Списание материалов в бюджетном учреждении инструкция

Материальные запасы в бюджетных учреждениях — что это и как формируется счет 105

С 01.01.2020 бухгалтерский учет материальных запасов в БУ стал в обязательном порядке регулироваться новым НПА — стандарт бухучета для организаций госсектора «Запасы» (далее — СГС «Запасы»), который утвердил приказ Минфина от 07.12.2018 № 256н. Так как с 1 января 2020 года использование нового СГС стало обязательным, то и показатели отчетности за 2020 год нужно было сформировать в соответствии с положениями нового документа.

Об учете запасов, осуществляемом в соответствии с положениями ФСБУ 5/2019, можно прочитать в КонсультантПлюс. Оформите пробный бесплатный доступ к системе и переходите в Путеводитель.

Также, как и раньше, в 2023-2024 годах нужно использовать бюджетные планы счетов: единый (утв. приказом Минфина от 01.12.2010 № 157н) и частные (в т.ч. приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н).

Подробнее о нормативных документах, регулирующих бухгалтерский учет в бюджетных структурах, читайте в статье «Правила ведения бухучета в бюджетных организациях».

Итак, согласно новому стандарту сейчас запасы разделяются на две группы:

1. Собственно материальные запасы:

  • материалы;
  • готовая продукция и биологическая продукция;
  • товары;
  • иные матценности.

2. Незавершенное производство — затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг, приходящихся на не прошедшую всех стадий технологического процесса продукцию, а также на изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и техническую приемку, и (или) на объем не завершенных выполнением работ (этапов работ), услуг. Учет НЗП в составе запасов — новация рассматриваемого ФСБУ.

Правила, установенные стандартом «Запасы», не распространяются на:

  • библиотечные фонды;
  • живые организмы, являющиеся источником биологической продукции, рост и восстановление которых управляются и контролируются субъектом учета;
  • активы, составляющие культурное наследие;
  • финансовые инструменты;
  • незавершенное производство, если сформировавшее его учреждение выступает в роли подрядчика.

Для них есть свои стандарты.

Планом счетов (приказ № 157н) для учета запасов предусмотрен синтетический счет 010500000 (105) «Материальные запасы». Сам номер счета 105, где отражаются материальные запасы в бюджетном учреждении, состоит из 26 разрядов, но только разряды 18–26 используются в бухучете учреждения. В зависимости от группы и вида материальных запасов и сути их движения в номере счета меняется код в разрядах 22–26.

Ниже рассмотрена схема формирования номера счета бухучета в бюджетной организации, а также расшифрованы на примере коды разрядов. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 Инструкции к плану счетов (приказ № 157н), в таблице плана счетов для бюджетных учреждений и в п. 2.1 Инструкции к этому плану счетов (приказ № 174н).

Номер разряда счета

18

19–21

22

23

24–26

Код финансового обеспечения (деятельности)

Объект учета (код синтетического счета)

Группа объекта учета (код аналитического счета)

Вид объекта учета (код аналитического счета)

Вид поступлений, выбытий объекта учета по статьям (подстатьям) КОСГУ

Пример, счет 110532342 «Увеличение стоимости продуктов питания — иного движимого имущества учреждения — продуктов питания»

1

105

3

2

342

1 — за счет средств бюджета

105 — материальные запасы

3 — иное движимое имущество

2 — продукты питания

342 — увеличение стоимости продуктов питания

Для учета НЗП используется счет 109. Незавершенку в данной статье мы рассмативать не будем. Нюансы отражения операций с готовой продукцией и товарами в статье также не рассматриваются.

О том, как бюджетное учреждение учитывает основные средства, читайте в этом материале.

Формы первичных документов, в т. ч. по учету материалов, а также учетных регистров и отчетности для бюджетников вы можете найти в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в справочник.

Учет поступления материалов

Источниками поступления материалов согласно стандарту являются:

  • приобретение;
  • получение от иных организаций;
  • создание для использования в собственной деятельности;
  • изготовление для отчуждения (реализации).

Единицу учета МПЗ учреждение выбирает самостоятельно. Это могут быть (п. 8 СГС «Запасы»):

  • номенклатурные (реестровые) единицы;
  • партии, однородные (реестровые) группы запасов. В этом случае должен обеспечиваться аналитический учет запасов, порядок ведения которого прописывается в учетной политике.

Если к учету принимаются запасы, которые могут быть использованы более 12 месяцев, учреждение (специальная комиссия) должно определить срок их полезного использования.

Материалы приходуются учреждениями на основании первичных документов по первоначальной стоимости (до вступления в силу нового СГС оценку предписывалось производить по фактической стоимости). Порядок расчета первоначальной стоимости зависит от способа поступления активов и подробно описан в пп. 19-26 СГС «Запасы».

Также учреждениям предписано производить последующую переоценку запасов с созданием резерва. Правила прописаны в пп. 29-33 СГС «Запасы». В некоторых случаях возможно делать реклассификацию запасов, т. е. их перенос в другую группу запасов или даже в иную категорию активов (например, в ОС). Порядок и условия закреплены в п. 27 СГС.

Для отражения поступлений в плане счетов выделены отдельные аналитические счета «Материальные запасы», в разрядах 24–26 которых используется код 340 для каждого вида материалов: 010521340 — 010526340, 010531340 — 010536340, 010538340 (см. приказ № 174н).

Основные проводки по поступлению материалов смотрите в таблице ниже, другие транзакции можно найти в п. 34 Инструкции к плану счетов (приказ № 174н).

Проводка

Описание проводки

Дт 010500000 «Материальные запасы» (010521340 — 010526340, 010531340 — 010536340, 010538340)

Кт 030234730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов», 020834660 «Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению материальных запасов»

Покупка материалов

Дт 010500000 «Материальные запасы» (010521340 — 010526340, 010531340 — 010536340, 010538340)

Кт 030404340 «Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов»

Передача материалов от вышестоящего учреждения

Дт 010500000 «Материальные запасы» (010521340 — 010526340, 010531340 — 010536340, 010538340)

Кт 010600000 «Вложения в нефинансовые активы» (010624340, 010634340)

Самостоятельное производство материалов, покупка по ряду договоров (стоимость материалов, транспортные затраты, консультационные услуги и т. д.)

Как списать материальные запасы в бюджетном учреждении: порядок списания

Списание запасов происходит:

  • при их их потреблении (использовании) в деятельности учреждения (в том числе при изготовлении иных нефинансовых активов, отчуждении готовой продукции, биологической продукции);
  • принятии решения о списании государственного (муниципального) имущества;
  • принятии решения больше не использовать объект в качестве запасов и прекращении получения от него экономических выгод;
  • передаче другой организации госсектора;
  • продаже (дарении), обмене, распространении.
  • по иным предусмотренным законом основаниям.

Списание стоимости материальных запасов может происходить двумя способами:

  • по стоимости каждой единицы;
  • средней стоимости.

Выбранный способ для соответствующего актива или группы активов должен применяться последовательно в течение всего отчетного года.

Прядок выбытия материалов детально прописан в пп. 34-41, а правила их оценки при выбытии — в пп. 42-43 СГС «Запасы».

Опишем на примере, как списать материальные запасы в бюджетном учреждении.

Пример

На складе школы находится 5 метров рулонного ватмана по цене 150 руб. за метр, 7 метров ватмана по цене 177 руб. за метр. Дополнительно в начале месяца было закуплено еще 10 метров ватмана по цене 168 руб. за метр. За месяц использовано 15 метров ватмана. Определим среднюю фактическую стоимость 1 использованного метра ватмана и общую сумму затрат.

Средняя фактическая стоимость 1 метра равна:

(5 × 150 + 7 × 177 + 10 × 168) / (5 + 7 + 10) = 166,8 руб.

Общая сумма затрат на использованный ватман равна:

166,8 × 15 = 2 502 руб.

Для отражения транзакций выбытия также используются отдельные счета аналитического учета счета «Материальные запасы», заканчивающиеся на 440 и обозначающие уменьшение стоимости соответствующих материалов.

Проводка

Описание проводки

Дт 040120272 «Расходование материальных запасов», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960272, 010970272, 010980272, 010990272)

Кт 010500000 «Материальные запасы» (010521440 — 010526440, 010531440 — 010536440)

Использование материалов в текущей деятельности или при производстве

Дт 040110172 «Доходы от операций с активами»

Кт 010500000 «Материальные запасы» (010521440 — 010526440, 010531440 — 010536440)

Продажа материалов (кроме готовой продукции и товаров), а также списание из-за непригодности, при недостаче

Дт 030404340 «Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов»

Кт 010500000 «Материальные запасы» (010521440 — 010526440, 010531440 — 010536440)

Передача материалов от головного учреждения подведомственному

О том, как ведется учет материалов в коммерческих организациях, читайте в статье «Бухгалтерские проводки по учету материалов».

Информация о запасах в отчетности, первое применение СГС «Запасы»

В своей отчетности в части запасов учреждение должно раскрывать информацию (п. 44 СГС «Запасы»):

  • об учетной политике, принятой для оценки запасов, включая методы расчета себестоимости;
  • общей балансовой стоимости запасов в разрезе групп запасов с разделением на учитываемые по первоначальной, нормативно-плановой и справедливой стоимости;
  • сумме запасов, признанных в расходах в отчетном периоде;
  • сумме, на которую начислен и уменьшен резерв под снижение стоимости матзапасов;
  • балансовой стоимости запасов, заложенных в качестве обеспечения исполнения обязательств.

Применять СГС «Запасы» учреждения должны с 2020 года. При этом (пп. 45-47 СГС «Запасы»):

  • Объекты учета, ранее не считавшиеся запасами или числящиеся за балансом, но соответствующие критериям признания таким активом на 01.01.2020, нужно отразить на балансовых счетах по первоначальной стоимости. При необходимости производится реклассификация или переоценка запасов, учтенных до первого применения ФСБУ.
  • Финансовый результат, полученный в результате этих операций, отражается на начало отчетного периода в качестве корректировки финансового результата прошлых лет. Результаты такой корректировки раскрываются в пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности обособленно.
  • Информация по поступлениям и выбытиям запасов за годы, предшествующие первому применению стандарта, не пересчитывается.

Итоги

Ведение бухгалтерского учета в БУ строго регламентировано нормативными актами. С 2020 года оно подчинено новому СГС «Запасы». Перед тем, как начать его применять, нужно проанализировать прежние правила учета и сделать необходимые корректировки.


С 2025 года в России вступают в силу новые правила и требования, касающиеся списания материальных запасов. Минфин изменил порядок применения акта о списании (ф. 0510460). Данные изменения направлены на упрощение учета, повышение прозрачности и оптимизацию процессов управления запасами.


В статье мы рассмотрим ключевые аспекты новых требований и необходимых документов для списания материальных запасов.

  • Что поменялось в порядке списания материальных запасов?
  • Необходимые документы для списания
  • Подведем итог

Что поменялось в порядке списания материальных запасов?

Согласно обновленным нормам, процесс списания материальных запасов будет более структурированным и стандартизированным. Основные изменения включают:

  • Упрощение процедуры списания. Введены новые критерии для списания запасов, что позволит сократить время на оформление документов и повысить эффективность работы бухгалтерии.
  • Автоматизация процессов. Предполагается внедрение современных программных решений для автоматизации учета и списания запасов, что снизит вероятность ошибок и повысит оперативность.

Необходимые документы для списания

Согласно новым требованиям, для списания материальных запасов потребуется подготовить ряд документов.

  • Акт о списании. Это основной документ, который подтверждает факт списания запасов. Акт должен содержать информацию о наименовании, количестве, стоимости и причинах списания.
  • Решение о прекращении признания активом — обязательный документ, если объект списывают из-за того, что не используется. Многие учреждения до сих пор считают, что достаточно акта списания, но это ошибка. Например, учреждение списало вышедший из строя сервер. Был только акт. По решению комиссии в программе отразили списание, но Минфин при проверке потребовал восстановить имущество на баланс — отсутствовало решение (ф. 0510440).
  • Инвентаризационная ведомость. Ведомость, в которой фиксируются результаты инвентаризации запасов. Она должна быть составлена до списания и подтверждать наличие запасов на момент учета.
  • Документы, подтверждающие причины списания. Это могут быть акты о порче, утрате, устаревании или другие документы, которые обосновывают необходимость списания.
  • Расчет остаточной стоимости. Важно правильно рассчитать остаточную стоимость списываемых запасов, чтобы избежать финансовых потерь.

Некоторые изменения в процедуре списания материальных запасов

Стоимость списываемых материалов будет определяться в зависимости от причины их выбытия. Если материалы передаются в эксплуатацию для нужд учреждения, то для расчета их стоимости можно будет использовать один из двух методов:

  1. Поштучный учет. Подходит для организаций с ограниченным перечнем материалов и позволяет точно отслеживать стоимость каждой партии.
  2. Средняя стоимость. Удобен для учета больших объемов однотипных материалов. Выбранный метод необходимо зафиксировать в учетной политике и применять на протяжении всего года. Изменение метода допускается только с начала следующего года.

Материальные запасы, утраченные в результате хищения, уничтожения или признания неактивом, будут списываться по их балансовой стоимости.

Передача материальных запасов

При передаче (продаже, обмене, безвозмездной передаче) другим организациям государственного сектора списание будет осуществляться по балансовой стоимости.

При передаче (продаже, обмене, распространении, безвозмездной передаче) физическим лицам или организациям, не относящимся к государственному сектору, балансовая стоимость материалов должна быть переоценена до справедливой стоимости перед списанием.

Как списывать запасы в бухучете для госсектора: проводки и КОСГУ

Операцию выбытия запасов необходимо отразить по кредиту счета 105 ХХ 44Х. Дебет счета зависит от причины списания.

  • Списание для хозяйственных нужд – 401 20 272 или 109 ХХ 272.
  • Использование для строительства и создания основных фондов – 106 ХХ 3ХХ.
  • Хищение, порча или признание неактивом – 401 10 172.
  • Испорчены в результате стихийных бедствий – 401 20 273.

Коды аналитики в 15–17-м разрядах и коды КОСГУ в 24–26-м разрядах номера счета зависят от причины выбытия.

  • При реализации: код аналитики 440, код 131 КОСГУ.
  • При списании для нужд учреждения: 15–17-й разряды – «000», код 272 КОСГУ.

Полные коды для разных ситуаций представлены в таблице.

Подведем итог

Изменения в порядке списания материальных запасов в 2025 году создают новые возможности для оптимизации бизнес-процессов и повышения эффективности учета. Важно заранее подготовиться к новым требованиям, чтобы избежать трудностей и обеспечить бесперебойную работу компании.

Своевременное обучение сотрудников и внедрение современных технологий помогут легко адаптироваться к изменениям и использовать их в свою пользу.

Остались вопросы?

Наш специалист по бюджетному учету готов ответить на них.

Получить консультацию

С 2024 года бюджетные организации России столкнутся с необходимостью выбора между двумя наборами унифицированных форм первичных документов, утверждённых Министерством финансов. Речь идёт о документах, предусмотренных Приказом Минфина России от 15 апреля 2021 года № 61н и его предшественником — Приказом Минфина России от 30 марта 2015 года № 52н. Введение новых форм вызывает вопрос: какие формы использовать в 2024 году?

Содержание

  • Унифицированные формы: эволюция и внедрение
    • Выбор между Приказами: электронный и бумажный документооборот
    • Аргументы в пользу перехода на формы Приказа 61н
    • Заключение: стратегия плавного перехода
  • Для чего и на каких основаниях списывают матзапасы
    • Расходование в деятельности учреждения
      • Важные аспекты оформления документов по Приказу 61н
      • Необходимость учёта «отчета ответственного лица»
      • Дополнительные документы для утилизации отходов
      • Цепочка документооборота
      • Списание материальных запасов по естественным причинам
    • Списание материальных запасов из-за порчи
      • Процесс инвентаризации и документооборота
      • Процедура списания нефинансовых активов
    • Списание материальных ценностей при утрате
      • Документооборот в случае утраты
  • Что произошло с привычными формами?
  • Замена устаревших форм
    • Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143)
    • Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210)
  • Преимущества нового подхода

Унифицированные формы: эволюция и внедрение

Унифицированные формы первичных документов играют ключевую роль в документообороте бюджетных организаций, обеспечивая стандартизацию и упрощение учёта хозяйственных операций. Приказ № 61н вводит обновлённый набор форм, отражающих современные требования к ведению бухгалтерского учёта и документооборота. В то же время, многие из этих новых форм имеют аналоги в ранее действующем Приказе № 52н, что приводит к дублированию и выбору между старыми и новыми форматами. Для наглядности приводим таблицу:

Приказ 61н Наименование формы Приказ 52н
0510448 Акт о приёме-передаче объектов нефинансовых активов 0504101
0510450 Накладная на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов 0504102
0510451 Требование-накладная 0504204
0510452 Акт приёмки товаров, работ, услуг 0504220
0510521 Заявка-обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объёма через подотчётное лицо 0510518
0510454 Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) 0504104
0510456 Акт о списании транспортного средства 0504105
0510458 Накладная на отпуск материальных ценностей на сторону 0504205
0510460 Акт о списании материальных запасов 0504230
0510461 Акт о списании бланков строгой отчётности 0504816
0510463 Акт о результатах инвентаризации 0504835

Выбор между Приказами: электронный и бумажный документооборот

Бюджетные учреждения, которые уже внедрили и используют электронный документооборот (ЭДО), обязаны применять формы, утвержденные Приказом 61н. Это связано с тем, что новые формы оптимизированы для электронного формата и более соответствуют текущим стандартам ведения учёта.

Для организаций, продолжающих использовать бумажные документы, выбор не столь очевиден. Действующее законодательство не запрещает использование бумажных форм, и в 2024 году допустимо применение форм из Приказа 52н. Формально это решение правомерно, однако стоит учитывать долгосрочные перспективы и изменения в нормативной базе.

Аргументы в пользу перехода на формы Приказа 61н

Несмотря на возможность временного использования форм из Приказа 52н, существует ряд причин для перехода на формы, утвержденные Приказом 61н:

  1. Будущее электронного документооборота: основная часть организаций бюджетной сферы постепенно переходит на ЭДО. Это означает, что с ростом числа пользователей новых форм, Приказ 52н в конечном итоге будет отозван. Организации, которые не перейдут на новые формы вовремя, могут столкнуться с проблемами после отмены старых форм.
  2. Риски нарушения требований учёта: после отзыва Приказа 52н продолжение использования его форм будет считаться нарушением оформления фактов хозяйственной жизни. Это не повлечёт за собой административной ответственности, но может сказаться на репутации организации и привести к недовольству со стороны регулирующих органов.
  3. Техническая готовность и адаптация: переход на новые формы требует времени и ресурсов для адаптации процессов и обучения сотрудников. Чем раньше организация начнёт этот переход, тем более плавным он будет, минимизируя возможные сбои в работе.

Заключение: стратегия плавного перехода

В текущей ситуации, когда допускается использование форм обоих приказов, бюджетным учреждениям рекомендуется начать постепенный и качественный переход на унифицированные формы первичных документов по Приказу 61н. Это поможет избежать потенциальных проблем в будущем и обеспечит соответствие современным требованиям учёта. Таким образом, усилия должны быть направлены на обучение персонала, модернизацию технической инфраструктуры и подготовку к полному переходу на новые формы документооборота.

Организации должны воспринимать эту реформу как возможность улучшить свои процессы и подготовиться к неизбежным изменениям в нормативной базе, которые сделают электронный документооборот стандартом для всех участников бюджетной сферы.

Для чего и на каких основаниях списывают матзапасы

Процесс списания материальных запасов (МЗ) в бюджетных учреждениях напрямую зависит от причины выбытия. Руководствуясь положениями Приказа Минфина России от 15 апреля 2021 года № 61н, организация должна учитывать различные аспекты при документальном оформлении этих операций. В данном тексте рассматривается процедура списания запасов, расходуемых в деятельности учреждения.

Расходование в деятельности учреждения

Согласно Методическим указаниям Приказа 61н, списание материальных запасов, использованных в деятельности учреждения, оформляется Актом о списании материальных запасов (форма 0510460). Этот документ подготавливается уполномоченным исполнителем из состава комиссии на основании документов, подтверждающих расход материальных запасов. В качестве одного из таких документов Приказ 61н называет отчёт ответственного лица, которое отвечает за работу с материальными запасами и их расходование.

Важные аспекты оформления документов по Приказу 61н

Отсутствие обязательного реквизита в Акте о списании:

  1. В форме Акта о списании (ф. 0510460) отсутствует обязательное для заполнения поле «Документ-основание». Это значит, что все правила и порядок составления Акта должны быть утверждены учётной политикой учреждения, в частности графиком документооборота.
  2. График документооборота определяет ответственного исполнителя, который из состава комиссии будет заполнять Акт. Согласно Приказу 61н, таким исполнителем является член комиссии, обладающий необходимыми знаниями о расходе материальных запасов. Документ должен быть предварительно заполнен материально ответственным лицом, которое работает с материальными ценностями и знает объём израсходованных запасов. В этом случае отдельный «отчёт ответственного лица» может не потребоваться.

Необходимость учёта «отчета ответственного лица»

Если учреждение решит строго следовать Приказу 61н и внедрить «отчёт ответственного лица» в документооборот, необходимо будет самостоятельно разработать и закрепить учётной политикой порядок работы с ним. Это включает в себя:

  • разработку формы документа
  • определение содержания
  • установление периодичности составления
  • порядок передачи отчёта ответственному лицу комиссии для оформления Акта о списании (ф. 0510460) и другие аспекты

Важно отметить, что Приказ 61н не содержит разъяснений относительно структуры и содержания «отчёта ответственного лица», что требует от учреждения самостоятельного подхода к разработке этого документа.

Дополнительные документы для утилизации отходов

В некоторых случаях Акт о списании (ф. 0510460) может быть не единственным необходимым документом. Если в процессе списания материальных запасов образуются отходы, то их утилизация должна быть оформлена отдельно. Для этого используется Акт об утилизации (уничтожении) материальных ценностей (форма 0510435).

Цепочка документооборота

Таким образом, документооборот при списании материальных запасов, которые используются в деятельности учреждения, может включать следующие этапы:

  1. Отчёт ответственного лица (при необходимости): фиксирует фактическое расходование материальных запасов.
  2. Акт о списании материальных запасов (ф. 0510460): утверждается комиссией на основании отчета и подтверждает списание.
  3. Акт об утилизации (ф. 0510435): оформляет утилизацию отходов, если они образовались в процессе списания.
Суть операции Дебет Кредит Документ
Списались матзапасы, потраченные на деятельность предприятия 0 401 20 272
0 109 00 272
0 105 00 440 Акт о списании матзапасов (ф. 0510460)
Одновременно принимаются к учёту в условной оценке отходы, которые необходимо утилизировать 02 Акт о списании матзапасов (ф. 0510460)
Отходы утилизированы (своими силами или при помощи другой фирмы) 02 Акт об утилизации (уничтожении) матценностей (ф. 0510435)

Процедура списания материальных запасов (МЗ) в бюджетных учреждениях может различаться в зависимости от причины выбытия. В данном тексте рассмотрим особенности учёта МЗ, списываемых по естественным причинам, а также в случае порчи имущества.

Списание материальных запасов по естественным причинам

При списании МЗ, использованных в деятельности учреждения, нужно учитывать не только те, что списываются полностью, но и те, учёт которых продолжается на забалансовых счетах. Это касается бланков строгой отчётности, сувенирной и наградной продукции, запасных частей к транспортным средствам, выданных взамен изношенных, и материальных ценностей, переданных в личное пользование сотрудникам.

Особенности документооборота

Документальное оформление выдачи:

  1. Требование-накладная (ф. 0510451): согласно Приказу 61н, выдача материальных ценностей для использования в деятельности учреждения оформляется этим документом.
  2. Инструкция 157н: Устанавливает особый порядок учёта для специфических категорий МЗ, таких как бланки строгой отчетности, сувенирная и наградная продукция, запасные части к транспортным средствам и материальные ценности, переданные в личное пользование.
  3. Перевод на забалансовые счета: указанные категории материальных ценностей после списания с балансового учёта принимаются к учёту на соответствующих забалансовых счетах. Таким образом, Требование-накладная (ф. 0510451) выполняет функцию не только документа, подтверждающего выдачу, но и списания.

Порядок документооборота для таких операций включает следующие этапы:

  1. Подготовка и оформление Требования-накладной (ф. 0510451).
  2. Списание материальных запасов с балансового учёта.
  3. Принятие к учёту на забалансовых счетах.

Все детали процедуры можно найти в соответствующих руководствах и методических указаниях учреждения.

Списание материальных запасов из-за порчи

Если материальные ценности испорчены, процедура списания требует более тщательного подхода, начиная с инвентаризации.

Процесс инвентаризации и документооборота

  1. Инвентаризация: согласно пункту 81 СГС «Концептуальные основы», инвентаризация обязательна при установлении фактов порчи имущества. Под порчей понимаются не только физическое повреждение, но и истечение срока годности, нарушение условий хранения и другие факторы, делающие запасы непригодными для использования.
  2. Цепочка документов:
  • акт инвентаризации: фиксирует результаты инвентаризации и подтверждает факт порчи материальных ценностей.
  • акт о списании материальных запасов (ф. 0510460): оформляется на основании акта инвентаризации и подтверждает списание испорченных запасов.
Суть операции Дебет Кредит Документ
Провели инвентаризацию, чтобы выявить или подтвердить факты порчи имущества
  • Решение о проведении инвентаризации (ф. 0510439)
  • Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087)
  • Акт о результатах инвентаризации (ф. 0510463)
Испорченные запасы признаны неактивами
Одновременно приняли к забалансовому учёту имущество, которое больше не соответствует критериям активов
0 401 20 172
02
0 105 00 440 Решение о прекращении признания активами объектов нефинансовых активов (ф. 0510440)

Просим учесть, что из всего перечисленного только Решение о прекращении признания активами объектов нефинансовых активов (ф. 0510440) считается первичным учётным документом, отражающим бухгалтерские операции по снятию с балансового учёта объектов нефинансовых активов, сочтённых комиссией неактивами, и отражение их на забалансовом счёте 02 «Материальные ценности на хранении». Министерство финансов сообщает об этом в письме от 01.12.2022 № 02-07-07/117981).

Отметим также, что в Методических указаниях Приказа 61н говорится, что форма 0510440 составляется на основе показателей инвентаризационных описей по объектам учёта нефинансовых активов, для которых инвентаризация показала несоответствие их реального состояния соответствующим критериям.

Отразив документ 0510440 в регистрах бухучёта, Вы ещё не завершили процедуру списания. Нужно поработать с данными забалансового счёта 02 и оформить ещё ряд документов (см. таблицу):

Суть операции Дебет Кредит Документ
Списаны матзапасы, признанных неактивами Акт о списании матзапасов (ф. 0510460)
Утилизация матзапасов, признанных неактивами 02 Акт об утилизации (уничтожении) матценностей (ф. 0510435)

Минфин России в письме от 31 августа 2023 года № 02-06-07/83273 разъяснил методические рекомендации по формированию первичного учётного документа «Решение о прекращении признания активами объектов нефинансовых активов» (форма 0510440). Данный документ регулирует процесс списания нефинансовых активов и описывает несколько важных особенностей документооборота.

Процедура списания нефинансовых активов

Когда комиссия учреждения принимает решение о необходимости списания объекта нефинансового актива (что указывается в графе 9 раздела 3 «Заключение комиссии» формы 0510440), это решение должно быть утверждено руководителем учреждения. После утверждения одновременно с Решением комиссии формируется Акт о списании материальных запасов (форма 0510460).

Учётные особенности:

  1. Акт о списании (ф. 0510460): этот документ не формирует бухгалтерских проводок, за исключением случаев недостачи по объектам нефинансовых активов. Недостачи оформляются напрямую Актом о списании без оформления Решения комиссии (ф. 0510440).
  2. До мероприятий по утилизации (ф. 0510435): подготовленное к списанию имущество не выбывает с забалансового счёта 02 «Материальные ценности на хранении». Утверждённый Акт об утилизации (ф. 0510435) становится первичным учётным документом, на основании которого имущество списывается с забалансового счёта.

Списание материальных ценностей при утрате

Когда материальные ценности утрачены в результате хищения, недостач или чрезвычайных ситуаций, процесс списания несколько упрощается.

Документооборот в случае утраты

  1. Инвентаризация: пункт 81 СГС «Концептуальные основы» требует обязательной инвентаризации при установлении факта утраты имущества. Это необходимо для подтверждения наличия хищения, недостачи или других причин утраты.
  2. Отсутствие формальных документов: решение о прекращении (ф. 0510440) и Акт об утилизации (ф. 0510435) не формируются, так как сам актив отсутствует. Упрощённый документооборот исключает необходимость этих документов, поскольку процесс фиксации утраты не требует подтверждения в виде дополнительных актов.
  3. Акт о списании: в случае утраты оформляется только Акт о списании, который фиксирует факт недостачи или хищения. Данный документ служит основанием для проведения бухгалтерских операций и отражения убытков в учёте.
Суть операции Дебет Кредит Документ
Провели инвентаризацию, чтобы выявить или подтвердить факты порчи имущества
  • Решение о проведении инвентаризации (ф. 0510439)
  • Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087)
  • Акт о результатах инвентаризации (ф. 0510463)
Списание матзапасов, потеря которых подтвердилась при инвентаризации 0 401 20 172
0 401 20 273
0 105 00 440 Акт о списании матзапасов (ф. 0510460)

Исчезновение “Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения” и “Акта о списании мягкого и хозяйственного инвентаря”

С 2024 года бюджетные учреждения должны применять формы документов, утверждённые Приказом Минфина России № 61н. Это привело к изменениям в привычных процедурах, касающихся документов, ранее используемых в рамках Приказа 52н, таких как Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (форма 0504210) и Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (форма 0504143).

Что произошло с привычными формами?

В пакете документов, обязательных к применению по Приказу 61н, отсутствуют формы, которые могли бы полностью или частично соответствовать Ведомости (ф. 0504210) и Акту (ф. 0504143). Учреждения, для которых эти формы стали неотъемлемой частью документооборота, сталкиваются с необходимостью выбора:

  1. Продолжать использовать документы по Приказу 52н: поскольку Приказ 52н сохраняет свою силу и в 2024 году, учреждения могут продолжать использовать данные формы, если они удобны и подходят для текущих процессов.
  2. Перейти на формы Приказа 61н: это более предпочтительный вариант, поскольку позволяет унифицировать документооборот и избежать возможных сложностей при будущем отзыве Приказа 52н.

Замена устаревших форм

Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143)

  1. Замена для мягкого инвентаря: мягкий инвентарь, учитываемый как материальные запасы, теперь списывается с помощью Акта о списании материальных запасов (форма 0510460).
  2. Замена для хозяйственного инвентаря: хозяйственный инвентарь, который учитывается как основные средства, списывается с использованием Акта о списании объектов нефинансовых активов (форма 0510454).

Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210)

  1. Замена на Требование-накладную (ф. 0510451): для оформления заявки на получение материальных ценностей для использования в деятельности учреждения. Это документ для внутреннего перемещения, и списание с учёта не производится.
  2. Замена на Акт о списании материальных запасов (ф. 0510460): используется для окончательного списания, когда запасы приходят в негодность.

Преимущества нового подхода

Ранее Ведомость (ф. 0504210) применялась для выдачи материальных ценностей на нужды учреждения. Это приводило к проблемам, когда запасы неоднократного применения, такие как садовый инвентарь или канцелярские товары, списывались с учёта до их фактической утилизации. Проверки могли выявить несоответствие между бухгалтерскими данными и фактическими остатками, что требовало фиксации излишков по результатам инвентаризации.

Теперь разделение функций между Требованием-накладной и Актом о списании позволяет:

  1. Сохранять учёт запасов неоднократного применения: эти запасы остаются на балансе до их фактической утилизации. Таким образом, учётные данные всегда соответствуют фактическим остаткам.
  2. Упрощать учёт расходников: для материалов однократного использования (медикаменты, чистящие средства) Требование-накладная может выполнять функцию документа списания с балансового учёта.

Читайте также Исключения из реестра МСП в июле

Принятие решения

Государственное и муниципальное имущество списывают, как правило, в следующих случаях:

  • в результате аварии и нецелесообразности восстановления поврежденного имущества;

  • по причине стихийных бедствий и иных бедствий, опасного природного явления, катастрофы;

  • ввиду морального и (или) физического износа и, как следствие, потери потребительских качеств;

  • в результате кражи или недостачи.

Чтобы списать такое имущество, учреждению необходимо пройти определенную процедуру и получить согласие собственника, то есть органа представляющего интересы соответствующего публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования и т. д.).

В отношении федерального имущества постановлением Правительства от 14.10.2010 № 834 утверждено Положение об особенностях списания федерального имущества (далее – Положение).

Данное документ распространяется на все федеральные государственные учреждения независимо от их типа (то есть на казенные, бюджетные, и автономные учреждения), а также на федеральные государственные унитарные предприятия.

Согласно п. 2 Положения списание федерального имущества – это комплекс действий, связанных с признанием имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также с невозможностью установления его местонахождения.

Для подготовки и принятия решения о списании федерального имущества в учреждении должна быть создана постоянно действующая комиссия по подготовке и принятию такого решения (п. 5 Положения).

У этой комиссии достаточно обширные права по осмотру имущества, принятии решений о его восстановлении, установлении причин списания и т.п. (п. 6 Положения).

Кроме того, согласно п. 7 Положения на комиссию могут быть возложены дополнительные полномочия, направленные на обеспечение использования федерального имущества по целевому назначению, в том числе при проведении инвентаризации, при своевременной подготовке и принятии решений о списании федерального имущества.

Таким образом, данная комиссия – своего рода контрольно-инспекционный орган в отношении имущества, предполагаемого к списанию.

Обратите внимание! Срок рассмотрения комиссией представленных ей документов не должен превышать 14 дней (п. 7 Положения).

В то же время в п. 34 Инструкции № 157н указано, что решение о выбытии основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации, (в том числе в результате прекращения признания объекта в качестве актива субъекта учета (выбытия с балансового учета)) осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов.

Чтобы не запутаться, какая комиссия что принимает, целесообразно в составе учетной политики утвердить положение о порядке списания имущества.

Поскольку полномочия вышеназванных комиссий во многом совпадают, то в учреждении целесообразно утвердить одну комиссию, например комиссию по поступлению и выбытию активов.

А в соответствующем положении указать полномочия этой комиссии при списании имущества.

В силу п. 4 Положения в отношении отдельных видов имущества бюджетных и автономных учреждений решение комиссии должно быть согласовано с федеральными органами государственной власти, в ведении которых находятся учреждения.

К такому имуществу относятся:

  • движимое и недвижимое имущество, находящееся у федеральных казенных учреждений на праве оперативного управления;

  • недвижимое имущество (включая объекты незавершенного строительства), а также особо ценное движимое имущество (ОЦДИ), закрепленное за федеральными бюджетными или автономными учреждениями учредителем либо приобретенное за счет средств, выделенных учредителем на приобретение названного имущества.

У казенных учреждений в отношении всего имущества при его списании требуется согласование.

Другими словами, при выбытии (списании) вышеуказанного имущества комиссии необходимо подготовить соответствующие документы о принятом решении и направить их собственнику для согласования.

При этом согласно п.3 такого порядка федеральным органам исполнительной власти дается 45 календарных дней с момента поступления к ним соответствующих документов для их рассмотрения либо направления отказа о согласовании решения о списании.

Таким образом, процедура принятия решения о списании может занять более двух месяцев, а на практике такой срок может быть еще дольше.

Есть вопросы по бюджетному учету? Помогут эксперты «Клерка». Спросить эксперта.

Отражение в учете

Вышерассмотренный порядок принятия решения о списании имущества нашел отражение и в действующей редакции Инструкции № 157н.

Согласно п. 52 Инструкции № 157н к отражению в бухгалтерском учете операций по выбытию объектов основных средств с забалансового счета 02 «Материальные ценности на хранении» либо с соответствующих счетов аналитического учета счета 10100 «Основные средства» бухгалтерия принимает акты при наличии согласования решения о списании объектов основных средств в случаях, предусмотренных законодательством, с собственником имущества (с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя и (или) собственника имущества) и утверждающей надписи руководителя учреждения на актах.

То есть Инструкцией № 157н подтверждается необходимость согласования с собственником решений, принятых комиссией по поступлению и выбытию активов. Причем такое согласование необходимо при выбытии как с балансового счета 10100, так и с забалансового счета 02.

Обратите внимание, что в Инструкции № 157н исключений или каких‑либо условий для этого не названо.

Кроме того, в п. 52 Инструкции № 157н указано, что отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств с забалансового счета 02 «Материальные ценности на хранении» до утверждения в установленном порядке решения о списании (выбытии) объекта основных средств и реализации мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускается.

Порядок документооборота, а также последовательность действий при принятии решения о выбытии актива, в том числе при списании имущества, необходимо описать в локальных актах учреждения.

В инструкциях по бухгалтерскому учету для списания, например, объектов основных средств приведена типовая проводка:

  • Дебет счетов аналитического учета счета 10400 «Амортизация»

  • Дебет счета 11400 «Обесценение нефинансовых активов»

  • Дебет счета 40110 «Доходы от операций с активами»

  • Кредит счетов аналитического учета счета 10100 «Основные средства».

А в случае выявления несоответствия условиям признания актива (в частности, объектов, пришедших в негодность), принятия решения о прекращении эксплуатации объекта учета, в том числе по причине физического, морального износа, принятия решения о списании объектов одновременно с вышеприведенной проводкой отражают поступление такого имущества на забалансовый счет 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» до момента его демонтажа и (или) утилизации либо до определения целевой функции выбывшего с балансового учета имущества.

В отношении отдельных видов имущества (в зависимости от типа учреждения) формирование в учете данной записи возможно при наличии согласия собственника списываемого имущества, только решения комиссии по поступлению и выбытию активов недостаточно.

Если вы запутались в нормативке, эксперты «Клерк» всегда придут к вам на помощь. Задайте любое количество вопросов, вам обязательно ответят.

Электронная первичка – скоро!

А с 1 января 2024 года бухгалтерам-бюджетникам необходимо будет оформлять некоторые решения о списании имущества в электронном виде.

Напомним, что Минфин приказом от 07.11.2022 № 157н внес очередные изменения в свой приказ от 15.04.2021 № 61н и Методические указания к нему, дополнив формами электронной первички:

  • Актом о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0510454);

  • Актом о списании транспортных средств (ф. 0510456).

Так, в случае утраты потребительских свойств в результате физического, морального износа на основании решения комиссии (ф. 0510440) ответственный член комиссии формирует данные акты о списании.

А в случае гибели, уничтожения или невозможности установления местонахождения в результате стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, акты о списании заполняются на основании документов, подтверждающих факт гибели, уничтожения или невозможности установления местонахождения в результате стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций.

Учреждения могут начать применять акты на списание (ф. 0510454 и ф.0510456) и в текущем году, если это предусмотрено учетной политикой учреждения (п. 2 приказа Минфина от 07.11.2022 № 157н).

Однако с 1 января 2023 г. данные документы обязательны к применению при ведении бюджетного учета уполномоченными организациями в рамках полномочий, переданных им по решению Правительства (п. 2 приказа Минфина от 07.11.2022 № 157н).

Согласно последней редакции Методический указаний (утв. приказом Минфина от 15.04.2021 № 61н) руководитель учреждения утверждает акты на списание только после согласования с главным распорядителем бюджетных средств или учредителем, осуществляющим полномочия собственника имущества.

При этом акты на списание члены комиссии подписывают простой ЭП, а председатель, руководитель учреждения и учредитель – ЭЦП.

Поэтому, если вы планируете списать в начале 2024 года какое-то имущество, то начинайте работу комиссии уже в этом году.

Эксклюзивные материалы, актуальные комментарии и ответы экспертов в Telegram-канале Клерк.Премиум.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
  • Бравекто плюс капли для кошек инструкция
  • Ацикловир мазь инструкция по применению детям можно ли
  • Амоксициллин 500 клавулановая кислота инструкция по применению в таблетках
  • Ciproxyl 500 инструкция на русском
  • Пуревакс вакцина для кошек инструкция по применению