Социометрический
метод как инструмент исследования межличностных отношений в детском коллективе.
Слово
«социометрия» буквально означает «социальное измерение». Социометрия
получила
распространение в зарубежной психологии после появления в 1934 году книги американского
психолога Дж. Морено «Кто выживает?». Предложенные Дж. Морено экспериментальные,
социометрические методы и его социологические установки приобрели большую
популярность на Западе и легли в основу одного из модных течений буржуазной
социологии — микросоциологии.
При
социометрическом исследовании ученического коллектива его участникам
предлагается
выбрать товарищей, к которым они испытывают наибольшие (наименьшие) симпатии,
хотели бы вместе жить и работать (например, отдыхать в одном лагере, быть в одном
классе и т.д.). Количество производимых выборов может быть ограниченным, скажем
тремя или пятью, или неограниченным.
Социометрический
опрос учащихся позволяет определить пары антагонистов, явных
и скрытых лидеров и
аутсайдеров в классе; выявить подгруппы и их лидеров, а также
понять причины,
формирующие эти подгруппы. Цель – обоснованное проведение
необходимых
мероприятий по улучшению психологического климата в коллективе, и, в
конечном счете,
повышении качества обучения и успеваемости.
Для лучшего
понимания таких причин и для повышения качества мониторинга,
предусмотрена
возможность учитывать данные по поведению и успеваемости на каждого ученика, а
также социальные и иные характеристики, определяющие его положение в классе.
Такие данные психологу предоставляет классный руководитель и соцпедагог.
Условия при
проведении, обработке и применению результатов опроса должны обеспечивать
конфиденциальность данных опроса участников. Отчетная таблица под названием
«Матрица» предназначена только для работы психолога. Показывать эту таблицу
кому-либо не рекомендуется. Ответственность за последствия утечки данных несут
лица, проводящие тест.
Особый интерес
представляет выявление и использование позитивных связей аутсайдеров с
остальными детьми для вовлечения их в общественную жизнь класса.Также надо
обратить внимание на пары антагонистов. Такие пары встречаются как между группами,
так и внутри групп.
Нужно отметить,
что выводы, представленные психологом, должны иметь только
информативный (не
рекомендательный) характер. Все решения по мероприятиям
принимает классный
руководитель.
Опрос
целесообразно проводить в ноябре — декабре, когда в классах уже
определились
устойчивые отношения между учениками, чтобы во втором полугодии
можно было на
основании результатов провести работу по улучшению психологического климата в
классе.
Социометрические
методики
1. Социометрическая
методика «Капитан корабля».
Во время
индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (или
игрушечный
кораблик) и задают следующие вопросы:
1. Если бы ты
был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники,
2. когда
отправился бы в дальнее путешествие?
3. Кого
пригласил бы на корабль в качестве гостей?
4. Кого ни за
что не взял бы с собой в плавание?
5. Кто еще
остался на берегу?
Дети, получившие
наибольшее число положительных выборов у сверстников (1-й и
2-й вопросы),
могут считаться популярными в данной группе. Дети, получившие
отрицательные
выборы (3-й и 4-й вопросы), попадают в группу отверженных (или
игнорируемых).
2. Социометрический
метод вербальных выборов
Дошкольники (5–7
лет). В индивидуальной беседе задаются ребенку следующие
вопросы:
1. С кем ты
хотел бы дружить, а с кем дружить никогда не станешь?
2. Кого ты
позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовешь?
3. С кем ты
хотел бы сидеть за одним столом, а с кем нет?
Сумма
отрицательных и положительных выборов позволяет выявить его
социометрический
статус. Статусы:
• популярные
(«звезды») – более четырех положительных выборов,
• предпочитаемые –
один-два положительных выбора,
• игнорируемые –
дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных
• отвергаемые –
дети, получившие в основном отрицательные выборы.
3. Социометрическая методика «Два
домика» (по Т.Д. Марцинковской)
Цель: определить
круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений
в группе,
выявление симпатий к членам.
Оборудование: Лист
бумаги, на котором нарисованы два дома. Один из них –
большой красивый,
красного цвета, а другой – маленький, черного цвета.
Инструкция: «Посмотри
на эти домики. Представь себе, что красный домик
принадлежит тебе,
в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого
захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей
группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».
Ход
исследования: В процессе исследования педагог-психолог индивидуально
беседует с каждым из детей, а воспитатель решает вопросы
дисциплины, то есть “присматривает” за ребятами, которые либо уже выполнили
задания методики и освободились, либо ждут свой очереди.
Взрослый
записывает, кто, где поселится, затем спрашивает, не хочет ли ребенок
поменять
кого-нибудь местами, не забыл ли кого-нибудь.
Если
воспитательная группа насчитывает 10–15 человек, ребенку предлагают
сделать до 3
положительных и отрицательных выбора. Если в группе от 16 до 25 человек – до 5
выборов. В том случае, если ребенок не желает никого выбирать, воспитателю не стоит
настаивать на принятии им решения.
Обработка
и интерпретация результатов:
Ответы детей
заносятся в специальную таблицу (матрицу), в которой фамилии ребят
расположены по
алфавиту. Таким образом, каждому воспитаннику присваивается
порядковый номер,
который должен быть одним и тем же при проведении других
вариантов
социометрического исследования
Условные
обозначения для социоматрицы:
+ – положительный
выбор (ответ на первый вопрос)
– отрицательный
выбор (ответ на второй вопрос)
Определение
социометрического статуса.
Сумма
отрицательных и положительных ответов, полученных каждым ребенком,
позволяет выявить
его положение в группе (социометрический статус).
Чтобы определить
статус ребенка в группе, изначально необходимо вычислить
среднюю сумму
положительных выборов (ССПВ), которая является своеобразным
ориентиром
распределения мест в иерархии коллектива:
Выделяют
следующие типы социометрического статуса:
·
«Популярные»
(«звезды») – дети, получившие в 2 раза больше
·
положительных
выборов от средней суммы положительных выборов.
·
«Предпочитаемые»
– дети, получившие среднее и выше среднего значения
·
положительного
выбора (до уровня показателя «звезды»).
·
«Пренебрегаемые»
или «оттесненные»– дети, получившие меньше среднего
·
значения
положительного выбора.
·
«Изолированные»
– дети, не получившие ни положительных, ни
·
отрицательных
выборов (то есть остаются незамеченными своими сверстниками)
·
«Отвергаемые»
– дети, получившие только отрицательные выборы.
Не всякая группа
имеет четкую структуру межличностных отношений, в которой
ярко выражены как
“звезды”, так и “отверженные”. Иногда дети получают примерно
равное количество
положительных выборов, что свидетельствует о правильной стратегии воспитания и
формирования межличностных отношений в детском коллективе.
Нередко понятие
социометрической «звезды» смешивается с понятием лидера. Это
неверно, так как
здесь не учитывается, что «звездность» – показатель эмоциональной
притягательности
человека, хорошего отношения к нему со стороны товарищей. Ребенок может стать
социометрической «звездой», потому что красивый или дает конфеты, а не в силу
личностных качеств, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д.).
Лидерство же – это
процесс реального главенствования одного над другим,
показатель
действительного влияния того или иного члена группы на сверстников.
Поэтому
неудивительно, что лидером и «звездой» могут быть разные дети: ведь для
завоевания
положения «звезды» и положения лидера нужны различные качества личности. Например,
лидер должен обладать организаторскими способностями, которые могут отсутствовать
у «звезды».
Для получения
наглядной информации о соотношении в группе различных
социометрических
статусов, можно составить таблицу.
Опираясь
на данные социометрии, можно определить уровень благополучия взаимоотношений
группы:
·
Высокий
уровень благополучия взаимоотношений фиксируется в том случае, если в группе
больше детей с первой и второй статусной категорией.
·
Средний
уровень фиксируется тогда, когда в двух первых и трех последних группах число
лиц примерно одинаково.
·
Низкий
уровень отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом
(«пренебрегаемые», «изолированные» и «отвергаемые»).
При анализе данных
социометрии важным результатом является взаимность
выборов детей, на
основе которых высчитывается коэффициент сплоченности группы:
Показатель хорошей
групповой сплоченности лежит в диапазоне 0,6 – 0,7
Высокий
коэффициент сплоченности может свидетельствовать о том, что в
воспитательной
группе детей связывают прочные взаимные отношения, которые ими
хорошо осознаются.
Но эта величина
ничего не говорит о том, на какой основе возникла взаимность.
Коэффициент
сплоченности, следовательно, может выражать различный характер
отношений,
существующих в коллективе. Он может быть показателем действительного
единства
коллектива на базе совместной деятельности, направленной на выполнение
общественно
полезных дел (уход за животными и растениями, уборка территории, помощь воспитателю
в сервировке стола). Но с другой стороны, высокий коэффициент взаимности может
свидетельствовать и о фактической разобщенности группы на отдельные пары, микрогруппы,
об отсутствии в группе выработанного общественного мнения, о круговой поруке и
т. д. Отсюда ясно, что за одинаковыми количественными показателями могут скрываться
противоположные взаимоотношения. Поэтому важно уяснить, что собой представляет
структура группы, из каких «союзов» она состоит.
На основе
социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает
возможным
наглядное представление социометрии в виде схемы-«мишени», что является существенным
дополнением к табличному подходу.
Каждая
окружность в социограмме имеет свое значение.
I) Внутренний круг
— это так называемая «зона звезд», в которую попадают лидеры,
набравшие
максимальное количество выборов.
II) Второй
круг-зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в
количестве ниже
среднего показателя.
III) Третий круг —
зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов
в количестве ниже
среднего показателя.
IV)Четвертый круг
— зона изолированных — это те, которые не получили ни одного
очка.
Социограмма
наглядно представляет наличие группировок в коллективе и
взаимоотношения
между ними (симпатии, контакты). Группировки составляются из
взаимосвязанных
лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в
социометрических
измерениях встречаются положительные группировки из 2-3 членов,
реже из 4 и более
членов.
4. Социометрическая
методика диагностики коммуникативных навыков Дж.Морено
Методика диагностики
коммуникативных навыков Дж.Морено
Методика
«Cоциометрия» Дж. Морено используется для диагностики
межличностных и
межгрупповых отношений у учеников 2-11 классов.
Данная методика
позволяет косвенно определить уровень сформированности
коммуникативных
навыков у учащихся.
Задачи
диагностического исследования:
1. измерение
степени сплоченности-разобщенности в группе;
2. выявление
соотносительного авторитета членов групп по признакам
симпатии-антипатии (лидеры, звезды,
отвергнутые);
3. обнаружение
внутригрупповых сплоченных образований во главе с
неформальными
лидерами.
Методика позволяет
сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы
впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп,
повышения их сплоченности и эффективности деятельности.
Обследованию может
подвергнуться любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая
некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач, которые
призвано решить исследование, и от особенностей (возрастных и профессиональных)
изучаемых групп формируются критерии социометрического выбора.
Критерий — это вид
деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть
одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного
вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть формальными
и неформальными. C помощью первых измеряются отношения по поводу совместной
деятельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для
измерения
эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной
деятельностью (например, выбор товарищей для досуга). В зависимости от
ориентации критерии делятся на позитивные («С кем бы вы хотели учиться?») и
негативные («С кем бы вы не хотели учиться?»).
Подготовка
исследования. Обследованию может подвергнуться любая группа лиц любого
возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и
общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, от особенностей
(возрастных и профессиональных) изучаемых групп формируются критерии
социометрического выбора. Критерий — это вид деятельности, для выполнения
которой
индивиду нужно
выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в
виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии
могут быть формальными и неформальными, С помощью первых измеряются отношения
по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа.
Вторые служат для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не
связанных с совместной деятельностью (например, выбор «товарищи для досуга»).
Материалы
для проведения диагностики.
Бланк
социометрического опроса, список членов группы, социоматрица (Пример заполнения
см. в табл.).
Порядок
исследования.
Перед началом
опроса — инструктаж тестируемой группы (социометрическая
разминка). И ходе
него следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть
важность его
результатов для группы, показать, как нужно выполнять задания,
гарантировать
сохранение тайны ответов.
Инструкция
для учащихся:
«Отвечая на
вопрос, укажи фамилии одноклассников, которых ты бы выбрал.
Постарайтесь быть
искренними в ответах. Исследователи гарантируют тайну
индивидуальных
ответов».
Необходимо
постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой.
Отсутствие доверия
к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть
использованы во вред испытуемому, приводят к отказу выполнять задание в целом либо
к отказу осуществить негативный выбор. После этого приступаем непосредственно к
опросу. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов
группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою
фамилию. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые
не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности
ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами.
В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать
визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске.
Возможны три
основных способа выбора:
1. Количество
выборов ограничивается 3—5;
2. разрешается
полная свобода выбора (каждый может записать столько решений, сколько
пожелает);
3. испытуемый
ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия.
С точки зрения
простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее
первый способ.
С точки зрения
надежности и достоверности полученных результатов — третий.
Обработка
данных и интерпретация результатов
1. Составление
социоматрицы.
Социоматрица
— это таблица, в которую вносятся результаты опроса.
2. На основе
социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным
наглядное представление социометрии в виде схемы — «мишени».
Каждая окружность
в социограмме имеет свое значение.
I. Внутренний круг
— это так называемая «зона звезд», и которую попадают
лидеры, набравшие
максимальное количество выборов.
II. Второй круг —
зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие
выборов в
количестве выше среднего показателя.
III. Третий круг —
зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие
выборов в
количестве ниже среднего показателя.
IV. Четвертый круг
— зона изолированных, это те, которые не получили ни одного очка.
Социограмма
наглядно представляет наличие группировок в коллективе и
взаимоотношения
между ними (симпатии, контакты).
Выборы членов
группы отображаются красными стрелками, отклонения — синими.
Возможны варианты
взаимных выборов и отклонений, такие случаи отображаются
двухсторонними
стрелками. Для того чтобы они выделялись на общем фоне,
целесообразно
использовать более толстые линии.
Далее можно
вычислить социометрический статус каждого учащегося, который
определяется по
формуле: C = M:(n – 1), где С – социометрический статус учащегося; М – общее
число полученных испытуемых положительных выборов (если учитывать
отрицательные
выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных); n – число
испытуемых.
Одним из
показателей благополучия складывающихся отношений является
коэффициент
взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в
общности.
Коэффициент взаимности (KB) вычисляется по формуле: KB = Количество
взаимных
выборов/Общее число выборов.
Интерпретация
результатов:
Высокий уровень
сформированности коммуникативных навыков (5 и более выборов, «звёзды») – 3
балла.
Средний уровень
сформированности коммуникативных навыков (2 — 4 выбора, «предпочитаемые») – 2
балла.
Низкий уровень
сформированности коммуникативных навыков (0 — 1 выборов, «пренебрегаемые») – 1
балл.
5. Социометрическая
методика «Наши отношения», анкета «Взаимоприемлимость» для учащихся 1 – 5
классов.
1. Наш класс очень
дружный и сплоченный
7 — абсолютно
согласен
6 – согласен во
многом
5 – согласен
4 – считаю, что
могло быть лучше
3 – во многом не
согласен
2 – не согласен
1 – абсолютно не
согласен
2. Наш класс
дружный
7 — абсолютно
согласен
6 – согласен во
многом
5 – согласен
4 – считаю, что
могло быть лучше
3 – во многом не
согласен
2 – не согласен
1 – абсолютно не
согласен
3. В нашем классе
нет ссор, но каждый существует сам по себе
7 — абсолютно
согласен
6 – согласен во
многом
5 – согласен
4 – считаю, что
могло быть лучше
3 – во многом не
согласен
2 – не согласен
1 – абсолютно не
согласен
4. В нашем классе
иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя
7 — абсолютно
согласен
6 – согласен во
многом
5 – согласен
4 – считаю, что
могло быть лучше
3 – во многом не
согласен
2 – не согласен
1 – абсолютно не
согласен
5. Наш класс
недружный, часто возникают ссоры
7 — абсолютно
согласен
6 – согласен во
многом
5 – согласен
4 – считаю, что
могло быть лучше
3 – во многом не
согласен
2 – не согласен
1 – абсолютно не
согласен
6. Наш класс очень
недружный. Трудно учиться в таком классе.
7 — абсолютно
согласен
6 – согласен во
многом
5 – согласен
4 – считаю, что
могло быть лучше
3 – во многом не
согласен
2 – не согласен
1 – абсолютно не
согласен
7. У нас в классе
принято нести ответственность друг за друга. Все мы боремся за
искоренение
недостатков
7 — абсолютно
согласен
6 – согласен во
многом
5 – согласен
4 – считаю, что
могло быть лучше
3 – во многом не
согласен
2 – не согласен
1 – абсолютно не согласен
8. В нашем классе
недостатки и плохие поступки беспокоят большинство учащихся
7 — абсолютно
согласен
6 – согласен во
многом
5 – согласен
4 – считаю, что
могло быть лучше
3 – во многом не
согласен
2 – не согласен
1 – абсолютно не
согласен
9. В нашем классе
виновные в нарушении дисциплины и лодыри осуждаются только
самыми активными
учащимися
7 — абсолютно
согласен
6 – согласен во
многом
5 – согласен
4 – считаю, что
могло быть лучше
3 – во многом не
согласен
2 – не согласен
1 – абсолютно не согласен
10. В нашем классе
не обращают внимания на нарушителей дисциплины и лодырей.
За свои поступки
они отвечают только перед классным руководителем и учителями
7 — абсолютно
согласен
6 – согласен во
многом
5 – согласен
4 – считаю, что
могло быть лучше
3 – во многом не
согласен
2 – не согласен
1 – абсолютно не
согласен
11. Мы стараемся
«не выносить сор из избы», т.е. делаем так, чтобы о наших
поступках как
можно меньше знали классный руководитель, учителя
7 — абсолютно
согласен
6 – согласен во
многом
5 – согласен
4 – считаю, что
могло быть лучше
3 – во многом не
согласен
2 – не согласен
1 – абсолютно не
согласен
12 В нашем классе
кто как хочет, так себя и ведет. Мы особенно не обращаем
внимания ни друг
на друга, ни на требования учителей.
7 — абсолютно
согласен
6 – согласен во
многом
5 – согласен
4 – считаю, что
могло быть лучше
3 – во многом не
согласен
2 – не согласен
1 – абсолютно не
согласен
13. В нашем классе
принято помогать друг другу без напоминаний
7 — абсолютно
согласен
6 – согласен во
многом
5 – согласен
4 – считаю, что
могло быть лучше
3 – во многом не
согласен
2 – не согласен
1 – абсолютно не
согласен
14. В нашем классе
помощь оказывается только своим друзьям
7 — абсолютно
согласен
6 – согласен во
многом
5 – согласен
4 – считаю, что
могло быть лучше
3 – во многом не
согласен
2 – не согласен
1 – абсолютно не
согласен
15. В нашем классе
помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик
7 — абсолютно
согласен
6 – согласен во
многом
5 – согласен
4 – считаю, что
могло быть лучше
3 – во многом не
согласен
2 – не согласен
1 – абсолютно не
согласен
16. В нашем классе
помощь оказывается только тогда, когда заставляет учитель
7 — абсолютно
согласен
6 – согласен во
многом
5 – согласен
4 – считаю, что
могло быть лучше
3 – во многом не
согласен
2 – не согласен
1 – абсолютно не
согласен
17. В нашем классе
не принято помогать друг другу
7 — абсолютно
согласен
6 – согласен во
многом
5 – согласен
4 – считаю, что
могло быть лучше
3 – во многом не
согласен
2 – не согласен
1 – абсолютно не
согласен
18. В нашем классе
отказываются помогать друг другу
7 — абсолютно
согласен
6 – согласен во
многом
5 – согласен
4 – считаю, что
могло быть лучше
3 – во многом не
согласен
2 – не согласен
1 – абсолютно не
согласен
Коэффициенты:
6 – абсолютная
удовлетворенность жизнью классного коллектива
5
–удовлетворенность жизнью классного коллектива
4 – частична
удовлетворенность, острое желание улучшить взаимоотношения в
классном
коллективе
3 –
неудовлетворенность жизнью классного коллектива
2 — абсолютная
неудовлетворенность жизнью классного коллектива
1 – полное
равнодушие, нежелание менять жизнь классного коллектива
6.
Социометрическая методика (болгарский вариант)
Обучающихся просят
вписать фамилии своих одноклассников, выбранных в 1),2),3)
очередь, в
предложенный лист с семью вопросами:
1.Кто в вашем
классе добросовестнее всех относится к учёбе?
1)
2)
3)
2.Кто в классе
обладает огромными знаниями вне рамок учебного процесса?
1)
2)
3)
3.Кто активнее
всех проявляет себя в жизни класса?
1)
2)
3)
4.Кто хорошо умеет
сделать что-либо своими руками?
1)
2)
3)
5.Кого бы ты
пригласил на свой день рождения?
1)
2)
3)
6.С кем тебе
интереснее всего проводить свободное время, общаться?
1)
2)
3)
7.У кого в классе
наибольшее число отрицательных черт характера? (Каких?)
1)
2)
3)
Результаты опроса
заносят в социометрическую матрицу, где по вертикали
расположены номера
по порядку и фамилии учащихся, а по горизонтали только их номера.
Пометки о
выборе учащихся делаются напротив их фамилий на пересечении с номерами ими
выбранных. Для пометок используются условные обозначения:
1 вопрос-красный
кружок
2 вопрос-красный
треугольник
3 вопрос-зелёный
кружок
4 вопрос- зелёный
треугольник
5 вопрос- синий
кружок
6 вопрос- синий
треугольник
7 вопрос-чёрный
квадрат.
7.
Социометрическая методика «Цветовая социометрия»
Цель:
Исследование эмоционально-непосредственных межличностных отношений
ребенка с
окружающими.
Подготовка.
Подготовить цветовое поле в виде шахматной доски (5×5 рядовквадратов),
состоящей из 13 цветовых и 12 белых квадратов, расположенных:
– 1-й ряд: черный,
белый, синий, белый, черный квадраты;
– 2-й: белый,
зеленый, белый, зеленый, белый;
– 3-й: синий,
белый, красный, белый, синий;
– 4-й – как
второй;
– 5-й – как
первый.
Подготовить
цветные фишки: красного, зеленого, желтого, синего, белого, черного,
коричневого,
розового, малинового, серого, оранжевого, фиолетового, сиреневого цветов, каждого
– по 3.
Инструкция
дается по ходу выполнения задания:
1. «Выбери цвет,
который больше всего нравится, и размести фишку на красном
квадрате.
2. Выбери цвета
для людей (взрослых, сверстников), которых ты считаешь самыми
близкими (ты их
любишь, они любят тебя), и размести фишки на синих квадратиках.
3. Выбери цвета
для людей, с которыми ты хотел бы общаться, и положи
соответствующие
фишки на зеленые квадраты.
4. Выбери цвета
людей, которые тебе не нравятся (часто обижают; причиняют тебе
боль; ты их
боишься ), и размести фишки соответствующего цвета на черные квадраты».
Примечания:
1. Не все квадраты
могут быть заполнены.
2. Выбор цвета
может быть расширен. Например, одним и тем же цветом могут
быть обозначены
несколько человек.
3. Если ребенок
захочет выбрать большее количество людей (чем четверых), то это
фиксируется в
протоколе, а дополнительные фишки размещаются на белых квадратах.
Методика социометрического изучения
межличностных отношений в детском коллективе
Метод Дж. Морено
Цель: методика социометрии направлена на изучение межличностных отношений в группе. Она позволяет определить неформальную структуру детской общности, систему внутренних симпатий и антипатий, выявить лидеров и «отверженных» членов группы. Социометрия позволяет понять, насколько окружающий ребенка коллектив благоприятствует его личностному развитию, насколько члены коллектива расположены к ребенку, насколько сам ребенок расположен к членам этого коллектива.
Подготовка: классный руководитель распечатывает бланки анкет для каждого учащегося. Следует обратить внимание, что данное социометрическое исследование является параметрической процедурой, то есть имеет ограничение выборов – 3.
Ход проведения: анкеты раздаются учащимся. Классный руководитель обращается к классу с просьбой ответить на вопросы анкеты, обязательно указав, что учащийся может сделать 3 выбора при ответе на каждый вопрос.
Обработка полученных результатов
Результаты опроса заносятся в специальный шаблон «Межличностные отношения». В нем по вертикали в алфавитном порядке расположены имена тех школьников, которые совершают выбор; а по горизонтали в том же порядке появляются имена тех школьников, кого выбирают. Просматривая по очереди все ответы школьников, вы заносите их в эту таблицу, ставите цифру 1, если есть выбор и пропускаете ячейки, если выбора нет.
Все необходимые результаты вычислений появляются автоматически. Полученные результаты каждого класса переносятся в Шаблон на соответствующий лист.
Интерпретация полученных результатов
Анализируя полученные положительные выборы, можно сделать вывод о наличии в нем:
- «Звезд» – члены группы, захватывающие «центр сцены», подобно звезде. В высшую группу относят тех, кто получил 6 и более предпочтений;
- «Предпочитаемых», которые поддерживают в целом неплохие отношения с большинством членов коллектива – они получают от 3 до 5 выборов;
- «Пренебрегаемых», то есть тех, кто поддерживает хорошие отношения с очень узким кругом своих одноклассников или только друг с другом – они получают от 1 до 2 выборов;
«Отвергаемых», то есть тех, кто не принят в коллективе, они не получают положительные выборы.
Полученные индексы покажут вам в наиболее общем виде картину межличностных отношений в коллективе.
Социометрический статус показывает позицию учащегося в классе: лидер – учащийся, имеющий ярко выраженный положительный индекс социометрического статуса, отверженный – учащийся с отрицательным индексом, рядовой член коллектива – средний индекс.
Удовлетворенность своим положением в группе: Высокая удовлетворенность – значения более 0,2, Средняя удовлетворенность – значения больше 0 и меньше 0,2, «Нулевая удовлетворенность» – значения равные 0.
Анкета
Фамилия, имя
Класс
Анкета, которую мы предлагаем тебе заполнить, поможет улучшить отношения между школьниками в вашем коллективе, сделать его дружнее и сплоченнее. Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:
После каждого вопроса напиши фамилии тех своих одноклассников, которые соответствуют твоему выбору.
1.Представь, что ваш класс отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие.
- Кого бы ты хотел видеть командиром вашей группы?
- Кого бы ты никогда не выбрал командиром?
2.Если бы вашему классу пришлось участвовать в школьной олимпиаде по учебным предметам
- Кого бы ты хотел видеть капитаном этой команды?
- Кого бы ты не стал приглашать в эту команду?
3.У тебя день рождения.
- Кого из класса ты бы пригласил к себе на день рождения?
- Кого бы ты не стал приглашать?
Спасибо!
Анкета
Фамилия, имя
Класс
Анкета, которую мы предлагаем тебе заполнить, поможет улучшить отношения между школьниками в вашем коллективе, сделать его дружнее и сплоченнее. Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:
После каждого вопроса напиши фамилии тех своих одноклассников, которые соответствуют твоему выбору.
1.Представь, что ваш класс отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие.
- Кого бы ты хотел видеть командиром вашей группы?
- Кого бы ты никогда не выбрал командиром?
2.Если бы вашему классу пришлось участвовать в школьной олимпиаде по учебным предметам
- Кого бы ты хотел видеть капитаном этой команды?
- Кого бы ты не стал приглашать в эту команду?
3.У тебя день рождения.
- Кого из класса ты бы пригласил к себе на день рождения?
- Кого бы ты не стал приглашать?
Спасибо!
Социометрическое изучение межличностных отношений в классном коллективе( метод Дж.Морено)
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
|||
1 |
|||||||||||||||||||||||||||
2 |
|||||||||||||||||||||||||||
3 |
|||||||||||||||||||||||||||
4 |
|||||||||||||||||||||||||||
5 |
|||||||||||||||||||||||||||
6 |
|||||||||||||||||||||||||||
7 |
|||||||||||||||||||||||||||
8 |
|||||||||||||||||||||||||||
9 |
|||||||||||||||||||||||||||
10 |
|||||||||||||||||||||||||||
11 |
|||||||||||||||||||||||||||
12 |
|||||||||||||||||||||||||||
13 |
|||||||||||||||||||||||||||
14 |
|||||||||||||||||||||||||||
15 |
|||||||||||||||||||||||||||
16 |
|||||||||||||||||||||||||||
17 |
|||||||||||||||||||||||||||
18 |
|||||||||||||||||||||||||||
19 |
|||||||||||||||||||||||||||
20 |
|||||||||||||||||||||||||||
21 |
|||||||||||||||||||||||||||
22 |
|||||||||||||||||||||||||||
23 |
|||||||||||||||||||||||||||
24 |
|||||||||||||||||||||||||||
25 |
|||||||||||||||||||||||||||
Интерпретация полученных результатов:
«Звезды»________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Предпочитаемые»__________________________________________________________________________________________________________________________________
«Пренебрегаемые»__________________________________________________________________________________________________________________________________
«Отвергаемые»_____________________________________________________________________________________________________________________________________
Социометрия для младших школьников и подростков
- Социометрия: суть метода
- Правила и особенности процедуры тестирования
- Какие существуют виды социометрического исследования для школьников?
- Этапы проведения социометрии
- Лидер или изгой?
Любое общество ставит перед собой цель создать максимально благоприятные условия для раскрытия возможностей и способностей самых юных его членов – детей и подростков.
Существует психологический метод, который предназначен для определения отношений в коллективе, выявления симпатий и антипатий его участников. В этой статье мы раскроем принципы, особенности и методы проведения социометрии для младших школьников и подростков.
Социометрия: суть метода
Социометрия для младших школьников и подростков
Социометрия – это инструмент тестирования школьников, который выявляет межличностные отношения в классе. Родоначальником этого метода психодиагностики является румынский психиатр, социолог Дж. Морено, который положил в его основу гипотезу о том, что чувство комфорта в коллективе напрямую связано с особенностями общения.
Сутью теста является проведение анализа для определения социально-психологического статуса конкретной личности в коллективе. Методика позволяет количественно выразить структуру взаимодействия в группе, а полученные результаты дают психологу возможность составить рекомендации школьникам и педагогам по оптимизации общения.
Социометрия, которую проводят психологи в школе, позволяет понять:
- кто является лидером класса;
- есть ли в коллективе изгои и отвергнутые;
- существуют ли асоциальные группы;
- какой уровень сплоченности учеников в классе;
- какова степень доверия одноклассников друг другу.
Правила и особенности процедуры тестирования
Социометрия для младших школьников и подростков
Основатель метода Морено создал рекомендации по проведению социометрии. Такие правила помогают выполнить процедуру корректно и получить максимально точные результаты исследования.
Психологу, проводящему социометрию, необходимо знать особенности метода и действовать в соответствии с ними:
-
Проводить тестирование следует только среди учеников одного класса/группы.
-
Перед тестом нужно заранее организовать подготовительную беседу с группой учеников, объяснить важность искренности их ответов, пообещать строгую конфиденциальность предоставленной личной информации.
-
Нужно постараться исключить возможность списывания ответов друг у друга.
-
Убедиться, что вопросы составлены понятно и предполагают однозначный ответ.
-
При анализе полученной информации следует учесть время существования коллектива. Проводить тестирование после полугода знакомства – бессмысленно, за такой короткий срок отношения в группе еще не успели сформироваться.
Освоить все методы психологического консультирования детей и подростков поможет наш дистанционный курс. В процессе обучения вы узнаете особенности развития детской психики на разных этапах взросления и познакомитесь со всеми актуальными техниками диагностики и коррекции психоэмоциональных нарушений.
Какие существуют виды социометрического исследования для школьников?
Социометрия для младших школьников и подростков
На сегодняшний день метод социометрии для младших школьников и подростков претерпел некоторые изменения. Педагоги-психологи используют разные виды социометрии в соответствии с возрастом испытуемых.
Анкетирование – самый распространенный групповой метод, в процессе которого практикующий психолог раздает всем участником специальные бланки, где каждый школьник указывает свои симпатии и антипатии к конкретным одноклассникам.
Устная социометрия предназначена для самых маленьких участников тестирования, которые еще не освоили чтение и письмо. Симпатии и антипатии указываются по фотографиям и поэтому проводятся с каждым ребенком индивидуально.
Цветовая социометрия – тоже индивидуальная методика, в которой используются разноцветные образцы. Школьнику предлагается озвучить свои цветовые ассоциации к каждому однокласснику, а сразу после этого проводится тестирования цветовых предпочтений испытуемого, которое выявляет его отношение и симпатию к тому или иному цвету.
Этапы проведения социометрии
Социометрия для младших школьников и подростков
Исследование проводится в три этапа:
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ, целью которого является создание у участников тестирования мотивации к правдивым ответам на предлагаемые вопросы. На этом этапе психолог рассказывает школьникам о целях исследования, разрабатывает анкету и объясняет правила ее заполнения.
2. АНКЕТИРОВАНИЕ – это этап, на котором дети и подростки вносят свои ответы в анкету. Формулировка вопросов должна быть четкой, количество вопросов ограниченным, а также должна быть дана возможность испытуемым ответить в свободной форме.
Примерный вариант вопросов выглядит так:
- «С кем бы ты хотел вместе сидеть на уроках?»
- «С кем из класса ты не хотел бы сидеть за одной партой?»
- «Перечисли фамилии одноклассников, которых ты пригласишь на свой день рождения?»
- «А кого ты никогда не пригласишь?»
- «С кем из одноклассников ты хочешь вместе готовиться к экзамену?»
- «А с кем ты никогда не станешь готовиться к экзамену?»
3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ – этап, в процессе которого психолог изучает ответы школьников и заносит информацию в таблицу. В ней указывается пофамильный список испытуемых учеников, а в столбцах фиксируется количество выбранных ответов. Взаимность симпатий и антипатий обводится в кружок. В финальных строчках таблицы резюмируется общее количество положительных и отрицательных выборов.
Для определения коэффициента социально-психологического статуса каждого ученика, психолог делит количество положительных выборов, набранных конкретным участником, на общую цифру количества учеников в классе.
Лидер или изгой?
Социометрия для младших школьников и подростков
Статусы, которые выявляет социометрия:
- Звезды/лидеры. Дети, набравшие самое высокое количество положительных оценок и выборов. Обычно имеют ярко выраженные качества лидера, пользуются популярностью среди одноклассников, их слушают и стараются подражать поведению.
- Предпочитаемые личности. Школьники, которые получили симпатии от «звезд», а количество отвержений от одноклассников – незначительное или и вовсе отсутствует. Такие личности являются востребованными, чувствуют себя комфортно в коллективе и могут побороться за звание «звезды».
- Принятые. Дети, набравшие больше положительных оценок, чем отрицательных. При проявлении определенной активности могут претендовать на переход в группу предпочитаемых. Одноклассники их не обижают.
- Непринятые. Непопулярные дети, набравшие больше отрицательных выборов. Часто объединяются в асоциальные группировки, стараясь завоевать авторитет одноклассников нестандартным поведением.
- Изолированные. Дети, у которых отсутствуют как положительные, так и отрицательные выборы. Это обособленные личности, избегающие общения с одноклассниками.
- Изгои. Испытуемые, которые получают только негативные отклики. Такие дети замкнуты и тревожны, имеют слабые коммуникативные навыки. Могут подвергаться травле в коллективе.
В финале социометрического исследования психолог пишет итоговое заключение для руководителя класса, в котором сообщает свои рекомендации по проведению воспитательной работы, дает обратную связь самим школьникам и их родителям, проводит коррекционные консультации с детьми из последних трех статусных групп.
Социометрическая методика помогает не только выявить уровень комфорта отдельной личности в группе, но и рассчитать индекс благоприятности в коллективе в целом.
МЕТОДИКА СОЦИОМЕТРИЯ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПОДРОСТКОВ
Социометрия – это методика для школьников, которой пользуются психологи, изучая межличностные отношения в классе. Как инструмент психодиагностики социометрия была предложена Дж. Морено, который рекомендовал методику для младших школьников.
Суть тестирования сводится к анализу социально-психологического статуса индивида в группе, который положительно коррелирует со взаимными выборами членов сообщества и общим числом выборов, сделанных самим испытуемым. На основе полученных результатов психолог составляет рекомендации для оптимизации социально-психологической структуры коллектива.
Для школьников социометрия (как одна из основных методик диагностики коллектива) позволяет выявить:
-
лидера в классе;
-
изгоев и отвергаемых в классе;
-
наличие асоциальных группировок в классе;
-
степень сплоченности классного коллектива;
-
степень доверия участников коллектива друг к другу.
ОСОБЕННОСТИ
Дж. Морено писал о том, что при проведении методики социометрии для младших школьников должны соблюдаться следующие особенности диагностической процедуры:
-
Методика должна применяться только для учеников одного класса. Лица, не являющиеся членами данного классного коллектива, к участию в тестировании не допускаются.
-
Перед проведением методики следует провести беседу с классом, в ходе которой разъяснить важность искренности при ответах, значимость мнения каждого ученика для формулирования правильных выводов. Чтобы школьники не боялись написать свои секреты, педагог сообщает им о строгой конфиденциальности при обработке результатов теста.
-
При организации тестирования нужно создать такие условия, которые исключали бы возможность списывания ответов у соседа по парте.
-
При проведении тестирования следует убедиться, что каждый вопрос анкеты будет понят однозначно. Если испытуемый неправильно понял вопрос, велика вероятность, что вместо перечисления симпатий он напишет в бланке свои антипатии.
-
При анализе результатов тестирования следует учитывать длительность существования детского коллектива. Бессмысленно проводить методику в первом полугодии с первоклассниками, так как межличностные отношения за столь короткий период еще не успели сложиться.
СТАДИИ ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Социометрическое исследование имеет строго регламентированную схему проведения.
1.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Цель подготовительного этапа – создать у членов коллектива мотивацию на искренние ответы на вопросы теста. Для того, чтобы достичь этой цели, педагог должен четко сформулировать для испытуемых цель предстоящей диагностики.
Кроме того, на подготовительном этапе педагог объясняет правила заполнения анкеты, ограничивает количество положительных и отрицательных выборов.
2.АНКЕТИРОВАНИЕ
Следующим этапом социометрии является непосредственно само анкетирование. Для его проведения педагогу нужно подготовить бланк ответов для каждого испытуемого. Обязательными принципами этой стадии являются:
-
однозначность формулировок вопросов;
-
ограниченность количества вопросов;
-
возможность свободной формы ответов испытуемых;
-
конфиденциальность.
Примерный перечень вопросов анкеты для школьников может выглядеть так:
-
С кем ты хотел бы сидеть за одной партой?
-
С кем из одноклассников ты не хотел бы сидеть за одной партой?
-
Перечисли тех одноклассников, кого ты пригласишь на свой день рождения?
-
Кого из одноклассников ты ни за что не пригласишь на свой день рождения?
-
С кем из одноклассников ты станешь готовиться к контрольной работе?
-
С кем из одноклассников ты ни за что не стал бы готовиться к контрольной работе?
-
С кем из класса ты пошел бы в многодневный туристический поход?
-
С кем из класса ты никогда не пошел бы в многодневный туристический поход?
-
Если ваш класс будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться в новом коллективе?
-
Если ваш класс будут расформировывать, с кем бы ты ни за что не хотел продолжить совместно учиться в новом коллективе?
-
и т.п.
Педагог сам определяет список вопросов (обычно не более 5) в зависимости от особенностей класса.
Для того, чтобы была возможность правильно обработать анкеты, нужно напомнить респондентам, что листок необходимо подписать.
3.ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
При обработке результатов социометрии составляют таблицу (см. Приложение). В ней в столбцах и строках в алфавитном порядке пишут список испытуемых. В столбцах таблицы фиксируется суммарное количество выборов, полученное каждым испытуемым. В строках таблицы указывается, кто именно из членов группы сделал тот или иной выбор. Взаимные положительные и взаимные отрицательные выборы участников группы обводятся в кружок.
В последних строках таблицы подсчитывается общее количество положительных и отрицательных выборов, полученных каждым участником социометрической процедуры.
Чтобы определить социально-психологический статус каждого участника группы, нужно разделить количество положительных выборов у того или иного испытуемого на общее количество участников диагностики без учета самого индивида, для которого в данный момент рассчитывается социально-психологический коэффициент.
Бланк социометрического опроса (образец)
Ф. И. О. _
Класс _
Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашего класса с учетом отсутствующих.
1. Если ваш класс будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться в новом коллективе?
а)
б)
в)
2. Кого бы ты из класса пригласил на свой день рождения?
а)
б)
в)
3. С кем из одноклассников ты станешь готовиться к контрольной работе?
а)
б)
в)
Обработка данных и интерпретация результатов
На основании полученных результатов составляется матрица (таблица 1). Матрица состоит: по вертикали – из списка фамилий группы, расположенных в алфавитном порядке и сгруппированных по половому признаку; по горизонтали – их номера, под которыми испытуемые обозначены в списке.
Матрица социометрических положительных выборов
№ |
Фамилия, имя, отчество |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
Ученик 1 |
1 |
2 |
3 |
|||||||
2 |
… |
1 |
2 |
3 |
|||||||
3 |
… |
2 |
3 |
1 |
|||||||
4 |
2 |
1 |
3 |
||||||||
5 |
1 |
3 |
2 |
||||||||
6 |
3 |
2 |
1 |
||||||||
7 |
1 |
2 |
3 |
||||||||
8 |
1 |
3 |
2 |
||||||||
9 |
2 |
1 |
3 |
||||||||
10 |
Ученик 10 |
2 |
1 |
3 |
|||||||
Кол-во выборов (М) |
0 |
4 |
3 |
2 |
3 |
6 |
5 |
2 |
4 |
1 |
|
Кол-во взаимных выборов |
0 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
1 |
3 |
0 |
Напротив фамилии каждого испытуемого заносятся данные о сделанных им выборах. Например, если Ученик1 отдал свой первый выбор в эксперименте по первому критерию Ученику2, то цифра 1 ставится на пересечении первой строки и второго столбца. Второй выбор Ученик1 отдал Ученику3, поэтому цифра 2 записывается в квадрате на пересечении первой строки и третьего столбца. Если испытуемые сделали взаимные выборы, то соответствующие цифры этих выборов выделяются другим цветом. Внизу матрицы подсчитывается количество выборов, полученных каждым испытуемым (по вертикали сверху вниз), в том числе и взаимных выборов.
Далее можно вычислить социометрический статус каждого учащегося, который определяется по формуле:
C= M/n-1
где С – социометрический статус учащегося; М – общее число полученных испытуемых положительных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных); n – число испытуемых.
Например, социометрический статус Ученика2 будет равен 4 : 9 = 0,44
В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов можно классифицировать испытуемых на пять статусных групп
Классификация испытуемых по итогам социометрического эксперимента
Статусная группа |
Количество полученных выборов |
«Звезды» |
В два раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым |
«Предпочитаемые» |
В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым |
«Принятые» |
|
«Непринятые» |
В полтора меньше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым |
«Отвергнутые» |
Равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных выборов одним испытуемым |
Среднее число полученных выборов одним испытуемым (К) вычисляется по формуле:
K = _ Общее число сделанных выборов .
Общее количество испытуемых
Для нашего примера К = 30 : 10 = 3.
В соответствии с данными матрицы испытуемых можно отнести к следующим группам:
-
«Звезды» – ученик6.;
-
«Предпочитаемые» – ученик7.;
-
«Принятые» – ученики 2,3,4,5,8,9;
-
«Непринятые» – нет;
-
«Отвергнутые» –ученики 1,10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная методика позволяет специалисту не только узнать особенности психологического комфорта отдельно взятой личности, но и рассчитать индекс благоприятности климата в коллективе в целом.
Социометрия методика проведения
Изучение межличностных
отношений в классе
ФГКОУ «СОШ №6»
педагог – психолог
Чевычалова Галина Анатольевна
Социометрия методика проведения
Изучение межличностных отношений в классе
Социометрическая методика (Д. Морено).
Инструкция:
Ребята! Вам нужно ответить на следующий вопрос: ”Кого из класса ты бы пригласил на свой день рождения?”. Сначала напишите фамилию того, кого бы вы пригласили в первую очередь, и далее того, кого пригласили бы во вторую, в третью.
Социометрия методика проведения
Педагогу:
- Минут через 10 собирает листочки, которые должны быть обязательно подписаны. Если учащийся ни кого не указал, то сдает листок только с указанием своей фамилии. Исследование проводится в классе несколько раз (через 3-4 месяца) для увеличения достоверных ответов. Повторение лучше проводить несколько в другой форме. Например, можно задавать другие вопросы:
- Кого бы ты хотел иметь соседом по квартире?
- С кем бы ты хотел пойти в поход?
Социометрия методика проведения
Обработка результатов:
- Данные заносятся в основную таблицу результатов. В левом столбце записываются фамилии всех членов изучаемой группы (по алфавиту, сначала мальчики, затем девочки), по горизонтали – только их номера. На соответствующих пересечениях цифрами 1, 2, 3 обозначают тех, кого выбрал каждый ученик в 1-ю, 2-ю, 3-ю очередь.
- Затем обозначаются взаимные выборы. Если среди тех, кого выбрал участник, есть те, кто выбрал его, то это значит, что у него с этим учащимся взаимные выборы. В таблице они подчеркиваются или обводятся кружком. Далее подсчитываются по вертикали количество взаимных выборов.
Социометрия методика проведения
- Для получения более ясного представления о положении в классе каждого участника на основе данных таблицы составляется карта групповой дифференциации. В простейшем варианте она имеет вид щита, состоящего из четырех концентрически расположенных окружностей. Каждый круг определяет положение учащегося по результатам исследования.
- В первом круге располагаются учащиеся, получившие 6 и более выборов во втором круге – 3-5 выборов, в третьем круге – 1-2 выбора и в четвертый круг попадают те, кто не получил ни единого выбора. Благоприятное положение в классе наблюдается у учащихся, попавших в первый (“звезды”) и во второй круги, неблагоприятное положение, понижающее силу личности, — у ребят, попавших в третий и, особенно, в четвертый круги. В четвертом круге “отверженные”. На карте мальчики обозначаются треугольниками, девочки – кружками. Пунктирами обозначаются взаимные выборы.
Социометрия методика проведения
Подводя итоги, дополнительно выясняется следующее:
- Что обеспечивает тому или иному учащемуся определенное место в структуре межличностных отношений в классе? (Беседа, данные психологических методик).
- Влияет ли положение отдельных ребят на класс в целом? (Беседа, наблюдение).
- Являются ли “звезды ” фактическими лидерами данного класса? Какого типа эти лидеры? (Определяется по методике “Наша группа”).
- Чем объясняется положение в группе тех, кого никто не выбрал? (Особенности характера, позиция, привычки).
- Чем вызвано наличие обособленных группировок? Что в них является объединяющим началом?
- Какова роль группировок в жизни класса?
Социометрия методика проведения
Бланк социометрического опроса
Ф. И. О.______________________________________
Класс ________
Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них фамилии трех одноклассников.
1. Если ваш класс будут фотографировать, с кем бы ты хотел стоять рядом?
- а) _______________________________
- б) _______________________________
- в) _______________________________
2. Кого бы ты из класса пригласил на свой день рождения?
- а) _______________________________
- б) _______________________________
- в) _______________________________
3. С кем из своего класса ты пошел бы в многодневный туристический поход?
- а) _______________________________
- б) _______________________________
- в) _______________________________
Социометрия методика проведения
На основе социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы — «мишени» (рис. 9).
Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.
- I. Внутренний круг — это так называемая «зона звезд», в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.
- II. Второй круг — зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.
- III. Третий круг — зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.
Социометрия методика проведения
Спасибо за внимание!