Сравнение понятий методика инструкция

Методика «Сравнение понятий»

Методика применяется для исследования процессов анализа и синтеза мышления. Широко использовалась в школе акад. В.М.Бехтерева.

Экспериментатор из имеющегося у него набора заготавливает 8‑10 пар слов, подлежащих сравнению.

Набор содержит понятия разной степени общности, а также и вовсе несравнимые понятия. Именно несравнимые понятия оказываются иногда очень показательными для обнаружения расстройства мышления.

  1. Утро – вечер 16. Ворона ‑ воробей

  2. Корова ‑ лошадь 17. Волк ‑ луна

  3. Летчик ‑ танкист 18. Молоко ‑ вода

  4. Лыжи ‑ коньки 19. Ветер ‑ соль

  5. Трамвай ‑ автобус . 20. Золото ‑ серебро

  6. Озеро ‑ река 21. Сани ‑ телега

  7. Река ‑ птица 22. Очки ‑ деньги

  8. Дождь ‑ снег 23. Воробей ‑ курица

  9. Поезд ‑ самолет 24. Кошка ‑ яблоко

  1. Ось ‑ оса 25. Вечер ‑ утро

  2. Обман ‑ ошибка 26. Дуб ‑ береза

  3. Стакан ‑ петух 27. Голод ‑ жажда

  4. Маленькая девочка ‑ большая кукла 28. Сказка ‑ песня

  5. Ботинок ‑ карандаш 29. Корзина ‑ сова

  6. Яблоко ‑ вишня 30. Картина ‑ портрет

Методика апробирована, пригодна для исследования детей и взрослых разного образовательного уровня. Она очень удобна при необходимости повторных исследований испытуемых для оценки изменчивости их состояния.

Испытуемого просят сказать, «чем похожи и чем отличаются» эти понятия. Записывают все его ответы полностью. Экспериментатор должен настаивать на том, чтобы испытуемый обязательно раньше указывал сходство между понятиями, а только потом различие.

Встречаются такие пары объектов (или понятий), которые несравнимы. В таком случае вы и должны ответить: «Их сравнивать нельзя». Если испытуемый сразу начинает сравнивать эту пару ‑ его ответ записывают, но затем все равно дают пояснение относительно «несравнимых» пар. В дальнейшем таких пояснений больше не дают, а просто регистрируют ответы испытуемых по поводу каждой пары.

При оценке ответов испытуемых следует учитывать, удается ли им выделить существенные признаки сходства и различия понятий. Неумение выделить признаки сходства, а также существенные признаки различия свидетельствует о слабости обобщений испытуемого, о склонности его к конкретному мышлению.

                                Методики изучения интеллектуальных и творческих способностей

Методика «Сравнение понятий»

Шкалы: характер развития операций сравнения, анализа и синтеза

Назначение теста

Методика применяется при исследовании операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей и подростков.

Инструкция к тесту

Испытуемый читает или слушает заданные пары слов и отвечает относительно каждой пары на вопрос: «Чем они похожи?», а затем на вопрос: «Чем они отличаются?». Все его ответы полностью записываются в протокол.

Исследователь на первых примерах может разъяснить испытуемому непонятные ему моменты, а также должен настаивать на соблюдении испытуемым последовательности выполнения задания: вначале описание сходства, а потом – различий.

Тестовый материал.

  1. Утро – вечер.
  2. Яблоко – вишня.
  3. Корова – лошадь.
  4. Лев – собака.
  5. Летчик – танкист.
  6. Ворона – воробей.
  7. Лыжи- коньки.
  8. Молоко – вода.
  9. Трамвай – автобус.
  10. Золото – серебро.
  11. Река – озеро.
  12. Сани – телега.
  13. Велосипед – мотоцикл.
  14. Воробей – курица.
  15. Собака – кошка.
  16. Дуб – береза.
  17. Ворона – рыба.
  18. Сказка – песня.
  19. Лев – тигр.
  20. Картина – портрет.
  21. Поезд – самолет.
  22. Лошадь – всадник.
  23. Обман – ошибка.
  24. Кошка – яблоко.
  25. Ботинок – карандаш.
  26. Голод – жажда.

Оценка результатов теста

Учитывается то, насколько испытуемый может выделять существенные признаки сходства и различия понятий. Неумение выделять эти признаки свидетельствуют о слабости обобщенийи склонности кконкретному мышлению.

Кроме того, исследователю надо обратить внимание на то, как испытуемый выполняет требования, касающиеся заданной последовательности.

При выполнении заданий, что ему дается легче – нахождение сходств или различий.

Дошкольники и младшие школьники вместо выделения общего обычно указывают на различия объектов, поскольку за операцией различия стоит наглядно-действенноеинаглядно-образное мышление. За указанием на общее кроется операция введения в отвлеченную категорию, Таким образом, тот факт, что раньше созревает различие, а затем обобщение, свидетельствует о смене психологических операций, о переходе от наглядных форм мышления ксловесно-логическому обобщению. Поэтому для школьников особенно трудными будут задачи таких категорий: например, «ворона – рыба», -слова, у которых трудно найти общее.

У младших школьников возникает операция обобщения, которая принимает форму выделения общих признаков, но очень часто за ней кроется еще наглядное сравнение или введение предметов в общую наглядную ситуацию, для них трудны задачи категории, например, «всадник – лошадь», слова находятся в условиях конфликта, их очень трудно сравнивать.

Оценивается также логичность хода высказываний испытуемого. Имея инертное, вязкое мышление, испытуемый соскальзывает при сравнении слов со сходств на различия или наоборот, отвлекаясь на незначительные, второстепенные моменты, уделяя им большое внимание, может терять нить рассуждений и т.д.

Источники

  • Методика “Сравнение понятий”/ Альманах психологических тестов – М., 1995.С.134-135

        Методика «Последовательность событий» (А.Н. Бернштейн)

 Цель: исследование развития логического мышления, речи, способности к обобщению.

Стимульный материал: серии сюжетных картин (3-6) с изображением последовательности событий 2 варианта:
а) картинки с явным смыслом сюжета – по деталям изображения можно восстановить причинно-следственные и временные отношения;
б) картинки со скрытым смыслом сюжета – когда требуется привлечь определенные знания о закономерностях явлений природы и окружающей действительности.

 Процедура проведения методики:
Перед ребенком кладутся произвольно картинки, связанные сюжетом. Ребенок должен понять сюжет, выстроить правильную последовательность событий и составить по картинке рассказ.

Инструкция: «Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие. Порядок картин перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено».

Задание состоит из двух частей:
1) выкладывание последовательности событий картинок;
2) устный рассказ по ним.

После того, как ребенок разложил все картинки, экспериментатор записывает в протоколе (например, 5, 4, 1, 2, 3), и затем просит ребенка рассказать по порядку о том, что получилось. Если ребенок допустил ошибки, ему задают вопросы, цель которых помочь выявить допущенные ошибки.

Выводы об уровне развития.
Высокий
 – ребенок самостоятельно нашел последовательность картинок и составил логический рассказ. При неправильно найденной последовательности рисунков испытуемый тем не менее сочиняет логичную версию рассказа.
Средний – ребенок правильно нашел последовательность, но не смог составить хорошего рассказа. Составление рассказа с помощью наводящих вопросов экспериментатора.
Низкий – если: ребенок не смог найти последовательность картинок и отказался от рассказа; 
— по найденной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ;
— составленная ребенком последовательность не соответствует рассказу;
— каждая картинка рассказывается отдельно, сама по себе, не связана с остальными – в результате не получается рассказа;
— на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы.

В отечественной психологической практике данная методика предложена Н.А.Бернштейном (С. Л. Рубинштейн, 1979). Аналогичное по содержанию задание входит и в тест измерения интеллекта Д.Векслера (8 субтест).Цель исследования: определить способность к логическому мышлению, обобщению, умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения.Материал и оборудование: сюжетные картинки (от 3 до б), на которых изображены этапы какого-либо события. Популярным экспериментальным материалом для этой методики являются сюжетные рисунки Х.Бидструпа (например, рис. 20).Процедура исследования
Ребенку показывают беспорядочно разложенные картинки и дают следующую инструкцию: «Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых изображено какое-то событие. Порядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено».

                                                                Методика «Выделение существенных признаков»

Шкалы: уровень развития мышление (способность к выделению существенных признаков)

Назначение теста

Методика используется для исследования особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления: конкретногоилиабстрактного.

Тест пригоден для обследования детей и взрослых.

Описание теста

Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно – ситуационные признаки.

Тест предназначен в основном для индивидуального обследования.

Инструкция к тесту

Для детей: «Здесь даны ряды слов, которые составляют задания. В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках – 5 слов на выбор. Тебе надо из этих пяти слов выбрать только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками. Например, слово перед скобками – «сад», а в скобках слова: «растения, садовник, собака, забор, земля». Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и растений сада быть не может. Значит следует выбрать именно эти 2 слова – «земля» и «растения».

Для взрослых: «В каждой строчке бланка Вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее – пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками».

Примечания:

  • Во всех случаях самостоятельного выполнения заданий решения испытуемого следует обсудить, задавая ему вопросы. Нередко в процессе обсуждения испытуемый дает дополнительные суждения, исправляет ошибки.
  • Все решения, вопросы, а также дополнительные суждения испытуемого записываются в протокол.

Тестовые материалы.

  1. Сад(растения, садовник, собака, забор, земля)
  2. Река(берег, рыба, рыболов, тина, вода)
  3. Город(автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед)
  4. Сарай(сеновал, лошадь, крыше, скот, стены)
  5. Куб(углы, чертеж, сторона, камень, дерево)
  6. Деление(класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)
  7. Кольцо(диаметр, алмаз, проба, округлость, золото)
  8. Чтение(глаза, книга, текст, очки, слово)
  9. Газета(правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор)
  10. Игра(карты, игроки, фишки, наказания, правила)
  11. Война(самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты)
  12. Книга(рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст)
  13. Пение(звон, искусство, голос, аплодисменты, ме лодия)
  14. Землетрясение(пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение)
  15. Библиотека(столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели)

Ключ к тесту.

  1. Растения, земля
  2. Берег, вода
  3. Здания, улица
  4. Крыша, стены
  5. Углы, сторона
  6. Делимое, делитель
  7. Диаметр, округлость
  8. Глаза, текст
  9. Бумага, редактор
  10. Игроки, правила
  11. Сражение, солдаты
  12. Бумага, текст
  13. Голос, мелодия
  14. Колебания почвы, шум
  15. Книги, читатели
  16. Почва, дерево
  17. Состязания, победа
  18. Врач, больные
  19. Чувства, человек
  20. Родина, человек

Интерпретация результатов теста

Наличие в большей мере ошибочных суждений свидетельствует о преобладании конкретно-ситуационного стиля мышления над абстрактно-логическим. Если испытуемый дает вначале ошибочные ответы, но потом их исправляет, то это можно интерпретировать как поспешность и импульсивность.

Оценка результатов осуществляется по таблице:

Оценка в баллах

Количество правильных ответов

9

20

8

7

19

6

18

5

16-17

4

14-15

3

12-13

2

10-11

1

9

Методика « Исключение лишнего»

Шкалы: уровень развития мышления (способность к обобщению, выделению существенных признаков)

Назначение теста

Исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки.

Методика имеет два варианта: первый вариант – исследование на предметном, второй – на вербальном материале.

I . Предметный вариант

Описание теста

Одна за другой испытуемому предъявляются карточки с изображением четырех предметов на каждой. Из нарисованных из каждой карточке четырех предметов он должен исключить один предмет, а остальным дать одно название. Когда лишний предмет исключен, испытуемый должен объяснить, почему он исключил именно этот предмет.

Инструкция к тесту

«Посмотри на эти рисунки, здесь нарисовано 4 предмета, три из них между собой сходны, и их можно назвать одним названием, а четвертый предмет к ним не подходит. Скажи, какой из них лишний и как можно назвать остальные три, если их объединить в одну группу».

Исследователь вместе с испытуемым решают и разбирают первое задание. Остальные испытуемый по мере возможности разбирает самостоятельно. Если он испытывает затруднения, исследователь задает ему наводящий вопрос.

В протоколе записывают номер карточки, названиепредмета, который испытуемый исключил, слово или выражение, при помощи которого он обозначил остальные три, объяснения, все вопросы, которые ему были заданы, и его ответы. Этот вариант теста годится для исследования детей и взрослых.

II. Словесный вариант

Инструкция к тесту

Испытуемому предъявляют бланк и говорят: «Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)».

Ход выполнения данного варианта теста идентичен вышеизложенному. Рекомендуется для исследований лиц старше 11-12 лет.

ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ

  1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.
  2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.
  3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.
  4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.
  5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.
  6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
  7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.
  8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
  9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.
  10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.
  11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.
  12. Дом, мечта, машина, корова, дерево.
  13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.
  14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
  15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.

Обработка и интерпретация результатов теста

Шкала для оценки уровня развития операции обобщения

Число баллов

Характеристика решения задач

I

II

Испытуемый правильно и самостоятельно называет родовое понятие для обозначения:

5

объединяемых в одну группу предметов (слов);

5

«лишнего» предмета (слова).

Сначала родовое понятие называет неправильно, потом сам исправляет ошибку:

4

для обозначения предметов (слов) объединенных в одну группу;

4

для обозначения «лишнего» предмета (слова).

Самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения:

2,5

объединяемых в одну группу предметов (слов);

2,5

«лишнего» предмета (слова).

То же, но с помощью исследователя для обозначения:

1

предметов (слов) объединенных в одну группу;

1

«лишнего» предмета (слова).

Не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения:

0

предметов (слов) объединенных в одну группу;

0

«лишнего» предмета (слова)

Если испытуемый справляется с первыми тремя-четырьмя заданиями и ошибается по мере их усложнения, или он верно решает задание, но не может объяснить свое решение, подобрать название группе предметов, то можно сделать вывод о его интеллектуальной недостаточности.

Если испытуемый объясняет причину объединения предметов в одну группу не по их родовым или категориальным признакам, а по ситуационным критериям (то есть придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщения по существенным признакам.

Источники

  • Исключение лишнего/ Альманах психологических тестов.М., 1995, С.143-152.

 Методика «Изучение скорости мышления»

Цель: определение скорости мышления. 

Оборудование: набор слов с пропущенными буквами, секундомер. 

 Слова:

п-ра

д-р-во

п-и-а

п-сь-о

г-ра

з-м-к

р-ба

о-н-

п-ле

к-м-нь

ф-н-ш

з-о-ок

к-са

п-с-к

х-кк-й

к-ш-а

т-ло

с-ни

у-и-ель

ш-ш-а

р-ба

с-ол

к-р-ца

п-р-г

р-ка

ш-о-а

б-р-за

ш-п-а

п-ля

к-и-а

п-е-д

б-р-б-н

с-ло

с-л-це

с-ег

к-нь-и

м-ре

д-с-а

в-с-а

д-р-в-

Порядок исследования. В приведенных словах пропущены буквы. Каждая черточка соответствует одной букве. За три минуты необходимо образовать как можно больше существительных единственного числа. 

Обработка и анализ результатов: 25-30 слов — высокая скорость мышления; 20-24 слова — хорошая скорость мышления; 15-19 слов — средняя скорость мышления; 10-14 слов — ниже средней; до 10 слов — инертное мышление. 

Этими критериями следует пользоваться при оценке учащихся 2-4-х классов, первоклассников можно исследовать со второго полугодия и начинать отсчет с третьего уровня: 19-16 слов — высокий уровень мышления; 10-15 слов — хороший; 5-9 слов — средний; до 5 слов — низкий.

                                                                 ТВОРЧЕСТВО

С целью выявления творческих способностей детей младшего школьного возраста можно использовать следующие методики:

                ▪Методика оценки сочинённой ребёнком сказки (О.М.Дьяченко, Е.Л.Пороцкая)

 Ребёнку предлагается сочинить сказку, которая оценивается по пятибалльной шкале с учётом показателей продуктивности, вариативности и оригинальности:

 0 баллов – отказ от задания или пересказ знакомой сказки;                                                                          1 балл – пересказ знакомой сказки, но с внесением новых элементов;                                                      2 балла – внесены существенные элементы новизны в известную сказку;                                                                       3 балла – в известную сказку внесены элементы новизны и дополнены деталями;                                    4 балла – полностью самостоятельно придуманная, но схематично изложенная сказка;                          5 баллов – развёрнутое изложение самостоятельно придуманной сказки.

                   ▪Тест П.Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н.Б.Шумаковой, Е.И.Щеблановой, Н.П.Щербо в 1990 году).

 Ребенок выполняет три задания, на выполнение каждого отводится по 10 минут. 1. Задание «Нарисуй картинку» предполагает использование тестовой фигуры (форма А – фигура напоминает каплю; форма В – фигура напоминает боб) как отправного пункта для создания картинки. Допускается дорисовывание фигуры, дополнение рисунка новыми деталями и т.д. ребёнок должен придумать название для выполненного рисунка. 2. Задание «Незавершённые фигуры» требует представить, на что могут быть похожи исходные незаконченные фигуры, и дорисовать их. Десять разных незавершённых фигур навязывают устойчивые образы, но при выполнении задания ребёнка нужно ориентировать на создание необычных, оригинальных изображений. Каждой законченной картинке ребёнок даёт название. 3. Задание «Повторяющиеся фигуры» сходно с предыдущим, но исходные фигуры все одинаковы. Основная трудность при выполнении состоит в преодолении тенденции к построению похожих изображений и выдвижении разнообразных идей.                                                                                                                                        Основные показатели креативности :                                                                                                       — продуктивность (беглость, скорость)   – отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных словесно или в виде рисунков, и измеряется числом ответов, соответствующих требованиям задания;                                                                                                                                                       — гибкость – характеризует способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому;                                                                                                                                       — оригинальность – предполагает способность к выдвижению новых необычных, неочевидных идей;                                                                                                                                                                                  — разработанность (степень детализации ответов) — характеризует способность наилучшим способом воплотить идею, замысел.

Классы

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Разработанность

1-2

9,0 (1,2)

7,5 (1,7)

10,3 (2,9)

22,4 (8,8)

3-4

8,9 (1,6)

7,6 (1,6)

9,7 (3,6)

31,7 (15,2)

Констатирующий этап                                     Контрольный этап


1% очень высокий


1% — очень высокий


26%высокий уровень


39% — высокий уровень


43%- средний уровень


47% средний уровень


30 низкий уровень


13%- низкий уровень

               ▪ Творческое задание  «Покажи как двигается, говорит».                                                                                                                                                                                                Ребёнку поочерёдно предлагаются открытки, картинки, фотографии с различными образами, как одушевлёнными, так и неодушевлёнными (например: изображение робота, обезьяны, машины, цветка, тучи, мяча, птицы, снежинки, телефона, травы, жука и т.д.). Ребенку необходимо показать, как двигается этот объект, как разговаривает.                                                                                                                                                                                                                                          При оценке данного задания используется трёхбалльная система: высокий уровень – образ точный, целостный; показ выразительный; средний уровень – переданы только некоторые элементы образа; показ достаточно выразительный; низкий уровень – образ не воспринят; выразительность отсутствует.

                           ▪ Творческое задание «Три краски».                                                                                                                                                                                                                Данное упражнение хорошо развивает фантазию, образное мышление, художественное восприятие. Можно использовать для младших школьников, подходит для дошкольников и подростков. Ребенку предлагается взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок? Если ему это трудно сделать, разрешается немного дорисовать рисунок, если требуется. Предлагается придумать как можно больше названий к рисунку. По данному упражнению делаются определенные выводы о фантазии, образном мышлении и художественном восприятии.    

                              ▪ Творческое задание «Озвучь роль».

 Детям предлагается поиграть в театр – озвучить роли в кукольном спектакле «Рукавичка», но озвучить так, чтобы всем зрителям было понятно какой у героя характер, голос, добрый он или злой и т.д. Форма игры в театр определяет целенаправленное развитие чувственной сферы детей, интонационное прочувствование образа.

                                 ▪ Творческое задание «Соотнеси музыку».

Детям предлагается 3 — 4 карточки с различными героями и 3 – 4 музыкальных фрагмента. Необходимо соотнести их, дать им название, показать их походку.

                                 ▪ Опросник для родителей и педагогов (Ф.Татл, Л. Беккер).                                                        В данном опроснике выделены особенности, свидетельствующие о больших потенциальных возможностях ребёнка. Минимальное количество набранных баллов – 17, максимальное – 85. Низкий уровень: 17 — 34 балла; Средний уровень: 35 — 60 баллов; Высокий уровень: 61 — 85 баллов. ОПРОСНИК Инструкция: Прочитайте каждый из следующих пунктов и определите оценку. Поставьте (Х) в том месте, которое соответствует вашему выбору: 1 – очень редко или никогда; 2 – редко; 3 – иногда; 4 – часто; 5 – почти всегда. № Особенности ребёнка 1 2 3 4 5 1 Проявляет большую любознательность в отношении различных предметов, явлений, событий. Задаёт множество вопросов, в том числе «почему?», «зачем?», «отчего?» 2 Задаёт много «умных» вопросов о том, что обычно маленьких детей не интересует 3 Точно, правильно использует много слов в своей речи 4 Проявляет способность к очень подробному рассказу или пересказу историй, фактов 5 Может вести «интеллектуальные» разговоры с другими детьми, взрослыми6 6 Склонен к серьёзным размышлениям, интересуется сложными, глобальными проблемами (например, может рассуждать о жизни и смерти и пр.) 7 Легко справляется с загадками и может их придумывать 8 Понимает сложные (для его возраста) определения, отношения. Находит общее в предметах, явлениях, даже если это не очевидно. Демонстрирует абстрактное мышление 9 Легко справляется со счётом, простыми арифметическими действиями 10 Понимает значение чисел от 1 до 10 11 Понимает значение и способы использования схем, карт лучше, чем его ровесники 12 Проявляет большой интерес к часам, календарям, может понять их функции 13 Проявляет большое желание учиться, приобретать новые знания, навыки 14 Проявляет способность к концентрации, сохранению внимания в течение большого периода времени, чем его сверстники 15 Легко схватывает и удерживает большое количество информации. Запоминает больше подробностей, чем другие дети 16 Проявляет острую наблюдательность 17 Проявляет одарённость в области музыки, рисования, ритмики и других областях искусства

7. Следует помнить, что посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования можно выявить лишь наличие творческих способностей, творческий потенциал ребенка, и практически невозможно выявить одаренность.                                                                                                                             8. Выявление одаренности это, как правило, процесс продолжительный, связанный с анализом образовательных, личностных, творческих успехов конкретного ребенка.                                                        9. Задача педагога как можно раньше выявить способности ребенка и создать условия для их развития; в процессе обучения по общеобразовательным (общеразвивающим) программам, с помощью диагностических методик выявлять одаренных детей и обеспечивать им педагогическую поддержк

Сравнение понятий

Цель:
методика применяется при исследовании
операций сравнения, анализа и синтеза
в мышлении детей и подростков

Описание:

Испытуемый
читает или слушает заданные пары слов
и отвечает относительно каждой пары на
вопрос: «Чем они похожи?», а затем на
вопрос: «Чем они отличаются?». Все его
ответы полностью записываются в протокол.

Исследователь
на первых примерах может разъяснить
испытуемому непонятные ему моменты, а
также должен настаивать на соблюдении
испытуемым последовательности выполнения
задания: вначале описание сходства, а
потом – различий.

Стимульный
материал:

1.
Утро – вечер

2.
Корова – лошадь

3.
Летчик – танкист

4.
Лыжи- коньки

5.
Трамвай – автобус

6.
Река – озеро

7.
Велосипед – мотоцикл

8.
Собака – кошка

9.
Ворона – рыба

10.
Лев – тигр

11.
Поезд – самолет

12.
Обман – ошибка

13.
Ботинок – карандаш

14.
Яблоко – вишня

15.
Лев – собака

16.
Ворона – воробей

17.
Молоко – вода

18.
Золото – серебро

19.
Сани – телега

20.
Воробей – курица

21.
Дуб – береза

22.
Сказка – песня

23.
Картина – портрет

24.
Лошадь – всадник

25.
Кошка – яблоко

26.
Голод – жажда

Анализ
результатов:

Учитывается
то, насколько испытуемый может выделять
существенные признаки сходства и
различия понятий. Неумение выделять
эти признаки свидетельствуют о слабости
обобщений и склонности к конкретному
мышлению.

Кроме
того, исследователю надо обратить
внимание на то, как испытуемый выполняет
требования, касающиеся заданной
последовательности при выполнении
заданий, что ему дается легче – нахождение
сходств или различий.

Дошкольники
и младшие школьники вместо выделения
общего обычно указывают на различия
объектов, поскольку за операцией
различия стоит наглядно-действенное и
наглядно-образное мышление. За указанием
на общее кроется операция введения в
отвлеченную категорию, Таким образом,
тот факт, что раньше созревает различие,
а затем обобщение, свидетельствует о
смене психологических операций, о
переходе от наглядных форм мышления к
словесно- логическому обобщению. Поэтому
для школьников особенно трудными будут
задачи таких категорий: например,
«ворона – рыба», — слова, у которых
трудно найти общее. У младших школьников
возникает операция обобщения, которая
принимает форму выделения общих
признаков, но очень часто за ней кроется
еще наглядное сравнение или введение
предметов в общую наглядную ситуацию,
для них трудны задачи категории,
например, «всадник – лошадь», слова
находятся в условиях конфликта, их очень
трудно сравнивать.

Оценивается
также логичность хода высказываний
испытуемого.

Имея
инертное, вязкое мышление, испытуемый
соскальзывает при сравнении слов со
сходств на различия или наоборот,
отвлекаясь на незначительные,
второстепенные моменты, уделяя им
большое внимание, может терять нить
рассуждений и т.д.

Источник:
Альманах психологических тестов. М.,
1995.

В
списке имеются и «несравнимые понятия»
(река — птица; стакан — петух; ботинок —
карандаш; волк — луна; ветер — соль; очки
— деньги; кошка — яблоко). Предъявляя
такую пару, не надо спешить с разъяснениями.
Если ребенок растерян, то ему можно
подсказать, что здесь встречаются слова,
которые не сравнимы. В дальнейшем такие
пояснения не делаются. Дело в том, что
эти пары слов подобраны так, что
провоцируют конкретное «ситуативное»
высказывание. Помимо конкретности
мышления, можно увидеть еще и
«соскальзывание», что свидетельствует
о неустойчивости ума. Если ученик
настаивает на сравнимости несравнимых
понятий и придумывает неестественные
объяснения — есть основание предполагать
резонерство, склонность к демагогии.
Норма 18-23 сравниваемых понятия.

Анализ
результатов.

Проводится
количественный и качественный анализ
результатов. Количественная обработка
заключается в подсчете количества
выделенных испытуемым в каждой паре
черт сходства и различия. Высокий уровень
развития операции сравнения отмечается
в том случае, когда школьник назвал
более двадцати черт, средний —
десять-пятнадцать черт, низкий — менее
десяти черт. В процессе обработки ответов
важно учесть, какие черты отметил
учащийся в большем количестве — черты
сходства или различия. часто ли он
употреблял родовые понятия.

Этот
метод имеет значение для диагностики
умственного недоразвития или отсталости.
Умственно отсталый ребёнок не сможет
выполнить задачу на отвлечение признака
и введение объектов в иерархию одной
категории и всегда будет замещать такой
ответ либо указанием на различие, либо
введением в какую-то наглядную ситуацию.
Для человека, больного шизофренией,
характерно обратное – полный отрыв от
наглядной ситуации и обобщение по
несуществующим признакам объектов.

После
проведения количественного и качественного
анализа результатов, можем заключить:
из 10 испытуемых высокий уровень развития
операций сравнения имеет только один
ребёнок, 1 – выше среднего, 2 – средний
и 6 человек имеют низкий уровень развития
операций сравнения.

Бланк
регистрации ответов по методике
«Сравнение понятий»

ФИО_____________________________
Возраст______ Дата______________________

Пара
слов

Чем
они похожи?

Чем
отличаются?

1.

Утро-вечер

2.

Корова-лошадь

3.

Лётчик-танкист

4.

Лыжи-коньки

5.

Трамвай-автобус

6.

Река-озеро

7.

Велосипед-мотоцикл

8.

Собака-кошка

9.

Ворона-рыба

10.

Лев-тигр

11.

Поезд-самолет

12.

Обман-ошибка

13.

Ботинок-карандаш

14.

Яблоко-вишня

15.

Лев-собака

16.

Ворона-воробей

17.

Молоко-вода

18.

Золото-серебро

19.

Сани-телега

20.

Воробей-курица

21.

Дуб-береза

22.

Сказка-песня

23.

Картина-портрет

24.

Лошадь-всадник

25.

Кошка-яблоко

26.

Голод-жажда

1См. Диагностика учебной деятельности
и интеллектуального развития детей/
Под ред. Д.Б.Эльконина. М., 1981 Особенности
психического развития детей
шести-семилетнего возраста/ Под ред.
Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера, 1988.

2Данные по массовому обследованию
представлены в работах: А.Л.Венгер,
Е.В.Филиппова, 1980, Диагностика учебной
деятельностии…, 1981.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Выявление особенностей логического мышления мл школьников

(1) Методика «Исключения понятий» Цель: предназначена для исследования способностей к классификации и анализу.

Инструкция: Обследуемым предлагается бланк с 17 рядами слов. В каждом ряду четыре слова объединены общим родовым понятием, пятое к нему не относится. За 5 минут обследуемые должны найти эти слова и вычеркнуть их.

1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.

3. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.

4. Лист, почва, кора, чешуя, сук.

5. Ненавидеть, призирать, негодовать, возмущаться, понимать.

6. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

7. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.

8. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

9. Успех, удача, выигрыш, спокойствие, неудача.

10 Грабеж, кража, землетрясение, поджег, нападение.

11. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.

12. Глубокий, низкий, светлый, высокий, длинный.

13. Хата, шалаш, дым, хлев, будка.

14. Береза, сосна, дуб, ель, сирень.

15. Секунда, час, год, вечер, неделя.

16. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

17. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.

Обработка результатов

Оценка в баллах

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Кол-во правильных ответов

17

16

15

14

12-13

11

10

9

8

16-17 – высокий, 15-12 – средний уровень, 11-8 – низкий, меньше 8 – очень низкий.

(2)Методика « Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах».

Все это операции мышления, оценивая которые мы можем судить о степени развитости у ребенка интеллектуальных процессов.

Ребенку задаются вопросы и по правильности ответов ребенка устанавливаются данные особенности мышления.

1. Какое из животных больше: лошадь или собака?

2. Утром люди завтракают. А что они делают принимая пищу днем и вечером?

3. Днем на улице светало, а ночью?

4. Небо голубое, а трава?

5. Черешня, груша, слива и яблоко – это…?

6. Почему когда идет поезд, опускают шлагбаум?

7. Что такое Москва, Киев, Хабаровск?

8. Который сейчас час (Ребенку показывают часы и просят назвать время), (Правильный ответ такой, в котором указаны часы и минуты).

9. Молодую корову называют телка. А как называют молодую собаку и молодую овцу?

10. На кого больше похоже собака: на кошку или на курицу? Ответь и объясни почему ты так считаешь.

11. Для чего нужны автомобилю тормоза? (Правильным считается любой разумный ответ, указывающий на необходимость гасить скорость автомобиля)

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? (Правильный ответ указывают, что это инструменты, выполняющие в чем то похожие функции).

13. Что есть общего между белкой и кошкой? (В правильном ответе должны быть указаны как минимум два объясняющих признака).

14. Чем отличается гвоздь, винт и шуруп друг от друга. (Правильный ответ: гвоздь гладкий по поверхностям, а винт и шуруп – нарезные, гвоздь забивают молотком, а винт и шуруп вкручивают).

15. Что такое футбол, прыжки в длину и в высоту, теннис, плавание.

16. Какие ты знаешь виды транспорта (в правильном ответе как минимум 2 вида транспорта).

17. Чем отличается старый человек от молодого? (правильный ответ должен содержать в себе хотя бы два существенных признака).

18. Для чего люди занимаются физкультурой и спортом?

19. Почему считается плохо, если кто-нибудь не хочет работать?

20. Для чего на письмо необходимо наклеивать марку? (Правильный ответ: марка – это знак уплаты отправителем стоимости пересылки почтового отправления).

Обработка результатов.

За каждый правильный ответ на каждый из вопросов ребенок получает по 0,5 балла так что максимальное количество баллов, которое он может получить в этой методике равно 10.

Замечание! Правильным могут считаться не только те ответы, которые соответствуют приведенным примерам, но и другие, достаточно разумные и отвечающие смыслу поставленного перед ребенком вопроса. Если у проводящего исследование нет полной уверенности в том, что ответ ребенка абсолютно правильный, и в то же самое время нельзя определенно сказать что он не верный, то допускается ставить ребенку промежуточную оценку – 0,25 б.

Выводы об уровне развития.

10 баллов – очень высокий

8-9 баллов – высокий

4-7 баллов – средний

2-3 балла – низкий

0-1 балл – очень низкий

(3) Методика «Последовательность событий» (предложена Н.А. Бернштейном).

Цель исследования: определить способность к логическому мышлению, обобщению, умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения.

Материал и оборудование: сложенные картинки (от 3 до 6) на которых изображены этапы какого-либо события. Ребенку показывают беспорядочно разложенные картинки и дают следующую инструкцию.

«Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых изображено какое-то событие. Порядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, что бы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай переложи картинки, как считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено: если ребенок правильно установил последовательность картинок, но не смог составить хорошего рассказа, необходимо задать ему несколько вопросов, чтобы уточнить причину затруднения. Но если ребенок, даже с помощью наводящих вопросов не смог справиться с заданием, то такое выполнение задания рассматривается как неудовлетворительное.

Обработка результатов.

1. Смог найти последовательность событий и составил логический рассказ – высокий уровень.

2. Смог найти последовательность событий, но не смог составить хорошего рассказа, или смог но с помощью наводящих вопросов – средний уровень.

3. Не смог найти последовательность событий и составить рассказ – низкий уровень.

(4) Методика «сравнение понятий». Цель: Определить уровень сформированности операции сравнения у младших школьников.

Методика заключается в том, что испытуемому называют два слова, обозначающие те или иные предметы или явления, и просят сказать, что общего между ними и чем они отличаются друг от друга. При этом экспериментатор все время стимулирует испытуемого в поиске возможно большего кол-ва черт сходства и различия между парными словами: «Чем еще они похожи?», «Еще чем», «Чем еще они отличаются друг от друга?»

Список слов сравнения.

Утро – вечер

Корова – лошадь

летчик – тракторист

лыжи – кошки

собака – кошка

трамвай – автобус

река – озеро

велосипед – мотоцикл

ворона – рыба

лев – тигр

поезд – самолет

обман – ошибка

ботинок – карандаш

яблоко – вишня

лев – собака

ворона – воробей

молоко – вода

золото – серебро

сани – телега

воробей – курица

дуб – береза

сказка – песня

картина – портрет

лошадь – всадник

кошка – яблоко

голод – жажда.

Можно выделить три категории задач, которые применяются для сравнения и различия поколений.

1) Испытуемому даются два слова, явно относящиеся к одной категории (например «корова — лошадь»).

2) Предлагаются два слова, у которых общее найти трудно и которых гораздо больше отличаются друг от друга (ворона — рыба).

3) Третья группа задач еще сложнее – это задачи на сравнение и различия объектов в условиях конфликта, где различия выражены гораздо больше чем сходство (всадник — лошадь).

Различие уровней сложности этих категорий задач зависит от степени трудности абстрагирования признаков ими наглядного взаимодействия объектов, от степени трудности включения этих объектов в определенную категорию.

Обработка результатов.

1) Количественная обработка заключается в подсчете числа черт сходства и различия.

а) Высокий уровень – школьник назвал более 12 черт.

б) Средний уровень – от 8 до 12 черт.

в) Низкий уровень – менее 8 черт.

2) Качественная обработка состоит в том, что экспериментатор анализирует, какие черты отметил учащийся в большем количестве – сходства или различия, часто ли он употреблял родовые понятия.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
  • Комбинил дуо инструкция по применению глазные капли инструкция
  • Препарат глицин форте инструкция
  • Лонгидаза таблетки инструкция по применению при фиброзе легких взрослым
  • Инструкция по судебному делопроизводству мирового судьи новгородской области
  • Инструкция к тестеру напряжения