Как налоговая проверяет корректность НДС
Прежде чем пояснить, что значит разрыв по НДС, расскажем, как налоговики проверяют корректность исчисления НДС.
Российские налоговики снабжены современным программным обеспечением, которое из года в год совершенствуется.
В последние годы они работают с помощью автоматизированной информационной системы «Налог-3» (АИС «Налог-3»). В ближайших планах — разработка концепции следующего поколения этой системы «Налог-4».
Нашумевшая АСК НДС (ныне «Контроль НДС») — это программный комплекс, входящий в состав АИС «Налог-3».
А теперь расскажем, как проверяют разрывы по НДС. Разрыв по НДС выявляют с помощью АСК НДС.
Чтобы понять, что это — разрыв в цепочке НДС, обратимся к налоговой декларации по НДС.
В декларацию по НДС помимо общих цифр входят разделы 8–12, которые, по сути, являются книгами продаж, покупок и журналами учета счетов-фактур. То есть у налоговиков есть данные счетов-фактур, которые были выставлены и по которым налог был принят к вычету.
Получается, что налоговый разрыв по НДС — это несоответствие в данных, отраженных в книгах покупок и продаж у контрагентов. Какие несоответствия имеются в виду, рассмотрим ниже.
О порядке расчета НДС в 2024 у нас есть подборка статей.
Какие бывают разрывы по НДС
Разрывы по НДС можно условно разделить на прямой разрыв по НДС и сложный разрыв по НДС.
Снова обратимся к декларации по НДС. Итак, налоговики с помощью программного обеспечения сопоставляют данные книг покупок и книг продаж. Любой счет-фактура, отраженный в книге покупок одного хозсубъекта, должен быть отражен в книге продаж другого хозсубъекта. Если этого не происходит, то можно говорить о прямом разрыве по НДС.
О том, как применять вычет по НДС, мы писали в статье «Порядок применения налоговых вычетов по НДС: условия».
Однако не всё так просто, и на прямом сравнении дело не заканчивается. АСК НДС сопоставляет данные не только в паре продавец/покупатель, программа отслеживает всю цепочку по поставщикам, анализируя заявленные вычеты и фактическую уплату НДС в бюджет. Такой глубокий анализ и выявление несоответствий на втором, третьем и так далее уровнях принято называть сложным разрывом по НДС.
Какие именно несоответствия относятся к разрывам:
- отсутствие контрагента в ЕГРЮЛ;
- отсутствие отчетности у контрагента или нулевая отчетность;
- неуплата налога в бюджет.
Также разрывы можно охарактеризовать как технические и разрывы по схеме.
Технический разрыв может быть вызван технической ошибкой. Например, неверно указаны значимые реквизиты счетов-фактур, случайно не отражены счета-фактуры в книге продаж.
Схемные разрывы по НДС — это неправомерное применение налогоплательщиком вычетов, использование незаконных схем оптимизации налогообложения. Однако и добросовестный налогоплательщик может быть уличен в разрыве по НДС.
Как проходит камеральная проверка по НДС, узнайте из статьи «Камеральная налоговая проверка по НДС: сроки и изменения в 2023-2024 годах».
Обнаружен разрыв: действия налоговиков
Обнаружен разрыв по НДС — последствия для компании почти всегда одинаковы. Налоговики будут делать всё, чтобы закрыть разрыв по НДС. Вернее, закрытием разрывов по НДС будет заниматься, конечно, сама компания.
Если разрыв технический и прямой, то вопрос, как убрать разрыв по НДС в этом случае, не стоит остро. В ответ на требование налоговой компания просто исправляет свою ошибку, подав уточненную декларацию.
А что предпринимается для устранения разрывов по НДС более сложного характера?
При обнаружении разрыва НДС — схемы контролеры начинают производить действия, соответствующие внутренней инструкции налоговиков по разрывам по НДС. Эти правила не отражены в законодательных актах, они представлены в налоговой методичке, поэтому ориентироваться налогоплательщикам на них не требуется, но знать, о чём идет там речь, полезно.
При выявлении разрыва налоговики начинают досконально проверять всю цепочку поставщиков/покупателей. Налог должен быть уплачен в бюджет в любом случае. Раз обнаружен разрыв, значит, налог не уплачен. Налоговики усматривают в этом схему уклонения от уплаты налогов и ищут выгодоприобретателя. А при разрыве по НДС как узнать выгодоприобретателя?
Налоговики делают это начислением баллов, проверяя данные за два года, предшествующие проверке:
Анализу подвергаются следующие параметры:
Из приведенной схемы видно, что почти любую активно функционирующую компанию можно назначить выгодоприобретателем по разрыву в налоговой декларации по НДС.
Также напрашивается вывод, что «копать» будут под того, кто может заплатить. Акцептованный разрыв по НДС — это, если говорить простыми словами, определение выгодоприобретателя по такому разрыву.
Затем с выгодоприобретателем начинают работать.
Обнаружен разрыв: действия налогоплательщика
Что делать при разрыве по НДС, зависит от того, как действуют налоговики.
Они могут прислать требование о даче пояснений по налоговому разрыву по НДС или внесении исправлений в декларацию.
Как ответить на требование о разрыве НДС, зависит от того, в чём выявлена ошибка. Повторимся, если ошибка носит технический характер, то надо подать уточненную декларацию или представить пояснения налоговой.
Как проверить корректность декларации по НДС по контрольным соотношениям, мы писали в статье.
Если проблема со стороны контрагента (не указан искомый счет-фактура, не уплачен налог в бюджет и пр.), то дальнейшие действия налогоплательщика зависят от того, насколько он уверен в своей правоте и способности защищать свои права.
Как видим, претензии со стороны налоговиков в части разрывов по НДС могут прилетать не только после камералки собственной декларации по НДС, но и после проверок деклараций контрагентов даже не первого уровня.
Как отбиться от налоговой по разрыву по НДС? Проще всего выполнить требование налоговиков, убрать спорный вычет и доплатить налог. Это можно сделать даже в том случае, если сделка реальная и налогоплательщик ни в чём не виноват. Многие поступают именно так, опасаясь более глубоких проверок.
Но если цена вопроса высока и никаких нарушений налогоплательщик не совершал, то надо, конечно, бороться за свои права в виде вычета.
В ответе на требование можно указать следующее:
Грамотно составленный ответ на требование о даче пояснения по разрывам поможет не развиться ситуации дальше. Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» — там вы найдете пример ответа, составленный экспертами.
Далее может последовать вызов в налоговую по разрыву НДС, если требования налоговиков по доплате налога не были удовлетворены.
Основные советы тому, кого вызывают по разрыву НДС в налоговую на комиссию. Обращаем внимание, что комиссия и допрос — это разные понятия, и проводятся они на разных основаниях. Комиссия представляет собой скорее беседу, чем четкий допросный алгоритм «вопрос-ответ». Итог комиссии — предложение вам добровольно доплатить НДС.
Подводим итоги
Требования по разрывам в цепочке НДС могут прийти налогоплательщику не только после камеральной проверки его собственной декларации, но и после проверок деклараций контрагентов второго, третьего и так далее уровней. При выявлении разрыва — несоответствия в декларациях по НДС — налоговики ищут выгодоприобретателя. Как правило, таковым становится компания, способная доплатить налог в бюджет. Налогоплательщик может доплатить налог, даже если не согласен с претензиями. Но может и добиваться права на вычет, если имеет железные доказательства своей правоты и ресурсы на спор с налоговой.
Представляя в ИФНС налоговую декларацию по НДС, компании и индивидуальные предприниматели, находящиеся на общей системе налогообложения, столкнулись с риском доначисления налога и санкций «конечному выгодоприобретателю» при наличии «сложного налогового разрыва». При обнаружении ИФНС «сложного разрыва» (неуплаты НДС поставщиком 2, 3 и последующих уровней) актуальным для налогоплательщиков стал вопрос отстаивания своих прав при сомнении налоговой инспекции в реальности финансово-хозяйственной операции.
С 30 мая вступают в силу новые правила по защите персональных данных.
Подготовьтесь сейчас: 17 шаблонов, инструкции для Роскомнадзора, практическая база. Ваша задача — просто применить. Обучение — в удобное время. Стоимость: 4 900 ₽ вместо 14 990 ₽.
Записаться на курс
Ситуация с оспариванием сделок при неуплате поставщиком НДС приобрела частый характер после внедрения программного комплекса АСК НДС-2. Программа АСК НДС-2 представляет собой комплекс, сверяющий данные книг покупок и продаж (журналов выставленных и полученных счетов-фактур) по показателям: ИНН покупателя и продавца (КПП не сверяется), № и дата счета-фактуры, итоговая сумма и сумма НДС.
Таким образом, у ФНС есть уверенность, что НДС, предъявленный вами к вычету, был заявлен к уплате поставщиком. И наоборот, ФНС сразу видит налоговый разрыв — когда покупатель предъявил НДС к вычету по счету-фактуре, который поставщик не указал в книге продаж или указал с меньшей суммой НДС.
Программный комплекс АСК НДС-2 Федеральной налоговой службой был внедрен 1 января 2015 года. В первые налоговые периоды 2015 года требования о представлении пояснений при расхождениях в счетах-фактурах в учете покупателя и поставщика налогоплательщикам приходили не так часто (в зависимости от того попал ли ваш регион в выборку). Далее такие требования стали поступать на постоянной основе в случаях, когда были допущены ошибки при заполнении книги покупок и продаж. Иногда ошибка могла быть вызвана всего лишь неправильным указанием кода вида операции, который для программы имеет большое значение. В дальнейшем для поиска сложных налоговых разрывов и схем по уклонению от уплаты налога в структуру ФНС были добавлены контрольно-аналитические отделы. Информационные методы проверки совершенствуются, ФНС приступила к разработке программы АИС Налог-3, в которой должны быть добавлены данные: о движении денежных средств, сведения из онлайн-касс, данные ФТС, систем ИР «Маркировка», «Меркурий» и ряд других возможностей (IP-адреса, родственные связи должностных лиц).
В случае выявления сложного налогового НДС-разрыва компания может получить несколько типов запросов:
-
требование о представлении пояснений;
-
требование о представлении документов;
-
уведомление о вызове налогоплательщика в налоговый орган;
-
информационные письма о факте наличия недобросовестных контрагентов.
В указанных документах зачастую приводится цепочка поставки товара (работы, услуги) из нескольких организаций с указанием последнего звена, не заплатившего НДС. Так компании стали узнавать, что при закупке товара (работы, услуги) поставщик, например, третьего или четвертого звена не заплатил НДС, при этом не совсем понятно: как законодательство описывает «сложный налоговый разрыв» и как ваша компания может защититься.
В начале нулевых компании отбивались в арбитражных судах от претензий налоговых инспекций, в случае если их поставщик не уплатил НДС, аргументом «закон не предусматривает ответственности за действия третьих лиц».
Пробел в законодательстве был восполнен арбитражной практикой, которую систематизировал Пленум Высшего арбитражного суда. В Постановлении Пленума ВАС от 12.10.2006 № 53 введено ключевое понятие для подобных споров — необоснованная налоговая выгода, важным критерием которой стало отсутствие у налогоплательщика проявленной должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента, а так же приведены примеры обстоятельств, свидетельствующих о получении необоснованной налоговой выгоды в результате отражения в учете операций не в соответствии с их действительным экономическим смыслом.
В 2017 году норма в отношении уменьшения налоговой базы или суммы налога, подлежащего к уплате, в результате отражения в учете спорных сделок появилась в НК РФ в виде статьи 54.1.
Согласно п. 1 ст. 54.1 НК РФ не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни, подлежащих отражению в налоговом и бухгалтерском учете.
В соответствии с п. 2 ст. 54.1 НК РФ при отсутствии обстоятельств, предусмотренных п. 1 статьи, по имевшим место сделкам налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу при соблюдении одновременно следующих условий:
-
основной целью совершения сделки не являются неуплата налога;
-
обязательство по сделке исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, или лицом, которому обязательство по исполнению сделки передано по договору или закону.
При этом не могут рассматриваться в качестве самостоятельного основания для признания неправомерным уменьшения налогоплательщиком налоговой базы:
-
подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом;
-
нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах;
-
наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций) (п. 3 ст. 54.1 НК РФ).
Таким образом, в целях применения ст. 54.1 НК РФ при исследовании вопроса правомерности принятия НДС к вычету факт неуплаты поставщиком налога не является достаточным, а ключевым моментом является вопрос реальности выполнения сделки контрагентом.
Следовательно, у компании — плательщика НДС, получившей от налоговой инспекции уведомление о «сложном разрыве», есть только два пути:
-
заплатить налог и пени, сдать уточненную налоговую декларацию исключив в ней «проблемный» вычет по НДС;
-
подтвердить реальность исполнения контрагентом финансово-хозяйственной операции сначала в налоговой инспекции, а за тем, возможно, и в арбитражном суде.
В части налоговых правоотношений с необходимостью доказать реальность финансово-хозяйственной операции компания может столкнуться:
-
в ходе проведения выездной налоговой проверки;
-
при камеральной налоговой проверки деклараций по НДС и других налогов;
-
при вызове налогоплательщика (запросе пояснений) в контрольно-аналитические отделы или отделы предпроверочного анализа;
-
при вызове на комиссию по легализации налоговой базы.
Аргументация ИФНС, доказывающая нереальность осуществления финансово-хозяйственных операций, как правило, стандартна. Налоговые инспекции в своих решениях о привлечении к ответственности налогоплательщика приводят следующие характеристики недобросовестного поставщика:
-
юридический адрес фирмы является адресом массовой регистрации, а ее учредитель и директор являются собственником и руководителем большого количества фирм;
-
компания не находится по адресу государственной регистрации;
-
руководитель отрицает совершение сделок и свое участие в управлении фирмы;
-
отсутствие сотрудников, основных средств, производственных мощностей, складских помещений и транспорта;
-
отсутствие общехозяйственных расходов (отсутствие платежей за аренду, за канцелярские принадлежности, коммунальные услуги и т.д.);
-
транзитный характер движения денежных средств, в последующем переведенных в наличные;
-
представление налоговой отчетности с минимальными суммами налогов;
-
счета-фактуры и другие первичные документы, подписаны неустановленными лицами.
Какие аргументы при изучении реальности финансово-хозяйственной операции налогоплательщика с поставщиком арбитражный суд рассматривает в пользу налогоплательщика?
В настоящий момент арбитражная практика оспаривания реальности финансово-хозяйственных операций в большинстве случаев складывается не в пользу налогоплательщика. Вместе с тем, есть решения арбитражных судов, отменивших начисление налога и штрафных санкций и подтвердивших реальность финансово-хозяйственных отношений.
При рассмотрении дела №А06-9720/2015 арбитражными судами первой инстанции, апелляционной и кассационной инстанции были приняты следующие доводы налогоплательщика, подтверждающие реальность выполнения производственных работ спорным поставщиком:
-
главный инженер при допросе в качестве свидетеля подтвердил проведение работ, перечислил виды задействованной строительной техники;
-
инспекция не представила доказательства того, что работы были выполнены налогоплательщиком самостоятельно или третьими лицами;
-
у поставщика имеется свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулирующей организацией;
-
согласно представленным справкам по форме 2-НДФЛ численность сотрудников поставщика составила 5 человек.
В арбитражном деле №А66-8897/2016 кассационная инстанция подтвердила выводы первой инстанции в отношении реальности сделок с поставщиками — ООО «Горизонт» и ООО «Технотрейдинг». Суд указал на следующие обстоятельства:
-
поставщики являются действующими юридическими лицами, в период исполнения договоров вели активную хозяйственную деятельность, реализовывали товар и другим покупателям, их руководители подтвердили наличие взаимоотношений с Обществом;
-
стоимость товара, приобретенного у ООО «Горизонт» и ООО «Технотрейдинг», не превышала его стоимости у других поставщиков, соответствовала рыночному уровню цен;
-
товар реально получен налогоплательщиком, реализован покупателям, с его реализации исчислены и перечислены в бюджет налог на прибыль и НДС;
-
опровергнут вывод инспекции о наличии у налогоплательщика о возможности приобретать данный товар напрямую у его производителя.
Суды принимают во внимание факт проявления налогоплательщиком должной осмотрительности, в деле №А50-10371/2017 арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанции указали следующее.
До заключения договора поставщик проверен по справочным информационным базам и официальному сайту ФНС. При этом сведений о сомнительности организации, о том, что она имеет признаки «фирмы-однодневки» указанные ресурсы не содержали. Кроме того общество запросило у контрагента пакет документов, подтверждающий его правоспособность, у поставщика отсутствуют объективные признаки «фирмы-однодневки», проверка которых была доступна для Общества. Возможности и обязанности проверять контрагентов 2-го и 3-го звена у Общества отсутствует.
Таким образом, при наличии налоговых разрывов ключевую роль играет возможность доказать реальность совершенных финансово-хозяйственных операций и стандартного пакета первичных документов (товарных накладных, актов выполненных работ, счетов-фактур и т.д.) иметь уже недостаточно.
Для собственной защиты компания должна собрать:
-
документы, свидетельствующие проявление должной осмотрительности и осторожности: уставные документы поставщика; бухгалтерская и налоговая отчетность; скриншоты сервисов nalog.ru и справочных программ, свидетельствующих об отсутствии адресов массовой регистрации, дисквалифицированных лиц, недостоверности сведений, внесенных в ЕГРЮЛ и т.д.; договоры аренды или свидетельства о собственности на помещения, служащих юридическим и прочим адресом поставщика;
-
любые дополнительные документы, позволяющие судить о реальности ведения деятельности поставщика: документы, подтверждающие складские, производственные, людские ресурсы, лицензии, свидетельства об участии в СРО, различные сертификаты и пр.;
-
документы, детализирующие сделку: максимально полный договор, конкретно описывающий товар (работу, услугу), условия поставки, санкции за нарушения условий договора и пр. (не должно быть «рамочного договора»); коммерческие предложения и прочая переписка с поставщиком; транспортные документы; пропуска на территорию; сведения об обстоятельствах заключения сделки — документы, подтверждающие полномочия переговорщиков их доверенности, визитки.
Собрав подобные документы и сведения о реальности поставки и добросовестности контрагента, компания всегда сможет представить их в ответ на запрос ИФНС, в котором говорится о выявленном «сложном разрыве», наиболее полный пакет максимально обезопасит вас от возможных претензий налоговой инспекции.
Эксклюзивные материалы, актуальные комментарии и ответы экспертов в Telegram-канале Клерк.Премиум.
Все чаще компании вынуждены доказывать свое право на вычеты НДС, если недобросовестным с налоговой точки зрения оказался контрагент 2-го и последующих звеньев из цепочки контрагентов. Разберем, чем грозит неуплата в бюджет НДС кем-либо из таких дальних контрагентов.
Сложные налоговые разрывы по НДС
Как программа ФНС выявляет сложные разрывы
Вслед за совершенствованием методик проверки НДС-деклараций совершенствуются и «схемотехники». Так, теперь однодневки вполне могут сдавать отчетность. Они отражают все операции по реализации для того, чтобы в автоматическом режиме не был выявлен налоговый разрыв с их покупателем. В результате по данным деклараций, представляемых такими однодневками, формируется большая сумма НДС к уплате. Однако эта задолженность становится фиктивной, поскольку в бюджет ее никто платить не собирается. И аналитики налоговой службы приравнивают такую ситуацию к фактическому налоговому разрыву.
В других схемах увеличивается количество фирм-прокладок: контрагент 1-го звена сдает правильную отчетность, платит налоги, а дальше по цепочке контрагент 2-го (3-го, 4-го и т. д.) звена допускает нарушение. То есть либо не сдает вовсе налоговую отчетность, либо не показывает в ней все операции, либо не платит в бюджет налоги.
Если проверяющие обнаружат обстоятельства, свидетельствующие о построении сложной схемы, участниками которой являются однодневки и иные сомнительные организации, а также то, что проверяемая компания — конечный выгодоприобретатель в этой схеме, ей грозят доначисленияПисьма ФНС от 03.06.2016 № ЕД-4-15/9933@, от 31.12.2015 № ЕД-4-2/23367@. Но прежде проверяющие должны уведомить налогоплательщика о выявленной схемеп. 3 ст. 88 НК РФ.
Именно поэтому налогоплательщикам стали приходить различные запросы (требования о представлении пояснений или документов, уведомления о вызове налогоплательщика в инспекцию), в которых налоговые органы приводят цепочку поставки товаров (работ, услуг) из нескольких организаций с указанием последнего звена, не заплатившего НДС. Неуплата НДС контрагентом 2-го или последующих звеньев — это сложный налоговый разрыв.
Программный комплекс АСК «НДС-2» позволяет налоговикам выстраивать цепочки контрагентов, создавать «Дерево связей». Таким образом выявляются сложные налоговые разрывы.
Задача налоговых органов в таких случаях:
•выявить схему ухода от налогообложения и ее участников, в том числе «обнальные» площадки;
•определить взаимосвязи, подконтрольность контрагентов и тому подобное, например путем сопоставления данных об учредителях, руководителях и иных работниках, адресах, IP-адресах;
•выявить выгодоприобретателя (бенефициара) — того, кто в конечном счете получает налоговую выгоду от построенной схемы;
•собрать доказательства, подтверждающие получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
Решать такие задачи призваны специальные контрольно-аналитические отделы, автоматической проверкой здесь не обойтись.
Как видим, претензии к налогоплательщику могут быть, даже если НДС в бюджет не уплачен контрагентом 2-го, 3-го или последующих звеньев, то есть теми организациями и предпринимателями, с которыми проверяемый налогоплательщик непосредственно не контактировал, но у которых приобретались товары, работы, услуги его поставщиками (либо поставщиками его поставщиков, и далее — по цепочке).
Одной из задач контрольно-аналитических отделов является обеспечение «добровольного» уточнения налоговых обязательств участниками сомнительной цепочки контрагентов. По данным налоговой службы, в настоящее время четверть компаний, у которых выявлены разрывы в рамках камеральной проверки, добровольно сдают уточненки и доплачивают налог и пени (несколько лет назад этот показатель был 7—8%).
Помимо предотвращения незаконного вычета конкретной суммы НДС и/или использования иной необоснованной налоговой выгоды, это имеет и профилактический эффект. Ведь когда налогоплательщику наглядно видно, что налоговой службе известно о его участии в откровенно незаконной или весьма сомнительной схеме, он понимает ее небезопасность и отказывается от участия в таких схемах в дальнейшем.
Что делать при сложных налоговых разрывах
Несколько лет назад компаниям достаточно было заявить о том, что закон не предусматривает ответственности за действия третьих лиц, и судьи признавали претензии налоговой службы необоснованными. Однако те времена давно прошли.
Сначала Пленум ВАС ввел понятие необоснованной налоговой выгодыПостановление Пленума ВАС от 12.10.2006 № 53. Ее важным критерием стало непроявление налогоплательщиком должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента. Также судьи привели примеры обстоятельств, свидетельствующих о получении необоснованной налоговой выгоды в результате отражения в учете операций не в соответствии с их действительным экономическим смыслом.
Налоговикам не важно, каким по счету звеном в цепочке ваших контрагентов является фирма, не уплатившая НДС. Ваш вычет по налогу все равно может оказаться под вопросом
В 2017 г. норма про уменьшение налоговой базы или суммы налога, подлежащего к уплате, в результате отражения в учете спорных сделок появилась в ст. 54.1 НК РФ. И теперь в НК прямо закреплено, что сам по себе факт неуплаты НДС по сделке поставщиком не является достаточным основанием для признания вычета НДС неправомернымп. 3 ст. 54.1 НК РФ. Вместе с тем не допускается уменьшение налоговых обязательств в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни и об объектах налогообложенияп. 1 ст. 54.1 НК РФ.
Поэтому инспекторы стараются выявлять умышленное искажение налогоплательщиком данных об операциях. К примеру, это может быть отражение налогоплательщиком заведомо недостоверной информации о сделках и об объектах налогообложения. О его умышленных неправомерных действиях могут говорить подтвержденные факты юридической, экономической и иной подконтрольности участников, вовлеченных в налоговую схему.
Хотя сама по себе подконтрольность, как отмечает ФНС, еще не является достаточным основанием для признания налоговой выгоды необоснованнойПисьмо ФНС от 31.10.2017 № ЕД-4-9/22123@.
У плательщика НДС, получившего от ФНС уведомление о сложном разрыве, есть те же два пути, что и при обычном налоговом разрыве:
•или доказывать, что операции с контрагентом 1-го звена были реальны, полученная налоговая выгода обоснованна, а заявленные вычеты входного НДС правомерныст. 54.1 НК РФ; Постановление Пленума ВАС от 12.10.2006 № 53; Письмо ФНС от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547@;
•или заплатить налог и пени, сдать уточненную декларацию, исключив из нее проблемный НДС-вычет. В результате компания не получает налоговую выгоду по спорным операциям, а инспекторы снимают свои претензии к ней (по крайней мере, так происходит на данный момент).
Изучаем судебную практику
Суды часто соглашаются с наличием выявленных проверяющими схем налоговой оптимизации (см., к примеру, , 2018, № 22). Причем видно улучшение качества подготовки налоговиков к судебному спору, которое стало возможно и благодаря АСК «НДС-2». И это не удивительно. Ведь на выездную проверку они выходят уже подготовленными. Не просто для того, чтобы найти нарушения, но и для того, чтобы собрать дополнительные доказательства по конкретным сделкам.
Кроме этого, налоговая служба активно использует и иные свои полномочия: запрашивает документы в рамках встречных проверок, вызывает руководителей на допрос или просто на беседу в инспекцию.
Вот аргументы, которые приводят инспекторы:
•выявлена согласованность действий участников схемы, направленных на минимизацию налоговых обязательствПостановление АС МО от 18.02.2016 № Ф05-20328/2015 (оставлено в силе Определением ВС от 16.05.2016 № 305-КГ16-3911);
•прослеживается аффилированность, взаимозависимость между налогоплательщиком и контрагентами звеньев различного уровня и/или подконтрольность налогоплательщику контрагентов звеньев различного уровня;
•налоговая отчетность поставщика представлена с минимальными суммами или, как мы уже говорили, в ней отражены верные суммы налоговой задолженности, которая, однако, не была уплачена в бюджет;
•у поставщика отсутствуют сотрудники, основные средства, производственные мощности, складские помещении и/или транспорт, необходимые для выполнения заявленных операций;
•у «сомнительного» контрагента нет общехозяйственных расходов: платежей за аренду, коммунальные услуги и т. д.;
•движение денежных средств у поставщика носит транзитный характер, в последующем они переведены в наличные;
•руководитель контрагента отрицает совершение сделок и свое участие в управлении фирмы;
•юридический адрес поставщика (иного контрагента 1-го, 2-го или иного звена цепочки) является адресом массовой регистрации, а ее учредитель и директор являются собственником и руководителем большого количества фирм.
Рассмотрим более подробно несколько дел в качестве примеров.
В одном из судебных дел инспекция предъявила в суде схему, выявленную с помощью АСК «НДС-2», изучив цепочку контрагентов вплоть до 6-го уровня. В схеме был создан формальный документооборот. Контрагенты 2—5-го звеньев были фирмами-однодневками, через которые проводились сотни миллионов рублей. Они лишь формировали искусственные НДС-вычеты и обналичивали деньги.
Инспекция доказала недобросовестность контрагентов 2-го, 3-го и последующих звеньев, транзитный характер операций по их счетам, а также согласованность действий участников схемы. В итоге судьи согласились с тем, что заявленная заводом налоговая выгода необоснованна: ему было отказано в НДС-вычетахРешение АС Свердловской области от 18.10.2017 № А60-11800/2017 (оставлено в силе Постановлением 17 ААС от 19.02.2018 № 17АП-18548/2017-АК).
В другом судебном решении налоговики с помощью АСК «НДС-2» обнаружили, что подрядчик заявил сомнительные вычеты более чем на 11 млн руб.:
•одни спорные вычеты входного НДС были отражены в декларации контрагентов 1-го звена, но не были заявлены к начислению контрагентами 2-го звена. Причем все такие контрагенты были фирмами-однодневками, имели номинальных руководителей. Был сформирован формальный документооборот на выполнение строительных работ. Между тем такие работы выполнялись силами самого подрядчика. Это подтвердил руководитель генерального подрядчика, который следил за выполнением подрядчиком работ;
•другие суммы НДС-вычетов были искусственно завышены. Так, часть работ выполнялась реальной организацией, которая формально была лишь контрагентом 2-го звена. А контрагент 1-го звена, получавший от подрядчика деньги за те же работы, но по завышенной цене, выводил их через фирмы-однодневки, которые не платили НДС в бюджет и лишь формировали искусственные основания для заявления НДС-вычетов.
Инспекции удалось доказать, что однодневки были подконтрольны подрядчику, следовательно, ему должно было быть известно о налоговых нарушениях таких контрагентовПостановление 9 ААС от 18.05.2017 № 09АП-10542/2017 (оставлено в силе Определением ВС от 23.11.2017 № 305-КГ17-16923).
Как видим, в настоящий момент арбитражная практика часто складывается не в пользу налогоплательщика. Вместе с тем есть решения арбитражных судов, отменивших начисление налога и штрафных санкций, поскольку налогоплательщик смог подтвердить реальность финансово-хозяйственных отношений.
О том, какие дополнительные аргументы помогут отстоять НДС-вычет, читайте:
2018, № 23
К примеру, компания представила в суд доказательства реальности хозяйственных операций (договор, счета-фактуры, накладные, регистры бухучета) и подтвердила, что спорная продукция поставлена именно контрагентом, указанным в договоре. Инспекция не смогла доказать нереальность поставки либо поставку товара иными лицами. Кроме того, проверяемая компания проявила необходимую осмотрительность при выборе контрагента:
•проверила его по доступным информационным базам, в том числе на сайте ФНС. И признаков фирмы-однодневки не было выявлено;
•запросила у будущего контрагента пакет документов, подтверждающих его правоспособность (устав, свидетельства о госрегистрации и о постановке на учет в налоговом органе и т. д.).
Возможности и обязанности проверять контрагентов 2-го, 3-го и дальнейших звеньев у компании не было. Учитывая все эти обстоятельства, судьи приняли сторону компании и подтвердили законность заявленных НДС-вычетовПостановление АС УО от 15.01.2018 № Ф09-8180/17. Были и другие аналогичные решения в пользу налогоплательщиковПостановления АС УО от 06.04.2018 № Ф09-355/18; АС ВСО от 25.01.2018 № Ф02-7481/2017.
* * *
Если вас обвиняют в нереальности сделки, то дополнительным аргументом будет наличие документов, свидетельствующих о том, что у поставщика имелись реальные работники и технические возможности. Вы можете сохранить пропуска, визитки и доверенности сотрудников контрагента, приказы о наделении полномочиями, копии договоров аренды помещений (или выдержки из них) и прочее.
Что делать, если налоговая «нашла» разрыв по НДС у ваших поставщиков?
В этом видео расскажу о судебном деле, где налоговая инспекция пыталась доначислить 13 миллионов рублей НДС и налога на прибыль предпринимателю… но проиграла во всех инстанциях.
Навигация
О чём это видео
В ролике рассказываю, что делать налогоплательщику, если инспекция обнаружила разрыв по НДС в цепочке его поставщиков.
Всем привет! На связи Марат Самитов, руководитель бухгалтерской компании «Самитов консалтинг». Тема разрывов по НДС болезненна для большинства плательщиков, особенно для оптовых и производственных компаний. Налоговая активно борется с «бумажным» НДС.
Как действует инспекция
Инспекторы предъявляют требование добросовестному налогоплательщику, потому что на втором или третьем колене, которое он не контролирует, возник разрыв. На допросе — фактически добровольно-принудительно — пытаются склонить к уплате НДС за поставщика. Это прямые убытки.
Если уговорить не удаётся, назначают полноценную выездную проверку. В разборе — именно такой случай.
Кейс: 13 млн рублей доначислений
По итогам проверки компании доначислили НДС на 6,3 млн и налог на прибыль ещё на 6,4 млн. Всего — 13 млн рублей.
Налогоплательщик платить отказался, пошёл в суд и выиграл три инстанции подряд.
Позиция инспекции
- обнаружен разрыв по НДС;
- несколько поставщиков отсутствуют по юрадресам;
- документы на запросы не предоставлены;
- поставщики исключены из ЕГРЮЛ как недействующие;
- нет работников и складов, первичка оформлена формально.
По мнению ФНС, это классические «однодневки», и добросовестный покупатель обязан заплатить налоги за них.
Почему налогоплательщик выиграл
- Сама ФНС признала, что разрывы фиксируются во внутренней программе АКДС-2, к которой у бизнеса нет доступа.
- При проявлении должной осмотрительности налогоплательщик также не может узнать о разрыве: сервис недоступен.
- Инспекция не доказала подконтрольность цепочки поставщиков и то, что компания знала о чужих нарушениях.
- Суды напомнили определение Верховного суда: отсутствие персонала и ресурсов у контрагента само по себе не доказывает фиктивность, ведь можно привлекать аутсорсинг и субподряд.
- Директор одного из поставщиков пришёл на допрос и подтвердил: склад был, трубы и арматура реально отгружались.
- Сам налогоплательщик доказал, что материалы поступили и были списаны в производство.
Вывод суда
Нельзя доначислять налоги только из-за того, что кто-то в цепочке не заплатил НДС, если покупатель об этом не знал и не мог узнать.
Что делать, если пришло требование
Если инспекция прислала письмо о разрыве и намекает на «добровольную» уплату, не спешите:
- не бегите сразу на допрос;
- не платите налоги за чужие ошибки;
- первым делом получите консультацию и подготовьте письменный ответ.
Как мы можем помочь
Напишите в личные сообщения или оставьте заявку по ссылке под видео. Подготовим к допросу и составим грамотный ответ инспекции.
Обратная связь
Остались вопросы — задавайте в комментариях. Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и обязательно перешлите видео знакомому, который работает с НДС: пусть знает, как действовать при разрывах.
Полезные материалы от Марата Самитова:
- YouTube-канал с видео-ликбезами.
- Telegram-канал Налоги, законы и бизнес.
- Сайт Samitov consulting.
Самитов Марат
Эксперт по бухучету
Высшее образование в сфере налогов и финансов. Работал главным бухгалтером и финансовым директором. Основатель компании, которая оказывает услуги по бухгалтерскому сопровождению хозяйственной деятельности. Автор серии статей про налоги.
Все статьи автора
НДС — налог на добавленную стоимость: ответы по темам
Вам может быть интересно:
В данной статье поговорим о таком виде расхождения как налоговый разрыв, что такое налоговый разрыв, его виды, последствия для налогоплательщиков при их отработке налоговыми органами и что делать налогоплательщику при выявлении у него налогового разрыва.
Вступление
С начала 2015 года с внедрением программного комплекса АСК НДС-2 ФНС России отслеживает формирование сумм налога на добавленную стоимость по всей цепочке движения товаров (работ, услуг) от поставщиков сырья для производства до конечного покупателя. Тем самым, обеспечивает прозрачность налогообложения бизнес-процессов и формирует «налоговую» историю организаций. Программный комплекс позволяет эффективно выявлять и устранять разрывы в НДС, которые могут возникнуть на различных этапах налогового учета. Для этого используется информационный ресурс о налоговых разрывах, который включает КНД 1110058 справка о налоговых разрывах и код 1400 1100 о налоговых разрывах.
Сам программный комплекс АСК НДС-2 разработан для внутреннего использования и недоступен для налогоплательщиков, так как содержит сведения, составляющие налоговую тайну. Все правила работы с системой регламентируются внутренними документами ФНС России. При этом порядок работы и аналитический функционал постоянно усовершенствуются, выявляя новые способы ухода от налогообложения, которые ранее системой не анализировались. Кроме того, система АСК НДС-2 помимо рисков по налогу на добавленную стоимость, позволяет находить аналогичные риски по другим налогам, что минимизирует налоговые разрывы по НДС и другим налогам.
Что такое разрыв по НДС?
Результатом работы программного комплекса АСК НДС-2 по анализу данных налоговых деклараций является выявление расхождений между данными продавцов и покупателей. Условно все расхождения можно разделить на следующие виды:
- Технические – это те расхождения, которые возникли в результате неверного отражения реквизитов, сумм, ставки, номера таможенных деклараций и подобные расхождения, не приводящие занижению налогов, подлежащих уплате;
- Методологические – это расхождения, возникающие в результате неверного заполнения налоговых деклараций и подобные расхождения, не приводящие к неуплате налогов;
- Схемные – это расхождения, по которым не сформирован источник вычета НДС, что и признается налоговым разрывом.
Таким образом, налоговый разрыв ― это несоответствие данных по сделке о налоге на добавленную стоимость, уплаченным поставщиком, и НДС, поставленным к вычету покупателем, которое приводит к неуплате налогов в бюджет. Чтобы понять что такое налоговый разрыв, важно рассмотреть все возможные виды расхождений.
Кроме того, программный комплекс АСК НДС-2 помогает эффективно выявлять и устранять налоговые разрывы по ндс, что способствует повышению прозрачности и правильности налогообложения.
Виды разрывов по НДС
В зависимости от сущностности лица (реально осуществляет деятельность или компания является «технической»), у которого возникло расхождение и порядка его отработки, налоговые разрывы можно условно разделить на следующие виды:
- Прямые разрывы, то есть налоговый разрыв по НДС приходится на сущностного налогоплательщика, в отношении этого лица проводятся мероприятия налогового контроля, с целью установления вины и побуждения налогоплательщика к уточнению налоговых обязательств.
- Простые разрывы – источником являются «технические компании». Отработка разрыва производится в рамках камеральной налоговой проверки деклараций, результатом которой является поиск выгодоприобретателя, определяемого по бальному принципу. Всем участникам цепочки на основании суммарных баллов присваивается роль. Так, при суммарном количестве баллов будет присвоена одна из следующих ролей:
- от 0 до 20 баллов — «техническая» компания;
- от 20 до 49 баллов – предполагаемый выгодоприобретатель;
- больше 50 баллов — выгодоприобретатель.
Налоговый орган по месту учета «технической» компании после определения ролей участников цепочки, доводит до налогового органа по месту учета выгодоприобретателя информацию о схемной цепочке операций и сумме разрыва, приходящегося на выгодоприобретателя. Информация выгружается в системе АСК НДС-2 в виде так называемого комментария. После получения информации налоговый орган по месту учета выгодоприобретателя проводит анализ представленной информации на корректность определения роли выгодоприобретателя и в случае признания его корректности проводит мероприятия налогового контроля, с целью установления вины и побуждения налогоплательщика к уточнению налоговых обязательств. В случае некорректности, сообщает об этом налоговому органу, направившему информацию, который продолжает мероприятия налогового контроля по установлению выгодоприобретателя.
- Сложные разрывы — это расхождения, источником которых является «техническая компания», не ведущая деятельность в своих интересах. Отнесение разрыва к категории сложных разрывов по НДС является прерогативой ФНС России, которая отбирает их из общего списка и доводит до нижестоящих налоговых органов. Отработка сложных разрывов отличается от отработки простых. При возникновении сложного расхождения по НДС инспекция проводит мероприятия налогового контроля и на основании полученных данных устанавливает выгодоприобретателя схемной цепочки. После этого составляется заключение, которое направляется в налоговый орган по месту учета выгодоприобретателя. Налоговый орган проверяет корректность данных и, в случае необходимости, проводит мероприятия налогового контроля, чтобы побудить налогоплательщика к уточнению обязательств. В случае отказа налоговый орган может назначить тематическую выездную проверку. Важно понимать что это такое – сложные расхождения по НДС, так как это помогает эффективно выявлять и устранять налоговые риски. Сложные разрывы по НДС – это такие расхождения, которые требуют детального анализа со стороны налоговых органов. По какой причине возникают сложные разрывы по НДС? Основные причины включают наличие технических компаний и схем уклонения от налогов. Понимание что такое разрыв в налоговой и как его выявлять важно для правильного налогообложения.
- Автоцепочки — источником являются «технические компании». Отработка разрыва производится программным комплексом АСК НДС-2. ФНС России признана безусловным лидером с точки зрения внедрения искусственного интеллекта в рабочий процесс, она его «выращивает» и «обучает». Одним из примеров такого интеллекта является автоцепочка. Так, программный комплекс в автоматическом режиме формирует цепочку и на основании имеющейся информации определяет роль каждого из участников. В данном процессе инспектор не участвует и влияние человеческого фактора исключено. После формирование автоцепочки, налоговый орган по месту учета выгодоприобретателя определяет корректность присвоения роли и в случае признания его корректности проводит мероприятия налогового контроля, с целью побуждения налогоплательщика к уточнению налоговых обязательств. В случае некорректного установления роли налоговый орган самостоятельно определяет выгодоприобретателя и направляет указанную информацию по месту его учета.
Последствия наличия разрыва по НДС
Возникновение налогового разрыва является головной болью организаций, так как его возникновение практически всегда зависит от данных, содержащихся в декларациях третьих лиц. То есть, организация фактически не может не то чтобы повлиять, но и владеть информацией о возникшем налоговом разрыве. Указанная информация доводится до налогоплательщика уже налоговым органом по месту учета, что для многих является шоком.
Отработке разрывов ФНС России уделяет особое внимание. Многие показатели оценки работы инспекции связаны именно с отработкой разрывов. То есть, налоговым органам для выполнения поставленных задач необходимо максимально устранить налоговые разрывы, относящиеся к деятельности администрируемых налогоплательщиков. Особенно важно разрешать сложные разрывы по НДС и понимать что это, так как их выявление и устранение требует особого подхода и детального анализа.
При отработке разрывов, налоговые органы приглашают налогоплательщика для проведения комиссии. На комиссии до него доводят информацию о возникшем налоговом разрыве и ему предлагается пересмотреть свои налоговые обязательства с учетом доведенной информации.
В случае отказа налогоплательщика от добровольного уточнения налоговых обязательств налоговый орган, в случае открытой камеральной налоговой проверки, доначисляет указанные суммы, а в случае истечения срока для проведения камеральной проверки рассматривает вопрос о проведении выездной налоговой проверки.
Как налоговая проверяет корректность определения выгодоприобретателя разрывов по НДС?
Как было отмечено выше, информация о выгодоприобретателе схемных операций поступает из других налоговых органов в виде заключений, комментариев, а также в виде автоматически сформированных автоцепочек. Это помогает налоговым органам понять как выявить разрыв НДС.
При поступлении информации об установленном выгодоприобретателе, налоговый орган по месту его учета определяет полноту проведенных мероприятий налогового контроля, а в случае отсутствия каких-либо мероприятий, проводит их самостоятельно. По результатам которых, используя уже имеющиеся сведения, налоговый орган оценивает корректность определения выгодоприобретателя, а именно:
- прослеживается ли проблемный вычет до выгодоприобретателя;
- оценивается сделка с транзитным звеном на предмет реального ее исполнения именно заявленным контрагентом;
- проводится оценка экономической обоснованности заключения сделок с транзитными звеньями;
- проводится анализ на предмет взаимозависимости предыдущих звеньев по цепочке участников схемных операций от источника разрыва по НДС до выгодоприобретателя;
- проводится анализ условий сделок, соблюдения их участниками, договоры и другие документы оцениваются на предмет формальности составления, не имея цели фактического их исполнения;
- проводится анализ на предмет наличия у транзитного звена соответствующих ресурсов для исполнения сделки, его локации, соответствия осуществляемых видов деятельности исполнителя с обязательствами по сделке;
- проводится анализ товарно-денежных потоков на предмет установления реальных исполнителей, способов оплаты, полноты погашения кредиторской задолженности, вывода денежных средств из хозяйственного оборота и возврат их выгодоприобретателю (его доверенным лицам).
В случае, если роль выгодоприобретателя определена корректно, налоговый орган по месту учета «акцептует» цепочку схемных операций, и информацию по цепочке вносит федеральный реестр выгодоприобретателей. О порядке отработки акцептованных разрывов поговорим ниже.
В случае, если роль выгодоприобретателя определена некорректно по доведенным комментариям и сложным разрывам, Инспекция сообщает об этом в налоговый орган где сформировался разрыв, который продолжает анализ схемных операций для установления выгодоприобретателя с учетом замечаний отраженных в отказе. В случае, если роль выгодоприобретателя определена некорректно по доведенным автоцепочкам, Инспекция самостоятельно проводит мероприятия налогового контроля, на основании которых устанавливает нового выгодоприобретателя и указанную информацию направляет по месту учета вновь установленного выгодоприобретателя.
Действия налоговиков при разрывах
Информация об акцептованных выгодоприобретателях вносится в Федеральный реестр предполагаемых выгодоприобретателей (далее по тексту ФРПВ). Все разрывы ранжируются от большего к меньшему. ФНС России определил следующие приоритеты для отработки ФРПВ:
- Первоначально отрабатываются разрывы, заявленные налогоплательщиками в 2022г., то есть вычеты по схемным операциям ранее не заявлялись, а впервые заявлены в декларациях представленных в 2022г. независимо от того за какой период представлена декларация (первичная за 2022г., либо корректировочная за 2019-2021г.). При этом отработка разрывов производится последовательно согласно ранжированного списка от большего к меньшему.
- После отработки разрывов 2022г. последовательно отрабатываются разрывы предыдущих годов.
Саму отработку разрывов, отраженных в ФРПВ условно можно разделить на два этапа:
- Возможность добровольного уточнения своих налоговых обязательств. На этом этапе с налогоплательщиком проводится рабочее совещание, в ходе которого до него доводится информация об установленных схемных операциях, а также доказательств неправомерно заявленных вычетов по НДС.
- Устранение разрывов по результатам контрольной работы. На этом этапе в случае отказа от добровольного налоговые разрывы устраняются путем проведения проверки и вынесение решения по ее результатам. Если срок камеральной проверки не истек, проводится камеральная проверка, если срок истек и сумма разрывов значительная (в зависимости от региона и специализации инспекций сумма для назначения выездной налоговой проверки колеблется от 1 млн.руб. до 50 млн.руб.) назначается выездная налоговая проверка. При этом анализируется вся деятельность налогоплательщика. В случаях если установлены иные нарушения помимо налоговых разрывов, либо схемные операции также влияют на налогообложение других налогов и сборов (например схемные операции включены в состав расходов при исчислении налога на прибыль) назначается комплексная налоговая проверка. Если иных нарушений не установлено назначается тематическая налоговая проверка.
Кроме того следует учесть, что налоговые органы на местах также особое внимание уделяют так называемым выпадающему из под налоговой проверки году (три года, непосредственно предшествующие году проверяемому ст.89 НК РФ). В настоящее время это 2020г. Поэтому если у организации имеются акцептованные за 2020-2021гг. разрывы на сумму достаточную для проверки не стоит полагаться на установленные ФНС России приоритеты, так как налоговым органам на местах это обстоятельство может являться аргументом для назначения выездной налоговой проверки.
Действия налогоплательщиков при разрыве по НДС
Как было отмечено выше, если в налоговый орган по месту учета поступила информация о присвоении вашей организации роли выгодоприобретателя по той или иной схемной операции, вас пригласят на рабочее совещание и сообщат об этом. По результатам рабочего совещания будет предоставлено время для оценки рисков. В этом случае необходимо проанализировать документы по взаимоотношениям со своим контрагентом. Помимо привычного набора документов (договор, счета-фактуры, акты выполненных работ (оказанных услуг), товарно-транспортные накладные, товарные накладные) особую важность будут иметь документы предшествующие заключению сделки, а также составляемые исполнителями при ее совершении, а именно: деловая переписка, заявки, список допущенных работников, журналы инструктажа, лицензии, сертификаты качества, доверенности, документально подтвержденное присутствие представителей субподрядчика при сдаче работ, ФИО лица, непосредственно совершавшего сделку, его полномочия и контактные данные, документы складского учета, документы, подтверждающие транспортировку товаров, в случае наличия кредиторской задолженности документы, подтверждающие претензионную деятельность и другие.
Представление таких документов исключит возможность у налогового органа предъявлять какие–либо претензии по рассматриваемым схемным операциям. Однако, зачастую у налогоплательщиков указанные документы не сохраняются, так как не являются документами, подлежащими отражению в налоговом и бухгалтерском учете, и отсутствует обязанность их хранения.
В результате, налоговые органы назначают выездную налоговую проверку и предъявляют претензии по рассматриваемым схемным операциям с минимальным набором доказательств (у контрагента минимальная численность, отсутствует оплата за соответствующий товар, на день проведения проверки не отчитывается (хотя рассматриваются взаимоотношения 2-3 летней давности), руководитель не является на допрос и другие доказательства номинальности контрагента). При этом, организацию с признаками номинальности не всегда используют для завышения расходов, так мелкие предприниматели создают такие организации для заключения договоров с крупными игроками на рынке и с целью экономии денежных средств за счет неуплаты налогов не оформляют должным образом работников, включают в состав расходов и вычетов так называемые «фирмы-однодневки». После выполнения работ и получения денежных средств «бросают» организации и прекращают представлять отчетность, осуществляют смену руководителя и учредителей на номинальных и другое. Фактически такие предприниматели своими недобросовестными действиями присваивают сумму НДС, уплаченную ему заказчиком, то есть они и являются выгодоприобретателями. Однако, как правило, поиском реальных выгодоприобретателей налоговый орган не занимается, а перекладывает проблемный вопрос на следующее звено по цепочке.
Таким образом, если следовать требованиям налоговой, для подтверждения своей невиновности на налогоплательщика возлагаются дополнительные обязательства, не предусмотренные налоговым законодательством, что нарушает п.6 ст.108 НК РФ а именно принципы презумпции невиновности налогоплательщика.
Добиться справедливости налогоплательщику, как правило, удается лишь на стадии апелляционной жалобы, либо через суд.
Можно ли предотвратить налоговый разрыв?
Гарантированного способа предотвращения разрыва не существует, однако, применяя некоторую осторожность, возможно значительно сократить риски появления разрывов. Такой осторожностью является более детальный подбор контрагентов, не только с точки зрения стоимости товаров (работ, услуг), но и с точки зрения возможности таких поставок данным контрагентом, его репутации на рынке, как долго существует компания, среднесписочная численность, а также проведения анализа общедоступной информации в отношении контрагента.
Существует еще один инструмент защиты — это включение в договор «налоговых оговорок».
Налоговая оговорка – инструмент защиты организаций от недобросовестных действий контрагентов в области налогообложения. Включение таких оговорок в текст договоров может предотвратить от убытков (налоговых доначислений), понесенных по вине поставщика. Следовательно, если в договоре имеется такая налоговая оговорка, то после предъявления претензий со стороны налогового органа, с контрагента возможно будет взыскать понесенные убытки в виде штрафов, пеней или налоговых доначислений.
Если в договоре сложившаяся ситуация оговорена, то виновник должен будет покрыть весь объем убытков пострадавшему участнику сделки.
Пример налоговой оговорки:
«Имущественные потери покупателя, подлежащие возмещению поставщиком, включают в себя суммы доначислений по налоговым обязательствам, связанные с этим обстоятельством штрафные санкции и пени. Подтверждение размера ущерба осуществляется путем представления, вступившего в силу решения налогового органа (либо путем представления доказательств предъявления налоговых претензий со стороны налогового органа (например: протокол рабочего совещания), с приложением копий уточненных налоговых деклараций в которых схемные операции исключены)».