Словесные инструкции для детей

Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у детей с ОНР  умения работать по словесной инструкции».

Воспитатель должен определить, в какой мере дети способны выполнять общие инструкции. Это можно легко проверить на заданиях типа: «Кружки», «Словесные диктанты», «Графические диктанты».

Анализ поведения детей в ходе выполнения и достигнутые результаты вскрывают их умения выслушивать указания, удерживать в памяти и руководствоваться до конца задания. Если, выслушав инструкцию, дети не приступают к работе, а ждут повторения или распоряжения воспитателя, обращаются с вопросами, подсматривают к соседу, значит, они не умеют произвольно руководить своими действиями. Это бывает в тех случаях, когда дети привыкают к тому, что после объяснения в начале занятий воспитатель снова повторит, а дальше будет диктовать поэтапно. У них не возникает потребности вслушиваться в указания, пытаться их запомнить.

Превращение инструкций, предваряющей деятельность детей, в прямые указания к очередному действию, по сути, снимает её обучающий эффект.

Механизмы произвольной регуляции действий не являются следствием созревания определенных мозговых структур, а вырабатываются у детей тогда, когда в своей повседневной жизни им приходиться решать те или иные задачи. Если способы организации детской активности не изменяются в соответствии с возрастающими возможностями, то формирование сознательного управления своей деятельностью и поведением задерживается.

В связи с выявленными недостатками следует систематически, вводить в учебно-воспитательный процесс в детском саду регламентацию действий детей не только прямыми указаниями, но и отсроченными. Тогда ребенок сможет перейти от выполнения отдельных требований к самостоятельной реализации системы действий согласно воспринятому объяснению.

Как обеспечить постепенность в формировании у детей умения действовать по словесным указаниям?

Сначала нужно научить детей ориентироваться на листе бумаги и правильно использовать его площадь. Например, дав задание нарисовать десять предметов, можно предложить кому-то из детей, сказать, где он собирается начать рисовать, а всем другим показать на своем листе. Слова «сверху, с левой стороны листа» наполняются для детей конкретным содержанием. Осознание того, что так начинать рисовать надо всегда, дисциплинирует процесс выполнения, дает первую исходную точку.

После этого следует научить детей руководствоваться указанием, вызывая в представлении определенный образ. Например, сказав, «считая слева направо», воспитатель предлагает детям пальцем показать это направление на нарисованных предметах. Чтобы максимально конкретизировать словесные требования относительно количественной характеристики, можно после слова «третий, пятый…» предложить отсчитать эти предметы на своем рисунке. Дальше дети будут делать это сами, взглядом выделяя указанный предмет в инструкции.

Упрощение или усложнение инструкции, а также проявление детьми большей или меньшей самостоятельности в построении действий зависит от их общего развития.

Детально проанализировав особенности выполнения дошкольниками словесных указаний, упражнений, воспитатель использует ту или иную тактику и объединяет детей в подгруппы для проведения словесных и графических диктантов, соответствующих их развитию и возможностям. Иногда результаты бывают на много ниже, чем ожидалось, вследствие того, что воспитатели не умеют правильно сформулировать указание.

Следует придерживаться определенных правил:

Инструкция должна быть максимально лаконичной, четкой, и доступной для детей с самого начала, иметь цель, конкретное задание, в ней нужно четко определить способы выполнения и назвать конечный результат.

«Украшение» инструкции, эмоциональные отступления, дополнительные указания недопустимы.

Названные моменты инструкции можно оттенять интонацией, выразительными паузами, отделяя цели от способов выполнения.

Надо организовать восприятие инструкцией детьми (сосредоточить их внимание перед подачей инструкции).

Очень много интересных игр выпускает наша промышленность – это: «Сложи картинку», «Составь сам», «Кубики». Успех в решении данных игр – заданий обеспечивается не знаниями или специальными умениями, а направленностью усилий на достижение цели, настойчивостью в возобновлении проб.

По деятельности детей можно судить об их целенаправленности. Цель кажется легкодоступной. Все дети легко берутся за дело. Но уже первые неудачи воспринимают они по-разному: поняв, что легко не выходит, одни мобилизуются, другие охладевают. У первых появляется выражение обеспокоенности, поза свидетельствует о сосредоточенности, действия становятся осторожными. Другие или просто стараются повторить попытки, не выявляя никаких признаков напряжения, или совсем отказаться от дела. На предложение постараться, чтобы получилось, первые еще с большим энтузиазмом возобновляют попытки, другие отвечают: «не умею», «не знаю как», «у меня не получается» и т.д.

Дети, которые легко капитулируют перед трудностями, свойственны неуверенность в себе, робкие попытки выйти из затруднительного положения, в котором они оказались, отказ от трудно постигаемой цели. Они обращаются за помощью при наименьшей трудности, принимают ее как должное. Их следует подбадривать на каждом этапе работы, подтверждать правильность выполнения. Отсутствие поддержки взрослого вызывает у них беспомощность даже при наличии знаний и умений.

Однако им нужны не только опека, постоянная помощь и защита, сколько воспитания и уверенности в себе, поддержка веры в своей возможности, вооружение умением встречать трудности активно, наступательно. Им следует помочь ощутить свои возможности, подобрав посильные задания, чаще подводить к победе и вызывать радость от этого.

Нельзя разрешать детям начинать работу, если не окончено объяснение. Ведь они запоминают только какую-то часть инструкции, не осознавая способов выполнения в целом, и процесс работы представляется им цепью мало связанных между собой действий.

Предупреждение воспитателя о том, что он не будет повторять задание дважды, является подчеркнутым отказом помогать тем, кто не слушал объяснение и повышает значение предыдущей инструкции.

Умение дошкольников справляться со сложными заданиями согласно словесной инструкции свидетельствует о высокой степени развития произвольной регуляции.

Даже такие широко распространенные в детских садах игры как, «Мозаика», «Нарисуй и раскрась», можно использовать для формирования у детей придерживаться словесной инструкции. С этой целью необходимо варьировать задачу, обусловливая форму конфигурации элементов узора из мозаики, чередование цветов, компоненты рисунка, обязательные и допустимые, их соотношение друг с другом.

УПРАЖНЕНИЯ,
РАЗВИВАЮЩИЕ УМЕНИЕ ПРИНИМАТЬ И ПОНИМАТЬ СЛОВЕСНУЮ ИЛИ ПИСЬМЕННУЮ ИНСТРУКЦИЮ

Дети
с нарушениями пись­менной речи постоянно пере­спрашивают учителя. Это мо­жет
быть связано как с низкой концентрацией внимания, недо­статочностью
кратковременной слуховой памяти, нарушениями мышления, так и с
несформированностью приемов учебной деятельности. Умения своевре­менно
реагировать на вопрос учителя, отличать новую задачу от старой, четко
представлять то, что содержится в инструкции — вот что отличает ученика, кото­рый
умеет учиться.

Упражнение «Письмо с пропусками»

Это
упражнение способству­ет развитию концентрации и переключению внимания, саморе­гуляции
деятельности с учетом меняющейся инструкции.

Логопед
дает задание: «Я бу­ду диктовать предложение, а вы записывайте, но вместо буквы
И
ставьте точку». Дети записыва­ют 2—3 предложения. Затем ло­гопед
предлагает не писать окон­чания прилагательных, а ставить вместо них звездочку
и т.д.

Упражнение «Будь внимательным!»

Логопед
просит детей про­слушать инструкцию, повторить ее «про себя», поднять руку,
если они запомнили задание и четко представляет себе, что де­лать. По команде
«Внимание!» ученики начинают выполнять задание.

Например:
в небольшом тек­сте нужно подчеркнуть все бук­вы С, вычеркнуть все буквы
Ш.

Упражнения,
развивающие умение планировать действия по выполнению учебной инструкции

Упражнение «Определи порядок действий»

Ученикам
раздают карточки. Нужно карандашом проставить; над словами цифры, соответ­ствующие
порядку выполнения действий.

Например:

           
Прочитай и спиши предло­жения, вставляя
подходящие по смыслу слова из скобок.

           
Обозначь в этих словах приставку. Устно
объясни свой выбор.

Теплоход
(пришел, подошел) к причалу. Завтра мы (поедем, заедем) к морю. В стакан (на­пили,
залили) молоко. С дерева (слетел, улетел) последний ли­сток.

Упражнения,
развивающие умение осуществлять итоговый самоконтроль

Ученики с
нарушениями письменной речи часто не в со­стоянии осуществлять итоговый самоконтроль
при выпол­нении письменных работ. Их необходимо обучать контролю с помощью
специальных мето­дов — планомерно, тщательно, длительно. Важно убедить уче­ников
в том, что самопроверка дает возможность получить за письменную работу более
высо­кую отметку.

Для
указанной группы уче­ников целесообразен такой спо­соб самоконтроля, при
котором самопроверка дробится на три этапа. Во время каждого из них внимание
ребенка сосредото­чено на поиске специфических ошибок и недочетов в письмен­ной
работе. Для каждого из эта­пов разработана памятка, в ко­торой дан алгоритм
действий по проверке и перечислены группы ошибок, на которых следует со­средоточиться.

Этап I — поиск
специфиче­ских (дисграфических) ошибок в слове, не связанных с усвоением
грамматических норм.

Этап II— поиск
орфографи­ческих ошибок в слове.

Этап III— поиск
пунктуаци­онных, грамматических и смыс­ловых ошибок в структуре цело­го
предложения.

Упражнение «Возвращение к началу»

Логопед
предлагает ученикам объединиться в пары. Каждая пара получает текст, в котором
допущена ошибка в слове — по невнимательности. Один ученик двигает указку от
конца текста к началу, другой читает слова по слогам точно так, как оно на­писано.
Важно не пропустить ни одного слова и не допускать чтения по догадке. Пара,
рань­ше всех обнаружившая слово с ошибкой, поднимает руки.

Это
упражнение подготови­тельное. Оно приучает детей к чтению текста от конца к
началу (что помогает избежать чтения по догадке), четкому послоговому чтению
написанного слова. Работа в парах делает упраж­нение неутомительным, поиск единственной
ошибки стимули­рует внимание и темп деятель­ности детей. Целесообразно ис­пользовать
такое упражнение на 3—4 занятиях подряд.

Упражнение
«Ищем «случайные» ошибки»

(I
этап самопроверки)

Работать
можно индивидуаль­но или в паре. Действия по про­верке текста аналогичны опи­санным
в предыдущем упраж­нении, но добавляется очень важный компонент —
карточка-памятка. Возможность пользо­ваться карточкой на начальном этапе
овладения навыком само­контроля делает проверку более эффективной, значительно
по­вышает активность детей. Из­вестный психолог П.Я. Гальпе­рин отмечал, что,
беря карточку, школьник «получает орудие в собственные руки» и становится
хозяином положения, в то время как при ее отсутствии он явля­ется пассивным
исполнителем чужих указаний.

Памятка
(1-я проверка)

Проверь
свою работу.

Проверь
отдельно каждое слово, начиная с последнего.

                    
Не пропустил ли букву?

                    
Не добавил ли лишнюю букву?

                    
Не написал ли вместо одной буквы другую?

                    
Правильно ли изобразил каж­дую букву?

Если
в твоей работе больше нет таких ошибок, ты молодец!

Упражнение «Ищем
орфографические ошибки»

(II
этап самопроверки)

Дети
проверяют текст второй раз, сосредотачиваясь на поиске орфографических ошибок.
Сде­лать это им помогает другая кар­точка-памятка.

Памятка
(2-я проверка)

Проверь
свою работу.

Проверь
отдельно каждое слово, начиная с последнего.

                    
Не словарное ли это слово?

                    
Есть ли в слове орфограммы? Какие?

                    
Обозначь опасные места.

                    
Где возможно, подбери про­верочные слова.

Если
в твоей работе больше нет таких ошибок, ты молодец!

Упражнение «Проверка предложений»

(III
этап самопроверки)

Ребенок
проверяет каждое предложение, начиная с первого. Используется только памятка.

В
случае если какие-то ошиб­ки остаются не найденными ре­бенком, логопед отмечает
их на полях соответствующей строки цифрами (1, 2 или 3 в зависимо­сти от типа
ошибок).

Если
и в этом случае ребенок не может обнаружить ошибку, логопед указывает слово или
предложение, в котором она до­пущена. И только если ошибка так и остается
необнаруженной, логопед вместе с учеником разбирает предложение и помогает
найти ошибку.

Очень
важно, чтобы ученик постарался найти все ошибки сам.

Памятка
(3-я проверка)

Проверь
свою работу.

Проверь
целиком каждое предложение, начиная с первого.

                    
Не пропустил ли слово?

                    
Не написал ли лишнее слово?

                    
Как написаны предлоги и со­юзы?

                    
Правильно ли слова связаны друг с другом?

Проверь
окончания.

                    
Есть ли точка в конце и за­главная буква в
начале пред­ложения?

                    
Есть ли необходимые запятые и другие
знаки?

Если
в твоей работе больше нет таких ошибок, ты молодец!

Упражнения,
развивающие умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности

Для
успешной учебы важно умение ставить цели и доби­ваться их, видеть свои успехи и
радоваться им, замечать неуда­чи и находить их причины. Для формирования у
ребенка жела­ния учиться можно использо­вать разнообразные приемы: от похвалы
до специальных симво­лов, с помощью которых отмеча­ются достижения.

Для
самооценивания и фик­сации результатов используются линейки достижений и
лестница успеха. К сожалению, ученику с дисграфией на уроке русского чаще
приходится отмечать свои неудачи. Однако отметка — во­все не единственный
результат, который дает учеба. Уверенность в своих силах, желание учиться и
работать над собой — вот то, что действительно пригодится в жизни.

Линейки
достижений позво­ляют увидеть не столько улуч­шение успеваемости, сколько те
усилия, которые ученик прило­жил, и те знания, умения и на­выки, которые им в
результате приобретены.

Линейка достижений.
Ло­гопед предлагает детям в конце занятия сделать отметки на ли­нейках
достижений. Каждому ребенку дается карточка, напри­мер, такого содержания:

Я научился различать
буквы И и У (умения по теме занятия)

Я старался

Какую оценку я сам себе
поставлю

Ученик
ставит отметку — раскрашивает круг. Это приуча­ет его задумываться над тем, как
он продвинулся в овладении зна­ниями и умениями; прикладывал ли старания для
качественного выполнения задания; прогнози­ровать оценку за выполнение за­дания.

Лесенка успеха.

По
завер­шении выполнения какого-либо письменного задания ученики рисуют
карандашом лестницу из трех ступенек. Логопед просит, чтобы каждый ученик сам
оце­нил успешность его выполнения, нарисовав на одной из ступенек лесенки
человечка — себя. Если ребенок считает, что был внима­тельным, старательным и
сдает работу без ошибок, он рисует себя на верхней ступеньке. Ле­сенка успеха
позволяет логопе­ду узнать, насколько объективно дети оценивают свое письмо.

Формирование умения работать по словестной инструкции.

Воспитатель должен определить, в какой мере дети способны выполнять общие инструкции. Это можно легко проверить на заданиях типа: «Кружки», «Словестные диктанты», «Графические диктанты».

Анализ поведения детей в ходе выполнения и достигнутые результаты вскрывают их умения выслушивать указания, удерживать в памяти и руководствоваться до конца задания. Если, выслушав инструкцию, дети не приступают к работе, а ждут повторения или распоряжения воспитателя, обращаются с вопросами, подсматривают к соседу, значит, они не умеют произвольно руководить своими действиями. Это бывает в тех случаях, когда дети привыкают к тому, что после объяснения в начале занятий воспитатель снова повторит, а дальше будет диктовать поэтапно. У них не возникает потребности вслушиваться в указания, пытаться их запомнить.

Превращение инструкций, предваряющей деятельность детей, в прямые указания к очередному действию, по сути, снимает её обучающий эффект.

Механизмы произвольной регуляции действий не являются следствием созревания определенных мозговых структур, а вырабатываются у детей тогда, когда в своей повседневной жизни им приходиться решать те или иные задачи. Если способы организации детской активности не изменяются в соответствии с возрастающими возможностями, то формирование сознательного управления своей деятельностью и поведением задерживается.

В связи с выявленными недостатками следует систематически, начиная со средней группы, вводить в учебно-воспитательный процесс в детском саду регламентацию действий детей не только прямыми указаниями, но и отсроченными. Тогда ребенок сможет перейти от выполнения отдельных требований к самостоятельной реализации системы действий согласно воспринятому объяснению.

Как обеспечить постепенность в формировании у детей умения действовать по словестным указаниям?

Сначала нужно научить детей ориентироваться на листе бумаги и правильно использовать его площадь. Например, дав задание нарисовать десять предметов, можно предложить кому-то из детей, сказать, где он собирается начать рисовать, а всем другим показать на своем листе. Слова «сверху, с левой стороны листа» наполняются для детей конкретным содержанием. Осознание того, что так начинать рисовать надо всегда, дисциплинирует процесс выполнения, дает первую исходную точку.

После этого следует научить детей руководствоваться указанием, вызывая в представлении определенный образ. Например, сказав, «считая слева направо», воспитатель предлагает детям пальцем показать это направление на нарисованных предметах. Чтобы максимально конкретизировать словесные требования относительно количественной характеристики, можно после слова «третий, пятый…» предложить отсчитать эти предметы на своем рисунке. Дальше дети будут делать это сами, взглядом выделяя указанный предмет в инструкции.

Упрощение или усложнение инструкции, а также проявление детьми большей или меньшей самостоятельности в построении действий зависит от их общего развития.

Детально проанализировав особенности выполнения дошкольниками словестных указаний, упражнений, воспитатель использует ту или иную тактику и объединяет детей в подгруппы для проведения словесных и графических диктантов, соответствующих их развитию и возможностям. Иногда результаты бывают на много ниже, чем ожидалось, вследствие того, что воспитатели не умеют правильно сформулировать указание.

Следует придерживаться определенных правил:

Инструкция должна быть максимально лаконичной, четкой, и доступной для детей с самого начала, иметь цель, конкретное задание, в ней нужно четко определить способы выполнения и назвать конечный результат.

«Украшение» инструкции, эмоциональные отступления, дополнительные указания недопустимы.

Названные моменты инструкции можно оттенять интонацией, выразительными паузами, отделяя цели от способов выполнения.

Надо организовать восприятие инструкцией детьми (сосредоточить их внимание перед подачей инструкции).

Очень много интересных игр выпускает наша промышленность – это: «Сложи картинку», «Составь сам», «Кубики». Успех в решении данных игр – заданий обеспечивается не знаниями или специальными умениями, а направленностью усилий на достижение цели, настойчивостью в возобновлении проб.

По деятельности детей можно судить об их целенаправленности. Цель кажется легкодоступной. Все дети легко берутся за дело. Но уже первые неудачи воспринимают они по – разному: поняв , что легко не выходит, они мобилизуются, другие охладевают. У первых появляется выражение обеспокоенности, поза свидетельствует о сосредоточенности, действия становятся осторожными. Другие или просто стараются повторить попытки, не выявляя никаких признаков напряжения, или совсем отказаться от дела. На предложение постараться, чтобы получилось, первые еще с большим энтузиазмом возобновляют попытки, другие отвечают: «не умею», «не знаю как», «у меня не получается» и т.д.

Дети, которые легко капитулируют перед трудностями, свойственны неуверенность в себе, робкие попытки выйти из затруднительного положения, в котором они оказались, отказ от труднопостигаемой цели. Они обращаются за помощью при наименьшей трудности, принимают ее как должное. Их следует подбадривать на каждом этапе работы, подтверждать правильность выполнения. Отсутствие поддержки взрослого вызывает у них беспомощность даже при наличии знаний и умений.

Однако им нужны не только опека, постоянная помощь и защита, сколько воспитания и уверенности в себе, поддержка веры в своей возможности, вооружение умением встречать трудности активно, наступательно. Им следует помочь ощутить свои возможности, подобрав посильные задания, чаще подводить к победе и вызывать радость от этого.

Нельзя разрешать детям начинать работу, если не окончено объяснение. Ведь они запоминают только какую-то часть инструкции, не осознавая способов выполнения в целом, и процесс работы представляется им цепью мало связанных между собой действий.

Предупреждение воспитателя о том, что он не будет повторять задание дважды, является подчеркнутым отказом помогать тем, кто не слушал объяснение и повышает значение предыдущей инструкции.

Умение старших дошкольников справляться со сложными заданиями согласно словестной инструкции свидетельствует о высокой степени развития произвольной регуляции.

Даже такие широко распространенные в детских садах игры как, «Мозаика», «Нарисуй и раскрась», можно использовать для формирования у детей придерживаться словестной инструкции. С этой целью необходимо варьировать задачу обусловливая форму конфигурации элементов узора из мозаики, чередование цветов, компоненты рисунка, обязательные и допустимые, их соотношение друг с другом.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/211054-formirovanie-rabotat-po-slovesnoj-instrukcii

Ожидаемый результат:

Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.)

Методические рекомендации.

Умение выполнять простые инструкции специалиста – качественно новый этап формирования базовых учебных действий. Предполагается, что это крайне важно для последующего обучения.

         Важен подбор правильных инструкций для обучения. На начальном этапе следует выбрать те движения и действия, которые ребенок умеет и  стремится выполнять в естественных условиях. Главной задачей поначалу является научить ребенка вниманию к словам взрослого, помочь ему обрести опыт «послушания» — когда взрослый говорит, а ребенок делает.

         Обучение проходит следующим образом:

         1) Специалист дает своему ученику простую речевую инструкцию, обращаясь к нему по имени: «Саша, сядь (подними, возьми и т.п.)». Инструкция даётся громко и четко.

         2) Если ученик не выполняет инструкцию в течение 3 – 5 секунд, специалист помогает ему: уверенно (но не больно) взяв ребенка за плечи, усаживает на стул, или его рукой берет (поднимает) предмет. При этом педагог эмоционально озвучивает результат («Отлично, ты сел!», «Вот это да, ты взяла кубик!» и т.п.). В первый раз одновременно с такой похвалой ребенок может получить и более значимую для него награду (например, кусочек печенья или  юлу),  даже если он выполнил инструкцию с помощью.

         3) При повторении инструкции в следующий раз если ребенок не реагирует, снова необходимо помочь в выполнении, обозначая словесно результат, но уже не поощряя («Подними»)

         4) Постепенно помощь ослабляется или предъявляется не сразу, ребенку дается возможность выполнить инструкцию самостоятельно и малейшее приближение к цели подкрепляется. Например, специалист просит ребенка дать предмет («Саша, дай»), ждет 1 – 2 секунды, затем подталкивает его руку по направлению к карандашу. Если ребенок сам не берет предмет, специалист помогает ребенку быстро закончить действие и поощряет выполнение. В дальнейшем поощрение предоставляется только, если ребенок выполняет действие сам.

         5) При обучении выполнению простых инструкций необходимо (особенно на начальном этапе) четко организовать учебную ситуацию. Произнося инструкцию, специалист должен находиться рядом с ребенком, развернув его лицом к себе; стул, на который его просят сесть, нужно поставить у него за спиной; предмет, который просят взять, должен лежать перед ребенком. Таким образом, специалист делает ситуацию максимально понятной для ребенка, и лишь после того, как тот начнет выполнять наиболее простые просьбы, можно начинать усложнять условия обучения (увеличивать дистанцию между собой и ребенком в момент просьбы, отодвигать стул подальше от него, располагать предметы в отдалении и т.д.).

         6) Если ребенок не может выполнить новую инструкцию после трех-четырех занятий, необходимо заменить ее на другую, выяснив причину, по которой не удалось обучение.

Игры для развития способности выполнять действия по словесной инструкции взрослого, контролировать и оценивать свою деятельность.
Будущему школьнику необходимо умение внимательно вслу­шиваться в речь взрослого, понимать задание и четко действовать в соответствии с ним. Лучше всего для этого подходят игры под общим названием «Внимательно слушай и точно выполняй» (варианты этих игр разработаны и апробированы Т.И. Бабаевой) построенные по принципу графического диктанта.
1. Разнеси письма
На доске прикрепляются изображения разных домиков, это — город. На каждом домике есть почтовый ящик с прорезью, куда опускаются письма. Задача — разнести письма точно по адресам.
Ребенок получает от воспитателя (в роли ведущего может быть и кто-то из старших членов семьи, если игра проводится дома) задание, куда отнести письмо: «Письмо ждут в домике с красной крышей, в два этажа и с голубой дверью». Инструкция дается только один раз и уже не повторяется. Об этом детей предупреж­дают заранее. Ребенок направляется к городу, начинает искать нужный домик и, найдя его, опускает письмо.
Ведущий сопровождает действия ребенка словами: «Поч­тальон наш быстро шел, домик сразу он нашел», «Что-то долго он идет, домик нужный не найдет», «Почтальон совсем устал, в нуж­ный домик не попал. Кто из вас, друзья, пойдет, эти письма разне­сет?», «Чтобы адрес не забыть — его надо повторить».
Задание все время варьируется с учетом возможностей детей: для одних инструкция сокращается, для других дается более раз­вернуто с большим количеством признаков.
Задания могут быть достаточно трудными, когда нужно доста­вить письмо с неполным адресом, при этом перечисляются от­дельные малозаметные признаки, поиск адресата затрудняется.

Например: «дом, в котором живет бабушка, которая любит голу­бей», — на окне дома, где живет бабушка, любящая голубей, сидят птицы, у крыльца дома голуби клюют корм; «дом, в котором ищут потерявшуюся собаку», — у дома, где ищут потерявшуюся собаку, стоит конура с оборванной веревкой и т.п. Таким образом, дети не только внимательно слушают задание и запоминают его, но и учатся рассуждать, анализировать, сопоставлять содержание за­дания с реально воспринимаемой ситуацией. Иногда в адресе только частично указываются приметы домика, а остальные при­меты не совпадают. Это повышает активность детей, возникают споры, обсуждения: в тот ли домик доставлено письмо, можно ли доставить письмо с неполным адресом адресату.
2. Приказ командира
В игру можно играть вдвоем или группой в зависимости от размера игрового поля и решаемых задач.
Содержание игры заключается в том, чтобы передвигать фи­гурку солдата по полю в соответствии с командой. Игровое поле представляет собой большой квадрат, расчерченный на клетки (10×10). Отдельные клетки окрашиваются в красный и синий цвет. На одной из неокрашенных клеток располагается фигурка солдата.
В начале игры роль командира выполняет взрослый (когда дети освоят игру, взрослый передает свои функции командира кому-либо из них). Он вызывает дежурного солдата и отдает приказ, т.е. сообщает, как должна двигаться фигурка солдата по полю. Выслушав приказ, ребенок-солдат отвечает: «Есть» — и пов­торяет его вслух. Например: «Есть перейти на две клетки влево и затем на три клетки вниз».
Если в результате передвижения фигурка солдата попадает на окрашенную клетку, то в зависимости от ее цвета ребенок либо получает задание от остальных участников игры и выполняет его, либо получает право сам давать задание любому участнику игры (загадать загадку, спеть, выполнить упражнение и т.д.).
Иногда командир дает заведомо невыполнимое задание: на­пример, если ребенок передвинет фигурку на заданное количе­ство клеток, она выйдет за пределы поля. В процессе игры содер­жание кбманд может усложняться, могут быть введены дополни­тельные условия, например, солдат получает право не повторять приказ, а указать на любого ребенка, который должен повторить приказ. Все это способствует концентрации внимания на словес­ной инструкции, ребенок внимательно слушает взрослого, запо­минает, старается понять полученное задание и управлять своими действиями.
3. Графический диктант
«Графический диктант» моделирует ситуацию школьного дик­танта: взрослый дает пошаговую инструкцию, диктует последова­тельность графических действий, а ребенок выполняет их в тетра­ди. Содержанием графических диктантов могут быть задания «Нарисуй по точкам», «Нарисуй по клеточкам», рисование после­довательности условных знаков и т.п.
Например, взрослый предлагает детям рисовать узор в тетра­ди: «Сейчас мы будем рисовать узор. Поставьте карандаш  на  красную точку (в тетрадях заранее проставляют необходимые для выполнения упражнения точки-ориентиры). Внимание! Проведи­те линию вверх на две клеточки. Не отрывайте карандаш от бума­ги. А теперь проведите линию вправо на одну клеточку, вниз на две клеточки, теперь вправо на одну клеточку…, а теперь продол­жите этот узор до конца строчки».

< Предыдущая   Следующая >

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
  • Гербион от сухого кашля инструкция противопоказания
  • Discover индикатор зубного налета инструкция
  • Гепамакс инструкция по применению
  • Асд свечи инструкция по применению для человека отзывы врачей
  • Селенцин лосьон пептидный инструкция по применению