МОДЕЛИ ПЛАНЕРОВ
Здесь представлены модели планеров, чертежи и подробное описание моделей. Если вы новичок, то советую хотя бы внимательно прочитать описание модели «Колибри». Там описаны некоторые ключевые моменты, не зная которые вы не сможете построить более сложные модели планеров. Если вы не знаете, как вычислить нервюру крыла по таблице, прочитайте описание модели планера «Сокол».
Может вас интересуют кордовые модели самолетов?
СХЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПЛАНЕРА
МОДЕЛИ ПЛАНЕРА ШКОЛЬНОГО КЛАССА
МОДЕЛИ ПЛАНЕРА КЛАССА — А1
МОДЕЛИ ПЛАНЕРА КЛАССА — F1A
МОДЕЛИ ПЛАНЕРА ИЗ ПЕНОПЛАСТА
МОДЕЛИ ПЛАНЕРОВ С ЗЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ
МОДЕЛИ ПЛАНЕРА ЛЕТАЮЩЕЕ КРЫЛО
МОДЕЛИ ПЛАНЕРА ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОГО КЛАССА
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
Простейшая модель планера, говорили они!
Для моделистов первого года обучения, твердили они!
Будучи школьником (кажется, в пятом классе) ходил в авиамодельный кружок и успел собрать схематичку. Это заняло у меня почти целый учебный год! Для пятиклассника — это вечность. Спустя много лет решил со своим младшим ребенком повторить тот триумф (старший уже заканчивает школу и интересы уже другие). У моделистов эта модель считается «простейшей».
Выбрал схематичку из «Моделист-конструктор» за 1986 год, №11 стр 21.
И народу в группе было человек двенадцать. И на полетушки выезжали. В воскресенье, на общественном транспорте — однажды даже раздавили одну схематичку.
Ребята в группах были примерно одного возраста. Но иногда в наше время оставались старшие. Они делали кордовые модели. Это казалось чем-то невероятным — паяли из жестяных банок топливные баки, взвешивали колеса от игрушек, перебирали микродвигатели. Однажды один из них делал в кондукторе переклей для бойцовки — это было ващщщееее. Только недавно я узнал, что это была «Каховка».
Вот и получается, что дети , чтобы с ними не происходило, считают происходящее нормой, потому что не с чем сравнивать. Только сейчас я понимаю какой это был крутой кружок! Не надо было бросать)))
Все начинается с постройки чертежей в масштабе 1:1. Даже сейчас наделал кучу ошибок и несколько раз перечерчивал отдельные детали.
Планер будет сделан из сосны — она легкая и прочная. Но есть пара условий. Так как рейки будут совсем тонкие, то, чтобы их не повело, это должна быть хорошо просушенная прямослойная сосна. У меня как раз уже пару лет лежит без дела относительно прямослойный брусок.
Стыдно признаться, последний раз я работал рубанком как раз в пятом классе. Купленный специально для этого проекта торцовочный рубанок отлично справился, хотя и предназначен немного для другого.
В конструкции модели есть множество элементов из гнутой древесины. Один из них — нервюры. В авиамодельном кружке мы делали их из бамбуковых реек 2х3 мм. И гнули при помощи паяльника по шаблону. Но в этот раз решил идти по другому пути. Во-первых, быстро найти бамбук не удалось. Во-вторых, нервюр много и они должны быть одинаковые. Делать их по одной не хотелось. Вот и в статье в М-К предлагается сделать станочек для оптового изготовления нервюр. Предлагаемый способ немного модифицировал в соответствии с располагаемыми возможностями и материалами.
На миллиметровой бумаге чертим необходимый профиль нервюры:
Переносим этот профиль на кусок МДФ
И доводим профиль будущего шаблона до совершенства
Из фанеры пилим заготовки для будущего станка. Брал водостойкую фанеру 18 мм
Каждую заготовку грубо обрезаем на каретке
И обрабатываем копировальной фрезой по шаблону. Через некоторое время шаблон из МДФ немного деформировался, поэтому шаблонами стали предыдущие заготовки
Клеим основание будущего станочка
И его поверхность тоже шлифуем, чтобы устранить все мелкие несостыковки и неточности, допущенные при склейке.
Далее надо установить шпильки. И тут я проявил некоторую недальновидность. Расчет был на то, что в отверстия, деланные под определенным углом, вкручиваются сантехнические винты-шурупы
Такие, как на картинке. Но я сделал слишком тонкое основание станка и у такого винта-шурупа оставалась бы слишком маленькая площадь зацепа.
И тогда решил просто приварить шпильки к полосе 4х50.
Полосу притянул к основанию станка саморезами и установил на нее пластиковые ножки
По мне, такое решение достаточно надежно и не менее элегантно.
Нервюры сделаны из сосновых реек 2х3 мм. Отмачиваем их в течение часа при комнатной температуре
И закладываем в станок. Одна заготовка лопнула, поэтому нервюры делаем с запасом.
Приспособление вполне рабочее. Быстро, удобно, с хорошей повторяемостью.
Законцовки крыльев тоже сделаны из гнутой древесины. Шаблоны нужного размера сделал при помощи самодельного циркуля для фрезера
Но попытка сделать законцовки закончилась феерическим провалом. 100% брака!
В начале пробовал отмачивать рейки в воде 1 час. Все рейки сломались.
Потом пробовал отпаривать рейки в паровой камере 1 час. Все рейки сломались.
Потом пробовал гнуть рейки об паяльник. Все рейки сломались.
Рейки 4х4 мм. Радиус 35 мм.
На эксперименты потратил двое суток.
Пришлось поспрашивать на форумах, поглядеть литературу. Ох, гнутье древесины — это искусство! Красивое и технологичное. Сколько красивых вещей!
А ларчик просто открывался. Для решения своей конкретной прикладной задачи нашел следующую таблицу: соотношение радиуса сгиба и толщины заготовки для разных видов древесины. Как видим, сосна — самый негнущийся материал. И так как мне нужен был радиус 35 мм, то для сосны получаем толщину заготовки 3,2 мм. А я пытался гнуть рейки 4х4 мм!
После того, как сострогал лишние мм процент брака со 100% резко снизился до 50% — отличный результат!
Исходя из сказанного непонятно на что рассчитывали авторы статьи в Моделист-конструктор, когда предлагали гнуть рейки 4х7 всего лишь увлажнив места будущих «переломов»?! Передняя кромка крыла имеет только один сгиб толщиной 4 мм, а вот задняя сгибается еще и на сужение, а там надо гнуть аж 7 мм!
Подумав решил все сгибы делать, закрепив концы реек на алюминиевых пластинках толщиной 2 мм
Концы крепил на эпоксидную смолу с обмоткой армированной нитью.
Соединение получается прочным и точным
Нервюры устанавливаются в прорези в передней и задней кромках. Прорези делал обломком скальпеля — очень удобно.
Нервюры на концах заостряются
Все клеил клеем супер ПВА.
Добавил в конструкцию крыла лонжерон — рейку, которая крепится к нервюрам в верхней части. Он нужен чтобы при взлете крылья не сложились под воздействием встречного воздуха.
Когда занимался в кружке, то там была такая традиция: каждой модели давалось имя — название птицы. И носовая часть изготавливалась в виде этой птицы с фигурным выпиливанием ручным лобзиком, резьбой по дереву, раскрашиванием и лакированием. Получалось ярко и очень индивидуально. У меня самолет назывался воробей, но носовая часть почему-то была в виде синицы. Но это была очень красивая синица. Изготавливал ее несколько недель.
Сейчас решил делать все проще))
Фанера 10 мм, и электролобзик))
А тут и мой новенький шлифовальный станок подтянулся. Доводим заготовку до нужной формы.
Делаем прорезь для рейки фюзеляжа
И немного закругляет кромки. В этот раз на носовую часть ушло менее получаса
Детали стабилизатора гнем по уже отработанной технологии
Законцовки с кромками собираем на ус с обмоткой нитью.
И клеим прямо в кондукторе, чтобы добиться максимальной точности
Крыло и стабилизатор приматываются (или прибинтовываются) к фюзеляжу рыболовной резинкой. Вспоминаю, как крепили их обрывками резинки буквально по паре сантиметров, наматывая их (резинки) по несколько штук. А они еще и продолжали рваться при этом)))
Каркас планера готов. Далее обтяжка крыльев лавсаном. Лавсан есть в любом цветочном ларьке, но почему-то далеко не во все согласились его продать. Поэтому взял с запасом))
Помню, что клеили лавсан клеем БФ-6. Он продается в аптеках и им заклеивают раны. Но, похоже, это был какой-то другой БФ-6, потому что ни намека за склеивание.
После того, как с наскока не смог обтянуть крыло, перешел к экспериментам с тестовыми деталями.
Пробовал наносить клей на рейки и подсушивать, а потом прикладывать лавсан (клей сохнет моментально). Потом пробовал быстро клеить лавсан на свежий клей. После этого пытался сделать приварку мелким дорожным утюгом с массивной подошвой. Делал приварку при разной температуре. От терпимой на ощупь до прожигания лавсана — ни намека на прочное приклеивание.
Результат ноль.
Опять помогли тематические форумы. Там навели на Момент-1, который справился!
Клей наносится только на каркас. Даёте клею подсохнуть, накладываете лавсан, подсохший клей даёт возможность корректировать наложение плёнки. Далее привариваете плёнку к каркасу утюжком.
В нашем авиамодельном кружке на крылья клеились бумажные буквы (нарисованные и раскрашенные вручную). На одном крыле — название модели, а на другом код, зашифровывающий номер группы, автора и порядковый номер модели у автора. Получалось что-то вроде бортового номера.
Были сомнения по поводу того, что от натяжки лавсана утюгом крылья может «повести». Поэтому во время обтяжки вспотел как сапер, но обошлось. Крылья не повело.
Наш авиамодельный кружок делился на две команды, чтобы создать дух соперничества. Одна команда красила свои модели зеленкой. А другая — густо разведенной марганцовкой. Сразу было ясно чьих будешь)) Красились ваткой, руками, рукавами, животами, иногда носами — помню, потому что был из «зеленых». Понятное дело, что ложились эти покрытия мягко говоря не ровно))) Зато веса почти не добавляли.
Сейчас марганцовка запрещена к свободной продаже. Кто бы мог подумать!!!
Схематическая модель планера готова!
Крепление крыла на проволоку позволяет легко менять угол атаки при необходимости
А теперь самое интересное — запуск!
Запускается планер на леере двумя пионерами.
Очень не терпелось скорее запустить его в воздух, поэтому по-быстрому сгондобил на коленке буксировочный крюк. Выглядит так себе, но вполне работает!
Ну наконец! Тестовые полеты:
Изготовив крылья модели планера как описано в предыдущей статье можно продолжить и заняться изготовлением остальных деталей планера.
Теперь займемся изготовлением фюзеляжа и других частей модели планера своими руками. Отнесемся к этому также серьезно как и к изготовлению крыльев.
Чертежи моделей планеров а точнее выкройка фюзеляжа, киля, стабилизатора и лонжерона модели планера для изготовления своими руками представлены на рисунке 12. Сложим полоски бумаги для фюзеляжа, прокладки, стабилизатора и киля вдоль волокон. Начертим на одной из половин каждой заготовки квадраты и нанесем контуры деталей. Вырезав фюзеляж, срежем край сгиба в двух местах. Сюда будут вставляться крыло и стабилизатор.
Рис. 12. Чертежи моделей планеров. Выкройки остальных деталей учебной модели планера
Прокладку для фюзеляжа следует вырезать в форме полоски длиной 110 и шириной 7 — 10 мм. Груз модели планера изготовим также из бумаги в силу того что наш планер имеет небольшой вес. Итак для груза модели планера своими руками возьмем две полоски бумаги шириной 40 и длиной 150 мм. Их надо аккуратно сложить, как показано на приведенном рисунке.
Из обрезков от крыла и фюзеляжа сделаем шпильки. Они должны быть острые и длинные, чтобы удобно было затягивать их в гнезда.
После того как вы изготовили все детали модели планера, можно переходить к сборке. Процесс сборки летающей модели планера описан в следующей статье.
Планер “Чибис”
Оглавление
- Введение
- Фюзеляж
Введение
Эту модель планера специально сконструировал для начинающих авиамоделистов чемпион мира А. Аверьянов. Она обладает высокими лётными качествами, а сделать её несложно.
Фюзеляж
Изготовление модели начнём с фюзеляжа. Перенесём с чертежа на фанеру (рис. 91) контуры носовой части фюзеляжа и выпилим её. В носке пропилим лобзиком отверстия для балласта.
Чертежи авиамоделей —
Чертежи Авиамоделей
Автор: Administrator
Сделать радиоуправляемый планер из потолочки своими руками очень просто! Особенно если использовать KFM профиль крыла.
Фактически для изготовления нужно только скачать чертежи авиамодели расположенные в конце статьи, вырезать детали и аккуратно склеить их!
Чертежи представляют собой общий вид и разбивку на А4 следующую картинку.
Чертежи взяты с англоязычного форума, автор чертежей springer. Поэтому размеры приведены в дюймах. Но особой роли это не играет, смотрите в конце статьи ссылку про масштабирование чертежей и печатайте под необходимый размер!
В результате изготовления у вас получится вот такая авиамодель.
Какуже писал выше, при желании вы можете смаштабировать чертеж под свои задачи, например увеличить его. Тогда получиться самолет на радиоуправлении как на фотографии ниже.
Полностью описывать технологию изготовления не буду, она банальна — вырезали и склеили детали. Остановимся только на нескольких важных моментах изготовления самолета на радио своими руками.
Нос авиамодели изготавливается из пластин потолочки слеенных между собой. О клеях смотрите эту и эту статьи.
Фюзеляж весьма простой в изготовлении — фактически прямоугольная коробка.
На нос авиамодели приклеивается фанерка или отрезок деревянной линейки, а к ней крепится моторама двигателя.
Руль направления и руль высоты закреплены на скотче, подробнее смотрите в статье Самодельные петли для авиамодели.
Передача усилий от сервомашинки на рули осуществляется с помощью боуденов (проволока в оболочке), как сделать самодельные боудены из ватных палочек смотрите в статье Бутербродный Мустанг.
Крыло имеет ярко выраженное V, обычно на авиамодели без элеронов от 3 до 5 градусов.
Профиль KFM5, подробнее о таких профилях смотрите тут.
В месте прилегания крыла к фюзеляжу наклеиваются дополнительные слои потолочки. Крепление крыла осуществляется с помощью резинок, в качестве выступов для крепления резинок используются бамбуковые шампуры или отрезки деревянной линейки.
Сервомашинки и приемник размещаются под крылом, аккумулятор размещается в центе тяжести (ЦТ) авиамодели, это позволяет использовать разные по весу аккумуляторы без смещения ЦТ.
Электроника для авиамодели
Чертежи простого планера
- Скачать чертежи планера можно тут.
Если вы заходите смаштабировать чертеж, смотрите эту статью.
Как правильно распечатать чертеж авиамодели описано здесь.
Константин, Радиоуправляемые Авиамодели