Секретные материалы. Какие изменения возможны для процедуры контрольных просмотров?
Отставшее от технологий регулирование оборота чувствительных геопространственных данных не обеспечивает ни их сохранности, ни развития рынка. Процедуру нужно менять. К такому выводу пришли участники совещания «Вопросы безопасности при коммерческом использовании беспилотных воздушных судов».
Мероприятие состоялось 12 октября в Москве по инициативе Ассоциации «АЭРОНЕКСТ» и Центра регулирования искусственного интеллекта ПАО Сбербанк.
В обсуждении приняли участие представители нескольких Управлений Минобороны РФ, Минэкономразвития РФ, предприятий индустрии беспилотных авиационных систем, крупные системные заказчики — РЖД, Газпром нефть, Росатом, Роснефть.
Главной целью совещания стало предметное обсуждение с представителями органов государственной безопасности назревшей необходимости трансформации процедуры контрольных просмотров.
СУТЬ ВОПРОСА
Результаты картографических и геодезических работ имели различную степень секретности, пожалуй, с первых дней появления этих профессий.
Информация, позволяющая ориентироваться на своей, а особенно чужой территории, знание топологии объектов, структуры, свойств и содержания недр в конкретных местах — все это являлось и является стратегической информацией, впрямую связанной с национальной безопасностью государства.
В настоящее время действует перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденных Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203.
Согласно этому перечню, к таким сведениям отнесены:
- геопространственные сведения по территории РФ и другим районам Земли, раскрывающие результаты топографической, геодезической, картографической деятельности, имеющие важное оборонное или экономическое значение;
- геопространственные сведения по территории РФ и другим районам Земли, раскрывающие результаты деятельности по дистанционному зондированию Земли (кроме данных дистанционного зондирования Земли из космоса, получаемых с зарубежных космических аппаратов или российских космических аппаратов гражданского назначения), имеющие важное оборонное или экономическое значение.
Нарушение требований по получению и защите сведений, составляющих государственную тайну, преследуется по статье 283 Уголовного кодекса РФ, но в каком объеме такие сведения составляют государственную тайну — однозначного мнения нет.
Является ли уголовным деянием съемка пикника на лесной поляне или нет, можно пытаться понять из письма Государственного таможенного комитета РФ от 11 августа 1997 г. N 01-15/15278 «О контроле за перемещением картографических, топографических, аэрокосмических, геодезических и гравиметрических материалов», где к секретным отнесены снимки, покрывающие площадь в одном массиве на незастроенные и малозастроенные территории более 5000 кв. км, на города и поселки городского типа более 75 кв. км.
«По сути мы играем по правилам «сам догадайся». Компании нужно снять объект. А вдруг там что-то секретное? А как это понять? К кому обратиться? Первым на ум приходит, конечно, Министерство обороны. Но эта процедура регуляторно никак не закреплена. Никто не хочет попасть под 283 статью УК РФ, но как именно избежать этого — нигде не сказано», — заявил заместитель генерального директора АО «НИИАС» Андрей Павловский.
Что делать для соблюдения всех правил использования геопространственных данных, определяют принятые еще в 90-е годы прошлого века требования «Инструкции по определению и обеспечению секретности топографо-геодезических, картографических, гравиметрических, аэросъемочных материалов и материалов космических съемок на территории СССР» (СТГМ-90).
Дополнения к инструкции «Об особенностях производства аэросъемочных работ в районах особо важных или особорежимных промышленных и режимных военных объектов» (ПАРО-90) устанавливают процедуру контрольных просмотров данных, полученных с помощью аэрофотосъемки.
Особенность состоит в секретности этих инструкций, к тому же определяющих работу лишь с пленочными носителями, что в цифровой век выглядит архаизмом.
«Следование документам, связанным с обеспечением режима секретности, практически сводит на нет всю ценность данных, получаемых аэросъемкой с БВС», — заявил Максим Шинкевич, генеральный директор ГК «Беспилотные системы» (член Ассоциации «АЭРОНЕКСТ»).
Итак, на сегодняшний день материалы, получаемые в процессе сбора любых геопространственных данных, изначально секретны с точки зрения закона и перед использованием должны пройти процедуру контрольного просмотра в уполномоченных органах, которая составляет в среднем около 2 месяцев.
Из-за этого сводится на «нет» основная ценность цифровых данных, называемых в мире «вторая нефть» – оперативность принятия точных управленческих решений на их основе.
К примеру, в случае аварии на ЛЭП в отдаленном районе беспилотник мог бы получить кадры и найти с их помощью повреждение в считанные минуты.
Однако это невозможно из-за того, что полученные данные должны обязательно пройти долгую процедуру контрольного просмотра прежде, чем ими можно будет пользоваться.
БЕЗОПАСНОСТЬ
Вопрос о недостатках контрольных просмотров уже неоднократно обсуждался в Ассоциации с участием, в том числе, уполномоченных структур, но проблема остается. Подробнее мы писали здесь.
Может показаться, что с развитием космической съемки вся эта секретность осталась в прошлом и может быть априори снята.
Вместе с тем, летая на малых высотах, беспилотные и пилотируемые воздушные суда могут получать намного более точные и детальные цифровые данные различного формата, проанализировать которые человеческий глазом невозможно.
Многие из этих данных — например, геодезические поля — могут являться навигационной основой нового типа, что представляет стратегический оборонный интерес. По мнению силовых ведомств, допуск к таким данным и технологиям не может быть у произвольно широкого круга лиц.
Парадокс ситуации в том, что на растущем рынке услуг с применением БАС появляются новые игроки, которые и хотели бы не нарушать Уголовный кодекс, но в принципе не знают, как это сделать, ведь порядок прохождения необходимых процедур секретен.
Казалось бы, секретными должны быть сами сведения, а не процедура их правильного получения и использования законопослушными лицами.
Как результат, стабильно высокий сегмент рынка находится в тени, чувствительные данные абсолютно открыты к бесконтрольному использованию.
ТРАНСФОРМАЦИЯ
В ходе совещания Евгений Васин, руководитель направления Центра регулирования ИИ ПАО Сбербанк (Сбербанк — центр компетенций в рамках федерального проекта «Искусственный интеллект»), выступил с докладом на тему «Эксперимент по цифровизации процедуры «контрольного просмотра» материалов аэросъемки с беспилотных воздушных судов».
По данным Сбербанка, на Россию приходится в лучшем случае 1% от мирового рынка аэрофотосъемки с БВС, хотя технологически страна имеет огромный потенциал в этой сфере.
Развитию мешает регуляторные проблемы, решать которые можно через апробацию новых подходов через механизм экспериментальных правовых режимов (ЭПР), отметил Андрей Незнамов, управляющий директор — начальник Центра регулирования ИИ ПАО Сбербанк.
В качестве территорий для такой апробации нового регулирования свои объекты готова представить компания «Газпром нефть», об чем сообщил руководитель Центра технологий беспилотных авиационных систем Дирекции инновационного развития «Газпромнефть-ЦР» Никита Сивой.
«Очевидно, что подход нужно менять. С одной стороны, всем интересантам должно быть понятно, как осуществлять съемку, какой порядок хранения и передачи данных и в какие сроки может быть получено разрешение на их использование. С другой стороны, необходимо определить оптимальный баланс интересов, который будет учитывать соблюдение всех контуров безопасности. Возможным инструментом для определения оптимальной модели взаимодействия всех участников может быть отдельный проект, реализуемый с использованием ЭПР», — отметил Владимир Волошин, и.о. директора Департамента развития цифровой экономики Минэкономразвития РФ.
По его словам, подобный подход позволит оперативно, без дополнительных усложнений запустить процесс, проанализировать работу и на базе полученных результатов применения спецрегулирования получить проработанные и опробованные изменения для их последующей фиксации в общем регулировании.
Как заявил Андрей Павловский, нынешнее регулирование аэрофотосъемочных работ разработано исходя из возможностей и ограничений «классических» авиационных работ.
Регулирование также не учитывает то, что для современных технологий аэрофотосъемка является всего лишь «промежуточным» этапом, необходимым для формирования цифровых пространственных данных.
«Законодательство оперирует понятиями аэрофотосъемки, картографической и топографической и иной продукции. Таким образом, не учитываются возможности современных информационных систем, систем передачи, хранения и обработки информации. При этом индустрия в целом практически полностью ушла от оперирования «бумажными» данными. Сложилась ситуация, когда регулирование и технологии разошлись кардинально. Необходимо четко разделить задачи, связанные с интересами рынка массового, когда съемка производится в заранее неопределенных местах и задачи индустриальные, когда, к примеру, собственники инфраструктуры на постоянной основе, производят съемки одного и того же объекта, или территории», — заявил Павловский.
Участники отметили, что для соответствия современным технологическим реалиям и сокращению срока принятия решений процедура контрольного просмотра может быть переведена в цифровой формат.
Как отметил представитель Национального центра управления обороной РФ, в нормативно-правовых актах нет никаких запретов на создание автоматизированной системы контрольных просмотров.
В свою очередь Максим Шинкевич предложил создать рабочую группу по разработке предложений по совершенствованию процедур рассекречивания геопространственных данных с учетом их современной специфики и возможностей техники.
По мнению Шинкевича, стоит ввести упрощенный режим прохождения контрольного просмотра на объектах ТЭК, где мониторинг проводится в регулярном режиме, а также рассмотреть возможность выделения зон, в которых можно будет проводить аэрофотосъемку без контрольного просмотра, — к примеру, на городских стройках.
Вопросы сохранности чувствительных данных, получаемых с применением БВС, в своем докладе также осветил генеральный директор Ассоциации «АЭРОНЕКСТ» Глеб Бабинцев, который отметил, что архаичная процедура контрольных просмотров все равно не уберегает от утечки геопространственных данных: зачастую, к примеру, крупные строительные проекты создаются с участием иностранных акционеров, проектную документацию могут разрабатывать в Европе, строить — подрядчики из Азии, все они так или иначе получают доступ к геопространственным данным для своей работы.
Тогда от чего «бережет» этот тяжеловесный и неповоротливый механизм контрольных просмотров?
В ходе мероприятия представители системных заказчиков, разработчики БАС и представители Минобороны высказали ряд предложений по модернизации устаревших подходов.
По итогам совещания участники договорились перейти к регулярному взаимодействию по обсужденным вопросам с привлечением иных профильных структур.
Комментарии
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ»
ПИСЬМО
от 7 октября 2022 г. N 05-0056-ИМ/22
О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее — Учреждение) осуществляет отдельные полномочия федерального органа исполнительной власти в соответствии с приказом Росреестра от 30.07.2021 N П/0327 «Об осуществлении федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отдельных полномочий органа регистрации прав и оказании отдельных государственных услуг» (далее — Приказ N П/0327).
Так, пунктом 6 Перечня отдельных полномочий и государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведения Единого государственного реестра недвижимости, которые осуществляет (оказывает) федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», утвержденного Приказом N П/0327 (далее — Перечень), Учреждение наделено полномочиями по определению координат и (или) высот точек земной поверхности, пространственных объектов, а также сбору и обработке пространственных данных, необходимых для определения координат характерных точек границ смежных и (или) несмежных земельных участков, площади таких земельных участков, определения координат характерных точек контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, а также при необходимости — координат характерных точек границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, в рамках реализации полномочий, предусмотренных частью 7.3 статьи 61 Федерального закона N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Выполнение Учреждением полномочий, предусмотренных пунктом 6 Перечня, будут выполняться филиалами Учреждения, в том числе с применением аэрофотоснимков, полученных с беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой менее 30 кг (далее — БВС).
В связи с этим Учреждением заключен контракт на поставку БВС в филиалы Учреждения.
Исходя из вышеизложенного сообщаем, что для правомерного использования ВВС необходимо осуществить следующие действия:
1. Филиалам ФГБУ «ФКП Росреестра» необходимо осуществить постановку на учет БВС. Порядок постановки на учет БВС регулируется Воздушным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2019 N 658 «Об утверждении Правил учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,15 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации», приказом Росавиации от 28.10.2019 N 1040-П «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по учету беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации».
2. Филиалам ФГБУ «ФКП Росреестра» необходимо осуществить страхование ответственности владельца БВС перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации БВС (часть 1 статьи 131 Воздушного кодекса Российской Федерации).
3. В соответствии с Инструкцией по определению и обеспечению секретности топографо-геодезических, картографических, гравиметрических, аэросъемочных материалов и материалов космических съемок на территорию СССР (СТГМ-90) и дополнением к ней «Об особенностях производства аэросъемочных работ в районах особо важных или особорежимных промышленных и режимных военных объектов» (ПАРО-90) центральному аппарату ФГБУ «ФКП Росреестра» необходимо получить разрешение на выполнение аэрофотосъемочных работ на всей территории Российской Федерации в Генеральном Штабе Вооруженных Сил Российской Федерации, а также в Штабах военных округов Российской Федерации, вышеуказанные разрешения выдаются на 2 года.
4. Для осуществления полетов БВС на территории Российской Федерации следует руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 N 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» (далее — Федеральные правила), которое в свою очередь регулирует правоотношения, связанные с осуществлением полетов в воздушном пространстве Российской Федерации.
Использование воздушного пространства БВС осуществляется посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полеты беспилотных воздушных судов (установление временного и местного режимов осуществляется в соответствии с Инструкцией по разработке, установлению, введению и снятию временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений, утвержденной приказом Минтранса России от 27.06.2011 N 171).
Согласно пункту 109 Федеральных правил для получения разрешения на использование воздушного пространства БВС независимо от класса воздушного пространства подается сообщение о плане использования воздушного пространства в органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) в соответствии с Табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24.01.2013 N 13.
На основании пункта 52 Федеральных правил использование воздушного пространства беспилотным воздушным судном в воздушном пространстве классов A, C и G осуществляется на основании плана полета воздушного судна и разрешения на использование воздушного пространства.
При этом стоит отметить, что в соответствии с пунктом 52(1) Федеральных правил положения пункта 52 указанных правил не применяются в случае выполнения визуальных полетов БВС с максимальной взлетной массой до 30 кг, осуществляемых в пределах прямой видимости в светлое время суток на высотах менее 150 метров от земной или водной поверхности:
а) вне диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации, районов аэродромов (вертодромов) государственной и экспериментальной авиации, запретных зон, зон ограничения полетов, специальных зон, воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований, а также охранных мероприятий, проводимых в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране»;
б) на удалении не менее 5 км от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок.
Таким образом, в случае выполнения визуальных полетов БВС с максимальной взлетной массой до 30 кг, осуществляемых в пределах прямой видимости в светлое время суток на высотах менее 150 метров вне диспетчерских/запретных зон, подавать сообщение о плане полета БВС не требуется.
Помимо вышеизложенного, стоит обратить внимание на то, что в случае необходимости использования воздушного пространства запретных зон и зон ограничения полетов пользователи воздушного пространства (владельцы БВС) обязаны получить разрешение лиц, в интересах которых установлены такие зоны (пункт 40 Федеральных правил). Полеты БВС (за исключением полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой менее 0,25 кг) над населенными пунктами, а также посадка (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации, выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства (владельцы БВС) разрешения соответствующего органа местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе разрешения соответствующих органов исполнительной власти указанных городов (пункт 49 Федеральных правил). Данные условия распространяются на все виды полетов независимо от минимальной, максимальной высоты БВС в воздушном пространстве.
5. По вопросу получения сертификата эксплуатанта сообщаем следующее. По мнению ФГБУ «ФКП Росреестра», у Учреждения отсутствует обязанность по получению сертификата эксплуатанта воздушного судна в связи с тем, что данные работы осуществляются в рамках обеспечения функций государства в соответствии с частью 7.3 статьи 61 Федерального закона N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и выполняются за счет средств субсидии из федерального бюджета. Указанная позиция изложена в письме от 05.10.2022 N 05-0889-КЛ/22 и направлена в Федеральное агентство воздушного транспорта.
При поступлении ответа из Федерального агентства воздушного транспорта филиалы ФГБУ «ФКП Росреестра» будут дополнительно проинформированы.
Дополнительно отмечаем, что для примерного определения запретных зон и зон ограничения полетов можно воспользоваться https://fpln.ru, который отображает состояние воздушного пространства Российской Федерации, аэродромы и зоны. Выбрав нужную зону, можно увидеть, в чьих интересах она была установлена и дополнительные сведения о ней, которые находятся во вкладках. Если необходимо совершать полеты в пределах подобных зон, вам следует получить разрешение лиц, в интересах которых установлены такие зоны.
В случае возникновения дополнительных вопросов по использованию БВС прошу направить их в срок не позднее 18.00 10.10.2022 на адрес электронной почты заместителя начальника Правового управления С.В. Коркунова KorkunovSV@kadastr.ru и начальника отдела нормализации баз данных Управления обеспечения ведения технологических процессов Е.А. Новоселовой NovoselovaEA@kadastr.ru.
Заместитель директора
И.В.МИРОНОВА
Секретность картографических данных
-
believer
- Участник
- Сообщения: 85
- Зарегистрирован: 20 июл 2009, 16:20
- Репутация: 0
- Откуда: Казань
- Контактная информация:
Re: Секретность картографических данных
У меня такое чувство, что все мы говорим о псевдосекретности (секретности, которая давно уже перестала быть секретной). Военные тоже далеко не глупый народ, и поэтому мне кажется, что данные, которые мы якобы считаем секретными, это всего лишь пешки, а главные фигуры сокрыты, как полагается. Вот пример, на карте мы можем видеть вполне мирные объекты (заводы, фабрики, фермы и т.д.). А кто знает, быть может, именно под каким-нибудь мирным объектом скрывается замаскированное военное сооружение. А те объекты, которые выдаются за секретные, это лишь пыль в глаза противника.
-
SS_Rebelious
- Гуру
- Сообщения: 1304
- Зарегистрирован: 24 фев 2009, 16:51
- Репутация: 99
- Ваше звание: GIS pro-fan
- Откуда: Lahti / Газ-ПУТИНбург
- Контактная информация:
Re: Секретность картографических данных
Сообщение
SS_Rebelious » 15 сен 2009, 20:46
Думается, лучший способ поддержания линии «псевдосекретности» со стороны спецслужб — сажать тех, кто раскрывает нахождение «псевдосекретных» объектов, чтобы потенциальный прготивник уж точно уверился в том, что «псевдосекретный» объект является секретным.
Look for something long enough, and you will find it. Look for something without understanding, and it will find you…
«All paid jobs absorb and degrade the mind.» Aristotle
If you take 1 step towards freedom it’ll take 2 steps towards you!
-
believer
- Участник
- Сообщения: 85
- Зарегистрирован: 20 июл 2009, 16:20
- Репутация: 0
- Откуда: Казань
- Контактная информация:
Re: Секретность картографических данных
Сообщение
believer » 15 сен 2009, 21:07
SS_Rebelious писал(а):Думается, лучший способ поддержания линии «псевдосекретности» со стороны спецслужб — сажать тех, кто раскрывает нахождение «псевдосекретных» объектов, чтобы потенциальный прготивник уж точно уверился в том, что «псевдосекретный» объект является секретным.
Безусловно, но пешки они и в Африке пешки, любой профессиональный шахматист не заостряет на них огромного внимания. Ну а для вида, наверняка, время от времени, кого-то наказывают за публикацию якобы секретных снимков (и это наказание опять-таки только на бумажках, наверное). А попробуйте подкопаться к действительно секретным объектам, то лучше не спрашивайте, что с Вами сделают
Кстати, противник может легко выявить множество псевдозасекреченных объектов. А где гарант, что среди них нет секрета. Не забывайте, ведь в шахматах любая пешка при правильной игре может перейти в ферзя
-
Boris
- Гуру
- Сообщения: 4231
- Зарегистрирован: 10 апр 2006, 22:34
- Репутация: -344969098
- Откуда: Париж
Re: Секретность картографических данных
Сообщение
Boris » 15 сен 2009, 22:45
Мы говорим о комплексе препон, которые охраняют ЧАСТНО-государственный интерес отдельных лиц и организаций. Вряд ли кому придет в голову считать весь этот бред укреплением обороны Родины. Равно как и авторские права на карты СССР перешедшие к Роскартографии, лицензионные отчисления от которых требуют заключения субдоговоров с АГП, — защитой имущественных интересов государства.
Не надо путать очевидное с воображаемым. Секретным в этом мире все что видно из космоса, причем во всех диапазонах, — быть не может. Поскольку США данными со своих спутников двойного назначения, а часто своими разведданными в отношении РФ делятся со всеми, кто попросит.
И картографические архивы, брошенные во всех бывших республиках СССР, вернее в отколовшихся военных округах, покрывают 100% европейской части страны, а да и азиатской процентов 90%.
Так что вся секретность тут только одна — «Как без меня ДЕЛИТЬ?! Не сметь! Не пущать!»
Я видел земельные планшеты в СК-1963 на которых только поле, дорога и село с грифом секретно. Причем и поле, и дорога, и село — ничего общего с реальностью не имели.
-
vveco
- Активный участник
- Сообщения: 195
- Зарегистрирован: 20 май 2009, 06:40
- Репутация: 3
- Откуда: Саратов
- Контактная информация:
Re: Секретность картографических данных
Сообщение
vveco » 16 сен 2009, 06:12
Авторские права на карты, конечно, должны быть но как то не так как сейчас.. в отношении карт б. СССР это выглядит даже не бредом а, как это называли раньше, саботаж и вредительство — и сам не ам и вам не дам.. хотите карту — берите 1993 года — самый свежий у нас товар.. стоить будет (для крупного масштаба чуть меньше чем снимок сверхвысокого разрешения). а когда вы чего нибудь на основе этой карты произведете и решите опубликовать — будьте любезны авторские отчисления нам (государству) и (или) АГП — они ж в 1993 году карту делали.. А что на ней нет целых микрорайонов — ничем помочь не можем. Забавный вопрос — скока же денег срубило государство и (или) АГП на продаже этой карты и в форме авторских отчислений за почти два десятилетия? где деньги — Зин? почему на них не делаются свеженькие карты?
Отсюда, например, такой ребус дилетанта: купил я эту устаревшую карту АГП. обновил ее. зарегистрировал в роскартографии. Чьи теперь в лесу шишки? (авторские права) мои? АГП и Роскартографии? или мы теперь партнеры и все делить бум по братски
-
Boris
- Гуру
- Сообщения: 4231
- Зарегистрирован: 10 апр 2006, 22:34
- Репутация: -344969098
- Откуда: Париж
Re: Секретность картографических данных
Сообщение
Boris » 17 сен 2009, 07:48
2 vveco
Не при дамах будет сказано, … фигушки. Почитайте параллельную ветку «опубликование » и т.п., — это первый год вы должны им фиксированную сумму, а потом 10-15% от ПЛАНИРУЕМОЙ прибыли!
-
Boris
- Гуру
- Сообщения: 4231
- Зарегистрирован: 10 апр 2006, 22:34
- Репутация: -344969098
- Откуда: Париж
Re: Секретность картографических данных
Сообщение
Boris » 19 сен 2009, 19:31
Boris писал(а):Ну вот мы и пришли к сути проблемы. А есть ли разрешение на публикацию? Причем на публикацию снимков, а не фрагментов карт, которые рядом или поверх. Опять же надо смотреть на инструкцию. Где в ней сказано, что данные ДЗЗ должны получать такое разрешение?
Но если вопрос так назрел, то давайте от общественности ГИС-лаба спросим — «Уважаемые господа, а есть ли у вас разрешение на открытую публикацию снимков, полученное от Роскартографии? А то мы смотрим (иногда и используем без вашего согласия), но пугаемся. Вдруг за нами придут?»
Ну, что же смотрим ответ www.forum.scanex.ru/viewtopic.php?f=66&t=29&start=0
-
SS_Rebelious
- Гуру
- Сообщения: 1304
- Зарегистрирован: 24 фев 2009, 16:51
- Репутация: 99
- Ваше звание: GIS pro-fan
- Откуда: Lahti / Газ-ПУТИНбург
- Контактная информация:
Re: Секретность картографических данных
Сообщение
SS_Rebelious » 19 сен 2009, 20:11
LOL!!!
Похоже, тот вывод к которому мы придём в процессе обсуждения секретности пространственных данных станет определяющим для всей страны
Look for something long enough, and you will find it. Look for something without understanding, and it will find you…
«All paid jobs absorb and degrade the mind.» Aristotle
If you take 1 step towards freedom it’ll take 2 steps towards you!
-
Dir
- Активный участник
- Сообщения: 163
- Зарегистрирован: 01 ноя 2006, 12:08
- Репутация: 5
Re: Секретность картографических данных
Сообщение
Dir » 22 сен 2009, 07:34
Фотопланы масштаба 1:50к и крупнее на территорию 75 км2 на незастроенные территоррии и свыше 25 км на застроенную территорию в МЕСТНОЙ СИСТЕМЕ КООРДИНАТ — СЕКРЕТНО
Приказ минтранса №02 от 26.05.2008.
Прикольно да? В МСК секретно в ГСК нет Хотя к МСК сейчас относится и 42 и 63 год
-
Boris
- Гуру
- Сообщения: 4231
- Зарегистрирован: 10 апр 2006, 22:34
- Репутация: -344969098
- Откуда: Париж
Re: Секретность картографических данных
Сообщение
Boris » 22 сен 2009, 15:56
Можно по просить точное название приказа. А то я пошел спрашивать в свой отдел, мне сказали — от 10 ноября 2007 года № 05 — последний на август этого месяца.
-
Dir
- Активный участник
- Сообщения: 163
- Зарегистрирован: 01 ноя 2006, 12:08
- Репутация: 5
Re: Секретность картографических данных
Сообщение
Dir » 23 сен 2009, 05:25
Хе хе… Это очень странный документ мы долго его от своего геонадзора вытряхивали, на свою голову
А не надо было без него все так было хорошо.
Самого приказа к меня нет, есть только приложение к нему.
Приложение к приказу Минтранса России от 26.05.2008г. №02.
В принципе там только изменения в п.120 существующего перечня, рассекречивающие крупномасштабные карты в рамках коридора. По аналогии с СТГМ-90. Причем похоже они пункт перенесли из СТГМ буква в букву тем самым захватив и фотопланы.
-
Boris
- Гуру
- Сообщения: 4231
- Зарегистрирован: 10 апр 2006, 22:34
- Репутация: -344969098
- Откуда: Париж
Re: Секретность картографических данных
Сообщение
Boris » 24 сен 2009, 12:17
А СТГМ-90 — это что такое?
То, что приложение, — это понятно. Поскольку геодезия и картография там — не главное. У вас перечень ДСП? А сам приказ обычно — секретный.
А какой был геонадзор?
Последний раз редактировалось Boris 24 сен 2009, 12:52, всего редактировалось 1 раз.
-
Dir
- Активный участник
- Сообщения: 163
- Зарегистрирован: 01 ноя 2006, 12:08
- Репутация: 5
Re: Секретность картографических данных
Сообщение
Dir » 24 сен 2009, 12:34
Уууу.. Борис, как говорил у нас преподаватель математики в универе, если вы не знаете этого то дальше нам не о чем разговарить СТГМ-90 это существовший до последнего времени перечень инорфмации относимой к грифу ДСП, С, Открытого пользования. Сейчас под рукой нет если не ошибаюсь это:
Инструкция по определению и обеспечению секретности топографогеодезических, картографических, гравиметрических, аэросъемочных материалов и материалов космических съемок на территории СССР (введена в действие с 1 января 1991 года (приказ ГУГК СССР от 13 июля 1990 г. № 11 с)
По поводу грифа уже не помню. У меня просто есть отдельные выдержки для работы. Сам документ в спецчасти.
-
believer
- Участник
- Сообщения: 85
- Зарегистрирован: 20 июл 2009, 16:20
- Репутация: 0
- Откуда: Казань
- Контактная информация:
Re: Секретность картографических данных
Сообщение
believer » 25 сен 2009, 12:49
http://gis-lab.info/qa/sirazhetdinov1.html
http://gis-lab.info/qa/sirazhetdinov2.html
Из выступления Сиражетдиновой В.А. (заместителя руководителя Средневолжского межрегионального управления геодезии и картографии) на специальном семинаре в рамках ГИС-Форума, 2009, Самара прозвучали такие слова:
— “разрешено показывать все, что видно на открытом космоснимке”,
— карта “может быть любого масштаба если при показе … нет координат”,
— “перечень сведений, подлежащих засекречиванию, совокупность сведений, содержащихся на топографических картах и планах, специальных картах и планах, фотопланах масштаба 50000 и крупнее — секретно.”
Самое интересно!
Миллер: “Вы знаете статью федерального закона о навигационной деятельности, отменяющую все виды ограничений на определение и использование координат географических объектов, за исключением территорий, подлежащих мерам специальной защиты, перечень которых определяет правительство РФ. Знакомы с этой статьей? ”
…
Чернов: “Проблема вообще открытого опубликования или просто секретности громадная, нам можно сидеть здесь 4-5 часов”
Если они не разобрались, то куда уж нам!!
-
Dir
- Активный участник
- Сообщения: 163
- Зарегистрирован: 01 ноя 2006, 12:08
- Репутация: 5
Re: Секретность картографических данных
Сообщение
Dir » 25 сен 2009, 13:36
Есл уж начали то продолжайте Куда уж нам убогим….
Вопросом надо заниматся а не разводить руками. Вопрос с секретностью векторных данных я решил. По растровым есть вопросы. И ничего тут ужсного нет. Читайте существующий перечень изучайте и работайте. По вектору там все предельно ясно.
Немного подскажу ключевое слово совокупность.
Решение по жалобе № 201700187297000088
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ
АО «Аэрогеодезия» ул. Бухарестская, д. 8 г. Санкт-Петербург, 192102 тел.: (812) 7662979 e-mail: aero@agspb.ru
извещение № 0145300014616000075
Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
На №
РЕШЕНИЕ
Комиссии Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок по делу № 84-03-471-РЗ/17
25 января 2017 г.
Санкт-Петербург
Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
Сараева Дмитрия Александровича — начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии,
Пашедко Анны Дмитриевны — главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
Канивец Елены Анатольевны — специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии.
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России из Санкт-Петербургского УФАС России поступила жалоба АО «Аэрогеодезия» (далее — Общество) (вх. № 471 от 24.01.2017 г.) на действия заказчика при открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение работ по созданию и обновлению цифровых топографических планов масштабов 1:2000 и 1:10 000 для актуализации сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, разработки проектов планировки и проектов межевания территории для территории муниципального образования «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» для обеспечения нужд муниципального образования на 2016 год (далее — Закупка).
Согласно ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридически^ лип „в
соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В силу ч. 3 ст. 105 Закона о контрактной системе обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего в порядке, установленном настоящей главой, допускается в любое время после размещения в единой информационной системе плана закупок, но не позднее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола. Жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок.
Комиссией Ленинградского УФАС России установлено, что жалоба подана в Санкт-Петербургское УФАС России 20.01.2017 года 16 час. 31 мин. и содержит доводы об оспаривании положений документации.
Из извещения № 0145300014616000075 следует, что дата и время окончания подачи заявок — 18.01.2017 в 10 час. ООмин.
Таким образом, срок, предусмотренный для обжалования документации, истек 18.01.2017 в 10 час. ООмин.
В силу п. 3 ч. 11 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения в случае, если жалоба подана по истечении срока, предусмотренного ст. 105 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия Ленинградского УФАС России
РЕШИЛА:
Жалобу АО «Аэрогеодезия» возвратить.
С.А. Сараев А.Д. Пашедко
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Е.А. Канивец
Председатель Комиссии Члены Комиссии
№
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы но Санкт-Петербургу
Адрес: Васильевский остров, 4-я линия, д. 13, лит. А, г. Санкт-Петербург, 199004 тел. (812) 313-04-30, факс (812) 313-04-15 e-mail: lo78@fas.gov.Tu
ОНО .Ttt’K’- госоии
№ 70/1821П 7 от 24 01 2017
Руководителю
Ленинградского УФАС России Плстешкову А.Н. ул. Смольного, д. 3, лит. А, Санкт-Петербург, 191124 тел./факс: (812) 274-30-70
копия: АО «Аэрогеодезия» Бухарестская ул., д. 8, Санкт-Петербург, 192102 тел.:+7 (£12)766-29-79
О передаче жалобы по подведомственности
Уважаемый Александр Николаевич!
В Санкт-Петербургское УФАС России поступила жалоба АО «Аэрогеодезия» (вх. № 1515/17 от 20.01.2017, извещение № 0145300014616000075) на действия Заказчика — Администрации муниципального образования «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области».
В связи с тем, что Заказчик осуществляет свою деятельность на территории, подведомственной Ленинградскому УФАС России, Санкт-Петербургское УФАС России направляет указанную жалобу по принадлежности для рассмотрения по существу.
Приложение: на 2 листах, только в первый адрес.
П.В. Яковлев
Заместитель руководителя управления
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «АЭРОГЕОДЕЗИЯ»
(АО «Аэрогеодезия»)
ул. Бухарестская, д. 8, Санкт-Петербург, 192102 тел.: (812) 766-2979; факс: (812) 766-5641; http://www.agspb.ru; e-mail: aero@agspb.ru. ОКПО 04778274, ОГРН 1127847436386, ИНН/КПП 7816544865/781601001
ig.fli.ion№36
На №от
Куда: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт- Петербург
199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д.13.
От кого: АО «Аэрогеодезия»
192102, Санкт-Петербург, ул. Бухарестская, д. 8
Жалоба на действия заказчика.
1. Заказчик: Администрация муниципального образования «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области»
Адрес: 188679. Ленинградская область, Всеволожский район, пос. им. Морозова, ул. Спорта, д. 5
СПБ УФАС России №1515/1? от 20 01.2017
Ответственное должностное (контрактный управляющий):
Тренькина Анна Александровна.
001161849701
Номер контактно го телефона Заказчика;
8-(813-70)35-303
Факс: 8-(813-70) 35-303
Адрес электронной почты Заказчика: mail@adminmgp.ru
2. Заявитель: Акционерное общество «Аэрогеодезия», ИНН: 7816544865. Адрес: 192102, Санкг-Пстербург, ул. Бухарестская, д. 8; телефон: (812) 766-29-79 факс: (812) 766-56-41; e-mail: aero@agspb.ru контактное лицо: Селиверстова Анастасия
Александровна.
3. Адрес официального сайта на котором размещена информация о закупке: www.zakupki.gov.ru.
4. Номер извещения: № 0145300014616000075
5. Наименование закупки: проведение выполнение работ по созданию и обновлению цифровых топографических планов масштабов 1:2000 и 1:10 000 для актуализации сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, разработки проектов планировки и проектов межевания территории для территории муниципального образования «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленишрадской области» для обеспечения нужд муниципального образования.
6. Дата опубликования извещения о проведении электронного аукциона: 29.12.2016г.
7. Обжалуемые действия Заказчика по осуществлению закупок с указанием норм ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
8. Доводы жалобы;
1. Не предъявлены требования в документации на проведение открытого конкурса и информационной карте о наличии у Участника закупки Лицензии Федеральной службы безопасности Российской Федерации на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну с грифом не ниже, чем
«Секретно», что противоречит требованиям установленным:
-ст. 27 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне»,
— инструкция по определению секретности топо1рафо-геодезических, картографических и аэрофотосъемочных материалов (СТГМ 90),
— дополнение к Инструкции (ПАРО 90).
— перечень к приказу Минэкономразвития № 456-дсп от 25.07.2014 г. пункт
3.4.9.
Получение разрешений на производство аэрофотосъемки невозможно без предоставления указанной лицензии. Кроме этого любые материалы аэрофотосъемки до контрольною просмотра в штабе военного округа имеют гриф «секретно».
Наряду с этим для понижения ограничительного грифа в организации необходимо иметь постоянно действующую техническую комиссию (ПДТК), которая можег быть создана в организации имеющей лицензию ФСБ.
2. Согласно п. 4 информационной карты конкурса сроки проведения первого этапа (аэрофотосъемка) -5 дней со дня подписания контракта. Согласно п. 21 той же карты конкурса максимальный срок на подписание контракта — не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе. Получается самая поздняя дата подписания контракта 10 февраля 2017 г., если учесть, что датой подведения итогов конкурса является 20 января. Учитывая все выше сказанное получается, что аэрофотосъемочные работы необходимо выполнить с 11 по 16 февраля 2017 г. В Ленинградской области в это время еще лежит снежный покров, и в соответствии с действующими инструкциями и руководством по съемочным полетам аэрофотосъемка для создания картографической основы в это время запрещена.
На основании вышеизложенного просим:
1. Приостановить размещение заказа до рассмотрения настоящей жалобы по существу.
2. Обязать заказчика привести документацию о закупке в соответствие с требованиями текущего законодательства.
Тут меня, наверное, закидают тухлыми яйцами с криками «Кому может навредить мой маленький квадрокоптер/вертолетик/самолетик?»
Регистрация дрона, конечно, защитит землян от опасностей.
Ну и какой смысл получать разрешение для полетов там, где тебя никто не возьмет за пропеллеры? Попробуйте получить разрешение там, где действительно могут быть проблемы. Вот получите разрешение летать в центре Питера, тогда и поговорим.
В городе люди другие, чем в деревне? В чем отличие-то?
Есть четкие определения воздушных судов, использования воздушного пространства и пр.
По поводу постройки, как бы было не смешно, но действительно есть места, где постройку нужно согласовывать. Например вблизи аэродромов. Как бы не очень хорошо выйдет, если поперек посадочной глиссады, возникнет многоэтажный дом.
И как теперь фейерверки запускать, на новый год?
И как теперь фейерверки запускать, на новый год?
Хитрые законодатели и это предусмотрели — не требуют разрешения фейерверки с высотой полёта до 50м, по-моему (видел где-то в нормативных актах, но не запомнил точно — не люблю фейерверки). А вот с моделями ракет, я так и не понял, приравниваются они к фейерверкам, или это по-любому надо как ракетный пуск оформлять…
В Питере, насколько я знаю, не так давно внесли поправки в регламент получения разрешения и получить его стало реально. Муниципалитет в том числе и у нас консультировался.
Интересно, как полёты дронов над населёнными пунктами соотносятся с Воздушным кодексом РФ:
Статья 72. Полет воздушного судна над населенными пунктами
Полет воздушного судна над населенными пунктами должен выполняться на высоте, позволяющей в случае неисправности воздушного судна произвести посадку за пределами населенных пунктов или на специально предусмотренных для этих целей взлетно-посадочных площадках в пределах населенных пунктов.
Немного не понимаю, причем тут 72 статья.
Полеты беспилотника осуществляются ТОЛЬКО путем установки местного или временного режима (есть еще кратковременное ограничение, но это не для «простых смертных»). Загвоздка в том что в населенных пунктах, для установки режима, нужно разрешение муниципалитета или органов местного самоуправления.
Главное что бы цены не выросли… Хочу все себе мавик взять, планирую покупку в Москве.
при таком законотворчестве, цены на всю летающую шляпу должны падать…
Здравствуйте. Есть ли статья как вообще регистрировать коптер? Слышал что можно через госуслуги, но так и не нашел.
По интернету (в том числе и через госуслуги) обещают не раньше середины 2020 года. Пока единственный способ — по обычной почте, который и описан в статье.
Статья прям пропитана уважением к этому закону. Если выйдет закон, что при встрече с боярином надо три раза крикнуть «Ку», автор тоже найдет доводы, чтобы оправдать это?
Для начала хочу подчеркнуть, что данная статья написана для тех, кто хочет всё сделать по закону, а не ищет для себя моральное оправдание его нарушения.
Какое моральное оправдание? Это вообще к чему? Закон этот в очередной раз ущемляет граждан. Чтобы шубохранилища не снимали. Например, я хочу запустить дрон на высоту 5 км. Конечно, это угрожает, допустим, самолетам, тут бесспорно, разрешение нужно. А если я летаю на 10-20 м в высоту?
однако сам я, занимаясь авиамоделированием более 10-ти лет, повидал всякого, в том числе ситуации, когда по отказу техники только с Божьей помощью удавалось избежать жертв на земле, а от отказа техники Вы никогда не застрахованы, и отказ — это не всегда мгновенное падение аппарата, а, зачастую, сначала его бесконтрольный полет произвольной длительности и в произвольном направлении.
И как получение разрешения повлияет на отказ техники? А на безопасность людей внизу? Никак.
Гарантировать, что именно сегодня Вы кому-то не помешаете практически невозможно.
А оформление полета по правилам позволяет избежать справедливых претензий от тех, кто по случаю решил уединиться там же.
Вот решил я уединиться в тундре. Мне тоже регистрировать своё желание на уединение? Давайте тогда и такой закон. А то ущемление прав уединяющихся. Мало ли, там кто дроны решит «по закону пускать». Бред.
Действительно, утки, гуси и вороны видимо должны подать заявление в Росавиацию на присвоение им индивидуального летного номера. Согласовывать вылет за 5 суток и не прокладывать маршруты по территории населенных пунктов
ну так, чуть позже введут страхование гражданской ответственности для пилотов беспилотных судов…
я думал, что я пошутил — нет п.1 ст.131 воздушного кодекса об обязательном страховании гражданской ответственности владельцем воздушного судна. так что вполне реально, что и такой подарок будет
Статья прям пропитана уважением к этому закону
Ни о каком уважении тут речи не идет. Речь идет о том, что на данный момент это реальность, в которой нам приходится жить. Я бы например предпочел бы ничего не регистрировать и не получать, но 50К это для меня многовато. Да, меня заставили в этой реальности жить и меня это не радует. Но я и в этой реальности летать не перестану, летать с нарушением закона для меня не вариант, так как полёты мои происходят в ближнем пригороде, и только вопрос времени, что найдется чудак, который на меня заявление напишет куда надо. Тем, кто оказался в такой же ситуации я и хочу помочь не опустить руки и не отказаться от неба.
И как получение разрешения повлияет на отказ техники?
А Вы сами не захотите его получать там, где это опасно — слишком много инстанций обежать надо. А если таки получите, значит осознали всю меру ответственности и уверены, что Вам оно всё-таки надо
ну а как вы с вашим коптером обходите вопрос того что, фото — видео съёмка относится к авиационным работам и требует цитирую «лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну». с учётом того, что коптеры, это в значительной степени fpv устройства, даже если не писать видео, факт трансляции видео уже попадает под определение видеосъёмки. О чем достаточно подробно пишет Денис Штейн, в статье на которую Вы ссылаетесь
Я на авиамоделях просто летаю для удовольствия, в этом вслучае видео мне не нужно а потому его там нет. Официально оформить работу с видео по закону гражданину (не юрллицу с разрешением на секретность) сейчас невозможно, о чем и писал Штейн. Тут я могу только посоветовать в каждом конкретном случае взвешивать за и против. Похоже, что целенаправленных кампаний против FPV на данный момент нет, так что попасться надо ещё умудриться. Тем более если разрешение на ИВП у Вас есть что, вроде как исключает вероятность приезда наряда ППС с требованием 《Коптер на стол!》 (точнее приезд не исключает но можно спокойно ответить что у меня план полёта и нарушать его я не могу и не сажая коптер начинать зонить в ОрВД, грозя карой небесной с жалобой, что, дескать, меня тут принуждают к посадке неуполномоченные лица), хотя всё это от лукавого, лучше не попадаться. В общем, есть ещё над чем работать, но кто сейчас такой работой занимается, чтобы можно было к ним примкнуть, я не в курсе.
Я тоже для удовольствия, но при этом — прочитав Вашу статью, мне абсолютно не понятны Ваши попытки обосновать нововведенный закон ни мифической «безопасностью», ни «законопослушностью».
По факту — небо закрыли, для коптероводов и фпв-шников — его закрыли «насовсем» (с учетом Вашей ремарки о «соблюдении законов»)
Заниматься перепиской с аэропортом, что бы полетать на игрушке??? Вы смеетесь? Ну вот серьезно, что как не игрушка — обычный самолет .40, .50, .60 классов, с размахом до 1.7м и весом до 5кг с запасом хода на 20 минут и полетом в пределах прямой видимости 150-200м и грузоподьемностью, без применения катапульты, в несколько сотен граммов…
По такой логике — давайте на модели автомобилей ставить номера и осаго — ведь они могут попасть в ДТП. Модели катеров ставить на учет в гимсе.
Нет, конечно возможно, для кого-то это способ ощутить себя «настоящим пилотом» — согласуя вылет, созваниваясь с диспетчером…
Но… мне (нам) проще —
1. ездить в глушь, тогда когда захотел — проснулся-собрался-постоял в пробках на выезд, доехал, разложился
2. повесить на стенку широкоформатные и перейти на мелкую пену и 450 класс вертолетов и найти какой нибудь ангар-зал
3. Вспомнить прошлое и заняться кордовым моделизмом
Если Вы надеетесь, на то что вал заявок на полеты от авиамоделистов вызовет напряг ОрВД — я больше чем уверен, решиться это увеличением штата диспетчеров и одновременно с этим введением налога на летающие аппараты, вкупе с получением лицензии пилота БПЛА
ЗЫ: А за статью, в технических аспектах — спасибо. За обоснования о безопасности и законопослушности — не, я Вам не поверил
www.fasr.ru/UserFiles/ContentFiles/marka_aviamod_2.jpg
А что, на дроны стали ответчики ставить? Диспетчерам вообще без разницы, они дроны не видят
нет, не стали, пока… но когда я читал сайт конторы под названием Аэронет — мне совсем грустно стало — они похоже к этому и клонят. одна надежда, что они повторят судьбу ЗащитыИнфоТранс — срубят денег от государства и утихнут. А вот что не видят, это, как я понял при разговорах с ними, это их напрягает. Потому и хотят, чтобы хотя бы сами сообщали.
Заниматься перепиской с аэропортом, что бы полетать на игрушке??? Вы смеетесь?
Ну, смеюсь тут не я, а наши законотворцы.
что как не игрушка — обычный самолет .40, .50, .60 классов
А вот тут я с Вами не согласен. Что это не игрушка даже на коробке у них всегда написано, и что покалечить может не на шутку, и это правда. И когда я с детьми в городском парке гуляю, а там летают — мне некомфортно, хоть сам и люблю полетать, но когда я сам на полетушках, то если я постороннего увидел, да ещё что он ко мне идет, то я модель лучше посажу, да и дети в это время знают где стоять (обычно это у меня за спиной), чтобы это для них безопасно было. А вот когда я на отдыхе, ну увольте меня от этой авиационной безопасности. Можете считать меня эгоистом, но помоему всему своё место.
Если Вы надеетесь, на то что вал заявок на полеты от авиамоделистов вызовет напряг ОрВД — я больше чем уверен, решиться это увеличением штата диспетчеров и одновременно с этим введением налога на летающие аппараты,
Тут Вы, к сожалению, возможно и правы.
Вспомнить прошлое и заняться кордовым моделизмом
А вот тут поосторожнее. Не могу сходу привести норму закона, но помоему кордовые авиамодели отдельно отнесены к беспилотникам. Посмотрите определения внимательно.
За обоснования о безопасности и законопослушности — не, я Вам не поверил
Да я в общем и не собирался кого-то убеждать, это скорее самоутешение.
Кордовые модели не относятся к бпла ввиду неразрывной механической связи с пилотом. разъяснения и поправки были внесены в 2019 г
А ссылку можете дать на закон или разъяснение это? А то я не смог такого найти. А под определение БВС кордовые модели очень даже попадают. Нашел только эту статью где на эти положения тоже ссылаются. Но по тому, что там написано, выходит, что это или просто ВС, или вобще непойми что, та как пилот во время полёта стоит на земле, при этом он одновременно на борту, а борт в воздухе…
Спасибо! Круто, значит при неожиданном возникновении желания полетать тоже достану свой кордовый ПО-2 из шкафа.
Разрешение необходимо только если занимаетесь картографированием и геодезическими работами. Более подробно можете почитать в дополнительных требованиях ПАРО-90 к инструкции СТГМ-90.
Для художественной съемки (лично для себя или коммерческий заказ) у ФСБ не нужно получать разрешение.
Но если есть основания полагать, что вы сняли секретный объект, то во избежание недоразумений, лучше отправить снимки на просмотр.
Почему никак? Люди, получившие урон от техники, имеющей разрешение на полёт, должны «понять и простить». В случае отсутствия разрешения — прийти в праведное негодование.
Люди, получившие урон от техники, имеющей разрешение на полёт, должны «понять и простить»?
Как я понимаю, на сегодня, такой ущерб будет возмещаться причинившим его в обычном порядке делопроизводства. Вычислить причинившего ущерб можно будет как раз по регистрационному номеру, таким образом, регистрация по задумке, видимо, должна повысить ответственность пилота, так как отойти в сторону и сказать, что я не при делах, будет проблематично. С другой стороны, правда, а кто будет проверять, нанесен ли номер, и верный ли он?
Ну, ждём внесения поправок, которые разрешат в зоне видимости визуально (пилоту или наблюдателю) контролировать БВС до 150м высоты, вне наспунктов и т.п., летать без всего этого.
Тогда и будет учёт, даже через почту, хрен с ними — с госуслугами. Все как обычно у нас, все привыкли, что обещания выполняются не в срок, и не так как обещано.
Я правильно понимаю, что после «установки местного или временного режима» для одного оператора другому оператору запретят полёты в той же зоне в то же время?
А если, допустим, запускать по правилам «игрушечный» дрон весом до 250г у себя на даче на высоте, допустим, до 5м, в радиусе 15м, как будут относиться диспетчера к получению разрешения на вылет и прочему? придётся в бассейне летать
Я правильно понимаю…
Не совсем. как я понимаю, если ограничение установлено, то Вы можете запросить разрешение у того, в чих интересах оно установлено (узнать у диспетчера), и, если это такой же как и Вы моделист, то есть шанс использовать его режим и для Вас
Правильно. Режим только для одного. Я например уже два раза теснил телекомпании, желающих снять салют на день города, т.к. раньше них согласовывал.
А вот чем принципиально, с точки зрения безопасности для воздушного пространства и прочего, отличается запуск какой нибудь зальной электрички, ну допустим, на огороженной хоккейной коробке вблизи домов и или в ином удалеленном от жилья месте (пустырь), от запуска свободнолетающей (чаще всего пенопластовой) модели самолёта (метательного планера) коих в магазинах игрушек сейчас навалом
Свободнолетающей не получится управлять и направить на
вертолет чинуши/усадьбу/конюшню
нужную точку с целью диверсии?
На свободнолетающей не
монтируются камеры для фотографирования бояр
нет радиоканала, который может повлиять на летающие самолеты?
Ну и летают самолеты метательные все-таки ниже и меньше, разве нет?
Вы забываете про радиоуправляемые планеры — они, в умелых руках могут лететь на очень большие расстояния — существенно дальше коптеров, а на борту вполне может быть FPV.
Вот у нас проблемы с полетами связаны с тем, что мы не можем даже теоретически получить разрешение заранее. Мы разрабатываем и испытываем аппаратуру поиска утечки газа и источника загрязнений воздуха. Как Вы наверное догадываетесь от получения сигнала об утечке газа до старта беспилотника не может пройти больше часа а то и 10 минут. Высота полета у нас естественно мала, не более 5-10 метров выше здания. Вот как быть с этим непонятно вообще.
А в Росавиацию вы этот вопрос пробовали адресовать? Это я не в том смысле, чтобы Вас куда-нибудь послать спросил, а в том смысле, что может у них на этот случай какая-то специальная процедура предусмотрена? Ликвидация аварии на газопроводе, как я понимаю, попадает в разряд ликвидации чрезвычайной ситуации. Может с этой стороны подойти к вопросу? Вопрос ещё и к тем, кто заказывает мониторинг, не сами же Вы решили газопровод мониторить — им надо, пусть и они пошевелятся.
Спасибо DJI за Mavic Mini весом в 249 грамм А Air, пожалуй, придется отложить до лучших времен…
С Mavic Mini у вас пропадает только необходимость в регистрации, то есть в самой простой и разовой процедуре. Разрешение на полёт по прежнему необходимо оформлять перед каждым запуском.