Эксплуатация газорегуляторных пунктов.
Страница 3 из 4
ПЕРЕВОД ГРП НА БАЙ ПАС.
Газ по обводному газопроводу (бай пасу) можно подавать только в течение времени, необходимого для ремонта оборудования и арматуры. Работа выполняется бригадой в составе не менее двух рабочих под руководством мастера. На байпасе последовательно установлены две задвижки, между которыми находятся манометр и продувочная свеча.
Порядок работ при переходе на байпас следующий:
• открыть кран перед выходным манометром;
• проверить герметичность задвижек бай паса, закрыв кран на свечу между байпасными задвижками;
• заблокировать ПЗК в открытом положении, зафиксировав его ударный механизм;
• открыть кран на свечу и, наблюдая за выходным манометром, открыть первую по ходу газа задвижку бай паса до появления шума выходящего газа;
• закрыть кран на продувочной свече байпаса, стаканом пилота (или регулировочным винтом) понизить выходное давление на 10%;
• плавно приоткрывая вторую задвижку байпаса, поднять выходное давление до рабочего. Операции проводить до полной остановки регулятора давления (выкрутить стакан пилота или полностью разгрузить нагрузочную пружину регулировочным винтом);
• постоянно следить за выходным давлением, поддерживая его с помощью второй задвижки байпаса (установить дежурство);
• закрыть задвижки на входе и выходе основной линии регулирования, закрыть краны на импульсных линиях к ПЗК и регулятору;
• стравить газ из основной линии через продувочную свечу;
• проверить герметичность закрытых задвижек основной линии по манометру на обвязке фильтра при закрытом кране на продувочную свечу;
• если задвижки не обеспечивают герметичности закрытия, то надо установить заглушки после входной и перед выходной задвижками ГРП.
ПЕРЕВОД ГРП С БАЙ ПАСА НА ОСНОВНУЮ ЛИНИЮ
Работа выполняется бригадой в составе не менее двух рабочих под руководством мастера. Переход с бай паса на основную линию регулирования производят в следующем порядке:
• снять заглушки, установленные на границах отключенной линии редуцирования, открыть краны на импульсах к регулятору и ПЗК;
• заблокировать ПЗК в открытом положении, зафиксировав его ударный механизм;
• открыть входную и выходную задвижки;
• прикрывая вторую по ходу газа задвижку байпаса, понизить выходное давление на 10%;
• регулировочным стаканом пилота (или регулировочным винтом) восстановить давление до рабочего;
• плавно закрыть вторую задвижку бай паса;
• установить стаканом пилота (или регулировочным винтом) точное значение выходного давления;
• закрыть первую задвижку бай паса, открыть кран на продувочной свече;
• привести ПЗК в рабочее состояние.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ ШРП С ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТЬЮ РЕГУЛЯТОРА ДО 50 м куб./ч
При эксплуатации ШРП с пропускной способностью регулятора до 50 м куб./ч должны выполняться:
• осмотр технического состояния, совмещенный с техническим обслуживанием, — не реже 1 раза в 12 месяцев;
• текущий и капитальный ремонт — по мере необходимости. При техобслуживании, совмещенном с обходом, выполняются следующие работы, если иной порядок не установлен заводом-изготовителем:
• внешний осмотр оборудования, при необходимости — очистка его от загрязнений;
• проверка по прибору давления газа после регулятора, засоренности фильтра, при необходимости — его очистка;
• проверка параметров срабатывания ПЗК;
• проверка отсутствия утечек газа, при необходимости — их устранение.
ПРОВЕРКА ПАРАМЕТРОВ СРАБАТЫВАНИЯ ПСК и ПЗК
Проверка параметров срабатывания пек и ПЗК (проверка настройки) — газоопасная работа. Она проводится раз в три месяца, а также после ремонта оборудования. Работа выполняется без наряда-допуска бригадой не менее чем из двух рабочих под руководством мастера. При этом проверяется, при каком давлении происходит срабатывание клапана пек и ПЗК.
Проверка настройки может проводиться двумя способами.
1. Повышение или понижение давления газа регулятором. Регулятором увеличивают давление газа до величины, необходимой для открытия пек. Срабатывание пек определяют по звуку выходящего газа или по скачку давления вниз на манометре, установленном перед пек. После закрытия крана, перед ПСК повышают давление дальше и проверяют срабатывание клапана ПЗК. Срабатывание ПЗК определяют по падению молотка ПКН (ПКВ), щелчку отсечного клапана комбинированного регулятора.
Если невозможно полное закрытие клапана ПЗК, его блокируют в открытом положении, зафиксировав его ударный механизм (придерживая молоток ПКН, не закручивая пусковую кнопку комбинированного регулятора и т.п.). Проверка параметров настройки предохранительных клапанов с помощью регулятора допускается, если верхний предел их срабатывания не превышает 0,003 М Па (300 мм вод. ст.).
2. Подача воздуха через тройник, к которому также присоединяется манометр. Изменение давления воздуха перед ПСК или под мембраной ПЗК производится с помощью ручного насоса. В этом случае отключающее устройство перед ПСК или гидрозатвором закрывают, а к имеющемуся штуцеру через тройник подключают манометр и источник давления (рис. 28). Далее подается воздух под давлением, соответствующим пределу срабатывания ПСК (+ 15%). Срабатывание гидрозатвора определяют по пробулькиванию, срабатывание ПСК — по скачку давления на манометре вниз.
Для проверки настройки ПЗК отсоединяют импульсный газопровод и устанавливают тройник. К тройнику присоединяется манометр. Под мембрану ПЗК подается воздух под давлением, соответствующим пределам срабатывания (максимум и минимум). Срабатывание определяют по падению молотка ПКН, щелчку отсечного клапана и Т.п. Этот способ можно применять как на отключенном, так и на работающем ГРП. Наиболее часто он применяется при проверке настройки в ГРП, работающих на жилые дома.
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Переход ГРП с основной линии на байпас и наоборот (п.3.4.7. ПБ в ГХ).
ПСК – предохранительный сбросной клапан. Это устройство, обеспечивающее защиту газового оборудования от недопустимого повышения давления газа в сети.
Газ по обводному газопроводу (байпасу) допускается подавать только в течение времени, необходимого для ремонта оборудования и арматуры. Работа должна выполняться бригадой рабочих в составе не менее двух человек, один из которых назначается старшим.
Устройство байпаса при подаче газа на установки, рассчитанные на работу только в автоматическом режиме, не требуется.
На байпасе можно работать кратковременно в том случае, когда давление на входе в ГРП снижается настолько, что регулятор не может выдать после себя нужного давления. Например, снижение давления газа в сети до 1 кгс/см2 при набивке сальников задвижек, установленных на наружных газопроводах.
1. Перед переходом на байпас необходимо предупредить оператора котельной об этом переходе.
2. Проводят внешний осмотр газооборудования ГРП:
· основная линия ГРП в работе;
Рекомендуемые материалы
· задвижки (8) и (9) байпаса закрыты;
· кран (18) продувочной свечи байпаса открыт.
3. Привязываем молоток ПЗК к крышке проволокой для предотвращения случайного падения молотка.
4. Регулятором по манометру (11) уменьшаем давление ниже рабочего на 10%.
5. Прикрываем на ½…2/3 кран (18) байпаса.
6. Медленно открываем задвижку (8) на байпасе и по манометру (20) устанавливаем давление в пределах от 1,5 до 0,8 кгс/см2. Это первая ступень снижения давления газа на байпасе.
7. Медленно открывая вторую задвижку (9) байпаса, по манометру (11) устанавливаем нормальное рабочее давление, т.е. по отношению к регулятору в данный момент на 10% больше, чем настроен регулятор. При этом регулятор сам себя закроет, т.е. фактически работа ГРП идет через байпас (обводную линию). К работающему байпасу приставляют слесаря для контроля за давлением газа по манометрам (11) и (20). В случае неожиданного повышения давления газа на входе ГРП этот слесарь обязан уменьшить давление газа задвижкой (9) по манометру (11) до заданного значения. ЗАПРЕЩАЕТСЯ ОСТАВЛЯТЬ РАБОТАЮЩИЙ БАЙПАС БЕЗ НАБЛЮДЕНИЯ.
Лекция «Часть 10» также может быть Вам полезна.
8. Кран (18) на продувочном трубопроводе байпаса закрыть.
9. На основной линии ГРП закрываем задвижки (6), (7) и (2).
10. Открываем краны продувочных свечей (10) и (24). Сбрасываем остатки газа из основной линии в атмосферу.
11. По манометрам на фильтре (12) и (13) убеждаемся в отсутствии давления газа. Устанавливаем заглушки после закрытой задвижки (2) по ходу газа и перед закрытой задвижкой (6), т.е. заглушки устанавливаются со стороны отсутствия давления газа.
12. Производим ремонтные работы на основной линии ГРП.
- Главная
- Полезная информация
- Эксплуатация газорегуляторных пунктов
»
»
Эксплуатация газорегуляторных пунктов — Перевод ГРП на байпас
Газ по обводному газопроводу (байпасу) можно подавать только в течение времени, необходимого для ремонта оборудования и арматуры. Работа выполняется бригадой в составе не менее двух рабочих под руководством мастера. На байпасе последовательно установлены две задвижки, между которыми находятся манометр и продувочная свеча.
Перевод ГРП на байпас
Порядок работ при переходе на байпас следующий:
- открыть кран перед выходным манометром;
- проверить герметичность задвижек бай паса, закрыв кран на свечу между байпасными задвижками;
- заблокировать ПЗК в открытом положении, зафиксировав его ударный механизм;
- открыть кран на свечу и, наблюдая за выходным манометром, открыть первую по ходу газа задвижку бай паса до появления шума выходящего газа;
- закрыть кран на продувочной свече байпаса, стаканом пилота (или регулировочным винтом) понизить выходное давление на 10%;
- плавно приоткрывая вторую задвижку байпаса, поднять выходное давление до рабочего. Операции проводить до полной остановки регулятора давления (выкрутить стакан пилота или полностью разгрузить нагрузочную пружину регулировочным винтом);
- постоянно следить за выходным давлением, поддерживая его с помощью второй задвижки байпаса (установить дежурство);
- закрыть задвижки на входе и выходе основной линии регулирования, закрыть краны на импульсных линиях к ПЗК и регулятору;
- стравить газ из основной линии через продувочную свечу;
- проверить герметичность закрытых задвижек основной линии по манометру на обвязке фильтра при закрытом кране на продувочную свечу;
- если задвижки не обеспечивают герметичности закрытия, то надо установить заглушки после входной и перед выходной задвижками ГРП.
Перевод ГРП с байпасом на основную линию
Работа выполняется бригадой в составе не менее двух рабочих под руководством мастера. Переход с бай паса на основную линию регулирования производят в следующем порядке:
- снять заглушки, установленные на границах отключенной линии редуцирования, открыть краны на импульсах к регулятору и ПЗК;
- заблокировать ПЗК в открытом положении, зафиксировав его ударный механизм;
- открыть входную и выходную задвижки;
- прикрывая вторую по ходу газа задвижку байпаса, понизить выходное давление на 10%;
- регулировочным стаканом пилота (или регулировочным винтом) восстановить давление до рабочего;
- плавно закрыть вторую задвижку бай паса;
- установить стаканом пилота (или регулировочным винтом) точное значение выходного давления;
- закрыть первую задвижку бай паса, открыть кран на продувочной свече;
- привести ПЗК в рабочее состояние.
Эксплуатация ШРП с пропускной способностью регулятора до 50 м куб./ч
При эксплуатации ШРП с пропускной способностью регулятора до 50 м куб./ч должны выполняться:
- осмотр технического состояния, совмещенный с техническим обслуживанием, — не реже 1 раза в 12 месяцев;
- текущий и капитальный ремонт — по мере необходимости. При техобслуживании, совмещенном с обходом, выполняются следующие работы, если иной порядок не установлен заводом-изготовителем:
- внешний осмотр оборудования, при необходимости — очистка его от загрязнений;
- проверка по прибору давления газа после регулятора, засоренности фильтра, при необходимости — его очистка;
- проверка параметров срабатывания ПЗК;
- проверка отсутствия утечек газа, при необходимости — их устранение.
Проверка параметров сбрасывания ПСК и ПЗК
Проверка параметров срабатывания пек и ПЗК (проверка настройки) — газоопасная работа. Она проводится раз в три месяца, а также после ремонта оборудования. Работа выполняется без наряда-допуска бригадой не менее чем из двух рабочих под руководством мастера. При этом проверяется, при каком давлении происходит срабатывание клапана пек и ПЗК.
Проверка настройки может проводиться двумя способами.
1. Повышение или понижение давления газа регулятором. Регулятором увеличивают давление газа до величины, необходимой для открытия пек. Срабатывание пек определяют по звуку выходящего газа или по скачку давления вниз на манометре, установленном перед пек. После закрытия крана, перед ПСК повышают давление дальше и проверяют срабатывание клапана ПЗК. Срабатывание ПЗК определяют по падению молотка ПКН (ПКВ), щелчку отсечного клапана комбинированного регулятора. Если невозможно полное закрытие клапана ПЗК, его блокируют в открытом положении, зафиксировав его ударный механизм (придерживая молоток ПКН, не закручивая пусковую кнопку комбинированного регулятора и т.п.). Проверка параметров настройки предохранительных клапанов с помощью регулятора допускается, если верхний предел их срабатывания не превышает 0,003 М Па (300 мм вод. ст.).
2. Подача воздуха через тройник, к которому также присоединяется манометр. Изменение давления воздуха перед ПСК или под мембраной ПЗК производится с помощью ручного насоса. В этом случае отключающее устройство перед ПСК или гидрозатвором закрывают, а к имеющемуся штуцеру через тройник подключают манометр и источник давления. Далее подается воздух под давлением, соответствующим пределу срабатывания ПСК (+ 15%). Срабатывание гидрозатвора определяют по пробулькиванию, срабатывание ПСК — по скачку давления на манометре вниз.
Для проверки настройки ПЗК отсоединяют импульсный газопровод и устанавливают тройник. К тройнику присоединяется манометр. Под мембрану ПЗК подается воздух под давлением, соответствующим пределам срабатывания (максимум и минимум). Срабатывание определяют по падению молотка ПКН, щелчку отсечного клапана и Т.п. Этот способ можно применять как на отключенном, так и на работающем ГРП. Наиболее часто он применяется при проверке настройки в ГРП, работающих на жилые дома.
На сайте можно оформить заявку, воспользовавшись формой обратной связи, или позвонив нам по телефонам: +7 (8452) 400-051, +7 (8452) 400-031. При формировании заказа по телефону, вы сможете не только уточнить цену, но и получить консультации по техническим характеристикам приборов.
Наши партнеры:
Переход с основной нитки регулирования на байпас
Обводная
линия (байпас)
предназначена для подачи газа к
потребителю в течение времени, необходимого
для ремонта оборудования и арматуры, а
так же в период снижения давления газа
перед ГРП до величины, не обеспечивающей
надежную работу регулятора давления.
Переход должен выполняться бригадой
не менее 2 человек, один из которых
назначается старшим. На обводной линии
устанавливается 2 запорных устройства,
для обеспечения плавного регулирования
давления газа и надежности.
При
переходе с основной линии на байпас без
остановки котла необходимо:
-
Предупредить
рабочий персонал об изменении в работе
регулятора и о подаче газа по байпасу
(чтобы не изменяли режим работы котлов). -
Осторожно вывести
из зацепления молоточек ПЗК. -
Закрыть кран на
импульсной линии ПЗК. -
Открыть первую
по ходу задвижку на байпасе на 50% (следить
за давлением газа по манометру после
первой по ходу газа задвижки). -
Закрыть продувочный
трубопровод на байпасе. -
Медленно, выкручивая
винт пилота регулятора, уменьшаем
давление газа по выходному манометру
на 10%. -
Второй (рабочей)
задвижкой на байпасе медленно приоткрывая
её восстанавливаем первоначальное
рабочее давление по выходному манометру. -
Снова медленно
выкручиваем винт пилота и уменьшаем
выходное давление газа на 10%, а рабочей
задвижкой восстанавливаем это давление
до первоначального (и так эти операции
повторяем до тех пор, пока винт пилота
не будет вывернут полностью). -
После этого
закрываем ПЗК, рассоединив полностью
рычаги, закрываем задвижки на входе и
выходе, кран на импульсной линии РДУКа
(регулятора). -
Открываем
продувочный трубопровод на основной
линии. -
Подстраиваем
более точное рабочее давление задвижкой
2, сообщаем, что переход на байпас
закончен и делаем запись в сменном
журнале.
Переход с байпаса на основную нитку регулирования
-
Предупредить
рабочий персонал об изменении в работе
регулятора и о переходе с байпаса на
основную линию (чтобы не изменяли режим
работы котлов). -
Открыть
кран на импульсной линии РДУКа. -
Открыть ПЗК, сцепив
его рычагами (молоточек не взводить). -
Снизить давление
газа рабочей задвижкой по выходному
манометру на 10%, медленно прикрывая её. -
Открыть задвижку
на выходе и на входе на основной линии,
закрыть продувочный трубопровод. -
Медленно вворачивая
винт пилота, восстановить давление
газа по выходному манометру. -
Снова уменьшить
давление (выходное) газа рабочей
задвижкой на 10% по выходному манометру,
а, вкручивая винт пилота, восстановить
его давление. -
Операцию повторять
до тех пор, пока задвижка не будет
полностью закрыта. -
Закрыть первую
по ходу задвижку на байпасе и открыть
продувочный трубопровод. -
С помощью винта
пилота установить рабочее давление. -
Открыть кран на
импульсной линии ПЗК. -
Зацепить рычаги
ПЗК в рабочее положение. -
Убедиться, что
регулятор работает устойчиво, закрыть
ГРП на ключ и сделать соответствующую
запись в журнале.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Эксплуатация газорегуляторных пунктов
Ввод в эксплуатацию ГРП.
Приемка и ввод в эксплуатацию газорегуляторных пунктов проводятся в следующей последовательности:
- проверка исполнительно-технической документации;
- проверка соответствия монтажа и оборудования проектам; ревизия ГРП;
- проверка газопроводов и оборудования на герметичность;
- ввод в эксплуатацию.
Комиссии предъявляется необходимая исполнительно-техническая документация. Оборудование ГРП должно соответствовать проекту. Главная задача ревизии — установить укомплектованность и исправность оборудования: регулятора, фильтра, предохранительных, сбросных и запорных устройств, КИП,
Проверку на герметичность газопроводов и оборудования ГРУ производит строительно-монтажная организация в присутствии представителя заказчика. Испытание на герметичность необходимо для выявления дефектов в оборудовании, трубах и их соединениях. Испытание газопроводов и оборудования ГРП на герметичность в зависимости от конструкций регуляторов и арматуры может проводиться в целом или по частям (до регулятора и после него). Если испытание проводится в целом, то нормы испытательных давлений принимают по давлению газа до регулятора. При испытании по частям нормы испытательных давлений устанавливают отдельно до и после регулятора давления.
Продолжительность испытания ГРП на герметичность — 12 ч. Видимого падения давления по манометру не должно быть, если используют манометр с классом точности 0,6, а если манометр имеет класс точности 0,15 или 0,4, то допускается падение давления не более чем на одно деление шкалы.
Работы по врезке и пуску газа в ГРП, расположенных на территориях предприятий, разрешается выполнять бригадой газовой службы предприятия.
Работы по врезке и пуску газа при вводе в эксплуатацию ГРУ выполняются одновременно с вводом в эксплуатацию газоиспользующего оборудования, для которого предназначается ГРУ.
До ввода в эксплуатацию ГРП трубы и арматуру необходимо продуть газом. Продувку производят с соблюдением всех мероприятий, указанных в наряде на газоопасные работы. Воздух вытесняется под давлением газа 1000—1500 Па путем сброса газовоздушной смеси в атмосферу. Для сброса можно использовать специальную свечу или сбросной клапан.
Продувку газопровода на участке от задвижки в колодце до задвижки перед фильтром целесообразно производить через обводную линию на свечу. После этого следует произвести продувку оборудования ГРП. Продувку заканчивают после анализа газовоздушной смеси.
После продувки приступают к наладке оборудования ГРП; порядок выполнения операций указывается в инструкциях.
Примерная последовательность операций:
- с помощью штока и сцепления рычагов открывают предохранительный клапан;
- ослабляют пружину пилота и разгружают рабочую мембрану регулятора, открывают выходную задвижку за регулятором;
- медленно приоткрывают входную задвижку и пропускают газ на регулятор;
- мембрана регулятора перемещается вверх, и клапан открывается, одновременно по импульсной трубке газ попадает в надмемб- ранную полость регулятора;
- мембрана регулятора в этот момент испытывает давление одинаковой величины сверху и снизу, то есть находится в равновесии, клапан регулятора под действием своей массы и массы штока переместится вниз и прикроет седло, то есть расход газа прекратится.
Для возобновления расхода газа необходимо:
- поджать регулировочную пружину пилота, режим давления газа контролировать выходным манометром;
- медленно открыть входную и выходную задвижки, включить регулятор под нагрузку и прекратить сброс газа в атмосферу;
- настроить на заданные режимы работы предохранительный и сбросной клапаны, регулятор давления газа;
- определить перепад давления газа на фильтре;
- проверить герметичность резьбовых и фланцевых соединений мыльной эмульсией.
Для настройки ПЗК на минимум кладут груз на шток мембраны, с помощью пилота снижают давление газа и по манометру определяют то давление, при котором клапан срабатывает. Если молоток клапана опускается при давлении более высоком, чем положено, то груз уменьшают. Настройку клапана на максимум производят аналогичным способом, но вместо грузов используют упругость пружины, смонтированной на корпусе клапана.
В соответствии с рекомендациями ОСТ, пуск регулятора производится в следующей последовательности:
- проверить плотность закрытия задвижек на байпасе;
- вывернуть регулировочный винт регулятора управления;
- открыть кран импульсной трубки регулятора;
- закрыть кран на импульсной трубке ПЗК;
- открыть выходную задвижку ГРП или ГРУ;
- поднять клапан ПЗК, ввести в соединение рычаги для удержания клапана в открытом положении;
- плавно открыть входную задвижку;
- вращением винта пружины регулятора управления установить давление согласно заданному режиму;
- убедившись в устойчивой работе регулятора по показанию манометра, открыть кран на импульсной трубке ПЗК, ввести в зацепление рычаг груза с рычагом клапана;
- произвести проверку и настройку ПЗК и ПСК.
Остановка регулятора производится в следующей последовательности:
- закрыть входную задвижку в ГРП или ГРУ;
- вывести из зацепления соединительные рычаги клапана ПЗК, опустить тарелку клапана на седло;
- вывернуть регулировочный винт регулятора управления;
- закрыть выходную задвижку в ГРП или ГРУ;
- закрыть краны на импульсных трубках регулятора давления и ПЗК;
- выпустить газ из газопровода между входной и выходной задвижками в атмосферу через продувочную свечу;
- произвести запись времени остановки регулятора в журнал.
По окончании всех работ по пуску газа необходимо:
- открыть предохранительный сбросной клапан, разгрузить рабочую мембрану регулятора;
- открыть выходную задвижку за регулятором;
- плавно приоткрыть входную задвижку и подать газ в ГРП;
- после срабатывания регулятора и его настройки включить регулятор под нагрузку, при этом сброс газа в атмосферу через предохранительный клапан должен прекратиться.
Подачу газа в газопровод после ГРП следует производить по окончании наладки оборудования ГРП (ГРУ) на рабочий режим давления.
Эксплуатация ГРП, ГРУ.
В состав работ по эксплуатации ГРП и ГРУ входят:
- осмотр технического состояния (обход) в сроки, обеспечивающие безопасность и надежность эксплуатации, но не реже 1 раза в месяц по утвержденным инструкциям;
- проверка срабатывания предохранительных запорных и сбросных клапанов — не реже 1 раза в 3 месяца, а также по окончании ремонта оборудования;
- техническое обслуживание — не реже 1 раза в 6 месяцев;
- текущий ремонт — не реже 1 раза в 12 месяцев;
- капитальный ремонт — при ремонте и замене оборудования, ремонте отдельных элементов здания, систем отопления, освещения, вентиляции — на основе дефектных ведомостей, составленных по результатам технических осмотров и текущих ремонтов.
Технический осмотр ГРП, ГРУ производится путем обхода в сроки, установленные эксплуатационной организацией. При производительности ШРП до 50 м3/ч технический осмотр может производиться не реже 1 раза в год одновременно с техническим обслуживанием.
Технический осмотр телемеханизированных ГРП и не телемеха- низированных, но работающих в одной системе с телемеханизиро- ванными ГРП, производится в сроки, определяемые инструкцией по эксплуатации систем телемеханики, но не реже одного раза в месяц.
Во время каждого обхода ГРП в отопительный период необходимо проверять температуру воздуха внутри отапливаемого помещения и при необходимости изменять режим работы отопления.
Об утечках газа, обнаруженных при техническом осмотре и техническом обслуживании, необходимо немедленно сообщить в АДС, а до прибытия аварийной службы принять меры по предупреждению аварий.
Состав работ по техническому осмотру и техническому обслуживанию ГРП устанавливаются действующими правилами безопасности.
Во время осмотра технического состояния (обхода) ГРП выполняются следующие работы:
- проверка по приборам давления газа до и после регулятора;
- проверка состояния фильтра;
- проверка отсутствия утечек газа мыльной эмульсией или прибором;
- смена картограмм регистрирующих приборов, прочистка и заправка перьев, завод часового механизма. Установка пера на «0» — не реже 1 раза в 15 дней;
- проверка электроосвещения, вентиляции, системы отопления, визуальное выявление трещин и неплотностей стен;
- внешний и внутренний осмотр здания ГРП, при необходимости — очистка здания от загрязнений.
Проверка срабатывания предохранительных запорных и сбросных клапанов. При проверке ПЗК и ПСК достаточно повысить выходное давление газа и посмотреть, при каком давлении срабатывают клапаны. ПСК должен сработать при давлении на 15%, а ПЗК на 25% выше рабочего.
Для проверки параметров срабатывания ПЗК типа ПКН (ПКВ) необходимо произвести следующие действия:
- под мембраной создать давление больше нижнего предела настройки, установить ударный молоток в зацепление с коромыслом и, подстраховав его рукой, понижать давление до нижнего предела настройки. При заданном значении давления молоток должен упасть, в противном случае необходимо скорректировать настройку;
- затем необходимо под мембраной создать давление меньше верхнего предела настройки, установить ударный молоток в зацепление с коромыслом и, подстраховав его рукой, повышать давление до верхнего предела настройки. При заданном значении молоток должен упасть, в противном случае необходимо скорректировать настройку;
- после выполнения перечисленных операций необходимо вывернуть переходник, ввернуть пробку, открыть кран на импульсной трубке ПЗК, установить ударный молоток в зацепление с коромыслом и проверить отсутствие утечек газа в завернутой пробке.
Во время проведения технического обслуживания производятся работы, выполняемые при осмотре технического состояния ГРП, а также:
- проверка плотности прилегания клапана к седлу, герметичности и работоспособности запорной арматуры и предохранительных устройств;
- проверка плотности всех соединений и арматуры, устранение утечек газа, осмотр и очистка фильтра;
- определение плотности и чувствительности мембран регулятора давления и управления;
- продувка импульсных трубок к регулятору давления, КИП, ПЗК;
- проверка настройки ПЗК и ПСК.
Техническое обслуживание ГРП производится в сроки, установленные правилами безопасности.
Проверка плотности прилегания клапана к седлу. Для этого надо закрыть клапан, уменьшив нагрузку на мембрану, и проследить за работой регулятора. Если клапан плотно закрыт, то шум не будет прослушиваться. Есть и другие способы определения плотности закрытия: по выходному давлению газа, по картограммам регистрирующих приборов, с помощью листа чистой бумаги, вложенного между клапаном и седлом. При обнаружении неплотности закрытия клапана его необходимо заменить иЛи отремонтировать.
Осмотр и очистка фильтра.
Для этого необходимо замерить давление газа, и если перепад давления более 10 кПа, то фильтр нуждается в очистке.
При проверке и ремонте оборудования ГРП разрешается пользоваться обводной линией. Подача газа по обводной линии допускается только при условии постоянного нахождения в ГРП дежурного, регулирующего выходное давление газа. После проверки оборудования и устранения выявленных неполадок следует сделать анализ воздуха в помещении ГРП.
Определение плотности и чувствительности мембран. Плотность мембраны можно проверить внешним осмотром или с помощью мыльной эмульсии, а чувствительность мембран — путем изменения нагрузки на мембрану и наблюдением за давлением газа. Колебание выходного давления газа за регулятором должно быть не более ±5%.
При техническом обслуживании (совмещенном с осмотром технического состояния) ШРП выполняются:
- внешний осмотр и очистка оборудования;
- проверка величины давления газа после регулятора;
- проверка засоренности фильтра и при необходимости его прочистка;
- проверка отсутствия утечек газа, их устранение при выявлении;
- проверка величины срабатывания ПЗК.
Текущий ремонт.
При текущем ремонте ГРП и ГРУ производительностью свыше 50 м3/ч выполняются:
- работы по техническому осмотру;
- проверка работоспособности запорной и регулирующей арматуры и предохранительных клапанов;
- проверка герметичности всех соединений и арматуры прибором, устранение утечек газа, осмотр и очистка фильтра;
- определение плотности и чувствительности мембран регулятора давления и управления;
- продувка импульсных трубок к КИП, ПЗК и регулятору давления;
- проверка параметров настройки запорных и сбросных клапанов;
- разборка регуляторов давления, предохранительных клапанов с очисткой их от коррозии и загрязнений, проверкой плотности прилегания к седлу клапанов, состояния мембран, смазкой трущихся частей, ремонтом или заменой изношенных деталей, проверкой надежности креплений конструкционных узлов, не подлежащих разборке;
- разборка запорной арматуры, не обеспечивающей герметичность закрытия;
- проверка состояния и прочистка дымоходов;
- проверка состояния вентиляционной системы;
- ремонт системы отопления; ремонт систем вентиляции, освещения и телефона;
- ремонт здания ГРП.
При текущем ремонте ШРП производительностью до 50 м3/ч устраняются неисправности, выявленные в результате технического осмотра и технического обслуживания.
После проверки и настройки оборудования и устранения всех неполадок следует проверить прибором герметичность всех соединений при рабочем давлении газа.
Задвижки, не обеспечивающие необходимой плотности закрытия, разбирают, очищают от пыли и гряз и, проверяют состояние запорных поверхностей клина и колец; задвижки промывают керосином. Если после этих операций задвижка не обеспечивает необходимой плотности, то она подлежит замене. При плановом ремонте оборудования ГРП (ревизии) проводят всестороннюю проверку газового оборудования. При этом могут проводиться сварочные и другие огневые работы, допускаемые в исключительных случаях при условии принятия мер, обеспечивающих безопасность работ. На время проведения ревизии потребители снабжаются газом через обводной газопровод. Последовательность операций должна строго соответствовать инструкции.
Капитальный ремонт.
К работам по капитальному ремонту ГРП и ГРУ относятся:
- ремонт и замена устаревшего оборудования или его отдельных частей;
- ремонт здания и его освещения, вентиляции, дымоходов, отопления;
- ремонт или замена шкафов блочных и шкафных ГРП, устаревшего оборудования или отдельных его узлов.
Перед капитальным ремонтом в ГРП и ГРУ давление газа в газопроводах и оборудовании должно быть снижено до атмосферного и произведена продувка воздухом через свечу. Отключающие устройства на линии регулирования ГРП и ГРУ при разборке оборудования должны быть в закрытом положении.
Работы по ремонту электрооборудования ГРП и смене перегоревших электроламп должны производиться при снятом напряжении. При недостаточном естественном освещении допускается применение переносных светильников во взрывозащищенном исполнении.
Примерная последовательность работ при переводе работы ГРП с регулятора на обводной газопровод (байпас):
- вывести из зацепления молоток ПЗК и закрыть кран на его импульсной линии;
- медленно, следя за показаниями манометра, приоткрыть задвижки на байпасе и поднять выходное давление газа на 100-200 Па выше установленного режима;
- вывернуть регулировочный винт пилота и медленно закрыть задвижку перед регулятором;
- с помощью задвижек на байпасе снизить выходное давление на 100-200 Па и отрегулировать его по показаниям манометра (регулировку производят задвижкой, второй по ходу газа);
- отключить ПЗК и закрыть задвижку после регулятора.
При ремонте здания ГРП производят следующие работы:
- ремонт отдельных мест дефектов штукатурки, ремонт кровли;
- окраску стен здания, ремонт вентиляции, освещения, телефона;
- окраску молниеприемников и токоотводов, проверку исправности контактов, соединительных проводников, перемычек, шин и приведение их в порядок.
Перевод ГРП с обводной линии на работу через регулятор осуществляют в строгом соответствии с утвержденной инструкцией. Примерная последовательность операций:
- открывают клапан ПКН, проверяют, вывернут ли регулировочный винт пилота регулятора и открыты ли краны на импульсных трубках;
- открывают выходную задвижку за регулятором;
- медленно прикрывают задвижки на байпасе и снижают выходное давление газа на 100-200 Па;
- медленно открывают задвижку перед регулятором, наблюдая за показаниями манометра;
- ввертывают регулировочный винт пилота и устанавливают требуемое выходное давление;
- закрывают задвижки на байпасе;
- убеждаются в устойчивой работе регулятора, затем открывают кран на импульсной трубке ПЗК и зацепляют его молоток с рычагом.
После выполнения работ по переводу ГРП с регулятора на байпас приступают к ревизии оборудования.
Ревизия регулятора давления РДУК.
Последовательность и объем работ:
- снять крышку регулятора, вынуть фильтр и очистить его;
- вынуть клапан и проверить состояние уплотнительной резины: если необходимо, установить новый уплотнитель (применяют мягкую маслобензостойкую резину);
- осмотреть уплотняющую кромку седла клапана, на которой не должно быть царапин, повреждения можно устранить шлифовкой кромки седла мелкозернистой наждачной бумагой, вынуть шток, очистить его поверхность и колонну 6 тряпкой, смоченной в керосине, смазать шток техническим вазелином и убедиться, что он легко перемещается во втулке;
- надеть золотник на верхний конец штока и убедиться, что уплотняющая резина без перекосов прилегает к седлу клапана;
- отвернуть штуцер и вместо него установить специальный резьбовой наконечник с резиновой трубкой диаметром 6-8 мм;
- подуть в трубку и переместить мембрану регулятора в крайнее верхнее положение. Клапан переместится вверх, при этом высота хода должна быть 25-30 % от диаметра клапана. При меньшей величине перемещения следует проверить зазор между верхним концом штока и дном отверстия клапана 5. Если зазор составляет более 1 мм, шток необходимо удлинить;
- для проверки герметичности мембраны 8 резиновую трубку следует пережать и проследить за работой клапана: если клапан не переместится вниз, мембрана герметична;
- медленно выпустить воздух из подмембранного пространства регулятора, при этом клапан, шток, ударник и мембрана должны перемещаться вниз плавно, что указывает на отсутствие трений при перемещении толкателя;
- поставить на место фильтр и крышку люка.
Наиболее ответственная операция при ревизии мембранной коробки — ее сборка. Последовательность работ при сборке:
- мембрану в сборе с диском кладут на нижний фланец, обеспечивая установку опоры 9 в кольцевой выточке;
- нижний фланец, расположенный соосно с верхним фланцем, поднимают, обеспечивая сопряжение конца толкателя с гнездом центрального штуцера мембраны;
- оба фланца скрепляют болтами и поочередно стягивают (обращают внимание на то, чтобы не допустить образования морщин по окружности мембраны).
Ревизия пилота КН-2-00 производится в следующей последовательности:
- снимают пробку (рисунок выше) и вынимают клапан, прочищают отверстия в головке и седле клапана;
- проверяют соосность сборки штока с клапаном и ровно укладывают уплотнительную резиновую шайбу;
- вывинчивают резьбовой стакан и вынимают пружину;
- устанавливают на место клапан и, удерживая его пальцем, ставят пилот мембраной вверх;
- слегка опуская и поднимая золотник, убеждаются, что шток, толкатель и мембрана свободно перемещаются вниз и вверх. Если наблюдается трение, то необходимо разобрать фланцевую коробку пилота и при повторной сборке добиться расположения гнезда в центре мембраны, толкателя и штока;
- проверяют ход клапана (до 1,5 мм) и при необходимости регулируют его путем изменения длины штока;
- убеждаются, что зазор между верхним концом золотника и заглушкой достаточен и обеспечивает свободное открытие клапана;
- устанавливают на место пробку.
В пилоте КВ-2-00 в отличие от КН-2-00 установлены мембранная тарелка меньшего диаметра и дополнительное кольцо для уменьшения активной площади мембраны.
Ревизия регулятора РДП-50 производится в следующей последовательности:
- отключить линию редуцирования и снять регулятор с линии;
- демонтировать соединительные трубопроводы;
- снять с корпуса исполнительного механизма стабилизатор и пилот, продуть дроссель, соединительные и импульсные трубопроводы;
- разобрать исполнительный механизм и снять корпус; вынуть подвижную систему с гильзой из крышки и разобрать систему;
- проверить состояние мембраны;
- проверить уплотнительные кольца, движущиеся элементы, уплотнение клапана, наличие повреждений на поверхности гильзы;
- заменить при необходимости изношенные или поврежденные детали;
- промыть все детали, высушить сжатым воздухом и собрать исполнительный механизм;
- перед сборкой смазать консистентной смазкой наружную поверхность гильзы, направляющую поверхность втулки и уплотнительные элементы;
- разобрать стабилизатор и пилот;
- проверить состояние мембраны, уплотнений клапанов, движущихся элементов, а также наличие повреждений на рабочих кромках седел;
- продуть дроссели, промыть все детали и высушить их;
- собрать пилот и стабилизатор, установить на корпусе исполнительного механизма;
- смонтировать соединительные трубопроводы и проверить герметичность соединений.
После выполнения вышеперечисленных операций установить регулятор на линию редуцирования, проверить герметичность соединений и произвести пуск регулятора.