При каком количестве работников должна быть разработана инструкция

При каком количестве работников на объекте должна быть разработана инструкция, определяющая действие персонала по эвакуации людей при пожаре?

Дата актуализации статьи:
16.11.2020

Нередко возникает вопрос: при каком количестве работников на объекте должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по эвакуации людей при пожаре? Интерес к этой теме обусловлен в том числе тем, что данный вопрос используется на квалификационном экзамене в МЧС для аттестации экспертов по НОР (независимой оценке риска Нажмите для перехода на ПожВики).

В этой статье попробуем разобраться в этом вопросе.

Для начала разберем, что же представляет собой эвакуация людей при пожаре. Эвакуация — процесс организованного самостоятельного движения людей непосредственно наружу или в безопасную зону из помещений, в которых имеется возможность воздействия на людей опасных факторов пожара. К опасным факторам пожара относят:

  1. пламя и искры;

  2. тепловой поток;

  3. повышенная температура окружающей среды;

  4. повышенная концентрация токсичных продуктов горения и термического разложения;

  5. пониженная концентрация кислорода;

  6. снижение видимости в дыму.

Движение людей в процессе эвакуации происходит по эвакуационным путям к эвакуационным выходам. Безопасная эвакуация людей из зданий и сооружений при пожаре считается обеспеченной, если интервал времени от момента обнаружения пожара до завершения процесса эвакуации людей в безопасную зону не превышает необходимого времени эвакуации людей при пожаре. Для обеспечения безопасной эвакуации людей должно быть:

  1. установлено необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов;

  2. обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы;

  3. организовано оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).

Обеспечение беспрепятственного движения, организация оповещения и управление движением людей могут достигаться, в том числе действиями персонала объекта. Правила поведения людей установлены «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации» (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»). В соответствии с пунктом 12 указанных правил на объекте защиты с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре. К объектам с массовым пребыванием людей относят объекты, на которых одновременно может находиться 50 и более человек.

Таким образом, инструкция, определяющая действия персонала по эвакуации людей при пожаре, должна быть разработана при количестве 50 и более работников на объекте.

Важно заметить, что данное требование теряет совою актуальность с 1 января 2021 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2020 года № 1034.

Данный вопрос используется на квалификационном экзамене в МЧС для аттестации экспертов по НОР

В разделе:

Читай также

Безопасная эвакуация людей при пожаре является одним из способов их защиты от воздействия опасных факторов пожара, предусмотренных статьей 52 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В целях организации безопасной эвакуации на объектах защиты изготавливаются и размещаются планы эвакуации. О них мы и поговорим в этой статье. По подписке

В сервис онлайн-консультирования нашего портал часто приходят похожие вопросы с просьбой разъяснить статус тех или иных документов, связанных как с вопросами пожарной безопасности, так и с вопросами обеспечения безопасности зданий и сооружений в целом. Мы решили объединить все поступившие вопросы и ответить на них в данной статье.

Все мы многократно видели яркие таблички с различными, порой не всегда понятными символами, которые располагаются на стенах и дверях внутри зданий, на сооружениях и территориях предприятий. Это знаки безопасности. Часть из них используется для обозначения противопожарного инвентаря, первичных средств пожаротушения, водоисточников, телефонов и т.п. Такие знаки являются знаками пожарной безопасности. По подписке

S-692 (А011)
5694

Правообладатель: Портал про пожарную безопасность propb.ru.

  1. Главная
  2. Баннеры
  3. Безопасность образовательного учреждения
  4. Безопасность образовательного учреждения
  5. О новых методических рекомендациях по разработке планов эвакуации

О новых методических рекомендациях по разработке планов эвакуации

О новых методических рекомендациях
по разработке планов эвакуации

В соответствии с требованием п.16. Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников. Для объектов с ночным пребыванием людей (детские сады, школы-интернаты, больницы и т.п.) в инструкции должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и в ночное время. Руководители указанных объектов ежедневно в установленное Государственной противопожарной службой время сообщают в пожарную часть, в районе выезда которой находится объект, информацию о количестве людей, находящихся на каждом объекте.


Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики составило обновленные методические рекомендации УГПН ГУ МЧС России по Чувашии по разработке планов  эвакуации и считает необходимым привести в соответствие этим требованиям имеющиеся в общеобразовательных учреждениях планы. 

Обновленный план можно скачать здесь.

Инструкция по охране труда для офисных работников – общая или на каждую должность?

06.10.2023 распечатать

Ситуация… Численность сотрудников организации – менее 50 человек. Инструкции по охране труда должны быть разработаны в отношении каждой должности или профессии согласно штатному расписанию, или можно оформить общую инструкцию по охране труда для офисных работников, если они работают только за персональными компьютерами и пользуются оргтехникой?

Работодатель имеет право разработать одну инструкцию по охране труда для работников, выполняющих схожие функции в одинаковых или схожих условиях труда, а также при аналогичных видах возможных рисков и опасностей, возникающих в ходе выполнения работ.

Основные требования к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателями, устанавливают уполномоченные федеральные органы исполнительной власти (ст. 211.2 ТК РФ).

В настоящее время Основные требования к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем, утверждены приказом Минтруда от 29.10.2021 № 772н (далее – ​Требования).

Работодатель разрабатывает инструкции по охране труда в целях обеспечения безопасности труда и сохранения жизни и здоровья работников при выполнении ими своих трудовых обязанностей.

В зависимости от специфики деятельности и исходя из оценки уровней профессиональных рисков, работодатель вправе устанавливать в инструкциях дополнительные требования безопасности, не противоречащие государственным нормативным требованиям охраны труда (п. 1–2 Требований).

Инструкция по охране труда для работника разрабатывается исходя из его должности или профессии, направления трудовой деятельности или вида выполняемой работы (п. 18 Требований).

При этом Требования не устанавливают обязанность работодателя разрабатывать инструкции по охране труда для каждой профессии (должности) в соответствии со штатным расписанием.

Следовательно, по нашему мнению, работодатель имеет право утверждать одну инструкцию для нескольких работников, занимающих различные должности (профессии), но работающих в условиях со схожими или одинаковыми рисками и опасностями, которые характерны для выполняемых ими работ.

Отметим, что специалисты Роструда на сайте онлайнинспекция.рф придерживаются аналогичного мнения.

Подписка на новости и полезные материалы

2023 год приготовил для специалистов по охране труда новую порцию работы по актуализации нормативных актов. Очередь дошла и до вопроса переработки инструкций по охране труда. Что это за документы  — работники знают и зачастую откладывают в сторону их изучение, ошибочно думая, что опыт работы и осторожность с лихвой перекроет содержание любой инструкций. А ведь каждый специалист по охране труда твердит – эти правила написаны кровью. Рассмотрим же все по порядку.

Содержание статьи:

  • 1 Что такое инструкция по охране труда?
  • 2 Основание для разработки инструкций по охране труда
  • 3 Разъяснение Минтруда о необходимости разработки правил по охране труда
  • 4 Цель требований по разработке инструкций по охране труда
    • 4.1 Рассмотрим Приказ подробнее
  • 5 Рассмотрение нормативного акта и произошедших изменений
  • 6 Как правильно переработать (ввести в действие) инструкции по охране труда
  • 7 Приказ 772н вступает в силу. Что делать работодателям?
  • 8 Нужно ли в организации разрабатывать инструкции по охране труда и правила по охране труда?

Что такое инструкция по охране труда?

Инструкция по охране труда – это некий свод правил, которые должен соблюдать работник при выполнении своих трудовых обязанностей. В инструкции прописаны основные требования к возрасту, компетенции работника, что необходимо выполнить перед началом выполнения работ, при их выполнении, по завершению и что делать в аварийных ситуациях. Конечно, многие правила по охране труда описаны языком, сложным для восприятия, но донесение их сути (возможных рисков, опасностей и защите от них), т.е. основных требования безопасности – главная цель в любой организации.

Основание для разработки инструкций по охране труда

Статья 214 Трудового кодекса РФ гласит, что работодатель обязан обеспечить разработку и утверждение локальных нормативных актов по охране труда с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии такого представительного органа) в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов. К таким локально-нормативным актам по охране труда относятся и инструкции по охране труда. Количество инструкций по охране труда, в каждом конкретном случае устанавливается работодателем в соответствии со спецификой своей деятельности.

Разъяснение Минтруда о необходимости разработки правил по охране труда

Правила по охране труда — не новый документ, но необходимость его разработки и утверждения в организации ранее не устанавливалась. В связи с вступлением новых требований по разработки и утверждению правил и инструкций по охране труда с 1 марта появился резонный вопрос:  «достаточно ли иметь инструкции по охране труда или нужно дополнительно разрабатывать правила по охране труда?». Скачать письмо Министерства труда и социальной защиты № 15-2/ООГ-3549 от 27.12.2021 (формат PDF).

Цель требований по разработке инструкций по охране труда

В связи с вступлением в силу с 01.03.2022, Приказа Минтруда России от 29.10.2021 № 772н “Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем” (далее – Приказ) инструкции (правила) по охране труда должны разрабатываться в соответствии с новыми требованиями.

Рассмотрим Приказ подробнее

Обновленный документ, как мы видим уже в названии, устанавливает основные требования к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем. Основной целью данных требований является обеспечение безопасности труда и сохранения жизни и здоровья работников при выполнении ими своих трудовых обязанностей. Для достижения данной цели перед работодателем стоит нелегкая задача в установлении оптимальных требований безопасности, которые будут оценены в установленных уровнях профессиональных рисков и при этом не будут противоречить государственным нормативным требованиям охраны труда (п.3, п.7 Приказа). В каком количестве будут разработаны инструкции по охране труда или правила предприятия отдается на откуп работодателю (п.4 Приказа). Относительно правил по охране труда, инструкции по охране труда должны быть разработаны и утверждены.

Разработанные  документы должны быть всегда актуальными, соответствовать специфике организации, организационным и структурным изменениям (п.5 Приказа).  Разработанные инструкции, как правило, вводятся в действие единым перечнем приказом по организации. Пример представлен ниже:

Перечень действующих инструкций - пример

Перечень действующих инструкций — пример

Рассмотрение нормативного акта и произошедших изменений

  1. Важным моментом стало появление Правил по охране труда, требования по разработке к которым ранее не предъявлялись. Более подробная информация касаемо требований к содержанию и оформлению указана ниже.
  2. Разработка Правил и Инструкций по охране труда должна основываться на проведенном анализе (оценке) профессиональных рисков, причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, результатах специальной оценки условий труда (п.8 Приказа). Оценка профессиональных рисков отныне общий тренд в нашем законодательстве по охране труда, более подробно о них вы можете узнать здесь.
  3. С введением нового Приказа исчезнет периодичность в пересмотре инструкций по охране труда раз в пять лет. С 01.03.2022 инструкции по охране труда должны постоянно содержаться в актуальном состоянии.
  4. Для определения актуальности в Приказе указаны случаи пересмотра инструкций по охране труда: — когда произошли изменения условий труда; — было внедрено новое оборудование или изменился технологический процесс; — проведено расследование причин аварий, несчастных случаев, профзаболеваний или по требованию надзорных органов (п.30 Приказа).
  5. При необходимости допускается разработка временных инструкций по охране труда в случаях внедрения нового оборудования или проведения работ по реконструкции. Срок действия таких инструкций будет ограничен – до введения в эксплуатацию нового (реконструируемого) оборудования (п.27 и п.28 Приказа).
  6. Появилось разделение на Правила по охране труда и Инструкции по охране труда. К каждому из них определены основные требования по содержанию и оформлению. Отступать от данных требований не допускается. Рассмотрим их по отдельности:

Правила по охране труда

Требования к содержанию
Наименование главы Что должно содержаться
Общие требования а) определение сферы действия Правил; б) описание вредных и (или) опасных производственных факторов, профессиональных рисков и опасностей, характерных для сферы действия Правил.
Требования охраны труда работников при организации и проведении работ а) требования охраны труда, предъявляемые к работникам; б) требования по проведению технико-технологических и организационных мероприятий, в том числе при назначении должностных лиц, ответственных за организацию, выполнение, контроль выполнения соответствующих мероприятий; в) требования при организации работ по наряду-допуску (при наличии); г) меры, исключающие непосредственный контакт работников в процессе труда с исходными материалами, заготовками, полуфабрикатами, готовой продукцией и отходами производства, оказывающими на них опасное или вредное воздействие, с указанием опасностей и связанных с ними профессиональных рисков, возможного причинения вреда здоровью работника и перечня конкретных мер, направленных на защиту работников от определенных опасностей; д) способы контроля и управления, обеспечивающие защиту работников, отключение или блокировку оборудования; е) способы своевременного уведомления о возникновении вредных и (или) опасных производственных факторов, реализации профессиональных рисков при проведении работ; ж) меры по защите работников, реализация которых необходима при возникновении аварийных ситуаций.
Требования, предъявляемые к производственным помещениям и производственным площадкам (для процессов, выполняемых вне производственных помещений), в целях обеспечения охраны труда работников Включаются положения, связанные с соответствием производственных помещений и площадок безопасному выполнению работ, в том числе: а) запрет на загромождение проходов и проездов проезды внутри зданий (сооружений), производственных помещений (производственных площадок) для обеспечения безопасного передвижения работников и проезда транспортных средств; б) содержание переходов, лестниц, площадок и перил к ним в исправном состоянии и чистоте, а расположенных на открытом воздухе — очищенными в зимнее время от снега и льда, обработанными противогололедными средствами; в) наличие действующей общеобменной вентиляции, а на стационарных рабочих местах — местной вентиляции; г) наличие необходимого освещения, в том числе сигнального в ночное время; д) иные требования, по усмотрению работодателя, необходимые для безопасного выполнения работ и предусмотренные государственными нормативными требованиями охраны труда.
Требования, предъявляемые к оборудованию, его размещению и организации рабочих мест в целях обеспечения охраны труда работников а) требования, предъявляемые к оборудованию, отдельным его группам и видам, коммуникациям, их размещению; б) требования к наличию ограждений, сигнальных устройств и предупреждающих и предписывающих плакатов (знаков); в) требования к применению средств индивидуальной защиты работников, методов и средств коллективной защиты работников; г) мероприятия по обеспечению безопасности труда при организации работ на опасном технологическом оборудовании.
Требования, предъявляемые к хранению и транспортировке исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства в целях обеспечения охраны труда работников а) особенности исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства, рациональные способы их хранения; б) требования, предъявляемые к механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ, влияющие на обеспечение охраны труда работников; в) меры по удалению опасных и вредных веществ и материалов из рабочей зоны; г) меры по удалению и обезвреживанию отходов производства, являющихся источниками вредных и (или) опасных производственных факторов.
№ п/п Требования к оформлению
1 Разработанные Правила должны включать лист согласования, который подписывается разработчиком (представителями участников разработки), руководителем юридической службы работодателя (при наличии), руководителем службы охраны труда (при его отсутствии — лицом, выполняющим функции специалиста по охране труда), лицом, ответственным за разработку Правил. При этом по воле работодателя количество согласующих лиц может быть расширен при необходимости. (п.15 Приказа).
2 Если организация использует в своей работе электронный документооборот, то лист согласования Правил подписывается с учетом настроек маршрута согласования. (п.15 Приказа).
3 Правила должны быть утверждены работодателем или его уполномоченным лицом с учетом выборного органа первичной профсоюзной организации (или уполномоченного работниками представительского органа (при наличии).
4 По желанию разработчиков в Правила могут быть включены ссылки на государственные нормативные акты.

Обновлены и актуальны в соответствии с законодательством на 2025 год

Инструкции по охране труда

Требования к содержанию
Наименование раздела Что должно содержаться
Общие требования охраны труда а) указания о необходимости соблюдения правил внутреннего трудового распорядка;
б) требования по выполнению режима рабочего времени и времени отдыха при выполнении соответствующих работ;
в) перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, которые могут воздействовать на работника в процессе работы, а также перечень профессиональных рисков и опасностей;*
г) перечень специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, выдаваемых работникам в соответствии с установленными государственными нормативными требованиями охраны труда, или ссылку на локальный нормативный акт;
д) порядок уведомления о случаях травмирования работника и неисправности оборудования, приспособлений и инструмента (или ссылку на локальный нормативный акт);
е) правила личной гигиены и эпидемиологические нормы, которые должен знать и соблюдать работник при выполнении работы.
Требования охраны труда перед началом работы а) порядок подготовки рабочего места;
б) порядок проверки исходных материалов (заготовки, полуфабрикаты) (при наличии);
в) порядок осмотра работником и подготовки к работе средств индивидуальной защиты до использования;
г) порядок проверки исправности оборудования, приспособлений и инструмента, ограждений, сигнализации, блокировочных и других устройств, защитного заземления, вентиляции, местного освещения, наличия предупреждающих и предписывающих плакатов (знаков).
Требования охраны труда во время работы а) способы и приемы безопасного выполнения работ, использования оборудования, транспортных средств, грузоподъемных механизмов, приспособлений и инструментов;
б) требования безопасного обращения с исходными материалами (сырье, заготовки, полуфабрикаты);
в) указания по безопасному содержанию рабочего места;
г) действия, направленные на предотвращение аварийных ситуаций;
д) требования, предъявляемые к правильному использованию (применению) средств индивидуальной защиты работников.
Требования охраны труда в аварийных ситуациях а) перечень основных возможных аварий и аварийных ситуаций и причины, их вызывающие;
б) процесс извещения руководителя работ о ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, и о каждом произошедшем несчастном случае;
в) действия работников при возникновении аварий и аварийных ситуаций;
г) действия по оказанию первой помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и других повреждениях здоровья (исходя из результатов оценки профессиональных рисков).
Требования охраны труда по окончании работы а) действия при приеме и передаче смены в случае непрерывного технологического процесса и работы оборудования;
б) последовательность отключения, остановки, разборки, очистки и смазки оборудования, приспособлений, машин, механизмов и аппаратуры;
в) действия при уборке отходов, полученных в ходе производственной деятельности;
г) требования соблюдения личной гигиены;
д) процесс извещения руководителя работ о недостатках, влияющих на безопасность труда, обнаруженных во время работы.
* Нередко возникает вопрос «На основании чего составлять перечень профессиональных рисков и опасностей?»
Мы придерживаемся такого подхода – этот перечень должен браться из результатов проведения оценки профессиональных рисков (ОПР): для инструкций по профессиям – из карты ОПР для конкретного рабочего места, для инструкций по видам работ – так же на основании ОПР, но характерные для данного вида работ, исходящие от конкретного оборудования и т.п.
Если же ОПР в вашей организации не проведена, то для инструкций до ее проведения можете воспользоваться Приложением №1 к «Примерному положению о системе управления охраной труда», утв. Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 776н. Но вы должны понимать, что проведение ОПР – в настоящее время обязательный процесс, на основании которого строятся остальные процедуры в системе управления охраной труда.Общие требования по содержанию
Применимость (принадлежность) (п.18 Приказа). Инструкция по охране труда для работников разрабатывается исходя из их должности или профессии, направления трудовой деятельности или вида выполняемой работы.

Инструкции могут быть разработаны как для каждой профессии/должности, так и для групп «однотипных» работников (например, для руководителей и специалистов, работников производственно-технической лаборатории и т.п.)

Расширенные основания для разработки (п.19 Приказа) – введены впервые Проведенный анализ (оценка): — трудовой функции работников по профессии, должности, виду и составу выполняемой работы, для которых разрабатывается инструкция по охране труда; — результатов специальной оценки условий труда на конкретных рабочих местах для соответствующей должности, профессии, в том числе определения вредных производственных факторов, характерных для работ, выполняемых работниками соответствующей должности, профессии; — требований соответствующих профессиональных стандартов; — определения профессиональных рисков и опасностей, характерных для работ, выполняемых работниками соответствующей должности, профессии; — анализа результатов расследования несчастных случаев, а также типичных причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для соответствующих должностей, профессий, видов работ; — определения безопасных методов и приемов выполнения трудовых функций и работ.
Эксплуатационные требования безопасности используемого оборудования (п.20 Приказа) При разработке инструкций по охране труда необходимо учесть данные требования безопасности, указанные в эксплуатационной (ремонтной) документации заводов-изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации с учетом конкретных условий производства, применительно к должности, профессии работника или виду выполняемой работы.
№ п/п Требования к оформлению
1 Инструкции по охране труда утверждаются работодателем (руководителем организации) или уполномоченным им лицом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии) (п.29 Приказа).
2 В инструкциях по охране труда должен быть учтен объем выдаваемых работнику СИЗ – либо в виде перечисления данных СИЗ, либо в указании ссылки на внутренний нормативный акт (нормы выдачи СИЗ, приказ выдачи СИЗ и т.д.) или на пункт типовых норм выдачи СИЗ.

В конце каждой инструкции по охране труда необходимо указать лист ознакомления. Например, как представленный ниже.

Лист ознакомления

Лист ознакомления

Как правильно переработать (ввести в действие) инструкции по охране труда

Два пути решения «проблемы» остаются неизменными:

  • внести изменения в действующие Правила (инструкции) по охране труда путем утверждения распорядительным документом (например, приказом) изменений;
  • полностью произвести актуализацию инструкций по охране труда с учетом всех требований Приказа.

По какому пути лучше всего двигаться решает лицо, ответственное за переработку инструкций по охране труда. Если в организации имеются технологические процессы, не имеющие технически сложного оборудования или не требующие специальной подготовки, то достаточно будет внести изменения.

Обновлены и актуальны в соответствии с законодательством на 2025 год

Приказ 772н вступает в силу. Что делать работодателям?

С 1 января 2023 года возобновил свое действие Приказ Минтруда России от 29.10.2021 N 772н «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем». Напомним, что изначальной датой его вступления в силу было 1 марта 2022 года, но в целях снижения нагрузки для работодателей его действие было приостановлено на основании Приказа Минтруда России от 17.03.2022 N 140н «О неприменении приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 октября 2021 г. N 772н …»

Нужно ли в организации разрабатывать инструкции по охране труда и правила по охране труда?

Согласно ст.214 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить разработку и утверждение локальных нормативных актов по охране труда.

К локальным нормативным актам по охране труда относятся положения, приказы, программы обучения, инструктажей, стажировки (при необходимости), нормы выдачи спецодежды и смывающих средств и др. документы, в том числе и инструкции по охране труда и правила по охране труда, разрабатываемые работодателями.

Требования к разработке инструкций по охране труда прописаны в правилах по охране труда. Например,

Правила по охране труда Требование к разработке инструкций по охране труда
«Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов», утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 октября 2020 г. N 753н 2. На основе Правил и требований технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя технологического оборудования, применяемого при выполнении погрузочно-разгрузочных работ (далее организация-изготовитель), работодателем разрабатываются инструкции по охране труда для профессий и (или) видов выполняемых работ, которые утверждаются локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии).
«Правила по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями», утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 27 ноября 2020 г. N 835н 5. На основе Правил и требований технической документации организации-изготовителя на конкретные виды инструмента и приспособлений работодателем разрабатываются инструкции по охране труда для профессий и (или) видов выполняемых работ, которые утверждаются локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии).
«Правила по охране труда на автомобильном транспорте», утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 декабря 2020 г. N 871н 4. Работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применении инструментов, сырья и материалов.

На основе Правил и требований технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя транспортных средств (далее — организация-изготовитель) работодателем разрабатываются и утверждаются инструкции по охране труда для работников и (или) видов выполняемых работ, которые утверждаются локальным нормативным актом работодателя, с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии).

Правила по охране труда — не новый документ, но необходимость его разработки и утверждения в организации ранее не устанавливалась. В связи с вступлением новых требований по разработки и утверждению правил и инструкций по охране труда с 1 марта появился резонный вопрос:  «достаточно ли иметь инструкции по охране труда или нужно дополнительно разрабатывать правила по охране труда?»

Законодательных требований обязательной разработки работодателем своих внутренних правил по охране труда – нет.

Таким образом считаем, что правила по охране труда разрабатываются по желанию работодателя при наличии такой необходимости. Такая необходимость объективно может возникать у больших производственных организаций, с разнообразными технологическими процессами, различными условиями выполнения работ в производственные подразделениях и т.п. Например, в строительно-монтажной организации при организации работ повышенной опасности. Действие таких правил по охране труда можно распространить на действие всей организации или определенных подразделений, в том числе на деятельность подрядных и субподрядных организаций.

А вот, например, в детском саду подобных работ нет, и не такое большое количество процессов и видов выполняемых работ – вряд ли есть требования безопасности, которые необходимо оформить именно в правилах по охране труда самой организации. А дублировать меры безопасности и в инструкциях, и в правилах по охране труда – нет смысла.

Это же мнение высказывается в письме Минтруда от 27 декабря 2021 г. N 15-2/ООГ-3549:
«При этом обязанности работодателя по разработке правил по охране труда локальным нормативным актом трудовым законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Полагаем достаточным, в целях обеспечения безопасности труда и сохранения жизни и здоровья работников обеспечить разработку инструкций по охране труда в установленном порядке с учетом требований правил по охране труда, утвержденных Минтрудом России

Но, опять же, если вы хотите разработать правила по охране труда дополнительно к инструкциям – это не запрещено. Однако, зачем?

Читайте также:

  • Новые проверочные листы по охране труда на 2023 год
  • Обучение по охране труда по-новому с 2023 года
  • Изменения в законодательстве по охране труда в 2023 году

Подпишитесь на ежемесячную рассылку

Получайте уведомления с анонсами свежих материалов раздела полезной информации

Отправляя форму, вы соглашаетесь на обработку персональных данных, защищенных политикой конфиденциальности

Оставить комментарий:

Читайте также:

Охрана труда при работе на высоте

Охрана труда при работе на высоте

Работы на высоте предусматривают соблюдение особых мер по исполнению требований техники безопасности. В Приказе Министерства труда и социальной защиты Российской […]

Изменения в законодательстве по охране труда в 2022 году

Изменения в законодательстве по охране труда в 2022-2023 году

Приведенные ниже таблицы, как показала практика, стали настоящей «палочкой-выручалочкой» для наших читателей. Ведь в текущем году глобальные изменения в той […]

Нормы выдачи СИЗ в 2023 году

Нормы выдачи СИЗ — пошаговый алгоритм в 2025 году

С 1 сентября 2023 года вступили в силу «Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами», утв. Приказом Минтруда […]

Для защиты вашей информации мы ввели строгую политику и определенные меры безопасности.

При вводе личной информации на нашем сайте, вы разрешаете нам обрабатывать и использовать предоставленную информацию в соответствии с данной политикой конфиденциальности.

Мы обязуемся не передавать вашу личную информацию третьим лицам.

Ваши контактные данные будут использоваться только для связи с Вами, в том числе для направления уведомлений об изменении статуса заявки.

Готовое решение: Порядок организации и ведения
гражданской обороны в организации
(КонсультантПлюс, 2024)

КонсультантПлюс | Готовое решение | Актуально на
28.02.2024

Порядок организации и ведения
гражданской обороны в организации

Ведением гражданской обороны должны заниматься все
без исключения организации, но их обязанности различаются в зависимости от
специфики их деятельности.

Для решения задач в области гражданской обороны
организации создают специальные структурные подразделения или назначают
работников.

В организации должны быть необходимые документы по
гражданской обороне, в частности положение об организации и ведении
гражданской обороны.

Все организации обязаны проводить мероприятия в
области гражданской обороны, в частности организовать обучение для
специалиста по гражданской обороне.

За невыполнение требований в области гражданской
обороны может наступить административная ответственность.

Оглавление:

1. Какие организации
должны заниматься ведением гражданской обороны

2. Кто должен
заниматься ведением гражданской обороны в организации

3. Какие документы по
гражданской обороне должны быть в организации

4. Какие мероприятия в
области гражданской обороны необходимо проводить в организации

5. Как организовать
обучение по гражданской обороне в организации

6. Какая
ответственность за невыполнение требований и мероприятий в области гражданской
обороны

1. Какие организации должны заниматься ведением
гражданской обороны

Все
организации в пределах своих полномочий должны заниматься ведением гражданской
обороны, в частности планировать и организовывать проведение соответствующих мероприятий
и осуществлять подготовку
(обучение) своих работников в области гражданской обороны (п. 1 ст. 9
Закона о гражданской обороне). Однако конкретный круг обязанностей по ведению
гражданской обороны может различаться в зависимости от специфики деятельности
организации и особых обстоятельств.

Особые обязанности в области гражданской обороны имеют
организации (п. п. 2,
3 ст. 9
Закона о гражданской обороне):

·   
отнесенные к категории по
гражданской обороне;

·   
эксплуатирующие опасные
производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно
опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения
чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности,
за исключением некоторых организаций.

Чтобы
узнать, относится ли ваша организация к категории по гражданской обороне,
рекомендуем обратиться с запросом в территориальные органы МЧС России.

Образец
запроса о предоставлении информации об отнесении организации к категории по
гражданской обороне

Отдельные обязанности в области
гражданской обороны установлены также для ряда организаций в п. 16
Положения об организации и ведении гражданской обороны. К ним отнесены, в числе
прочего, организации:

·   
необходимые для выживания населения при военных
конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях
природного и техногенного характера (п. 16.13
Положения об организации и ведении гражданской обороны);

·   
являющиеся вероятными целями при использовании
современных средств поражения (п. 16.5
Положения об организации и ведении гражданской обороны);

·   
продолжающие свою деятельность в военное время (п. 16.3
Положения об организации и ведении гражданской обороны);

·   
предоставляющие населению коммунальные услуги (п. 16.11
Положения об организации и ведении гражданской обороны);

·   
специализированные ритуальные организации (п. 16.12
Положения об организации и ведении гражданской обороны).

На
обязанности организации могут повлиять и особые обстоятельства. Например,
дополнительные обязанности могут быть у организации, если она владеет
определенным имуществом. К примеру, сетями и средствами радио-, проводного и
телевизионного вещания или защитными сооружениями. Это следует из п. 8
Положения о гражданской обороне, п. п. 16.2,
16.4
Положения об организации и ведении гражданской обороны.

Региональное
законодательство и муниципальные нормативно-правовые акты также могут содержать
положения, которые регулируют вопросы гражданской обороны (п. 1 ст. 3
Закона о гражданской обороне). Эти положения наряду с федеральным
законодательством необходимо учитывать, чтобы определить круг обязанностей
вашей организации при ведении гражданской обороны. Чтобы узнать о них, вы
можете направить соответствующий запрос.

2. Кто должен заниматься ведением гражданской обороны
в организации

Для
решения задач в области гражданской обороны в организации должны быть созданы
специальные структурные подразделения или назначены работники. Это нужно
сделать независимо от организационно-правовой формы компании (п. 2
Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений
(работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны,
утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.07.1999 N 782 (далее —
Положение N 782)).

Должна ли
организация создать структурное подразделение по гражданской обороне или
назначить работника (работников), зависит от того, отнесена ли она к категории по
гражданской обороне. Чтобы узнать это, рекомендуем обратиться в
территориальные органы МЧС России с соответствующим запросом.

2.1. Как создать структурное подразделение по гражданской обороне и
чрезвычайным ситуациям

Структурное
подразделение по гражданской обороне нужно создать, только если организация
отнесена к категории по
гражданской обороне. Это подразделение отвечает в том числе и за
действия в организации при чрезвычайных ситуациях (пп. «в»
п. 3 Положения N 782).

Для
создания подразделения рекомендуем:

1)   
издать приказ о создании отдела по делам гражданской
обороны;

2)   
 

Образец
приказа об организации гражданской обороны на предприятии (в организации)

3)   
внести
изменения в штатное расписание, например включить в него отдел по делам
гражданской обороны;

4)   
разработать и утвердить положение об отделе по делам
гражданской обороны;

5)   
разработать и утвердить должностные инструкции (п. 6
Положения N 782).

Нужно
учесть, что руководитель структурного подразделения по гражданской обороне
организации подчиняется непосредственно руководителю организации (п. 8
Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны
структурных подразделениях (работниках) организаций, утвержденного Приказом МЧС
России от 23.05.2017 N 230 (далее — Положение N 230)).

Необходимо
отметить, что работники этого подразделения должны быть освобожденными. Они не
могут выполнять работу по гражданской обороне ни по совместительству, ни в
порядке совмещения.

Количество
работников в структурном подразделении зависит от общего количества сотрудников
организации с учетом имеющихся у нее филиалов и представительств (п. 5.1.1
Положения N 230).

Количество
работников в организации

Количество
освобожденных работников в подразделении

До 500 человек включительно

1

От 501 до 2 000 человек включительно

2 — 3

От 2 001 до 5 000 человек включительно

3 — 4

Свыше 5 001 человека

5 — 6

2.2. Кто должен заниматься ведением гражданской обороны в филиале или
представительстве

Если
филиал или представительство соответствуют показателям, по которым сама
организация относится к категории по
гражданской обороне, то в них нужно назначить отдельных работников
по гражданской обороне.

Количество
таких работников зависит от количества сотрудников филиала или
представительства (п. 5.2
Положения N 230):

·   
от 200 до 500 сотрудников включительно — 1
освобожденный работник;

·   
от 501 до 1 000 сотрудников включительно — 2
освобожденных работника;

·   
от 1 001 до 2 000 сотрудников включительно — 3
освобожденных работника;

·   
от 2 001 до 5 000 сотрудников включительно — 4
освобожденных работника;

·   
от 5 001 и более сотрудников — 5 освобожденных
работников.

Отдельные
работники по гражданской обороне представительств или филиалов организации
подчиняются руководителю представительства или филиала (п. 8
Положения N 230).

2.3. Как назначить специалиста по гражданской обороне

В
организациях, не отнесенных к категориям по
гражданской обороне, создавать отдельное структурное подразделение
по гражданской обороне не требуется. Достаточно ввести в организации должность
специалиста по гражданской обороне и оформить приказ о его назначении.

Образец
приказа о введении должности «специалист по гражданской обороне»

Этот работник может по
совместительству выполнять и другие функции в организации, то есть быть
неосвобожденным (п. 5.3
Положения N 230). Например, можно поручить работу по гражданской обороне
специалисту по охране труда или кадровому специалисту при условии их
соответствующей подготовки.
При необходимости количество работников по гражданской обороне может быть
увеличено по решению руководителя организации (п. 5.1.2
Положения N 230).

Требования
к квалификации работников структурного подразделения, специалиста по
гражданской обороне определены, в частности, п. 9
Положения N 230, п. 5
Положения N 782, Профессиональным стандартом
«Специалист по гражданской обороне» (утв. Приказом Минтруда России от
27.10.2020 N 748н; далее — профстандарт). Специалист по гражданской обороне
обязан пройти курсовое обучение
и иметь соответствующую справку.

Организации
должны самостоятельно разработать и утвердить должностную инструкцию указанного
специалиста (п. 6
Положения N 782). В ней необходимо перечислить его обязанности, например:
проведение вводного инструктажа, разработка программы курсового обучения, его
проведение. При разработке должностной инструкции целесообразно использовать
упомянутый профстандарт.

Трудовой
договор со специалистом по гражданской обороне составляется без каких-либо
особенностей и должен содержать все обязательные условия, предусмотренные ч. 2 ст. 57
ТК РФ.

Такие
специалисты подчиняются непосредственно руководителю организации (п. 8
Положения N 230).

3. Какие документы по гражданской обороне должны быть
в организации

Во всех
без исключения организациях должны быть как минимум следующие документы по
гражданской обороне:

1)   
положение об организации и ведении гражданской
обороны в организации. Это документ, который определяет порядок подготовки
к ведению гражданской обороны. Его утверждает руководитель организации на
основании Положения об организации и ведении гражданской обороны (п. 4
Положения о гражданской обороне, п. 5
Положения об организации и ведении гражданской обороны);

2)   
 

Форма
положения об организации и ведении гражданской обороны

3)   
годовой
план, предусматривающий основные мероприятия по вопросам гражданской
обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций организации (п. 3
Положения об организации и ведении гражданской обороны). Этот план
разрабатывает структурное
подразделение (работники) организации, уполномоченные на решение
задач в области гражданской обороны. Затем план согласовывает орган местного
самоуправления, а в некоторых случаях его дополнительно согласовывает
федеральный орган исполнительной власти — для организаций, находящихся в
ведении этого органа (п. 4
Положения об организации и ведении гражданской обороны);

4)   
документы об уполномоченных на решение задач в
области гражданской обороны. Как минимум это приказ о назначении и
должностная инструкция — документы, которые позволяют назначить
специалиста по гражданской обороне (в случае, когда создание
отдельного структурного подразделения не требуется). При наличии этих
документов вы сможете подтвердить выполнение требований о назначении этих
работников;

5)   
локальный нормативный акт организации, в котором
установлена численность работников организации, уполномоченных на решение задач
в области гражданской обороны (п. 7
Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны N
230);

6)   
программа вводного инструктажа по гражданской
обороне (пп. «г»
п. 5 Положения N 841);

7)   
документы,
подтверждающие проведение вводного инструктажа по гражданской обороне с
вновь принятыми работниками в течение первого месяца их работы (пп. «г»
п. 5 Положения N 841).

Для отдельных
организаций установлена обязанность подготовить иные документы, например:

1)   
положение о спасательных службах организации
(если они создаются в организации в силу специфики ее деятельности). Это могут
быть, например, медицинская, инженерная, коммунально-техническая,
противопожарная и другие службы. Их вид и количество определяются на основании
расчета объема и характера выполняемых задач. Данные положения утверждаются
руководителем организации и согласовываются с органом местного самоуправления и
руководителем соответствующей спасательной службы муниципального образования (п. 8
Положения об организации и ведении гражданской обороны);

2)   
положение об эвакуационной комиссии организации
(если она создается в организации в силу специфики ее деятельности). Комиссия
создается в организации ее руководителем в мирное время для целей планирования,
подготовки и проведения эвакуационных мероприятий. Положение об эвакуационной
комиссии организации утверждается руководителем организации (п. п. 9,
11
Положения об организации и ведении гражданской обороны);

3)   
планы гражданской обороны организации. Такие
планы определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки
выполнения мероприятий по гражданской обороне и ликвидации чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера в военное время (п. п. 5,
6
названного Положения).

4. Какие мероприятия в области гражданской обороны
необходимо проводить в организации

Все
организации в пределах своих полномочий должны планировать и организовывать проведение
мероприятий по гражданской обороне (п. 1 ст. 9
Закона о гражданской обороне). Конкретный перечень обязательных мероприятий
может отличаться в зависимости от того, есть ли у организации особые обязанности
в области гражданской обороны.

Все без
исключения организации обязаны:

1)   
проводить мероприятия по подготовке
своих работников в области гражданской обороны (п. 1 ст. 9
Закона о гражданской обороне);

2)   
назначать структурные подразделения (работников) по
гражданской обороне, разрабатывать и утверждать их должностные обязанности и
штатное расписание (п. 12
Положения об организации и ведении гражданской обороны);

3)   
создавать и поддерживать в рабочем состоянии учебную
материально-техническую базу для подготовки работников в области гражданской
обороны (п. 16.1
Положения об организации и ведении гражданской обороны, пп. «г»
п. 5 Положения N 841);

4)   
создавать и совершенствовать систему оповещения
работников (п. 16.2
Положения об организации и ведении гражданской обороны, п. 7
Положения о системах оповещения населения, утв. Приказом МЧС России N 578,
Минкомсвязи России N 365 от 31.07.2020).

Для
самопроверки факта проведения обязательных мероприятий в области гражданской
обороны можно воспользоваться проверочным листом, утвержденным Приказом МЧС
России от 04.02.2022 N 61, который содержит список контрольных
вопросов для осуществления федерального государственного надзора в
области гражданской обороны.

Правовое
регулирование в области гражданской обороны, согласно п. 1 ст. 3
Закона о гражданской обороне, осуществляется как на федеральном уровне, так и
на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. При этом органы
государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления определяют
перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской
обороне соответственно регионального и местного уровней (п. п. 1,
2 ст. 8
Закона о гражданской обороне). Также согласно позиции
МЧС России органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного
самоуправления определяют степень участия организаций в области гражданской
обороны на территории соответствующих субъектов РФ и муниципальных образований.

Поэтому
для уточнения своих обязанностей в области гражданской обороны на региональном
и местном уровне вы можете обратиться с запросом в соответствующий орган
государственной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления. Форма
запроса законодательством РФ не установлена, вы можете составить его в
произвольной форме.

Пример
запроса информации об обязанностях организации в области гражданской обороны

В
Администрацию муниципального образования —

Рыбновский
муниципальный район Рязанской области

от

Общества
с ограниченной ответственностью «Лирика»

(ООО
«Лирика»)

Алексеевский
проезд, дом 288,

Рязанская
область, село Константиново, 391103

Тел.
+7 49137 8-36-63 E-mail: office@lirika_konstantinovo.ru

Запрос об
обязанностях в области гражданской обороны

Прошу предоставить
информацию об обязанностях нашей организации (ОКВЭД 90.04.2
— деятельность многоцелевых центров и подобных заведений с преобладанием
культурного обслуживания) в области гражданской обороны, установленных
действующим региональным законодательством и муниципальными нормативно-правовыми
актами. В том числе прошу предоставить перечень мероприятий, обязательных к
проведению в этом году.

Генеральный директор Осипов
Д.М. Осипов

06.10.2023

4.1. Какие мероприятия обязаны проводить только определенные
организации

Некоторые
мероприятия по гражданской обороне должны проводить только определенные
организации, например:

·   
установку специализированных
технических средств оповещения и информирования населения в местах
массового пребывания людей. Эта обязанность распространяется на организации,
деятельность которых связана с массовым пребыванием людей, например
гипермаркеты (торговые центры) с общей площадью помещений более 10 тыс. кв. м (п. 16.2
Положения об организации и ведении гражданской обороны, п. п. 4,
11
Положения, утв. Приказом МЧС России N 428, МВД России N 432, ФСБ России N 321
от 31.05.2005);

·   
строительство защитных сооружений гражданской
обороны для работников организаций. В частности, их обязаны создавать
организации, имеющие мобилизационные задания и отнесенные к категории особой
важности по гражданской обороне (п. 16.4
Положения об организации и ведении гражданской обороны, п. 3
Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утв.
Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309);

·   
накопление, хранение, освежение и использование
по предназначению средств индивидуальной защиты для обеспечения ими работников
организаций, а также разработку планов выдачи и распределения этих средств
работникам организаций в установленные сроки (п. 16.4
Положения об организации и ведении гражданской обороны). Эти мероприятия
проводят, в частности, организации, которые осуществляют свою деятельности на
территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного и химического
загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг радиационно, ядерно и химически
опасных объектов (п. п. 6,
7 Положения
об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утв.
Приказом МЧС России от 01.10.2014 N 543).

4.2. Какой порядок проведения ежегодного инструктажа по действиям в
чрезвычайных ситуациях в организации

Ежегодный
инструктаж по действиям в чрезвычайных ситуациях (ежегодный инструктаж по ЧС)
проводят все организации, которые используют в своей деятельности наемный труд
(работников) (ч. 2 ст. 20
Закона о защите от ЧС, п. 1.4
Примерного порядка реализации инструктажа по ЧС).

МЧС России
довело до организаций Примерный порядок
реализации инструктажа по ЧС. Он не содержит обязательных предписаний (Письмо
МЧС России от 27.10.2020 N ИВ-11-85). Однако рекомендуем его придерживаться.

Для
проведения ежегодного инструктажа по ЧС рекомендуется (п. п. 2.1
— 2.3
Примерного порядка реализации инструктажа по ЧС):

·   
назначить ответственное лицо. Им может быть
работник, уполномоченный на решение задач в области защиты от ЧС, руководитель
занятий по ЧС или руководитель организации (при условии, что он прошел
соответствующую подготовку);

·   
разработать и утвердить у руководителя
организации программу проведения инструктажа по ЧС и форму журнала учета его
прохождения. В качестве образца вы можете воспользоваться примерной
программой инструктажа по ЧС и формой
журнала учета инструктажа по действиям в чрезвычайных ситуациях.

Продолжительность
ежегодного инструктажа по ЧС (количество отводимых на него часов) организация
определяет сама в программе инструктажа в зависимости от объема информации,
которую необходимо донести. На это могут повлиять, например, особенности
деятельности организации, ее месторасположение, положения плана действий по
предупреждению и ликвидации ЧС. Это следует из п. п. 2.4,
2.5
Примерного порядка реализации инструктажа по ЧС.

После
проведения вводного инструктажа по ЧС инструктор в устной форме производит
опрос инструктируемых лиц, заполняет журнал учета и вносит в него отметку
«ЗАЧЕТ» или «НЕЗАЧЕТ». Работник ставит свою подпись в
соответствующей графе. В
случае получения отметки «НЕЗАЧЕТ» работник все равно допускается к
работе, но в течение 30 дней следует повторно провести инструктаж (п. п. 2.6,
3.2
Примерного порядка реализации инструктажа по ЧС).

По мнению
специалистов МЧС России, допустимо ведение единого журнала учета вводного
инструктажа по ГО и инструктажей по ЧС (в том числе ежегодного). При этом сбор
подписей инструкторов и инструктируемых лиц рекомендуется оформлять по каждому
виду инструктажа раздельно (Официальный сайт МЧС
России, Разъяснения,
приложенные к Письму МЧС России от 05.02.2021 N М-11-184).

5. Как организовать обучение по гражданской обороне в
организации

Все
организации в пределах своих полномочий должны осуществлять подготовку своих
работников в области гражданской обороны (п. 1 ст. 9
Закона о гражданской обороне).

При этом
все без исключения организации осуществляют:

·   
организацию
подготовки специалиста по гражданской обороне организации (п. 5
Положения N 782, п. 17
Перечня, утв. Приказом МЧС России от 24.04.2020 N 262);

·   
организацию и проведение вводного
инструктажа по гражданской обороне (п. 16.1
Положения об организации и ведении гражданской обороны, пп. «г»
п. 5 Положения N 841);

·   
учения и тренировки по гражданской обороне в
виде объектовых
тренировок и специальных учений или тренировок по противопожарной
защите в соответствии с Инструкцией по подготовке и проведению учений и
тренировок по гражданской обороне, утв. Приказом МЧС России от 29.07.2020 N 565
(п. 16.1
Положения об организации и ведении гражданской обороны, пп. «г»
п. 5 Положения N 841, п. п. 13,
14
Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской
обороне, утв. Приказом МЧС России от 29.07.2020 N 565).

Отдельные
организации проводят курсовое обучение
по гражданской обороне для личного состава формирований и служб, которые
создаются в этих организациях (пп. «г»
п. 5 Положения N 841, п. 16.1
Положения об организации и ведении гражданской обороны). Например, организации,
которые отнесены к категориям по гражданской обороне, создают нештатные
формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне и
обучают их личный состав (п. 2 ст. 9
Закона о гражданской обороне, п. п. 2,
9
Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения
мероприятий по гражданской обороне, утв. Приказом МЧС России от 18.12.2014 N
701).

5.1. Как организовать обучение специалиста по
гражданской обороне

Специалист
по гражданской обороне должен иметь соответствующую подготовку в области
гражданской обороны (п. 5
Положения N 782, п. 9
Положения N 230).

Такая
подготовка проводится в форме курсового обучения (п. 2.4
Рекомендаций по организации и проведению курсового обучения в области
гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, утвержденных МЧС России
02.12.2015 N 2-4-87-46-11 (далее — Рекомендации по курсовому обучению)):

·   
в организациях, которые обучают по
дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны и
защиты от чрезвычайных ситуаций;

·   
учебно-методических центрах по гражданской
обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ;

·   
на курсах гражданской обороны муниципальных
образований.

Чтобы направить специалистов по гражданской обороне на
обучение, необходимо (п. 2.5
Рекомендаций по курсовому обучению):

1)   
издать приказ о направлении работника на курсовое
обучение;

2)   
 

Образец
приказа о направлении специалиста по гражданской обороне на курсовое обучение

3)   
направить
до 1 сентября текущего года в организацию, осуществляющую курсовое обучение, письмо с
приложенной к нему заявкой
на обучение специалистов по гражданской обороне;

4)   
 

Образцы
письма и заявки в организацию, осуществляющую курсовое обучение

5)   
получить
от организации, осуществляющей курсовое обучение, выписку, подтверждающую
зачисление на курсовое обучение. Только после этого специалистов по гражданской
обороне можно направить на обучение.

Продолжительность
обучения работников, осуществляющих обучение в области гражданской обороны и
защиты от чрезвычайных ситуаций, — 24 — 36
часов. Это установлено Примерной
программой курсового обучения должностных лиц и работников
гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденной МЧС России 22.02.2017 N
2-4-71-8-14.

По
окончании курсового обучения выдается справка (п. 2.11
Рекомендаций по курсовому обучению), которая подтверждает право выполнять
работу по гражданской обороне.

В
дальнейшем не реже одного раза в пять лет надо направлять этого специалиста на
повторное курсовое обучение или дополнительное профессиональное образование (п. 4, пп. «г»
п. 5 Положения N 841, п. 2.3
Рекомендаций по курсовому обучению). Направление на повторное курсовое обучение
производится в том же порядке.

Дополнительное
профессиональное образование может осуществляться по очной и очно-заочной
формам обучения с использованием дистанционных образовательных технологий и
электронного обучения. Возможно также сетевое обучение (Примерная
дополнительная профессиональная программа
повышения квалификации, утвержденная МЧС России 30.10.2020 N 2-4-71-11-10).

Ежегодно
до 15 января по состоянию на 1 января и до 15 июня по состоянию на 1 июня
текущего года рекомендуется представлять в органы местного самоуправления
доклад об организации и итогах подготовки населения в области гражданской
обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций по форме 1/ОБУЧ-П
(Организационно-методические рекомендации
по подготовке всех групп населения в области гражданской обороны и защиты от
чрезвычайных ситуаций на территории РФ в 2021 — 2025 годах (утв. МЧС России
30.12.2020 N 2-4-71-36-11)).

5.2. Как провести курсовое обучение по гражданской
обороне в организации

Организация,
в которой созданы нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий
по гражданской обороне (НФГО), нештатные аварийно-спасательные формирования
(НАСФ), спасательные службы, проводит курсовое обучение по гражданской обороне
для личного состава этих формирований и служб (пп. «г»
п. 5 Положения N 841).

Для
проведения курсового обучения скомплектуйте учебные группы численностью не
более 25 человек. Учтите при этом виды формирований и служб (абз. 2, 4 п. 2.6
Рекомендаций по курсовому обучению).

Для
проведения курсового обучения необходимо:

1)   
создать учебно-материальную базу (пп. «г»
п. 5 Положения N 841).

Такая база
включает (п. 7.1
Примерной программы НФГО, п. 6.1
Примерной программы спасательных служб, п. 7.1
Примерной программы НАСФ):

·   
учебный кабинет (многопрофильный класс),
натурный участок местности и (или) учебные площадки;

·   
средства обеспечения учебного процесса: приборы,
оборудование, инструменты, учебно-наглядные пособия, компьютеры,
информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и
аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и
информационные ресурсы и пр.

Полный перечень
учебных объектов и средств обеспечения учебного процесса, включенных в
учебно-материальную базу, приведен в п. п. 2.4,
2.5, разд. 11
Примерного порядка определения состава учебно-материальной базы в области
гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;

2)   
разработать и утвердить программу курсового обучения с
учетом особенностей деятельности организации на основе примерных программ,
утвержденных МЧС России (пп. «г»
п. 5 Положения N 841).

МЧС России
утверждены, в частности, Примерные программы курсового обучения в области
гражданской обороны личного состава:

·   
нештатных формирований по обеспечению выполнения
мероприятий по гражданской обороне (утв. МЧС России 20.11.2020 N 2-4-71-26-11);

·   
спасательных служб (утв. МЧС России 20.11.2020 N 2-4-71-25-11);

·   
нештатных аварийно-спасательных формирований
(утв. МЧС России 20.11.2020 N 2-4-71-28-11);

·   
 

Образец
приказа об утверждении программы курсового обучения личного состава
спасательной службы организации

3)   
утвердить
форму журнала учета занятий по курсовому обучению.

В журнале
учета руководитель занятий отмечает посещаемость занятий сотрудниками, итоги
сдачи нормативов и др. (п. 2.10
Рекомендаций по курсовому обучению). Журналы ведутся на каждую учебную группу и
хранятся в течение года после завершения обучения (п. 3.2 Примерной
программы НФГО, п. 3.2
Примерной программы спасательных служб, п. 3.2
Примерной программы НАСФ).

Можно
использовать форму
журнала учета, приведенную в Приложении 3 к Рекомендациям по курсовому
обучению;

Образец
журнала учета занятий по курсовому обучению в области гражданской обороны

4)   
издать
приказ о проведении курсового обучения.

Этим приказом
необходимо определить состав преподавателей, инструкторов, списки учебных
групп, расписание занятий, назначить руководителей занятий (п. 2.9
Рекомендаций по курсовому обучению, п. 3.1
Примерной программы НФГО, п. 3.1
Примерной программы спасательных служб, п. 3.1
Примерной программы НАСФ).

К
расписанию занятий по гражданской обороне специальных требований нет.
Обучение личного состава нештатных формирований по обеспечению выполнения
мероприятий по гражданской обороне и нештатных аварийно-спасательных
формирований рекомендуется проводить в течение года ежемесячно, кроме месяцев
массовых отпусков, в рабочее время в объеме не менее 15 и 20 часов в год
соответственно (п. 3.1
Примерной программы НФГО, п. 3.1
Примерной программы НАСФ).

Что
касается обучения личного состава спасательных служб, то его рекомендуется
проводить ежегодно в рабочее время в объеме не менее 30 часов (п. 3.1
Примерной программы спасательных служб).

Образец
приказа о проведении курсового обучения личного состава нештатного
аварийно-спасательного формирования организации

При обучении следует обеспечить
безопасность работников, не допустить их травматизма, обеспечить сохранность
техники, оборудования, снаряжения и инструментов. Особенно внимательно
следует отнестись в том числе к безопасной эксплуатации и обслуживанию техники
и к работе в СИЗ (п. 3.3 Примерной программы НФГО, п. 3.3 Примерной программы
спасательных служб, п. 3.3 Примерной программы НАСФ).

Для
обеспечения безопасности необходимо, в частности (п. 3.3
Примерной программы НФГО, п. 3.3
Примерной программы спасательных служб, п. 3.3
Примерной программы НАСФ):

·   
четко организовать проведение занятий;

·   
точно соблюдать требования безопасности,
положения руководств, приказов и распоряжений прямых начальников.

Руководителям
занятий необходимо установить требования безопасности при обращении с техникой,
оборудованием, СИЗ и приборами на занятиях. Важно своевременно доводить эти
требования и добиваться их строгого выполнения.

Ежегодно
до 15 января по состоянию на 1 января и до 15 июня по состоянию на 1 июня
текущего года рекомендуется представлять в органы местного самоуправления
доклад об организации и итогах подготовки населения в области гражданской
обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций по форме 1/ОБУЧ-П
(Организационно-методические рекомендации
по подготовке всех групп населения в области гражданской обороны и защиты от
чрезвычайных ситуаций на территории РФ в 2021 — 2025 годах (утв. МЧС России
30.12.2020 N 2-4-71-36-11)).

6. Какая ответственность за невыполнение требований и
мероприятий в области гражданской обороны

За
невыполнение организацией требований и мероприятий в области гражданской
обороны может наступить административная ответственность по ст. 20.7
КоАП РФ.

Например, ч. 2 ст. 20.7
КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение мероприятий по подготовке
к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на
территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или
вследствие этих действий, в виде штрафа в размере:

·   
для должностных лиц организации — от 10 000 до
20 000 руб.;

·   
для организации — от 100 000 до 200 000 руб.

В
частности, к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.7
КоАП РФ могут привлечь за следующие нарушения:

·   
отсутствует положение об организации и ведении
гражданской обороны (Постановление
Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17.06.2022 N 16-2958/2022);

·   
работник организации, выполняющий работу по
гражданской обороне, не прошел соответствующую подготовку в области гражданской
обороны (не представлены подтверждающие документы) (Постановление
Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 29.09.2021 N 16-4647/2021);

·   
организация, которая эксплуатирует опасные
производственные объекты I класса опасности, не обеспечила создание локальной
системы оповещения (Постановление
Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.08.2022 N 16-5817/2022).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
  • Милдронат 500 инструкция по применению уколы внутримышечно взрослым
  • Нотта капли для детей инструкция по применению
  • Спиолто респимат видео инструкция по применению
  • Амброксол сироп инструкция по применению взрослым от сухого кашля
  • Панавир инлайт спрей инструкция по применению детям