Небольшая пошаговая инструкция по использованию микрофона и программы REW. С помощью нее можно узнать, как ваша комната влияет на звучание аудиосистемы. Посмотрим по шагам, как легко начать измерять звук в вашей комнате, анализировать результаты измерений в REW и улучшать звучание.
Введение
Предупреждение. Моя пошаговая инструкция REW для совсем новичков. Я многое сильно упростил. В сети можно найти множество обучающих видео, которые более полно раскрывают процесс. Но для самого первого погружения, думаю, будет полезно.
REW на первый взгляд кажется сильно перегруженной разными кнопками и настройками. Только на одном экране измерений более 30 разных полей ввода, кнопок и других управляющих элементов. У новичка сразу возникает законный вопрос, как во всем этом разобраться? На самом деле в большинстве случаев достаточно минимальных настроек. Моя цель показать вам основные и самые важные.
Итак, мы хотим проверить качество звучания аудиосистемы и влияние комнаты на него в точке прослушивания. Что для этого нужно?
1. Программа REW (Room EQ Wizard), скачивается бесплатно.
https://www.roomeqwizard.com
2. Измерительный USB микрофон. Например, популярный Umik-1 стоит примерно 15 тыс.
3. Файлы калибровки для микрофона. Для Umik скачивается с сайта производителя по серийнику.
4. Стойка для микрофона. Тут разброс от тысячи рублей до бесконечности.
5. Проигрыватель, подключенный к усилителю, который умеет воспроизводить FLAC в Hi-Res с флэшки или по локальной сети.
6. Компьютер (Mac или Windows) с USB входом для подключение микрофона и запуска REW.
Устанавливаем микрофон в точке прослушивания. Капсюль микрофона должен находиться точно между вашими ушами, если бы вы сидели на месте прослушивания. Дальше два варианта:
1. Капсюль смотрит вперед. Он должен быть строго параллелен плоскости между двумя колонками и направлен строго на динамики акустики. Очень тщательно проверяем, чтобы не было перекосов.
2. Капсюль смотрит перпендикулярно вверх. Тоже ставим максимально ровно.
Что лучше — 1 или 2? Для свиптона мне больше нравится первый вариант. Результаты измерения лучше соответствуют ощущениям на слух. Но тут дело вкуса и вашей комнаты. Можно поэкспериментировать и выбрать предпочтительный для вас.
Создание измерительного сигнала
Подключаем микрофон и запускаем REW. Первым делом надо создать файл с сигналом для измерения (свиптон). Нажимаем кнопку Generator.
В окне генерации выбираем Sweeps. Далее указываем тип Measurement и диапазон 20 — 20000 Гц. Длительность от 3 до 10 секунд. Я особой точности с длинным сигналом не увидел, поэтому выбрал 3 с. Так быстрее и меньше действует на нервы мне и соседям.
Жмем кнопку Save to file. Выбираем левый и правый канал одновременно. Формат 24/96. Можно и меньше. Обязательно ставим галочку Add Timing Ref. Это нужно, чтобы в начало и конец свиптона добавился спецсигнал для начала/окончания измерения. Дальше жмем Wav и сохраняем файл на флешку или на сетевой диск.
Настройка REW
Далее делаем общие настройки. На закладке Soundcard указываем частоту дискретизации Sample Rate. Она должна совпадать с частотой свиптона из предыдущего шага. В списке Input Device выбираем наш микрофон (например, у меня Umik-2).
Все. Остальное не трогаем.
На закладке Cal Files выбираем калибровочный файл для вашего микрофона. Их можно скачать с сайта производителя. Если будете измерять горизонтально, то один файл. Если вертикально, то другой. Он обычно имеет пометку 90deg. В моем примере выбран файл для 90 градусов, т.е. для вертикального положения.
Калибровочные файлы обязательны! Без них все получится криво-косо, особенно на высоких частотах.
Измерение свиптоном
Вот и все настройки REW. Правда, элементарно? Теперь можно приступать к измерениям. Жмем кнопку Measure.
Выбираем наш файл со свиптоном по кнопке Browse. Указываем в поле Input микрофон. Загружаем калибровочный файл. Я буду измерять горизонтально, поэтому выбрал файл для этого положения микрофона. Дальше нажимаем Start.
Теперь осталось проиграть наш файл на проигрывателе. Но перед этим убедитесь, что в комнате абсолютная тишина. Скажем, если во время измерений под окном проехала машина, то перемеряем заново. В общем, плотно закрываем окна, выключаем холодильник, кондиционер и т.д.
Главный вопрос, какую громкость выбрать? Должно быть достаточно громко, громче ваше обычного прослушивания. Но и на максимум выкручивать не стоит, можно повредить акустику или ваши уши. Сам REW рекомендует 75 дБ. Я обычно измеряю на 80 дБ. Это 40% громкости моего 120 ваттного на 8 Ом усилителя. Слушаю я обычно на 30% и даже тише.
Анализ АЧХ в REW после измерения
Виууу, 3 секунды и готово! Сейчас мы узнаем как звучит наша система, и как
все портит
на нее влияет комната. Сразу переключаемся с первой закладки SPL & Phase на просто All SPL. Т.е. фазу для первого раза пропустим и переключимся сразу на АЧХ. Так, и что эта расческа на All SPL значит?
А ничего не значит. Нам надо сгладить кривую АЧХ. Заходим в настройки Actions. Выбираем сглаживание. Тут два самых ходовых вариант. 1/12 — для более детального представления. Полезно при анализе баса, там нужна точность.
Psychoacoustic — примерно соответствует тому, как мы слышим кривую. Полезно для анализа средних и высоких частот. Также полезный вариант — Var smoothing. Он показывает бас с большим разрешением, а СЧ и ВЧ с психоакустическим сглаживанием.
Вот так звучит моя система (Arcam SA30 + JBL 4309). Сразу видна большая комнатная мода на 40 Гц. Бас сильно неравномерный. На нижней середине провал, а район 1 кГц наоборот с подъемом. Кроссовер дает яму как раз на области типичного вокала. ВЧ выше 8 кГц явно завалены. Продаю систему!
Как же так получается? Ведь мой источник и усилитель абсолютно линейны, да и акустика относительно ровная? Ну, вот так работает комната без акустической обработки, точнее отражения и поглощения от ее стен, пола, мебели и т.п. Так в любой, не только моей. В общем, каждая неподготовленная комната — это эквалайзер, только слегка сошедший с ума.
Но главное, благодаря REW, мы теперь понимаем, где у нас проблемы. Конечно, на слух это тоже можно определить. Звучит глуховато, самый нижний бас явно раздут, середина слишком подсвеченная, а нижняя провалена. Но точно по частотам картину можно увидеть только в REW. А дальше уже думать, как с этим бороться.
Как должна выглядеть идеальная домашняя кривая АЧХ? Единого варианта здесь не существует. Важно, что абсолютно плоская АЧХ для нашего слуха звучит слишком худосочно на НЧ и ярко на ВЧ. Поэтому исследования Хармана, Bruel and Kjaer и других компаний и институтов показывают, что нашему слуху наиболее приятен подъем на НЧ, затем относительной ровный участок на середине и плавный спуск на ВЧ.
Известно, что наш слух «приглушает» ВЧ и НЧ при тихой громкости. Про это тоже надо помнить. Домашняя кривая, которая отлично звучит на 70-75 дБ, может казаться слишком глухой при тихом прослушивании и наоборот — слишком яркой и басовитой при громком уровне 80 дБ и выше.
Анализ других характеристик аудиосистемы и комнаты в REW
Но оставим пока АЧХ и пройдемся по другим графикам. Будем смотреть представления по умолчанию. Но надо понимать, что многие графики в REW можно и нужно настраивать, чтобы получить из них максимум информации.
Смотрим нелинейные
искажения
. Белый график общий уровень (THD), красный — вторая гармоника, оранжевый — третья. Видим, что сильные искажения коррелируют с провалами АЧХ. Что-то там комната мутит на этих частотах. Например, большой пик в зоне сшивки вуфера и твитера около 2 кГц.
Вторая гармоника считается «лучше» третьей. Как минимум, она лучше маскируется под основной тон, и мы ее меньше замечаем. А вот третью и вообще нечетные слышно гораздо лучше, они могут вносить некоторый неприятный оттенок в звучание. Видно, что в моем случае четная (оранжевая) выше на низах и диапазоне от 1.5 кГц. Но искажения на середине в основном из-за нечетной (красная) гармоники, что не совсем хорошо.
Стандарт Hi-Fi — это про низкие искажения. На эту тему есть разные исследования. Обычно 0,1-0,5% на СЧ и ВЧ — это нормальный уровень. Для баса требования пониже. Считают, что до 3% (-30 дБ) терпимо, но чем меньше, тем лучше. Качественная акустика умеет играть очень громко с низкими искажениями на низах.
У меня кроме некоторых пиков 0,5 — 1% THD держится в районе 0,2 %. Это неплохо для громкости, на которой я измерял. Из явного криминала — пик на частоте кроссовера почти 1%. Эта частота (2 кГц), на которой наш слух очень разборчив.
Также в этом окне можно посмотреть уровень шума. Я убрал этот график для упрощения. Конечо, если у вас шум выше уровня искажений, то смотреть THD в таких областях не имеет смысла.
Импульс
. Здесь можно посмотреть, какими порциями до вас долетает звук. На импульс могут влиять паразитные колебания динамика, комнатные отражения, резонансы кабинетов акустики и т.д. У меня что-то мощное в 40% от исходного звука прилетает в первые 2 мс. Чем больше размазня на этом графике, тем менее четкий у вас звук. Ранние отражения делают из звука кашу, портят фазу, смазывают сцену.
У импульса много представлений графика. Это мощный инструмент. Но для начала ограничимся картинкой по умолчанию. REW позволяет узнать расстояние, которое прошел отраженный сигнал. Надо зажать Cntrl, правую кнопку мыши и провести линию от нуля до нужного пика. Так вы можете вычислить, что портит импульс.
Групповые задержки (GD)
. График показывает, с какой задержкой доходит до микрофона звук на разных частотах. У меня явно тормозит нижний бас на 40 Гц. Он опаздывает почти на 50 мс. Полезный график, если используете саб. Он может давать большие задержки, которые тут будет видно.
RT60
показывает, как быстро у вас в комнате затухает звук. Менее 200 мс — у вас очень заглушенная комната. Более 500 мс — слишком гулкая. По графику видно, что у меня скорее гулкая. Особенно на средних частотах. Надо прикупить ковер и больше мебели!
Clarity
— четкость звучания. Здесь лучше переключиться на дефиницию (D50). Считается, что Hi-Fi — это, когда D50 выше 90%. Т.е. у вас 90% энергии звука должны выстреливаться в первые 50 мс. Если сильно ниже, то звук кажется размазанным, слишком мягким. У меня провальчик на низах. Но в целом терпимо для неподготовленной комнаты.
Один из самых полезных после АЧХ графиков REW — это
спектрограмма
. Особенно для анализа низких частот. По ней сразу видно на каких частотах у вас гул. У меня бас на 40 Гц чуть ли не полсекунды затухает. В остальном более-менее, явных хвостов нет.
Спектрограмма имеет множество представлений. Для первого измерения сильно погружаться не будем. Но рекомендую изучить вопрос. Покажу только вид с нормировкой пиков по частотам. Тут хорошо видно, как выгибается график на 40 Гц. Т.е. нижний бас мало того, что гудит, так еще и тормозит. Ну, и видно, что середина довольно гулкая. Экспериментальным путем я установил, что это отражения от голого пола без ковра.
Что делать после анализа измерений в REW
Ну, ОК. Получили мы эти графики, и что с ними делать? Дальше двигаем колонки, вешаем поглощающие панели, ставим ловушки, меняем точку прослушивания и т.д. Каждое изменение проверяем по новым измерениям.
А если, как мне, не повезло и нет возможности изменить расстановку и акустически обработать комнату? Здесь могут помочь системы румкоррекции и параметрический эквалайзер. Например, у усилителей Lyngdorf 1120 и 3400, NAD M10 и M33, Arcam SA30 и др. есть встроенные системы коррекции помещения. Хороший параметрик есть в Roon или Audirvana. Ну и т.п.
Один из самых простых и при этом действенных способов улучшить звучание системы в комнате — это эквализация. Выше мы получили АЧХ по свиптону, идем настраивать эквалайзер? Нет. Измерения в одной точке для эквализации недостаточно. Сейчас покажу, почему. Сдвигаем микрофон на 1 см. Упс, ВЧ уехали, картина поменялась.
Да, из-за отражений и малой длины волны картина на ВЧ и где-то до 1 кГц сильно меняется при малейших сдвигах микрофона. А вы же не сидите ровно в одном положении. Да, и уши у нас не в центре головы.
Вот, кстати, научное объяснение, почему люди реально слышат разницу в звучании разных силовых или USB кабелях и при прочих сомнительных «улучшениях». Переставил кабель, сел на пару см левее или ближе — все, уже объективно звучит по-другому из-за интерференции на ВЧ.
Внеклассное чтение на тему мифов и реальности в Hi-Fi:
Можно ли измерить качество звука или кто такие объективисты
Так что для эквализации надо проводить несколько измерений в разных точка вокруг идеального центра прослушивания. Затем все это усреднять в REW. Сколько надо измерений? Например, Dirac рекомендует минимум 9. Одно в центре условного куба. И 8 по его углам. Но это только один из подходов, тут есть только одно правило, больше — лучше. Но это же очень долго и сложно?
Измерение методом MMM
К счастью есть более быстрый способ узнать точную картину в районе ваших ушей, одним измерением. Называется такой подход Moving Mic Method (MMM) — метод двигающегося микрофона. Расскажу коротко о нем.
Проигрываем розовый шум. В это время медленно водим микрофоном в зоне прослушивания и записываем RTA в REW. Затем REW строит усредненную кривую АЧХ по результатам записи. Посмотрите, как известный специалист по акустике Эрин делает это. Примерно на 8:30. Он сидит в точке прослушивания, немного отклонившись, и водит микрофоном между ушами, даже чуть шире. Но техники есть разные. Еще раз рекомендую посмотреть видео.
Попробуем МММ в моей комнате. Первым делом нам снова нужен файл с периодичным (важно) розовым шумом. Создаем его в REW через генератор с настройками, как у меня на экране. Сохраняем Wav и передаем его на проигрыватель (через флешку или по сети).
Затем настраиваем RTA. Я использую такие настройки. Mode 1/48, без сглаживания, FFT 64K, усреднение Forever, окно Rectangular.
Запускаем на проигрывателе наш файл с розовым шумом. Не забываем выставить в настройках правильный калибровочный файл в зависимости, как вы будете держать микрофон вперед или вверх. Дальше включаем запись в окне RTA. Сколько времени нужно? Сами увидите. Когда кривая почти перестанет меняться, значит прошло достаточно усреднений. Я трачу на это секунд 30.
Останавливаем запись, выключаем розовый шум, жмем кнопку Current. Дальше кривая АЧХ появляется в основном окне. И, как и свиптон, ее нада сгладить. См. выше. Увы, Moving mic позволяет анализировать только частотный отклик. Все остальные графики REW можно получить только свиптоном.
Эквализация на основе REW
Можно провести несколько измерений и убедиться, что результаты очень точно совпадают. В этом сила MMM. А теперь-то, после усреднения тем или иным методом можно крутить эквалайзер, исправляя свою кривую комнату? Можно, но осторожно. Дело в том, что комната по-разном влияет на звук на разных частотах, а значит и с разной длиной волны. Упрощенно, на басу звук ведет себя, как волна, выше — как луч. Частота, на которой происходит переход, зависит от размера комнаты и называется частота Шредера. Для типовых комнат она в районе 300 Гц.
Ниже этой частоты комната доминирует, а наш слух с трудом отличает, где звук от колонок, а где отражения. Волны складываются в единое целое, как будто волна от колонок суммируется с пиками и спадами отражений от стен. И наш слух эту подмену не замечает. Слишком большая тут длина волны по сравнению с расстоянием между ушами.
На картинке видим, что если отражение попало в противофазу с прямым звуком, то бас будет «обнуляться» (голубой график). Пик прямой волны наложиться на спад отражения. И наоборот. Если отражения попали в фазу, то будет усиления баса. Мы можем смело эквализовать низы по REW, т.к. микрофон и наши уши «слышат» этот диапазон одинаково.
На СЧ и ВЧ наш слух уже уже лучше локализует источник звука. Расстояние между нашими ушами уже сопоставимо с длиной волны на этих частотах. Мозг понимает, откуда прилетело: напрямую от динамика или это отраженный луч от мебели или стен. На картинке видно, что прямой и отраженный звук проходят разные расстояния, т.е. отражения приходят на милисекунды позже, «смазывая» звучание. Проблема в том, что в REW по умолчанию прямой и отраженный звуки представлены одной точкой на графике. Почему это плохо для эквализации?
Потому что идеальной акустики не бывает. Прямой луч и луч на 45 градусов могут иметь разную АЧХ! Отражения дают как раз лучи «под градусом». Т.е. у отражений уже другая исходная АЧХ. Именно поэтому ценятся колонки с ровной направленностью. На примере моих JBL. Видно, что на 50 градусах ниже оси твитера 1 кГц уже значительно громче, чем 10 кГц. Хотя по прямой они будут равны. Т.е. отражения от пола будут с большим подъемом на 1 кГц, чем прямой звук из динамика.
Таким образом, уменьшая горб или выравнивая провал по REW на условных 1 кГц, мы можем сильно занизить/завысить амплитуду прямого звука. И это будет не сильно приятно на слух. Хотя формально по REW получим прямую линию.
Отсюда вывод. До 300, максимум 500 Гц можно смело эквализовать по REW. Дальше надо еще подсматривать в безэховую АЧХ и диаграмму направленности нашей акустики. Их можно загуглить, если у вас не слишком экзотическая акустика. Например, для моих JBL 4309 АЧХ, как на картинке ниже. Видно, что хорошо бы понизить 1 кГц и прибавить 2 кГц для ровности на середине.
Получить АЧХ именно акустики без учета комнаты на СЧ и ВЧ можно и в домашних условиях. Для этого в REW есть механизм гейтирования. По кнопке IR windows можно игнорировать все звуки позже определенной отсечки по времени. На закладке импульса смотрим, когда к нам прилетает первое отражение и режем измерения чуть раньше, избавляясь от отражений, который прилетают в микрофон на милисекунды позже прямого звука. Но это уже выходит за рамки нашего начального курса.
Итак, общие рекомендации по эквализации примерно такие:
1. Чем меньше точек коррекции АЧХ, тем лучше
2. Не делайте высокую добротность (Q). Максимум 5, на ВЧ не больше 1-2. Т.е. не рисуйте очень острых и высоких пиков или провалов.
3. В идеале ограничьте коррекцию по данным REW диапазоном 20 — 300 Гц, максимум 500 Гц. «Насилие» в эквалайзере над комнатой на средних и высоких частотах может привести к неестественному звучанию.
4. Выше этой граничной частоты Шредера лучше эквализовать не по REW, а по АЧХ и направленности акустики в безэховой камере.
5. Не исправляйте глубокие и узкие провалы в кривой.
6. Явные горбы и пики, наоборот, лучше срезать. Особенно на НЧ, где они лучше слышны.
7. Плоская АЧХ на краях обычно плохо звучит, т.е. в линейку не надо. Будет слишком ярко на ВЧ и худосочно на НЧ. Подъем на НЧ, ровная середина и небольшой плавный завал на ВЧ — ОК.
8. Выслушивайте, сравнивайте разные результаты, особенно на СЧ и ВЧ. В конечном итоге мы занимаемся эквализацией не ради абстрактной ровной кривой, а ради хорошего звука, т.е. приятного нашему слуху.
9. Не забываем про кривые равной громкости. Наш слух по разному реагирует на частоты при разном уровне громкости. Упрощенно, для тихого прослушивания нужно прибавлять ВЧ и НЧ. Т.е. в идеале хорошо иметь несколько настроек эквалайзера для определенного уровня громкости.
REW умеет автоматом выдавать настройки эквалайзера для заданного измерения и выбранной целевой кривой (кнопка EQ). Но, пожалуй, уже не будем в это погружаться. Это немного за рамками введения в REW.
Так что здесь я закончу свой краткий обзор возможностей REW. Я показал только верхушку айсберга, сильно все упрощая. Но для начала, надеюсь, будет полезно.
(c) kolllak.livejournal.com
-
#1
Сайт программы.
Сcылка для скачивания версии windows 64:
Обучение Room EQ Wizard
Хорошее видео о «Как измерить импеданс и параметры Тиля-Смолла динамика» используя REW
Последнее редактирование:
Сергей ДВ
-
#3
Это просто хорошая новость.
В этом видео вы увидите как измерить акустику помещения, чем это делать и две самые важные вещи которые измеряются. видео смотрите здесь:
Справка по REW V5.20 и его машинный перевод.
-
REW5_20help.pdf
12 MB
· Просмотры: 755
-
REW V5.2 ru.zip
11.9 MB
· Просмотры: 1,031
-
#4
Блин, помню что долго экспериментировал. Помню что «не зашло»
А почему — не помню…
Сергей ДВ
-
#5
Появился осциллоскоп. Теперь не нужна Spectra. И Арта. От слова совсем.
Управление улучшилось кардинально. Арта ползет ползет дааа-алеко в обозе.
-
#6
Появился осциллоскоп. Теперь не нужна Spectra. И Арта. От слова совсем.
Управление улучшилось кардинально. Арта ползет ползет дааа-алеко в обозе.
Вы о некой программе?
Или осциллограф настоящий..
-
#7
«Scope эмулирует двухканальный осциллограф с дополнительным математическим каналом. Он обеспечивает просмотр аудиоданных в реальном времени на измерительном и опорном каналах. Каналы имеют цветовую маркировку: синий — CH1 (измерительный канал), желтый — CH2 (опорный канал) и зеленый — математический канал. REW захватывает входные данные блоками по 8k выборок, поэтому прицел получает блоки выборок за раз, что делает его поведение несколько отличным от поведения аппаратного прицела.»
Стр. 98 мануала.
Обновление до v5.20.8
«The current version is V5.20.8, revised 22nd May 2022.»
Последнее редактирование:
-
#8
V5.20.9 25th June 2022
- Added IMD versus level to the stepped sine test options
- Distortion overlay graph can now plot overlays for stepped level measurements, provided the selected measurements are all stepped level of the same type (THD or IMD)
- Added horizontal and DC offset controls to the scope
- Added buttons to select the colours for the scope traces
- Added an option to invert the second output channel of the generator
- Added an RTA distortion settings option to highlight the region that contributes to the fundamental power calculation for THD and THD+N
- Added a View preference to disable tooltips
- Added a button on the View preferences to bring up the table of default trace colours
- Bug fix: Scope trigger level and hysteresis voltage labels did not update when the trigger channel voltage scale changed
- Bug fix: Stepped level measurements viewed with the «Full scale sine rms is 0 dBFS» option not selected were not plotted correctly on the Distortion graph if the X axis was voltage or power, X axis voltage values were 3 dB too high and power values 6 dB too high
- Bug fix: Exporting distortion data as text did not work for stepped level measurements with distortion plotted against input rather than against generator level
- Bug fix: Values entered in the t=0 offset label field and impedance reference cal resistor value field were only accepted if dot was used as the decimal delimiter instead of parsing according to the locale
- Bug fix: Input/output selection may not have worked properly when two or more interfaces of the same type were connected
- Bug fix: Individual input traces of a multi-input RTA capture were not drawn with the correct offset when using the dBc axis setting
- Добавлены интермодуляционные искажения в зависимости от уровня в параметры теста ступенчатого синуса.
- График наложения искажений теперь может отображать наложения для ступенчатых измерений уровня, при условии, что все выбранные измерения являются ступенчатыми уровнями одного типа (THD или IMD).
- В осциллоскоп добавлены элементы управления по горизонтали и постоянному смещению.
- Добавлены кнопки для выбора цвета трасс осциллоскопа.
- Добавлена возможность инвертировать второй выходной канал генератора.
- Добавлен параметр настроек искажения RTA, чтобы выделить область, которая способствует расчету основной мощности для THD и THD+N.
- Добавлен параметр «Вид», чтобы отключить всплывающие подсказки.
- Добавлена кнопка в настройках просмотра, чтобы открыть таблицу цветов трассировки по умолчанию.
- Исправление ошибки: метки уровня запуска Scope и напряжения гистерезиса не обновлялись при изменении шкалы напряжения канала запуска.
- Исправление ошибки: ступенчатые измерения уровня, просматриваемые с не выбранной опцией «Полная шкала синусоидального среднеквадратичного значения равна 0 дБ полной шкалы», отображались некорректно на графике искажений, если по оси X отображалось напряжение или мощность, значения напряжения по оси X были на 3 дБ выше, а значения мощности 6 дБ слишком высоко.
- Исправление ошибки: экспорт данных искажения в виде текста не работал для ступенчатых измерений уровня, когда искажение отображалось на входе, а не на уровне генератора.
- Исправление ошибки: значения, введенные в поле метки смещения t=0 и поле значения калибровочного резистора импеданса, принимались только в том случае, если в качестве десятичного разделителя использовалась точка вместо синтаксического анализа в соответствии с локалью.
- Исправление ошибки: выбор входа/выхода мог работать некорректно при подключении двух или более интерфейсов одного типа.
- Исправление ошибки: отдельные входные трассы захвата RTA с несколькими входами не отображались с правильным смещением при использовании настройки оси dBc.
V5.20.13 26th September 2022
REW revision history
V5.20.13 26 сентября 2022 г.
- Исправление ошибки: сохранение загруженного набора измерений с некоторыми новыми измерениями могло вызвать исключение
V5.20.12 24 сентября 2022 г.
- Обновление Pro: кнопка калибровки уровня входного сигнала RTA позволяет выполнять калибровку входного напряжения полной шкалы для любого или всех текущих входных каналов.
- В меню «Инструменты» добавлен частотомер.
- Добавлена опция эталона синхронизации, которая использует петлю как для синхронизации, так и для компенсации частотной характеристики петли обратной связи измерительной системы.
- Добавлена кнопка настроек для ввода данных микрофона в настройках файлов калибровки с полями для прямого ввода масштабирования SPL или полной шкалы синуса Vrms для каждого входа.
- Добавлен параметр Виртуальный сбалансированный вход, который вычитает второй вход из входного сигнала измерения и масштабирует результат на 0,5. Это моделирует поведение сбалансированного входа и подходит, если сбалансированный вход управляется инвертированным сигналом (например, при выборе параметра Инвертировать второй выход на генераторе сигналов.
- Добавлен многотональный TD+N в опции теста ступенчатого синуса, в тесте используется многотональный сигнал, настроенный на генераторе сигналов REW.
- При сохранении многотонального измерения RTA на графике искажений отображаются основные частоты, минимальный уровень шума (если доступны) и результаты TD+N в зависимости от частоты.
- Многотональные цифры TD+N теперь доступны с использованием любого типа окна, но для получения точных результатов требуется прямоугольное окно (и тот же источник тактового сигнала для генерации и захвата сигнала).
- Когда многотональный сигнал измеряется с помощью прямоугольного окна (требуется для получения точных результатов), RTA может проверять любые ошибки тактовой частоты в захваченных данных, если этот параметр выбран в настройках искажения.
- Показатели RTA THD+N, N и N+D больше не зависят от когерентного усреднения и остаются правильными на основе усреднения амплитуды (среднеквадратичное значение), когерентное усреднение влияет только на значения THD и уровня гармоник.
- Добавлена возможность перезапустить захват RTA, если генератор сигналов запущен или работает и его настройки изменены во время использования RTA.
- Добавлен необязательный коэффициент регуляризации для использования во время арифметического деления или инверсии трассировки, а также необязательные ограничения частоты для применения к операции.
- Добавлен целевой уровень для использования с операцией арифметической инверсии трассы с возможностью автоматической установки уровня на основе среднего уровня измерения.
- Добавлена возможность исключать части ответа, которые выглядят как вырезы, из операции арифметической инверсии трассировки.
- Уровни результатов арифметических операций трассировки 1/A и 1/B корректируются таким образом, чтобы уровень инвертируемого отклика сохранялся при умножении на обратный
- Если проводить арифметические вычисления по одному измерению с импульсной характеристикой, а одно без результата будет иметь импульсную характеристику. Это может быть использовано для применения корректировки целевого отклика к IR.
- Добавлена арифметическая операция сопряженной трассировки A*B (взаимная корреляция).
- Добавлено новое действие измерения на графике All SPL, чтобы объединить файлы калибровки измерения с его импульсной характеристикой, создав новое измерение без файлов калибровки.
- Установите окна ИК так, чтобы они покрывали весь диапазон результата операции арифметического деления трассировки.
- Добавлен этап экспорта ответов симулятора комнаты.
- Добавлена возможность ограничить полосой выборочные значения, создаваемые генератором прямоугольных импульсов.
- В генератор добавлен пилообразный сигнал
- Предотвращено получение результатов оценки задержки IR, которые помещают пик отклика до t = 0 (может произойти, если более поздняя часть отклика лучше коррелирует с минимальной фазовой характеристикой).
- Добавлено сочетание клавиш Ctrl+Alt+P для перемещения пика ИК на 20% пути по графику импульса в качестве быстрого способа найти пик при увеличении.
- Добавлен параметр «Просмотр», чтобы отображать соотношение сторон дБ/декада графиков частотных характеристик в правом нижнем углу, когда курсор находится над графиком.
- Добавлены настройки просмотра для применения выбранного соотношения сторон при нажатии кнопки предустановки частотного диапазона.
- Добавлен параметр «Вид», чтобы использовать более толстые дорожки при выделении.
- Когда трасса выделена, ее имя отображается внизу графика.
- Добавлен параметр анализа, чтобы гарантировать, что t=0 соответствует моменту выборки при любом изменении t=0.
- Разрешить отрицательный наклон в настройках целевой кривой комнаты эквалайзера
- Добавлены параметры единиц измерения V/sqrt(Hz) по оси Y для графиков SPL & Phase и Overlay SPL, чтобы обеспечить просмотр результатов амплитудной спектральной плотности для захваченных измерений RTA. Амплитудная спектральная плотность доступна только для измерений RTA.
- Добавлена дополнительная цифра для отображаемых значений напряжения
- Настройки защиты перенесены в левую часть диалогового окна «Измерение».
- Добавлена настройка звуковой карты для обработки 32-битных форматов семплов как несущих 24-битные данные.
- Разрешить более широкий диапазон настройки скорости звука для размещения сред, отличных от воздуха.
- REW сохраняет последние 7 дней измерений во временной папке, удаляя при запуске все измерения старше 7 дней. Если REW не выключился нормально, он предложит загрузить любые измерения, которые были сделаны с момента его последнего запуска.
- Добавлены флажки в панели управления FlexASIO для монопольного режима при использовании WASAPI.
- Добавлен пункт меню «Экспорт» и действие «Задачи фильтра» для сохранения настроек фильтра эквалайзера в виде форматированного текстового файла с заголовком и использованием разделителя текста «Экспорт» для разделения полей.
- На панели фильтров эквалайзера добавлена кнопка для копирования настроек фильтра в буфер обмена в текстовом формате, который можно вставить в электронную таблицу.
- Разрешить экспортировать минимальный уровень шума при экспорте данных искажения измерения развертки в виде текста
- Изменен порядок каналов по умолчанию для вывода, поэтому BL и BR появляются перед SL и SR.
- Предупреждать, если в файле калибровки есть запись Sens Factor, но вход не является распознанным USB-микрофоном.
- На графике наложения Distortion отображать выбранный параметр в левом нижнем углу графика, а не в имени каждой трассы.
- Добавлена опция захвата изображения, позволяющая поместить имя измерения в комментарий к изображению, и возможность использовать имя измерения в качестве имени файла по умолчанию для сохраненного изображения.
- Размер панели легенды наложенных графиков (включая All SPL) можно изменить, перетащив ее верхнюю границу.
- Добавлены новые записи правой кнопкой мыши для панелей легенды наложенных графиков, одна для установки выбранного цвета для всех выбранных измерений, одна для сохранения выбранных измерений в файл и одна для удаления выбранных измерений
- Исправлена ошибка: ось SPL и фазы Y возвращалась к SPL при переключении на другой график и обратно.
- Исправление ошибки: показатель длительности развертки измерения генератора сигналов может обновляться некорректно, чтобы отражать частоту дискретизации волны при настройке развертки для сохранения в файл.
- Исправление ошибки: управление громкостью ввода всегда было включено при выборе устройства ввода.
- Исправление ошибки: всплывающее окно настроек канала Scope оставалось видимым после вызова диалогового окна цвета трассировки.
- Исправление ошибки: импульсные ответы, импортированные из текстовых файлов, не дополнялись до степени двойки.
- Исправление ошибки: значения RT60 и четкости не отображались в легендах наложенного графика, если только измерения не были предварительно выбраны по отдельности в главном окне REW.
- Исправление ошибки: экспорт данных искажения в виде текста не работал для ступенчатых измерений интермодуляционных искажений.
- Исправление ошибки: записи файлов калибровки микрофона для устройств с драйверами Java, использующих калибровку для каждого канала, имели избыточную запись «Ввод по умолчанию» в качестве последнего канала.
- Исправление ошибки: ступенчатые измерения с SPL в качестве оси Y генерировали исключение
- Исправление ошибки: переключитесь на двойные вычисления для параметра входного фильтра верхних частот, чтобы избежать повышения минимального уровня шума НЧ при высоких уровнях сигнала.
- Исправление ошибки: соответствие цели эквалайзера не учитывало должным образом любые назначенные кроссоверные фильтры.
- Исправление ошибки: опечатка в многотональной таблице коэффициентов NID: 1, 5, 12 должны были быть 1, 5, 13.
- Исправление ошибки: индекс массива выходит за пределы при выполнении арифметических операций с трассировкой для измерений с разными частотами дискретизации, если измерение с более низкой частотой имеет очень длинное окно
- Исправление ошибки: эталонные данные симуляции комнаты предполагали, что сама комната не меняется (например, поглощение), поэтому захват изображения может сбросить эталонную трассировку до последних настроек.
- Исправление ошибки: при экспорте минимальной фазы IR с выбранным параметром «Применить окна» не использовалась настройка левого окна.
V5.20.10 30 июля 2022 г., V5.20.11 4 августа 2022 г.V5.20.10 и V5.20.11 были ранними версиями выпуска V5.20.12.
Последнее редактирование:
-
#9
Программа отличная! Не понимаю, почему ARTA и LIMP мусолят ну очень долго и нудно, а с этой прогой как-то все очень скромненько.
Я тоже раньше ARTAой все измерял, но как попробовал REW, арту что-то не хочется больше включать. Произошло это с подачи Дениса из Азвука. Принцип замеров очень похожий. Прибамбасина, которую вы делали для арты подойдет и тут. Но тут как то более интуитивно понятней что ли. Без лишних наворотов короче. Или может мне только так кажется…
-
#10
Инструкции все таки, иногда надо читать, а не местами. До конца каникул есть забота.
«Окно «Параметры Тиле-Смалла» используется для расчета параметров приводного устройства на основе измерений его импеданса. Предлагаются три метода: герметичная коробка, дополнительная масса и двойная дополнительная масса. Метод двойной добавленной массы взят из статьи «An Added-Mass Measurement Technique for Transducer Parameter Estimation» Jeff Candy and Claus Futtrup, JAES Volume 65 Issue 12 pp. 1005-1016; декабрь 2017 года. Он дает наиболее точные результаты, но все методы зависят от качества измерений.»
-
jaes_preprint_deltamass.pdf
1.9 MB
· Просмотры: 387
-
jaes_preprint_deltamass ru.pdf
1.1 MB
· Просмотры: 426
-
#11
По поводу «
ниточек на люстру
«:
«Каждый метод требует измерения в «свободном воздухе», когда динамик жестко закреплен, без перегородки, и установлен вертикально (т.е. так, чтобы диффузор падал горизонтально, как это происходит в типичной акустической системе). Дополнительные измерения проводятся либо с добавлением массы к диффузору, либо с устройством в герметичном (воздухонепроницаемом!) корпусе (в идеале с объемом немного меньше ожидаемого Vas).»
-
#12
Подскажите,а есть у РЕВ «прогулочный»режим просмотра без запуска импульса, я когда то привык пользоваться Спектрой, там такой режим был.
-
#13
Измеряешь в REW и файлом mdat пользуешься.
-
#14
Файлом, значит это другой режим, скорее всего.Удобнее исследовать все помещение перед началом работ, чем тыкать в неизвестное. То есть погулять с микрофоном.
-
#15
Короче, есть возможность работать с импульсом.
В этой ветке достаточно информации для начало работы с REW.
И вот:
Impulse Responses. Импульс! Перевожу инструкцию REW.
Интерпретация импульсных характеристик — важная часть акустического анализа. Измерение импульсной характеристики может многое рассказать нам о комнате и о том, как в ней будет воспроизводиться звук. Он может показать, какие виды улучшений будут полезны и правильно ли была применена модификация…
dzen.ru
-
#16
Притащили мне 2 USB микрофона. Измерительных с индивидуальными калибровочными файлами. Пока еще не пробовал их. Кто-нибудь знает, можно ли их как-то к REW подцепить? Или к какой-нибудь другой программе?
Притащили мне 2 USB микрофона. Измерительных с индивидуальными калибровочными файлами. Пока еще не пробовал их. Кто-нибудь знает, можно ли их как-то к REW подцепить? Или к какой-нибудь другой программе?
Попробовал. Все оказалось очень просто. Вопрос снят.
-
#17
Всем привет, подскажите в чем косяк, собрал по схеме из мануала приблуду для измерения импеданса. Резистор 5 вт 47 ом проволочный цементный , сделал для подключения в качестве усиления разъём с наушниками. Первую калибровку проходит, 99% от сопротивления результат. На второй калибровке нужно соединить крокодилы на выходе на динамики, и здесь загвоздка, на 2ой вход лупбэк не приходит в замкнутом состоянии и выдает ошибку. В чем может быть проблема?
Всем привет, подскажите в чем косяк, собрал по схеме из мануала приблуду для измерения импеданса. Резистор 5 вт 47 ом проволочный цементный , сделал для подключения в качестве усиления разъём с наушниками. Первую калибровку проходит, 99% от сопротивления результат. На второй калибровке нужно соединить крокодилы на выходе на динамики, и здесь загвоздка, на 2ой вход лупбэк не приходит в замкнутом состоянии и выдает ошибку. В чем может быть проблема?
Странно, поменял местами входы и все заработало, очень странно, все соответствует схеме.
-
#18
Да в ваших сообщениях все странно.
Разъем с наушниками в качестве усиления. Это как?
Первая калибровка проводится на холостом ходу, а вы резистор тыкаете.
Вторая калибровка проводится при коротком замыкании, а вы к динамику подсоединяете.
Входы меняете и все становится «в соответствии со схемой». Значит раньше не в соответствии было?
Так что-о-а-а…
-
#19
Возможно не так описал. Первая калибровка естественно без динамика на конце, вторая с замыканием, третья с резистором 33 ом. На схеме оказывается указаны выходы сзади левый и правый, а я подключаю спереди, соответственно надо наоборот. Все калибровки прошел, замеряю ВЧ динамик, показывает странный импеданс, или это норма для маленького автомобильного вч динамика? Больше пока замерить нечего, только начинаю вникать, уж простите за сумбур.
-
Kia HF.jpg
78.4 KB
· Просмотры: 155
-
#20
Да уж, импеданс более, чем странный. Для любого динамика. Нету резонанса. Куды он подевался? Либо вы не динамик измеряете, либо в «консерватории» что-то подправить надо.
-
#21
Да уж, импеданс более, чем странный. Для любого динамика. Нету резонанса. Куды он подевался? Либо вы не динамик измеряете, либо в «консерватории» что-то подправить надо.
Вот такой маленький динамик.
Соберу позже провода для измерения от усилка и замерю повторно.
Ох тяжело разобраться… с учетом того, что программа развивается и методика замеров меняется. Много времени ушло на осознание этого… Но это так , оффтоп.
-
IMG20230122213736.jpg
171.4 KB
· Просмотры: 131
-
#22
с учетом того, что программа развивается и методика замеров меняется
Здесь вы преувеличиваете. Я знаю несколько программ даже разных производителей с разными интерфейсами, настройками и пр., которые по сути используют ту же самую методику измерений. На ум приходят LIMP и AudioTester.
-
#23
Вот такой маленький динамик.
Не пьезо ли часом?
-
#24
Возможно не так описал. Первая калибровка естественно без динамика на конце, вторая с замыканием, третья с резистором 33 ом. На схеме оказывается указаны выходы сзади левый и правый, а я подключаю спереди, соответственно надо наоборот. Все калибровки прошел, замеряю ВЧ динамик, показывает странный импеданс, или это норма для маленького автомобильного вч динамика? Больше пока замерить нечего, только начинаю вникать, уж простите за сумбур.
В хате других динамиков не водится? Наушников в том числе?
у пьезы импеданс обязан падать, а не взлетать. И сам взлет собачьего вида.
-
#25
Вроде бы замеряет. Произвел замер динамика микролаб соло 2 мк 2, второй замер с добавленной массой. Почему то сопротивление резонанса низкое. Попробую спаять второй провод с замерами от усилителя, возможно картинка будет немного другой.
А вот замеры через усилок (резистор 33 ома и делитель напряжения). Видимо из за разной подаваемой мощности гуляет частота резонанса, стала ниже добротность, увеличился эквивалентный объем.
В мануале пишут что замеры от усилителя точнее. Какие мысли по этому поводу?
Последнее редактирование модератором:
-
#26
Уважаемый Сергей (KSV) прочитал почти всю вашу ветку. Местами весьма поучительно и интересно, особенно, когда Вы отклоняетесь от основной темы.
Но все-таки, давайте поговорим поближе к теме. Меня интересует такой вопрос. Помните у Шукшина: «Как вы относитесь к проблемме шаманства у народов крайнего севера?»
Так вот, всем известно, что параметры T-S зависят от уровней сигнала (мощности). И иногда прилично зависят, надо сказать. При увеличении мощности параметры улучшаются, приятно лаская взор. Причем у разных динамиков по разному. Видимо это связано с их номинальной мощностью и ростом нелинейности с увеличением сигнала. Сами TS вроде рекомендовали (при жизни) делать измерения на минимальных мощностях, конечно с запасом по шумам. Многие современные «продолжатели» их наследия говорят, что измерения надо делать на тех уровнях, которые являются рабочими для данных динамиков.
Что Вы думаете по этому поводу?
Вот здесь я этот вопрос поднимал. Там ближе к низу.
LIMP software — измерение импеданса/фазы
Хорошо бы иметь измерения с разных расстояний (здесь непонятно с какого), в каком-никаком оформлении, хоть на голимой картонке и с подстройкой измерительного окна (один из доводов за что я критикую Спектралаб для измерений микрофоном, Николай Марков тут объяснит лучше). Цель «лабораторки» была…
ldsound.club
Почитайте дальше, если интересно. А если нет — плюньте слюной. Никто вразумительного ответа вам не даст. Смиритесь.
И дело не в том, усилитель, не усилитель, а в уровне сигнала, подаваемого на динамик. Читайте первоисточники, т. е. самих Тилле со Смолом. Вот как они рекомендуют, так и правильно будет… Наверное. Чисто теоретически. А практически — один черт. Ваши расхождения незначительны. А потом, чего там расчитывать?
Для фазика ваши динамики не годятся. Если только в качестве бубнилок… А в открытом ящике, чем больше ящик, тем лучше. Вот и весь расчет.
Последнее редактирование:
-
#27
Спасибо за разъяснения, дальнейших вектор изучения данного вопроса для меня понятен, хотелось бы вникнуть в суть, а не то что бы за цифрами я гнался.
В защиту микролабов скажу, что конкретно в моей комнате они звучат довольно-таких ровно, без бубнежки, хотя с таким количеством переездов мне удалось их послушать во множестве комнат, в том числе и в акустически подготовленной. Вот график АЧХ в обычной неподготовленной гостинной.
-
Microlab АЧХ.jpg
82.1 KB
· Просмотры: 168
-
#28
Я с этой колонкой не имел дело. Она фазик или ЗЯ? По любому, с такой Qts>1 динамик в фазике будет бубнить. Может и в ЗЯ работать. Но тогда будет ранний завал и тоже подъемчик. Все-таки добротность великовата малость. А может и ничего… Смотря какой объем ящика. Может кому и нравится такой звук. По параметрам это такой супербюджетный динамик. Китайцы такие любят сувать в свои поделки. Не знаю, может он как средник хорош?
Какая АЧХ в реальной комнате на низах — уму это не постижимо. Вот у вас звезды сошлись видимо очень правильно. АЧХ очень даже…неплохая.
Последнее редактирование:
-
#29
ФИ.
Вы все правильно говорите, колонка действительно бубнит на 100-110 гц в небольших помещениях, сейчас у меня помещение побольше, и видимо комнатные моды так удачно совпадают (ради интереса потом смоделирую комнату), что звучат они очень неплохо.
По параметрам это такой супербюджетный динамик.
Как сейчас помню, в 2004 году покупал их за 2000 р, даже тогда это были небольшие деньги.
Новое оформление этому динамику смысла нет делать, а вот уменьшить добротность, приклеив обратный магнит, попробую. Уж больно дорого мне обошлись компоненты для новых пасс. фильтров, приобрел еще не вникнув в тему… ну да ладно.
-
#30
Что интересно, многие воспринимают бубнение положительно, как хорошую отдачу на низах. Для неискушенных оно как бы компенсирует завал на низких частотах. Знаете, ещё говорят, мол «классно басы качает».
Это я по поводу предпочтений. Большинство смертных не являются гурманами в звуке. Производители колонок это прекрасно знают и «шлепают» дешёвые колонки с бюджетными динамиками в угоду вкусам большинства. Как говорится, дёшево и сердито. Любопытно, что и среди них бывают неплохие. Только не благодаря… а вопреки.
Последнее редактирование:
Доброго времени суток, сегодняшняя тема измерений, измерений в помещении, несмотря на кажущуюся сложность, довольно проста в освоении на начальном уровне, чего хватит, наверное, 95% людей.
В этой части мы рассмотрим некоторые принципы, использующиеся при проведении измерений в условиях обычных помещений, и (надеюсь) научимся пользоваться REW, она же Room Eq Wizard, хотя бы на базовом уровне.
Начнём с простого: что мы делаем? Мы определяем передаточную характеристику(и) устройства. Точка.
Как мы это делаем? С помощью обратной связи, в том или ином виде.
Как изменяется наш сигнал? Мы преобразуем цифровой сигнал из источника (генератора) с помощью ЦАПа в аналоговый, который затем подаётся на вход устройства, в нашем случае – вход усилителя (отдельного или интегрированного в АС).
Что происходит дальше? С помощью микрофона мы преобразуем звуковое давление обратно в электрический сигнал (аналоговый, естественно), который затем преобразуется при помощи АЦП обратно в цифровой вид.
Для наглядности:
То есть мы выполняем преобразование цифра-аналог-цифра, просто в определенный момент в эту цепь включается устройство, передаточную характеристику которого нам необходимо узнать.
Что в нашем случае передаточная функция? Передаточная функция системы может быть описана АЧХ (амплитудно-частотная характеристика, FR) и ФЧХ (фазо-частотная характеристика, PR). Связка АЧХ+ФЧХ полностью описывает поведение системы в частотном плане (frequency domain), кроме этого, передаточная функция может быть представлена в виде Impulse Response (IR, или импульс), который описывает поведение системы с точки зрения времени (time domain).
Сразу скажу, что ФЧХ для нас будет бесполезна, так как мы НЕ слышим относительные фазовые сдвиги, тем более в обычном, не безэховом помещении. Я пока не наткнулся ни на одно исследование, где удалось бы доказать слышимость и деградацию звука от нелинейности ФЧХ.
Импульс, сам по себе, также бесполезен «для людей», так как мы его не в состоянии «считать» графически, т.н. по графику «импульса» нельзя понять (без его FFT преобразования) реальное поведение системы. Несмотря на это, вкладка Impulse в REW является одной из ключевых, но об этом позже.
Запомните: АЧХ+ФЧХ == Impulse Response! Зная одно, можно вычислить другое, спасибо быстрому преобразованию Фурье (aka FFT).
Итак, что нас интересует? АЧХ, точнее зависимость АЧХ от положения в пространстве. Как я уже писал, АЧХ АС – это не просто один график…
Что подаётся на вход устройства? На вход подаётся логарифмический свип сигнал (log sweep), т.е. сигнал, у которого удвоение частоты происходит через равные промежутки времени (необходимость в этом следует из принципа работы частотного анализатора, точнее, размера его окна, в то я вдаваться не буду).
Чем мы измеряем? Само «измерение», то есть захват звукового давления происходит с помощью КАЛИБРОВАННОГО измерительного микрофона. Без файла калибровки(коррекции) любой микрофон, даже самый дорогой (https://www.audiosciencereview.com/forum/index.php?threads/i-measured-the-deviation-of-6-earthworks-microphones.40546/) можно использовать только до средних частот, всё что выше непригодно для анализа вследствие естественной неравномерности АЧХ капсюлей. Запомнили.
Надо сказать, что в последнее время появились USB измерительные микрофоны, которые при своей почти копеечной стоимости имеют калибровочные файлы + обладают калибровкой по уровню звукового давления с завода, т.е. софт всегда знает какой уровень давления на входе, что бывает важно при проведении и публикации качественных измерений.
Самый известный USB микрофон такого типа – miniDSP UMIK-1 (https://www.minidsp.com/products/acoustic-measurement/umik-1), ставший уже легендой в DIY кругах. На него стоит обратить внимание, если не планируется использование специализированного интерфейса.
Особо приятно то, что в таком случае не нужно тратиться на внешний интерфейс (пусть даже и дешёвый Behringer за 3к). Для наших измерений в качестве источника подходит встроенные в материнские платы решения! Нам НЕ важно сколько нулей у показателя THD+N встроенного кодека, мы НЕ анализируем нелинейности!
У автора сего опуса имеется связка Komplete Audio 6 mkii (никому не советую) и Sonarworks Xref 20 (советую), ныне Sonarworks SoundID Reference Measurement Microphone, которая будет использоваться для измерений позже.
Хорошо, практически разобрались с железом, но, если не USB микрофон? Аудиоинтерфейс + любой измерительный микрофон с файлом калибровки.
Вот мы и завели нашу обратную связь!
Ещё раз, наша цепь: ЦАП-усилитель-АС-микрофон-предварительный усилитель-АЦП. Часть из этого интегрирована в разные устройства, поэтому физическое расположение этих блоков может быть разным.
Сейчас последует очень важный блок!
Что делать если не понимаешь? Читать мануал! Мануалы REW (https://www.roomeqwizard.com/REWhelp.pdf) и VituixCAD (https://kimmosaunisto.net/Software/VituixCAD/VituixCAD_help_20.html) написаны довольно доступным языком.
У REW имеется шикарный индекс по всем статьям, который последовательно проходит от теории к практике измерений — https://www.roomeqwizard.com/help/help_en-GB/html/index.html
НЕЛЬЗЯ ЗАНИМАТЬСЯ ИЗМЕРЕНИЯМИ НЕ ЗНАЯ, ЧТО И КАК ИЗМЕРЯЕШЬ! Сила в интерпретации, результат будет лишь в случае понимания процесса, благо, основы не так сложны. Имея на руках лишь малый и недорогой набор оборудования можно творить страшные (с точки зрения традиционной аудиофилии вещи).
Пойти по этому пути дальше или нет – ваше решение. Вы ничего не потеряете, но сможете обрести самое главное в нашем хобби: возможность осмысленно подстраивать систему под себя.
На этом предлагаю закончить часть, следующая будет посвящена непосредственно REW, а в последней я «на коленке» проведу измерения и анализ одной очень плохой АС и буквально за пару движений превращу её во что-то вполне сносно играющее.
СЛЕДУЮЩАЯ ЧАСТЬ
Dr.Sound |
Как начать работать с REW / 15-05-2019, 14:14 Сообщение: #1 |
Supermoderator
|
Для начала, рекомендую не пытаться освоить в деталях весь мануал, а «на первых парах» просто запустить программу с соблюдением минимальных необходимых условий. «Ребята, не бойтесь замахиваться на «БОЛЬШОЕ», но перед этим — не забывайте сходить «ПО МАЛЕНЬКОМУ»! (Rodney Dangerfield). |
biggpike |
RE: Как начать работать с REW / 31-05-2019, 13:06 Сообщение: #2 |
Откуда: Репутация: 0 |
попытался замерить помещение с жуткой реверберацией ( как в бане) Прикрепления Изображения
|
Dr.Sound |
RE: Как начать работать с REW / 31-05-2019, 15:58 Сообщение: #3 |
Supermoderator
Откуда: Луганск |
Очевидно, так оно и есть. «Ребята, не бойтесь замахиваться на «БОЛЬШОЕ», но перед этим — не забывайте сходить «ПО МАЛЕНЬКОМУ»! (Rodney Dangerfield). |
Для работы проектов iXBT.com нужны файлы cookie и сервисы аналитики.
Продолжая посещать сайты проектов вы соглашаетесь с нашей
Политикой в отношении файлов cookie
Сегодня я предлагаю немного отойти от тематики обзоров и сосредоточится на том, как в домашних условиях получить ту самую кривую АЧХ, которой так гордятся отечественные и западные блогеры. К примеру, такой уже солидный персонаж как Crinacle на весь мир прославился только лишь тем, что собирал коллекцию АЧХ для разных моделей наушников. Для рядового пользователя данный процесс до сих пор был покрыт мраком тайны и кажется чем-то невероятно сложным и даже загадочным. Однако сегодня я собираюсь сорвать все покровы и научить всех желающих делать подобные измерения, снабдив весь процесс полезными комментариями из собственного почти 10-летнего опыта. Ближе к концу статьи вы вполне сможете составить конкуренцию тому самому Crinacle или любым другим энтузиастам от мира аудио.
Первое, что вам понадобится для работы — это компьютер или ноутбук. Делать измерения со смартфона тоже можно, но уровень программного обеспечения там оставляет желать лучшего. Так что вам понадобится, например, ноутбук на Windows или Macintosh. В качестве программного обеспечения прекрасно подойдет бесплатно распространяемая программа REW, она есть под обе эти операционные системы. Скачиваем ее с официального сайта и устанавливаем на компьютер.
Далее нам понадобится какой-либо измерительный микрофон. То есть микрофон с максимально прямой АЧХ или же файлом ее калибровки. В самом начале для этих целей я приобрел довольно известную в узких кругах модель Behringer ECM8000. Очень неплохой микрофон от немецкой компании с почти идеальной АЧХ. Однако и у него со временем обнаружился минус: все их экземпляры имеют небольшие расхождения, а график, что прикладывают в коробку везде один и тот же. Я знаю, что говорю, у меня на руках было целых три ECM8000 и измерения на них немного, но отличались. То есть решение неплохое, но далеко не идеальное. О файлах калибровки можно даже не говорить, их просто не существует.
Куда более разумным решением будет приобрести специальный микрофон, удовлетворяющий всем современным стандартам искусственного уха. Стоит он почти как Behringer, соответствует стандарту IEC60318-4 и, что еще важнее, имеет в комплекте тот самый файл калибровки, который продавец высылает по номеру устройства. Приобрести такой можно на Алиэкспресс.
Если вы выбрали микрофон типа искусственное ухо, то, в случае внутриканальных наушников делать больше ничего не нужно — наушник устанавливается в соответствующее отверстие в микрофоне.
Ну, а если взяли какой-то другой микрофон, то следует позаботиться о соединительной трубке, как прослойке между микрофоном и амбушюрой наушника. Я перепробовал много разных вариантов и вот такой прозрачный поливочный шланг оказался максимально подходящим. Но есть ряд оговорок, надо соблюсти 25 мм длины этой трубки и отверстие для компенсации. Последним, впрочем, можно пренебречь. Подробнее смотрите стандарт IEC60318-4.
Для вкладышей рекомендуется использовать матерчатую насадку с отверстием, в быту ее называют «бублик» и плотно прижать наушник ко входу микрофона или соединительной трубке, смотря что у вас. В случае же полноразмерных наушников, в любом случае, нужна насадка с силиконовым ухом, которые продаются отдельно. Можно, конечно, что-то «колхозить» из подручных материалов и иногда даже получается точно, но то читая лотерея. Так что полноразмеры требуют дополнительного вложения средств.
Сборка микрофона не должна вызвать вопросов. К Behringer ECM8000 я купил короткий XLR кабель, а для микрофона IEC60318-4 кабель идет в комплекте и соединяется просто поворотом вокруг оси.
Вопрос остается в другом — как это подключить к компьютеру. И здесь я многих разочарую: в 99% случаев встроенный в вашу материнскую плату разъем для микрофона совершенно не годится. Помимо того, что там далеко не прямая АЧХ, так еще и масса вредных для нас искажений. Намного лучше будет приобрести фирменный бюджетный аудиоинтерфейс, например от MOTU или Focusrite. В случае IEC60318-4 нам тот же магазин предлагает очень доступный вариант, так сказать, для комбо. Сам я эту безымянную карточку не пробовал, но блогеры ей пользуются и какой либо существенной разницы с моими измерениями у них не вижу.
Однако тут есть ряд нюансов. Если у вас будет эта карточка и искусственное ухо, то вы в дамках — все готово к работе. Если же у вас ECM8000, то для коммутации с этой безымянной карточкой вам понадобится внешнее питание микрофона на 48 вольт, а это дополнительные траты. Бюджетные аудиоинтерфейсы обычно имеют такое питание, так что с Behringer логично брать именно их. В моем же случае есть IEC60318-4, которому надо 5 вольт и вход для микрофона на аудионтерфейсе MOTU с фантомным питанием на 48 вольт. Просто так все это не заработает и я приобрел соответствующий переходник и подключаюсь через него. Думаю, все необходимые варианты были рассмотрены.
Подготовительный процесс измерений происходит следующим образом:
- включаем компьютер;
- подключаем и включаем звуковую карту;
- подсоединяем микрофон к звуковой карте;
- подключаем к ней же наушники;
- если нужно, подаем фантомное питание 48V;
- устанавливаем наушник в микрофон;
- запускаем программу REW
В данном случае, любой шум в комнате будет влиять на измерения и вы увидите его на индикаторах своей аудиокарты. В случае Macintosh в системных устройствах выберите в качестве активной свою звуковую карту, на которую будет происходить процесс измерений, для Windows — это необязательно. Уровень записи в системе я рекомендую выставлять на максимум и убавлять его соответствующим регулятором на микрофонном входе. Если такового нет, без вариантов, правьте в системе. Архиважно, чтобы при измерениях не было перегруза — следите за красными индикаторами на вашей звуковой карте или в программе REW. Там значения отображаются красным цветом, когда перегруз и зеленым, когда все нормально. Но это я немного забегаю наперед. Постучите, например, по столу и убедитесь, что микрофон работает.
Затем я выключаю кондиционер, закрываю окна, двери, то есть максимально изолирую помещения от любых внешних звуков. Сам микрофон располагаю на мягкой прослойке, просто на стол его положить нельзя — будут проблемы в измерениях.
Запускаем программу REW и первым делом идем в меню Preference-Preference.
Там я переключаю драйвер на ASIO, выбираю свою звуковую карту MOTU M в верхней строке, Sample Rate ставлю на 96 кГц (чем выше, тем лучше), в Output и Timing ставлю тот канал в наушниках, который собираюсь измерять (должен совпадать), а в Input — канал куда подключен микрофон на звуковой карте. У меня это первый (левый) канал в наушниках и первый вход на карточке.
Если же у вас нет ASIO, то выбираем Java, а затем выходное и входное устройство. У меня это Out 1-2 с буфером 32к и канал «L», а на входе In 1-2 с таким же буфером и тоже канал «L». Остальное трогать не нужно.
Здесь же имеется калибровка звуковой карты, но если у вас не встроенная или какой-то непонятный мусор с алиэкпресс, то тоже делать ничего не нужно. Ну, а отчаянно-экономные экспериментаторы, уверен, сами разберутся с калибровкой, там все очень наглядно.
После этого переходим на следующую закладку «Cal Files» и на подсвеченном розовым девайсе (активном) выбираем присланный вам калибровочный файл. Единственное, мне прислали его с расширением «.cal», а я переименовал его в «.txt», иначе у меня он просто не выбирался.
Внутри файла находится таблица коррекции. Мне прислали два варианта на 16 и 24 бита — лучше используйте на 16, он всегда идет по умолчанию. Если же у вас калибровочного файла нет, вы можете составить его сами или же вообще не использовать. При этом, что важно, ваши измерения будут иметь смысл только в контексте сравнения друг с другом, поскольку совершенно неясна их точность. Имейте это в виду.
В программе REW нажимаем на кнопку «Measure», находится вверху слева и соглашаемся «продолжить все равно». Будет время и желание — откалибруете чувствительность, на АЧХ это особо не влияет.
Внутри видим, что сигнал идет. Из важного здесь поле Range (с какой по какую частоту измеряем), в Setting ставим 512к, а в Sample rate — 96 кГц. Можно выставить задержку в секундах и здесь же поменять уже описанные нами в настройках значения для Output, Ref output и Input. Они продублированы для вашего удобства, чтобы лишний раз не копаться в настройках. Из них меняю оба Output при выборе измерения левого или правого канала.
Небольшое уточнение: если в поле Timing выбрать No timing reference, по поле Ref output заполнять не придется.
Ну и все, нажимаем кнопку «Check levels», убеждаемся, что значение зеленого цвета и нажимаем Start. После чего увидим искомый нами график. Если значение красное, то чуть убавляем уровень микрофона в системе или регулятором на карточке.
Сохранить результат в виде картинки можно нажав на кнопку «Capture» с иконкой фотоаппарата.
Если же график не особо красивый, то в меню «Graph» можно выбрать «smoothing» — это уровень сглаживания по октавам. Обычно я его не использую, но можно выбрать 1/12 или 1/24 — чем меньше, тем точнее.
Вот собственно и все, кнопочка внизу позволит включить-отключить график фазы, а на закладке Distortion черная кривая покажет искажения в процентах. Ну и пощелкаете остальные вкладки. Возможностей там много, но в контексте нашей задачи они вас только запутают.
В заключение подчеркну, что графиков лучше снять несколько и выбрать из них лучший, я, например, поправляю амбушюру, несколько раз усаживаю наушник в стенд, чтобы избежать случайной неточности.
Ну вот и все, теперь вы знаете почти все, что по данному вопросу знаю я и точно не меньше, чем в этой же теме разбираются наши или западные блогеры. Настройка делается один раз, так что дальше будет предельно просто: установил наушник в стенд — нажал кнопку — сохранил картинку — готово. Ничего сложного или волшебного во всем этом нет — банальная рутина, даже ребенок справится. Если же вопросы остались, обязательно пишите их в комментарии — доработаем статью.
По вложениям денег, микрофон мне стоил 5500, а их карточку можно добрать за 1500 рублей. Следовательно, чтобы начать делать измерения, вам, помимо компьютера, понадобится 7000 рублей или чуть более 100 долларов. Не такие уж, согласитесь, и траты для оборудования Pro-уровня. Знаю, есть стенды и намного дороже, но опыт показывает, что точность в них хотя и выше, но незначительно. Всем добра и удачных экспериментов с замерами.
P.S. Спустя время добавлю, что Ref output можно не использовать, если переключить значение меню Timing. И еще одно важное дополнение — в моем новом ноутбуке MSI выход для микрофона оказался даже лучше, чем в аудиоинтерфейсе MOTU M4 (меньше шумов). Так что встроенная звуковая карта все-таки может быть использована, но для этого ее надо проверить каким-то аудиоинтерфейсом и, при необходимости, снять корректирующую кривую.
С моими обзорами, по аудио тематике и не только, можно ознакомиться в моем профиле, пообщаться на тему аудио — в телеграмм-чате — syncerchat, а все мои обзоры в телеграмм — syncertech.
ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МИКРОФОН и КАРТА на АЛИЭКСПРЕСС
Реклама:
ООО «АЛИБАБА.КОМ (РУ)» ИНН: 7703380158 erid: 2SDnjdRBhbX