Работа по 44 фз с чего начать пошаговая инструкция

Участие в госзакупках стало сегодня одним из самых эффективных способов получить заказ, причем с гарантированной оплатой из бюджета. А потому интерес к подобным торговым процедурам сильно возрос. Их проведение регламентируется №44-ФЗ. Первая версия Федерального закона принята 05.04.2013, актуальная редакция – 02.07.2021. Отечественное законодательство сложно назвать понятным для восприятия, а потому имеет смысл изложить основные положения №44-ФЗ в варианте «для чайников», то есть обычным языком и без сложных юридических терминов.

Что такое 44-ФЗ простыми словами

Что регулирует и не регулирует 44-ФЗ

Кто имеет право участвовать в госзакупках

Требования к участникам госзакупки

Площадки для проведения госзакупок

Обеспечение заявки, контракта и гарантийных обязательств

Снижение начальной цены госконтракта на 25%

Реестр недобросовестных поставщиков (РПН)

Что такое 44-ФЗ простыми словами

№44-ФЗ определяет правила проведения закупок для обеспечения нужд государства и муниципалитетов. То есть любых учреждений, предприятий, органов власти, деятельность которых финансируется из бюджетов разного уровня – федерального, регионального или местного. Речь идет о таких важных для жизни как государства в целом, так и отдельного человека сферах деятельности, как:

Лучшие предложения по банковским гарантиям

Банк Сумма обеспечения Срок Комиссия
Ингосстрах Банк до 300 млн до 3740 дней от 2.3%
МТС Банк до 50 млн до 1095 дней от 2.7%
ВТБ до 100 млн до 1885 дней от 3%
Сбербанк до 100 млн до 1861 дня от 3.4%
Банк ПСБ до 250 млн до 1888 дней от 2.7%
Банк ЗЕНИТ до 1 млрд до 3600 дней от 3.2%
Альфа-Банк до 500 млн до 3652 дней от 3%

  • образование;
  • здравоохранение;
  • правоохранительные органы, МЧС и другие ведомства исполнительной власти;
  • многочисленные органы двух других ветвей власти – судебной и законодательной;
  • и многое другое, необходимо для нормального функционирования государства.

Целью разработки и внедрения №44-ФЗ стало усиление контроля над расходованием бюджетных средств. Цель законодателей была очевидной – снижение общего уровня затрат. Сегодня, после нескольких лет практического применения Федерального закона, можно утверждать, что она в значительной степени достигнута.

Что регулирует и не регулирует 44-ФЗ

Положения №44-ФЗ регулируют все ключевые аспекты подготовки и проведения государственных закупок, включая:

  • планирование;
  • объявление;
  • отбор исполнителей и поставщиков в рамках конкурентных торговых процедур;
  • заключение государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ или предоставление услуг;
  • контроль над исполнением обязательств в рамках государственных контрактов;
  • общий аудит и мониторинг системы государственных закупок.

Требования рассматриваемого федерального закона распространяются на все виды закупок, которые финансируются из бюджетов разного уровня. Исключение составляют несколько категорий закупок, к числу которых относятся такие:

  • у финансовых организаций, имеющих международный статус;
  • связанные с обеспечением государственной защиты судей, участников судов, должностных и других лиц;
  • драгметаллов и камней с целью пополнения Госфонда;
  • услуг адвокатов для бесплатной помощи в суде;
  • избирательных комиссий для непосредственного проведения референдумов и выборов.

Кто имеет право участвовать в госзакупках

Участники госзакупок делятся на две категории. К первой относятся заказчики, в число которых входят муниципальные и государственные организации. Их основной функцией выступает выставление заказов на торги.

Вторую категорию формируют поставщики, выступающие в статусе юридических лиц или ИП. Их задачей и интересом становится поставка товаров, работ или услуг для удовлетворения государственных или муниципальных нужд.

С некоторой долей условности еще одной категорией участников госзакупок можно назвать операторов ЭТП (электронных торговых площадок). В их функции входит создание условий для ведения закупочной деятельности. Контроль над соблюдением требований №44-ФЗ осуществляются контролирующие органы в лице различных федеральных ведомств и фактически приравненных к ним государственных корпораций, включая ФАС, Минфин, Прокуратуру, Росатом, Роскосмос, Рособоронзаказ и других.

Требования к участникам госзакупки

Единственным требованием к заказчикам госзакупок выступает финансирование из бюджета. Контроль над поставщиками предусматривает намного больше условий, выполнение которых требуется для допуска к участию в торгах. Первым и главным становится статус – ИП или ООО. Не допускаются к участию в госзакупках хозяйствующие субъекты, которые:

  • имеют задолженности по налогам или обязательным сборам в размере, превышающем четверть стоимости активов;
  • включены в реестр недобросовестных поставщиков;
  • находятся на стадии приостановки деятельности;
  • пребывают в процессе банкротства или ликвидации;
  • признаны банкротом;
  • имеют судимость за правонарушения в экономической сфере (распространяется на ИП, руководителей и учредителей ООО).

Наличие любого из перечисленных условий становится основанием для отказа от заключения с поставщиком государственного контракта или отклонения его заявки на участие в госзакупке. Исполнителю предоставлено право обжаловать такое решение в установленном порядке.

Преференции участникам

Актуальная версия базового Федерального закона в области государственных закупок предоставляет преференции двум категориям поставщиков. В первую входят организации инвалидов, а также учреждения системы УИС, во вторую – хозяйствующие субъекты, отнесенные к малому предпринимательству и социально ориентированным НКО. Для каждой из категорий установлены квоты, обязательные для всех видов государственных заказчиков. Дополнительной льготой становится снижение требований по сумме обеспечения заявки.

Виды госзакупок

Важной частью изложения №44-ФЗ для чайников становится перечисление возможных вариантов проведения конкурентной государственной закупки. Актуальная версия законодательства допускает семь видов подобных процедур:

  • три разновидности конкурса – открытый, с ограниченным участием и двухэтапный;
  • электронный аукцион;
  • два вида запросов – котировок и предложений;
  • закупка услуги, товара или работ у единственного поставщика.

Критериями выбора победителя, в зависимости от вида закупки, становится наименьшая цена или оптимальное соотношение стоимости и условия поставки товара/услуг. Самой распространенной формой проведения торгов выступает электронный аукцион. Его отличительными особенностями выступают: открытый и публичный характер, а также определение победителя по критерию низкой цены.

Площадки для проведения госзакупок

Одним из обязательных условий закупочных мероприятий в рамках №44-ФЗ выступает проведение в электронном формате. Законодательство жестко регламентирует перечень ЭТП, допущенных к подобным процедурам. Он размещается в свободном доступе в системе ЕИС закупки и включает на сегодня восемь торговых площадок. Использовать другие онлайн-платформы и сервисы для организации и проведения госзакупок запрещено.

Обеспечение заявки, контракта и гарантийных обязательств

Одним из ключевых условий участия поставщика в госзакупке становится предоставление обеспечения собственных обязательств. На сегодняшний день действует три их разновидности, применяемых на разных стадиях мероприятий:

  • обеспечение заявки подтверждает серьезность намерений участника и предоставляется при «входе» в процедуру;
  • ОИК или обеспечение исполнения государственного контракта требуется при его заключении с заказчиком и выступает в качестве страховки последнего;
  • ОГО или обеспечение гарантийных обязательств позволяет исключить проблемы с качеством поставляемого товара/услуги или производимых работ.

Стандартной формой обеспечения считается банковская гарантия. Она должна быть оформлена в одном из банков, аккредитованных Минфином, и внесена в соответствующий реестр.

Снижение начальной цены госконтракта на 25%

Серьезной проблемой на начальных этапах действия №44-ФЗ стало установление некоторыми далеко не всегда добросовестными поставщиками демпинговых цен. Результатом становился срыв поставки, невозможной по настолько низкой стоимости.

Для защиты от недобросовестной конкуренции введены дополнительные требования к участникам закупки, предложившим снижение цены от начальной на 25% и более. В этом случае назначается повышенное в полтора раза обеспечение контракта. Причем оно рассчитывается от стартовой цены аукциона.

Реестр недобросовестных поставщиков (РПН)

Для защиты заказчиков и добросовестных поставщиков от действий недобросовестных создан реестр последних. Он размещается в свободном доступе в соответствующем разделе ЕИС Закупки и используется для отсеивания потенциально проблемных участников госзакупок. Фактически база данных представляет собой «черный список», попадание в который означает невозможность подачи заявки на электронный аукцион и другие закупочные процедуры в рамках №44-ФЗ в течение двух лет. Основанием для внесения поставщиков в реестр становится решение ФАС, которая занимается его ведением.

Часто задаваемые вопросы

Когда и с какой целью принят №44-ФЗ?

Федеральный закон принят 5 апреля 2013 года. Целью его разработки стало дальнейшее совершенствование правил проведения государственных закупок и снижение бюджетных расходов, направляемых на это.

Какие закупки подпадают под действие положения №44-ФЗ?

Практически все, осуществляемые для удовлетворения потребностей самых разных государственных и муниципальных организаций, включая учреждения исполнительной, законодательной и судебной власти, здравоохранения, образования и т.д.

Кто выступает участником госзакупок?

Выделяют несколько категорий участников госзакупок. Главными выступают две: поставщики и заказчики. Вспомогательные функции выполняют ЭТП, предоставляющие место для проведения торгов, и контролирующие органы, которые следят за соблюдением требований законодательства.

Какие основные критерии выбора победителя госзакупки?

Для большей части конкурентных торговых процедур, например, самой популярной из них – электронного аукциона, главным критерием определения выигравшего участника становится низкая цена. В некоторых случаях основным параметром для сравнения становится оптимальное соотношение цены и условий поставки, предложенных участником.

Если вы впервые участвуете в закупках, наше руководство подскажет, с чего начать подготовку. Разбираем, кто ваши заказчики, где они размещают тендеры и как найти торги быстрее. Объясняем, как подать заявку и что делать после завершения закупки.

Компании, которые частично или полностью принадлежат государству, обязаны проводить тендеры на закупку товаров, работ и услуг. Закупки есть почти в любой сфере, в любом регионе. Деньги на них заложены в бюджете, а для малого бизнеса действуют квоты. Это хорошая возможность расширить бизнес.

Заказчик размещает закупки разными способами, в зависимости от того, по каким критериям будет отбирать поставщика. Также государство установило, что часть товаров можно закупать только аукционом.

Закупка, тендер — это форма размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг. Закупку проводит заказчик с помощью конкурентных или неконкурентных способов отбора поставщиков.

Закупки делят на три группы в зависимости от заказчиков:

  • госзакупки по 44-ФЗ,
  • тендеры по 223-ФЗ,
  • коммерческие закупки.

Госзакупки по 44-ФЗ

Их проводят все государственные и муниципальные организации, которые живут за счет бюджета. Например, больницы, школы, детсады, городские администрации и т. д. 

Такие тендеры проходят по установленным государством правилам. Заказчик публикует план закупок, а после — уведомляет участников о начале тендеров или приглашает их к участию. Поставщики составляют и подают заявки на закупку: изучают извещение (приглашение), готовят необходимые документы и описывают свой товар, работу или услугу — продукция должна подойти под требования заказчика. 

Победителя определяют по самой низкой цене или по заранее озвученным критериям (цена, опыт,  квалификация и т. д.). Закупка завершена, когда контракт заключен, все обязательства исполнены, а исполнитель получил деньги. 

Тендеры по 223-ФЗ

Их проводят:

  • компании с долей государственного имущества от 50%, их «дочки» и «внучки»;
  • естественные монополии (нефтегазовые компании, РЖД и другие);
  • организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (энергетика, водоснабжение);
  • бюджетные учреждения, которые организуют закупки за счет грантов, средств субподряда и собственных денег. 

223-ФЗ дает больше свободы действий. Например, организация может проводить закупки на любой электронной торговой площадке (ЭТП), устанавливать свои критерии отбора победителей и сроки проведения закупок. 

Исключение составляют только закупки у малого и среднего предпринимательства (МСП). Их могут проводить на федеральных ЭТП четырьмя способами: аукцион, конкурс, запрос котировок и предложений. 

Коммерческие закупки

Их проводят частные организации. Нет никаких специальных законов, ограничивающих действия коммерческих заказчиков. Они сами определяют правила проведения закупок и требования к поставщикам. Участники ориентируются на нормы Гражданского кодекса и положение о закупке коммерческого заказчика.

Проще всего зайти в закупки с самых регламентированных тендеров по 44-ФЗ. Государственные организации чаще проводят конкурентные процедуры — конкурсы, аукционы, запросы котировок.

Тендеры по 44-ФЗ обязательно публикуют в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС). При этом электронные процедуры дублируют на одной из восьми федеральных электронных площадок: 

  1. Сбербанк-АСТ

  2. ZakazRF

  3. Росэлторг

  4. РТС-Тендер

  5. Фабрикант

  6. Российский аукционный дом

  7. ЭТП ГПБ

  8. ТЭК-Торг

Закупки по 223-ФЗ публикуют в ЕИС и на электронных площадках, которые соответствуют требованиям заказчика. Заказчик вправе не публиковать тендер в ЕИС, только если:

  • цена закупки не превышает 100 000 руб.
  • цена закупки не превышает 500 000 руб. и годовой оборот заказчика больше 5 млрд руб.

Коммерческие закупки публикуют по усмотрению заказчика на его собственном сайте или на коммерческих торговых площадках.

Откройте дверь в мир торгов с электронной подписью

Получить ЭП

Удобная шпаргалка

ЕИС

Здесь публикуют все закупки по 44 и 223-ФЗ. Закупки от 100 до 500 тыс. руб. публикуются на усмотрение заказчика

Федеральные ЭТП

Здесь проводят все электронные закупки по 44-ФЗ и закупки среди малого и среднего бизнеса по 223-ФЗ

Коммерческие ЭТП

Здесь публикуют и проводят коммерческие закупки и некоторые закупки по 223-ФЗ

Контур.Закупки — сервис для поиска и аналитики тендеров 

Здесь можно найти все госзакупки по 44 и 223-ФЗ + коммерческие тендеры с 300+ ЭТП 

Несколько советов

  • Прежде, чем принимать участие, проверьте, что ваши товары и услуги востребованы в регионе. Найдите закупки по своей отрасли, ОКПД2 или ключевым словам и посмотрите, много ли закупок, кто основные заказчики и конкуренты.
  • Важно правильно подбирать тендеры в ЕИС, на ЭТП или в специальном сервисе — например, в Контур.Закупках. Пишите ключевые слова, которые соответствуют вашей нише, используйте гибкие фильтры — по цене, региону закупки и другим параметрам. Подробнее о том, где можно найти больше тендеров.
  • Учитесь находить скрытые закупки: некоторые заказчики пытаются ограничить круг участников, но эти преграды можно обходить. Подробнее — в статье о серых схемах.
  • Ищите планы-графики: из них можно узнать, на какой месяц заказчик запланировал интересные вам закупки.

Гибко настраиваем поиск тендеров из 300 источников. Помогаем работать с закупками, следить за изменениями в них, анализировать заказчиков и конкурентов.

Попробовать

Извещение о закупке — набор документов, включающий все сведения о закупочной процедуре. Извещения об открытых тендерах доступны всем участникам. Извещения о закрытых закупках напрямую отправляют приглашаемым участникам, их нельзя публиковать в открытых источниках.

Извещение о закупке имеет определенную структуру. Коммерческие организации ориентируются на форму извещения на площадке и могут заполнять не все поля. Заказчики по 44-ФЗ и 223-ФЗ должны заполнять всю информацию, которая позволит поставщику определить, подходит ему закупка или нет.

Заказчики по 44-ФЗ и 223-ФЗ всегда указывают в извещении:

  • Название закупки.
  • Информацию о заказчике и его контактные данные.
  • Начальную максимальную цену контракта (НМЦК) — предельное значение, обоснованное с помощью установленных методов.
  • Обеспечение заявки — страховка на случай, если победитель закупки откажется подписывать контракт (всегда для конкурсов и электронных аукционов по 44-ФЗ, для остальных процедур — по желанию и возможности заказчика).
  • Обеспечение исполнения контракта — залог деньгами или в виде независимой гарантии, который предоставляет победитель закупки при заключении контракта. Его вносят, чтобы покрыть возможный ущерб заказчика, если поставщик некачественно исполнит или не исполнит свои обязательства (всегда для конкурсов и электронных аукционов по 44-ФЗ, для остальных процедур — по желанию заказчика).
  • Порядок проведения тендера, в т. ч. даты подачи и рассмотрения заявок.
  • Требования к поставщикам.
  • Ограничения и преференции. Преимущества могут быть предоставлены субъектам малого и среднего предпринимательства, СОНКО, поставщикам продукции российского производства, предприятиям уголовно-исправительной системы, организациям инвалидов. Ограничения в основном связаны с поставками иностранных товаров (так называемый национальный режим). 
  • Адрес ЭТП — для электронных закупок.

К извещению заказчики прикладывают документацию с описанием объекта закупки (техническим заданием) или спецификацией, проект контракта (договора), при необходимости форму заявки, обоснование НМЦК и обоснование самой закупки (для закупок по 223-ФЗ).

Тендер может состоять из одного или нескольких лотов. В каждом лоте указывают объект закупки, НМЦК, требование к обеспечению, время и место поставки. При участии в многолотовой закупке на каждый лот нужно подавать отдельную заявку.

Подавляющее большинство закупок по 44-ФЗ и все конкурентные закупки среди малого и среднего бизнеса по 223-ФЗ проводят в электронном виде на электронной торговой площадке. Для участия нужно:

  • получить сертификат электронной подписи в ФНС (на руководителя) или в любом аккредитованном удостоверяющем центре (на уполномоченного специалиста);
  • зарегистрироваться в ЕИС и автоматически получить аккредитацию на восьми федеральных ЭТП;
  • найти закупку, подготовить и подать на нее заявку.

Доступно изложили закон о контрактной системе, чтобы помочь вам побеждать в тендерах и зарабатывать

Скачать

Вот несколько рекомендаций от экспертов Контур.Закупок.

Следуйте требованиям заказчика

Все требования к поставщикам и конкретным характеристикам товаров прописаны в документах к закупке. Посмотрите, цена товара указана с НДС или без, обратите внимание на количество товара и единицы измерения параметров.

Следите за изменениями в документации и сроками подачи заявок

Заказчик может вносить изменения в закупку после размещения. Важно отслеживать их, чтобы случайно не отправить заявку по старой документации или в другое время. В Контур.Закупках вы автоматически будете узнавать об изменениях, если закупка сохранена в избранном.

Внимательно отнеситесь к оформлению заявки

Заказчик может отклонить заявку из-за того, что в ней не хватает каких-то документов, не указаны точные характеристики и страна происхождения товара или предоставлена недостоверная информация. Почитайте, какие документы нужно приложить к заявке.

Заложите время на дополнительные процедуры

Заранее получите сертификат электронной подписи или пройдите предквалификацию на ЭТП, если участвуете в закупках по постановлению № 2571.

У вас есть право подать запрос на разъяснения заказчику или жаловаться в ФАС, если документация не соответствует требованиям закона или заказчик необоснованно отклонил вашу заявку.

Если не получается пройти аккредитацию, заказчик отклонил заявку или попалась сложная закупка с объемной документацией, обратитесь к специалистам по сопровождению.

Если вы победили, подпишите контракт в установленный законом срок. 

Если вы не победили, изучите результаты в итоговом протоколе закупки:

  • сколько было участников,
  • какую цену они предлагали,
  • на сколько % снизилась цена.

Если участвовали в закупке по 44-ФЗ, то сможете узнать победителя после того, как заказчик заключит с ним контракт и опубликует документ в ЕИС. Узнав победителя, выясните, как часто он выигрывает закупки этого заказчика, конкурентную ли цену предлагает, нет ли сговора. Если есть подозрения, на закупки этого заказчика можно больше не терять время. 

В конкурсе анализ закупки поможет понять, по каким критериям вы проиграли, чего вам не хватило для победы: опыта, квалифицированных кадров, материально-технических ресурсов? Это поможет скорректировать стратегию участия в следующих тендерах.

Все участники тендера по 44 и 223-ФЗ могут обжаловать в ФАС его итоги — в течение пяти и десяти дней соответственно после объявления результатов. Итоги закупки аннулируют, если обнаружат серьезные нарушения.

Настройте факторинг в закупках и получайте деньги по 44‑ФЗ и 223-ФЗ сразу после поставки.

Подробнее

Реклама 16+. ООО «Контур Факторинг».

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Виды закупок по 44-ФЗ
  • С чего начать заказчику закупки по 44-ФЗ
  • Нюансы, которые должен знать начинающий заказчик

Закупки по 44-ФЗ, с чего начать заказчику? Этот вопрос нередко возникает у тех, кто недавно стал контрактным управляющим и еще не имеет опыта проведения госзакупок. Возможно, такой человек даже слышал от опытных коллег, насколько тяжела эта работа, велика ответственность и сложность.

Конечно, в рамках небольшой статьи будет невозможно ответить на все вопросы, но об основных видах закупок, алгоритме и нюансах проведения мы расскажем. Это поможет еще не столь опытным управляющим организовать первые закупки без ошибок и получить положительный опыт проведения торгов.

Виды закупок по 44-ФЗ

Государственные заказчики имеют возможность проводить закупки товаров и работ для собственных нужд по нескольким схемам.

В большинстве случаев для этого используются электронные торговые площадки (ЭТП), список которых представлен ниже:

  1. Агентство по государственному заказу Республики Татарстан.
  2. Единая электронная торговая площадка.
  3. Российский аукционный дом.
  4. ТЭК — Торг.
  5. Электронные торговые системы.
  6. Сбербанк — Автоматизированная система торгов.
  7. РТС — тендер.
  8. Электронная торговая площадка ГПБ.

Для того чтобы иметь возможность предложить свои товары или услуги, поставщики должны получить аккредитацию на этих площадках и обзавестись электронной подписью – это первое, с чего надо начать потенциальному участнику торгов.

  • Электронный аукцион

    6 из 10 сделок в сфере государственных закупок проводятся в форме открытого аукциона. Для этого выбирается одна из электронных площадок. Компания, ИП или физическое лицо, желающее принять участие в торгах, направляет заявку, в первой части которой изложено предложение, касающееся объекта закупки, а во второй содержится информация о потенциальном поставщике. 

    Виды закупок по 44-ФЗ

    Решение о допуске на аукцион принимается заказчиком на основании сведений из первой части заявки. Если заявка принята, то потенциальный поставщик в назначенное время допускается для участия в аукционе на торговой площадке.

    Само участие в процедуре предполагает, что продавцы падают предложения по цене объекта закупки, уменьшая их с шагом от 0,5 до 5 % от НМЦ. Торги продолжаются, пока поступают новые предложения. Если на протяжении 10 минут никто из участников не снизил цену в очередной раз, то победа присуждается субъекту, предложившему минимальную цену. Но предварительно изучается информация из вторых частей заявок, и только затем объявляется победитель. Потом следует процедура подписания контракта.

  • Открытый конкурс

    Заявки поступают на конкурс в запечатанных конвертах. В предложениях участников содержится информация не только по цене товара или услуги, но и по другим параметрам, которые способны предоставить претендентам конкурентные преимущества, а именно опыт работы в данной сфере, профессионализм сотрудников, качество товара и услуги. Закупочная комиссия оценивает заявки по всем этим критериям и выбирает наиболее выгодное предложение.

  • Запрос котировок

    Эта процедура отличается простой схемой и наименьшими временными затратами. Её применяют, если объект закупки представляет собой типовой товар или услугу при сумме контракта до 0,5 млн руб. Каждому участнику даётся возможность предоставить одну заявку со своим ценовым предложением. Затем заказчик выбирает наименьшую стоимость и заключает контракт с предложившим ее субъектом.

  • Закупка у единственного поставщика

    Эту процедуру по 44-ФЗ заказчик должен начать с самостоятельного выбора поставщика. Обычно к такой схеме прибегают для небольших закупок до 100 000 руб. Закон обязывает с 1 марта 2019 года крупных заказчиков осуществлять закупки у единственного поставщика на Едином агрегаторе торгов «Березка».

    Закон устанавливает и ряд других процедур, в ходе которых государственный заказчик выбирает поставщика. Это конкурс с ограниченным участием, закрытый конкурс, двухэтапный конкурс и проч. Но четыре вышеописанные схемы используются чаще всего.

С чего начать заказчику закупки по 44-ФЗ

Далее разберём, как проводится закупка с точки зрения покупателя по 44-ФЗ, с чего начать заказчику и как действовать правильно на при выборе поставщика.

Итак, для любого контрактного управляющего необходимо хорошо разбираться в нормативной базе, касающейся закупок в своей сфере. На предприятии в обязательном порядке должно быть разработано Положение о контрактном управляющем, а также издаётся приказ о назначении КУ. Помимо этого, должны быть утверждены план закупок (ПЗ) и план-график закупок (ПГЗ). Эти документы являются основой, на котором в дальнейшем строится работа контрактного управляющего.

Начать следует с того, чтобы выделить первоочередные задачи. Потребуется определиться, какие объекты необходимо закупить прежде всего, в каком объёме, на какую сумму и в какие сроки. Затем нужно сверить, занесена ли данная закупка в план-график и когда именно.

Дело в том, что 44-ФЗ накладывает временные ограничения на различные этапы реализации государственных закупок. Изменения в законе с 01 июля 2018 года отменили десятидневный срок ожидания для публикации извещения после того, как закупка вносится в план-график. Но это касается сделок с единственным поставщиком и проведения повторных конкурсных процедур. Данное нововведение в 44-ФЗ позволяет заказчику быстрее начать закупку.

После определения ближайшей цели можно составлять план действий.

  1. В первую очередь нужно определить схему, по которой будет проводиться выбор поставщика: аукцион, конкурс, запрос предложений, запрос котировок, закупка у единственного поставщика. Важно учесть все ограничивающие факторы, которые установлены законом для той или иной процедуры, в частности не попадает ли объект закупки в обязательный аукционный перечень. Алгоритм дальнейших действий распишем на примере электронного аукциона.
  2. Вторым шагом сверяемся с планом-графиком. Если закупка в нём присутствует, то уточняем, какая именно информация занесена в план-график – объем закупки, её стоимость. Затем следует поднять документы, обосновывающие цену контракта. Если вы убедились, что вся информация актуальна и нужные бумаги в наличии, можно приступать к составлению конкурсной документации.
  3. Если у вас нет опыта проведения государственных закупок, то лучше всего в качестве примера взять документацию с предыдущих торгов, что позволит вам не изобретать велосипед и в то же время включить всю нужную информацию. Все положения необходимо сверить с актуальной редакцией закона. Затем документацию потребуется согласовать.
  4. 44-ФЗ жёстко регламентирует этапы аукциона по срокам. Поэтому необходимо соблюдать временные рамки всех действий: прием заявок, их рассмотрение, дата проведения самого аукциона, оформление результатов. Удобнее всего рассчитать сроки таким образом, чтобы прием заявок заканчивался в утренние часы на 8-й день после того, как будет опубликовано извещение об аукционе. Таким образом у вас окажется достаточно времени, чтобы оформить первый протокол. Помимо этого, нужно принимать во внимание, что при размещении извещения в системе оно подвергается казначейскому контролю, на что также требуется время.
  5. Аукцион может состояться только при условии, что на него подается не менее 2 заявок. Если вы только начинаете свою деятельность в должности конкурсного управляющего, то интересно и полезно наблюдать за ходом торгов через личный кабинет, находясь онлайн на электронной площадке. Как только аукцион закончен, вам потребуется подвести итоги, сформировать и разместить протокол, содержащий результаты рассмотрения вторых частей заявок. Затем следует процедура подписания контракта с победителем. Функционал электронной площадки не позволит сделать этого раньше, нежели установлено законом. Поэтому нужно внимательно наблюдать за подсказками в личном кабинете, и тогда вы сделаете всё вовремя.
  6. После подписания контракта стороны приступают к его непосредственному исполнению. С 01 июля 2018 года в 44-ФЗ были внесены изменения, сократившие количество процедур, по которым потребуется размещать в системе отчеты по результатам закупок. В настоящее время такая обязанность осталась, если предметом закупки являются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, по сохранению объектов культурного наследия. А также в том случае, если начальная минимальная цена контракта больше 1 млрд руб. Соответственно, объём работы контрактного управляющего по всем остальным закупкам будет меньше.

    Никакими нормативными документами нельзя предусмотреть весь спектр обстоятельств, возникающий для каждой конкретной закупки. Поэтому контрактный управляющий должен обладать широкими знаниями в разных сферах, чтобы быстро ориентироваться в любой ситуации и успешно справляться даже с самыми трудными моментами, уметь эффективно действовать при форс-мажорах.

От КУ потребуются навыки быстро концентрироваться на сложных вопросах, быть внимательным при проведении процедур. Также нужен аналитический ум и очень хорошая память, потому что для такого специалиста недостаточно знаний в узкой сфере. Помимо специфики своей отрасли, нужно хорошо разбираться и в тех вопросах, которые касаются непосредственно самой закупки. Любой контрактный управляющий должен быть одновременно и экономистом, и юристом. Но при этом учителю или врачу, ведущему контракт, например, по сооружению здания, понадобятся знания в сфере строительства.

Нюансы, которые должен знать начинающий заказчик

Каким ещё требованиям должны соответствовать потенциальные поставщики

Закон предоставляет заказчикам право выбирать исполнителя, способного не только предложить лучшую цену, но и имеющего соответствующую репутацию на рынке, квалифицированный персонал, надлежащий опыт работы, определённый финансовый уровень и производственную базу и пр. Также заказчик может установить требование по наличию лицензии для выполнения определенных работ или выбирать исполнителя исключительно из числа принадлежащих к саморегулируемым организациям.

Подобные требования предъявляются к исполнителям работ в сфере капитального строительства, дорожного ремонта, при восстановительных работах на объектах культурного наследия, а также для прочих видов деятельности, список которых изложен в Постановлении Правительства № 99.

Если подобные требования к исполнителю содержатся в извещении, то участники конкурсной процедуры обязаны в своём личном кабинете на электронной площадке разместить документы, подтверждающие соответствие потенциального поставщика указанным параметрам. Сделать это необходимо до момента подачи заявки.

Начинающий заказчик

Если же объектом заказа является интеллектуальный продукт, права на который в итоге передаются заказчику, то исполнитель обязан предъявить патент, лицензионный договор или другой подобный документ, удостоверяющий его права на результаты интеллектуальной деятельности. Государственное учреждение не должно выдвигать подобное требование, когда по его заказу создаётся или исполняется произведение литературы или искусства, в том числе прокат или показ фильма, автором которого являются отечественные субъекты.

Какие льготы могут быть предоставлены участникам закупок

44-ФЗ гарантирует определенные преференции ряду категорий экономических субъектов, участвующих в государственных закупках. Одной из таких категорий являются предприятия среднего и малого предпринимательства (СМП) и социально-ориентированные некоммерческие организации (СОНКО), которым госучреждения должны отдавать 15 % своих заказов.

Помимо вышеуказанных субъектов, на льготы в этой сфере могут рассчитывать:

  • учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы,
  • организации инвалидов,
  • поставщики товаров из стран ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия).
  • В каком порядке обеспечиваются заявка и контракт и как предоставляются гарантийные обязательства

44-ФЗ обязывает всех потенциальных поставщиков по государственным контрактам при подаче заявки внести определённую сумму на счёт заказчика (или предоставить банковскую гарантию), которая гарантирует серьезность намерений компании участвовать в конкурсе. Это так называемое обеспечение заявки, сумма которого устанавливается в зависимости от НМЦК:

  • 0,5–1 % НМЦК при цене контракта 0–20 млн руб.;
  • 0,5–5 % НМЦК при цене контракта свыше 20 млн руб.

По окончании торгов и выборе поставщика обеспечение заявки возвращается всем участникам.

Ещё одна гарантийная сумма – обеспечение исполнения контракта – вносится поставщиком в виде денежной суммы или банковской гарантии при подписании контракта. Таким образом продавец подкрепляет свои обязательства по договору. Данная гарантийная сумма устанавливается на уровне 10–30 % от НМЦК. После того как поставщик в полной мере выполняет свои обязательства по контракту, заказчик возвращает ему эти деньги.

Существуют дополнительные гарантийные обязательства, которые заказчик имеет право потребовать обеспечить. Это значит, что исполнитель должен будет перечислить на счёт покупателя ещё одну сумму – в пределах 10 % НМЦК – в качестве гарантии по объекту поставки. И только после этого будет подписан акт приемки товара (работ).

Каковы условия по уменьшению начальной цены контракта на 25 %

В ходе торгов начальная минимальная цена контракта может быть существенно снижена. Если победитель конкурса предложил стоимость, более чем на 25 % отличающуюся от начальной, то он подпадает под антидемпинговые меры.

Это означает, что обеспечение контракта для такого поставщика существенно возрастет – в 1,5 раза. При цене договора свыше 15 млн руб. это условие является обязательным. При меньшей стоимости контракта исполнитель вправе внести обеспечение в обычном размере, но при этом он должен предоставить документальное подтверждение своей добросовестности. Таковым считаются три в полной мере реализованных (без неустоек и прочих санкций) контракта за последние 3 года. В то же время хотя бы одна из сделок должна быть проведена по цене, которая меньше НМЦ настоящего контракта не более чем на 20 %.

Ещё одной антидемпинговой мерой является то, что поставщик, предложивший сниженную более чем на 25 % цену, теряет право на аванс, даже если он был заявлен в документации по закупке.

В каком случае исполнитель попадает в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП)

Субъект, победивший в конкурсе, но не исполнивший своих обязательств, вносится заказчиком в вышеуказанный реестр.

44-ФЗ предусматривает для этого следующие причины:

  • Субъект победил в конкурсе (аукционе) или оказался единственным допущенным участником закупки, после чего уклонился от заключения договора.
  • Победитель конкурсной процедуры нарушил сроки для подписания контракта.
  • Победитель конкурсной процедуры не перечислил деньги в счет обеспечения контракта (не предоставил банковскую гарантию) или данные действия были выполнены с нарушением сроков или ошибками.
  • Выигравший тендер субъект нарушил условия договора, в результате чего в судебном порядке контракт был расторгнут.
  • Контракт расторгнут заказчиком в одностороннем порядке.

Если стороны пришли к соглашению и добровольно расторгли контракт, то исполнителю не грозит попасть в РНП.

Экономический агент, занесённый в РНП, лишается допуска к государственным закупкам по 44-ФЗ и прочим, если заказчик сочтет необходимым выдвинуть подобное требование.

Проведение закупки в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» включает в себя несколько ключевых этапов. Соблюдение последовательности и требований каждого этапа минимизирует риски обжалования и отмены результатов закупки. Этот чек-лист ориентирован на новичков в контрактной системе и поможет сформировать общее представление об этапах проведения закупок.  

📚 1. Определение НМЦК и выбор способа закупки


Основные действия:
🔹 Определить начальную (максимальную) цену контракта (НМЦК) с применением одного из методов, предусмотренных ч. 1 ст. 22 44-ФЗ:

  • Метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка) – предпочтительный метод.
  • Тарифный метод – применяется, если цены на товары, работы или услуги регулируются государством.
  • Нормативный метод – в случае установления нормативных затрат согласно требовании в соответствии со ст. 19 44-ФЗ
  • Проектно-сметный метод – при закупке строительных и прочих смежных работ. ч. 9 ст. 22 44-ФЗ
  • Затратный метод – в случае невозможности применения других методов.

🔹 Провести обоснование НМЦК в соответствии с МЭР РФ № 567 от 02.10.2013 и подготовить обоснование для включения в извещение и закупочную документацию.

🔹 Определить способ закупки:

  • Конкурс, электронный аукцион, запрос котировок– в зависимости от предмета закупки и оснований, указанных в ст. 24 44-ФЗ.
  • Закупка у единственного поставщика – при наличии оснований по ст. 93 44-ФЗ.

📚 2. Размещение извещения в ЕИС

Основные действия:
🔹 Подготовить проект извещения о проведении закупки в соответствии с ст. 42 44-ФЗ.

Документы в составе извещения

Извещение включает:

  • описание объекта закупки;
  • обоснование НМЦК с указанием валюты и порядка ее применения;
  • требования к содержанию, составу заявки и инструкцию по ее заполнению;
  • порядок рассмотрения и оценки заявок в конкурсе;
  • проект контракта;
  • дополнительные требования для оказания услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений / ипотечной системы военнослужащим, на выполнение работ по регулярным перевозкам транспортом.

Сроки размещения:

  • В Электронном конкурсе — за 15 дней до окончания подачи заявок
  • В Электронном запросе котировок – за 4 дня до окончания подачи заявок
  • В электронном аукционе:
    • за 7 дней до окончания подачи заявок, если НМЦК не превышает 300 млн руб. либо если закупают работы по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства на сумму до 2 млрд руб.
    • за 15 дней до окончания подачи заявок в остальных случаях.

Изменение извещения: не позднее 1 рабочего дня до даты окончания подачи заявок.

При этом необходимо продлить срок подачи заявок:

  • на 10 дней при проведении электронного конкурса;
  • на 3 дня при проведении электронного запроса котировок;
  • на 7 дней при проведении электронного аукциона;
  • на 3 дня при проведении электронного аукциона, если НМЦК не превышает 300 млн руб. либо если закупают работы по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства на сумму до 2 млрд руб.

📚 3. Прием и рассмотрение заявок

Основные действия:
🔹 Организовать прием заявок в ЕИС и/или на электронной площадке
🔹 Проверить заявки на соответствие требованиям закупочной документации
🔹 Провести оценку заявок с использованием установленных критериев
🔹 Принять решение о допуске или отклонении заявок и оформить протокол.

📚 4. Проведение торгов и подведение итогов

Основные действия:
🔹 Провести электронный аукцион или другой вид конкурентной закупки с соблюдением требований.

🔹 В случае проведения электронного аукциона (ст 49 44-ФЗ):

  • Начать фазу подачи ценовых предложение ч/з 2 часа с момента окончания срока подачи заявок
  • Время торгов – 10 минут с продлением при поступлении новых предложений.
  • Подвести итоги закупки и оформить итоговый протокол Не позднее 2 раб. д. со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок

🔹 В случае проведения запроса котировок ст 50 44-ФЗ

  • Рассмотрение заявок подведение итогов — Не позднее 2 р.д. со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок
  • Не позднее 1 ч. с момента окончания срока подачи заявок:
  • Оператор ЭП: направляет заказчику заявки + информацию и документы УЗ, полученные из ЕИС.
  • Комиссия: Рассматривает заявки и документы УЗ; Присваивает каждой допущенной заявке порядковый номер в порядке возрастания цены контракта/стоимости единицы ТРУ
  • Заказчик формирует на ЭП протокол подведения итогов: Каждый член комиссии подписывает протокол УЭП; Уполномоченное лицо заказчика подписывает протокол УЭП, направляет Оператору ЭП.
  • Оператор ЭП: Не позднее 1 ч. с момента получения протокола размещает на ЕИС и ЭП протокол подведения итогов;

🔹 В случае проведения электронного конкурса (ст 48 44-ФЗ)

Заявка на участие состоит из 3-х частей

  • Рассмотрение I ЧЗ- Общий срок max2 р. д., след за датой окончания срока подачи заявок(ТРУ в сфере науки, культуры, искусства –max5 р. д.)
  • Подача предложений о цене – следующий рабочий день, продолжительность 1 час. Если участник не подал ценовое предложение, то предложение о цене будет взято изIII части заявки.
  • Рассмотрение и оценка II ЧЗ- Общий срок -max2 р. д., след. за днем получения II ЧЗ(ТРУ в сфере науки, культуры, искусства –max5 р. д.)
  • Подведение итогов — max 1 раб. д., след. за днем получения протокола подачи ПЦ

📚 5. Заключение контракта

Единый порядок заключения цифрового контракта. ст.51 44-ФЗ

Не ранее 10 рабочих дней с даты размещения итогового протокола в ЕИС для Электронного конкурса и Электронного аукциона.

Не ранее 2 рабочих дней с даты размещения итогового протокола в ЕИС для электронного запроса котировок

📚 6. Контроль исполнения контракта

Основные действия:
🔹 Осуществлять контроль за:

  • Сроками выполнения обязательств подрядчика/поставщика.
  • Качеством предоставляемых товаров, работ или услуг.
  • Соблюдением финансовых условий контракта.

🔹 Размещать сведения об исполнении контракта в ЕИС в соответствии с ч. 3 ст. 103 44-ФЗ:

  • Информация о приемке, оплате и результатах исполнения контракта.
  • Уведомление о расторжении контракта (в случае необходимости).

44-ФЗ — это федеральный закон, который регулирует сферу закупок. В документе описан весь порядок проведения закупочной деятельности, но если вы начинающий поставщик, то сложный текст закона может показаться чересчур запутанным.

В этой статье мы объясним простыми словами, как происходит закупочная деятельность, и как к ней подготовиться.


Участники в закупках по 44-ФЗ

Участников закупок можно разделить на две группы: заказчики и поставщики. К первым относятся государственные и муниципальные организации (школы, фонды, больницы и т.д.), именно они выставляют заказы на товары и услуги. Ко вторым относятся поставщики, которые выполняют заказы (индивидуальные предприниматели и юридические лица).

К участникам косвенно можно отнести операторов электронных торговых площадок (ЭТП), где происходит закупочная деятельность. Кроме того, косвенно в закупках участвуют и федеральные органы власти: Минфин, ФАС, Рособоронзаказ, Росатом и Роскосмос. Вся сфера закупок регулируется этими органами власти.

Требования к участникам госзакупок

К поставщикам в системе государственных закупок законодательство выставляет определённые требования, и начинающий поставщик должен их знать. В первую очередь в качестве поставщиков могут выступать только юридические лица и индивидуальные предприниматели. Их участие в закупках может быть ограничено, если:

  • индивидуальный предприниматель или организация находятся в процессе ликвидации;

  • у участника есть недоимки по налогам, сборам и другие задолженности за прошедший год (если общая стоимость превышает 25% от стоимости активов);

  • деятельность участника приостановлена;

  • у участника присутствует решение об открытии конкурсного производства;

  • индивидуальный предприниматель или организация признаны банкротом;

  • у участника есть судимость за преступления в сфере экономики;

  • участник входит в реестр недобросовестных поставщиков.

Заказчик может отказаться от составления контракта с исполнителем, если будет установлен факт нарушения правил. Поставщик же может обжаловать решение о своём отстранении или отказа заказчика от подписания контракта, если посчитает решение несправедливым.

Виды госзакупок

Заказчики выбирают поставщиков путём конкурентного определения. Законом выделены семь таких способов:

  1. Открытый конкурс.

  2. Конкурс с ограниченным участием.

  3. Двухэтапный конкурс.

  4. Электронный аукцион.

  5. Запрос котировок.

  6. Запрос предложений.

  7. Закупка товара у единственного поставщика.

Иногда заказчики при выборе опираются на наименьшую цену, иногда — на лучшее соотношение цены и условий.

Подрядчик выбирается по наименьшей цене, если способ определения — аукцион (торговый метод) или запрос котировок (неторговый метод). В первом случае поставщику, чтобы победить, нужно заполнить заявку без ошибок и постепенно снижать цену. При этом заказчик выберет того исполнителя, чья цена в итоге окажется самой низкой. При составлении заявки на участие в запросе котировок, поставщик также описывает товар или услугу и выставляет стоимость, но при этом возможность снижения цены отсутствует. Заказчик также выбирает того исполнителя, чья цена окажется самой низкой.

Конкурс (торговый метод) и запрос предложений (неторговый метод) — это такие способы определения подрядчика, в которых победителем становится тот, кто соответствует всем требованиям и предлагает лучшие условия.

Любая торговая и неторговая процедура может проходить как в один, так и в несколько этапов. Кроме того, конкурсы и аукционы могут быть как открытыми, так и закрытыми, когда выставляются те или иные ограничения на участие.

Подготовиться к участию в госзакупках можно с помощью «Астрал.Тендер». Вас научат не только работе на электронных площадках, но и, при необходимости, специалисты возьмут торги в свои руки, предоставив вам уже готовые сделки.

Место проведения госзакупок

Все закупки по 44-ФЗ проводят исключительно в электронном виде. Процесс происходит на электронных торговых площадках — сайтах, где заказчики и поставщики могут взаимодействовать.

Тендеры проходят на следующих площадках: «Сбербанк АСТ», «Государственная тендерная площадка Росэлторг», «Электронная площадка торгов РТС тендер», «Национальная электронная площадка НЭП», «Электронная торговая площадка Заказ РФ», «Всероссийская универсальная площадка ЭТП РАД Госзакупки», «ЭТП ГПБ Электронная торговая площадка Газпромбанка», «Федеральная электронная площадка ТЭК-Торг», «ЭТП Гособоронзаказа АСТ ГОЗ».

Что потребуется для участия

Начинать работу с закупками можно только после подготовки. Первый этап подготовки к закупкам — это приобретение необходимых знаний, второй — необходимых инструментов. Для участия в торгах на электронных торговых площадках поставщик должен зарегистрироваться в ЕИС — сайте единой информационной системы в сфере закупок.

Один из основных инструментов в закупочной деятельности — это электронная подпись. Её применение обязательно для регистрации на ЕИС и ведения закупочной деятельности на площадках. При этом электронная подпись обязательно должна быть квалифицированной, такую ЭП выдают только аккредитованные удостоверяющие центры.

Помочь с поиском подходящих заказов может «Астрал.Тендер». Сервис проанализирует рынок и поможет с выбором выгодных предложений.

Как проходят закупки

Проведение госзакупок по 44-ФЗ происходит по определённой схеме, которая различается лишь некоторыми элементами (как, например, видом закупки). Для того чтобы схема была понятна даже для чайников, мы выделили в ней главные шаги:

  1. Публикация заказа.

  2. Инициатор госзакупки — это заказчик. Он выставляет подробное техническое задание. В нём он отражает все требования к необходимому товару, услугам или работам. Кроме того, заказчик указывает цену и условия.

  3. Приём заявок.

  4. Поставщики отправляют заявки на выполнение заказа, в которых указывают время его исполнения и другую важную для заказчика информацию. На этот этап уходит несколько дней, заказчик выставляет их самостоятельно.

  5. Выбор исполнителя.

  6. Определение исполнителя заказа выполняется в соответствии с типом госзакупки, при этом всегда выбор падает на самое выгодное предложение. Это может быть конкурс, аукцион, запрос котировок или запрос предложений. Отбор может проходить в один или несколько этапов, что также определяет заказчик.

  7. Заключение контракта.

  8. Как только заказчик выбирает исполнителя, они заключают контракт. Структура документа обязательно должна включать сроки оплаты, приёмки и оформления результатов приёмки. В контракте указываются дополнительные параметры, как, например, условия об ответственности заказчика и исполнителя.

  9. Выполнение заказа.

  10. Поставщик выполняет заказ и предоставляет его результат. Товар или услуги которые предоставляет исполнитель, должны соответствовать оговорённым условиям, а работа должна быть выполнена в срок.

В госзакупках по 44-ФЗ задействовано множество процессов, лишь косвенно связанных с действиями поставщика. Простыми словами: для того чтобы начать работать с заказчиками, достаточно приобрести электронную подпись, зарегистрировать на портале ЕИС и найти подходящий заказ.


Для участия в госзакупках по 44-ФЗ нужно использовать квалифицированную электронную подпись. «Астрал-ЭТ» подходит для участия в торгах, работе на государственных порталах и ведения электронного документооборота. Подпись лучше использовать со специально настроенным тарифом: «Базис» или «Универсальный».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
  • Таблетки от кашля коделак нео инструкция по применению взрослым
  • Должностная инструкция архивариуса предприятия
  • Клапан elektromed g10 инструкция
  • Фоспренил для голубей инструкция по применению в ветеринарии
  • Доксициклин инструкция капсулы отзывы