Если организация осуществляет перевозки и имеет свой автопарк, она должна соблюдать требования по безопасности дорожного движения (БДД) (ФЗ № 196 «О БДД» и Приказ Минтранса РФ № 145). Соответствие требованиям фиксируется в документах. Если у организации не будет хватать каких-либо журналов или актов по БДД или они будут заполнены неверно, ей грозит штраф.
В статье расскажем:
- Какие документы по БДД должны быть в организации
- Кто проверяет документы по БДД
- Кто отвечает за БДД в организации
Перечень документов по БДД в организации
Чтобы обеспечить безопасность дорожного движения, организация должна проводить комплекс мероприятий. Например, разрабатывать меры для предотвращения ДТП, вести учет штрафов, проводить повышение квалификации водителей, следить за состоянием автопарка. Результаты мероприятий записываются в соответствующих документах. Пакет документов по БДД включает:
Приказы
Назначения сотрудников на должности, связанные с обеспечением безопасности, подтверждаются приказами с подписью руководителя. Например, приказ о назначении ответственного за БДД или приказ о назначении контролера технического состояния ТС. Также приказами регламентируется допуск водителя к стажировке и к работе. Если этих документов не будет, ответственность за БДД, выпуск транспорта на линию и проверку путевых листов и медосмотр ляжет на руководителя.
Должностные инструкции
Среди документов по БДД необходимы должностные инструкции для сотрудников, чья работа тесно связана с транспортом:
- ответственный за БДД;
- контролер техсостояния;
- ответственный за путевые листы;
- водитель легкового и грузового автомобиля, автобуса.
В должностных инструкциях прописывают требования к должности, функции сотрудника, его права и ответственность.
Работник знакомится с должностной инструкцией и подписывает ее, подтверждая свое согласие. Должностную инструкцию сотрудник может получить при приеме на работу или сразу после ее утверждения, если на момент приема она не была готова.
Журналы инструктажей
Работодатель обязан проводить инструктажи по БДД для водителей компании (Приказ Минтранса № 145):
- Вводный инструктаж. Он проводится при приеме на работу. Водителю рассказывают о видах и особенностях перевозок, сообщают о наиболее частых причинах ДТП в организации. Также нового сотрудника знакомят с порядком прохождения тех- и медосмотров.
- Предрейсовый инструктаж. Инструктаж проводят перед каждым выездом в рейс по новому маршруту. Если все рейсы проходят по одному маршруту, инструктаж проводится только перед первым выездом. Во время инструктажа специалист по БДД рассказывает о протяженности маршрута, где находятся опасные участки, как довести груз в целости.
- Сезонный инструктаж. Он проводится два раза в год — весной и осенью. Весной водителю сообщают, как ездить в условиях таяния снега, осенью — как ехать при низкой видимости, по гололеду, при снегопаде. Также во время этих инструктажей сообщается, как действовать в случае ДТП или при экстренном торможении.
- Специальный инструктаж по БДД. Такой инструктаж проводится, когда вступают в силу новые законы, связанные с работой водителей.
Проведение инструктажей фиксируется в специальном журнале под подпись сотрудника — это подтверждает, что в компании проходит обучение и соблюдаются правила БДД. В журнале обязательно нужно указать:
- дату проведения инструктажа и его вид;
- должность и ФИО ведущего инструктаж сотрудника;
- ФИО и подписи водителей.
Журнал можно вести как в бумажном, так и в электронном виде. В электронном журнале должны быть электронные подписи ответственного за БДД и водителей.
Повышение квалификации
Водители должны повышать квалификацию и ежегодно проходить 20-часовое обучение по БДД (Приказ Минтранса № 282, РД-200-РСФСР-12-0071-86-12, РД-26127100-1070-01). Оно может проходить:
- на рабочем месте с привлечением профильных специалистов;
- в образовательных учреждениях, которые имеют соответствующую лицензию.
В программу входит:
- изучение аварийности на дорогах и разбор типовых ДТП;
- изучение базы правового регулирования дорожного движения;
- обучение навыкам оказания первой помощи при ДТП;
- изучение условий перевозки на опасных маршрутах.
Документы, которые подтверждают повышение квалификации:
- учебный план;
- приказ о создании комиссии, которая проверяет знания по БДД;
- журнал проведения занятий;
- экзаменационные билеты.
Сведения об осмотрах
Водители и транспорт проходят постоянные осмотры. Водители должны проходить предрейсовый и послерейсовый медосмотры. Сведения о них вносятся в путевые листы и фиксируются в журналах учета. В журнале проставляются:
- время проведения медосмотра;
- данные водителя, информация о его здоровье и подпись;
- медицинское заключение с подписью медработника.
Журналы о прохождении медосмотров нужно хранить 5 лет.
Транспорт также проходит несколько видов техосмотров — предрейсовый, предсменный и послерейсовый. На их основании ставится отметка в путевые листы и заполняется журнал регистрации результатов контроля технического состояния ТС. В журнале нужно указывать:
- марку, модель и госномер ТС;
- дату и время осмотра;
- показания одометра;
- ФИО специалиста, проводившего осмотр, и его подпись.
Информацию о ДТП
Организация-перевозчик должна вести учет ДТП и расследовать каждый случай, чтобы впоследствии снизить аварийность. Для учета заполняется специальный журнал, который запрашивают при проверке. В него вносят сведения о ДТП, о нарушениях ПДД. Поля, которые должны быть в журнале:
- ФИО водителя-нарушителя, категория ТС и водительский стаж;
- автомобиль, которым управлял водитель;
- дата, время, характер и обстоятельства нарушения;
- ФИО и должность инспектора, который вынес наказание;
- вид наказания, когда его взыскали;
- принятые к водителю меры.
Сведения из журнала помогают в анализе и выявлении водителей, которые часто нарушают правила. Впоследствии ответственный за БДД проводит мероприятия по повышению их надежности.
Это только часть документов, которые должны быть в организации. Компания может самостоятельно их подготовить — нужно изучить требования законов и составить список необходимых документов. По каждому документу найти требования к заполнению и создать шаблон. Но в итоге сбор и оформление займут много времени, поэтому специалисты OnlineГИБДД составили комплект документов по БДД.
Форма покупки документов по БДД (Заголовок блока)
Кто проверяет документы по БДД
Документы по БДД могут проверить УГАДН, МАДИ, Ространснадзор и ГИБДД. Проверка может быть как плановой, так и внеплановой. Плановую проверку проводит УГАДН раз в три года. Внеплановая проверка может проводится как по инициативе ведомств, так и в качестве реагирования на жалобу. Если документы будут неправильно заполнены или их комплект будет неполным, организация получит штраф (ст. 12.31.1 КоАП РФ):
- до 20 000 рублей — на должностное лицо;
- до 100 000 рублей — на юрлицо.
Проверьте штрафы автопарка компании
OnlineГИБДД ежедневно проверяет штрафы по всем автомобилям компании и показывает детали каждого постановления: дату и время, место, сроки и реквизиты для оплаты. Если заканчивается срок скидки или оплаты, сервис присылает уведомления.
Перед проверкой документов ведомство направляет запрос — в течение 10 рабочих дней с момента получения запроса организация должна предоставить документы. Если проверка выездная, ведомство сообщает о ней за 3 дня.
Основные документы по БДД, которые запросит ведомство для проверки:
- приказы, касающиеся перевозочного процесса;
- документы, подтверждающие выполнение обязанностей по БДД конкретными сотрудниками: приказы, должностные инструкции;
- аттестационные удостоверения ответственных за БДД;
- справки о ТС, использующихся в организации;
- список водителей, трудовые договоры с ними, трудовые книжки, медсправки;
- протокол о проведении ежегодной подготовки водителей;
- сведения о прохождении стажировки водителей;
- журналы инструктажей и инструкции для водителей;
- журналы учета рабочего времени водителей, учет режима труда и отдыха водителей;
- путевые листы и журналы учета путевых листов;
- журналы учета медосмотров водителей;
- сведения о проведении техосмотра;
- журнал учета ДТП и служебные расследования ДТП.
Форма покупки документов по БДД (Заголовок блока)
Кто отвечает за БДД в организации
В каждой организации, которая занимается перевозками, должен быть ответственный за БДД. Если в организации его не будет, ей выпишут штраф до 100 000 рублей (ст. 12.31.1 КоАП РФ).
Ответственный за БДД:
- следит за состоянием транспорта и за водителями;
- проводит аттестации и инструктажи для водителей;
- разрабатывает меры для снижения аварийности;
- заполняет документацию по БДД.
На эту должность не получится назначить любого сотрудника — к специалисту по БДД предъявляются особые требования. Но если сотрудник или руководитель организации им соответствуют, они вполне могут выполнять обязанности ответственного за БДД.
Инструкции по безопасности дорожного движения
Инструкции по безопасности дорожного движения
Этот сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс)
Сервис Яндекс Метрика использует технологию «cookie».
Собранная при помощи cookie информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, будет передаваться и храниться на сервере Яндекса в Российской Федерации. Яндекс будет обрабатывать эту информацию с целью анализа пользовательской активности
Вы можете отказаться от использования cookies, выбрав соответствующие настройки в браузере. Используя этот сайт, вы соглашаетесь на обработку данных о вас Яндексом в порядке и целях, указанных выше
Утверждены
приказом Минтранса России
от 30 апреля 2021 г. N 145
ПРАВИЛА
ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕВОЗОК АВТОМОБИЛЬНЫМ
ТРАНСПОРТОМ И ГОРОДСКИМ НАЗЕМНЫМ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТРАНСПОРТОМ
ПРАВИЛА
ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕВОЗОК АВТОМОБИЛЬНЫМ
ТРАНСПОРТОМ И ГОРОДСКИМ НАЗЕМНЫМ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТРАНСПОРТОМ
1. Правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом определяют требования по обеспечению безопасности при организации и осуществлении перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
2. Настоящие Правила обязательны для:
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования;
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на основании договора перевозки;
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров;
физических лиц, осуществляющих эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов <1>.
———————————
<1> Пункт 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Федеральный закон N 196-ФЗ).
3. При организации и осуществлении перевозок пассажиров и (или) грузов указанные в пункте 2 настоящих Правил юридические лица и индивидуальные предприниматели (далее — субъекты транспортной деятельности) обязаны обеспечивать:
наличие у работников необходимых знаний, умений, профессионального образования, стажа (опыта);
допуск к управлению транспортных средств либо управление транспортным средством самостоятельно при отсутствии признаков заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями <2>;
———————————
<2> Пункт 1 статьи 23.1 Федерального закона N 196-ФЗ.
проведение вводных, предрейсовых, сезонных и специальных инструктажей по безопасности перевозок пассажиров и (или) грузов;
безопасность транспортных средств, эксплуатируемых субъектом транспортной деятельности;
безопасные условия перевозок пассажиров и грузов, включая перевозки в особых условиях;
соблюдение особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, устанавливаемых Минтрансом России в соответствии со статьей 329 Трудового кодекса Российской Федерации <3>, в части норм времени управления транспортным средством и времени отдыха (не распространяется на водителей, занятых на международных перевозках и перевозках городским наземным электрическим транспортом);
———————————
<3> Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878.
соблюдение особенностей режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса, устанавливаемых Минтрансом России в соответствии со статьей 329 Трудового кодекса Российской Федерации (не распространяется на водителей, занятых на перевозках автомобильным транспортом);
соблюдение режима труда и отдыха, установленного Европейским соглашением, касающимся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР) от 1 июля 1970 г. <4> (не распространяется на водителей, не занятых на международных перевозках);
———————————
<4> «Бюллетень международных договоров», N 3, 2009; СССР присоединился к данному Соглашению в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 20 июня 1978 г. N 505 «О присоединении СССР к Европейскому соглашению, касающемуся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР)»; вступил в силу для СССР 27 января 1979 г.; официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru номера публикации: от 23.12.2016 N 0001201612230001 и от 13.09.2017 N 0001201709130009.
проведение анализа и устранения причин дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП) и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств <5>.
———————————
<5> Пункт 1 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ.
4. При организации и осуществлении перевозок пассажиров и (или) грузов указанные в пункте 2 настоящих Правил физические лица (далее — физические лица) обязаны обеспечивать:
управление транспортным средством в отсутствие признаков заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями <2>;
безопасность транспортных средств, эксплуатируемых физическим лицом;
безопасные условия перевозок пассажиров и грузов, включая перевозки в особых условиях;
соблюдение норм времени управления транспортным средством и отдыха, установленные правилами дорожного движения;
проведение анализа и устранения причин ДТП и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств <6>.
———————————
<6> Пункт 3 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ.
5. Обеспечение субъектом транспортной деятельности наличия у работников необходимых знаний, умений, профессионального образования, стажа (опыта) работы должно достигаться посредством:
проведения профессионального отбора и профессиональной подготовки водителей в соответствии с порядком прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта <7>;
———————————
<7> Приказ Минтранса России от 29 июля 2020 г. N 264 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (зарегистрирован Минюстом России 23 ноября 2020 г., регистрационный N 61064).
документарной проверки соответствия работников при приеме их на работу профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей <8>;
———————————
<8> Приказ Минтранса России от 31 июля 2020 г. N 282 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» (зарегистрирован Минюстом России 23 ноября 2020 г., регистрационный N 61070).
проведения аттестации работников, предусмотренной статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации <9>.
———————————
<9> Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2017, N 27, ст. 3929.
6. В целях недопущения управления транспортным средством с признаками заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями, субъект транспортной деятельности обязан организовывать в соответствии с требованиями Федерального закона N 196-ФЗ и Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» <10> проведение обязательных медицинских осмотров, в том числе:
———————————
<10> Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724.
осуществлять контроль соблюдения сроков прохождения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров водителей, а также направлять их на очередной медицинский осмотр <11>;
———————————
<11> Приказ Минздрава России от 28 января 2021 г. N 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры» (зарегистрирован Минюстом России 29 января 2021 г., регистрационный N 62277).
обеспечивать прохождение предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медицинских осмотров в соответствии с Порядком проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденным приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. N 835н <12>.
———————————
<12> Зарегистрирован Минюстом России 16 апреля 2015 г., регистрационный N 36866.
7. В целях предупреждения ДТП субъект транспортной деятельности должен обеспечивать проведение инструктажей по безопасности перевозок.
Информация о прохождении инструктажей вносится в журнал учета инструктажей водителей (далее — журнал), который должен содержать дату проведения и вид инструктажа, должность (при наличии), фамилию и инициалы лица, проводившего инструктаж, фамилию и инициалы водителей, прошедших инструктаж, и их подписи.
Допускается ведение журнала в электронном виде с использованием программного обеспечения субъекта транспортной деятельности (сведения, внесенные в журнал лицом, проводившим инструктаж, и водителем, в отношении которого проведен инструктаж, заверяются электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» <13>).
———————————
<13> Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036; 2016, N 1, ст. 65.
7.1. При приеме на работу водителей вне зависимости от уровня их квалификации и стажа работы с ними должен проводиться инструктаж (далее — вводный инструктаж).
В тематику вводного инструктажа включаются следующие вопросы:
общие сведения о субъекте транспортной деятельности (размер и структура парка транспортных средств, виды осуществляемых перевозок);
требования по безопасной эксплуатации транспортных средств;
требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта <14>;
———————————
<14> Постановление Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 г. N 1640 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 42, ст. 6606).
права потерпевших, вытекающие из договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, заключенного между страховщиком и страхователем, а также порядок действий потерпевших для получения возмещения причиненного вреда (для водителей автобусов, троллейбусов и трамваев);
порядок прохождения предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медицинских осмотров;
порядок прохождения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства;
нормы загрузки транспортных средств (для пассажирских перевозок — пассажировместимость);
основные данные об аварийности на пути следования, обстоятельствах и причинах преобладающих видов ДТП;
порядок действий при наступлении ДТП, включая оформление документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции;
документы, необходимые для осуществления перевозок.
7.2. Перед отправлением водителя в рейс (за исключением второго и последующего рейсов по одному и тому же маршруту) с ним должен проводиться инструктаж (далее — предрейсовый инструктаж).
Предрейсовый инструктаж включает следующие вопросы:
протяженность маршрута, дорожные условия, наличие опасных участков и мест концентрации ДТП, особенности организации дорожного движения;
погодные условия движения на маршруте;
конечные, промежуточные пункты маршрута, места отдыха, приема пищи, смены водителей (при необходимости), парковки (парковочные места) транспортных средств;
расположение на маршруте пунктов медицинской и технической помощи, постов Госавтоинспекции МВД России, автовокзалов и автостанций (при расположении остановочных пунктов маршрута на территории автовокзалов или автостанций);
безопасность движения в период проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий.
7.3. Два раза в год (перед весенне-летним и осенне-зимним периодами) со всеми водителями должны проводиться инструктажи (далее — сезонные инструктажи).
Сезонные инструктажи включают вопросы, определяющие особенности эксплуатации и управления транспортными средствами в весенне-летний и осенне-зимний периоды, а также связанные с обеспечением безопасности дорожного движения в сложных погодных и дорожных условиях.
7.4. При необходимости незамедлительного доведения до водителя информации (о вступлении в силу нормативных правовых актов, положения которых влияют на профессиональную деятельность водителей, об изменении условий движения, влияющих на безопасность дорожного движения, о совершении и (или) об угрозах совершения террористических актов) должен проводиться инструктаж (далее — специальный инструктаж).
При проведении специального инструктажа дается оценка сложившейся ситуации, послужившей основанием для проведения данного инструктажа, и определяется порядок необходимых действий водителя.
8. В целях обеспечения деятельности, связанной с безопасностью перевозок пассажиров и грузов, субъект транспортной деятельности должен назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, аттестованного в соответствии с Порядком аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью, утвержденным приказом Минтранса России от 31 июля 2020 г. N 283 <15>.
———————————
<15> Зарегистрирован Минюстом России 4 декабря 2020 г., регистрационный N 61269.
9. Безопасность транспортных средств обеспечивается посредством:
использования транспортных средств, соответствующих Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденным постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 <16>;
———————————
<16> Собрание законодательства Российской Федерации, 1993, N 47, ст. 4531; 2020, N 14, ст. 2098.
проведения технического осмотра транспортных средств в соответствии с требованиями Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» <17>;
———————————
<17> Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3881; 2020, N 14, ст. 2028.
проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств в соответствии с порядком организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, устанавливаемым Минтрансом России в соответствии со статьей 20 Федерального закона N 196-ФЗ (не распространяется на физических лиц).
10. Безопасные условия перевозок пассажиров обеспечиваются посредством:
соблюдения лицензионных требований, установленных Положением о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. N 1616 <18> (не распространяется на физических лиц, а также на субъекты транспортной деятельности, осуществляющие перевозки троллейбусами и трамваями);
———————————
<18> Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 42, ст. 6582.
соблюдения норм предельной вместимости транспортных средств, указанных изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации, и (или) одобрении типа транспортного средства, и (или) свидетельстве о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности;
соблюдения установленного реестром маршрутов регулярных перевозок <19> пути следования транспортного средства по маршруту и осуществлением посадки и высадки пассажиров в остановочных пунктах, предусмотренных данным реестром (кроме случаев, когда посадка или высадка пассажиров в иных местах вызвана необходимостью обеспечения безопасности перевозок и дорожного движения);
———————————
<19> Часть 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4346; 2018, N 1, ст. 64).
соблюдения требований по месту размещения багажа в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 г. N 1586 <20> (не распространяется на физических лиц).
———————————
<20> Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 41, ст. 6428.
11. Безопасные условия перевозок грузов обеспечиваются посредством:
соблюдения допустимых значений массы транспортного средства, указанных в паспорте транспортного средства и (или) свидетельстве о регистрации транспортного средства;
соблюдения допустимых массы и габаритов транспортного средства, в том числе, осуществляющего перевозку грузов, установленных Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. N 2200 <21> (далее — Правила перевозок грузов автомобильным транспортом);
———————————
<21> Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 52, ст. 8877.
размещения грузов при их перевозке с учетом требований, предусмотренных пунктом 12 настоящих Правил.
12. При размещении груза необходимо соблюдать следующие требования:
однородные штучные грузы в кузове транспортного средства, в контейнере необходимо штабелировать с обеспечением крепления верхнего яруса штабеля;
свободное пространство, зазоры между штабелями груза и стенками кузова необходимо заполнять при помощи прокладок, надувных емкостей.
При погрузке и размещении на транспортных средствах длинномерных грузов разных размеров, разной длины и толщины необходимо подбирать их одинаковые габариты в каждом отдельном ряду.
При размещении грузов в кузове транспортного средства или в контейнере допускаются зазоры до 15 см между частями груза, между грузом и боковыми бортами либо боковыми стенками кузова (контейнера), между грузом и задним бортом либо дверью кузова транспортного средства, контейнера.
12.1. Погрузка груза на транспортное средство должна проводиться с соблюдением следующих требований:
перед погрузкой настил бортовой платформы, опорные поверхности груза должны быть очищены от снега, льда и загрязнений, снижающих поверхностное трение;
не допускается превышение предельной нагрузки на ось (оси) транспортного средства, вызванное изменением распределения массы груза при его частичной выгрузке из одной части кузова (для сборных грузов).
12.2. При перевозках грузов навалом и насыпью (в том числе грунта, глины, гравия, песчано-гравийной смеси) данный груз при погрузке равномерно размещается в кузове автомобиля с таким расчетом, чтобы груз не выступал за верхние кромки открытого кузова, и нагрузка на ось (оси) транспортного средства не превышала допустимую нагрузку, установленную для дорог по маршруту движения транспортного средства. Во избежание выпадения груза из кузова во время движения автомобиля субъект транспортной деятельности должен дооборудовать кузов средством укрытия в случае его отсутствия.
При перевозках жидких грузов в автоцистернах или контейнерах-цистернах субъект транспортной деятельности обязан соблюдать требования изготовителей цистерн по их заполнению, а также Правила перевозок грузов автомобильным транспортом.
Не допускается использовать для перевозки грузов кузова, имеющие:
повреждения настила пола и бортов;
неисправные стойки, петли и рукоятки запорных устройств;
внешние и внутренние повреждения, разрывы, перекосы кузова, а также тента бортовой платформы.
12.3. Грузы должны закрепляться с использованием ремней, цепей, тросов, деревянных устройств, брусков, упоров, противоскользящих матов (далее — средства крепления).
Угол между средством крепления и поверхностью пола кузова (платформы) должен составлять не более 60°.
Перед погрузкой субъектом транспортной деятельности должен проводиться визуальный контроль состояния средств крепления грузов.
Бортовые платформы, грузовые площадки для размещения груза, кузова должны быть оборудованы приспособлениями для увязки и крепления груза.
Для устойчивости груза необходимо использовать не менее двух крепежных ремней (при креплении к платформе) и двух пар крепежных ремней (при креплении растяжками) в продольном и поперечном направлениях относительно платформы транспортного средства.
12.4. При определении способов крепления груза величины сил, действующих на груз, должны компенсировать:
силу, равную 0,8 веса груза, в направлении вперед (продольном горизонтальном по ходу движения транспортного средства);
силу, равную 0,5 веса груза, в обратном направлении движения и в стороны (влево, вправо) по ходу движения транспортного средства.
Для крепления груза запрещается использовать:
механические вспомогательные средства (штанги, рычаги, монтировки и средства, не предназначенные для крепления груза);
завязанные узлом крепежные ремни, цепи, тросы.
Крепежные ремни, цепи, тросы необходимо защищать от выступающих поверхностей груза в целях исключения механических повреждений посредством защитных приспособлений — уголков, подкладок.
Таблички с маркировкой крепежных ремней, тросов и цепей не должны иметь повреждений, на них должны быть четкие маркировочные надписи.
12.5. Крепежные ремни запрещается применять в следующих случаях:
образование разрывов, поперечных трещин или надрезов, расслоений, значительных очагов коррозии металлических частей, повреждение зажимных или соединительных элементов;
повреждение несущих швов;
отсутствие маркировки крепежного ремня.
Крепежные тросы запрещается применять в следующих случаях:
износ троса, когда его номинальный диаметр уменьшен более чем на 10%;
сплющивания, когда трос сдавлен более чем на 15% или он имеет острый кант.
Крепежные цепи запрещается применять в следующих случаях:
уменьшение толщины звеньев в любом месте более чем на 10% номинальной толщины;
удлинение звена посредством любой деформации более чем на 5%;
надрез.
12.6. Водитель обязан проверять исправность крепежных приспособлений на транспортном средстве после приведения их в рабочее состояние, а также во время перевозки груза.
12.7. При перевозке опасных грузов субъектом транспортной деятельности в дополнение к требованиям, предусмотренным настоящими Правилами, должны соблюдаться требования, установленные приложениями A и B к Соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) от 30 сентября 1957 г <22>.
———————————
<22> Является обязательным для Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 76 «О присоединении Российской Федерации к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 7, ст. 508), вступило в силу для Российской Федерации 28 апреля 1994 г. (Официальный сайт Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций http://www.unece.org.).
13. Безопасность перевозок в особых условиях (перевозки по зимникам, в условиях бездорожья, по переправам через водные преграды, перевозки по маршрутам, проходящим в горной местности, маршрутам, проходящим по трудным участкам пересеченной местности, на участках дорог с уклонами более 30) обеспечивается посредством:
соблюдения установленных в отношении зимников, переправ через водные преграды и автомобильных дорог, проходящих в горной местности, требований к техническим характеристикам транспортных средств, используемым для перевозок пассажиров и грузов в особых условиях;
соблюдения скорости движения транспортных средств, соответствующей конкретным дорожным условиям.
Перевозка пассажиров и грузов по маршрутам, проходящим по переправам через водные преграды (переправные сооружения некапитального типа: паромные переправы и наплавные мосты; природные объекты, обустроенные для переправы транспортных средств и пешеходов: ледовые переправы, переправы вброд), допускается при наличии перед въездом (съездом) на переправу дорожных знаков, регламентирующих движение транспортных средств, поднятого шлагбаума и (или) разрешающего сигнала светофора.
Движение транспортных средств по переправам через водные преграды необходимо осуществлять в соответствии с Правилами пользования переправами и наплавными мостами в Российской Федерации, утвержденными приказом МЧС России от 30 сентября 2020 г. N 731 <23>.
———————————
<23> Зарегистрирован Минюстом России 28 октября 2020 г., регистрационный N 60608.
Эксплуатация сочлененных транспортных средств по маршрутам, проходящим в горной местности, запрещается.
14. В случае ДТП с участием транспортных средств, принадлежащих субъекту транспортной деятельности, субъект транспортной деятельности проводит анализ причин и условий, способствовавших возникновению ДТП, результаты которого оформляются документально и хранятся не менее трех лет.
При осуществлении указанного анализа устанавливаются:
1) в отношении работника субъекта транспортной деятельности, управлявшего транспортным средством (далее — водитель):
фамилия, имя, отчество (при наличии), общий стаж вождения данной категории транспортного средства, стаж работы у субъекта транспортной деятельности, стаж работы на данном транспортном средстве (данные сведения устанавливаются также в отношении других водителей — участниках ДТП (при наличии);
прохождение водителем медицинского освидетельствования на состояние опьянения. В отношении водителя, находившегося во время ДТП в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, — обстоятельства, при которых он оказался за рулем в состоянии опьянения;
соблюдение водителем в предшествовавший ДТП период режима труда и отдыха;
соблюдение водителем законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и настоящих Правил;
наличие у водителя административных правонарушений в области дорожного движения и трудовой дисциплины в течение года, предшествовавшего данному происшествию, наличие взысканий у данного водителя в течение года;
прохождение повышения квалификации и профессионального мастерства водителя, соблюдение условий стажировки водителя;
2) в отношении транспортного средства:
модель транспортного средства;
государственный регистрационный знак (для городского наземного электрического транспорта — бортовой номер), расположение рулевого управления на транспортном средстве;
наличие неисправностей транспортного средства в момент ДТП;
наличие диагностической карты, подтверждающей прохождение технического осмотра транспортного средства;
соблюдение периодичности технического обслуживания транспортного средства, а также фамилия, имя и отчество (при наличии) лица, ответственного за его проведение;
наличие и перечень неисправностей, обнаруженных при техническом обслуживании транспортного средства;
наличие письменных обращений водителя к субъекту транспортной деятельности о выявленных в процессе эксплуатации транспортного средства неисправностях;
3) в отношении должностных лиц субъекта транспортной деятельности:
фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, осуществлявшего предрейсовый контроль технического состояния транспортного средства, соответствие указанного лица квалификационным и профессиональным требованиям, соблюдение условий и порядка проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства;
фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, осуществлявшего инструктаж водителей (в предусмотренных настоящими Правилами случаях), соответствие указанного лица квалификационным и профессиональным требованиям, соблюдение требований к проведению инструктажа в соответствии с настоящими Правилами;
фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, осуществлявшего предрейсовый медицинский осмотр, соответствие указанного лица квалификационным и профессиональным требованиям, соблюдение условий и порядка проведения предрейсового медицинского осмотра;
соблюдение положений законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и настоящих Правил;
меры, принятые субъектом транспортной деятельности к водителям, имеющим административные правонарушения в области дорожного движения.
Обеспечение безопасности дорожного движения — деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Перечень документов необходимых для обеспечения БДД
Должностные инструкции
- Должностная инструкция ответственного за БДД;
- Должностная инструкция ответственного за техническое состояние;
- Должностная инструкция контролера техсостояния ТС;
- Должностная инструкция ответственного за тахографы;
- Должностная инструкция лица управляющего легковым автомобилем;
- Должностная инструкция лица управляющего грузовым автомобилем;
- Должностная инструкция лица управляющего автобусом;
- Должностная инструкция лица, перевозящего крупногабаритные и тяжеловесные грузы;
- Должностная инструкция лица, перевозящего опасные грузы;
- Должностная инструкция лица управляющего авто со спецсигналами.
Приказы о назначении ответственных лиц
- Приказ о назначении ответственного за БДД;
- Приказ о назначении ответственного за техническое состояние;
- Приказ о назначении контролера;
- Приказ о назначении ответственного за тахографы.
Инструктажи
- Журнал регистрации вводного инструктажа ОТ;
- Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте ОТ;
- Журнал регистрации целевого инструктажа ОТ;
- Программа вводного инструктажа по безопасности перевозок;
- Журнал учета инструктажей по безопасности перевозок;
- Инструкция о контроле автомобиля перед выездом;
- Инструкция о правилах использования тахографов;
- Инструкция об особенностях работы в весенне-летний период;
- Инструкция об особенностях работы в осенне-зимний период;
- Инструкция движение и стоянка в ночное время суток;
- Инструкция при направлении в командировку или дальний рейс;
- Инструкция по мерам безопасности при проезде железнодорожных переездов;
- Инструкция по соблюдению скоростного режима и правил обгона транспорта;
- Инструкция оказание первой медицинской помощи;
- Инструкция по предупреждению пожаров и ожогов;
- Инструкция по буксировке и расцепке авто;
- Инструкция по мерам безопасности при вождении автопоездов;
- Инструкция по мерам безопасности при перевозке детей;
- Инструкция по экстренной эвакуации пассажиров автобуса;
- Инструкция по мерам безопасности для водителей автобусов;
- Инструкция по мерам безопасности на паромах, баржах, железнодорожных платформах;
- Инструкция по преодолению затяжных спусков и подъемов;
- Инструкция по обеспечению безопасности движения на горных маршрутах;
- Инструкция по использованию тахографов;
- Инструкция при шиномонтажный работах;
- Инструкция при работе со слесарным инструментом;
- Инструкция при работе с электроинструментом.
Испытание (стажировка) водителей
- Приказ об утверждении положения об испытании (стажировке) с Положением;
- Программа испытания (стажировки);
- Приказ о назначении водителя-наставника;
- Приказ о прохождении испытания (стажировки) с листом испытания (стажировки);
- Приказ о допуске к самостоятельной работе с Актом закрепления.
Медицинские осмотры
- План-график прохождения обязательных периодических медосмотров водителей;
- Журнал регистрации предрейсовых медицинских осмотров водителей;
- Журнал регистрации послерейсовых медицинских осмотров водителей;
- График смен водителей.
Контроль технического состояния, выпуск на линию
- График проведения ТО автомобилей;
- Типовой перечень операций при выпуске на линию автомобиля;
- Журнал учета предрейсового контроля технического состояния;
- Путевой лист.
Повышение квалификации водителей
- Учебный план (программа) повышения квалификации;
- Приказ о создании комиссии по проверке знаний программы БДД с протоколом;
- Методическое пособие ежегодных занятий с водителями по программе БДД;
- Журнал проведения занятий по программе БДД;
- Экзаменационные билеты по программе БДД.
ДТП
- Журнал учета нарушений Правил дорожного движения (ПДД);
- Порядок оформления ДТП;
- Журнал учета ДТП;
- Приказ о ДТП;
- Журнал учета надзорных проверок.
Перечень составлен в соответсвии с требованиями следующих нормативных правовых актов:
Федеральные законы Российской Федерации
- Федеральный закон РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»
- Федеральный закон РФ от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»
- Федеральный закон РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ Кодекс РФ об административных правонарушениях
- Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ
- Федеральный закон РФ от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
- Федеральный закон РФ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
- Федеральный закон РФ от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
- Федеральный закон РФ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
- Федеральный закон РФ от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
- Федеральный закон РФ от 1.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Постановления правительства Российской Федерации
- Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения»
- Постановление Правительства РФ от 7 октября 2020 г. № 1616 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами»
- Постановление Правительства РФ от 1 октября 2020 г. № 1586 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»
- Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2020 г. № 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации»
- Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2020 г. № 1527 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами»
- Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2020 г. № 2349 «Об утверждении перечня работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств»
- Постановление Правительства РФ от 19 сентября 2020 г. № 1502 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»
- Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (утв. постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090)
- Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, приложение к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (утв. постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090)
- Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2021 г. № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда»
Приказы министерств и ведомств
- Приказ Министерства транспорта РФ от 30 апреля 2021 г. № 145 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»
- Приказ Министерства транспорта РФ от 28 октября 2020 г. № 440 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства»
- Приказ Министерства транспорта РФ от 26 октября 2020 г. № 438 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами»
- Приказ Минтранса РФ от 2.04.1996 № 22 «Об утверждении Формы учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств»
- Приказ Министерства транспорта РФ от 31 июля 2020 г. № 282 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»
- Приказ Министерства транспорта РФ от 28 сентября 2022 г. № 390 «Об утверждении состава сведений, указанных в части 3 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», и порядка оформления или формирования путевого листа»
- Приказ Министерства транспорта РФ от 15 января 2021 г. № 9 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств»
- Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.06.2015 № 344н «О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)»
- Приказ Министерства здравоохранения РФ от 28.01.2021 № 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»
- Приказ Министерства транспорта РФ от 31 июля 2020 г. № 283 «Об утверждении Порядка аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью»
- Приказ Министерства транспорта РФ от 29 июля 2020 г. № 264 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»
- Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 мая 2023 г. № 266н «Об утверждении Порядка и периодичности проведения предсменных, предрейсовых, послесменных‚ послерейсовых медицинских осмотров, медицинских осмотров в течение рабочего дня (смены) и перечня включаемых в них исследований»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 декабря 2020 г. № 871н «Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте»
- Приказ Министерства транспорта РФ от 16 октября 2020 г. № 424 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей»
- Приказ Министерства транспорта РФ от 16 марта 2021 г. № 84 «Об утверждении Требований к парковкам (парковочным местам) для обеспечения стоянки транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющим перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями) на праве собственности или ином законном основании, в границах городских поселений, городских округов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по возвращении из рейса и окончании смены водителя»
- Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей № 4233-86 от 30.12.86
ГОСТ
- «Государственный стандарт РФ ГОСТ 12.0.004-2015 Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» (вместе с «Программами обучения безопасности труда»)
- ГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки
Напоминаю что на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.
Так же на сайте можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей.
Все документы представлены в электронном виде в формате Microsoft Word и Microsoft Excel с возможностью редактирования. В документах необходимо внести только данные Вашей компании, должности ответственных лиц и их фамилии, после этого документы готовы к использованию. Для того чтобы получить документы достаточно написать на адрес электронной почты putevoji@list.ru, и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.
Если у Вас нет времени или возможности самостоятельно заниматься разработкой документации, то мы с нуля разработаем всю документацию необходимую для обеспечения безопасности дорожного движения в Вашей организации. Стоимость услуги от 10000 рублей. Документы разрабатываются в формате Microsoft Word и Microsoft Excel, и высылаются на указанный Вами адрес электронной почты.
Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим