Есть такой механический прибор. Выпускался на Пензенском часовом заводе с 1968 г. и до конца союза. Существовал в трехстрелочном / четырехстрелочном исполнении; со стопором и без стопора. Вешался на пояс.
Как правило, доступные сегодня на барахолках, хотя и комплектные, но не на ходу.
Принцип работы очень простой: при колебаниях вдоль вертикальной оси — качается секторный груз, передавая вращение на центральную стрелку, от которой посредством колес — на другие циферблаты. Правильное вращение обеспечивают два храповых механизма.
Для сброса «на ноль» — кнопка сверху.
И вот, типичный представитель. Жалобы: не работает, кнопка не нажимается. Также очевидна утрата подвеса на пояс.
Стрелка погнута, что свидетельствует о том, что шагомер уже разбирали.
Снимаем заднюю крышку-хлопушку. Видим болтающийся отдельно штифт, назначение которого — стопор секторного груза. Присматриваемся дальше — храповый механизм не срабатывает: растянута пружина, туго ходит собачка.
Извлекаем механизм из корпуса. Для этого откручиваем винты и «располовиниваем» корпус — отделяем центральное кольцо от лицевой части.
Дальше снимаем пружины стопоров, ослабляя их. Аккуратно отвинчиваем и поднимаем мост секторного груза, извлекая его с колесами
Стрелки закреплены весьма прочно. Поскольку остальной механизм весьма простой и с толстыми цапфами, к тому же без явной грязи, разбирать его не стал
Теперь начинаем аккуратно собирать.
Слегка равняем стрелку
На секторном грузе отвинчиваем собачку, моем модуль в Галоше, регулируем пружину, что бы храповичек надежно срабатывал, смазываем и свинчиваем.
Далее: примеряем штифт: плохо держится — слегка подрезаем пластиковую оболочку и садим штифт на циакрин (аккуратно! капля в механизм и придется все разбирать и чистить)
По возможности смазываем цапфы на платине
Теперь смазываем и ставим секторный груз, второй храповик.
Кладем механизм в лицевую часть корпуса, ставим кольцо. Находим положение в котором кнопка будет нажиматься. Кстати, при повороте кнопки вокруг оси — она перестает нажиматься и требуется вернуть в нужное положение. Поскольку кнопка похоже «родная» — вероятно так задумано
Крепим механизм винтами, проверяем и закрываем крышку. Теперь полевые испытания 🙂
Filed under: Старина |
Хронограф «Слава»
Часы с цепью в наградной коробке с гербом СССР
30-минутный счетчик, смещенный влево. Вороненые стрелки, лаковый циферблат. Точность шкалы измерения – 1/5 секунды.
Механизм хронографа с колонным колесом, на 19 камнях.
Управление одной кнопкой «старт – стоп – сброс».
Тахометр 9ЧП
Специализацией Третьего Московского Часового Завода (3 МЧЗ) являлось производство часовых устройств и приборов военного назначения, таких как бомбовые таймеры, приборы регистрации времени включения-выключения, и т.п.
Это прибор измерения частоты вращения какого-либо вала (например, двигателя). При нажатии кнопки он начинает тикать (звук действительно очень похож на бомбу) и считать обороты вращающегося вала.
Движение вращения подается на большой вал, и через червячную передачу передается на счетное устройство со стрелкой. Для решения проблемы направления вращения применена обгонная муфта, такая же как в современном устройстве автоподзавода часов. В какую бы сторону ни вращался вал, стрелка движется в одном направлении.
По нажатию кнопки производится точный замер числа оборотов (с учетом неполных долей) за 5 секунд, прибор экстраполирует значение на минуту.
Внутри довольно сложное устройство, что-то вроде программатора. Программа задается зубьями на анкерном колесе, некоторые из них пропущены, на самом деле намеренно. Управление от программатора — кулачковыми рычагами.
Алгоритм работы прибора:
1. нажатие кнопки – взвод пружины
2. отпускание кнопки – старт баланса
3. включается программатор, анкерное колесо с пропущенными зубьями
4. три такта баланса программатор стабилизирует ход часового устройства
5. на четвертом такте подключается бархатное колесо измерения оборотов
6. счетное устройство измеряет количество оборотов за 30 тактов баланса (5 секунд)
7. программатор останавливает измерения блокировкой колеса измерения оборотов
8. еще через два такта программатор останавливает баланс
Вращение от вала передается на механизм через червячную передачу.
Механизм на трех платах. На переднем плане виден обод баланса.
Сплит-секундомер «Слава» С-II-Б
Спортивный сплит-секундомер С-II-1б производства 2-го Московского часового завода. Сплит-секундомер имеет 2 секундных стрелки и позволяет засекать промежуточные значения измерения.
Например, мотоциклист должен проехать 10 кругов, но нам надо замерять время каждого круга, не прерывая измерение времени общего заезда. Сплит по нажатию кнопки позволяет приостанавливать красную секундную стрелку на промежуточном значении, при этом черная секундная стрелка бежит дальше. Повторное нажатие кнопки возвращает красную стрелку к черной, дальше они движутся вместе.
В механизме 3 колесных системы (ангренажа):
— силовой ангренаж привода от пружины на анкерное колесо
— счетный ангренаж для центральной секунды
— дополнительный привод сплит-секунды
Силовая и счетная колесные системы разнесены для точности измерений. Высокий класс механизма, для секундомера в нем очень много колес и камней.
Две секундные стрелки с возможностью останова красной стрелки на промежуточном значении.
Центральный минутный счетчик на 30 минут.
Механизм очень высокого класса. Серое матовое родиевое покрытие.
1 – колонное колесо управления сплит-секундой
2 – «ножницы» блокировки сплит-секунды
3 – основная колесная система секундомера
Задняя крышка, в комплекте специальный ключ для ее отвинчивания.
Плата механизма под циферблатом.
Видна рычажная система и «сердечко» обнуления центрального счетчика минут.
Еще одна интересная особенность секундомера – частота баланса 36000 полуколебаний в час. Эта частота позволяет замерять интервалы времени с точностью до 1/10 секунды. Для обеспечения такой высокой точности механизм этого секундомера и сделан по высшему классу. Схема механизма «позаимствована» у швейцарской фирмы Lemania (ныне – Montres Breguet).
Весьма необычные приборные часы, как по внешнему виду, так и по механизму. Эбонитовый корпус с креплением на приборную панель. Мощная пружина, недельный запас хода.
Очень странный циферблат с большим белым полем.
Крупная головка для завода пружины и перевода стрелок выведена на переднюю панель.
Механизм высококлассный, обратите внимание на высокоточный регулятор хода с улиткой.
На платах оставлено много отверстий для крепления дополнительных устройств.
Возможно, хронографа или будильника.
Самое интересное – баланс с регулировочными винтами, закрепленными на внутренней стороне обода.
Чем-то напоминает систему Gyromax от Patek Philippe.
Есть предположение, что такие часы устанавливались внутри какого-то станка или машины.
Механический шагомер «Заря»
Этот шагомер спортивно-военного назначения подвешивается к ремню за предусмотренную подвеску. При каждом качании устройства центральная стрелка перемещается на одно деление.
В устройстве предусмотрен рычаг блокировки, а также кнопка обнуления показаний стрелок. Предел измерений — 10000 шагов.
Качающийся подпружиненный груз за одно колебание переключает зубчатое колесо на один зуб. Колесо соединено с центральной стрелкой, от которой вращение передается на остальные стрелки посредством зубчатых колес с 10-кратным шагом.
Шагомер — довольно забавное механическое устройство. Конструкция напоминает старинные варианты часов с автоподзаводом, они также снабжались качающимся грузом, который заводил пружину.
Используются шагомеры для подсчета количества шагов во время спортивных тренировок или военно-строевой подготовки.
Инженерно-навигационная логарифмическая линейка
Инструмент, позволяющий при определенном навыке производить достаточно сложные вычисления с дробными числами. Возводить числа в квадрат, умножать, делить, вычислять тригонометрические функции. Принцип действия заключен в совмещении шкал прибора со стрелкой и специальной риской на стекле. Точность операций ограничена точностью совмещения шкалы и стрелки.
Линейка двухсторонняя, головками вращается одна из шкал и тонкая красная стрелка.
На шкалах отмечено число пи.
Помимо инженеров, такие приборы использовали штурманы для навигационных расчетов.
Секундомер «Агат»
Знак Качества СССР!
Секундомер механический, однострелочный, суммирующего действия.
Златоустовский часовой завод.
В центре головка пуска и завода, справа — кнопка сброса.
Часы механические авиационные АЧС-1
Часы АЧС-1, АЧС-1М, АЧС-1МН предназначены:
Для показания текущего времени в часах, минутах и секундах (АЧС-1)
Для показания текущего времени в часах и минутах (АЧС-1М, АЧС-1МН)
Для отсчета времени полета летательного аппарата в часах и минутах (АЧС-1, АЧС-1М и АЧС-1МН)
Для отсчета малых промежутков времени в минутах и секундах
Емкость шкалы секундомера в часах АЧС-1 60 мин, в часах АЧС-1М и АЧС-1МН 30 мин.
Примечание. Центральная секундная стрелка в часах АЧС-1М и АЧС-1МН является стрелкой секундомера (работает только при включенном секундомере).
Продолжительность действия часов от одного полного завода 3 суток
Периодичность завода часов один раз в 2 суток
Рабочее напряжение цепи электрообогревателя часов АЧС-1, АЧС-1М (постоянный ток) (27±2,7) В; АЧС-1МН (27±6) В.
Омическое сопротивление электрообогревателя 50±2 Ом
Напряжение питания встроенного подсвета в часах АЧС-1МН 5,5 В от сети переменного тока частотой 400 Гц
Вероятность безотказной работы часов за время 2000 ч при температуре 20±5 °С не менее 0,94
Масса часов АЧС-1, АЧС-1М не более 655 г, АЧС-1МН — 750 г
А это, товарищи, курвиметр.
См.также:
Шпионская техника прошлого
Самые дорогие часы в мире
Малоизвестная советская бытовая техника
Как делали легендарные часы «Электроника»
Есть индивиды, которые тонко чувствуют этот мир и, прикоснувшись к вещи, видят яркие картины её происхождения и действия. Жаль, что «Ретроскоп» не обладает такими способностями. Мы не можем заглянуть в прошлое, зато точно знаем, что с самого основания Пензенский завод гордился своей конструкторской базой, причём все разработки оказывались удачными. В том, что 3-й часовой стал крупнейшим экспортёром часов и механизмов, большая заслуга его конструкторов. Выпуск шагомеров также был «выстрелом в десятку». «Ретроскоп» уже представлял стрелочный шагомер Пензенского завода (подробнее здесь). Теперь на нашей витрине цифровой механический шагомер «Заря ШМ-6» одноимённого производственного объединения:
Любопытный факт: когда Совет Министров СССР постановлением «О пенсиях на льготных условиях» обязал руководителей предприятий и организаций провести аттестации рабочих мест, то одним из инструментов, применяемых для измерения производственных факторов, стал шагомер ШМ-6 Пензенского ПО «Заря». После выпуска в августе 1989 года наш измеритель шагов не использовался. Шагомер с паспортом хранился в заводском футляре (см. фотогалерею) в ящике письменного стола. Поэтому его состояние безукоризненное. «Заря ШМ-6» была протестирована вместе с шагомером смартфона — показания не настолько точны как у электронного «яблока», но расхождения не критичны. А отклонения измерений в пределах 5% допускаются по паспорту:
Шагомер советуют крепить в вертикальном положении за прижим (для страховки в комплект ещё входит цепочка) и носить на поясе, в кармане брюк или пиджака. ШМ-6 инерционного типа, т.е. реагирует на толчки при ходьбе, поэтому шаг должен быть свободным, обычным. Темп ходьбы от 80 до 140 шагов в минуту. Количество меньше 10 шагов на шкале счётчика не регистрируется, а последнее читаемое число — 99990. Для остановки шагомера (например, при поездках в транспорте) на тыльной стороне расположен переключатель: правое положение — «Заря» выключена, левое — рабочее состояние. Сброс показаний счётчика выполняется двумя головками — нажать до упора на левую головку, а правую вращать по направлению стрелки до установки нулей. Всё проще, чем казалось. А вместе с тем нашему шагомеру уже больше 30…
(Использованы материалы статьи «Третий часовой» портала профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru).
Приобрёл вот приятную вещицу из Советского Союза шагомер производства Пензенского часового завода Заря.
Я как часовщик не смог пройти мимо такой забавной штуки.Забавная потому-что механизм до безобразия простой…Есть грузик(похожий на урезанный ротор автоподзавода) который при ходьбе качается в вертикальном направлении и толкает колесо с каждым шагом на одно деление центральной стрелки.Боковые счётчики считают сотни и тысячи шагов.Предел 10000.
Сбрасываются показания нажатием головки при положении меткой к себе.
Носить нужно или на поясе или в кармане, но непременно в вертикальном положении.
Пока не нашёл инфы кому он нужен был больше — военным или спортсменам.Но ведь производили в великом и могучем…
Достался мне этот экземпляр со «следами бытования» как говорят реставраторы.Пока потаскаю как есть, позже отполирую стекло, поделаю механизм и корпус.потом уберу как говорится в ящик…
При использовании по прямому назначению этот шагомер наверняка проиграет смартфонам, но ведь если со здравым смыслом подходить к коллекционированию то и жить будет скучно…)))