Родной русский язык
2 класс
Создаём тексты — инструкции
Подготовила материал
учитель начальных классов
МБОУ г. Горловки «ШКОЛА № 25»
Каплуновская И.А.
Сегодня мы познакомимся с ещё одним видом текстов.
Но, давайте вспомним, что называется текстом!
два или несколько предложений связанных между собой по смыслу.
Текст — это
Какие типы текстов вы знаете?
- Текст — повествование
- Текст — описание
- Текст — рассуждение
Инструкция – это текст, в котором говорится о действиях и том порядке, в котором их следует выполнять.
Где нам встречаются тексты – инструкции?
— Рецепт и предписания врача: как, когда и в каком количестве нужно пить лекарство и как себя вести больному.
— Инструкция ( да, так и называется!), как использовать новый прибор.
— Подумайте, где ещё нам нужны инструкции.
План написания инструкции:
1. Что необходимо приготовить. Обгова-ривание условий действия. ( Вступление. )
2. Порядок действий. ( Основная часть )
3. Вывод ( Не всегда ).
Из каких частей состоит текст-инструкция?
В этом художественном тексте спрятана инструкция. Вы заметили её?
Внимательно прочитайте текст!
Сравните с тем, что у вас получилось.
Составьте на черновике инструкцию изготовления гирлянды из соломы.
Пример текста — инструкции
1.Откройте тетрадь на стр. 102
2. Прочитайте отрывок из повести
А.П. Гайдара «Чук и Гек».
3. Устно ответь на вопросы под текстом.
Подведём итог урока:
- Что нового ты сегодня узнал на уроке?
— Что такое текст – инструкция?
— Из каких частей он состоит?
— Разобрался ли ты с новой темой? Смог бы объяснить её товарищу?
- Прочитайте на стр. 103 рассказ( №2)
Татьяны Сухотиной – Толстой об изготовлении ёлочных игрушек.
2. Продолжи инструкцию на стр. 105 – 106, пользуясь планом выше.
Домашнее задание
за хорошую работу на уроке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка в 3 классе: «Обучающее изложение по теме «Текст повествование»»
Данная презенация поможет провести урок — изложение по рассказу «Зайчонок Яшка». В презентации отражены все этапы работы над изложением, включая лексическую и орфографическую подготовку, деление тек…
Конспект урока по русскому языку на тему «Текст-описание и текст-повествование»
Класс: 3
Программа: «Перспективная начальная школа»
…
Технологическая карта+ презентация+ конспект к уроку русского языка во 2 классе по теме « Текст повествование. Роль глаголов в нем».
в соответствии с фгос…
презентация по родному русскому языку 1 класс «Как одевались в старину. Мужская одежда»
В презентации представлены фотографии мужской одежды, обуви, головных уборов Древней Руси…
презентация по родному русскому языку в 1 классе на тему «Во что одевались в старину. Женский костюм»
презентация по родному русскому языку в 1 классе на тему «Во что одевались в старину. Женский костюм»…
Презентация к уроку русского языка для 2 класса. По теме «Что такое текст-повествование? Какова в нём роль глаголов?»
Класс: 2Четверть: 3Тема урока: «Что такое текст-повествование? Какова в нём роль глаголов?»Тип урока: открытие нового знания.Цель урока: создать условия для приобретения новых знаний при о…
Презентация к уроку русского языка, 4 класс «Виды текста: повествование, описание, рассуждение»
Презентация к уроку русского языка, 4 класс «Виды текста: повествование, описание, рассуждение»…
Развитие речи. Создание текста-инструкции
Ц е л ь: развитие умений создавать текст в соответствии с заданным стилем и типом речи.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник русского языка для 6 класса, авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич, издательство «Просвещение» ,раздаточный материал (тексты инструкций и памяток), презентация.
Материалом урока являются упражнения 550—552.
На доске проблемный вопрос:
Что такое инструкция?
Ход урока:
1. Оргмомент.
2. Постановка цели урока:
Сегодня на уроке мы опять будем писать сочинение, а значит совершенствовать свою устную и письменную речь.
Одно из ваших домашних заданий было составить инструкцию по выполнению домашнего задания. Сегодня нам предстоит освоить принципы построения текста-инструкции и его составление.
3.Актуализация знаний:
Как вы понимаете, что такое инструкция?
Где вам приходилось встречаться с инструкциями? (кулинарный рецепт, технический паспорт к игре).
Что же объединяет все эти тексты?
Вывод:
Инструкция – это текст, в котором говорится о действиях и том порядке, в котором их следует выполнять.
4. Работа с готовым текстом-инструкцией.
У вас на столе лежит образец текста-инструкции. Прочитайте первый текст.
— Найдите в первом тексте глаголы повелительного наклонения.
— Что выражают глаголы повелительного наклонения? (просьба, совет)
— Какую роль играют глаголы повелительного наклонения в тексте? ( главную).
— В какой части предложения стоят глаголы? В начале
План написания инструкции
-
Что необходимо приготовить для работы.
-
Порядок действий.
6. Обобщение знаний о роли глагола в инструкции:
Так что надо учесть при написании инструкции?
Вывод:
-
важную роль играют глаголы повелительного наклонения.
-
стоят в начале предложения (1,2 место)
-
употребляются в одной форме
7. Упражнения творческого характера:
Что ещё необходимо знать и уметь при написании письма-инструкции?
Прочитаем второй текст и оценим его.(ученики обнаруживают ошибки — нарушен порядок действий)
«Как приготовить борщ»
1 вариант.
Для приготовления борща вам понадобятся следующие продукты: мясо, свекла, картофель, капуста, лук.
1.Когда сварите мясо, положите в кастрюлю капусту, лук, свеклу, картофель
2.пока варите мясо, почистите свеклу, картофель.
3.Налейте воды в кастрюлю.
4. Ждите пока свариться суп.
5. доведите воду до кипения. Когда вода закипит, положите мясо.
-Восстановим правильный порядок действий, я вам помогу
«Как приготовить борщ»
1 вариант.
Для приготовления борща вам понадобятся следующие продукты: мясо, свекла, картофель, капуста, лук.
1. Налейте воды в кастрюлю.
2. доведите воду до кипения. Когда вода закипит, положите мясо.
3. пока варите мясо, почистите свеклу, картофель.
4. Когда сварите мясо, положите в кастрюлю капусту, лук, свеклу, картофель.
5. Ждите пока свариться суп.
Так что же ещё необходимо знать и уметь?
Вывод:
Надо чётко знать и выполнять порядок действий (1,2,3…)
— Найдем в этом тексте глаголы, укажем наклонение.
9. Работа с раздаточным материалом.
Прочитаем третий текст.
Перед вам инструкция по изготовлению табурета.
-Чем она отличается от первых двух?
— А что указывает на порядок действий?
— Какие слова помогут указать порядок действий? (ответы учеников: сначала, потом, затем, после, наконец и т.д.)
Порядок действий помогут указать такие слова, как сначала, потом, затем, после, наконец и т.д. Чтобы речь была красивой, следует избегать повторов.
10. Обобщение знаний о тексте-инструкции:
Итак, что надо помнить, чтобы написать письмо- инструкцию?
… (опорой служит информация, накопленная на доске в течение урока)
Несколько уроков назад мы с вами писали сочинение-рассуждение. Перед написанием сочинения мы с вами составляли план, по которому делали работу.
Для написания текста инструкции, нам он так же понадобиться.
Еще раз перечитайте все тексты, которые перед вами лежат и составьте план.
— Что же самое главное в тексте-инструкции?
— Из каких частей состоит текст-инструкция?
План написания инструкции:
1. Что необходимо приготовить для работы.
2. Порядок действий.
3. Вывод( не всегда)
12. Самостоятельная работа:
Я вам предлагаю написать свою инструкцию « Как выучить стихотворение». Употребив глаголы в форме повелительного наклонения.
Помните, выражать свои мысли надо правильно и точно.
Сказать правильно – значит по правилам русского языка.
А сказать точно – значит лучше, полнее выразить свою мысль.
16. Задание на дом: Слова орфографического тренинга П.78.
17. Итог урока:
1. Сегодня на уроке я научился …, понял…
2. Было трудно…
3. Было интересно…
КЛАСС:
6
ДАТА:
22.04.2020
ПРЕДМЕТ
: РУССКИЙ ЯЗЫК
УЧИТЕЛЬ:
ДЖЕЙХАН Е.М.
ТЕМА
: Создание
текста-инструкции
Дорогие ученики!
Ознакомьтесь с предложенными материалами
и заданиями, выполните их.
Желаю вам успешного освоения материала!
Создание текста-инструкции
Прочитайте и перепишите текст.
(1) Для некоторых людей полет в космос – это профессия. (2) Их называют
космонавтами или астронавтами. (3) Слово космонавт в переводе с греческого
означает «мореплаватель по миру». (4) В честь пятидесятилетия первого полета
человека в космос в России 2011 год объявили годом космонавтики. (5) За го_
до п_лета Ю(ю)рия Г(г)агарина в нев_сомости п_бывали собаки Б(б)елка и
С(с)трелка. (6) Их путешествие продолжалось более двадцати пяти часов.
-Определите тему текста.
-Найдите в тексте синонимы.
-Это исконно русские или заимствованные
слова?
-Найдите в тексте глаголы.
-В каком наклонении они употреблены?
-Какому из глаголов соответствует
следующая морфологическая характеристика: употреблен в изъявительном
наклонении, прошедшем времени, единственном числе и среднем роде.
— Выпишите из текста пятое предложение.
Объясните орфограммы.
Стиль
– это разновидность языка, которая обслуживает какую-либо сторону
общественной жизни, выполняет определённую функцию, отсюда его название как
функционального.
Сфера употребления |
Задача автора |
Языковые средства |
Деловые бумаги (объявление, заявление, расписка, справка, отчёт |
Дать информацию (сообщить сведения, имеющие практическое значение; |
1. Членение текста на части, иногда с цифровым обозначением; 2. Точность, однозначность, лаконичность содержания. 3. Использование книжных, официальных стандартных слов и 4. Употребление глаголов особой формы: повелительного наклонения |
Анализ текстов раздаточного материала
Примерные
рекомендации по здоровому образу жизни.
1.
Содержи своё тело в чистоте.
2.
Хорошо ешь.
3.
Играй с осторожностью.
4.
Выбирай друзей правильно.
5.
Содержи свой мир в чистоте.
6.
Лекарство не игрушка.
7.
Участвуй в вакцинации.
Комплекс
упражнений для глаз при работе с компьютером
1. Закрыть
глаза на две секунды, открыть. Повторить несколько раз.
2.
Сделать несколько вращений глазами по часовой стрелке. Затем — против
часовой стрелки. Повторить.
3.
Сфокусировать зрение на кончике указательного пальца. Сохраняя фокусировку,
переместить палец на расстояние вытянутой руки. Поднести палец к кончику
носа. Повторить.
4.
Посмотреть на ладонь. Перевести взгляд на удалённый предмет. Повторить.
Будь
осторожнее с лекарствами.
1.
Драже и таблетки не должны рассыпаться или иметь трещины, царапины,
пятна.
2.
Мази должны легко выдавливаться из тюбика единой, не расслаивающейся
густой массой.
3.
Жидкие лекарства нельзя применять, если они частично испарились
или содержат осадок в виде хлопьев.
4.
Любые лекарственные препараты нельзя употреблять без консультации со
взрослыми, лучше с врачом.
Памятка
для грибника.
1.
Собирайте только известные вам грибы.
2.
Старые, червивые и подозрительные грибы не трогайте.
3.
Пластинчатые грибы старайтесь срезать с ножкой, чтобы убедиться,
что на ней нет плёнчатого кольца.
4.
Никогда не пробуйте сырых грибов.
5.
Лучше всего собирать грибы ранним утром.
6.
Будьте в лесу заботливыми хозяевами. Не вырывайте
грибы с корнем, используйте нож, чтобы не повредить грибницу.
5.
Закрепление нового материала. Создание текста инструкции “по
аналогии”.
Задание: составить
для обучающихся начальных классов памятку “Правила эвакуации из здания
школы при пожаре”.
Обратная связь
1. Сканируйте или
сфотографируйте результат выполненной работы.
2. Сканированные
(сфотографированные) работы пришлите учителю через почту (тема письма:
класс–предмет–фамилия ученика, например: 6–русский язык –Иванов) или в группу WhatsApp.
3. Для получения
дополнительной консультации учителя обратитесь с вопросами через электронный
дневник или почту учителя.
4. Срок выполнения
работы 22.04.2020 – 23.04.2020
Педагогическая академия современного образования
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ» город Москва зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации (Минюст России) уч. № 7714058502 организует Всероссийские дистанционные бесплатные конкурсы для педагогов, воспитателей, социальных работников, школьников и дошкольников с учетом требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями и в соответствии с ч. 2 ст. 77 и п. 22 ст. 34 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.