Переработка зрительно-пространственной информации
25. Проба Хэда. Проба направлена на исследование возможности восприятия и воспроизведения нужного положения рук в пространстве, сформированности «схемы тела».
Процедура проведения пробы. Психолог демонстрирует определенное положение рук в пространстве, а ребенок повторяет их.
Инструкция для заданий 1-3: «Сейчас я буду тебе показывать движения, а ты повторяй, как я». Далее психолог демонстрирует первые 3 позы (выбор руки за ребенком):
1) тыл правой руки к подбородку;
2) левая рука держит правый кончик правой брови;
3) тыл правой руки к правой щеке.
Инструкция для заданий 4-6: «Сейчас то, что я буду делать правой рукой, то и ты делай правой рукой (психолог ставит на локоть правую руку и ждет выполнения действия ребенком, при необходимости помогая ему вопросом: «Где у тебя правая рука»), а то, что я буду делать левой рукой, то и ты — левой» (психолог поднимает левую руку и проверяет усвоение инструкции):
4) левая рука держит мочку правого уха (если задание 4 выполнено с «зеркальными» ошибками, то инструкция повторяется еще раз);
5) правая ладонь к левой щеке;
6) тыл левой руки к левой щеке.
Инструкции для заданий 7-9: «Ты молодец, стараешься. А теперь будем работать двумя руками. Будь внимательнее».
Если предыдущие 3 пробы выполнены неверно, пробы 7-9 не предлагаются.
7) левая рука к правой щеке, правый тыл руки под левый локоть;
тыл левой руки на правый вертикальный кулак;
9) левая рука держит мочку правого уха, тыл правой руки на левой щеке.
26. Конструктивный праксис (копирование с поворотом на 180°). Проба направлена на исследование возможности зрительно-пространственной перешифровки на 180° графического изображения. Данная проба также позволяет оценить возможности произвольной регуляции деятельности.
Процедура проведения пробы. Проба включает копирование 4-х фигур. Психолог, сидящий напротив ребенка, на листе А4 рисует линию, разделяющую лист пополам, и говорит: «Сейчас мы с тобой будем играть в «перевертыши». Это будет твоя половина листа, а это моя. Я нарисую человечка, и ты нарисуешь человечка». Рисуется симметричная фигура человека с головой и ногами. «И ты нарисуй». На этом этапе ребенок осваивает перешифровку вверх-вниз. «Я справа нарисую руку и в руке флажок. И ты справа нарисуй в руке флажок». Если ребенок нарисовал зеркально, ему говорят: «Где у тебя право? Нарисуй флажок справа». После того как ребенок справился с изображением человечка, ему подытоживают правила перевертывания: «Ты совершенно правильно сделал: у меня ноги нарисованы внизу и у тебя — внизу. Ты перевернул. У меня флажок справа и у тебя флажок справа. Ты тоже перевернул. Итак, будь внимателен, не забывай переворачивать, как ты делал сейчас». При ошибках перешифровки во втором рисунке инструкция повторяется, но только 1 раз.
Образцы:
Материал из РУВИКИ — свободной энциклопедии
Проба Хэда — нейропсихологическая методика, направленная на исследование пространственного праксиса. Предложена в 20-е гг. XX века английским неврологом и нейропсихологом Г. Хэдом.
Перед испытуемым ставится задача воспроизводить пространственно организованные движения рук психолога. Даётся следующая инструкция: «Всё, что я делаю правой рукой, Вы должны делать своей правой рукой; всё, что я делаю левой — своей левой». Испытуемый всегда располагается напротив психолога.
Пробы Хэда включают 4 этапа (выделяемых на основании сложности тех поз, которые демонстрирует психолог):
- Подъём правой, потом левой руки
- «Простые» позы (рука прикасается к щеке или к уху в одной половине пространства; 2-3 позы выполняются сначала одной, потом другой рукой)
- «Перекрёстные» позы (рука прикасается к щеке или к уху в контралатеральной половине пространства; 2-3 позы выполняются сначала одной, потом другой рукой)
- «Двуручные» позы (выполняются обеими руками, расположенными в разных пространственных плоскостях)[1]
Ошибки при выполнении методики бывают трёх типов:
- долгий, развёрнутый поиск нужной позы — характерно для поражения теменно-затылочных отделов мозга.
- зеркальные ошибки — наблюдаются при поражениях как теменно-затылочных, так и лобных отделов мозга[2][3]
- ошибки вследствие игнорирования левой половины пространства — встречаются при поражениях задних отделов правого полушария.
Если имеет место игнорирование части внешнего зрительного пространства, то больной фрагментарно воспринимает позу психолога (видит только её правую часть). Если налицо нарушения соматогнозиса (восприятия схемы тела, опирающегося на тактильные ощущения), то будет возникать игнорирование половины собственного телесного пространства.
- ↑ Балашова Е. Ю. , Ковязина М. С. Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы. Дата обращения: 22 декабря 2016. Архивировано 22 декабря 2016 года.
- ↑ Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1962.
- ↑ Хомская Е. Д. Нейропсихология. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.
- Проба Тойбера
- Проба на реципрокную координацию рук
- Проба Поппельрейтера
- Апрактоагнозия
Нейропсихологическая диагностика — это исследование психических процессов с помощью специализированного набора тестов, позволяющих качественно и количественно оценить состояние высших психических функций (ВПФ). Этот метод позволяет выявить повреждения или нарушения ВПФ, связать их с патологией или функциональными изменениями в структурах головного мозга, а также оценить функционирование мозга в целом. Один из главных аспектов нейропсихологической диагностики — установление связей между выявленными нарушениями и конкретными мозговыми структурами (Е. Ю. Балашова).
После диагностики, при наличии патологии или дефектов, проводится нейропсихологическая коррекция, направленная на восстановление или компенсацию нарушенных функций. В России основным инструментом для проведения нейропсихологической диагностики является луриевская батарея нейропсихологических тестов, разработанная на основе работ А. Р. Лурия, известного советского нейропсихолога.
Задачи нейропсихологической диагностики
Нейропсихологическая диагностика решает несколько важных задач:
- Оценка актуального состояния ВПФ и их онтогенетического развития.
- Скрининг для выявления групп риска по различным заболеваниям (например, СДВГ, алалия, расстройства аутистического спектра (РАС) и другие).
- Оценка эффективности коррекции после проведения интервенций.
- Экспертиза для заключений по направлениям от ЦПМПК, невролога или других специалистов.
- Прогнозирование дальнейшего развития и помощь в составлении коррекционных и образовательных маршрутов.
Структура нейропсихологической диагностики
Нейропсихологическое обследование включает три основных этапа:
1. Сбор анамнеза, беседа и наблюдение
Этот этап начинается с введения обследуемого в ситуацию диагностики. Специалист объясняет, кто он, зачем проводится обследование, как долго оно продлится и каковы основные правила. Даже если ребенок неговорящий, вербальные инструкции все равно даются, так как большая часть детей сохраняет способность к пониманию мимики и пантомимы.
Также на этом этапе проводится наблюдение за спонтанным поведением ребенка: его реакцией на вопросы, способностью понимать суть задания, общими эмоциональными реакциями.
2. Экспериментально-психологическое тестирование
На этом этапе изучаются психические функции ребенка с помощью специально разработанных проб. В процессе диагностики ведется подробный протокол, в котором фиксируются все ошибки, отказы, сбои, особенности поведения и эмоционального состояния ребенка.
Специалист отмечает:
- общее поведение;
- тип и количество ошибок;
- динамику эмоционального состояния.
Эти данные затем используются для формирования заключения.
3. Формирование выводов и рекомендаций
На основе протокола диагностики и анализа истории болезни (ЭЭГ, МРТ, КТ и других исследований) составляется заключение. В нем описываются выявленные нарушения, их связь с мозговыми структурами, и даются рекомендации по коррекции.
Особенности нейропсихологической диагностики у детей
Для детей в зависимости от возраста формируются разные вопросы в рамках полустандартизированной беседы. Например, для детей 3-4 лет вопросы могут включать: «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?», «Ходишь ли ты в детский сад?». Для детей постарше добавляются вопросы о фамилии, месте проживания, времени года, месяце и т.д.
Также оценивается состояние трех ключевых сфер психического функционирования:
- Ориентировка в месте, времени и деталях своего анамнеза.
- Критичность.
- Адекватность поведения и эмоциональных реакций.
Латеральная организация психических функций
Функции головного мозга различаются по полушарной специализации:
- Правое полушарие отвечает за целостную обработку информации, интеграцию и адаптацию.
- Левое полушарие отвечает за обработку информации последовательным, дискретным образом, а также за стереотипное выполнение задач и вербальные функции.
Полушарная специализация у правшей и левшей
- У правшей доминирует левое полушарие, обеспечивая асимметричную организацию ВПФ. Полушария работают в содружественном режиме, эффективно обрабатывая информацию.
- У левшей наблюдаются атипичные формы развития психических функций, при которых доминирует правое полушарие. Эти дети могут проявлять подвижность функциональных связей, вариативность системы регуляции и, в некоторых случаях, более высокий риск речевых нарушений.
Амбидекстрия: особенности
Амбидекстрия характеризуется отсутствием доминирующего полушария, что приводит к неустойчивости межполушарного взаимодействия. У детей с амбидекстрией часто наблюдаются затруднения в выполнении сложных действий, нарушения восприятия информации и быстрая утомляемость.
Особенности психического развития левшей и леворуких
Левши и леворукие дети демонстрируют ряд специфических особенностей психического развития, связанных с атипичной организацией психических функций и межфункциональных связей. Рассмотрим ключевые характеристики:
- Атипия психического развития: У левшей наблюдается отличительная структура психических функций, что отражается в их когнитивных и эмоциональных особенностях.
- Иная структура психических функций и межфункциональных связей: Преобладание правополушарного вклада влияет на уникальное распределение функций между полушариями, что может проявляться в креативности, интуитивном мышлении и эмоциональной восприимчивости.
- Функциональная диффузность и подвижность связей: Внутриполушарная и межполушарная функциональная диффузность обеспечивает гибкость в обработке информации, но также может приводить к нестабильности в выполнении задач.
- Вариативность системогенеза: Развитие психических функций у левшей происходит с большей вариативностью, что может проявляться в различной скорости и порядке освоения когнитивных навыков.
- Невыделенная функциональная специализация: Функции не закреплены четко за конкретными связями, что способствует адаптивности, но может вызывать сложности в специализированных задачах.
- Синхронная включенность подкорковых и корковых систем: Одновременная активация различных мозговых структур может как стабилизировать нейродинамику, так и усиливать когнитивное истощение.
- Функциональная разобщенность: Отсутствие тормозящих влияний между полушариями может приводить к избыточной активности правого полушария, что выражается в усиленной эмоциональности и ассоциативном мышлении.
- Актуализация образов и ассоциаций: Левши часто обладают богатым внутренним миром, что проявляется в ярких мысленных образах и эмоциональных включениях.
- Неустойчивость регуляторных процессов: Дисбаланс между произвольными и непроизвольными уровнями регуляции психической деятельности может вести к трудностям в концентрации и управлении вниманием.
- Дисбаланс в регуляторных и организационных процессах: Энергетический потенциал может быть как стабилизирующим, так и истощающим, что влияет на общую работоспособность и устойчивость к стрессам.
- Привлечение осознанных средств в психическую деятельность: Левши часто используют более сложные и осознанные стратегии для выполнения задач, что может быть как преимуществом, так и источником когнитивной нагрузки.
- Нестабильность глазодоминантности: Перемены в доминантности глаз могут приводить к затруднениям в визуальной ориентации и обработке пространственной информации.
Личностные особенности детей с левосторонним профилем латеральной организации
Дети с левосторонним профилем латеральной организации демонстрируют ряд характерных личностных черт:
- Низкий уровень самооценки: По сравнению с правшами, такие дети чаще оценивают себя критически и могут недооценивать свои положительные качества.
- Акцентированная сенситивность: Высокая эмоциональная восприимчивость и чувствительность к окружающим стимулам.
- Педантизм и систематизация: Склонность к тщательному планированию, организации и систематизации информации.
- Склонность к негативистической стратегии: Частое использование критических оценок и негативного восприятия окружающего мира.
Амбидекстрия (амбицеребральность): возможности и ограничения
Амбидекстрия характеризуется отсутствием доминирующего полушария, что приводит к особенностям в когнитивной и моторной деятельности:
- Отсутствие ведущей системы в латеральном профиле: Неопределенность доминирующего полушария затрудняет выполнение задач, требующих специфической полушарной активации.
- Незрелость межполушарного взаимодействия: Спонтанные переключения между полушариями могут вызывать нестабильность в выполнении последовательных действий.
- Неустойчивость алгоритма выполнения действий: Непоследовательность в выполнении задач снижает продуктивность деятельности.
- Полярное поведение: Чередование эмоциональных состояний, от высокой вовлеченности до схематизированного поведения.
- Билатеральное движение глаз: Феномен «соскальзывания» взгляда приводит к ошибкам в восприятии визуальной информации.
- Функциональная разобщенность: Отсутствие торможения активности одного полушария другим может приводить к чрезмерной ассоциативности и эмоциональной нестабильности.
- Высокий уровень истощения: Неспособность эффективно распределять когнитивные ресурсы ведет к быстрой усталости и снижению концентрации.
- Медленная переработка информации: Задержки в обработке внешних стимулов из-за низкой скорости когнитивных процессов.
- Снижение скорости мышления: Одновременное использование моделей обоих полушарий замедляет когнитивные процессы.
- Риск речевых нарушений: Амбидекстрия повышает вероятность возникновения речевых дефектов из-за неустойчивой полушарной специализации.
Личностные особенности детей с левосторонним профилем латеральной организации
Дети с левосторонним профилем обладают следующими личностными характеристиками:
- Низкий уровень самооценки: Часто ощущают себя менее способными по сравнению с сверстниками.
- Акцентированная сенситивность: Высокая эмоциональная восприимчивость и чувствительность к внешним раздражителям.
- Педантизм и систематизация: Склонность к тщательной организации и планированию своих действий.
- Склонность к негативистической стратегии: Предпочтение критических оценок и негативного восприятия мира.
Исследование внимания
В нейропсихологической диагностике особое внимание уделяется исследованию внимания, которое включает несколько методов и проб для выявления различных аспектов его функционирования.
Корректурные пробы
Корректурные пробы направлены на оценку способности ребенка к концентрации и устойчивости внимания. Возможные симптомы и ошибки при выполнении таких проб включают:
- Трудности концентрации внимания: Неспособность удерживать внимание на задании длительное время.
- Низкая умственная работоспособность: Замедленное выполнение когнитивных задач.
- Долгое вхождение в задание: Затруднения при начале выполнения задания.
- Снижение работоспособности (истощаемость): Быстрая утомляемость при выполнении когнитивных задач.
- Флуктуации внимания: Переменная степень сосредоточенности, переключение внимания между различными стимулами.
- Трудности удержания программы: Забывание или отклонение от заданного плана выполнения.
- Нарушение избирательности внимания: Трудности в отборе и удержании важной информации при наличии отвлекающих факторов.
- Хаотичная стратегия выполнения: Непоследовательное и несистематическое выполнение заданий.
Таблицы Шульте
Таблицы Шульте используются для оценки распределения внимания и способности к концентрации. Возможные симптомы и ошибки при выполнении таблиц Шульте:
- Трудности концентрации внимания: Затруднения в удержании фокуса на таблице.
- Низкая умственная работоспособность: Замедленное выполнение задания.
- Долгое вхождение в задание: Задержки перед началом выполнения.
- Снижение работоспособности (истощаемость): Быстрая утомляемость при продолжительном выполнении.
- Флуктуации внимания: Переменное выполнение заданий, паузы более 10–15 секунд.
- Трудности удержания программы: Нарушение последовательности выполнения.
- Замена похожих чисел зеркально: Ошибки, связанные с пространственным восприятием (например, перепутанные числа 12-21).
Реципрокная координация
Реципрокная координация оценивает способность к согласованному движению обеих рук и взаимодействию между полушариями мозга. Процедура выполнения включает серию движений, которые помогают определить состояние нижних отделов премоторной области больших полушарий и мозолистого тела.
Симптоматика:
- Синкинезии: Нежелательные одновременные движения.
- Разведение рук в пространстве: Некорректное выполнение движений руками.
- Адинамия: Замедленность движений.
- Алиированное выполнение: Частичное или некорректное выполнение заданий.
- Импульсивность и замедленность: Неустойчивый темп выполнения движений.
Динамический праксис
Динамический праксис оценивает способность к выполнению последовательных движений и соблюдению моторных программ. Пробы могут включать серии движений, такие как «зайчик–капуста» или «кулак–ребро».
Параметры оценки:
- Усвоение программы: Способность запомнить и повторить последовательность движений.
- Возможность автоматизировать движение: Способность выполнять движения без осознанного контроля.
- Ошибки: Нарушение последовательности или выполнение неправильных движений.
- Удержание серии движений: Способность поддерживать последовательность движений на протяжении времени.
Симптоматика:
- Расширение или упрощение двигательной программы.
- Нарушение порядка элементов.
- Стереотипии: Повторение одинаковых движений.
- Ошибки серииной организации.
- Удержание в памяти: Трудности в сохранении последовательности движений.
- Асимметрия рук: Неравномерное выполнение движений обеими руками.
- Низкий или высокий тонус мышц.
Праксис поз пальцев (кинестетический праксис)
Праксис поз пальцев оценивает способность к воспроизведению сложных положений рук и пальцев после кинестетического образца.
Варианты пробы (по А. В. Семеновичу):
- Праксис поз после зашумления: Ребенок закрывает глаза, чувствует, как специалист складывает пальцы, а затем воспроизводит позу.
- Перенос поз на другую руку: Аналогичное задание, но с другой рукой, сначала с ведущей, затем с противоположной.
Симптоматика:
- Кинестетические трудности: Некорректное расположение пальцев, перебор, замены.
- Пространственные ошибки: Разворот пальцев, право-лево, неверное расположение.
- Стереотипии: Повторение одинаковых движений.
- Неточное положение пальцев: Неправильное выполнение поз.
- Синкинезии: Нежелательные одновременные движения пальцами.
Оральный праксис
Оральный праксис оценивает способность к выполнению движений рта и языка по команде. Пробы включают различные движения, выполняемые по показу специалиста.
Варианты пробы:
- Надуть щеки.
- Надуть одну щеку.
- Упрячь язык в щеку.
- Сделать трубочку («У»).
- Сделать кружочек («О»).
- Пощелкать, как лошадка.
- Подергать языком по губам («индюк»).
- Дотронуться кончиком языка до края губ.
- Облизать зубы по кругу.
- Положить расслабленный язык на нижнюю губу.
Симптоматика:
- Гипертонус/гипотонус: Повышенная или пониженная мышечная активность.
- Кинестетические трудности: Неточности в постановке языка.
- Гиперсаливация: Повышенное слюноотделение.
- Синкинезии: Одновременные нежелательные движения.
- Поиск позы: Трудности в удержании правильного положения языка.
- Тремор: Непроизвольные дрожательные движения.
Графомоторная проба (заборчик)
Графомоторная проба «Заборчик» оценивает координацию движений рук, мелкую моторику и организацию письменной деятельности. В ходе этой пробы ребенок выполняет серию линий, рисунков или копирования простых фигур, наподобие «заборчика».
Ошибки и симптоматика:
- Макрография: Избыточные или недостаточные усилия при написании, приводящие к нечетким или размытым линиям.
- Дисметрии: Неправильное измерение расстояний между элементами рисунка или текста.
- Смещение строки вверх или вниз: Нарушение горизонтального выравнивания текста или рисунка.
- Стереотипии: Повторяющиеся одинаковые элементы без вариаций.
- Уподобления: Преувеличение или упрощение деталей рисунка.
- Элементарные персеверации (площадки): Повторение одних и тех же движений или элементов рисунка без необходимости.
Проба Хэда
Проба Хэда направлена на оценку пространственной координации и способности к выполнению согласованных движений рук. Ребенку предлагается повторять движения рук психолога, выполняемые перед ним.
Процедура проведения:
- Подъем правой, потом левой руки.
- «Простые» позы: Рука прикасается к щеке или уху в одной половине пространства; 2-3 позы выполняются сначала одной, потом другой рукой.
- «Перекрёстные» позы: Рука прикасается к щеке или уху в контралатеральной половине пространства; 2-3 позы выполняются сначала одной, потом другой рукой.
- «Двуручные» позы: Выполняются обеими руками, расположенными в разных пространственных плоскостях.
Симптомы:
- Пространственные векторные ошибки: Неправильный угол выполнения движений (например, 180 градусов).
- Пространственные сомато-топические ошибки: Промахивания на 1-5 см от целевой точки.
- Зеркальные пространственные ошибки: Выполнение движений зеркально относительно правильного образца.
- Несоблюдение инструкции: Невыполнение заданий согласно указаниям психолога.
Ритмы
Оценка ритмов включает проверку способности ребенка воспринимать и воспроизводить ритмические паттерны. Это может осуществляться через задания на прослушивание и повторение ритмов, а также выполнение ритмических движений.
Методы оценки:
- По образцу: Ребенок повторяет ритм, выполняемый специалистом.
- По инструкции: Ребенку даются конкретные указания, например, «постучи 1 раз громко и два раза тихо».
Симптоматика:
- Трудности выполнения ритмов по инструкции: Проблемы с соблюдением силы ударов или количества стуков.
- Трудности усвоения инструкции: Непонимание или забывание заданных ритмических паттернов.
- Трудности восприятия ритмической структуры: Неспособность различать и воспроизводить сложные ритмы.
- Сужение объема слухового восприятия: Ограниченное восприятие звуковых стимулов.
- Увеличение числа стуков при сохранной ритмической структуре: Избыточное количество стуков при попытке соблюдения ритма.
- Недооценка и переоценка ритмов: Неправильное количество или сила стуков по отношению к образцу.
Зрительный гнозис
Зрительный гнозис оценивает способность ребенка распознавать и идентифицировать визуальные объекты, а также понимать их функциональные свойства и назначение.
Типы изображений:
- Реальные изображения: Отображение знакомых объектов.
- Низкочастотные изображения: Изображения с низким уровнем детализации.
- Наложенные изображения: Суперпозиция нескольких объектов.
- Недорисованные изображения: Упрощенные или неполные рисунки.
- Перечеркнутые изображения: Рисунки с элементами, перечеркнутыми или измененными.
Ошибки и симптоматика:
- Трудности опознания предметов: Неспособность правильно идентифицировать объекты.
- Распад представлений о функциональных свойствах: Непонимание назначения и использования предметов.
- Псевдоагнозии по сходству: Ошибочное распознавание объектов из-за их внешнего сходства.
- Импульсивность: Быстрые и необдуманные ответы.
- Дефицит познавательной активности: Недостаточная вовлеченность в процесс восприятия.
- Критичность и контроль: Излишняя самокритичность при выполнении заданий.
- Нарушение зрительно-пространственного восприятия: Проблемы с пониманием и обработкой пространственной информации.
- Левостороннее игнорирование: Пренебрежение объектами, расположенными в левой части поля зрения.
- Фрагментарная или хаотическая стратегия сканирования пространства: Неспособность систематически исследовать визуальную информацию.
- Ошибки вследствие нарушения номинативной функции речи: Трудности в назывании объектов из-за нарушений речевых функций.
Тактильный гнозис
Тактильный гнозис оценивает способность ребенка распознавать объекты на ощупь, определять их качество и локализацию без визуальной информации.
Процедура проведения:
- Ребенок закрывает глаза.
- Специалист касается различных мест на кистях рук ребенка.
- Ребенок открывает глаза и точно указывает место прикосновения.
Ошибки и симптоматика:
- Сомато-топические ошибки: Неправильное указание места прикосновения на одной или обеих руках.
- Игнорирование прикосновений: Неспособность обнаружить или правильно интерпретировать прикосновения.
- Структурно-топологические ошибки: Указание прикосновения на другой руке или с отклонением более 6 см от фактического места.
Копирование фигур (пространственный гнозис)
Копирование фигур оценивает способность ребенка воспроизводить визуальные образы, анализируя пространственное восприятие и моторную координацию.
Ошибки и симптоматика:
- Игнорирование (чаще левого) зрительного пространства: Неполное или частичное копирование объектов в левой части рисунка.
- Пространственные векторные ошибки: Искажение направления элементов (например, разворот на 180 градусов).
- Пространственные метрические ошибки: Неправильное масштабирование объектов (увеличение или уменьшение размеров).
- Пространственные проекционные ошибки: Неправильное представление перспективы (например, отсутствие перспективы в изображении дома).
- Персеверации: Повторение одних и тех же элементов рисунка без необходимости.
- Стратегия копирования: Использование симультанной (одновременной) или сукцессивной (последовательной) стратегии выполнения задания.
Экспрессивная речь
Экспрессивная речь оценивается в процессе выполнения различных заданий, таких как «Сюжетные картинки», «Составление рассказа по картинкам», «Галка и голуби». Эта оценка включает анализ артикуляции, просодики, грамматических структур и содержательной составляющей речи.
Ошибки и симптоматика:
- Трудности артикуляции: Неправильное произношение звуков и слов.
- Изменение просодики речи: Нарушение ритма, интонации и ударения в речи.
- Аграмматизмы: Ошибки в построении грамматически правильных предложений.
- Литеральные и вербальные парафазии: Замена одних слов другими по звучанию или смыслу.
- Бедная неразвернутая речь: Однообразная речь с повторениями, короткие предложения из 3-4 слов.
- Несформированность рядовой речи: Недостаточная структурированность и последовательность в речи.
- Аспонтанность в речи: Отсутствие спонтанности и естественности в высказываниях.
- Контаминации в порядковом счете или чтении: Смешивание или путаница последовательности чисел и букв.
- Аномии: Трудности в назывании объектов или понятий.
Логико-грамматические конструкции
Логико-грамматические конструкции оценивают способность ребенка понимать и использовать сложные грамматические структуры, а также логические связи между элементами предложения.
Ошибки и симптоматика:
- Отчуждение смысла слова: Неправильное понимание или использование значения слов.
- Трудности понимания логико-грамматических конструкций: Неспособность правильно интерпретировать и использовать прямые, активные, пассивные и обратимые предложения.
- Трудности усвоения инструкции: Неспособность понять или запомнить сложные инструкции.
- Трудности удержания инструкции: Забывание или отклонение от выполнения заданных инструкций в процессе выполнения задания.
Дополнительные тесты и пробные задания в нейропсихологической диагностике
В процессе нейропсихологической диагностики используются разнообразные тесты и пробные задания, направленные на оценку различных аспектов когнитивных и моторных функций ребенка. Рассмотрим подробнее некоторые из них.
Предложные конструкции
Предложные конструкции оценивают способность ребенка правильно использовать предлоги в речи, что отражает развитие синтаксических навыков и понимание пространственных отношений.
Ошибки и симптоматика:
- Трудности понимания предлогов: Неправильное использование предлогов («в», «на» — характерно для раннего онтогенеза; «за», «перед» — до 6 лет).
- Трудности усвоения инструкции: Проблемы с пониманием и выполнением заданий, требующих использования предлогов.
- Трудности удержания инструкции: Забывание или отклонение от выполнения инструкций, связанных с предлогами.
Фонематический слух
Фонематический слух оценивает способность ребенка различать и воспроизводить фонемы, что является основой для развития речевых навыков и грамотности.
Процедура проведения:
- 3 года: Проверка акустико-артикуляционного восприятия звуков (например, замена «руки» на «раки»).
- 4 года: Продолжение проверки фонематического восприятия (например, «лес» — «лис»).
- 5 лет: Усложнение заданий с заменой фонем (например, «кисть» — «кость»).
- С 6 лет: Фонематический слух оценивается более детально.
Ошибки и симптоматика:
- Отчуждение смысла слов: Неправильное понимание значений слов.
- Трудности усвоения фонем: Проблемы с различением и воспроизведением близких и далеких по звучанию фонем.
- Замены фонем: Ошибочное замещение одних фонем другими.
- Изменение порядка слов: Нарушение последовательности фонем в словах.
- Трудности усвоения и удержания инструкции: Проблемы с выполнением заданий, требующих фонематической обработки.
- Сужение акустического объема: Ограниченное восприятие звуковых стимулов.
Чтение
Чтение оценивается начиная с 6 лет, когда у ребенка уже есть опыт чтения. Тестирование включает различные задания на чтение текстов и сюжетных картинок.
Примеры заданий:
- Галка и голуби:
- Описание: Галка возвращается в голубятню, не узнавая себя, вызывает события, связанные с взаимодействием с голубями и мышью.
- Ошибки и симптоматика:
- Монотонность в чтении.
- Потеря строки.
- Послоговое чтение.
- Перестановка букв/слогов.
- Замены фонем.
- Угадывающее чтение.
- Непонимание смысла прочитанного.
- Частые задержки дыхания.
- Лев и мышь:
- Описание: История о льве, который спасается благодаря мыши.
- Ошибки и симптоматика: Аналогичны заданию «Галка и голуби».
Ошибки и симптоматика:
- Монотонность в чтении: Отсутствие интонационных изменений.
- Потеря строки: Пропуск строк или их смещение.
- Послоговое чтение: Чтение послогово вместо слитного.
- Перестановка букв/слогов: Ошибки в порядке букв или слогов.
- Замены фонем: Неправильное произношение звуков.
- Угадывающее чтение: Чтение слов без понимания их смысла.
- Непонимание смысла прочитанного: Трудности в осмыслении текста.
- Частые задержки дыхания: Проблемы с контролем дыхания при чтении.
Пересказ и мораль
Пересказ и мораль оценивают способность ребенка воспроизводить прочитанное или услышанное, а также понимать и передавать основную идею рассказа.
Ошибки и симптоматика:
- Дефекты экспрессивной речи: Смазанность, гнусавость, скандированная речь.
- Аспонтанность: Отсутствие спонтанности и естественности в высказываниях.
- Соскальзывание на побочные ассоциации: Включение нерелевантных деталей.
- Отчуждение смысла слов: Неправильное понимание или использование значений слов.
- Трудности различения речевых интонаций: Проблемы с пониманием и воспроизведением интонационных форм.
- Сужение объема: Ограниченный словарный запас.
- Фрагментарность воспроизведения: Неполный или разрозненный пересказ.
- Конфабуляции: Внесение несуществующих деталей.
- Пропуски смысловых элементов текста: Упущение ключевых моментов рассказа.
- Бедный словарный запас: Ограниченное количество используемых слов.
- Вербальные парафазии: Ошибки в выборе слов (например, «галка» вместо «ворона»).
- Мораль: Понимание основной идеи рассказа (например, «надеяться на других не стоит» или «не смеяться над другими»).
Письмо
Письмо оценивается через задания на написание фамилии, имени, отчеств и простых предложений, что позволяет оценить моторные навыки и орфографические знания ребенка.
Примеры заданий:
- Напиши свою фамилию, имя и отчество.
- Напиши предложения: «Мишина машина.», «Кораблекрушение.», «Портной строчит строчку.», «В саду за высоким забором росли яблони.»
Ошибки и симптоматика:
- Побуквенное письмо: Запись каждой буквы отдельно, без слитности.
- Перестановка или пропуск букв/слогов: Ошибки в порядке букв или пропуски.
- Уподобление: Преувеличение или упрощение букв (например, «аа»).
- Персеверации: Повторение одних и тех же букв или слогов (например, «машана»).
- Замены близких по артикуляции букв: Ошибки из-за схожести звуков (например, «в» и «ф»).
- Несогласование окончаний: Неправильное использование окончаний слов.
- Трудности соблюдения/удержания правил орфографии: Нарушение орфографических норм.
- Недописывание слов, элементов букв: Пропуск частей букв или слов.
- Вербальные параграфии: Ошибки в порядке букв (например, «в лесу» написано как «в лес»).
- Небрежный почерк: Неаккуратное написание.
- Дисметрии: Неправильное расстояние между буквами и словами.
- Слитное написание: Несоблюдение разделения слов.
Слухоречевая память
Слухоречевая память оценивает способность ребенка запоминать и воспроизводить услышанную информацию, что важно для развития учебных навыков и общего когнитивного функционирования.
Процедура проведения:
- 3 года: Запоминание 5 слов (например, «кот», «лес», «брат», «дождь», «рука»).
- 5-6 лет: Запоминание двух групп по 3 слова или 10 слов.
Ошибки и симптоматика:
- Низкая продуктивность запоминания: Неспособность запомнить заданное количество слов.
- Сужение объема непосредственного воспроизведения: Отсутствие эффекта края или его чрезмерное выражение.
- Сужение объема отсроченного воспроизведения: Проблемы с воспоминанием слов после интерференции.
- Реминисценции: Воспроизведение стимулов спустя время после их запоминания.
- Конфабуляции: Внесение несуществующих слов или деталей.
- Инактивность мнестической деятельности: Низкая активность в процессе запоминания.
- Флуктуации: Колебания в способности запоминать информацию.
- Литеральные и вербальные парафазии: Ошибки в выборе слов по звучанию или смыслу.
- Долгое вхождение в задание: Затруднения при начале выполнения задания.
Пояснения:
- Реминисценция: Воспроизведение информации спустя время после её первоначального запоминания.
- Конфабуляции: Ложные воспоминания, включающие несуществующие или искаженные детали.
- Инактивность мнестической деятельности: Низкая активность в процессе запоминания информации.
- Флуктуации: Нестабильность в способности запоминать информацию.
Зрительная память
Зрительная память оценивает способность ребенка запоминать и воспроизводить визуальную информацию, что важно для развития пространственного мышления и учебных навыков.
Процедура проведения:
- С 3 года: Запоминание 3 картинок.
- С 5-6 лет: Запоминание 6 картинок.
Ошибки и симптоматика:
- Инертное воспроизведение предшествующих стимулов: Воспроизведение первых картинок при запоминании второй тройки.
- Трудности воспроизведения порядка стимулов: Нарушение последовательности воспроизведения картинок.
- Снижение продуктивности запоминания: Неспособность запомнить все заданные картинки.
- Перцептивные замены: Ошибки в распознавании объектов (например, «куст» вместо «дерево»).
- Системные персеверации: Повторение одних и тех же элементов рисунка.
- Игнорирование левого пространства: Неполное или частичное воспроизведение объектов в левой части поля зрения.
- Пространственные ошибки: Координатные, метрические, структурно-топологические ошибки.
- Дизметрии: Неправильное расстояние между элементами рисунка.
- Стереотипы: Повторение одних и тех же элементов без вариаций.
Сюжетные картины
Сюжетные картины оценивают способность ребенка анализировать и воспроизводить сюжетные линии, а также понимать и передавать основную идею рассказа.
Ошибки и симптоматика:
- Постепенная врабатываемость в деятельность: Неспособность быстро включиться в выполнение задания.
- Трудности понимания: Непонимание смысла сюжетной линии.
- Импульсивность: Быстрые и необдуманные ответы.
- Фрагментарность анализа: Неполное или разрозненное воспроизведение сюжета.
- Соскальзывание на побочные ассоциации: Включение нерелевантных деталей.
- Неспособность к самостоятельному описанию: Зависимость от подсказок и направлений специалиста.
Аналогии
Аналогии оценивают способность ребенка находить сходства между различными объектами или ситуациями, что отражает развитие логического мышления и способности к обобщению.
Примеры заданий:
- Что лишнее?
- Задания:
- Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий
- Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный
- Василий, Фёдор, Семён, Иванов, Порфирий
- Молоко, сливки, сыр, сало, сметана
- Ошибки и симптоматика:
- Постепенная врабатываемость в деятельность: Неспособность быстро решить задачу.
- Трудности понимания: Непонимание логики задания.
- Импульсивность: Быстрое и необдуманное выделение лишнего.
- Трудности усвоения и удержания инструкции: Проблемы с пониманием и выполнением задания.
- Выделение аналогий по ситуативному признаку: Фокусировка на неверных признаках сходства.
- Несформированность выведения логических связей: Неспособность правильно сформулировать причины выбора лишнего.
- Задания:
Заключение
Нейропсихологическая диагностика предоставляет всестороннюю оценку психических функций ребенка, выявляя как сильные стороны, так и потенциальные трудности в различных областях когнитивного и моторного развития. Использование разнообразных тестов и проб позволяет специалистам собрать детальную информацию о состоянии ребенка, что является основой для разработки индивидуальных программ коррекции и поддержки.
Правильная интерпретация результатов диагностики способствует своевременному выявлению нарушений, предотвращению возможных проблем в обучении и социальном взаимодействии, а также повышению качества жизни ребенка. Комплексный подход к диагностике, включающий различные методы и задания, обеспечивает наиболее точную и полную картину психического и когнитивного состояния ребенка, что является важным шагом на пути к его успешному развитию и адаптации в обществе.
Проведение нейропсихологического обследования. Часть 1
Проведение нейропсихологического обследования. Часть 1_конспект лекции
Проведение_нейропсихологического_обследования
Проведение нейропсихологического обследования. Часть 2_конспект лекции
Проведение_нейропсихологического_обследования
Проведение нейропсихологического обследования. Часть 3_конспект лекции
Проведение_нейропсихологического_обследования
Проведение нейропсихологического обследования. Часть 4_конспект лекции
Нейропсихологическое обследование
Нейропсихология — это междисциплинарная наука, изучающая взаимодействие между структурами головного мозга и психическими процессами, включая когнитивные, эмоционально-волевые и моторные функции. Основной задачей нейропсихологии является выявление механизмов, через которые различные отделы мозга обеспечивают психическую деятельность, а также анализ последствий их нарушений.
Нейропсихологическое исследование — это комплексный метод диагностики, направленный на изучение связи между функционированием мозга и психической деятельностью. Оно позволяет оценить состояние различных когнитивных функций, моторных навыков и эмоциональной сферы, выявить нарушения, определить их природу и локализацию, а также разработать эффективные стратегии коррекции.
Нейропсихологическое обследование позволяет установить степень нарушения когнитивных функций, и то, как это приводит к нарушению повседневной активности, а также выявить вероятные причины наступивших изменений.
Концепция и вклад А.Р. Лурии
Александр Романович Лурия, основатель советской нейропсихологии, создал теорию функциональных систем мозга, согласно которой каждая психическая функция обеспечивается сложным взаимодействием различных мозговых структур. Лурия предложил концепцию трех функциональных блоков мозга.
Его подход к качественному анализу нарушений позволил не только локализовать повреждения мозга, но и понять механизмы их влияния на поведение и когнитивные функции. Лурия также разработал множество нейропсихологических методик, которые используются до сих пор.
Нейропсихологическое обследование не только позволяет диагностировать когнитивные нарушения, но и даёт возможность оценить их природу, локализацию и компенсаторные ресурсы организма. Этот подход особенно актуален в неврологии, психиатрии, реабилитации и педагогике.
Записаться на прием вы можете по номеру телефона +7(985)387-42-73
Или нажав на кнопку и заполнив форму обратной связи
Цели нейропсихологической диагностики
1. Диагностика нарушений: выявление отклонений в когнитивных функциях и их связи с мозговыми структурами.
2. Определение локализации поражений: установление, какие отделы мозга повреждены.
3. Планирование реабилитации: разработка программ восстановления когнитивных функций.
4. Мониторинг динамики: оценка изменений и эффективности лечения.
5. Судебно-экспертная диагностика: оценка дееспособности и когнитивного состояния для юридических решений.
6. Изучение индивидуальных особенностей: анализ сильных и слабых сторон когнитивной деятельности.
7. Научные исследования: изучение мозга и разработка новых методик диагностики и коррекции.
Как правило, нейропсихологическое обследование будет в себя включать различные пробы на память, внимание, мышление, но акцент будет делаться больше на наиболее нарушенные
Принципы построения нейропсихологического обследования
1. Индивидуальный подход: нейропсихологическое обследование проводится строго индивидуально, с учётом особенностей каждого испытуемого.
2. Длительность обследования: время проведения варьируется в зависимости от возраста и состояния пациента и может составлять от 30–40 минут до 1,5 часов.
3. Полнота выполнения методик: каждое задание должно выполняться полностью, до завершения всей процедуры.
4. Многоаспектный анализ психических функций: обследование включает задания для исследования таких сфер, как моторные функции, гнозис, речь, память, интеллект, а также навыки письма и чтения.
5. Применение приёмов усложнения заданий, такие как увеличение объёма работы, ускорение темпа, исключение зрительного контроля или минимизация вербального опосредствования.
6. Инструкции и стимульный материал должны быть краткими, чёткими и доступными для понимания испытуемого.
7. Этапность обследования: исследование начинается с анализа медицинской документации, включая историю болезни и данные других клинических обследований. Затем проводится беседа для составления общей характеристики состояния пациента. Основной этап включает нейропсихологическое изучение высших психических функций и эмоционально-личностной сферы, которое может проводиться за одно или несколько посещений.
8. На основании собранных данных формулируется заключение. Если имеются достаточные основания, указывается синдромное описание нарушения и его предполагаемая мозговая локализация. При отсутствии патологии определяется вариант нормы и особенности мозговой организации высших психических функций.
Эти принципы обеспечивают структурированный и всесторонний подход к нейропсихологическому обследованию, позволяя получить точные результаты и выявить ключевые особенности работы мозга.
Процедура проведения нейропсихологического обследования
Профиль функциональной асимметрии
Мануальная проба — это метод нейропсихологической диагностики, направленный на оценку тонкой моторики и координации движений рук. Она помогает выявить нарушения, связанные с работой мозга, особенно в области лобных и моторных зон.
Мануальная асимметрия — это преимущественное использование одной из рук (обычно правой или левой) при выполнении моторных действий. В рамках нейропсихологического обследования её выявление проводится для анализа функциональной асимметрии мозга, так как доминантность руки связана с работой противоположного полушария.
Метод исследования: Тест М. Аннет, направленный на определение ведущей руки (мануальной асимметрии) у человека. Он был разработан британским нейропсихологом Марианной Аннет для изучения функциональной асимметрии мозга.
Зрительная асимметрия — определение ведущего глаза
Слухоречевая асимметрия — определение ведущего уха
Записаться на прием вы можете по номеру телефона +7(985)387-42-73
Или нажав на кнопку и заполнив форму обратной связи
ПРАКСИС
Праксис — это способность человека планировать и выполнять целенаправленные движения. Он включает в себя все этапы двигательной активности: от идеи и планирования действия до его реализации и контроля.
Виды праксиса:
Кинестетический праксис: тонкая моторика, требующая ощущения силы, амплитуды и точности (например, завязывание шнурков).
Динамический праксис: последовательные движения, требующие плавности и ритма (например, хлопки в заданном ритме).
Пространственный праксис: ориентирование движений в пространстве (например, правильно указать направление или построить фигуру).
Кинестетический праксис: тонкая моторика, требующая ощущения силы, амплитуды и точности (например, завязывание шнурков).
Оральный праксис: координация движений, необходимых для артикуляции речи.
Кинестетический мануальный праксис
Кинестетический праксис — это способность к выполнению осознанных движений на основе сенсорных ощущений от тела (кинестетических сигналов). Он обеспечивает точное воспроизведение последовательности действий и формирование двигательных навыков.
Цель диагностики: выявление апраксий (затруднений выполнения движений) при поражении корковых отделов мозга, особенно в теменной области.
Методики:
Проба на позу руки: Испытуемый повторяет заданные позы кисти или пальцев (например, согнуть указательный палец или сформировать «кольцо»).
Определение формы без зрения: Испытуемого просят определить форму объекта (например, кубик или шарик), держа его в руке с закрытыми глазами.
Рисование фигур вслепую: испытуемому предлагают нарисовать простые геометрические формы с закрытыми глазами.
Создатель и главный врач Центра психического здоровья Synaps
Больше 25 лет Мария Юрьевна помогает своим пациентам успешно преодолевать симптомы депрессии, тревоги, панических и обсессивно-компульсивных расстройств.
Динамический мануальный праксис
Динамический мануальный праксис — это способность выполнять плавные, последовательные и точно координированные движения руками, требующие программирования и переключения двигательных действий. Он связан с функцией лобных долей мозга, отвечающих за контроль моторных программ.
Цель диагностики:
— Определение нарушений праксиса (таких как затруднение выполнения последовательных движений (апраксии)).
— Анализ переключаемости и координации: способность к ритмическим и структурированным движениям.
— Диагностика поражений лобных долей мозга: характерных для травм, инсультов, нейродегенеративных заболеваний.
Методики:
Проба «Кулак–Ребро–Ладонь»: испытуемый выполняет последовательные движения: сжатие руки в кулак, постановка ребром ладони на поверхность, полное раскрытие ладони.
Задача — поддерживать ритм и последовательность движений.
Нарушения могут указывать на дисфункцию лобных долей.
Проба «Забор»: испытуемого просят быстро чередовать движение разгибания и сгибания пальцев руки («строить забор»).
— Оценивается точность и скорость выполнения, выявляются возможные нарушения плавности.
Пальцевая динамика: испытуемого просят соединять большой палец с остальными пальцами руки поочерёдно (указательный, средний, безымянный, мизинец) с увеличением темпа.
Ритмическая проба: испытуемый повторяет ритм, заданный экспериментатором, постукивая пальцами или кулаком.
Пространственный праксис
Пространственный праксис — это способность ориентироваться и выполнять действия в трёхмерном пространстве, организовывать движения в соответствии с пространственными координатами и представлять их в уме. Эта функция тесно связана с работой теменных долей мозга, которые обеспечивают восприятие и обработку пространственных отношений.
Методики:
Проба Хэда
Испытуемому предлагают воспроизвести позы рук или пальцев экспериментатора (например, поднять правую руку, коснуться левого уха). Задача усложняется, если движения демонстрируются с зеркальной ориентацией.
Нарушения выявляют трудности восприятия собственного тела и ориентировки в пространстве (астереогнозия).
Рисунок «Куб, Стол, Дом»
Испытуемого просят нарисовать эти простые фигуры.
Оцениваются:
— Способность восприятия пространственных пропорций.
— Правильность воспроизведения деталей (например, куб с трёхмерной перспективой).
— Ошибки, такие как искажения пропорций или нарушение перспективы, указывают на поражение теменных долей.
Копирование рисунков
Испытуемому показывают геометрические фигуры (например, квадрат, треугольник, звезду) или более сложные изображения.
Задача: точно скопировать рисунок на бумаге.
Анализируются:
— Соотношение размеров элементов.
— Расположение в пространстве.
— Линейные и угловые искажения.
— Нарушения часто наблюдаются при правополушарной патологии.
Пространственный праксис играет важную роль в повседневной деятельности, и его оценка является неотъемлемой частью нейропсихологического исследования. Методики, такие как проба Хэда, копирование рисунков и задания на воспроизведение фигур, дают глубокое понимание пространственных нарушений и их влияния на когнитивные и моторные функции.
Записаться на прием вы можете по номеру телефона +7(985)387-42-73
Или нажав на кнопку и заполнив форму обратной связи
Оральный праксис
Оральный праксис — способность выполнять целенаправленные движения органами артикуляции (язык, губы, щеки), необходимыми для речи и жевания. Нарушения, известные как оральная апраксия, связаны с поражением лобных долей мозга.
Цель диагностики: выявление оральной апраксии, влияющей на речь и жевание, и разработка реабилитационных программ.
Методики:
Движения языка:
— Вправо-влево, вытянуть язык вперёд.
— Проверяется точность, амплитуда и стабильность.
Движения губ и щёк:
— Надуть щеки, улыбнуться, показать зубы.
— Оценивается симметрия и координация.
Сложные последовательные движения:
— Сложить язык в трубочку, чередовать «поцелуй-улыбка».
— Анализируется ритм и плавность.
ГНОЗИС
Гнозис в нейропсихологии — это способность воспринимать, узнавать и различать объекты, явления и их свойства с помощью органов чувств. Гнозис связан с анализом сенсорной информации (зрительной, слуховой, тактильной и т. д.) и формированием целостного образа, что обеспечивает осознание окружающего мира.
Зрительный гнозис: узнавание объектов, лиц, букв, цветов, форм.
Слуховой гнозис: различение звуков, мелодий, речевых и неречевых шумов.
Соматосенсорный (тактильный) гнозис: способность узнавать предметы и их свойства через прикосновения.
Обонятельный и вкусовой гнозис: различение запахов и вкусов.
Пространственный гнозис: восприятие положения объектов в пространстве, их пропорций и взаимного расположения.
Зрительный гнозис
Это способность узнавать и интерпретировать зрительные образы, включая объекты, их форму, цвет, размер, пространственное расположение и движение. Нарушения зрительного гнозиса, называемые агнозиями, связаны с поражением затылочных и теменных долей мозга.
Основные виды зрительного гнозиса:
- Предметный гнозис: способность узнавать предметы.
- Цветовой гнозис: распознавание цветов и их различие.
- Пространственный гнозис: ориентация в пространстве, восприятие расположения объектов.
- Лицевой гнозис (прозопагнозия): узнавание лиц.
Зрительный предметный гнозис
Методика с изображениями объектов:
Испытуемому показывают рисунки или фотографии предметов, и он должен назвать их или указать на их функциональное назначение.
Возможные нарушения: неузнавание объектов при сохранении зрения.
Узнавание перечеркнутых, наложенных и незавершенных изображений
Оцениваемые параметры:
— Способность выделять ключевые признаки предметов.
— Ошибки в узнаваемости (например, путаница или невозможность идентификации).
Методика помогает выявить нарушения зрительного гнозиса, связанные с поражением затылочных долей мозга.
Зрительный пространственный гнозис
Методика «Слепые часы»
Оценка зрительно-пространственного гнозиса и способности к воспроизведению объектов с соблюдением их пространственной структуры. Используется для диагностики конструктивной апраксии и поражений правого полушария или теменно-затылочных отделов мозга.
Испытуемому предлагается нарисовать циферблат часов и указать стрелки, показывающие определенное время.
Методика «Слепые часы» используется для диагностики:
— Нарушений зрительно-пространственного гнозиса.
— Поражений правого полушария.
— Конструктивной апраксии.
— Расстройств, связанных с инсультами, травмами или деменцией.
Соматосенсорный (тактильный) гнозис
Соматосенсорный гнозис — это способность узнавать и интерпретировать тактильные, температурные и проприоцептивные ощущения, поступающие от различных частей тела. Он позволяет идентифицировать объекты на ощупь, различать текстуры, размеры и форму предметов, а также понимать пространственное расположение частей тела.
Методики:
Чувство Ферстера
Оценка способности различать два одновременных тактильных раздражения.
На кожу испытуемого (например, на руку) одновременно наносят два прикосновения с разным интервалом между ними.
Задача: определить, сколько прикосновений ощущается.
Оцениваемые параметры: минимальное расстояние между раздражениями, при котором они различаются.
Проба на локализацию прикосновений
Оценка способности точно определять место прикосновения.
Испытуемого просят закрыть глаза. Экспериментатор касается определённой части тела.
Задача: указать или описать место прикосновения.
Оцениваемые параметры: точность и способность к локализации.
Проба Тойбера
Исследование способности различать последовательные прикосновения.
Испытуемого просят закрыть глаза. Экспериментатор касается разных участков кожи с небольшими временными интервалами.
Задача: определить порядок и количество прикосновений.
Оцениваемые параметры: способность воспринимать последовательность тактильных сигналов.
Методика «Схема тела»
Оценка восприятия собственного тела и его частей в пространстве.
Испытуемому предлагают указать местоположение различных частей тела или изобразить их схему. Например, с закрытыми глазами испытуемый показывает, где находятся его руки, ноги или другие части тела.
Оцениваемые параметры: правильность восприятия границ и положения тела.
Эти методики позволяют выявить нарушения соматосенсорного гнозиса и схемы тела, связанные с поражениями теменных долей мозга (например, при инсультах или травмах). Они помогают в диагностике и планировании реабилитации.
Слуховой гнозис
Слуховой гнозис — это способность узнавать, различать и интерпретировать звуковые сигналы, включая речь, музыку и бытовые звуки. Он обеспечивает обработку информации о высоте, ритме, интенсивности и тембре звуков. Нарушения слухового гнозиса, называемые агнозиями, возникают при поражении височных долей мозга, особенно в области верхней височной извилины.
Методики:
Оценка и воспроизведение простых звуковых структур:
Цель: выявить способность различать элементарные характеристики звуков (громкость, высота, длительность).
Испытуемому предъявляют простые звуки (тональный сигнал, хлопок, звонок) и просят:
— Узнать звуки.
— Сравнить их по высоте или громкости.
— Оценивается способность различать параметры звуков.
Оценка восприятия ритмических структур:
Цель: исследование способности различать ритмические последовательности.
Экспериментатор хлопает или стучит ритм, испытуемый должен повторить или идентифицировать его.
— Оценивается точность воспроизведения ритма.
Эти методики позволяют выявить:
1. Нарушения слухового гнозиса, включая амузию (потерю способности воспринимать музыку) и неспособность различать бытовые звуки.
2. Проблемы восприятия речи, связанные с поражениями височных долей мозга.
3. Дефицит обработки ритма и интонации, влияющий на коммуникацию и ориентацию в окружающей среде.
ПАМЯТЬ
Слухоречевая память
Слухоречевая память — это способность воспринимать, сохранять и воспроизводить вербальную информацию, представленную в слуховой форме. Она играет ключевую роль в понимании речи, обучении и коммуникативных навыках. Нарушения слухоречевой памяти часто связаны с поражением височных долей головного мозга, особенно доминантного полушария.
Методики:
Запоминание 10 слов (методика А.Р. Лурии):
Цель: оценить объём и динамику кратковременной слухоречевой памяти.
Испытуемому зачитывают список из 10 слов, не связанных по смыслу. После каждого предъявления он воспроизводит слова. Через 20–30 минут проводится контрольное воспроизведение.
Оцениваемые параметры: количество запомненных слов, ошибки (замены, перестановки), прочность воспроизведения.
Запоминание пар слов:
Цель: исследование способности удерживать ассоциативно связанные слова.
Испытуемому называют пары слов (например, «стол-стул», «кот-собака»).
Задача — воспроизвести второе слово в паре после предъявления первого.
Оцениваемые параметры: количество правильно восстановленных пар, ошибки в ассоциациях.
Пересказ текста
Цель оценка долговременной слухоречевой памяти, связной речи и структурирования материала.
Испытуемому зачитывают короткий текст.
Задача — пересказать текст максимально точно.
Оцениваемые параметры: полнота и точность воспроизведения, искажения и пропуски.
Запоминание числовых рядов:
Цель: исследование объёма кратковременной памяти.
Испытуемому называют ряды цифр различной длины (например, 3-7-2-9-5).
Задача — повторить ряд в прямом и обратном порядке.
Оцениваемые параметры: максимальная длина ряда, правильно воспроизведённая испытуемым.
Диагностика слухоречевой памяти позволяет:
1. Выявить локализацию поражений мозга, особенно в височных долях.
2. Оценить когнитивные нарушения при инсультах, деменциях, травмах.
3. Разработать реабилитационные программы для восстановления памяти и речи.
РЕЧЬ
Нейропсихологическое исследование речи направлено на изучение её различных форм: спонтанной, автоматизированной, деавтоматизированной и повторной. Каждая из них связана с разными отделами мозга, и их нарушения помогают определить характер и локализацию поражения.
Спонтанная речь
Это речевая активность, которая проявляется в свободной форме без внешних стимулов. Она связана с лобными и теменными отделами доминантного полушария.
Методики:
Беседа: испытуемого просят рассказать о себе, своих увлечениях или недавних событиях. Оценивается беглость речи, логичность, грамматическая структура.
Описание картины: испытуемого просят описать изображение. Анализируется использование словарного запаса и связность речи.
Показатели:
— Замедление темпа речи или аграмматизм указывают на поражение лобных долей.
— Персеверации (повторение одних и тех же слов) характерны для лобно-подкорковых дисфункций.
Автоматизированная речь
Это стереотипные речевые конструкции, включающие счёт, дни недели, алфавит. Автоматизированная речь обеспечивается подкорковыми структурами и височными долями.
Методики:
Перечисление: испытуемого просят назвать дни недели, месяцы, цифры. Оценивается точность, темп и завершённость выполнения.
Повторение автоматизированных фраз: например, «Сколько вам лет?» или «Как дела?»
Трудности в выполнении задач свидетельствуют о поражении подкорковых структур или нарушении их связи с корой.
Деавтоматизированная речь
Это речь, требующая гибкости и переключения, включающая составление предложений и создание новых конструкций. Связана с работой лобных долей и лобно-височных связей.
Методики:
Составление предложений: испытуемого просят составить предложения с заданными словами. Оценивается способность комбинировать слова и создавать логически завершённые высказывания.
Вербальные ассоциации: испытуемого просят назвать как можно больше слов на заданную букву или тему (например, «животные»). Снижение продуктивности речи и ригидность (трудности переключения) указывают на дисфункцию лобных долей.
Повторная речь
Это способность повторять за экспериментатором слова, фразы и предложения. Она связана с височными и лобными отделами мозга.
Методики:
Повторение слов: испытуемого просят повторять простые слова («стол», «окно») и сложные конструкции.
Повторение фраз: задания усложняются по длине и грамматической структуре (например, «Я иду в магазин за хлебом»).
Ошибки при повторении, такие как искажение звуков, пропуски слов, характерны для афазий, связанных с поражением доминантного полушария.
Диагностическая значимость:
— Нарушения спонтанной речи указывают на поражения лобных долей.
— Трудности в автоматизированной речи — на подкорковые дисфункции.
— Проблемы с деавтоматизированной и повторной речью характерны для височных долей или лобно-височных связей.
Понимание логико-грамматических конструкций
Исследование способности к пониманию сложных синтаксических структур и логико-грамматических отношений, таких как пространственные, причинно-следственные и временные связи. Методика направлена на диагностику нарушений импрессивной речи, связанных с поражением теменно-височных областей доминантного полушария мозга.
Методика «Бочка и ящик»
Испытуемому предъявляются предложения, содержащие логико-грамматические конструкции, например:
— «Бочка стоит за ящиком.»
— «Бочка стоит перед ящиком.»
— «Бочка слева от ящика.»
— «Ящик стоит между бочкой и стулом.»
1. Зачитывается или показывается предложение.
2. Испытуемого просят продемонстрировать его смысл, располагая модели объектов (например, миниатюрные бочка и ящик) на плоскости.
Оцениваемые параметры:
1. Правильность выполнения задания:
— Соответствие расположения объектов заданной конструкции.
— Способность различать пространственные предлоги («за», «перед», «между»).
2. Ошибки:
— Замена логических отношений (например, «за» на «перед»).
— Невозможность выполнить задание из-за непонимания конструкции.
3. Замедление выполнения:
— Длительное время обработки сложных предложений может свидетельствовать о нарушении синтаксической и семантической обработки.
Методика используется для диагностики:
— Нарушений понимания речи (сенсорной афазии).
— Поражений теменно-височных отделов мозга.
— Трудностей в обработке сложных логико-грамматических структур.
Диагностическая значимость:
Эта методика помогает выявить уровень понимания пространственных и логических отношений, что важно для анализа работы речевых центров мозга, особенно зоны Вернике, и для планирования реабилитации пациентов с афазиями.
ИНТЕЛЛЕКТ
Исследование интеллекта в нейропсихологии направлено на анализ когнитивных функций, связанных с планированием, абстрактным мышлением, логикой и речевой продуктивностью. Оно позволяет оценить общий уровень интеллектуального развития, сильные и слабые стороны когнитивной деятельности, а также выявить нарушения, вызванные поражениями мозга.
Методики:
Серийный счёт:
Цель: оценка способности к последовательной организации действий, абстрактного мышления и внимания.
Испытуемого просят считать в прямом или обратном порядке (например, от 1 до 20 или от 20 до 1).
Более сложные варианты: счёт с пропуском чисел (например, по 2: «2, 4, 6») или в обратном порядке («20, 18, 16»).
Оцениваемые параметры:
— Точность выполнения.
— Умение соблюдать последовательность.
— Ошибки (пропуски, сбои в порядке).
Трудности в счёте могут указывать на поражение лобных долей мозга, снижение внимания или исполнительной функции.
Рассказ по сюжетным картинкам
Цель: оценка логического мышления, последовательности, речевой продуктивности.
Испытуемому предъявляют набор сюжетных картинок, изображающих последовательность событий (например, человек гулял и провалился под лед).
Задача: расположить картинки в логическом порядке и рассказать историю.
Оцениваемые параметры:
-Способность логически выстраивать последовательность.
— Полнота и связность рассказа.
— Ошибки (нарушение логики, пропуски, избыточные детали).
Тест Бине (Шкалa умственного развития)
Цель: оценка общего уровня интеллекта, когнитивных и адаптивных способностей.
Тест включает задания разной сложности:
— Операции с числами.
— Решение задач на логику и внимание.
— Задания на понимание и использование речи.
— Уровень задач зависит от возраста испытуемого.
Снижение результатов может быть связано с органическими поражениями мозга, задержкой психического развития или когнитивными нарушениями.
Исследование интеллекта в нейропсихологии позволяет:
1. Выявить уровень интеллектуального развития и когнитивных нарушений.
2. Определить локализацию поражений мозга (лобные, височные доли).
3. Разработать индивидуальные программы реабилитации и коррекции.
Эти методики дают всестороннее представление о структуре интеллекта и позволяют эффективно диагностировать и корректировать когнитивные нарушения.
Нейропсихологическое обследование детей
Нейропсихологическое обследование – это комплексный анализ работы мозга через изучение когнитивных, эмоциональных и поведенческих функций. Оно направлено на выявление причин нарушений в обучении, поведении и развитии ребенка.
Когда необходимо нейропсихологическое обследование?
1. Трудности обучения:
— Нарушения внимания (рассеянность, невозможность сосредоточиться, гиперактивность).
— Проблемы с памятью (плохое запоминание, забывание инструкций или информации).
— Трудности с логическим мышлением и решением задач.
— Нарушения восприятия, влияющие на чтение, письмо и счет (например, дислексия, дисграфия).
2. Эмоциональные и поведенческие проблемы:
— Избыточная тревожность, страхи, фобии.
— Импульсивность, трудности в управлении эмоциями.
— Социальная дезадаптация, сложности в общении со сверстниками.
— Поведенческие нарушения, связанные с агрессией или замкнутостью.
3. Речевые нарушения:
— Задержка речевого развития, проблемы с формированием связной речи.
— Нарушения артикуляции и восприятия звуков.
4. Моторные нарушения:
— Нарушения мелкой моторики (неловкость при письме, работе с мелкими предметами).
— Проблемы с координацией движений.
5. Последствия неврологических или соматических заболеваний:
— Задержки развития вследствие травм, нейроинфекций или перинатальных поражений ЦНС.
Какие проблемы можно предотвратить?
1. Проблемы школьной неуспеваемости. Раннее выявление слабых сторон ребенка позволяет адаптировать образовательные программы и снизить риск академических трудностей.
2. Эмоциональное выгорание. Обнаружение переутомляемости или высокого уровня тревожности позволяет избежать перегрузок.
3. Развитие вторичных нарушений. Например, тревожность или замкнутость, возникающие из-за невозможности справиться с учебными или социальными требованиями.
4. Хронические поведенческие нарушения. Коррекция в раннем возрасте помогает избежать устойчивых проблем, таких как антисоциальное поведение.
Как обследование помогает в коррекции?
Нейропсихологическое обследование дает специалистам и родителям:
— Четкое понимание причин трудностей ребенка.
— Индивидуальные рекомендации для формирования эффективных стратегий обучения и воспитания.
— Программы коррекции, направленные на развитие слабых функций мозга, например, через игры, упражнения или нейротерапию.
Нейропсихологическое обследование – это не только диагностика, но и инструмент для создания условий, способствующих гармоничному развитию ребенка, его адаптации и успешной интеграции в общество.
-
Ольга
Я искренне рекомендую врача Марию Юрьевну Максимову. Наблюдалась у нее 3,5 года. До этого страдала от депрессии, считала, что жизнь закончилась. Хорошо, что вовремя попала к Марии Юрьевне! В результате лечения настроение нормализовалось, теперь я хочу жить и радоваться этой жизни. Мой совет: когда появляются эмоциональные проблемы, не затягивайте, обращайтесь за помощью. Желаю моему доктору новых профессиональных успехов!
-
Андрей
Я попал к Марии Юрьевны четыре года, когда уже был на грани отчаяния, потому что психотерапия не помогала. Мария Юрьевна помогла мне наладить сон, избавиться от тревожности и подавленного состояния, победить депрессию. Я начал высыпаться, постепенно вернулся к привычной жизни. Мы с женой доверяем этому доктору. У сына есть небольшие врожденные отклонения. В какой-то момент мы заметили у его признаки депрессии, социофобии и даже нежелания жить. Конечно, сразу обратились за помощью к Марии Юрьевне. И назначенное лечение оказалось очень эффективным. Месяца через четыре мальчик стал нормально общаться с нами и окружающими, по собственной инициативе начал помогать в домашних делах. Мы не можем нарадоваться тому, что у нему вернулось желание жить! Сейчас мы как семья чувствуем себя более счастливыми, хорошо ладим, общаемся. Теперь приезжаем в клинику Марии Юрьевны только для поддерживающих семейных консультаций. Очень признательны этому врачу за неоценимый вклад в наше семейное счастье!
-
Ирина
Я много лет пыталась избавиться от депрессии, принимала несколько разных лекарств – жила от улучшения состояния к ухудшению. Этим летом мне стало хуже: постоянная слабость, проблемы с сердцем, скачки давления, тошнота – я не могла есть. По отзывам нашла Марию Юрьевну, решила попробовать обратиться к ней. Сразу внушают доверие неподдельное внимание врача, ее уверенность, комплексный подход к диагностике – Мария Юрьевна разбирается во многих областях медицины. Она назначила анализы, скорректировала курс лечения. Я тяжело привыкала к новым препаратам, и все это время доктор поддерживала меня. Самочувствие наладилось. Могу порекомендовать Марию Юрьевну как грамотного и опытного доктора.
Почему стоит пройти нейропсихологическое обследование в центре SYNAPS?
Нейропсихологическое обследование — это не просто диагностика, а уникальная возможность глубже понять себя, свои когнитивные способности и эмоциональное состояние. Оно полезно не только тем, кто сталкивается с трудностями после травм или заболеваний, но и абсолютно здоровым людям, которые хотят узнать больше о возможностях своего мозга.
Зачем это нужно?
Для диагностики: если вы замечаете снижение памяти, внимания или затруднения в концентрации, обследование поможет выявить причины и предложить пути восстановления.
Для самопознания: узнайте, как работает ваш мозг, какие процессы вы контролируете идеально, а в каких аспектах есть пространство для усовершенствования.
Для профилактики: выявите скрытые риски и предотвратите развитие когнитивных нарушений.
Для развития: выявите свои сильные стороны и научитесь их использовать в учёбе, работе или творчестве.
Почему это интересно?
Вы откроете для себя, как мозг управляет вашей памятью, вниманием, мышлением и эмоциями.
Узнаете, какие функции доминируют и как использовать их для улучшения качества жизни.
Сможете увидеть, как связаны ваши особенности мышления с поведением и восприятием мира.
В нашем центре Synaps вы можете пройти профессиональное нейропсихологическое обследование, которое проводится опытными специалистами и дает полную картину о состоянии мозга и когнитивных функциях, а также включает в себя подробное заключение и рекомендации для дальнейшего развития или восстановления.
Или нажав на кнопку и заполнив форму обратной связи
Чем позже обнаруживаются расстройства у детей, как стойкая неспособность овладеть чтением и письмом, тем большей степени тяжести они достигают и тем более длительный коррекционный курс в таких случаях требуется. Существенно зависит от этого и эффективность коррекционной работы.
Основываясь на основных принципах простоты и минимального количества времени Корнев А.Н. (1982 г.) разработал методику раннего выявления предрасположенности к дислексии (МРВД).
Данную методику (МРВД) мы используем в ходе первичного логопедического обследования детей 6-8 лет. Обследование МРВД не требует специального оборудования и занимает около 5-8 минут. Основная задача — выявлять при массовых обследованиях группы детей, подозрительных в отношении возможности возникновения того или иного расстройства (так называемую “группу риска”). У этих детей выявляются симптомокомплексы , включающие 3-4 дефицитарные функции, что выражается в неспособности выполнять соответствующие задания или низком качестве их выполнения. Эти симптомокомплексы отсутствуют не только у здоровых детей, но у детей с другими формами задержек психического развития, не затрудняющими овладение чтением. Таким образом, обнаружение симптомокомплексов до начала обучения в школе может расцениваться как достоверное свидетельство высокого риска возникновения дислексических расстройств у данного ребёнка. Задания, выявляющие неполноценость психических функций, входящих в эти симптомокомлексы, использованы как основа скринирующей методики включающая следующие задания:
“Рядоговорение” (перечисление дней недели и времен года в прямом порядке);
Инструкция: “Перечисли по порядку времена года и (после ответа) дни недели” (при недостаточном понимании допустима помощь в виде наводящих вопросов или подсказки, не содержащей порядкового перечисления).
“Ритмы” (воспроизведение звуковых ритмов);
Инструкция: “Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно так же”. После этого однократно предъявляется серия ударов по столу (палочкой или ручкой) с длинными и короткими интервалами:
1) простые ритмы — 1! !, !!!,!!!!,!!!!,!!!!; если задание выполнено верно, то переходят к более сложному; если допущено больше одной ошибки, то прекращают;
2) сложные ритмы — !!!!!,!!! II,!!!!!. II!!!!. Критерий выполнения такой же, как в простых ритмах.
Тест “Кулак-ребро-ладонь”;
Инструкция: “Посмотри внимательно на то, что я сейчас сделаю, и повтори точно так же”. Экспериментатор демонстрирует ребенку последовательность из трех движений руки трижды: ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу. Ребенок, так же как и экспериментатор, должен трижды без ошибок воспроизвести эту последовательность. Если ребенок нарушил последовательность движений не более одного раза, нужно указать, что допущена ошибка, и предоставить ему еще попытку (если ребенок воспроизвел последовательность из 3 движений только один раз и после стимуляции продолжил ее верно, то это ошибкой не считается). При явно ошибочном воспроизведении демонстрация образца повторяется. Всего допускается не более 5 демонстраций.
Субтест “Повторение цифр”;
Инструкция: “Сейчас я назову тебе какие-нибудь несколько цифр, а ты, как только я кончу говорить, повтори их точно в таком же порядке.” Внимание! После этого экспериментатор ровным голосом, не меняя интонации на последней цифре, в ритме отсчета стартового времени называет ряд из трех цифр (см. цифровые ряды). При ошибочном воспроизведении предъявляется другой ряд из трех цифр. При верном воспроизведении переходят к ряду из 4 цифр и так далее до ряда из 5 цифр. Экспериментатор фиксирует количество цифр в наибольшем правильно воспроизведенном ряду. Это является предварительной оценкой за первую половину задания. После этого дается новая инструкция: “Сейчас я назову тебе еще несколько цифр, и ты их тоже будешь повторять, но только начинай с конца и повторяй их в обратном порядке. Например: если я скажу 3-4, то ты должен сказать 4-3”. При этом для наглядности нужно поочередно коснуться пальцем на столе двух воображаемых точек: сначала слева направо, затем справа налево. Тактика обследования и фиксирования результатов такая же, как в первой половине задания: сначала предлагается ряд из 2 цифр, затем из 3 и т.д. Итоговым результатом выполнения всего задания является сумма предварительных оценок за первую и вторую половины задания.
ЦИФРОВЫЕ РЯДЫ
Прямой счет:
№ 3 7-3-1 8-6-5
№ 4 4-1-6-9 3-8-7-5
№ 5 7-8-4-2-3 2-5-9-1-8
Обратный счет:
№ 2 1-8 6-4
№ 3 9-3-1 8-6-4
№ 4 6-7-9-2 8-1-3-5
Ориентировка в понятиях “право-лево”;
1. Простая ориентировка. Инструкция: “Подними левую руку (начинать обязательно с левой), покажи левую ногу, правый глаз”. Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет – прекращают.
2. Речевая проба Хеда. Инструкция: “Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой — за правое ухо, правой рукой — за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз”.
Составление рассказов по серии картинок.
Ребенку предъявляется рассказ в 2 картинках (удобен для использования рассказ о курице, цыплятах и самоварной трубе из книги Н. Радлова “Рассказы в картинках”). В рассказе на первой картинке изображены: курица, которая вывела 4 желтых цыплят на прогулку, и лежащая на земле самоварная труба, в которую один из цыплят заглядывает. На второй картинке удивленная курица, оглянувшись, видит, что трое цыплят вылезли из трубы черными, а четвертый, еще желтый, цыпленок заглядывает в нее.
Инструкция: “Посмотри! На этих картинках нарисован небольшой рассказик. Расскажи: про что здесь нарисовано? Составь рассказ по этим картинкам”.
Если ребенок не может самостоятельно составить рассказ или вместо него перечисляет изображенные предметы, то нужно задать наводящие вопросы. После того как ребенок закончил рассказ, задается вопрос: “Объясни: почему цыплята стали черными?”
При обследовании детей 6.5-7.5 лет без грубой речевой патологии суммируются следующие три оценки: за “Рядоговорение”, “Повторение цифр”, “Ритмы”. Сумма баллов, превышающая 5, свидетельствует о предрасположенности к дислексии.
Для примера приведены данные обследования первоклассников одной из школ города
№ | Название теста | Число детей не выполнивших тест, % 2013-2014 год |
Число детей не выполнивших тест, % 2014-2015год |
1 | Рядоговорение | 25% | 28% |
2 | Ритмы | 27% | 22% |
3 | “Кулак-ребро-ладонь” | 20% | 24% |
4 | Повторение цифр | 37% | 25% |
5 | Ориентировка “право-лево” | 31% | 31% |
6 | Составление рассказа по серии картинкам | 68% | 54% |
В целом, по результатам обследования в 2013-2014 уч. году было выявлено 20 детей “группы риска”, что составляет 37 % от общего количества первоклассников.
В 2014-2015 уч. году было выявлено 16 человек “группы риска” что составило 24% от общего количества первоклассников.
Таким образом, обследование с помощью МРВД – это лишь первый этап в выявлении патологии. Отобранная группа детей с повышенным риском проходит ряд психолого-педагогических и логопедических мероприятий, направленных на предупреждение дислексических расстройств.
Литература.
- Корнев А.Н. О возрастной динамике дислексии у детей и прогнозе его компенсации. Л. 1986 г.
- Корнев А.Н. Нейропсихологические методы исследования СПб., 1991 г.
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб., 2003г.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.