная гильотина». До вступления в силу Приказа № 772н инструкции по ОТ разрабатывались в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке инструкций по охране труда, утвержденными Минтрудом России 13.05.2004. В отличие от прежних новые требования устанавливают порядок разработки и содержание инструкций по ОТ и чем следует руководствоваться при их разработке.

Согласно Приказу № 772н инструкции по ОТ должны разрабатываться на основе:

  • установленных государственных нормативных требований ОТ;

  • требований разработанных работодателем правил (при наличии), т. е. инструкции разрабатываются на основе уже разработанных правил по ОТ;

  • анализа трудовой функции работников по профессии, должности, виду и составу выполняемой работы, для которых разрабатывается инструкция по ОТ;

  • результатов СОУТ на конкретных рабочих местах, в том числе определения вредных производственных факторов, характерных для работ, выполняемых работниками соответствующей должности, профессии;

  • анализа требований соответствующих профессиональных стандартов;

  • ОПР и опасностей. Теперь в инструкции необходимо вносить перечень профессиональных рисков и опасностей, которые могут воздействовать на работника в процессе работы;

  • анализа результатов расследования несчастных случаев, а также типичных причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Если ранее на рабочем месте происходили несчастные случаи, необходимо дополнить инструкцию выводами комиссии по расследованию. Анализ позволяет усилить требования безопасности или применить другой вид СИЗ;

  • определения безопасных методов и приемов выполнения трудовых функций и работ;

  • требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации организаций-изготовителей, а также в технологической документации организации с учетом конкретных условий производства.

Инструкция по ОТ должна содержать следующую информацию:

Раздел «Общие требования охраны труда» отражает указания о необходимости соблюдения работником правил внутреннего трудового распорядка, режима рабочего времени, правил личной гигиены, перечень ВиОПФ, которые могут на него воздействовать, а также перечень спецодежды и обуви, СИЗ.

Следующий раздел содержит требования ОТ перед началом работы. Здесь учитывается порядок подготовки рабочего места, проверка и осмотр требуемых СИЗ, подготовка и проверка оборудования, приспособлений, инструмента, а также защитного заземления, вентиляции, местного освещения, наличия предупреждающих и предписывающих плакатов или знаков.

В разделе «Требования охраны труда во время работы» перечисляются все способы и приемы безопасного выполнения работ. Обязательно следует предусмотреть требования безопасного обращения с исходными материалами, к содержанию рабочего места и предотвращению аварийных ситуаций. Указать, как правильно использовать СИЗ.

Обязателен раздел о требованиях охраны труда в аварийных ситуациях, отражающий перечень основных возможных аварий и аварийных ситуаций, процесс извещения о них, действия работников в данной ситуации и оказания первой помощи пострадавшим (исходя из результатов оценки профессиональных рисков).

И в заключение инструкции предусматривается раздел «Требования охраны труда по окончании работы», где отражаются действия работника при приеме-передаче смены, последовательность отключения, остановки, разборки, очистки, смазки оборудования, приспособлений, машин и механизмов. Кроме процесса извещения руководителя работ о недостатках, влияющих на безопасность труда, обнаруженных во время работы, раздел должен содержать требования по соблюдению работником личной гигиены.

Приказом № 772н не регламентируются сроки пересмотра инструкций по ОТ, исчезает необходимость их пересмотра каждые 5 лет, но по факту пересматривать их придется гораздо чаще, потому что в Приказе № 772н перечислены случаи, когда в обязательном порядке следует их актуализировать. К ним относятся:

  • изменение условий труда работников;

  • внедрение новой техники и технологии;

  • результаты анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

  • требования представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ОТ или органов федеральной инспекции труда.

Следует учитывать, что производственные, организационные или структурные изменения на предприятии или в организации также потребуют организовать разработку или пересмотр соответствующих инструкций по ОТ.

Итак, что же отличает правила (стандарты) по ОТ организации от инструкций по ОТ?

Цель разработки этих документов одна – обеспечение безопасности труда и сохранение жизни и здоровья работников при выполнении ими своих трудовых обязанностей, но содержание различно.

Правила (стандарты) по ОТ должны содержать требования по обеспечению безопасности труда и контролю при организации работ работодателем и разрабатываться для руководителей всех уровней управления, которые организуют и контролируют работы. В правила включают требования к работникам и правила для безопасной организации работ.

Инструкции по ОТ должны содержать требования по безопасному выполнению работ работником (исполнителем) и могут разрабатываться как для работников по должностям и отдельным профессиям, так и на отдельные виды работ. При этом для должности или профессии, направления трудовой деятельности или вида выполняемой работы также предусмотрены другие инструкции. Таким образом, работник должен выполнять кроме рассматриваемой инструкции по ОТ требования и других инструкций (к примеру, должностных или производственных) в равной степени.

Правила по ОТ – это документ, содержащий большой объем информации, требования которого должны лежать в основе разрабатываемых инструкций по ОТ, они распространяются на всех работников или их большинство, занятых в производстве.

Требования приказа № 772н обязательны для исполнения всеми работодателями. Таким образом, уже с начала 2023 года (даты начала действия Приказа № 772н) на предприятиях и в организациях необходимо использовать правила и инструкции, разработанные в соответствии с Приказом № 772н, при этом они должны соответствовать всем необходимым государственным нормативным требованиям.

  • Наша профессия (1928)
  • Кадровое делопроизводство (22998)
  • Управление персоналом (1297)
  • Трудовое законодательство (7909)
  • Трудоустройство, обучение (970)
  • Свободное общение (1826)

В ближайшую неделю день рождения празднуют:
МАРУСЯ, Николай, Миля, ИрИнА, anechka-i, Лека, Elena, Булат, Юлия, елена, Ольга, Анастасия, Лена, Константин, Юлия, Oksana, Екатерина, Анна, Елена, Сладкая, Gulya, Станислав-кадровик, Анна, Ирина, ЕЛЕНА.

Посмотреть все

Голосование:

Как вы относитесь к возможной отмене трудовых книжек?

RSS

положение правила инструкции в чем различия?

Вы можете добавить тему в список избранных и подписаться на уведомления по почте.

milady
[e-mail скрыт]
Россия, Москва

#1[292701]  29 февраля 2012, 16:55

Оценок нет

Почему все(внутр.труд.расп, о защ.перс.дан., по охр.труда) называется так а не наоборот?

Правила внутреннего трудового распорядка
Положение о защите персональных данных
Инструкция по охране труда

Какая разница в понятиях ПОЛОЖЕНИЕ ИНСТРУКЦИЯ и ПРАВИЛО ?

Коллеги доскажете пожалуйста!

Аля
lady.alina.krsk@yandex.ru
Красноярск

#2[292711] 29 февраля 2012, 17:40

milady писал(а):

Правила внутреннего трудового распорядка

Постановление, предписание, устанавливающее порядок чего-н.

milady писал(а):

Положение о защите персональных данных

Свод правил, законов, касающихся че-го-н.

milady писал(а):

Инструкция по охране труда

Свод правил, устанавливающих порядок и способ осуществления, выполнения чего-н.

Как видите, понятия идентичные.
А почему они так называются не все ли равно? Просто примите это к сведению, есть и посерьезнее вопросы.

« Первая ← Пред.1
След. → Последняя (1) »

Для того чтобы ответить в этой теме Вам необходимо зарегистрироваться.

2.7.2.1. Положение принимается в том случае, если в нем устанавливаются системно связанные между собой правила по вопросам, отнесенным к компетенции федеральных органов исполнительной власти.

В правилах устанавливаются нормы и требования, обязательные для выполнения.

В инструкции излагается порядок осуществления какой-либо деятельности или порядок применения положений законодательных и иных нормативных актов.

Положения (правила, инструкции) применяются как самостоятельные правовые акты, которые подписываются руководителем, или как акты, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти; утверждение оформляется в форме грифа утверждения или путем издания распорядительного документа об их утверждении. Решение о порядке принятия положений, правил и инструкций находится в ведении федерального органа исполнительной власти.

2.7.2.2. Порядок подготовки проекта положения (правил, инструкции) соответствует общему порядку подготовки проектов нормативных актов.

2.7.2.3. Текст проекта положения (правил, инструкции) печатается на общем бланке федерального органа исполнительной власти. Если проект положения (правил, инструкции) утверждается распорядительным документом, то положение (правила, инструкция) печатается на стандартном листе бумаги формата А4.

Текст излагается от третьего лица единственного или множественного числа. В тексте используются слова: «должен», «следует», «необходимо», «запрещается», «не допускается».

Заголовок к тексту положения (правил, инструкции) отвечает на вопрос «О чем?»; заголовок к инструкции, содержащей должностные требования и порядок проведения работ (должностная инструкция), отвечает на вопрос «Кого?» (Должностная инструкция главного специалиста).

Констатирующей частью положения (правил, инструкции) служит раздел «Общие положения», в котором указываются основания разработки, основное назначение нормативного акта и сфера его распространения, ответственность за нарушение установленных правил и технологий.

Основной текст положения (правил, инструкции) может делиться на главы, пункты и подпункты. Главы должны иметь названия.

Главы нумеруются римскими цифрами. Нумерация пунктов и подпунктов производится арабскими цифрами.

Образец оформления положения приведен в Приложении N 8.

Правила – это устанавливаемые нормы и требования, которые обязательны для выполнения.

В свою очередь инструкция представляет собой порядок осуществления какой-либо деятельности с применением положений законодательных и нормативных актов.

Правила и инструкции должны применяться самостоятельно. Данные документы в обязательном порядке подписываются руководителем, их утверждение осуществляется в форме грифа утверждения либо изданием распорядительного документа об их утверждении. Решение о порядке принятия положений, правил и инструкций принимает непосредственно руководитель предприятия учреждения, организации.

Подготовка проекта правил и инструкции происходит в общем порядке подготовки документации. Текст проекта (правил, инструкции) должен быть изложен в третьем лице единственного или множественного числа и напечатан на общем бланке. В тексте используются слова следующего содержания: «должен», «следует», «необходимо», «запрещается», «не допускается».

Заголовок к тексту (правил, инструкции) отвечает на вопрос «О чем?»; заголовок к инструкции, содержащей должностные требования и порядок проведения

работ (должностная инструкция), отвечает на вопрос «Кому?» (Должностная инструкция главному специалисту).

Раздел «Общие положения» является констатирующей частью правил и инструкций, где указываются: назначение нормативного акта, его сфера действия, а также ответственность за нарушение установленных правил и технологий.

Основной текст документов (правил, инструкции) обязательно должен иметь название, а также делиться на главы, пункты, подпункты. По общему правилу главы нумеруются римскими цифрами, а пункты и подпункты – арабскими.

Составление протоколов относится также к работе кадровой службы. Во время совещания, каких-либо выступлений, докладов, проектов на основании воспроизведенного, ведется запись, а затем составляется протокол. Сбором материалов и подготовкой текста для протокола занимаются секретари и иные сотрудники подразделений, которые готовят вопросы к обсуждению. По истечении 3 – 5 дней со дня обсуждения должен быть подготовлен текст протокола.

Проекты определенных пунктов протокола визируются подразделением, которое несет ответственность за подготовку, а подлинники вместе с выпиской из протокола о принятых решениях направляются в дело для подшивки в подразделение по исполнению.

Текст протокола, как правило, состоит из двух частей: вводной и основной.

Во вводной части оформляются следующие реквизиты:

1) председатель или председательствующий;

2) секретарь;

3) присутствовали – список присутствовавших или отсылка к прилагаемому списку присутствовавших;

4) повестка дня;

5) докладчики по каждому пункту повестки дня.

Основная часть протокола состоит из разделов, соответствующих пунктам повестки дня. Текст каждого раздела строится по схеме: слушали – выступили – постановили (решили).

В тексте протокола указывается основное содержание доклада либо выступления, а в случае если к протоколу текст доклада прилагается, то в протоколе делается сноска «Текст выступления прилагается».

Постановление (решение) в тексте протокола печатается полностью.

При необходимости могут быть подведены итоги голосования.

Во время обсуждения высказывается особое мнение, которое может быть записано в текст протокола после соответствующего постановления (решения).

Также существует форма протокола, в которой фиксируются только принятые постановления (решения) по соответствующим вопросам.

По окончании заседания протокол подписывается председательствующим и секретарем.

По каждой отдельной группе протоколов происходит их нумерация. Порядковые номера присваиваются протоколам на протяжении всего календарного года.

Однако могут присваиваться и составные номера. К таким протоколам относятся протоколы совместных заседаний, которые включают в себя порядковые номера протоколов организаций, участвующих в заседании.

Постановления, принятые на заседаниях, имеют следующую нумерацию: номера состоят из номера протокола, номера рассматриваемого вопроса в повестке дня и порядкового номера постановления (решения) в пределах вопроса.

В соответствии с установленным в организации порядком к номерам протоколов и постановлений, помимо цифр, могут прибавляться и буквенные коды.

Решения, которые были приняты на заседании в виде выписок из протокола, доводятся до исполнителей. Они должны быть оформлены на соответствующем бланке и заверены печатью.

Протоколы печатаются на стандартном бланке протокола или на общем бланке федерального органа исполнительной власти формата А4 и имеют следующие реквизиты:

1) наименование документа – слово «Протокол» печатается от границы верхнего поля прописными буквами вразрядку, полужирным шрифтом размером № 17 и выравнивается по центру;

2) вид заседания, совещания – отделяется от предыдущего реквизита 2 межстрочными интервалами, печатается полужирным шрифтом через 1 интервал и выравнивается по центру;

3) место проведения заседания, совещания – указывается (при необходимости) у кого проводится совещание, выравнивается по центру и отделяется от реквизитов «дата» и «номер» протокола линейкой;

4) дата и номер протокола. Дата оформляется словесно-цифровым способом и печатается через 2 межстрочных интервала ниже предыдущего реквизита. Номер протокола печатается арабскими цифрами и состоит из знака «№» и порядкового номера протокола;

5) основная часть протокола печатается через 1,5 межстрочных интервала;

6) подпись отделяется от текста тремя межстрочными интервалами и включает наименование должности лица, председательствовавшего на заседании (совещании), его личной подписи, расшифровки подписи (инициалы и фамилия);

7) наименование должности печатается от левой границы текстового поля через 1 межстрочный интервал и центрируется относительно самой длинной строки;

8) расшифровка подписи располагается на уровне последней строки наименования должности с пробелом между инициалами и фамилией. При оформлении расшифровки подписи, включающей только инициал имени и фамилию, пробел между точкой после инициала имени и фамилией не ставится. Последняя буква в расшифровке ограничивается правым полем (п. 2.7.3.7 Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (утв. Приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 8 ноября 2005 г. № 536)).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
  • Цианокобаламин ветеринарный инструкция по применению
  • Reumofands инструкция по применению
  • Как открыть самозанятого через госуслуги пошаговая инструкция
  • Каверджект инструкция видео по применению взрослым
  • Эфавиренз инструкция по применению взрослым